Расстелить скатерть как пишется

Проверяемые. для их верного написания подбирается проверочное слово, где они ясно слышны под ударением гора горка. непроверяемые. здесь поможет
  • Проверяемые. Для их верного написания подбирается проверочное слово, где они ясно слышны под ударением (гора́ – го́рка).
  • Непроверяемые. Здесь поможет либо заучивание, либо орфографический словарь. Иногда подспорьем служит знание этимологии слова, но справочная литература в данном случае надежнее (палиса́дник).
  • Выбираемые. Их правописание определяется правилами, как, например, при выборе между и – ы после приставки (искать – подыскать – поискать).
  • Чередующиеся. Именно чередование гласных в корне слова рассматриваются в данной статье.

Правописание корней с чередованием гласных нетрудно освоить, если разобраться в некоторых нюансах. Неясными в корнях могут быть как гласные, так и согласные, но большинство правил связано именно с первыми, поскольку вариантов их правильного выбора гораздо больше.

  • сте­лить постель,
  • рас­сте­лить ска­терть — рас­сти­лать кро­вать,
  • посте­лить про­сты­ню,
  • насте­лить пол — насти­лать дос­ки,
  • усте­лить тра­вой — усти­лать ков­ром,
  • пере­сте­лить — пере­сти­лать,
  • под­сти­лать соло­му — под­сте­лить сено,
  • при­де­русь к нему — при­ди­рать­ся без кон­ца,
  • про­де­русь сквозь зарос­ли — про­ди­рать­ся с тру­дом,
  • сде­рет наклей­ку — сди­ра­ет посто­ян­но,
  • отде­решь мар­ку — отди­ра­ем гли­ну,
  • наде­рет уши — нади­ра­ет вих­ры,
  • раз­де­рет ран­ку — раз­ди­ра­ет все вре­мя,
  • уде­рем­без огляд­ки — уди­ра­ет от нас,
  • Примерять (мера) — примирять (мир);
  • Старожил (старый) — сторожил (сторож);
  • Обвевать (веять) — обвивать (вить);
  • Частота (часто) — чистота (чистый);
  • Залезать (залез) — зализать (лижет);
  • Оземь (земли) — озимь (зимы);
  • Долина (дол) — вдалеке (даль).
  1. Внимательно прочитайте задание. Вам необходимо выбрать те вариантыответов, в которых во ВСЕХ словах будет пропущена определенная гласная (в зависимости от вашего задания: проверяемая, непроверяемая или чередующаяся);
  2. Теперь, когда вы знаете, что требуется найти, просмотрите все варианты и проанализируйте их;
  3. Для своего же удобства не забудьте выделить во всех словах корни. Помните, чтобы правильно выделить корень, нужно подобрать однокоренные слова с таким же значением;
  4. Запомните:
    а) В слове может быть несколько безударных гласных, притом одну из них можно проверить, а другую — нет;

Выбор гласной буквы в безударном положении в корне определяется способом проверки. Проверять необходимо формами того же слова или однокоренными словами, в которых проверяемый гласный находится под ударением.
Например: звезда — звёздный, скреплять — скрепка, смотреть — смотрит
Есть несколько особенностей, на которые следует обратить внимание при такой проверке:
1. Есть слова старославянского по происхождения с сочетаниями ра/ла, которые в русском языке имеют сочетания оро/оло.
Например: врата-ворота, глава-голова, бразды-борозда.
2. Нельзя проверять безударную гласную о в корнях глаголов совершенного вида формами несовершенного вида.
Например: затопить-топка (а не затапливать), опоздать — поздно (а не опаздывать), проглотить — глотка (а не проглатывать).
3. При выборе написания о или а в безударных глагольных корнях не следует использовать для проверки глаголы несовершенного вида с суффиксом -ыва-/-ива-.
Например: бросать — бросить (а не набрасывать), топтать — топчет (а не вытаптывать) и т.п.

И это лишь малая часть всех чередований, на которых можно голову поломать! Лав-лов, крап-кроп, ста-сто, лад-лод, вес-вис, сед-сид, щеп-щип и др. Однако некоторые правила поражают своей сложностью. Например, правописание сед-сид:. Исключения: е перед мягким: седельник, седельце, чересседельник, седельный; и перед твердым: сидушка, высидка, высидной, высидочный. Под ударением может быть и и , и е : сидя, сесть, присед. У корня сед- есть омоним: седой. Среди заданий ЕГЭ, которых коснулись изменения, есть и задание, в котором проверяется знание правописания безударных гласных в корне.

Правописание гласных в корне: все правила в одном месте

Правописание слов с полногласными сочетаниями -ОРО-, -ОЛО-, -ЕРЕ- в корнях надо проверять словами с полногласием: ук-оро-тить — к-оро-тко (не к-ра-ткий!), а соответственно слова с неполногласными сочетаниями -РА-, -ЛА-, -РЕ- надо проверять словами с неполногласием: ог-ла-сить — ог-ла-ска (не подг-оло-сок!).

В русском языке существуют корни, гласные в которых чередуются, поэтому их нельзя проверять подбором однокоренных слов, а их правописание зависит от определённых условий. При освоении правил правописания чередующихся гласных в корне слова следует иметь в виду, что у таких корней есть омонимичные корни, можно сказать, братья-близнецы, в которых гласные не чередуются, а проверяются подбором однокоренных слов. Узнать омонимичные корни можно по их значению. Вот несколько правил правописания безударных чередующихся гласных в корне.

Корень с чередованием дал дол

Возникает вопрос: почему её относят к корням с чередованием? Если по контексту наблюдается, что нечто погрузили в жидкость целиком, окунули, то в таком случае употребляют корень -мак-: макать печенье в компот ; макать перо в чернильницу ; обмакнуть хлеб в варенье. Другое дело, если слово обозначает, что предмет пропустил жидкость через себя: промокательный вкладыш ; ребенок намочил ноги ; намочить волос ы; промокнуть написанное. Зачем вообще нужно выделять корень слова и искать однокоренные слова?

Решаем проблему, открываем новые знания Работа в паре. Выберите одну группу слов. Выполните задания. Снежок, снежинка, снеговик, снежный Дружок, подруга, дружный, дружить друзья. На этом же правиле основано правописание корней, в которых — а — — я — чередуется с — им — или — ин -, например: сажать — сж и мать, примять — прим и нать, начать — нач и нать, снять — сн и мать; — им — или — ин — пишутся в этих корнях тогда, когда далее за ними следует суффикс — а -.

Учебник «Грамоты»: орфография

2. От значения слова зависит выбор буквы в корнях МАК/МОК и РАВН/РОВН. Слово со значением «погружать в жидкость пишется с буквой А (МАКАТЬ КИСТЬ В КРАСКУ), если же его значение «постепенно пропитываться», то следует писать О (ОБУВЬ ПРОМОКАЕТ). Слово, имеющее значение «гладкий, горизонтальный, прямой», пишется с буквой О (РАЗРОВНЯТЬ ЗЕМЛЮ НА КЛУМБЕ), а слово со значением «одинаковый» следует писать с буквой А (РАВНЕНИЕ ПО РОСТУ, УРАВНОВЕШЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК). Исключения: РАВНИНА, РОВЕСНИК, ПОРОВНУ, УРОВЕНЬ.

7. Я почтительно кланяюсь и, оп _ раясь на саблю, говорю: «Я счастлив, великий государь, что мог пролить кровь за свое отечество, и желал бы ум _ реть за него; но ежели ты так милостив, что позволяешь мне просить тебя, прошу об одном – позволь мне уничтожить врага моего, иностранца St.-Jerome’a». (Лев Толстой. Отрочество.)

Обратите внимание, что первая пара – лаг//лож – уже встречалась в разделе, где на правописание корня влияет суффикс. Эту пару корней проверяют и по суффиксу, и по согласным в корне – кому как удобнее, ошибки не будет. Единственное, что тем, кто пользуется вторым способом, надо запомнить исключение – полог.

Не сразу бросается в глаза разница в значении родственных слов вымокнуть и обмакнуть – в обоих словах речь о том, что сухое стало мокрым. Но корни пишут по-разному. Дело в том, что такие корни различают по значению: мало видеть, что слова обозначают, что сухое стало мокрым. Важнее, каким образом это произошло:

Мини-курс; Безударные гласные

Исключения: выгарки, изгарь, пригарь (маловероятно, что вы употребите где-либо эти слова, но они могут встретиться на экзамене), утварь, зоревать, пловец, пловчиха. В разных пособиях по-разному пишут название птички: «зорянка» и «зарянка». По последним данным это слово всё-таки не является исключением.

Одна и та же морфема (например, корень или приставка) может иметь варианты с разными буквами. Такое явление получило название чередование. Чередоваться могут как гласные, так и согласные буквы. В корне очень часто чередуются Е и Ё, Г и Ж, К и Ч: шёл — шедший, бег, бежать, скакал — скачок. Подробнее о чередовании рекомендуем почитать статью Елены Колесниковой.

Вопрос (задание 9): корни чет/чит
Сайт «Могу писать» уже отмечал, что «процесс описания всех корней с чередующимися гласными ещё не завершён» (https://mogu-pisat.ru/spravochnik/?wiki_name=Чередова..).
«Богатую историю» становления этого орфографического правила рассматривает Н. Сорокина в статье «К истокам правописания безударных гласных в корне». Касаясь корня чет / чит, автор замечает, что этот корень «древний», он засвидетельствован уже в своде орфографических правил 1956 г. (вычитать — вычесть, прочитать — прочесть и т. п.). При этом Н. Сорокина делает оговорку: «важно отметить, что корни в словах: сочетание, считать, почитать и читать омонимичны».

В школьных учебниках (когда речь идет о корнях чет/чит) традиционно приводятся примеры вычитать — вычесть (+ исключения: сочетать, сочетание). Об омонимии корней чет/чит школьные учебники «умалчивают».
Поэтому даже сильные выпускники далеко не всегда готовы «признать» (задание 9 КИМ ЕГЭ) в качестве слов с чередующейся гласной в корне такие слова, как почитать (родителей), почитание, почитатель, почитательница, предпочитать, почести, зачитаться, читалка, читательский, вычитка, причитать, запричитать.
Имеющиеся справочники (наш любимый Д.Э. Розенталь об этом, к сожалению, молчит) ситуацию тоже не «разруливают». Некоторые авторы, признавая омонимию корней чет/чит (что похвально), вводят понятие «постоянный корень», создавая еще большую путаницу в головах выпускников. Ср., например, пояснение в одном из справочников (автор: Н.П. Киреева Грамматический метод обучения русскому правописанию. Книга 1. Лекции по орфографии):
«Корень ЧИТ/ЧЕТ имеет три значения:
Во-первых, это чередующийся корень ЧИТ/ЧЕТ, зависящий от наличия суффикса А, со значением «работать с письменными знаками»: читать — прочесть, вычитать — вычесть, вычет.
Во-вторых, это чередующийся корень ЧИТ/ЧЕТ, зависящий от наличия суффикса А, со значением «уважать»: почитать — почести.
И наконец, существует постоянный корень ЧЕТ со значением «пара»: чета, сочетать, сочетание».
Согласно Н.П. Киреевой, в словах чета, сочетать, сочетание нет «чередующегося корня».
Некоторые авторы идут еще дальше (цитирую) «В словах сочетать, сочетание и в других однокоренных им словах безударная гласная в корне является проверяемой: ее можно проверить ударным положением в слове «чёт», которое в древнерусском языке обозначало «два», «пара» (в современном русском языке сохранилось слово «чета» в значении «пара»: супружеская чета)» (см. подробнее: И. В. Родина РУССКОЕ ПИСЬМО НА ОСНОВЕ ГРАММАТИКИ / Уч. пос. УрФУ. 2011).

Корни с чередующимися гласными

  • -лаг--лож-: перед Г пишется А (прилАгать, прилАгательное), перед Ж пишется О (прилОжение, предлОжить),
  • -кас--кос-: если за корнем следует согласная Н, то пишется ООснуться, прикОсновение), в остальных случаях пишется А(касАтельная, касАться);
  • -клан- -клон-: без ударения пишется О (преклОнение, поклОниться), под ударением — что слышится (клАняться, поклОн);
  • -твар- -твор-: без ударения пишется О (твОрить, твОрение), под ударением — что слышится (твОрчество, твАрь).

Дол Дал Корни С Чередованием

Вопрос (задание 9): корни чет/чит
Сайт «Могу писать» уже отмечал, что «процесс описания всех корней с чередующимися гласными ещё не завершён» (https://mogu-pisat.ru/spravochnik/?wiki_name=Чередова..).
«Богатую историю» становления этого орфографического правила рассматривает Н. Сорокина в статье «К истокам правописания безударных гласных в корне». Касаясь корня чет / чит, автор замечает, что этот корень «древний», он засвидетельствован уже в своде орфографических правил 1956 г. (вычитать — вычесть, прочитать — прочесть и т. п.). При этом Н. Сорокина делает оговорку: «важно отметить, что корни в словах: сочетание, считать, почитать и читать омонимичны».

В школьных учебниках (когда речь идет о корнях чет/чит) традиционно приводятся примеры вычитать — вычесть (+ исключения: сочетать, сочетание). Об омонимии корней чет/чит школьные учебники «умалчивают».
Поэтому даже сильные выпускники далеко не всегда готовы «признать» (задание 9 КИМ ЕГЭ) в качестве слов с чередующейся гласной в корне такие слова, как почитать (родителей), почитание, почитатель, почитательница, предпочитать, почести, зачитаться, читалка, читательский, вычитка, причитать, запричитать.
Имеющиеся справочники (наш любимый Д.Э. Розенталь об этом, к сожалению, молчит) ситуацию тоже не «разруливают». Некоторые авторы, признавая омонимию корней чет/чит (что похвально), вводят понятие «постоянный корень», создавая еще большую путаницу в головах выпускников. Ср., например, пояснение в одном из справочников (автор: Н.П. Киреева Грамматический метод обучения русскому правописанию. Книга 1. Лекции по орфографии):
«Корень ЧИТ/ЧЕТ имеет три значения:
Во-первых, это чередующийся корень ЧИТ/ЧЕТ, зависящий от наличия суффикса А, со значением «работать с письменными знаками»: читать — прочесть, вычитать — вычесть, вычет.
Во-вторых, это чередующийся корень ЧИТ/ЧЕТ, зависящий от наличия суффикса А, со значением «уважать»: почитать — почести.
И наконец, существует постоянный корень ЧЕТ со значением «пара»: чета, сочетать, сочетание».
Согласно Н.П. Киреевой, в словах чета, сочетать, сочетание нет «чередующегося корня».
Некоторые авторы идут еще дальше (цитирую) «В словах сочетать, сочетание и в других однокоренных им словах безударная гласная в корне является проверяемой: ее можно проверить ударным положением в слове «чёт», которое в древнерусском языке обозначало «два», «пара» (в современном русском языке сохранилось слово «чета» в значении «пара»: супружеская чета)» (см. подробнее: И. В. Родина РУССКОЕ ПИСЬМО НА ОСНОВЕ ГРАММАТИКИ / Уч. пос. УрФУ. 2011).

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.
1) сж..гать, орб..тальный, пол..мический
2) вызв..лить, напом..нание, предст..вительный
3) экз..меновать, асф..льтированный, изд..вать
4) разг..реться, укл..ниться, за́р..сли
5) выб..рающий, з..рница, выл..жить

Тема «Правописание безударных гласных» — одна из основных в курсе школьной орфографии. Программа построена так, что на протяжении всех лет обучения этой теме уделяется большое внимание. Но, тем не менее, это задание вызывает у учащихся определенные трудности, которые приводят к ошибкам. Самая главная трудность вызвана тем, что в разных вариантах в этом задании разное количество ответов (от 2 до 4).

3) УтвАрь. Корни с чередованием -твор-/-твар-. Без ударения пишется О, под ударением пишется то, что слышится. Корни с чередованием -твар-/-твор- имеют значение “создавать, созидать; совершать что-нибудь”. Слово является исключением. Без ударения пишется А. Исключения мы также считаем чередованиями.

УмИрать. Корни с чередованием -мер-/-мир-. Пишем И, если после корня есть суффикс -А-. Запомните это слово, как яркий пример корня с чередованием -мер-/-мир-. Корни с чередованием -мер-/-мир- будут иметь значения, связанные с понятиями “исчезнуть”, “прекратиться”, “прийти в состояние неподвижности”.

Дол Дал Корни С Чередованием

Безударные а — о в корнях с неполногласными сочетаниями ра, ла (брадобрей, прекратить, влачить, облако ) нельзя проверять соответствующими полногласными сочетаниями в корне оро, оло (борода, укоротить, волоку, оболочка). Неполногласные сочетания характерны для старославянских корней, и в них всегда пишется а.

В соответствии с общим правилом написание букв на месте безударных гласных в корнях устанавливается путем проверки словами и формами с тем же корнем, в которых проверяемый гласный находится под ударением, например: леса (лес), лиса (ли́сы), ; холодильник (хо́лод, холо́дный), принести (принёс), выполнять (полный). Это правило отрабатывается на протяжении всего школьного курса русского языка, а начиналось изучение в начальной школе. Все помнят правило:


16 Апр 2021     
klasterlaw    
   
359      

Расстелить скатерть как пишется



2



0

Правильный вариант написания: «расстилать».

«Расстилать» — глагол 1-го спряжения, в изъявительном наклонении.

В корнях с чередующимися гласными е-и — дер-дир, тер-тир, бер-бир, пер-пир, мер-мир, стел-стил, блеск(ст, щ, с)-блист, стер-стир, жег-жиг, чет(чес)-чит пишется буква «и» только в том случае, если за корнем следует суффикс «а», в остальных же случаях пишется буква «е».

Примеры слов с чередующимися гласным корня:

задирать-задеру

оттирать-оттереть

разбирать-разберу

подпирать-подпереть

замирать-замереть

застилать-стелить

блистать-блестеть

простираться-простереться

разжигать-выжег

вычитать-вычет

Пример предложения со словом «расстилать»:

Ему пришлось расстилать огромную географическую карту.

Морфемный разбор слова «расстилать»:

рас — приставка

стил — корень

а — суффикс

ть — окончание

расстила — основа слова.

Расстелить скатерть как пишется



2



0

Добрый день. Давайте выясним какую гласную «и» или «е» пишут в слове «расст*лать». В слове можно выделить корень «ст*л», в котором часто идет чередование «и» и «е». Так как в этом слове есть суффикс «а», то правильно писать корень «стил».

Правильный ответ: «расстилать».

Расстелить скатерть как пишется



2



0

Запомните, что к слову «расст(и/е)лать» не надо искать проверочных слов. Например, в однокоренном слове «стелит», искомая буква находится под ударением и, исходя из этого, можно подумать, что правильно писать «расстелать». А ведь это не верно. Необходимо вспомнить о существовании чередующихся гласных и о правиле написания таких корней. Вот оно:

Расстелить скатерть как пишется

Следуя этому правилу, можно безошибочно определить, что правильно писать «расстилать» и никак иначе. То же самое касается слов: подстилать, перестилать, застилать и т.д.

Вот как разбирается глагол «расстилать» по составу:

Рас — приставка

Стил — корень

А — суффикс (он и влияет на гласную в корне)

Ть — суффикс

3qHlUyOiHYxk8FHi8ApoDuuCCxaAljwC.png

Примеры предложений со словом «расстилать» и «расстелить»:

  • Она расстелила для дорогих гостей любимую скатерть.
  • Она стала расстилать для дорогих гостей любимую скатерть.

Расстелить скатерть как пишется



1



0

Слово «расстилать» является глаголом в неопределенной форме, отвечает на вопрос (что делать?) расстилать, чтобы определить, как правильно пишется «расстилать» или «расстелать» — вспоминаем правило русского языка про чередование е/и в корнях слов, таких как: тир/тер, дир/дер/, стил/стел, мир/мер и другие.

Если за корнем идет суффикс «а», в корне пишем «и», если нет — то пишем «е»

В нашем случае, за корнем стил/стел идет суффикс «а», поэтому смело пишем «стил». Для наглядности разберем слово по составу, то есть разберем слово на морфемы:

Рас/стил/а/ть — приставка/корень/суффикс/окончание

Пишем правильно — расстилаем

Расстелить скатерть как пишется

Расстелить скатерть как пишется

«Не требуется» — это даже и не слово, а два слова. Первое — частица, а второе — глагол.

Думается, что такое предположение не было голословным, поскольку второе слово («требуется») отвечает на вопрос «что делает?» (или «что делается?», если создавать вопрос с обычной формальностью, не вдаваясь в смысл). Да и обладает другими категориальными признаками глагола.

А первое слово («не») не может быть признано приставкой, потому что если в языке есть слово «требуется», но не может быть слова «нетребуется». Это понятно из правила, обуславливающего соответствующую раздельность глаголов с «НЕ».

не требуется

_

Итак, глагол «требоваться относится к совокупности тех, которые не сливаются с «НЕ». Писать «нетребуется» нельзя.

Ещё одно простейшее доказательство того — возможность принудительного разделения «НЕ» и глагола вставленным словом. Например: «не очень требуется», «не слишком требуется», «не каждый год требуется» и так далее.

Других доказательств не потребуется.

Предложение.

  • «А что, разве не требуется даже подтверждения своей почты?».

Расстелить скатерть как пишется

«Чёрно-белый» — это сложное имя прилагательное, являющееся высокочастотным представителем так называемой колоративной лексики (выражение цвета) с возможной коннотацией «блеклый во всех отношениях» и с модальностью «отрицание цвета».

Как известно, коннотативные значения никогда не берут верх при объяснении орфографии слов, поэтому в данном случае мы должны воспринимать это прилагательное только как цветообозначение. Такие слова пишется с дефисом. К тому же части слова «чёрно-белый» совершенно семантически равноправны.

Писать «чёрно белый» (раздельно) или «чёрнобелый» (слитно) нельзя.

чёрно-белый

Например (предложения).

  • «Любая чёрно-белая фотография носит в себе оттенки старины».
  • «В третьем зале музея стояли чёрно-белые телевизоры».
  • «Ваня Мельничаненко почему-то воспринимал мир только в чёрно-белых тонах».

Расстелить скатерть как пишется

1) Утверждение: Это непреступный (находящийся в рамках закона) случай простой женской хитрости.

2) Отрицание:

Случай этот — не преступный, здесь скорее нарушение общественной морали.

Случай этот отнюдь не преступный.

Планы у подростков были не преступные, а вполне безобидные.

Надо сказать, что обе формы, слитная и раздельная, используются крайне редко, в отличие от омофона «неприступный» (с большой частотностью). Особенно это касается слитного написания, когда поисковик указывает на ошибку и предлагает найти слово «неприступный».

Расстелить скатерть как пишется

Сочетание «со мной» (ударение на «О«, которая после «Н«) — это ни что другое, как предлог «С» с местоимением «Я«. Но мы эмпирически понимаем, что говорить «Пойдём с я» нельзя.

  • «Со» — вариант «с», иногда используемый, в частности, перед [м] плюс согласная. Например: «со многими». Это из разряда «подо», «предо», «передо», «ко», «во», «надо», «обо» и так далее.
  • «Мной» («мною») — это указанное выше «Я» в творительном падеже. «С кем? — со мной (со мною)». Личное местоимение.

    со мной

Предлоги нельзя в таких случаях подсоединять к личным местоимениям. Подобные примеры: «с тобой (с тобою)», «с ней (с нею»)», «с ним».

Писать «сомной» нельзя. Нужен пробел.

Предложения:

  • «Со мной всё в полном порядке, Трофим, а с тобой ничего не случилось ли?».
  • «Будь со мной, Игнатий, не когда тебе это необходимо, а всегда».

Расстелить скатерть как пишется

Слово «повеселее» находится в составе систематизированного языка, в числе подобных единиц («получше», «понастойчивее», «похуже» и так далее).

Элемент «по-«, который мы при написании таких слов порой не знаем, к приставкам его отнести или к предлогам, является всё-таки приставкой.

Оттолкнёмся от имени прилагательного «весёлый» и от наречия «весело». И у первого, и у второго слов имеются формы (одинаковые!) сравнительной степени, которые образуются так:

  • «Весёлый — веселее — повеселее».
  • «Весело — веселее — повеселее».

    повеселее и повеселей

К простейшей классической форме прибавляется наша приставка, преобразуя её в разговорную. Этот приём — системный. Пишется приставка слитно. Писать «по веселее» (или «по веселей») нельзя.

Например.

  • «Повеселее, повеселее, Родион, не засыпай!».

Русский язык. 5
класс. Урок № 47.

Повторение темы «Чередование согласных в
корне»

Задание № 1: из данных
пар слов выпишите (на слух) чередующиеся согласные в корне.

Образец:
стерегу — стережёт (г//ж).

Ключ:

Пара однокоренных слов

Чередующиеся согласные в корне

1

берегу — бережёт

1

г//ж

2

пеку — печёт

2

к//ч

3

слухслушать

3

х//ш

4

увлеку — увлечет

4

к//ч

5

княгиня — князья

5

г//з

6

сухо — суша

6

х//ш

7

ликлицо

7

к//ц

8

возить — вожу

8

з//ж

9

водить — вожу

9

д//ж

10

светить — свечу

10

т//ч

11

ухо — уши

11

х//ш

12

грозить — грожу

12

з//ж

13

купить — куплю

13

п//пл

14

могу — может

14

г//ж

15

носить — ношу

15

с//ш

Задание № 2: для
данных слов подберите (на слух) такие однокоренные, в которых есть указанное
чередование согласных.

Хлопотать (т//ч)
— хлопочет.

(1) х//ш, (2) к//ч, (3) х//ш, (4) г//ж, (5) ск//щ, (6) м//мл, (7) к//ч, (8) ж//д, (9) г//ж, (10) ж//з, (11) ж//д, (12) г//ж, (13) ч//т, (14) ш//с, (15) пл//п.

Ключ:

Слово

Чередование согласных

Однокоренное слово

1

пахать

1

х//ш

1

пашет

2

скакать

2

к//ч

2

скачет

3

махать

3

х//ш

3

машет

4

брызгать

4

г//ж

4

брызжет

5

искать

5

ск//щ

5

ищет

6

дремать

6

м//мл

6

дремлет

7

пеку

7

к//ч

7

печёт

8

вожу

8

ж//д

8

водит

9

сберегу

9

г//ж

9

сбережёт

10

выражу

10

ж//з

10

выразит

11

сужу

11

ж//д

11

судит

12

запрягу

12

г//ж

12

запряжет

13

плачу́

13

ч//т

13

платит

14

ношу́

14

ш//с

14

носит

15

затоплю

15

пл//п

15

затопит

Повторение темы «Буквы о — е после шипящих
в корне»

Задание № 3: вставьте
пропущенные буквы, графически объясняя написание; выделите морфему с
пропущенной гласной:

(1) Ж…лтый
крыж…
вник,
(2) ж…сткая щ…тка,
(3) ч…рный
капюш…н,
(4) прож…рливый
ш…фёр,
(5) ч…порный
ш…тландец,
(6) деш…вый ш…колад,
(7) розовощ…кий
ж…нглёр,
(8) ш…лковые
ш…рты.

Ключ:

(1) Жёлт/ый крыжов/ник, (2) жёст/кая щет/ка, (3) черн/ый капюшон/, (4) про/жор/ливый
(обжора) шофёр/,
(5) чопорн/ый
шотланд/ец,
(6) дешёв/ый
шоколад/,
(7) розово/щёк/ий
жонгл/ёр,
(8) шёлк/овые шорт/ы.

Повторение темы «Беглые гласные»

Задание № 4: выделите
морфемы, в которых могут быть беглые гласные, и подберите однокоренные слова
или формы слова, в которых этих беглых гласных нет:

(1) Чехол, (2)
ремешок, (3) мотылек, (4) ремень, (5) кошелёк, (6)
подобран.

Ключ:

(1) Чехол/
чехл/а, (2) ремеш/ок/ — ремеш/к/а,
(3) мотыл/ек/ — мотыль/к/а, (4)
ремень/ — ремн/я, (5) кошел/ёк/
— кошель/к/а, (6) подо/бран — под/бирать.

Новая тема. § 31. Буквы е – и в
корнях с чередованием

Презентация:

Корни с чередованием гласных «е» — «и»

1. В корнях  с
чередованием

пишется буква «и», если за корнем есть суффикс «-а-«;
пишется буква «е», если за корнем нет суффикса «-а-«:

Корни с чередованием:

Бир — бер, пир –
пер, дир – дер, тир – тер, мир – мер, стил – стел, жиг – жег, блист — блест.

Разбирать
— разберёт, запирать — запереть,
задирать — задерет, растирать
— растереть, замирать — замереть,
застилать — застелет, разжигать
— разжег, блистать — блестеть.

2. Для слов
с чередованием гласных проверочных слов не существует!

Задание № 5: вставьте
пропущенные буквы в корнях с чередующимися гласными. Корни выделите, графически
объясните написание:

(1) Выб…рут
делегатов, (2) выб…рают учеников, (3) зап…реть ворота, (4)
зап…рать на ключ, (5) ум…реть от ран, (6) ум…рать от
болезни, (7) выт…рать ноги, (8) выт…реть доску, (9)
расст…лить скатерть, (10) изб…рательная кампания.

Ключ:

(1) Выберут
делегатов, (2) выбирают учеников, (3) запереть
ворота, (4) запирать на ключ, (5) умереть
от ран, (6) умирать от болезни, (7) вытирать
ноги, (8) вытереть доску, (9) расстелить
скатерть, (10) избирательная кампания.

Задание № 6: слова
с пропущенными буквами разделите на 2 колонки (колонки озаглавьте
самостоятельно), графически объясните написание:

(1) Соб…рёмся
компанией, (2) соб…рать цветы, (3) бл…стать на карнавале, (4)
выт…реть стол, (5) подб…ру материал, (6) оп…реться о плечо,
(7) зам…рать от восторга, (8) бл…стеть на солнце, (9)
уб…рать комнату, (10) заст…лать постель.

Ключ:

е

и

1

(1) Соберёмся
компанией

(2) собирать
цветы

2

(4) вытереть
стол

(3) блистать
на карнавале

3

(5) подберу
материал

(7) замирать
от восторга

4

(6) опереться
о плечо

(9) убирать
комнату

5

(8) блестеть на
солнце

(10) застилать
постель

Упражнение № 316: выписать
слова с пропущенными буквами, графически объясняя написание.

Ключ:

1) Собираться,
2) расстилать, 3) запереться,
не отпирать.

Домашнее задание:

Упражнение № 315: списать
словосочетания, вставляя пропущенные буквы и графически объясняя написание
(корень выделить, пропущенную гласную подчеркнуть, выделить морфему, стоящую за
корнем).

Соберу
портфель.

Задание № 1: из данных
пар слов выпишите (на слух) чередующиеся согласные в корне.

Образец:
стерегу — стережёт (г//ж).

Задание № 2: для
данных слов подберите (на слух) такие однокоренные, в которых есть указанное
чередование согласных.

Хлопотать (т//ч)
— хлопочет.

(1) х//ш, (2) к//ч, (3) х//ш, (4) г//ж, (5) ск//щ, (6) м//мл, (7) к//ч, (8) ж//д, (9) г//ж, (10) ж//з, (11) ж//д, (12) г//ж, (13) ч//т, (14) ш//с, (15) пл//п.

Задание № 3: вставьте
пропущенные буквы, графически объясняя написание; выделите морфему с
пропущенной гласной:

(1) Ж…лтый
крыж…
вник,
(2) ж…сткая
щ…тка,
(3) ч…рный
капюш…н,
(4) прож…рливый
ш…фёр,
(5) ч…порный
ш…тландец,
(6) деш…вый
ш…колад,
(7) розовощ…кий
ж…нглёр,
(8) ш…лковые
ш…рты.

——————————————————————————————————————————————————————————————————————————————

Задание № 1: из данных
пар слов выпишите (на слух) чередующиеся согласные в корне.

Образец:
стерегу — стережёт (г//ж).

Задание № 2: для
данных слов подберите (на слух) такие однокоренные, в которых есть указанное
чередование согласных.

Хлопотать (т//ч)
— хлопочет.

(1) х//ш, (2) к//ч, (3) х//ш, (4) г//ж, (5) ск//щ, (6) м//мл, (7) к//ч, (8) ж//д, (9) г//ж, (10) ж//з, (11) ж//д, (12) г//ж, (13) ч//т, (14) ш//с, (15) пл//п.

Задание № 3: вставьте
пропущенные буквы, графически объясняя написание; выделите морфему с
пропущенной гласной:

(1) Ж…лтый
крыж…
вник,
(2) ж…сткая
щ…тка,
(3) ч…рный
капюш…н,
(4) прож…рливый
ш…фёр,
(5) ч…порный
ш…тландец,
(6) деш…вый
ш…колад,
(7) розовощ…кий
ж…нглёр,
(8) ш…лковые
ш…рты.

——————————————————————————————————————————————————————————————————————————————

Задание № 1: из данных
пар слов выпишите (на слух) чередующиеся согласные в корне.

Образец:
стерегу — стережёт (г//ж).

Задание № 2: для
данных слов подберите (на слух) такие однокоренные, в которых есть указанное
чередование согласных.

Хлопотать (т//ч)
— хлопочет.

(1) х//ш, (2) к//ч, (3) х//ш, (4) г//ж, (5) ск//щ, (6) м//мл, (7) к//ч, (8) ж//д, (9) г//ж, (10) ж//з, (11) ж//д, (12) г//ж, (13) ч//т, (14) ш//с, (15) пл//п.

Задание № 3: вставьте
пропущенные буквы, графически объясняя написание; выделите морфему с
пропущенной гласной:

(1) Ж…лтый
крыж…
вник,
(2) ж…сткая
щ…тка,
(3) ч…рный
капюш…н,
(4) прож…рливый
ш…фёр,
(5) ч…порный
ш…тландец,
(6) деш…вый
ш…колад,
(7) розовощ…кий
ж…нглёр,
(8) ш…лковые
ш…рты.

——————————————————————————————————————————————————————————————————————————————

Задание № 1: из данных
пар слов выпишите (на слух) чередующиеся согласные в корне.

Образец:
стерегу — стережёт (г//ж).

Задание № 2: для
данных слов подберите (на слух) такие однокоренные, в которых есть указанное
чередование согласных.

Хлопотать (т//ч)
— хлопочет.

(1) х//ш, (2) к//ч, (3) х//ш, (4) г//ж, (5) ск//щ, (6) м//мл, (7) к//ч, (8) ж//д, (9) г//ж, (10) ж//з, (11) ж//д, (12) г//ж, (13) ч//т, (14) ш//с, (15) пл//п.

Задание № 3: вставьте
пропущенные буквы, графически объясняя написание; выделите морфему с
пропущенной гласной:

(1) Ж…лтый
крыж…
вник,
(2) ж…сткая
щ…тка,
(3) ч…рный
капюш…н,
(4) прож…рливый
ш…фёр,
(5) ч…порный
ш…тландец,
(6) деш…вый
ш…колад,
(7) розовощ…кий
ж…нглёр,
(8) ш…лковые
ш…рты.

——————————————————————————————————————————————————————————————————————————————

Задание № 1: из данных
пар слов выпишите (на слух) чередующиеся согласные в корне.

Образец:
стерегу — стережёт (г//ж).

Задание № 2: для
данных слов подберите (на слух) такие однокоренные, в которых есть указанное
чередование согласных.

Хлопотать (т//ч)
— хлопочет.

(1) х//ш, (2) к//ч, (3) х//ш, (4) г//ж, (5) ск//щ, (6) м//мл, (7) к//ч, (8) ж//д, (9) г//ж, (10) ж//з, (11) ж//д, (12) г//ж, (13) ч//т, (14) ш//с, (15) пл//п.

Задание № 3: вставьте
пропущенные буквы, графически объясняя написание; выделите морфему с
пропущенной гласной:

(1) Ж…лтый
крыж…
вник,
(2) ж…сткая
щ…тка,
(3) ч…рный
капюш…н,
(4) прож…рливый
ш…фёр,
(5) ч…порный
ш…тландец,
(6) деш…вый
ш…колад,
(7) розовощ…кий
ж…нглёр,
(8) ш…лковые
ш…рты.

——————————————————————————————————————————————————————————————————————————————

Задание № 4: выделите морфемы, в
которых могут быть беглые гласные, и подберите однокоренные слова или формы
слова, в которых этих беглых гласных нет:

(1) Чехол, (2) ремешок, (3)
мотылек, (4) ремень, (5) кошелёк, (6) подобран.

Задание № 5: вставьте пропущенные
буквы в корнях с чередующимися гласными. Корни выделите, графически объясните
написание:

(1) Выб…рут делегатов, (2)
выб…рают учеников, (3) зап…реть ворота, (4) зап…рать на
ключ, (5) ум…реть от ран, (6) ум…рать от болезни, (7)
выт…рать ноги, (8) выт…реть доску, (9) расст…лить скатерть,
(10) изб…рательная кампания.

Задание № 6: слова с пропущенными
буквами разделите на 2 колонки (колонки озаглавьте самостоятельно), графически
объясните написание:

(1) Соб…рёмся компанией, (2)
соб…рать цветы, (3) бл…стать на карнавале, (4) выт…реть
стол, (5) подб…ру материал, (6) оп…реться о плечо, (7)
зам…рать от восторга,
(8) бл…стеть на
солнце, (9) уб…рать комнату, (10) заст…лать постель.

——————————————————————————————————————————————————————————————————————————————

Задание № 4: выделите морфемы, в
которых могут быть беглые гласные, и подберите однокоренные слова или формы
слова, в которых этих беглых гласных нет:

(1) Чехол, (2) ремешок, (3)
мотылек, (4) ремень, (5) кошелёк, (6) подобран.

Задание № 5: вставьте пропущенные
буквы в корнях с чередующимися гласными. Корни выделите, графически объясните
написание:

(1) Выб…рут делегатов, (2)
выб…рают учеников, (3) зап…реть ворота, (4) зап…рать на
ключ, (5) ум…реть от ран, (6) ум…рать от болезни, (7)
выт…рать ноги, (8) выт…реть доску, (9) расст…лить скатерть,
(10) изб…рательная кампания.

Задание № 6: слова с пропущенными
буквами разделите на 2 колонки (колонки озаглавьте самостоятельно), графически
объясните написание:

(1) Соб…рёмся компанией, (2)
соб…рать цветы, (3) бл…стать на карнавале, (4) выт…реть
стол, (5) подб…ру материал, (6) оп…реться о плечо, (7)
зам…рать от восторга,
(8) бл…стеть на
солнце, (9) уб…рать комнату, (10) заст…лать постель.

——————————————————————————————————————————————————————————————————————————————

Задание № 4: выделите морфемы, в
которых могут быть беглые гласные, и подберите однокоренные слова или формы
слова, в которых этих беглых гласных нет:

(1) Чехол, (2) ремешок, (3)
мотылек, (4) ремень, (5) кошелёк, (6) подобран.

Задание № 5: вставьте пропущенные
буквы в корнях с чередующимися гласными. Корни выделите, графически объясните
написание:

(1) Выб…рут делегатов, (2)
выб…рают учеников, (3) зап…реть ворота, (4) зап…рать на
ключ, (5) ум…реть от ран, (6) ум…рать от болезни, (7)
выт…рать ноги, (8) выт…реть доску, (9) расст…лить скатерть,
(10) изб…рательная кампания.

Задание № 6: слова с пропущенными
буквами разделите на 2 колонки (колонки озаглавьте самостоятельно), графически
объясните написание:

(1) Соб…рёмся компанией, (2)
соб…рать цветы, (3) бл…стать на карнавале, (4) выт…реть
стол, (5) подб…ру материал, (6) оп…реться о плечо, (7)
зам…рать от восторга,
(8) бл…стеть на
солнце, (9) уб…рать комнату, (10) заст…лать постель.

——————————————————————————————————————————————————————————————————————————————

Задание № 4: выделите морфемы, в
которых могут быть беглые гласные, и подберите однокоренные слова или формы
слова, в которых этих беглых гласных нет:

(1) Чехол, (2) ремешок, (3)
мотылек, (4) ремень, (5) кошелёк, (6) подобран.

Задание № 5: вставьте пропущенные
буквы в корнях с чередующимися гласными. Корни выделите, графически объясните
написание:

(1) Выб…рут делегатов, (2)
выб…рают учеников, (3) зап…реть ворота, (4) зап…рать на
ключ, (5) ум…реть от ран, (6) ум…рать от болезни, (7)
выт…рать ноги, (8) выт…реть доску, (9) расст…лить скатерть,
(10) изб…рательная кампания.

Задание № 6: слова с пропущенными
буквами разделите на 2 колонки (колонки озаглавьте самостоятельно), графически
объясните написание:

(1) Соб…рёмся компанией, (2)
соб…рать цветы, (3) бл…стать на карнавале, (4) выт…реть
стол, (5) подб…ру материал, (6) оп…реться о плечо, (7)
зам…рать от восторга,
(8) бл…стеть на
солнце, (9) уб…рать комнату, (10) заст…лать постель.

——————————————————————————————————————————————————————————————————————————————

Задание № 4: выделите морфемы, в
которых могут быть беглые гласные, и подберите однокоренные слова или формы
слова, в которых этих беглых гласных нет:

(1) Чехол, (2) ремешок, (3)
мотылек, (4) ремень, (5) кошелёк, (6) подобран.

Задание № 5: вставьте пропущенные
буквы в корнях с чередующимися гласными. Корни выделите, графически объясните
написание:

(1) Выб…рут делегатов, (2)
выб…рают учеников, (3) зап…реть ворота, (4) зап…рать на
ключ, (5) ум…реть от ран, (6) ум…рать от болезни, (7)
выт…рать ноги, (8) выт…реть доску, (9) расст…лить скатерть,
(10) изб…рательная кампания.

Задание № 6: слова с пропущенными
буквами разделите на 2 колонки (колонки озаглавьте самостоятельно), графически
объясните написание:

(1) Соб…рёмся компанией, (2)
соб…рать цветы, (3) бл…стать на карнавале, (4) выт…реть
стол, (5) подб…ру материал, (6) оп…реться о плечо, (7)
зам…рать от восторга,
(8) бл…стеть на
солнце, (9) уб…рать комнату, (10) заст…лать постель.

——————————————————————————————————————————————————————————————————————————————

wordmap

Слова из слова
Слова по маске
Подобрать рифму
Игра в слова
Еще ▼

Слова из слова
Слова по маске
Подобрать рифму
Определения к слову
Ассоциации к слову
Сочетаемость слова
• • •
Слово содержит букву
Слова начинается на букву
Слова оканчиваются на букву
Слова с повторами букв
• • •
Значения слов
Разбор слов морфологический
Разбор по составу
Словарь синонимов
Словарь антонимов
Русско-английский словарь
Русско-немецкий словарь
• • •
Ответы на кроссворды
Игра в СЛОВА
Игра БАЛДА
Игра Чепуха

18 букв

Слова из слова «расстелить скатерть» Рифма к слову «расстелить скатерть»

  1. WordMap

  2.   →  

  3. Карта слова РАССТЕЛИТЬ СКАТЕРТЬ

Слова из слова РАССТЕЛИТЬ СКАТЕРТЬ

Показаны 20 слов из 419 найденных:

  • аил
  • аир
  • акр
  • акт
  • аист
  • альт
  • арак
  • арат
  • акрил
  • аксис
  • актер
  • ареал
  • алтарь
  • артель
  • артист
  • артрит
  • акрилат
  • актриса
  • алтаист
  • альтист
  • показать все

Рифмы к слову РАССТЕЛИТЬ СКАТЕРТЬ

Показаны 20 слов из 230 найденных:

  • оть
  • ять
  • ить
  • уть
  • шуть
  • кеть
  • тать
  • жать
  • цють
  • рыть
  • сить
  • луть
  • шить
  • лить
  • чуть
  • пить
  • ныть
  • тять
  • нять
  • веть
  • показать все

Комментарии 0

Текст комментария:
Ваш e-mail

Только что искали:

синеоких только что

расстелить скатерть только что

ыткиоснае 1 секунда назад

втткраоаи 2 секунды назад

рруутзопа 2 секунды назад

улусник 3 секунды назад

аллина 3 секунды назад

баклыкова 3 секунды назад

диветуз 4 секунды назад

баранка 4 секунды назад

пролившее 5 секунд назад

галактическая цивилизация 5 секунд назад

почтенною 5 секунд назад

писдань 6 секунд назад

бокрас 6 секунд назад

Ваша оценка

Закрыть

Спасибо за вашу оценку!

Закрыть

Последние игры в словабалдучепуху

Имя Слово Угадано Время Откуда
Игрок 1 прррррнггппмапгггшл 0 слов 2 часа назад 188.232.4.44 ru
Игрок 2 жаль 0 слов 4 часа назад 83.47.117.65 es
Игрок 3 лапша 0 слов 5 часов назад 89.179.67.148 ru
Игрок 4 роспотребнадзор 24 слова 11 часов назад 95.154.65.35 ru
Игрок 5 резня 1 слово 22 часа назад 95.29.165.202 ru
Игрок 6 табун 0 слов 1 день назад 176.212.204.106 ru
Игрок 7 грива 0 слов 1 день назад 176.212.204.106 ru
Играть в Слова!
Имя Слово Счет Откуда
Игрок 1 окоем 24:26 1 час назад 78.37.174.61 ru
Игрок 2 слуда 41:45 2 часа назад 85.93.58.142 ru
Игрок 3 ситец 47:52 2 часа назад 85.93.58.142 ru
Игрок 4 измор 42:46 2 часа назад 194.11.28.10 ua
Игрок 5 финка 50:53 2 часа назад 194.11.28.10 ua
Игрок 6 рычаг 48:49 3 часа назад 194.11.28.10 ua
Игрок 7 жучок 50:49 3 часа назад 194.11.28.10 ua
Играть в Балду!
Имя Игра Вопросы Откуда
Йййййййййййй На одного 5 вопросов 11 часов назад 95.154.65.35 ru
Гоген На одного 20 вопросов 22 часа назад 178.141.177.90 ru
Алиса На двоих 10 вопросов 1 день назад 176.108.187.19 ua
ААываыв На одного 5 вопросов 1 день назад 213.33.157.202 ru
Давно На одного 20 вопросов 3 дня назад 188.170.73.197 ru
Давно На одного 20 вопросов 3 дня назад 188.170.73.197 ru
Давно На одного 20 вопросов 3 дня назад 188.170.73.197 ru
Играть в Чепуху!

Подбор слов

Слова из слова
Подбор по маске
Рифма к слову
Ассоциации к слову
Определения к слову
Сочетаемость слова
Ответы на кроссворды

По буквам

Слово содержит букву
Слова начинается на букву
Слова оканчиваются на букву
Слова с повторами букв

Словари

Значения слов
Разбор морфологический
Разбор по составу
Словарь синонимов
Словарь антонимов
Русско-английский словарь
Русско-немецкий словарь

Игры в слова

Игра в СЛОВА
Игра БАЛДА
Игра ЧЕПУХА

&copy 2022 «WordMap.ru» — твоя карта слов, составить слова из слов или букв, играть в слова, рифмы к словам.

Загрузка данной страницы заняла 0.46 с.

  • Рассмотрите рисунок прочитайте текст напишите рассказ на тему горе мечтатель используя
  • Расставить все точки над и как пишется
  • Рассказывать монотонно как пишется
  • Рассмотри картинки составь и запиши рассказ используя слова для справок
  • Рассказывайте сказки дочерям песня текст