Автор скрыт
09.04.2021.
Тест. Русский язык, 9 класс
Внимание! Все тесты в этом разделе разработаны пользователями сайта для собственного
использования.
Администрация сайта не
проверяет возможные ошибки,
которые могут встретиться в тестах.
Задание 5 ОГЭ по русскому языку. ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Вопрос 1
Укажите варианты ответов, в которых дано верное написание выделенного слова.
Варианты ответов
- ПОДВЕДЕНЫ (итоги) – в краткой форме причастия пишется столько же Н, сколько и в полной форме этого прилагательного.
- РАССТИЛАТЬСЯ – написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от его лексического значения.
- ВЫРАЩЕННЫЙ — написание безударной чередующейся гласной в корне зависит от согласных в конце корня.
- СЪЯЗВИТЬ — разделит. твёрдый знак пишется после приставок на согласную перед йотированной гласной
- РАСЦЕНИВАТЬ – на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква С.
Вопрос 2
Укажите варианты ответов, в которых дано верное написание выделенного слова.
Варианты ответов
- ВИДИМЫЙ — безударная гласная И в суффиксе причастия пишется, если оно образовано от глагола 2 спряжения
- ПОДЬЯЧИЙ — разделительный мягкий знак пишется перед йотированной гласной после приставки на согласную.
- ПРИСКАКАТЬ — правописание приставки определяется её значением — “приближение”.
- ПРИСКАКАТЬ — правописание чередующейся гласной зависит от суффикса а
- СКЛЕЕНЫ — в краткой форме имени прилагательного пишется столько же Н, сколько и в полной форме.
Вопрос 3
Укажите варианты ответов, в которых дано верное написание выделенного слова.
Варианты ответов
- ТВОРИТЕЛЬНЫЙ — написание безударной чередующейся гласной в корне зависит от УДАРЕНИЯ.
- РУМЯНЫЙ — одна буква Н пишется в отглагольных прилагательных, образованных от глаголов несовершенного вида, не имеющих ни приставок, ни зависимых слов.
- (решил много) ЗАДАЧ – в форме множественного числа имени существительного 3-го склонения, после шипящего буква Ь не пишется.
- (говорил) ПО-АНГЛИЙСКИ – наречие пишется через дефис, потому что оно образовано от основы имени прилагательного при помощи приставки ПО- и суффикса — И.
- СТАРОЖИЛЫ — написание безударной гласной А в корне слова необходимо проверить подбором однокоренного слова
Вопрос 4
Укажите варианты ответов, в которых дано верное написание выделенного слова.
Варианты ответов
- БЕЗВКУСНЫЙ — на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква З.
- ЗАРЕВАТЬ — написание безударной чередующейся гласной в корне зависит от УДАРЕНИЯ.
- БЕЗЫНИЦИАТИВНЫЙ — в словах с русскими приставками, которые оканчиваются на согласную, вместо И пишется Ы
- ДОСРОЧНО — наречие образовано от прилагательного с приставкой ДО- (досрочный), поэтому в суффиксе наречия пишется буква О.
- ЗАМОЧЕК — в суффиксе существительного пишется буква Е, потому что при склонении гласный выпадает.
Вопрос 5
Укажите варианты ответов, в которых дано верное написание выделенного слова.
Варианты ответов
- ДЕРЖАЩИЙ — в суффиксе действительного причастия прошедшего времени пишется буква А, потому что причастие образовано от глагола II спряжения держать.
- БЕСШУМНЫЙ — на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква С.
- КОСНУТЬСЯ — написание безударной чередующейся гласной в корне проверяется подбором однокоренного слова с ударной проверяемой гласной.
- ШОКИРОВАННЫЙ — в полных страдат. причастиях прошедшего времени с суффиксом -ИРОВА- пишется НН.
- НАВЗНИЧЬ — мягкий знак после шипящих на конце наречий пишется
Вопрос 6
Укажите варианты ответов, в которых дано верное написание выделенного слова.
Варианты ответов
- ПРЕВРАТНЫЙ (смысл) — правописание приставки ПРЕ- в этом слове необходимо запомнить.
- НЕДОСОЛИТЬ — НЕ с глаголом пишется слитно, потому что слово без НЕ не употребляется.
- ПРИГОРЮНИТЬСЯ — написание безударной гласной в корне проверяется подбором однокоренного слова с ударной проверяемой гласной.
- ОЦИНКОВАННЫЙ — в полных причастиях на -ованный, образованных от глаголов с суффиксом -ов- (-ев-), пишется НН.
- ЛЫЖНИЦЫ — в окончаниях слов после Ц пишется буква Ы.
Вопрос 7
Укажите варианты ответов, в которых дано верное написание выделенного слова.
Варианты ответов
- спортсмены БОРЮТСЯ – в окончании глагола I спряжения пишется Ю
- ДИАГНОСТИКА – безударная гласная корня А не проверяется, так как слово является словарным
- РАСШАТЫВАТЬ — на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква С.
- ПРИБЫТИЕ — приставка ПРИ- обозначает приближение, поэтому пишется буква И
- ЛОМАНАЯ (учеником парта) — в суффиксах полных страдательных причастий прошедшего времени пишется одна буква Н, если слово образовано от глагола совершенного вида
Вопрос 8
Укажите варианты ответов, в которых дано верное написание выделенного слова.
Варианты ответов
- ВЫБИРАТЬ — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от его лексического значения.
- СТАРИННАЯ (картина) – в прилагательном, образованном при помощи суффикса -Н- от существительного с основой на -Н, пишется две буквы НН
- НЕ ВЫУЧЕННОЕ учеником правило — частица НЕ с причастием, имеющим зависимое слово, пишется раздельно
- В ТЕЧЕНИЕ года – имя существительное с предлогом В пишется раздельно и оканчивается на букву Е
- ЗАРНИЦА – в слове пишется безударная гласная корня А, проверяемая ударением
Вопрос 9
Укажите варианты ответов, в которых дано верное написание выделенного слова.
Варианты ответов
- ДЕШЁВЫЙ — в прилагательном под ударением пишется суффикс –ЁВ-
- КОСНУТЬСЯ — безударная гласная в корне проверяется ударением, поэтому в корне пишется буква О
- МЕЖИНСТИТУТСКИЙ – после приставки МЕЖ- начальная гласная корня И всегда сохраняется
- ЗАКОННО — в наречии, образованном от прилагательного с -НН-, пишется две Н
- НЕ ЗНАЯ — НЕ с глаголом всегда пишется раздельно
Вопрос 10
Укажите варианты ответов, в которых дано верное написание выделенного слова.
Варианты ответов
- НЕЧИЩЕНЫЙ пол – полное страдательное причастие с приставкой НЕ- пишется слитно
- ПО-НЕМЕЦКИ – наречие пишется через дефис, потому что оно образовано от основы имени прилагательного при помощи приставки ПО- и суффикса -И.
- ЗАГОРЕТЬ — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от его лексического значения.
- ВСЛЕДСТВИЕ (дождя) — это предлог, поэтому слово пишется слитно и на конце буква Е
- СЖАТЬ — в приставке перед звонким согласным корня пишется С
Проклова Елизавета Алексеевна
17.11.2021.
Тест. Русский язык, 9 класс
Внимание! Все тесты в этом разделе разработаны пользователями сайта для собственного
использования.
Администрация сайта не
проверяет возможные ошибки,
которые могут встретиться в тестах.
Тест-зачёт направлен на проверку знаний по орфографии.
Вопрос 1
Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
Варианты ответов
- 1) РАССТАВЛЯТЬ — на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква С.
- 2) РЕШЕНА (задача) — в краткой форме имени прилагательного пишется столько же Н, сколько и в полной форме этого прилагательного.
- 3) ПРИКАСАТЬСЯ — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от его лексического значения.
- 4) (устал от) НЕУДАЧ — в форме множественного числа имени существительного 3-го склонения после шипящего буква Ь не пишется.
- 5) (объяснялся) ПО-НЕМЕЦКИ — наречие пишется через дефис, потому что оно образовано от основы имени прилагательного при помощи приставки ПО- и суффикса -И.
Вопрос 2
Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
Варианты ответов
- 1) СДВИНУЛ — Приставка неизменяемая.
- 2) ПЧЕЛИНЫЙ (укус) — в суффиксе -ИН- отымённых прилагательных пишется одна -Н-.
- 3) ЗАРЯ — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от суффикса, который следует за корнем.
- 4) (созревшая) РОЖЬ — в именах существительных 1-го склонения после шипящего буква Ь пишется.
- 5) (взять бы) ЧТО-НИБУДЬ — наречие пишется через дефис, потому что с суффиксом НИБУДЬ слова пишутся через дефис.
Вопрос 3
Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
Варианты ответов
- 1) НЕ ВЫПОЛНЕННОЕ (вовремя задание) — НЕ с прилагательным пишется раздельно, потому что нельзя заменить слово синонимом.
- 2) ЧУГУННОЕ (литьё) — в прилагательном, образованном от существительного с основой на -Н, с помощью суффикса -Н- пишется -НН- на стыке морфем.
- 3) ЗАСТЕЛИТЬ (постель) — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от значения.
- 4) (кофе) ГОРЯЧ — на конце кратких прилагательных после шипящего буква Ь не пишется.
- 5) (повернули на) ЮГО-ВОСТОК — сложные имена прилагательные, образованные повторением слов, пишутся через дефис.
Вопрос 4
Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
Варианты ответов
- 1) ПРОКОПАЕТ (траншею) — в безударном положении в окончании глагола пишется Е, потому что это глагол-исключение.
- 2) (ведёт себя) РАСКОВАННО — в кратком прилагательном пишется -НН-.
- 3) ЗАГОРАТЬ (на пляже) — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от суффикса.
- 4) (хорошо) РИСУЕШЬ — на конце глагола после шипящего буква Ь пишется.
- 5) (кофе) ПО-ВОСТОЧНОМУ — Наречия на -ОМУ с приставкой ПО- пишутся через дефис.
Вопрос 5
Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
Варианты ответов
- 1) ПРЕОДОЛЕТЬ — приставка ПРЕ- пишется в значении ПЕРЕ-.
- 2) РАНО (встать) — в суффиксах наречий пишется -Н-.
- 3) (с) ЗАМИРАНИЕМ (сердца) — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от суффикса.
- 4) (детский) ПЛАЧ — в форме мужского рода имени существительного 1-го склонения после шипящего буква Ь не пишется.
- 5) (работать) НЕ БУДУ — с приставкой НЕ- глаголы всегда пишутся раздельно.
Вопрос 6
Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
Варианты ответов
- 1) ПРИОТКРЫЛ (дверь) — приставка ПРИ- пишется в значении неполноты действия.
- 2) (книги) КУПЛЕНЫ — в отглагольном прилагательном пишется -Н-.
- 3) (цыплята) ПОДРОСЛИ — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от суффикса.
- 4) НЕ надеясь (на успех) — НЕ с глаголом пишется раздельно.
- 5) ПОЛУАВТОМАТ — слова с ПОЛУ- пишутся слитно.
Вопрос 7
Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
Варианты ответов
- 1) ЦИРКУЛЬ — в корне слове буква И обозначает мягкость предшествующего согласного.
- 2) ПРЕГРАДИТЬ (путь) — написание приставки определяется её значением, близким к значению приставки ПЕРЕ-.
- 3) КОСИТЬ (траву) — написание чередующейся гласной в корне слова проверяется наличием/отсутствием в слове суффикса -А-.
- 4) РЕЗАНЫЕ (овощи) — в суффиксе имени прилагательного, образованного от имени существительного с помощью суффикса -АН-, пишется Н.
- 5) ДРУЖОК — в суффиксе имени существительного после шипящей под ударением пишется буква О.
Вопрос 8
Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
Варианты ответов
- 1) РАСЦЕНИВАТЬ — на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква С.
- 2) ПОДВЕДЕНЫ (итоги) — в краткой форме имени прилагательного пишется столько же Н, сколько и в полной форме этого прилагательного.
- 3) РАССТИЛАТЬСЯ — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от его лексического значения.
- 4) (решил много) ЗАДАЧ — в форме множественного числа имени существительного 3-го склонения после шипящего буква Ь не пишется.
- 5) (говорил) ПО-АНГЛИЙСКИ — наречие пишется через дефис, потому что оно образовано от основы имени прилагательного при помощи приставки ПО- и суффикса -И.
Вопрос 9
Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
Варианты ответов
- 1) (рыба) ПО-ИСПАНСКИ — в наречии приставка ПО- пишется через дефис, потому что слово оканчивается на суффикс -И.
- 2) ЗАПЕРЕТЬ (дверь) — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от лексического значения.
- 3) СЛОЖИТЬ (оружие) — на конце приставки перед глухим согласным пишется буква С.
- 4) ПОДЫГРАТЬ — после русской приставки, оканчивающейся на согласный, в корне пишется буква Ы.
- 5) ПЯТЬСОТ — в имени числительном пишется разделительный Ь.
Вопрос 10
Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
Варианты ответов
- 1) РАСЦАРАПАТЬ — на конце приставки перед буквой, обозначающей звонкий согласный звук, пишется буква С.
- 2) РАСКЛЕИВШИЙ (страницы) — написание гласной перед суффиксом -вш- действительного причастия прошедшего времени зависит от принадлежности к спряжению глагола.
- 3) ПОДЫТОЖИТЬ — после русской приставки, оканчивающейся на согласный, пишется буква Ы.
- 4) НЕВЗРАЧНЫЙ — слово не употребляется без НЕ, поэтому пишется слитно.
- 5) (осталось) ПОЛЧАСА — слова с ПОЛ- всегда пишутся слитно.
#1. Укажите предложение, в котором есть нарушение синтаксической нормы
C. «На берегу пустынных волн» Невы стоит Пётр и думает о городе, который будет здесь построен и предназначенный стать окном России в Европу.
C. «На берегу пустынных волн» Невы стоит Пётр и думает о городе, который будет здесь построен и предназначенный стать окном России в Европу.
A. По приезде в санаторий отец сразу же пошёл к врачу.
A. По приезде в санаторий отец сразу же пошёл к врачу.
B. Тот, кто ищет безопасности, теряет всё.
B. Тот, кто ищет безопасности, теряет всё.
#2. Укажите предложение, в котором есть нарушение синтаксической нормы
B. Однажды, благодаря тихому ходу поезда, Вася явственно разглядел лицо молодого задумчивого человека.
B. Однажды, благодаря тихому ходу поезда, Вася явственно разглядел лицо молодого задумчивого человека.
A. Все, кто могли, выбежали к реке.
A. Все, кто могли, выбежали к реке.
C. Прошу вас оплатить проезд в оба конца.
C. Прошу вас оплатить проезд в оба конца.
#3. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы)
A. Критики приняли спектакль благосклонно.
A. Критики приняли спектакль благосклонно.
C. Благодаря хозяйку, мы стали с ней прощаться.
C. Благодаря хозяйку, мы стали с ней прощаться.
B. Николай всегда был собеседником более интересным, нежели чем его брат.
B. Николай всегда был собеседником более интересным, нежели чем его брат.
#4. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы)
B. Дядя и племянница садились у чайного стола и слушали рассказ старой няни.
B. Дядя и племянница садились у чайного стола и слушали рассказ старой няни.
A. Синонимы – это богатство языка.
A. Синонимы – это богатство языка.
C. Я люблю и наслаждаюсь морем.
C. Я люблю и наслаждаюсь морем.
#5. Укажите предложение, в котором нет грамматической ошибки.
C. Все силы спасателей были направлены, чтобы удержаться и не поддаться панике.
C. Все силы спасателей были направлены, чтобы удержаться и не поддаться панике.
A. В “Науке и жизни” печатают много полезной информации.
A. В “Науке и жизни” печатают много полезной информации.
B. Эти претензии ни на чем не обоснованы.
B. Эти претензии ни на чем не обоснованы.
#6. В каком предложении нет грамматической ошибки
C. Вопреки прогнозам метеорологов пошёл дождь.
C. Вопреки прогнозам метеорологов пошёл дождь.
B. Летом я поеду до дедушки в деревню.
B. Летом я поеду до дедушки в деревню.
A. С Ростова я вернулась поздним вечером.
A. С Ростова я вернулась поздним вечером.
#7. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущенынарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм
A. Каждый, кто читал повесть А. С. Пушкина «Капитанская дочка», сочувствуют главным героям.
A. Каждый, кто читал повесть А. С. Пушкина «Капитанская дочка», сочувствуют главным героям.
б) Замирает на мгновение сердце и вдруг застучит вновь.
б) Замирает на мгновение сердце и вдруг застучит вновь.
B. Замирает на мгновение сердце и вдруг застучит вновь.
B. Замирает на мгновение сердце и вдруг застучит вновь.
#8. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущенынарушение связи между подлежащим и сказуемым
A. О творчестве великого композитора П. И. Чайковского повествуется в рассказе К. Г. Паустовского «Скрипучих половицах».
A. О творчестве великого композитора П. И. Чайковского повествуется в рассказе К. Г. Паустовского «Скрипучих половицах».
B. Каждый, кто читал повесть А. С. Пушкина «Капитанская дочка», сочувствуют главным героям.
B. Каждый, кто читал повесть А. С. Пушкина «Капитанская дочка», сочувствуют главным героям.
б) Каждый, кто читал повесть А. С. Пушкина «Капитанская дочка», сочувствуют главным героям.
б) Каждый, кто читал повесть А. С. Пушкина «Капитанская дочка», сочувствуют главным героям.
#9. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущеныошибка в построении сложного предложения
б) Человеку показалось то, что это сон.
б) Человеку показалось то, что это сон.
B. Человеку показалось то, что это сон.
B. Человеку показалось то, что это сон.
A. Замирает на мгновение сердце и вдруг застучит вновь.
A. Замирает на мгновение сердце и вдруг застучит вновь.
#10. Укажите предложение, в котором есть нарушение синтаксической нормы
A. Перед дуэлью Печорин любуется природой, а Вернер спрашивает, что написал ли он своё завещание.
A. Перед дуэлью Печорин любуется природой, а Вернер спрашивает, что написал ли он своё завещание.
C. Я очень люблю мою сестру и скучаю по ней.
C. Я очень люблю мою сестру и скучаю по ней.
B. В стихотворении «Элегия», одном из самых любимых своих стихов, Некрасов как бы подводит итог своему творчеству.
B. В стихотворении «Элегия», одном из самых любимых своих стихов, Некрасов как бы подводит итог своему творчеству.
#11. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы)
C. Мы выписываем журнал «Природа»
C. Мы выписываем журнал «Природа»
A. Одни задавали вопросы, а другие на них отвечали.
A. Одни задавали вопросы, а другие на них отвечали.
B. Ознакомьтесь со списком учеников, сдавшими экзамен
B. Ознакомьтесь со списком учеников, сдавшими экзамен
#12. В каком предложении нет грамматической ошибки
A. Одним из русских писателей, подробно описавшего русский быт, был Иван Бунин.
A. Одним из русских писателей, подробно описавшего русский быт, был Иван Бунин.
B. Он в своих высказываниях недалёк к истине.
B. Он в своих высказываниях недалёк к истине.
C. Поезд пришёл согласно расписанию.
C. Поезд пришёл согласно расписанию.
#13. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы)
A. В комедии «Недоросль» развёртывается конфликт, которым ведут герои.
A. В комедии «Недоросль» развёртывается конфликт, которым ведут герои.
C. Человек обязан жить вопреки бессмыслице жизни, ибо он не знает своего будущего.
C. Человек обязан жить вопреки бессмыслице жизни, ибо он не знает своего будущего.
B. Ю.M. Лермонтова волнует философский вопрос о смысле бытия, который он ставит перед нами в своём стихотворении «Три пальмы».
B. Ю.M. Лермонтова волнует философский вопрос о смысле бытия, который он ставит перед нами в своём стихотворении «Три пальмы».
#14. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы)
A. Все обсуждали хорошую тёплую осень и что зима наступит нескоро.
A. Все обсуждали хорошую тёплую осень и что зима наступит нескоро.
C. На рассвете путники покинули свой привал и пошли дальше.
C. На рассвете путники покинули свой привал и пошли дальше.
B. Мы надеялись, что кто-нибудь останется и сможет смотреть за домом.
B. Мы надеялись, что кто-нибудь останется и сможет смотреть за домом.
#15. Укажите предложение, в котором есть нарушение синтаксической нормы
A. В прежнее время он умел не только управлять, но и играть силой своей воли.
A. В прежнее время он умел не только управлять, но и играть силой своей воли.
C. Сказки любят как дети, но и взрослые.
C. Сказки любят как дети, но и взрослые.
B. В «Обломове» Гончарову удалось показать пороки всего дворянского класса.
B. В «Обломове» Гончарову удалось показать пороки всего дворянского класса.
#16. Укажите предложение с грамматической ошибкой
A. Зимой он очень тосковал по южному морю.
A. Зимой он очень тосковал по южному морю.
B. Я не претендую на эту должность.
B. Я не претендую на эту должность.
C. В пьесе “Вишнёвом саде” Чехов показал представителей нового поколения России.
C. В пьесе “Вишнёвом саде” Чехов показал представителей нового поколения России.
#17. Укажите предложение, в котором есть нарушение синтаксической нормы
A. Те, кто собирается в путешествие по делу или для удовольствия, имеют в своём распоряжении различные виды транспорта.
A. Те, кто собирается в путешествие по делу или для удовольствия, имеют в своём распоряжении различные виды транспорта.
C. Иван Васильевич, герой рассказа «После бала», любит и восторгается Варенькой.
C. Иван Васильевич, герой рассказа «После бала», любит и восторгается Варенькой.
B. Похоронив отца, Григорий сам заболевает тифом и остаётся в живых только благодаря преданности и самоотверженности Прохора.
B. Похоронив отца, Григорий сам заболевает тифом и остаётся в живых только благодаря преданности и самоотверженности Прохора.
#18. Укажите предложение, в котором нет грамматической ошибки
C. По истории нам задано пересказ параграфа.
C. По истории нам задано пересказ параграфа.
B. Схемы показывают и помогают лучше усвоить многие правила русского языка.
B. Схемы показывают и помогают лучше усвоить многие правила русского языка.
A. На выставке представлена не только живопись, но и скульптура.
A. На выставке представлена не только живопись, но и скульптура.
#19. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущенынарушение в построении предложения с причастным оборотом
б) Иллюстрации к рассказам всем очень понравились, присланные на конкурс.
б) Иллюстрации к рассказам всем очень понравились, присланные на конкурс.
A. Каждый, кто читал повесть А. С. Пушкина «Капитанская дочка», сочувствуют главным героям.
A. Каждый, кто читал повесть А. С. Пушкина «Капитанская дочка», сочувствуют главным героям.
B. Иллюстрации к рассказам всем очень понравились, присланные на конкурс.
B. Иллюстрации к рассказам всем очень понравились, присланные на конкурс.
#20. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы)
C. Осуждая своих современников, М.Ю. Лермонтов пишет о том, что я печально смотрю на своё поколенье.
C. Осуждая своих современников, М.Ю. Лермонтов пишет о том, что я печально смотрю на своё поколенье.
A. В газете «Панорама нашей жизни» появилась статья, посвящённая проблемам молодёжи.
A. В газете «Панорама нашей жизни» появилась статья, посвящённая проблемам молодёжи.
B. А.С. Пушкин по-доброму относится к Татьяне и восхищается ею.
B. А.С. Пушкин по-доброму относится к Татьяне и восхищается ею.
Научиться работать со своими орфографическими ошибками — необходимое умение для каждого ученика, который хочет быть грамотным и хорошо учиться. В этой статье приведены правила, алгоритмы и тренировочные упражнения для закрепления полученных знаний на уроках русского языка в посбукварный период.
Мало знать правило! Его нужно уметь применять на практике!!!
ПАМЯТКА
Как работать с орфографическими ошибками
- Если в слове пропущена, переставлена или не дописана буква, запиши это слово правильно, разделив его на слоги.
- Если допущена ошибка на правило, определи на какое. Вспомни это правило или посмотри его в учебнике.
- Запиши слово правильно, подчеркни одной чертой орфограмму и объясни графически её написание.
- Подбери 2—3 примера на то же правило и запиши эти слова.
Например:
- Допустим, ты пропустил ь в слове деньки. Записываешь это слово правильно, деля его на слоги: день-ки.
- Допустим, ты написал с маленькой буквы название города. Вспоминаешь правило: названия городов пишутся с большой буквы. Записываешь слово правильно, рядом пишешь 2—3 своих примера и подчёркиваешь орфограмму: Москва, Тамбов, Ярославль, Самара.
- Допустим, ты сделал ошибку в слове сугроб: вместо б написал п. Вспоминаешь правило: чтобы проверить парный согласный на конце слова, нужно изменить слово так, чтобы после согласного звука стоял гласный. Запи- сываешь слово правильно, пишешь проверочное слово. Подбираешь 2—3 своих примера: сугроб — сугробы, огород — огороды, гараж — гаражи.
Разберем все орфограммы 1 класса по русскому языку, а также выполним необходимые упражнения.
Мягкий знак на конце слова
Буква ь не обозначает звука.
Ь показывает, что согласный звук перед ним произносится мягко: соль, тень, букварь.
Это простая орфограмма, но нужно отнестись к ней серьёзно. Мягкий знак на конце слова не только делает согласный звук мягким, он может полностью изменить значение слова, поменять часть речи и т.д.
Карточка 1
Измени слова так, чтобы на конце их был согласный мягкий звук.
Например: дал — даль
угол — …, ел — …, кон — …, брат — … , дан — …, пар — … .
Карточка 2
Вставь подходящие по смыслу слова. Подчеркни мягкий знак на конце слова.
- У Даши сильный____________. блины.
- Определи___________арбуза. Дождь шёл день.
- — хищный зверёк. Хорошо поёт школьный_____________.
Слова для справок: жарь, жар, вес, весь, хор, хорь.
Карточка 3
Спиши скороговорку, деля слова на слоги.
Сидят на пне тихонько опять пять опят, пять опёнков.
Мягкий знак в середине слова
Буква ь не обозначает звука.
Ь показывает, что согласный звук перед ним произносится мягко: тюльпан, зорька, коньки.
Карточка 4
Измени слова так, чтобы выделенный согласный звук стал мягким.
Полка — …, уголки — …, банка — …, галка — … .
Карточка 5
Вставь пропущенные буквы. Раздели слова для переноса.
пузыр..ки, огон..ки, ден…ки, тюл…пан, пен…ки, звер…ки, кон…ки, гор…кий, мален..кий.
Карточка 6
Измени слова по образцу. Раздели их на слоги.
слабый — сла-бень-кий, хороший — …, синий — …, малый — …, серый — …, белый — …, узкий — …, толстый — … .
Сочетания ЧК, ЧН, НЧ
В сочетаниях чк, чн, нч мягкий знак (ь) не пишется: кошечка, печник, кончик.
Карточка 7
Выполни задание по образцу. Подчеркни сочетаниячк.
Туча — маленькая тучка. Облако — лёгкое… .Курица — пёстрая … . Ветка гибкая … .
Карточка 8
Запиши слова в три столбика (ЧК, ЧН, НЧ)
Снегурочка, одуванчик, птенчик, сказочный, цветочки, отлично, Ирочка, венчик, молочный, пончики, курочка.
Карточка 9
Допиши предложения, используя слова из упражнения.
(кто?) пьёт (какой?) коктейль. (кто?) — (какой?) персонаж.
Сочетание ЖИ — ШИ
ЖИ, ШИ всегда пиши с буквой И.
Карточка 10
Вставь пропущенные буквы. Раздели слова на 2 столбика и спиши.
Ж..знь, ж..р, пуш..нка, кувш..н, луж.., ш..рота, стриж.., камыши, лыж.., ш..пы, пуш..стый, чиж..к, душ..стый, ж..вотное, мыш.., чуж..е, снеж..нка, уш..б, друж..ть, ош..бка, ш..шка, верш..на.
Карточка 11
Напиши по образцу. Обозначь орфограмму.
Спелая груша — спелые груши, белый ландыш — …, весёлый чиж — …, колючий ёж — …, серая мышь — …, высокий камыш — …, быстрый стриж — …, большая лужа — … .
Карточка 12
Ответь одним словом. Спиши.
Что растёт на сосне? Ш…
Утром — завтрак, днём — обед, а вечером?
Как ещё называют дикую розу?
Какое длинношеее животное живёт в Африке?
Карточка 13
Вставь жи или ши.
- Ды.. полной грудью. 2. ..ла в мешке не утаишь. Клубника любит ..рную почву. 4. Данила сделал в диктанте одну о..бку. 5. У лисы ры..й пу..стый хвост. 6. В кув..не пенился ..пучий квас. 7. Я умею дру..ть.
Сочетания ЧА, ЩА
ЧА, ЩА всегда пиши с буквой А.
Карточка 14
- Запиши слово, в котором 2 слога, 4 буквы и есть сочетания и ЧА, и ЩА.
- Вставь ча или ща. Обозначь орфограмму.
Обещай, ов..рка, уда.., уго..й, кроль..та, защи..й, тыся.., ко..н, пло..дка, отве..й, ка..ет, сквор..та, зай..та, ..вель.
Карточка 15
Вставь пропущенные буквы.
Не трещ…т больше морозы. На стене висят ..сы .Солнце ярко освещ…ет землю. Оживает наша рощ… . Журч…т вовсю ручьи. Сегодня мы видели первого грач… . Прощ…й, зима! Мы встреч…ем долгожданную весну.
Карточка 16
Догадайся, какое слово пропущено. Напиши.
Удивляется наш Сашка:
— Блюдце есть, а где же ?
Плывёт по небу дождь плакучий.
Эта грозовая .
Сочетания ЧУ, ЩУ
ЧУ, ЩУ всегда пиши с буквой У.
Карточка 17
Вставь чу или щу. Обозначь орфограмму. Спиши.
Я тебя и.., кри.. .
Так тебя найти хо.. .
И я больще не вор.. .
Тихо так сижу. Мол.. .
Карточка 18
Вставь чу или щу. Обозначь орфограмму.
Мальчуган, ..ка, ..дак, ..кчи, ..пальца, коль..га, ..рилась, ..гун, .. десный, ..пать, ..вство, ..чело, ..лки.
Карточка 19
Что я делаю (сделаю)? Допиши слова. Вставь ЧУ или ЩУ:
И.. друга, вскипя.. чай, громко кри.., чполо.. бельё, опу..сь на дно, расчи.. двор, лихо прока.., вкручу лампу, начи.. до блеска, опла.. покупку, напу.. страху, нау.. читать, нато.. нож.., выу.. стихотворение.
Карточка 20
Произнеси скороговорку быстро и чётко. Выпиши слово с сочетанием щу и раздели его для переноса всеми возможными способами.
Не тот товарищи товарищу товарищ, кто при товарищах товарищу товарищ, а тот товарищи товарищу товарищ, кто без товарищей товарищу товарищ.
Большая буква в именах, отчествах и фамилиях.
Имена, отчества и фамилии пишутся с большой буквы: поэт Александр Сергеевич Пушкин
Карточка 21
Запиши полные имена.
Например: Даша — Дарья; Ваня — Иван.
Света, Андрюша, Ксюша, Илюша, Серёжа, Оля, Коля, Алёша Вика, Володя.
Карточка 22
Запиши фамилии писателей в алфавитном порядке. Подчеркни заглавную букву.
Чехов, Сутеев, Носов, Пришвин, Андерсен, Сладков, Пушкин, Чуковский, Бианки.
Карточка 23
Запиши своё полное имя (имя, отчество и фамилию). Если сможешь, то напиши имя, отчество и фамилию мамы и папы.
Большая буква в кличках животных
Все клички животных пишутся с заглавной буквы.
Карточка 24
Придумай и запиши клички животных.
Корова __________ , конь ___________ , коза _________ , поросёнок _________ , курочка _________ , хомяк _________ , попугай _________ , черепаха __________ .
Карточка 25
Подбери клички котятам.
У кошки Мурки родились пять чудесных котят. Мы дали им клички: … , … , … , … , … .
Карточка 26
В левый столбик выпиши клички собак, а в правый — клички кошек.
Барсик, Дружок, Трезор, Мурзик, Каштанка, Лайка, Васька, Пушок, Жучка, Мурка, Бобик, Шакира, Тузик.
Большая буква в названиях городах, деревень, сёл и рек.
Названия улиц, деревень, сёл, городов и рек пишутся с заглавной буквы.
Карточка 27
Вставь подходящие по смыслу слова.
Моя подруга Ксюша живёт в красивом городе … . Он расположен на реке … . Летом Ксюша уезжает к бабушке в деревню … . Там она купается в речке … , загорает.
Слова для справок: Санкт-Петербурге, Неве, Жуковку, Клязьме.
Карточка 28
Объедини слова в пары по смыслу и напиши через запятую.
Суздаль. Река. Садовая. Улица. Город. Деревня. Волга. Гавриловка.
Предлоги
Предлоги с другими словами пишутся раздельно: на крыше, в марте, под окном.
Как узнать предлог в предложении?
Сравни:
В небе летали стрижи.
В голубом небе летали стрижи.
Между предлогом и именем существительным можно вставить другое слово:
в небе, в голубом небе
Карточка 29
Ссоставь и спиши предложения. Выдели предлоги.
по, от, бежит, полю, волка, заяц.
поляне, прыгали, в, на, лесу, белочки.
на, лошади, лугу, пасутся.
от, укрылись, деревом, дождя, девочки, под.
доме, мы, в, живем, кирпичном.
Карточка 30
Вставь между предлогом и именем существительным другое слово. Выдели предлоги.
Над цветами — над душистыми цветами. В кувшине —… . Под сосной —… . За домом —… . У колодца —… . На поляне —… . По улице —… . К маме — … . С сестрой — … .
Карточка 31
Выполни задание по образцу.
Молочные продукты — продукты из молока. Грибной суп — … . Земляничное варенье — … . Каменный дом — … . Овощной салат — … . Хрустальная ваза — … . Деревянные игрушки — … . Ягодный компот — … .
Парные согласные на конце слова
Чтобы проверить парный согласный на конце слова, нужно изменить слово так, чтобы после согласного звука стоял гласный:
арбуз — арбузы, шарф — шарфы
Карточка 32
Вставь пропущенные буквы. Напиши проверочные слова.
Сугро.. —…, жёлу…ь — …, моро… — …, шала… —…, клю… —…, гри.. — …, холо —…, ду.. — …, сторо.. —…, шка.. —…, жира.. —…, мы..ь —… .
Карточка 33
Вставь пропущенные буквы и закончи предложения.
- Ду.. — это .
- Ястре.., стри.., голу..ь, лебе..ь, дроз.., чи.. — это .
- Медве..ь и вол.. — это .
- Морко..ь — это .
- Четвер.. — это .
- Сель..ь, кара..ь, кар.., ёр.. — это .
- Шка.. и комо.. — это .
- Дож..ь и сне.. — это .
- Люти.. и ланды.. — это .
Родственные слова
Слова, которые имеют одинаковый корень, называются родственными:
зелень, зеленый, зеленеть.
Не путай!!! Сад, садовник, садовый — это родственные слова, а в саду, садом, о саде — это формы слова сад.
Карточка 34
Зачеркни в каждой строке «лишнее» слово.
- Голубь, голубка, голубика, голубятня.
- Пятнышко, пять, пятно, пятнистый.
- Оса, осина, осинка, осиновый.
Карточка 35
Выпиши сначала родственные слова, а затем формы слова облепиха.
Облепиха
Этот куст облепихи
И оранжев, и густ.
Облепихой облеплен
Облепиховый куст.
(Ю. Насимович)
Карточка 36
Вставь, где нужно, пропущенные буквы. Спиши.
МЕДВЕ…Ь
Пришла весна. Ст..ят отлич…ные солнеч…ные ден…ки. В л..су нач…л т..мнеть сне.. . На д..ревьях появилис… поч…ки. Вот под с..сной зашевелился сугро… . Выле.. медве…ь. Он зевнул, пот..нулся и заш..гал в чащ… леса. Какой он худой! Ещё осенью он лёг в берлогу и заснул. Шумела метел…, а косолапый крепко спал.
Безударные гласные в корне слова
Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, нужно изменить слово так, чтобы эта гласная стала ударной:
травá— травы, снежо́к — снег, волнá— волны.
Карточка 37
Вставь пропущенные буквы и напиши проверочные слова. Поставь ударение и подчеркни безударную гласную в корне слова.
Гл…за, п…роход, н…чной, в…лчонок, пл…хой, д…ждливый, тр…винка, п…левой, с…ва, с..харок, м…рской, пл…щадка, т…хонько, б…льчонок, м…довый, т…шина, ст…на, р…чной, м..ховой, см…яться, ц…почка, д…ревья.
Карточка 38
Вставь пропущенные буквы и напиши проверочные слова. Поставь ударение и подчеркни безударную гласную в корне слова.
М…лыш, р…га, …зёрный, кр…ты, пов..р, м…стовая, хв…статый, п…стовой, к..лосья, дв..ровый, ст…рик, стр…ка, к…пьё, пл…ды, п…ляна, п..лезный, ств…лы, б…леет, ч…щоба, на кр…ю, с…довый.
Карточка 39
Вставь пропущенные буквы и напиши проверочные слова. Поставь ударение и подчеркни безударную гласную в корне слова.
С…лонка, м…слёнка, пог…ворить, м…его, выс…та, к…роткий, вд…хнуть, з…вут, к…мок, ск..зать, спр…сить, к…льцо, п…стух, стр…на, г…лодный, др…жать, прик…зать, позв…нить, х..лодный, ст…рона, к…тёнок.
Полезные статьи для 1 класса
Диктанты 1 класс
Лента букв и звуков
Перенос слов. Карточки с заданиями.
Словарные слова 1 класс
Безударные гласные в корне слова: карточки с заданиями
Парные согласные: карточки с заданиями
Тексты для списывания 1 класс
Тексты для проверки техники чтения в 1 классе
Как проверить технику чтения
Как улучшить технику чтения ребенка
Предлагаю также вам скачать тексты для улучшения техники чтения, развития речи, внимания и мышления ребенка.
Хорошая техника чтения и понимание прочитанного — залог успешной учёбы!
Профессиональный тренинг по скорочтению и развитию речи ребёнка. Задания тренинга великолепно работают и дают хорошие результаты.
Если вы УЧИТЕЛЬ, то у вас будет готовый комплект специальных текстов, заданий по скорочтению и развитию речи, отдельные странички которого удобно распечатывать.
Если вы РОДИТЕЛЬ, который очень хочет, чтобы его ребёнок повысил свою скорость чтения хотя бы в 2-3 раза, то тренинг поможет вам сделать это самостоятельно, не прибегая к помощи специалиста.
Желаемый результат — это не случайность, это итог правильных действий.
Ольга Наумова ТРЕНИНГ «Скорочтение и развитие речи» скачать
Регулярно грамотно проверяйте скорость чтения своего ребёнка. И помните, что регулярные ежедневные занятия дадут самый заметный результат. Желаю удачи!
С уважением, Ольга Наумова
Заходите также в КНИЖНУЮ ЛАВКУ!
Благодарю, что поделились статьей в социальных сетях!
Инфоурок
›
Русский язык
›Презентации›Задание 9 ЕГЭ по русскому языку. Правописание корней
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Описание слайда:
Задание 9 ЕГЭ по русскому языку 2022. Правописание корней: Теория и практика
Презентацию составила: учитель русского языка и литературы ГБОУ «СОШ с.п. Ольгетти» Точиева Зина Мусаевна -
2 слайд
Описание слайда:
ОРФОГРАФИЯ — это раздел науки о языке, в котором изучаются правила написания слов.
Орфографический анализ слова подразумевает не только знание всех правил орфографии, но и умение применить правило, найти причину того или иного написания слова.
Помимо орфографических правил необходимо уметь правильно определять части речи и части слова (то есть производить морфологический и морфемный анализ слова)
-
3 слайд
Описание слайда:
Все правила правила орфографии можно условно разделить на 2 группы:
Написание зависит от части речи слова, которое необходимо написать правильно.
Написание зависит от части слова, в которой находится орфограмма.
Презентацию составила: учитель русского языка и литературы ГБОУ «СОШ с.п. Ольгетти» Точиева Зина Мусаевна -
4 слайд
Описание слайда:
Морфемика – раздел науки о языке, который изучает морфемы, т.е. части слова.
Корень – главная морфема в слове, это общая часть родственных слов, в которой заключено их лексическое значение.
Приставка – морфема, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.
Суффикс – это морфема, которая стоит между корнем и окончанием и служит для образования новых слов или форм слов.
Окончание – это изменяемая морфема, которая служит для связи слов в словосочетании и предложении.
Основа – неизменяемая часть слова без окончания.Орфограммы встречаются в приставках, корнях, суффиксах, окончаниях.
-
5 слайд
Описание слайда:
Проверяемые гласные в корне – написание безударной гласной определяется подбором формы слова или подбором однокоренного слова, в котором эта гласная находится под ударением;
Непроверяемые гласные в корне – в корне слова пишутся безударная(-ые) непроверяемая(-ые) буква(-ы)
Чередующиеся гласные в корне –написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от ……(использовать правило)
Задание 9 ЕГЭ по русскому языку 2022 проверяет следующие орфограммы в корне:
— безударные проверяемые гласные в корне
— безударные непроверяемые гласные в корне
— чередующиеся гласные в корне
Презентацию составила: учитель русского языка и литературы ГБОУ «СОШ с.п. Ольгетти» Точиева Зина Мусаевна -
6 слайд
Описание слайда:
Проверяемые гласные в корне
Правописание безударных гласных в корнях проверяется подбором слов и форм слова, где эта гласная находится в ударной позиции:
Говорить (гОвор), жара (жАркий) молодой (мОлодость)Среди слов с проверяемой гласной часто встречаются корни-омофоны, обычно рядом со словам с таким корнем в скобках указано слово, помогающее понять значение слова:
Обвевать (веять) — обвивать (вить);
Частота (часто) — чистота (чистый);
Валы (вал) — волы (вол);
Спешите (спешка) — спишите (пишет);
Поседеть (сед) — посидеть (сидя);
Слепить (лепка) — слипаться (липкий);
Скрепить (скрепка) — скрипеть (скрип);
Разредить (редко) — разрядить (ряд); -
7 слайд
Описание слайда:
Отворить (затвор) — отварить (варит);
Запивать (пить) — запевать (петь);
Обижать (обида) — обежать (бег);
Примерять (мера) — примирять (мир);
Старожил (старый) — сторожил (сторож);
развиваться (развитие)— развеваться (веет);
полоскать (полощет) — поласкать (ласка);
прожевал (жёваный) — проживал (жить);
распевать (петь) — распивать (пить);
подражать (дразнит) — подрожать (дрожь);
Посветить (свет) — посвятить (святость);умолять (молит) — умалять (мало);
окатиться (катит) — окотиться (кот);
увидать (видеть) — увядать (вянуть);
заплотить (плот) — заплатить (плата).
Залезать (залез) – зализать (лижет)
Оземь (зЕмли)-озимь (зИмы)
Малы (маленький) — молы (мол)
Накалить(накал) – наколоть (колет)
Пристежные (стёганый) – пристяжные (тяга)
Долина (дол)– вдалеке (даль)
Кратчайший (краткий) – кротчайший (кроткий)Презентацию составила: учитель русского языка и литературы ГБОУ «СОШ с.п. Ольгетти» Точиева Зина Мусаевна
-
8 слайд
Описание слайда:
Непроверяемые гласные в корне
Написание непроверяемых безударных гласных в корне определяется по словарю.
Правописание слов с НЕПРОВЕРЯЕМЫМИ буквами в корне нужно ЗАПОМНИТЬ!!! Это словарные слова. Например: винегрет, баскетбол, бегемот, алыча и др. -
9 слайд
Описание слайда:
Безударная чередующаяся гласная в корне
1) Правописание зависит от следующей после чередующейся гласной буквы -
10 слайд
Описание слайда:
2) Правописание гласной зависит от буквы, стоящей после корня
-
11 слайд
Описание слайда:
3) Правописание гласной в корне зависит от ударения
-
12 слайд
Описание слайда:
4) Правописание гласной зависит от лексического значения слова
-
13 слайд
-
14 слайд
Описание слайда:
Правописание корней. Ловушки
Проверяемая гласная в корне в безударном положении проверяется ударением в однокоренном слове.
Ловушка №1!
Нельзя проверять гласные в корне глаголом с суффиксом -ЫВА-(-ИВА-):хорОший – прихорАшИВАться.
Как вы видите, происходит чередование звуков, и можно ошибиться.
Ловушка №2!
В современном русском языке осталось много параллельных слов из древнерусского и старославянского языков:
вОРОта – привРАтник, хОРОнить – охРАна,
зОЛОто – зЛАто, хОЛОдный – прохЛАда.
Как вы, наверно, поняли, ПРОВЕРЯТЬ ЭТИ СЛОВА ДРУГ ДРУГОМ НЕЛЬЗЯ. Если в проверяемом -оро-/-оло (русское слово) – ищем однокоренное с –оро-/-оло. Таким же образом поступайте со словами на -ра—ла- (старославянское).
-
15 слайд
Описание слайда:
Ловушка № 3!
Всегда думайте о значении корня
гОристый – гОры рОсистый – рОсы кОсить (траву) – кОсы
мИрить (друзей) – мИр примЕрять (костюм) – примЕркаЭТО ПРОВЕРЯЕМАЯ ГЛАСНАЯ! Не путайте с чередованием!
ТАКЖЕ не являются корнями с чередованием омонимичные корни в словах:
1) -гор- со значением «горе», «горы», «горечь», в слове «горн». Например: горевать, огорчать, огорченный, пригорюниться, горький, горчинка, горчица;
2) –твор- в словах затворить, затвор, притворить, створка и производных от них;
3) –зар- в словах зариться, взор, надзор, обзор, подзорный, прозорливый; озорной, озорничать, озоровать, озорной, позор, узор и производных от них;
4) -кос- (косец, косить, коса (орудие), -кос- (косой, искоса, наперекосяк (неровно), -кос- (косичка, коса (вид прически) и -кос- (песчаная коса (полоса суши).
5) -мер- со значением «мера, мерка» (примерять) и -мир- со значением «мир» (усмирять, примирять) -
16 слайд
Описание слайда:
Формулировка задания 9 ЕГЭ по русскому:
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.
1) увековечить, исполнитель, прославлять
2) возрастной, невразумительно, творец
3) оснащение, озаряться, располагающийся
4) формализм, убедить, подражание
5) преподаватель, разгадать, примерять (вещи)
Обратите внимание на изменение в задании 9 по сравнению с предыдущим годом: теперь нет пропущенных гласных, поэтому еще более важно выделить корень правильно. Также важно понимать, что в одном корне может содержаться не одна гласная буква.уВЕКОВЕ́Чить, исПОЛНи́тель, проСЛАВЛя́ть
ВОЗРАСТно́й, невразУМи́тельно, ТВОРе́ц
оСНАЩе́ние,ОЗАРя́ться, распоЛАГа́ющийся
ФОРМали́зм, УБЕДи́ть, ПОДРАЖА́ние
ПРЕПОДАВА́тель, разГАДа́ть, приМЕРя́ть (вещи) -
17 слайд
Описание слайда:
Алгоритм выполнения задания 9
1) Расставьте ударения в словах.2) Подберите однокоренные слова. Необходимо подобрать как можно больше однокоренных слов (меняя приставки, вспоминая другие части речи с таким же корнем и значением). Общая часть — это корень.
Важно помнить, что глаголы несовершенного вида нельзя проверять глаголами совершенного вида.
Например, проверочным словом к «опоздать» будет ПОЗДНО, а не опАздывать.3) Определите правило к каждой гласной корня. Поскольку нам необходимо найти ряды, в которых во всех словах одного ряда СОДЕРЖИТСЯ определенная орфограмма, важно проверить каждую гласную. Например, в задании указано «найти проверяемую гласную в корне», а перед вами корень, в котором есть и проверяемая, и непроверяемая, то слово подойдет в качестве ответа.
4) С чередующимися гласными проще: их легче опознать, более того, мы примерно понимаем, в каком значении корень относится к чередующимся.
Однако нужно быть осторожными, так как, например, в слове «ВОЗРАСТно́й» — корень ВОЗРАСТ, причем гласную О можно проверить, но гласная А в сочетании РАСТ является чередующейся. Итак, несмотря на то что сочетание РАСТ входит в корень ВОЗРАСТ, гласная А будет являться чередующейся, а гласная О будет проверяемой. -
18 слайд
Описание слайда:
Запомните! Все исключения по теме «Чередующиеся гласные в корне» являются исключениями только в написании. Другими словами, гласная А в корне слова ПРИГАРЬ является чередующейся, несмотря на то что это слово является исключением.
Не забывайте также об омонимии. Например, МЕР — МИР является чередованием в значениях «умирать, замирать», но в значениях «примерять платье, примирять врагов» — проверяемая гласная в корне.5) Если необходимо найти проверяемую гласную корня, то важно подобрать однокоренное слово с таким же значением, где гласная находится в ударной позиции (лучше другой части речи)
6) Непроверяемой может быть любая гласная корня. Если в корне несколько гласных, то следует учитывать, что каждая гласная может относиться к определенной орфограмме.
7) В ответе может быть от 2 до 4 цифр. Это может стать подсказкой. Если вы нашли только один вариант ответа, значит вы решили задание неправильно.
-
19 слайд
Описание слайда:
Правописание корней. Задание для группы
Выделите корень, укажите вид гласной в корне, разделив слова на три группы
1. Проверяемые 2. Непроверяемые 3.ЧередующиесяПодгорел, продавец, расстилаться, предлагает, касательная, выращенное,
аплодисменты, блестит, ветеран, очарование, вырастать, примерять(платье),
заблистал, загорелый, каталог, разложить, стимулировать, касаться,
растащить, скакать, поспевающие, сидеть(на лавочке), забирают,
разрастается, зарницаПрезентацию составила: учитель русского языка и литературы ГБОУ «СОШ с.п. Ольгетти» Точиева Зина Мусаевна
-
20 слайд
Описание слайда:
9 задание ЕГЭ по русскому языку 2022. Практика.
1. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.
1) горизонтальный, подростковый, выровнять (дорогу)
2) подгорать, преклонение, утварь
3) водоросли, каморка, окосел (на правый глаз)
4) пловец, прилагательное, заскочить
5) пробираться (через чащу), интеллигентный, обмакнуть2. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.
1) разговор, растение, пестреть
2) словарный, персонаж, полагать
3) вдалеке, сцепление, скрипучий
4) разуверять, увлекаться, побледневший
5) реставрация, поколение, действительный -
21 слайд
Описание слайда:
3. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная непроверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.
1) экономический, офицерский, сочетание
2) реалистичный, сетевой (шнур), росточек
3) меценатство, панорамный, резиденция
4) корзина, зеркало, ворсистый
5) аннотация, гарнизон, карьерист4. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.
1) полагаю, горнист, обмакнуть
2) перегоревший, сложение, персональный
3) отрасль, сочетание, равнинный
4) заревать, приращение, отпирать
5) пирамида, запоминать, позаниматься5. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.
1) убедиться, симпатия, избегающий
2) дополнительный, электроника, заря
3) основной, величайший, обязать
4) оранжерея, пригорающий, интеллектуальный
5) горевать, бесполезный, экологический -
22 слайд
Описание слайда:
Ответы:
Задание для группы:
Подгорел(3), продавец(1), расстилаться(3), предлагает(3), касательная(3), выращенное(3), аплодисменты(2), блестит(3), ветеран(2), очарование(1), вырастать(3), примерять(платье)(1), заблистал(3), загорелый(3), каталог(2), разложить(3), стимулировать(1), касаться(3), растащить, скакать(3), поспевающие(1), сидеть(на лавочке)(1), забирают(3), разрастается(3), зарница(3)
Задание 9. Практика
1) 24
2) 34
3) 35
4) 34
5) 35
Презентацию составила: учитель русского языка и литературы ГБОУ «СОШ с.п. Ольгетти» Точиева Зина Мусаевна
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Пожаловаться на материал
- Сейчас обучается 941 человек из 79 регионов
- Сейчас обучается 300 человек из 62 регионов
- Сейчас обучается 1014 человек из 81 региона
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
Проверен экспертом
Общая информация
Похожие материалы
-
Открытый урок «Местоимение как часть речи»
-
Конспект занятия «Мои любимые игрушки»
-
Презентация по русскому языку «Правописание слов с безударными гласными в корне»
-
«Слова с удвоенными согласными».
-
Открытый урок «Путешествие по океану «Части речи»
-
Презентация по русскому языку на тему «Синтаксис и пунктуация»
-
Памятки. Типы речи и их структура (построение).
-
Конспект «Написание изученных букв Стр.5»
-
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5457395 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
-
Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс профессиональной переподготовки «Основы религиозных культур и светской этики: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС медицинских направлений подготовки»
-
Курс повышения квалификации «Правовое регулирование рекламной и PR-деятельности»
-
Курс повышения квалификации «Деловой русский язык»
-
Курс повышения квалификации «Финансы предприятия: актуальные аспекты в оценке стоимости бизнеса»
-
Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Специфика преподавания русского языка как иностранного»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности помощника-референта руководителя со знанием иностранных языков»
-
Курс профессиональной переподготовки «Деятельность по хранению музейных предметов и музейных коллекций в музеях всех видов»
-
Курс повышения квалификации «Международные валютно-кредитные отношения»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация маркетинговой деятельности»
-
Курс повышения квалификации «Информационная этика и право»