автор: Ekaterina
13.01.2020
В статье вы найдете разбор (можно даже сказать, анализ) «Сказки о золотом петушке», специально для читательского дневника. Мы включили в него перечень главных героев, сюжет (краткое содержание), план пересказа, главную мысль и вывод.
Автор: Александр Сергеевич Пушкин
Жанр: Сказка (в стихах)
Год написания: 1834
Содержание «Сказки о золотом петушке» говорит о том, как правителя могут подвести его безрассудные решения и вера в собственную значимость. Все это приводит к гибели царского рода Дадона и его государства.
Главные герои:
Дадон — старый правитель тридевятого царства, желает покоя. В словарях «дадонами» называют неуклюжих и несуразных людей.
Мудрец — человек, который обладает многими знаниями. Он предан наукам, магии и отрекается от суеты ради служения высшим целям.
Золотой петушок — волшебный сторож тридесятого царства, символ дальновидности, правды и справедливости. Его преподносит Дадону звездочет.
Воевода — важное лицо в окружении Дадона, правит войском государя.
Сыновья Дадона — потомки царя Дадона, гибнут от рук друг друга.
Шамаханская царица — соблазнительница Дадона и его сыновей. Заполучить ее желает и мудрец.
Сюжет (краткое содержание сказки):
В далеком государстве правит старый царь Дадон. Ему досаждают соседи, земли которых царь часто разорял страшными набегами в молодости.
Дадону хочется покоя. Он обращается к «звездочету и скопцу» за помощью. Мудрец преподносит престарелому государю волшебного стража. За эту услугу он требует от царя исполнить любую просьбу, когда самому звездочету этого захочется. Дадон соглашается.
Царство преданно охраняется петушком, который сидит на спице высокого здания. Он предупреждает о любой опасности. Скоро соседи начинают снова бояться Дадона.
Но однажды государя будит страшный крик петуха. Золотая птица оборачивается на восток и замирает. О тревоге государю сообщает Воевода. Дадон собирает войско и отправляет старшего сына усмирить неприятеля.
Проходит восемь дней. Дадон не получает вестей от сына. Петушок снова кричит. В путь с ратью отправляется младший царский сын. Проходит тоже восемь дней.
Крик петуха возвещает, что нужно собрать новое войско и на девятый день отправляться в дорогу самому Дадону. Восемь дней государь движется с армией на восток. На девятый день Дадон обнаруживает побитую рать и обоих сыновей, которые убили друг друга у прекрасного шелкового шатра. Пока отец горюет, из шатра выходит прекрасная девица. Она ведет к себе Дадона. С красавицей он забывает о своем родительском горе.
Шамаханская царица отправляется вместе с Дадоном в столицу. Там их встречает звездочет. Он требует от царя отдать ему красавицу в оплату своей услуги.
Дадон сердится, приказывает схватить мудреца и бьет его жезлом. Звездочет падает замертво. Шамаханская царица смеется.
Когда государь въезжает в город, со спицы слетает петушок. Он клюет в темя Дадона и улетает, когда тот умирает. Вслед за петушком испаряется и загадочная красавица.
План пересказа:
- Старый царь Дадон мечтает о мирном правлении тридевятым государством.
- Государь просит помощи у восточного звездочета.
- Мудрец дарит Дадону золотого петушка.
- Петушок предупреждает царя о любой опасности. Соседи снова боятся нападать на страну Дадона.
- Тревожное пенье петуха и обращение птицы на восток.
- Первый сын Дадона отправляется с войском в путь.
- Через восемь дней золотой страж снова предупреждает об опасности. На помощь старшему брату спешит второй сын Дадона.
- На восьмой день после отправления младшего сына звучит третье предупреждение от петушка.
- Сам Дадон ведет войско. Через восемь дней он натыкается на шатер. Перед ним лежат побитые войска. Царь обнаруживает, что его сыновья убили друг друга.
- Дадон горюет.
- Из шатра появляется соблазнительная красавица. Дадон забывает о гибели войска, своих детей и утешается чарами Шамаханской царицы.
- Вместе с красавицей Дадон отправляется домой.
- В столице его встречает звездочет. Он требует отдать ему Шамаханскую царицу за свои услуги.
- Дадон рассержен. Он убивает звездочета одним ударом жезла. Царица хохочет.
- В столице к царю спускается со спицы золотой петушок. Он клюет Дадона в темя, царь погибает. Петушок улетает. Шамаханская царица испаряется.
Главная мысль:
Следует уважать соседей и помнить, что за каждый поступок придется ответить.
Вывод:
Царь Дадон теряет семью, государство и жизнь в короткое время. Все потому, что он отказывается от собственного слова, поддается чарам Шамаханской царицы и слишком скоро забывает о гибели сыновей. Сказка показывает, что нельзя нарушать обещания, поддаваться соблазнам и отказываться от предложенного жизнью искупления.
Анализ сказки для читательского дневника предоставила vesnushka07.
Советую посмотреть:
Пушкин, «Сказка о царе Салтане», краткое содержание
Эпитеты в русских сказках
Не жадничаем, делимся в соцсетях, если статья оказалась полезной::
Обращение к конкретным текстам пушкинских сказок показывает, что Пушкин тщательно изучал народную сказку и постепенно достиг почти совершенного подражания её форме. Однако в непонятные для современного читателя образы, символы, мотивы, связанные с архаикой и «историческими корнями» сказки, поэт вносил живое, всегда актуальное содержание.
«Сказка о золотом петушке» сравнительно мало привлекала внимание исследователей. Попытки найти источники этой сказки в мировом фольклоре не увенчались успехом. Заметную роль в этих поисках сыграла статья Ахматовой «Последняя сказка Пушкина» (1933), в которой она выявила источник сюжета пушкинской сказки. Это новелла Вашингтона Ирвинга «Легенда об арабском звездочёте», переведённая в России в 1823 году и известная Пушкину.
Сопоставление сюжетов этих двух произведений убеждает в их почти полном сходстве. Но тем разительнее их несходство. Пушкинский Дадон и мавританский король Ирвинга в молодости были грозными воинами, но состарились, утратили силу и решили отдохнуть. Обоим им был преподнёсен чудесный дар: золотой у Пушкина и медный у Ирвинга петушок. Но в новелле Ирвинга петушок всего лишь талисман. У Пушкина же петушок — живой и полноправный персонаж.
В обоих произведениях войско царя отправляется в поход и привозит соответственно готскую принцессу и шамаханскую царицу. Но у Пушкина царица становится яблоком раздора: в ссоре из-за неё погибли сыновья Дадона, да и сам он, забыв о горе, поддался её чарам.
Шамаханская царица — образ, заимствованный из сказки Катенина «Княжна Милуша». Это ведьма-оборотень, внезапно явившийся и исчезнувший призрак, посланный герою как испытание его верности княжне Милуше.
Пушкинская царица тоже появляется для испытания Дадона. Но испытываются совсем другие его качества: родительские чувства и царский долг. Самое значительное несовпадение мы видим в сцене расплаты. В легенде Ирвинга звездочёт — женолюб, ему не нужны другие награды, так как он владеет волшебной книгой Соломона.
У Пушкина отказ звездочёта от других наград и требование отдать ему царицу ничем не мотивированы внешне. В черновиках поэт называл звездочёта шамаханским, то есть союзником и соплеменником царицы, потому он её и требует в награду.
Развязка сказки существенно отличается от развязки новеллы. В новелле волшебный флюгер просто перестаёт предупреждать короля об опасности. У Пушкина он является орудием казни царя-клятвопреступника. Такая трансформация мотивов, возможно, произошла из-за влияния русских народных сказок.
Образ Дадона явно снижен. Само его имя взято из «Сказки о Бове-королевиче», где Дадон — злой и жестокий царь. У Ирвинга король и звездочёт изображены одинаково иронично. У Пушкина звездочёт – таинственный мудрец, «весь как лебедь поседелый». Стилистикой народной сказки объясняются просторечия и разговорные конструкции, а также фольклорная лексика: «побитая рать», «побоище». Фольклорен и традиционный зачин:
Негде, в тридевятом царстве,
В тридесятом государстве …
Ни в одной другой сказке Пушкина фольклорные элементы не выглядят столь явной бутафорией, скрывающей политический смысл. Ахматова увидела в сказке намёк на Александра I или Николая I и биографическую подоплёку. Так, она обратила внимание на замену чернового текста «Но с царями плохо вздорить» на беловой «Но с иным накладно вздорить». Ещё в черновике была фраза:
Сказка ложь, да нам урок,
А иному и намёк, заменённая на типично фольклорный оборот:
Сказка ложь, да в ней намёк!
Добрым молодцам урок.
Иначе политические аллюзии были бы слишком прозрачны. И так критика встретила сказку холодно.
Большинство исследователей, не в силах отрицать сходство указанных произведений, либо полностью приняли гипотезу Ахматовой, либо попытались ослабить её соображениями о более важной, по их мнению, стилистической и жанровой близости пушкинской сказки к русскому сказочному фольклору.
Известно, что в русских сказках встречаются «золотые звери»: конь, свинка или котик, но «золотой петушок» как самостоятельный сказочный персонаж нигде не встречается (за исключением детской песенки «Петушок, петушок, золотой гребешок»). Но если в сказке Пушкина появилась «золотая рыбка», то здесь мог оказаться и «золотой петушок» того же происхождения.
Соединяя известные литературные источники и отдельные фольклорные детали, Пушкин создал совершенно русскую сказку. Ахматова определила тему «Сказки» как неисполнение царского слова. Это повлекло за собой кару, которую осуществил петушок.
Петух — это солнечная птица: он вестник солнца. Но он символизирует и солнечный огонь, всё поглощающий. Красный петух – символ пожара. Огонь — очистительная стихия. Таким образом, петух символизирует победу света над силами тьмы и зла. В христианскую эпоху в связи с этим ему приписывалась бдительность, поэтому самой распространённой формой флюгера был петух. Пушкин соединяет эти значения, а эпитет «золотой» означает сверхъестественную, сакральную при роду петушка. Он вершитель справедливости. Царь нарушил не только человеческие, но и высшие законы, и он наказан.
«Сказка О золотом петушке» — это последняя из сказок Пушкина. Можно сказать,
что в ней наиболее чётко воплотились поиски Пушкина в области сказочного жанра.
Она наиболее моралистична и в этом смысле наименее связана с фольклорной сказкой, в которой темы неисполнения царского слова нет вообще. Может быть, этим и объясняется отсутствие фольклорных источников этой сказки. Она более «литературна» и наиболее отчётливо связывает сказки с другими произведениями Пушкина 1830-х годов.
- Сочинения
- По литературе
- Пушкин
- Анализ сказки О золотом петушке
Внимание литературоведов редко обращалось в сторону этого произведения, именно поэтому о нем так мало информации. Особый интерес к сказке проявила Ахматова, которой удалось найти оригинал переложенной истории. Новелла «Легенда об арабском звездочете» Ирвинга послужила идейным вдохновителем для сказки Пушкина. Сравнивая эти две истории, можно увидеть, как они сильно похожи, но, одновременно, разные. Большинство исследователей не принимают тот факт, что сказка Пушкина не оригинальна, остальные же смирились с этой точкой зрения.
Главный герой сказки — петушок. Он является солнечная птица, представляющая собой солнечный всепоглощающий огонь. Петух олицетворяет собой победу света над тьмой, добра над злом. Именно поэтому по старым поверьям тьма покидала мир с первыми криками петуха. Считалось, что его крик способен прогонять злых духов. В сказке Пушкина петушок является сверхсильным существом, способным вершить правосудие и справедливость. Если в начале петушок был предметом гордости, эдаким золотым подарком, то в конце истории узнаем, что как такового блага петушок не сделал.
Текст сказки полностью пронизан множеством архаизмов и историзмов, встречаются эпитеты, олицетворения и сравнения. Для придания тексту самобытности автор использует тавтологические словосочетания — быль и небыль, было ль, не было ль и др.
Эта сказка является последней сказкой, написанной Александром Сергеевичем. Поэтому можно смело заявить, что она является истинным воплощением всего того, чему научился Пушкин за все время написания сказок.
В сказке больше морали, чем во всех остальных. Следовательно меньше фольклорных и сказочных начинаний, в отличии от остальных. Эту сказку никогда не называли русской народной, потому что в ней отсутствуют главные черты такой сказки: волшебные предметы, зачин, герои-помощники и т. д.
Мораль сказки заключается в том, что сказанное слово необходимо сдержать. А если не получается, то не стоило и вовсе его говорить. Не стоит разбрасываться словами, необходимо обдумывать абсолютно все, что собираешься сказать.
Основная суть сказки, проста — в первую очередь стоит надеяться лишь на себя. Не стоит доверять решение того или иного вопроса магии, ведь от нее не знаешь чего ожидать. Не стоит быть жадным и корыстолюбивым, ведь за все рано или поздно придется заплатить. А, как показывает история Додона, цена за «грехи» может быть очень высока.
Анализ №2
Конкретные темы сказок и произведений Пушкина показывают, что он достаточно точно знает народное творчество и умеет грамотно его интерпретировать, поэтому он с легкостью подражает тому, чему научился. Автор вносит всегда живое и актуальное содержание для существующих символов и образов, которые достаточно устарели для читателя того времени.
Произведение, получившее название «Сказка о золотом петушке», привлекает внимание исследователей, но они не смогли найти источник в виде народной сказки. Ахматова даже написала статью в 1933 году, где указала источник, она сказала, что основой вдохновения является новелла «Легенда об арабском звездочете», написанная Вашингтоном Ирвингом и переведенная только в 1823 году.
Если сопоставить два сюжета, то можно увидеть очевидное сходство, но нельзя сказать, что это является полным, подражаем одного произведения другому. Дадон, как и царь Ирвинг в другом произведении, ранее были сильными и могущественными, но теперь решили отойти на покой. Каждому из них преподнесли подарок, одному золотого петушка, а второму медного. Но вот в повествовании Ирвинга животное – это просто талисман, а в повествовании Пушкина становится живым и полноправным персонажем.
Образ Шамаханской царицы Пушкин взял из другого произведения, его вдохновляет образ Катерины из сказки под названием «Княжна Милуша». Там она является ведьмой и оборотнем, которая появляется внезапно и исчезает также внезапно, да и вообще он послан главному герою как настоящее испытание.
Так и в произведении Пушкина Шамаханская царица появляется для испытаний царя Дадона. Только вот испытываются совсем другие качества, такие как чувства к своим детям и ответственность перед государством.
Главным различием является финал произведения, если же у Ирвинга – звездочет не хочет других наград, он владеет книгой Соломона, то у Пушкина, мотивация героя ничем не объяснена. В черновиках можно прочитать, что звездочет был шамаханским, поэтому стоит предположить, что он являлся союзником царицы, поэтому старался вызволить ее. Только вот в оригинале данная подробность была исключена, автор исключает ее, поэтому подробность опускается, а читатель совершенно не понимает, зачем ему царица. Остается только догадываться и приписывать звездочету свои мотивы, быть может он был влюблен в царицу, а быть может им двигали совершенно иные мотивы, остается только предполагать.
Также читают:
Картинка к сочинению Анализ сказки О золотом петушке
Популярные сегодня темы
- Желтый цвет в романе Преступление и наказание сочинение
Роман «Преступление и наказание» написан великим и известным русским писателем девятнадцатого века Федором Михайловичем Достоевским. В своем произведении автор придал большое значение цветам, в который окрашена действительность в романе
- Характеристика героев пьесы На дне Горького сочинение
В своей гениальной пьесе «На дне» Максим Горький собрал людей разного сословия и происхождения, волей судьбы оказавшихся на «дне» жизни.
- Образ Петербурга в романе Евгений Онегин Пушкина сочинение
В своем романе «Евгений Онегин» А.С. Пушкин в красках изобразил русскую географию рубежа двадцатых — тридцатых годов девятнадцатого века. Ему удалось точно и подробно показать как жителей провинции, так и столичных обывателей
- Герои пьесы Островского Свои люди — сочтемся!
Пьеса А. Н. Островского «Свои люди – сочтемся!» рассказывает о жизни купеческой среды. Каждый образ раскрывается с помощью мельчайших деталей.
- Сочинение Примеры материнской любви из жизни
Любовь матери к своим детям была во все времена невероятно мощной движущей силой. Она приводила в восхищение многих поэтов, писателей, художников и давала им вдохновения для творения истинных произведений искусства.
Урок литературного чтения
4 класс
«А. С. Пушкин. Сказка о золотом петушке»
Немыкина Л. А., учитель начальных классов
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 33 г. Белгорода»
Цели урока: 1)организовать деятельность детей для знакомства со «Сказкой о золотом петушке» А. С. Пушкина как одним из жанров произведений писателя;
2)содействовать развитию умения определять точку зрения автора и выражать свое отношение к произведению, героям;
3)способствовать совершенствованию навыка выразительного чтения;
4) создать условия для воспитания интереса к художественной литературе, желания читать книги.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.
Ход урока
1. Организационный момент
— Сегодня мы продолжаем знакомиться с произведениями А. С. Пушкина.
Учащиеся рассматривают портрет
2. Актуализация знаний
Сценка «А. С. Пушкин и няня». Ученица, одетая как няня, сидя на стуле, вяжет носок. Рядом сидит А. С. Пушкин и, смотря в окно, сочиняет стихи:
Наша ветхая лачужка
И печальна и темна.
Что же ты, моя старушка,
Приумолкла у окна?
Или бури завываньем
Ты, мой друг, утомлена,
Или дремлешь под жужжаньем
Своего веретена?
— Ребята, вы узнали этих людей?
— Верно. Это наш замечательный поэт А. С. Пушкин и его няня Арина Родионовна.
Рассматривание портрета
Арина Родионовна знала много сказок и была мастерицей их рассказывать. Впоследствии великий поэт скажет: «Что за прелесть эти сказки! Каждая из них – поэма!»
Рассматривание иллюстрации
— Давайте вспомним, какие сказки написал А. С. Пушкин.
Ребята называют сказки.
(«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди», «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о медведихе», которую Пушкин так и не дописал.)
На экран последовательно выводятся названия сказок.
— А сейчас проверим, насколько хорошо вы знаете сказки Пушкина. Для этого вам нужно разгадать кроссворд. Самостоятельная работа.
— Если вы кроссворд разгадаете правильно, то в выделенном столбике появится известное вам слово.
Ребята получают кроссворды.
-
1.
2.
3.
4.
5.
6.
-
Один из главных героев «Сказки о попе и работнике его Балде».
-
Герой сказки «Золотой петушок».
-
Сказочные предметы белочки из «Сказки о царе Салтане…».
-
Волшебный предмет, который помогал Царице из «Сказки о мертвой царевне…».
-
Так звали королевича в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях».
-
Орудие труда, которое помогало старику ловить рыбу в сказке «О рыбаке и рыбке».
Проверяют самостоятельно.
— Сегодня мы познакомимся со «Сказкой о золотом петушке».
Рассматривание обложки
3. Работа над «Сказкой о золотом петушке»
(учебник «Литературное чтение, часть первая, Ефросинина Л. А., с. 60 -64»)
а) словарная работа в парах
— В этой сказке нам встретится много устаревших слов. Попробуйте сами определить их значение.
(Учащиеся получают листочки, на которых в одном столбике написаны слова, а в другом их значения. Ребята должны стрелочкой соединить слово с его лексическим значением)
Негде черт, нечистая сила
Ратные дела доспехи, броня
Рать восьмой
Лихие где-то
Инда восточный головной убор
Скопец, мудрец даже
Бранной военные, боевые
Стан войско
Шеломы злые
Осьмой старец
Латы военной от слова брань
Сарачинская шапка шлемы
Бес военный лагерь
Проверка: учащиеся называют слово и его значение. На экране появляется стрелка, которая показывает правильный ответ.
б) чтение сказки учителем и сильными учениками
4. Физкультминутка
5. Продолжение работы над сказкой
в) работа по содержанию
— Почему это произведение можно назвать сказкой?
— Назовите героев сказки.
— Как Пушкин относится к Дадону? Каким он его «нарисовал»?
(ответы детей)
— Докажите, что он был грозным. (Смолоду был грозен он…)
— В чем проявилась его беспомощность? (Вот он с просьбой о помоге…)
— Злой. (Со злости инда плакал царь Дадон..)
— А можно ли назвать царя глупым? ( Да, т.к. пообещал выполнить первую же волю мудреца, не думая о последствиях).
— А вы знаете, что имя Дадон означает неуклюжий, нескладный, несуразный человек. Поэтому Пушкин его так и назвал.
— Держит ли царь данное им слово? (Я, конечно, обещал, Но всему же есть граница! И зачем тебе девица? Полно, знаешь ли, кто я?) (Не держит данное им слово)
— В чем проявляется жестокость царя? (Царь хватил его жезлом По лбу; тот упал ничком, Да и дух вон.)
— Каким героем является царь: положительным или отрицательным?
Последовательно появляются слова, характеризующие царя Дадона.
— В сказках всегда есть добро и зло. Если Дадон олицетворение зла, то кто является символом добра и справедливости? (Петушок).
— Какими качествами Пушкин наделил золотого петушка? (Верный, ответственный, справедливый).
— Докажите, что петушок был справедливым и верным. (Верный сторож как со сна… Встрепенулся, клюнул в темя И взвился…и в то же время С колесницы пал Дадон…)
— В чем проявилась ответственность петушка? (Трижды спасал государство от набегов врагов).
Проверка
г) самостоятельная работа в тетради «Литературное чтение № 1»
— Выполните задание № 2, с. 45
Задание № 2
-Чему учит сказка? Выберите ответ или напишите свой.
защищать свое царство ____________________
владеть золотым петушком ____________________
держать данное слово ____________________
Проверка
— Подберите пословицу, которая выражает главную мысль произведения.
Ребята читают и выбирают правильный ответ
6. Обобщение
-Наш урок мне хочется закончить словами
«Сказка ложь, да в ней намек!
Добрым молодцам урок!»
— Как вы понимаете эти слова?
Дети читают
7. Рефлексия
8. Итог урока
9. Домашнее задание: подготовить выразительное чтение отрывка из сказки.
Литература:
-
Конодюк О. Как Арина Родионовна, няня А. Пушкина, стала для поэта «наперсницей волшебной старины»? // Интернет- журнал Школа Жизни.ру. http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-36844/
-
Сказки Пушкина. Сказка о золотом петушке. Картинки http://www.skazkivcem.com/index.php/en/skazki-pushkina/skazka-o-zolotom-petushke