Расстилающаяся степь как пишется

В русском языке существует такое понятие, как обособление, которое является способом уточнения и выделения определенных слов в высказывании. способность обособляться

В русском языке существует такое понятие, как обособление, которое является способом уточнения и выделения определенных слов в высказывании. Способность обособляться имеют только второстепенные члены предложения, и благодаря такой особенности они наделяются большей самостоятельностью, в отличие от необособленных. Используются такие слова для того, чтобы более детально представить информацию и выделить определенную часть высказывания. Обособленными могут быть определения, дополнения и обстоятельства. В этой статье речь пойдет именно об обстоятельстве и его особенностях.

Обособленные обстоятельства

Для начала следует определить, чем обособленное обстоятельство отличается от обычного. Для этого следует вспомнить определение данного члена предложения. Итак, обстоятельство — член предложения, который играет второстепенную роль и может быть выражен как предложно-падежная конструкция, фразеологизм, деепричастие или оборот и инфинитив. Оно может указывать на действие, которое совершает лицо или предмет, на способ, цель, условие и место действия, а также на признак предмета, о котором идет речь в предложении. Обстоятельство отвечает на огромное количество вопросов, таких как: где? куда? откуда? почему? зачем? вопреки чему? при каком условии? Обособленное обстоятельство, так же как и простое, может иметь огромное число значений, но на письме оно выделяется запятыми, а при устной речи интонацией. Например: Споткнувшись, она едва удержалась на ногах. Несмотря на напряженность, день был прекрасным.

Деепричастие и деепричастный оборот

Обособленное обстоятельство в предложении может выражаться как одиночное деепричастие или иметь при себе зависимые слова. На письме такое обстоятельство всегда выделяется запятыми с обеих сторон. Употребляться оно может независимо от места расположения в предложении грамматической основы. Например:

  • Лежа на кровати, она смотрела в потолок.
  • Она сидела в саду, наслаждаясь свежестью воздуха.
  • Она, бегая по магазинам, искала подходящий наряд.

Достаточно часто в предложении можно встретить однородное обособленное обстоятельство или, другими словами, несколько простых деепричастий в одном предложении, причем они могут относиться к разным сказуемым. Например:

  • Смеясь и подпрыгивая, она, окрыленная, неслась навстречу ветру.

457154

Необособленные деепричастия

Стоит отметить, что обстоятельства, выраженные деепричастиями или оборотами, могут не обосабливаться в таких случаях:

  1. Если деепричастие имеет значение наречия. Например: Наташка закрыла дверь и сидела не двигаясь
    (равносильно наречию неподвижно). Исключением являются такие вводные словосочетания со значением наречия, как: откровенно говоря, собственно говоря, попутно отмечая
    и другие. Например: Я, собственно говоря, пришел, чтобы поговорить.
  2. Если деепричастие входит в состав устойчивого словосочетания или фразеологизма, оно не обосабливается и на письме никак не выделяется. Например: Несусь на встречу голову сломя
    .

457157

Предложно-падежная форма

Обстоятельства, которые выражаются предложно-падежными формами имен существительных, обособляются для смыслового акцентирования, пояснения или конкретизации. Чаще всего такое обособленное обстоятельство употребляется для указания места, времени или образа действия и зависит лишь от смысловой нагрузки. При произношении оно выделяется интонацией, а при письме запятыми. При этом синтаксическая связь со сказуемым ослаблена, но наряду со значением времени указана причина действия или вопреки чему оно произошло. Например:

  • Иван, после полученного им решительного отказа, ушел домой и долго не выходил из комнаты, запершись от всех.
  • С приближение неприятеля, взгляд мальчика не только не сделался серьезнее, но стал легкомысленнее.

Наряду с падежными формами существительных, выраженных лишь смысловой нагрузкой, часто встречаются обособления с применением предлогов или предложных сочетаний, таких как: по причине, вопреки, несмотря на, благодаря, ввиду, вследствие, при условии, в случае
и так далее. Например:

  • Несмотря на желание пойти с ним, она отказала.
  • Вопреки дождю они пошли гулять.

457153

Знаки препинания при обособленных обстоятельствах

Предложения с обособленными обстоятельствами при написании могут вызвать некоторые трудности, так как в них достаточно сложно правильно расставить знаки препинания. И большинство школьников, записывая такие высказывания, допускают массу ошибок. Однако здесь главное — выучить несколько простых правил, зная которые трудностей при написании предложения можно избежать.

457155

Правила пунктуации

  1. Деепричастный оборот всегда, независимо от расположения в предложении, с двух сторон выделяется запятыми. (Например: Она, не надевая шапки, выбежала на улицу; содрогаясь от холода. Он вошел внутрь дома; девушки, смеясь и тихо переговариваясь, незаметно прошли мимо.)
  2. Если деепричастный оборот употребляется рядом с союзом, то отделяется от него запятой. Ни союзы, ни союзные слова в него не включаются. (Например: Она улыбнулась подруге и, перепрыгивая через лужу, побежала домой.) Исключением здесь может быть только союз «а», поставленный перед деепричастным оборотом. В этом случае союз может быть включен в состав оборота. (Например: надо понять, в чем смысл жизни, а поняв это, донести до других.)
  3. Если в предложении друг за другом идут несколько деепричастных оборотов, то знаки препинания между ними расставляются так же, как и при однородных членах. (Например: Он подходил, пошатываясь и придерживая даму за локоть одной рукой, а другой медленно размахивая зонтом.)
  4. Если деепричастные обороты в составе одного предложения относятся к разным сказуемым, то каждый из них выделяется запятыми отдельно. (Например: Толкнув ногой дверь, он прыгнул на улицу и, не обращая никакого внимания на прохожих, понесся прочь.)

457152

Упражнения для закрепления материала

Чтобы закрепить полученные теоретические знания, следует особое внимание уделить практическим занятиям. Именно поэтому в школьном курсе русского языка уделяется огромное количество часов для закрепления столь сложной темы. Итак, для начала следует научиться выделять из контекста обособленные обстоятельства в устной форме, опираясь лишь на интонацию, а после переходить к письменным заданиям. Для этого идеально подойдут предложения, в которых ученикам предлагается выразительно прочитать, а после расставить запятые согласно интонации и объяснить, почему именно там должен быть этот знак препинания. Таким образом ребенок научится применять на практике изученные правила пунктуации. После того как дети научатся определять деепричастный оборот и предложно-падежные формы существительных как обособленных обстоятельств, задачу можно усложнить, предложив для разбора высказывания с союзами или союзными словами. Следует отметить, что, перед тем как приступать к определению обособленных обстоятельств, необходимо выделить в предложении грамматическую основу. Далее задание можно усложнить, предложив вниманию детей сложные составные предложения с несколькими грамматическими основами и однородными обособленными обстоятельствами.

Цель
: углубить понятия о синтаксической роли деепричастий и деепричастных оборотов, повторить морфологию глаголов и деепричастий, суффиксы деепричастий;
дальнейшее развитие навыка видеть в тексте предложения с обособленными определениями и приложениями, умение выделять их интонацией и знаками препинания;
повторение правописания не
с причастием, —н
— и —нн
— в причастии, производных предлогов.

Ход урока.

1
. Обособить:
(запись на доске)

  1. выделить из общего, создав особое от других положение;
  2. в грамматике: интонационно выделить какой-нибудь смысловой отрезок внутри
    предложения.

С.И.Ожегов

Мы продолжаем эту тему, закрепляя изученное об обособленных приложениях и определениях и подробнее останавливаясь на обособленных обстоятельствах, понимая важность интонационного и смыслового выделения данных оборотов и еще большую необходимость правильной постановки знаков препинания в предложении.

2.
На доске проверяются фрагменты д/з (используются тестовые задания по русскому языку. Автор А.Б.Малюшкин, Москва 2007, издательство «Сфера»).

1) Первый ученик вносит в таблицу правильные ответы к тестам.

№ 1 2 3 4 5 6
Ответы 3 1 2 4 1 1

а) объясняется написание не с прилагательным и причастием,
б) делается разбор по составу слова связанными,

в) объясняется задание №3 и дается характеристика предложения №2

(повествовательное, невосклицательное, двусоставное, полное, распространенное, осложнено обособленным обстоятельством).

2) Второй ученик дает ответы на задания № 4,5,6,

а) объясняет написание -н-, -нн- во втором задании,
б) делает разбор слова по составу сохранился
и разбор данного слова как
части речи.

3. В это время происходит работа с классом.

а) Вспоминается общий характер обособления второстепенных членов, которые, как правило, обозначают какое-либо добавочное действие, какой-нибудь дополнительный признак.
б) Обособленные второстепенные члены свойственны прежде всего книжной речи. Они очень широко применяются в художественной литературе.
в) Ученики приводят примеры из текста домашнего задания: (знаки препинания и пропущенные буквы) проставляют ученики:

Текст
.

1. На ковре сц шившись и выбрасывая ноги молча катались Паниковский и Балаганов.

2. Они побр ли по улицам блед ые разочарова ые отупевшие от горя. 3. Бендер шел позади всех опустив голову и машинально мурлыча. В глубине под навесом желтела «Антилопа». На трактирном крыльце сидел Козлевич. Сладостно отдуваясь он вытягивал из блюдечка горячий чай. Он блаженствовал.

Адам!- сказал великий комбинатор останавливаясь перед шофером. — У нас ничего не осталось. Мы нищие, Адам! Примите нас! Мы погибаем.
Козлевич встал. Командор униже ый и бедный стоял перед ним с непокрытой головой. Светлые польские глаза Адама Казимировича забл стели от слез. Он сошел со ступенек и поочередно обнял всех антилоповцев.
-Такси свободен!- сказал он глотая слезы жалости. — Прошу садиться.
Паниковский плакал закрыв лицо кулачками и шепча:
— Какое сердце! Честное, благородное сердце! Какое сердце!

Вопросы
:

Указать все обособленные члены предложения, расставив знаки препинания.
Назвать произведение и его автора.
С какой целью И. Ильф и Е. Петров используют обособленные члены?
(Они помогают писателям в экономной форме подробно живописать предмет)
Объяснить правописание слов с пропущенными буквами.

4. Обратимся к текстам А.С Пушкина и М.Горького.

Делать нечего. Она,
Черной зависти полна,
Бросив зеркальце под лавку,
Позвала к себе чернавку
И наказывает ей,
Сенной девушке своей,
Весть царевну в глушь лесную…

б) М.Горький в повести «Детство» описывает бабушку:
«Сказки она сказывает тихо, таинственно, наклоняясь к моему лицу, заглядывая в глаза мне расширенными зрачками, точно вливая в сердце мое силу, приподнимающую меня…» Автор, используя обособленные члены предложения, подчеркивает главную мысль — бабушка для Алеши была самым чудесным человеком. Это она разбудила его, спрятанного в темноте, и вывела в свет.
Учащиеся на слух определяют обособленные члены предложения (кто больше успеет назвать их) и делают вывод о необходимости использования в текстах художественной литературы.

5.
Возвращаемся к тексту И.Ильфа и Е.Петрова.

а) На доске делается схема к 3 предложению и дается его характеристика.
Определяется, что при одном сказуемом могут быть два деепричастных оборота, т.е. два обособленных обстоятельства.
Как в таком случае ставятся знаки препинания?
(В этом случае запятая между обособленными обстоятельствами, соединенными союзом и
, не ставится).

б) Такие случаи следует отличать от предложений, в которых обособленные обстоятельства относятся к разным глаголам-сказуемым:
обращаем внимание на таблицу (она у каждого ученика на парте как раздаточный материал) пункт №3, читаем предложение.

Обособление обстоятельств

Обособляются

Не обособляются


1. До и после главного слова — глагола-сказуемого

а)
выраженные одиночными деепричастиями
и деепричастными оборотами

б)
выраженные существительными с предлогом

3

в) выраженные существительные с предлогами
ввиду, вследствие, во избежание, вопреки, согласно,
благодаря и др.
при значительном распространении и интонационном выделении

5

а) представляющие собой устойчивые обороты

2

2. После глагола-сказуемого

а) одиночные деепричастия, имеющие значения наречия

4

б) тесно связанные со сказуемым

6

в) выраженное деепричастным оборотом и входящее в группу однородных членов с наречием

7

Различайте!

однородные члены
обособленные обстоятельства

8

однородные члены — сказуемое

Он тихонько переоделся, сменив рабочий костюм, и сев к столу, раскрыл какую-то книгу. (Н.О.)

9

Здесь у нас однородные члены-сказуемые. Следовательно, и знаки препинания будут стоять иначе. Обратим внимание на схему данного предложения в таблице.

  1. Почему перед союзом и стоит запятая?
  2. Почему ее нет во втором примере?

6.
Продолжается работа с таблицей обособленных обстоятельств.

  1. Об обособлении каких обстоятельств мы еще не говорили?
    (Обстоятельства, выраженные существительным с предлогом. Левая колонка).
  2. Какими предлогами? (производными).
  3. Что такое производный предлог? (Самостоятельная часть речи, утрачивая свое лексическое и морфологическое значение переходит в служебную).
  4. Примеры (Кто быстрее приведет?).
  5. В чем разница в написании: в течение
    в течении; навстречу — на встречу;
    насчет — на счет; в продолжение — в продолжении; вследствие — в следствии.

7.
Работа по учебнику с. 145, прим. №2.

Какие еще предлоги могут использоваться при таком обособлении?

Выполняется упр. №333, с. 147.

8.
Составить предложения с обособленными обстоятельствами, выраженными
существительным с предлогом, и использовать данные слова как самостоятельные
части речи:

  1. вариант — (в)следствии…
  2. вариант — благодаря.

9
. Всегда обособляется обстоятельство уступки с предлогом несмотря на.

Несмотря на
все мои страдания, я никак не мог уснуть.

10.
Обособление остальных обстоятельств зависит от стилистических задач.

Особенно часто обособляются обстоятельства причины
(ввиду, благодаря, вследствие), условия
(при наличии, при отсутствии), уступки
(вопреки).

11
. После этого продолжаем работать с таблицей в разделе «Необособленные обстоятельства»

Каковы условия необособления данных обстоятельств?

а) Обстоятельство представляет собой устойчивый оборот, т.е. фразеологический оборот.

Находим примеры предложений и читаем их.

Назвать известные вам фразеологические обороты (какой ряд выполнит быстрее это задание).
(Слушать развеся уши; броситься очертя голову; отвечать не мудрствуя лукаво; кричать не помня себя; слушать разинув рот;…)
— Составить по одному предложению, используя любой фразеологический оборот, и записать так, как показано в таблице.

б) Одиночные деепричастия наречного значения или, как раньше называли, наречия.

Обратим внимание на их место в предложении.

(они стоят после сказуемого, отвечают на вопросы: как? каким образом? в каком положении?).

в) Работаем с примечанием учебника на с. 145 (вверху).

Назвать такие наречия.
(Сидя, лежа, стоя, молча, шутя, нехотя и т.д.)

Эти слова прочно перешли в наречия. При одиночном употреблении они не обособляются, их можно заменить наречиями-синонимами. Например, говорит не торопясь — медленно; отвечал нехотя — вяло.

Помощником здесь может быть интонация. Перед наречием и после него нет паузы, а после обособленного деепричастного оборота пауза соблюдается.
— Данное правило подтверждается на примере упражнения №326.

г) Отрабатывается третий случай из таблицы (б).

Это одиночные деепричастия, стоящие также после сказуемого в конце предложения и являющиеся обстоятельствами образа действия, к ним тоже можно подобрать синонимы. Смотрим примеры таблицы.
— Заменить наречие деепричастием и составить предложения:

  1. в. Молнии непрерывно сверкали (не переставая).
  2. в. Туча медленно надвигалась (не спеша).

12.
Викторина.

Задание №1.

Объясните, почему не обособляются деепричастия в следующих предложениях:

а) Затем странный человек не торопясь обошел нижние палубы.
(Кат.) б) Швейцар решил идти не спеша.
(Пауст.) в) Повертелась лиса к курятника и ушла несолоно хлебавши.

а) одиночное деепричастие ближе к наречию, как бы сливается со сказуемым;
б) не спеша — наречие;
в) является фразеологизмом.

Задание №2.

Перестройте предложения так, чтобы обособленные обстоятельства стали
необособленными:

1.. Стиснув зубы, они продолжали работать. 2. Низко опустив голову, она вышла из комнаты.
3. Он продолжал сидеть, твердо намереваясь закончить работу.

Задание №3.

Составьте по предложению с фразеологизмами, указав, какие их них обособляются:

Сломя голову, спустя рукава, держа курс на что-либо, не долго думая, принимая во
внимание.
(по рядам по одному примеру).

Задание №4.

Укажите ошибки в употреблении деепричастных оборотов: 1.Выехав в открытую степь,
их застал буран. 2. Читая повесть, перед нами встает яркий образ предводителя
народного восстания.

13
. Тестовые задания
(прилагаются). Подводится итог усвоения нового материала на уроке. Ответы записываются учениками на доске. Для проверки происходит обмен тетрадями.

Тест.

1. Укажите неверные утверждения.

  1. Обособленные члены предложения выделяют­ся по смыслу при помощи интонации в уст-­
    ной речи и при помощи знаков препинания в письменной речи.
  2. Всегда обособляются определения, относящие­ся к личному местоимению.
  3. Всегда обособляются приложения с союзом как.
  4. Обособленные приложения могут выделяться при помощи тире.
  5. Всегда обособляются обстоятельства, выраженные деепричастным оборотом.
  6. Уточняющими могут быть только второстепен­ные члены предложения.

2. Найдите предложения с обособленными определениями (зна­ки препинания не расставлены).

  1. В небе ярко блестели небрежно насыпанные звезды.
  2. Ожил лес покрытый дымкой молодой зелени.
  3. Заросшая проселочная дорога жалась к реке.
  4. Весенней негой утомлен я впал в невольное забвенье.
  5. Утомленный штормом капитан спустился в свою каюту.
  6. Облачная и туманная мартовская ночь окутала землю.

3. В каком примере не нужно обособлять одиночное определение?

  1. Незримый ты мне был уж мил.
  2. За синими морями забытый он угасал один.
  3. Облетевший тополь серебрист и светел.
  4. Плачет бедная без устали она.

4. Укажите, в каких предложениях есть пунктуационные ошибки при обособлении приложений.

  1. Остров затянулся туманом — серой неподвиж­ной мглой.
  2. Из-за угла вышел Федька, наш молодой ре­жиссер.
  3. Капитан артиллерии, Максимов кладет телефонную трубку.
  4. Юрию, как уроженцу юга, было трудно при­выкнуть к климату Арктики.

5. Все знают Александра Блока, как гениального поэта.

  1. Найдите предложения, в которых неправильно обособлен деепричастный оборот.
  2. Мир осинам, что раскинув ветки, загляделись в розовую водь.
  3. Напившись чаю, перед рассветом я выходил на охоту.
  4. В окно весело играя, заглядывал юный солнечный луч.
  5. Вон, покинув звездный хоровод, на трубе сидит звезда-красавица.

6. Укажите предложение, в котором не нужно обособлять оди­ночное деепричастие (знаки препинания не расставлены).

  1. Прощаясь молодые люди раскланивались.
  2. Отец не оборачиваясь кивнул головой.
  3. Дядя смотрел на бабушку прищурясь.
  4. Мальчик вздрогнув уронил ложку.

7. Найдите предложение, в котором не нужно обособлять вы­деленное обстоятельство.

  1. Там на шахте угольной
    паренька приметили.
  2. На той стороне за рекой
    запевал соловей.
  3. Мы жили тогда в Мещерских лесах в деревне
    .
  4. Поворачиваются за солнцем в течение долго­го дня
    почти все цветы.

14
. Словарная работа.

Отрабатывается задание №11 (тесты) слово маневр
(франц. — manouere, лат. — manuopera от manus «рука» и opera «дела».)
Маневрировать — ловко и хитро действовать, обходя неприятности; передвижение войск с целью нанести удар противнику.

15.
Мини-диктант (распределить по столбикам)
.

Расстеливши, расстилающаяся, рассчитавший, не рассчитав.
Какие правила орфографии являются общими для объяснения написания этих слов.

16
. Перестроить предложения так, чтобы в них были все возможные случаи обособления.

1 ряд. 2 ряд. 3 ряд.
Небольшой лесок Цвели фруктовые Собака испугалась
пересекала, петляла деревья и наполняли и громко залаяла.
между деревьями воздух пьянящим
тропинка. ароматом.

17
. Переделать предложение в сложное, заменив предлог несмотря на
союзом несмотря на то что.

Несмотря на хорошую погоду, в тот день нам удалось пройти немного.
(В тот день, несмотря на то что погода была хорошая, нам удалось пройти немного).

18.
Найти обособленные обстоятельства в стихотворении А. С. Пушкина.

Что можем наскоро стихами молвить ей?
Мне истина всего дороже.
Подумать не успев, скажу: ты всех милей.
Подумав, я скажу все то же.

19.
Это интересно.

1. Вспомните строки из басни И.А Крылова «Рыбья пляска»: Тут, старосту лизнув Лев
милостиво в грудь…, отправился в дальнейший путь.
Это редкий случай, когда подлежащее заняло совершенно необычное для себя место — разместилось внутри деепричастного оборота.

2. По воле автора деепричастный оборот может быть отнесен и не к глаголу. Вот отрывок из стихотворения Леонида Мартынова: Рукава, острова… Это — дельта речная! Вот она какова, вечереть начиная!
Однако это не норма, а свойство индивидуального авторского стиля.

3. Вдумайся в предложение!
Он морщил лоб, не в силах понять написанное.
Ни под один известный вам вид обособления оно не подходит. Оказывается, это «осколок» деепричастного оборота будучи не в силах,
в котором деепричастие играло лишь вспомогательную роль и потому исчезло без ущербы смыслу.

20
. Подводится итог урока.

  1. Что нового об обособлении обстоятельств вы узнали сегодня на уроке?
  2. Что вызвало затруднения?

На последующих уроках мы продолжим данную тему.

Обособленные обстоятельства выражаются деепричастиями или деепричастным оборотом.

1. Мать, строго поглядев на дочь, вышла из комнаты.

2. Река, набегая на глинистый берег, исчезала за поворотом.

3. На противоположном берегу, вспыхивая, мелькали огни.

4. Террасу окружали раскидистые деревья, заслоняя отдыхающих от солнца.

5. Приехав ранним июльским утром в этот курортный городок, мы с другом отправились к знаменитому озеру.

6. Ожидая неприятного разговора, мальчик робко вошел в комнату.

7. Рыжий пес, подойдя к маленькой девочке, лизнул ей щеку.

8. Открыв чемодан, пассажир что-то торопливо искал.

9. Вскопав грядки, школьники посадили разные цветы перед зданием школы.

10. Вернувшись домой, дочь легла спать.

Для начала разберёмся, что такое предложение, а что такое обособленное обстоятельство. Предложением является группа связанных между собой слов или одно слово, заключающее в себе определенный смысл. Обстоятельство — это такой член предложения, который отвечает на вопросы как? когда? куда? откуда? и так далее. Обособленным обстоятельством называется обстоятельство, ограниченное запятой или запятыми.Чаще всего обособленными обстоятельствами являются деепричастный оборот или отдельное деепричастие.

Простые предложения с обособленными обстоятельствами

Простые предложения — это предложения, содержащие в себе только одну грамматическую основу. Такие предложения с обособленными обстоятельствами нередко принимают за сложные предложения из-за присутствия запятых. Но нужно уметь различать обособленные обстоятельства от другой грамматической основы.

  • Екатерина пошла в в торговый центр, весело напевая свою любимую песенку.
  • Мы с моими друзьями, несколько раз посовещавшись, решили отдать все свои сбережения в благотворительный фонд.
  • Настя, наевшись, накинула рюкзак на плечо и ушла куда глаза глядят.
  • Максим, наведя порядок на голове, вышел из дома.

Сложносочиненные предложения с обособленными обстоятельствами

В сложносочиненных предложениях каждая часть имеет равную ценность, и эти части соединены между собой сочинительными союзами.

  • Андрей, покосившись на Настю, устремился в глубь леса, а Настя, покосившись на Андрея, просто встала столбом и начала громко плакать.
  • Долго не думая, я отправился в путь, и моя соседка по комнате, одобрив моё решение, пошла со мной.
  • Она не пела, осуждая всех зрителей, а эти зрители продолжали громко беседовать, не обращая на неё никакого внимания.

Сложноподчиненные предложения с обособленными обстоятельствами

В сложноподчинённом предложении выделяется главная часть и одна или несколько придаточных.

  • Вова, долго размышляя на эту тему, забыл про чайник, который вот-вот должен был засвистеть.
  • Мои друзья, удовлетворив свою жажду, поехали в лес, который был в двух километрах от нас.
  • Гоша, забыв про все свою дела, про смотрел телевизор, пока не пришла мама.

§1. Обособление. Общее понятие

Обособление
— способ смыслового выделения или уточнения. Обособляются только второстепенные члены предложения. Обычно обособления позволяют представить информацию более детально и привлечь к ней внимание. По сравнению с обычными, необособленными членами предложения обособления обладают большей самостоятельностью.

Обособления различны. Различаются обособленные определения, обстоятельства и дополнения. Главные члены предложения не обособляются. Примеры:

  1. Обособленное определение: Мальчик, заснувший в неудобной позе прямо на чемодане, вздрогнул.
  2. Обособленное обстоятельство: Сашка сидел на подоконнике, ёрзая на месте и болтая ногами.
  3. Обособленное дополнение: Я ничего не слышал, кроме тиканья будильника.

Чаще всего обособляются определения и обстоятельства. Обособленные члены предложения выделяются в устной речи интонационно, а в письменной — пунктуационно .

§2. Обособленные определения

Обособленные определения делятся на:

  • согласованные
  • несогласованные

Ребёнок, заснувший у меня на руках, внезапно проснулся.

(согласованное обособленное определение, выраженное причастным оборотом)

Лёшка, в старой куртке, ничем не отличался от деревенских ребятишек.

(несогласованное обособленное определение)

Согласованное определение

Согласованное обособленное определение выражается:

  • причастным оборотом: Ребёнок, спавший у меня на руках, проснулся.
  • двумя и более прилагательными или причастиями:Ребёнок, сытый и довольный, быстро заснул.

Примечание:

Одиночное согласованное определение также возможно, если определяемое слово — местоимение, например:

Он, сытый, быстро заснул.

Несогласованное определение

Несогласованное обособленное определение выражается чаще всего именными словосочетаниями и относится к местоимениям или именам собственным. Примеры:

Как вы, с вашим умом, не поняли её замысла?

Ольга, в подвенечном платье, была необыкновенно хороша.

Несогласованное обособленное определение возможно как в позиции после, так и в позиции перед определяемым словом.
Если несогласованное определение относится к определяемому слову, выраженному именем нарицательным, то обособляется только в позиции после него:

Парень, в бейсбольной кепке, всё время оглядывался.

Структура определения

Структура определения может быть различной. Различаются:

  • одиночное определение: взволнованная девочка;
  • два-три одиночных определения: девочка, взволнованная и счастливая;
  • распространённое определение, выраженное словосочетанием: девочка, взволнованная полученным известием,…

1. Одиночные определения обособляются независимо от позиции относительно определяемого слова, только если определяемое слово выражено местоимением:

Она, взволнованная, не могла заснуть.

(одиночное обособленное определение после определяемого слова, выраженного местоимением)

Взволнованная, она не могла заснуть.

(одиночное обособленное определение перед определяемым словом, выраженным местоимением)

2. Два-три одиночных определения обособляются, если стоят после определяемого слова, выраженного именем существительным:

Девочка, взволнованная и счастливая, долго не могла заснуть.

Если определяемое слово выражено местоимением, то обособление возможно и в позиции перед определяемым членом:

Взволнованная и счастливая, она долго не могла заснуть.

(обособление нескольких одиночных определений перед определяемым словом — местоимением)

3. Распространённое определение, выраженное словосочетанием, обособляется, если относится к определяемому слову, выраженному существительным, и стоит после него:

Девочка, взволнованная полученным известием, долго не могла заснуть.

(обособленное определение, выраженное причастным оборотом, стоит после определяемого слова, выраженного существительным)

Если определяемое слово выражено местоимением, то распространённое определение может быть в позиции как после, так и до определяемого слова:

Взволнованная полученным известием, она долго не могла уснуть.

Она, взволнованная полученным известием, долго не могла уснуть.

Обособленные определения с добавочным обстоятельственным значением

Обособляются определения, стоящие перед определяемым словом, если они имеют добавочные обстоятельственные значения.
Это могут быть как распространенные, так и одиночные определения, стоящие непосредственно перед определяемым существительным, если они имеют добавочное обстоятельственное значение (причинное, условное, уступительное и т.д.). В подобных случаях определительный оборот легко заменяется придаточным предложением причины с союзом потому что
, придаточным предложением условия с союзом если
, придаточным уступки с союзом хотя
.
Для проверки наличия обстоятельственного значения можно использовать замену определительного оборота оборотом со словом будучи
: если такая замена возможна, то определение обособляется. Например:

Сильно заболевшая, мать не могла ходить на работу.

(добавочное значение причины)

Даже заболевшая, мать ходила на работу.

(добавочное значение уступки)

Таким образом, для обособления важны различные факторы:

1) чем, какой частью речи выражено определяемое слово,
2) какова структура определения,
3) чем выражено определение,
4) выражает ли оно дополнительные обстоятельственные значения.

§3. Обособленные приложения

Приложение
— это особый вид определения, выраженный существительным в том же числе и падеже, что и существительное или местоимение, которое оно определяет: попрыгунья-стрекоза, краса-девица
. Приложение может быть:

1) одиночным: Мишка, непоседа, замучил всех;

2) распространённым: Мишка, страшный непоседа, замучил всех.

Приложение, как одиночное, так и распространённое, обособляется, если относится к определяемому слову, выраженному местоимением, независимо от позиции: и до, и после определяемого слова:

Он, отличный врач, очень помог мне.

Отличный врач, он очень помог мне.

Распространённое приложение обособляется, если стоит после определяемого слова, выраженного существительным:

Мой брат, отличный врач, лечит всю нашу семью.

Одиночное нераспространённое приложение обособляется, если определяемое слово — существительное с пояснительными словами:

Он увидел своего сына, малыша, и тут же заулыбался.

Любое приложение обособляется, если стоит после имени собственного:

Мишка, сын соседа, отчаянный сорванец.

Обособляется приложение, выраженное именем собственным, если служит для уточнения или пояснения:

А устроил пожар на чердаке сын соседа, Мишка, отчаянный сорванец.

Обособляется приложение в позиции перед определяемым словом — именем собственным, если при этом выражается добавочное обстоятельственное значение.

Архитектор от Бога, Гауди, не мог задумать обычный собор.

(почему? по какой причине?)

Приложение с союзом как
обособляется, если выражается оттенок причины:

В первый день у меня, как у новичка, всё выходило хуже, чему у других.

Примечание:

Одиночные приложения, стоящие после определяемого слова, не выделяемые при произношении интонационно, не обособляются, т.к. сливаются с ним:

В темноте подъезда я не узнал Мишку-соседа.

Примечание:

Обособленные приложения могут пунктуационно оформляться не запятой, а тире, которое ставится, если приложение особенно подчёркивается голосом и выделяется паузой.

Скоро Новый год — любимый праздник детворы.

§4. Обособленные дополнения

Обособляются дополнения, выраженные существительными с предлогами: кроме, помимо, сверх, за исключением, включая, исключая, вместо, наряду с.
В них передаются значения включения -исключения или замещения. Например:

Никто, кроме Ивана, не знал ответа на вопрос учителя.

«ЕГЭ-навигатор »: эффективная подготовка онлайн

§6. Обособление сравнительных оборотов

Сравнительные обороты обособляются:

1) с союзами: как
, словно
, точно
, будто
, что
, чем
, нежели
и др., если имеют значения:

  • сравнения: Дождь полил, будто из решета.
  • уподобления: Зубы у неё были, как жемчуг.

2) с союзом как и
:

Маша, как и все остальные, подготовилась к экзамену хорошо.

Сравнительные обороты не обособляются
, если:

1. носят фразеологический характер:

Пристал словно банный лист. Дождь лил как из ведра.

2. имеют значение обстоятельства образа действия (сравнительный оборот отвечает на вопрос как?
, часто его можно заменить наречием или существительным в Т.п.:

Мы ходим как по кругу.

(Мы ходим
(как?) как по кругу
. Можно заменить сущ. в Т.п.: кру´
гом
)

3) оборот с союзом как
выражает значение «в качестве»
:

Дело не в квалификации: он мне не нравится как человек.

4) оборот с как
входит в часть составного именного сказуемого или тесно связан со сказуемым по смыслу:

Сад был как лес.

О чувствах он писал как о чём-то очень для него важном.

§7. Обособленные уточняющие члены предложения

Уточняющие члены
относятся к уточняемому слову и отвечает на тот же вопрос, например: где именно? когда именно? кто именно? какой именно?
и др. Чаще всего уточнение передаётся обособленными обстоятельствами места и времени, но могут быть и другие случаи. Уточняющие члены могут относиться к дополнению, определению или главным членам предложения. Уточняющие члены обособляются, выделяясь в устной речи интонационно, а в письменной — запятыми, скобками или тире. Пример:

Мы засиделись допоздна, до самой ночи.

Внизу, в раскинувшейся перед нами долине, шумел ручей.

Уточняющий член стоит обычно после уточняемого. Они связаны интонационно.

Уточняющие члены могут вводиться в осложняемое предложение:

1) с помощью союзов: то есть, а именно
:

Я готовлюсь к заданию ЕГЭ С1, то есть к сочинению.

2) также слов: особенно, даже, в частности, главным образом,
например:

Повсюду, особенно в гостиной, было чисто и красиво.

Проба сил

Узнайте, как вы поняли содержание этой главы.

Итоговый тест

  1. Верно ли, что обособление — это способ смыслового выделения или уточнения?

  2. Верно ли, что обособляются только второстепенные члены предложения?

  3. Какими могут быть обособленные определения?

    • распространённые и нераспространённые
    • согласованные и несогласованные
  4. Всегда ли обособленные определения выражены причастным оборотом?

  5. В каком случае обособляются определения, стоящие перед определяемым словом?

    • если выражается добавочное обстоятельственное значение
    • если не выражается добавочное обстоятельственное значение
  6. Верно ли думать, что приложение — это особый вид определения, выраженный существительным в том же числе и падеже, что и существительное или местоимение, которое оно определяет?

  7. Какие предлоги употребляются в предложно-падежных сочетаниях, являющихся обособленными дополнениями?

    • о, в, на, к, до, за, под, над, перед
    • кроме, помимо, сверх, за исключением, включая, исключая, вместо, наряду с
  8. Нужно ли обособлять деепричастия и деепричастные обороты?

  9. Нужно ли обособлять обстоятельства с предлогом несмотря на
    ?

  10. Вконтакте

    Л.А.АКСЁНОВА,
    с.Тупки,
    Чаплыгинский р-н,
    Липецкая обл.

    11 класс

    Цели
    . Обобщение, систематизация и
    углубление знаний учащихся по теме урока,
    отработка навыка выделения знаками препинания
    деепричастного оборота.
    Употребление деепричастных оборотов в речи.
    Орфография: основные случаи слитного и дефисного
    написания имен существительных.

    Оборудование
    .

    1) Запись на доске:

    – тема урока;
    – лексическое значение слов: метаморфизм,
    персонификация;
    – предложения для анализа;
    – выходные данные книг для самостоятельного
    чтения.

    2) Таблица «Правила обособления
    обстоятельств, выраженных одиночными
    деепричастиями и деепричастными оборотами».

    3) Карточки для самостоятельной работы
    учащихся.

    ХОД УРОКА

    I. Словарный диктант.

    Мы продолжаем повторять основные
    случаи слитного и дефисного написания имен
    существительных.
    Прочитайте записанные на доске слова, вспомните
    основные правила слитного и дефисного написания
    существительных, объясните правописание слов.

    1) Великодушие, тысячелетие,
    языкознание; 2) микротема, авансцена,
    псевдонародность; 3) пятидневка,
    времяпрепровождение; 4) пол-одиннадцатого,
    пол-линейки, пол-Чаплыгина, полдекабря,
    полугодие; 5) филфак, вуз, Госдума; 6)
    генерал-лейтенант; ученый-лингвист,
    революционер-демократ; 7) вице-президент,
    экс-чемпион, унтер-офицер; 8) северо-восток,
    юго-запад, норд-вест.

    Первая группа слов – слова с
    соединительными о, е
    . Соединительная гласная о

    пишется после основ на твердый согласный (языко
    знание
    ),
    е
    – после основ на мягкий согласный, шипящий
    и ц
    (тысяче
    летие
    ).
    Вторая группа слов подчиняется правилу: «Слова с
    начальными словообразовательными иноязычными
    элементами псевдо-, микро-, аван-, авиа-, кино-,
    био-, теле-, фото-
    и другими пишутся слитно».
    Слитно пишутся слова с первой частью,
    употребленной в форме именительного падежа (время
    препровождение
    )
    или в форме родительного падежа (пятидневка
    ).
    Слова с первой частью полу-
    пишутся слитно (полугодие
    );
    слова с первой частью пол-
    пишутся слитно,
    если она находится не перед: гласной, л
    ,
    прописной буквой.
    Все сложносокращенные слова и аббревиатуры
    пишутся слитно. Этому правилу подчиняются слова
    пятой группы: филфак, вуз, Госдума
    .
    Сложные существительные, обозначающие
    профессию, специальность, звание, должность,
    научную степень, пишутся через дефис, например:
    генерал-лейтенант, ученый-лингвист
    .
    Пишутся через дефис и слова с начальными
    иноязычными элементами вице-, экс-, камер-,
    унтер-, штаб-
    .
    Через дефис пишутся наименования промежуточных
    стран света, русские и иноязычные (северо-восток,
    норд-вест
    ).

    – Как вы понимаете значения следующих
    слов:

    Авансцена

    – в состав слова
    входит словообразовательный элемент аван-

    (от франц. avant
    – «перед») – передняя открытая
    часть сцены, несколько выдвинутая в зрительный
    зал.

    Псевдонародность
    – псевдо
    … –
    первая составная часть сложных слов,
    обозначающая: ложный, мнимый (от греч. pseudos

    «ложь»).

    Вице-президент
    – вице
    -… Первая
    часть сложных слов в значении «заместитель,
    помощник».

    Экс-чемпион
    – экс
    -… Первая
    составная часть сложных слов, обозначающая:
    бывший, утративший прежнее положение.

    – Запишите слова под диктовку учителя,
    графически выделяя орфограмму.
    – Возьмите ручку с зеленой пастой. Проверьте
    работу. Сверьте свои записи с записью слов на
    доске. Если допустили ошибки, исправьте их, а дома
    еще раз поработайте над «своими» орфограммами.
    (Учитель контролирует самопроверку учащихся.)
    – Хочу обратить ваше внимание на то, что вопросы
    слитного, раздельного и дефисного написания –
    самые сложные в русской орфографии. Именно в этом
    разделе много колеблющихся, противоречивых
    написаний. Действует большое количество правил,
    вследствие чего одно и то же слово может
    подпадать под разные правила и толковаться
    двояко.
    Вот почему необходимо обращаться к специальному
    словарю «Слитно или раздельно?». (Показываю
    словарь.) Советую поближе познакомиться со
    словарем, с принципом его построения и почаще
    заглядывать в него.
    А сейчас запишем в тетрадь полное название и
    выходные данные: Букчина Б.З., Калакуцкая Л.П.,
    Чельцова Л.К
    . Слитно или раздельно? (Опыт
    словаря-справочника.) Под ред. Д.Э. Розенталя. М.:
    Сов. энциклопедия, 1972.

    II. Словарная работа.

    – Продолжаем пополнять словарную
    копилку. С этой целью обратите внимание на
    следующую запись на доске:

    Метаморфизм

    (от греч. meta

    «пере», morphe
    – «форма» – преобразуюсь,
    превращаюсь) – процесс преобразования чего-либо.
    (Метаморфизм художественного мира Есенина.)

    Персонификация
    (от лат. persona

    – «лицо» и facere
    – «делать») –
    олицетворение, представление неодушевленного
    предмета или отвлеченного понятия в
    человеческом образе. (В басенных персонажах,
    например, с помощью персонификации воплощаются
    отдельные человеческие качества.)

    – Обратите еще раз внимание на
    толкование и правописание слов, проговорите их
    орфографически и запишите в тетрадь.

    III. Обобщение, систематизация и
    углубление теоретических знаний учащихся по
    теме урока.

    – Обратимся к теме урока:
    «Обособленные обстоятельства, выраженные
    деепричастиями и деепричастными оборотами».
    Повторим, обобщим и углубим наши знания. Слово –
    Колыханову Роману. Рома напомнит основные
    сведения по теме. А затем Русанова Елена
    расширит, углубит наши знания. (Выступают
    подготовленные учащиеся, на доску вывешивают
    таблицы с материалами своих сообщений.)

    1. Правила обособления обстоятельств,
    выраженных одиночными деепричастиями и
    деепричастными оборотами

    Обособляются

    Не обособляются

    1. Деепричастия с
    зависимыми словами, а также два или несколько
    деепричастий, относящихся к одному глаголу: 1) Солнце,
    спрятавшись за узкое сизое облако
    , золотит
    его
    . 2) От Урала до Дуная, до большой реки, колыхаясь
    и сверкая
    , движутся полки
    . (М. Лермонтов)

    2. Одиночные деепричастия, если они не
    имеют значения наречия (обычно они стоят впереди
    глагола: 1) Пошумев
    , река успокоилась
    . 2) Грохот,
    не умолкая
    , катится дальше.
    3) Степь
    побурела и задымилась, подсыхая

    .

    1. Деепричастия с
    зависимыми словами, превратившиеся в устойчивые
    обороты речи, ставшие цельными выражениями (спустя
    рукава, сломя голову, не переводя дыхания,
    засучив рукава
    и т.п.): 1) Будем работать засучив
    рукава

    (дружно, упорно). 2) Мальчик бежал сломя
    голову

    (быстро). Но: Отец, засучив рукава
    ,
    тщательно вымыл руки
    .

    2. Одиночные деепричастия, имеющие
    значение простого наречия, выступающие в роли
    обстоятельства образа действия (обычно они стоят
    после глагола): 1) Яков шел не торопясь


    (медленно). 2) Мальчик читал книгу лежа

    .

    3. Группы однородных членов, состоящие
    из наречия и деепричастия: 1) Мальчик отвечал на
    вопросы откровенно и нисколько не смущаясь

    .

    4. Деепричастия с зависимыми словами,
    тесно по смыслу сливающиеся с глаголом: Старик
    сидел опустив голову

    . (Здесь важно не то,
    что старик сидел, а что он сидел с опущенной
    головой.)

    3

    IV. Закрепление. Анализ предложений.

    – Поработаем над закреплением
    теоретических знаний.

    Задание 1
    . Прочитайте записанное на
    доске предложение. Запишите, расставив знаки
    препинания, объясните свой выбор.

    (Это предложение соответствует
    схеме:
    . Прямая
    речь стоит после слов автора, поэтому перед
    прямой речью ставим двоеточие, саму прямую речь
    заключаем в кавычки.
    Слова автора осложнены одиночным деепричастием,
    оно обособляется, так как сохранило значение
    глагольности и выступает в функции
    второстепенного сказуемого, указывая на время
    действия.
    Деепричастие отделяется от союза и
    запятой,
    так как союз и
    соединяют два однородных
    сказуемых.)

    Задание 2
    . Запишите предложение под
    диктовку учителя, расставьте знаки препинания,
    графически объясните их расстановку.

    2) 6

    (Это сложносочиненное предложение,
    запятая перед союзом и
    отделяет одно простое
    предложение от другого:
    = –, и

    – =. Простые
    предложения в составе ССП осложнены
    деепричастными оборотами, мы их обособим, так как
    обстоятельства, выраженные деепричастным
    оборотом, обособляются независимо от места,
    занимаемого им по отношению к
    глаголу-сказуемому.)

    Задание 3
    . Приготовьтесь к работе с
    зелеными карточками (на каждой небольшой
    карточке написано одно слово, все вместе они
    составляют одно предложение). Разрозненные слова
    расположите в соответствии с указанными мною
    частями речи, чтобы получилась определенная
    фраза. Если в предложении несколько слов
    относятся к одной и той же части речи, то я буду
    указывать дополнительную категорию (падеж,
    число, род, вид и т.д.). Итак, приготовьтесь
    «собрать» предложения.

    – Прочитайте предложение, которое у
    вас получилось. Запишите его в тетрадь,
    расставьте знаки препинания, объясните
    графически, затем и устно их расстановку. (Деепричастный
    оборот раскинув ветви
    отделяется от союзного
    слова что
    запятой, так как деепричастный
    оборот можно отделить от союзного слова и
    переставить в другое место.)

    Задание 4
    . У каждого из вас на
    партах лежат карточки больших размеров
    (альбомный лист, на одной стороне которого
    написано предложение, на другой нарисована
    иллюстрация – пейзаж). Прочитайте записанные на
    них предложения. Дайте им характеристику,
    расставьте знаки препинания. Приготовьтесь к
    выступлению (защите своей работы) перед классом.

    (Это предложение со словами автора и
    прямой речью. Прямая речь состоит из двух простых
    предложений, между ними ставим запятую. Слова
    автора осложнены обособленным деепричастным
    оборотом скинув шапки
    и обособленными
    однородными деепричастиями молясь и вздыхая
    .)

    (Деепричастный оборот, стоящий после
    сочинительного или подчинительного союза либо
    союзного слова, отделяется от него запятой (такой
    деепричастный оборот можно переставить в другое
    место предложения).
    Не выделяются запятыми фразеологические
    обороты, в состав которых входят деепричастия (не
    смыкая глаз, затаив дыхание, скрепя сердце
    и
    т.п.).

    IVа. Предложения для анализа (дополнительный
    материал)

    5) Чахнет старая церквушка,
    В облака закинув крест.

    6) Отговорила роща золотая
    Березовым, веселым языком,
    И журавли, печально пролетая,
    Уж не жалеют больше ни о ком.

    7) Черемуха душистая,
    Развесившись, стоит,
    А зелень золотистая
    На солнышке горит.

    8) Клен ты мой опавший, клен
    заледенелый,
    Что стоишь нагнувшись под метелью белой?

    9) И, как пьяный сторож, выйдя на дорогу,
    Утонул в сугробе, приморозил ногу.

    10) На рассвете он завтра промчится,
    Шапку-месяц пригнув под кустом,
    И игриво взмахнет кобылица
    Над равниною красным хвостом.

    11) Пишут мне, что ты, тая тревогу,
    Загрустила шибко обо мне…

    12) Обняв трубу, сверкает по повети
    Зола зеленая из розовой печи.

    13) И над миром с незримой лестницы,
    Оглашая поля и луг,
    Проклевавшись из сердца месяца,
    Кукарекнув, взлетит петух.

    14) Отвернув к другому ближе плечи
    И немного наклонившись вниз,
    Ты мне скажешь тихо: «Добрый вечер!».

    15) И, спокойно вызов принимая,
    Вижу я, что мне одно и то ж –
    Чтить метель за синий цветень мая,
    Звать любовью чувственную дрожь.

    16) Водит старая мельница ухом,
    Навострив мукомольный нюх.

    17) И с тобой целуюсь по привычке,
    Потому что многих целовал,
    И, как будто зажигая спички,
    Говорю любовные слова.

    18) Хорошо бы, на стог улыбаясь,
    Мордой месяца сено жевать…

    19) Видели ли вы,
    Как бежит по степям,
    В туманах озерных кроясь,
    Железной ноздрей храпя,
    На лапах чугунный поезд?

    20) Остался в прошлом я одной ногою,
    Стремясь догнать стальную рать,
    Скольжу и падаю другою.

    21) И золотеющая осень,
    В березах убавляя сок,
    За всех, кого любил и бросил,
    Листвою плачет на песок.

    22) Но и все ж, теснимый и гонимый,
    Я, смотря с улыбкой на зарю,
    На земле, мне близкой и любимой,
    Эту жизнь за все благодарю.

    23) А заря, лениво
    Обходя кругом,
    Обсыпает ветки
    Новым серебром.

    24) До вечера она их ласкала,
    Причесывая языком,
    И струился снежок подталый
    Под теплым ее животом.

    25) В синюю высь звонко
    Глядела она, скуля,
    А месяц скользил тонкий
    И скрылся за холм в полях.

    26) И нежно охает ячменная солома,
    Свисая с губ кивающих коров.

    27) Неуютная жидкая лунность,
    И тоска бесконечных равнин, –
    Вот что видел я в резвую юность,
    Что, любя, проклинал не один.

    28) И, внимая моторному лаю
    В сонме вьюг, в сонме бурь и гроз,
    Ни за что я теперь не желаю
    Слушать песню тележных колес.

    29) Хорошо лежать в траве зеленой
    И, впиваясь в призрачную гладь,
    Чей-то взгляд, ревнивый и влюбленный,
    На себе, уставшем, вспоминать.

    V. Обобщение. Выводы.

    – Посмотрите записанные в тетрадях
    предложения. Строки какого поэта звучали сегодня
    на уроке? (Записанные предложения –
    поэтические строки С.А. Есенина.)

    – Как вы думаете, почему Есенин часто использует
    в своих стихотворениях деепричастия и
    деепричастные обороты? Какова роль деепричастий
    и деепричастных оборотов в речи? (Деепричастный
    оборот – сжатая, лаконичная и очень
    выразительная форма. С.А. Есенин часто использует
    в своих стихотворениях деепричастия и
    деепричастные обороты, так как они позволяют
    «дорисовывать» движение, сделать поэтическую
    речь выразительной, динамичной. Природа в лирике
    поэта одушевлена, он использует прием
    метаморфизма. В сравнении с придаточными
    обстоятельственными деепричастный оборот более
    сжат, хотя придает высказыванию книжный
    характер.)

    – Прочитайте следующие предложения. Определите
    способ выражения обособленных обстоятельств:

    А. Деепричастный оборот.
    Б. Одиночное деепричастие.
    В. Имя существительное с предлогом.

    1. В синюю высь звонко
    Глядела она, скуля,
    А месяц скользнул тонкий
    И скрылся за холм в полях.

    (С.Есенин)

    2. Стеля стихов злаченые рогожи,
    Мне хочется вам нежное сказать.

    (С.Есенин)

    3. Кроме книг, здесь был лишь письменный
    стол.

    – Мы немало сегодня написали и
    прочитали поэтических строк С.А. Есенина, в
    которых встречали деепричастия и деепричастные
    обороты. А почему мы не встретились с
    синтаксическими конструкциями с обособленными
    обстоятельствами, выраженными существительными
    с предлогами? (Такие синтаксические
    конструкции характерны для научного и
    официально-делового стиля, придают речи
    канцелярский оттенок.)

    VI. Выполнение заданий:

    Задание 1
    . Посмотрите еще раз
    записанные в тетрадях поэтические строки С.А.
    Есенина, найдите деепричастия, выпишите их в
    отдельную строчку и разберите их по составу.

    Задание 2
    . Назовите
    морфологические признаки деепричастия молясь
    .

    Задание 3
    . Назовите и
    охарактеризуйте звуки, которые обозначают
    указанные учителем буквы:

    Задание 4
    . Составьте и запишите
    предложения с данными оборотами, дополнив их при
    необходимости (описаниями природы, сравнениями).

    VII. Стилистика предложений с
    деепричастиями и деепричастными оборотами.

    – Прочитайте следующие предложения.
    Укажите характер ошибки.

    1) Спрыгнув с трамвая, у пассажира
    слетела калоша
    .
    2) Подходя к лесу, мне стало холодно
    .

    Деепричастный оборот обычно свободно
    передвигается в пределах предложения, он может
    стоять в его начале, в середине, в конце. Это
    положение не соблюдено в первом предложении. В
    нем речь идет о двух действующих предметах в
    грамматическом значении этого слова: о пассажире
    (он
    спрыгнул с трамвая) и о калоше (она
    слетела),
    причем действие пассажира не относится к
    подлежащему.

    – Как можно исправить данное
    предложение?
    (Действие, обозначенное глаголом-сказуемым, и
    добавочное действие, обозначенное
    деепричастием, должны быть произведены одним и
    тем же объектом речи, иначе это приводит к
    грамматическим ошибкам.)

    Прочитайте второе предложение. В нем
    тоже допущена ошибка. Если главное предложение
    является безличным, деепричастный оборот может
    употребляться только в том случае, если
    сказуемое выражено инфинитивом. Например: Приходилось
    работать в трудных условиях, не имея в течение
    долгих недель свободной минуты
    .

    Подобные ошибки часто встречаются в
    речи. Понаблюдайте за речью других людей – это
    поможет вам самим избежать ошибок.

    И еще советую познакомиться с книгой
    И.Б. Голуб и Д.Э. Розенталя «Занимательная
    стилистика», которая в занимательной и доступной
    форме расскажет о «секретах» использования слов,
    их сочетаемости, о правилах и тонкостях
    употребления грамматических форм и гибких
    синтаксических конструкций. Знакомство с
    материалами этой книги расширит ваши знания в
    области русского языка и поможет вам повысить
    свою речевую культуру.

    VIII. Оценки.

    IX. Домашнее задание.

    На следующем уроке мы выделим время
    для анализа предложений с обособленными и
    необособленными обстоятельствами, выраженными
    одиночными деепричастиями, будем вести разговор
    о конструкциях с предложными сочетаниями несмотря
    на, в случае
    … и др. Будем работать с правилом
    «Обстоятельства, выраженные существительными с
    предлогами». Поэтому дома необходимо повторить
    соответствующий теоретический материал:

    1) «Обособленные обстоятельства,
    выраженные существительными с предлогами».
    2) «Правописание производных предлогов».
    3) Упр. 387 (Розенталь Д.Э
    . Русский язык. 10–11-е
    кл.: Учебное пособие для общеобразовательных
    учебных заведений. М.: Дрофа, 1995).

    Индивидуальное задание. Пользуясь
    «Фразеологическим словарем русского языка»,
    составьте тематический словарь «Деепричастные
    обороты в составе фразеологизмов».
    Подготовьтесь к выступлению.

    Литература

    1. Букчина Б.З., Калакуцкая Л.П.,
    Чельцова Л.К.
    Слитно или раздельно? (Опыт
    словаря-справочника) / Под. ред. Д.Э. Розенталя. М.:
    Сов. энциклопедия, 1972.

    2. Одинцов
    В.В., Смолицкая Г.П.,
    Голанова Е.И., Василевская И.А
    . Школьный словарь
    иностранных слов: Пособие для учащихся / Под ред.
    В.В. Иванова. М.: Просвещение, 1983.

    3. Словарь русского языка в 4 томах. /
    Академия наук СССР. Институт языкознания. М.: Гос.
    изд-во иностр. и национ. словарей, 1957.

    4. Есенин С.А.
    Избранное / Сост.,
    предисл. и примеч. Ю.Л. Прокушева. М.: Просвещение,
    1986.

    5. Макурина Л.В.
    Русский язык. 11-й
    класс. Урок за уроком: Книга для учителя. М.: ООО
    «Русское слово – учебная книга», 2002. С. 38–42.

    6. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э.

    Занимательная стилистика: Книга для учащихся
    8–10-х классов. М.: Просвещение, 1988.

    7. Веселова З.Т.
    Русский язык.
    Трудные случаи орфографии и пунктуации. Развитие
    речи. 10–11-е классы: Методическое пособие. СПб.:
    Паритет, 2002. С. 45–48.

  • Расстилалась как правильно пишется слово
  • Расстилается по земле как пишется
  • Расстелить ковер как пишется
  • Расстилается как пишется как проверить
  • Расстелишь или расстелешь как пишется