Растереть в корне пишется буква а так как дальше следует сочетание ст

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: правописание чередующихся гласных в корне слова таблица. также вы можете бесплатно

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правописание чередующихся гласных в корне слова таблица». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Мы сделали все, чтобы помочь ученикам освоить правило в полной мере и довести выбор букв при чередовании до автоматизма, а также не путать корни с чередованием с похожими корнями.

Ис­поль­зуя дан­ное пра­ви­ло, вы­пол­ни­те упраж­не­ние 14. Все слова в нём яв­ля­ют­ся (с точки зре­ния школь­ной про­грам­мы) од­но­ко­рен­ны­ми.

Правило III. Корни с чередованием А//О

Возможности современного интернета и цифровых устройств связи позволяют скачать вконтакте и выполнить моментальную установку соответствующих приложений для быстрого запуска и использования сети. Это также гарантирует существенную экономию времени при поиске нужной информации или активизации любимых приложений и мультимедийных файлов.

Социальная сеть ВКонтакте — это уникальный набор функций и информации, увлекательные знакомства и способ связаться с важными контактами.

Ленц.) 18) В к..ллекции сада насчитывается пятьдесят четыре вида р..стений, занесённых в Красную книгу. (Н.

В каждой группе корней есть исключения. Эти слова запоминают, так как они не подчиняются правилам чередующихся корней.
В корнях с чередующимися гласными правописание может зависеть от нескольких пунктов. В этом видео поговори…

Безусловно, такое понятие, как «социальная сеть» пришло российскому пользователю с запада. Но при этом устойчивый спрос на интернет — порталы с оживленным форумом и возможностью обменом личными сообщениями остается на крайне высоком уровне, как на территории России, так и в странах бывшего СССР.

Св..ркающие волны загадочно смеялись заб..гаяна берег извонко разб..ваясь оберег.3. Выйдя за ворота и подумавши (не)много пошлимы с тобой (на)прав…4.

Слова с неполногласными сочетаниями -ра-, -ла надо проверять словами с неполногласием: преградить — преграда, огласить — огласка.

Пройти тест по теме: goo.gl/MKnz6y Перейти к тренажерам: goo.gl/cC29cG Домашнее задание от Домашней …

Все это можно найти в нашей рубрике, посвященной химии. Химия — это наука, которая изучает свойства и основные взаимодействия веществ в плане образования новых соединений или веществ. Химия считается одной из самых сложных наук, хотя и уступает математике. Однако химия, это не только сложная, но и центральная наука. Всем известна теория большого взрыва, когда была образована наша Вселенная.

Существует немало слов, корневые гласные которых нельзя проверить ударением. Это так называемые беспроверочные написания. Среди них есть исконно русские, но в большинстве своем эти слова пришли из других языков. Написание их определяется словарем.

Правописание гласных регулируется системой правил, в которую входят:

  1. Написание безударных гласных;
  2. Написание гласных в чередующихся корнях;
  3. Употребление гласных после шипящих и ц;
  4. Употребление ы (и) после приставок;
  5. Употребление буквы э.

В корне зар- – зор- под ударением пишется гласная в соответствии с произношением, без ударения – а: зáрево, зóрька – зарнúца, озарять.

Посмотрите урок и запомните, какие именно корни не допускают проверки правильного написания подбором одно…

В корне твар- – твор- под ударением пишется гласная в соответствии с произношением, без ударения – о: твáрь, твóрчество – творить, творец.

Все материалы, опубликованные на сайте в любом виде, являются объектами авторского и имущественного права.

В корне твар- – твор- под ударением пишется гласная в соответствии с произношением, без ударения – о: твáрь, твóрчество – творить, творец.

Все материалы, опубликованные на сайте в любом виде, являются объектами авторского и имущественного права.

Перед началом проверки гласных в корне слова необходимо определить, к какой разновидности они относятся, и в зависимости от этого выбирать правило для проверки.

Выпишите слова, вставляя пропущенные буквы, в следующем порядке: с безударной гласной в корне, проверяемой ударением; непроверяемой; чередующейся. Объясните графически выбор орфограммы.

Выбор гласной буквы в безударном положении в корне определяется способом проверки. Проверять необходимо формами того же слова или однокоренными словами, в которых проверяемый гласный находится под ударением.

Но главное, что первое из этих слов нельзя проверять ударением: корень пишется и через О, и через А, а зависит это от суффикса.

Безударные глас­ные в корне с чере­до­ва­ни­ем невоз­мож­но про­ве­рить уда­ре­ни­ем, изме­нив грам­ма­ти­че­скую фор­му сло­ва или подо­брав род­ствен­ное сло­во. В таких сло­вах в удар­ном поло­же­нии пишет­ся та глас­ная, кото­рая слы­шит­ся.

Корни с чередованием гласных Е И — правила правописания и примеры

Разбирая правила чередующихся гласных звуков в корне слова, важно обращать внимание на то, являются ли слова действительно однокоренными или просто имеют корни с похожими звуками. Например, слова «гореть» и «загар» — однокоренные, а слова «гора», «горный» или «город» имеют лишь похожие корни, но не подчиняются тому же правилу.
В этих сло­вах в кор­нях нет че­ре­до­ва­ния. По­доб­ные слова яв­ля­ют­ся той самой ло­вуш­кой, на ко­то­рую часто по­па­да­ют­ся вы­пуск­ни­ки.

В безударном положении буква а пишется только перед cт и щ, в остальных случаях употребляется о: расти, растить, вырастить, наращение, растение, произрастание, ращение, сращёние, возраст и т. п.; рос, росла, росло, наросло, вырос, выросший, заросль, поросль, водоросль, недоросль, проросли.

Корень мок- содержится в глаголах со значением «пропускать жидкость»: вымокнуть под дождём, промокнуть написанное. Правило распространяется на производные слова: макание, промокательная бумага, непромокаемый плащ.

Правило VIII. Корни с чередованием А//О

В корне рас- – рос- пишется а, если дальше следует согласная т (также перед щ); в остальных случаях пишется о: расти, наращение – выросший, заросль, поросль.

И это ещё не всё. Корней с чередованием становится всё больше и больше. Точнее, всё время обнаруживаются неучтённые корни. Коллекция постоянно пополняется, окончательных списков исключений и слов с чередованием нет, реформировать правило никто не собирается. Крепитесь, товарищи! Это всё вам придётся выучить.

Привет! Тебе нужна помощь по школьным предметам? На нашем сайте много участников, готовых помочь. Большинство вопросов получают ответ в течение 10 минут ? Войди и задай свой вопрос.

Последние два исключения можно и не запоминать, т.к. буква в них находится под ударением, ошибиться невозможно.

Начни онлайн-курс ЕГЭ по русскому языку прямо сейчас

Это очень важное замечание, так как в академических изданиях списки корней с чередованиями отличаются от тех, что даются в учебниках. Умение видеть в слове корень с чередованием позволит успешно выполнить задание 8, поэтому повторяем и запоминаем корни.

В то время, как большинство корней решено было писать одинаково во всех однокоренных словах, некоторые корни (неясно, почему именно они) остались на привилегированном положении.

Язык формируется сотни лет, претерпевая изменения. Корень через века проносит основное лексическое значение, но форма главной части слова меняется. Этим объясняют сложность правильного выбора гласных в корнях слов современного языка.

Безударная чередующаяся гласная корня -лаг-//-лож- может быть определена с помощью обоих указанных выше правил. С одной стороны, она привязана к последующей согласной, но с другой стороны, за формой -лаг- всегда следует суффикс -а-.

Правило VII. Корни с чередованием А//О

Здесь мы имеем самую немотивированную часть правила. Существует множество омонимичных или созвучных пар слов, имеющих похожие корни с разным значением и с разными буквами: флаг развевается, ребёнок развивается, залезать на дерево, зализать рану и т.д. Но почему-то только две пары таких слов названы корнями с чередующейся гласной.

Таким образом, вконтакте социальная сеть выступает также в роли уникального накопителя мультимедийной информации с возможностью последующего его использования. Примечательно также то, что музыка вконтакте позволяет размещать уникальные записи неизвестных авторов, а также делиться популярными музыкальными новинками отечественного и зарубежного производства.

Blogger met xe0 votre disposition une notification standard que vous pouvez personnaliser, remplacer ou afficher telle quelle sur votre blog.

Безударные гласные буквы в корнях с чередованием

Однокоренные слова с корневой гласной под ударением служат проверочными для тех слов, в которых ударение смещено на другие морфемы или гласные корня. Иногда для проверки достаточно изменить форму слова.

К случаям чередования гласных в корне слова относятся -раст-(-ращ-)//-рос-, где перед сочетанием ст или перед щ следует писать а, а если на конце одна лишь с, без последующей т, то перед ней может оказаться только о (разрастаться – выращенный – поросль).

Если уровень знаний по данной теме высок, Вы можете повторить список корней с чередованием (в файле-вложении) и вспомнить краткие правила к ним. Если же требуется поработать более тщательно, обращаемся к детальному рассмотрению каждого типа корня. Ответы ко все заданиям будут размещены одним файлом в самом конце курса.

Похожие записи:

Он пошел в свою комнату(1) а я отправился далее(2) не обращая внимания на досаду Савельича(3) и скоро позабыл о вчерашней вьюге(4) о своем вожатом(5) и заячьем тулупе.

4. Синтаксический анализ .

Замените словосочетание «солдатские сапоги», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

5. Орфографический анализ.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания

Выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1) МАРИНОВАННЫЕ (огурцы) — в суффиксе полного страдательного причастия прошедшего времени пишется две буквы Н, потому что слово образовано от глагола совершенного вида

2) РАСТЕРЕТЬ – в корне пишется буква А, так как дальше следует сочетание СТ

3) БОРЮТСЯ – в окончании глагола первого спряжения 3 лица мн.ч. пишется буквы Ю

4) КУЦЫЙ — в окончании прилагательного после Ц пишется Ы

5) СЛОЖЕНИЕ — корневая безударная гласная проверяется ударением (слОжим)

Прочтите текст и выполните задания 6–9.

 (1)Я сидел на верхней палубе, под тентом. (2)Море было спокойно. (3)Все ушли в себя; у каждого свои интересы. (4)Какой-то старичок в бархатном картузе присел рядом со мной и принялся за газету.

(5)И вдруг тонкой острой ноткой донёсся вой. (6)Он шёл с другого конца парохода, с носа. (7)Ещё нотка, ещё… (8)И я узнал голосок Марса. (9)Старичок передёрнулся и поглядел на меня, точно я был причиной воя.

– (10)Вы слышите? (11)Собака… (12)Ведь это же неприятно!

(13)Вой усиливался и начинал переходить в какое-то завывающее рыданье.

– (14)А, чтоб тебя! – вырвалось у делового человека. – (15)Волк чистый.

(16)Вой рос и тянул за сердце.

– (17)Уди-ви-тельные порядки! – строго сказал старичок. – (18)Насажают полный пароход собак, и вот извольте тут…

(19)Вой поднялся ещё тоном выше и задрожал.

– (20)За хвост да в воду, – сказал деловой человек. – (21)Вот собак развели…

(22)Надо сказать правду – вой становился невыносимым.

– (23)Его необходимо выпустить, – говорю помощнику капитана.

(24)Разрешено выпустить. (25)Марс прыгает сразу на всех лапах и извивается с громким лаем. (26)Мне даже стыдно за него.

– (27)И охота вам возить собак! – говорит несколько примирительно старичок, довольный наступившей тишиной.

(28)Я иду отдохнуть. (29)Море поёт мне тихую сказку. (30)И вдруг стало тихо-тихо. (31)Должно быть, я заснул. (32)Мне снилось, как по палубе старичок и барышня гонялись за мной со швабрами, а деловой человек грозил и кричал пронзительно:

– За хвост да в воду!..

(33)Я открыл глаза.

– (34)В воду! – кричал тонкий пронзительный голосок. – (35)Вон! вон!!!

– (36)Потонул… (37)Это ужасно.

– (38)Если попросить капитана?.. (39)Смотрите, он ещё плывёт!!!

(40)Сбрасываюсь с койки и бегу. (41)Навстречу попадается рыжий матрос.

– (42)Господин, ваша собачка за бортом…

(43)Марс в море! (44)Вся палуба запружена народом. (45)Стоит гул голосов. (46)Расталкиваю всех без стеснения, хочу видеть последние минуты моего умного и верного Марса.

– (47)Всё плывёт, сердешный…

– (48)Тоже живая душа, жить-то хочется… (49)Нет, опять захлестнуло…

(50)Я вижу простые лица. (51)Я слышу жалеющие голоса. (52)Кто-то взвизгивает около, начинает плакать в голос. (53)Кто-то тяжко сопит над моим плечом.

(54)Капитан стоит, как монумент. (55)В его руке сверкают золотые часы.

– (56)Спустить шлюпку-у!!!

(57)Капитану устраивают овацию. (58)Сотни глаз теперь прикованы к двум точкам на море: к голове Марса и к лодке. (59)Я жду. (60)Рядом со мной старичок. (61)Его руки жестикулируют. (62)Он точно повторяет ритмические взмахи вёсел. (63)На секунду я оглядываюсь. (64)Какие лица! (65)Я не узнаю их. (66)Они все охвачены жизнью, одним желанием, одной мыслью. (67)И нет в них ни вялости, ни скуки, ни равнодушия. (68)Хорошие человеческие лица. (69)А глаза! (70)Они все смотрят, волнуются и ждут.

– (71)Браво! (72)Ур-ра! – дружно прокатывается по палубе.

– (73)Молодцы! – кричит над самым ухом деловой человек. – (74)Знатно!

(75)Марс, шаловливый, надоедливый, всем досадивший Марс, – спасён.            (По И.С. Шмелёву*)

* Шмелёв Иван Сергеевич (1873–1950) – русский писатель, представитель реалистического направления литературы начала ХХ в.

6. Анализ содержания текста.

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Сострадание и доброта проявляются в обыденной жизни.

2) Люди часто сердятся на то, что вовсе не стоит их внимания.

3) Во время спасения Марса люди возмущенно кричали: «В воду его! В воду!»

4) Сочувствие, сострадание к попавшему в беду объединяет людей.

5) Нужно любить собак, потому что собаки – это настоящие преданные друзья человека.

7. Анализ средств выразительности.

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является эпитет.

1) Они все смотрят, волнуются и ждут.

2) Марс, шаловливый, надоедливый, всем досадивший Марс, – спасён.     4) Капитан стоит, как монумент.

3) И вдруг тонкой острой ноткой донёсся вой.  5) Марс прыгает сразу на всех лапах и извивается с громким лаем.

Лексический анализ.

Найдите в тексте синоним к слову ШЛЮПКА (предложение 56). Напишите этот синоним.

Часть 3

9.1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного учёного С.И.Львовой: «Пунктуационные знаки имеют своё определённое назначение в письменной речи. Как и каждая нота, пунктуационный знак имеет своё определённое место в системе письма, имеет свой неповторимый „ характер ”». Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами С.И.Львовой. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

9.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «(64)Какие лица! (65)Я не узнаю их. (66)Они все охвачены жизнью, одним желанием, одной мыслью. (67)И нет в них ни вялости, ни скуки, ни равнодушия. (68)Хорошие человеческие лица. (69)А глаза! (70)Они все смотрят, волнуются и ждут». Приведите в сочинении 2 (два) аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

9.3. Как Вы понимаете значение слова МИЛОСЕРДИЕ ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое милосердие», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Вариант 23

Часть 2

Ответами к заданиям 2–8 являются слово (несколько слов), цифра или последовательность цифр. Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

2. Синтаксический анализ .

Прочитайте текст.

(1)Как космический объект Земля обладает различными физическими полями. (2)Нам прежде всего заметно её гравитационное поле, объединяющее вещество, придающее ей шарообразную форму и удерживающее предметы на поверхности. (3)Земля и ряд планет Солнечной системы имеют магнитное поле, которое мы обычно замечаем по движению стрелки компаса, стремящейся указать на один из магнитных полюсов. (4)Есть у Земли и электрическое поле, положительный заряд которого сосредоточен в нижних слоях атмосферы, а отрицательный — в верхней части земной коры. (5)Разогретые распадом радиоактивных элементов недра испускают энергию вовне в виде так называемого теплового потока — это главное проявление теплового поля Земли. (6)Кроме того, Земля обладает сейсмическим и радиационным физическими полями.

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1) как космический объект Земля обладает (предложение 1)                   4) есть заряд (предложение 4)

2) заметно её поле (предложение 2)                                                         5) недра испускают (предложение 5)

3) мы замечаем (предложение 3)

Пунктуационный анализ.

Нельзя проверять безударный гласный в корне глагола одного вида подбором проверочного слова — глагола другого вида:

упрос`ить (что сделать? — совершенный вид) — упр`ашивать (что делать? — несовершенный вид).

Нельзя проверять безударную гласную ударением, если есть чередование гласных, которое не зависит от ударения:
нос`ить — вын`ашивать; лов`ить — выл`авливать.


Чтобы проверить правописание сомнительных и непроизносимых согласных, нужно изменить слово или подобрать к нему такое однокоренное, в котором после них следует гласный. Проверяемый согласный в этом слове должен произноситься отчетливо.

Следует запомнить:
варежка, коврижка, деревяшка, костяшка, дождь, прийти (приду, приди), вожжи, дрожжи, жужжать, можжевельник, жжение, сожжённый, зажжёт, зажжённый, возжжённый, прожженный.

искусный, опасный, ровесник, словесность, участвовать, чувствовать, лестница, блеснуть (хотя блестеть).


После шипящих не пишутся буквы Ы, Я, Ю, а пишутся буквы И, А, У.
Исключения: жюри, брошюра, парашют.


После Ц в корне пишется И .
Исключения: цыган, цыпленок, на цыпочках, цыц.


Если в корне после шипящего под ударением слышится [О], то надо писать Ё.

Исключения: крыжовник, жом, жор, обжора, прожорливый, шоры, шорох, шов, бесшовный, шок, шорник, капюшон, шомпол, чокаться, чопорный, мажорный, трещотка, трущоба, чащоба, жолкнуть, ожог (сущ.) руки, поджог (сущ.) дома.

Заимствованные слова: жокей, жонглёр, шоколад, шоссе, шофёр, шовинизм.


В корнях -лаг-/-лож-, -кас-/-кос- пишется буква А , если после корня стоит суффикс -А- , и буква О , если этого суффикса нет.


В корне -раст-(-ращ-)/-рос- в безударном положении перед СТ и Щ пишется А , а перед С О .
Исключения: отрасль, росток, Ростов, Ростислав.


В корне -зар-/-зор- безударный гласный обозначается буквой А . В корнях -гар-/-гор-, -твар-/-твор-, -клан-/-клон- безударный гласный обозначается буквой О .
Исключения: зорев`ать, `утварь, пр`игарь.


В корнях -бер-/-бир-, -дер-/-дир-, -мер-/-мир-, -пер-/-пир-, -тер-/-тир-, а также -блест-/-блист-, -стел-/-стил-, -жеч-/-жиг-, -чет-/-чит- пишется И , если дальше следует суффикс —А-, в противном случае пишется Е .
Исключение: сочетание.


После приставок, оканчивающихся на согласную, вместо И пишется Ы в соответствии с произношением.
После приставок сверх-, меж- сохраняется И. Сохраняется И и после иноязычных приставокдез-, суб-, контр-, транс-, пан-.


В сложных словах после твердых согласных пишется соединительное О , а после мягкихсогласных, шипящих и Ц — соединительное Е .



Правописание корней (примеры)


Лесн`ик (лес); рек`а (р`еки); объедин`ение (ед`иный); развев`ается флаг (в`еять); развив`аться физически (разв`итие); спеш`ить в школу (сп`ешка); спиш`ите пример (сп`ишем); разред`ить воздух (р`едко); разряд`ить снаряд (разр`яд); продрож`ать под дождем (дрожь); раздраж`ать (др`азнит); воображ`ать много (обр`азчик); поглощённый работой (гл`отка).

Нельзя проверять безударный гласный в корне глагола одного вида подбором проверочного слова — глагола другого вида:
упрос`ить — упр`ашивать; заход`ить — зах`аживать; топт`ать — вт`аптывать; кос`ить — ск`ашивать; взлом`ать — взл`амывать; умолч`ать — ум`алчивать.

Нельзя проверять безударную гласную ударением, если есть чередование гласных, которое не зависит от ударения:
кол`оть — вык`алывать; нос`ить — вын`ашивать; лов`ить — выл`авливать.


Кровь (крови); мороз (мороза); хлеб (хлеба); молотьба (молотить); просьба (просить); сказка (сказывать); свадьба (свадебный); ложка (ложек); крошка (крошить); водопроводчик (водопроводом); разметчик (разметить); загадка (гадать); шутка (шутить).

Возможно чередование согласных:
друг — друзья — содружество; слух — слушать; доска — дощечка; брызгать — брызжет; визг — визжать; место — помещение; блестящий — блещущий.

Следует запомнить:
варежка, коврижка, деревяшка, костяшка, дождь, прийти (приду, приди), вожжи, дрожжи, жужжать, можжевельник,жжение, сожжённый, зажжёт, зажжённый, возжжённый, прожженный.

Честный (честь); доблестный (доблесть); вестник (вести); гигантский (гигант); здравствуй (здраво); известный (известие); костный (кость); корыстный (корысть); лестный (лесть); местный (место); несчастный (счастье); постлать (постилать); сердце (сердечный); солнце (солнечный).

Следует запомнить:
искусный, опасный, ровесник, словесность, участвовать, чувствовать, лестница, блеснуть (хотя блестеть).


Жизнь, жирный, ширма, шинель, широкий, вещи, житель, лыжи, душистый, режим, расчищать, широко, щавель,чайка, чаша, чаща, участие, стучать, площадь, роща, извещать, пища, пищать, возвращаться, угощать, перчатка,чадо, задача, прощаться, мчаться, видеть товарища, встреча, чашечка, шутка, чугун, чувство, чудо, отыщу, сообщу,щупать, щупальца, чулок, щука, прищурил глаза, чужой.

Исключения: жюри, брошюра, парашют.


Цифра, циркуль, цигейка, цикл, цилиндр, цинизм, цитата, цитадель, цитрус, цинк, цистерна, цирк, панцирь, циклон,цитата, цимбалы, цинга, циновка, цирюльник.

Революция, делегация, лекция, милиция, яркая иллюминация, демонстрация, авиация, оккупация, станция, позиция, традиция, дезактивация, мотивация, овация, консервация, облигация, ликвидация, рекомендация, детализация, госпитализация, организация, механизация, патриций, стронций, кальций.

Исключения: цыган, цыпленок, на цыпочках, цыц.

Чёрный — черн`ить, шёлковый — шелк`а, шёрстка — шерст`ить, решётка — р`ешето, шёпот — шепт`ать, жёлудь — желудёвый,жёлтый — желт`ок, щёчка — щек`а, тяжёлый — т`яжесть, пчёлы — пчел`а, жёваный — жев`ать, жёлоб — желоб`а, жёны — жен`а,жёсткий — жестк`а, чёлка — чел`о, чёрточка — черт`а, причёска — чес`ать, чёрствый — черств`еть, счёт- счет`а, шёпот — шепт`ать, кошёлка — кошелёк, щётка — щет`ина, дешёвый — дёшево.

Шёл, пошёл, ушёл, нашёл, зашёл, подошёл — ш`едший; жёг, сжёг, разжёг, поджёг (глаг.) дом, ожёг(глаг.) руку, обжёг лицо — жечь; счёл, у чёл, за чёл, про чёл, перечёл — счесть, проч`есть; чёрт — ч`ерти.

Исключения: крыжовник, жом, жор, обжора, прожорливый, шоры, шорох, шов, бесшовный, шок, шорник, капюшон,шомпол, чокаться, чопорный, мажорный, трещотка, трущоба, чащоба, жолкнуть, ожог (сущ.) руки, поджог (сущ.) дома.

Заимствованные слова: жокей, жонглёр, шоколад, шоссе, шофёр, шовинизм.


Предложить, предложение, положение, изложение, предположение, предположить, возложить, приложение.

Предлагать, излагать, прилагательное, располагать, слагаемые, полагаю.

Коснуться, прикосновение. Касаться, прикасаться, касательная линия, соприкасаться, касался.


Растение, растительность, вырастить, возраст, нарастать, нарастание, наращение, наращивать, выращенный, ращение, возрастающий шум, приращение скорости, растет дерево.

Выросший, росли цветы, водоросли, выросли деревья, молодая поросль, недоросль, отросли волосы.

Исключения: отрасль, росток, ростовщик, Ростов, Ростислав.


З`арево, з`орька, з`ори.
З
арн`ица, зар`я, озарённый, озар`ить, озар`ять.
Исключение: зарев`ать.

Кл`аняться, накл`он, покл`он.
Накл
он`иться, поклон`иться, уклон`иться.

Тварь, тв`орчество, затв`ор.
Тв
ор`ить, вытвор`ять, претвор`ять, затвор`ить, натвор`ить, притвор`ить.
Исключение: `утварь.

Заг`ар, уг`ар, наг`ар.
Заг
ор`ать, загор`еть, загор`елый, сгор`ание, гор`еть, загор`еться, нагор`ать.
Исключения: пр`игарь, `изгарь.


Забирать — заберу, замирать -замереть, запирать — запереть, задирать — деру, стирать — стереть.

Блестеть — блистать, поджечь — поджигать, прочесть- прочитать, стелить — постилать.

Соберу, собирать, избирательный, прибирать, избирать, изберу, подбирать, раздеру, раздирать, выдирать, выдеру, умереть, обмереть, умирать, умер, вымирать, повымирать, напирать, поднапереть, подпирать, припереть, попирать, спереть, распирать, отпирать, выпереть, затираю, растирать, вытереть, вытирать, растереть, натирать, блестит, расстелю, расстилать, вычесть, вычитать, причитать, почитать, сочетать (искл.), зажечь, зажигать, обжигать, разжигать, прижигать, сжигать, выжигать.


Подыскать (искать), безымянный (имя), предыдущий (идти), обыскать (искать), сыгранный (играть), разыграть (играть).

Искать — подыскать, взыскать, взыскательный, изысканный; игла — безыглый; искус — безыскусный, безыскусственный;итог — подытожить; идущий — предыдущий; имя — безымянный, безыменный; идея — безыдейный; инициатива — безынициативный; история — предыстория; инфаркт — предынфарктный; интересный — небезынтересный.

Сохраняется буква И после приставок сверх-, меж-; после иноязычных приставок дез… (уничтожение, удаление, отсутствие или извращение чего-то), контр… (против чего-то), пан… (всё, всеохватывающий), пост… (за, после, далее, следующий, дальнейший), суб… (размещение под чем-то или возле чего-то, подчиненность), транс… (сквозь, через, за, пере, по ту сторону чего-то).
Сверхизысканный, сверхинтересный, межинститутский, межирригационный; дезинформация, дезинструктор,дезинфекция, контрибуция, контригра, субинспектор, трансиндийский, трансиорданский, панисламизм,постинфарктный, постимпрессионизм, постинфекционный.


Пароход, самочувствие, однообразный, вертолет, верхолаз, горообразование, водолаз, водохранилище, лесоруб, тепловоз, паровоз, белобородый старик, желторотый птенец, краснощёкий ребенок.

Птицеферма, кровеносный, путеводитель, мышеловка, нефтепровод, пылесос, земледелие, сталевар, синеглазый, углевоз, большеголовый медвежонок, рыжеволосый мальчуган, кругосветное путешествие.

Использованы материалы сайта Пособие по орфографии русского языка

вернуться на страницу «Антизубрилка«, на главную

Цели урока:

о б р а з о в а т е л ь н ы е

  • учить правописанию и употреблению данных
    корней, показать условия, от которых зависит
    правописание гласных;
  • учить правильному написанию слов с
    чередующимися гласными;
  • закрепить умения в разборе слов по составу;

р а з в и в а ю щ и е

  • развивать самостоятельность учащихся при
    выполнении заданий;
  • способствовать развитию образного мышления,
    внимания.

в о с п и т а т е л ь н ы е

  • формировать интерес к изучению предмета.

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Формы работы: индивидуальная,
коллективная.

Оборудование урока: экран, проектор,
ноутбук, презентация.

Ход урока

1. Организационный момент урока.

2. Актуализация пройденного материала.

Вопрос: По каким признакам вы различаете, когда
в корнях -лож-лаг-, -рос-раст-ращ-, -кос-кас-,
-гор-гар- надо писать безударную гласную О и когда
безударную гласную А ?

— в корнях -лож-лаг- в безударном положении
пишется а перед г , буква о— перед ж:
предполагать, предположение.

— в корнях — раст-рос- в безударном положении
пишется а перед ст, щ, в остальных
случаях— о:

расти, выросла (не перед ст, щ).

Исключения: росток, рост, ростовщик,
Ростов, Ростислав, отрасль.

— в корнях -кос-кас- в безударном положении
пишется а , если за корнем следует суффикс
-а-
, в остальных случаях -о:касаться-
коснуться(нет а).

— в корнях -гор- гар- написание гласного зависит
от ударения. Под ударением пишется а, без
ударения- о: загар, загорать.

Составление таблицы: Слайд №3

Чередующиеся гласные зависят

От ударения От последующей буквы
-гор-гар-: горел, нагар -лаг- лож-: прилагать, приложение
  -кас-кос-: касаться, коснуться
  -рос-раст-ращ-: росли, выращенный,
растение

Устная разминка. (Слова выводятся на экран).

Задания:

№1.В каком слове ударение падает на третий слог?
Слайд № 4

1) расти

2) ростовщик

3) отрасль

4) росток

№2. В каком ряду во всех словах пропущена
чередующаяся гласная корня? Слайд № 5

прик..саться, обм..кивать, предуг..дать.

г..релый, зар..стают, прит..щить.

отр..сль, зам..рать, подп..лзти.

заг..релый, к..снуться, р..стовщик.

№3.Отметьте ряд слов, в котором на месте
пропусков пишется буква О? Слайд № 7

Пол..гать, пол..жить, прил..жение.

предл..гать, сл..жение, сл..гать.

Пол..жить, ул..жить, изл..жение.

Сл..гаемое, пол..гаться, возл..жение.

№4. Укажите неверное объяснение написания
слова. Слайд № 9

ТуЧ- существительное мн.ч., родительного падежа
на шипящий, ь не пишется.

граММатика- двойные согласные в корне .

рАстереть- пишется А , так как дальше следует
сочетание СТ.

холщОвый — в суффиксе прилагательного под
ударением пишется О.

Индивидуальные задания(письменные):

  • запишите как можно больше глаголов с корнем
    -лаг- лож-, используя приставки по-, при-, про-,с-,
    воз-, из-, до-.
  • составьте 4 предложения с данными
    словосочетаниями: восклицательное предл..жение,
    распол..гаться на ночлег, комнатные р..стения,
    заг..рает на солнышке.
  • используя приставки за- , пере-, в-, про-, вы-,
    образуйте слова с корнем -рос- раст- ращ-. От
    полученных глаголов образуйте форму прошедшего
    времени множественного числа.

Словарный диктант с последующей
взаимопроверкой (слова выводятся на экран). Слайд
№ 11

Коснуться абажура, выгореть на солнце, уложить
вещи, слагать стихи, доросли до небес, вырастала
ёлка, журнал с приложением, возлагать
ответственность, приехал из Ростова, газовая
отрасль, ростки подснежников, выращивают
растения, угарный газ, подростковый возраст.

Работа с текстом. Слайд № 12

1) Подростковый возр..ст характеризуется
интенсивным р..стом.

2) Действительно, никогда человек (не) р..стёт так
бурно, как в этом возр..сте.

3) Во-первых, перестраивается опорно-
двигательный аппарат: нар..стает мускульная сила.

4) Во- вторых, у подр..стка усиленно развивается
грудная клетка и дыхательные мышцы.

5) Р..стут лё(г,х)кие, увеличивается их объём и
поверхность.

6) Словом, всё направлено на то, чтобы
потребность бурно р..стущего организма была
удовлетворена.

Словарная работа. Слайд № 13

Интенсивный — напряжённый, усиленный.

Бурно — резко, стремительно.

Задания к тексту.

1.Прочитайте текст, вставьте пропущенные буквы,
раскройте скобки.

2. Придумайте заголовок, определите тему,
основную мысль.

3.Определите стиль текста. Слайд № 14

1) художественный

2) научно-популярный

3) разговорный

4) официально-деловой

4.Определите тип речи. Слайд № 15

1) повествование

2) описание

3) рассуждение

4) рассуждение и описание

5. Укажите верную морфологическую
характеристику слова возраст (предложение 1)
Слайд № 16

1) одушевлённое существительное, средний род, 2-е
склонение

2) неодушевлённое существительное, средний род,
1-е склонение

3) неодушевлённое существительное, мужской род,
1-е склонение

4) неодушевлённое существительное, мужской род,
2-е склонение

6. Каким членом предложения является слово подростковый
(предложение1) Слайд № 17

1) дополнением

2) определением

3) обстоятельством

4) сказуемым

7. Укажите способ образования слова усиленно
(предложение 4) Слайд № 18

1) приставочный

2) приставочно-суффиксальный

3) сложение

4) суффиксальный

8. В четвёртом (4) предложении найдите имя
существительное, относящееся ко 2-му склонению.
Напишите это существительное в форме
именительного падежа. Слайд № 19

9. Во втором (2) предложении найдите одушевлённое
имя существительное. Напишите это
существительное. Слайд № 20

10. В предложениях найдите слова, правописание
которых определяется правилом: «В корне -раст-
рос- безударная а пишется перед ст, щ.»
Слайд № 21

Подведение итогов урока.

Домашнее задание.

  1. Напишите сочинение-рассуждение на тему:
    «Трудно ли быть подростком?».
  2. Индивидуальные задания:

а) Вставьте пропущенные буквы. Обозначьте
корень с чередованием а/о: сл..жить, дол..жить,
изл..гать, отр..слевой, р..стительность, пор..сль,
заг..реться, уг..рный, з..рница, заг..р, приг..реть,
к..сательная, прик..сновение.

б) Найдите слова с корнями -лож-лаг-,
-рос-раст-ращ-, -кос-кас-, -гор-гар-. Выпишите их и
объясните написание.

  • Раствор щелочи как пишется
  • Растения в сказках и сказочные растения
  • Рассыпятся или рассыплются как пишется
  • Растают снега как пишется
  • Растаманские сказки про машу