В русском языке немало слов, образованных в результате сложения основ без соединительных гласных, например: Стопроцентный, пятизначное (число), Кинотеатр и др.

При образовании сложных существительных, прилага­тельных, порядковых числительных, наречий первое сло­во — числительное ставится в родительном падеже: Трех­тонка, семичасовой, шестидесятый, пятикратно, сорока­метровый, В слове Сороконожка пишется о.

Исключение составляют числительные Девяносто и Сто, Сохраняющие начальную форму (т. е. именительный падеж) в сложных словах (столетие, девяностолетний). Числитель­ное Тысяча входит в состав сложных существительных и прилагательных с соединительным гласным Е (тысячекрат­ный).

Слова, оканчивающиеся на -фикация, не являются слож­ными (в русском языке нет такого корня). Как и в языке-ис­точнике, перед этим сочетанием пишется И (например: Элек­трификация). Такого же происхождения гласный И в слове Агрикультура. Написание таких слов не следует путать с на­писанием сложных слов с соединительными гласными.

118. Напишите цифры словами, образуя сложные слова.

5-метровый, 40-градусный, 90-летие, 100-летний, 6-этаж­ный, 2-недельный, 5-сторонний, 4-процентный, 7-тонка, 12-ведерный, 250-летие, 1000-летие, 40-дневный.

Y119. Вставьте пропущенные буквы.

Газификация, газифицировать, газ..генератор, газопро­вод, класс, .фикация, класс, .фицировать, спец, .фикация, электр..двигатель, электростанция, электрофицировать.

Числительное Поп- в составе сложных слов

В составе сложных слов Пол-

1) пишется слитно, если вторая часть сложного слова (обычно имя существительное в форме родительного падежа) начинается с согласной буквы (полкилометра, также Пол­второго и т. п.);

2) пишется через дефис, если вторая часть начинается с гласной буквы (пол-огурца) или согласной Л (пол-ложки) ли­бо является собственным именем (пол-Франции), но: Поллит­ровка (вторая часть не в форме родительного падежа).

Если между Пол- и последующим существительным стоит согласованное определение, то Пол пишется отдельно, напри­мер: Пол граненого стакана, пол фруктового сада.

120. Раскройте скобки, напишите слитно или через де­фис.

(Пол)Москвы, (пол)метра, (пол)лимона, (пол)десятого, (пол)яблока, (пол)листа, (пол)года, (пол)Африки, (пол)апель- сина, (пол)миллиона.

Правописание сложных существительных

Всегда пишутся слитно сложные имена существитель­ные, первую часть которых образуют элементы Авиа- (сокра­щение от Авиация), авто-, агро-, аэро-, био-, вело-, гидро-, зоо-, кино-, микро-, мото-, радио-, теле-, фото-, электро- и т. п., независимо от их количества в слове.

Пишутся через дефис:

А) сложные названия механизмов, составные наименова­ния предметов;

Б) сложные единицы измерения (но слитно: Трудодень)*, В) сложные названия растений, в частности те, которые имеют в своем составе глагол в личной форме;

Г) слова, первую часть которых образуют иноязычные элементы Вице-, штаб-, экс- и др.;

Д) русские и иноязычные названия промежуточных стран света;

Е) составные географические наименования;

Ж) географические названия, имеющие в своем составе служебные слова (русские и иноязычные).

При сочетании с помощью союза И двух или нескольких сложных существительных с одинаковой второй частью эта часть может приводиться только при последнем слове, а при предшествующих словах вместо нее пишется так называе­мый «висячий» дефис, например: Газо- и Электросварка (вместо Газосварка и Электросварка), авто-, мото- и Вело­гонки (но при отсутствии союза И слитное написание).

Сложные существительные с глагольной первой частью на И пишутся слитно (сорвиголова).

Исключение: Перекати-поле.

У/ 121. Напишите слова, раскрывая скобки.

1. (Авиа)конструктор, (авто)база, (агро)техника, (биостан­ция, (вело)спорт, (гидро)механика, (зоо)магазин, (киноте­атр, (метео)сводка, (микро)автобус, (радио)передача, (телепос­тановка, (фото)лаборатория, (электро)станция, (авто) (мото) (вело)гонки, (электро) (свето) (водо) лечебница.

2. (Дизель)электроход, (динамо)машина, (стоп)кран, (ди — ван)кровать, (платье)костюм, (плащ)палатка, (пила)рыба, (генерал)майор.

3. (Грамм)молекула, (киловатт)час; (тонно)километр.

4. Иван(да)марья, мать(и)мачеха, любишь(не)любишь.

5. (Вице)адмирал, (штаб)квартира, (экс)чемпион.

6. (Северо)запад, (юго)восток, (норд)ост.

7. (Орехово)Зуево, (Эльзас )Лотарингия.

8. Комсомольск(на)Амуре, Ростов(на)Дону, Франкфурт (на)Одере.

У/ 122. Напишите слова, раскрывая скобки.

(Верти)хвостка, (верти)шейка, (гори)цвет, (держи)морда, (перекати)поле.

ПРАВОПИСАНИЕ СЛОЖНЫХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

I. Слитно пишутся сложные прилагательные:

1) образованные из сочетаний слов, по своему значению подчиненных одно другому, например: Древнерусский (Древ­няя Русь), Общеславянский (общий для славян), Среднесу­точный (средний за сутки), Сложноподчиненное предложе­ние (сложное по способу подчинения);

2) употребляемые в качестве терминов (крупноблочный), А также канцеляризмы: Нижеподписавшиеся, вышеперечис­ленные и др.

И. Через дефис пишутся сложные прилагательные:

1) образованные от основ, обозначающих равноправные понятия; между частями таких прилагательных в их на­чальной форме можно вставить сочинительный союз: Вагон­но-паровозные мастерские (т. е. вагонные и паровозные);

2) образованные от существительных, которые пишутся через дефис: Социал-демократический (ср.: Социал-демо­крат);

3) обозначающие оттенки цветов: Бледно-розовый, си­не-желтый.

III. Через дефис пишутся также сложные прилагатель­ные:

1) образованные от сочетаний имен и фамилий (лев-тол — стовский стиль) или двух фамилий (бойль-мариоттовский закон);

2) обозначающие качество с дополнительным оттенком: Кисло-сладкий (т. е. сладкий с привкусом кислоты);

3) входящие в состав сложных географических или адми­нистративных названий и начинающиеся с основы Восточ­ное западно-, северно — (северо), южно- (юго-); в нарицатель­ном значении эти прилагательные пишутся слитно;

4) образованные из сочетания прилагательного с сущест­вительным, но с перестановкой этих элементов: Литератур­но-художественный (ср.: Художественная литература), а также имеющие на конце первой основы, образованной от слов иноязычного происхождения, сочетание -ико (диалек­тико-материалистический, химико-фармацевтический И т. п.).

Примечание. Пишутся раздельно по общему правилу словосо­четания, состоящие из наречия и имени прилагательного. В таких словосочетаниях наречие, выступающее в роли члена предложе­ния, обычно указывает степень признака, выраженного прилага­тельным (подлинно дружеский, резко враждебный), или то, в каком отношении рассматривается признак (общественно опасный, т. е. Опасный для общества). Наречия на -ски определяют признак пу­тем уподобления (чертовски хитрый).

123. Спишите, раскрывая скобки. Объясните правопи* сание сложных слов.

1. (Горно)лыжный курорт, (железно)дорожное движение, (поле)защитные насаждения, (сельско)хозяйственные про­блемы, (средне)годовой доход.

2. (Вечно)зеленая растительность, (высоко)оплачиваемый специалист, (много)сторонний договор, (трудно)проходимый участок.

3. (Торгово)промышленный комплекс, (шахматно)шашеч — ный турнир, (историко)филологический факультет.

4. (Северо)западный округ, (орехово)зуевская электричка.

5. (Сине)желтый, (светло)голубой, (иссиня)черный, (яр­ко) красный.

6. (Гордо)благородный, (грубо)насмешливый, (холод — но)сдержанный, (мужественно)суровый.

7. (Критико)библиографический, (литературно)художест — венный, (физико)математический.

8. (Празднично)нарядный, (художественно)полноценный, (жизненно)важный, (истинно)дружеский, (диаметрально)про — тивоположны й.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Что изучает раздел науки о языке, который называет­ся «Словообразование»?

2. Какие слова имеют формы словоизменения, а какие не имеют?

3. Каково определение частей слова: основы, окончания, корня, суффикса, приставки, постфикса, соединительной гласной?

4. Что означают термины Аффикс, морфема, нулевое окончание?

5. Какая основа называется производной, а какая — не­производной?

6. Какое правило определяет правописание приставок на З и приставки С?

7. Какие правила определяют правописание приставок Пре- и При-2

8. Какому правилу подчиняется правописание гласных Ы И И после приставок?

9. Какие исключения из этого правила вам известны?

10. В чем состоит морфологический способ словообразова­ния?

11. Какие неморфологические способы словообразования вам известны?

12. Какие вы знаете правила правописания сложных слов с соединительными гласными и без них?

13. Когда слитно, а когда через дефис пишется элемент Пол- в составе сложных слов?

14. Какие правила слитного и дефисного написания сложных существительных и сложных прилагательных вы знаете?

МОРФОЛОГИЯ

КЛАССИФИКАЦИЯ ЧАСТЕЙ РЕЧИ

Слова в русском языке объединяются в лексико-грамма­тические разряды, которые называются частями речи. Классификация частей речи основана на различии их лекси­ческого значения, морфологических признаков и синтакси­ческих функций.

В современном русском языке различаются части речи самостоятельные и служебные.

В особую группу слов выделяются междометия и звуко­подражательные слова.

Самостоятельные (или знаменательные) части речи либо называют предметы, качества или свойства, коли­чество, действие или состояние, либо указывают на них. Они имеют самостоятельные лексические и грамматические зна­чения, в предложении выступают в роли главных или второ­степенных членов предложения.

К самостоятельным частям речи относятся: имя сущест­вительное, имя прилагательное, имя числительное, место — имение, глагол, наречие.

Служебные части речи лишены номинативной (на­зывной) функции. Они служат средством для выражения от­ношений и связей между словами и предложениями (предло­ги, союзы), а также для передачи смысловых и эмоциональ­ных оттенков значений, выраженных самостоятельными частями речи (частицы). К служебным частям речи относят­ся предлоги, союзы, частицы.

Междометия также лишены функции называния. Они являются выразителями определенных чувств (ох! чу! фу! увы! и др.) и волеизъявлений (вон! стоп! тс! и т. д.).

Звукоподражательные слова являются по своему звуково­му оформлению воспроизведением восклицаний, звуков, криков и т. п. (кря-кря, ку-ку, му-у, динъ-динъ и т. д.).

124. Приведите примеры всех частей речи, основываясь на данной таблице. Придумайте с ними предложения, ком-

Ментируя синтаксические функции самостоятельных частей речи.

Части речи

Самостоятельные (знаменательные)

Служебные

Междометие

Имя существ. Имя при — лагат. Имя числ. Ме — стоим. Глагол. Наречие

Предлог Союз Частица

Y125. Определите, к каким частям речи относятся вы­деленные слова. По каким признакам вы это установили?

1. Ясное утро, Тихо веет теплый ветерок. Море было Ти­хо и спокойно.

2. Что случилось? Я слышал, Что он говорил. Я верю, Что все уладится.

3. Вы Тоже были в театре? Приятель читал То же, что и я.

4. Молодые деревца заметно вытянулись за лето. Моло­дые вернулись домой поздно.

5. Планер поднялся Ввысь. Зрители напряженно всматри­вались в высь.

6. В дали голубой показался парус. Вдали ничего не бы­ло видно.

7. Унылая Пора, очей очарованье! Пора вставать, уже поздно.

8. И жизнь Хороша, и жить Хорошо! (М.)

9. Столовая открыта. Столовая посуда вымыта.

10. Критиковал, Не взирая на лица. Невзирая на трудно­сти, мы идем к намеченной цели.

126. Напишите текст под диктовку. Выделите в нем са­мостоятельные и служебные части речи, называя конкретно каждую.

Русский язык

Сотни языков обслуживают шестимиллиардное население Земли. Однако далеко не верно иногда полагают, что эти языки совершенно непохожи. Даже человек, не занимаю­щийся филологией, а просто сравнивающий, например, рус­скую и украинскую речь, должен беспристрастно признать

Их близость. Нетрудно также установить в течение самого незначительного времени сходство таких языков, как швед­ский и норвежский или финский и удмуртский.

Ученые-лингвисты объясняют сходство языков их родст­вом, общностью происхождения. И если бы удалось, невзи­рая на непреодолимые препятствия, четко восстановить ис­торию жизни тех или иных языков в продолжение несколь­ких десятков веков, мы бы несомненно увидели их общие источники.

Родственные языки объединяются в так называемые язы­ковые семьи. Русский язык принадлежит к индоевропейской семье языков. Современные славянские, германские, роман­ские языки, языки индийской группы (например, санскрит, бенгали, цыганский) и некоторые другие — это потомки, преемники когда-то существовавшего индоевропейского пра­языка, который, распавшись, породил их.

Относительно единый индоевропейский пранарод жил, по-видимому, в течении Дона и Дуная, на довольно обшир­ной территории, простиравшейся до Кавказа и Балтийского моря. Несколько тысячелетий назад «индоевропейцы» пере­стали существовать как единый народ, вследствие чего и распался индоевропейский праязык. Одним из его ответвле­ний был общеславянский язык, который существовал во вре­мя общеславянского языкового единства, длившегося не­сколько веков.

Впоследствии, к VI веку нашей эры, из этого языка-осно­вы выделилось несколько языков, в частности восточносла­вянский (или древнерусский), предок современных языков: русского, украинского и белорусского.

Следует иметь в виду, что в формировании национального языка основополагающую роль сыграли народные говоры, группировавшиеся вокруг Москвы. Московское произноше­ние и сейчас является литературным и определяет языковую норму.

На протяжении веков русский язык обогащался благода­ря влиянию других европейских языков, и в первую очередь французского, немецкого, английского, польского. Заимст­вование иностранных слов не нанесло ущерба национальной самобытности русского языка, и он, как равный среди рав­ных, всегда был и остается одним из великих языков совре­менности.

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

Порядок разбора имен существительных

1. Часть речи.

2. Начальная форма (именительный падеж, единственное число).

3. Постоянные признаки:

А) собственное или нарицательное;

Б) одушевленное или неодушевленное;

В) конкретное, отвлеченное, вещественное, собиратель­ное, личное;

Г) род;

Д) склонение.

4. Непостоянные признаки:

А) число;

Б) падеж.

5. Функция в предложении (подлежащее, дополнение, несогласованное определение, именная часть составного именного сказуемого, обстоятельство).

Значение, разряды и категории
имен существительных

Имя существительное — часть речи, объединяю­щая слова, которые обозначают предмет и отвечают на во­просы Кто? что? Выражается это значение при помощи категории рода, падежа, числа, а также одушевленности и неодушевленности. В предложении существительные высту­пают в основном в роли подлежащего и дополнения.

Имена существительные могут быть названиями не толь­ко конкретных предметов, вещей (конкретные существи­тельные: Дом, стол, перо, книга), веществ (веществен­ные: Масло, ртуть, медь), живых существ и организмов (мальчик, лиса, гусеница), но могут обозначать и самые раз­нообразные отвлеченные свойства и качества (храбрость, ужас, успеваемость, синева), действия и состояния (питье, скачок, уборка, отдых — отвлеченные существитель­ные).

Выделяются также личные существительные, обозна­чающие человека (мать, ученик, артистка).

Имена существительные делятся на две группы: собст­венные и нарицательные. Собственные имена — это названия единичных предметов (Пушкин, Москва, Марс, га­зета «Правда»); нарицательные имена — это обоб­щенные наименования однородных предметов, явлений, дей­ствий, состояний (сосна, гроза, ходьба, усталость).

Все имена существительные делятся на одушевлен — ные и неодушевленные. К одушевленным существи­тельным относятся названия людей, животных, насекомых и т. д., т. е. живых существ. К неодушевленным существитель­ным — названия предметов, явлений реальной действитель­ности, не причисляемых к живым существам.

Различие существительных одушевленных и неодушев­ленных грамматически выражается в том, что при склоне­нии во множественном числе винительный падеж у имен существительных одушевленных совпадает с формой роди­тельного падежа (вижу мальчиков, девочек), а у имен суще­ствительных неодушевленных — с формой именительного падежа (вижу улицы, дома). У имен существительных муж­ского рода (кроме существительных на -а, — я) различение одушевленности и неодушевленности последовательно прово­дится также и в единственном числе (взял котенка, но ку­пил стул).

Все имена существительные, за незначительным исклю­чением, относятся к одному из трех родов: мужскому, женскому или среднему. Кроме того, среди слов на -а (-я) есть существительные со значением лица, которые могут быть отнесены в зависимости от пола то к мужскому роду, то к женскому: Этот мастер — талантливый самоучка и Эта ткачиха — талантливая самоучка. Такие слова назы­ваются словами общего рода (забияка, недотрога, неряха, разиня, соня, плакса и др.).

Имена существительные изменяются по падежам (боль­шая часть имен также и по числам). Такое изменение назы­вается склонением.

В современном русском языке выделяются три основных типа склонения имен существительных.

К первому склонению относятся все имена сущест­вительные женского, мужского и общего рода на -а, — я, на­пример: Вода, сакля, струя, юноша, Боря, сирота и др.

Ко второму склонению относятся все имена сущест­вительные мужского рода (кроме небольшого количества су­ществительных мужского рода на -а, -я: дедушка, дядя, Ва­ня) и все имена существительные среднего рода, например: Стул, конь, подмастерье, домишко, окно, копье и др.

К третьему склонению относятся все имена суще­ствительные женского рода на мягкий согласный и на Ж, ш, Например: Дань, мягкость, пустошь, рожь и др.

Дадим образцы первого, второго и третьего склонения су-

Ществительных в единственном числе.

И.

Стран-а

Земл-я

Стол

Окно

Поле

Ночь

Р.

Стран-ы

Земл-и

Стол-а

Окн-а

Пол-я

Ноч-и

Д.

Стран-е

Земл-е

Стол-у

Окн-у

Пол-ю

Ноч-и

В.

Стран-у

Земл-ю

Стол

Окн-о

Пол-е

Ночь

Т.

Стран-ой (-ою)

Земл-ей (-ею)

Стол-ом

Окн-ом

Пол-ем

Ночь-ю

П.

(о) стран-е

(о) земл-е

(о)стол-е

(об) окн-е (о) пол-е

(о) ноч-и

В современном русском языке есть разносклоняемые и несклоняемые имена существительные.

К разносклоняемым относятся 10 существительных среднего рода на -мя (имя, бремя, темя, стремя, время, вы­мя, семя, племя, знамя, пламя) и слово Дитя, а также Путь (мужского рода) и Мать, дочь (женского рода).

Географические названия на -ино, — ово (ево) изменяются по падежам, как существительные среднего рода (Габрово — о Габрове; Щелково — в Щелкове).

Фамилии украинского происхождения с суффиксами -ко, — енко и фамилии с суффиксами -ых, — аго ( его) не изменя­ются. Мужские фамилии, оканчивающиеся на согласный, склоняются, женские — нет. Например: Увидеть Александ­ра Голуба, но Ирину Голуб.

В группе несклоняемых существительных вы­деляются имена нарицательные: Бюро, такси, галифе, паль­то и т. д. — и имена собственные: Чикаго, Тбилиси, Сухуми, Осло, Бордо и др.

При сочетании несклоняемых существительных с други­ми словами форма падежа определяется или конструкцией всего предложения: В комнате стояло новое трюмо (им. п.), или окончаниями имен прилагательных, согласуемых с несклоняемыми существительными: Он ходит в теплом пальто (пр. п.).

Большую часть несклоняемых существительных состав­ляют слова иноязычного происхождения. Их грамматиче­ский род определяется так:

1) несклоняемые неодушевленные существительные в ос­новном относятся к среднему роду, например: Осеннее паль­то, свободное купе, маршрутное такси;

2) несклоняемые одушевленные существительные отно­сятся к мужскому роду, если обозначают лиц мужского пола или животных (военный атташе, серый кенгуру), и к жен­скому роду, если обозначают лиц женского пола (старая ле­ди, юная мисс);

3) несклоняемые географические названия определяют свой род по роду нарицательного существительного, обозна­чающего родовое понятие (т. е. по роду слов Город, река, озе­ро, гора, остров и т. п.): Солнечный Сочи, мелководная Сочи, живописный Капри.

Вне системы склонений находятся аббревиатуры типа СНГ, МММ, МГУП, МГУ.

Помимо основных окончаний, свойственных каждому ти­пу склонения, некоторые существительные имеют дополни­тельные окончания, или варианты окончаний. Так, у су­ществительных второго склонения в родительном падеже основное окончание -а(-я), вариантное -у(-ю). Оно употребля­ется:

1) с вещественными существительными. Например: Купи­те сатину (но и Сатина), банка меду (меда), нет чаю (чая). Но: Уборка чая, стакан крепкого чая;

2) с некоторыми существительными в собирательном зна­чении. Например: много народу (народа);

3) с некоторыми абстрактными существительными при наличии оттенка количественности. Например: Много шуму ( шума);

4) в случае, если существительное употреблено с предло­гами С, из, для, от. Например, Из лесу (из леса), без спросу (без спроса).

Вариантное окончание носит разговорный характер. Обя­зательно оно только в составе фразеологизмов. Например: Ни слуху ни духу.

У существительных первого склонения в творительном падеже употребляется наряду с основным окончанием -ой

(ей) окончание Ою(-ею). Оно носит вариантный характер и воспринимается как устаревшее (ср.: Тучей — тучею).

В предложном падеже у существительных второго скло­нения основное окончание -е, вариантное — J/f w), оно обя­зательно ударное, употребляется после существительных с предлогами В, на, а также в составе фразеологизмов. Напри­мер: На лугу, в лесу (пространственное значение), На веку, в году (временное значение), На льду, на весу (обстоятельствен­ное значение), Идти на поводу. Но: Декорации в «Лесе» Островского очень красивы.

Существительные, образованные от имен прилагательных и причастий (столовая, больной, учащийся), склоняются по типу качественных прилагательных; ср.: Больной, больная, синий.

И.

Больн-ой

Столов-ая

Учащ-ий-ся

Р.

Больн-ого

Столов-ой

Учащ-его-ся

Д.

Больн-ому

Столов-ой

Учащ-ему-ся

В.

Больн-ого

Столов-ую

Учащ-его-ся

Т.

Больн-ым

Столов-ой

Учащ-им-ся

П.

(о)больн-ом

(о) столов-ой

(об)учащ-ем-ся

Большинство существительных при склонении во множе­ственном числе имеют незначительные отличия, главным об­разом в именительном и родительном падежах. Сравните:

И.

Стран-ы

Земл-и

Стол-ы

Ноч-и

Р.

Стран

Земель

Стол-ов

Ноч-ей

Д.

Стран-ам

Земл-ям

Стол-ам

Ноч-ам

В.

Стран-ы

Земл-и

Стол-ы

Ноч-и

Т.

Стран-ами

Земл-ями

Стол-ами

Ноч-ами

П.

(о) стран-ах

(о) земл-ях

(о) стол-ах

(о)ноч-ах

Еще примеры: Дом а, дом ов, пол я, пол ей и др.

В современном русском языке все больше существитель­ных закрепляется в именительном падеже мн. ч. с оконча­нием -а ( я), а в родительном мн. ч. — с окончанием Ов ( ев). Например: Тракторы — трактора (ср.: Мы говорим не «штормы», а «шторма» — Выс.); Сапогов (правильно: са­пог); несколько Килограмм помидор (правильно: Килограм- мое помидоров). Такие вариантные окончания оцени­ваются как разговорные, а иногда и просторечные (выбора Вместо Выборы, офицера вместо Офицеры и т. д.).

127. Приведите примеры существительных всех типов склонения и просклоняйте эти слова (устно).

У 128. Укажите, какого рода существительное (а если оно склоняется, то определите и тип склонения), и вместо точек вставьте нужное окончание.

1. Как тво.. фамили..? 2. Мы купили малогабаритн.. пиа — нин.. 3. Нам в кафе подали хорошо заваренн.. черн.. кофе. 4. Сухуми был., давно извест.. как город с обезьяньими питом­никами. 5. Доктор Иванова был., прекрасн.. специалист.. 6. Зрителям был., представлен… лауреат Всероссийского конкурса вокалистов Майя Веселова. 7. Наш., космонавт.. Николаеву-Терешкову знают во всем мире. 8. Операцию по пересадке почек провел., извести., светило в хирургии. 9. Ее Величество посетил., нашу страну впервые (о королеве). 10. Отелло рассвирепел., и убил.. Дездемону.

Окончания имен существительных

2. В существительных, имеющих перед падежными окон­чаниями гласную и, пишется в предложном падеже единст­венного числа (у слов женского рода также в дательном па­деже) буква и, например: Санаторий — в санатории, папа Пий — при папе Пии, на бильярдном кии, сестре Марии, по получении, на лезвии ножа (но: На острие — под ударе­нием).

3. В существительных среднего рода на -ъе в предложном падеже единственного числа пишется буква Е, например: От­дыхать на взморье, жить в Закавказье (но: Быть в забы­тьи — под ударением). Следует различать: в Присутствии (предложный падеж) и В отсутствие (винительный падеж).

4. Существительные на неударяемые -ъя и -ъе имеют в ро­дительном падеже множественного числа окончание -ий, а на ударяемые -ъя и -ъе — окончание -ей, например: Гостья — гостий, ущелье — ущелий, статья — статей, ружьё — Ру­жей.

5. В родительном падеже множественного числа сущест­вительных на -ня с предшествующей согласной (твердой или мягкой) буква Ь не пишется, например: Вишня — вишен, бойня — боен, читальня — читален.

Исключения: Кухня — кухонь, деревня — деревень, ба­рышня — барышень.

6. Русские фамилии на -ов (-ев), — ев, — ин, — ын имеют в тво­рительном падеже единственного числа окончание -ым (Пушкиным, Сергеевым, Куницыным), иностранные фами­лии на -ов и -ин — окончание -ом (Дарвином). Названия на­селенных пунктов на -ов, — ев, — ин, — ын, — ово, — ево, — ино, — ыно Имеют в творительном падеже окончание -ом (за Киевом, под Саратовом, под Бородином, за Кунцевом) (Кунце­во — станция под Москвой).

7. Существительные с суффиксом -ищ- имеют в имени­тельном падеже единственного числа окончание -е, если они мужского или среднего рода (нос — носище, болото — бо — лотище), и окончание -а, если они женского рода (сила — силища). Существительные с суффиксами -ушк-, — юшк-, — ышк-, — ишк- имеют в именительном падеже единственного числа окончание -а, если они женского рода (бабушка) или если они мужского рода и обозначают одушевленные пред­меты (дедушка, братишка). Однако существительные муж­ского рода, обозначающие неодушевленные предметы, и су­ществительные среднего рода имеют после указанных суф­фиксов окончание — о (дом — домишко, поле — полюшко).

129. Перепишите; вместо точек, где надо, поставьте бук­ву Ъ. Укажите число, род, склонение и падеж существитель­ных, в которых пропущены буквы.

1. Ноч.. прошла спокойно. 2. Солнечный луч., заглянул в окно. 3. Вся молодеж.. была на площадке. 4. Врач., оказал помощ*. больному. 5. Пробежала серенькая мыш.. . 6. У во­ды растет камыш.. . 7. На дне оврага бьет ключ.. . 8. Това­рищ.. произнес горячую реч.. .

Ч/ 130. Спишите, дописывая окончания существитель­ных. Укажите их падеж.

1. Много интересного мы узнали из этой книг.. . 2. В книг., были яркие иллюстрации. 3. Мы были в гостях у Анастаси.. Кузьминичн.. . 4. Мари.. Ильиничн.. принесла письмо. 5. Красивая панорама открывалась с башн.. . 6. На­до было добраться до башн.. . 7. Мы подошли к башн.. . 8. Плоды висели на яблон.. . 9. К дому мы подъехали на машин.. . 10. Шофер соскочил с машин.. .11. Висело объяв­ление о конференци.. . 12. Все хорошо подготовились к кон- ференци.. . 13. Из типографи.. принесли новые газеты. 14. Эта статья перепечатана в типографи.. . 15. Рукопись на­правлена из редакци.. в производство. 16. В редакци.. идет подготовка к переизданию учебников по физик., и по мате­матик.. . 17. Автору возвращена рукопись из редакци.. . 18. Лежу в постел.. . 19. Встал с постел.. . 20. Звоню Маш.. .

131. Приведенные ниже существительные просклоняйте.

I. В дательном и предложном падежах единственного числа:

Мария, Марья, Виталий, Алексей, Софья, Розалия, ста­тья, линия, партия;

II. В предложном падеже единственного числа:

Возрастание, взгорье, заречье, внимание, житье, клей, пай, пролетарий, наследие, продолжение;

III. В творительном падеже единственного числа: тушь, тираж, рожь, путь, боец, дочь, плечо, мех, свеча, туча.

132. Перепишите текст. Слова, данные в скобках, ставь­те в нужном падеже. Укажите падеж существительных.

В 1949 году в «Правде» было опубликовано сообщение об одном необычайном (явление) природы. В этом (сообщение) Говорилось, что в одном (район) Новой (Зеландия) во время (ливень) прошел «рыбный дождь». Из воздуха вместе с (кап­ли) воды падали тысячи мелких рыб. О таком же (явление) Рассказывали жители одного села на Дальнем (Восток). В (Испания, Турция, Италия, Франция) жители не раз под­вергались опасности от подобных (ливни). Причина таких (дожди) — воздушные вихри необычайной силы. Их называ­ют (смерчи). О (происхождение) их можно прочитать в спе­циальной литературе.

Y133. Перепишите, добавляя вместо точек нужные окончания.

1. В унын.., с пасмурным челом, за шумным, свадебным столом сидят три витязя младые (П.). 2. Жених — в востор­ге, в упоен.. (П.). 3. В Закавказ.. и на Рижском взмор.. была солнечная погода. 4. Письмо было адресовано Ли.. Петровне, Мар.. Алексеевне и Дар.. Лукини..не. 5. Дом находился в веден., министерства. 6. После травмы он долго пребывал в забыт.. . 7. В возделывани.. яровых были трудности. 8. В своем времяпрепровожден.. он придерживался опреде­ленного плана. 9. На остр., ножа было яблоко. 10. В дви — жен.. мельник жизнь ведет, в движен.. . 11. О новом наборе было объявлено во всеуслышан.. .

134. Перепишите, раскрывая скобки и ставя существи­тельные в нужном падеже единственного числа.

I. Рассказать о (постановка) (пьеса); говорить о (пьеса) и успехе ее (постановка), быть на (открытие) (выставка), Рассказать о (выставка) и ее (открытие); присутствовать при (беседа) с (участница) (экспедиция); обратиться с вопро­сами к (участница) (экспедиция); подниматься по (лестни­ца) на (башня); побывать в (башня) (крепость); лечиться в (амбулатория) (больница); выписаться из (больница); встре­титься на (лекция) в (музей); возвратиться с (лекция).

II. Деревья в легком (иней), видеть корабли на (рейд), Вернуться из (гавань), выступать на (конференция), выставка современной (живопись) и (архитектура), лекция, посвя­щенная современной (живопись) и (архитектура), спорить об (идея) повести и особенностях ее (композиция), отметить в (резолюция), в (постановление), в (отчет).

135. Выпишите существительные, указывая их род, скло­нение, падеж. Подчеркните окончания, объясняя их право­писание.

На крайнем юге нашей страны, в Средней Азии, высятся горы и плоскогорья Памиро-Алтая и Тянь-Шаня. Сто лет на­зад эти горы были почти неизвестны науке. Начало изуче­нию гор Средней Азии было положено русскими исследова­телями в середине прошлого века. В горные области Средней Азии двинулись научные экспедиции, организованные Рус­ским географическим обществом. Огромный интерес возбуж­дали эти экспедиции у передовых русских ученых. Они стре­мились обогатить русскую науку. Память об одном из пер­вых исследователей Средней Азии Семенове-Тянь-Шаньском навсегда сохранится в летописях географических открытий.

У/ 136. Вместо точек вставьте окончания существитель­ных, выписывая их с предлогами.

1. Быстрые реки текут в каждом ущель.. (Прж.). 2. Ма­шина проносилась по возвышенност.., виднелся тусклый от­блеск Кубан.. (Баб.). 3. Целые вечера Даша играла на роял.. (А. Н. Т.). 4. Хата стояла на взгорь.. (Сераф.). 5. Лежат только дымчатые синеватые тени в задумчивом молчани.. (Сераф.). 6. В безмолви.. погас звенящий зной (Сераф.). 7. Они очутились в громадном темном помещени.. (Сераф.). 8. Пассажирский поезд остановился у маленькой степной станиц.. (Вер.). 9. Петр в раздумь.. разорвал письмо. 10. Поднялся желтоватый бесшумный язык плам.. (А. Н. Т.).

137. Слова, заключенные в скобки, поставьте в нужной падежной форме, объяснив правописание их окончаний.

I. 1. Степан Михайлович составил в своем уме весьма благоприятное мнение о (Софья Николаевна) (Акс.). 2. Мы остановились было смотреть на учение, но он просил нас ид­ти к (Василиса Егоровна) (П.). 3. Кукшина просила его уз­нать о (здоровье) (Анна Сергеевна) (Т.).

II. 1. Беседовать с (Александр Осипович). 2. Писать (Анд­рей Фомич). 3. Обратиться к (Василий Саввич). 4. Передать привет от (Илья Кузьмич). 5. Пойти на экскурсию с (Генна­дий Никитич). 6. Вспоминать о (Филипп Лукич). 7. Спра­виться о здоровье (Елена Кузьминична). 8. Отправить теле­грамму (Мария Никитична).

У 138. Перепишите, вставляя пропущенные окончания существительных. При этом различайте имена собственные лиц, географические названия.

1. Золотой век русской литературы начат Пушкиным и продолжен Лермонтов, .м, Гогол..м, Герцен..м, Черны — шевск..м, Добролюбовым, Л. Толст..м. 2. В сражени.. с На­полеоном под Бородином решилась судьба России. 3. Музы­ка, написанная композитором Бородин..м, всегда будет вол­новать русского человека. 4. Фильмы с Чарли Чарлин..м всегда охотно смотрят зрители. 5. Научное объяснение миру природы положено Дарвин..м. 6. Первые национальные рус­ские комедии написаны Фонвизин..м. 7. Мы провели лето под городом Одинцов..м. 8. Мой дед в молодости встречался с князем Голицыным. 9. С городом Голицын..м у меня свя­заны приятные воспоминания. 10. Сестра познакомила меня с Сереж.. Птицын..м.

Y139. Перепишите, вместо точек вставьте нужные буквы.

1. Возишк.., воришк.., винишк.., городишк.., куп — чишк.., должишк.., житишк.., волюшк.., ведрышк.., гнез — дышк.., армячишк.., голосишк.., соловушк.., хлебушк.., во — робьишк.., дворишк.., бревнышк.., зернышк…

2. Ветрил.., громил.., запевал.., объедал.., горнил.., вер­зил.., точил.., лекал.., выпивал.., воротил.., кормил.., ме­нял.., заправил.., подлипал.., зубрил.., зубил.., чудил…

3. Головищ.., гнездовищ.., глыбищ.., глинищ.., винищ.., арбузищ.., городищ.., голосищ.., грязищ.., волчищ…

140. Слова, заключенные в скобки, поставьте в нужной падежной форме, объяснив правописание их окончаний.

1. В саду росло множество (слива), (черешня), (вишня). 2. За леском вились дымки полевых (кухня). 3. Видны ост­рые верхи (башня). 4. Зимой зайцы кормятся молодыми по­бегами деревьев и корой (яблоня), (груша) и других фрукто­вых (деревья). 5. Шторм доносил брызги волн в окна низких портовых (здания).

141. Напишите текст под диктовку.

Родная природа

Можно ли оставаться равнодушными к родной природе? Живете ли вы в пустыне или на взморье, окружает ли вас лесная тишь, или вы избрали широкую степь и каждый день вслушиваетесь, как шумит рожь на ветру, — все равно, нельзя не любить природу. И не понимает этого разве тот, кто никогда не жил в деревне, не вставал с первым лучом и не спешил в поле, не бежал заросшей межой к лесной опуш­ке и не слушал на заре пение птиц…

В творчестве русских писателей многие страницы посвя­щены описанию родной природы. Вспомним хотя бы одного из них, воспевшего красоту средней полосы России, Ивана Сергеевича Тургенева.

В рассказе Тургенева «Бежин луг» повествуется об инте­ресном случае на охоте, происшедшем с самим автором. Воз­вращаясь с охоты, писатель сбился с дороги. Вечерняя заря догорала, и в воздухе почувствовалось дыхание сырости. На землю опускались вечерние тени и тишина.

Усталый охотник решил добраться до ближайшей опуш­ки леса, но и там дороги не оказалось. Из-за туч выглянул серебряный серп луны. Ночь приближалась и росла, как гро­зовая туча. Человек медленно шел по траве, покрытой хо­лодной росой, и его шаги глухо отдавались в застывшем, не­движимом воздухе. Но приходилось продвигаться вперед в тяжелом раздумье.

Слабый шорох кустов вызывал дрожь во всем теле, дуно­венье ветра казалось чьим-то сдавленным шепотом. Заблу­дившийся с трудом различал предметы. Он старался заста­вить себя думать о благополучной развязке, но развязки не предвиделось.

Тогда, в отчаянье, охотник перестал искать дорогу и вглядываться в окрестность. Он пошел напрямик и глубокой ночью попал в общество крестьянских мальчишек, которые в поле стерегли коней.

Суффиксы имен существительных

Суффиксы -оньк, енък, — онк, — онок

УМеньшительно-ласкательные суффиксы

-онък-

Еньк-

После твердых согласных:

После мягких согласных и шипящих:

Полоса — полосонька

Заря — зор-еньк-а

Береза — березонька

Дорога — дорож-еньк-а

Исключения: Баиньки, заинька, паинька.

Пишутся после шипящих под ударением

-онк-

-онок-

(с оттенком пренебрежения)

(при обозначении детенышей животных)

Душа — душ-онк-а

Волк — волч-онок

Река — реч-онка

Медведь — медвеж-онок

Суффиксы -ец и — иц

Пишутся в существительных среднего рода

-ец-

-иц-

Если ударение падает на окончание:

Если ударение падает на основу:

Письмо — письм-ец-д

Кресло — крёсл-иц-е

Ружьё — ружь-ец-6

Масло — масл-иц-е

Примечание. В существительных мужского рода пишется -ец с беглым Е (горец — горцы), в существительных женского рода иц — (красавица).

Суффиксы -ик и — ек

-ек — (-ок-)

-ик- (-чик-, — ник-)

Если гласная суффикса при склонении выпадает:

Если гласная суффикса при склонении сохраняется:

Ореш-ек — орешка

Нож-ик — нож-ик-а

Мешоч-ек — мешочка

Птен-чик — птен-чик-а

Пятачок — пятачка

Дач-ник — дач-ник-а

Суффиксы -ичк и — ечк

-ичк-

-ечк-

От существительных с суффик­сом — иц-:

В остальных случаях:

Луковица — луков-ичк-а

Темя — тем-ечк-о

Ножницы — ножн-ичк-и

Сито — ситечко

Ложка — лож-ечк-а

Суффиксы -чик и — щик

-чик-

-щик-

После согласных Д, т, с, з, ж:

После остальных согласных:

Развед-чик

Смен-щик

Счет-чик

Фонар-щик

Перепис-чик

Пиль-щик

Примечание. В некоторых иноязычных словах (если основа оканчивается на две согласные) после Т пишется -щик-: ас­фальт — асфалът-щик, процент — процент-щик.

142. Образуйте от приведенных существительных новые со значением пренебрежительности.

Бумага, одежда, собака, малец, мужик, шапка, юбка, кляча, лодка, кепка, сумка, тысяча, деньги.

143. Образуйте при помощи суффиксов -еньк-, — оньк — Имена существительные со значением уменьшительно — сти-ласкательности.

Береза, дорога, дочь, коза, Лиза, липа, лиса, нога, ночь, Сережа, тетя.

144. Образуйте от следующих существительных назва­ния детенышей животных.

Медведь, верблюд, уж, заяц, кролик, белка, скворец, сайгак, барсук, паук, кукушка.

145. Образуйте от приведенных слов уменьшительные существительные с суффиксами -ец-, — иц- и -ц-, поставьте ударения, подчеркните окончания.

1. Кресло, масло, пальто, именье, ружье, устье, здоровье, здание, стихотворение, послание.

2. Дело, дерево, кружево, полено, окно, сено, село, сало, мыло, шило.

146. Подберите парные имена существительные женско­го рода к словам мужского рода.

Владелец, кормилец, постоялец, сиделец, страдалец.

147. Образуйте от приведенных ниже слов существитель­ные с суффиксами -ик- (ник), — ек-; запишите их в две ко­лонки.

Лесок, песок, ветерок, колосок, голосок, сверток, чай­ник, ножик, птенец, палец, кузнец, любимец, счастливец, канал, зуб, лимон, бубенец, шалаш.

148. Образуйте от приведенных слов существительные с суффиксами -ичк- и -ечк-; запишите их в две колонки.

1. Лейка, ложка, крышка, копейка, сито, утро, семя, время, копыто.

2. Улица, лестница, лужица, пуговица, мельница, еди­ница.

149. Образуйте от приведенных ниже слов существитель­ные с суффиксами -чик и -щик; запишите их в две колонки.

I. Наладить, наводить, переводить, перевозить, объез­дить, смазать, резать, грузить, обмотать, подписать, дресси­ровать, брошюровать, выдумать, заниматься извозом, сва­рить, сплавить.

II. Антенна, барабан, газета, гардероб, фонарь, пила, паркет, смена, камень, паром, жестяной, миллион.

150. Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы и подчеркивая суффиксы существительных. Объясни­те устно написание суффиксов.

I. 1. Ешь, золотой колосоч..к, кудрявая головка! А потом споешь. Голосоч..к-то у тебя, как колокольч..к (Гладк.). 2. Суриков глядел на уютный золотой языч..к огня (Полев.). 3. Старик тащил на плече сач..к (Фед.). 4. Потрудился, ми­лый внуч..к, и кашки поешь (Гладк.). 5. Я видеть рад тебя, деревня Ключ..ки (Исак.). 6. Тот хотел было одеколонч..ком освежить, но я говорю: невозможно (Полев.).

II. Мне очень нравился этот черный быч..к. 2. Но в тот же миг девочка сжалась в комоч..к и вдруг скользнула вниз (Кат.). 3. Терентий Андреевич вынул из-под узлов неболь­шой меш..ч..к (Полев.). 4. Микола, друж..к, пей, родной! (Гладк.) 5. И ветер славы трогает седины и юношеский на губе пуш..к (Щип.). 6. Меня устроили в сарайч..ке (Полев.).

ЛЛ 151. Вставьте пропущенные буквы.

Ван..чка, дуль. чка, Зо..чка, им..чко, книж..чка, кро­шечка, ле..чка, Н0ЖН..ЧКИ, нян..чка, Ол..чка, Пет..чка, поч. лка, печ..чка, сем..чко, пугов..чка, Тан..чка, сит..чко, стрем..чко, врем..чко.

У/ 152. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

1. Нет, не черкеш..нка она (П.). 2. Энгельсон была обру­селая норвеж..нка и говорила по-русски с легким акцентом (Герц.). 3. На самой вершине голой скалы возвышалась баш­ня, еще крепкая, но словно разрубленная трещ..нкой (Т.). 4. Аза на мгновение опустила ресницы своих длинных, как миндал..ны, глаз (Леек.). 5. Казачки еще не начинали во­дить хороводы, а сидели на земле и завал..нках хат в тени от косых лучей солнца и звонко болтали и смеялись (Л. Т.). 6. Летели солом..нки, бумажки, листья, на железо крыш сыпалась пыль, рождая гулкий шорох (М. Г.). 7. Тогда с гор — ручьи, и на лугу — зеленые протал..нки (Гладк.). 8. Чер­ная монашенка смиренно кланялась (Верес.). 9. Он прики­дывал, способен ли я понять самую изюм..нку его дела и ка­кой поворот дела будет мне интереснее (Фед.). 10. Ожерелье выскользнуло из рук, и жемчуж..нки рассыпались.

153. Перепишите, вставляя, где нужно, пропущенные буквы.

1. Перево..иков из соседней деревни набежало множество (Акс.). 2. Не успел расска..ик произнести последнее слово, как обе собаки разом поднялись и с лаем исчезли во мраке (Т.). 3. Табун..ик Нестор был одет в казакин, подпоясан рем­нем с набором (Л. Т.). 4. Объез..ик закурил трубку (Ч.). 5. Впереди шел взвод солдат, и четыре барабан., ика отбива­ли мерную дробь (Кор.). 6. Торопливо пробежал сма..ик с длинным молотком и лейкой (Сераф.). 7. По главным ули­цам проворно перебегали с лесенками фонар..ики, зажигая свет (Шишк.). 8. Долго бился судья, допрашивая свидете­лей, но так и не обнаружил зачин..иков беспорядков.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Что изучает морфология?

2. Какие самостоятельные и служебные части речи вы знаете?

3. Каково определение имени существительного?

4. Какие существительные относятся к конкретным и от­влеченным?

5. Какие существительные называются собственными и нарицательными?

6. Какие существительные относятся к одушевленным и неодушевленным и как выражается грамматически их раз­личие?

7. Как определяется форма рода имен существительных?

8. Что называется склонением имен существительных?

9. Какие падежи вы знаете?

10. Какие типы склонений вам известны?

11. Какие окончания имен существительных требуют осо­бого комментария?

12. Какие правила правописания суффиксов имен суще­ствительных вы знаете?

Y154. Перепишите текст, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Объясните орфограммы.

Центральная электростанция стоит в (не) глубоком ущель.. на реч..нке Горын.. (не) далеко от пристан.. . Высо­кое напряжение опасно для жизни, (по) этому на те..итории станции (по) всюду на столбах висят предупреждения: «Осто­рожно! Смерть!» (Не) раз, казалось, монтеры во время ре­монтных работ бывали (на) волосок от гибели; однако в кни­ге, носящей название «Книга (не) снастных происшествий», (н..) значился (н..) одной серьезной аварии, (н..) одного (н..) счастья с людьми. Причина — в умелой организации монта­жа и ремонта.

По всей площад.. станции проходят рельсы у..коко- лейк.., находящ..ся (в) ведении общей любимицы Лиди.. Алекс..вны Лисиц..ной, которую (во) время работы можно найти либо на лини.., либо в сигнальной станцио..ой баш..нке, выстро..ой на возвышени.., в садике, среди буйно разросшихся више.., череше.. и груш.. . Отсюда видны все под..емы и закругления дороги, виден кар..ер для выемки ба..астного песка.

Поговорить с Лидией Алекс..вн,. или с ее помощницей Любовью Никола..вной можно только после окончания рабо­ты в ее домишк.. . Живет она бли.. станции и занимает ма­ленький флиг..леч..к, куда к Лиди.. Алекс..вн..(не) редко приходят посетители и друзья.

По вечерам она и внуч..к Ван..чка сидят в своей спа- ле..ке и читают. Особенно люб..т они слушать стари..ую пес..нку «Ты стоишь, моя берез..нька, на полос..ньке». Ле­том по воскресеньям бабушка с внучонком выход..т на луж..к перед домом или на береж..к Горын.. . Около них но­сится собач..нка Друж..к, которая теребит своего прияте — ля-мальч..нку за рубаш..нку. Наглядевшись на заречные пр..сторы, Лидия Алекс..вна усаживается на завал..ку и вя­жет варе..ки. Крюч..к так и мелькает в ее руках. Ван..чка в это время плетет к..рзины из солом.,нок или делает трещ..тки и погремушки для змея. (По) позже выходит из дому Мар..я Куз..мини..на, которая когда (то) работала под — но..ицей на электростанции, и начинает ра..называть Лиди.. Алекс..вн.. (обо) всем, что она за день сделала.

155. Напишите текст под диктовку. Объясните орфо­граммы.

70-летие МГУП

В 2000 году Московский государственный университет печати торжественно отмечал свое семидесятилетие. Много­численные воспитанники университета — заслуженные га­зетчики, переплетчики, наборщики, вся армия московских печатников преисполнена гордости за свершения этих лет.

Интересно было вспомнить предысторию факультета ху­дожественно-технического оформления печатной продукции. Он стал преемником небезызвестного ВХУТЕМАСа, который был создан в 1920 году специальным постановлением, под­писанным В. И. Лениным.

Ветераны ВХУТЕМАСа только вздыхали: «Как летит времечко! А ведь кажется, что это было совсем недавно». Вспоминали, как на Ярославском вокзале они в два-три дня расписали целый пассажирский состав агитпоезда сверху до­низу причудливой декоративной живописью, в которой пре­обладали абстрагированные символы — «гидры» контррево­люции и пауки-кулаки. Капиталисты были там изображены во фраках и с мешками золота. Народ смотрел на их усищи, носищи, смешные картинные позы и удивлялся.

Приумножила славу ВХУТЕМАСа и роспись Охотного ряда, где тогда еще были бессчетные лотки, киоски, так ис­кусно описанные Гиляровским в книге «Москва и моск­вичи ».

Художники-полиграфисты активно участвовали в поли­тической жизни страны в 20-е годы, ходили с демонстрация­ми на Красную площадь, толпились у простой дощатой три­буны.

Однажды в «Правде» был напечатан ультиматум лорда Керзона, представителя английских консерваторов, которых тогда называли «твердолобыми». В связи с этим была назна­чена демонстрация протеста на Красной площади.

Студенты в тот же вечер отправились на бойню под Кун­цевом и выпросили «напрокат» здоровенного черного быка. Ночью для него было сделано «оформление»: черный кар­тонный цилиндр, накрахмаленная манишка и белоснежный галстук из бумаги, а также белые «манжеты» на ноги. К од­ному глазу был пристроен огромный монокль с ленточкой, а на черных боках, на «фраке», были сделаны надписи: «Твер­долобый».

В таком виде впереди колонны демонстрантов бык Керзон и шествовал по Красной площади в полусотне метров от три­буны.