Правильное первое слово в заголовке: глагол «расти» всегда пишется с «а» в корне:
- Как в инфинитиве («что делать?») – напр. «В 40 лет профессионально расти еще не поздно».
- Так и в повелительном наклонении второго лица единственного числа («что делай?») – напр. «Расти большим».
Написание через «о» («рости») неверно: слов с корнем «рост» в русском языке немного («рост», «ростовщик», «росток» («проросток», «подросток»), Ростов, Ростислав), и они не глаголы. Есть существительные с корнями «рас» («отрасль») и «рощ» («роща»), но глаголов с корнем «рост» нет. В глаголах данного ряда значений (см. далее) чередуются корни «рос»–«раст»–«ращ».
Правила
Слова с корнями «рос»-«раст»-«ращ» древнерусского происхождения. Изначальный (прототипический) корень в них глагольный – «рос». Не исключено, что исходный корень здесь «рас», но на чередование гласных в этих корнях данное обстоятельство не влияет: перед сочетанием букв «ст» и буквой «щ» пишется «а», а перед «с» – «о», независимо от того, какие буквы следуют далее. То есть, чередование гласных в глагольных корнях «рос» – «раст» – «ращ» влечёт за собой и замену согласных:
- Если за корнем «рос» нет никаких букв, или стоит согласная, то он остаётся прототипическим и пишется через «о»: «доро́с», «приросли́», «подро́сток». Причём от постановки ударения (на корень или нет) это не зависит, см. выделенные буквы.
- Если за тем же корнем следует ударная гласная, то к нему добавляется «т», а в корне вместо «о» пишется «а»: «расти́», «срастётся», «расту́щий», «выраста́ющий».
- Если же следующая за корнем гласная безударная, то дополнительно к замене «о» – «а» в корне ещё и «-ст-» заменяется на «щ», причём корень становится ударным: «сра́щивать», «выра́щенный».
Грамматика
Слово «расти» – непереходный глагол несовершенного вида изолированного спряжения (см. статью о слове «приехать»). Состоит из корня «рас-» и глагольного окончания «-ти». Постановка ударения и разделение для переноса рас-ти́. Соответствующие глаголы совершенного вида «взрасти», «вырасти», «дорасти», «подрасти».
Инфинитивная (исходная, словарная) форма «расти» спрягается таким образом:
Первое лицо:
- (Я) расту́ (наст.)/ ро́с (прошедш. муж.)/ росла́ (прош. жен.)/ <бы> ро́с(росла́) или ро́с(росла́) <бы> (сослагательн.). Вариант будущего времени буду расти́.
- (Мы) растём (наст.)/ росли́ (прошедш.)/ <бы> росли́ или росли́ <бы> (сослагательн.). Вариант будущ. врем. будем расти́.
Второе лицо:
- (Ты) растёшь (наст.)/ ро́с (прошедш. муж.)/ росла́ (прош. жен.)/ (<бы> ро́с(росла́) или ро́с(росла́) <бы> (сослагательн.)/ расти́ (повелительн.). Вариант будущ. врем. будешь расти́.
- (Вы) растёте (наст.)/ росли́ (прошедш.)/<бы> росли́ или росли́ <бы> (сослагательн.)/ расти́те (повелительн.). Вариант будущ. врем. будете расти́.
Третье лицо:
- (Он) растёт (наст.)/ ро́с (прошедш.)/ <бы> ро́с или ро́с <бы> (сослагательн.).
- (Она) растёт (наст.)/ росла́ (прошедш.)/ <бы> росла́ или росла́ <бы> (сослагательн.).
- (Оно) растёт (наст.)/ росло́ (прошедш.)/ <бы> росло́ или росло́ <бы> (сослагательн.).
- (Они) расту́т (наст.)/ росли́ (прошедш.)/ <бы> росли́ или росли́ <бы> (сослагательн.).
Действительное причастие настоящего времени расту́щий; прошедшего ро́сший. Деепричастие настоящего времени растя;́ прошедшего ро́сши. Формы будущего времени 3-го лица, а также повелительного наклонения образуются от соответствующего глагола совершенного вида «вырасти».
Значение
Значение глагола «расти» во всех формах остаётся исходным – увеличиваться по какому-либо качеству (признаку, параметру, фактору):
- Вещественному (физическому) – размеру (величине), количеству, внешнему виду, внутреннему строению: «Надо бы сводить дочку к врачу, что-то плоховато растёт»; «Платим и платим, а тарифы растут как растут – когда же этому конец?»; «Как ты думаешь, будет ли у нас на даче расти виноград?».
- Нравственному, культурному, духовному: «Разумно ограничивать самостоятельность ребёнка необходимо, чтобы он правильно рос морально». Частичный синоним «воспитываться».
- Профессиональному, интеллектуальному: «Старайтесь расти в собственном умении, а не в подражательстве» Частичный синоним «совершенствоваться».
Примечание к п. 1: если за глаголом следует прилагательное, его необходимо склонять по родам, числам и падежам согласно спряжению глагола. Например, написать или сказать «Кушай лучше, расти здоровый» будет неправильно, так как здесь глагол употреблен в повелительном наклонении. Значит, прилагательное нужно поставить в творительный падеж («расти здоровым»), вот так теперь оба слова предполагают, что с субъектом высказывания что-то делают – велят ему, заставляют, побуждают.
Пояснение к правилам
В древности грамотой владели немногие, и грамотеям часто приходилось писать, воспринимая слова на слух. Следовательно, писцам необходимо было различать нюансы речи, о которых наш современник чаще всего и не задумывается. Поэтому немало тонкостей значений слов в древнерусском языке обозначались чередованием букв. Чаще всего оно указывало на вид глагола, несовершенный или совершенный («опаздывать» – «опоздать»). Однако корни «рос»/«рас» очень богатые, слов от них произведено множество. Переход к чередованию фактически целых корней «рос»-«раст»-«ращ» дал возможность чётко различать на слух также времена, наклонения и производные от слов с ними.
***
© ПишемПравильно.ру
Автор: Садов Артур Александрович, лингвист-типолог
Перечень академических источников, использовавшихся при подготовке материалов.
Правописание этих слов надо знать:
Проверить еще слово:
Вы подписываете открытку малышам, от всей души желаете всего самого наилучшего и, конечно же, здоровья. И вдруг останавливаетесь в сомнении: «ростите» или «растите» здоровыми — как написать это слово? Можно посмотреть в справочниках или в словаре, но лучше всего запомнить несложное правило и больше никогда не сомневаться.
Как будем проверять?
Проблема заключается в том, что проверить гласную в корне при помощи ударения в этом случае нельзя. Ее правописание относится к разряду правил о чередующихся гласных в корневой морфеме. В русском языке существует несколько корневых морфем, в которых гласные чередуются в зависимости от определенных условий. Морфемы –раст- и -рос- относятся к их числу. Итак, «рости» или «расти»? Известно, что условий, определяющих правописание гласной буквы в корне лексемы, несколько. Сначала расскажем о нашем случае, а затем рассмотрим другие.
«Ростите» или «растите» — как правильно пишется этот глагол?
Этот корень относится к морфемам, в которых написание гласной определяется тем, какая буква расположена прямо за ней. Здесь работает такое правило:
- Буква а пишется перед сочетанием согласных ст и согласной щ.
Примеры: расти, выращивать, подрастать, отращивать, сращение и т. д.
Правда, имеются исключения: ростовщик, росток, Ростислав, Ростов.
Разумеется, если ударение подсказывает нам, какую букву написать в словах с этой морфемой, ее мы и напишем, не принимая во внимание условие чередования: подросток, нарост и т. д. - Буква о пишется во всех других случаях: вырос, приросла, заросли и т. д. Здесь тоже есть исключение: отрасль.
Согласно данному правилу, вопрос о том, как пишется («растите» или «ростите») этот глагол, решается просто: поскольку за гласной а следует сочетание согласных ст и слово не относится к исключениям, правильно пишется так: растите.
Правописание зависит от суффикса
Чем еще бывает обусловлена перемена гласных в корнях слов? Правописание некоторых корней зависит от смысла, других — от ударения, третьих – от суффикса, следующего за корневой морфемой. Рассмотрим каждый случай.
Вот корни, правильное написание которых диктует суффикс, следующий за ними:
- Морфемы тер/тир, мер/мир, дер/дир, бер/бир, пер/пир, блест/блист, стел/стил пишут с буквой и, если за корнем располагается суффикс -а-.
Примеры: вытерла доску/затирать надпись, птица замерла/замирала от восхищения, выдернул гвоздь/отдирал обои, уберу в стол/убирать в шкаф, отперла сундук/отпирать дверь; снег блестит/звезда заблистала.
- Морфемы лаг/лож, кос/кас пишутся с буквой а, если за корнем располагается суффикс -а-.
Примеры: прилагать усилия/приложил линейку, коснулся вопроса/касаться руки.
Каким корням правописание диктует ударение
Теперь рассмотрим корни, правописание которых определяется тем, падает ли на них ударение.
- В морфемах гар/гор, твар/твор, клан/клон под ударением пишем а, без ударения пишем о.
Примеры: свежий загар, горит помещение; все твари бог сотворил; кланяйся маме глубоким поклоном.
Есть исключения: утварь, пригарь, выгарки.
Правописание определяется следующими за гласной буквами
Затем следует правило, о котором мы говорили, уточняя вопрос: «ростите» или «растите» — как правильно написать это слово. Кроме названной, к этой категории относятся морфемы скак/скоч.
- Перед буквой к в корне пишем а: рано вскакивал, длинная скакалка, долго скакали.
- Перед буквой ч пишем о: вскочил на жеребца, выскочил на сцену, проскочил без очереди. Исключения здесь такие: скачу, скачок.
Написание определяет значение
Последнюю группу составляют морфемы, написание гласных в которых зависит от смысла.
- Корень —равн— имеет значение «одинаковый», его мы пишем с буквой а. Корень —ровн— обладает значением «прямой, гладкий», его пишем с буквой о.
Примеры: равные промежутки времени, выровнять стены. - Корень —мок— обладает значением «пропитываться, пропускать жидкость», в нем мы пишем букву о: мокнуть под дождиком. В корне —мак— значение которого – «погружать в жидкость», напишем букву а: макать перо в чернильницу.
Орфографическое лото
«Собиру» или «соберу», «неукаснительно» или «неукоснительно», «ростите» или «растите» – как правильно писать эти и подобные им слова? Это вопрос не только знания, но и постоянной тренировки. Навык правописания поможет выработать игра, которую можно с успехом применять при самообучении и на уроках русского языка. Условия такие: на доску помещается таблица с орфограммами, а учащимся раздаются карточки со словами, в которых используются эти орфограммы. Ведущий показывает на ту или иную орфограмму, например: —раст-, а учащиеся должны из набора карточек выбрать и показать слово с правильным корнем: например, взрастить. Можно поступить наоборот: на доске написать слова с пропущенными орфограммами, а на карточки поместить сами орфограммы. Когда ведущий укажет на какое-то слово, игроки покажут ту карточку, на которой находится нужная орфограмма.
В заключение
Теперь, возможно, мы не запутаемся с тем, как писать: «ростите» или «растите», как правильно использовать другие морфемы с чередованием гласных и каким образом не допустить ошибки в тех случаях, когда не можем проверить правильность той или иной гласной буквы при помощи ударения.