Разберешь как пишется правильно

Правильный вариант написания слова: разберешь правило правописание согласных с/з в приставках раз-/рас-: пишем з перед гласными, звонкими согласными: разбить, пишем

Правильный вариант написания слова: разберешь

Правило

Правописание согласных «с/з» в приставках (раз-/рас-):

  • пишем «з» перед гласными, звонкими согласными: разбить,
  • пишем «с» перед глухими согласными: расписаться.

Важно! Приставки з- в русском языке нет. Независимо от произношения всегда пишется с-: свить, сбить, сжать. В словах здесь, здание, здоровый з не является приставкой.

Мягкий знак в конце

Начнем с мягкого знака:

  • в настоящем и будущем временах в окончании 2-го лица единственного числа глагола всегда в конце слова пишется буква «Ь». Если говорить проще, это глаголы, которые отвечают на вопросы: «Что делаешь?», «Что сделаешь?». Примеры: ты гонишь(ся), плачешь, смотришь, учишь(ся), следишь, пьешь.

Личные окончания глаголов на -ишь и -ешь

Теперь, определим правила, по которым будем правильно писать личные окончания глаголов 2-го лица под ударением и без ударения. Но для этого нам потребуется определять спряжения глаголов в самых сложных случаях.

Шаг 1. Определяем, куда падает ударение

Для начала стоит определить ударное или безударное окончание глагола. Используйте примеры ниже, чтобы точно обозначить ударный слог.

  • Ударные окончания встречаются у слов: кричи’шь, молчи’шь, шуми’шь, сопи’шь, мычи’шь, стучи’шь, гори’шь, ворчи’шь.
  • Безударные окончания у слов: ве’ртишь, сте’лешь, ви’дишь, хо’чешь, мо’жешь, сле’пишь.

Если в слове есть приставка вы-, при определении ударения ее убираем и проверяем ударный слог без нее. Например, в словах «вы’стучишь», «вы’растишь» (от слова «растить») ударение падает на приставку вы-, и это уводит нас от  правильного варианта употребления слова. Следует убрать приставку и проверить ударение в слове без неё: «стучи’шь», «расти’шь». Иногда приставка вы- неотделима от слова, в этом случае окончание является безударным, например: вы’растешь (от слова «вырасти»).

После того, как мы правильно определили ударные и безударные окончания перейдем к следующему шагу.

Шаг 2. Вспоминаем спряжения глаголов

Напомним, в русском языке есть 2 спряжения глаголов: первое и второе. Если говорить обычным языком, то это правила, по которым меняются глаголы в зависимости от лиц, числа, времени и родов по аналогии с падежами у имен существительных.

Если слово относится к первому (I) спряжению, то его формы (личные окончания) будут -у, -ю, -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут (-ют). Приведем пример:

стелИТЬ -> я стелЮ -> ты стелЕШЬ -> он стелЕТ -> мы стелЕМ -> вы стелЕТЕ -> они стелЮТ.

Если слово относится ко второму (II) спряжению, то его формы (личные окончания) будут -у (-ю), -ишь, -ит, -им, -ите, -ат (-ят). Приведем пример:

носИТЬ -> я ношУ -> ты носИШЬ -> он носИТ -> мы носИМ -> вы носИТЕ -> они носЯТ

Также есть исключения, которые спрягаются не по стандартным правилам. Такие глаголы называют разноспрягаемыми (стоит запомнить):

хотЕТЬ  -> я хочУ -> ты хочЕШЬ -> он хочЕТ -> мы хотИМ -> вы хотИТЕ -> они хотЯТ

бежАТЬ -> я бегУ -> ты бежИШЬ -> он бежИТ -> мы бежИМ -> вы бежИТЕ -> они бегУТ

чтИТЬ -> я чтУ -> ты чтИШЬ  -> он чтИТ -> мы чтИМ -> вы чтИТЕ -> они чтУТ

есть -> я ем -> ты ешь -> он ест -> мы едим-> вы едите -> они едят

дать -> я даю -> ты дашь-> он даст -> мы дадим -> вы дадите -> они дадут

Осталось правильно определить спряжение. Идем дальше…

Шаг 3. Определяем спряжение глагола правильно

Если на Шаге 1 у нас вышло безударное окончание, тогда определим начальную форму глагола (инфинитив). Напомним, что это будет глагол, от которого образовано данное слово, отвечающий на вопросы: «Что делать?», «Что сделать?». Пример: пишешь  — писать (что делать?). Попробуйте определить инфинитив самостоятельно, а для проверки смотрите ниже пункт «Морфологический разбор».

Определяем окончание глагола в начальной форме (инфинитиве). И в зависимости от окончания относим наш пример к первому или второму склонению и используем -ешь или -ишь, соответственно.

К первому спряжению относятся все глаголы кроме глаголов второго спряжения и разноспрягаемых.

К глаголам второго спряжения относятся:

  • все, которые оканчиваются на -ить (исключения: брить, зиждиться и стелить).
  • 4 слова-исключения на -ать: слышать, дышать, держать, гнать;
  • 7 слов-исключений на —еть: смотреть, видеть, ненавидеть, обидеть, терпеть, зависеть, вертеть.

Для окончаний под ударением (кроме исключений, описанных выше) стоит использовать для проверки форму этого в 3 лице множественного числа (они что делают?).

  • Если окончание соответствует второму спряжению, а именно: -ат или -ят, глагол 2 лица в единственном числе будет заканчиваться на -ишь.

стучАТ — стучИШЬ, сопЯТ — сопИШЬ, кричАТ — кричИШЬ.

  • Если окончание соответствует первому спряжению, а именно: -ут или -ют, глагол 2 лица в единственном числе будет заканчиваться на -ешь.

разобьЮТ — разобьЁШЬ, льЮТ — льЕШЬ, жгут — жжЁШЬ.

Морфологический разбор слова разберешь

1. Часть речи — глагол
2. Морфологические признаки:
Начальная форма: разобрать (инфинитив);
Постоянные признаки: 1-е спряжение, переходный, совершенный вид;
Непостоянные признаки: изъявительное наклонение, единственное число, будущее время, 2-е лицо.
3. Синтаксическая роль: Может быть различным членом предложения, смотрите по контексту.

Примеры использования и цитаты

II Не разберешь — где сад, где огород? 15 В саду ж был грот (невинная затея!) И с каждым утром в этот темный грот (Я приступаю к делу, не робея) Она — предмет и вздохов и забот, Предмет стихов моих довольно смелых, 20 Она…

Параша — Тургенев И.С. полное содержание онлайн

Такие мудреные дела делаются, что и не разберешь ничего! Теперь одно только и нужно: хорошую ворожею найти. Так нужно, так нужно, что, кажется…

«За чем пойдешь, то и найдешь (Женитьба…)

— Здесь! — откликнулся Василий Андреич. — Ну, что? — Да не разберешь никак. Темно. Овраги какие-то.

«Хозяин и работник» — Толстой Лев

Похожие слова

Разбор частей речи

Далее давайте разберем морфологические признаки каждой из частей речи русского языка на примерах. Согласно лингвистике русского языка, выделяют три группы из 10 частей речи, по общим признакам:

1. Самостоятельные части речи:

  • существительные (см. морфологические нормы сущ. );
  • глаголы:
    • причастия;
    • деепричастия;
  • прилагательные;
  • числительные;
  • местоимения;
  • наречия;

2. Служебные части речи:

  • предлоги;
  • союзы;
  • частицы;

3. Междометия.

Ни в одну из классификаций (по морфологической системе) русского языка не попадают:

  • слова да и нет, в случае, если они выступают в роли самостоятельного предложения.
  • вводные слова: итак, кстати, итого, в качестве отдельного предложения, а так же ряд других слов.

Морфологический разбор существительного

План морфологического разбора существительного

Пример:

«Малыш пьет молоко.»

Малыш (отвечает на вопрос кто?) – имя существительное;

  • начальная форма – малыш;
  • постоянные морфологические признаки: одушевленное, нарицательное, конкретное, мужского рода, I -го склонения;
  • непостоянные морфологические признаки: именительный падеж, единственное число;
  • при синтаксическом разборе предложения выполняет роль подлежащего.

Морфологический разбор слова «молоко» (отвечает на вопрос кого? Что?).

  • начальная форма – молоко;
  • постоянная морфологическая характеристика слова: среднего рода, неодушевленное, вещественное, нарицательное, II -е склонение;
  • изменяемые признаки морфологические: винительный падеж, единственное число;
  • в предложении прямое дополнение.

Приводим ещё один образец, как сделать морфологический разбор существительного, на основе литературного источника:

«Две дамы подбежали к Лужину и помогли ему встать. Он ладонью стал сбивать пыль с пальто. (пример из: «Защита Лужина», Владимир Набоков).»

Дамы (кто?) — имя существительное;

  • начальная форма — дама;
  • постоянные морфологические признаки: нарицательное, одушевленное, конкретное, женского рода, I склонения;
  • непостоянная морфологическая характеристика существительного: единственное число, родительный падеж;
  • синтаксическая роль: часть подлежащего.

Лужину (кому?) — имя существительное;

  • начальная форма — Лужин;
  • верная морфологическая характеристика слова: имя собственное, одушевленное, конкретное, мужского рода, смешанного склонения;
  • непостоянные морфологические признаки существительного: единственное число, дательного падежа;
  • синтаксическая роль: дополнение.

Ладонью (чем?) — имя существительное;

  • начальная форма — ладонь;
  • постоянные морфологические признаки: женского рода, неодушевлённое, нарицательное, конкретное, I склонения;
  • непостоянные морфо. признаки: единственного числа, творительного падежа;
  • синтаксическая роль в контексте: дополнение.

Пыль (что?) — имя существительное;

  • начальная форма — пыль;
  • основные морфологические признаки: нарицательное, вещественное, женского рода, единственного числа, одушевленное не охарактеризовано, III склонения (существительное с нулевым окончанием);
  • непостоянная морфологическая характеристика слова: винительный падеж;
  • синтаксическая роль: дополнение.

(с) Пальто (С чего?) — существительное;

  • начальная форма — пальто;
  • постоянная правильная морфологическая характеристика слова: неодушевленное, нарицательное, конкретное, среднего рода, несклоняемое;
  • морфологические признаки непостоянные: число по контексту невозможно определить, родительного падежа;
  • синтаксическая роль как члена предложения: дополнение.

Морфологический разбор прилагательного

Имя прилагательное — это знаменательная часть речи. Отвечает на вопросы Какой? Какое? Какая? Какие? и характеризует признаки или качества предмета. Таблица морфологических признаков имени прилагательного:

  • начальная форма в именительном падеже, единственного числа, мужского рода;
  • постоянные морфологические признаки прилагательных:
    • разряд, согласно значению:
      • — качественное (теплый, молчаливый);
      • — относительное (вчерашний, читальный);
      • — притяжательное (заячий, мамин);
    • степень сравнения (для качественных, у которых этот признак постоянный);
    • полная / краткая форма (для качественных, у которых этот признак постоянный);
  • непостоянные морфологические признаки прилагательного:
    • качественные прилагательные изменяются по степени сравнения (в сравнительных степенях простая форма, в превосходных — сложная): красивый-красивее-самый красивый;
    • полная или краткая форма (только качественные прилагательные);
    • признак рода (только в единственном числе);
    • число (согласуется с существительным);
    • падеж (согласуется с существительным);
  • синтаксическая роль в предложении: имя прилагательное бывает определением или частью составного именного сказуемого.

План морфологического разбора прилагательного

Пример предложения:

Полная луна взошла над городом.

Полная (какая?) – имя прилагательное;

  • начальная форма – полный;
  • постоянные морфологические признаки имени прилагательного: качественное, полная форма;
  • непостоянная морфологическая характеристика: в положительной (нулевой) степени сравнения, женский род (согласуется с существительным), именительный падеж;
  • по синтаксическому анализу — второстепенный член предложения, выполняет роль определения.

Вот еще целый литературный отрывок и морфологический разбор имени прилагательного, на примерах:

Девушка была прекрасна: стройная, тоненькая, глаза голубые, как два изумительных сапфира, так и заглядывали к вам в душу.

Прекрасна (какова?) — имя прилагательное;

  • начальная форма — прекрасен (в данном значении);
  • постоянные морфологические нормы: качественное, краткое;
  • непостоянные признаки: положительная степень сравнения, единственного числа, женского рода;
  • синтаксическая роль: часть сказуемого.

Стройная (какая?) — имя прилагательное;

  • начальная форма — стройный;
  • постоянные морфологические признаки: качественное, полное;
  • непостоянная морфологическая характеристика слова: полное, положительная степень сравнения, единственное число, женский род, именительный падеж;
  • синтаксическая роль в предложении: часть сказуемого.

Тоненькая (какая?) — имя прилагательное;

  • начальная форма — тоненький;
  • морфологические постоянные признаки: качественное, полное;
  • непостоянная морфологическая характеристика прилагательного: положительная степень сравнения, единственное число, женского рода, именительного падежа;
  • синтаксическая роль: часть сказуемого.

Голубые (какие?) — имя прилагательное;

  • начальная форма — голубой;
  • таблица постоянных морфологических признаков имени прилагательного: качественное;
  • непостоянные морфологические характеристики: полное, положительная степень сравнения, множественное число, именительного падежа;
  • синтаксическая роль: определение.

Изумительных (каких?) — имя прилагательное;

  • начальная форма — изумительный;
  • постоянные признаки по морфологии: относительное, выразительное;
  • непостоянные морфологические признаки: множественное число, родительного падежа;
  • синтаксическая роль в предложении: часть обстоятельства.

Морфологические признаки глагола

Согласно морфологии русского языка, глагол — это самостоятельная часть речи. Он может обозначать действие (гулять), свойство (хромать), отношение (равняться), состояние (радоваться), признак (белеться, красоваться) предмета. Глаголы отвечают на вопрос что делать? что сделать? что делает? что делал? или что будет делать? Разным группам глагольных словоформ присущи неоднородные морфологические характеристики и грамматические признаки.

Морфологические формы глаголов:

  • начальная форма глагола — инфинитив. Ее так же называют неопределенная или неизменяемая форма глагола. Непостоянные морфологические признаки отсутствуют;
  • спрягаемые (личные и безличные) формы;
  • неспрягаемые формы: причастные и деепричастные.

Морфологический разбор глагола

  • начальная форма — инфинитив;
  • постоянные морфологические признаки глагола:
    • переходность:
      • переходный (употребляется с существительными винительного падежа без предлога);
      • непереходный (не употребляется с существительным в винительном падеже без предлога);
    • возвратность:
      • возвратные (есть -ся, -сь);
      • невозвратные (нет -ся, -сь);
    • вид:
      • несовершенный (что делать?);
      • совершенный (что сделать?);
    • спряжение:
      • I спряжение (дела-ешь, дела-ет, дела-ем, дела-ете, дела-ют/ут);
      • II спряжение (сто-ишь, сто-ит, сто-им, сто-ите, сто-ят/ат);
      • разноспрягаемые глаголы (хотеть, бежать);
  • непостоянные морфологические признаки глагола:
    • наклонение:
      • изъявительное: что делал? что сделал? что делает? что сделает?;
      • условное: что делал бы? что сделал бы?;
      • повелительное: делай!;
    • время (в изъявительном наклонении: прошедшее/настоящее/будущее);
    • лицо (в настоящем/будущем времени, изъявительного и повелительного наклонения: 1 лицо: я/мы, 2 лицо: ты/вы, 3 лицо: он/они);
    • род (в прошедшем времени, единственного числа, изъявительного и условного наклонения);
    • число;
  • синтаксическая роль в предложении. Инфинитив может быть любым членом предложения:
    • сказуемым: Быть сегодня празднику;
    • подлежащим :Учиться всегда пригодится;
    • дополнением: Все гости просили ее станцевать;
    • определением: У него возникло непреодолимое желание поесть;
    • обстоятельством: Я вышел пройтись.

Морфологический разбор глагола пример

Чтобы понять схему, проведем письменный разбор морфологии глагола на примере предложения:

Вороне как-то Бог послал кусочек сыру… (басня, И. Крылов)

Послал (что сделал?) — часть речи глагол;

  • начальная форма — послать;
  • постоянные морфологические признаки: совершенный вид, переходный, 1-е спряжение;
  • непостоянная морфологическая характеристика глагола: изъявительное наклонение, прошедшего времени, мужского рода, единственного числа;
  • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

Следующий онлайн образец морфологического разбора глагола в предложении:

Какая тишина, прислушайтесь.

Прислушайтесь (что сделайте?) — глагол;

  • начальная форма — прислушаться;
  • морфологические постоянные признаки: совершенный вид, непереходный, возвратный, 1-го спряжения;
  • непостоянная морфологическая характеристика слова: повелительное наклонение, множественное число, 2-е лицо;
  • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

План морфологического разбора глагола онлайн бесплатно, на основе примера из целого абзаца:

— Его нужно предостеречь.

— Не надо, пусть знает в другой раз, как нарушать правила.

— Что за правила?

— Подождите, потом скажу. Вошел! («Золотой телёнок», И. Ильф)

Предостеречь (что сделать?) — глагол;

  • начальная форма — предостеречь;
  • морфологические признаки глагола постоянные: совершенный вид, переходный, невозвратный, 1-го спряжения;
  • непостоянная морфология части речи: инфинитив;
  • синтаксическая функция в предложении: составная часть сказуемого.

Пусть знает (что делает?) — часть речи глагол;

  • начальная форма — знать;
  • постоянные морфологические признаки: несовершенный вид, невозвратный, переходный, 1-го спряжения;
  • непостоянная морфология глагола: повелительное наклонение, единственного числа, 3-е лицо;
  • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

Нарушать (что делать?) — слово глагол;

  • начальная форма — нарушать;
  • постоянные морфологические признаки: несовершенный вид, невозвратный, переходный, 1-го спряжения;
  • непостоянные признаки глагола: инфинитив (начальная форма);
  • синтаксическая роль в контексте: часть сказуемого.

Подождите (что сделайте?) — часть речи глагол;

  • начальная форма — подождать;
  • постоянные морфологические признаки: совершенный вид, невозвратный, переходный, 1-го спряжения;
  • непостоянная морфологическая характеристика глагола: повелительное наклонение, множественного числа, 2-го лица;
  • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

Вошел (что сделал?) — глагол;

  • начальная форма — войти;
  • постоянные морфологические признаки: совершенный вид, невозвратный, непереходный, 1-го спряжения;
  • непостоянная морфологическая характеристика глагола: прошедшее время, изъявительное наклонение, единственного числа, мужского рода;
  • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

толковый словарь

I несов. перех.

1. Разъединять, разлагать, разнимая на части.

2. Разрушать какое-либо сооружение, разнимая на части.

3. Разъединяя, рассыпая типографские знаки, уничтожать (набранный текст).

4. разг.

Брать по одному или по частям.

отт. перен. Раскупать.

II несов. перех.

1. Приводя в порядок, раскладывать, размещать по каким-либо признакам; рассортировывать.

отт. Разделять на пряди, нити, распутывать спутанное.

2. перен.

Вникая в подробности, анализируя, дознаваясь до чего-либо, выяснять, расследовать.

отт. Разучивать, воспроизводя (музыкальное произведение, танец и т.п.).

3. перен.

Подвергать анализу, критической оценке.

отт. Выяснять состав, построение чего-либо (в лингвистике).

4. перен.

Доходить до понимания чего-либо, различать, распознавать слухом, зрением, обонянием и т.п.

отт. Прочитывать что-либо (обычно неразборчиво или сложно написанное).

5. перен.

Распознавать, понимать, определять, постигать.

отт. Быть в состоянии понимать что-либо сложное, требующее специальных знаний, осведомленности.

III несов. перех. и неперех. разг.; безл.

1. Оказываться во власти какого-либо сильного чувства или желания, приходя в волнение, возбуждение.

2. Приводить в состояние опьянения; действовать.

РАЗБИРА́ТЬ — глаг., нсв., употр. сравн. часто

Морфология: я разбира́ю, ты разбира́ешь, он/она/оно разбира́ет, мы разбира́ем, вы разбира́ете, они разбира́ют, разбира́й, разбира́йте, разбира́л, разбира́ла, разбира́ло, разбира́ли, разбира́ющий, разбира́емый, разбира́вший, разбира́я; св. разобра́ть; сущ., м. разбо́р; сущ., ж. разбо́рка

разнимать на части

1. Если кто-либо разбирает какой-либо механизм, устройство, то это означает, что этот человек разделяет его на части, вынимает из него составные детали и т. д.

Разбирать мотор.

2. Если кто-либо разбирает что-либо, то это означает, что кто-либо медленно, по частям разрушает, демонтирует какую-то конструкцию.

Разбирать крышу. | Разбирать декорации. | св.

Соседи разобрали печь.

3. Если кто-либо разбирает что-либо, то это означает, что группа людей по очереди берёт в руки какие-то предметы и уносит их с собой.

Разбирать лопаты. | Солдаты разбирали ружья. | св.

Люди быстро разобрали тарелки с супом.

4. Если кто-либо разбирает вещи, бумаги и т. д., то это означает, что этот человек распределяет их по какому-то принципу, раскладывает в разные места и т. п.

Разбирать письма. | Они принялись разбирать папки в офисе.

5. Если какие-либо печатные издания разбирают, то это означает, что люди активно покупают прессу.

В последние дни журнал охотно разбирают. | св.

Утренние газеты мгновенно разобрали.

видеть, понимать, различать

6. Если кто-либо не разбирает чего-либо, то это означает, что этот человек не видит, не осознаёт чего-либо.

Бежать, не разбирая дороги.

7. Если кто-либо разбирает что-либо, то это означает, что этот человек подвергает какую-то информацию формальному или смысловому анализу.

Разбирать текст, слово. | Разбирать чьё-либо имя по буквам.

8. Если кто-либо разбирает ноты, то это означает, что этот человек умеет читать нотную запись музыки с листа.

9. Если кто-либо не разбирает слов, то это означает, что этот человек слышит чей-то отдалённый голос, не улавливая смысла произносимых слов.

Мужчина, стоящий на чердаке у окна, слышит только смех женщины, но не разбирает её слов.

10. Если кого-либо разбирают на собрании, на заседании и т. п., то это означает, что чьё-либо поведение обсуждается другими людьми.

Прогульщиков разбирали на собраниях трудового коллектива. | св.

На суде его разобрали по косточкам.

чувства, ощущения

11. Если кого-либо разбирает какое-то чувство, то это означает, что этот человек испытывает его в сильной степени.

Страх, злость. любопытство, нетерпение разбирает кого-либо.

12. Если кого-либо разбирает смех, то это означает, что этот человек испытывает сильное желание рассмеяться.

13. Если кого-либо разбирает, то это означает, что этот человек становится пьяным. св.

От этого пива меня сильно разобрало.

толковый словарь ушакова

РАЗБИРА́ТЬ, разбираю, разбираешь, несовер.

1. несовер. к разобрать.

2. Быть разборчивым, относиться с разбором, подробно рассматривать (разг.). Разбирать некогда, надо действовать. Брать не разбирая.

толковый словарь ожегова

РАЗБИРА́ТЬ, -аю, -аешь; несовер.

1. см. разобрать.

2. кого (что). Выбирая, разборчиво, подробно рассматривать. Брать всё, не разбирая.

3. кого (что). Критически обсуждать (чьё-н. поведение, проступки) (разг.). Р. кого-н. на собрании.

толковый словарь даля

РАЗБИРАТЬ, разобрать, разбирывать что, разнимать по частям, разлагать, делить на составные части. Разобрал часы, а собрать не умеет! Сруб по бревну разобрали. Печь надо разобрать и скласть, сложить снова.

| Рассмотреть и разместить по качеству или по надобности сложенное вместе. Товар пришел, да не разобран еще, завтра разберем. Торговцы разбирают яблоки по разборам. Вали в мешок, дома разберем! сказал вор товарищу. Расхватать, раскупить, взять в разные руки все, что было. Сафьяны все разобраны (покупателями), больше нет. На прикопе была хорошая глина, да разобрали. Заряды по рукам разобрали и перенесли вброд через речку. Возьми, коли хочешь, щенка, покуда их не разобрали, охотников много.

| Рассматривая и обсуждая различать. Он неприхотлив, не разбирает что есть. Заяц так напутал, что не разберешь переднего (вперед) следу. Ты разбирай, с кем дружиться. Гостей не разбирают: гость гостю равен. Много разбирать, и того не видать. Голодному не стать время разбирать. Много невест разбирать, так век женату не бывать.

| Понимать или постигать, взять в толк. Разбираешь грамоту? Да этой не разберешь, не при мне писано! Не разберу я, что он говорить? Кто его разберет, чего он хочет! Умная голова, разбирай Божьи дела! Мальчик разбирает по складам».

| Делать ро зыск, дознание, разбирательство, следствие, рассмотреть дело в подробности, по всем данным. Разобрать дело и составить из него выписку. Разобрать спор, ссору. Жену с мужем да отца с сыном не разбирают, никто не разберет. Разобрал и помирил соседей.

| О хмеле, вине, стать действовать, наводить опьяненье. Его разбирает, разобрало, розобрало; его разбирает хмель или хмелем, он пьянеет, опьянел немного, хмелен. Пар в бане разбирает», проник, пошел по телу. Глядя на кулачный бой, разбирает: подрался бы и сам!

| Разбирать и разбировать пск., твер. прихотничать, капризничать. -ся, страд. и ·возвр. Эти пяльца разбираются, их можно разобрать. У нас стена разбирается, ее теперь разбирают. Товар этот хорошо разбирается, его берут, покупают. Мы разбираемся, раскладываем товар твой. В суде все разберется. А как государь разбирается и убирается и пр. ·стар. раздевается и одевается; разбираться, южн. и зап. доныне значит раздеваться. Разобраться (друг с другом) третейским судом. Мать разбирается, вор. раздевается, сымает с себя праздничное. Разбиранье ·длит. разобранье ·окончат. разбор муж. разборка жен., ·об. разбируха пск. действие по гл. Разборка товара, распаковка и раскладка. Разборка пеньки, сортировка, браковка. Разборка здания, избы, сломка. Разборка виноватых, розыск, допросы. Разбор книги, сочиненья, критика. Разбор грамматическй, логический, рассмотренье и распределенье речи по правилам этих наук. Пришел к шапочному разбору, опоздал. Разбор ног, у рысака, побежка, выкидка ног.

| Разбор, род, сорт, рука, вещь известного качества, по принятому разделенью; разряд. Мука первого разбора. Карты второго разбора. * Это плут первого разбора. Этот товар — первый разбор последней руки. Он гостей по разборам сажает.

| волжск. большой, весьма частый невод, с развязною мотней, на паворозе.

| Разбор, астрах., каз. лавочка, лавка, торговое заведенье.

| Разбор, влад. рожа, харя, лицо, бранное Я те в разбор поднесу, в разбор съезжу! Разбирательный суд, разбирательство, допросы и розыски, по случаю чьей вины, дознание. Разбирательное пиво, хмельное. Разбиратель, -ница, разборщик, -щица, разбирающий что, кого. Разбирный, разборный, к разборке, разбирательству относящийся

| Разборное судно, стол, который можно разобрать по частям и опять собрать, составить. Разбористый товар, ходкий, который не залеживается. — рука, разборчивая, четкая. Разборчатая сортировка, выделка, по известным разборам, по образцам, разрядам. Разборчивая невеста, привередливая, причудливая, прихотливая. Разборчивый едок. Разборчивый судья, верно и правдиво разбирающий дело. Он разборчив на слова, осторожен, кстати и верно выбирает выраженья. Разборчивый, вкус, тонкий, изящный. Разборчивое письмо, печать, четкая, ясная. Разборчивость жен. свойство, качество ·по·прилаг. Разбирушка жен., мн. пустые либо мелкие домашние разбирательства, по случаю проступка.

энциклопедический словарь

РАЗБИРА́ТЬ -а́ю, -а́ешь; нсв.

1. к Разобра́ть.

2. (что). Разг. Выбирать, отбирать, внимательно разглядывая. Бежать, не разбирая дороги. Бери всё, не разбирай.

академический словарь

-а́ю, -а́ешь; несов.

1. несов. к разобрать.

2. перех. и без доп. разг.

Выбирать, отбирать, внимательно разглядывая, всматриваясь.

На охоте [Алексей] скакал всегда первый, не разбирая дороги. Пушкин, Барышня-крестьянка.

— Мы всегда садимся в четвертый вагон от конца, — сказала Ксения —. — Сегодня мы случайно вскочили в первый попавшийся: некогда было разбирать. Авдеев, Наденька.

||

Быть разборчивым в чем-л.

— Да все, что милость ваша даст, всем буду довольна. — Гм! разве мясо лучше хлеба? — Где уж голодному разбирать. Гоголь, Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем.

толковый словарь

Разбирать, аю, ает, несов., кого.

То же, что прорабатывать (проработать).

• Его продергивают в стенгазете… Но Иван не унимается. Тогда его разбирают на колхозном собрании. Шукшин, 1975, 115.

орфографический словарь

синонимы

гл. несов.

1.

анализировать

рассматривать

подвергать анализу

подвергать рассмотрению

подвергнуть разбору

2.

ломать

сносить

(строение))

3.

овладевать

завладевать

одолевать

охватывать

захватывать

обуревать

брать

забирать

пробирать

полностью подчинять себе (о мыслях, чувствах, состояниях))

4.

различать

распознавать

воспринимать с помощью органов чувств при наличии препятствий)

5.

читать

тезаурус русской деловой лексики

1.

Syn: анализировать, исследовать, рассматривать

Ant: собирать

2.

Syn: одолевать, овладевать, завладевать, охватывать, захватывать, обуревать (кн., приподн.)

3.

Syn: расшифровать, распутывать, разгадывать

Ant: запутывать, зашифровывать

4.

Syn: сортировать

синонимы

Разлагать, разнимать; классифицировать, сортировать, рассмотреть, расследовать, исследовать, анализировать, анатомировать.

Я не буду входить в оценку всех ваших соображений. Разбирать что (кого по косточкам)..

Ср. . См. анализировать, выбирать, критиковать, определять, понимать, рассчитывать, судить, читать…

грамматический словарь

разбира́ть нсв 1a ◑6(разобра́ть)

глагольная сочетаемость

разбирает любопытство => действие, субъект

разбирает смех => действие, субъект

разбирать слова => знание, понимание

разобрать дело => анализ

разобрать слова => знание, понимание

смех разбирает => действие, субъект

полезные сервисы

Правило

Правописание согласных «с/з» в приставках (раз-/рас-):

  • пишем «з» перед гласными, звонкими согласными: разбить,
  • пишем «с» перед глухими согласными: расписаться.

Важно! Приставки з- в русском языке нет. Независимо от произношения всегда пишется с-: свить, сбить, сжать

В словах здесь, здание, здоровый з не является приставкой.

Мягкий знак в конце

Начнем с мягкого знака:

в настоящем и будущем временах в окончании 2-го лица единственного числа глагола всегда в конце слова пишется буква «Ь». Если говорить проще, это глаголы, которые отвечают на вопросы: «Что делаешь?», «Что сделаешь?». Примеры: ты гонишь(ся), плачешь, смотришь, учишь(ся), следишь, пьешь.

Личные окончания глаголов на -ишь и -ешь

Теперь, определим правила, по которым будем правильно писать личные окончания глаголов 2-го лица под ударением и без ударения. Но для этого нам потребуется определять спряжения глаголов в самых сложных случаях.

Шаг 1. Определяем, куда падает ударение

Для начала стоит определить ударное или безударное окончание глагола. Используйте примеры ниже, чтобы точно обозначить ударный слог.

  • Ударные окончания встречаются у слов: кричи’шь, молчи’шь, шуми’шь, сопи’шь, мычи’шь, стучи’шь, гори’шь, ворчи’шь.
  • Безударные окончания у слов: ве’ртишь, сте’лешь, ви’дишь, хо’чешь, мо’жешь, сле’пишь.

Если в слове есть приставка вы-, при определении ударения ее убираем и проверяем ударный слог без нее. Например, в словах «вы’стучишь», «вы’растишь» (от слова «растить») ударение падает на приставку вы-, и это уводит нас от  правильного варианта употребления слова. Следует убрать приставку и проверить ударение в слове без неё: «стучи’шь», «расти’шь». Иногда приставка вы- неотделима от слова, в этом случае окончание является безударным, например: вы’растешь (от слова «вырасти»).

После того, как мы правильно определили ударные и безударные окончания перейдем к следующему шагу.

Шаг 2. Вспоминаем спряжения глаголов

Напомним, в русском языке есть 2 спряжения глаголов: первое и второе. Если говорить обычным языком, то это правила, по которым меняются глаголы в зависимости от лиц, числа, времени и родов по аналогии с падежами у имен существительных.

Если слово относится к первому (I) спряжению, то его формы (личные окончания) будут -у, -ю, -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут (-ют). Приведем пример:

стелИТЬ -> я стелЮ -> ты стелЕШЬ -> он стелЕТ -> мы стелЕМ -> вы стелЕТЕ -> они стелЮТ.

Если слово относится ко второму (II) спряжению, то его формы (личные окончания) будут -у (-ю), -ишь, -ит, -им, -ите, -ат (-ят). Приведем пример:

носИТЬ -> я ношУ -> ты носИШЬ -> он носИТ -> мы носИМ -> вы носИТЕ -> они носЯТ

Также есть исключения, которые спрягаются не по стандартным правилам. Такие глаголы называют разноспрягаемыми (стоит запомнить):

хотЕТЬ  -> я хочУ -> ты хочЕШЬ -> он хочЕТ -> мы хотИМ -> вы хотИТЕ -> они хотЯТ

бежАТЬ -> я бегУ -> ты бежИШЬ -> он бежИТ -> мы бежИМ -> вы бежИТЕ -> они бегУТ

чтИТЬ -> я чтУ -> ты чтИШЬ  -> он чтИТ -> мы чтИМ -> вы чтИТЕ -> они чтУТ

есть -> я ем -> ты ешь -> он ест -> мы едим-> вы едите -> они едят

дать -> я даю -> ты дашь-> он даст -> мы дадим -> вы дадите -> они дадут

Осталось правильно определить спряжение. Идем дальше…

Шаг 3. Определяем спряжение глагола правильно

Если на Шаге 1 у нас вышло безударное окончание, тогда определим начальную форму глагола (инфинитив). Напомним, что это будет глагол, от которого образовано данное слово, отвечающий на вопросы: «Что делать?», «Что сделать?». Пример: пишешь  — писать (что делать?). Попробуйте определить инфинитив самостоятельно, а для проверки смотрите ниже пункт «Морфологический разбор».

Определяем окончание глагола в начальной форме (инфинитиве). И в зависимости от окончания относим наш пример к первому или второму склонению и используем -ешь или -ишь, соответственно.

К первому спряжению относятся все глаголы кроме глаголов второго спряжения и разноспрягаемых.

К глаголам второго спряжения относятся:

  • все, которые оканчиваются на -ить (исключения: брить, зиждиться и стелить).
  • 4 слова-исключения на -ать: слышать, дышать, держать, гнать;
  • 7 слов-исключений на —еть: смотреть, видеть, ненавидеть, обидеть, терпеть, зависеть, вертеть.

Для окончаний под ударением (кроме исключений, описанных выше) стоит использовать для проверки форму этого в 3 лице множественного числа (они что делают?).

Если окончание соответствует второму спряжению, а именно: -ат или -ят, глагол 2 лица в единственном числе будет заканчиваться на -ишь.

стучАТ — стучИШЬ, сопЯТ — сопИШЬ, кричАТ — кричИШЬ.

Если окончание соответствует первому спряжению, а именно: -ут или -ют, глагол 2 лица в единственном числе будет заканчиваться на -ешь.

разобьЮТ — разобьЁШЬ, льЮТ — льЕШЬ, жгут — жжЁШЬ.

Как правильно пишется?

Правильное написание отдельных лексем подробно описано в орфографическом словаре. В некоторых ситуациях нужно срочно вспомнить корректную форму передачи лексемы: убережет как пишется, себя поберечь как пишется? В случае возникновения сомнений необходимо обращаться к нормам.

Несмотря на отсутствие во время произношения Ь в конце слова, он сохраняется на письме. Правильно употреблять в письменной речи формы: беречь, бережёшь, поберечь. 

Часто возникают споры по поводу написания глагола: бережёт или бережот. Во время произношения отчетливо слышно гласную О, но как пишется слово в соответствии с нормами русского языка? Правило гласит единый допустимый вариант: правильно писать бережет, убережем.

Как правильно пишется

Для начала давайте определим принадлежность части речи, чтобы точно понимать, что перед нами именно наречие. Это очень просто, например: «Идет сильный снег и я никуда не хочу идти» – не пойду куда? Никуда. Таким образом, перед нами слово, которое напрямую зависит от сказуемого глагола, отвечает на вопрос об обстоятельстве дел, а не о конкретном месте или явлении – это отрицательное местоименное наречие. Еще пару предложений на закрепление:

  • Никуда мне не надо спешить завтра – буду отдыхать. Опять же нет привязки к чему-либо.
  • Я никуда не пойду в такую метель.

Такие отрицательные словоформы образуют единое слово – это надо просто заучить и все будет намного легче в правописании.

Раздельное употребление частицы тоже является вариантом нормы, например:

  • Я никак не могла вспомнить ни куда положила ключи, ни зачем я вообще их брала с собой.
  • Вернувшись на работу и начав поиски Лиза не знала ни куда она положила зонт, но мокнуть под дождем не хотелось.

В такой ситуации мы знакомимся со сложноподчинённым предложением, где «ни» выступает связным союзом с местоимением «куда», а не составляющей конструкцией и приставкой слова.

Если же отталкиваться от грамматики и правописания, то вариант «никуда» или «некуда» тоже встречаются повсеместно, а какой же выбрать? Давайте рассмотрим оба варианта:

  • Не куда не хочу идти.
  • Никуда не хочу идти.

Чтобы понять, где верный, поставить ударение

  • Никуда́ не хочу идти.
  • Не́куда идти.

Безударная приставка «ни-» пишется в составе отрицательного наречия, а «некуда» с ударной приставкой «не-» является не противопоставлением, а утверждением.

Как неправильно писать

Обратим внимание на наиболее распространенные ошибки при отображении:

  • Не куда не хочу сегодня, устал я.
  • Ни куда не успею, опять попала в пробку.

Значение

Толковый словарь собрал значение всех лексических единиц. Многие могут толковаться по-разному в зависимости от вложенного смысла в высказывание. Чтобы правильно понять друг друга, необходимо оперировать возможными значениями распространенных в речи словоформ.

Лексема “беречь” подразумевает два основных значения:

  • оберегать от чего-либо или кого-либо;
  • предотвращать лишние расходы.

Синонимы

Обширный словарный запас помогает в любой ситуации подобрать нужное выражение. Речь становится насыщенной и интересной, а грамматические ошибки совершаются гораздо реже. Допустимая замена изучаемых словоформ:

  • заботиться;
  • экономить;
  • ограждать;
  • защищать;
  • остерегаться;
  • уберегать;
  • сберегать.

  • Раз плюнуть как пишется
  • Радужная сказка питомник владимир
  • Радость и горе илиньки грапа сочинение
  • Радуга сканди сказки дерева
  • Радости не было предела как пишется