Вариант 3. Пример подробного сочинения для старших классов
План сочинения:
Русского пейзажиста Николая Дубовского современники ставили по его мастерству изображения природы вровень со знаменитым Левитаном. Живописец Дубовской создал множество прекрасных картин на рубеже 19 и 20 веков, продолжая традиции русского реализма. Обращаясь к теме природы, мастер стремится отобразить не только её красоту, но и глубинный смысл. Дубовской часто в своих работах связывал воедино мир природы и мир человеческих чувств.
Картина «Радуга» написана художником во время поездок в Крым и по черноморскому побережью. Полотно было написано между 1890 и 1892 годами. Несмотря на то, что мастер запечатлел пейзаж вполне конкретной местности, мы чувствуем в нём собирательный образ красоты родной природы. Картина близка нам. Каждый хоть раз восторженно замирал перед увиденной радугой.
Сюжет картины лаконичен и прост, но приглашает зрителя поразмышлять. Одинокий рыбак засмотрелся на радугу. Он даже встал в лодке от переполняющих его радости и удивления. Художник передал в простом сюжете замирание души, когда она прониклась совершенством красоты и тайной мироздания.
На переднем плане мы видим казака в маленькой деревянной лодке, которая качается на волнах. Он вышел в морской залив порыбачить. Мрачное состояние природы неожиданно осветил радужный световой поток. Рыбак заворожено смотрит на то, что творится в облаках и на дальнем берегу. Возможно, в этот день ему не особо везло, и он принимает радугу, как божье благословение. На человеке одежда бедняка и трудяги. Нам видны только часть его лица и окладистая борода. Фигура напряжена. Лицо поднято к небу. Человек забыл о своих земных делах при созерцании небесного чуда.
Радуга среди тёмных туч кажется воплощением добра. Она оживила небо и высветлила берег. Чёрные грозовые облака уже пролились дождём и уплывают. Художник сместил самые тёмные тучи вправо. Небо занимает две трети полотна. Огромное пространство неба вверху картины и дальняя линия горизонта внизу создают ощущение безбрежности и величия мира. Он противопоставлен маленькому человеку.
В цветовой палитре полотна преобладают голубые и синие цвета, оттенки зеленоватого и коричневого. Цветовая гамма картины создаёт ощущение светлой грусти. Светлая радуга почти бесплотна. Она полупрозрачна, сквозь нее хорошо видны нагромождения туч. Едва различимы основные цвета радужного спектра, но свет от них разлетается разноцветными бликами по воде в заливе.
У картины оригинальная композиция. Человека в лодке является и её центром, и несет важную смысловую нагрузку. Если его убрать, то полотно значительно обеднеет и не будет нести в себе никакого философского смысла. Рыбак и радуга выделены и объединены светом. Такая композиция отсылает к мысли существования природы для человека, к идее их единения. Также композиция показывает контраст между могучей ширью неба, бескрайнего разлива моря и маленьким человеком, его тихой жизнью.
Думаю, что автор хотел передать непосредственность героя в его восхищении природой. В этом трудовом человеке живет любовь к прекрасному, преображающая душу. Мастер заставляет зрителя почувствовать загадочное дыхание жизни природы и его воздействие на чувства человека.
Мне понравилось в картине какое-то особое, таинственное настроение. Словно природа хранит в себе какую-то нераскрытую загадку. Ещё полотно излучает гармонию жизни и покоя.
Рейтинг пользователей
Тема: Развитие речи. Составление рассказа по репродукции картины
А. К. Саврасова «Грачи прилетели»
Цель: Учиться составлять рассказ по картине.
Ход урока.
Самоопределение к деятельности.
— Вспомни, какие изменения в природе характеризуют приход весны?
Работа по теме.
— Весна – любимое время года многих художников, писателей, поэтов, композиторов, которому они посвятили свои произведения. Сегодня на уроке мы познакомимся с картиной Алексея Кондратьевича Саврасова «Грачи прилетели» и будем учиться писать сочинение по этой картине. Тебе помогут задания в учебнике стр.73 упр.127
Биография художника
Алексей Кондратьевич родился в Москве 12 мая 1830 в семье мелкого купца. Подростком писал пейзажные картинки на продажу. В 1844 поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. В 1848 году начались занятия Саврасова пейзажной живописью. Через два года Алексей Кондратьевич заканчивает обучение в училище и получает звание художника.
А ещё через семь лет в 1857 году Саврасов становится руководителем пейзажного класса в московском Училище. Среди его учеников были К. А. Коровин и И. И. Левитан. А.К. Саврасов вошёл в историю русского искусства как один из основоположников русской пейзажной живописи, как мастер лирического пейзажа.
— Весна – самое любимое время года Алексея Кондратьевича. Именно поэтому им создано так много весенних пейзажей.
Знакомство с картиной.
— Рассмотрите репродукцию картины в учебнике.
— Какое настроение вызывает у вас картина, грустное или радостное?
(радостное и грустное, слегка печальное настроение)
— На картине художник изобразил природу. Как называется такой жанр изобразительного искусства? (Это пейзаж.)
— Это лирический русский пейзаж. Алексей Кондратьевич Саврасов был родоначальником именно такого пейзажа.
— На своей картине Саврасов мастерски передал состояние природы. Это словно рассказ о том, что происходит в природе с приходом весны. Образ весенней природы, созданный художником, — это лирический пейзаж, несколько грустный, трогательный, волнующий зрителя.
— Первоначальные этюды к картине «Грачи прилетели» А.К.Саврасов писал в селе Молвитино, находившемся близ КостромыСначала работа никак не клеилась. Саврасов подолгу бродил по окрестностям, прислушивался, приглядывался. Но весну не чувствовал.
Но весна пришла, как приходит всегда, — неожиданно сразу. Однажды утром художника разбудили неугомонные птичьи голоса. Алексей Кондратьевич выглянул в окошко и рассмеялся: за окном голубело небо. Он увидел то, что желал увидеть и на что смутно надеялся. Унылые черные гнезда ожили, робкий луч солнца проложил на снегу голубые тени. Художник раскрыл этюдник и начал рисовать быстро, вдохновенно, забыв обо всем на свете.
— Грачи прилетели! Грачи прилетели!- напевал он, набрасывая на холсте деревья, почерневшие избы, маленькую церквушку. Вчера ещё всё кругом было печальным и хмурым, а теперь.… Пришла весна!
Картину «Грачи прилетели» показали на первой передвижной выставке, и она была встречена с восторгом. Павел Третьяков сразу же приобрёл её для своей галереи.
Анализ содержания картины.
— Ребята, а теперь очень внимательно рассмотрите картину
— Почему картина называется «Грачи прилетели»?
— Перечислите все, что вы видите на картине. (Корявые березки, усеянные грачами; талый, посеревший снег; задворки села, скрытые заборами, старая церквушка.)
— Можно ли назвать этот пейзаж красивым? (Пейзаж простой, скромный, незамысловатый, но очень близкий, навевающий легкую грусть. Все обыденно, но показано с каким-то волнующим чувством)
— Как художник показывает нам наступление весны? (В поле растаял снег, обнажилась темно-бурая, пропитанная влагой земля. Но нет еще яркого солнца, небесная лазурь затянута свинцово-белыми облаками, хотя край неба уже голубеет.)
— Какие краски преобладают на картине? (Желто-голубые, серовато-коричневые, желтовато-бурые, голубые, голубовато-серые.)
— Общее ощущение от красок картины светлое. Оно строится на мягком, нерезком сопоставлении чуть холодноватых оттенков голубовато-серого неба, воды, снега с серо-коричневыми тонами оттаявшей земли, веток и стволов деревьев, забора. Такие переходы делают изображение более реальным.
— Что на картине притягивает взгляд зрителя? (Деревья с густой сеткой ветвей, с многочисленными грачиными гнездами.)
— Совершим путешествие в картину. Закройте на минуту глаза, представьте, что вы очутились около этих березок. Какие звуки вы можете услышать? (крики птиц, шум березовых крон, шум воды, стекающей в пруд)
— Что в картине является главным? Что изображено на переднем плане? (березы с грачиными гнездами, грачи).
— Эти птицы — первые вестники весны. Они принесли на своих черных крыльях теплый свежий ветер, радостную суету, новые надежды. Грачи вернулись на родину — к своим гнездам. Они расселись по деревьям и без умолку твердят свою радостную весть о близости весны.
-Чем они заняты? (ремонтом старых гнезд, постройкой новых).
— Работая над картиной, Саврасов хотел показать не только пробуждение природы, но еще любовь и верность этих птиц своей родине. Здесь изображен тихий скромный уголок России, но для грачей он самый дорогой, и выводить свое потомство они будут только здесь. Чувство любви к Родине было присуще и самому художнику.
— Как Вы думаете, что еще хотел передать Алексей Саврасов в своём произведении?
(Красоту русской природы).
Словарно-орфографическая работа.
художник картина изобразил известный
мастер кисти полотно нарисовал знаменитый
пейзажист репродукция показал прославленный
автор картины шедевр создал
— Попробуйте описать грачей, какие они?
Для выполнения этого задания дети работают с выписанными на доске (или на отдельные карточки) антонимами
Мирные — драчливые, радостные — печальные, спокойные — крикливые, шумные — смирные, спокойные — суетливые, счастливые — грустные, беспечные — трудолюбивые.
— Вам предстоит описать картину. Что будете описывать, назовите по порядку
— Какие слова мы можем использовать для описания грачей, берез, снега, неба и т.д.?
Художник — замечательный, русский, пейзажист, автор картины, мастер кисти.
Пейзаж — скромный, простой, задушевный, лирический.
Время года: весна, журчание ручьев, шум ветерка, запах талой земли, ласковое весеннее солнышко, свежесть весеннего воздуха.
Небо – невысокое, весеннее, блеклое, светло-голубое, местами грязно-синее, видны проблески солнца, рыхлые кучевые облака.
Грачи – вестники весны, старожилы, неугомонные, веселые, суетливые, трудолюбивые, горделивые, драчливые, шумные, крикливые; кричат радостно и взволнованно оттого, что вернулись на родину; мы как будто слышим их радостные беспокойные крики; трудолюбивый грач крепко держит в клюве маленькую веточку.
Березы – русские красавицы, белоствольные, сероглазые, ожившие, с тонким кружевом ветвей, кривые, старые, корявые, с черными прошлогодними гнездами, голые тонкие ветки.
Снег – талый, посеревший, рыхлый, с робкими тенями от берез, грязный, серый, местами еще белый, нерастаявший.
Пруд – оттаявший, с темной холодной водой, с отражающимися облаками.
Домики, домишки – деревянные, состарившиеся, с пошатнувшимися заборами, ветхие.
Церквушка – старая, с облупившейся штукатуркой стен, каменная, ветхая, возвышенная. .
Поля: дальние, невспаханные, расстилаются просторы, ширь полей, бурая почва, бескрайние.
Орфографическая работа:
-Объясните написание данных слов? (горизонт, вдали, вблизи, прозрачный, светло-голубые, сероватые, желтовато-коричневые, вверху, справа, слева, небесные, свежесть, радостные).
Составление плана сочинения
— Давайте вспомним, с чего мы начинаем писать сочинение? (составление плана)
— На сколько частей поделим?
— О чем будем писать во вступлении?
— О чем мы будем писать в основной части?
— Как вы закончите свое сочинение? Какими словами начнете предложения о своих впечатлениях о картине, выражая свое отношение к картине?
План.
-
Художник и его картина.
-
Описание картины.
-Что изображено на переднем плане.
-Что изображено на заднем плане.
-
Мое отношение к картине.
Составление рассказов по данному плану. Образец:
Запиши в тетрадь : Дата
Сочинение по картине
А.К. Саврасова
«Грачи прилетели»
Написание сочинений.
Редактирование.
Окончательный вариант написания.
Спасибо за работу!
Сообщения
Сообщения за Январь, 2021
Задание по родному языку для 5А,Г,Е классов на 27.01.2021
Тема урока: Речевой этикет: обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации. Современные формулы обращения к незнакомому человеку. Посмотрите видеоурок по теме https://my.mail.ru/mail/schutikowakaaleksander/video/_myvideo/47.html
Урок литературы в 5Е классе 28.01.2021
Тема урока: Образ родины в русской поэзии XIX века («Русь» И. С. Никитина, «Край ты мой, родимый край…» А. К. Толстого) Ближайшие несколько уроков будут посвящены образу родины в русской поэзии. Прочитайте статью, открывающую раздел «Образ родины в русской поэзии» (стр.37), она поможет еще раз представить слагаемые образа родины. Иван Саввич Никитин и Алексей Константинович Толстой принадлежали одной исторической эпохе, их объединял интерес к прошлому России. С именем А. К. Толстого вы уже встречались, когда знакомились с историей создания сказки А. Погорельского «Черная курица, или Подземные жители». Краткие биографические справки о поэтах прочитайте самостоятельно на стр.37, 41 учебника. Прочитайте стихотворение И. С. Никитина «Русь»( стр.38). Чтобы ярче представить картину исторического прошлого России, рассмотрите репродукцию картины И. И. Левитана «Тихая обитель». Устно ответьте на следующие вопросы: 1. Какое место в картине русской жизни, нарисованной поэтом
Первый урок русского языка в 5Г классе 28.01.2021
Тема урока: Чередование звуков. Беглые гласные. 1)Изучить теорию по данным темам (параграфы 78, 79 на стр.23-24) 2)Выполнить письменно упр.422, 426 (стр.23-25) Фото отправлять не нужно.
Второй урок русского языка в 5Г классе 28.01.2021
Тема урока: Варианты морфем. Морфемный разбор слова. 1) Изучите теоретический материал по теме «Варианты морфем» на стр.26 учебника, выполните устно упр.431. 2) Изучите и выучите порядок морфемного разбора слова на стр.27-28 учебника , выполните упр.432. Фото отправлять не нужно.
Урок русского языка в 5 А классе 28.01.2021
Тема урока: Варианты морфем. Морфемный разбор слова. 1) Изучите теоретический материал по теме «Варианты морфем» на стр.26 учебника, выполните устно упр.431. 2) Изучите и выучите порядок морфемного разбора слова на стр.27-28 учебника , выполните упр.432. Фото отправлять не нужно.
Второй урок русского языка в 5 Е классе 26.01.2021
Тема урока: Правописание гласных и согласных в приставках 1) Посмотрите видеоурок по теме урока https://youtu.be/xiHeQRsGCLw 2) Выучите правило №10 на стр.28 учебника 3) Выполните упр.434 письменно (стр.29)
Урок литературы в 5 А,Е классах 26.01.2021
Тема урока : Сочинение на тему «Жилин и Костылин: разные судьбы». Рассказ «Кавказский пленник был написан Л.Н. Толстым в 1872 году. Толстой очень любил этот рассказ, считал его одним из лучших. Мы завершаем изучение данного произведения сочинением над прочитанным. В рассказе два героя, но рассказ назван «Кавказский пленник», а не «пленники». Так автор подчеркивает разницу между Жилиным и Костылиным. Перед нами стоит непростая задача: разобраться в сложных вопросах, которые поставил писатель. Читая рассказ, мы сопереживали героям, размышляли, пытаясь объяснить мотивы поступков разных персонажей. Только на первый взгляд всё кажется в рассказе простым и очевидным. Однако, поставив себя на место одного из героев, вы задумались: «А почему он так поступает»? Я хочу, чтобы вы, обобщив всё, что уже знаете о героях, их поступках, написали сочинение. Ниже приведен план сочинения. План сочинения: 1. ВСТУПЛЕНИЕ. Почему так по-разному сложились судьбы героев? 2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Первый урок русского языка в 5Е классе 26.01.2021
Тема урока: Варианты морфем. Морфемный разбор слова. 1) Изучите теоретический материал по теме «Варианты морфем» на стр.26 учебника, выполните устно упр.431. 2) Изучите порядок морфемного разбора слова на стр.27-28 учебника, выучите порядок разбора, выполните упр.432. Фото отправлять не нужно.
Урок русского языка в 5А классе 26.01.2021
Тема урока: Чередование звуков. Беглые гласные. 1)Изучить теорию по темам (параграфы 78, 79 на стр.23-24) 2)Выполнить письменно упр.422, 426 (стр.23-25) Фото отправлять не нужно!
Урок литературы в 5А, Е классах 25.01.2021
Выполните задание 4 на стр.35 учебника, подготовьтесь к проверочной работе по рассказу «Кавказский пленник»
Урок русского языка в 5Е классе 25.01.2021
Параграфы 78, 79 изучите внимательно, выполните письменно упр.422, 426 (стр.23-25)
Урок русского языка в 5А, Г классах 25.01.2021
Посмотрите видеоурок по теме «Суффикс и приставка», пройдя по ссылке https://youtu.be/0XLFVw4YRS0, изучите параграфы 76, 77 (стр.16-21), выполните упр.417 (стр.22)
Задание по родной литературе для 5А,Г,Е классов 20.01.2021
Один случай о половодье описал в своем стихотворении Николай Алексеевич Некрасов. Называется это стихотворение «Дедушка Мазай и зайцы». Для начала я вас познакомлю с краткой биографией Некрасова. Николай Алексеевич Некрасов родился 28 ноября (10 октября) 1821 года в местечке Немирово Брацлавского уезда на Украине, где служил его отец. Когда мальчику исполнилось три года, семья переезжает в деревню Грешнево Ярославской губернии (области), что на реке Волга. Свои первые стихи будущий поэт написал в семь лет. Будучи мальчиком, он дружил с деревенскими детьми, любил бродить по лесу. Любовь к природе и родному краю поэт сохранил на всю жизнь и конечно отразил в своих произведениях. В поэзии, этого без сомнения великого русского поэта, звучит все богатство русского языка, его напевность, выразительность, отражаются традиции русского народа и красота русской природы. Много интересных историй о природе в разное время года, о животных рассказывали ему простые люди. Любовь к природе, к
Урок литературы в 5Г классе 20.01.2021
Посмотрите видеоурок по теме «Заглавный образ в литературном произведении» по ссылке https://youtu.be/vlRSIqNVkJU , выполните задание 3 на стр.293 учебника
Урок литературы в 5 А классе 20.01.2021
Устно ответьте на вопросы 1-15 на стр.34-35 (подг.к проверочной работе по рассказу «Кавказский пленник»)
Задание по родному языку для 5 А,Г,Е классов на 13.01.2021
Тема урока «Правила речевого этикета: нормы и традиции» Быть вежливым- одно из правил этикета. Этикет — п равила поведения человека среди других людей Этикет определяет все наше поведение. Это не только те правила, которыми мы следуем за столом или в гостях, но и умение правильно общаться. Речевой этикет – это система правил речевого поведения. Ребята, вы должны соблюдать правила этикета не только в школе, но и на улице, в транспорте, в общественных местах. «История появления речевых этикетных формул». Речевые этикетные формулы имеют свою долгую историю. Так, слово «здравствуйте» в качестве приветствия сформировалось в конце 17 века из описательного оборота «желаю тебе здравствовати». С этого времени в языке стали появляться такие формулы, как «добрый день», «добрый вечер». Они возникли по образцу речевых формул из европейских языков «good afternoon», «guten tag», и тд. Слово «прощай» означало «отпусти меня с миром», потом появилось выражение «
Урок литературы в 5А, Е классах 12.01.2021
Двенадцатое января. Заглавный образ в литературном произведении. Прочитайте статью «Заглавный образ в литературном произведении» (стр.290-293 учебника) и законспектируйте ее.
Урок русского языка в 5Е классе 12.01.2021
Двенадцатое января. Сочинение по картине И.Э.Грабаря «Февральская лазурь» (упр.390) Сегодня мы будем рассматривать и описывать картину И.Э.Грабаря «Февральская лазурь», попытаемся передать наши впечатления от этой картины. Рассмотрите репродукцию картины (см.цветную вклейку учебника) Что на ней изображено? Какой цвет преобладает? Чем понравилась? Центральный художественный образ – береза, а название «Февральская лазурь». Прочитайте упр.388 на стр.184 Рассказ о художнике. Игорь Эммануилович Грабарь родился в 1871 году в Будапеште в семье юриста. Из-за политических преследований в 1876 году семья переехала в Россию. Грабарь получил блестящее образование, окончив сначала Московский лицей, затем юридический факультет Петербургского университета. После окончания университета он поступил в Высшую художественную школу при Академии искусств. Учителем Грабаря был Репин. С 1913 — 1925 гг руководил Третьяковской галереей. Участвова
Урок русского языка в 5А классе 12.01.2021
Двенадцатое января. Сочинение по картине И.Э.Грабаря «Февральская лазурь» (упр.368) Сегодня мы будем рассматривать и описывать картину И.Э.Грабаря «Февральская лазурь», попытаемся передать наши впечатления от этой картины. Рассмотрите репродукцию картины (см.цветную вклейку учебника) Что на ней изображено? Какой цвет преобладает? Чем понравилась? Центральный художественный образ – береза, а название «Февральская лазурь». Прочитайте упр.366 на стр.164 Рассказ о художнике. Игорь Эммануилович Грабарь родился в 1871 году в Будапеште в семье юриста. Из-за политических преследований в 1876 году семья переехала в Россию. Грабарь получил блестящее образование, окончив сначала Московский лицей, затем юридический факультет Петербургского университета. После окончания университета он поступил в Высшую художественную школу при Академии искусств. Учителем Грабаря был Репин. С 1913 — 1925 гг руководил Третьяковской галереей. Участвовал в создании новых му
Урок литературы в 5 А, Е классах 11.01.2021
Н.Некрасов. Слово о поэте. «Крестьянские дети» Внимательно посмотрите видеоурок по ссылке https://youtu.be/OyLFREUa2qg Прочитайте стихотворение «Крестьянские дети» на стр.279-287 и выполните задание 8 на стр.289
Урок русского языка в 5 Г классе 11.01.2021
Одиннадцатое января. Сочинение по картине И.Э.Грабаря «Февральская лазурь» (упр.368) Сегодня мы будем рассматривать и описывать картину И.Э.Грабаря «Февральская лазурь», попытаемся передать наши впечатления от этой картины. Рассмотрите репродукцию картины (см.цветную вклейку учебника) Что на ней изображено? Какой цвет преобладает? Чем понравилась? Центральный художественный образ – береза, а название «Февральская лазурь». Прочитайте упр.366 на стр.164 Рассказ о художнике. Игорь Эммануилович Грабарь родился в 1871 году в Будапеште в семье юриста. Из-за политических преследований в 1876 году семья переехала в Россию. Грабарь получил блестящее образование, окончив сначала Московский лицей, затем юридический факультет Петербургского университета. После окончания университета он поступил в Высшую художественную школу при Академии искусств. Учителем Грабаря был Репин. С 1913 — 1925 гг руководил Третьяковской галереей. Участвовал в создании новых му