Расстелишь или расстелешь как пишется

Итоговый контроль по русскому языку по теме: глагол.вариант 1часть 1к каждому заданию 1-20 даны четыре варианта ответа, из которых только

Итоговый  контроль по русскому языку по теме: «Глагол».

Вариант 1

Часть 1

К каждому заданию 1-20 даны четыре варианта ответа, из которых только один правильный. Номер этого ответа обведите кружком.

А1. В каждом предложении употреблен глагол 1 спряжения?

1) Он всегда держ…тся очень уверенно.

2) А ветер суш…т сад.

3) Стыдливо белая берёза зелене…т.

4) Он цен…т каждый час.

А2. В каждом предложении употреблен глагол 2 спряжения?

1) Толя не стан…т много говорить.

2) Успе…т встать он за станок.

3) Валя протира…т каждый листочек.

4) Андрей стро…т новые дома.

А3.  В каком примере в глаголе  пропущена буква е?

1) Мы готов… мся к торжественной встрече.

2) Алексей выкладыва…т стену из кирпича.

3)  Грузовик подвоз…т доски.

4) Мы подход…м  к штукатуру.

А4. В каком примере в глаголе  пропущена буква и?

1) Мы еще побор…мся за победу.

2) Нигде не дыш…тся вольней родных полей.

3) Скоро стемне…т.

4) Пахн…т весной.

А5. В каком словосочетании не пишется слитно?

1) собрание (не)закончилось.

2) работу (не)выполнил.

3) никого (не)заметил.

4) мне (не)здоровится.

А6. В каком словосочетании не пишется раздельно?

1) (не)взлюбил соседа.        

2) (не)навидеть за предательство.

3) (не)скосили траву.

4) как будто (не)доумевала.

А7. В каком примере в глаголе пишется ь знак?

1)  С топором весь свет пройдёш… .

2)  Волк на добычу стремит…ся.

3)  Дуб для жилища не годит…ся.

4)  Он добросовестно трудит…ся.

А8. В каком примере в глаголе не пишется ь знак?

1)  Все должны трудит…ся.                      3)  Пословица век не ломит…ся.

2)  Я обещаю хорошо трудит…ся.           4)  Что написано пером – не вырубиш… топором

А9. Укажите предложение, в котором употреблён разноспрягаемый глагол.

1)  Девочка повсюду видела только степь.

2)  Мне хочется войти в цирк.

3)  Медвежата составляли одну из забав помещика.

4)  Нас просили не опаздывать.

А10. Укажите предложение, в глаголе которого пишется суффикс – ова — (- ева -).

1)  Овсянников придерж…вался  старинных обычаев.

2)  Я люб…вался картиной охоты.

3)  Волны с грохотом разб…ваются о скалы.

4)  Ты вслуш…ваешься в рокот прибоя.

А11. В каком предложении употреблен глагол в повелительном наклонении?

1) Меня называют мастерицей.

2)  А вы его знаете?

3)  Вынесите из класса лишнюю мебель.

4)  Голубей надо беречь.

А12. В каком предложении употреблен глагол в условном наклонении?

1) Отметьтесь в явочном листе.

2) Я бы сходила с вами на экскурсию.

3) Вы обязательно услышите пение птиц.

4) Запомните это правило.

А13. В каком предложении употреблен глагол в изъявительном наклонении?

1) Лягте в воде на спину.

2) У нас был бы дружный класс.

3) Вчера мы ходили в музей.

4) Мы бы не нашли дороги назад.

А14. В каком словосочетании употреблен переходный глагол?

1)  любоваться пейзажем

2)  перебежать дорогу

3)  бороться с врагом

4)  радовался встрече

А15. В каком словосочетании употреблен непереходный глагол?

1)  допустить ошибку

2)  вынести мусор

3)  нашел грибы

4)  не ссориться с друзьями

А16. В каком словосочетании употреблён безличный глагол?

1) мне не верится

2) надейся на лучшее

3) оденься теплее

4)  собрание состоится

А17. В каком примере пишется ь знак?

1) у рощ… .     3) береч… .

2) могуч… .     4) кирпич… .

А18.  Укажите ошибку в употреблении глагола.

1) надеть платье      3) езжу на машине

2) лягте удобнее     4)  поехайте туда летом

А19. В каком слове неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) копИровать               3) премИровать            

2) прибылА                   4) формИровать

А20. Укажите лишнее слово, учитывая суффикс глагола.

1) та…л.          3) ве…л.

2) стро…л.      4) чу…л.

Часть 2

 Прочитайте текст и выполните задания 21-28. Ответы запишите словами или цифрами.

(1) Можно и проще ловить раков в реке, только не во всякое время года. (2) Летом заберешься в воду и идешь вдоль кручи тенистого берега. (3) Стараешься держаться против течения, чтобы муть относило. (4) Обшариваешь все попутные коряги, камни, корни, — рак любит там прятаться. (5) Для ловли годятся и старые, уже негодные сети. (6)

Расстелешь их по дну с привязанной к ним приманкой, раки почувствуют съедобное, набьются сюда и запутаются в тонких нитяных ячейках.

Б1. Какое утверждение не соответствует содержанию текст? Напишите его номер.

1) Раки любят находиться около камней, коряг;

2) Раком можно ловить сетями с привязанными к ним приманками.

3) Раков ловят около крутых берегов.

4) Идти нужно по течению реки.

Ответ: _____________________

Б2. Из предложений 1,2 выпишите глагол 2 спряжения.

Ответ: _____________________

Б3. Из предложений 3, 4 выпишите безличный глагол.

Ответ: _____________________

Б4. Из предложения 6 выпишите глагол во 2-м лице.

Ответ: _____________________

Б5.  Напишите наклонение глагола годятся (предложение 5)

Ответ: _____________________

Б6. Из предложений 1,2 выпишите глагол в неопределённой форме.

Ответ: _____________________

Б7. Из предложений 2-5 выпишите глагол с чередующейся гласной в корне.

Ответ: _____________________

Б8.  Из предложений 4-6 выберите предложение с однородными сказуемыми. Напишите его номер.

Ответ: _____________________

Вариант 2

Часть 1

К каждому заданию 1-20 даны четыре варианта ответа, из которых только один правильный. Номер этого ответа обведите кружком.

А1. В каждом предложении употреблен глагол 1 спряжения?

1) Выраст…м  хорошую смену.

2) Он снова за мной гон…тся.

3) Каждый помн…т своего первого учителя.

4) Это он встреча…т нас на пороге.

А2. В каком предложении употреблен глагол 2 спряжения?

1) Одному хорошо дума…тся .

2) Что-то слыш…тся родное в долгой песне ямщика.

3) Осенью быстро смерка…тся.

4) Правда глаза кол…т.

А3. В каком примере в глаголе пропущена буква е?

1) Образование цен…тся высоко.

2) Кашу маслом не испорт…шь.

3) Человек всю жизнь бор…тся  со своими недостатками.

4) День на день не приход…тся.

А4. В каком примере в глаголе  пропущена буква и?

1) Своя ноша не тян…т.

2) Насильно мил не буд…шь.

3) Время все леч…т.

4) Вы мне помож…те?

А5. В каком словосочетании не пишется слитно?

1)  поле (не)вспахивали

2)  письмо (не)отправили

3)  бабушка (не)домогает

4)  стенгазету (не)выпустили

А6. В каком словосочетании не пишется раздельно?

1) (не)годовать по поводу предательства

2) (не)доставало времени

3) (не)достал книгу  

4) (не)здоровилось с вечеру

А7.  В каком примере в глаголе пишется ь знак?

1)  Летом проводят…ся соревнования по бегу.

2)  Заяц боит…ся волка.

3)  Любишь катат…ся – люби и саночки возить.

4)  Сырые дрова плохо загорают…ся.

А8. В каком примере в глаголе не пишется ь знак?

1) С радостью убеждаеш…ся в своей правоте.  

2) Учит…ся никогда не поздно.

3) Мы продолжали забират…ся  в глубь леса.

4) Зима недаром зл…тся.

А9. Укажите предложение, в котором употреблён разноспрягаемый глагол.

1) Участники соревнования бегут очень быстро.

2) Бродят ветры-скоморохи.

3) Мне голос слышится знакомый.

4) Вновь смоленские дали встают предо мною.

А10. Укажите предложение, в глаголе которого пишется суффикс – ова — (- ева -).

1) Зверь схват…вает передними лапами корягу и поднимается с ней во весь рост.

2) Она нарочно поддразн…вала Чука и Гека.

3) Колеса постук…вали под полом вагона.

4) Друзья посов…товали своему товарищу больше заниматься русским языко.

А11. В каком предложении употреблен глагол в повелительном наклонении?

1) Неправды я не потерплю ни в ком.

2) А как голуби красиво летают!

3) Все книги спрячьте в шкаф.

4)  У всех было желание победить.

А12. В каком предложении употреблен глагол в условном наклонении?

1) Пора делать  стоянку.

2) Солнце не могло бы пробиться через густую чащу ветвей.

3) Начните работать над чертежом.

4) Он хотел всех развеселить.

А13. В каком предложении употреблен глагол в изъявительном наклонении?

1) Помогайте друг другу.

2) Максим Максимыч, войдя в комнату, разбудил меня.

3) Перепишите эти строки в тетрадь.

4) Без лесника мы бы не нашли дороги домой.

А14. В каком словосочетании употреблен переходный глагол?

1) умываться с мылом.

2) верить в справедливость.

3) расписаться в дневнике.

4) купить шляпу.

А15. В каком словосочетании употреблен непереходный глагол?

1)  обнимать друга

2)  строить дом

3)  едет на велосипеде

4)  решить задачу

А16. В каком словосочетании употреблён безличный глагол?

1) Наступил вечер.

2) В саду пахнет сиренью.

3) Сирень хорошо пахнет.

4)  Ребёнок спит.

А17. В каком примере пишется ь знак?

1) нет дач… .        3) шипуч… .

2) ключ… .           4) стереч… .

А18. Укажите ошибку в употреблении глагола.

1) поезжайте в гору  

2) жжёт листву

3) не бежите быстро

4) не кладите на стол

А19. В каком слове неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) звонИт  

2) прИбыл

3) премировАть

4) формИровать

А20. Укажите лишнее слово, учитывая суффикс глагола.

1) зате…л.

2) рассе…лся.

3) кле…л

4) та…л

Часть 2

Прочитайте текст и выполните задания 21-28. Ответы запишите словами или цифрами.

(1) Познакомьтесь ближе с жизнью голубей, и вы увидите, какая это чудесная птица. (2) Вы когда-нибудь видели, что голуби ссорятся друг с другом? (3) Они живут очень дружно, нежно заботятся о детях. (4) В двадцатом веке голубь стал символом мира. (5)  Теперь повсюду можно слышать, что голубей надо беречь.

Б1. Какое утверждение не соответствует содержанию текст? Напишите его номер.

1) Голубь – чудесная птица.

2) Голуби никогда не ссорятся.

3) Символом мира голубь стал в двадцатом веке

4) Голуби не заботятся о потомстве

Ответ: _____________________

Б2. Из предложений 1,2 выпишите глагол в повелительном наклонении.

Ответ: _____________________

Б3. Из предложений 4,5 выпишите глагол 2 спряжения.

Ответ: _____________________

Б4. Из предложений 2,3 выпишите глагол в прошедшем времени.

Ответ: _____________________

Б5. Напишите наклонение глагола стал (предложение 4)

Ответ: _____________________

Б6.  Из предложения 5 выпишите глагол 1 спряжения в неопределенной форме.

Ответ: _____________________

Б7. Из предложений 2-4 выберите предложение с однородными сказуемыми. Напишите его номер.

Ответ: _____________________

Б8. Из предложений 3-5 выберите такое, которое связано с предыдущим с помощью личного местоимения. Напишите его номер.

Ответ: _____________________

Как правильно?

22.07.2021

Ей на встречу пес, залая, Прибежал и смолк, играя; В ворота вошла она, На подворье тишина. … Им на встречу, грозно воя, Пес бежит и ко двору Путь им кажет. «Не к добру! — Братья молвили: — печали Не минуем».

БудЕте или будИте? Как правильно писать?

БудЕте или будИте? Как правильно писать?

В вашем случае правильно написать Вы *будете оригинальны*.

БудИте пишется в форме повелительного или изъявительного наклонений (от глаг. будить)

БудЕте пишется только в форме вопросительного наклонения (от глаг. быть).

БУДИТЕ — это когда вам говорят, что надо кого-то разбудить.

Например: Идите, будите уже своего друга, а то на работу опоздаем.

А БУДЕТЕ — это когда вам говорят: — quot;Ещ раз, будете нарушать правила дорожного движения — накажемquot;.

В вашем случае нужно писать будете, так как у вас предложение:

Вы будете оригинальны?

Значит у вас слово будешь, а не слово будить. А его нужно писать через е.

Вот если бы у вас было предложение: Вы будите оригинально. То есть в слове оригинально на конце будет о, а не ы и вопросительного знака не будет, то вполне можно подумать, что этим предложением как бы говорят, что человек может разбудить оригинальным способом. Тогда бы писалась буква и.

Но в вашем случае нужно писать букву е.

Правильно будет такое словосочетание — quot;Вы будете это покупать?quot; или quot;Вы будете мне звонить?quot;.

А слово БудИте имеет другое значение. Например фраза — quot;Скорее его будите, а то он проспит свою остановку!quot;

Вообще, можно и так и так написать, только важно учитывать,что слово будИте(ударение на и) от слова будить(спящего человека), а будЕте(ударение на у) от слова будет.

Предложение с глаголом будите: Не будите спящего.

Предложение со словом будете: А вы будете спать?

В данной фразе правильно будет применить букву quot;еquot;

Оба слова правильны и будЕте и будИте,

вопрос только в том, чтобы их использовать по назначению в предложении.

С ними все просто. Надо просто знать, что слово будИте — это глагол будить.

В остальных случаях надо использовать глагол быть, то есть будЕте.

Слова quot;БудЕтеquot; и quot;будИтеquot; могут писаться и в том, и в другом случае, зависит от смысла в предложении.

Слово quot;будетеquot; образовано от вопросительного наклонения глагола quot;бытьquot;.

Например: Вы будете сегодня играть в футбол?

Слово quot;будитеquot; образовано от повелительного наклонения глагола quot;будитьquot;.

Например: Завтра будите меня в 8.00 часов.

Будете и будите — это разные глаголы, поэтому и пишутся по-разному.

Глагол будите — это повелительное наклонение от глагола будить. В единственном числе повелительного наклонения будет буди, а в множественном числе еще добавляется суффикс (некоторые филологи говорят, что окончание) — те. Вот и получается буди +те = будите.

Что же касается будете, то это множественное число от глагольной связки быть. Например: Вы будете готовиться к пересдаче? Завтра вы будете работать с новыми клиентами.

БудИте — бУдете. Здесь вариант написания зависит от контекста.

Такая ошибка встречается довольно часто, по крайней мере, видела е нередко.

  • будИте — это глагол будить, который пишется в повелительном наклонении
  • бУдете — это вопросительное наклонение, производное от слова быть.

То есть, употреблять первый глагол вместо второго — нарушение правил правописания. Чтобы было более понятно, можно привести такой пример:

quot;Вот и солнышко встало — будИте Иванаquot; (к стати, под ударением всегда пишется буква И, это правило можно использовать в качестве проверочного при произнесении фразы вслух)

quot;Вы будЕте кушать суп?quot;

Ну и пример неправильного употребления:

quot;Когда вы будИте подъезжать, позвонитеquot;

Источник: http://info-4all.ru/obrazovanie/budete-ili-budite-kak-pravilno-pisat/

Как правильно будете или будите, будешь или будишь?

Будете или будите? Будет или будит?

Правильно

Будете, будет — глагол «быть» в форме будущего времени (вопросительное наклонение), пишется через букву «е» в середине слова. Ударение приходится на первый слог на букву «у».
Вы будете сегодня вечером ужинать?
Если будете нарушать правила, мы вас накажем
Будете кушать наш салат?
Он будет делать домашнюю работу
Иван будет пить компот

БудИте— повелительное наклонение глагола «будить» во втором лице множественного числа, пишется через букву «и» в середине слова. Ударение приходится на второй слог на букву «и».
Будите меня активнее, я крепко сплю
Не будите меня очень рано
Будите Олега, ему пора вставать

Будите, будит глагол «будить» во втором лице множественного числа (бУдите) и в третьем лице единственного числа (бУдет)
Вы будите его уже пятнадцать минут
Зачем вы будите его в три часа ночи?
Олег будит своего друга, который спит
Сергей будит спящего кота

Будешь или будишь?

Правильно

Будешь — глагол «быть» во втором лице будущего времени, пишется через букву «е» в середине слова. Ударение ставится на первый слог.
Будешь кушать салат?
Ты будешь делать уроки или нет?
Завтра будешь собирать ягоды

Будишь — глагол «будить» во втором лице настоящего времени, пишется через букву «и» в середине слова. Ударение ставится на второй слог.
Ты слабо будишь Егора, он крепко спит
Ты будишь спящее зло
Ты будишь меня слишком рано

Источник: http://morevokne.ru/?p=8178

«Пол часа» или «полчаса», как правильно?

Чтобы верно написать слово, нужно определить, к какой части речи оно относится. «Полчаса» — неизменяемое числительное («сколько?»), обозначающее промежуток времени. Если часть слова, следующая за приставками «полу» и «пол» начинается с согласной буквы (кроме «л»), то «пол» с самим словом будет писаться слитно.

вы будете или будите как правильно

«Пол» не будет являться приставкой, писать её следует раздельно:

  • если есть разделяющее слово (пол моего лица, пол земного шара);
  • если без этой приставки не употребляется («половица» — нет словообразования «овица»).

«Пол» будет отделяться дефисом от слова, если:

  • в корне словообразования первая буква гласная (пол-оврага, пол-устрицы, пол-яблока, пол-ёлки, пол-арки, пол-утюга, пол-юбки).
  • после нее следом идёт имя собственное (пол-Енисея, пол-Марины, пол-Севастополя, пол-Казани).
  • за ней идёт согласная «л» (пол-люстры, пол-лица, пол-ложки, пол-литра).

Следовательно, писать правильно «полчаса». «Пол часа» — это неверное написание.

Примеры предложений

Мы пришли к назначенному времени полчаса назад.

У меня ушло полчаса, чтобы добраться до переправы.

Я уже полчаса как должен был быть в театре.

Пример из литературы

Звонить каждый полчаса, спрашивать как у тебя дела, будет только по-настоящему любящий человек.
(К.Гундарева, «Вопрос времени»)

Источник: http://koreniz.ru/spravochnik/185_pol-chasa-ili-polchasa-kak-pravilyno/

«Полчаса» или «пол часа»: как пишется?

вы будете или будите как правильно

  • Правило
  • Когда используется дефис
  • Примеры предложений
  • Заключение

Правописание слов, обозначающих половину от предмета, вызывают трудности не только у детей, но и у взрослых. Хотя правило написания предельно ясное. Чтобы не допустить ошибок, важно выяснить, как правильно пишется: полчаса или пол часа.

Правило

В русском языке выделяют отдельное слово «пол». Оно обозначает покрытие в помещении или половой признак.

Но если данное слово входит в состав другого, то оно обозначает вторую часть чего-либо. В данном случае оно будет являться приставкой в слове, которая обязательно пишется слитно с корнем.

Но иногда бывают случаи, в которых «пол» в этом же значении пишется отдельно от подчиненного слова. Это предусматривается, если между ними стоит определяющее признак слово: пол текущего часа.

Сложности в отражении на письме слова «полчаса» возникают часто. Ошибки допускаются за счет того, что многие не знают, как правильно пишется: слитно или раздельно, а может через дефис.

Выделяют правило, которое звучит так:

«Приставка пол- пишется слитно со всеми словами, которые начинаются на согласный звук. Исключение составляют слова, корень которых начинается на согласный «л».

При отсутствии вспомогательного слова и при начале корня на согласный звук приставка будет отражаться на письме слитно.

Чтобы проверить правописание слова, нужно убедиться, что в слове «час» корень начинается на согласный звук. И при этом согласный не должен быть «л». Так как все требования соблюдены, оно должно быть написано слитно.

Аналогичное правило действует в отношении приставки «полу-». Она используется при употреблении слова в родительном падеже. Требования к написанию не меняются. Поэтому слово получаса будет писаться слитно и без дефиса.

Когда используется дефис

В некоторых случаях приставка «пол-» отделяется от подчиненного слова дефисом. Такое правило действует, когда слитное употребление на письме приводит к неоднозначному прочтению слова или неудобству. Выделяют 4 основных случая.

  • Если слово начинается на согласный «л», то предусматривается написание через дефис:
  1. пол-лимона;
  2. пол-лайма.
  • Если подчиненное слово начинается на гласный звук, то оно употребляется в такой же форме:
  1. пол-автобуса;
  2. пол-озера;
  3. пол-яблока.
  • Если подчиненное слово – имя собственное:
  1. пол-Воронежа;
  2. пол-Москвы.
  • Если подчиненное слово – сложное существительное, которое и так пишется через дефис:
  1. пол-царь-колокола;
  2. пол-царь-пушки.

Примеры предложений

Написание слова запоминается легче, если рассматривать примеры предложений с ним.

  1. Ирина Николаевна вызвала такси и ждала его полчаса, поэтому успела замерзнуть на улице.
  2. На улице было тихо и спокойно. Никто даже подумать не мог бы, что полчаса назад бушевала непогода, ветер ломал деревья, а дождь лил, не переставая.
  3. Мы очень спешили попасть на праздник. Но когда прибыли к месту, опоздали на полчаса.
  4. Аня очень любит поговорить по телефону. Полчаса разговора для нее – сущий пустяк.
  5. Было полчаса до отправления самолета. Но он, почему-то, так и не пришел.
  6. Первоклассники радовались: школьные уроки у них шли по полчаса.
  7. Ирина полчаса стояла под дождем. Но ее муж так и не явился на назначенную встречу.

Заключение

Сложностей в написании этого слова не отмечается. Если проверять его согласно правилу, верный вариант со слитным написанием будет сразу понятен. Важно запомнить слова, которые являются исключением и пишутся через дефис.

Источник: http://znanieinfo.ru/orfografiya/polchasa-ili-pol-chasa.html

Полчаса или пол часа?

Сегодня рассмотрим распространённое слово полчаса. Изучим, как писать его правильно. Если вам эта тема интересна и вы не знаете слитно или раздельно пишется это слово, давайте начнём изучать наш материал.

вы будете или будите как правильно

Правописание слова полчаса

Как пишется полчаса? Многие люди пишут слово полчаса раздельно. Редко встречается написание через дефис. Но есть и те, которые пишут его слитно. А как правильно?

Слово полчаса необходимо писать слитно. Почему так?

Прежде всего скажем, что в русском языке есть отдельное слово пол. Чаще всего оно означает настил в помещении (например: «ходить по полу») или гендерный признак (например: «мужской пол и женский пол»). Но встречаются словосочетания, в которых отдельное слово пол означает половину чего-нибудь.

В слове полчаса «пол» — это не отдельное слово, а приставка, означающая именно половину часа, а не что-либо иное. Следовательно, со словом час эта приставка пишется вместе.

Тем не менее, как сказано выше, бывают ситуации, когда «пол» в значении «половина» пишется отдельно от подчинённого, относящегося к нему слова. Такое может иметь место, если между подчинённым словом и словом «пол» стоит ещё какое-то определяющее слово. Сказанное легко увидеть на примере. В то время как слово полчаса пишется слитно, словосочетание «пол текущего часа» будет писаться раздельно, потому что между словом «пол» и относящимся к нему словом «час» стоит вспомогательное слово «текущий».

Если вспомогательного слова нет, то со словом час в родительном падеже слитно будет писаться также приставка «полу», образованная от приставки «пол» для родительного падежа слова час. То есть слово получаса тоже пишется слитно. И это тоже надо запомнить.

Существуют ли ситуации в правописании, когда приставка «пол» отделяется от подчинённого слова дефисом? Да. К таким ситуациям относятся те, в которых слитное написание будет выглядеть нелепо или приведёт к неоднозначному прочтению слова. По правилам русского языка таких ситуаций четыре. Перечислим их.

  1. Если подчинённое слово начинается на гласную букву. Например, пол-автобуса пишется через дефис, потому что слитное написание в виде «полавтобуса» может привести к некорректному чтению с неправильной интонацией.
  2. Если подчинённое слово является именем собственным. Например, пол-Москвы пишется через дефис, потому что слитное написание в виде «полМосквы» выглядит нелепо.
  3. Если подчинённое слово является сложным существительным и само по себе пишется через дефис. Например, пол-царь-пушки пишется через дефис, фактически с двумя дефисами.
  4. Если подчинённое слово начинается на букву «л», за исключением слова «поллитровка», которое пишется слитно. Например, пол-лимона пишется через дефис. Пол-литра тоже пишется через дефис.

Указанные ситуации рекомендуется запомнить.

Примеры предложений

  1. Мария Фёдоровна ждала извозчика в течение получаса.
  2. Около получаса прошло с момента окончания грозы.
  3. Праздничный концерт в центральном парке начался полчаса назад.
  4. Разговаривать полчаса и не прийти ни к какому решению!

Спешит, дав ночи полчаса.

Ошибочное написание слова

Поскольку слово полчаса правильно пишется слитно, то ошибочными вариантами написания слова будут слова через дефис и раздельно: «пол-часа» и «пол часа».

Заключение

В этой статье мы рассмотрели, как правильно писать слово полчаса, а также изучили правила русского языка, показывающие, когда приставка «пол» в словах пишется слитно, а когда через дефис. Надеемся, что наша статья была для вас полезна.

Источник: http://correctno.ru/orfografiya/polchasa_ili_pol_chasa

Теперь вы знаете о: «вы будете или будите как правильно».

Читайте также:

  • Как склонять шприц; Российская газета — шприцем или шприцом как правильно пишется
  • Мандарин или мандаринов — как правильно? | Образование | Общество | Аргументы и Факты — как правильно много мандарин или мандаринов
  • Как правильно: в аэропорту или в аэропорте — в аэропорте или аэропорту как правильно
  • Математика для блондинок: Как правильно пишется, ноль или нуль? Нуль или ноль? — как правильно писать ноль или нуль
  • Как правильно пишется; рассчитать; или; расчитать? | Полезная информация для всех — рассчитывается или расчитывается как правильно писать
  • Как пишется; смерч; или; смерчь? — как правильно смерчем или смерчом
  • Как правильно: завкафедры или завкафедрой, заведующая детсада или заведующая детсадом? Образование — Официальный портал Екатеринбурга — заведующий кафедры или кафедрой как правильно
  • Что значит «троллить»? — тролить или троллить как правильно
  • БудЕшь; или; будИшь, как правильно пишется? — как правильно будишь или будешь
  • Где правильно ставить ударение в слове Бали — бАли или балИ? | 4 info — Вопросы, ответы, статьи — как правильно ударение бали или бали

Ход Нод:

Посмотрите, из ваших рисунков я создала выставку «В мире сказок»

— Расскажите, какого героя вы нарисовали? Из какой сказки он?

— Какие сказки вы еще знаете?

— Ребята, вы знаете уже много сказок. И сегодня для вас я бы хотела провести конкурс «В мире сказок». Конечно же, как и в любом конкурсе вас ждет награда. А рисунки — это всего лишь первый этап конкурса, который вы успешно прошли.

Итак, наш конкурс «В мире сказок» продолжается! Вам нужно выполнить несколько заданий и показать свои знания сказок. Готовы?

— Тогда начинаю второй этап нашего конкурса и проверю ваши знания.

— Скажите, что такое сказка? (Сказка — это рассказ о вымышленных событиях, о том, чего на свете не бывает)

— Ребята, сказки бывают разными: народными и авторскими. Как вы думаете, почему сказки называют народными (потому что, их сочинил народ). Правильно. Люди сочиняли сказки и передавали от одного человека к другому. Поэтому сказки называются народными и относятся к устному народному творчеству. А почему же сказки называют авторскими? (потому что, их сочинил и написал один человек, т. е автор).

— Ребята, чему нас могут научать сказки?

– Ребята, посмотрите и скажите, из какой сказки эта иллюстрация? — показывает иллюстрацию из сказки «Волк и семеро козлят» — Чему учит нас эта сказка? (Тому, что нельзя чужим открывать дверь, слушаться маму, не быть злым как волк, а надо быть добрым.)

— Посмотрите и скажите, из какой сказки эта иллюстрация? — показывает иллюстрацию из сказки «Красная шапочка». Как называется эта сказка? Чему учит нас эта сказка?

— Посмотрите и скажите, из какой сказки эта иллюстрация? – показывает иллюстрацию из сказки «Курочка Ряба», «Снежная королева».

Сказки учат нас тому, что добро будет всегда вознаграждено, а зло наказано!

— Сейчас я проверю, насколько хорошо вы знаете сказки. Я буду загадывать вам загадки, а вы будете отгадывать название сказки.

Игра: «Узнай сказку по загадке»

• Он лежал на окошке, вдруг скатился на дорожку.

Покатился, покатился и домой не воротился.

• Лечит всех зверей и птичек,

Он на помощь к ним спешит….

• Трое братцев, близнецы,

Хвост крючком и пяточки.

Возле леса на опушке смастерили

Три избушки.

• Сел бы на пенек, съел бы пирожок, А глазастая глядит, пирожок есть, не велит.

• По деревне едет печь

На печи сидит молодец

До дворца доехал он

Шлёт с печи царю поклон.

• Летела стрела и попала в болото,

И в этом болоте поймал ее кто-то.

Кто, распростившись с зеленою кожей.

Сделался милой, красивой, пригожей? Царевна – лягушка

• В небесах и на земле скачет баба на метле,

Страшная, злая, кто она такая? Баба-Яга

• Какое животное пришло жить вторым в сказочный Теремок?

• Какое сказочное животное не смогло пообедать у журавля?

• В какой сказке есть слова: «Тепло ли тебе девица, тепло ли тебе красавица?

• Кто исполнял все желания Емели?

• Сказочный персонаж долгожитель — это?

• В Простоквашино живет,

Дядю Федора он ждет.

• Всем известна скатерть эта,

Как расстелешь ты её

Всяких кушаний полно.

— Молодцы, все загадки отгадали!

— В сказках, как вы уже знаете, высмеивается лень, глупость, трусливость, хитрость, жадность, ложь. А дружба, доброта, трудолюбие, честность помогают героям выйти из самых сложных ситуаций.

— А в некоторых сказках, героям что-то еще помогает пройти или испытать различные трудности, как вы думаете что? (чудесные помощники или волшебные предметы).

Дети проходят к столу. Игра «Собери волшебный предмет» Нужно собрать картинку и рассказать, что это, из какой сказки и как действует? Кто будет готов – поднимайте руку.

— Молодцы! И с этим заданием справились.

Третий этап нашего конкурса «Расскажи сказку по картинкам». На столе перепутались все сюжеты сказок. Ваша задача выбрать свою сказку, выложить на доске последовательно сюжет сказки и рассказать ее нам. А какую сказку вам предстоит рассказать, мы сейчас определим вытянув билет.

Ребёнок называет сказку и описывает, что на ней изображено. При желании ребёнок может рассказать сказку полностью.

— Молодцы, вы со всеми этапами конкурса справились, и пришло время награждения.

Дети читают стихотворение:

1 реб. В мире много сказок

Грустных и смешных.

И прожить на свете

Нам нельзя без них.

2 реб. Лампа Аладдина,

В сказку нас веди.

Башмачок хрустальный,

Помоги в пути!

3 реб. Мальчик Чиполлино,

Мишка Винни-Пух.

Каждый нам в дороге —

Настоящий друг.

4 реб. Пусть герои сказок

Дарят нам тепло.

Пусть добро навеки

Побеждает зло! (Ю. Энтина)

Детям вручаются грамоты за участие в конкурсе «В мире сказок»

Ход досуга:

Дети под музыку по кругу входят в зал, садятся на стульчики.

Воспитатель: Ребята, мы сегодня с вами совершим путешествие в сказочную страну! Ребята, а вы любите сказки?

Дети: Да!

Воспитатель: Тогда давайте с вами закроем глаза и отправимся в сказку? Далеко-далеко, за горами, за лесами, за глубокими морями, за тридевять Земель, в тридевятое Царство, в тридесятое Государство.

(под музыкальное сопровождение выходит Лисица)

Воспитатель: А вот и сказочный герой!

Входит Лисица: Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть в Сказочном Лесу!

Воспитатель: Мы тоже тебе рады. Да что-то ты сегодня грустная. Что приключилось?

Лисица: Ох, эти сказки, разбаловались. Шалили, шалили и перепутались. Как теперь в свою сказку попасть не знаю.

Воспитатель: Не грусти! Мы тебе поможем. Наши ребята все сказки хорошо знают. Ребята, поможем Лисице!

Дети: Да!

Лисица: Игра «Узнай героя сказки» (На стенах развешаны сказочные герои. Дети называют героев и саму сказку, в которой они есть.)

Воспитательница: Ой! Кто это прокатился мимо нас?

Дети: Колобок!

Лисица: ММММ, как запахло, вот бы его догнать и съесть.

Воспитательница: Лисица погоди, колобка есть не нужно. Ребята, а давайте отправимся за Колобком? Посмотрим, куда он нас приведет?

Дети: Да!

Игра «Колобок»

Дети становятся в круг. Повторяют за Лисицей слова и движения.

«Покатился Колобок

Колобок румяный бок.

(Дети идут по кругу).

Вдруг навстречу из леска

Вышла хитрая лиса.

Припев:

Хлоп-хлоп

(Дети хлопают в ладоши).

Топ-топ-топ

(Дети топают ногами).

Хочет скушать Колобок,

(Дети трут руками щеки)

(Повторяют второй раз)

Колобок не отдадим

(Дети грозят пальцем)

С Колобочком убежим!

(Дети разбегаются).

Выбегает Бабка Ежка:Ну, что узнали меня, детки?Боитесь Бабку Ежку? Да, вы не бойтесь, я прилетела на своей метле, чтобы поиграть с вами!

Игра «Бабка Ежка»: (Бабка Ежка сидит в домике,а дети подкрадываются к домику со словами: «Бабка Ежка, костяная ножка, Бабка Ежка выгляни в окошко!»Бабка Ежка выходит из домика, догоняет детей, которые должны сесть на свои стульчики.)Повторяется 3раза.

Воспитатель: Дети, а вы хотите побыть сказочными героями?

Дети: Да!

Лисица: Тогда одевайте маски!

Игра-драматизация сказки репка «Репка»

Игра драматизация сказки «Волк и Козлята»

Воспитатель: А сейчас нам пора возвращаться из Сказки в наш детский сад.

Лисица: ну, что ж, ребята! Хорошо мне было с вами.Дам я вам один совет:

У сказки можно поучиться,

Она ведь мудрости полна,

Ее герои учат жизни,

Их украшает доброта.

(Уходит)

Дети: Да.

Воспитатель: Тогда до новых встреч со сказками!

Расстелишь или расстелешь как пишетсяРасстелишь или расстелешь как пишетсяРасстелишь или расстелешь как пишетсяРасстелишь или расстелешь как пишетсяРасстелишь или расстелешь как пишетсяРасстелишь или расстелешь как пишется

Сценарий разработан и проведен совместно с воспитателями МАДОУ №26: Ланщиковой С. А., Лопаревой З. С., Голохвастовой О. А.

Итоговый  контроль
по русскому языку по теме: «Глагол».

Вариант 1

Часть 1

К каждому заданию
1-20 даны четыре варианта ответа, из которых только один правильный. Номер
этого ответа обведите кружком.

А1. В каждом предложении употреблен глагол 1
спряжения?

1) Он всегда держ…тся
очень уверенно.

2) А ветер суш…т сад.

3) Стыдливо белая
берёза зелене…т.

4) Он цен…т каждый
час.

А2. В каждом предложении употреблен глагол 2
спряжения?

1) Толя не стан…т
много говорить.

2) Успе…т встать он
за станок.

3) Валя протира…т
каждый листочек.

4) Андрей стро…т
новые дома.

А3.  В каком примере в глаголе  пропущена буква е?

1) Мы готов… мся к
торжественной встрече.

2) Алексей
выкладыва…т стену из кирпича.

3)  Грузовик подвоз…т
доски.

4) Мы подход…м  к
штукатуру.

А4. В каком примере в глаголе  пропущена буква и?

1) Мы еще побор…мся
за победу.

2) Нигде не дыш…тся
вольней родных полей.

3) Скоро стемне…т.

4) Пахн…т весной.

А5. В каком словосочетании не пишется
слитно?

1) собрание
(не)закончилось.

2) работу
(не)выполнил.

3) никого
(не)заметил.

4) мне
(не)здоровится.

А6. В каком словосочетании не пишется
раздельно?

1) (не)взлюбил
соседа.                

2) (не)навидеть за
предательство.

3) (не)скосили траву.

4) как будто
(не)доумевала.

А7. В каком примере в глаголе пишется ь
знак?

1)  С топором весь
свет пройдёш… .

2)  Волк на добычу
стремит…ся.

3)  Дуб для жилища не
годит…ся.

4)  Он добросовестно
трудит…ся.

А8. В каком примере в глаголе не пишется ь
знак?

1)  Все должны
трудит…ся.                      3)  Пословица век не ломит…ся.

2)  Я обещаю хорошо
трудит…ся.           4)  Что написано пером – не вырубиш… топором

А9. Укажите предложение, в котором употреблён
разноспрягаемый глагол.

1)  Девочка повсюду
видела только степь.

2)  Мне хочется войти
в цирк.

3)  Медвежата
составляли одну из забав помещика.

4)  Нас просили не
опаздывать.

А10. Укажите предложение, в глаголе которого
пишется суффикс – ова — (- ева -).

1)  Овсянников
придерж…вался  старинных обычаев.

2)  Я люб…вался
картиной охоты.

3)  Волны с грохотом
разб…ваются о скалы.

4)  Ты вслуш…ваешься
в рокот прибоя.

А11. В каком предложении употреблен глагол в
повелительном наклонении?

1) Меня называют
мастерицей.

2)  А вы его знаете?

3)  Вынесите из
класса лишнюю мебель.

4)  Голубей надо
беречь.

А12. В каком предложении употреблен глагол в условном
наклонении?

1) Отметьтесь в
явочном листе.

2) Я бы сходила с
вами на экскурсию.

3) Вы обязательно
услышите пение птиц.

4) Запомните это
правило.

А13. В каком предложении употреблен глагол в
изъявительном наклонении?

1) Лягте в воде на
спину.

2) У нас был бы
дружный класс.

3) Вчера мы ходили в
музей.

4) Мы бы не нашли
дороги назад.

А14. В каком словосочетании употреблен переходный
глагол?

1)  любоваться
пейзажем

2)  перебежать дорогу

3)  бороться с врагом

4)  радовался встрече

А15. В каком словосочетании употреблен непереходный
глагол?

1)  допустить ошибку

2)  вынести мусор

3)  нашел грибы

4)  не ссориться с
друзьями

А16. В каком словосочетании употреблён безличный
глагол?

1) мне не верится

2) надейся на лучшее

3) оденься теплее

4)  собрание
состоится

А17. В каком примере пишется ь знак?

1) у рощ… .     3)
береч… .

2) могуч… .     4)
кирпич… .

А18.  Укажите ошибку в употреблении глагола.

1) надеть платье      3)
езжу на машине

2) лягте удобнее    
4)  поехайте туда летом

А19. В каком слове неверно выделена буква,
обозначающая ударный гласный звук?

1) копИровать              
3) премИровать           

2)
прибылА                   4) формИровать

А20. Укажите лишнее слово, учитывая суффикс
глагола.

1) та…л.          3)
ве…л.

2) стро…л.      4)
чу…л.

Часть 2

 Прочитайте текст и выполните задания 21-28.
Ответы запишите словами или цифрами.

(1) Можно и проще
ловить раков в реке, только не во всякое время года. (2) Летом заберешься в
воду и идешь вдоль кручи тенистого берега. (3) Стараешься держаться против
течения, чтобы муть относило. (4) Обшариваешь все попутные коряги, камни,
корни, — рак любит там прятаться. (5) Для ловли годятся и старые, уже негодные
сети. (6)

Расстелешь их по дну
с привязанной к ним приманкой, раки почувствуют съедобное, набьются сюда и
запутаются в тонких нитяных ячейках.

Б1. Какое утверждение не соответствует содержанию
текст? Напишите его номер.

1) Раки любят
находиться около камней, коряг;

2) Раком можно ловить
сетями с привязанными к ним приманками.

3) Раков ловят около
крутых берегов.

4) Идти нужно по
течению реки.

Ответ:
_____________________

Б2. Из предложений 1,2 выпишите глагол 2
спряжения.

Ответ:
_____________________

Б3. Из предложений 3, 4 выпишите безличный глагол.

Ответ:
_____________________

Б4. Из предложения 6 выпишите глагол во 2-м лице.

Ответ:
_____________________

Б5.  Напишите наклонение глагола годятся
(предложение 5)

Ответ:
_____________________

Б6. Из предложений 1,2 выпишите глагол в
неопределённой форме.

Ответ:
_____________________

Б7. Из предложений 2-5 выпишите глагол с
чередующейся гласной в корне.

Ответ:
_____________________

Б8.  Из предложений 4-6 выберите предложение с
однородными сказуемыми. Напишите его номер.

Ответ:
_____________________

 «ÇÎÆ, ÇÎÆ, ÇÎÆ», — òîëüêî ÷òî èç êàæäîãî óòþãà íå ñëûøèòñÿ. Äîñòàëè óæå ñ ýòèì çäîðîâûì îáðàçîì æèçíè. Âîò è ñóïðóæíèöà ìîÿ ïðèñòàëà: «Êóïè ëûæè» äà «Êóïè ëûæè». Ñêàæè, çà÷åì òåáå ëûæè? Ñòîé ó ïëèòû, ïèðîãè ñòðÿïàé äà ìóæà êîðìè, êàê ìàòü òâîÿ, à äî íå¸ ìàòü òâîåé ìàòåðè!
 Æåíà â îòâåò: «Ñ ìåíÿ õâàòèò! Òðèäöàòü ëåò ñòîÿëà — íàñòîÿëàñü! Ñîáîé õî÷ó çàíÿòüñÿ. À åñëè òû íàìåðåí äàëüøå íà äèâàíå ëåæàòü, ïóçî ðÎñòèòü, áåç òåáÿ îáîéäóñü, íàéäóòñÿ æåëàþùèå».
 Íàêðàñèëà ìîÿ êðàñîòêà ãóáêè, âçÿëà èç êëàäîâêè ïàëêè äëÿ ñêàíäèíàâñêîé õîäüáû è çà ïîðîã.

 Ñ ýòèõ ÷¸ðòîâûõ ïàëîê âñ¸ è íà÷àëîñü. Ñàì âèíîâàò: íà âîñüìîå ìàðòà êóïèë ìèëîé ñóïðóæíèöå ñåé ñïîðòèâíûé ñíàðÿä â «Ñâåòîôîðå», öåíîé ñîáëàçíèëñÿ. Ìîÿ-òî ïîíà÷àëó íå õîòåëà èõ è â ðóêè áðàòü, ãîâîðèò: «×òî, ÿ, êàê äóðà, ëåòîì ñ ëûæíûìè ïàëêàìè õîäèòü áóäó». «Íå äóðà,- ãîâîðþ,- òåïåðü ìíîãèå òàê õîäÿò. Ñâîèìè ãëàçàìè â íàøåì ïàðêå âèäåë».

 Ïàðê ó íàñ íåäàëå÷å. Ñîáèðàþòñÿ òàì ðàçíûå íåíîðìàëüíûå, ñ ïàëêàìè ñòàÿìè ïî àëëåÿì áðîäÿò. Âðîäå ñåêòû òàì ó íèõ. Íàèâíûé ÿ, äóìàþ, ïëîõîãî â òîì íå áóäåò, åñëè ÌÎß íà ÷àñîê îò òåëåâèçîðà îòëèïíåò. Ñàì æåíó ê òèãðó â ïàñòü îòïðàâèë, äóðàê ñòàðûé!

 Â ïðåæíèå ãîäû ëþáèë â ïàðê õîäèòü, ïèâíîé êèîñê òàì ñëàâíûé áûë. Ñÿäåøü íà ñêàìåå÷êå, ðàññòåëåøü ãàçåòêó — õîðîøî! Ïòè÷êè ïîþò, ïüþùèé íàðîä ñî âñåãî ãîðîäà ñîáèðàåòñÿ — óìíûå ðàçãîâîðû, íàñòîÿùèé Ãàéä-ïàðê è Ëèêåé â îäíîì ôëàêîíå. Òåïåðü ïèâî â êàæäîì ìàãàçèíå. Ëþäè èç äîìà íîñà íå êàæóò. Ñêóêîòèùà.

 Ñõîäèëà ìîÿ áëàãîâåðíàÿ â ïàðê ðàçîê, è ñëîâíî å¸ ïîäìåíèëè: çàðÿäêó äåëàåò, ñëàäêîãî, ñîë¸íîãî, æèðíîãî — íè-íè, îäíà «çäîðîâàÿ» ïèùà. À ìåíÿ ñ òàêîé åäû ïó÷èò. Íå îðãàíèçì ñòàë, à âóëêàí, è ñàìîå ïîäëîå íèêîãäà íå çíàåøü, êîãäà âçîðâ¸òñÿ! Òåïåðü âîò ëûæè åé ïîäàâàé, è ãëàâíîå «íàéäóòñÿ æåëàþùèå».
 «Íåò,- äóìàþ,- íèêàêèõ «æåëàþùèõ» ðÿäîì íå ïîòåðïëþ, óòðó âñåì íîñ. Â 1976 ãîäó â íàøåé ðîòå ñâÿçè êòî ïåðâûì ñïîðòñìåíîì áûë?»

 Äåíüæàòà ó ìåíÿ âîäèëèñü — íà ëîäêó êîïèë, ÿ êàðòó â êàðìàí è â ñïîðòèâíûé ìàãàçèí. «Ëûæè,- ãîâîðþ,- äâå ïàðû õî÷ó êóïèòü — ñàìûå ëó÷øèå!»
 Õëûù â êðàñíîé ìàå÷êå, êîòîðûé äîëæåí ïîêóïàòåëÿì ïîìîãàòü, îñìîòðåë ìîþ ôèãóðó è ñ óñìåøå÷êîé ãîâîðèò: «Âû, äåäóøêà, ÷åëîâåê êðóïíûé. Âàì ëó÷øå âîò ýòè ñ íàñå÷êîé ïîäîéäóò». Ñó¸ò ìíå ïîä íîñ êàêèå-òî æàëêèå ëûæîíêè âñå â êðóïíîé ÷åøóå íàâðîäå ñàçàíüåé, òàì ãäå ãëàäêî äîëæíî áûòü. Ñìîòðþ — öåíà ïîäõîäÿùàÿ, ÿ áû êóïèë, íî ýòà ãàäêàÿ óñìåøêà! Ñîãëàñåí, ÷åëîâåê ÿ ïðåäñòàâèòåëüíûé, ñòàòíûé, íî ýòî íå çíà÷èò, ÷òî íà ñòàðèêîâñêèõ ëûæàõ äîëæåí áåãàòü. Ïîñìîòðåë ÿ íà õëûùà, êàê íà ñàíòåõíèêîâ óòðîì â äåíü ïîñëå ïîëó÷êè â ñâîåé áðèãàäå òðåòüåãî ÆÊÓ Ñâåðäëîâñêîãî ðàéîíà ñìîòðåë, ãîâîðþ: «Þíîøà, òû ÷åãî-òî íå ïîíÿë? Ìíå — ñàìûå ëó÷øèå!»
 Ïðîäàâåö òàùèò ñàìîëó÷øèå ëûæè, âñå èíîñòðàííûìè áóêâàìè ðàñïèñàííûå. Ãëÿíóë ÿ íà öåíó, ìàòü ÷åñòíàÿ, íå âèäàòü ìíå ëîäêè! Îäíàêî, âèäó íå ïîêàçûâàþ, ìàðêó äåðæó. «Ýòè,- ãîâîðþ,- áåðó! Óïàêóéòå».
 Íàãëàÿ óõìûëêà òóò æå ñëåòåëà ñ ãóá õëûùà.

 Ëûæè ìíå â ìàãàçèíå çàáåñïëàòíî îáîðóäîâàëè, ñêèäêó íà ïîêóïêó ñäåëàëè è çîëîòóþ êàðòó âðó÷èëè, ñêàçàëè: «Ïðèõîäèòå åù¸!»
 Íó, òî-òî æå.
 Õëûù â êðàñíîé ìàéêå íå óäåðæàëñÿ è íàïîñëåäîê ïîïûòàëñÿ ìåíÿ îáúåãîðèòü. «Âèæó Âû ëûæíèê îïûòíûé, êîëü òàêèå ëûæè ïîêóïàåòå, íî ïîñîâåòóþ ïðîäóêò èç íîâîé ëèíåéêè — æèäêóþ ìàçü», è ñó¸ò ìíå ïîä íîñ æ¸ëòûé ôëàêîí ñ ëàäîøêó âåëè÷èíîé ïî öåíå ëèòðà ïðåìèàëüíîãî êîíüÿêà. Íàø¸ë èäèîòà! Îáîéäóñü áåç åãî ìàçè. Õàæèâàëè ìû íà ëûæàõ è íèêîãäà íè÷åì íå ìàçàëè… â 1976 ãîäó!

 È âîò äîëãîæäàííûé äåíü, òî÷íåå, óòðî íàñòóïèëî. Íà óòðå, ÷òîáû çíàêîìûõ ìóæèêîâ íå âñòðåòèòü, íàñòîÿë ÿ — çàñìåþò.
 Âûøëè íà óëèöó. Ïîç¸ìêà òÿíåò. Õîëîäíî.  òàêóþ ïîãîäó õîðîøî ïîä îäåÿëîì ëåæàòü. Íî, ñìîòðþ, ÌÎÅÉ íè÷åãî: ðàñêðàñíåëàñü âñÿ, íà ðåñíèöû è ÷¸ëêó îò äûõàíèÿ áåëûé êóðæàê ïàë, ãëàçêè ãîðÿò. Èä¸ò, êàê ïèøåò. ßãîäè÷êè â ñïîðòèâíûõ áðþ÷êàõ — âëåâî-âïðàâî, âëåâî-âïðàâî. Ñåðäöå ìî¸ ñëåäîì — áóëòûõ-áóëòûõ. Êðàñàâèöà. Ñëîâíî ïåëåíà ó ìåíÿ ñ ãëàç ñïàëà, è æèòü òàê çàõîòåëîñü.

 Â ïàðê ïðèøëè. Òóò èç-çà äåðåâüåâ ê ÌÎÅÉ êàêîé-òî õóäîé è äëèííûé ñ ëîøàäèíûì ëèöîì è â áàáñêèõ êîëãîòàõ — ØÀÑÒÜ. Ëûæíèê. Ãîâîðèò, ìîë ðàä, Âàñ Ñâåòî÷êà, âèäåòü, è õîðîøî, ÷òî ìóæà ñâîåãî íà òðåíèðîâêó ïðèâåëè. Òÿíåò ðóêó çíàêîìèòüñÿ. Òàê áû è çàåõàë åìó â ðûëî. Ñòåðïåë. Ïîçíàêîìèëèñü.
 Äëèííûé è õâàñòàåò: «ß ñâîþ ïÿòíàøêó óæå ïðîáåæàë, íîâóþ ìàçü ïðîáîâàë. Õîðîøî ðàáîòàåò, ïîäú¸ìû êàê íà ãâîçäÿõ äåðæèò», è ïðåäëàãàåò íàì íàìàçàòü.
 ß ñëîâà íå óñïåë âûìîëâèòü, ÌÎß óæå ëûæè ñâîè îòäàëà. Ñìîòðþ, èçâëåêàåò êîíü â áàáñêèõ êîëãîòêàõ çíàêîìûé æ¸ëòûé ôëàêîí.
 Ðàç-äâà, è äåëî ñäåëàíî.
«À, Âàì, íàìàçàòü?»- ñïðàøèâàåò äëèííûé. ß åìó ãîðäî òàê, ìîë îáîéä¸ìñÿ. Îí, óâàæèòåëüíî: «Âû êîíüêîì áåãàåòå? Ïðåäóïðåæäàþ — íà òðàññå ìíîãî ïîäú¸ìîâ».
 Ïðåäóïðåæäàåò îí. ß òîëüêî õìûêíóë è ëûæè ïðèñòåãíóë.

 Ðàçîçëèë ìåíÿ äëèííûé. Íà àäðåíàëèíå ïðîáåæàë ÿ ìåòðîâ âîñåìüñîò, ðóêàìè òîëêàëñÿ, àæ ïàëêè ãíóëèñü.
 Òóò ïîäú¸ì íà÷àëñÿ. Ïóñòÿêîâûé ïîäú¸ì÷èê, áåç ëûæ ÿ áû åãî è íå çàìåòèë, íî ëûæè ñêîëüçÿò. ß øàã âïåð¸ä, îíè íàçàä, à ìèëàÿ ìîÿ òàê ñïîêîéíî â ãîðêó ïîäûìàåòñÿ, ñëîâíî ïåñî÷êîì åé ïîñûïàíî.

 Ñìåêàëêà ìåíÿ âûðó÷èëà. Ñìåêàëêà è õîðîøàÿ ïàìÿòü. Ïîìíèòå ïðî àðìèþ ðàññêàçûâàë? Òîæå íà ëûæàõ áåãàëè, è ïîäú¸ì÷èê òàì áûë, íå ýòîìó ÷åòà. Òàê ÿ ïåðâûì ïîäûìàëñÿ. Ïîêà âñå ñêîëüçÿò è ïàäàþò, ÿ ðàñêîðÿ÷ó íîãè, òàê ÷òîáû êàáëóêàìè ñàïîã ìèìî ëûæ ïîïàäàòü, è âïåð¸ä!
 Æåíà íàäî ìíîé ñìå¸òñÿ, êîãäà ïðî àðìèþ ðàññêàçûâàþ, ãîâîðèò: «Âû äâà ãîäà ñëóæèòå, ïîòîì âñþ æèçíü âñïîìèíàåòå. ×òî ñ âàìè òàì äåëàþò?» À, âîò òî!
 Èçâåðíóëñÿ ÿ, ÷óòü êîëåíè íå âûâåðíóë, ïûõ÷ó, ëåçó, òîëüêî êîìüÿ èç-ïîä êàáëóêîâ ëåòÿò. Äàæå âåòðà íå ÷óâñòâóþ.
 Îáîãíàë áëàãîâåðíóþ.
 Ñëûøó, êðè÷èò îíà ÷òî-òî ñçàäè. Îáèäíîå. Âðîäå: «Íå á…çäè!» Íå ïîéìó. Âåòðîì îòíîñèò. Ïðèñëóøàëñÿ. Òî÷íî: «Íå áçäè!»
 Îáèäíî ìíå ñòàëî. ß æå çà ðàäè íå¸ íà ÷å÷åâèöó è âñÿêèå áðîêêîëè ïåðåø¸ë, à îíà â ñïèíó òàêîå êðè÷èò!
 Çàæàëñÿ ÿ, íî íà ãîðêó ïåðâûì ïîäíÿëñÿ. Ñòîþ, äûõàíèå ïåðåâîæó. Âåòåð âðîäå êàê ñòèõ.
 Òóò ìèëàÿ ïîäõîäèò. ß ãëàçà îòâ¸ë.
«Êðè÷ó åìó — íå áóðóçäè! Ñìîòðè, âåñü ñêëîí ïÿòêàìè èñêîâûðÿë»,- âîð÷èò.
 Ñìåøíî ìíå íà ñâîþ îáèäó ñòàëî. Ðàñõîõîòàëñÿ ÿ.
Îíà: «×åãî ðæ¸øü?»
ß: «Ëþáëþ òåáÿ!»
Îíà: «Äóðàê ñòàðûé!»
ß: «Âñ¸ ðàâíî ëþáëþ. Äàâàé, ñ ãîðû íàïåðåãîíêè!»
 Ïîåõàëè, ðàñêàòèëèñü è â ñóãðîá!
 Ñíåã ìÿãêèé, îíà õîõî÷åò… Äà…

 À ñ äëèííûì ÿ ïîäðóæèëñÿ. Íåïëîõîé ìóæèê îêàçàëñÿ, íî ëûæè æåíå ÿ âñåãäà ñàì ìàæó.

  • Расстелить постель как пишется
  • Расстаться навеки как пишется
  • Расстелаться или расстилаться как правильно пишется
  • Расстелила кровать как пишется
  • Расстелил ковер как пишется