Рассказ о старухе Изергиль Максима Горькова проникновенен, романтичен и пронизан тонкой философией поиска смысла жизни. Талантливейший писатель в очередной раз заставил читателя остановиться на мгновение и задуматься. А над чем, каждый вправе решать самостоятельно.
Две легенды этого рассказа говорят больше о самой старухе, о ее жизни, заставляют понять Изергиль и, возможно, простить.
Какой она была в молодости? Обожглась ли она на индивидуализме Ларры или на самопожертвовании Данко? Но становится ясно, что и то и другое качество ей не чуждо.
На ее морщинистом лице остались печати каждого, встречаемого на ее жизненном пути. Как будто видишь в каждой морщине затаившегося юношу, отравленного поцелуем. А вот в складке над бровью надменный шляхтич и рядом пан с изрубленным лицом. Что это было? Что случилось с ней и всеми этими людьми?
Однако, именно на ее лице, оставленный кем-то отпечаток борьбы, страданий и страстей. Стоит лишь немного дольше задержать взгляд.
И, несмотря на прожитую только ради себя жизнь, Максим Горький именно ей предлагает рассказать легенды о Ларре и Данко. Кто мы, чтобы судить кого-либо? А выводы обязан сделать каждый.
Две легенды, два антипода. Один, берущий от жизни все, что захочет, позволяющий себе любую вольность. Разве не прекрасной должна казаться ему жизнь? И почему герой мечтает в конце о смерти?
И второй, с горевшим сердцем от огромной, испепеляющей любви к людям. Романтичный образ настоящего героя, готового на все ради своего народа. Энергичный, сильный красавец. Он способен вести свой народ через любые преграды.
Услышанные из уст Изергиль рассказы о многом могут рассказать из ее жизни. Глупая, она жила интересной и полной жизнью, пользовалась не только благами, но и людьми. Но как горько и жестоко поплатилась за это.
Влюбившись, ее чувства остались без ответа. Тогда Изергиль поняла как бессмысленно и глупо тратила она свою жизнь, отдаваясь страстям и называя это свободой. Свободная в выборе, она всегда была заложницей и рабыней своих же страстей. Как слепа была она в своем выборе.
Поведав нам эти две легенды, Максим Горький устами старухи Изергиль, хотел предостеречь читателя. Думать, не совершать ошибок старухи, которая теперь о них жалеет, да время пройдено впустую, и ничего не изменить.
И смыслом своей жизни осталось ей спасать заблудших предостережениями и рассказами собственной жизни.
2 вариант
Рассказ Максима Горького «Старуха Изергиль» относится к ранней прозе автора. Главная героиня рассказа — старуха Изергиль, которая рассказывает о своей жизни, а также повествует легенды о Ларре и Данко.
У каждого из этих трёх персонажей свой смысл жизни. Старуха Изергиль прожила очень долгую жизнь и видела многое. Это обычный персонаж, точно такой же человек. В образе старухи автор хочет сказать, что идеальных людей в жизни нет, у каждого земного человека есть свои пороки и недостатки, слабости.
Изергиль прожила яркую жизнь. Она любила очень многих, ей приходилось многим жертвовать ради своих возлюбленных, однако женщина так и осталась одна и посвятила свою жизнь себе. Однако, старуха Изергиль добрая, нравственная, честная и справедливая женщина. Она лишена подлости, зла, корысти.
Из ее уст читатель узнает две легенды: о Ларре и Данко. У каждого из этих сказочных героев свое видение жизни, свой смысл.
Ларр жил исключительно ради себя. Он делал все, что хочет и получал все, что когда-нибудь желал. Он похищал скот и женщин, крал предметы. Его не волновали из чувства. Его интересовало лишь удовлетворение его потребностей. Ларр — индивидуалист в плохом смысле этого слова. Это и погубило его.
Максим Горький хочет сказать, что жить только ради себя — неправильно. Это несправедливо не только по отношению те окружающим, но и по отношению к себе.
Данко положил свою жизнь служению людям. Он помогал им бескорыстно, всегда приходил на помощь. Данко делал это потому, что по-другому просто не мог. Помогать другим — принцип его существования, главный смысл. Такая бескорыстная помощь и служение обществу считалось Максимом Горьким за идеал. Однако, автор был реалистом, поэтому понимал, что в жизни такого быть не может.
Максим Горький специально рассказал эти легенды читателям в лице старухи Изергиль. Тем самым, автор хочет сказать читателям, что оба стремления (жить для себя и служить окружающим) живут в каждом человеке, просто находятся в разном балансе. Найти гармонию между ними непросто, но это и есть задача каждого человека в жизни — найти оптимальное сочетание в поступках для себя и поступках для общества.
Несколько интересных сочинений
- Сочинение по произведению Кусака Андреева
Леонид Андреев всегда в своих произведениях выступает в защиту слабых и беззащитных, при этом ни кого не обвиняет в жестокости и чёрствости, он просто констатирует очевидные факты
- Сочинение Актуальность произведения Слово о полку Игореве
Слово о полку Игореве – это летопись, которая способна перенести нас на несколько веков назад.
- Лермонтов
Михаил Юрьевич Лермонтов (1814-1841) – известный русский поэт XIX века. Один из немногих классиков, кто добился признания публики еще при жизни. Его произведения оказали большое влияние на многих коллег
- Анализ рассказа Батраки Шолохова
Произведение Шолохова «Батраки» является частью авторского сборника, где собран прозаические рассказы. По композиционной структуре произведение является небольшой новеллой, в которой 19 глав. Повествование во всех главах идет неспешно.
Я очень рада, что разговариваю на русском языке. Русский язык – очень богатый. Благодаря родному слову я могу выразить все свои чувства
На мой взгляд, из всех ранних произведений Максима Горького рассказ “Старуха Изергиль” самый романтический и поэтичный. Его герои – смелые, сильные духом люди. На их примере писатель рассуждает о добре и зле, о смысле и мудрости жизни. Очень интересно и построение рассказа. Повествование о жизни старухи Изергиль обрамлено двумя легендами – о Ларре и Данко. Перед нами несколько человеческих судеб – выбирайте! Судите сами о смысле жизни! В чем же он заключается? В индивидуализме Ларры или в беззаветном служении людям, которому посвятил
Себя Данко? А может, нужно стремиться прожить свободную, богатую приключениями жизнь? Немало горя и радостей испытала старуха Изер-гиль, разных людей встретила она на своем долгом жизненном пути. Образы тех, кого она любила, навсегда остались в ее памяти. Это и надменный шляхтич, и “достойный пан с изрубленным лицом”, и юноша – “бледный и хрупкий цветок востока, отравленный поцелуями”.
Годы отняли у Изергиль былую красоту, потушили блеск ее глаз, сгорбили стройный стан, но дали ей мудрость, знание жизни и подлинную духовность.
Горький не случайно вкладывает в уста именно этой женщины легенды о Ларре и Данко. Есть в ней что-то общее с обоими героями. Изергиль приходилось жертвовать собой ради возлюбленных, проявлять самоотверженность, и вместе с тем она прожила жизнь для себя, свободная от каких-либо обязанностей и обязательств. Писатель не осуждает ее: идеальные люди действительно встречаются только в сказках, а в живых, реальных людях может сочетаться и плохое, и хорошее.
Однако вряд ли легенда о Данко могла прозвучать из уст человека духовно убогого, трусливого и подлого.
В легенде о Ларре Горький развенчивает индивидуализм тех, кто отвергает людей, не хочет считаться с общечеловеческими законами. Кто-то может возразить, что именно в этом и заключается подлинная свобода – делать то, что хочется, идти, куда угодно, не считаться ни с кем, то есть “сохранить себя целым”. Однако того, кто изберет этот путь, ждет трагический и печальный удел – одиночество. Действительно, “за все, что человек берет, он платит собой: своим умом и силой, иногда жизнью”. Другими словами, нельзя только потреблять, ничего не давая взамен. Ларра пренебрег этим законом, и его ждало страшное наказание. Казалось бы, он ни в чем не испытывал недостатка: “похищал скот, девушек – все, что хотел”, и при этом был вольным как птица. Тогда почему же в конце концов он стал мечтать о смерти и “в его глазах было столько тоски, что можно было бы отравить ею всех людей мира?” По-видимому, тому, кто не умеет отдавать, дарить душевное тепло, кто “кроме себя не видит ничего”, трудно быть счастливым и достойно пройти жизненный путь.
Романтическим антиподом Ларры является Данко – смелый красавец, сердце которого загорелось великой любовью к людям. В его образе Горький воплотил свое представление о подлинных героях, о тех, в ком он видел идеал. Не случайно даже пейзаж создает у читателя ощущение чего-то необычного, фантастического. Он помогает нам перейти из реальной жизни (рассказ Изергиль о себе) в романтический мир легенды: “И в степной дали, теперь уже черной и страшной, как бы притаившейся, скрывшей в себе что-то, вспыхивали маленькие голубые огоньки. То там, то тут они на миг являлись и гасли, точно несколько людей, рассыпавшихся по степи далеко друг от друга, искали в ней что-то, зажигая спички, которые ветер тотчас же гасил. Это были очень странные голубые языки огня, намекавшие на что-то сказочное”. Как голубые искры оживляют черную степь, словно таящую в себе что-то недоброе, так и люди, подобные Данко, способны внести в жизнь добро и свет.
Данко прекрасен как внешне, так и внутренне: “Посмотрели на него и увидели, что он лучший из всех, потому что в очах его светилось много силы и живого огня”.
Энергия и сила Данко противопоставляется безволию и трусости толпы. Усталые и злые люди, раздраженные своим бессилием, теряют человеческий облик: “Данко смотрел на тех, ради которых он понес труд, и видел, что они – как звери. Много людей стояло вокруг него, но не было на лицах их благородства, и нельзя было ему ждать пощады от них”. Но Данко сумел победить вспыхнувшее в нем негодование, потому что жалость и любовь к людям оказались в нем сильнее. Чтобы спасти их, он совершает духовный подвиг. “Что сделаю я для людей?” – сильнее грома крикнул Данко. И вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой. Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям-.”. Пылающее сердце Данко – это символ жертвенного служения людям, а сам герой – воплощение всего лучшего в человеке. И каким жалким и низким на его фоне кажется “осторожный человек”, который, “боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой.”
Я думаю, что в легенде о горящем сердце Данко выражается авторская позиция по вопросу о смысле жизни. Другими словами, весь смысл жизни, по Горькому, в жертвенном, бескорыстном служении людям. Правда, в настоящее время такая позиция вряд ли будет популярной. Мне кажется, что большинство из нас уподобляется “осторожному человеку”, наступившему ногой на пылающее сердце. Не потому ли нам приходится переживать мучительный кризис, как нравственный, так и в области материального.
Конечно, нельзя требовать от людей жертв насильно, и великие подвиги не каждому по плечу. Но если мы будем стараться стать добрее, отзывчивее, помогать тем, кто в этом нуждается, то мир наверняка изменится к лучшему. А жизнь человека, дарящего людям душевное тепло, можно назвать прекрасной и имеющей смысл.
- Первые произведения Горького “Макар Чудра”, “Девушка и смерть”, “Старуха Изергиль”, “Челкаш”, “Песня о Соколе” – сразу привлекли к себе внимание романтическим пафосом, изображением гордых и смелых людей, жизнеутверждающим гуманизмом. Почти…
- Открыть человеку глубины его души – этого добивается в той или иной степени каждый писатель. Одна из основных, может быть, и главных целей искусства есть раскрытие этой тайны. Особенно это…
- (по пьесе М. Горького “На дне”) Пьеса М. Горького “На дне” была написана в 1902 году. Это было тяжелое время для России. С одной стороны, быстрый рост капиталистического сектора в…
- Это можно объяснить множеством проблем, поставленных автором, проблем которые на разных этапах исторического развития приобретают новую актуальность. Это объясняется и сложностью, противоречивостью авторской позиции. Повлияло на судьбу произведения, на его…
- Павел Власов – первый образ рабочего – коммуниста в литературе. В революционно – романтических А. М.Горький воспевает людей, “которые не умеют жалеть себя”, которые совершают подвиги. Позднее Горький знакомится с…
- Среди прочитанных мною за последнее время книг я как наиболее яркую отметил бы трилогию М. Горького “Детство”, “В людях” и “Мои университеты”. Меня глубоко взволновала история детства Алеши Пешкова, мальчика,…
- В первые десятилетия жизни молодого советского государства, в эпоху острейшей борьбы двух миров, театр, по, мысли Горького, должен взять на себя обязанность “возбудителя. классово-революционных эмоций.”. Театр наших Дней, писал он…
- Произведение М. Горького “Старуха Изергиль состоит из трех частей”: сказки о Ларре, истории о Данко, рассказе о жизни самой Изергиль. Повествование ведется от лица автора, который якобы услышал эту историю…
- Есть ложь, на которой люди, как на светлых крыльях, поднимаются к небу; есть истина, холодная, горькая, в которой. мирские ученые очень сведущи и точны, но которая приковывает человека к земле…
- В пьесе ” На дне” Горький Показал нам жизнь босяков, которые потеряли: собственные имена, духовные Ценности, жизненные ориентиры. Лишь один из героев пьесы -содержатель ночлежки – Имеет имя, отчество и…
- Горький – автор совершенно противоречивых высказываний о человеке. Чехову он говорил: “Нужно быть извергом добродетели, чтоб любить, жалеть, помогать жить дрянным мошкам с кишками, каковы мы”. Репину же он утверждал…
- В пьесе “На дне” М. Горький стремится не только к тому, чтобы изображением страшной действительности привлечь внимание к участи обездоленных людей. Он создал по-настоящему новаторскую философско-публицистическую драму. Содержание на первый…
- Ярко, с непримиримой ненавистью рисует Горький мир “хозяев жизни”, наживы, обрекающий миллионы людей на нищету, голод и бесправие. Но этот мир уже раскалывается изнутри, он не монолитен, как хотелось бы…
- Тема исторической закономерности, неизбежности Великой Октябрьской социалистической революции развита Горьким и в романе “Жизнь Клима Самгина”. Роман был задуман после 1905 года. Приступил к нему Горький в 1925 году, сразу…
- В основе произведения лежит острый социальный конфликт: противоречие между действительным положением человека в обществе и его высоким назначением. Социальный конфликт осложняется философским: столкновение ложного гуманизма, гуманизма пассивного сострадания и гуманизма…
- Пьеса “На дне” была написана в период острого промышленно-экономического кризиса, который разразился в России в начале XX века, поэтому в ней нашли отражение действительно имевшие место факты и события современности….
- М. Горький стоял на страже пролетарской революции, жил интересами рабочего класса и его партии. Газеты, журналы, многочисленные письма и живые люди из России давали ему богатый материал. Горький видел, что…
Лука – самый сложный образ в пьесе М. Горького “На дне”. Именно с ним связан основной философский вопрос произведения: “Что лучше: истина или сострадание? Нужно ли доводить сострадание до того,…
Новости и общество
12 февраля 2014
Лучшие литераторы всех времен и народов спрашивали себя и своих читателей о том, зачем живет на свете человек. Быть или не быть — вопрос философский. Смысл жизни у каждого человека свой. Одному достаточно благополучия и достатка, другому покой и волю подавай, третий тщательно следит за собственным здоровьем, считая, что оно важнее всего.
Алексей Максимович Пешков задавался вопросом о цели существования практически во всех своих произведениях. Его персонажи идут по своему пути по-разному, среди них есть эгоисты, думающие лишь о собственном благе, и те, кто готов посвятить себя служению светлым идеалам. Противопоставляя философию жертвенности образу мышления приспособленца, писатель обозначает собственную позицию. Отречение от собственных материальных интересов во имя светлого будущего — вот в чем смысл жизни по Горькому.
Смысл жизни старухи Изергиль
В рассказ «Старуха Изергиль» вплетены три сюжетные линии. Главной героине довелось прожить непростую жизнь, в которой было место и счастью, и горю. Мужчины, волею судьбы оставившие след в ее судьбе, очень разные, но и юноше, подобному восточному цветку, и надменному польскому дуэлянту она безрассудно и щедро дарила то, чем владела — свою любовь, не жалея ее. Задумывалась ли она над вопросом о том, в чем смысл жизни? По горькому повествованию старухи о трагической судьбе Данко, можно сделать вывод, что не чужды ей были раздумья о цели человеческого бытия. В то же время, рассказывая о Ларре, она безо всякого осуждения излагает концепцию беззаботной и комфортной жизни. Каждому свое!
Буревестник и уж
Подобное идеологическое противостояние проявляется и в диалоге «премудрого» ужа с буревестником. Свобода — вот, в чем смысл жизни по Горькому. Ее можно определить как волю делать то, что хочется, весь вопрос состоит в том, чего желает раб, а чего — истинный гражданин. Обыватель, находясь в плену собственных мелких целей, просто не в состоянии понять высоких героических устремлений, ему не нравится чувство свободного полета, особенно если он оканчивается неуклюжим падением с высоты, пусть и небольшой. Ужу по душе теплый и сырой уют, привычный и удобный. Высокий эмоциональный накал возводит эту басню в ранг настоящей притчи с почти библейским сюжетом.
Смысл жизни матери
Идея служения высоким идеалам главенствует и в романе «Мать». В этом произведении трактовка человеческих отношений не столь схематична, как в «Песне о буревестнике». Повествование усложнено пониманием простых человеческих чувств, испытываемых обычной женщиной, воспитавшей сына, одержимого классовой борьбой. Как любой матери, ей хочется, чтобы ее ребенок был счастлив, и она очень боится за Павла, которому не страшно ничего. Революционер готов переступить через любую преграду, не думая о последствиях, видя лишь неясную и далекую цель. А мать всегда на стороне сына.
Был ли счастлив Буревестник революции?
Так в чем смысл жизни по Горькому? Только ли в служении высоким идеалам, или важны для него и более приземленные, общечеловеческие вопросы? Объявляя Максима Горького главным пролетарским писателем, советское руководство тридцатых годов надеялось приручить «буревестника революции», и свести его сложное, неоднозначное творчество к упрощенной схеме, в которой есть место лишь героям, врагам и обывателям, «колеблющемуся болоту», подлежащему искоренению. А ведь мир куда сложнее и разнообразнее формулы «кто не с нами, тот против нас»… Но со школьной скамьи детям внушали мысль о том, что смысл жизни по Горькому состоит в непрерывной борьбе.
Счастье — вот главная цель каждого человека, и у каждого оно свое. Персонажи Горького его почти никогда не испытывают, они страдают. Стал ли счастливым человеком сам великий писатель, несмотря на все почести, которыми его осыпала власть? Вряд ли.
Источник: fb.ru
Актуально
Разное
Разное
Будучи в Бессарабии Горький задумывается над написанием рассказа «Старуха Изергиль». Несколько лет писатель постигал суть человеческой природы, в которой борются плохое и хорошее и до конца не известно, что победит.
Результат работы порадовал Горького. В произведении полностью отразились его взгляды на общественные отношения. Позже Горький писал Чехову, что никогда больше не сможет написать таким складным языком, коим был написан рассказ «Старуха Изергиль». Также Горький стремился в своих произведениях показать все самое лучшее, то, к чему мог бы стремиться каждый читатель.
В рассказе «Старуха Изергиль» большую роль играет композиция, которая ставит один рассказ в содержание другого. Женщина преклонных лет рассказывает несколько историй, в которых представлены абсолютно противоположные взгляды на мир: эгоизм, как форма собственного блага и альтруизм, форма работы на общество. А в середине история полная реальности.
В рассказе на первом месте стоит тема свободы. Все герои не находятся в зависимости от общества. Данко, уверенный в своей правоте, командует непонимающей толпе идти вперёд, несмотря на возмущения со стороны. Полную свободу своим поведением демонстрировала Изергиль. А Ларра своим поведением даже нарушает свободу других.
Всеобщая любовь Данко открывает в рассказе тему любви, которая для Ларры проявлялась исключительно в сторону себя. А Изергиль в погоне за удовольствием приходит к осознанию того, что утратила истинную любовь.
Главные темы затрагивают роль человека в обществе. По мнению писателя каждый человек должен нести свои таланты на общественное благо. Он выступает против индивидуализма Ларры и против пустоты Изергиль.
Также писатель призывает с пользой тратить свое время, которое неумолимо бежит вперёд. Образ Изергиль даёт понять, что такое бездумное поведение не способно в итоге принести полного ощущения счастья от прожитой жизни.
Основополагающей идеей данного рассказа является поиск смысла жизни. И писатель нашёл его в альтруизме. Но каждый человек в праве найти свой.
В рассказе также затронуты проблемы разного характера: моральные, этические, философские, над которыми следует задуматься каждому.
Автор решая проблемы своих героев представляет на всеобщее обозрение их разные взгляды на жизнь. Для Данко было важно жить во имя других. Ларра жил исключительно ради себя, а Изергиль в любовных утехах. В итоге полное удовольствие смог получить только Данко.
Произведение «Старуха Изергиль» представлено в виде трех разных жизненных историй. Читая и прослеживая которые каждый сможет для себя выбрать правильный путь. Писатель пытается донести, что человек — это существо общественное. И те, кто пытается действовать ради собственного эгоизма, в итоге осознают, что остались ни с чем.
Несколько интересных сочинений
- Тема любви в рассказе Бунина Кавказ
Иван Алексеевич Бунин по праву признан самим временем одним из мастеров русской прозы. Его рассказы небольших объемов, но продолжают пользоваться сумасшедшей популярностью среди читателей даже в настоящее время.
- Главные герои произведения Медный всадник
«Медный всадник» — поэма А.С.Пушкина. Главным героем произведения является небогатый чиновник Евгений. Евгений влюблен в Парашу, девушку, живущую на другой стороне Невы
- Сочинение Лес поздней осенью (поздняя осень в лесу)
Лес… Произнося это слово, я возвожу перед своим взором дальние километры зеленого массива. Лес хорош во все времена! Однако поздней осенью он становится необыкновенно прекрасным и неповторимым.
- Путь исканий Пьера Безухова в романе Война и мир Толстого сочинение
В произведении Толстого “Война и мир” присутствует огромнейшее множество персонажей, которым автор уделил немалое внимание, раскрыв их образы и рассказав их историю читателю, но, однако, любимым персонажем у Толстого
- Сочинение Смысл названия романа Преступление и наказание (10 класс)
В название своей книги Достоевский вложил полярные оппозиции, в какой-то степени тезис и антитезис, из которых, как известно по законам диалектики, предполагаемо, но практически неизбежно, возникает синтез
На мой взгляд, из всех ранних произведений Максима Горького рассказ “Старуха Изергиль” самый романтический и поэтичный. Его герои — смелые, сильные духом люди. На их примере писатель рассуждает о добре и зле, о смысле и мудрости жизни. Очень интересно и построение рассказа. Повествование о жизни старухи Изергиль обрамлено двумя легендами — о Ларре и Данко. Перед нами несколько человеческих судеб — выбирайте! Судите сами о смысле жизни! В чем же он заключается? В индивидуализме Ларры или в беззаветном служении людям, которому посвятил себя Данко? А может, нужно стремиться прожить свободную, богатую приключениями жизнь? Немало горя и радостей испытала старуха Изергиль, разных людей встретила она на своем долгом жизненном пути. Образы тех, кого она любила, навсегда остались в ее памяти. Это и надменный шляхтич, и “достойный пан с изрубленным лицом”, и юноша — “бледный и хрупкий цветок востока, отравленный поцелуями”.
Годы отняли у Изергиль былую красоту, потушили блеск ее глаз, сгорбили стройный стан, но дали ей мудрость, знание жизни и подлинную духовность.
Горький не случайно вкладывает в уста именно этой женщины легенды о Ларре и Данко. Есть в ней что-то общее с обоими героями. Изергиль приходилось жертвовать собой ради возлюбленных, проявлять самоотверженность, и вместе с тем она прожила жизнь для себя, свободная от каких-либо обязанностей и обязательств. Писатель не осуждает ее: идеальные люди действительно встречаются только в сказках, а в живых, реальных людях может сочетаться и плохое, и хорошее.
Однако вряд ли легенда о Данко могла прозвучать из уст человека духовно убогого, трусливого и подлого.
В легенде о Ларре Горький развенчивает индивидуализм тех, кто отвергает людей, не хочет считаться с общечеловеческими законами. Кто-то может возразить, что именно в этом и заключается подлинная свобода — делать то, что хочется, идти, куда угодно, не считаться ни с кем, то есть “сохранить себя целым”. Однако того, кто изберет этот путь, ждет трагический и печальный удел — одиночество. Действительно, “за все, что человек берет, он платит собой: своим умом и силой, иногда жизнью”. Другими словами, нельзя только потреблять, ничего не давая взамен. Ларра пренебрег этим законом, и его ждало страшное наказание. Казалось бы, он ни в чем не испытывал недостатка: “похищал скот, девушек — все, что хотел”, и при этом был вольным как птица. Тогда почему же в конце концов он стал мечтать о смерти и “в его глазах было столько тоски, что можно было бы отравить ею всех людей мира?” По-видимому, тому, кто не умеет отдавать, дарить душевное тепло, кто “кроме себя не видит ничего”, трудно быть счастливым и достойно пройти жизненный путь.
Романтическим антиподом Ларры является Данко — смелый красавец, сердце которого загорелось великой любовью к людям. В его образе Горький воплотил свое представление о подлинных героях, о тех, в ком он видел идеал. Не случайно даже пейзаж создает у читателя ощущение чего-то необычного, фантастического. Он помогает нам перейти из реальной жизни (рассказ Изергиль о себе) в романтический мир легенды: “И в степной дали, теперь уже черной и страшной, как бы притаившейся, скрывшей в себе что-то, вспыхивали маленькие голубые огоньки. То там, то тут они на миг являлись и гасли, точно несколько людей, рассыпавшихся по степи далеко друг от друга, искали в ней что-то, зажигая спички, которые ветер тотчас же гасил. Это были очень странные голубые языки огня, намекавшие на что-то сказочное”. Как голубые искры оживляют черную степь, словно таящую в себе что-то недоброе, так и люди, подобные Данко, способны внести в жизнь добро и свет.
Данко прекрасен как внешне, так и внутренне: “Посмотрели на него и увидели, что он лучший из всех, потому что в очах его светилось много силы и живого огня”.
Энергия и сила Данко противопоставляется безволию и трусости толпы. Усталые и злые люди, раздраженные своим бессилием, теряют человеческий облик: “Данко смотрел на тех, ради которых он понес труд, и видел, что они — как звери. Много людей стояло вокруг него, но не было на лицах их благородства, и нельзя было ему ждать пощады от них”. Но Данко сумел победить вспыхнувшее в нем негодование, потому что жалость и любовь к людям оказались в нем сильнее. Чтобы спасти их, он совершает духовный подвиг. “»Что сделаю я для людей?» — сильнее грома крикнул Данко. И вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой. Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям-.”. Пылающее сердце Данко — это символ жертвенного служения людям, а сам герой — воплощение всего лучшего в человеке. И каким жалким и низким на его фоне кажется “осторожный человек”, который, “боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой…”
Я думаю, что в легенде о горящем сердце Данко выражается авторская позиция по вопросу о смысле жизни. Другими словами, весь смысл жизни, по Горькому, в жертвенном, бескорыстном служении людям. Правда, в настоящее время такая позиция вряд ли будет популярной. Мне кажется, что большинство из нас уподобляется “осторожному человеку”, наступившему ногой на пылающее сердце. Не потому ли нам приходится переживать мучительный кризис, как нравственный, так и в области материального.
Конечно, нельзя требовать от людей жертв насильно, и великие подвиги не каждому по плечу. Но если мы будем стараться стать добрее, отзывчивее, помогать тем, кто в этом нуждается, то мир наверняка изменится к лучшему. А жизнь человека, дарящего людям душевное тепло, можно назвать прекрасной и имеющей смысл.
Рассказчик — это путешественник, который натыкается на хижину старухи по имени Изергиль. Они начинают беседу и женщина вспоминает свою бурную молодость и делится воспоминаниями с гостем.
Она говорит о Ларре, сыне орла, который из-за гордости и самолюбия остался совершенно один. Между легендами она упоминает и о своей жизни. О тех, кто пытался завоевать ее сердце, но в итоге остался ни с чем.Вспоминает, конечно же, и о Данко, что вырвал собственное сердце, чтобы помочь людям, но оказался раздавлен.
Конечно же, путешественник запоминает то, что она говорит, и делится ее рассказами с читателем. Собственно, из его записок мы и узнаем об этой встрече.
Смысл названия книги «Старуха Изергиль»
В названии также кроется сакральный смысл. Дело в том, что оно носит имя главной героини рассказа. Но не стоит думать, что тут нет скрытого подтекста. Исследователи не раз отмечали, что это имя схоже по написанию и произношению с древнескандинавским словом «иггдрасиль». Переводится оно как «ясень».
Но именно это дерево является центральным в мифологии древних скандинавов! Оно соединяет мир людей, богов и усопших. Однако если вспомнить, что главы тоже три, а по содержанию они подходят к этим мирам, то все становится на свои места. Вот так вот автор вложил такой глубокий смысл в казалось бы обычное имя!
Особенности композиции повести М.Горького «Старуха Изергиль»
«Старуха Изергиль» — произведение, где в аллегорической форме изображается авторский идеал личности. Даже в реалистическую основу повествования проникают элементы романтизации: действие происходит в Бессарабии, на морском берегу, где рассказчик работает на сборе винограда. Природа этого края кажется «странной и сказочной». С впечатлением от уходящих в ночь людей сливаются «острый запах» моря и испарений земли, запоминаются переливы «очертаний и красок» («мягкие, как клубы дыма» и «резкие, как обломки скал», облака, меняющие цвет от пепельно-голубого до матово-черного, «золотые крапинки звезд» на темно-голубом небе, кроваво-красный диск луны, «вышедший из недр этой степи»). Соединяют реальный и романтический планы падающие от листвы и облаков «кружевные тени». Рассказ написан с использованием излюбленной писателем формы обрамления. Повествованием рассказчика обрамляется легенда о Ларре, повествование о жизни Изергиль, легенда о Данко. Единым целым эти три части делает основная идея произведения – стремление выявить истинную ценность человеческой личности. Так, в первой легенде речь идет о Ларре – сыне орла и женщины. Он человек и, в то же время, фантастическое существо. Придя к людям, Ларра не собирается мириться с их законами. Он отвечал, «если хотел», говорил со «старейшими», как с равными, отказываясь «повиноваться» им, чтить обычаи. Убив выбранную им девушку за то, что «она оттолкнула его», Ларра предстает перед судом племени. И под угрозой смерти этот герой не «опустил своей головы», говоря «так, точно они были рабы». Расспрашивая его, люди увидели, что он считает себя «первым на земле и, кроме себя, не видит ничего», желая остаться «вольным, как птица», «как отец его». Суд является кульминацией сюжета легенды, построенном на конфликте «племени» и исключительной, стремящейся жить по законам абсолютной свободы личности. «Страшным наказанием», которого не выдумать «в тысячу лет», стало для Ларры бессмертие. Именно оно стало для него самой страшной казнью: «его вечная жизнь была вечной отверженностью». Вторая часть рассказа посвящена описанию жизни старухи Изергиль. Она одна из тех, кто «умеет жить», тратя здоровье и молодость на любовь. Нанизывая в своем повествовании эпизоды встреч с возлюбленными, героиня не вспоминает их имен. Один за другим воскрешаемые ею люди, как тени, проходят перед рассказчиком: черноусый рыбак с Прут, огненно-рыжий гуцул. Сюда входят и важный турок, его сын, «бледный и хрупкий цветок Востока, отравленный поцелуями», «маленький полячок», которого оскорбленная Изергиль бросила в реку. Это и богатые паны, один из которых осыпал героиню золотом, но не добился любви. Рассуждение Изергиль о том, что «в жизни…всегда есть место подвигам», находит подтверждение в ее собственной судьбе. Ради Аркадэка, последнего и самого любимого из всех, она подвергается смертельной опасности. Спасая его из плена, Изергиль одевается нищей и проникает в деревню, где схваченные за участие в восстании поляки ожидают своей участи. Там она убивает часового перед амбаром («Я же обеими руками втискивала его голову глубже в грязь. Он и задохнулся…») и освобождает пленников. Но, услышав лживую благодарность и обещание любить «за то, что…увела его», Изергиль прогоняет возлюбленного. Ее повествование заканчивается возвращением к той жизни, какой живут все. Изергиль сравнивает себя с птицей, но теперь это уже не вольный орел, «царь птиц», а Кукушка: «Тогда увидела я, что пора мне завести свое гнездо, будет жить кукушкой! Уж тяжела стала я, и ослабели крылья, и перья потускнели…» Чувства, которые испытывает автор после рассказа Изергиль, иные, чем в финале легенды о Ларре: «Мне грустно было рядом с ней». Героиня выглядит, как страшное напоминание о скоротечной жизни: «На месте щек были черные ямы…», «Кожа на лице, шее и руках вся изрезана морщинами…». Это «тяжелое» впечатление, подтвержденное звуками, запахами и красками природы («… клочья облаков… гасили звезды одну за другой», «Воздух раздражал нервы странным запахом…», «На месте луны осталось только мутное опаловое пятно…»), неожиданно разрешается увиденным в «черной» и «страшной» дали светом. «Странные голубые языки огня», вспыхивающие в степи, возвращают сказочную атмосферу. Изергиль снова рассказывает легенду о «сильных и красивых людях». Третья часть является в рассказе ключевым эпизодом, представляющим собой кульминацию лирического сюжета. Так же, как в предыдущих, в ней есть внутренний сюжет, построенный на рассказе Изергиль. Эта легенда о том, как «в старину» враждебные племена нарушили мирную жизнь «веселых, сильных и смелых людей», прогнав их «в глубь леса», в болота и тьму. Они не могли биться на смерть с «сильными и злыми врагами», так как были хранителями «заветов». Не могли эти люди и двигаться «вперед». Путь им заграждали «великаны-деревья», в кронах которых «пел похоронную песню» ветер, а сквозь ветви «не видать было неба». Ослабев от «тоскливых дум», от страха и плача, люди были согласны на «рабскую жизнь» у врагов. В такую минуту всеобщей слабости появился герой, позвавший за собой. Данко был «лучшим из всех, потому что в очах его светилось много силы и живого огня». Кульминацией, так же, как в легенде о Ларре, становится суд над героем. Данко должен погибнуть за то, что «повел … и утомил» людей, подтвердив их «бессилие». Они стали, «как звери», на их лицах не было и следа благородства, но от «желания спасти их, вывести на легкий путь» внутренний огонь Данко разгорался еще ярче. Он «разорвал… себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой», как пылающий факел. «Гордый смельчак» отдал свою жизнь за то, чтобы придать смелость уставшим от безнадежности и скорби людям. Спасенные не замечают ни «крови, что била горячей струей из разорванной груди Данко», ни его смерти. Острожный человек», единственный из всех, кто заметил огонь, наступил ногой на гордое сердце… Развязка конфликта рассказа двойственна: это высвечивание трагической участи необыкновенной личности в мире тьмы, царящей в обществе и заполняющей душу человека. Но, в то же время, это воспевание геройских поступков «гордых смельчаков», пытающихся рассеять тьму, вывести людей к «солнечному свету».
Смысл произведения
Вообще в произведении явно прослеживаются три темы:
- Неподвластная любовь;
- Человек в обществе;
- Гордость, уничтожающая все.
Горький сквозь понятные читателю истории рассказывает о чести, достоинстве, страхе и любви. Это произведение действительно уникально, ведь в нем автор за минимальное количество символом донес те истины, которые некоторые писатели и в нескольких томах изложить не могут. Великолепно!
Но вернемся к теме. В чем же смысл произведения? А он кроется в самих историях старухи Изергиль! Обо всем по порядку.
В главе с Ларрой, сыном орла, явно прослеживается идея гордого одиночества. Он никогда не будет счастлив, не будет любим, ведь гордыня не позволит ему считаться с другими. Даже украденная девушка не принесет ему никакого счастья. Ларра так и останется один: без друзей, любви и счастья.
Из жизни старухи Изергиль мы понимаем, что никакая любовь, построенная на желании владеть, не будет долговременной. Все ухажеры Изергиль не добиваются счастья с ней, ведь каждая встреча становится последней. Она будто встречается с уже мертвыми людьми. Немного жутко, но в этом и кроется смысл неподвластной любви. Среди всех ухажеров не было того самого, поэтому отношения и не задерживались.
Данко же учит нас понимать систему общества. Для него мы важны только тогда, когда несем какую-либо пользу. И как только мы перестаем это делать — нашу судьбу, подобно сердцу Данко, раздавливают. И тут появляется вопрос: «А нужно ли жить в таком обществе?». Ответ на него придется найти самостоятельно, ведь автор оставляет это читателю.
А завершает картину отлично проработанная и символичная концовка, о которой сейчас и будет рассказано!
Старуха Изергиль. Анализ рассказа
5
(3)
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ РАССКАЗА «СТАРУХА ИЗЕРГИЛЬ»
- 1894 г. — работа над рассказом, который относится к романтическому периоду творчества М. Горького.
- 1895 г. — публикация в «Самарской газете». В рассказе отразились впечатления писателя о путешествии по Южной Бессарабии.
КОМПОЗИЦИЯ И СЮЖЕТ
Два рассказчика:
- автор-повествователь (размышляет над услышанным, делает оценки);
- старуха Изергиль (рассказывает легенды и историю своей жизни).
Структурно выделяются три части.
- Легенда о сыне орла Ларре
Гордый и эгоистичный сын женщины и орла возвращается к людям, но он презирает их законы, убивает дочь старейшины за отказ от его любви. Ларру обрекают на вечное изгнание, а Бог наказывает его невозможностью умереть.
- Рассказ Изергиль о своей жизни
Неудавшаяся жизнь Изергиль была полна любовных похождений. Некогда роковая красавица, она безжалостно относилась к поклонникам, но, когда полюбила сама, рисковала жизнью ради спасения любимого из плена и тоже была отвергнута. Легенды о Ларре и Данко носят фантастический характер, но рассказ Изергиль имеет все черты реализма.
- Легенда о Данко
Юноша вывел людей из тьмы леса, освещая путь своим горящим сердцем, вырванным из груди, но умер и был забыт теми, кого спас.
ОСНОВНЫЕ ОБРАЗЫ РАССКАЗА ГОРЬКОГО «СТАРУХА ИЗЕРГИЛЬ»:
- Ларра ⦁ сын орла, считает себя во всём правым, не считается с мнением людей и делает то, что хочет; ⦁ свободен и одинок; ⦁ на первое место ставит личные потребности; ⦁ воплощение человеческой гордости; ⦁ совершает преступление; ⦁ сверхчеловек, сверхгерой, который в итоге повержен собственным пороком
- Изергиль ⦁ воплощение сильной личности в реальности; ⦁ жила страстями, горда и свободолюбива; ⦁ жаждала приключений и острых ощущений; ⦁ любила много мужчин: некоторых бросала, ради других была готова совершить преступление, рискнуть собственной жизнью; ⦁ восхищается людьми, которые способны на подвиги; ⦁ похожа на героев, о которых рассказывала
- Данко ⦁ идеал мужества, чести и отваги; ⦁ на первое место ставит счастье и благополучие людей; ⦁ совершает подвиг; ⦁ ценит свободу, никем не понят, одинок; ⦁ сверхчеловек, герой, который ценой собственной жизни спасает людей
ИДЕЙНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Темы: свобода, переходящая во вседозволенность; любовь; смысл жизни: самопожертвование, эгоизм или гордость; роль человека в социуме, времени.
Идея: от образа эгоиста Ларры через образ старухи Изергиль (идея гедонизма) к образу альтруиста Данко раскрывается идея истинной ценности жизни человека, смысла его существования. Можно жертвовать собой ради других, совершать подвиги, а можно считать себя избранным и лишиться уважения и людской памяти.
Гедонизм — философское направление этики, считающее радость и удовольствие высшим благом. Наслаждение в понятии гедонизма часто используется в негативном смысле для описания материального, корыстного взгляда на жизнь.
ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ
Рассказ в рассказе (две сюжетно изолированные легенды связаны образом и историей жизни рассказчика, комментируются героями).
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ И СРЕДСТВА
- Использование легенд в канве рассказа.
- Герои — яркие, гордые личности, черты их характеров гипертрофированы.
- Аллегория: образы пылающего сердца, орёл, тёмный лес и т. д.
- Антитеза: противопоставление первой и третьей части, образов Ларры и Данко.
СОПОСТАВЛЕНИЕ С ДРУГИМИ ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ
Образ бунтаря, романтического героя изображён в поэмах «Мцыри» М. Ю. Лермонтова, «Цыганы» и «Кавказский пленник» А. С. Пушкина.
5 / 5. 3
.
Смысл финала книги
Конец рассказа несет в себе философский подтекст. Старуха Изергиль засыпает около моря, рассказчик ее накрывает и любуется природой. В его голове появляется вопрос: «Сколько же подобных историй знает эта старуха?». С этой мыслью засыпает и он. Здесь Горький хотел показать бесконечное множество идей, существующих в мире. В чем смысл жизни? Кто станет новым спасителем? Эти и другие вопросы остаются без ответа.
Конечно же, стоит дождаться того момента, когда Изергиль проснется и расскажет новые истории, но автор тонко намекает, что будет это нескоро. Печальное море — самый явный символ. Нам стоит самим начать искать ответы на эти сложные вопросы, самим пережить новые истории и поделиться ими с другими.
Старуха Изергиль является настоящим праведником. Да, она не выделяется красотой, добротой или улыбкой, но ее рассказы создают столько света, что перекрывают все эти качества. Нам стоит последовать ее примеру и начать передавать уже свои истории. В этом и кроется концовка — Изергиль исполнила свое предназначение и уснула вечным сном, теперь же роль праведника принадлежит рассказчику. И он справится с этим, ведь старуха донесла до него свои идеи.
Насколько публикация полезна?
Нажмите на звезду, чтобы оценить!
Средняя оценка / 5. Количество оценок:
Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.
Тема
Незаурядна и интересна тематика рассказа «Старуха Изергиль», которая отличается широким спектром затронутых автором вопросов.
- Тема свободы. Все три героя по-своему независимы от общества. Данко гонит племя вперед, не обращая внимания на его недовольство. Он знает, что его поведение принесет свободу всем этим людям, которые сейчас, в силу своей ограниченности, не понимают его замысла. Распущенность и наплевательское отношение к окружающим позволяла себе Изергиль, и в этом безумном карнавале страстей утонула сама суть свободы, приобретая пошлую, вульгарную форму вместо чистого и светлого порыва. В случае Ларры читатель видит вседозволенность, которая нарушает свободу других людей, поэтому теряет ценность даже для ее обладателя. Горький, конечно же, на стороне Данко и той независимости, которая позволяет личности выйти за рамки стереотипного мышления и повести за собой толпу.
- Тема любви. Данко обладал большим и любящим сердцем, но чувствовал привязанность не к конкретному человеку, а ко всему миру. Ради любви к нему он и пожертвовал собой. Ларра был полон себялюбия, поэтому не мог действительно испытывать к людям сильные чувства. Свою гордость он поставил выше жизни женщины, которая ему понравилась. Изергиль была полна страсти, но ее объекты постоянно менялись. В ее беспринципном беге за удовольствиями истинное чувство потерялось, а в итоге оказалось не нужным тому, кому предназначалось. То есть, писатель отдает предпочтение святой и бескорыстной любви к человечеству, а не ее мелким и эгоистическим аналогам.
- Основные темы рассказа касаются роли человека в социуме. Горький размышляет о правах и обязанностях личности в обществе, о том, что люди должны делать друг для друга для всеобщего процветания и т.д. Автор отрицает индивидуализм Ларры, который ни во что не ставит окружение и хочет лишь потреблять благо, а не отдавать его взамен. По его мнению, настоящий «сильный и красивый» человек должен применить свои таланты во благо остальных, менее выдающихся членов общества. Только тогда будут истинными его сила и красота. Если же эти качества будут растрачены впустую, как в случае с Изергиль, они быстро померкнут, в том числе и в памяти людской, так и не найдя достойного применения.
- Тема пути. Горький аллегорически изобразил исторический путь развития человечества в Легенде о Данко. Из тьмы невежества и дикости людской род двигался к свету благодаря одаренным и бесстрашным личностям, которые служат прогрессу, не жалея себя. Без них общество обречено на прозябание в застое, но эти выдающиеся борцы никогда не бывают понятыми при жизни и становятся жертвами жестоких и недальновидных собратьев.
- Тема времени. Время быстротечно, и его необходимо расходовать с целью, иначе его бега не замедлит запоздалое осознание тщетности бытия. Изергиль жила, не думая о смысле дней и лет, отдавала себя развлечениям, но в итоге пришла к тому, что судьба ее сложилась незавидно и несчастливо.
Структура рассказа
Во вступлении автор представляет своим читателям эгоистичного и жестокого человека. Ларра — создание орла и женщины. Он самоуверенный и не желает склоняться не перед кем. Будучи уверенным в своем превосходстве, в конце легенды он был наказан за это заблуждение. Его приговорили к бессмертию.
Вторая часть произведения описывает женщину по имени Изергиль. Она была доброй, умела любить искренне и по-настоящему. Ради своих чувств она была готова пойти на все. Эта самая романтическая глава рассказа.
Заключительная часть повествует о Данко. Этот человек вырвал свое сердце, чтобы осветить путь людям, которые разочаровались в жизни и устали от потерь. Он содержит в себе самые лучшие черты — доброту, милосердие, сострадание и готовность к самопожертвованию. Герой жил лишь тем, что мог помогать людям и направлять их по нужному пути.
Композиция «Старуха Изергиль» Максима Горького является символичным рассказом. Он имеет своеобразный идейно-художественный переход от положительных качеств к отрицательным.
У каждого героя своя история радости и печали, которая играет немаловажную роль. Автор пытается понять, в чем же заключается смысл жизни и почему.
Характеристика героев
Главные герои произведения — основа всего текста. Автор пытается по максимуму раскрыть каждого из них. Рассказ «Старуха Изергиль» имеет трех главных персонажей:
- Изергиль — пожилая дама, которая являлась собеседницей автора. Она повествовала об истории своей нелегкой жизни.
- Ларра — герой, презиравший людей.
- Данко — милосердный и справедливый. Готов пойти на спасение людей, рискуя своей жизнью.
Самого́ рассказчика также можно отнести к главной роли.
Повествователь пересказал услышанную историю, которая стала идей написания произведения. После прочтения рассказа можно понять, каково назначение этой композиции, что такое двоемирие.
Многомудрый Литрекон представляет итоговое сочинение на тему «Достоин ли преступник сочувствия?». Аргументы, тезисы, вступление, заключение — все это Вы можете проанализировать для глубокого погружения в тему. Приятного просвещения!
Вариант 1
(368 слов) У каждого преступления есть свои мотивы и свои обстоятельства, которые неповторимы. Поэтому нельзя сказать, что все правонарушители одинаковы. Соответственно, мы не можем дать универсальный ответ на вопрос, достойны ли они сочувствия? Кто-то совершил ошибку и еще сможет раскаяться, а кто-то никогда не исправится и будет вести себя аморально до конца дней своих. Один должен получить поддержку общества, а второй — нет. Чтобы разобраться в этом сложном вопросе, проанализируем литературные примеры.
Обратимся к роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Родион Раскольников, вдохновленный и обманутый теорией о «право имеющих» и «тварях дрожащих», убил двух женщин и ограбил их, что направить скопленные ростовщицей деньги на благое дело. Безусловно, этот поступок ужасен и непоправим, но сам преступник вовсе не был циничным душегубом. До этого инцидента Родион был добрым, сострадательным и благородным юношей. Он вытащил двоих детей из горящего дома и спас девушку от насильника. Последние деньги он готов был пожертвовать беднякам, хотя сам жил небогато. Родион внушает читателю сочувствие, потому что он мучается от укора совести и признает свою вину. У него есть будущее, ведь он способен на раскаяние и исцеление. Вот такие преступники нуждаются в поддержке общества и должны ее получить.
Но совсем другого убийцу, беспринципного и эгоистичного, мы встречаем на страницах рассказа М. Горького «Старуха Изергиль». Ларра убил девушку не потому, что хотел кому-то помочь, а просто так. Она отказала ему, он разозлился и решил отомстить. Вот и все мотивы, стоившие жизни жертве. Когда люди обрушились на Ларру с гневом и обвинениями, он спокойно возразил, что может брать любую женщину силой, потому что может это делать. А вот мнение племени ему безразлично, каждый за себя. За такое аморальное поведение Ларру изгнали из общества, и даже Бог наказал его бессмертием, дабы он познал все муки одиночества и стал для других назиданием. Этот человек не нуждается в сочувствии, оно его не изменит, а значит, незачем тратить время на его переубеждение. Если преступник отказывается от других, не стоит навязывать ему поддержку и давать шансы, которые все равно будут истрачены зря.
Таким образом, есть убежденные в своей правоте преступники, которых не исправит никакое сочувствие. Им нужно только наказание. А вот те, кто оступился и еще желает найти правильный путь, достойны руки помощи. Их еще можно спасти и сделать ответственными членами общества.
Вариант 2
(489 слов) Когда преступник пойман, а его вина доказана, нет ничего проще осуждения и насмешек. Всегда можно попенять, укорить, покачать головами, ведь человек признан плохим. Однако мы не знаем всех обстоятельств дела. А ведь он, быть может, совершил вынужденный поступок, когда иного выбора не было. Может быть и так, что само его происхождение подтолкнуло его к падению в пропасть. И мы не можем судить грешника, пока сами не побываем на его месте, пока не вникнем в его мотивы и особенности положения. Соответственно, мы не имеем морального права отказать ему в сочувствии. Чтобы убедиться в этом, обратимся к примерам из литературы.
Вспомним пьесу М. Горького «На дне». Васька Пепел родился в семье вора, поэтому с детства носил это клеймо. Ему на роду было написано стать преступником, ведь криминальное дело его отца ввергло семью в нищету. Васька не имел ни образования, ни рабочей специальности. Он сразу вынужден был искать деньги на хлеб насущный. Раз он живет в ночлежке, значит, его ремесло не так уж и прибыльно. Оно позволяет ему лишь сводить концы с концами и не умереть от голода. Сам герой ненавидит свое дело и мечтает бросить его, чтобы завести нормальную семью с Наташей и жить по-человечески. Но он осознает, что сама судьба толкнула его на скользкий путь криминала, с которого очень трудно свернуть. Разве этот человек не достоин сочувствия? Он стал преступником не по своей воле, его вынудила сама жизнь в нищете и позоре. В его выборе виноват не столько он, сколько государство, не давшее ему никаких возможностей стать другим.
Также подробно можно проанализировать мотивы Катерины Львовны из произведения Н.С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда». Героиня убила мужа и свекра и напала на наследника своего супруга, маленького мальчика. Почему так произошло? Одной из главных причин является семейное положение Катерины Львовны. Муж и свекр винили ее в бесплодии и постоянно грубили. Они них она видела лишь несправедливые упреки и гонения. Ни должного внимания, ни ласки, ни поддержки она не получила, хотя выполняла все обязанности жены и хотела стать матерью. Целыми днями она сидела одна и ждала очередных колкостей. Конечно, это не повод для убийства, можно было бы развестись. Но не тогда. Катерина Львовна не имела права покинуть мужа и вынуждена была терпеть абьюз. Это накопленное годами негодование вылилось в страстный роман с Сергеем и последующие грехопадения. Катерина видела в этих убийствах единственный шанс на счастье, в котором ей так долго отказывали эгоистичные и жестокие люди. Ей можно посочувствовать, ведь в финале ее разочаровал и Сергей, для которого эта любовь не была серьезной. Этот пример показывает, что даже самое жестокое преступление может быть вынужденной мерой, жестом отчаяния, нервным срывом на фоне ужасного отношения.
Таким образом, преступник всегда достоин сочувствия, потому что человек никогда не преступает закон по своей воле. Он становится таким из-за обстоятельств, на которые он не в силах был повлиять. Да, это не смягчает его вину, не утешает жертв, но дает повод для милосердия. Протянуть руку помощи, поддержать словом — это так мало для нас и так много для отверженных.