(937 слов) Произведения Евгения Носова знают с детства большинство читателей. В коротких рассказах автор вмещает глубокий смысл, поднимает важные для людей проблемы и вопросы, понимание которых улучшило бы окружающий мир. В творениях писателя присутствует особенная эмоциональность и множество красочных, ярких описаний, и на это обращают внимание маленькие и взрослые читатели.
На сайте Литера Гуру можно прочитать краткое содержание рассказа Носова «Кукла», познакомиться с героями, а также вспомнить основные события произведения тем, кто уже с ним знаком. Краткий пересказ может служить отличным помощником в подготовке к занятиям по творчеству Носова или аргументацией к сочинению.
В начале рассказа «Кукла» герой-рассказчик размышляет, вспоминая прошлое. Он рассказывает о реке, особенностью которой было наличие необычного крутого поворота. Из-за него мусор на речной поверхности вода несет по кругу. Герой вспоминает об Акимыче, перевозчике, заядлом, опытном рыбаке. Когда-то рассказчик предлагал ему рыболовные крючки, но старик от них отказался, они ему не подходили. После этого герой не был в Липино несколько лет. Вновь посетив Липино, он увидел обмелевшую, заросшую по краям темной тиной. И необычный водоворот, называвшийся «Липиной ямой» тоже претерпел изменения и утратил свою могучесть.
Потом герой-рассказчик вспоминает свое фронтовое прошлое, и читатели узнают, что Акимыч, как и он, бывший фронтовик, что мужчины сражались в одной армии, принимали участие в одних и тех же операциях, освобождали одни и те же населенные пункты. Рассказчик также говорит и о травме, которую получил Акимыч: после сильной контузии он даже спустя большой промежуток времени не мог произносить слова, когда сильно нервничал или возбуждался. На некоторое время его словно заклинивало, а потом мужчина, вздыхая, приходил в себя.
Затем герой вспомнил, что осенью видел своего старого знакомого возле новой школы. Рассказчик решил, что пожилого человека снова заклинило, тот совсем его не узнал. Также рассказчик упоминает и о лесном шалаше рыбака, который был сожжен. Затем рассказчик узнает, что теперь бывший фронтовик трудится при школе.
Встретившись с Акимычем, герой пошел с ним к приречному лугу. По дороге рыболов указывает на кювет, где лежала изуродованная, растерзанная кукла. У нее не было глаз, были прожжены волосы и лицо. На игрушке отсутствовала и одежда. Вид изувеченной куклы очень поразил и сокрушил Акимыча. Он жалуется старому знакомому на поступки и нравы местного населения. Акимыч также говорит, что и другие искалеченные куклы, которых он видел, производили на него отрицательное впечатление: от их вида пожилому человеку становилось плохо. Он предполагает, что причиной такого его состояния является его фронтовая жизнь, страшная война.
Куклы напоминают ему трупы погибших людей. Увиденная кукла вызывает у старика приступ сильной досады и недоумения, почему люди, проходя мимо такого надругательства, не обращают на это своего внимания. Акимыч крайне удивлен равнодушием детей и взрослых, учителей, которые спокойно, как ни в чем не бывало, идут мимо. Он искренне не понимал, чему хорошему могут научить люди, не видящие ничего негативного и ужасного в том, что происходит?
Акимыч не выдерживает. Он берет лопату, идет на пустырь, где вырывает яму, своеобразную могилу, укладывает на дно сено, потом на него опускает куклу. Потом он прикрывает сеном куклу и закапывает ее. Старик подытоживает, что всего не закопать.
Отзыв
Рассказ Евгения Носова «Кукла» произвел на меня сильное впечатление. В таком небольшом объеме писатель вместил столько поучительного смысла, затронул много различных актуальных общественных проблем. Это и военные последствия, и экологические проблемы, и преемственность поколений, и равнодушие и безразличие людей, бездушность общества, несовершенность воспитания подрастающего поколения.
Писатель учит читателей быть гуманными и заботливыми по отношению ко всему: к природе, к людям, к вещам, и к игрушкам тоже. Носов своим произведением заставляет людей задуматься об их отношении к окружающей среде, о том, к чему привели последствия их безразличия и вредительства. Как результат – умирающая, покинутая природа, изуродованные куклы около новой школы, где ученики должны учиться доброте и милосердию. Заброшенная, обмелевшая, заросшая тиной речка тоже указывает на людское безразличие: ее никто не чистит, не облагораживает.
А у школы, которая является оплотом образования и воспитания подрастающего поколения валяются искалеченные игрушки, так напоминающие людей, и ни учителя, ни школьники не обращают на такое кощунство внимания. Моя точка зрения совпадает с мнением Акимыча и автора: мы должны бережно относиться к наследию Победы, охранять его, стремиться к сохранению мира на планете, не проявлять, агрессию, гнев, злость. Также мы должны беречь и ценить природные ресурсы: не загрязнять леса, водоемы, атмосферу, рационально использовать полезные ископаемые. В рассказе же мы наблюдаем запустение природы и человеческое равнодушие и бездействие.
Носов неслучайно противопоставляет школу войне. Ведь смерть, увечья, ужас люди видят на войне, но в мирной жизни этого не должно быть. Потому что за это полегли миллионы солдат, чтобы положить конец страшным событиям. Школа же должна нести в жизнь людей знания и свет, ведь это их должны взять юные граждане в свою будущую жизнь. А тут возле школы лежат растерзанные куклы, так похожие на людей, и никого такая картина не ужасает, не сокрушает, не настораживает. Произведение «Кукла» учит читателей быть добрыми, сострадательными, наблюдательными, способными заметить в жизни еще в зародыше зачатки вероломства, жестокости, насилия, чтобы их вовремя искоренить.
В финале рассказа, во фразе Акимыча, заключены мораль и основная мысль всего произведения: «Всего не закопаешь». В мире слишком много зла и разных пороков, а виной всему людское равнодушие. Ведь все исходит из малого и, разрастаясь, в большом количестве распространяется по всему миру. Люди безразличны ко всему тому, что не касается лично их, отстраняются от житейских проблем и проблем окружающего мира, и это губит их. Грубое, потребительское отношение к природе, к предметам, вещам приводят к потере нравственности, духовному обнищанию.
Автор хочет, чтобы читатель был внимателен к таким явлениям, понимал отрицательные последствия всех таких проявлений, стремился бы к равновесию в мире, старался бы сам измениться в лучшую сторону. В рассказе затронуты сложные нравственные темы, но автор не перегружает его нравоучениями. Мне нравится это произведение, оно оказывает сильное влиятельное воздействие на читателя, заставляет задуматься в жизни о многом. Мое отношение к нему положительное.
Краткое содержание Е. Носов «Кукла»
Евгений Носов – представитель так называемой «деревенской прозы» в русской литературе. Ему удавалось с удивительной точностью и пронзительностью описывать героев даже в небольших произведениях. Краткий рассказ Носова «Кукла» был написан в 1959 году, и впоследствии стал широко известен. Небольшое произведение заставляет задуматься о жестокости человека и быстротечности времени. Оно учит бережно относиться к жизни и никогда не предавать свои моральные ценности.
Персонажи рассказа
В небольшом произведении всего 2 действующих лица – автор и рассказчик, он же Евгений Носов, и перевозчик Акимыч. Автор выступает лишь наблюдателем, главным героем является старик, глубоко переживающий чужую жестокость и равнодушие.
Очень краткий пересказ
Покалеченный на войне старик-ветеран находит на обочине дороги изуродованную, поломанную, обожжённую окурками куклу. Он с грустью поражается, насколько очерствели люди, ведь кукла, хотя и неодушевленная, выглядит совсем как человек. Автор следует за стариком, который берет лопату и хоронит игрушку, печально отмечая, что «всего не закопать». Даже краткое содержание рассказа Носова «Кукла» помогает прочувствовать отношение автора и боль старика.
Краткое содержание
Перед началом повествования автор замечает, что редко бывает в тех местах и они теперь сильно изменились, обветшали и заросли.
Раньше же он часто ездил в Липино, которое находится всего в 25 верстах от его дома, и особенно любил ходить там на реку. На ней, там, где течение делает поворот у древнего кургана, раньше была огромная яма и омут такой глубокий и стремительный, что даже гуси боялись там плавать.
Рыбачить туда ходил только перевозчик Акимыч, который жил у реки в небольшом тростниковом шалаше. Однажды автор захотел помочь ему и отдал лучшие крючки, купленные скорее в качестве сувениров, нежели реальных снастей. Акимыч только посмеялся и попросил спрятать подальше.
А потом наступил долгий перерыв в поездках рассказчика в Липино — лишь спустя несколько лет он снова посетил родные места. Увидев реку, совсем ее не узнал: русло обмельчало и заросло, повсюду появилась тина и мели. А тот самый омут, который в поселке называли Липиной Ямой, исчез, словно его и не было. На его месте образовалась мель, где сидел и невозмутимо чистил перья большой гусь.
Акимыч на этот счет только горестно отмахнулся и сказал, что рыбалки на реке теперь никакой, сплошное разочарование. И вскоре сам он перестал туда ходить.
Часто автор проводил время на берегу вместе со старым перевозчиком и в беседах выяснилось, что он, оказывается, воевал в той же армии, принимал участие в тех же операциях и даже войну окончил в тот же месяц, что и автор рассказа, только в другом госпитале.
Акимыч после войны сильно изменился из-за ранения и контузии, так что спустя многие годы, когда сильные эмоции охватывали его, старик терял способность ясно выражать свои мысли — губы вытягивались в трубочку, а глаза выпячивались.
Однажды, в конце октября, автор приехал в Липино и не нашел тростникового шалаша — только его обгорелые останки. Но тут же увидел Акимыча, шагающего со стороны школы с большой лопатой. На приветствие рассказчика перевозчик не ответил, лицо его в очередной раз перекосило от нервного возбуждения. По его виду было понятно, что говорить старик Акимыч уже не мог.
Старик Акимыч
Жестами он объяснил, что живет теперь в новой школе, присматривает за ней и за садом, но куда теперь с лопатой идет так и не ответил. Автор последовал за ним. Молча прошли они луг и школу и остановились только у угла ограды. Здесь к Акимычу понемногу стала возвращаться речь, и он указал автору на обочину дороги, которая пролегала прям рядом со школьной оградой. Там валялась большая миловидная кукла, но выглядела он ужасающе.
Кто-то поиздевался над игрушкой, сжег часть волос, выдавил глаза и все тело прожег сигаретным окурком. Ее голубая одежка была изваляна в грязи и порвана. Рассказчик заметил, что именно это так расстроило старика. Тот стал сокрушаться, что люди теперь стали совсем равнодушными и настолько привыкли к злу, что совсем его вокруг не замечают.
Акимыч заметил, что так влиять на него подобные вещи стали после войны и ее ужасов. Там он насмотрелся на жестокость. Куклы, по его словам, хоть и не живые, но выглядят совсем как люди, некоторых и вовсе трудно от ребенка отличить.
Неправильно это, возбужденно рассуждал старик, что дети кругом бегают и на такое святотатство смотрят, учителя мимо проходят и внимания не обращают. Это делает их душу глухой и слепой, не дает видеть и понимать красоту.
Изуродованная кукла
От волнения его снова «заклинило». Старик взял лопату и стал молча копать яму для куклы, но могила получилась, что ни на есть настоящей, как для человека. Он выложил дно соломой, уложил туда куклу, пригладил волосы и поправил одежду, сверху присыпав кукольное тело соломой. Только после этого он закопал яму.
Когда речь на мгновение вернулась к Акимычу, он с болью в голосе произнес: «Всего не закопать…»
Основная идея произведения
Зло нельзя делить на большое и малое. Жестокость к любому, даже неодушевленному объекту делает человека равнодушным настолько, что он способен причинить боль и страдания животным и людям. Демонстрируя издевательства, нельзя научить детей добру. Родители должны с детства прививать чувство прекрасного и учить детей любить и уважать все живое.
В рассказе также затронута тема войны – как ужасного преступления над человечеством, не имеющим никакого смысла, кроме боли и увечий. Побывавшие на полях сражений люди, как правило, ни за что на свете не захотят возвращаться туда, и мы должны верить их опыту и перестать уничтожать друг друга.
Кукла
Микропересказ : У старика сжималось сердце при виде выброшенных сломанных кукол без рук и ног: за годы войны он «нагляделся человечины». Найдя куклу, над которой жестоко надругались, он хоронит её как человека.
Иваныч любил рыбачить и часто ездил туда, где быстрая и чистая река делала крутой поворот.
Иваныч — рассказчик (в персонаже угадывается сам Носов), мужчина средних лет, воевал, любит природу и рыбалку
На этом месте возник водоворот, а под ним — глубочайшая яма, на дне которой жил «матёрый хозяин-сом». Поймать его мечтал старик Акимыч.
Акимыч — старый перевозчик, заядлый рыболов, воевал, был контужен
Иваныч несколько лет не ездил к реке, а когда наведался, не узнал любимое место рыбалки. Загрязнённая удобрениями река обмелела, заросла травой, рыба в ней вымерла.
Иваныч и Акимыч воевали в одной армии, освобождали белорусские и польские города. Ранены были в один месяц, но попали в разные госпитали. Акимыча сильно контузило. Даже много лет спустя от сильного волнения он внезапно терял дар речи, язык его на некоторое время намертво заклинивало.
Приятели несколько лет не виделись, а когда вдруг встретились возле новой школы — Акимыч куда-то торопился с лопатой на плече.
Бледный Акимыч словно не признал старого знакомого. Видно, что-то сильно вывело его из себя и «заклинило». Знаками Акимыч объяснил Иванычу, что теперь работает сторожем и садовником при школе.
Затем приятели пошли вдоль школьной ограды. Было начало октября, из-за ограды пахло яблоками и доносились голоса играющих в волейбол ребят. Это «создавало ощущение праздничности и радости бытия».
За углом ограды, в грязном кювете лежала большая кукла с ещё миловидным лицом и улыбкой на губах. Её светлые волосы были местами сожжены, глаза выдавлены, вместо носа — дыра, прожжённая сигаретой. С куклы сорвали платье, спустили трусики, и место, которое они прикрывали, тоже истыкали сигаретой.
К Акимычу вернулся дар речи, и он сказал, что это далеко не первая изувеченная и выброшенная кукла, которую он заметил. У Акимыча от такого сжималось сердце, он считал, что это у него с войны, где он «на всю жизнь нагляделся человечины».
Старика возмущало, что мимо таких кукол проходят влюблённые, пробегают дети, провозят малышей в колясках, и ни у кого сердце не дрогнет, даже у учителей. Какой красоте и добру может научить учитель, если у него душа глуха и слепа!
Высказавшись, Акимыч побледнел — его опять «заклинило». Старик молча вырыл глубокую, по пояс, могилку, выстлал дно свежим сеном, поправил на кукле трусики, бережно уложил её в яму и прикрыл остатками сена.
Снова взявшись за лопату, Акимыч вдруг шумно вздохнул и с болью сказал: «Всего не закопать…»
Что скажете о пересказе?
Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.
Носов Е.И. «Кукла» Читательский дневник, краткое содержание
Тема произведения: Отношение к вещам. Безучастие человека.
Число страниц: 12
Главные герои и их характеристики:
- Иваныч – рассказчик, добродушный, внимательный человек
- Акимыч – добрый, отзывчивый, бережливый, милосердный, рассудительный. Работает то перевозчиком, то сторожем. Имеет доброе сердце. Прошёл через ужасы войны, из-за этого стал по-другому смотреть на мир.
О чем произведение:
Рассказчик приезжает в то место, где долго не был. Там он встречает Акимыча, своего старого друга. Герой работает сторожем в школе. Акимыч показывает повествователю испоганенную куклу и грустит из-за отнюдь не бережного отношения людей к вещам. Он копает яму для куклы, а затем её хоронит.
Сюжет — краткое содержание:
Повествователь приезжает «под Липино» и видит реку, которая очень изменилась с момента его последнего приезда. Рассказчик встречает Акимыча, своего военного друга, которого контузило на боевых действиях. Он работает сторожем в школе. Друзья рады встрече, ведь они долго не виделись. Прошлись около школьной ограды. Через некоторое время Акимыч показал потрёпанную куклу, изуродованную и выброшенную. Герой недоволен теми людьми, которые это сделали, и теми, кто не обращает на это внимания, проходит мимо. Старик считает, что к любой вещи нужно относиться бережно. Акимыч копает яму и «хоронит» куклу с большой грустью.
Понравившийся эпизод:
Больше всего мне понравился эпизод, где Акимыч размышляет о том, что к любой вещи нужно относиться бережно. Он говорит, что кукла–это подобие человека, над ней нельзя издеваться, потому что потом вся злость переходит не только на вещи, но и на людей. Человек становится беспощадным и безжалостным.
План произведения для пересказа:
- Природа, описание реки и окрестностей.
- Рыбалка с Акимычем
- Кто же такой Акимыч?
- Воспоминания о войне
- Встреча со старым другом спустя время
- Найденная кукла, изуродованная людьми, и размышления о ней
Главная мысль:
Некоторые люди не понимают, насколько важно ценить то, что имеешь, относиться с уважением к людям, не ломать вещи, любить мир, также как Акимыч.
Чему учит эта книга:
Осторожно обращаться с куклами, вещами, не загрязнять окружающую среду, быть честным и добродушным.
Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось произведение, мое отношение к прочитанному:
Это очень грустное произведение. Автор затронул очень важные темы, над которыми я поразмышляла. Я согласна с Акимычем, который считает, что важно заботиться об окружающем мире, не издеваться над вещами и куклами, не быть бессердечным и жестоким человеком.
Новые слова и выражения:
О́мут – народное название наиболее глубокого места в озере или русле реки.
Сижа – место для рыбалки.
Глумиться – издеваться.
Святотатство – оскорбление чего-либо святого.
Пословицы к произведению:
Мир не без добрых людей.
Жизнь дана на добрые дела.
Есть кое-что похуже презрения — это безразличие.
Здравствуйте! Меня зовут Мария, я автор сайта Пушкин сделал. Надеюсь, что мой сайт вам помогает, в свою очередь прошу помощи у вас. Моему сыну поставили диагноз аутизм. Ему необходимы ежедневные коррекционные занятия, если вы можете помочь, буду вам благодарна. Каждые ваши 10 рублей — еще один шанс для моего ребенка жить полноценной жизнью. Страница для сбора здесь
Конспект урока литературы в 7 классе по
рассказу Е.И.Носова «Кукла».
Ход урока.
- Организационный момент. Здравствуйте, рада вас видеть, садитесь
- Подготовка к восприятию, Постановка целей
и задач
Тема урока: «Если ты слеп, душа твоя глуха…»
по рассказу Евгения Ивановича Носова «Кукла».
Эпиграфом нашего урока будут слова выдающегося
ирландского драматурга, лауреата Нобелевской премии Джорджа Бернарда Шоу.
Самый большой грех по отношению
к ближнему — не ненависть, а равнодушие;
вот истинно вершина бесчеловечности.
В конце урока вы ответить мне на вопрос,
почему именно эти слова я выбрала в качестве эпиграфа нашего урока.
Цели нашего урока:
1. познакомиться с личностью писателя
2. проанализировать рассказ “Кукла”
3. выделить проблемы, поднятые автором в
рассказе.
Начнем урок с лирического отступления. Сейчас
Егорова Светлана прочитает стихотворение Рубальской «Фея и Куклы».
Ваша задача определить тему и идею данного
текста.
Фея знала свое дело,
И, летая в небесах,
Днем и ночью, то и дело
Совершая чудеса.
Фея кукол создавала,
Мастерила, колдовала,
Всё чего она касалась,
Оживало,
просыпалось.
И в ее руках послушно,
Обретали куклы души.
Ведь у кукол судьбы тоже,
С человеческими схожи.
А потом свои трофеи
Раздавала людям фея.
Потому что это средство,
Чтобы вечно помнить детство.
Тема вынесена в заглавие, идея: кукла является
результатом творческой деятельности феи. А творчество-это реализация мечтаний и
умений творца. Не случайно этот процесс Рубальская сравнивает с чудом. Создавая
кукол, фея вложила в них все самое хорошее, доброе и светлое, она вложила в
них душу, поэтому они ожили.
Как вы думаете, почему я пришла на урок не
одна? С кем я пришла? Правильно с куклой. А какие ассоциации у вас возникают со
словом кукла? Создавая куклу фея
Давайте заполним нашу таблицу:
Ассоциации к слову кукла | Чувства, возникшие после прочтения |
Игрушка, радость, дети, любовь, забота, | Боль, сострадание, ужас, страх, жалость, |
Не возникло ли у вас чувство некого
противоречия между тем, какие ассоциации возникают у человека при виде куклы и
тем, о чем вы прочли в рассказе Е.И. Носова?
- Анализ текста
Прежде чем перейдем к анализу рассказа скажите
мне, пожалуйста, что такое рассказ?
(рассказ- это небольшое эпическое
произведение, повествующее об одном или нескольких событиях в жизни человека).
Итак, с чего начинается рассказ?
(с описания природы)
Почему автор начинает рассказ с описания
природы?
(Потому что он любит родную землю,
подчеркивает в пейзажной зарисовке величие природы).
Работа в группах
Задание для 1 группы:
Прочитайте текст и сравните два описания
одной и той же реки за истечением времени. Ответьте на вопросы:
- Что произошло с рекой? Какие
художественные средства использует автор для описания картины? - Почему такие ужасные изменения произошли
с рекой и природой в целом? Какие чувства
вызывают у вас подобные поступки людей? Как должен человек относиться к
природе? Почему? - Объясните значение данных слов:
варварство и кощунство - На примере прочитанного описания природы
подумайте, какая проблема поднимается Носовым в этом рассказе
Толковый словарь:
Выгон — земельный участок, покрытый растущими на
нем различными кормовыми травами, используемый как пастбище для скота.
ПЕРЕМЕТ — орудие лова рыбы (главным образом
хищной). Представляет собой бечеву с прикрепленными к ней короткими поводками с
крючками, на которые насаживается приманка.
Омут —народное название наиболее глубокого
места в озере или русле реки.
Язь (лат. Leuciscus idus) — вид рыб из
семейства карповых.
Сейм- Сейм (река) — река в Курской области
Российской Федерации, Сумской и Черниговской областях Украины, приток Десны
Кювет — канава для стока воды, идущая вдоль
дороги
«Проблема 1. Бездушное, безответственное
отношение человека к природе»
Зафиксируем ее в рабочих тетрадях.
— К чему призывает нас автор ( Бережно
относится к природе)
-В первом отрывке Носов создает образ
погибающей от рук человека реки, символизирующей равнодушное отношение людей к
природе. Отмечаем это на доске
Задания для 2 группы:
Прочитайте текст и ответьте на вопросы:
- Что же вывело из себя Акимыча? С кем при
описании сравнивает Носов куклу?
2. Какие чувства вызывает этот отрывок? Как
вы думаете единичны ли такие случаи? А вам доводилось видеть такую картину в
жизни? Как вы относитесь к этому?
3. Объясните значение слов: глумление и
равнодушие
4. Найдите предложение, в котором выражена
главная мысль отрывка . Какую проблему поднимает автор в данном отрывке?
Проблема: Бездуховность, жестокость и
равнодушие людей. Зафиксируем ее в рабочих тетрадях
– В каких литературных произведениях
встречалась кукла? В связи с какими событиями?
Дети вспоминают рассказ В.Г. Короленко «В
дурном обществе», Черкасов «Кукла», говорят о том, что кукла имела важное
значение в жизни детей – героев этих произведений. Это мы сейчас думаем, что
играть в куклы – занятие детское. Но много веков назад отношение к кукле было
очень серьезным. С древности куклы играли таинственную, связанную с понятиями
жизни и смерти роль. Древние люди считали, что кукла с нарисованным лицом
походит на человека, она живая, следовательно, у нее есть душа. На Руси куклы
были, прежде всего, оберегами, участниками языческих обрядов. Постепенно кукла
превратилась в простую детскую игрушку, хотя и осталась эстетически
привлекательной. Кукла, созданная неживой, посредством игры «оживает» в руках
ребенка, который через игру постигает жизнь. Ребенок, играя в куклы, учится
любить, заботиться и оберегать. Девочки, вспомните, как вы недавно сами играли
в куклы и воспринимали их только как живых. Вы даже, скорее всего, дали своей
кукле человеческое имя, кормили ее, делились с ней своей радостью, рассказывали
о своих обидах и разочарованиях, спали, прижимая к сердцу свою подругу.
Кукла-не просто игрушка. Она хранит память об
ушедших поколениях, о близких и родных, о том времени, в котором находилась с
нами.
Куклу выбросили, она стала неинтересна. Как вы
думаете, что или кто может стать следующей жертвой? (человек).
Правильно, ведь большое зло начинается с
малого (фраза записана на доске)
– Акимыч уже не ребенок. Почему эпизод с
куклой показался ему таким страшным? (Он напомнил Акимычу военное время:
«Может, со мной с войны такое. На всю жизнь нагляделся я человечины». Старый
фронтовик не смог спокойно пройти мимо. Растерзанная кукла, лежавшая навзничь с
раскинутыми руками и ногами, напомнила ему об ужасах войны, о тяжелораненых, оставшихся
без рук и ног, об изуродованных телах погибших солдат, не преданных земле.
Акимыч считает, что если кто-то смог растерзать куклу, то он сможет и над
человеком надругаться.
В этом произведении поднимается тема войны, ее
воздействие на человека. Война научила Акимыча ценить жизнь и все, что с ней
связано: прекрасную природу, любимое дело, человеские поступки. А кого-то война
ожесточила, обнажила их звериную душу.
Во втором отрывке Носов создал образ
изуродованной куклы, символизирующей жестокость и безразличное отношение людей
друг к другу. Отмечаем это на доске.
Задание для 3 группы:
Прочитайте текст и ответьте на вопросы:
1.Назовите, кто проходит мимо куклы. Что
можно сказать об этих людях. Какие они?
Что может вынести детство из подобных
картин, то есть чему можно научить ребенка подобным примером?
2.Что отличает Акимыча от других людей,
которые проходили мимо куклы и не обращали на неё внимания? Что Акимыч сделал с
куклой? Как бы вы поступили, окажись на месте Акимыча?
3. Объясните значение слов: Ответственность
и святотатство
4 . Какую
проблему поднимает автор в данном отрывке?
«Ответственность взрослых за судьбу
подрастающего поколения»
Зафиксируем ее в тетрадях
Работа с рисуноком «Акимыч»
-Кто изображен на рисунке? (Акимыч)
-Вглядитесь в его лицо и позу. Что они
выражают? (лицо напряженное, опирается на черенок от лопаты, сутулится;
иллюстрация выражает озабоченность, грусть, тоску, скорбь, печаль)
-Вы дома прочитали биографию Носова, ответьте
на вопрос: что общего между Носовым и Акимычем?( оба фронтовики. )
Отечественная война застала Носова,
шестнадцатилетнего юношу, в родном селе, где ему пришлось пережить фашистскую
оккупацию. После Курского сражения Носов уходит на фронт. В восемнадцать лет –
на фронте, артиллерист, доходит до Восточной Пруссии. Награды: ордена
Отечественной войны и Красной Звезды, медали «За отвагу» и «За победу над
Германией». Май 1945 года – ранение, госпиталь, то есть испытал на себе беды и
тяготы войны, понял, что жизнь даётся один раз: люби её
-Чем интересен и близок Акимыч автору?
(взглядами и отношением к жизни. Они оба любят природу, любят жизнь, не могут
смириться с бездумным, варварским отношением к ней, не могут проитим мимо чужой
беды.)
Именно в словах и поступках Акимыча выражена
авторская позиция.
— Рассказ Носова «Кукла закканчивается такими
слоавами «всего не закопать…». Что значит «Всего»? Как понять смысл этих слов? — Как вы понимаете слова Акимыча: «Всего не закопать»? (Зла много, в
одиночку с ним не справиться. Акимычу стало стыдно за людей. А спрятав или
закопав что-то, проблему не решить)
-Какой знак препинания стоит в конце этого
предложения (многоточие)
-Когда мы обычно ставим многоточие (когда
мысль не завершена, недосказана)
-Какие мысли спрятаны за многоточием? К чему
призывает нас автор? (много на земле равнодушных и безразличных людей, автор
призывает читателей к тому, чтобы мы искореняли в своем сердце черствость и
равнодушие и были более отзывчивыми на проблемы других людей)
-В первых публикациях рассказ назывался
«Акимыч», а позднее – «Кукла». Как вы думаете, почему автор изменил название?
(Изменив название рассказа, автор акцентирует
внимание читателя не на образе Акимыча, а на случае с куклой. Так автор
выражает свой протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения
к природе, к окружающим людям)
Рефлексия
– Е.И. Носов советовал включить в новый
учебник рассказ «Кукла» как произведение острое, проблемное. Согласны ли вы,
что вопросы, поставленные автором, действительно актуальны? Верно ли вскрыты
болевые точки, им затронутые? Какие нравственные уроки дает нам писатель
Евгений Носов?
«Кукла» повествует о проблемах, которые
должны волновать всех. Безразличное отношение людей друг к другу, к вещам,
жестокость по отношению к природе, к сожалению, не становится меньше, а,
напротив, растет.
Можно ли изменить ситуацию? (можно, если
каждый задумается над ней и начнет меняться сам, будет работать над собой,
займет активную жизненную позицию).
Так почему же я выбрала в качестве эпиграфа
нашего урока слова Б.Шоу?
Вы сегодня выступали в группах, эксперт
оценил вашу работу. Сколько баллов набрала каждая группа? Переведите баллы в
оценку. Хочу отметить за работу на уроке такую-то группу и дать им
дополнительный бал. Теперь оцените свою работу на уроке.
- Домашнее задание
(подготовка к ОГЭ): Написать сочинение по рассказу Е. И. Носова «Кукла»
План сочинения:
- Что такое равнодушие.
- Комментарий к слову равнодущие
- Пример из рассказа
- Пример из жизни
- Заключение
Сколько погибло людей от равнодушия, это
сравнимо с жертвами войны. Кому-то вовремя не оказали помощь, где-то не
досмотрели что-то, кого-то оставили в беде. Наверное, многие из нас проявляя
равнодушие, находили свои объяснения, оправдания своим поступкам . Но нужно
помнить
Человек не может жить с мертвой душой. ( Слова
записаны на доске)
Как же не превратиться в циничного человека?
как остаться просто человеком? Эти вопросы должны волновать каждого из нас.
Я предлагаю вам выбрать качество, которое для
вас в людях наиболее ценно, записать его на листочке и поучаствовать со мной в
совершении чуда .Как наша фея мы из пустого силуэта создадим маленького
человека с большой душой.
И закончить наш урок я хочу словами из
художественных произведений двух наших советских писателей и поэтов Бруно
Ясенского и Сергея Острового
Не бойся врагов — в худшем случае они
могут тебя убить.
Не бойся друзей — в худшем случае они
могут тебя предать.
Бойся равнодушных — они не убивают и не
предают, но с их молчаливого согласия существует на земле предательство и ложь.
Бруно Ясенский
Мне равнодушный страшен, как чума.
Боюсь безгрешных. Гладеньких. Скользящих.
Молчащих. И всегда ненастоящих
Не смейте их пускать в свои дома.
Всё мимо них. И радость, и беда.
И зимний день. И с вешнею пыльцою.
У них в глазах стоячая вода
С холодною голубенькой гнильцою.
Такие ходят молча. Не спеша.
Апостолы с улыбкою немою.
А там, где помещается душа, —
У них дыра, наполненная тьмою.
Свет не пробьётся. Луч не зазвенит.
Всё там темно. И всё невозмутимо.
И тычутся тычинки о гранит.
И всё живое пролетает мимо.
Они одним себе принадлежат.
Зачем им остальные? Это много.
Но я-то знаю, как они дрожат,
Когда беда стоит у их порога.
А вы кого любили? Кто ваш враг?
Какой вы предпочтете род оружия?
Вы — кто забыть любой готовы флаг,
Прикрывшись белым флагом равнодушия.
Интегрированный урок по литературе и географии в 7 классе
Тема урока: «Я в мир удивительный этот пришел …»
Цель: показать взаимосвязь нравственности личности и состояния окружающей среды.
Задачи:
Образовательная: формировать представления о глобальных проблемах человечества, понятия экология, нравственность.
Развивающие: способствовать формированию и развитию общих учебных умений и навыков как основы для формирования ключевых компетентностей обучающихся:
Коммуникативной: владеть основными приемами устной речи, давать развернутые ответы на вопросы, высказывать суждения, использовать приемы доказательства, грамотно и ясно формулировать свою мысль.
Информационной: развивать элементы интегративного мышления обучающихся при работе с литературными источниками в процессе работы в группе.
Социальной: определять свою роль в классе в соответствии с поставленной целью.
Рефлексивной: анализировать свою учебную деятельность, выявляя затруднения, корректировать систему знаний и умений.
Воспитательные: воспитывать основы экологической культуры, проявляющейся в чувстве ответственности за свои поступки, активной жизненной позиции.
УУД:
Личностные УУД: развивать личностную рефлексию, формировать целостное мировоззрение, совершенствовать культуру речи.
Регулятивные УУД: уметь самостоятельно выделять познавательную цель, проговаривать последовательность действий, оценивать правильность выполнения действий, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные УУД: уметь объяснять роль художественного слова в решении экологических проблем, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя художественное произведение.
Коммуникативные УУД: умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, слушать и понимать речь других, оформлять свои мысли в устной форме.
Планируемые результаты:
Личностные: проявление познавательного интереса к проблемам своей малой Родины, оценивание усваиваемого материала, исходя из личностных ценностей.
Предметные: выявлять и знать причины экологических проблем, знать основные художественные приемы выразительности текста.
Метапредметные: умение организовать свою деятельность, определяя ее цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с учителем и одноклассниками, работать в группах.
Учитель географии: Здравствуйте, ребята. Садитесь. Приготовьте учебник по литературе. Сегодня у нас не совсем обычное занятие, на уроке у нас присутствуют гости, урок будут вести два учителя, вместе мы попытаемся совместить знания из области экологии, краеведения, географии и литературы.
Будьте внимательны и активны, мы начинаем. Внимание на экран (презентация)
Учитель литературы: Наш урок мы назвали «Я в мир удивительный этот пришел …». Как вы можете определить тему нашего урока?
Ответы учащихся.
Учитель литературы: Сегодня мы будем говорить на очень важную и волнующую тему для каждого человека, живущего на планете Земля.
«Я в мир удивительный этот пришел …»… Мир и человек. Скажите, пожалуйста, какие значения имеет слово «Мир»?
Ответы учащихся.
Учитель литературы: У слова несколько значений 1.Мир- согласие, отсутствие вражды, ссоры, войны. 2.Земной шар, Земля. И об этом мире, о нашей Земле необходимо заботиться.
Учитель географии: Ребята, как называется наука, изучающая взаимодействие человека и окружающей среды?
Ответы учащихся.
Учитель географии : Тема сегодняшнего урока –экология. Экология … экологические проблемы … сейчас нет слова, произносимого чаще. На уроках географии мы часто говорим об экологии и проблемах, с ней связанных. Что же это за наука? Экология имеет точную дату своего рождения и известна фамилия ее юридического отца. Им стал последователь Чарльза Дарвина немецкий биолог Эрнест Геккель, 14 сентября 1866 года он подписал к изданию свой основной труд, в котором определил экологию как науку, изучающую взаимоотношение организмов между собой и окружающей средой. Экология – это наука, изучающая взаимоотношения организмов между собой и с окружающей их средой обитания.
Сейчас ученик представит вам презентацию на тему экологии.
Ролик сопровождается текстом:
Все мы обязаны своей жизнью нашей планете –Земле, голубой от океанов , зеленой от лесов , желтой от песков, сегодня взывающей о помощи и остающейся беззащитной перед нами, пред человеком. Получив неограниченную власть над природой, он забыл, что сам является ее скромной частицей. Мы должны научиться восторгаться гармонией, красотой природы. Она вечна, тогда как человеческая жизнь –всего лишь миг, мгновение. Все чаще и чаще звучит слово «экология». Сейчас во всем мире растет понимание того, что разрушая природу Земли, человечество уничтожает свое будущее.
Учитель географии: Экологические проблемы глобальны, не обошли они стороной и наш край- Красково. Следующий ученик расскажет нам о них.
Показ презентации про проблемы реки Пехорка.
Учитель географии: Ребята, как вы думаете, может ли один человек справится с проблемой загрязнения окр. среды? – Конечно, нет. Только совместные усилия помогут всем нам справиться с ней.
Учитель литературы: Ребята, все острее и острее становится проблема взаимоотношения человека и природы. Но ведь и в литературе отражение этой проблемы возможно?
В начале урока было дано научное определение понятию «экология». А я предлагаю вам сформулировать это определение с точки зрения литературы. Какие проблемы решаются обычно в литературных произведениях? Варианты ответов: «Кусака»- сострадание, ответственность, «Живое пламя»- любовь и память.(проблемы добра, сострадания, уважения, любви). Каким общим понятием можно объединить все эти слова? (нравственность). Толковый словарь Ожегова дает такое толкование понятию «нравственность» : Нравственность –внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами.
Проблемы нравственности и духовности стояли перед человечеством с древнейших времен. С древнейших времен людей интересовала экология души. Потому что всегда ценились такие качества личности, как доброта, сострадание, уважение, любовь. Давайте посмотрим, как решает эти проблемы писатель Е.Носов в рассказе «Кукла». Сейчас вы будете работать с этим произведением в группах. Каждая группа должна подготовить устный ответ по предложенным вам вопросам, пользуясь текстом произведения. Вам будет дано 5-7 минут на подготовку, затем представитель от группы будет отвечать. Делимся на 4 группы.
1 группа
1.Как начинается рассказ Е.И. Носова «Кукла»?
2. Что произошло с рекой спустя несколько лет?
3.Как Акимыч воспринимал всѐ, что происходило вокруг?
4.О чѐм свидетельствуют такие серьѐзные изменения в жизни реки?
2группа
1.Только ли к природе равнодушен и жесток человек в рассказе?
2.Как воспринимал перемены, произошедшие с рекой, Акимыч?
3.Какие факты биографии Акимыча и рассказчика похожи?
3группа
1.Что увидели рассказчик и Акимыч в грязном придорожном кювете?
2.Как Акимыч воспринимает глумление над куклой?
3.С чем ассоциируется кукла в восприятии Акимыча?
4группа
1. В каких литературных произведениях встречается кукла? В связи с какими
2.Акимыч уже не ребенок, почему эпизод с куклой кажется для него таким страшным?
3.Что отличает Акимыча от других людей, которые проходили мимо куклы и не обращали на нее внимание?
Учитель литературы: Что беспокоит Акимыча?
Ответы: безразличие всех: 1) молодой парочки, которая говорит о любви и мечтает о детях;2) молодых мам, везущих в колясках детей;3) бегающих по улице школьников.
Финал рассказа печален и даже трагичен. Как вы думаете, что предлагает в рассказе «Кукла» Е. Носов читателю? Рассказ Носова «Кукла» заставляет задуматься о нравственной чистоте человека. Это проблема человеческого равнодушия, человеческого безразличия, жестокости, духовной и душевной пустоты и слепоты.
Еще раз как мы теперь сможем дать определение экологии с точки зрения литературы? Что такое экология души?
Ответы учеников: Это охрана души от зла, жестокости, равнодушия.
Учитель географии: Подведем итог нашего урока. Вы согласны, что охрана природы- дело каждого? Давайте проголосуем. Сегодня у нас состоялся серьезный разговор на важную тему. Она касается каждого из вас. Будьте добрыми, внимательными к окружающим-родителям, одноклассникам, учителям, берегите мир вокруг и внутри себя.
Спасибо всем, кто был активен на уроке. Оценки за презентации
Домашнее задание составить синквейн на тему «Охрана природы»