Расставить картинки по порядку и составить рассказ

Развитие речи или онтогенез речи, ср. также англ. language development широко используемое комплексное обозначение процессов, этапов и методик, связанных

Разви́тие ре́чи (или онтогенез речи, ср. также англ. Language development) — широко используемое комплексное обозначение процессов, этапов и методик, связанных с овладением (как ребёнком, так и в широком смысле — человеком в течение жизни) средствами как устной, так и письменной речи (языка), характеризующими в свою очередь развитие его навыков коммуникации, вербального мышления и литературного творчества.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Технологическая карта НОД по развитию речи

Образовательные области: речевое развитие, познавательное, социально- коммуникативное

Тема занятия: Вместе трудится- всегда пригодиться

Возрастная группа: старшая

Цель занятия: Понимание основной идеи русской народной сказкой «Крылатый, мохнатый да масляный» о том, что нужно уважать труд друг друга. 

Задачи занятия:

Обучающие:  отвечать на вопросы полными предложениями, аргументируя свой ответ; понимать характеры и поступки героев;

Воспитательные: тактично дополнять ответы друг друга;

Развивающие: запоминать и анализировать текст, для дальнейшего формирования полных ответов на вопросы воспитателя.

Словарная работа: активизация словаря словами: Крылатый, мохнатый да масляный

Планируемые результаты занятия: дети знакомы с русской народной сказкой «Крылатый, мохнатый да масляный» и понимают её смысл, а также отвечают на вопросы после её прочтения, аргументируя свои ответы.

Подготовительная работа: Чтение и рассказывание русских народных сказок «Теремок», «Колобок», Курочка Ряба», «Царевна лягушка»

Материалы и оборудование: клубок с нитками, иллюстрации к сказке.

Этапы,

продолжительность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы, формы, приемы

Предполагаемая деятельность детей

Планируемые результаты

1.

Организационно-мотивационный этап

Организация направленного внимания и формирование интереса у детей к теме занятия

Давайте встанем в круг. Посмотрите, что это?
-Как вы думаете, какой он?
-Да, ребята, это волшебный клубочек, сила которого увеличивается от добрых и ласковых слов. Сначала я намотаю нитку на клубочек и скажу ласковое слово. А теперь, я передаю клубочек другому игроку и так по очереди всем детям. Можно сказать доброе пожелание, комплимент, ласковое слово.

Игровой

Фронтальная

-Клубочек.

-Волшебный.

Дети перечисляют ласковые слова.

Дети внимательны и настроены на предстоящую деятельность

2.

Основной этап

2.1.

Этап постановки проблемы

Создание проблемной ситуации, формулировка проблемы в доступной для детей форме

Вот и опять клубочек дошёл до меня. Каким он стал большим от добрых слов! Ему, как и мне приятно отправляться в путешествие с такими хорошими делами. А отправляемся мы с вами в сказку. Как вы думаете, ребята, что мы должны сделать, чтобы попасть в сказку?

-Ребята, на самом деле всё очень просто. Чтобы попасть в сказку, нужно покружиться вокруг себя и сказать волшебные слова:

— «Раз-два-три в стране сказок очутись» 

Беседа, вопросы
Игра

Дети перечисляют свои варианты как они могут попасть в сказку.

Говорят волшебные слова  

Сформированность мотивации детей на дальнейшую деятельность.

2.2.

Этап ознакомления с материалом

Усвоение определенного объема знаний и представлений о русских народных сказках

— Ребята, вы любите сказки? Вы знаете уже много сказок. И вот сегодня мы собрались, чтобы еще раз вспомнить любимые сказки, узнать, кто из вас знает больше сказок. Итак, путешествие в страну сказок начинается

— Вы знаете, я тоже очень люблю сказки, особенно русские народные. Ребята, а как вы думаете, что значит – русские народные?

— А сейчас я хочу проверить хорошо ли вы помните сказки

Проводится игра«Ты мне – я тебе».

(Дети сидят на своих местах. Ведущий бросает мяч детям. Дети по очереди отвечают, в какой сказке встречается этот герой.) — Кто катился по дорожке? 

— Что били, били — не разбили? 

— Кто разрушил теремок? 

— У кого в пруду хвост примёрз? 

— Какой овощ дед не мог вытянуть? 

— Самое любимое место Иванушки – дурачка? 

— Какая избушка была у зайчика? 

— Как называют дом Бабы Яги? 

— Какими словами начинаются русские народные сказки?

— Какими словами заканчиваются?

Чему учат сказки?


Молодцы!

Беседа, вопросы,

игра

Да

Это сказки придуманные дедушками и бабушками для своих внуков

Колобок

Яйцо

Медведь

У волка

Репку

Печка

Лубяная

Избушка на курьих ножках

Жили-были, тридевятом царстве в тридесятом государстве.

И жили они долго и счастливо. Сказка лож, да в ней намёк! Добрым молодцам урок. 

Добру, справедливости, дружбе и взаимовыручке.

Формируется умение работать в коллективе; дополнять ответы друг друга; не перебивать товарища; чётко отвечать на поставленные вопросы.

2.3.

Этап практического решения проблемы

Овладение действиями, способами решения проблемы

— Сегодня я познакомлю вас с новой сказкой. А о ком она – вы отгадайте сами. Подумайте и скажите: про кого можно сказать «крылатый») или «крылатая»«мохнатый»

«масляный»

Мы неслучайно с вами вспомнили, так как они и составляют название новой русской народной сказки, которая называется 

«Крылатыймохнатый да масляный».

Чтение художественной литературы. (Чтение сказки сопровождается иллюстрациями.)

Физкультминутка «Мышка».
Мышка быстренько бежала (бег на месте,
Мышка хвостиком виляла (имитация движений,
Ой, яичко уронила (наклониться, поднять,
Посмотрите-ка, разбила 
(показать на вытянутых руках).

Беседа по содержанию сказки.

— Как звали героев сказки?

— Как жили друзья в начале сказки?

— Правильно ли сделал воробей, когда обиделся на друзей?

      -Что можно посоветовать друзьям.

— Что случилось, когда друзья решили поменяться своей работой?

Припомните, как выглядел блин, вернувшийся с охоты. 

А с мышью что стало? 

    А каким нашел блин воробья на завалинке? 

-Кого можно пожалеть в сказке? 

-Кого нужно учить правильным поступкам? Каким?

— Чем заканчивается сказка?

— Чему вас научила эта сказка.

Молодцы, ребята! Предлагаю поиграть в игру, которая называется «Чья работа?»

Словесная игра «Чья работа?».

Задача детей рассказать, кто из героев какую работу выполнял до ссоры и после ссоры.

-Что делал блин до ссоры.

-А после ссоры

      -Что делала мышка до ссоры .

-А после ссоры.

     -Что делал воробей до ссоры 

-А после ссоры.

Физминутка;
Вопросы и беседа;
Показ иллюстраций.

Воробей, птица, бабочка, мышь, блин

Прослушивание чтения художественной литературы.

Участие в физминутки.

Воробей, блин, мышонок.

Дружно

Воробей сделал не правильно когда обиделся на друзей. 

жить дружно и не ссориться

Друзья попали в беду

Полбока лиса съела Обварилась, ошпарилась. Шубка повылезла, хвостик дрожмя дрожит.

Клюв на сторону, слезами воробей заливается.

Всех

Воробья. Нужно учить взаимовыручке, терпению, преданности и пониманию того, что каждый должен выполнять свою работу.

Поплакали-погоревали да своими делами и занялись.

Доводить начатое дело до конца, уважать труд друг друга

щи да кашу варил

на охоту пошёл, а лиса ему пол бока съела дрова рубила

обед варила да ошпарилась

на охоту ходил. 

дрова клевал да и клюв своротил

Дети внимательно слушают и анализируют сказку. Отвечают на вопросы воспитателя по тексту произведения.

3.

Заключительный этап

Подведение итогов деятельности, обобщение полученного опыта, формирование элементарных навыков самооценки

— Ребята, вы все молодцы!
Особенно мне понравилось как работала Настя, Алёша, Данил, Лиза и Богдан.
— А теперь нам нужно попасть обратно домой. Для этого давайте закроем глаза покружимся, раз-два-три, в нашей группе очутись
— Скажите, как называется сказка, с которой мы сегодня познакомились? 
— Чему научила вас эта сказка?
-Действительно, ребята, эта сказка многому вас научила. А впереди вас ожидает знакомство с новыми интересными сказками. До свидания!

Беседа, вопросы

Крылатый, мохнатый да масляный

Меня научила эта сказка тому, что каждый должен делать свою работу и не завидовать другим.

Подведение итогов и саморефлексия

Министерство образования Омской области

бюджетное профессиональное образовательное учреждение  Омской области

«Омский педагогический колледж №1»

Технологическая карта НОД по развитию речи

Чтение сказки «Крылатый, мохнатый да масляный»

                Выполнила: студентка 3 курса,

                Маслюк Светлана Викторовна

                39 ДО группы

                Специальность 44.02.01

                Дошкольное образование

                Проверила: Киричёк Г.В

Омск,  2019

Конспект
занятия в подготовительной группе

«Составление
рассказа по серии сюжетных картин»

Цель: Обучение
связному, последовательному изложению событий по серии сюжетных картин. 

Задачи:

Обучающие: 

Учить
передавать сюжет,  заложенный в серии картин.

Учить
детей составлять рассказ по серии картин;

Развивающие:

Развивать
память, словесно-логическое мышление, внимание;

Развивать
способность самостоятельно придумывать события;

 Воспитывающие:

Воспитывать
доброту человека к птицам.

Предварительная работа: Изготовление
кормушек. Наблюдение поведения птиц в среде обитания. Рассматривание книжных
иллюстраций. Чтение рассказов о птицах.

Интеграция образовательных областей: 
речевое развитие, познавательное развитие, социально – личностное развитие.

Виды деятельности: игровая,
коммуникативная, двигательная.

Предметно – развивающая среда: серия
сюжетных картинок (в конверте),  мяч.

Ход
НОД

1.
Организационный момент.

Воспитатель: Ребята,
сегодня утром к нам в  детской сад принесли письмо.

Предлагает читающим детям
прочитать, кому оно адресовано.

Обнаруживают, что в нашу
группу.

 Воспитатель: Давайте
посмотрим что в нем! (Письмо от Незнайки, в котором он пишет, что хочет принять
участие в конкурсе рассказов. Но ему нужна помощь, чтобы составить самый лучший
рассказ.  В конверте еще лежат  картинки).

 Воспитатель: Вы
согласны помочь Незнайке? Что для этого надо сделать?

Ответы
детей:
 Расставить картинки по порядку, рассмотреть каждую картинку,
составить по каждой картинке несколько предложений, придумать название,
составить рассказ по всем картинкам.

2.
Основной этап            

Педагог
вместе с детьми выставляют картинки на магнитную доску не по    
   порядку.
 

Воспитатель: Внимательно
посмотрите на картинки. Связаны ли они общим содержанием?

Дети: Да.

Воспитатель: Почему
вы так думаете?

Дети: На
всех картинках одни и те же герои.

Воспитатель: Как
вы думаете, какая картинка должна быть первой? Почему? Какая второй, третьей,
четвертой?

Ответы
детей.

 Беседа
по картинкам:

Воспитатель:
Кто изображён на этой картине?  

Дети: Рыба
и птица

Воспитатель: Что
они делают?

Ответы
детей.
Разговаривают.

Воспитатель:
Где живёт птица? Где живёт рыба?

Дети:
Рыба живёт в воде, а птица в воздухе.

Воспитатель:  Рассмотрите
вторую картинку.

-Кто
изображён здесь?

-Что
делает человек?

-Что
за птица сидит около трубы?

-Опишите
поведение воробья?

Ответы
детей.

Воспитатель: Рассмотрите
третью картинку.

-Кто
находится на этой картине?

-Что
делает человек?

-Что
делают птицы?

-Как
ведут себя ёрш и воробей?

-Что
делают гуси?

Ответы
детей.

Воспитатель: Рассмотрите
четвертую картинку.

-Кого
художник нарисовал здесь?

-Какая
птица летит первой?

-Что
у неё в клюве?

-Над
чем они пролетают?

-Как
вы думаете? Что хотели сделать эти птицы, которые летят за воробьём?

3.Физкультминутка «Птички»

Маленькие птички,

Птички-невелички,

По лесу летают,

Песни распевают. (машем руками, как крылышками)

Буйный ветер налетел, (руки вверх, раскачиваемся из стороны в
сторону)

Птичек унести хотел.

Птички спрятались в гнездо (приседаем на корточки, закрываем
голову руками)

Там уютно и тепло.

Далее  дети составляют и рассказывают
по серии картинок рассказ, сочиняют ему продолжение. Воспитатель записывает
рассказы, затем складывает  в конверт.

Воспитатель: Ребята,
я думаю, что составленный нами рассказ очень понравиться Незнайке и он сможет
победить на конкурсе.

Давайте
еще поиграем.

 4.
Словесная игра: «Прилетели птицы»

Воспитатель
называет птиц, но допускает ошибки. Дети должны заметить ошибку и отреагировать
хлопками, топаньем и т.п.        

Прилетели
птицы:

·        
голуби, синицы, мухи и стрижи…

·        
 голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны…

·        
 голуби, синицы, чибисы, чижи, галки и стрижи, комары, кукушки.,,

·        
голуби, синицы, галки и стрижи, чибисы, чижи, аисты, кукушки,

·        
даже совки-сплюшки, лебеди, скворцы… Все вы молодцы!

·       
 

5.
Рефлексия: 

— О чём мы сегодня говорили на занятии? От кого получили письмо? О чем нас
просил Незнайка? Про кого составляли рассказ? Что вам больше всего понравилось
делать?

Составление
рассказа по серии сюжетных картинок «Сказка про Воробья Воробеича, Ерша
Ершовича и весёлого трубочиста Яшу».

https://mama-pomogi.ru/images/thumbnails/images/OldImages/2017/organisaziya1-fit-200x99.jpg  
Речёвка:

Цель:

Обучать
связному, последовательному изложению событий по серии сюжетных картин.
Задачи:

Обучающие:

Учить
детей составлять рассказ по серии картин;

Учить
передавать сюжет, заложенный в серии картин;

Развивающие:

Развивать
память, словесно-логическое мышление, внимание;

Развивать
способность самостоятельно придумывать события;

Воспитывающие:

Воспитывать
доброту человека к птицам.

Оборудование: снежинки из салфеток, серия сюжетных картинок
«Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу».

Предварительная работа: Изготовление кормушек. Наблюдение
поведения птиц в среде обитания. Рассматривание книжных иллюстраций. Чтение
рассказов о птицах.

Ход НОД

1.
Организационный момент

 Речёвка
для организации внимания ребят в начале статьи. Произносим все вместе по звонку
колокольчика.

2.
Вводная беседа

Дидактическая
игра «Подберём слово»

— Ребята, какое время года сейчас? (Ответы детей)

Инструкция. У меня снежинка. Мы будем передавать её по кругу.
Получивший снежинку ответит на вопрос: зима какая?

Дыхательная
гимнастика «Снежинки»

Инструкция. Вы сказали, что зима ветреная, холодная. Сейчас мы
проверим, какой ветер можно создать, если подуть на наши волшебные снежинки.
(Задание «У кого дальше улетит снежинка»). Вам нужно будет вдохнуть носом, а
выдохнуть ртом, но чтоб ваши плечи не поднимались. Вот так падает, и кружится
снег зимой.

Упражнение
на применение предлогов

Стимулировать
применение предлогов «на, под, в, из, за», обозначающих пространственное
расположение предметов.

Ой, вы
так сильно подули на снежинки, и все наши картинки разлетелись по группе и
перепутались. Надо восстановить порядок.

— Давайте
найдем картинки. (ответы детей- Моя картинка была под стулом, на подоконнике,
за мольбертом, в коробке…. Одна картинка не из серии).

Составление
рассказа по серии сюжетных картинок «Как помочь птицам зимой?»


Отлично. Все картинки найдены. Давайте попробуем поставить картинки по порядку.
(выясняем какая картинка лишняя и почему)

3.
Рассматривание картин по плану.

Какое
время года вы видите на картинке? Почему вы пришли к такому выводу?

Картинка
№1.

  1. Кто
    изображен здесь?
  2. Что они
    делают?
  3. Где живёт
    рыба?
  4. Где живёт
    птица?

Картинка
№2.

1.    Кто
изображён здесь?

2.   
Что делает человек?

3.    Что
за птица сидит около трубы?

Картинка
№3.

  1. Кого изобразил
    художник здесь?
  2. Что делает
    человек?
  3. Что делают
    птицы?
  4. Как ведут
    себя ёрш и воробей?
  5. Что делают
    гуси?

Картинка
№4.

  1. Кто
    нарисован на этой картинке?
  2. Какая
    птица летит первой?
  3. Что у неё
    во рту?
  4. Над чем
    они пролетают?
  5. Как вы
    думаете? Что хотели сделать эти птицы, которые летят за воробьём?

Ребята по
очереди рассказывают собственные рассказы по серии сюжетных картинок.

В:
Хороший рассказ получился у каждого, только без названия. Придумайте название
рассказу (варианты детей).

4. Итог
занятия:

В: На
прогулке я предлагаю помочь птицам: покормить вам птиц.

Как
научить ребенка пересказывать:

Для
детей в речевом плане характерно стремление сочинять рассказы на определенную
тему. Следует всемерно поддерживать это стремление детей и развивать их навыки
связной речи. Большим подспорьем для педагога в этой работе могут стать
картины.

Традиционная
методика обучения рассказыванию по картине рекомендует использовать в качестве
основного приема обучения образец рассказа воспитателя. Опыт показывает, что
дети фактически воспроизводят рассказ воспитателя с незначительными
изменениями. Детские рассказы бедны выразительными средствами, в них
практически отсутствуют простые распространенные и сложные предложения. Тексты
изобилуют словами-повторами («ну», «потом»,
«вот»… и т.д.), длительными паузами между предложениями. Но главным
недостатком является то, что ребенок сам не строит рассказ, а повторяет
предыдущий с очень незначительными изменениями. За одно занятие детям
приходится выслушивать 4-5 однотипных рассказов. Детям этот вид деятельности
становится неинтересен. Благое намерение педагога воспитывать волю сводится к
замечаниям скучающим дошкольникам: «Ребята, слушайте внимательно!»,
«Сидите прямо, и глазки на Сашу, он рассказывает…» Этого требования
хватает лишь на 30-40 секунд дисциплинированного поведения. Закономерно
возникают вопросы:

Действительно
ли надо заставлять детей слушать однообразные рассказы?

Нужны
ли примеры рассказов воспитателя до того, как ребенок сам составил текст по
картине?

Верно
ли выбрана форма обучения детей составлению рассказов?

Совершенно
очевидно, что необходимо изменение способов работы педагога на занятии по
обучению дошкольников составлению рассказов по картине.

Как
научить ребенка составлять рассказы:

В начале, детям предлагают серию из 2-х картинок связанных
единым сюжетом, затем из 3-4-5 картинок. Взрослый объясняет ребенку, что у
него была книжечка, а ее кто-то порвал и перепутал странички. Предлагает ребенку собрать книжку.
Но чтобы это сделать, нужно догадаться, с чего начинался рассказ, что
было сначала, что произошло (случилось) потом,
и чем все это закончилось.

• Когда малыш сложит картинки по порядку, предложите ему рассказать, что
за история изображена на картинках, что там произошло. Нельзя формулировать задачу таким образом«Расскажи,
что нарисовано на картинках»
. Это провоцирует ребенка на
формальное описание того, что изображено на каждой отдельной картинке, а не на
повествование о развитии событий. Если ребенок ошибся, не следует
сразу объявлять ему об этом. Иногда составляя
рассказ
, он сам замечает ошибки и исправляет их. Ну а если
все-таки не находит ошибку, задайте ему уточняющий или наводящий вопрос. Например«Я что-то не совсем понял, ты
мне не объяснишь почему»
. Если после наводящих вопросов ребенок самостоятельно
не понимает причинно-следственную связь событий, можно оказать помощь в виде
прямых разъяснений.

• Если рассказ
составлен
, верно, но слишком краток, нужно задать
дополнительные вопросы о деталях и подробностях, не упомянутых ребенком, но
присутствующих на картинках.

• Если ребенок правильно
разложил картинки, но рассказ
составить не может
, тогда ему задают вопросы и рассказ составляется совместно,
в вопросно-ответной форме. Это помогает ему овладеть навыками самостоятельного
планирования при составлении
рассказов
. Следует также комментировать односложные
ответы ребенка,
давать образцы развернутых высказываний, что помогает ему в дальнейшем составлять более подробные
рассказы
, развивая при этом свою речь.

Надо уточнить, что по картинке можно составлять два вида рассказа: описание и повествование. Рассмотрим их по отдельности.

Как составить рассказ –
описание по картинке?

Начиная
с дошкольного возраста, дети составляют рассказ — описание о самых различных
предметах и явлениях. Это могут быть описания кошки, осени, и даже стула. Помогая
ребенку составлять рассказ подобного рода, помните о следующих моментах:

1.    Начинать рассказ нужно с обозначения темы.
Одного предложения, типа «Я расскажу о сиамской кошке» будет вполне достаточно.

2.    Непосредственное описание включает в себя
упоминание 4-5 основных характеристик предмета (явления). Например, описывая
кошку, расскажите, как она выглядит (окрас, шерсть). Где живет, чем питается,
какую пользу приносит человеку? Можно рассказать про повадки кошки. Описывая
неживые предметы необходимо рассказать о том, зачем нужен этот предмет? Как его
можно использовать? Из какого материала он сделан? Из каких частей состоит?

3.    Рассказ должен заканчиваться подведением
итогов, одно – два предложения.

Чтобы научить ребёнка составлять описательные рассказы, вводим опорные картинки —
символы.
Обозначение этих картинок дети проговаривают вместе с
воспитателем. Когда дети знают обозначение картинок, учим составлять
описательный рассказ.

Например: схема «Овощи, фрукты»: составляем описательный рассказ
про овощ или фрукт. Н — р : « яблоко». Яблоко красного цвета; круглой формы; на
ощупь оно твердое; на вкус сладкое. И обязательно сделать вывод: яблоко — это
фрукт, потому что раст
ёт на дереве.

Мнемотаблица «Дикие, домашние животные»: рассказать о диком или
домашнем животном. Н — р: «медведь». Медведь коричневого (бурого) цвета; он
большой; у медведя густая шерсть; передвигается на четыр
ёх лапах; питается мясом, ягодами, грибами; медведь — это дикое
животное, потому что жив
ёт в лесу.

Схема «Времена года»: составляем описательный рассказ в
зависимости от времени года.

Н — р: «Осень». Осенью солнце редко появляется из — за туч; по
небу плывут серые, тяжелые облака; трава пожелтела, земля холодная, сырая;
деревья осенью сбрасывают листву; перел
ётные птицы улетают в тёплые края, а зимующие остаются зимовать; люди стали одеваться теплей, а
когда идут дожди, надевают плащи, обувают резиновые сапоги, берут с собой
зонты; животные готовятся к зиме: белка меняет рыжую шубку на серую, заяц
меняет серую шубку на белую, медведь готовится к спячке; насекомые боятся
холода, поэтому прячутся под корой деревьев, в листву.

Как правильно составить
рассказ – повествование по картинке?

Повествование – это рассказ о случившихся
событиях, действиях. Самый простой способ составить рассказ повествование — это
использовать сюжетные картинки. Происходящие с героями события зарисованы в 3-5
картинках. Задача ребенка внимательно их рассмотреть, и рассказать о
случившемся по порядку. Каждая новая картинка – это новое предложение. Вместе
получается текст.

 Более сложный вид работы — рассказ
по одной сюжетной картинке. При
составлении данного вида рассказа следует четко помнить – одно предложение — это
не рассказ! Представьте, Вы показываете ребенку картинку, на которой бабушка
кормить птиц. Но если ребенок скажет всего одно предложение «бабушка кормит
птиц», рассказа не получится, правда? Ребенку нужно рассмотреть картину
целиком. Выделить главные и второстепенные моменты. Сочинить n-ое количество
предложений самостоятельно, и расставить их в логическом порядке.

Не оставляйте ребенка с этой непростой
задачей наедине, полезно вместе подумать над содержанием произведения. «Почему
бабушка кормит птиц? Какое настроение у бабушки – счастливое, грустное,
одинокое? Рассмотрите, как ведут себя птицы – может некоторые дерутся, а кто-то
боится подходить?

Почему автор решил, что это важно и
нарисовал? Какую мысль хотел донести?»

Придумывание
рассказа — очень трудная задача для малыша, поэтому на первых порах ему
требуется помощь взрослых.  Когда малыш учится придумывать рассказы по
картинкам, он проходит несколько этапов.

Первый
этап,
 с которого всегда начинаем —
договаривание фраз
. Взрослый задает начала фраз, а малыш их
заканчивает. Например: «Жила — была (говорит мама или педагог) …. (
ребенок  заканчивает). Однажды она (слова мамы, малыш завершает фразу) … И
решила Маша…. Вдруг…. Маша подумала…» и так далее.  Эти начала
фраз   помогают ребенку научиться связывать предложения  в
тексте и  строить его логично, последовательно.

Так можно
придумывать не только рассказы по картинкам, но и инсценировки с игрушками или
сочинять сказку по пути в магазин, в детский сад или в очереди.

К концу этапа (он
может занять от нескольких недель до нескольких месяцев) Вы заметите, что малыш
стал сам без проблем связывать предложения в тексте, т.е. Ваша помощь ему
больше не нужна.

Второй
этап — рассказывание по вопросам.
  Рассматриваем с малышом картинки в их последовательности,
обсуждаем что случилось и чем закончилось, почему это произошло, придумываем
название рассказу.

После этого малыш
рассказывает, а Вы помогаете ему уточняющими вопросами: «Где вс
ё случилось? Расскажи, с чего всё началось? Что было дальше? Что сказал медведь? А что ему ответили звери? Почему ежик
рассердился? Что сделал ежик? Чем вс
ё закончилось?». Иногда будет требоваться подсказка в виде начала фразы.

Если ребенок 
не знает как продолжать — продолжите сами, подсказав свою идею, а малыш
разовьет ее. Но не навязывайте ему свой сюжет.

К концу этапа в
помощь ребенку будет достаточно трех вопросов — поясняющих фраз: «Расскажи, с
чего вс
ё началось, что случилось и чем закончилось?». Эти три фразы очень важны, т.к.
любой рассказ всегда состоит из трех частей:

— зачин (место и
время действия, герои),

— развитие действия
и какой-то интересный случай (кульминация — если говорить научным языком)

— конец рассказа
(финал, развязка).

Третий
этап — творческое рассказывание.
 Ребенок уже умеет сочинять рассказы, с удовольствием рассматривает
картинки в книжке.  Поэтому можно:

Идея 1. Придумать вместе продолжение приключений героев (Маша и
Наташа в деревне, Маша и Наташа в зоопарке, Маша и Наташа в «Детском мире»).

Идея 2. Попросить ребенка продиктовать Вам его рассказ (ребенок
диктует предложение, а Вы его записываете и так до конца рассказа). Затем
вместе еще раз прочитать, что получилось, и изменить слова, где это необходимо
— сделать текст более выразительным и образным, веселым и интересным. Сделать
книжку — малышку или нарисовать картинки к сочиненному рассказу.

Идея 3. Есть еще один увлекательнейший прием рассказов по веселым
картинкам — это… поменять местами картинки.

Например, серия картинок из книжки выглядит так. Первая картинка (1) —
мальчик с сачком видит на заборе две красных бабочки. Вторая картинка (2) —
бабочки в другом месте забора, мальчик за ними бежит. Третья картинка (3) —
из-за забора вышли Маша с куклой Наташей. Оказывается, это были не бабочки, а
красные бантики Маши и Наташи.
Хочу такой сайт

Делаем ксерокопию
картинок, вырезаем и… переставляем их местами так: 3-2-1. То есть получается,
что сначала мальчик увидел Машу и Наташу, идущую мимо, а потом бабочек! И
бабочки перелетали с места на место! И это получается совсем другой
рассказ! О чем могут придумать дети? Например, дети придумали, что за забором
шла подружка Наташи со своей куклой и это были их бантики (по аналогии). Или
что это действительно были бабочки. Еще одна детская идея — это были бумажные
бантики для котят — малыши играли с котятами за забором. Идей может быть очень
много.

Данный вариант
задания развивает воображение и творчество, учит ребенка находить выходы из
нестандартных ситуаций, позволяет преодолеть шаблоны и стереотипы.

Творческая
речевая деятельность находится в прямой зависимости от уровня развития мышления
ребенка. Основополагающим моментом в предлагаемой технологии является то, что
обучение детей составлению рассказов по картине основывается на алгоритмах
мышления. В работе с детьми можно выделить несколько этапов, на каждом из них
представлена какая-либо мыслительная операция, в результате освоения которой у
ребенка развивается способность самостоятельно делать речевые зарисовки по
картине. Обучение ребенка осуществляется в процессе его совместной деятельности
с педагогом посредством системы игровых упражнений.

Этапы
работы над картиной

1.
Определение состава картины

Цель: обучить мыслительным действиям, ведущим
к перечислению изображений на картине (дроблению)

С
этой целью выделяются объекты, изображенные на картине. Степень подробности
может быть разной: максимальной (выделение объектов и их деталей), средней
(выделение объектов без деталей), низкой (выделение только главных объектов. В
начале обучения степень подробности должна быть низкой или средней, чтобы не
утонуть в деталях и не потерять нить рассказа. На более поздних этапах обучения
необходимо, наоборот, выделять как можно больше объектов. Чем больше предметов
будет выявлено, тем большим количеством подробностей будет наполнен рассказ и
тем большее количество вариантов рассказа будет придумано.

Игровой
прием «фотоаппарат», «подзорная труба»

Педагог
предлагает детям вооружиться фотоаппаратами, найти и сфотографировать самые
крупные живые и неживые объекты. Все предметы которые перечисляют дети,
воспитатель выставляет на доске (схематичные или реалистичные). Такая игра
активизирует внимание детей, повышает интерес к занятию. По окончании
определения состава картины, необходимо подвести итог, быстро перечислить все
названное, начиная с главного.

Окончанием
итога данного шага является рефлексия – осознание детьми производимой
мыслительной операции и вывод правила «когда смотришь на картину, надо сначала
обозначить предметы, изображенные на ней»

Я
предлагаю взять бинокль, наведите его на один из объектов картины и назовите
его. Теперь прошу пройти к столам и зарисовать выбранный объект схематично. Как
только схемы будут готовы, перечисляя их названия, начиная с главного,
разместим на доске

2.
Установление взаимосвязей между объектами, изображенными на картине

Цель: упражнять детей в объяснении
взаимосвязей объектов, изображенных на картине.

На
этом этапе необходимо использовать игры на объединение 2, 3-4 слов в одно
предложение. В начале обучения воспитатель сам объединяет предметы, а дети
объясняют, почему объединились те или иные  предметы и в процессе
рассуждения, устанавливают логические цепочки. Позже последовательность
объединения может быть любая и зависит от выбора детей, с которым следует
согласиться. На занятиях должна создаваться ситуация доверия и внутренней
свободы каждого ребенка. В процессе обсуждения набирается множество событий,
которые необходимо выстроить в определенную систему, установить
последовательность.

Пришел волшебник по
имени Объединяй. Он будет объединять объекты-схемы и просить объяснить почему
он это сделал. (девочка и мальчик рассматривают снег. На траве и на хвойном
дереве лежит мягкий снег.)

3.
Описание на основе возможного восприятия объектов картины разными органами
чувств

Цель: обобщить знания о признаках объектов,
которые могут воспринимать органы чувств; учить составлять рассказы-описания на
основе восприятия картины через разные органы чувств

Давайте
попробуем войти в картину и описать возможные ощущения. Что мы можем ощутить
рукой, носом, ухом, ртом.

4.
Преобразование объектов во времени

Цель: учить детей мыслительным операциям
преобразования выбранного объекта во времени; учить составлять рассказ о
конкретном объекте, представляя его прошлое и будущее, используя характерные
словесные обороты.

Картина
рассматривается детьми как остановившейся миг. Используя преобразование
объектов во времени, мы оживляем ее, поступки персонажей становятся понятными
для детей, рассказ наполняется интересными подробностями, появляются новые
смысловые звенья. В рассказе следует использовать словесные обороты,
характеризующие временнее отрезки (было-будет, осень-зима, до того-после того)

Игра
«Что было раньше, что будет дальше»Ребенок выбирает себе схему-объект,
рассуждая что было до этого, после будет

5.
Описание  местонахождения объектов на картине

Цель:
учить детей пространственной ориентировке на картине; активизировать в речи
слова, обозначающие пространственные ориентировки; учить алгоритму сужения поля
поиска на плоскости картины; формировать умение переносить ориентировки
двухмерного пространства в трехмерное

Игра
«Кто я на картине» Берется роль каждого объекта на человека с озвучиванием

6.
Составление рассказов от лица разных объектов

Цель:
обобщать знания детей о признаках проявления разных эмоциональных состояний и
причинах их изменения; уточнить знания детей о разных поведенческих реакциях в
зависимости от черт характера объекта; упражнять детей в умении
перевоплощаться, составлять связный творческий рассказ от первого лица

Дети-

Взрослый
с ребенком-…

Дерево-…

А
теперь я попрошу придумать название картины

Заключение

Применение
данной технологии дает детям без труда создавать несколько вариантов рассказа
на одном занятии путем перемещения событий во времени; изменение эмоционального
состояния героев рассказа; варьирование главных и второстепенных героев;
включение в рассказ описания ощущений главных персонажей, усиления образности;
введение элементов творческого рассказа.

Дети
составляют рассказ самостоятельно,  иногда требуется только стимулирующая
помощь воспитателя.

Интерес
к занятию у ребенка и уровень активности (речевой, познавательной,
интеллектуальной, творческой) возрастает во много раз. Составление рассказа по
картине превращается в интересную, захватывающую цепочку игр. Наличие
зрительного плана делает рассказ детей ч
ётким, связным, полным, последовательным. У детей формируется способность к саморазвитию через раскрытие их творческих и интеллектуальных возможностей.

 

О чем еще следует знать?

Придумать рассказ по картинке – «работа»
не из легких, поэтому не все дети берутся за нее с энтузиазмом.

Увлечь
ребенка процессом составления рассказа по картинке можно с помощью
нестандартных заданий и игрового персонажа. 

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №242» общеразвивающего вида

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе.

«Лексико – грамматические  упражнения».

                                                                 Выполнил: Воспитатель

                                                                                Матвеенко Елена Юрьевна

Цель: Развивать речь как средство общения.

Задачи:

1.Совершенствовать диалогическую форму речи.

2. Закреплять в речи антонимы.

3.Закреплять и  составлять простые и сложные предложения.

Материал и оборудование: Карточки с образцами ткани, сюжетные картинки, мяч, наклейки, картинки  предметов, карточки для звукового анализа слова.

Ход  занятия:

Ребята, совсем скоро вы пойдете в школе. Я уверена, что вы хорошо будете учиться, так как много знаете и умеете. Сейчас проверим ваши знания и умения. Давайте вспомним правила, как нужно себя вести на занятии. Отвечать только тогда когда я спрошу или поднятая рука, нельзя шуметь и перебивать того кто говорит.

Предлагаю, внимательно посмотреть на картинку, на которой изображены образцы  тканей. Ребята, нужно определить цвет и рассказать, что на ней нарисовано. (Ответы детей). Например: «Ткань белая с крупными розовыми кружочками, ткань белая с красными полосками, ткань желтая с  собачками и

сердечками». Скажите мне, что из ткани  белой с крупными  розовыми кружочками можно сшить? (платья,  халат).  А из ткани  белой  с красными полосками, что можно сшить? (юбку, шторы). А из ткани желтой с собачками и сердечками? (халат, косынку). Ребята вы большие молодцы!

 А вот сейчас предлагаю,   поиграем в игру.

Игра « Один – много» с мячом.

Ребята, я буду вам кидать мяч и  называть предмет в единственном числе, а вы мне должны будете поймать  мяч и назвать предмет во множественном числе.

Один помидор, а много…( помидоров),

Один чулок, а много …(чулок),

Один апельсин, а много …(апельсинов),

Один носок, а много …(носков),

Одна ваза, а много …(ваз),

Одна чашка кофе, а много чашек …(кофе),

Один рояль, а много…(роялей),

Одна оса, а много…(ос),

Одно ухо, а много…(ушей),

Одно пальто, а много …(пальто),

Одна простыня, а много …(простыней).

Молодцы, справились.

А сейчас предлагаю выполнить следующее задание.

Где находиться звук в слове?

А сейчас предлагаю определить место звука  в слове. В слове ваза звук в находиться в начале, в середине или в конце слова? ( Ответы детей). Правильно!  В начале слова находится звук  в слове ваза. В слове апельсин звук н находиться в начале, в середине или в конце слова? ( Ответы детей). Правильно!  В конце слова находится звук н в слове апельсин. В слове кофе звук ф находиться в начале, в середине или в конце слова? ( Ответы детей).  В середине  слова находится звук ф в слове кофе. В слове пианино  звук п находиться в начале, в середине или в конце слова? ( Ответы детей). Правильно!  В начале слова находится звук п в слове пианино. Вы молодцы справились. А сейчас придумайте слова в котором есть звук н, п,ф, з.

(Чайник, чашка,  печенье, девочка, фонарь, телефон, магнитофон, шарф, пуховик, фартук, футбол).

Ребята, а сейчас предлагаю сесть за столы и выполнить звуковой анализ слова.  У каждого карточка и квадратики  разных цветов ( красные, зеленые, синие). Слово Ухо (у- гласная, х- согласный, твердый, 0-гласный), Оса (о – гласный, с – согласный, твердый, а – гласный), носок (н – согласный , твердый, о- гласный, с – согласный , твердый, о – гласный, к- согласный, твердый), чулок (ч – мягкая, согласный,  у – гласный, л- согласный , твердый, о- гласный, к- согласный, твердый).

А сейчас мы с вами немножко отдохнем

Динамическая пауза  — пантомима

Будто взяли в руки мяч, он об пол стремится вскачь,

А теперь, вы наклонитесь, штангу поднимать боитесь?

Вот скакалки вы берите, через них теперь скачите!

Взяли обручи, и вот, крутим бедрами, народ!

Энергичнее крутите, обручи не уроните!

А теперь бегом, бегом, бег на месте и кругом!

Мы теперь уже поплыли, вот и к берегу приплыли!

А сейчас новое задание.

Расставь картинки по порядку. 

А сейчас предлагаю с помощь картинок  составить рассказ. Картинки расставлены  не по порядку. Нужно попробовать расставить картинки  в нужной последовательности – так, чтобы получилась связная история, и рассказать ее нам  своими словами.

Например:

Коля и Таня пошли погулять и увидели распустившею яблоню. Решили прийти, когда появятся яблоки. Коля залез на дерево, чтобы собрать яблоки, Таня ему помогала. Ребята нарвали полные корзины яблок, и пошли домой.

Вот такой  интересный рассказ у нас получился с вами. Вам понравилось? (ответы детей).

А у меня есть еще интересная игра, которая называется, скажи наоборот.

«Скажи наоборот»  с мячом.

Ребята вам нужно подобрать к словам антонимы.

Жарко… (холодно),

Правда…(Ложь),

Сладкий…(Горький),

Быстро…(медленно),

Далеко…(близко),

Много…(мало),

Внизу…(вверху),

Вместе…(врось).

Тяжело…(легко)

Девочка…(мальчик),

Зима…(Лето),

Добрый…(злой),

Соленая…(свежая),

Вареная… (сырая),

Густая каша…(жидкая).

Ребята, какие вы молодцы! Справились со всеми играми и упражнениями.

Наше занятия подошло концу. Понравилось ли вам сегодняшнее занятие?

 Что вам понравилось?  Что было трудного  в заданиях? А какие задания показались легкими? Ребята, а сейчас предлагаю вам взять по наклейки  и сказать почему эту наклейку вы взяли.

Предварительный просмотр:

Технологическая карта занятия

Ф.И.О. участника: Добрыдина Екатерина Алексеевна, Двинина Екатерина Андреевна

№ участника: 4

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие; физическое развитие; социально – коммуникативное развитие.

Тема занятия: «Подкидыш» Бианки В.

Возрастная группа: средняя группа (4-5 лет)

Цель занятия: дать описание характера одного из главных героев в рассказе, упражняться в составлении синквейна-описания персонажа в дидактической игре на интерактивной панели

Задачи занятия:

Обучающие задачи: научиться составлять синквейн-описание персонажа из рассказа «Подкидыш» Бианки В.

Развивающие задачи: внимательно слушать указания воспитателя при составлении синквейн-описания

Воспитательные задачи: стремиться к самостоятельности при выполнении работы

Дополнительные задачи: игровая задача: быстрее всех найти каменку и получить снежинку.

Словарная работа: разевала, высиживал

Планируемый результат занятия: воспитанники научились составлять синквейн-описание персонажа, воспитанники внимательно слушали указания воспитателя при составлении синквейн-описания; воспитанники соблюдали самостоятельность при выполнении работы; воспитанники дали описание характера одного из главных героев из рассказа «Подкидыш» Бианки В, поупражнялись в составлении синквейна-описания персонажа в дидактической игре на интерактивной панели

Подготовительная работа: составление синквейна, просмотр мультфильмов, знакомство с автором на занятиях

Материалы и оборудование: ИКТ:  документ-камера(фото автора), интерактивная панель(дидактическая игра, синквейн); хрестоматия.

Этапызанятия

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы, формы, приемы

Предполагаемая деятельность детей

Планируемые результаты

1.

Организационно – мотивационный этап

Заинтересовать детей предстоящей образовательной деятельностью.

Прежде чем начать, давайте с вами встанем в круг и поприветствуем друг друга

Приветствие

Здравствуй друг!(Здороваются за руку)

Как ты тут?(похлопывают друг друга по плечу)

Где ты был?(теребят друг друга за ушко)

Я скучал!(складывают руки на груди в области сердца)

Ты пришел!(разводят руки в стороны)

Хорошо!(обнимаются)

Словесный, групповой, художественное слово «Приветствие»

Дети организованы и заинтересованы в предстоящей образовательной деятельности.

2.

Основной этап

2.1.

Этап постановки проблемы

Ввести детей в проблемную ситуацию.

Ребята, а как вы думаете, хорошо ли мы поступаем когда помогаем другим?

У меня есть один интересный рассказ о взаимопомощи, хотите его послушать?

Называется он «Подкидыш», написал этот рассказ Виталий Бианки, посмотрите на экран, вот так он выглядел.

Словесный: беседа

Наглядный: показ

Форма: фронтальная

Приемы: вопрос-ответ

Да

Да

Дети введены в проблемную ситуацию.

2.2

Этап ознакомления с материалом

Познакомиться с произведением и автором произведения

Физ. минутка

Прежде чем начать читать, подготовим наши пальчики

Пальчиковая гимнастика

Мы катаем снежный ком, (Ладони лежат на столе, дети делают ими движения вперед-назад)

Будем строить снежный дом, («Рисуют» на столе указательными пальцами дом.)

Мы польем его водой, (Изображают, что поливают из лейки)

Дом наш будет ледяной. («Рисуют» дом указательными пальцами перед собой.)

Каждый ком – один этаж, (Ударяют кулаками друг о друга, поднимая их вверх.)

Подрастает домик наш! (Делают из ладоней «крышу» над головой.)

Наш рассказ начинался с того, что мальчики разбили все яйца в гнезде каменки, но осталось одно, которое мальчик успел спасти и положил его в гнездо пересмешки, он переживал, примет ли пересмешка яйцо каменки или нет. Как вы думаете ребята?

Сейчас мы с вами это узнаем, спинки ровно, слушайте внимательно

Чтение рассказа

Правильно ли вы предположили конец рассказа? Молодцы

Что то мы засиделись, встанем с вами и немного разомнемся

Мы потопаем немножко

Руки тоже мы согреем и потопаем скорее

Рукавицы мы надели

Не боимся мы метели

Мы с морозом подружились

Как снежинки закружились

Присаживайтесь спинки ровно

Ребята, нам в рассказе встретились незнакомые слова, кто знает, как это, разевать рот?

Это значит открывать его ооочень широко

Давайте повторим это слово

А еще нам встретилось слово высиживал, кто нибудь знает его значение? Высиживать значит долго, усидчиво вынашивать птенцов до того, как они вылупляться

Давайте повторим

Как называется наш рассказ?

А кто автор?

Какие герои нам встретились?

Какие поступки совершали герои?

Какие из этих поступков можно назвать положительными и почему?

Какими качествами пересмешка?

Чему учит нас это произведение?

Какую пословицу можно подобрать?

Какой отрывок вам больше всего понравился? Давайте зачитаем его

Молодцы, сейчас мы с вами подойдем к ип и немного посоревнуемся.

Для начала вспомним как нужно работать с ней.

И так, для начала выберите фишки, которыми будете играть.

Чтобы узнать, кто будет ходить первый, мы бросим кубик. У кого значение будет больше, тот и ходит первый. Кто выполнит задание быстрее, будет получать снежинки, и перемещать их на полосу, того же цвета, что и фишка, и снежинка

1 задание

Перед вами разбросаны яйца разных цветов, и 2 гнезда, вам нужно как можно быстрее и правильно разложить все яйца по гнездам, первый игрок собирает розовые, второй игрок синие. Начинаем по сигналу, Один, два, три, начали!

2 задание

В этом задании вам нужно поселить гнезда на деревья, выиграет тот, чьих гнезд будет больше, нельзя на одно дерево заселить 2 гнезда Начинаем по  сигналу, Один, два, три, начали!

3 задание

Перед вами расположен лес, вам нужно найти среди всех деревьев каменку и перенести к себе на полосу, выиграет тот, кто быстрее найдет каменку и перенесет к себе на полосу. Начинаем по  сигналу, Один, два, три, начали!

У нас выиграла…

Словесный: беседа, рассказ, объяснение

Наглядный: показ

Форма: фронтальная

Приемы: вопрос-ответ

Делают гимнастику

Ответы

Да

Выполняют физ минутку

Предположения

Подкидыш

Виталий Бианки

Мальчики, мальчик, который спас яйцо каменки, пересмешка, ее яйца, каменка

Мальчики разорили гнездо каменки, мальчик спас яйцо, пересмешка выкормила и приняла каменку, каменка высиживала яйца пересмешки

Мальчик спас яйцо, пересмешка выкормила и приняла каменку, каменка высиживала яйца пересмешки

Добрая, хорошая мать, воспитанная

Помогать друг другу

Как аукнется так и откликнется

Подходят к панели

Работать только сухими руками, подушечкой указательного пальца, находиться на расстоянии вытянутой руки

Ознакомлены с материалом

2.3.

Этап практического решения проблемы

Совместная деятельнось

Ребята, вы большие молодцы, давайте немного отвлечемся и дадим нашим глазкам отдохнуть

Давайте дадим нашим глазкам отдохнуть. Представьте, что ваши глазки это кисточка, давайте нарисуем снежинку…

Подойдите к ип,

Помните как мы уже с вами составляли синквейн?

Давайте припомним, как он составляется

Сверху идет кто? Или что?

Пониже какой он?

Еще пониже что он делает?

Еще ниже идет, что мы можем о нем сказать

И еще ниже, одно качество, которое его описывает

Сегодня мы составим с вами синквейн-описание с нашем персонажем рассказа пересмешкой

Молодцы ребята

Словесный: беседа

Практический: создание синквейна

Форма: фронтальная

Прием: вопрос-ответ

Игровой: дид.игра

Гимнастика для глаз

Да

Пересмешка

Заботливая, маленькая

Кормит, летает, высиживает

Хорошая мама

Помощь

Создан синквейн

3.

Заключительный этап

Развитие умения анализировать, делать выводы, высказывать свою мысль.

Как назывался наш рассказ?

Кто автор рассказа?

Какие герои нам встретились?

Чему научил нас этот рассказ?

Какую пословицу мы подобрали?

Словесный: беседа

Форма: фронтальная

Приемы: вопрос-ответ

Подкидыш

Виталий Бианки

Мальчики, мальчик, который спас яйцо каменки, пересмешка, ее яйца, каменка

Взаимопомощи

Как аукнется, так и откликнется

Высказывают свои мысли, слушают не перебивают друг друга.

  • Расст латься как пишется
  • Рассмотрите репродукцию картины нестерова видение отроку варфоломею подготовьте сочинение описание
  • Расспрашиваемый свидетель как пишется
  • Рассмотрите рисунок составьте по ним рассказ о догадливом рыбаке 6 класс
  • Рассмотри иллюстрации о каком рассказе идет речь запиши его название и восстанови последовательность