В одном селе живёт крестьянин. У него три сына: старший — Данило — умный, средний — Гаврило — «и так, и сяк», младший — Иван — дурак. Братья зарабатывают на жизнь тем, что выращивают пшеницу, отвозят её в столицу и там продают. Вдруг случается беда: кто-то по ночам начинает вытаптывать посевы. Братья решают дежурить по очереди в поле, с тем чтобы узнать, кто же это такой. Старший и средний братья, испугавшись холода и ненастья, уходят с дежурства, так ничего и не выяснив. Когда же приходит черёд младшего брата, он идёт в поле и видит, как в полночь появляется белая кобылица с длинной золотой гривой. Ивану удаётся вспрыгнуть кобылице на спину, и она пускается вскачь. Наконец, устав, кобылица просит Ивана отпустить её, обещая родить ему трёх коней: двух — красавцев, которых Иван, если захочет, может продать, а третьего — конька «ростом только в три вершка, на спине с двумя горбами да с аршинными ушами» — Ивану нельзя отдавать никому ни за какие сокровища, потому что он будет Ивану лучшим товарищем, помощником и защитником. Иван соглашается и отводит кобылицу в пастушеский балаган, где спустя три дня кобылица и рожает ему трёх обещанных коней.
Через некоторое время Данило, случайно зайдя в балаган, видит там двух прекрасных золотогривых коней. Вдвоём с Гаврилой они решают тайком от Ивана отвести их в столицу и там продать. Вечером того же дня Иван, придя, как обычно, в балаган, обнаруживает пропажу. Конёк-Горбунок объясняет Ивану, что произошло, и предлагает догнать братьев. Иван садится на Конька-Горбунка верхом, и они мгновенно их настигают. Братья, оправдываясь, объясняют свой поступок бедностью; Иван соглашается на то, чтобы продать коней, и все вместе они отправляются в столицу.
Остановившись в поле на ночлег, братья вдруг замечают вдали огонёк. Данило посылает Ивана принести огоньку, «чтобы курево раз-весть». Иван садится на Конька-Горбунка, подъезжает к огню и видит что-то странное: «чудный свет кругом струится, но не греет, не дымится». Конёк-Горбунок объясняет ему, что это — перо Жар-птицы, и не советует Ивану подбирать его, так как оно принесёт ему много неприятностей. Иван не слушается совета, подбирает перо, кладёт его в шапку и, возвратившись к братьям, о пере умалчивает.
Приехав утром в столицу, братья выставляют коней на продажу в конный ряд. Коней видит городничий и немедленно отправляется с докладом к царю. Городничий так расхваливает замечательных коней, что царь тут же едет на рынок и покупает их у братьев. Царские конюхи уводят коней, но дорогой кони сбивают их с ног и возвращаются к Ивану. Видя это, царь предлагает Ивану службу во дворце — назначает его начальником царских конюшен; Иван соглашается и отправляется во дворец. Братья же, получив деньги и разделив их поровну, едут домой, оба женятся и спокойно живут, вспоминая Ивана.
А Иван служит в царской конюшне. Однако через некоторое время царский спальник — боярин, который был до Ивана начальником конюшен и теперь решил во что бы то ни стало выгнать его из дворца, — замечает, что Иван коней не чистит и не холит, но тем не менее они всегда накормлены, напоены и вычищены. Решив выяснить, в чем тут дело, спальник пробирается ночью в конюшню и прячется в стойле. В полночь в конюшню входит Иван, достаёт из шапки завёрнутое в тряпицу перо Жар-птицы и при его свете начинает чистить и мыть коней. Закончив работу, накормив их и напоив, Иван тут же в конюшне и засыпает. Спальник же отправляется к царю и докладывает ему, что Иван мало того, что скрывает от него драгоценное перо Жар-птицы, но и якобы хвастается, что может достать и самоё Жар-птицу. Царь тут же посылает за Иваном и требует, чтобы он достал ему Жар-птицу. Иван утверждает, что ничего подобного он не говорил, однако, видя гнев царя, идёт к Коньку-Горбунку и рассказывает ему о своём горе. Конёк вызывается Ивану помочь.
На следующий день, по совету Горбунка получив у царя «два корыта белоярова пшена да заморского вина», Иван садится на конька верхом и отправляется за Жар-птицей. Они едут целую неделю и наконец приезжают в густой лес. Посреди леса — поляна, а на поляне — гора из чистого серебра. Конёк объясняет Ивану, что сюда ночью к ручью прилетают Жар-птицы, и велит ему в одно корыто насыпать пшена и залить его вином, а самому влезть под другое корыто, и, когда птицы прилетят и начнут клевать зерно с вином, схватить одну из них. Иван послушно все исполняет, и ему удаётся поймать Жар-птицу. Он привозит её царю, который на радостях награждает его новой должностью: теперь Иван — царский стремянной.
Однако спальник не оставляет мысли извести Ивана. Через некоторое время один из слуг рассказывает остальным сказку о прекрасной Царь-девице, которая живёт на берегу океана, ездит в золотой шлюпке, поёт песни и грает на гуслях, а кроме того, она — родная дочь Месяцу и сестра Солнцу. Спальник тут же отправляется к царю и докладывает ему, что якобы слышал, как Иван хвастался, будто может достать и Царь-девицу. Царь посылает Ивана привезти ему Царь-девицу. Иван идёт к коньку, и тот опять вызывается ему помочь. Для этого нужно попросить у царя два полотенца, шитый золотом шатёр, обеденный прибор и разных сластей. Наутро, получив все необходимое, Иван садится на Конька-Горбунка и отправляется за Царь-девицей.
Они едут целую неделю и наконец приезжают к океану. Конёк велит Ивану раскинуть шатёр, расставить на полотенце обеденный прибор, разложить сласти, а самому спрятаться за шатром и, дождавшись, когда царевна войдёт в шатёр, поест, попьёт и начнёт играть на гуслях, вбежать в шатёр и её схватить. Иван успешно выполняет все, что велел ему конёк. Когда они все возвращаются в столицу, царь, увидев Царь-девицу, предлагает ей завтра же обвенчаться. Однако царевна требует, чтобы ей достали со дна океана её перстень. Царь тут же посылает за Иваном и отправляет его на океан за перстнем, а Царь-девица просит его по пути заехать поклониться её матери — Месяцу и брату — Солнцу. И на другой день Иван с Коньком-Горбунком снова отправляются в путь.
Подъезжая к океану, они видят, что поперёк него лежит огромный кит, у которого «на спине село стоит, на хвосте сыр-бор шумит». Узнав о том, что путники направляются к Солнцу во дворец, кит просит их узнать, за какие прегрешенья он так страдает. Иван обещает ему это, и путники едут дальше. Вскоре подъезжают к терему Царь-девицы, в котором по ночам спит Солнце, а днём — отдыхает Месяц. Иван входит во дворец и передаёт Месяцу привет от Царь-девицы. Месяц очень рад получить известие о пропавшей дочери, но, узнав, что царь собирается на ней жениться, сердится и просит Ивана передать ей его слова: не старик, а молодой красавец станет её мужем. На вопрос Ивана о судьбе кита Месяц отвечает, что десять лет назад этот кит проглотил три десятка кораблей, и если он их выпустит, то будет прощён и отпущен в море.
Иван с Горбунком едут обратно, подъезжают к киту и передают ему слова Месяца. Жители спешно покидают село, а кит отпускает на волю корабли. Вот он наконец свободен и спрашивает Ивана, чем он ему может услужить. Иван просит его достать со дна океана перстень Царь-девицы. Кит посылает осетров обыскать все моря и найти перстень. Наконец после долгих поисков сундучок с перстнем найден, и Иван доставляет его в столицу.
Царь подносит Царь-девице перстень, однако она опять отказывается выходить за него замуж, говоря, что он слишком стар для неё, и предлагает ему средство, при помощи которого ему удастся помолодеть: нужно поставить три больших котла: один — с холодной водой, другой — с горячей, а третий — с кипящим молоком — и искупаться по очереди во всех трёх котлах. Царь опять зовёт Ивана и требует, чтобы он первым все это проделал. Конёк-Горбунок и тут обещает Ивану свою помощь: он махнёт хвостом, макнёт мордой в котлы, два раза на Ивана прыснет, громко свистнет — а уж после этого Иван может прыгать даже в кипяток. Иван все так и делает — и становится писаным красавцем. Увидев это, царь тоже прыгает в кипящее молоко, но с другим результатом: «бух в котёл — и там сварился». Народ тут же признает Царь-девицу своей царицей, а она берет за руку преобразившегося Ивана и ведёт его под венец. Народ приветствует царя с царицей, а во дворце гремит свадебный пир.
Пересказала Н. В. Соболева. Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русская литература XIX века / Ред. и сост. В. И. Новиков. — М. : Олимп : ACT, 1996. — 832 с.
Сочинение про сказку Конек-Горбунок
Мне нравится эта сказка потому, что она в стихах написана! Вообще, пора все сказки на стихотворный язык перевезти. Например, почему не написать в стихах «Аленький цветочек»? Или «Три мушкетера»… Только без песен, а то мюзикл получится.
И ещё потому нравится, что тут есть волшебное животное – друг, который помогает герою выполнить всё. Почти кот в сапогах! Только у того был немного вредный характер, а конёк просто умный и добрый. Кот в наследство достался, оказался прямо джекпотом, а конек просто похож на Ивана – такой же бестолковый. То есть там старшие братья были умными и красивыми, сильные и деловые, а Иван – дураком. Так и кобылица волшебная подарила этой семье за вытоптанные поля жеребят: двоих нормальных, даже очень хороших (их в царскую конюшню взяли), а одного – горбатого. Но она так просто своих детей подарила, что знала, наверное, — они к ней вернуться. И сами за себя постоят!
А Иван-то с этими жеребятами и карьеру сделал в конюшне царской, и омолодился, хотя ему особо не надо было, и на принцессе женился, устранив конкурента в кипятке!.. И вроде Ваня не виноват!
Никто от Ивана такого успеха не ожидал, но дуракам, как говорится, везёт. Главное, что у Вани этого сердце доброе, он даже кобылу ту не обидел! А его братья думали, что такие крутые, поэтому плохо относились к братьям нашим меньшим, к собственному брату и женщинам. Кстати, вот тот же «Аленький цветочек» или «Царевна лягушка», в сказке про царевну-лебедь в «Шреке», хотя вот это совсем и не отвратительно, везде опять про то, что внешность – не главное. Но сказки, наверное, забываются… И кажется, что главней внешность, бренд, диплом. Хотя и в этой сказке принцесса не захотела выходить за старика – заставила его омолаживаться радикально, в котле с кипятком. Тут мне всегда казалось слишком уж это радикально, жестоко, хотя царь и был вредным, но уж варить его заживо не очень гуманно!
В сказке много всяких моментов забавных. Наверное, каждый своё находит. Но сказка-урок, это известно. Нужно стараться что-то важное из неё вынести. Тут больше про внешность… И не просто вынести, а применить к себе. Для меня, к слову, эта сказка о хорошем, хоть и горбатом, друге.
Популярные сочинения
- Сочинение Ермил Гирин в поэме Кому на Руси жить хорошо (Образ и характеристика)
Образ Ермила Гирина особо выделяется на фоне простых русских крестьян в произведении Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Казалось бы, простой мужик, как говорится - Сочинение на тему Весна в лесу
Долгожданная весна приходит в каждый уголок нашего города. Она заглянет и под мостик, где начинает звенеть ручей, и пройдется по дорогам, оставив за собой следы в виде грязи. Но особые чувства от наступления весенней поры - Футуризм в творчестве Маяковского
Владимир Маяковский один из величайших поэтов 20 века. Споры о значении его творчества начались с момента появления его произведений и не закончились сейчас. Особенно обсуждалась связь Маяковского с футуризмом.
Вариант 4
Сказка «Конек-горбунок», принадлежащая перу русского писателя П.П. Ершова, написана в стихотворной форме. И именно это замечательное произведение, которое по праву относят к числу выдающихся шедевров отечественной литературы, навсегда обессмертило имя своего автора.
Сюжет «Конька-горбунка» создан на основе мотивов русских народных сказок. Примеров сочинений подобного жанра в отечественной литературе насчитывается немного. Можно даже утверждать, что «Конек-горбунок» — сочинение совершенно уникальное, единственное в своем роде. Есть, конечно, сказки А.С. Пушкина, которые также основываются на фольклорных мотивах. И, с какой-то стороны, сказка «Конек-горбунок» во многом близка сказкам А.С. Пушкина. Но все же в «Коньке-горбунке» и пушкинских сказках гораздо больше различий, чем сходства. Пушкин внес в свои сказки слишком много личного, индивидуального, авторского, а стиль сказки Ершова максимально приближен к фольклорному. Пушкин явно стремился олитературить язык своих сказок, в то время как Ершов, наоборот, стремился ввести в текст как можно больше просторечных выражений.
Главный герой «Конька-горбунка»– Иван-дурак – излюбленный главный герой множества русских народных сказок. Вот и выводит Ершов образ своего Иванушки с огромной любовью и с большим юмором. Иванушку окружающие считают дураком вовсе не потому, что он глуп на самом деле, а потому что он очень добрый, совершенно беззлобный, потому что он не хочет ни с кем ссориться. И не просто не хочет, а совсем наоборот, — он старается со всеми жить в мире. У него полно завистников и недоброжелателей, а он этого, словно в упор, не видит.
Своим поведением, которое окружающим кажется абсолютно нелепым, Иванушка постоянно вызывает смех. Даже братья Ивана, которые Ивана недолюбливают и которые ему завидуют, без конца смеются над ним. Посмеявшись над младшим братом, они как бы немного отходят, становятся добрее.
Кстати, надо бы заметить, что Ивану-дураку ничего не стоит нарочно всех посмешить. Он рад притворяться глупым, лишь бы всем было хорошо и весело. А еще – пусть себе смеются, лишь бы не догадались, что там у Ивана на уме, да и оставили его в покое. Такой вот он, Иван, и такого Иванушку нельзя не любить и невозможно ему не сочувствовать.
И потому и достается Ивану Конек-горбунок. Можно сказать, что Конек-горбунок – это награда, доставшаяся Ивану за эту его бесконечную доброту, а также и защита и спасение от злых сил. Конек-горбунок, как и Иван-дурак, является воплощением добра и сострадания. Его внешний вид, хрупкий, беззащитный, обманчив: Конек очень силен. Без такой защиты Ивану было бы несдобровать, но Конек с честью выполняет свою миссию, помогает Ивану, и все заканчивается, как и должно быть в настоящей сказке, торжеством и победой добра и справедливости.
Сочинение на тему «Конек-Горбунок»
Сказка П.П. Ершова «Конек–Горбунок» пользуется заслуженной популярностью вот уже почти 200 лет, будучи впервые опубликованной еще в 1834 году, не без помощи самого А. С. Пушкина. Он одним из первых прочитал это произведение, и настолько высоко его оценил, что лично помог еще неизвестному тогда Ершову с издательством книги, тем самым введя автора в поэтические круги того времени. И ведь не ошибся – эта сказка не зря вызывает большой интерес как среди детей, так и взрослых. Сюжет настолько увлекательный, что начав читать книгу, уже невозможно будет оторваться, пока не дочитаешь ее до победного конца, ведь главный герой – Иван, как будто и дня не может прожить, чтоб не попасть в очередную историю.
Очень часто Ивана называют дураком, начиная с его собственной родни -отца и двух старших братьев, заканчивая царем и придворными. Что с одной стороны и понятно, ведь в начале книги показано, что больше всего ему нравится валяться на печи и есть, не особо заботясь о других вещах. Да и найдя перо Жар- птицы, он был предупрежден Горбунком, что лучше бы его не брать, ведь оно принесет больше бед и забот, чем счастья. Но, опять же из-за своей беспечности он не обратил на это никакого внимания, за что действительно потом не раз поплатился. Но, если подумать глубже, этот персонаж не так уж и глуп. Например, когда он сторожил поле, ему не составило большого труда подкараулить и поймать волшебную кобылицу, и даже суметь с ней договориться о том, что поле она больше топтать не будет, а в награду за то, что он ее отпустит, ей пришлось пообещать родить ему двух златогривых красавцев- коней, и еще одного, неприметного с первого взгляда конька , который потом станет его лучшим другом, что она и предвидела, попросив ни в коем случае его не продавать ни за какие деньги. Мало того, он даже не рассказал об этом случае своей семье, придумав рассказ, будто изловил самого черта, чтобы те не узнали о его приобретении. Позже он, правда не без помощи конька, смог провести и царя, сумел поймать для него Жар-птицу, и заморскую красавицу Царь- девицу, ставшую в будущем его женой.
В целом же наш Иван-дурак как человек очень положительный, он не раз приходил на помощь другим, никогда не помышлял ничего лихого, и даже прощал козни против него другим, тех же братьев, которые не постеснялись украсть у него жеребцов ради собственной наживы.
Стоит отметить и Конька–Горбунка, который ради любимого хозяина не раз рисковал собственной шкурой. Он является замечательным образцом друга, бескорыстного и верного, и доказывает, что не стоит обращать слишком много внимания на внешний вид. Хоть он совсем не был похож на своих красивых братьев, а казался даже смешным из-за своего маленького роста, двух горбов и длинных, будто ослиных ушей, — именно он оказался самым ценным другом Ивану, будучи готовым в любой момент оказать ему помощь.
В общем, сказка действительно не только очень интересная, но и поучительная, ведь показывает читателям что хорошие люди, не смотря ни на какие козни, все равно рано или поздно выйдут победителями, а нечестные и плохие – сполна заплатят за все свои прогрешения, как тот же царь, сварившийся из-за своего коварства в кипящем молоке.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
«Сочинение на примере сказки П.П. Ершова «Конек-горбунок»»
Сказка понятие обобщающее. Наличие определенных жанровых признаков позволяет отнести то или иное прозаическое произведение к сказкам. Жизнь сказки – это непрерывный творческий процесс. В каждую эпоху происходит частичное или полное обновление сказочного сюжета. И на примере сказки П.П. Ершова «Конек-горбунок» мы проследим проявление народных традиций в литературной сказке. П.П. Ершов еще будучи гимназистом увлекался фольклором. «Среди стариков он внимательно прислушивался к рассказам о поверьях, обычаях, жизни русского народа». В 1834 году сказка Ершова предстала на суд взыскательной публики и до сих пор является образцом литературной обработки народной сказки. В чем же ее особенность? На мой взгляд в отношении писателя к форме повествования: здесь ощущается влюбленный в свое дело русский сказочник, а не просто писатель, интерпретирующий сказку.
Кроме того, «Конек-горбунок» состоит из ряда сказочных сюжетов, которые появляются в народных сказках. Например: Отец поручает трем сыновьям оберегать свое добро, а выполняет это младший сын (в народной сказке это вариация конфликта главного героя с социальными силами – предательство старших братьев или тема несправедливого раздела имущества).
Чудесный конь помогает положительному герою. Перо чудесной птицы приносит горе и т.п.
Все эти мотивы встречаются в сказках «Сивка-бурка», «Свинка – золотая щетинка», «Жар-птица и Василиса-царевна». Ершов в сказке удивительно точно передает мифическое мироощущение народа. Уже с первых строк мы видим не невежественный русский народ, с ограниченным кругозором, а ум способный мыслить возвышенно, величественно. Ершов не просто говорит, что в такой-то семье живет такой-то мужик, а выносит повествование за рамки обыденности на какой-то вселенский простор:
За горами, за лесами, За широкими полями, Против неба – на земле, Жил старик в одном селе.
Село – это частичка вселенной, но автор показывает и более реальную жизнь крестьянского народа:
Братья сеяли пшеницу Да возили в град-столицу: Знать, столица та была Недалече от села.
В сказке по народному показаны и праздничные стороны крестьянского труда
Чистить коней начинает, Умывает, убирает, Гривы длинные плетет, Разны песенки поет …
А убрав их в оба чана Нацедить сыты медвяной И насыпал дополна Белоярого пшена
Сказочный мир Ершова органично слит с крестьянской повседневностью и даже волшебные, сказочные образы обладают земной красотой, земными чертами. Например, Жар-птица – это ветер, облако, молния плюс жар в крестьянской печи, рыжий петух за околицей. С ней связан и образ зарницы (когда над хлебным полем вспыхивают огоньки). Царь-девица живет в сказочном золотом дворце, этот мотив тоже взят из народного фольклора, точнее периода языческих поверий о дворце бога – Ярилы .
Подъезжают; у ворот Из столбов хрустальный свод; Все столбы те завитые Хитро в змейки золотые, На верхушках три звезды, Вокруг терема сады, На серебряных там ветках В раззолоченных во клетках Птицы райские живут.
Ершовский Иванушка – типичный персонаж русского фольклора. Он дурачит окружающих, разыгрывает из себя глупца. Он не жаден, ему не нужны деньги, почести и слава. Среди других героев Иванушка-дурачок, самый свободолюбивый человек. Он простодушен, но правдив. В общении с царем он свободен и смел:
Чудно дело! Так и быть, Стану царь тебе служить. Только чур со мной не драться И давай мне высыпаться, А не то я был таков.
Образ Конька-Горбунка, можно сказать «двойник» Иванушки-дурачка. Иванушка-дурачок под своей глупость прячет качества, которые свойственны русскому богатырю, Конек-Горбунок – «паршивенький» жеребенок, который также таит все признаки могучего коня. Конек-Горбунок не только чудесный помощник (как в народной сказке), а еще и верный друг и товарищ. Ершов сохраняет традиционные повторы в сказке (братья идут сторожить хлеба), совмещает народные и литературные традиции того времени. Ершов уловил и воплотил в своей «волшебной сказке» самую суть народной культуры, которая связана с ранними языческими и с более поздними христианскими представлениями.
План:
1. История жизни П.П.Ершова
2. Анализ художественных средств сказки.
3. Список литературы.
Введение
Сказка понятие обобщенное. Наличие определенных жанровых признаков позволяет отнести то или иное прозаическое произведение к сказкам. Жизнь сказки это непрерывный творческий процесс. В каждую эпоху происходит частичное или полное обновление сказочного сюжета. И на примере сказки П.П.Ершова можно проследить проявление народных традиций в литературной сказке.
Петр Павлович Ершов родился в 1815 году 22 февраля, в сибирской деревне Безруковой, Топольской губернии. Отец его часто переезжал по долгу службы. П.П.Ершов запомнил на всю жизнь долгие зимние вечера на ямских станциях и сказки, которые ему рассказывали люди. В 1824 году Ершова вместе с братом Николаем отдали в гимназию. Учился Ершов хорошо, опережая брата. Что-то напевая и придумывая разные небылицы, чтобы скучные уроки были интереснее, он закончил гимназию. После гимназии он уехал в Петербург и поступил на филосовско-юридический факультет Петербургского университета.
Однажды на курс пришёл Пётр Алексеевич Плетнёв, который преподавал русскую словесность и вместо лекции прочитал сказку. Первую сказку П.П.Ершова “Конёк-Горбунок”.В том же году сказку напечатали в журнале”Библиотека для чтения”.Это было не единственное произведение Ершова . В 1834 году к печати была одобрена первая часть”Сибирского казака”, а затем и вторая часть”Стариной были”. Так же в 1834 году Ершов окончил университет. К этому времени он остался один с мамой, так как брат и отец умерли. Вместе с мамой Ершов вернулся в родной Тобольск ,где стал преподавать. Но свою литературную деятельность он не забросил. В 1835 году Ершов создал пьесу “Суворов и станционный смотритель”. Ершов не оставлял литературную деятельность, он много писал, рассказы, стихи, но все эти произведения не имели такого успеха как всеми любимый и родной”Конёк-Горбунок”.Всю оставшуюся жизнь, после Петербурга, Ершов прожил в Тобольске где был сначала преподавателем , потом инспектором, а затем директором, в 1857 году , в той же гимназии, в которой он учился сам.
Первое издание “Конька-Горбунка” не появилось на свет в полном своем написании, часть произведения была вырезана цензурой, но после выхода второго издания произведение выпускалось уже без цензуры.
После выхода четвертого издания Ершов написал:”Конёк мой снова поскакал по всему русскому царству, счастливого ему пути.” ”Конёк-Горбунок”издавался не только на родине ,но и за рубежом.
Стремясь сохранить литературную и народную сказку Ершов воссоздает в своем произведении манеру фольклорного жанра. Он часта обращается к читателю:
Но теперь мы их оставим,
Снова сказкой позабавим
Православных христиан,
Что наделал наш Иван,…
“Эх, послушай, люд честной!
Жили-были муж с женой,
Муж то примется за шутки,
А жена за прибаутки,…….”
А так же начинается рассказ о каких- либо событиях с частицы ”ну”:
Ну-с, так вот! Раз Данило
(В праздник, помниться, то было),
Натянувшись зельно пьян,
Затащился в балаган….
Ну-с, так едет наш Иван
За кольцом на океян.
Горбунок летит, как ветер,…
И как народный рассказчик прерывает изложение, поясняя что-то либо непонятное слушателю:
Тут, уклав его в ларец,
Закричал(от нетерпенья),
Подтвердив своё веленье
Быстрым взмахам кулака:
«Гей ! позвать мне дурака!»…..
В сказке Ершова используется много присказков, прибауток, пословиц ,поговорок:
Та-ра-ра-ли, та-ра-ра!
Вышли кони со двора;
Вот крестьяне их поймали
Да покрепче привязали.
Сидит ворон на дубу,
Он играет во трубу;……
Это присказка ведется,
Сказка после начнётся….
Как у наших у ворот
Муха песенку поёт:
«Что дадите мне за вестку?
Бьёт свекровь свою невестку:
Посадила на шесток,………»
Большую роль в сказке играет эпиграфы. Которые раскрывают сюжетную линию читателю. ”Начинает сказка сказываться”.Первый эпиграф- это своеобразная прелюдия к дальнейшем сказочным событиям. Автор говорит, интригует читателя. «Скоро сказка сказывается, а не скоро дело делается». Вторым эпиграфом автор говорит читателю, что главному герою еще много предстоит преодолеть. Он как бы предопределяет трудности, которые придется преодолеть герою. Как раз перед этим эпиграфом П.П.Ершов перечисляет все что произойдет с главным героем:
…Как в суседке он попал,
Как перо своё проспал,
Как хитро поймал Жар-птицу,
Как похитил Царь-девицу,
Как он ездил за кольцом,
Как был на небо послом,
Как он солнцевам селенье
Киту выпросил прощенье;
Как, к числу других затей,
Спас он тридцать кораблей;
Как в котлах он не сварился,
Как красавцем учинился;
Словом : наша речь о том,
Как он сделался царём.
«Доселева Макар огороды копал, а нынче Макар в воеводы попал.» Этим эпиграфом нам П.П. Ершов говорит о том что главный герой как и народной сказке, будет победителем. О победе добра над злом. Так же через отношения Ивана к братьям и к Царю мы можем судить о них. П.П.Ершов изображает их с иронией, с юмором, но если Ивана он изображает с добрым юмором, то братьев Ивана и Царя с придворными он изображает с сарказмом:
Ночь ненастная настала,
На него боязнь напала,
И со страхов наш мужик
Закопался под сенник. …
( о Даниле)
Дрожь на малого напала,
Зубы начали плясать;
Он ударился бежать-
И всю ночь ходил дозором
У соседки под забором.
( о Гавриле)
А вот как П.П.Ершов изображает братьев когда они пришли смотреть коней:
Спотыкнувшися три раза,
Починивши оба глаза,
Потирая здесь и там,
Входят братья к двум коням.
Братья не просто входят как Иван:
Вот он поля достигает,
Руки в боки подпирает
И с прискачкой , словно пан,
Бокам входит в балаган.
Братья падают, спотыкаются. П.П.Ершов изображает их жадными, подлыми, трусливыми и для сравнения ставит Ивана, который не врет, а сочиняет, он честный.
«Стыдно, братья, воровать!
Хоть Ивана вы умнее,
Да Иван-то вас честнее:
Он у вас коней не крал»…
С такой же иронией П.П.Ершов изображает Царя и придворных:
И посыльные дворяна
Побежали по Ивана,
Но, столкнувшись все в углу,
Растянулись на полу.
Царь тем много любовался
И до колотья смеялся.
А дворяна , усмотря,
Что смешно то для царя,
Меж собой перемигнулись
И вдругоредь растянулись.
Царь тем так доволен был, …
Очень хорошо проявляется отношение к Царю и его придворным когда П.П.Ершов описывает порядки и взаимоотношения в морском царстве которое является зеркальным отражением мира земного. Им даже для исполнения указа требуется много «рыб». Иван у П.П.Ершова не уважает Царя, так как Царь капризен, труслив и сумасброден, он напоминает избалованного ребенка, а не мудрого взрослого человека.
Ивана хотя и называют дураком, но он с самого начала сказки занят делом, он единственный не спит в дозоре и ловит вора. Он чистит , моет и ухаживает за лошадьми. Он не гонится за деньгами, славой или властью. Ему доставляет радость обычные житейские дела.
Царь же напротив изображён смешным и не приятным над ним смеётся не только Иван, но и Месяц Месяцович , вот как Месяц ответил узнав что Царь хочет жениться на Царь-девице:
Вишь, что старый хрен затеял:
Хочет жать там, где не сеял!…
Ершов использует фольклорные мотивы в своей сказке , она собрана из нескольких сказках здесь есть и друг главного героя. Конек помогает Ивану во всём и не бросает его в беде. Как и в русских народных сказках главный герои переживает воплощение и становится мужем прекрасной Царевны и сам становиться Царем. Главные «злодеи « повержены и наказаны.
Хотя прочтение этой сказки для современного читателя вызывает определенные сложности (многие слова уже вышли из обихода и смысла этих слов многие люди не знают), но общий смысл сказки и её юмор остается по прежнему понятен.
Это великое произведение про которое Пушкин А.С. сказал после прочтения: «Теперь этот род сочинений можно мне и оставить». Это великое произведение сделало П.П.Ершова знаменитым когда он был студентом и забытым в конце жизни. Когда в 1869 г. П.П.Ершов скончался многие газеты написали что умер автор знаменитой сказки «Конек-Горбунок» некоторые люди того времени были очень удивлены видь они наивно полагали что сказка «Конек-Горбунок» народная сказка. Другие же думали, что автор этой сказки уже давно скончался. Но не смотря на это она по прежнему радует читателя и поражает своим юмором.
автор: Ekaterina
14.02.2021
Сказка в стихах «Конек-горбунок» была написана русским писателем и поэтом П.П. Ершовым в 30-х годах девятнадцатого века. Считается классикой русской литературы, была высоко оценена самим Пушкиным. Повествует о приключениях Иванушки-дурачка и волшебного животного – Конька-Горбунка.
Сказка неоднократно экранизировалась – в советское время были выпущены 2 мультфильма (в 1947 и 75 годах) и полнометражный художественный фильм в 1941. В феврале 2021 года выходит на широкие экраны современная фэнтези-версия сказки с Михаилом Ефремовым и П. Андреевой в главных ролях. В статье вы найдете краткое содержание произведения по главам (технически глав как таковых тут нет, есть 3 части).
Часть 1
Было у старика-крестьянина 3 сына. Старший сынок (Данило или Данила) был умным, средний (Гаврило-Гаврила) был «средним» во всех отношениях :), а младший (Иван), как водится в отечественных сказках, дурачок.
Зарабатывали старик с сыновьями на жизнь выращиванием пшеницы. Жили, горя не знали, пока не стал кто-то их поля пшеничные вытаптывать. Стали ходить братья в дозор по очереди, чтобы отловить вора и вредителя. Даниле и Гавриле поймать безобразника не удалось – они испугались, и всю ночь отсиживались в безопасном месте. А вот Ивану в свое «дежурство» удалось поймать и оседлать говорящую кобылицу. Она пообещала родить ему 3-х коней за свободу – двоих сильных и красивых, «таких, каких поныне не бывало и в помине», а третьего – необычного: маленького (всего лишь в «три вершка»), с большими ушами и с двумя горбами. И наказала, что первыми двумя конями Иванушка может распоряжаться, как захочет, а вот третьего должен обязательно оставить себе – он станет Иванушке товарищем и помощником.
Кобылица сдержала свое обещание, а Иванушка – свое. Вернувшись домой, он рассказал отцу и братьям, что сразился с чертом. Посмеялось над его рассказом семейство, да махнуло рукой, что взять-то с дурачка.
И вот через какое-то время Данила находит в сараюшке недалеко от дома 2-х красивых коней с золотыми гривами и маленького, неказистого Конька. И решают они с Гаврилой продать хороших коней в тайне от Иванушки-дурачка. Крадут их и едут с конями в столицу.
Иван, тем временем, обнаруживает пропажу и начинает сокрушаться. Горбунок утешает его и рассказывает, что это братья украли коней. Но он поможет. Иванушка седлает Конька и они, полетев по воздуху, быстро настигают братьев. Братья соглашаются поделиться с Иванушкой долей от продажи коней и берут его с собой в столицу.
Как-то ночью братья решили избавиться от младшенького и послали его добыть огня, увидев какой-то свет вдалеке. Иванушка садится на Горбунка, летит в то место, сильно напугав при этом братьев способностями Конька летать по воздуху. Там он находит перо Жар-птицы, которое освещает все вокруг необычным светом. Горбунок не советует Иванушке забирать перо, так как это принесет много проблем, «непокоя», но Ваня не слушается. Заворачивает перо в какие-то тряпки и прячет под своей шапкой.
Возвращается к братьям и рассказывает небылицу про горелый пень, из которого не удалось добыть огня. А про перо ни слова не говорит.
Братья прибывают в столицу и добираются до конных рядов. Продажами на рынке ведает городничий. Добравшись до братьев и увидев чудесных коней, городничий решает сообщить о них царю. Рассказывает, что гривы у них золотые, копыта алмазные и подбиты жемчугом. Царь едет на рынок, посмотреть коней. В восхищении он покупает их у Ивана, отдав 10 шапок серебра и пять рублей сверху, от царской щедрости.
Но кони при «транспортировке» в царские конюшни сбегают и возвращаются к прежнему хозяину – нашему Ивану. Царь возвращается на рынок и уговаривает Ваню поступить к нему на службу, стать главным конюшим. Тот соглашается.
Братья возвращаются с деньгами домой, женятся и вспоминают младшего брата добрым словом.
Часть вторая
Иван служит во дворце, по дому не скучает. И вот бывший начальник конюшен, разжалованный до спальника, решает выдворить Ивана со службы. Он замечает, что Иван плохо ухаживает за всеми конями, кроме своих, златогривых. Те и вычесаны, и накормлены, и зерна пшеницы со свежей водицей всегда есть в стойлах. Чтобы понять, в чем дело, и, если получиться, даже вывести Ивана на чистую воду (вдруг он окажется колдуном и «чернокнижником»), спальник прячется ночью в конюшне. И видит Ивана, который при свете пера Жар-птицы, ухаживает за конями – сыплет корм, заплетает гривы и т.д. Когда Иван, сделав работу, засыпает, коварный спальник забирает перо, а на утро направляется в царские палаты с докладом. Отдает ему перо и убеждает царя, что Иван может найти и привести целиком Жар-птицу для него.
Царь велит Ивану добыть Жар-птицу за 3 недели, а если ему это не удастся, то грозит посадить Ивана на кол. Горбунок обещает помочь дурачку с поимкой волшебной птицы, для этого Иван должен попросить у царя два корыта с белым пшеном и вина. Взяв все необходимое, Иванушка с Горбунком отправляются в путь.
На восьмой день они добираются до леса, там есть поляна, куда ночью слетаются Жар-птицы. Конек наказывает Ивану смешать в корыте вино с пшеном как приманку, а самому схорониться под другим корытом. Одну из Жар-птиц им хитростью удается заполучить, они возвращаются с добычей во дворец. Довольный царь повышает Ванюшу до стременного, а спальник замышляет новую интригу.
Один из слуг рассказывает другим слугам о заморской красавице, Царь-девице, которая живет далеко за океаном, родня она Солнцу и Месяцу, плавает по воде в золотой лодке, распевая песни и играя на гуслях. Коварный спальник, услышав эту историю, рассказывает про заморскую царевну царю, прибавив от себя, что Иванушка-дурачок бахвалился, что знает ее и может привезти в царский дворец. Царь вызывает Ивана и отправляет его за Царь-девицей, пригрозив в случае неудачи казнить его.
Конек-горбунок и Иван направляются на восток выполнять указ царя, предварительно попросив у него инструменты для выполнения задания — шатер, расшитый золотом, заморский обеденный прибор и сласти для угощения царевны. На восьмой день прибывают они к «окияну». Мудрый помощник Конек велит Ивану раскинуть шатер, накрыть на стол и спрятаться, ожидая девицу. А когда она поест-попьет в шатре и начнет играть на гусельках, Иван должен позвать Горбунка и хватать девицу.
Царевна пришла в шатер, но Ивану не понравилась – слишком худая и бледная. Поев и попив, она начала петь, да так сладко, что дурачок уснул и упустил девицу. На второй день все повторилось, но на этот раз нашему герою удалось побороть сон и схватить царевну. Ваня с верным помощником вернулись домой с девицей, выполнив задание.
Царь воспылал страстью к заморской царевне и стал просить ее руки. Но Царь-девица не соглашается так просто выйти за царя и озвучивает условие, чтобы жениться на ней — привести ей ее же перстень из-за «окияна». За перстнем снова отправляют Ивана с Горбунком. Царевна наказывает ему, помимо перстня, узнать у матери-Месяца, почему та скрывает от нее свой лик по 3 дня, и почему ее братец Солнце скрылся в тумане и не «посылает ей своих лучей». Царь дает на выполнение этого задания всего 3 дня, иначе — казнь.
Часть третья
Конек наказывает Ивану пообещать Чуду-юду-рыбе-киту, что лежит на поляне перед «морем-окияном» и страдает уже 10 лет, что тот выпросит для него прощение у Солнца.
На поляне действительно лежит рыба-кит, а на спине у нее расположилось поселенье, в хвостовой части растет лес, бока изранены, в ребра вбит частокол. Рыба-кит умоляет путешественников спросить у Солнца, в чем его вина и как ему заслужить прощение. Иван дает обещание все узнать.
И вот там, где сходится небо с землею, и расположен терем Царь-Девицы. В нем отдыхают Солнце с Месяцем. Иван входит внутрь и передает привет и вопросы Месяцу Месяцовичу от царевны. Месяц плачет от радости, узнав, что дочь ее жива, они считали ее потерянной. От грусти этой и не показывала мать-Месяц своего лика, а Солнце, видя печаль матери, скрывался в тумане. Но узнав, что старый царь решил жениться на ее дочери, Месяц рассердилась. И просила передать дочери, чтобы та не печалилась, выйдет она не за старого, а за молодого. А кита Бог наказал за то, что тот слопал самовольно тридцать кораблей. Если суда будут отпущены на свободу, то кита простят.
Узнав все, что нужно, Иван едет обратно. Добравшись до кита, он предупреждает людей, что кит скоро отправится обратно в море, люди должны покинуть его спину. Когда спина кита опустела, конек говорит киту, что нужно выпустить проглоченные корабли. Рыба-кит выпускает корабли, проклятие снято и можно вернуться в море, а в благодарность кит помогает отыскать перстень Царь-девицы, который хранился в сундучке на дне морском.
Иван возвращается, отдает сундучок с кольцом царю. Царь приносит перстень царевне и просит ее поскорей с ней пожениться. Но царевна отказывает, говоря, что царь ей не подходит по возрасту – он слишком стар, все будут смеяться над ними. И чтобы ему стать моложе, он должен вначале искупаться в кипящем молоке, а потом в чанах с «вареной» и «студеной» водой. Царю страшно такой наказ исполнять и приказывает он вначале Ивану сделать это. Тот не соглашается, на что царь обещает его «пытать» и «разрывать по кусочкам».
Запечалился Иван, но и тут Горбунок обещал ему помочь. Утром, перед купанием в чанах, просит дурачок царя позвать ему Горбунка, чтобы проститься. Конек макнул морду в чаны, после чего в них по очереди нырнул Иван, как и наказывал ему конек накануне. И после «водных процедур» стал наш молодец красив и пригож. Царь, обрадовавшись, прыгнул в чан с молоком, и сварился.
Царевна спросила народ, хочет ли он, чтобы она стала царицей, народ соглашается, признает и Ивана, которого царевна нарекла своим суженым, царем. Они венчаются в церкви, хэппи-энд сказки.
Советую почитать:
Сказка «Летучий корабль», краткое содержание для читательского дневника
Не жадничаем, делимся в соцсетях, если статья оказалась полезной:
Было у отца три сына, младший из них – Иван-дурак (Антон Шагин), которому путём немыслимых приключений достаётся крошечный Конёк-горбунок, умеющий говорить, очень быстро бегать, свистеть и даже летать. Приключения продолжаются во дворце у Царя (Михаил Ефремов), который даёт Ивану задания: поймать Жар-птицу, привести Царь-девицу и найти перстень в море-окияне. Наконец, когда все дела сделаны, Царь решает омолодиться, но для этого ему нужно искупаться в трёх котлах: с ледяной водой, с горячей водой и в кипящем молоке. Но вперёд себя пускает Ивана. Ивану с помощью Конька всё это удаётся, Царю – нет. Это то, что есть и в сказке, и в фильме. Остальное – сплошь расхождения, другой вопрос, насколько это принципиально.
Антон Шагин в роли Ивана-Дурака на кадре из фильма «Конёк-горбунок»
Антон Шагин в роли Ивана-Дурака на кадре из фильма «Конёк-горбунок»
Идея снять «Конька-горбунка», да ещё на российских просторах, может вызвать скепсис, особенно у всех презирающих отечественное кино в принципе. Для начала, «Конёк-горбунок» 2021 года от режиссёра Олега Погодина – очень красивая картина. Яркие фоны, проработанные фантастические животные, птицы и рыбы, исключительно тонко выбранные цвета, отлично поставленный свет – это всё удивительно. При этом давайте не забывать, что это не мультфильм – хотя двухмерная анимация тоже есть, – а широкоформатное художественное кино. О формате: если вы будете смотреть его в IMAX, вы можете подумать, что это снято на честные аймас-камеры, так как картинка занимает всё пространство экрана. Над фильмом работала компания CGF, известная по «Движению вверх» и «Времени первых», и это прекрасно, но это ничего не значит, потому что это коллективный труд многих департаментов: от художников до костюмеров. Обычно когда делается такой фантастический фильм, то часто в погоне за красочной картинкой цветокоррекция выкручивается до состояния «вырви глаз». Здесь же всё на месте. Прямо «Чарли и шоколадная фабрика» Тима Бёртона.
Паулина Андреева в роли Принцессы на кадре из фильма «Конёк-горбунок»
Паулина Андреева в роли Принцессы на кадре из фильма «Конёк-горбунок»
Список отличий этой картины от сказки Ершова может занять целую статью, логично даже предполагать, что будет какое-то количество оскорблённых новым прочтением классики, но давайте будем честны: в неприкасаемом советском фильме Александра Роу 1941 года было не меньше расхождений с поэмой XIX века. Там, насколько можно вспомнить, Иван больше пел, чем действовал, а Конька и вовсе прятали то за кустами, то за камнями. Однако в нынешней версии есть важные точки, спорящие с Ершовым или, наоборот, из-за своего отличия придающие сказке Петра Павловича ещё большую глубину. По-другому Иванушка полонит белую кобылицу, и даже не хватает её, а спасает от смерти. По-другому герой ловит Жар-птицу и находит её перо. По-другому он освобождает Чудо-юдо рыбу-кита и, соответственно, находит кольцо.
Паулина Андреева в роли Принцессы на кадре из фильма «Конёк-горбунок»
Паулина Андреева в роли Принцессы на кадре из фильма «Конёк-горбунок»
Напомним, что книгу Ершова не раз запрещали, в основном из-за остросоциального юмора. В фильме тоже есть шутки для взрослых, и все они предсказуемо касаются Царя и конкретно власти. Их много: от того, как глава государства отжал у Ивана двух коней и не дал ни копеечки, до казначея, постоянно таскающего сундук с казной и повторяющего: «Это казна, но у нас денег нет».
Кадр из фильма «Конёк-горбунок»
Вы, конечно, знаете, что для нынешнего «Конька-горбунка» сценарий был переведён Алексеем Бородачёвым и Олегом Погодиным из поэтического первоисточника в прозаический. То есть герои говорят не стихами, а прозой. Мы не являемся ханжами, мы понимаем, для чего это было сделано, и даже можно похвалить авторов за смелость в этом нелёгком выборе, тем более что получившийся скрипт оказался вполне сносным. Но когда герои сидят в теле кита и произносят примерно такой диалог: «Кажется, он сейчас чихнет» – «Лишь бы не пукнул», – это, конечно, смешно для малышни, но это уже, извините, чересчур. Можно похвалить за смелость и композитора. Он аккуратно вплетает в свою музыку и Чайковского, и «Спят усталые игрушки», и «Сарабанду» Генделя, и даже «Цыплёнка жареного». Но когда царь видит сон, а в нём Иванушка танцует под Little Big, то это, наверное, смешно, но перебор.
Главное и самое важное: в сюжет наконец-то оказалась привнесена большими красными буквами любовная линия Иванушки и Царь-девицы. В прежних версиях она была, но или к концу сказки, ближе к свадьбе, или являлась каким-то вспомогательным инструментом для продвижения сюжета. Здесь же она является доминирующей и для героини Паулины Андреевой, и для героя Антона Шагина, и для всех остальных. А Царь? Что Царь? У Ершова: «Бух в котел – и там сварился». У Погодина примерно то же самое, только менее людоедски, царь вылетает из кипящего котла в огромном мыльном пузыре и летит туда, не знаю куда.