Расстелил ковер как пишется

Родители учеников одной из школ в набережных челнах пожаловались на сборы денег для празднования нового года. за вход на школьную

Родители учеников одной из школ в Набережных Челнах пожаловались на сборы денег для празднования Нового года. За вход на школьную елку с них потребовали по 150 рублей, еще по 300 рублей — на подарки для детей. «360» разобрался, насколько законны такие сборы и как поступать, чтобы не навредить своему ребенку и при этом не потерять деньги.

О сборах в гимназии № 14 в Набережных Челнах рассказал один из родителей. Он опубликовал пост в группе «Поборы в школах и детсадах» во «ВКонтакте» 27 ноября. Автор поста уточнил, что гимназия начала работать с этого года и с начала учебного года родители постоянно сдают деньги на разные нужды — от листов бумаги (пачка на каждого ученика) до мыла.

Платное также участие в конкурсах и олимпиадах, однако больше всего родителей поразил платный вход на школьную елку — один билет стоит 150 рублей.

«Такое ощущение, что ходим в коммерческую школу, а не в бюджетное общеобразовательное учреждение», — написал автор поста.

На это сообщение 29 ноября ответила мама одного из учеников, который ходит в эту гимназию. Она отметила, что платный утренник будет проходить с участием аниматоров, деньги пойдут на их оплату. Однако в гимназии учится 1060 человек, и если каждый из них сдаст по 150 рублей, получится почти 160 тысяч — не считая платы за вход с родителей.

Она отметила, что решила посмотреть среднюю стоимость услуг аниматора: выяснилось, что цена за 15 минут составляет около тысячи рублей, а за час — 2,5 тысячи. При этом все мероприятие, вместе с чаепитием после торжественной части, продлится один час 20 минут.

«При несложном математическом подсчете получается, что госпожа Медведникова (глава гимназии — прим. ред.) заказала около 50–66 аниматоров с шоу за 2400 рублей в час. Возможно, гирлянды и елка в счет включены, а может, еще „лишка“ останется», — написала она.

При этом автор поста уточнила, что чаепитие, как и покупка подарков детям, будет за счет родителей. В общем чате класса учитель написал, что сумма подарка не должна быть более 300 рублей. Преподаватель призвал родителей 4 «В» самостоятельно решить, кто будет отвечать за сбор денег.

«Новогодние» поборы могут влететь в копеечку родителям. Как их избежать | Изображение 1Источник фото: «ВКонтакте»

Поборы вне закона

Юрист, адвокат, старший преподаватель РАНХиГС Андрей Некрасов рассказал «360», что такое поведение со стороны учебного заведения нарушает закон. Он уточнил, что незаконной считается любая сумма, которую учебное заведение требует, чтобы родители сдали. Все сборы должны быть в добровольном порядке, с согласия родителей.

«Нет, конечно, незаконно. Это поборы. Так делать нельзя, только если это добровольно — нужно договориться. Тем более если это школа собирает сама и что-то в ее стенах будет происходить платно, то это большой вопрос. Если школа обычная, государственная, а не муниципальная — конечно, это незаконно. Нет такого перечня услуг, которые школа таким образом бы оказывала», — заявил он.

Некрасов отметил, что родители, которые оказались в такой ситуации, могут пожаловаться в органы, которые надзирают за образовательной деятельностью. Если речь идет о школе, то можно обратиться в региональные министерства образования.

«Могут в полицию отдельно обратиться, в прокуратуру пожаловаться, что вымогают у них какие-то деньги непонятно на что», — подчеркнул он.

Он отметил, что в детских садах родители платят некоторые суммы за присмотр за своими детьми — однако это прописано в законе и полностью легально. В школах таких требований нет.

Не лишать елки, но привлечь внимание

Однако нередко бывают ситуации, когда дети сталкиваются с последствиями таких решений своих родителей. Если некоторые взрослые отказываются сдавать деньги, чтобы не становиться участником поборов, детей могут начать травить — как педагоги, так и другие ученики. Психолог Ольга Латынцева рассказала «360», как родители должны поступать в такой ситуации, чтобы не навредить своим детям.

«Я считаю, что ребенка лишать елки не стоит. Но нужно призывать общественность. По району этой школы, я считаю, есть депутаты — у нас же во всех районах есть депутаты. Есть общественные деятели, связанные с образованием. Надо призывать огромное количество общественности», — отметила она.

Психолог пояснила, что родители могут создать петицию в социальных сетях — понятно, что она никуда не пойдет. Однако часто бывает, что власти реагируют на проблему, если к ней привлекается большое внимание.

«Они (власти — прим. ред.) начинают смотреть на происходящее. Поднимается проверка, задаются вопросы, вызываются все на ковер — и начинается разбирательство», — отметила она.

Латынцева подчеркнула, что считает возмутительным введение платного входа на школьную елку. Она добавила, что 150 рублей — это немного, однако со всех учеников набежит крупная сумма. А в таком случае учебное заведение уже должно предоставлять отчет о том, на что идут эти средства.

«Надо призывать общественность. Во-первых, жаловаться. Во-вторых, просить отчет конкретный, с чеками — куда идут деньги. Сейчас есть соцсети, слава богу. Можно везде писать, требовать. Можно в прокуратуру написать заявление. Пускай прокуратура разбирается, на каком основании школа предоставляет коммерческие услуги», — уточнила она.

Психолог отметила, что молчать в таких ситуациях нельзя. Родителям стоит быть активными, обращаться в компетентные органы для решения этой проблемы.

Взгляд на школу из зала судаprevimageКостанайские новостиКостанайские новостиКазахстанг. Костанайпр. Аль-Фараби, 90+7 (7142) 53-27-93Взгляд на школу из зала суда

«Сговор и оговор»

XBEt8HFcHzM
Рисунок Владимира БЕРЁЗКИНА

19 лет Оксана Миколаенко руководила школой №122 Костаная. В суде первой инстанции ее признали виновной в хищении бюджетных средств путем сборов с педагогов и сотрудников школы. Миколаенко должна заплатить штраф 19 миллионов тенге, а также возместить ущерб почти два миллиона.

Свою вину она так и не признала. Заявляла, что даже представить не могла, что окажется в такой ситуации. Последние два года были для нее тяжелыми. Теряла близких, много болела, лежала в ковидном госпитале, долго восстанавливалась. Поэтому многие свои полномочия делегировала заместителям. И думать не думала, что за ее спиной может такое твориться. Действия антикоррупционной службы назвала сговором и оговором. Утверждала: вся работа, за которую платили педагогам и сотрудникам, в школе выполнялась. Это подтверждали проверки.

Суд ей не поверил, хотя и существенно снизил сумму ущерба, признав недоказанными многие факты. Следствие действительно сработало, мягко говоря, топорно: по обвинительному акту Миколаенко приносили в кабинет деньги даже тогда, когда она лежала в больнице или находилась за границей. Конечно, приговор будет обжалован.

Изнанка

Процесс был долгим и показательным. Почти на каждом заседании проглядывала школьная изнанка. Умные, интеллигентные, принципиальные… Такими в идеале должны быть педагоги. Что теперь они скажут, если кто-то из школьников после суда задаст неудобный вопрос? При появлении за трибуной очередного свидетеля-педагога, мысли на этот счет возникали сами собой.

Все подтверждали: да, регулярно им начисляли деньги за работу, которую они не выполняли. Потом эти деньги забирали. За суммой никто не следил, ее называла для учителей замдиректора по учебной части Касира Ажмаканова. И все (!) безропотно отдавали. Для большинства было открытием, что по большому счету они тоже поживились за счет бюджета. Ведь 10 процентов от тех сумм, которые с них требовали, шли на пенсионный счет каждого. Отвечали: лично в руки директору деньги не давали, но все в школе знали, что собирали для Миколаенко.

Для чего директору собирать деньги? Ответ по касательной прозвучал при допросах техничек, рабочих по зданию. С них деньги собирала другой заместитель директора – Бахыткуль Искиндирова. Они говорили в суде: кажется, для школы что-то надо было… Может, правильно думали? Или Оксана Миколаенко так нагло два с лишним года брала деньги и клала в личный карман? Обратите внимание: в приговоре суда не прозвучало, что директор использовала собранные деньги в личных целях. Написано: «распоряжалась по собственному усмотрению». Как? Этот вопрос не задавали.

Зато выясняли другое: действительно ли, как говорилось в обвинительном акте, подчиненные так боялись директора, что безропотно нарушали закон? Только двое – Бахыткуль Искиндирова и Маржан Аймагамбетова (учитель математики, которая иной раз исполняла обязанности заместителя и которая в конце концов написала заявление на сборщиков денег в антикоррупционную службу) – свои действия объяснили именно этим. А Оксану Николаевну, похоже, вопрос даже обидел. Да, была строга, но всегда по делу, иначе нельзя, говорила она в суде.

Много мелких деталей учительского быта проскальзывали в ходе допросов. Например, учителю казахского языка не доверяли исполнять обязанности переводчика. Что некие интимные косметические услуги можно было получить прямо в школе. Что отдельные педагоги на стороне занимались предпринимательством…

Звонки и звоночки

Миколаенко утверждала, что никаких указаний по сбору денег не давала, о поборах не знала. А когда вернулась из санатория, увидела что-то выясняющих между собой уборщиц. Обсуждали, сколько кому денег из доплат отдавать. Она не поняла, о чем речь. И велела всем написать объяснительные. Написали, что… никаких претензий не имеют. Сейчас Оксана Николаевна говорит, что это был первый звоночек. После приговора, на вопрос, чувствует ли она вину за произошедшее в школе, за тот опасный вирус, который там завелся, сказала: «Я с себя ответственности не снимаю».

«Это не про неё»

Что происходит в наших школах? Мы решили поговорить с председателем локального профсоюза работников организаций образования Василием Цымбалюком. Он еще недавно возглавлял и городской отдел, и областное управление образования.

– Василий Александрович, вы давали для суда, как и многие директора школ Костаная, характеристику Оксаны Миколаенко. Исключительно положительную. Даже после приговора вы не верите в ее вину?

– Верить или не верить – вопрос субъектный. Приговор еще не вступил в законную силу. И суд в конце концов расставит все точки над «i». А характеристика действительно была положительная. Считаю, что ни на один процент в ней ничего не преувеличил.

Я работал с Оксаной Николаевной с 2008 года. Когда был еще заместителем руководителя отдела образования Костаная, сразу отметил для себя ее профессионализм. Она очень умело руководила коллективом. Из этой школы никогда не было жалоб – ни от коллектива, ни от родителей. А это говорит о том, что человек на своем месте.

Не секрет, что Костанай-2, где расположена школа, всегда отличался сложным контингентом. Я по должности был членом городской комиссии по делам несовершеннолетних. От ста до 130 человек в 122-й школе состояли на учете. А значит, были на контроле. То есть коллектив школы под руководством Миколаенко действительно работал.

В апреле 2016 года была угроза затопления этого микрорайона. Привлекали даже спасателей из других областей. Штабом была школа. У Оксаны Николаевны тогда была сломана нога. Тем не менее она лично участвовала в размещении людей, обеспечении едой. И никто не спрашивал, как она это решает. Я же уверен, что сыграл роль ее авторитет. Коллектив школы без разговоров во все включался. Там были тесные отношения.

– Но ведь могли произойти и перемены?

– До 1998 года эта школа была железнодорожной. Материально-техническая база – слабейшая. Миколаенко в 2002 году возглавила школу. И, я считаю, очень много сделала. Тогда бюджетное финансирование нельзя было назвать щедрым. Это сейчас школа перешла на подушевое финансирование, и есть возможность поменять шторы, покупать мел, тряпки, хозинвентарь.

В Костанае 35 учебных организаций. Ситуации бывали разные. Сильный ветер – крышу снесло. Чтобы получить деньги на ремонт, надо очень долго ждать. Мы снимали деньги с других школ и перебрасывали на ту, где бедствие. Это в рамках закона, мы правильно подходили к управлению финансовым потоком. Так вот, Миколаенко из тех руководителей, которые даже внутри своего финансирования могли решать возникающие проблемы. И со стороны отдела образования вопросов к ней не было. Ведь директор школы подает заявку о передвижении бюджетных денег с подтверждающими расчетами.

Поэтому, если в последние годы в школе и были какие-то поборы, то я хотел бы думать, что это никак не связано с личностью Оксаны Николаевны.

– Тем не менее такое трудно придумать…

– Если допустить, что такая схема возможна, получается, весь коллектив – соучастники?!

– Когда пошли первые публикации по делу Миколаенко, комментарии в соцсетях были двух видов. Одни писали, что она хороший директор. Вторые: чему удивляться? Так во всех школах.

– Если такое происходит, то это уголовно наказуемое деяние. И не в комментариях об этом надо писать, а обращаться в соответствующие органы.

Сегодня хороший директор школы на вес золота. Наша система образования не готовит себе администраторов. Такой специальности, как менеджер управления, в школе нет. Из своего опыта могу сказать, кто становится директором, тот из учителей с лидерскими и организаторскими качествами.

Заявление на учителя за предвзятое отношение, грубость или по иным причинам — это документ, в котором родители подают жалобу на педагога своего ребенка. Обращаются на имя директора школы, в департамент образования или в министерство просвещения.

5ed6597de8ff54.54891080

Возможные причины

Письменная жалоба на учителя — тот случай, когда «написанное пером не вырубишь топором». Прежде чем обращаться с официальным заявлением, постарайтесь разобраться в ситуации: не основывайтесь только на словах детей, выслушайте и другую сторону.

Если объяснение вас не удовлетворило, и вы уверены, что с вашим ребенком поступили несправедливо, действуйте — кто еще защитит ваше чадо, если не вы.

Основания для жалобы:

  1. Невыполнение педагогом прямых обязанностей. Это касается как учебного процесса, так и воспитательного: например, вы уверены, что преподаватель не обладает нужными знаниями по предмету или слишком часто дает задания для самостоятельного изучения, не объясняя материал, или не реагирует на то, что ребенка обижают одноклассники, и т. д.
  2. Физическое или психологическое насилие. Никто не имеет права оскорблять и унижать ребенка, а тем более распускать руки.
  3. Вымогательство денег с детей или родителей. Если нужны дополнительные средства на внеклассные мероприятия и т. д., их сбором и распределением занимается родительский комитет.
  4. Угроза здоровью ребенка, например, если преподаватель физкультуры игнорирует медицинские ограничения.
  5. Предвзятое отношение выражается в слишком сложных заданиях, заниженных оценках, придирках и т. д. Если вы уверены, что ваш ребенок знает предмет на лучшую отметку, обратитесь к администрации школы: вас обязаны ознакомить с критериями оценок и учебными программами.
  6. Объем домашних заданий, превышающий санитарно-гигиенические нормы.
  7. Привлечение ребенка к труду без согласия родителей (законных представителей).
  8. Удаление из класса. Во время урока учитель отвечает за своих воспитанников, поэтому просто так выгнать за дверь не может. Если поведение ученика угрожает жизни и здоровью одноклассников, педагог обязан известить директора и только тогда принимать меры.

Как правильно написать жалобу

Правила, как написать заявление на учителя, чтобы не просто поскандалить, а решить проблему:

  • успокойтесь, изложите в документе факты, а не эмоции;
  • укажите нормы законодательства, которые нарушил преподаватель (отношения «учитель — ученик» регламентируют Конституция РФ, ФЗ № 273 «Об образовании», «О свободе совести и религиозных объединениях», Трудовой, Административный, Уголовный кодексы РФ);
  • кратко и четко сформулируйте суть претензии; все заявление — один лист формата А4;
  • в правом верхнем углу укажите адресат: директор школы (Ф.И.О., должность, название учреждения полностью), отдел образования администрации, прокуратура, полиция и т. д.;
  • от кого: Ф.И.О. заявителя, полномочия (мать, отец, опекун), место жительства, телефон;
  • в тексте заявления (жалобы) изложите суть проблемы: когда, что произошло с вашим сыном (дочерью), укажите Ф.И.О. педагога, к которому предъявляете претензии;
  • перечислите материалы, подтверждающие ваше заявление: медицинская справка, заключение психолога, свидетельские показания и т. д.;
  • справа внизу — дата и подпись.

ВАЖНО!
Анонимные заявления рассматриваются в исключительных случаях правоохранительными органами.

Заявление пишется как индивидуальное, так и коллективное — от нескольких родителей.

Как составить заявление

В каждом случае при написании жалобы описывайте конкретную ситуацию, которая произошла с вашим ребенком.

Пример, как правильно писать заявление на учителя в школу:

Директору МБОУ СОШ № __________

________________________________________

(административная принадлежность школы)

_____________________________________________

(Ф.И.О. руководителя)

от _______________________, отца (матери)

(Ф.И.О. родителя учащегося)

____________________________________________

(Ф.И.О. ребенка)

ЖАЛОБА

11 марта 2021 г. моя дочь, Ф.И.О. и класс ребенка, придя на уроки после болезни, передала учителю физкультуры (Ф.И.О.) письменную рекомендацию педиатра о щадящем спортивном режиме на ближайшие две недели и попросила разрешения не выполнять все задания вместе с классом, в частности не бегать. Учитель проигнорировал просьбу моей дочери, что привело к ухудшению ее самочувствия (резкому снижению давления и обмороку).

Я считаю, что подобные действия педагога являются неправильными, так как школа обязана обеспечить условия, гарантирующие охрану здоровья учащихся (ст. 41 ФЗ «Об образовании).

В связи с вышесказанным прошу привлечь учителя физкультуры (Ф.И.О.) к дисциплинарной ответственности и принять меры по недопущению в дальнейшем подобных действий со стороны учительского коллектива.

Если Вами не будут предприняты надлежащие меры, и в случае повторения подобной ситуации мы будем вынуждены обратиться в органы, занимающиеся защитой прав и законных интересов ребенка.

Дата

Подпись

Еще один пример заявления от коллектива родителей:

Заявление на учителя

Образец жалобы в Министерство просвещения РФ:

Заявление от родителей на учителя

Куда направить жалобу

Выбор адресата вашего обращения зависит от конкретного случая и тяжести ситуации:

  1. Начинайте с руководства школы — завуча и директора.
  2. В случае бездействия администрации школы жалуйтесь в территориальное Управление образования.
  3. Высшее руководство — Министерство просвещения РФ.

Если из-за действий учителя ребенку и вашей семье нанесен материальный или моральный ущерб и миром разрешить ситуацию не получается, обращайтесь в суд.

Если педагог совершил административно или уголовно наказуемое деяние (например, ударил ребенка), подавайте заявление в прокуратуру или в полицию.

Что грозит учителю

Если факты, приведенные в родительских жалобах, подтверждаются, наказания предусмотрены разные:

  • дисциплинарное (по ТК РФ): замечание, выговор или увольнение;
  • административное: штраф, запрет на педагогическую деятельность;
  • уголовное: штраф, принудительные работы, тюремное заключение.

Учитель — это не просто профессия. От этих людей во многом зависит то, какими вырастут наши дети, поэтому важно, чтобы жалобы на педагогов рассматривались очень тщательно. Но так происходит не всегда: и учитель не застрахован от необоснованных обвинений, и ученики не всегда находят защиту.

Не спешите обвинять педагогов, но если уверены в своей правоте — не отступайте!

Хороших вам учителей!

Елена СЕРДЕЧНОВА

21.12.2021

В «Зарядье» вручили первую национальную премию в сфере креативных индустрий

Церемония награждения Russian Creative Awards прошла 18 декабря в центре Москвы. Лауреаты в десяти номинациях получили «Оскар» — «семечко». Что должно из него вырасти — в нашем материале.

Концертный зал «Зарядье» словно создан для вручения креативной премии: лаконичное здание, накрытое «стеклянной корой» — прозрачной конструкцией, первый в России концертный зал-трансформер, необыкновенная акустика.

Сама же идея награды возникла недавно — тремя годами позже, чем открытие «Зарядья», состоявшееся в 2018 году. О необходимости награждения «передовиков» творческого труда заговорили на «Российской креативной неделе», проходившей в конце августа в Москве. Молодой творческой отрасли экономики она оказалась очень нужна — выявить проекты с инновационным подходом, поддержать профессионалов, чьи инициативы произвели мощный социокультурный эффект.

Организовали же национальную награду дирекция «Российской креативной недели» и АНО «Креативная экономика» при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

На десять номинаций было подано более 3000 заявок со всех концов страны. Отбор проводил экспертный совет, в который в том числе вошли художественный руководитель Московского театра Олега Табакова Владимир Машков, президент Ассоциации анимационного кино России Илья Попов, генеральный директор AO «Цифровое телевидение» Роберт Гндолян.

Пять номинантов на каждую из десяти номинаций, вошедшие в шорт-лист, были приглашены на церемонию награждения. До ее начала — фуршет, между столиками курсируют креативные и очень креативные люди: театральный продюсер и режиссер Эдуард Бояков, итальянский арт-менеджер Тереза Мавика, кинорежиссер Клим Шипенко. Не просто креативные, а экономически активные — генеральный директор «Яндекса» Елена Бунина, директор по коммуникациям корпорации «Ростех» Екатерина Баранова, гендиректор «Сколково Форум» Екатерина Иноземцева, чей проект Startup Tour стал победителем в номинации «Лучший креативный проект индустриального сектора». Г-жа Иноземцева объясняет «Культуре», что сегодня очень сложно отделить культурный объект от технологий.

— Когда мы смотрим, как развиваются технологии, индустрия, как меняется наша с вами жизнь, мы понимаем, что уже не можем без виртуального пространства. Поэтому креативным индустриям технологии необходимы, ведь творческие продукты не существуют сами по себе. Можно продолжать писать картины, создавать культурные объекты, не используя технологические приемы, более того — такой навык необходимо сохранять, потому что это не просто навык, а талант, мастерство. Но вот как продвигать это искусство, как популяризировать его — вот для всех этих целей технологии необходимы, — говорит она.

После фуршета люди в черном — а большинство гостей были именно в черном — отправились в зал. На овальных экранах можно было увидеть номинантов и описание проектов, которые они представляли. А вели церемонию — режиссер Russian Creative Awards, номинант премии «Золотая маска» Максим Диденко и директор «Российской креативной недели» Марина Абрамова.

Оркестр musicAeterna «урезал марш» — исполнил сюиту из балета Игоря Стравинского «Жар-птица», написанный 100 лет назад по заказу Сергея Дягилева. Диденко в эксцентричной красной шапочке заметил, что Игорь Стравинский был одним из лидеров русской креативности прошлого века: «Чувствуете связь времен?»

Марина Абрамова объяснила со сцены, что креативные индустрии — там, где появляется творческий продукт, то есть продукт, основанный на праве интеллектуальной собственности. Жар-птица же, по мнению ведущей, символ перерождения, некоего начала новой жизни, именно поэтому на церемонии прозвучала сюита из одноименного произведения. За новую жизнь и перерождение сейчас «ответственны» в нашей стране четырнадцать отраслей, начиная от музыки и дизайна и заканчивая компьютерными играми.

Комиссар и художественный руководитель Уральской индустриальной биеннале современного искусства Алиса Прудникова, вошедшая в шорт-лист номинации «Продюсер года», говорит «Культуре», что премия очень нужна творческой экономике.

— Во-первых, понятно, что сейчас креативные индустрии поддерживают как явление на самом высоком уровне. Во-вторых, о них заговорили. Все ходят и задают вопрос, что же такое креативные индустрии. И в-третьих, стало очевидно, что культура, креативные отрасли — это не то, что требует остаточного финансирования, а, наоборот, очень важный фактор экономического развития, а креативные индустрии — часть креативной экономики. Именно эту мысль транслирует премия, — делится она.

Креативность церемония действительно транслировала. «Красная шапочка»-ведущий привез из своей квартиры на сцену ковер. На нем выступали Максим Диденко и Марина Абрамова, вручались призы, проходил перфоманс, поставленный хореографом Ильей Оши. А когда последнюю номинацию «Креативный регион года» должен был объявить первый заместитель руководителя Администрации президента Российской Федерации Сергей Кириенко, ведущие радостно отметили, что вызвали Сергея Владиленовича на ковер.

— Хочу сказать спасибо всем номинантам. Вы все — победители, потому что внесли огромный вклад в развитие креативных индустрий в России. Именно благодаря вам за последние несколько лет произошел рывок, который привел к изменению отношения к креативным индустриям. Из чего-то интересного, но второстепенного они для регионов, для крупнейших инвесторов, для президента и правительства действительно стали локомотивом роста, точкой прорыва, открывающей невероятные возможности, — отметил Кириенко.

По его словам, благодаря президенту Владимиру Путину за последние несколько лет принят целый ряд системных решений, создающих условия для развития креативных индустрий. Например, Фонд президентских грантов, Президентский фонд культурных инициатив, Институт развития интернета. Введены налоговые льготы для IT-индустрии и анимации, оказана поддержка отечественному кино и литературе.

Композитор Алексей Сюмак сообщил «Культуре» о важности того, что государство обратило внимание на культуру, на творческие индустрии.

— Премия — знаковое событие, мне очень хочется надеяться, что она не будет разовой акцией (такое бывало), а останется надолго. Еще раз повторю, что самое важное — то, что государство искренне заинтересовано в том, чтобы появлялись новые художники, творцы, креативные люди, которые совершают открытия, — уверяет собеседник.

Чтобы человек мог творчески расти, ему нужна среда, потому что именно она формирует креативные возможности, усиливая потенциал. Поэтому премия в номинации «Креативный регион года» ушла Москве, которую замглавы администрации назвал креативной столицей мира.

«Управленцем года» в креативных индустриях назвали генерального директора «Яндекса» в России Елену Бунину, горячо поблагодарив «Яндекс», борющийся с пиратством в Сети. В номинации «Прорыв года» победила команда проекта «Вызов. Первые в космосе», которая провела первые съемки художественного фильма в космосе. «Коллаборацией года в сфере креативных индустрий» жюри назвало Национальный открытый чемпионат творческих компетенций ArtMasters. Среди образовательных проектов победу одержало Российское общество «Знание».

Лауреаты получили своеобразный «Оскар» — «семечко», символизирующее новую метавселенную и понимание креативности как космоса. Также победители смогут принять участие в акселераторе от Института развития интернета и получат медиасопровождение от АНО «Национальные приоритеты».

Фотографии: сайт  Президенского фонда культурных инициатив.

Хотите легкого чтива под новый год? Вот крошечные истории про случаи из моей работы, или случаи, свидетелем которых я стал.

Свинья

Моя первая длительная работа была в фирме «Ниеншанц», царствие ей небесное. Она работала на самописной ERP, которую писали мы — группа из 3-4 человек. Это были 90е годы, мы варились в собственном соку и не слышали про QA. То есть, девелоперская версия кода у нас крутилась отдельно, а база была одна-единственная, она же PROD. В горячие времена мы могли испечь и выкатить несколько релизов в день, без всяких новомодных DevOps, CD, CI.

Вскоре после моего ухода одного из моих коллег нашли рыдающим на клавиатуре. Он повторял одно слово — свинья. К счастью, рыдал он от смеха. Отлаживаясь на PROD, я заводил документы и, чтобы не пересекаться с реальными документами, заводил фиктивных клиентов, товары и услуги.

Так возникла доверенность на некую Свинью, которая умудрилась получить доверенность на Хрюкание. Аудиторы тоже очень удивлялись. Но они чаще плакали.

О форматах данных

Немного повторюсь, эта история из моей работы в Америке, где я работал, в том числе, в стартапе под названием Softlock.

Как образовалась там вакансия DBA? Взлет Softlock совпал с продажей книги Стивена Кинга «Riding the bullet» в формате PDF за символический 1 доллар через Softlock. В час X должна пойти реклама. Разумеется, за несколько недель до часа X программисты днюют и ночуют на работе. За пять минут до рекламы DBA вносит самое последнее изменение. В команде DELETE он забывает WHERE и удаляет все данные в важной таблице. Бэкап! кричит он. Поздно, мы в эфире — говорят ему. Как идут продажи? спрашивают менеджеры.

Короче, кое что им удалось подправить, наделав кучу костылей. DBA все исправил, но, не выдержав позора, покинул фирму. Я же разгребал его костыли вместе с коллегами из страны, где очень любят петь и танцевать. Один коллега, например, хранил суммы в колонке varchar() примерно так: ‘$123.45’. Я спросил его — зачем? Он пояснил, что это очень удобно, когда сумму отображаешь для пользователя, то не надо делать никаких преобразований.

Шоу для французов

Во Франции вскоре после начала работы меня спросили, насколько я могу ускорить их систему. Я решил выглядеть профессионально, не говорить сразу — в 10 раз, а сказал — процентов на 30-40%. В итоге я ускорил систему более чем в 10 раз — у них для списков не было даже элементарного pagination, но это другая история.

Дело было в пятницу и французы что-то отмечали. Меня спросили, правда ли русские могут пить водку, как показывают в фильмах? Я налил водку в пластиковый стаканчик и продемонстрировал. О, сейчас других позовем — не уходи! И я показал еще и еще.

А потом на меня посмотрели и сказали — «он же сам домой не дойдет». Посадили в машину моего шефа, меня укачало, и я ее облевал. До сих пор стыдно. Зато меня зауважали как специалиста.

Динозавры

Время от времени мне доводилось консультировать разных клиентов. Среди них тогда, в 2000х, еще встречались «динозавры». Я их узнавал по двум характерным вещам:

  • Поставить базу в FULL RECOVERY, не делать бэкапов, дождаться, когда LDF файл станет 100Gb, спросить «почему база так быстро растет»

  • Жаловаться на «утечки памяти SQL», что он «занимает всю память» и перезапускать его все время

Сейчас таких уже почти не встречается, но тогда это были два самых частых вопроса

Рулетка

У одного клиента стояла задача читать из таблицы случайную запись. Это не причуда — это был сайт с тестами, и вопросы надо было рандомизировать. Это делалось замечательным кодом:

SELECT TOP 1 * FROM table ORDER BY newid()

Работало это прекрасно, вот только медленно: сервер должен сгенерить newid() для всех записей таблицы и потом их упорядочить. Как ни элегантно было это решение синтаксически, мне пришлось от него избавиться.

Заветы Oracle

В одной конторе люди, которые танцуют и поют, очевидно, пришли из Oracle (да какая им разница на чем лабать код?). После вставки записи им надо было получить @@IDENTITY. Они пишут

SELECT @@IDENTITY

и дальше их клинит. Потому что в Oracle надо обязательно писать FROM, для этого есть даже специальная табличка DUAL. Первое что им приходит в голову — указать имя самой таблицы, допустим, это была таблица FACTS:

SELECT @@IDENTITY FROM FACTS

В этом случае значение IDENTITY копируется столько раз, сколько записей в таблице. Люди, которые танцуют и поют «элегантно» заметают это под ковер:

SELECT DISTINCT @@IDENTITY FROM FACTS

И все замечательно работает… Некоторое время. Пока записей не становится много, и все встает колом. SQL генерит огромный dataset каждый раз, сортирует его и делает distinct.

Параноя

С этим столкнулся мой коллега. Фирма — в России. Некая самописка плохо поддерживаемая. Тормоза. Быстрый анализ показывает, что очень помогут несколько индексов. Индексы создаются и… система отказывается стартовать!

Анализ SQL profiler показывает код, который при старте системы считывает все из sysobjects, sysindexes, syscolumns, и параноидально вычисляет checksums всего, чтобы не дай бог не изменили колонку или таблицу. Ну и индексы в том числе.

Представляю как, наверное, девелопер расчесал свое ЧСВ этим кодом!

Suicide jobs

Нет, это не о камикадзе. Очень интересная система, опять написаная друзьями с юга, имела функциональность асинхронных расчетов на SQL. Тут без сарказма — ребята молодцы, создавали SQL agent jobs, которые выполняли расчеты и потом выпиливались (не ребята, а SQL jobs) — да, в SQL job может удалить саму себя!

Все это работало, но когда количество порождений jobs превысило 3-5 в секунду, пошли deadlocks со стороны SQL agent — он просто не расчитан на такой стиль использования. Я все это переписал на статические асинхронные «worker threads»

Безумная сортировка

Очередная тормозящая система. Порядковые номера документов хранятся почему-то в char(9) центрированными — да, центрированными! То есть ‘127’ будет выглядеть как <три пробела>127<еще три пробела подразумеваются>. А значит, на лету:

ORDER BY convert(int,ltrim(Docnum))

со всеми сопутствующими тормозами. Попутно дата-время хранилось не в datetime, а в двух колонках — одна дата в datetime с уcеченным временем, а время по моему в виде текста. Чтобы найти документ после какого-то точного времени надо писать:

(DATE>'дата' OR (DATE='дата' AND TIME>'время')

со всем радостным, что приносит для поиска OR. Тот, кто ко мне обратился, говорил, что систему писали голландцы (видимо, под веществами)

И еще абсолютно убойный случай

Один раз сотрудник нашей компании (назовем этого парня <NDA>), где я сейчас работаю, умудрился <NDA>, да так, что <NDA>, а потом еще <NDA>, в итоге его самого <NDA>, а потом догнали, и еще <NDA> по самые <NDA>. Кто работает у нас, разумеется, знает эту историю (совсем как «анекдот номер 187… ну нельзя же при женщинах»), а я ее рассказать сейчас не могу.

Может лет через 10 расскажу… А пока почитайте предыдущую статью.

  • Расстегнуть как пишется правильно
  • Расстегнутая рубашка как пишется
  • Расстаюсь как пишется правильно
  • Расстелили как пишется правильно
  • Расставьте пункты плана сказки жуковского спящая царевна в правильном порядке