Разбери по составу слова сказка березовый

Диктанты по русскому языку 3 классдиктант это вид орфографического упражнения, сущность которого для учащихся состоит в записи воспринимаемого на
  1. Диктанты по русскому языку     3 класс

Диктант – это вид орфографического упражнения, сущность которого для учащихся состоит в записи воспринимаемого на слух предложения, слова, текста… 

Проверочные и контрольные диктанты по русскому языку для 3 класса 

  1. По названию диктанта (3 класс):

Прощание с осенью 
Осенний лес 
Снеговик 
Праздничный лес 
Первые дни весны 
Поездка в деревню 
Весеннее утро 
Утро в степи 
Весна пришла! 
Весна 
Осень в лесу тема «Предложение»
Снежные фигурки тема «Правописание безударных гласных в корне слова»
Зимой тема «Правописание суффиксов и приставок»
Ранняя весна — 1 вариант тема «Имя прилагательное»
Ранняя весна — 2 вариант тема «Местоимение» 

                                                    3 класс   1 четверть

  1.                                                  ПРОЩАНИЕ С ОСЕНЬЮ

В октябре стоит сырая погода. Весь месяц льют дожди. Дует осенний ветер. Шумят в саду деревья. Ночью перестал дождь.

 Выпал первый снег. Кругом светло. Все вокруг стало нарядным. Две вороны сели на березу. Посыпался пушистый снежок. Дорога подмерзла. Хрустят листья и трава на тропе у дома.

Слова для справок: стало, подмерзла.

Грамматическое задание:

  1. В первом предложении подчеркнуть подлежащие и сказуемое.
  2. Разобрать по составу слова: осенний, саду.
  3. Выписать из текста слово, в котором букв больше чем звуков.
  1.                                                   ОСЕННИЙ ЛЕС

Октябрь. Деревья давно сбросили желтые листья. В лесу идет дождь, и листва на дорожках не шуршит под ногами. Дрозды кружились над рябиной. Они клевали гроздья ягод. В дубках кричали сойки. Над елью пискнула синичка. Рябчики пролетели в лесную чащу.    (41 слово)

Грамматическое задание:

  1. Выписать из текста однокоренные слова, выделить корень.
  2. 1 вариант: Выделить грамматическую основу в 4 предложении.
  3. 2 вариант: Выделить грамматическую основу в 7 предложении.

                                     3 класс    2 четверть

  1.                                                      
  2.                                                     СНЕГОВИК

Стоит чудесный зимний день. Падает легкий снег. Деревья одеты в белые шубки. Спит пруд под ледяной коркой. Яркое солнце на небе.

Выбежала группа ребят. Они стали лепить снеговика. Глазки сделали ему из светлых льдинок, рот и нос из морковок, а брови из угольков. Радостно и весело всем!

Грамматическое задание:

  1. Подчеркнуть главные члены во втором предложении.
  2. Разобрать по составу слова (1 вариант: зимний, шубки; 2 вариант: белые, морковки).
  3. Найти в тексте слова с проверяемым безударным гласным в корне. Подобрать к ним проверочные слова. Написать эти слова.
  1.                                          ПРАЗДНИЧНЫЙ ЛЕС

Ночная вьюга украсила лес. Он стал как чудесная сказка. Молоденькие кустики укрылись снежными шубками. Еловые лапы надели мягкие рукавицы. Гигантские сугробы напоминали великанов. Вот взошло солнце. Яркими блёстками засветились снежинки. Из-под снега вылетел тетерев. Он осмотрел местность и взлетел на гибкую ветвь берёзы.

Грамматическое задание:

  1. Выписать 2 слова: первое- на правописание парной согласной в корне, второе- на правописание непроизносимой согласной; рядом с каждым словом написать проверочное.
  2. 1 вариант: Выделить грамматическую основу в 1 предложении. Разобрать по составу слово чудесная.
  3. 2 вариант: Выделить грамматическую основу в 5 предложении. Разобрать по составу слово еловые.

                                          3 класс      3 четверть

  1.                                                    ПЕРВЫЕ ДНИ ВЕСНЫ

  Над полями и лесами светит яркое солнце. Потемнели в полях дороги. Посинел на реке лед. В долинах зажурчали звонкие ручьи. Надулись на деревьях смолистые почки. На ивах появились мягкие пуховики.

Выбежал на опушку робкий заяц. Вышла на поляну старая лосиха с лосенком. Вывела медведица на первую прогулку своих медвежат.

Грамматическое задание:

  1. Разобрать по членам предложения: 1 вариант: четвертое предложение; 2 вариант: пятое предложение. Главные члены предложения подчеркнуть, словосочетания выписать.
  2. Подобрать прилагательные, противоположные по смыслу.
    1 вариант: узкий ручей — …; старательный ученик — …; 
    2 вариант: трусливый мальчик — …; высокий куст — …
  1.                                            ПОЕЗДКА В ДЕРЕВНЮ

Летом мы решили съездить к бабушке в деревню. Сколько хлопот перед отъездом! Вот мы уже в поезде. Как интересно смотреть в окно! Скоро разъезд. Поезд остановился. Я вижу мою бабушку. На ее лицо радостная улыбка. Она машет нам рукой. Теперь нас везет конь Орлик. По сторонам дороги широкие поля. Бабушка объяснила мне, как растет хлеб. К вечеру мы въехали в деревню.    (63 слова)

Грамматическое задание:

  1. вариант: Выполнить разбор 7 предложения. Разобрать слово бабушка по составу.
  2. вариант: Выполнить разбор 9 предложения. Разобрать слово поезд по составу.
  1.                                            3 класс      4 четверть
  1.                                                            ВЕСЕННЕЕ УТРО

   Это случилось в апреле. Рано утром проснулось солнце и взглянуло на землю. А там за ночь зима да мороз свои порядки навели. Снегом покрыли поля и холмы. На деревьях сосульки развесили.

Засветило солнце и съело утренний лед. По долине побежал, говорливый ручеек. Вдруг под корнями березки он заметил глубокую норку. В норке сладко спал ежик. Еж осенью нашел это укромное местечко. Он еще не хотел вставать. Но холодный ручей забрался в сухую постельку и разбудил ежа.

Грамматическое задание:

  1. Разобрать по членам 7-ое и 9-ое предложения.
  2. Разобрать по составу слова: 1 вариант: засветило, утренний, березки; 2 вариант: развесили, веселый, местечко).
  3. Определить время, число и род глаголов: побежал, взглянуло, покрыли.
  1.                                                  РАННЯЯ ВЕСНА

Наступила весна. Солнце согнало снег с полей. Раскрылись почки на деревьях. Показались молоденькие листочки. Проснулась пчелка. Она разбудила своих подруг. Пчелки вылетели из улья. Вот под кустиком они увидели синий цветочек. Это была синяя фиалка. Она открыла свою чашечку. Там был сладкий сок. Пчелки напились сока и весело полетели домой.       (51 слово)

Грамматическое задание:

  1. Выписать из текста местоимения, определить их лицо и число.
  2. 1 вариант: Выполнить разбор 4 предложения.
  3. 2 вариант: Выполнить разбор 7 предложения.
  1.                    Годовой диктант     по русскому языку     3 класс
  1.                                                           УТРО В СТЕПИ

Раннее весеннее утро. Степь весело пестреет цветочками. Ярко желтеет дрок. Скромно синеют колокольчики. Белеет пахучая ромашка. Дикая гвоздика горит пунцовыми пятнами. В утренней прохладе разлит горький, здоровый запах полыни.

Все радостно потянулось к солнцу. Степь проснулась и ожила. Высоко в воздухе затрепетали жаворонки. Кузнечики подняли свою торопливую трескотню.

Грамматическое задание:

  1. Выписать из текста два слова с безударными гласными в корне. Написать к ним проверочные слова.
  2. Выписать два слова с приставками. Выделить приставки.
  3. 2-ое и 4-ое предложения разобрать по членам (по вариантам).
  1.                                                   ВЕСНА ПРИШЛА!

Весеннее солнце пригрело землю. Зазвенела весенняя капель. У домов галдят крикливые воробьи. С пригорков побежали говорливые ручейки. На полях зазеленели хлеба. Ветки ивы покрылись золотыми шарами. В лесу зацвели голубенькие подснежники. Синички весело перелетали с ветки на ветку. Они искали в складках коры деревьев червячков. Тетерева слетелись на поляны. Птицы чертили по земле крыльями и затевали шумные игры. Скоро прилетят на родину журавли.    (64 слова)

Грамматическое задание:

  1. вариант: Выполнить разбор 3 предложения. Разобрать по составу слово крикливые. Определить время глагола в 1 предложении.
  2. вариант: Выполнить разбор 4 предложения. Разобрать по составу слово говорливые. Определить время глагола в последнем предложении.
  1.                                                          ВЕСНА

Весна долго не открывалась. В апреле стояла ясная морозная погода. Днем под лучами солнца тихо таял снег. Вдруг резко потянуло теплым ветром. Окрестности окутались густым молочным туманом. Мутным потоком полились воды. С яростным треском ломались на реке гигантские льдины.

Поздно вечером туман ушел. Небо прояснилось. Утром солнце съело тонкий лед.

В теплом весеннем воздухе залились чудным хором жаворонки. Высоко в небе пролетели с радостным криком журавли и гуси.

Пришла настоящая весна.

Грамматическое задание:

  1. Разбери по составу слова морозная, тонкий.
  2. Выпиши из текста три слова с безударным гласным звуком в корне слова, проверяемым ударением. Подбери проверочное слово.
  3. Подчеркнуть главные члены предложения, надписать части речи.
    1 вариант — 2 предложение.
    2 вариант — 7 предложение.
  1. Диктант по теме      «Предложение»
  1.                                                           ОСЕНЬ В ЛЕСУ

Как красив осенний лес! Березки надели золотые платья. Листья клена разрумянились. Густая листва дуба стала как медь. Сосны и ели остались зелеными. Пестрый ковер листьев шуршал под ногами. А сколько грибов в лесу! Душистые рыжики и желтые опята ждут грибников.     (43 слова)

Задание:

  1. Дать характеристику 1 предложению. Выделить грамматическую основу во 2 предложении.
  2. Дать характеристику 1 предложению. Выделить грамматическую основу в 3 предложении.
  1. Диктант по теме  «Правописание безударных гласных в корне слова»
  1.                                                 СНЕЖНЫЕ ФИГУРКИ

С неба летел мокрый снежок. Ребята выбежали во двор и стали лепить из снега фигурки. Коля слепил снеговика. Хорош снеговик! В носу краснела морковка. В руке метла, а на голове ведро. Женя строил башню с ледяными окошками. Толя и Илья лепили Деда Мороза и Снегурочку. Дед Мороз был с бородой. Снегурочка в руках держала зеленую елочку.    (58 слов)

Задание:

  1. Выписать из текста 3 слова с безударной гласной в корне, написать проверочное слово, выделить орфограмму.
  2. Выписать из текста группу родственных слов, выделить корень.
  1. Диктант по теме    «Правописание суффиксов и приставок»
  1.                                                                   ЗИМОЙ

Был зимний денек. Синичка Зинька прыгала по веткам. Глазок у синички острый. Под корой деревьев она добывала насекомых. Вот Зинька раздолбила дырочку, вытащила букашку и съела. Тут выпрыгнула из снега мышка. Мышка дрожит, вся взъерошились. Она объяснила Зиньке свой страх. Мышка провалилась в медвежью берлогу. Там крепко спали большая медведица и маленькие медвежата. (54 слова)

Задание:

  1. Выписать из текста по одному слову с разделительным Ь и Ъ знаком, выделить орфограмму.
  2. Выписать из текста 2 слова с приставкой, выделить её.
  1. Диктант по теме    «Имя прилагательное»
  1.                                                  РАННЯЯ ВЕСНА

Хороша ранняя весна в лесу! Ярко светит весеннее солнце. Легкие облака украшают голубое небо. Слышны чудесные трели птиц. Смолой запахли душистые почки. Появилась молодая травка. Выглянул голубенький подснежник. С пригорка зажурчал говорливый ручеек. У сосны резвились счастливые бельчата. Маленький зайчишка грыз кору молодой осинки. На поляну вывела своих медвежат бурая медведица. Веселый и радостный лес весной!    (58 слов)

Задание:

  1. Выписать 3 любых имени прилагательных в единственном числе, определить их род, выделить окончание.
  2. 1 вариант: Выделить грамматическую основу в 8 предложении, подписать все части речи. Разобрать по составу слово голубенький.
  3. 2 вариант: Выделить грамматическую основу в 9 предложении, подписать все части речи. Разобрать по составу слово подснежник.

На чтение 10 мин. Просмотров 1 Опубликовано

Достоянием русского языка можно считать фразеологизмы. У этих устойчивых речевых выражений нет автора. Они неделимы по смыслу и являются единым целым.

В своей речи каждый из нас применяет их часто, хотя и не замечает. С помощью фразеологизмов показывают свое отношение, речь становится яркой и образной.

Все фразеологизмы появились для выражения определенного события или явления. Позднее по различным причинам их стали применять в переносном смысле, но сходном с первоначальным значением. Фразеологизмы бывают как однозначными, так и многозначными, могут иметь синонимы и антонимы.

В предложении выражаются одним членом.

Фразеологизмы можно разделить на четыре вида. К первому относятся устойчивые сочетания, имеющие отношение к историческому прошлому народа. Второй вид – это образные речевые обороты, в которых отражаются народные традиции.

К следующему виду принадлежат появившиеся от разнообразных ремесел устойчивые комбинации слов. И наконец, последний вид – это крылатые выражения. Устойчивые обороты, входящие в каждую группу, имеют свою уникальную историю происхождения.

Например, речевой оборот “рукой подать” означает “недалеко”, а фразеологизм “поставить в тупик” заменяет выражение “привести в замешательство”.

Таким образом, без фразеологизмов, которые мы используем с самого детства, невозможно представить повседневной речи. Фразеологизмы можно назвать “золотым резервом” русского языка за их эмоциональную окраску и меткость.

Сочинение на тему “Фразеологизмы”« Сборник “На ранних поездах”Дома и стены помогают (1) »

Фразеологизмы

Иногда мы даже не замечаем, насколько прочно вошли в нашу жизнь и наш язык, особые устойчивые словосочетания, которые воспринимаются как неразрывные высказывания и воспроизводятся в виде целостной конструкции, которая приравнивается в смысловом отношении до одного слова. Эти словосочетания получили название «фразеологизмы».Фразеологизмы возникают в процессе речи совсем не за общими грамматическими закономерностями, а иногда даже вопреки этим закономерностям и правилам построения предложения. А все потому что эти выражения устоявшиеся, сформированные носителями языка в течение многих лет (а иногда и столетий), и эти же носители (то есть, обычные люди, мы с вами) используют фразеологизмы в бытовом общении, в художественном и эпистолярной речи так непринужденно и живо, как будто родились с ними на устах. Иностранцу, который пытается выучить язык любой страны (а устоявшиеся выражения есть во многих языках мира) труднее всего понять и перевести именно фразеологизмы — потому что иногда первоначальное значение выражения спрятано где-то очень глубоко, за кучей проволочек слов. И зависит этот смысл от культурных особенностей быта народа, именно поэтому мы понимаем свои фразеологизмы, а иностранцы обычно могут только заучить содержание определенной фразы. Возникает вопрос: а зачем нам они, эти фразеологизмы? Ведь без них будто меньше путаницы, и часто густо фразеологический оборот лишь усложняет форму предложения, заменяя одно слово целой конструкцией. Например, выражение «заткнуть за пояс» можно заменить одним словом — «превзойти». На этот вопрос есть несколько вариантов ответа. Во-первых, без фразеологизмов (как и без других средств вещания) речь была бы сухой и слишком официальной. Эти высказывания придают нашей речи образности, выразительности и яркости, позволяя говорящего выразить свое отношение к тому, о чем он говорит. А с помощью фразеологизмов сделать это бывает значительно проще. Например, выражение «сесть на голову» передает гораздо больше эмоций, чем простое слово «обнаглеть». А фразеологизм «искать вчерашний день» раскрывает всю глубину тоски по тому, чего тщетно ищешь, чего уже нет. Во-вторых, слушатель или читатель тоже воспринимает услышанное или прочитанное совсем иначе — подключая свое воображение и улавливая весь спектр образов и эмоциональных единиц, которые заложены в выражении. А это способствует более сильному сопереживанию. Именно поэтому читать текст, окрашенный фразеологизмами значительно приятнее и легче, чем просто сухой и логичный текст. В-третьих, правильное и точное использование фразеологических оборотов дает возможность проявить свой ум, умение остроумно и точно высказываться, избегать штампов и выбирать среди многих устойчивых выражений один, наиболее целесообразный. Умение использовать фразеологизмы можно воспринимать как игру, где победитель — тот, кто смог наиболее коротким путем добраться до цели, то есть выразить весь спектр эмоций и содержания, использовав лишь несколько метких фраз. Именно фразеологизмы временем порождают наиболее нетривиальные образы, становясь неисчерпаемым источником шуток и анекдотов. Что касается писателей, то трудно вообще представить их деятельность без использования фразеологических оборотов. Поэтому хочется пожелать каждому, кто считает себя интеллектуальным человеком, овладеть фразеологией, ибо она дает грандиозные возможности по использованию языка и выражения собственных чувств.Ответы (2)Знаешь ответ?Не уверен в ответе? Найди верный ответ на вопрос ✅ «Написать короткое сочинение-рассуждение роль фразеологизмов в русском языке …» по предмету ? Русский язык, а если ответа нет или никто не дал верного ответа, то воспользуйся поиском и попробуй найти ответ среди похожих вопросов. Новые вопросы по русскому языкуДанные слова разбери по составу и раздели их по группам: Ветер, книжка, города, красный, окунь, гора, горный, погрузка, побег, переход, холод, нагрузка, лисица.Ответы (2)Расцвела, сирень, душистая. Морфемный разбор.Ответы (1)1 Какие города Молдовы и России вы знаете? 2 Какие реки Молдовы и России вы знаете?Ответы (2)Сочинение мой любимый праздник план тоже 2 классОтветы (1)Морфологический разбор слово ярокОтветы (1)

Фразеологизмы в такой степени вошли в нашу жизнь, что мы, не задумываясь употребляем, то или иное выражение. В тот момент, когда наши уста произносят фразеологизм, мы четко осознаем, что оно значит в общем, а не отдельные слова. Например, устойчивое выражение «сложа руки», не означает в буквальном сложить руки, а выражает степень бездельничества. Фразеологизм усиливает значение слова, выражает смысл более ярко, чем одно слово.

Множество таких фраз пришли к нам из прошлых веков. Когда мы произносим словосочетание «играть в бирюльки», то имеет в виду, что человек несерьезно относится к проблеме и занимается пустяками. А пошло оно от старинной игры, в которой требовалась вытаскивать специальным крючком разбросанные мелкие предметы, не задевая их. Эта игра довольно проста и в нее играли, когда следовала развлечься. Со временем это выражение стало крылатой фразой.

Фразеологизмы помогают нам в жизни получить больший эффект от своих слов. Они усиливают эмоциональный посыл. В пример, «мамаево побоище» означает большая ссора или битва. Эффект от такой фразу будет более явным, чем от «произошла большая ссора».

Все это говорит от том, что русский язык очень многогранен и щедр, а фразеологизмы придают ему особый шарм. Они делают наш родной язык очень ярким и более разнообразным.

<glav>Другие темы:</glav>← Взаимоотношения людей↑ На свободную темуИмя существительное как часть речи → `

Фразеологизмы

frazeologizmy.jpg

Популярные сочинения

  • Сочинение-описание картины Осень. Веранда Жуковского (6 класс)

    По мнению многих художников, осенняя пора – романтичное время года. При этом у одних оно вызывает желание раствориться в природе, получив порцию умиротворения. Других располагает к созданию шедевров.

  • Сочинение Танцы (я занимаюсь танцами) мой любимый кружок

    В моей школе довольно много интересный и не очень кружков: программирование, шахматы, баскетбол и т.д. Но меня больше всего привлек кружок по танцам. Его и по сей день преподает нам учитель из частной школы

  • Сочинение-описание по картине Кожина Церковь Покрова на Нерли (8 класс)

    На картине Кожина Семёна Леонидовича «Церковь Покрова на Нерли», изображена белокаменная церковь 12-го века. Многие художники изображали эту церковь на своих картинах. Даже у данного автора написано

Опубликовано 04.01.2017 — 6:29 —

Данный материал поможет девятиклассникам при подготовке к экзамену по русскому языку. Образец сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (С 15.1)

Скачать:

Вложение Размер
x-office-document.pngnuzhny_li_frazeologizmy_v_russkoy_rechi.docx 15.43 КБ

Предварительный просмотр:

Нужны ли фразеологизмы в русской речи?

             Нужны ли фразеологизмы в русской речи? Ответ на этот вопрос очевиден. Конечно, нужны. Их использование в речи человеком издавна неоспоримо дает ответ на этот вопрос. Попробуем разобраться почему.

    Во-первых, фразеологизмы в  русском языке служат для создания образности и выразительности речи. Они богаты и разнообразны по своему составу, насыщены смыслом, эмоциональны, оценочны и субъективны.  Как правило, фразеологизм  можно заменить одним словом (зарубить на носу-запомнить, бить баклуши-бездельничать, вставлять палки в колеса-мешать).  Интересно и то, что фразеологизмы могут иметь синонимы и антонимы, что делает их еще более необходимыми в речи каждого человека  (овчинка выделки не стоит-игра не стоит свеч, семи пядей во лбу- пороха не выдумает). Они сложны по составу, состоят из нескольких слов, которые не могут употребляться самостоятельно или принимают другое значение, нельзя включать в их состав новые слова или менять грамматические формы слов, переставлять слова местами.

    Во-вторых, сфера их употребления достаточно широка.  Фразеологизмы могут употребляться и в разговорной речи, и в книжной.  Могут быть ярко и эмоционально окрашены, а могут быть  и лишены экспрессивной окраски. Это позволяет использовать их в самых различных ситуациях, от самых обыденных до самых неординарных. Фразеологизмы можно встретить и в научных статьях, и в заурядных разговорах на бытовые темы. Многие так прочно вошли в нашу жизнь, что мы даже не замечаем, когда употребляем их. « Крутимся, как белка в колесе» целый день, а можем и «работать спустя рукава»,  злимся,  грозим «показать кузькину мать». Пропускаем  информацию  «мимо ушей», потом « в глубине души» жалеем, хотим «заморить червячка» или  даже  «забить стрелку».  

    В-третьих, если человек использует в своей речи фразеологизмы, то это и характеризует его особым образом. Это говорит о том, что он начитан и образован, ведь речь указывает на интеллектуальный потенциал человека. Именно по тому, как человек говорит и как пишет, мы можем многое узнать о нем. И чем богаче словарный запас , тем более развит его ум. Человека образованного и начитанного выдает богатство  речи, и немалую роль в ней играют фразеологизмы.

      Таким образом, широкое применение фразеологизмов в речи делает ее красивой и эмоциональной, фразеология давно и прочно вошла в нашу жизнь, вошла в жизнь каждого человека. А если он еще образован и начитан  и фразеологизмами насыщена его речь, то такого человека приятно слушать. Такая речь раскрывает характер собеседника, привлекает слушателей, делает общение живым и интересным. Фразеологизмы в русской речи нужны, потому что обогащают словарный запас образными выражениями, повышают культуру речи, помогают в освоении языка.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

picture-374857-1388665549.jpg

Дифференцированный урок по теме «ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ в русском и немецком языках»

Дифференцированный урок по теме«ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ в русском и немецком языках»…

picture-377045-1389360651.jpg

Сборник «Фразеологизмы в русском языке»

Учебное пособие для учителей русского языка…

picture-351749-1387913080.jpg

Фразеологизмы в русском языке

Презентация к уроку изучения темы «Фразеологизмы» в разделе «Лексика» 6 класс….

Фразеологизмы — жемчужины русского языка

Внеклассное мероприятие по русскому языку в рамках «Недели русского языка и литературы» При изучении фразеологических оборотов эффективными формами  внеклассных занятий на мой взгляд, я…

picture-103202-1358082920.jpg

Сравнительно-сопоставительный анализ фразеологизмов немецкого, русского и татарского языков

Данная учебно-исследовательская разработка предназначена для выступления на научно-практической конференции школьников. В ней содержится анализ с элементами исследования фразеологизмов, представленных…

picture-993930-1515668399.jpg

Фразеологизмы в русском языке

В данной презентации рассматриваются фразеологизмы русского языка. Презентация состоит из следующих разделов:ТеорияПрактика (закрепление изученного материала)….

picture-1078825-1542548324.jpg

Фразеология. Истоки возникновения фразеологизмов в русском языке.

В работе представлены источкини возникновения науки фразеология….

  • Мне нравится

  Используемые источники:

  • https://lit.ukrtvory.ru/sochinenie-na-temu-frazeologizmy/
  • https://www.lang-lit.ru/2017/02/chto-takoe-frazeologizmy.html
  • https://urokam.net/russkij-jazyk/3361644.html
  • https://supersochinenie.ru/sochineniya/na-svobodnuyu-temu/frazeologizmy
  • https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2017/01/04/nuzhny-li-frazeologizmy-v-russkoy-rechi

Урок русского языка в 3 классе.

Тема: «Упражнения в разборе слов по составу».

Предмет:Русский язык

Класс:3 класс

Урок58.

Раздел:Слово

Тема:«Упражнения в разборе слов по составу».

Тип урока — урок рефлексии.

Цель урока – обеспечить осознание учащимися уровня освоения знаний и умений по теме «Разбор слова по составу» и определение ими проблемных зон с целью коррекции;

Задачи:

  1. помочь учащимся актуализировать знания о составе слова, порядке разбора слов по составу, через игру «Аукцион знаний» и составление схемы «Состав слова»,

  2. организовать деятельность учащихся по отработке умений разбирать слова по составу, составлять слова по схемам

  3. предоставить возможность осознать проблемные зоны в умениях посредством самостоятельной работы по теме,

  4. обеспечить возможность скорректировать пробелы в знаниях и умениях посредством дифференцированной работы по типу выявленных в ходе самостоятельной практической деятельности ошибок,

  5. предоставить возможность проверить результативность коррекционной работы.

Формируемые умения

Личностные

  • мотивация к обучению и сознательной познавательной деятельности

  • ориентация на понимание причин успеха (не успеха) в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи

Метапредметные умения:

Познавательные

  • Умение извлекать информацию из схем

  • Умение представлять информацию в виде схемы

  • Выявлять сущность, особенности объектов, относить объекты к известным понятиям (части слова).

  • На основе анализа объектов строить логические рассуждения, делать выводы.

  • Обобщать и классифицировать по признакам.

Регулятивные —

  • умение определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий по решению проблемы:

— определять цель учебной деятельности самостоятельно,

— составлять план выполнения задач, решения проблем совместно с учителем.

-умение осуществлять деятельность в соответствии с целью и планом;

  • умение соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его:

— в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев (на основе заполнения таблиц успешности),

— пользоваться критериями в ходе оценки и самооценки.

— понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.

 Коммуникативные

  • Умениеслушать и понимать других.

  • Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

  • Оформлять свои мысли в устной форме.

  • Умение работать в группе, в паре.

Предметные умения:

  • Умение разбирать слова по составу, составлять схемы состава слова, подбирать слова к заданным схемам;

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, карточки для индивидуальной работы, «Таблица самооценки»

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечания

Этап мотивации к деятельности и актуализации знаний.

— Сегодня наш урок русского языка мне хотелось бы начать со слов И. С. Тургенева:

«Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык. Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. Языку мы учимся и должны учиться непрерывно до последних дней своей жизни».

-Кто согласен с высказыванием классика, сядьте прямо, пожалуйста. Тогда начнем работать.

Отгадайте, о чем идет речь:

— Корень мой находится в «цене»,

В «очерке» найди приставку мне,

Суффикс мой в «тетрадке»все встречали.

Вся же дневнике я, и в журнале.

-Верно, как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?

— По какой теме?

— Вы правы, сегодня мы начинаем урок с аукциона знаний по теме «Состав слова». На продажу выставлены поистине бесценные “вещи” (карточки с обозначениями частей слова), купить которые сможет любой из вас в обмен на знания по данной теме.

— Представьте все знания, которые мы повторили в виде схемы «Состав слова»

— Как нужно действовать, чтобы правильно разобрать слово по составу?

-Почему эти знания важны для нас?

– Какая тема урока?

— Совершенно верно, кроме того, завтра нас ждет проверочная работа по теме «Части слова. Окончание и основа слова. Суффикс. Разбор слова по составу»

— Какую цель поставим на урок?

«Оценка»

Оценивать свои знания

«Состав слова», ведь отгадку искали, составляя слово из частей.

Игра «Аукцион знаний»

Дают определения понятиям

Учащиеся, «купившие» вещь на аукционе составляют из карточек схему «Состав слова», комментируют

Вспоминают алгоритм.

Мы используем эти знания, чтобы грамотно писать, орфограммы встречаются разных частях слова и даже на стыке приставки и корня

Тема – Разбор слов по составу

Цель – проверить умение разбирать слова по составу, подготовиться к проверочной работе

Этап пробного учебного действия.

Этап локализации индивидуальных затруднений.

Этап построения проекта коррекции выявленных затруднений и реализации построенного проекта.

Этап обобщения затруднений во внешней речи.

Этап самостоятельной работы с самопроверкой по образцу.

Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

Домашнее задание.

— Как мы будем действовать на уроке? Спланируйте деятельность, используя пункты плана на доске

— Когда вы сможете сказать, что умеете применять знания о составе слова? (Еще раз обратите внимание на тему проверочной работы)

— Это и будут критерии нашей деятельности сегодня. Они обозначены в вашей таблице самооценки.

-Откройте учебники на стр 165. Определите, какие умения проверяют упр 3-5.

— Какое умение развивает задание на доске? (умение подбирать слова к схемам)

— Выполните задания

— Что надо сделать теперь?

— Что даст проверка?

— Сравните свою работу с эталоном

-Занесите результаты в таблицу самооценки.

— Проанализируйте результаты в таблице. Расскажите друг другу те выводы, к которым пришли: что получается, а что пока нет.

— Как построим свою работу теперь?

— Кому надо поработать над различением однокоренных слов и форм слова, возьмите карточку «А».

— Кому надо поработать над выделением в слове окончания и основы, возьмите карточку «Б».

— Кому надо поработать над разбором слова по составу и подбором слов к схемам, возьмите карточку «В».

— У кого все правильно, ошибок нет, возьмите карточку « Г».

— Проверим результаты тренировочных упражнений.

— Над чем работал каждый из вас?

— Кто справился с заданием?

— У кого остались вопросы?

-Мы потренировались. Что теперь надо сделать?

— Зачем?

— Выполните задание на карточке.

— Проверьте свою работу по образцу.

— Заполните таблицу самооценки второй раз.

— Сравните результаты первой самостоятельной работы и второй. Сделайте выводы.

— Расскажите о них друг другу

— Какая была цель урока? Кому удалось ее достичь? Почему так решили?

— Какие умения формировали и развивали?

— Как для этого работали?

— Кто для себя отметил, что ему нужно повторить для завтрашней проверочной работы?

— В чем видите успех сегодняшнего урока лично

для себя?

-Какие задачи поставили на будущие уроки?

1 уровень: стр 163 № 4,5,6

2 уровень: предложите вариант задания, чтобы проверить знания и умения по теме

-Определим, что должны знать и уметь в рамках данной темы

-Выполним самостоятельную работу, поймем, что умеем и в чем испытываем затруднения

-Потренируемся

-Снова выполним самостоятельную работу

-Умеем различать однокоренные слова и части слова

-Умеем выделять окончание и основу

-Умеем находить в слове корень, приставку, корень, суффикс

№3 — Умение различать однокоренные слова и части слова

№4 -Умение выделять окончание и основу

№5,6 –умение разбирать слово по составу

На доске – подбирать слово к схеме

Выполняют задания

Проверить.

Поймем: умеем мы разбирать слова по составу или нет, правильно ли это делаем

Проверяют по образцу, заполняют таблицу (ставят «+» или «?»)

Анализируют и комментируют результаты в паре, делают выводы.

— Каждый будет работать над исправлением своих ошибок. Для этого надо потренироваться.

Выполняют индивидуальные задания на карточках.

Выполняют самопроверку по образцу.

Выполнить еще одну самостоятельную работу.

Проверить свои умения, помогла ли тренировка или еще надо потренироваться

Выполняют задание

Проверяют работу, корректируют при необходимости.

Заполняют таблицу самооценки второй раз.

Работают в парах и комментируют результаты

Отвечают.

Приложение 1

План

Приложение 2

Таблица самооценки.

Приложение 3

карточки для индивидуальной работы

Приложение 1

  • Определение критериев оценки

  • Самостоятельная работа №1

  • Тренировочные упражнения

  • Самостоятельная работа №2

Приложение 2

Умения

Отличаю однокоренные слова и формы слова

Выделяю в слове окончание и основу

Разбираю слово по составу

Соотношу слово и схему

Сам. работа №1

Сам. работа №2

Сам. работа №1

Сам. работа №2

Сам. работа №1

Сам. работа №2

Сам. работа №1

Сам. работа №2

Приложение 3

Карточки для индивидуальной работы.

Карточка А:

  1. Вспомни теоретический материал:

Формы слова – это различные изменения одного и того же слова в речи (берёзка, у берёзки, за берёзкой)

Однокоренные слова – это слова, имеющие одинаковый корень и близкие по смыслу (берёза, берёзка, березняк, берёзовый)

Чтобы отличить однокоренные слова от форм одного и того же слова, нужно:

-обратить внимание на значение слов (у однокоренных слов оно разное)

-определить, к какой части речи относятся слова (если слова принадлежат разным частям речи, то это однокоренные слова)

-сравнить основы слов (если они одинаковые, то это формы слова, если нет – однокоренные слова)

2. Запиши в левый столбик однокоренные слова к данному, а в правый – формы слова: вода вода

3. Проверь свою работу:

Сравни основы полученных слов, если они одинаковые – перед тобой формы слова (эти слова должны быть в правом столбике), если нет – однокоренные слова (левый столбик).

Карточка Б:

  1. Вспомни теоретический материал:

Окончание– это изменяемая часть слова. Окончание служит для связи слов в предложении. Окончание может быть нулевым, то есть не выраженным звуками.

Основа – это часть слова без окончания. Основа может состоять только из корня. В основу могут входить, кроме корня приставки, суффиксы.

  1. ИРазбери по составу слова сказка березовый змени слово и найди изменяемую часть – это окончание, выдели окончание значком (берёзка – нет берёзки, окончание —а, голубоватый – голубоватая, окончание —ая)

  2. Основа – это часть слова без окончания, выдели основу значком : берёзка, голубоват ый

Выдели окончание и основу в словах:

бабушка, золото, старая, деревня, сапоги, ночное, хвост, лужок, красная, картина.

Карточка В:

  1. Вспомни теоретический материал:

Корень –это главная, значимая часть слова. В корне заключен общий смысл всех однокоренных слов.

Приставка — значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

Суффиксзначимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.

Окончание– это изменяемая часть слова. Окончание служит для связи слов в предложении. Окончание может быть нулевым, то есть не выраженным звуками.

Основа – это часть слова без окончания. Основа может состоять только из корня. В основу могут входить, кроме корня приставки, суффиксы.

  1. Измени слово и выдели окончание (берёзка – нет берёзки, окончание —а, голубоватый – голубоватая, окончание —ая)

  2. Обозначь окончание, отдели его от основы: берёзка, голубоват ый

  3. Объясни значение слова через однокоренное, подбери другие однокоренные слова:берёзка – маленькая берёза, березняк, березовый; голубоватый –чуть-чуть голубой, голубизна, голубеет, голубенький. Выдели корень.

  4. Выдели приставки и суффиксы (если есть)

Разбери по составу слова:

Слезинка, бородушка, полюшко, приморский, близкий, дымоход, котята, золотой, домище, лужок.

Напиши слова, которые соответствуют схемам:

Разбери по составу слова сказка березовый

Разбери по составу слова сказка березовыйРазбери по составу слова сказка березовыйРазбери по составу слова сказка березовыйРазбери по составу слова сказка березовыйРазбери по составу слова сказка березовыйРазбери по составу слова сказка березовыйДуга 6» />Разбери по составу слова сказка березовыйРазбери по составу слова сказка березовыйРазбери по составу слова сказка березовыйРазбери по составу слова сказка березовыйДуга 6» />Разбери по составу слова сказка березовыйРазбери по составу слова сказка березовыйРазбери по составу слова сказка березовыйДуга 6» />Разбери по составу слова сказка березовыйРазбери по составу слова сказка березовыйРазбери по составу слова сказка березовыйРазбери по составу слова сказка березовыйДуга 6» />Разбери по составу слова сказка березовыйРазбери по составу слова сказка березовыйРазбери по составу слова сказка березовыйРазбери по составу слова сказка березовыйРазбери по составу слова сказка березовыйник ые н ый а

Карточка Г:

Догадайся по схемам, слова какой части речи здесь даны. Подчеркни правильный ответ.

Дуга 6» />Разбери по составу слова сказка березовыйРазбери по составу слова сказка березовыйРазбери по составу слова сказка березовыйДуга 6» />Разбери по составу слова сказка березовыйРазбери по составу слова сказка березовыйРазбери по составу слова сказка березовыйРазбери по составу слова сказка березовыйРазбери по составу слова сказка березовыйДуга 6» />Разбери по составу слова сказка березовыйРазбери по составу слова сказка березовыйРазбери по составу слова сказка березовый

Разбери по составу слова сказка березовыйРазбери по составу слова сказка березовыйРазбери по составу слова сказка березовыйРазбери по составу слова сказка березовыйРазбери по составу слова сказка березовыйРазбери по составу слова сказка березовыйРазбери по составу слова сказка березовыйРазбери по составу слова сказка березовый чик тель а

ГЛАГ.СУЩ. ПРИЛ.МЕСТОИМ.

Приложение 4

Самостоятельная работа №2

  1. Выпиши в один столбик однокоренные слова, в другой –формы слова.

Сад, садовник, в саду, сажает, над садом, садовод, посадки.

  1. Спиши, выдели в каждом слове окончание и основу.

Поле, полюшко, полевой, в поле, поля

  1. Под каждой схемой подпиши подходящее слово.

Разбери по составу слова сказка березовыйРазбери по составу слова сказка березовыйРазбери по составу слова сказка березовыйРазбери по составу слова сказка березовыйРазбери по составу слова сказка березовыйРазбери по составу слова сказка березовыйРазбери по составу слова сказка березовыйРазбери по составу слова сказка березовыйРазбери по составу слова сказка березовыйРазбери по составу слова сказка березовыйРазбери по составу слова сказка березовыйРазбери по составу слова сказка березовыйРазбери по составу слова сказка березовыйРазбери по составу слова сказка березовыйРазбери по составу слова сказка березовыйРазбери по составу слова сказка березовый

Море, моряк, приморский, поморы

  1. Разбери слова по составу.

Земля, земляк, земельный, землекоп, подземный, землица

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/461974-urok-refleksii-uprazhnenija-v-razbore-slov-po

В Советском Союзе рок-музыканты долго были андеграундом, фестивали были неофициальными, записи — «самопальными», концерты проходили в квартирах или полузаброшенных клубах на городских окраинах.

Но «Землянам» этой участи удалось избежать: для них были открыты и телевидение, и официальные концертные площадки. Возможно, потому, что в песнях не было ничего, что считалось бы недопустимым или скандальным, это был так называемый в те годы ВИА (вокально-инструментальный ансамбль), который исполнял в рок-стилистике песни советских авторов о сильных мужчинах, космосе, небе, каскадерах, общечеловеческих жизненных ценностях.

Возможно, во многом поэтому же «Землян» помнят и знают не только 40–50-летние, но и молодые: в 2021 году их «Трава у дома» оказалась самой популярной советской песней в караоке у молодежи — по версии группы МДК в социальной сети «ВКонтакте» (число подписчиков — более 11,6 млн).

В Петербурге, на исторической родине легендарной группы, из мэтров по-прежнему живет ее лидер-гитарист Игорь Романов. После «Землян» у него были собственная группа «Союз», сольные проекты, работа на радио и почти 15 лет в «Алисе». Но период «Землян» он вспоминает с особым трепетом и ностальгией.

Вместе с Романовым мы побывали у ДК имени Дзержинского и в Ленинградском дворце молодежи (ЛДМ). Оба места — знаковые для города, и именно с ними наиболее тесно оказалась связана судьба «Землян».

ДК имени Дзержинского

Сегодня его мало кто в Петербурге воспринимает как важную концертную площадку, а между тем «милицейский клуб» с советских времен благополучно сохранил свой статус — ныне это культурный центр при Главном управлении МВД.

Здесь и в ковидную эпоху проводят концерты, но их успех едва ли сопоставим с теми аншлагами, которые бывали в этих стенах десятки лет назад. В блокадные годы это был едва ли не единственный на весь Ленинград зал, который не закрылся и куда могли прийти жители осажденного города.

Для «Землян» ДК имени Дзержинского был «домашней» площадкой.

«Символично, конечно, что группа, которая играла рок-музыку, базировалась в ДК милиции. Как-то это не очень совмещалось по тому времени, но тем не менее так случилось. Когда мы начинали здесь, мы были еще непрофессиональной группой», — вспоминает Игорь Романов.

45-летний юбилей — дата на самом деле не совсем точная. 45 лет исполняется скорее «золотому» составу «Землян», с которым она прославилась на всю страну и в котором оказался Романов. Саму же группу еще в конце 1960-х создали студенты Ленинградского политехникума. Под громким названием «Земляне» они исполняли кавер-версии хитов западных групп — от битлов до Led Zepellin. Коллектив быстро выделился на фоне других. 

Ансамбль "Земляне" во время выступления во Дворце спорта "Динамо", 1987 год Николай Малышев/ТАСС

Ансамбль «Земляне» во время выступления во Дворце спорта «Динамо», 1987 год

© Николай Малышев/ТАСС

В итоге, сменив несколько местечковых клубов в качестве «крыши над головой», они нашли приют под крылом ГУВД: учреждению позарез был нужен сыгранный коллектив для официальных смотров. С тех пор отношения группы с контролирующими органами стали менее напряженными — как расказывал в одном из интервью Андрей Большев, барабанщик «Землян» из раннего состава, в случае проблем они всем теперь говорили: «Так мы ансамбль МВД!»

Выпускники училища имени Римского-Корсакова — Борис Аксенов и Игорь Романов — пришли в группу к концу 1970-х. 

«У меня до «Землян» были же еще «Россияне», — рассказывает Игорь Романов. — Вместе с Олегом Гусевым, Борисом Аксеновым мы играли арт-рок, и у нас были сложные, часовые композиции, где мы использовали различные сложные размеры: пять, семь четвертей, там же мы играли рифы на девять восьмых. То есть вокала там было немного, большую часть занимала музыка. Играли на сейшенах по институтам — в той же «Тряпке», например (Институт легкой промышленности, ныне Университет промышленных технологий и дизайна — прим. ТАСС).

Романов рассказывает, что через школу сейшенов проходили тогда все музыканты в городе — это были нелегальные мероприятия, билеты на них распространяли между собой сами студенты.

«И ты не думал, куда и как идти играть, — оно как-то происходило само собой, мы занимались музыкой и не думали о чем-то другом, — улыбается Игорь. — Рок-клуба тогда ведь еще не было, на улице Рубинштейна располагалась другая организация под вывеской ЛДХС — Ленинградский дом художественной самодеятельности. Там тоже был зал, и вот в нем иногда официально приходилось сдавать программу, если мы собирались играть на танцах где-то за городом. Хотя в концертах мы потом все равно играли то, что хотели, и то, что умели…»

Вокалистом новые «Земляне» взяли Игоря Дембовского. Уже через год его заменит Сергей Скачков, чей голос навсегда станет для «Землян» фирменным. Но именно Дембовского можно услышать на первой пластинке группы — миньоне с песнями Марка Фрадкина.

Мэтр советской эстрады, автор еще военных песен, написавший для Бернеса «Течет река Волга», лично приехал послушать игру ленинградских рокеров и подарил им сразу две своих песни, которые Романов аранжировал так, что «Землян» пригласили записаться на «Мелодии».

«Песни назывались «Красный конь» и «Время тюльпанов». Гонорар с миньона был, конечно, копеечный — мы и позже за пластинки не получали больших денег. Но думаю, это принесло нам какую-то первую известность», — говорит Романов.

Движение вперед

Киселев и Романов, как тогдашние лидеры группы, смотрели вперед: компромиссы в виде рок-обработок типично эстрадных песен были необходимы «Землянам» для того, чтобы пробиться наверх. Результат не заставил себя ждать: в 1979 году их впервые пригласили на телевидение — тогда еще только ленинградское.

Игорь Романов во время выступления на концерте "Рок за мир" во Дворце спорта "Динамо", 1985 год Роман Денисов, Александр Шогин/ТАСС

Игорь Романов во время выступления на концерте «Рок за мир» во Дворце спорта «Динамо», 1985 год

© Роман Денисов, Александр Шогин/ТАСС

«Первый блин получился по всем правилам — комом. Нас решили записать «живьем», — рассказывает гитарист. — Мы привезли все свое оборудование, отыграли. Но когда я услышал это в эфире, мне стало жутко. Нет, мы играли нормально, но, видимо, тогда уровень техники и звукорежиссеров был очень низким. Впоследствии мы учли этот опыт «антирекламы», были аккуратнее и писались на телевидении под фонограмму. Вообще это была общая практика того времени — просто на нас телевизионщики, видимо, решили провести эксперимент», — улыбается Романов.

Записывать композиции собственного сочинения они в то время еще не могли: для этого нужно было состоять в творческих союзах — композиторов, писателей. Или как минимум получить серьезное признание со стороны уже состоявшихся авторов, что и делали «Земляне».

«Только в 1983 или 1984 году мы сняли клип на песню «Кораблик», к которой изначально я написал и музыку, и текст. Но именно для того, чтобы песня прошла на ТВ, ее все равно отдали Михаилу Пляцковскому — и он написал свои стихи», — рассказывает Игорь Романов.

На сцене ограничений было гораздо меньше, говорит гитарист. Музыканты могли играть на концертах, например, те же западные каверы, просто не указывая их в официальной программе. А в 1980 году «Земляне» молниеносно откликнулись на смерть Джона Леннона композицией «Представь себе» — русской кавер-версией Imagine.

«И об этом спокойно, без намека на осуждение, написали газеты — то есть это было приемлемо», — поясняет Романов.

В ДК имени Дзержинского «Земляне» «квартировали» недолго: оттуда они уехали сдавать программу для гастролей в Кемерово. Группа объехала с концертами всю область, будучи уже прикрепленной к местной филармонии. Почувствовав первый успех (а люди ломились на одно только слово «рок-группа» в афише), в Ленинград «Земляне» вернулись окрыленными. Тогда они и перебрались на другую площадку.

Ленинградский дворец молодежи

«Дворец молодежи — это было культовое место той эпохи. Здесь тогда была постоянная движуха, — рассказывает Игорь Романов, поднимаясь на сцену театра (в котором сегодня играют мюзиклы). — В соседнем фойе стояла небольшая сценка и проходили дискотеки. А здесь, в большом зале, выступали уже более-менее известные группы — из того же рок-клуба, например. «Сайгон» был культовым кафе, а ЛДМ — однозначно культовой сценой».

Игорь Романов возле Ленинградского дворца молодежи Андрей Федечко

Игорь Романов возле Ленинградского дворца молодежи

© Андрей Федечко

Именно в ЛДМ «Земляне» аранжировали и репетировали свой первый хит, песню «Каскадеры» на стихи Андрея Дементьева. Сочинил ее московский композитор с ленинградским образованием Владимир Мигуля (он же автор «Травы у дома»). Записывали «Каскадеров» в Москве — тогда необходимая аппаратура нашлась только там. А клип снимали под Ярославлем — на снегоходах.

«Эту запись и сегодня можно отыскать в интернете. Представьте себе: заброшенное летное поле, январь, мороз 30 градусов, — делится воспоминаниями Игорь Романов. — Нас нарядили в костюмы, а чтобы мы слышали фонограмму, раздали милицейские рации, в которых все шипело и ничего не было слышно, — попасть в текст было трудно. И целый день мы снимали с перерывами на погреться в автобусе. А вечером у нас были еще концерты в Ярославле. И вот я помню, что после съемок на сцену я вышел совершенно оглохший на одно ухо от этой рации — поэтому пришлось постоянно поворачиваться к партнерам другим боком. Слух, к счастью, вернулся», — смеется Романов.

Более смелые эксперименты

Он неустанно повторяет: для «Землян» важнее всего была музыка. Наверное, поэтому у них была самая передовая по тем временам аппаратура (не только звуковая, но и световая), которую иногда даже перекупали у зарубежных групп, заезжавших на гастроли в СССР.

На тексты музыканты тогда не обращали особого внимания. Сейчас Романов оценивает тексты Дербенева и Дементьева как высокую поэзию, признавая, что в те годы не понимал глубины их простых строчек. Но и ставка на качественный, профессиональный звук сработала безотказно. «Добивала» же группа своей энергетикой и фантастическими по тем временам шоу, с которыми они исколесили весь Советский Союз.

«Земляне» — это ведь не только музыканты на сцене. Нас было 20 человек. Мы повсюду возили за собой два трала с оборудованием. И все концерты мы играли вживую, даже если у нас был не один, а по два-три концерта в день. В Узбекистане, помню, мы давали и по четыре: первый, «утренник», начинался в 11 утра, а к 11 вечера я приходил в номер, набирал ванну и смотрел на свои потертые, скажем так, ноги… — Романов не перестает улыбаться. — Перерывы между концертами были по 15 минут: тяжеловато. Тем более что играли мы там на улице, а дело было летом, жарко! Но мы были молодые, все выдерживали, гнали на автомате. В каждом городе мы проводили так по 10–15 дней».

Впереди у «Землян» было еще несколько лет уверенного взлета. Они выступали на топовых площадках, собирали крупнейшие стадионы: в Москве — «Олимпийский», в Ленинграде — СКК. На последней площадке им удалось дать 18 аншлагов подряд.

На эту тему

Опустели без тебя "Земляне".

Но никакой взлет не бывает вечным: в 1985 году, на пике популярности, Игорь Романов и барабанщик Валерий Брусиловский создали новую группу «Союз», чтобы отдаться более смелым экспериментам. Еще через три года коллектив покинет его бессменный продюсер Владимир Киселев. Какое-то время о «Землянах» не будет слышно ничего: на небосклоне рока будут сиять новые звезды — в том числе из родного для «Землян» Ленинграда.

И только в XXI веке ветераны группы начнут возрождать ее на волне ностальгии по 1980-м — в 2006 году шумно отпраздновали 30-летие группы в «Лужниках» и Кремлевском дворце. В 2009-м «Траву у дома» признали официальным гимном российской космонавтики. Не обошлось в новейшей истории «Землян» и без судебных разбирательств из-за авторских прав и товарных знаков. Но теперь они тоже в прошлом. В конце концов, главным остается то, что песни «Землян» и их музыкантов узнают и любят все новые и новые слушатели. И — помнит город, в котором почти 45 лет тому назад они начали свой путь к славе.

Дмитрий Селиванов, Юлия Острогожская

В 3 классе ребята продолжают изучать азы русского языка для грамотного письма, знакомясь с новыми орфограммами, а также закрепляя уже пройденные.

Список основных орфограмм для 3 класса:

  • Разделительный мягкий и твердый знак.
  • Проверяемые безударные гласные в корне слова (более сложные).
  • Непроверяемые безударные гласные в корне слова (словарные слова).
  • Парные согласные в конце и середине слова (более сложные).
  • Удвоенная согласная.
  • Написание приставок и предлогов.
  • Непроизносимые согласные.
  • Мягкий знак после шипящих.
  • Падежные окончания имен существительных.
  • Падежные окончания имён прилагательных.
  • Род, число, время глаголов.
  • НЕ с глаголами.
  • Сложные слова.

Периодически, для проверки усвоенных правил и орфограмм, дети пишут диктанты и выполняют к ним грамматические задания. Чтобы чувствовать себя более уверенно, порой целесообразно протестировать свои знания заранее и, если нужно, повторить нужные правила и потренироваться в их использовании на практике.

Диктанты для 3 класса по русскому языку с грамматическими заданиями

диктанты для 3 класса по русскому языку школа россииДиктант 1

Осенью в лесу

Наступила золотая осень. По опушкам лесных тропинок растут грибы. В моховых болотах по кочкам рассыпана румяная клюква. В осенние дни улетают на юг певчие птицы. Уже отправились в полёт ласточки и стрижи. В шумные стайки собрались скворцы. Покидают родные болота журавли. Далеко слышны в лесу прощальные голоса птиц.

Грамматические задания:

  1. Во втором предложении выдели основу и укажи падеж имен существительных.
  2. Выпиши из текста по 3 слова с орфограммами безударная гласная в корне слова и парная согласная. Подбери в ним проверочные слова.
  3. Найди предложение с однородными подлежащими и выдели их.

диктанты для 3 класса по русскому языку школа россииДиктант 2

Осень

Пришла хмурая осень. Серые низкие тучи закрыли небо. Весь день льёт дождь. Дует сильный осенний ветер. Из стороны в сторону качаются деревья. Земля в саду усыпана листьями. На улицах грязь и лужи. Улетели на юг грачи. Они долго кружились над полями. Птицы прощались с родными местами.

Грамматические задания:

  1. Во втором и четвертом предложениях выдели основу и укажи части речи всех слов.
  2. Разбери слова по составу: листьями, осенние, улетели.
  3. Выпиши из текста по 3 слова с орфограммами безударная гласная в корне слова и парная согласная. Подбери в ним проверочные слова.

диктанты для 3 класса по русскому языку школа россииДиктант 3

Поздняя осень

Незаметно подкралась поздняя осень. Осыпались с деревьев золотые листья. Мягкий слой опавших листьев надёжно укрыл землю. В лесу скучно и холодно. Земля вся пропиталась осенней влагой. Ночью лёг на землю первый снег. Тишина. Все кругом спит. Спрятались в глубокие норы змеи. Свернулся в клубок и заснул колючка-ёж.

Грамматические задания:

  1. В третьем предложении выдели основу и укажи падеж имен существительных.
  2. Подбери по 3-4 однокоренных слова к словам: снег, золотая. Выдели корень. Укажи части речи всех слов.
  3. Найди предложение с однородными сказуемыми и выдели их.

диктанты для 3 класса по русскому языку школа россииДиктант 4

Лесной трусишка

В наших лесах живёт робкий зверёк. Летом на нём серенькая лёгкая шубка. К зиме он меняет её на пушистую беленькую. Она спасает зверька от мороза. Жилья у бедняги нет. Что у зверька на обед? Горькая кора осины или берёзы. Хорошо служат ему длинные ноги. Большими прыжками убегает трусишка от врагов.

Грамматические задания:

  1. В последнем предложении выдели основу и укажи части речи всех слов. Выпиши из этого предложения словосочетания.
  2. Сделай фонетический разбор слова обед.
  3. Выпиши из текста по 3 слова с орфограммами безударная гласная в корне слова и парная согласная. Подбери в ним проверочные слова.

диктанты для 3 класса по русскому языку школа россииДиктант 5

Любитель яблок

Хорошо прогуляться по краешку леса. На рябине лакомится стайка дроздов. По узкой тропинке легко выйти на поляну. Поздней осенью здесь появляются лоси. Рядом заброшенный сад. Деревья засохли и почти выродились. Охотников до кислых мелких плодов нет. А вот лоси их любят. Один лось шагал от яблони к яблоне. Мягкими губами лесной великан захватывал яблоки и съедал.

Грамматические задания:

  1. В последнем предложении выдели основу и укажи части речи всех слов. Выпиши из этого предложения словосочетания.
  2. Сделай фонетический разбор слова яблоня.
  3. Найди предложение с однородными членами и выдели их.

диктанты для 3 класса по русскому языку школа россииДиктант 6

Прошла ненастная осень. Солнце греет все меньше. Наступила зима. Ударил сильный мороз. В воздухе чувствуется свежесть. Снег покрыл окрестности деревни. Счастливые мальчишки и девчонки бегут на каток. Лопатами чистят они снег, метлой подметают лед. Каток готов. Хорошо будет кататься по скользкому льду на коньках!

Грамматические задания:

  1. Найди предложение с однородными членами и выдели их.
  2. Подбери по 3-4 однокоренных слова к словам: лед, снег. Выдели корень.
  3. Выпиши из текста слова с непроизносимыми согласными, подбери к ним проверочные слова.

диктанты для 3 класса по русскому языку школа россии

Диктант 7

Прогулка в лесу

Стоит чудесный зимний день. Над нами ясное голубое небо. Всё вокруг покрыто пушистым снегом. Мы въехали в лес. Деревья стоят словно в сказке. На стволе сосны мы заметили пёстрого дятла. Он ловко долбит шишку. Синички и воробьи подбирают семена. Вдруг мы увидели рыжую белку. Она быстро мелькнула среди деревьев. На снегу птичьи следы. Хорошо в лесу!

Грамматические задания:

  1. В первом предложении найди подлежащее и сказуемое. Укажи части речи всех слов.
  2. Выпиши слова с разделительным мягким знаком. Придумай и запиши еще 3 слова с этой же орфограммой.
  3. Найди предложение с однородными подлежащими и выдели их.

диктанты для 3 класса по русскому языку школа россииДиктант 8

Зимний лес

Как чудесно прогуляться по зимнему лесу! Белый пушистый снег хлопьями висит на толстых ветвях деревьев. Смолистые шишки украшают вершины могучих елей. Шустрые синицы пищат в поисках пищи. На сугробах видны узоры заячьих и лисьих следов. Шустрая белочка махнула пушистым хвостом и прыгнула на ветку сосны. Полетела лёгкая снежная пыль. Постучал молоточком по стволу дятел.

Грамматические задания:

  1. Во втором предложении выдели главные члены предложения. Укажи падеж имен существительных и прилагательных в этом предложении.
  2. Сделай фонетический разбор слова ель.
  3. Выпиши слова с разделительным мягким знаком. Придумай и запиши еще 3 слова с этой же орфограммой.

диктанты для 3 класса по русскому языку школа россии

Диктант 9

Снежная зима

Тонкие гибкие ветки ив согнулись под снегом почти до земли. Молоденькие ёлочки стоят, как маленькие беленькие холмики. Выросшие ели качают на лапах тяжелые снежные массы. Рослые могучие сосны высоко подняли свои редкие кроны. Лёгкие снежинки почти не оседают на них. Низкие пеньки притаились в сугробах. Дикие звери бродят по лесу в поисках корма. Узкие звериные тропки протянулись по всему лесу. Вязкие сугробы мешают пройти. Гигантские лоси обходят снежные места. Их широкие копыта помогают преодолеть только топкие болота.

Грамматические задания:

  1. Во втором и четвертом предложениях выдели основу и укажи части речи всех слов.
  2. Разбери слова по составу: снежинки, ёлочки, беленькие.
  3. Выпиши из текста по 3 слова с орфограммами безударная гласная в корне слова и парная согласная. Подбери в ним проверочные слова.

диктанты для 3 класса по русскому языку школа россииДиктант 10

Доброта

Коля побежал в лес насыпать зерна в кормушку. Он увидел на снегу слабую олениху. Рядом лиса ждала близкую добычу. Мальчик отогнал лисицу. Олениха сидела в сугробе и тянула голову. Глаза её были грустные. Коля накормил олениху, устроил постель из веток. Паренёк приносил зверю соль, еду. Олениха робко шагала и лизала соль. Она осталась жива.

Грамматические задания:

  1. В третьем предложении выдели основу и укажи части речи всех слов.
  2. Подбери по 3-4 однокоренных слова к словам: лес, побежал. Выдели корень.
  3. Найди предложение с однородными сказуемыми и выдели их.

диктанты для 3 класса по русскому языку школа россииДиктант 11

Часовой

По дорожке сада прыгали молодые воробьи. Старый воробей сидел на дереве и глядел вокруг. Прилетел ястреб. Он хотел схватить птичку и съесть. Часовой увидал разбойника и стал следить. Воробей зачирикал. Воробьята скрылись в кустах. Взмахнул ястреб крыльями. Расправил злодей когти. Яростно кинулся на воробья. Огнём горели жёлтые глаза. А воробей камнем упал в кусты. Полетел ястреб дальше.

Грамматические задания:

  1. Во втором предложении выдели основу и укажи части речи всех слов.
  2. Выпиши из текста 5 слов с орфограммой парная согласная. Подбери в ним проверочные слова.
  3. Найди предложение с однородными сказуемыми и выдели их.

диктанты для 3 класса по русскому языку школа россииДиктант 12

Лесная полянка

Лесную полянку укрыл пушистый снежок. Но полянка живет. В уютной квартире под корой спрятались от стужи букашки. В норке между корнями лежит ящерица. Жук улегся в крохотной спаленке. В канавке на краю полянки под снегом спят лягушки. Тихо и пусто на полянке. Только дятел сидит на сосне и таскает из шишки вкусные семена. Иной раз пробежит по полянке лисица или беляк.

Грамматические задания:

  1. В третьем предложении выдели основу и укажи падеж имен существительных.
  2. Выпиши из текста по 3 слова с орфограммами безударная гласная в корне слова и парная согласная. Подбери в ним проверочные слова.
  3. Найди предложение с однородными сказуемыми и выдели их.

диктанты для 3 класса по русскому языку школа россииДиктант 13

Весна пришла

Весна пришла в лес. В лесу на месте полян появились голубые озёра. Это разлилась речная вода. Загнала вода зверей на маленькие островки. Но и островок сегодня есть, а завтра его зальёт водой. На помощь лесным зверям приходит человек. В высоких сапогах, с сеткой отправляется он спасать лесных жителей.

Грамматические задания:

  1. В предпоследнем предложении выдели основу и укажи части речи всех слов. Выпиши из этого предложения словосочетания.
  2. Сделай фонетический разбор слова озёра.
  3. Выпиши из текста имена прилагательные, стоящие во множественном числе.

диктанты для 3 класса по русскому языку школа россии

Диктант 14

Ласточки

Радостно светит весеннее солнышко. Прилетели ласточки. Далеко разносятся их весёлые песни. Слетали ласточки к старому домику. Он осыпался и развалился. Каждый день носили ласточки в клювах солому, глину, прутики. Долго работали певуньи и сделали хорошее гнездо. Скоро появились птенцы с жёлтыми ртами. Узнал об этом кот. Решил полакомиться. Ласточки стали отвлекать его от гнезда. Оберегают они своих птенцов.

Грамматические задания:

  1. В первом предложении найди подлежащее и сказуемое. Укажи какой частью речи они выражены.
  2. Разбери по составу слова: домик, прутик, прилетели, весеннее.
  3. Выпиши из текста по 3 слова с орфограммами безударная гласная в корне слова и парная согласная. Подбери в ним проверочные слова.

диктанты для 3 класса по русскому языку школа россииДиктант 15

Май

Ласковый май насыпал по лесам целые сугробы черёмухи. Зацвели нежные душистые ландыши. Берега ручьёв пожелтели от лютиков. Вернулись домой перелетные птицы. В лесах запели звонкие дрозды. Над рощами и садами полились чудесные песни соловьёв. Ожили лесные муравьи. Погрелись трудяги на солнышке и принялись за работу.

Грамматические задания:

  1. В первом предложении выдели основу и укажи части речи всех слов. Выпиши из этого предложения словосочетания.
  2. Подбери 5 однокоренных слов к слову сад. Выдели корень, укажи части речи.
  3. Найди предложение с однородными сказуемыми и выдели их.

диктанты для 3 класса по русскому языку школа россииДиктант 16

Соловьи

На берегу лесной реки в кустах ты можешь услышать самого замечательного певца нашей природы – соловья. Он забирается в густые заросли и начинает петь. Волшебные звуки его заполняют всю окрестность. Соловей поёт вечером, а в мае часто поёт всю ночь. Поющий соловей прижимается к ветке, вытягивается во весь рост, расправляет, потом складывает свои крылышки. Всё его маленькое тело дрожит. Нет песни красивее соловьиной.

Грамматические задания:

  1. Разбери по составу слова: маленькое, крылышки, окрестность.
  2. Сделай фонетический разбор слова соловья.
  3. Найди предложение с однородными сказуемыми и выдели их.

диктанты для 3 класса по русскому языку школа россииДиктант 17

Певчие птицы

Сколько прекрасных мастеров поёт в берёзовой роще, в широком поле! На все лады звенят жаворонки, дрозды, соловьи. В весеннем лесу можно услышать певчего дрозда. Ясным голосом выводит он гимн весне. Русский лес наполняет его звонкая трель.

Жаворонок – ранний певец. Только заиграл на горизонте луч солнца, в ясной лазури уже звучит радостная песня. Самого певца не видно в небесной вышине.

Лучший певец русского леса – соловей. Он запевает поздним вечером. Всю ночь не умолкают чудесные звуки.

Грамматические задания:

  1. Во втором предложении выдели основу и укажи части речи всех слов.
  2. Выпиши из текста слова с непроизносимой согласной. Подбери в ним проверочные слова.
  3. Выпиши из текста глаголы. стоящие в настоящем времени.

диктанты для 3 класса по русскому языку школа россииДиктант 18

Весной

Теплое солнце пригрело землю. Зазвенела весенняя капель. У домов галдят крикливые воробьи. С пригорков побежали говорливые ручейки. На полях зазеленели хлеба. Ветки ивы покрылись золотыми шарами. В лесу зацвели голубенькие подснежники. Синички весело перелетали с ветки на ветку. Они искали в складках коры деревьев червячков. Тетерева слетелись на поляны. Птицы чертили по земле крыльями и затевали шумные игры. Скоро прилетят на родину журавли.

Грамматические задания:

  1. Выполни разбор третьего предложения. Указажи части речи, подчеркни главные и второстепенные члены предложения, выпиши словосочетания.
  2. Разбери по составу слова: крикливые, говорливые, голубенькие, прилетят, подснежники.
  3. Найди и подчеркни в тексте однородные сказуемые.

диктанты для 3 класса по русскому языку школа россииДиктант 19

Весной

Наступает чудная летняя пора. Горячее солнце заливает землю яркими лучами. Зацветает иван-чай. Лесная опушка утопает в розовой пене. Жужжит в цветах пчелиный рой. Гудят мохнатые шмели. Воздух наполняет сладкий запах варенья.

В полдень оживает лесная полянка. Прибегают на опушку разные зверьки. Прилетают шумные стайки птиц. Звенят над поляной их радостные голоса. Хорошо в жаркий денек посидеть на пенечке! Птичье пение ласкает ваш слух.

Грамматические задания:

  1. Во втором предложении выдели основу и укажи части речи всех слов. Выпиши из этого предложения словосочетания.
  2. Выполни морфологический разбор слова над поляной.
  3. Выпиши из текста 3 слова с орфограммамой безударная гласная в корне слова. Подбери в ним проверочные слова.

диктанты для 3 класса по русскому языку школа россииДиктант 20

Весенняя ночь

Стояла тихая тёплая весенняя ночь. Вдруг громкий и резкий звук раздался среди деревьев. Это была печальная песня ночной птицы. Высокие деревья слегка качали вершинами. Набухшие почки были уже готовы выпустить клейкие зелёные листочки. Плакучие ивы опускали свои гибкие ветки в речку. Днём они гляделись в это гладкое текучее зеркало. Юные хрупкие сосенки раскинули свои изящные ветки. Апрельский лес был погружён в счастливый весенний сон. Долгая мрачная зима позади. Впереди жаркое радостное лето.

Грамматические задания:

  1. Во втором предложении выдели основу. Выпиши из этого предложения словосочетания.
  2. Выполни морфологический разбор слова изящные.
  3. Выпиши из текста 3 слова с орфограммамой безударная гласная в корне слова. Подбери в ним проверочные слова.

диктанты для 3 класса по русскому языку школа россииДиктант 21

Котёнок

Котёнок забрался в лесную глушь. Кругом тишь. Только шуршал камыш. Вдруг раздался тихий писк. Малыш насторожился и огляделся. Потом стал втягивать воздух маленьким розовым носиком и прислушиваться. На прелых листьях сидела серая мышь. Шерсть котёнка встала дыбом, а по телу пробежала дрожь. Сейчас прыгнет. Но мышь почувствовала опасность и бросилась бежать.

Грамматические задания:

  1. Найди и подчеркни в тексте однородные сказуемые.
  2. Выполни морфологический разбор слова пробежала.
  3. Сделай фонетический разбор слова дрожь.
  4. Подчеркни в тексте существительные с шипящим на конце.

диктанты для 3 класса по русскому языку школа россииДиктант 22

Птичьи заботы

Ещё весной птицы на деревьях, в кустах, в траве строили гнёзда. Там они откладывали яйца и высиживали их. В июне вывелись из яиц птенцы. Сколько забот тогда появилось у родителей. Ведь птенцы быстро росли. Поэтому они всё время очень хотели есть. Пташки сновали туда и обратно, искали корм, ловили мошек, собирали зёрнышки. Птенчики широко открывали свои клювики и требовали ещё и ещё. Но скоро они выросли. Настала для них пора учиться летать.

Грамматические задания:

  1. Найди и подчеркни в тексте однородные сказуемые.
  2. Выполни морфологический разбор слова пробежала.
  3. Сделай фонетический разбор слова яйца.
  4. Выпиши из текста глаголы, стоящие в неопределенной форме.

Предлагаю вам пособия, которые очень помогут вашему ребенку улучшить свою технику чтения, развить устную и письменную речь, мышление, внимание, память и повысить грамотность.

О. Наумова ТРЕНИНГ Скорочтение и развитие речи

О. Наумова ТРЕНИНГ Скорочтение и развитие речиТРЕНИНГ Скорочтение и развитие речи

Тренировочная рабочая тетрадь «Я умею сочинять»

Как развить речь ребенкаКак развить речь у детей

Заходите также в Книжную лавку  за другими полезными книгами!

Как учиться лучше в школе

С уважением, Ольга Наумова

Благодарю, что поделились статьей в социальных сетях!

  • Разберись кто прав кто виноват да обоих и накажи сочинение
  • Разберешься как пишется правильно
  • Разберу вещи как пишется
  • Разбераться или разбираться как правильно пишется
  • Разбераемся или разбираемся как пишется