Рассмотри картинки составь и запиши рассказ используя слова для справок

Рабочая тетрадь 2 класс автор составитель сиводед ю.а. с использованием материалов учебника родной русский язык 2 класс под ред. о.м.

Рабочая тетрадь

2 класс

Автор составитель Сиводед Ю.А.

с использованием материалов учебника

«Родной русский язык» 2 класс под ред.
О.М. Александрова

учени___
____ класса

МБОУ «СОШ №1 имени героя Российской

Федерации
С.В. Орлова»

_____________________________

_____________________________

image001

Хабаровск -2021

УРОК 1. ПО
ОДЁЖКЕ ВСТРЕЧАЮТ…

Задание. Рассмотри картинку. Прочитай
названия элементов одежды . Перепиши названия на строчку. Подчеркни слова,
которые используются в настоящее время.

image002

__________________________________________________

__________________________________________________
__________________________________________________

Из
истории языка:

Рубить – «разделять на части с
помощью чегонибудь острого»;   Рубь – «край», «кромка»; Рубаха – «сшитое
полотнище»;

Задание.
Соедини выражения и слова.

image003image004                                      ленивый                               трудолюбивый

Про него говорят – он работает
засучив рукава!

Про него говорят – он работает
спустя рукава!

2

Задание. Соедини картинки и понятия.

image005image006image007Тулуп  –
длинная меховая шуба с высоким воротником.

Картуз – мужской головной убор с жѐстким козырьком

Задание.
Прочитай текст, рассмотри картинку. Определи, про кого написано в тексте.

image008По каким признакам вы определили героя:

_____________________
_____________________

_____________________

_____________________

На
Пете был городской праздничный костюм, из которого он за лето сильно вырос:
шерстяная синяя матроска с

пристроченными вдоль по воротнику

белыми тесѐмками, короткие штанишки,

длинные чулки,
башмаки на пуговицах и круглая соломенная шляпа с большими полями.     
3

Задание.
Прочитай слова. Напиши к каждому слову пару, которая представлена на примере:

Сарафан – сарафанчик

Кафтан — ____________

Тулуп  — _____________

Рубаха — _____________

Юбка — _______________

Платье — _____________

Пальто —
____________

Шуба –
______________

Сапог —
_____________

Валенок —
___________

Платок —
____________

Задание.
Рассмотри картинку, прочитай текст и впиши пропущенные слова. Покажи
стрелочками пропущенные слова на картинке.

image009рубаха

сарафан

платок

На картине Маковского «Дети, бегущие
от грозы» мы видим босоногую девочку. Она одета в светлую ______________, и
тѐмный ______________, на голове у неѐ ________________. В передник завязаны
собранные грибы.

4

УРОК 2.
РЖАНОЙ ХЛЕБУШКО КАЛАЧУ ДЕДУШКА.

Прочитай пословицы и перепиши их на строчки.

Хлеб всему голова.

__________________________________________________ Щи да каша – пища
наша.

__________________________________________________ Гречневая каша –
матушка наша.

__________________________________________________ Задание. Прочитай
текст.

В России есть обычай приветствовать
дорогих гостей хлебом — солью: выходить им на встречу, держа каравай хлеба, в
центре которого солонка. Хлеб – это символ богатства и благополучия.

А ещѐ хлеб – это символ жизни. На
Руси в старину хлеб был одним из основных продуктов питания. Издавна известно
два основных сорта хлеба — чѐрный и белый.

Чѐрный хлеб пекут их ржаной муки, а
белый – из пшеничной муки. Мы покупаем тот хлеб, который нам больше нравится. А
раньше пшеничный хлеб был намного дороже ржаного, поэтому он не каждый день был
на столе у простых людей.

К хлебу на Руси всегда было особое
уважение. Вырастить рожь и пшеницу, из зѐрен получить муку и испечь хлеб было
непростым делом.

5

Задание. Прочитай пословицы. Подбери к каждой пословице предложение из
текста про хлеб, которое поможет еѐ понять. Запиши.

1.Хлеб  — кормилец.

2.Хлеб ржаной – отец наш родной.

3.Хлеб бросать – труд не уважать.

Задание. Рассмотри  картинки. Напиши название к каждому изделию .

image010

Задание. Прочитай  по порядку  и перескажи каждый
текст. 

1.       
Калач — старейший
вид белого пшеничного русского хлеба. Мы привыкли к калачам в виде кольца, а
раньше их пекли в виде замка с дужкой. Когда такой калач ели, держали его за
дужку, или ручку. «Дойдя до ручки», то есть съев всю мягкую часть калача,
жёсткую ручку отдавали бедным. О том, кто готов был подобрать ручку от калача,
говорили, что он дошёл до ручки, то есть оказался в трудном положении, в
бедности.

2.       
В современном
толковом словаре указано, что бублик — это большая толстая баранка из некрутого
теста, а баранка — кольцо, выпеченное из заварного теста (меньше бублика, но
больше сушки). На прилавках современных булочных и кондитерских каких только
бубликов не встретишь: заварные, сдобные, слоёные, воздушные, с начинкой и без
неё, с добавлением мака, корицы, со сладким изюмом, кунжутом и даже луком. В
русском языке есть шутливое выражение дырка от бублика, которое означает
«ничего».

3.В современных словарях сушка —
маленькая тонкая и очень сухая баранка. Сушки бывают разными: с добавлением
тмина и мака, постные, слоёные, фруктовые, сладкие и солёные. В наше время любители
чаепития покупают хрустящие, ароматные ванильные сушки и сушки с маком.

Известно, что сушки часто готовили для
воинов, моряков и путешественников, потому что особенности теста, из которого
пекут сушки, позволяют очень долго хранить их.

7

УРОК 3. ЕСЛИ
ХОРОШИЕ ЩИ, ТАК ДРУГОЙ ПИЩИ НЕ ИЩИ. КАША — КОРМИЛИЦА НАША.

Задание.
Прочитай текст. Выпиши выделенные слова — названия блюд которыми питались в
старину.

Обычно обед состоит из
трёх блюд. Первым блюдом могут быть щи, борщ, рассольник, солянка, окрошка,
свекольник, уха
. В старину не употребляли слово «суп», оно появилось в
русском языке в 18 веке. Раньше жидкую пищу, которую ели ложкой, называли похлёбкой.
Слово похлёбка образовано от слова хлебать (есть что-то жидкое, черпая ложкой).
Старейшая похлёбка — репня, которую, как видно из названия, готовили из
репы. Репу варили, толкли и смешивали с водой. Когда в России появился
картофель, кушанье из репы постепенно перестали употреблять, и сегодня оно
забыто. Ещё одним старинным русским жидким кушаньем была тюря. Это хлеб
или сухари, покрошенные в воду с солью и заправленные
растительным_________________________________________________. _________________________________________________
_________________________________________________

_________________________________________________

_________________________________________________

_________________________________________________

_________________________________________________
_________________________________________________

_________________________________________________8

Задание.
Перепиши слова. Запомни их значение.

Воротились
(вернулись)- ____________________

image011image012image012Стряпать (готовить)  —
______________________ Томиться ( долго париться на медленном огне в закрытой
посуде)- ___________________ Чугунок (горшок из чугуна) — _______________

Задание.
Прочитай пословицы. Попробуй объяснить их значение.

1)             
Голодному Федоту
любые щи в охоту;

2)             
Без капусты щи не
густы;

3)             
Не вырастишь
овощей –не сваришь и щей;

4)             
Если хорошие щи,
так другой пищи не ищи;

Задание. Найди к каждой
пословице еѐ значение.

Человек невнятно говорит.image013

1.«Мало каши
ел»

image013С человеком сложно работать.

2.«Заваривать кашу»

Износить обувь до дыр.image014

3.«С ним кашу не
сваришь»

Затевать сложное дело.image014

4.«Сапоги каши
просят»

image015Так говорят про слабого человека.

5.«Каша во рту»

Задание. Запиши какая каша из
получается из представленных растений.

Пшѐнная – из ______________.                          ПРОСО

Овсяная – из _______________.                        ЯЧМЕНЬ

Манная – из ________________.

image016image017Рисовая – из ________________.                      ГРЕЧИХА

Гречневая – из ______________.                         ОВЁС

Перловая – из _______________.

ПШЕНИЦА

Задание.
Прочитай текст. Выпиши название каши, о которой говорится в тексте.

image018

Задание.
Перепиши пословицы.

Горе наше – гречневая каша: поел бы такой, да нет никакой.

__________________________________________________

__________________________________________________

Овсяная каша сама себя хвалит, а гречневую люди хвалят.

__________________________________________________
__________________________________________________
10

УРОК 4. ЛЮБИШЬ  КАТАТЬСЯ, ЛЮБИ  И
САНОЧКИ  ВОЗИТЬ.

Задание. Рассмотри картинки. Перепиши
названия представленных предметов.

image019

________________________ ________________________

________________________
________________________ ________________________ ________________________

Задание. Прочитай текст. Ответь на вопросы.

На чѐм ездили, перевозили грузы, когда не было машин? Самое древнее
средство передвижения — сани, повозка на полозьях. Полозья и ползти: слова —
родственники. Полозья скользят по земле, ползут, в отличие от колеса, которое
катится. В древнерусском языке было слово сань. Так называли змею. Сани на
змею, конечно, не похожи. А вот след ползущей змеи и следы санных полозьев
похожи. Может быть, поэтому сани и получили своѐ «змеиное» название.

На санях возили дрова, сено, товары на ярмарку. Были и «парадные»,
выездные сани. На них ездили в гости, в церковь, катались на праздники.

Сани для детей назвали санками, то есть маленькими санями.

Самое древнее средство передвижения – это…

__________________________________________________ Какие слова являются
родственными?

__________________________________________________ Как называли змею в
древней Руси?

__________________________________________________ Что возили на санях?

__________________________________________________ Куда ездили на санях?

__________________________________________________ Как называли сани для
детей?

__________________________________________________12

УРОК 5. ДЕЛУ
ВРЕМЯ, ПОТЕХЕ ЧАС.

Задание.
Прочитай текст.

image020Потеха забава, занятие от скуки, развлечение, игра, увеселение, шутка.

Потеха (Потешка) — название любой детской
игрушки на Руси.

Задание. Напиши по другому.

Деревянные игрушки — игрушки из дерева;

Глиняные игрушки — _____________________________

Берестяные игрушки — ____________________________

Соломенные игрушки — ___________________________

Резиновые игрушки — _____________________________ Пластмассовые игрушки —
________________________

Задание.
Рассмотри картинки. Напиши название игрушек.

image021

Задание. Рассмотри картинку. Прочитай
тексты и определи какой текст подходит к картинке. Запиши название игры.

image022

1.Игрушка начинает вертеться от ветра — пусть она называется
вертушка, ветерок. Сделаем

семь лепестков, раскрасим их в разные цвета — и будет наша
вертушка семицветиком.

2.        
Куклу нужно
дѐргать за верѐвочку, чтобы она двигалась, — назовѐм еѐ дергунчиком. Она

двигает руками и ногами, как будто пляшет, — назовѐм еѐ
плясуном.

3.             
Кубарь —
деревянный конус с резьбой, на которую наматывалась веревочка. Дергая за
веревочку, дети заставляли кубарь быстро вращаться и гоняли его при помощи
кнутика.
14

УРОК 6. В РЕШЕТЕ ВОДУ НЕ УДЕРЖИШЬ. Задание. Рассмотри картинку. Прочитай
текст. Отметь предметы утвари.

image023

Домашняя утварь — это посуда, предметы для хранения припасов,
приготовления пищи, ведения хозяйства. Древнерусскую посуду делали из дерева,
бересты, глины и украшали росписью и резьбой.

Задание. Рассмотри картинки. Напиши
название предметов утвари.

image024

Задание. Прочитай отрывок
стихотворения, соедини выделенные слова с картинками.

Долго, долго крокодил Море синее
тушил

Пирогами, и блинами, И сушѐными
грибами.

Прибегали
два курчонка, Поливали из бочонка.

Приплывали
два ерша, Поливали из ковша. Прибегали лягушата, Поливали из ушата.

Тушат,
тушат — не потушат,

Заливают — не зальют.

image025

Задание. Прочитай текст. Напиши, кто
твой «друг ситный».

Ситный хлеб пекли из муки, просеянной через мелкое сито. Это был белый,
пышный, очень вкусный хлеб. Его подавали к чаю с мѐдом и творогом. Перед ситным
устоять было просто невозможно! Ели его с удовольствием. Вот и стали называть
ситный — другом. А потом и к приятелям стали обращаться: «Друг ситный!»,
называя так человека, общение с которым — настоящее удовольствие.

16

УРОК 7.
САМОВАР КИПИТ, УХОДИТЬ НЕ ВЕЛИТ.

Задание. Прочитай текст и выполни задание.

«Сам варит» — отсюда и название самовар. В металлическую чашу заливали
воду, в трубу клали уголь, щепки, шишки. Их поджигали — и загудел самовар,
запел свою песню! Труба проходит через чашу, и когда раскаляется, вода
закипает.

История самовара не такая уж длинная. Первые самовары начали делать
двести лет назад на Урале, где добывали медь. Но настоящей самоварной столицей
стала Тула. Там мастера издавна умели обращаться с металлом, ведь Тула — город
оружейников.

К началу прошлого века в Туле работало 77 самоварных фабрик! Только
знаменитая фабрика

Баташѐва выпускала в день по двести самоваров. Их клеймо было знаком
качества. Ведь баташѐвские самовары получали медали даже на иностранных
выставках и ярмарках. Эти медали изображались на блестящих полированных боках
самовара. К созданию моделей привлекались лучшие художники. И чего они только
не придумали! Самовар-банка. Самовар-яйцо. Самовар-арбуз. Самовар-груша.
Самовар-рюмка. Самовар-паук.

Были самовары дорожные, гостиничные и даже армейские. Особенно красиво
мастера отделывали фигурные ручки, краники, подставки.

Самовар стал настоящим символом русского застолья и гостеприимства.

Найди 
в тексте названия самоваров и напиши под картинками.

image026

Задание.
Прочитай текст подчеркни и выпиши название предметов чайной посуды .

Самовар, начищенный до блеска, устанавливался на специальном самоварном
столике, располагавшемся около обеденного стола. Заварочный фарфоровый чайник
ставился на конфорку. На обеденном столе расставлялись чашки с глубокими
блюдцами и чайными ложечками, сахарница с колотым сахаром, ситечко, щипцы для
колки сахара и блюдо с пирогами. Чай разливала хозяйка дома или еѐ старшая
дочь. Чашку принято было передавать двумя руками с приветливой улыбкой и
пожеланием: «На здоровье!» .

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________18

Задание.
Прочитай текст и перескажи.

Текст 1. Раньше расплавленный сахар
заливали в формы, чтобы он остывал и твердел. Отлитый в виде конуса кусок
сахара назвали сахарной головой. Сахарные головы заворачивали в специальную
плотную синюю бумагу. Она так и называлась – сахарная бумага. Сахарная голова
раскалывалась на большие куски. Потом эти куски раскалывали на мелкие кусочки
специальными сахарными щипцами. Колотый сахар был очень твѐрдым, почти как
камень. Он растворялся медленно даже в горячей воде.

Текст 2. Раньше сахар был очень дорогим, поэтому купцы и
крестьяне пили чай вприкуску. Они с одним сахарным кусочком выпивали несколько
стаканов чая. Гость знал, что если чашку наливают доверху, то сахар можно брать
только вприкуску, иначе хозяину такой приѐм обойдѐтся очень дорого.

Для питья чая вприкуску небольшой
кусочек колотого сахара зажимали передними зубами и через него протягивали
горячий чай. Он омывал кусочек и оставлял во рту лѐгкую сладость. Понятно, что
звуки при таком питье были своеобразные, поэтому в дворянских семьях такой
способ чаепития не был принят
19.

УРОК 8.
ПОМОГАЕТ ЛИ УДАРЕНИЕ РАЗЛИЧАТЬ СЛОВА?

Задание.
Прочитай стих А.Барто.  Выпиши выделенные слова и поставь ударение.

image027image028Отца спросила дочка: — Не знаю, как прочесть, Есть слово
«проволочка» и «проволочка» есть.

image029А что такое «атлас»? Его приносят в
класс?

image028Я прочитала «атлас», а есть ведь и
«атлас».

____________________ -небольшая проволока;

____________________ -промедление;

____________________ -сборник географических карт;

____________________ -ткань;

Задание.
Прочитай предложение и правильно поставь в выделенных словах ударение.

image030

Старинный ЗАМОК закрыт на
огромный ЗАМОК.

Задание.
Прочитай слова и правильно поставь  в словах ударение.

парить – парить

духи –
духи

сорока — сорок

белки-белки

плачу – плачу

плачу —
плачу

хлопок-хлопок

Омографы — это слова, которые
одинаково пишутся,

но по-разному произносятся.                                                          20

Задание.
Прочитай стихотворение. Поставь ударение в выделенных словах.

Серая ворона

image031Черного ворона Утром ругала, Присев
на сучок.

Новость о том разнесли

Во все стороны Сплетницы-кумушки –

Сорок сорок.

(Я.Козловский)

Задание.
Поставь правильно ударение.

image032

21

УРОК 9. ДЛЯ
ЧЕГО НУЖНЫ СИНОНИМЫ? ДЛЯ ЧЕГО НУЖНЫ АНТОНИМЫ?

Задание.
Прочитай правило. Прочитай слова и напиши синонимы.

Синонимы – это слова одной части речи, совпадающие или близкие по
значению.

Друг – приятель;

Темнота – мрак;

Радость – восторг;

Школьник —
_____________;

Аромат —
________________;

Бранить —
_______________;

Задание. Запиши все возможные сочетания слов.

Задуть, погасить (свет, свечи);

___________________________________________________

Старый, древний (дом, человек);

___________________________________________________

Задание. Прочитай слова, замени старинные слова современными. Запиши пары
слов на строчку.

image033

1)________________________________________________

2)________________________________________________

3)________________________________________________

4)________________________________________________
5)________________________________________________
6)________________________________________________
22 Задание. Прочитай правило. Прочитай
слова и напиши синонимы.

Антонимы – это слова одной части речи, противоположные по значению.

Правда – ложь;

Добрый- злой;

Мириться-
ссориться;

Часть —
________________;

Белый —
______________;

Мудрый —
____________;

Задание.
Подбери к словам первого столбика антонимы из второго столбика. Запиши пары
слов.

Щедрый

Аккуратный

Вежливый

Временный

Дружба

Вредный

Забывать

Победа

Просторный

Горький 

Холодный

Грубый

Скупой

Тесный

Сладкий

Поражение

Вражда

Неопрятный

Помнить

Постоянный

Полезный

Горячий

1)________________________________________________

2)________________________________________________
3)________________________________________________
4)________________________________________________

5)________________________________________________

6)________________________________________________

7)________________________________________________

8)________________________________________________
9)________________________________________________

10)_______________________________________________23

11)_______________________________________________

Задание.
Вставьте недостающие антонимы.

Ученье – свет, а неученье — _____________.

Лучше горькая правда, чем сладкая ____________.

Добро помни, а зло ___________________.

Знай больше, а говори ______________________.

Задание. Запиши названия предметов, которые могут иметь такие признаки.
Белый и чѐрный _______________________________

Холодный и горячий ___________________________

Тесный и просторный __________________________

Яркий и тусклый _______________________________ Задание.
Подбери антонимы к словам.

Тихий звук — ____________________________ звук;

Тихий ветер — _________________________ ветер;

Тихий шаг — _____________________________ шаг;

Близкий путь — _________________________ путь;

Близкий человек — __________________ человек;

Свежий хлеб — __________________________ хлеб;

Слова для справок: сильный, быстрый, плотный, чужой, громкий,
тѐплый, глубокий, чѐрствый, дальний.

Задание. Опиши рисунки используя антонимы.

image034

УРОК 10. КАК
ПОЯВИЛИСЬ ПОСЛОВИЦЫ И ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ?

Задание. Прочитай выражения. Как их называют?

Без труда, не выловишь и рыбку из
пруда. За двумя зайцами погонишься, ни одного не по
ймаешь.

Труд кормит, а лень портит.

Вещь хороша новая, а друг – старый.

Задание. Составь из частей пословицы . Объясни их смысл.

Не рой яму
другому: ______________________________. От слова до дела
__________________________________.

Не
красна изба углами, ____________________________.

Тише
едешь — _____________________________________.

целая верста

дальше
будешь

сам туда попадешь

Задание. Рассмотри картинку.

Верста –
чуть больше 1 км

image035        Аршин – 71 см.

Задание. Для каждой русской пословицы найди пару среди пословиц разных
стран.

Что имеем -не

храним, потерявши

image036плачем                                    1

Корова не знает цены своему
хвосту, по не

потеряет его

image037(английская)                                 1

image038Ум хорошо, а два лучше.

image036Слишком много поваров только портят кашу
(немецкая)

image038У семи нянек дитя без глаза.

Свой хлеб лучше чужого плова
(узбекская)

Слово не воробей:

image038вылетит – не  поймаешь.

image036Спешащий таракан в

суп попадает (удмуртская)

image038Прежде чем сказать, поверни язык
семь раз (вьетнамская)

image039В  гостях хорошо, а дома лучше.

image038Посади лягушку хоть на золотой стул, она всѐ равно
опять в лужу прыгнет (немецкая)

image040Как волка не корми, он всѐ в лес
смотрит.

Поспешишь – людей насмешишь.   image038

image041Четыре глаза видят больше чем два (английская)

Задание. Продолжи фразеологизмы.

Делить шкуру неубитого _______________________;

Погнаться за двумя _____________________________;

Стрелять из пушки по __________________________;

Денег _____________ не клюют;

____________________ скребут на душе;

Смотреть как __________________ на новые ворота;

Задание. Найди толкование каждой пословицы, запиши
номер пословицы во втором столбце.

Волков
бояться

– в лес не

image042ходить.                        1

image043Прежде
чем приступать к делу, нужно хорошо к нему подготовиться.

Капля камень точит.

image0422

Лучше сделать что-то поздно, чем не сделать вообще.    image043

Не в свои сани не садись.

image0433

Если боишься трудностей, то не надо и начинать новое
дело.
image042

Лучше поздно, чем никогда.

image0434

image043Даже небольшие усилия, которые совершаются долго и
упорно, приносят хорошие результаты.

Не зная броду,

не суйся в

image0425

воду

Не берись не за своѐ дело.                image044

Задание. Раздели фразеологизмы на три группы по значению. 1)много; 
2)мало;  3)быстро;

Кот наплакал;
со всех ног; хоть отбавляй; капля в море; как угорелый; как сельдей в бочке;

по пальцам
можно пересчитать;

одна нога
здесь, другая там;

пруд пруди; с
гулькин нос; счѐту нет; во все лопатки;

Мало

____________________________________________
____________________________________________
____________________________________________

____________________________________________

____________________________________________ Много

____________________________________________
____________________________________________

____________________________________________

____________________________________________

____________________________________________ Быстро

____________________________________________ ____________________________________________

____________________________________________
____________________________________________

____________________________________________ УРОК 11.
КАК МОЖНО ОБЪЯСНИТЬ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА? НЕОБЫЧНОЕ УДАРЕНИЕ?

Узнать значение незнакомого слова можно в толковом словаре, в
котором даѐтся объяснение значения слова и приводятся примеры его
употребления. 

Задание.
Прочитай предложения. Понятны ли тебе значения выделенных слов?

Седой и строгий швейцар широко распахнул передо мной двери. Громадное трюмо стояли
между окнами, скрытыми тяжелыми драпировками.

image028Швейцар – человек, обязанностью которого
является встреча посетителей у входной двери.

image027Трюмо – большое стоячее зеркало.

image028Драпировка – занавеска, ткань со
складками.

При объяснении значения слова можно воспользоваться способом
перечисления: назвать

предметы, которые именуются данным
словом. 

Задание. Объясни значение слов с помощью перечисления. Например: цитрусовые –это лимоны,
апельсины, мандарины
.

Насекомые – это _________________________________

Явления природы – это __________________________

Транспорт – это __________________________________

Мебель – это ____________________________________

Посуда – это _____________________________________ Одежда – это
____________________________________

При объяснении значения слова можно воспользоваться способом
описания:
учитель –это
тот кто учит детей в школе. 

Задание. Объясни значение слов с помощью описания.

Домашние животные – это такие животные _____

__________________________________________________

Здоровый – это тот, кто _________________________

Головные уборы – это то, что ____________________

__________________________________________________
Задание. Прочитай слова в рамочках. Поставь правильно ударение. Какие слова из
сказок?

девица — девица

молодец — молодец

шѐлковый-
шелковый

Задание.
Прочитай отрывок из сказки А.С.

Пушкина. Поставь ударение в выделенных словах.

image045Пристают к заставе гости; Князь
Гвидон зовет их в гости,

Их он кормит и поит

И ответ держать велит:

«Чем вы, гости, торг ведете И куда
теперь плывете?» Корабельщики в ответ:

«Мы объехали весь свет,

Торговали соболями,

Чернобурыми лисами;

А теперь нам вышел срок,

Едем прямо на восток,

__________________

__________________

__________________ __________________

УРОК 12. УЧИМСЯ ВЕСТИ ДИАЛОГ.

Диалог – разговор между двумя или
несколькими собеседниками обмен репликами.

Реплика –       высказывание         собеседника,
принимающего участие в диалоге.

Задание.
Подбери к каждой картинке два вежливых слова, запиши их.

Извините             До
свидания          Спасибо                 Пожалу
йста

Здравствуйте

На здоровье

Всего доброго

image046

_________________________                     ____________________

Задание.
Прочитай предложения. Отметь  те, которые ты считаешь правильными.

image047Дай мне конфету!  

image048 Дай  мне, пожалуйста, конфету!  

image049 Привет Мария Николаевна!

image049 Здравствуйте, Мария Николаевна!

image050 Ой, я разбил окно!

image048 Извините  пожалуйста, я разбил окно!

УРОК 13.
СОСТАВЛЯЕМ РАЗВЁРНУТОЕ ТОЛКОВАНИЕ ЗНАЧЕНИЯ СЛОВА.

image051Задание. Прочитай текст, определи, что такое сморчки и строчки в этом
тексте. Ходят люди средь белых нарядных берѐз. И так, для радости ходят, и по
делу: растут в березняке в эту пору чернявые, стро
йные строчки, да румяные, загорелые
сморчки.

Задание. Прочитай
текст, определи, кто такой монал в этом тексте.

image052Есть у нас в зоопарке моналы. Посетители подходят к их
клетке, читают табличку и начинают искать, кто же такие моналы. Однако никого
не видно внутри. Ни козла, ни кого другого. А зверь монал сидит себе в углу и
смотрит на других, невидимый. Куст кустом. Только головой иногда крутит с
хохолком чѐрным и крыльями поводит серыми с пятнами жѐлтыми.

Задание. Прочитай текст. Выпиши незнакомые слова. Определи их
значение.

Наводнение – и береговые кусты ивы
стали островами. На одном таком островке ласточка усадила своих питомцев, чтобы
никто не мешал их корить. И люди вокруг стояли маленькие и большие. Маленькие
тужили, что никак их не достанешь, а старшие дивились уму ласточки: нашла же
место – все видят, а тронуть не могут.

image053

УРОК 14. УСТАНАВЛИВАЕМ СВЯЗЬ
ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ТЕКСТЕ.

image054 В Москве много театров. Но самый
диковинный театр — это, пожалуй, тот, который находится на улице Дурова. Любому
ребѐнку хочется побывать в этом необыкновенном театре!

image0554 Здесь выступают на сцене не люди, а…
звери. Этот театр зверей создал Владимир Леонидович Дуров более ста лет назад.

image056 Ещѐ в детстве Володя мечтал о цирке,
возился с голубями, собаками и другими животными. Когда он немного подрос, то
убежал из дома и поступил в бродячий цирк итальянца

Ринальдо.

image057 В цирке Дуров завѐл козла Василия
Васильевича, гуся Сократа, собаку Бишку. Он их дрессировал, то есть учил
проделывать разные номера на арене. В те времена дрессировщики применяли
болевой способ: они палкой и побоями старались добиться от животного послушания.

image058 А Владимир Дуров отказался от такого
способа дрессировки. Он первым в истории цирка стал дрессировать животных
лаской, хорошим обращением, лакомством, поощрением. Он любил зверей, и звери
привязывались к нему и слушались его. Владимир Дуров придумал много очень
интересных номеров. Цирк всегда был полон, когда он выступал со своими зверями.

image059 Владимир Леонидович Дуров мечтал о
театре. Небывалом и фантастическом — театре зверей. В 1912 году он приобрѐл
большой, красивый особняк на Божедомке — одной из старых и тихих улиц Москвы. В
этом доме, расположенном среди зелени садов и аллей Екатерининского парка, он
разместил своих четвероногих артистов и назвал этот дом «Уголком Дурова».

image060 В 1927 году улица, где находился
«Уголок», стала называться улицей Дурова.

Задание.
Прочитай текст, ответь на вопросы к тексту. Составь из ответов рассказ. При
поиске ответов ориентируйся на цифры возле текста.

1.В        каком       городе         находится         театр             «Уголок

Дурова»?___________________________________________ 2. На какой улице он
находится?

___________________________________________________ 3. Как эта улица
называлась раньше?

___________________________________________________ 4. Кто создал этот
театр?

___________________________________________________ 5. О чѐм мечтал в
детстве Володя Дуров?

____________________________________________________
6. Каких животных начал дрессировать Володя Дуров?

____________________________________________________

7.         Как          Владимир          Дуров          изменил             способ

дрессировки животных? ___________________________

____________________________________________________

Задание. Прочитай текст. Ответь устно  на вопросы в скобках. Запиши
ответы на строчке.

Дорогой нам встречались взрослые, дети. Они (ЭТО КТО?)
____________________________ бежали за слоном. Многие (ЭТО КТО?) ______________________
протягивали ему яблоки, апельсины, белый хлеб, конфеты. Но Бэби (ЭТО КТО?)
__________ не обращал внимания на все эти чудесные вещи. Ровным шагом он (ЭТО
КТО?) _____________ шѐл за мной.

Задание. Рассмотри рисунки. Опираясь
на них составь 4-5 предложений о выступлении медведя в цирке. Запиши их.

image061

1)Однажды в цирке _____________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

УРОК 15.
СОЗДАЁМ ТЕКСТЫ- ИНСТРУКЦИИ И ТЕКСТЫ- ПОВЕСТВОВАНИЯ.

Задание.
Прочитай текст. На основе текста составь черновик инструкции для своих
одноклассников «Как сделать ѐлочную игрушку из ваты».

В то далѐкое довоенное время у нас вечерами все — взрослые и дети —
собирались за квадратным обеденным столом… Начиналось священнодействие. На
стоявшей в прихожей керосинке… варился крахмальный клейстер. Когда он
поостынет, им густо промазывались кусочки ваты. Вата становилась податливой, и
из неѐ можно было вылепить, например, морковку, корзиночку, грибочки, кто
поискуснее, у того получался даже зайчик или цыплѐнок. Когда клейстер высыхал и
игрушка становилась твѐрденькой, еѐ раскрашивали школьными акварельными
красками.

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________
__________________________________________________
__________________________________________________

__________________________________________________
__________________________________________________

__________________________________________________ Задание. Прочитай
текст. На основе текста составь черновик инструкции для своих одноклассников
«Как сделать ѐлочную гирлянду из соломы».

А ещё до чего изящны были гирлянды из соломы! Откуда мы брали солому, я
сейчас вспомнить не могу. То ли в неё были упакованы стеклянные предметы, то ли
кучер выстилал соломой сани, на которых он приезжал.

Так вот. Выбирались крепкие, не смятые соломинки, резались на кусочки
сантиметров по десять — двенадцать. Соломинка нанизывалась на нитку, затем
иголкой протыкался цветочек из раскрашенной бумаги, он становился как бы
«поперёк» соломинки, потом опять — соломинка, потом опять — цветочек. Соломинки
были золотистые, цветочки — разноцветные, гирлянды легкие, воздушные, а радость
светлая__________________________________________________. __________________________________________________

__________________________________________________
__________________________________________________
__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________
__________________________________________________
__________________________________________________

__________________________________________________

Задание. Прочитай текст. Ответь на вопросы.

Запиши ответы.

В России отмечается много праздников, например Масленица, День семьи,
День славянской письменности и культуры. Есть церковные праздники, например
Рождество, Пасха, Троица. Приходилось ли тебе принимать участие в каком-нибудь
празднике? Если да, напиши небольшой рассказ-повествование о твоём участии в
празднике. Тебе поможет такой план. 1)Откуда тебе удалось узнать о предстоящем
празднике?

2)Как шла подготовка к участию в празднике?

3)Как проходил праздник? В чём заключалось твоё участие?

4)Что тебе больше всего понравилось?

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________
__________________________________________________
__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________ __________________________________________________

__________________________________________________ УРОК 16. КОНФЕРЕНЦИЯ
«СЛУШАЕМ

СООБЩЕНИЯ»

Задание. Составь сообщение на любую
тему. 

1)            
Грамотным быть —
модно!

2)            
Диалог и монолог
– в чѐм различия?

3)            
Для чего нужны
правила?

4)            
Знак ударения –
наш волшебный помощник.

5)            
Имена двенадцати
месяцев.

6)            
Мини – сборник
пословиц «О дружбе». 7) Мини – сборник пословиц «О Родине».

8)             
Мини – сборник
пословиц «О семье».

9)            
Мой помощник –
словарь.

10)      
Поздравления –
слова от чистого сердца.

11)      
Правильно ли ты
говоришь?

12)      
Фразеологизмы —
неизменные спутники нашей жизни.

13)      
Что в имени
твоѐм?

УРОК 17.
КОНФЕРЕНЦИЯ «СЛУШАЕМ

СООБЩЕНИЯ»

Задание. Составь сообщение на любую тему. 

1)            
Как одевались на
Руси?

2)            
Чем питались на
Руси?

3)            
Санки, какие они
были?

4)            
Щи да каша – пища
наша.

5)            
Утварь в доме
тогда и сейчас.

6)            
Игрушки, какие
они были на Руси?

7)            
Какие бывают
самовары?

8)             
Что такое
омографы?

9)            
Что такое синонимы?
10) Что такое антонимы?

11) Необычные слова.

  • Рассказывайте сказки дочерям песня текст
  • Рассказы южных морей джек лондон книга
  • Рассказы успенского 2 класс внеклассное чтение
  • Рассказы толстого астрономы слушать
  • Рассказы пушкина аудиокнига слушать