Расстилавшаяся равнина как пишется

Первое, что необходимо сделать перед началом подготовки к егэ по литературе 2022 года это изучение основных документов, таких как

Первое, что необходимо сделать перед началом подготовки к ЕГЭ по литературе 2022 года – это изучение основных документов, таких как кодификатор, спецификации и демонстрационный вариант КИМа. В данной статье мы разберем, какую информацию выпускникам предоставляет кодификатор по литературе и почему так важно с ней ознакомиться.

Изменения 2022 года в ЕГЭ по литературе

Подробная информация о том, какие изменения будут внесены в ЕГЭ по литературе в 2022 году, содержится в спецификациях и кодификаторе к экзамену.

Изменения в ЕГЭ по литературе 2022 года, кодификатор и спецификации

Так, в следующем сезоне ГИА утверждены такие нововведения:

  1. Обогащён литературный материал: шире представлена поэзия второй половины ХIХ – ХХ в., отечественная литература ХХI в., содержит кодификатор ЕГЭ для предмета «литература», разработанный ФИПИ для 2022 года.
  2. Количество заданий базового уровня сложности (с кратким ответом) сокращено с 12 до 7, в результате чего изменилась нумерация заданий.
  3. Увеличено количество заданий на выбор в части 1 (5.1/5.2, 10.1/10.2) и в части 2 (добавлена пятая тема сочинения с опорой на «диалог искусств»).
  4. Изменены требования к выполнению заданий 6 (ранее – 9) и 11 (ранее – 16): требуется подобрать не два, а одно произведение для сопоставления с предложенным текстом; уточнены критерии оценивания данных заданий.
  5. Повышены требования к объёму сочинения (минимальное количество слов – 200).

Таким образом, в 2022 году на экзамене по литературе выпускникам предстоит выполнить 12 заданий, среди которых 7 – базового уровня, 4 – повышенного и 1 – высокого. Выполнив правильно все задания можно набрать максимум 55 первичных баллов:

Тип задания Кол-во Максимальный балл
С кратким ответом 7 7
С развёрнутым ответом ограниченного объёма 4 28
С развёрнутым ответом (сочинение) 1 15
За грамотность 5

При выполнении заданий обеих частей экзаменационной работы экзаменуемый имеет право пользоваться орфографическим словарём.

Содержание кодификатора на 2022 год

Еще до начала 2021-2022 учебного года на сайте ФИПИ были представлены основные документы для ЕГЭ по литературе – спецификации и кодифиатор.

Кодификатор ЕГЭ по литературе 2022 | ФИПИ, список произведений

Кодификатор проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования и элементов содержания для проведения единого государственного экзамена по литературе является одним из документов, определяющих структуру и содержание КИМ.

Предлагаем ознакомиться с содержанием последнего для более полного понимания объема информации, который необходимо проработать на этапе подготовки к экзамену.

Требования к уровню подготовки

Выпускник 11 класса должен знать:

  • образную природу словесного искусства;
  • содержание изученных литературных произведений;
  • основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX–XX вв., этапы их творческой эволюции;
  • историко-культурный контекст и творческую историю изучаемых произведений;
  • основные закономерности историко-литературного процесса, сведения об отдельных периодах его развития, черты литературных направлений и течений;
  • основные теоретико-литературные понятия.

Выпускник 11 класса должен уметь:

  • воспроизводить содержание литературного произведения;
  • анализировать и интерпретировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура; тематика; проблематика; нравственный пафос; система образов; особенности композиции, художественных времени и пространства; изобразительно-выразительные средства языка; художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
  • соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни и культуры; раскрывать роль литературы в духовном и культурном развитии общества;
  • раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; связывать литературную классику со временем написания, с современностью и традицией; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы;
  • соотносить изучаемое произведение с литературным направлением эпохи; выделять черты литературных направлений и течений при анализе произведения;
  • определять жанрово-родовую специфику литературного произведения;
  • сопоставлять литературные произведения, а также их различные художественные, критические и научные интерпретации;
  • выявлять авторскую позицию, характеризовать особенности стиля писателя;
  • аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
  • писать сочинения на литературные темы.

Требования к уровню подготовки из кодификатора ЕГЭ 2022 по литературе

Также в кодификаторе к ЕГЭ 2022 года по литературе сказано, что экзаменуемый должен использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для создания связного текста на предложенную тему с учетом норм русского литературного языка, а также для участия в диалоге или дискуссии.

Элементы содержания

В кодификаторе по литературе 2022 года также приведен список проверяемых сведений по теории и истории литературы. Экзаменуемым следует знать такие понятия:

  • Художественная литература как искусство слова.
  • Фольклор. Жанры фольклора.
  • Художественный образ. Художественные время и пространство.
  • Содержание и форма. Поэтика.
  • Авторский замысел и его воплощение. Художественный вымысел. Фантастика.
  • Историко-литературный процесс. Литературные направления и течения: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм (символизм, акмеизм, футуризм), постмодернизм.
  • Литературные роды: эпос, лирика, драма. Лироэпос2. Жанры литературы: роман, роман-эпопея, повесть, рассказ, очерк, притча; поэма, баллада; лирическое стихотворение, песня, элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет; комедия, трагедия, драма.
  • Авторская позиция. Тема. Идея. Проблематика. Сюжет. Композиция. Эпиграф. Антитеза. Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог. Лирическое отступление. Конфликт. Автор-повествователь. Образ автора. Персонаж. Интерьер. Характер. Тип. Лирический герой. Система образов. Портрет. Пейзаж. Говорящая фамилия. Ремарка. «Вечные темы» и «вечные образы» в литературе. Пафос. Фабула. Речевая характеристика героя: диалог, монолог; внутренняя речь. Сказ.
  • Деталь. Символ. Подтекст.
  • Историзм. Народность. Психологизм.
  • Трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм. Гротеск.
  • Язык художественного произведения. Риторический вопрос, восклицание. Афоризм. Инверсия. Повтор. Анафора. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора (включая олицетворение), метонимия. Гипербола. Аллегория. Оксюморон. Звукопись: аллитерация, ассонанс.
  • Стиль.
  • Проза и поэзия. Системы стихосложения. Стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Ритм. Рифма. Строфа. Дольник. Акцентный стих. Белый стих. Верлибр.
  • Литературная критика.

Список литературы

Еще одна важная информация, которую содержит кодификатор по литературе для ЕГЭ 2022 года – это полный список произведений, рекомендованных к прочтению на этапе подготовки. Иными словами, в документе указаны произведения разных жанров, которые могут встретится выпускникам в КИМах.

Важно! В 2022 году список литературы был дополнен, поэтому рекомендуем подробно ознакомиться с изменениями и не забыть ознакомиться с  текстом новых произведений.

Содержимое кодификатора ЕГЭ по литературе 2022

Из древнерусской литературы

  • «Слово о полку Игореве»

Из литературы XVIII в.

  • Д.И. Фонвизин. Пьеса «Недоросль»
  • Г.Р. Державин. Стихотворение «Памятник»

Из литературы первой половины XIX в.

  • В.А. Жуковский. Стихотворение «Море»
  • В.А. Жуковский. Баллада «Светлана»
  • А.С. Грибоедов. Пьеса «Горе от ума»
  • А.С. Пушкин. Стихотворения: «Деревня», «Узник», «Во глубине сибирских руд…», «Поэт», «К Чаадаеву», «Песнь о вещем Олеге», «К морю», «Няне», «К***» («Я помню чудное мгновенье…»), «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор…»), «Пророк», «Зимняя дорога», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил: любовь еще, быть может…», «Зимнее утро», «Бесы», «Разговор книгопродавца с поэтом», «Туча», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», «Погасло дневное светило…», «Свободы сеятель пустынный…», «Подражания Корану» (IX. «И путник усталый на Бога роптал…») «Элегия», («Безумных лет угасшее веселье…»), «…Вновь я посетил…»
  • А.С. Пушкин. Роман «Капитанская дочка»
  • А.С. Пушкин. Поэма «Медный всадник»
  • А.С. Пушкин. Роман «Евгений Онегин»
  • М.Ю. Лермонтов. Стихотворения: «Нет, я не Байрон, я другой…», «Тучи», «Нищий», «Из-под таинственной, холодной полумаски…», «Парус», «Смерть Поэта», «Бородино», «Когда волнуется желтеющая нива…», «Дума», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал…»), «Три пальмы», «Молитва» («В минуту жизни трудную…»), «И скучно и грустно», «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Родина», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана…»), «Пророк», «Как часто, пестрою толпою окружен…», «Валерик», «Выхожу один я на дорогу…»
  • М.Ю. Лермонтов. Поэма «Песня про… купца Калашникова»
  • М.Ю. Лермонтов. Поэма «Мцыри»
  • М.Ю. Лермонтов. Роман «Герой нашего времени»
  • Н.В. Гоголь. Пьеса «Ревизор»
  • Н.В. Гоголь. Повесть «Шинель»
  • Н.В. Гоголь. Поэма «Мертвые души»

Из литературы второй половины XIX в.

  • А.Н. Островский. Пьеса «Гроза»
  • И.С. Тургенев. Роман «Отцы и дети»
  • Ф.И. Тютчев. Стихотворения: «Полдень», «Певучесть есть в морских волнах…», «С поляны коршун поднялся…», «Есть в осени первоначальной…», «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа…», «Умом Россию не понять…», «О, как убийственно мы любим…», «Нам не дано предугадать…», «К. Б.» («Я встретил вас – и все былое…»), «Природа – сфинкс. И тем она верней…»
  • А.А. Фет. Стихотворения: «Заря прощается с землею…», «Одним толчком согнать ладью живую…», «Вечер», «Учись у них – у дуба, у березы…», «Это утро, радость эта…», «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», «Еще майская ночь»
  • И.А. Гончаров. Роман «Обломов»
  • Н.А. Некрасов. Стихотворения: «Тройка», «Я не люблю иронии твоей…», «Железная дорога», «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Мы с тобой бестолковые люди…», «Поэт и Гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода…»), «О Муза! я у двери гроба…»
  • Н.А. Некрасов. Поэма «Кому на Руси жить хорошо»
  • М.Е. Салтыков-Щедрин. Сказки: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик», «Премудрый пискарь»
  • М.Е. Салтыков-Щедрин. Роман «История одного города» (обзорное изучение)
  • Л.Н. Толстой. Роман-эпопея «Война и мир»
  • Ф.М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание»
  • Н.С. Лесков. Одно произведение (по выбору экзаменуемого).

Из литературы конца XIX – начала XX в.

  • А.П. Чехов. Рассказы: «Студент», «Ионыч», «Человек в футляре», «Дама с собачкой», «Смерть чиновника», «Хамелеон»
  • А.П. Чехов. Пьеса «Вишневый сад»

Из литературы первой половины XX в.

  • И.А. Бунин. Рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник»
  • М. Горький. Рассказ «Старуха Изергиль»
  • М. Горький. Пьеса «На дне»
  • А.А. Блок. Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге», «Вхожу я в темные храмы…», «Фабрика», «Русь», «О доблестях, о подвигах, о славе…», «О, я хочу безумно жить…»
  • А.А. Блок. Поэма «Двенадцать»
  • В.В. Маяковский. Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся», «Нате!», «Хорошее отношение к лошадям», «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», «Дешевая распродажа», «Письмо Татьяне Яковлевой»
  • В.В. Маяковский. Поэма «Облако в штанах»
  • С.А. Есенин. Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь Советская», «О красном вечере задумалась дорога…», «Запели тесаные дроги…», «Русь», «Пушкину», «Я иду долиной. На затылке кепи…», «Низкий дом с голубыми ставнями…»
  • М.И. Цветаева. Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по родине! Давно…», «Книги в красном переплете», «Бабушке», «Семь холмов – как семь колоколов!..» (из цикла «Стихи о Москве»)
  • О.Э. Мандельштам. Стихотворения: «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…»
  • А.А. Ахматова. Стихотворения: «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью…», «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Родная земля», «Заплаканная осень, как вдова…», «Приморский сонет», «Перед весной бывают дни такие…», «Не с теми я, кто бросил землю…», «Стихи о Петербурге», «Мужество»
  • А.А. Ахматова. Поэма «Реквием»
  • М.А. Шолохов. Роман «Тихий Дон»
  • М.А. Шолохов. Рассказ «Судьба человека»
  • М.А. Булгаков. Роман «Белая гвардия» (допускается выбор)
  • М.А. Булгаков. Роман «Мастер и Маргарита» (допускается выбор)
  • А.Т. Твардовский. Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете…», «Памяти матери» («В краю, куда их вывезли гуртом…»), «Я знаю, никакой моей вины…»
  • А.Т. Твардовский. Поэма «Василий Теркин» (главы «Переправа», «Два солдата», «Поединок», «Смерть и воин»)
  • Б.Л. Пастернак. Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти…», «Гамлет», «Зимняя ночь» («Мело, мело по всей земле…»), «Никого не будет в доме…», «Снег идет», «Про эти стихи», «Любить иных – тяжелый крест…», «Сосны», «Иней», «Июль»
  • Б.Л. Пастернак. Роман «Доктор Живаго» (обзорное изучение с анализом фрагментов)
  • А.П. Платонов. Одно произведение (по выбору экзаменуемого)
  • А.И. Солженицын. Рассказ «Матренин двор»
  • А.И. Солженицын. Повесть «Один день Ивана Денисовича»

Кодификатор ЕГЭ по литературе 2022 | ФИПИ, список произведений

Из литературы второй половины ХХ в.

Проза второй половины XX в. Ф.А. Абрамов, Ч.Т. Айтматов, В.П. Астафьев, В.И. Белов, А.Г. Битов, В.В. Быков, В.С. Гроссман, С.Д. Довлатов, В.Л. Кондратьев, В.П. Некрасов, Е.И. Носов, В.Г. Распутин, В.Ф. Тендряков, Ю.В. Трифонов, В.М. Шукшин (произведения не менее трех авторов по выбору).

Поэзия второй половины XX в. Б.А. Ахмадулина, И.А. Бродский, А.А. Вознесенский, В.С. Высоцкий, Е.А. Евтушенко, Н.А. Заболоцкий, Ю.П. Кузнецов, Л.Н. Мартынов, Б.Ш. Окуджава, Н.М. Рубцов, Д.С. Самойлов, Б.А. Слуцкий, В.Н. Соколов, В.А. Солоухин, А.А. Тарковский (стихотворения не менее трех авторов по выбору).

Драматургия второй половины ХХ в. А.Н. Арбузов, А.В. Вампилов, А.М. Володин, В.С. Розов, М.М. Рощин (произведение одного автора по выбору).

Надеемся, что разбор кодификатора поможет вам сдать ЕГЭ по литературе в 2022 году на максимальный балл. Также рекомендуем ознакомиться с другими материалами по теме, размещенными на страницах нашего портала.

Читайте также:

  • ЕГЭ по литературе в 2022 году
  • Итоговое сочинение по литературе в 2022 году: темы, направления
  • Паронимы ЕГЭ 2022 года: список и значение

Контрольная работа по теме «Имя прилагательное». 6 класс.

Вариант 1.

1. Укажите качественные прилагательные:

1) одинокий 2) улыбчивый 3) садовый 4) перьевой

5) облачный 6) лисья (нора) 7) беленький 8) березовый

2. Укажите ошибочное суждение.

1) Прилагательное КРАСНЫЙ является качественным.

2) Прилагательное БАБУШКИН (дом) является притяжательным.

3) Прилагательное ВОЛЧИЙ (аппетит) является притяжательным.

4) Прилагательное ДЕРЕВЕНСКИЙ является относительным.

3. Укажите верное суждение.

1) ПРЕКРАСНЕЙШИЙ – прилагательное в форме простой сравнительной степени.

2) БОЛЕЕ УЮТНЫЙ – прилагательное в форме составной сравнительной степени.

3) МЕНЕЕ СИЛЬНЫЙ – относительное прилагательное в форме составной сравнительной степени.

4) САМЫЙ СМЕЛЫЙ – качественное прилагательное в форме простой превосходной степени.

4. Выберете слово, которое образовано не при помощи суффикса.

1) принаряженный 2) сильнейший 3) белее 4) куриный

5. В каком варианте ответа НЕ с прилагательными пишется слитно?

1) (Не)далекий наш поход закончился сегодня утром.

2) Совсем (не)интересную книгу я прочел.

3) В этом (не)глубоком, а мелком озере много рыбы.

4) Он показался отнюдь (не)вежливым.

6. В каком варианте ответа Не со всеми словами пишется раздельно?

1) Его (не)уважительный и резкий ответ привел к (не)обратимым последствиям.

2) (Не)вежда тот, кто (не)желает быть умным.

3) (Не)большой, но уютный наш дом еще (не)построен.

4) Он еще (не)рассказал мне свою совсем (не)веселую историю.

7. На месте каких цифр в предложении пишется НН?

Это был огромный деревя(1)ый сундук с серебря(2)ыми замочками, стари(3)ой росписью и стра(4)ыми рисунками на крышке.

1) 1, 3 2) 2, 4 3) 1, 2, 4 4) 1, 3, 4

8. В каком ряду во всех словах пишется одна буква Н?

1) лимо..ый, соч..ый, глиня..ый 2) ветре…ый, сви..ой, румя..ый

3) безветре..ый, ветря..ая (мельница) ю..ый 4) кухо..ый, пчели..ый, оловя..ый

9. В каком ряду во всех словах пишется НН?

1) лави..ая опасность, дли..ая дорога, льня..ая ткань, тума..ая даль

2) пламе..ая речь, пусты..ая улица, берестя..ой ковш, глуби..ые бомбы

3) царстве..ый жест, време..ая работа, бесце..ая рукопись, дикови…ый случай

4) овчи..ый тулуп, окраи..ый район, мыши..ый писк, серебря..ый кубок.

10. От какого слова НЕЛЬЗЯ образовать краткую форму?

1) зеленый 2) лунный 3) прекрасный 4) жгучий

11. Какое слово образовано при помощи суффикса -СК-?

1) дер..ий 2) францу…ий 3) тка..ий 4) рыба..ий

12. В каком ряду все слова пишутся через дефис?

1) сельско(хозяйственный) техникум, ярко(зеленая) краска, северо(западный) циклон

2) железно(дорожная) станция, трудо(любивый) ученик, черно(морский) пляж

3) средне(русские) леса, юго(восточный) ветер, синие(пресиние)глаза

4) Испанско(русский) словарь, научно(фантастическая) повесть, красно(рубиновые) ягоды.

13. Выберете правильное написание слова.

1) изсиня-черный 2) иссиня-черный 3) иссиня черный 4) иссине-черный

14. В каком ряду во всех словах пишется одна и та же буква?

1) пр..терпевать лишения, непр..ступная крепость

2) пр..терпеться к трудностям, радиопр..ёмник

3) пр..одолеть пр..граду, морской пр..бой

4) пр..творить мечту в жизнь, пр..ступить к урокам

15. В каком варианте допущена ошибка в употреблении формы слова?

1) добрейший 2) более добрее 3) самый добрый 4) добрее

16. Укажите слово, написание которого определяется правилом: «Приставка ПРИ пишется в словах со значением неполного действия».

1) приклеить 2) прикупить 3) приобрести 4) привстать

Прочитайте текст, выполните задания 1-6.

1) Полна тайн сумрачно-хмурая тишина зимнего леса, которая так заманчива.

2) Мягко-серебристый свет луны проникает сквозь черно-изумрудную крону хвойных деревьев и тихо освещает бело-синие сугробы тайги.

3) Под сугробом в своей берлоге дремлет в ночной тиши темно-бурый медведь.

4) Его не беспокоят холодный луч луны и разнообразные шорохи леса.

5) Еще в сентябре медведь объелся желудей, ягод брусники, а сейчас спит сладко-нежным сном.

6) Вот зазвенел сушняк, захрустел снег.

7) Это через сугробы по лунной дорожке пробираются дымчато-серые лоси.

8) В поисках пищи шагают они по глубокому снегу в юго-восточном направлении.

9) Трудно искать пищу зимой!

10) Скоро весна, но золотисто-красное солнышко придет в тайгу только в апреле.

1. Из предложения 3 выпишите слово, образованное бессуффиксным способом (нулевая суффиксация).

2. Выпишите грамматическую основу предложения 4.

3. Среди предложений 1-6 найдите простое неосложненное. Запишите его номер.

4. Среди предложений 1-7 найдите сложноподчиненное предложение. Запишите его номер.

5. Из предложения 2 выпишите все сложные прилагательные.

6. Из предложений 2-3 выпишите все относительные прилагательные.

Контрольная работа по теме «Имя прилагательное». 6 класс.

Вариант 2.

1. Укажите относительные прилагательные:

1) злой 2) сказочный (герой) 3) уличный 4) апельсиновый (цвет)

5) солнечный (луч) 6) заячий (след) 7) маленький 8) кожаный

2. Укажите ошибочное суждение.

1) Прилагательное МОДНЫЙ является качественным.

2) Прилагательное ВОЛЧЬИ (лапы) является притяжательным.

3) Прилагательное МАМИН (костюм) является притяжательным.

4) Прилагательное СТРОГИЙ является относительным.

3. Укажите верное суждение.

1) ПРОЩЕ – прилагательное в форме простой сравнительной степени.

2) МЕНЕЕ ВАЖНЫЙ – прилагательное в форме составной превосходной степени.

3) БОЛЕЕ ИНТЕРЕСНЫЙ – относительное прилагательное в форме составной сравнительной степени.

4) НАИЛУЧШИЙ – относительное прилагательное в форме простой превосходной степени.

4. Выберете слово, которое образовано не приставочным способом.

1) придорожный 2) безымянный 3) неплохой 4) предолгий

5. В каком варианте ответа НЕ с прилагательными пишется слитно?

1) Далеко (не)важная информация звучала на собрании.

2) Эта книга (не)большая, а маленькая.

3) (Не)далёкое озеро притягивает в жаркую пору.

4) Мне показалось его замечание совсем (не)вежливым.

6. В каком варианте ответа НЕ со всеми словами пишется раздельно?

1) (Не)лепый вид его привел всех в (не)доумение.

2) Вовсе (не)красивый поступок ему(не)мог сойти с рук.

3) По этой (не)ровной дороге давно (не)ездят машины.

4) (Не)померная ширь озера ослепила (не)ожиданным блеском.

7. На месте каких цифр в предложении пишется НН?

Через форточку доносился моното(1)ый звук дождевых капель о жестя(2)ой подоко(3)ик и деревя(4)ый настил.

1) 2, 4 2) 1, 2, 4 3) 3, 4 4) 1, 3, 4

8. В каком ряду во всех словах пишется одна буква Н?

1) льви..ый, ржа..ой, торфя..ой 2) серебря..ый, стекля..ый, песча..ый

3) экра…ый, кури..ый, тополи…ый 4) берестя..ой, ветре..ый, искусстве..ый

9. В каком ряду во всех словах пишется НН?

1) бесчисле..ые стаи, масля..ые краски, тыкве..ый сок , лимо..ый напиток

2) маши..ое масло, перочи..ый ножик, стекля..ый шар, ветре..ый день

3) мысле…ый взор, горта..ый звук, бли..ая мука, соломе..ая шляпка

4) голуби..ое семейство, карма..ый фонарик, урага..ый ветер, обеде..ый стол.

10. От какого слова НЕЛЬЗЯ образовать краткую форму?

1) простой 2) умный 3) эрудированный 4) солнечный

11. Какое слово образовано при помощи суффикса -СК-?

1) рез..ий 2) матрос…ий 3) молоде..ий 4) низ…ий

12. В каком ряду все слова пишутся через дефис?

1) англо(русский)словарь, кисло(сладкий)соус, научно(технический)прогресс

2) древне(русская) летопись, красновато(коричневый) лист, светло(волосая) девушка

3) западно(европейская)равнина, старо(славянская) письменность, бордово(алый) закат

4) научно(популярная) литература, сине(белый) флаг, глагольное слово(сочетание).

13. Выберете правильное написание слова.

1) исжелта-красный 2) изжелто-красный 3) изжелта-красный 4) изжолта-красный

14. В каком ряду во всех словах пишется одна и та же буква?

1) пр..ступный замыслел, дом общественного пр..зрения

2) пр..зирать врага, пр..морский край

3) пр..делать ручку к двери, пр..кратить беседу

4) беспр..станно меняться, пр..клонный возраст

15. В каком варианте допущена ошибка в употреблении формы слова?

1) позже 2) позднее 3) более позднее 4) поздно

16. Укажите слово, написание которого определяется правилом: «Приставка ПРИ пишется в словах со значением неполного действия».

1) привинтить 2) приклонить 3) присвоить 4) приползти

Прочитайте текст, выполните задания 1-6.

1) Полна тайн сумрачно-хмурая тишина зимнего леса, которая так заманчива.

2) Мягко-серебристый свет луны проникает сквозь черно-изумрудную крону хвойных деревьев и тихо освещает бело-синие сугробы тайги.

3) Под сугробом в своей берлоге дремлет в ночной тиши темно-бурый медведь.

4) Его не беспокоят холодный луч луны и разнообразные шорохи леса.

5) Еще в сентябре медведь объелся желудей, ягод брусники, а сейчас спит сладко-нежным сном.

6) Вот зазвенел сушняк, захрустел снег.

7) Это через сугробы по лунной дорожке пробираются дымчато-серые лоси.

8) В поисках пищи шагают они по глубокому снегу в юго-восточном направлении.

9) Трудно искать пищу зимой!

10) Скоро весна, но золотисто-красное солнышко придет в тайгу только в апреле.

1. Из предложения 7 выпишите слова, образованные суффиксальным способом.

2. Выпишите грамматическую основу предложения 2.

3. Среди предложений 6-10 найдите простое односоставное. Запишите его номер.

4. Среди предложений 3-8 найдите сложное бессоюзное предложение. Запишите его номер.

5. Из предложений 4-7 выпишите все сложные прилагательные.

6. Из предложений 5-7 выпишите относительное прилагательное.

Ответы:

Вариант 1

№ задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

ответ

1

2

5

7

3

2

1

1

4

4

2

3

2

2

4

2

1

2

4

  1. Тиши

  2. (не)беспокоят луч (и) шорохи

  3. 3

  4. 1

  5. Мягко-серебристый, черно-изумрудную, бело-синие

  6. Хвойных, ночной

Вариант 2

№ задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

ответ

2

3

6

8

4

1

2

3

2

4

1

3

4

2

1

3

4

3

2

  1. Лунной, дорожке

  2. Свет проникает (и) освещает

  3. 9

  4. 6

  5. Разнообразные, сладко-нежным, дымчато-серые

  6. лунный

10 вариантов.

9-13.docx

Вариант 1

1. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда со-держится безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.

1) горячий, роскошный, собирать
2) возраст, непримиримые (враги), протирать
3) поклониться, излагать, пловчиха
4) измерение, косички, подрасти
5) нажимать, придираться, выскочить

2. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда про-пущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) ра..жал, полу..гнил, чере..чур
2) приобрести, пр..внёс (новое), пр..чудливый
3) вз..шло, пр..язык, п..никнуть
4) дез..нфекция, вз..мал, спортинвентарь
5) трёх..язычный, ад..ютант, в..едливый

3. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда про-пущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) нищ..та, заплесн..веть
2) юрод..вый, застр..вать
3) ступенч..тый, изредк..
4) немец..кий, кавказ..кий
5) ноч..вка, ухаж..р

4. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда про-пущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) (рабочие) стро..т, стел..щийся (туман)
2) колебл..шься, закле..вший
3) погон..шься, муч..мый
4) кле..щий (карандаш), (друзья) обид..тся
5) мел..щий (муку), разве..нные (сомнения)

5. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется РАЗДЕЛЬ-НО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Случилось так, что мне (не)кому было рассказать о своих сомнениях.
Сначала все помолчали, обдумывая, как начать разговор в такой (не)привычной обста¬новке.
Комната была (не)освещена, поэтому трудно было различать лица сидящих напротив людей.
Но говорят, вы (не)людим: в глуши, в деревне всё вам скучно.
Быстро текли воды (не)большой, но быстрой реки

Вариант 2

1. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда со-держится безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.

1) расположение, примирение (сторон), озарённый
2) промочить, поплавок, обнимать
3) стилистический (приём), горевать, полагаться
4) почитатель (таланта), замерев, неприкасаемый
5) покосить (траву), избирательный, перила

2. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда про-пущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) об..ём, в..ётся, под..ячий
2) неприступная (крепость), претензия, пр..емник (директора)
3) ро..черк, и..подтишка, не..добровать
4) с..служивец, пр..образ, вз..йти
5) по..коп, пре..теча, на..пись

3. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда про-пущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) уклонч..вый, краведч..ский
2) потч..вать, гуттаперч..вый
3) большинство, милост..вый
4) блюд..чко, продл..вать
5) израсходовать, туш..нка

4. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда про-пущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) (мужчины) бре..тся, зависящий
2) высп..шься, недвижимый
3) (рабочие) стро..т, раска..вшийся
4) предвид..м, удосто..н
5) (плохо) слыш..щий, (родители) тревож..тся

5. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

За туманом (не)было видно огней.
В глубине озера (не)ясным рогом отражался молодой месяц.
Для ночлега гуси выбирают ровный, (не)заросший камышом берег.
Ещё (не)зажившая рана давала о себе знать.
Дверь оказалась (не)заперта.

Вариант 3

1. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда со-держится безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.

1) начинать, поджигать, равнина
2) перескочить, примерять (костюм), нарастающий (шум)
3) возгорание, расстилать, косой (взгляд)
4) зажигательный (танец), отварить (овощи), отраслевой
5) озарилась (солнцем), отрастить (волосы), заблистать

2. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда про-пущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) (без) пр..крас, пр..баутка, пр..поднести (цветы)
2) и..подлобья, бе..шовный, ..дешний
3) сверхъестественный, раз..ём, в..явь
4) д..гнал, вз..брался, пр..ступок
5) воз..меть (действие), вз..скал, об..ндеветь

3. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда про-пущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) плать..це, застр..вая
2) расследовать, (говорить) общ..
3) блюд..чко, рыж..ватый
4) француз..кий, скольз..кий
5) смекал..стый, заботл..вый

4. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда про-пущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) (здания) выс..тся, курлыч..щие (журавли)
2) незыбл..мая (истина), зависавший
3) тащ..щий (телегу), замеш..нный (в преступлении)
4) заверт..шься (как белка в колесе), вид..мый
5) зала..вший (пёс), задерж..шь

5. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Отец велел, (не)останавливаясь в гостинице, ехать на пристань.
Дом стоял посреди степи, ничем (не)огороженный.
Хозяева приняли гостей с (не)обыкновенным радушием.
Но страх (не)сжал души моей.
Сил (не)было дышать от раскалённого солнца.

Ответы

Вариант 1

1 35
2 245
3 135
4 34
5 НЕ ОСВЕЩЕНА

Вариант 2

24
345
24
235
НЕЯСНЫМ

Вариант 3

15
345
235
234
НЕОБЫКНОВЕННЫМ

Автор: Танашевич Александра Александровна.

«Я сердцем никогда не лгу…»

С.Есенин

(Звучит тихая, спокойная музыка. Выходит чтец)

1 чтец:

Сергей Есенин! Это имя —

В лесах родной моей России,

В берёзах нежных и осинах,

В серёжках желтовато-синих,

В лугах из зелени весенней,

В стихах твоих, Сергей Есенин! —

1 ведущий: Добрый вечер, дорогие друзья! Мы рады приветствовать Вас в нашей литературной гостиной.

2 ведущий: Мы посвящаем этот вечер памяти Сергея Есенина, одного из самых удивительных русских поэтов ХХ века.

1 ведущий: Еще в 1905 году Александр Блок ожидал, что «должен появиться поэт, который принесет в поэзию русскую природу со всеми ее далями и красками, не символическими и не мистическими, а изумительными в своей красоте».

2 ведущий: «Его знают даже те люди, которые никогда есенинских стихов не читали. Да и вообще никаких стихов не читают… Короткая, бурная и печальная жизнь Есенина многих поразила, и об этой жизни стали слагаться легенды», — так писал поэт русского зарубежья Георгий Адамович уже в 1929 году.

1 ведущий: Сергей Александрович Есенин родился в селе Константиново Рязанской области, в крестьянской семье. Детство поэта прошло у родителей матери — Федора Андреевича и Натальи Евтеевны Титовых. Дед Есенина, человек суровых религиозных правил, был старообрядцем. Он любил внука. «Дедушка пел мне песни старые, такие тягучие, заунывные. По субботам и воскресным дням он рассказывал мне Библию и священную историю», — вспоминал Есенин. По настоянию деда читать Сергей начал с пяти лет, учась грамоте по церковным книгам. Стихи начал писать с 8 лет.

2 чтец:

Изба крестьянская,

Хомутный запах дегтя,

Божница старая,

Лампады кроткий свет,

Как хорошо,

Что я сберег те

Все ощущенья детских лет.

2 ведущий: «Я рос, — рассказывал Сергей Есенин, — в атмосфере народной поэзии. Бабка, которая меня очень баловала, была набожна, собирала нищих и калек, которые распевали духовные стихи».

1 ведущий : Мальчик жил свободно и беззаботно. Он не был знаком с ранними тяготами крестьянского труда. Дома бывал мало, особенно весной и летом, рос на лоне раздольной рязанской природы. «Детство прошло среди полей и степей»,- писал он. Здесь впервые зарождалась та великая любовь к родной русской природе, которая позже питала его поэтическое воображение. Растущее под окном дерево он увидел в торжественном наряде, в благоговейной тишине.

3 чтец:

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

И стоит береза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.

А заря, лениво

Обходя кругом,

Обсыпает ветки

Новым серебром.

2 ведущий: Мировосприятие Сергея Есенина с самых ранних лет складывалось в тесном общении с природой. Природа в его стихах зазвенела голосами птиц, шёпотом листьев, говором ручьёв, шумом дождей, заиграла цветами бесчисленных радуг. Перед нами мир красочный и многозвучный, где все живет, движется и дышит.

4 чтец:

Задремали звезды золотые,

Задрожало зеркало затона,

Брезжит свет на заводи речные

И румянит сетку небосклона.

Улыбнулись сонные березки,

Растрепали шелковые косы,

Шелестят зеленые сережки,

И горят серебряные росы.

У плетня заросшая крапива

Обрядилась ярким перламутром

И, качаясь, шепчет шаловливо:

«С добрым утром!»

1 ведущий: Весной 1912 года Есенин приехал в Москву. Здесь он знакомится с писателями из Суриковского литературно-музыкального кружка и спустя некоторое время становится его членом.

2 ведущий: В поэзии Есенина, начиная с ранних стихов, поражает дар понимать душу природы, растений, животных, ощущать себя частью всего живого.

5 чтец:

Поет зима — аукает,

Мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка.

Кругом с тоской глубокою

Плывут в страну далекую

Седые облака.

А по двору метелица

Ковром шелковым стелется,

Но больно холодна.

Воробышки игривые,

Как детки сиротливые,

Прижались у окна.

Озябли пташки малые,

Голодные, усталые,

И жмутся поплотней.

А вьюга с ревом бешеным

Стучит по ставням свешенным

И злится все сильней.

И дремлют пташки нежные

Под эти вихри снежные

У мерзлого окна.

И снится им прекрасная,

В улыбках солнца ясная

Красавица весна

1 ведущий: Любуясь особенностями деревенской жизни, картинами природы, Есенин стремился не просто донести свою радость от всего увиденного, но и заразить читателя этой любовью ко всему прекрасному на земле. Теплом и светом наполнены есенинские картины русской природы. Природа у Есенина неотделима от человека, от его настроения, его земных радостей и тревог.

(звучит романс «Отговорила роща золотая» в исполнении учащейся)

2 ведущий: «Моя лирика, — говорил Есенин, — жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство Родины — основное в моем творчестве». По мере становления таланта Есенина тема эта ширилась и крепла, принимала особое, более близкое, теплое значение, обогащалась новым содержанием. От юношеских стихов, проникновенно рассказывающих о «стране березового ситца», от воспевания лугов и дубрав, есенинская мысль прошла долгий и сложный путь, полный тревожных раздумий, философских размышлений о судьбе родной земли.

6 чтец:

Гой ты, Русь, моя родная!

Хаты — в ризах образа…

Не видать конца и края,

Только синь сосёт глаза.

Как захожий богомолец,

Я смотрю твои поля,

А у низеньких околиц

Звонко чахнут тополя.

Пахнет яблоком и мёдом

По церквам твой кроткий Спас.

И гудит за косогором

На лугах весёлый пляс.

Побегу по мятой стёжке

На приволь зелёных лех,

Мне навстречу, как серёжки,

Прозвенит девичий смех.

Если крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю!»

Я скажу: «Не надо рая!

Дайте родину мою!»

7 чтец:

Запели тесаные дроги,

Бегут равнины и кусты.

Опять часовни на дороге

И поминальные кресты.

Опять я теплой грустью болен

От овсяного ветерка,

И на известку колоколен

Невольно крестится рука.

О Русь, малиновое поле

И синь, упавшая в реку,

Люблю до радости и боли

Твою озерную тоску.

Холодной скорби не измерить,

Ты на туманном берегу.

Но не любить тебя, не верить —

Я научиться не могу.

И не отдам я эти цепи,

И не расстанусь с долгим сном,

Когда звенят родные степи

Молитвословным ковылем.

1 ведущий: В марте 1915 года Есенин приехал в Петроград, где встретился Александром Блоком и прочел ему свои стихи. Блок высоко оценил их. «Стихи свежие, чистые, голосистые, многословный язык…».

2 ведущий: Таков был отзыв Блока о стихах молодого поэта, которому он дал рекомендательные письма к ряду петроградских издателей и известных литераторов. И в 1916 году Есенину удается издать свой первый сборник стихов «Радуница», имевший большой успех и принесший автору громкую славу в литературных кругах Петербурга. Но вместе с тем, Есенин осознавал, что для «питерских салонных литераторов с университетской закваской» он интересен как некая этнографическая редкость, поэт-самоучка из низов.

1 ведущий: События 1917 года вызвали резкий перелом в жизни и творчестве Есенина. Поэту казалось, что наступает эпоха великого духовного обновления, «преображения жизни, переоценки всех ценностей». Но последующие трагические события (гражданская война, наступление города на деревню в годы «военного коммунизма») не просто отодвинули время осуществления мечты, но и привели к мысли о том, что «идет совсем не тот социализм». «Тесно в нем живому», «история переживает тяжелую эпоху умерщвления личности как живого», — пишет Есенин в 1920 году.

2 ведущий: В стихотворениях Есенина начала 20-х годов резко меняется изображение природы. Бывшая некогда благостной, светлой, многоцветной, она становится теперь мрачной, несущей знамение гибели.

(звучит голос Есенина, читающего стихотворение «Я покинул родимый дом»)

1 ведущий: Пророк превращается в хулигана, который застрял в городе и вынужден играть чужую роль. Под маской «шарлатана и скандалиста» в произведениях этого времени поэт скрывает свое отчаяние, духовную драму несбывшихся надежд.

(звучит песня в исполнении А. Малинина «Мне осталась одна забава…»)

1 ведущий: В 1922-1923 годах, после женитьбы на американской танцовщице Айседоре Дункан, поэт много путешествует (Германия, Франция, Италия, Бельгия, США). За границей он знакомится с западной цивилизацией — бытовым комфортом Европы, индустриальной мощью Америки — и думает, что по этому пути пойдет и Россия.

2 ведущий: В очерке «Железный Миргород» он пытается связать свою творческую судьбу с историческим выбором России, заявляя о готовности принять и полюбить «коммунистическое строительство». Однако часто все же признается: «Все равно остался я поэтом золотой бревенчатой избы»

8 чтец:

Спит ковыль. Равнина дорогая,

И свинцовой свежести полынь.

Никакая родина другая

Не вольет мне в грудь мою теплынь.

Знать, у всех у нас такая участь,

И, пожалуй, всякого спроси —

Радуясь, свирепствуя и мучась,

Хорошо живется на Руси?

Свет луны, таинственный и длинный,

Плачут вербы, шепчут тополя.

Но никто под окрик журавлиный

Не разлюбит отчие поля.

И теперь, когда вот новым светом

И моей коснулась жизнь судьбы,

Все равно остался я поэтом

Золотой бревенчатой избы.

По ночам, прижавшись к изголовью,

Вижу я, как сильного врага,

Как чужая юность брызжет новью

На мои поляны и луга.

Но и все же, новью той теснимый,

Я могу прочувственно пропеть:

Дайте мне на родине любимой,

Все любя, спокойно умереть!

1 ведущий: Лирика Есенина 1920-х годов проникнута психологизмом и драматизмом. В окружении «московских изогнутых улиц», в обостренной, потрясающей исповедальности исчезает смиренный «инок», и вызывающий «хулиган». Перед читателем предстает поэт, лицо которого искажено гримасой боли недоумения.

2 ведущий: В эти годы все настойчиво звучит мотив возвращения на родину. Это радость и горечь встреч через много лет с родными, с отчим домом, милой сердцу природой. Это расплата за уход, наказание отчуждением и покаяние.

9 чтец:

Низкий дом с голубыми ставнями,

Не забыть мне тебя никогда, —

Слишком были такими недавними

Отзвучавшие в сумрак года.

До сегодня еще мне снится

Наше поле, луга и лес,

Принакрытые сереньким ситцем

Этих северных бедных небес.

Восхищаться уж я не умею

И пропасть не хотел бы в глуши,

Но, наверно, навеки имею

Нежность грустную русской души.

Полюбил я седых журавлей

С их курлыканьем в тощие дали,

Потому что в просторах полей

Они сытных хлебов не видали.

Только видели березь да цветь,

Да ракитник, кривой и безлистый,

Да разбойные слышали свисты,

От которых легко умереть.

Как бы я и хотел не любить,

Все равно не могу научиться,

И под этим дешевеньким ситцем

Ты мила мне, родимая выть.

Потому так и днями недавними

Уж не юные веют года…

Низкий дом с голубыми ставнями,

Не забыть мне тебя никогда.

1 ведущий: В 1924-1925 годы поэт создает целый ряд стихов, объединенных темой осмысления жизни. Приближающееся тридцатилетие осознавалось Есениным как пора подведения итогов бурно прожитой молодости.

(звучит романс «Не жалею, не зову, не плачу…»)

2 ведущий: Мы вновь видим здесьизлюбленные Есениным цвета, знакомые образы. И все же — необычна интонация неторопливого размышления, осознание конечности жизни конкретного человека и бесконечности природы, благословение опыта жизни во всем его многообразии.

1 ведущий: В эти же годы поэт создает цикл «Персидские мотивы» — прекрасный мир, полный гармонии и любви. Но и здесь, в этой сказке, герой-путешественник не забывает о родной земле, о дорогих людях.

10 чтец:

Шаганэ ты моя, Шаганэ!

Потому, что я с севера, что ли,

Я готов рассказать тебе поле,

Про волнистую рожь при луне.

Шаганэ ты моя, Шаганэ.

Потому, что я с севера, что ли,

Что луна там огромней в сто раз,

Как бы ни был красив Шираз,

Он не лучше рязанских раздолий.

Потому, что я с севера, что ли.

Я готов рассказать тебе поле,

Эти волосы взял я у ржи,

Если хочешь, на палец вяжи —

Я нисколько не чувствую боли.

Я готов рассказать тебе поле.

Про волнистую рожь при луне

По кудрям ты моим догадайся.

Дорогая, шути, улыбайся,

Не буди только память во мне

Про волнистую рожь при луне.

Шаганэ ты моя, Шаганэ!

Там, на севере, девушка тоже,

На тебя она страшно похожа,

Может, думает обо мне…

Шаганэ ты моя, Шаганэ.

2 ведущий: В последние годы жизни Есенина все больше охватывают чувства исчерпанности своей идеи, завершенности творческого пути. Жизнь поэта, тончайшего лирика, мастера русского пейзажа, удивительно чуткого к запахам, цветам и краскам родной природы, трагически оборвалась в декабре 1925 года в Ленинграде, в гостинице «Англетер».

1 ведущий: За день до этого, он написал свое последнее стихотворение «До свиданья, друг мой, до свиданья…»

11 чтец:

До свиданья, друг мой, до свиданья.

Милый мой, ты у меня в груди.

Предназначенное расставанье

Обещает встречу впереди.

До свиданья, друг мой, без руки, без слова,

Не грусти и не печаль бровей, —

В этой жизни умирать не ново,

Но и жить, конечно, не новей.

2 ведущий: «Со времени Кольцова земля русская не производила ничего более коренного, естественного, уместного и родового, чем Сергей Есенин…», — сказал русский писатель Борис Пастернак. Остается добавить поэтическое, цветаевское:

И не жалость — мало жил,

И не горечь — мало дал, —

Много жил — кто в наши жил

Дни, все дал — кто песню дал.

Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат
(в правом нижнем углу экрана).

Понятие безударных гласных

Безударные гласные — это буквы, которые находятся в слабой позиции, то есть на них не падает ударение. Такие гласные делятся на два типа:

  • проверяемые;

  • непроверяемые.

А еще есть безударные гласные в корнях с чередованием.

Ударение — это выделение голосом гласного звука одного из слогов через повышение тона и длинное звучание. Безударные и ударные гласные в русском языке могут находиться в разных частях слова:

  • приставка;

  • корень;

  • суффикс;

  • окончание.

Чтобы верно выбрать правило, нужно определить, в какой морфеме находится гласная.

Проверяемые безударные гласные

В русском языке мы проверяем написание гласных букв А, О, И, Е, Я, когда они обозначают безударные гласные звуки.

Проверяемые безударные гласные в корне слова — это гласные, которые можно проверить ударением с помощью подбора родственных слов или изменением грамматической формы слова.

Чтобы избежать ошибок и правильно писать слова с проверяемыми безударными гласными, нужно запомнить правило.

Правило для проверяемых безударных гласных в корне слова

Чтобы проверить безударную гласную в корне слова нужно изменить слово так, чтобы эта гласная стала ударной.

Если гласная под ударением, значит ее хорошо слышно и очевидно, какую букву нужно написать. Если без ударения — применяем специальные правила.

В качестве проверочного слова может выступать:

  • Однокоренное слово (уменьшительно-ласкательные варианты, слова другой части речи).

    дождливый — дождь, лесной — лес.

  • Измененная форма этого же слова.

    грибы — гриб, зима — зимы.

Если в корне несколько безударных гласных, нужно подобрать слова для проверки каждой:

  • молодой — молод, молоденький.

Давайте узнаем, в корне каких слов есть проверяемые безударные гласные. При произношении слов голосом выделяется один гласный звук, а все остальные гласные оказываются без ударения:

  • соло́ма;

  • украше́ние;

  • при́городный.

В русском языке ударение в словах может падать на гласную любой морфемы:

  1. Приставки:

    • на́дпись

    • о́тсвет

    • вы́линять

  2. Суффикса:

    • отпили́ть

    • свежо́

    • удивле́ние

  3. Окончания:

    • золото́й

    • трава́

    • морско́й

Все эти слова объединяет то, что без ударения остались гласные корня, которые слышатся плохо. По этой причине могут возникать сомнения в выборе букв «о» или «а», «е» или «и».

Способы проверки безударных гласных в корне

Самый простой способ для проверки безударных гласных в корне — найти однокоренное слово, где сомнительный звук будет под ударением.

Алгоритм проверки безударного гласного звука в корне выглядит так:

  1. Поставить в слове ударение.

  2. Выделить корень.

  3. Найди гласную, которая нуждается в проверке.

  4. Подобрать проверочное слово так, чтобы на эту гласную падало ударение:

    • Найти однокоренное слово.

    • Пешком — пеший.

    • Изменить грамматическую форму.

    • Написать — напишет.

  5. Если проверочное слово подобрать не удалось, значит это непроверяемая безударная гласная. В этом случае поможет словарь.

Методы проверки безударных гласных в корне слова:

  1. Подобрать другое число. Вместо единственного — обратное, множественное и в обратную сторону.

    Трава — травы.

  2. Найти родственное слово по принципу «большой — маленький».

    Трава — травка.

  3. Подобрать уменьшительно-ласкательную форму.

    Трава — травушка.

  4. Найти другую часть речи с таким же корнем: к существительному — прилагательное, к глаголу — причастие.

    Трава — травяной.

Эти правила можно применять не всегда. Бывают случаи, когда ими нельзя воспользоваться — тогда можно обратиться к орфографическому словарю или выучить правила написания чередующихся гласных.

Безударные гласные в корне слова могут быть проверяемыми и непроверяемыми. Рассмотрим оба варианта.

Примеры проверки безударных гласных в корне с помощью подобранных родственных слов:

  • входи́ть — вход;

  • хитре́ц — хи́трый, хи́трость;

  • раздели́ть — разде́л;

  • загада́ть — зага́дка, зага́дочный.

Примеры проверки безударных гласных в корне с помощью изменения грамматической формы слов:

  • накорми́ть — нако́рмит;

  • хвали́ть — хва́лит;

  • нога́ — но́ги;

  • зализа́ть рану — ли́жет.

Теперь мы знаем, как определить безударную гласную в корне слова.

Чередующиеся безударные гласные

В русском языке часто встречаются слова с корнями, в которых гласные чередуются. Это правило проходят в 5 классе.

Написание чередующихся гласных зависит от таких условий:

  • ударение,

  • конечные согласные корня,

  • наличие суффикса -а-,

  • смыслового значения.

Корень

Правило

Примеры

-гар-

-гор-

Под ударением пишется А,

без ударения — О.

уга́рный, зага́р

загоре́лый, погоре́лец

Исключение: вы́гарки, и́згарь, при́гарь.

-клан-

-клон-

Без ударения пишется буква О,

под ударением то, что слышится

кла́няться

склоне́ние, укло́н,

наклони́ться

-твар-

-твор-

Без ударения пишется буква О,

под ударением в соответствии с произношением

тварь, сотвори́ть,

затво́р, притво́р

Исключение: у́тварь.

-зар-

-зор-

Без ударения пишется А,

под ударением то, что слышится

зарни́ца, за́рево

зо́ри, зо́ренька

Исключение: зорева́ть.

-плав-

-плав-

Всегда пишется буква А,

кроме двух слов: пловец, пловчиха

сплавля́ть, поплаво́к, плаву́честь

-кас-

-кос-

Буква А пишется, если за корнем следует -а-, О — в остальных случаях

касание, касательная

коснись, прикосновение

-мак-

-мок-

Буква А пишется в корне со значением «погружать в жидкость», буква О — «пропускать, впитывать жидкость»

макать

вымокнуть, намокнуть

-равн-

-ровн-

А пишется в корне со значением «одинаковый, равный», О — при значении «ровный, прямой»

равноправие, сравнять,

подровнять

Исключение: равнина,

уровень, поравняться,

поровну.

-раст-

-ращ-

-рос-

Буква А пишется перед ст, щ,

О — перед остальными буквами

отрасти, наращенный, поросль

Исключение: отрасль,

росток, ростовщик,

Ростов, Ростислав.

-скак-

-скоч-

Буква А пишется перед к, О — перед ч

скакалка, выскочка

Исключение: скачок.

-лаг-

-лож-

Буква А пишется перед г, О — перед ж

полагать, облагать

отложить, обложение

-бер-/-бир-

-дер-/-дир-

-мер-/-мир-

-пер-/-пир-

-тер-/-тир-

-жег-/-жиг-

-блест-/-блист-

-стел-/-стил-

-чет-/-чит-

Буква И пишется, если за корнем следует -а-, Е — в остальных случаях

набирать — наберу

отдирать — отдерешь

отмирать — отмереть

отпирать — отпереть

стирать — стереть

прижигать — прижег

блистать — блестящий

застилать — застелить

вычитать — вычеты

-им-/-а(я)

-ин-/-а(я)-

Сочетание -ИМ- или -ИН- пишется, если за корнем следует -а-

пережимать — пережать

занимать — занять

начинать — начать

Отработать новый материал на практике помогут онлайн-курсы по русскому языку в школе Skysmart.

Примеры слов с проверяемой безударной гласной в корне

Приведем примеры слов с безударными проверяемыми гласными А, О, И, Е, Я.

Буква «А» пишется в корне слов с проверяемой безударной гласной:

  • глаза́ — глаз, гла́зик;

  • частота́ — ча́стый;

  • накали́ть — накал;

  • испаре́ние — пар;

  • сократи́ть — кра́ткий;

  • плати́ть — опла́та, пла́тный;

  • окати́лась водой из ведра — ка́тит;

  • шаловли́вый — ша́лость;

  • начала́ — на́чал.

Букву «О» в корне слов проверим ударением:

  • наколи́ бабочку — ко́лет;

  • поглоща́ть — гло́тка;

  • угрожа́ть — угро́за;

  • умолять — мо́лит;

  • вышколи́ть — шко́ла;

  • топта́ть — то́пчет;

  • опоздать — по́здно

  • угомони́ть — го́мон.

Проверим букву «Е»:

  • учени́к — уче́ба;

  • обежа́ть дом — бег;

  • вперёд — спе́реди;

  • прореди́ть посевы — ре́дкий;

  • потеря́ть — поте́ря;

  • серьга́ — се́рьги;

  • освеще́ние — свет.

Если в корне проверочного слова пишется буква «ё», то в безударном положении поставим букву «е»:

  • пестрота́ — пёстрый;

  • весна́ — вёсны;

  • по́черк — зачёркнутый;

  • подвести́ — подвёл.

Буква «И» пишется в корне слов:

  • обижа́ть малыша — оби́да;

  • прожива́ть в доме — жить;

  • чистота́ в кухне — чи́стый;

  • списа́ть слова — пи́шет;

  • едине́ние — еди́нство.

Проверим букву «Я»:

  • разряди́ть ружьё — разря́д;

  • пристяжна́я лошадь — пристя́жка;

  • иссяка́ть — исся́кнуть;

  • посвятить поэму — свя́тость;

  • мячи́ — мяч;

  • увяда́ть от жары — вя́лый.

Примеры слов с непроверяемой безударной гласной в корне

Непроверяемую гласную в корне проверить нельзя — такие слова нужно просто запомнить. Нет правил, которые контролируют их написание. Часто это могут быть слова иностранного происхождения.

Слова с непроверяемым безударным гласным звуком в корне:

  • собака;

  • молоко;

  • карандаш;

  • картина;

  • диван;

  • бегемот;

  • человек;

  • горшок;

  • помидор;

  • огурец;

  • стакан;

  • крокодил;

  • потолок;

  • колодец;

  • кенгуру.

Примеры слов с безударной в суффиксе

Чтобы проверить безударную гласную в суффиксе, нужно подобрать слово с аналогичным ударным суффиксом:

  • умник (ученик);

  • говядина (осетрина);

  • платьишко (домишка);

  • бездельник (ученик);

  • смелость (злость);

  • храбрость (злость);

  • воспитанность (злость);

  • громко (хорошо);

  • радость (злость);

  • апельсиновый (дубовый);

  • резиновый (дубовый);

  • медведица (сестрица);

  • совесть (злость);

  • царапина (морщина);

  • сверстник (ученик).

Примеры слов с безударной гласной в окончании

Безударную гласную в окончании прилагательных можно проверить через вопрос: какая гласная стоит в вопросе — такую и пишем в окончании прилагательного.

Если нужно проверить безударную гласную в окончании существительного, нужно подобрать существительное этого же склонения и рода с ударным окончанием: точно такое же окончание пишется в проверяемом слове.

Примеры слов с безударной гласной в окончании:

  • высокого (какого?);

  • озеро (село);

  • кони (пони);

  • колено (окно);

  • синим (каким?);

  • поле (ружье).

Безударные гласные со смыслом

При изучении безударных гласных можно заметить слова, корни которых сходны по звучанию, но различны по смыслу. Вот примеры таких слов:

  • отварить (варить) — отворить (открыть).

  • полоскать (полощет) — поласкать (ласка).

  • посидела (сидеть) — поседела (седина).

  • примирять (мирить людей) — примерять (мерять одежду).

  • обежать (беш) — обижать (обида).

  • слезать (слезь) — слизать (облизывать).

  • запивать (пить) — запевать (петь).

  • посветить (свет) — посвятить (святость).

  • разредить (редкость) — разрядить (разряд).

  • спешите (спешить) — спишите (списать).

  • развевается (развеять) — развивается (развитие).

  • Расстилать постель как пишется
  • Расставить картинки по порядку и составить рассказ
  • Расст латься как пишется
  • Рассмотрите репродукцию картины нестерова видение отроку варфоломею подготовьте сочинение описание
  • Расспрашиваемый свидетель как пишется