Рассказывание сказки петушок и бобовое зернышко

Урок 14-15 тема ю.коваль сказки. что такое народная сказка? русская народная сказка петушок и бобовое зернышко. восстановление сказочного текста на

Урок 14-15

Тема Ю.Коваль «Сказки». Что такое народная сказка?
Русская народная сказка «Петушок и бобовое зернышко».  Восстановление
сказочного текста на основе картинного плана.

Цели: познакомить
учащихся с жанром народной сказки; раз­вивать память, связную речь, навыки
выразительного и осознан­ного чтения, умение находить главную мысль сказки;
прививать интерес к чтению.

Планируемые результаты: учащиеся
должны различать малые жанры устного народного творчества; находить созвучные
окон­чания в текстах, а также слова, которые помогают представить героя
произведения устного народного творчества.

Ход урока

I.
Организационный момент

II. Проверка
домашнего задания

Работа
с загадками на с. 24-25.

Могут
ли быть к загадке «Без окон, без дверей — полна гор­ница людей» разные отгадки:
арбуз, огурец, тыква, подсол­нух, кабачок, баклажан?

Распределите
загадки на тематические группы: животные, сад и огород, книга и письмо.
Дополните каждую группу загадками, которые вы знали раньше.

III. Речевая разминка

Известны
сказки с давних пор.

Не
верь тому, кто скажет,

Что
это выдумки и вздор,

Его
не слушай даже.

    
Скорее скажи помигай.

Запомни
их получше

И
мудрость древнюю узнай —

Они
всему научат.

Мы
сказки знаем назубок,

 Ведь
с детства их читаем,

Но
что-то новое, дружок,

Сейчас
о них узнаем.

Прочитайте
медленно (еще: с ускорением; грустно, весело).

Прочитайте
выразительно.

IV. Введение в тему
урока

Любите
ли вы сказки? Как бы вы объяснили: что такое сказ­ка? (Высказывания детей.)

Материал для учителя

Самым
первым творцом сказок был народ. Люди жили трудно: паха­ли пашню, сеяли,
боронили, жали, молотили, рубили лес, пряли, ткали, ловили рыбу и надеялись на
лучшую долю. И в сказках они изображали то же. Выдумка внушала уверенность в
победе над силами, враждебными человеку. Сказки не знают непоправимых бед и
несчастий. Сказки учили быть твердым в бедах, советовали не мириться со злом, а
бороться с ним.

Сказки
бывают разные. Есть волшебные, — в них обязательно дол­жны быть чудеса и
волшебные предметы. Есть сказки о животных, — в них животные могут говорить,
ходить друг к другу в гости и даже учиться в школе. Есть бытовые сказки, — в
них описывается жизнь простых лю­дей: бедного мужика или ловкого солдата.
Сказка обязательно учит че­му-то людей, заключает в себе мудрую мысль.

Сегодня
мы начинаем изучение русских народных сказок.

V. Работа по теме
урока

(Чтение
статьи Ю. Коваля «Сказки» на с. 28.)

Что
говорил о сказке А.С. Пушкин?

Чему
учит сказка? (Отличать добро от зла, хорошее от пло­хого.)

Какие
сказки автор называет вечными? (Народные.)

VI. Физкультминутка

(Под
речевку учителя дети делают упражнения на коррекцию вдоха и выдоха, имитируя
нюхание цветов.)

Цветы

Будем
нюхать мы цветы

Необычной
красоты.

Нюхать
астру, нюхать мак,

Нюхать
мальву, портулак,

Нюхать
розу, лилию,

Хризантему
милую.

И
фиалки, и пионы.

Мы
по нюху — чемпионы.

VII. Закрепление изученного

1.Работа с иллюстрацией


Рассмотрите иллюстрацию на с. 29. Какие сказки вспоми­наются? Чему они учат?

2.Рассказ учителя о Ю. Мориц

Сегодня мы познакомимся со стихотворением
Юнны Мориц о сказках.

Материал для учителя

Юнна Петровна Мориц — русская
поэтесса. Родилась 2 июня 1937 г. в Киеве. Ее отец работал инженером на
транспорте, мать давала уроки французского языка и математики, работала на
художественных промыс­лах, медсестрой в госпитале и даже дровосеком.

В
год рождения Юнны по доносу арестовали отца, а через несколько месяцев признали
невиновным. Он вернулся, но стал быстро слепнуть.

Война
застала семью в Киеве. Четырехлетняя девочка начала сочи­нять стихи «от страха»
в мире, где падали бомбы, горел эшелон с бежен­цами, где домом стал подвал, в
котором раньше хранили мороженое. Туберкулез притуплял постоянное чувство
голода, зато пробуждал вооб­ражение. Заикание и сильный тик не позволяли
девочке ходить в детский сад, отстраняли ее от сверстников.

В
6—7 лет Юнна ходила в госпиталь, читала раненым стихи, писала письма на фронт, вышивала
кисеты. Обычные для детей тех лет занятия стали чем-то вроде первых уроков
поэтической словесности.

Позднее
это время отразилось в целом ряде стихотворений: «Стены плачут» (1975),
«Лимонницы, капустницы, белянки…» (1977), «После войны» (1980), «Чудное
мгновенье» (1986), «Лунной ночью в январе…» (1986), «Детства тихая улочка…»
(1988) и др.

В
1954 г. Юнна закончила школу в Киеве и поступила на заочное отделение
филологического факультета. Училась она всегда отлично: и в школе (золотая
медалистка), и на филфаке Киевского университета. В 1955 г. поступила на
дневное отделение поэзии Литературного инсти­тута имени М. Горького и окончила
его в 1961 г.

Летом-осенью
1956 г. на ледоколе «Седов» она плавала по Арктике и была на зимовках, в том
числе и на мысе Желания, что на Новой Земле. Зимовщики, летчики, моряки, их
образ жизни, труд, законы арктическо­го сообщества очень сильно повлияли на ее
личность.

В
1961 г. вышла первая книга Мориц «Мыс Желания». Вторая кни­га — «Лоза» — была
издана в Москве лишь через 9 лет, в 1970 г., поскольку поэтесса попала в
«черные списки» за стихотворение «Памяти Тициана Табидзе», написанное в 1962 г.

Ее
стихи для детей были напечатаны в 1963 г. в журнале «Юность», где по этому
случаю возникла рубрика «Для младших братьев и сестер». В творчестве для детей
у Ю. Мориц главенствует радость — то празднич­но-звонкая, то
приглушенно-лирическая.

3.Стихотворение «Сказка по лесу идет…»

(Учитель читает стихотворение на с.
30—31.)

Объясните,
как вы понимаете выражения «Сказка по лес идет», «Из реки выходит сказка»,
«Сказки бегают гурьбой»

Герои
каких сказок изображены на с. 30—31?

Прочитайте
стихотворение самостоятельно. Определите какое настроение передает автор в
стихотворении.

Какие
слова выделим при чтении?

Прочитаем
вместе медленно и определим, где сделаем короткие паузы, а где длинные.

Прочитаем
стихотворение выразительно.

4. Викторина «Герои сказок»

1.Он
и дурак, и царевич; задания королей исполняет, молоды царевен из беды выручает.
(Иван.)

2.Живет
в русских сказках, красоты неописуемой. Много горестей и бед доставляет
Ивану-царевичу, а перья ее очень ценятся у царей. (Жар-птица.)

3.Выйдет
в поле, обнимет свою рябую корову, ляжет к не] на шейку и рассказывает, как ей
тяжело жить-поживать.. (Крошечка -хаврошечка.)

4.Живет
в лесу, все живое ему подчиняется. А того, кто в лес попадет, — закрутит,
обманет и назад не выпустит. (Леший.)

5.На
цепях висит, пить просит. А смерть его в яйце, яйцо в утке, утка в зайце, заяц
в ларце, ларец на дубе, дуб на острове, а остров неизвестно где. (Кощей.)

6.Он
и щуку поймал, и на печке ездил, и на царской дочери женился. (Емеля.)

7.Она
самая хитрая в русских сказках. Всех вокруг пальца обвела: и зайца, и волка, и
медведя, и старика со старухой (Лиса.)

8.Его
лиса обманула, а царевич в услужение взял. (Волк.)

Постановка целей урока

Мы
продолжаем изучать раздел «Устное народное творче­ство», сегодня познакомимся
со сказкой. Прочитайте ее название. Кто ее автор? (Она народная.)

Рассмотрите
иллюстрации к сказке. Как вы думаете, кто ее герои?

Работа по теме урока

(Чтение
сказки учителем и хорошо читающими учащимися.)

Какие
чувства вы испытывали при чтении сказки?

Что
случилось с петушком? Почему?

Кто
помог курочке спасти петушка? (Хозяйка, корова, хозя­ин, кузнец.)

Физкультминутка

Вот
так яблоко!

Вот
так яблоко!

Оно
соку сладкого полно.

Руку
протяните,

Яблоко
сорвите.

Стал
ветер веточку качать,

И
трудно яблоко достать.

Подпрыгну,
руку протяну

И
быстро яблоко сорву!

Вот
так яблоко!

Вот
так яблоко!

Закрепление изученного

Выделение частей сказки

На
сколько частей можно разделить сказку? (На шесть.)

Найдите
и прочитайте первую часть. Что в ней главное’ (Петушок подавился бобовым
зернышком.)

Кроссворд по сказке

image001

(После
того, как ответы будут вписаны, нужно догадаться, каких букв не хватает в ключевом
слове, и вставить их.)

Первый,
к кому обратилась курочка за помощью. (Хозяюшка

То,
что надо было петушку смазать. (Горлышко.)

Тот,
кто должен был принести свежей травы для коровушки (Хозяин.)

Сама
пестрая, ест зеленое, дает белое. (Коровушка.)

Мастер,
занимающийся ручной обработкой металла. (Кузнец

Предмет,
который дал кузнец хозяину. (Коса.)

Назовите
ключевое слово, которое встречается в названии сказки. (Зернышко.)

3. Словарная работа

Соберите
пословицу. Можно ли ее связать с содержание сказки? Докажите.

друга

Для

вёрст

семь

не
крюк

(Ответ. Для друга семь верст не крюк.)

 Верста
— 1. Старая русская мера длины, равная 1,06 км.

2.
Вы­крашенный черно-белыми полосами дорожный столб, отмечаю­щий эту меру
(устар.).

Крюк — 1. Толстый стержень, острие с загнутым
концом.

2.
Де­таль в машинах для подвешивания, цепляния. 3. Лишнее расстоя­ние в пути
(разг.).

VI.
Рефлексия

Нарисуйте
смайлик в своей тетради, который отражает ваше отношение к материалу урока.

VII.
Подведение итогов урока

С
какой сказкой вы познакомились?

Чему
учит эта сказка?

Были
ли у вас такие ситуации, когда вы кому-нибудь по­могли?

VIII. Домашнее
задание

Подготовить
пересказ сказки «Петушок и бобовое зернышко». Стр 32-35

Тип проекта: творческий, информационно-исследовательский.

Продолжительность: краткосрочный.

Участники: дети, воспитатели, родители воспитанников.

Актуальность темы: Воспитание основ здорового образа жизни закладывается в раннем возрасте. Ведь это самое благоприятное время для закаливания, заложения привычек к правильному питанию, соблюдению гигиенических норм. Так как жизненный опыт детей 2-3 лет еще недостаточно велик и у них не полностью сформированы элементарные представления о том, что нужно делать, чтобы всегда быть здоровыми, я решила создать и провести проект «Быть здоровыми хотим!»

Цель проекта: расширение представления детей о здоровом образе жизни, привлечение родителей воспитанников к совместной деятельности по реализации проекта.

Задачи:

Образовательные:

  • Дать понятие о роли здоровья в жизни человека.
  • Обогащать двигательный опыт детей.
  • Вызвать желание заботиться о своем здоровье.

Развивающие:

  • Развивать познавательную активность, воображение, мышление, коммуникативные навыки, познавательно-исследовательскую деятельность детей.
  • Развивать культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания, познавательный интерес, творческие способности.
  • Пополнять и активизировать словарный запас детей:
    • существительными: здоровье, образ жизни, зарядка, физкультура, гигиена, витамины.
    • прилагательными: здоровый/ вредный, полезный, крепкий, чистый/ грязный.
    • глаголами: вести, выполнять, чистить, кушать, гулять, заниматься, играть.
  • Поддерживать проявления инициативы детей в самостоятельных наблюдениях.

Воспитательные:

  • Воспитание культурно-гигиенических навыков, формирование представлений о правилах личной гигиены.
  • Укрепить связи между детским садом и семьёй, изменить позицию родителей в отношении своего здоровья и здоровья детей.

Интеграция ОО: Познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Предполагаемый результат.

  • У детей сформированы КГН: следят за своим внешним видом, умеют правильно пользоваться мылом, аккуратно мыть руки, лицо, насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расческой и носовым платком.
  • Сформированы представления о том, что утренняя зарядка, игры, физические упражнения вызывают хорошее настроение, с помощью сна восстанавливаются силы.
  • Родители сделали стенгазету, поддерживают КГН дома, сделали буклеты о ЗОЖ.

Этапы работы над проектом

I ЭТАП — Подготовительный

Обогащение предметно-развивающей среды, сбор и анализ литературы по данной теме.

1. Дидактические и настольно-печатные игры, направленные на привитие культурно-гигиенических навыков, здорового образа жизни: «Оденем куклу на прогулку», «Уложим куклу спать», «Купание куклы», «Накормим куклу», «Водичка, водичка», «Мишка моет руки», «Таня простудилась», «Посмотрим в зеркало, как аккуратно мы одеты», «Чудесный мешочек».

2. Наглядно-дидактические пособия

Книги по теме: К.Чуковский «Айболит», «Мойдодыр», «Федорино горе»; А.Барто «Девочка чумазая», «Я расту», «Мы с Тамарой санитары»,«Зарядка»; Мошковская Э. «Нос, умойся»; Заходер Б. «Гимнастика для головастика»; Аким Я. «Мыло»; Маяковский В. «Что такое хорошо и что такое плохо?»; Дриз О. «Тихий час»; Маршак С. «Рано в кровать!»; Михалков С. «Про девочку, которая плохо кушала»; Тувим Ю. «Овощи»; сказка «Про непослушные ручки и ножки», потешки, стихотворения, загадывание загадок по теме «ЗОЖ», «КГН»;

Физминутки «Идём гулять», «По ровненькой дорожке», «Все ребята дружно встали».

Подборка стихов и загадок о здоровом образе жизни.

Картины и иллюстрации по теме проекта.

3. Разработка конспекта по НОД «Петушок и бобовое зёрнышко»

II ЭТАП — Основной

  • Работа с детьми:
  • Оздоровительные мероприятия (ежедневно в режимных моментах)
  • Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Больница», «Собираемся на прогулку».
  • Дидактические игры.
  • Беседы с детьми «Разговор о правильном питании», «Полезные продукты — овощи и фрукты», «Зачем необходима зарядка», «Правила поведения во время еды и умывания».
  • Рассматривание материала по теме «Предметы личной гигиены», «Если хочешь быть здоров», «Вредные привычки», «Как правильно пользоваться предметами личной гигиены».
  • НОД:

    — лепка «Витаминки».

    — раскрашивание контурной картинки «Шарфик для мишки».

    — разработка конспекта по НОД»Петушок и бобовое зёрнышко»
  • Оформление выставок детских работ.

Взаимодействие с родителями: подбор фото, иллюстраций по тематике ЗОЖ; оформление стенгазеты и буклетов; консультации: «Бережем здоровье с детства или десять заповедей здоровья»; «Всё о витаминах».

III ЭТАП — Заключительный

Публикация материала в образовательном портале «Первое сентября».

Результаты проекта:

  • Были разучены новые дидактические игры; загадки и стихи про здоровье.
  • Пополнен словарный запас детей по теме проекта.
  • Проведено открытое занятие «Петушок и бобовое зёрнышко».
  • Сделана стенгазета родителями «Быть здоровыми хотим» и созданы буклеты.
  • Продуктивная деятельность: «Здравствуй, петушок!», «Быть здоровыми хотим, витамины мы едим!»

Приложения:

  1. Конспект НОД «Петушок и бобовое зернышко»
  2. Физминутки «Идём гулять», «По ровненькой дорожке», «Все ребята дружно встали».
  3. Продуктивная деятельность.

Методическая литература:

  1. Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Дорофеева Э.М. . От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования. — М.: Мозаика-синтез.- 2019;
  2. Шорыгина Т.А. «Беседы о здоровье. Методическое пособие». — М.: Творческий центр, 2004;
  3. Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. «Разговор о правильном питании». — Методическое пособие. — М.: ОЛМА Медиа Групп.- 2009;
  4. Алферов В.П. «Как вырастить здорового ребенка». — М.: Медицина.- 1991;
  5. Нищева Н.В. «Веселая дыхательная гимнастика». — СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс».- 2020;
  6. Синкевич В.В. — «Физкультура для малышей». — СПб.: «Детство-пресс.- 2002.

Приложение

1. Конспект НОД по здоровьесбережению «Петушок и бобовое зёрнышко» для детей второй группы раннего возраста с 2-3 лет

ОО: Речевое развитие, художественно эстетическое развитие (рисование).

Цель: Приобщение детей раннего возраста и художественной литературы по средствам театральной деятельности.

Задачи:

Обучающая: Продолжать знакомить с фольклором ( сказками, персонажами произведения), обогащать опыт совместной деятельностью.

Развивающая:

  • Развивать речь: формировать умение отвечать на вопросы.
  • Развивать интерес к творческой изобразительной деятельности.
  • Обогащать и активизировать словарь детей: существительными: зёрнышко, маслице, коса, горлышко, кузнец; глаголами: торопился, подавился; прилагательными: живёхонький, бобовое, разноцветный.

Воспитательная:

  • Воспитывать у детей интерес к сказкам, заботливое отношение к животным.
  • Формировать интерес к театральной деятельности.

Предварительная работа: чтение сказки «Петушок и бобовое зёрнышко»; прослушивание аудиосказки; рассматривание картин и иллюстраций по сказке; разучивание пальчиковой гимнастики «Петушок зерно клюёт…»; беседа по КГН о правилах поведения за столом.

Планируемый результат: Дети посмотрели сказку и разгадали загадку про петушка; ответили на вопросы воспитателя, раскрасили хвост петушку.

Средства и оборудования: массажная дорожка, магнитный театр по сказке «Петушок и бобовое зёрнышко, восковые мелки, листы по количеству детей, образец картина петушка.

Ход занятия

Воспитатель с детьми заходят в группу, проходят по массажной дорожке и садятся на свои стульчики смотреть сказку.

Воспитатель: Ребята, а сейчас я вам загадаю загадку:

Кто рано встаёт

Голосисто поёт

Кукарекууу… (петушок)

Дети: Петушок.

Воспитатель: Правильно ребята, а теперь послушаем сказку «Петушок и бобовое зернышко».

Воспитатель показывает сказку с помощью магнитного театра.

Воспитатель: Ребята смотрите, у нашего петушка хвостик не яркий, давайте мы ему поможем, раскрасим в яркие цвета. Но сначала мы превратимся в маленьких петушков и пойдем по массажной дорожке, приговаривая потешку к нашим столикам.

Подвижная игра «Петушок»

Вот идёт петушок.

Гордо поднял гребешок.

Красная бородка,

Важная походка.

(Дети проходят к своим местам и садятся за стол).

Воспитатель предлагает посмотреть, как можно раскрасить петушку хвостик. Сначала я возьму в руку мелок на выбор(желтый, красный) и закрашиваю петушку хвостик. Вот такой получается яркий хвостик у петушка. А теперь давайте и вы попробуете раскрасить хвостик своему петушку, но сначала разомнем наши пальчики, чтобы они у нас стали послушными.

Пальчиковая гимнастика

Петушок зерно клюёт,

Курица к нему идёт,

А гусак стоит, гогочет,

Тоже зёрен клюнуть хочет.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Какие красивые у каждого петушка получились хвостики.

Рефлексия

Ребята про кого мы слушали сказку? (Про петушка)

Как кричит петушок? (ку-ка-реку)

Чем подавился петушок (Бобовым зёрнышком)

А почему подавился петушок? (Потому что петушок торопился)

Кто помог петушку? (Курочка)

Как курочка помогла петушку? (Принесла маслице)

А что мы с вами сделали для петушка? (Раскрасили хвостик)

Чтобы мы с вами видели наших красивых петушков, повесим их на доску.

2. Физминутки

«Идём гулять»

Раз, два, три, четыре, пять,

(Шагают на месте)

Собираемся гулять.

Завязала Катенька

(Показывают, как завязывают шарф)

Шарфик полосатенький.

Наденем на ножки

(Имитируют движения)

Валенки, сапожки.

И пойдём скорей гулять,

(Шагают на месте)

Прыгать, бегать и скакать.

1

«По ровненькой дорожке»

По ровненькой дорожке,

(Дети идут шагом)

По ровненькой дорожке

Шагают наши ножки,

Раз-два, раз-два,

По камешкам, по камешкам,

(Прыгают на двух ногах)

По камешкам, по камешкам…

В яму — бух.

(Приседают)

2

«Все ребята дружно встали»

Все ребята дружно встали(Выпрямится)

И на месте зашагали.

(Ходьба на месте)

На носочках потянулись,

(Руки поднять вверх)

А теперь назад прогнулись.

(Прогнуться назад, руки за голову).

Как пружинки мы присели

(Присесть)

И тихонько разом сели.

3

3. Культурно-гигиенические навыки. Продуктивная деятельность

19 ноября 

Тема: А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Картины моря в сказке. Характеристика героев сказки

 Сегодня познакомимся с произведением А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

По этому произведению снят мультфильм. Предлагаю вам посмотреть. 

А  теперь поработаем с текстом.  Произведение длинное. Поэтому разделите его на 3 части (как раз на 3 дня). 

1 часть — с. 90-94 (до слов внизу «Воротился старик ко старухе…»)

2 часть — с. 94 -97 (до слов «Старик к старухе воротился …»)

3 часть — с.97 — 100.

В сказке встречаются устаревшие слова, т.е. слова, которые мы уже не употребляем.

В конце в словарике найдите и прочитайте значение выделенных слов. 

Значение слов, которых нет в словаре:

Корыто — предмет хозяйственного обихода, открытая продолговатая ёмкость для стирки белья, корма скота и т. п. 

Землянка — углублённое в землю жилище, прямоугольное или округлое в плане, с перекрытием из жердей или брёвен, засыпанных землёй.

Душегрейка — женская тёплая кофта без рукавов.

Кичка — старинный русский праздничный головной убор замужней женщины.

Царские палаты  это палаты, в которых жил царь. Палатами раньше назывались богатые жилые дома, которые «избой» не назовешь.

Д/З Вам нужно будет за три дня (до понедельника) прочитать это произведение.

В понедельник в классе будем работать по тексту  выборочным чтением. 

17 ноября 

Тема: А. Пушкин – великий русский писатель. Вступление к поэме «Руслан и Людмила».  А. Пушкина «Вот север тучи нагоняя», «Зима!.. Крестьянин, торжествуя…»

 Сегодня начинаем новый раздел «Русские писатели» и познакомимся с их  произведениями. 

А.С. Пушкин. 

AVvXsEgCJs6b7ufyTpfGDvLCtmec44exoL2F7Hkz5G4TusA9cKTI2x7aCf0aJ E xdq4AnCKYq3k9c lD9bEeep8hpK6nLjhuSQcoMDul9yvjDjYGnNHFRv6mG9u6E39VQ89bpD3dknAMIK26lC ygi9F4FWhd04yg34bdiL69l91G3ebclVKFD23 LqCdC5Q=s320

Посмотрите краткую биографию поэта.

Познакомьтесь с отрывками его произведений в учебнике на с. 85. Узнали из каких сказок? 

А.С. Пушкин писал не только стихи. В списке его творчества есть поэмы и романы. 

Поэма — это это литературный жанр, повествовательное произведение в стихах, обычно на историческую или легендарную тему. (повествование, т.е. рассказ, но в стихотворной форме).

Роман — это литературный жанр, большое повествовательное художественное произведение со сложным сюжетом.

В ваших учебниках даны отрывки из таких произведений. Н с. 86-87 познакомьтесь с отрывком, который является вступлением к поэме «Руслан и Людмила». Выполните задание №3 на с. 87 (устно).

И ещё два отрывка, но уже из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин». На с. 89 прочитайте отрывок. Устно ответьте на вопрос № 1. 

А вот отрывок на с. 88 вам нужно будет выучить наизусть. 

Д/З Прочитать с. 84-89. Выучить отрывок с. 88.

 16 ноября 

Тема: М. Пришвин «Осеннее утро». И. Бунин «Сегодня так светло кругом…».  

 Мы заканчиваем раздел «Люблю природу русскую. Осень». 

На с. 78 прочитайте рассказ М. Пришвина «Осеннее утро». Ответьте на вопросы №1 и 

№ 2. 

Ниже прочитайте стихотворение И. Бунина. Составьте небольшой рассказ на тему «Утро в осеннем лесу». Опорные слова даны в задании № 3 под стихотворением.  

15 ноября

 Тема: В. Брюсов «Листья сухие…»,  В. Берестов «Хитрые грибы». «Грибы» (Из энциклопедии)

   Продолжаем знакомиться с поэтами и их стихотворениями об осени.

 Выразительно прочитайте в учебнике  новые стихотворения на с. 74 — 76.  Ответьте на вопросы. 

 Познакомьтесь с текстом на с. 77. 

Это текст из энциклопедии. А что такое энциклопедия? 

Энциклопедия — это научное справочное пособие по всем или отдельным отраслям знания в форме словаря.              

 Нарисуйте на листе бумаги  «жителей» особого царства живой природы. 

Кто не рассказал стихотворение — жду.

12 ноября                     

Тема урока:   А. Толстой «Осень…». С. Есенин «Закружилась листва золотая…». В. Брюсов «Листья сухие…», И. Токмакова «Опустел скворечник…», выразительное чтение стихотворений

Цель: познакомиться с произведениями разных поэтов; учиться читать с выражением и наизусть.

 1. Прочитайте стихотворения поэтов об осени на с. 73-75

2.Ответьте на вопросы 

Физминутка

3. Послушайте ещё одно стихотворение

4. Прочитайте это стихотворение на с. 72.

5 Выучите наизусть. 

Жду видео ваших выступлений.

 10 ноября

Тема урока: К. Бальмонт «Поспевает брусника», А. Плещеев «Осень наступила…». А. Фет «Ласточки пропали…».  Внеклассное чтение 2. Стихи об осени. 

Цель: познакомиться со стихотворениями разных поэтов об осени; учиться читать стихи с выражением.

 1. Работа по учебнику

Прочитайте стихотворения на с. 69-71. Ответьте на вопросы после каждого стихотворения. 

  Озимь – это:

 1.Осенние посевы однолетних злаков, прорастающих осенью и зимующих под снегом.
2.Всходы таких злаков.

Потренируйтесь читать  с выражением.  Какие стихотворения об осени вы знаете?

Д/З подготовьтесь читать с выражением любимое стихотворение об осени. (не наизусть)

9 ноября

Тема урока:  Люблю родную природу. Осень. Картины осенней природы. Осенние загадки. Соотнесение загадки и отгадки. Образ осени в загадках. Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной».

Цель: познакомиться с новым разделом, учиться сопоставлять загадки и отгадки про осень; познакомиться с творчеством Ф.Тютчева. 

 Сегодня познакомимся с новым разделом «Люблю природу русскую. Осень».

1. Работа с учебником 

Откройте учебник на с. 65 и прочитайте, с чем мы познакомимся, чему научимся, изучая этот раздел.

На с. 66 прочитайте обращение к учащимся. 

—    — А вам нравится осень? Если да, то чем?                                                                                На с. прочитайте загадки. Проверьте себя (внизу страницы написаны отгадки). 

      Физминутка 

      2.   Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной».

      Федор Иванович Тютчев (1803–1873 гг.) – знаменитый русский поэт, дипломат и публицист. Автор более 400 стихотворений. Одна из главных тем в творчестве поэта – тема природы. Послушайте его стихотворение «Есть в осени первоначальной…»                                                                                               

 А теперь прочтите это стихотворение на с. 68 самостоятельно. Ответьте на вопросы ниже.    Д/З выразительно читать стихотворение

8 ноября

Тема урока: Внеклассное чтение.  Русская народная сказка. «Гуси-лебеди». Рассказывание сказки по рисункам и по плану. Выборочный пересказ. 

Цель:    познакомимся с русской народной сказкой
«Гуси-лебеди» и новым видом сказок (волшебной сказкой)
;
будем учиться характеризовать героя сказки по его
поступкам; совершенствовать выразительность чтения, развивать воображение.

  1. Повторение

Ребята, мы продолжаем знакомство со сказками. Давайте вспомним с какими сказками мы успели познакомиться: Петушок и бобовое зернышко; У страха глаза велики; Лиса и тетерев; Лиса и журавль; Каша из топора.  Эти сказки можно разделить на две группы: 

— бытовые сказки

— сказки о животных

Задание 1: разделите пройденные  сказки на эти две группы.

2. Работа над новым материалом

Сегодня мы познакомимся с ещё одним видом сказок — волшебными.

В
волшебных сказках, как и в бытовых, основные персонажи — люди, но если в
бытовых сказках герои становятся победителями преимущественно благодаря своему
уму, смекалке, смелости, хитрости, то здесь победа одерживается с помощью
чародейства. 

2.1 Предлагаю вам послушать сказку. Гуси — Лебеди

2.2 Работа по учебнику

Откройте учебники с. 48. Найдите выделенные слова в Словарике (в конце учебника).

Предлагаю немного отдохнуть. Физминутка

Прочитайте сказку.

3. Закрепление 

3.1 Проверка понимания текста.

 — Понравилась вам
сказка?

— Что в сказке
волшебного?

— Назовите героев
сказки.

— Куда ушли мать и
отец?

— Что они сказали
дочке? Послушалась ли она родителей?

— Кто унёс братца?

— Кого встретила
девочка, когда побежала искать братца?

— Помогли ли они в
поиске? Почему?

— Где она нашла
братца?

— Кто помог ей увести
оттуда братца? Почему?

—  Кто помог им
вернуться домой?

— Как бы вы охарактеризовали героиню сказки?

 Д/З Перескажите сказку, пользуясь планом:

1.    Потеря брата.

2.    Поиск.

3.    В избушке у Бабы Яги.

4.    Возвращение домой.

 

Автор: Большанова Мария Амбарцумовна

«Каждому возрасту — своя сказка»

Автор статьи: Большанова Мария Амбарцумовна

Сказки очень важны для развития ребенка, с этим никто спорить не собирается. Но важно при этом подбирать сказки, подходящие по уровню развития ребенка.

Итак, как же выбирать сказки, чтобы ребенку было интересно?

Если малышу уже исполнился годик, но еще меньше трех, то для него идеально подойдут вполне конкретные сказки про животных. Мама или папа могут в ходе чтения подражать голосам животных, жестикулировать, корчить рожицы: ребенку понравится. В этом возрасте дети уже начинают рассматривать иллюстрации, поэтому важно выбирать грамотно и красиво оформленные книги.

В два года у ребенка уже развита способность удерживать в памяти собственные действия с предметами и простейшие действия сказочных персонажей. Это возраст, когда детям очень нравятся сказки о животных. Дети с удовольствием, вслед за взрослыми, подражают движениям и звукам, издаваемым сказочными животными, их действиям с различными предметами. В сказках малыши замечают и любят повторяющиеся сюжетные обороты.

Этот прием хорошо известен нам по таким детским сказкам, как «Репка», «Теремок», «Колобок». Подобная организация речи «сказителя», помогает маленькому ребенку запомнить сюжет и «освоиться» в нём. Психологи отмечают, что для лучшего понимания сказки детям необходимо опираться не только на словесное описание, но и на изображение. Зрительный образ служит основной опорой для прослеживания событий. Такими опорами могут быть хорошие иллюстрации в книжках, или действие, разыгранное родителями по сказке с помощью кукол.

Между двумя и пятью годами начинает развиваться способность ребенка образно представлять в уме и фантазировать. Иначе говоря, мозг ребенка готов к восприятию волшебных сказок. Однако именно это достижение психического развития ребенка может стать причиной возникновения страхов, связанных с персонажами волшебных сказок. Родителям необходимо обращать внимание на любимых и нелюбимых ребенком персонажей, что поможет им вовремя выявить психологическую проблему малыша, если она существует, и вовремя скорректировать его психическое развитие. Восприятие сказки должно способствовать повышению у ребенка уверенности в себе, в своем будущем, а не пугать его.

Между пятью и семью годами детям можно читать любые сказки, сюжет которых интересен ребенку. Конечно, это произведение должно развивать все стороны личности ребенка: мышление, воображение, эмоции, поведение. Теперь он может сам придумать то, чего нет на самом деле, уносясь в своих фантазиях в желаемую реальность. С пяти лет малыш уже должен уметь пересказывать известные сказки. Если у ребёнка имеются трудности с пересказом сказки, если он забывает сюжет многократно прочитанной ему сказочной истории, упрощённо понимает взаимоотношения персонажей или с большим трудом подбирает слова, то это может свидетельствовать о задержке психического развития ребёнка. Следует немедленно проконсультироваться с психологом и логопедом.

Даже если ребёнок уже научился читать, то не стоит прерывать традиции читать и рассказывать сказки вслух. В любое время семейные чтения сказок дают очень много и маленькому, и взрослому человеку, помогают им сблизиться душой. Известно, что дети взрослеют незаметно, поэтому так важна сказка, рассказанная именно малышу. В простой детской сказке содержится всё самое нужное, самое главное в жизни, живое, как сама жизнь.

Рекомендуемые сказки для детей 3-4 лет

Русские народные сказки: «Волк и семеро козлят», «Заюшкина избушка», «Курочка Ряба», «Репка», «Теремок», «Коза-дереза», «Кот, петух и лиса», «Лиса и журавль», «Маша и медведь», «Петушок и бобовое зернышко», «Снегурушка и лиса».

Сказки народов мира: «Как лисичка бычка обидела» (эск.), «Крошка Малышка» (шотл.), «Упрямые козы» (узб.), «Воробей и лиса» (болг.), «Как собака друга искала» (мордов.), «Кого испугались» (алб.), «Колосок» (укр.), «Почему кот моется после еды» (лит.), «У солнышка в гостях» (словацк.).

Произведения русской классической литературы

В. Жуковский «Котик и козлик», «Птичка»; А. Кольцов «Дуют ветры буйные»; М. Лермонтов «Спи, младенец мой прекрасный…»; И. Никитин «На дворах и домах снег лежит полотном…»; А. Плещеев «Травка зеленеет…», «Уж тает снег…»; А.Пушкин «Ветер по морю гуляет…», «[…яблоко] Оно соку спелого полно…»; А. Блок «Зайчик»; И. Суриков «Первый снег пушистый…»; Л. Толстой «Была у Насти кукла…», «Пошла Катя поутру…», «Деду скучно было…», «Спала кошка на крыше…», «У Вари был чиж…», «Саша был трус…», «У Миши были сани…», «Нашли дети ежа…», «Сел дед пить чай…»; Ф. Тютчев «В небе тают облака…»; К. Ушинский «Васька», «Два коз­лика», «Уточки», «Коровка», «Бишка», «Спор зверей»; А. Фет «Чуд­ная картина…», «Ласточки пропали…», «Кот поет, глаза прищуря…»; С. Черный «На коньках».

Произведения современной русской и зарубежной литературы

Я.Аким «Откуда», «Елка наряжается»; 3. Александрова «Мой мишка», «Мишка», «Большая ложка»; А. Барто «Бычок», «Лошадка», «Слон», «Зайка», «Девочка-ревушка», «Машенька», «Девочка чумазая», «Вот с насиженной гнилушки…», «Ути-ути», «У Кирюши петушок»; В. Берестов «Мишка, мишка, лежебока», «Искалочка», «Больная кукла», «Про машину», «Снегопад»; Е. Благинина «С добрым утром», «Аленушка», «Дождик», «Вот какая мама», «Улетают, улетели…», «Мы пускаем пузыри»; А. Введенский «Мышка», «Кто», «Сны», «Черный кот», «На лыжах»; Л. Квитко «В садочке»; М. Клокова «Воробей с березы…», «Мой конь»; С. Маршак «Детки в клетке», «Сказка о глупом мышонке», «Усатый-полосатый», «Мяч», «Дремота и зевота», «Сказка об умном мышонке», «Кто колечко найдет»; Ю. Мориц «Страшилище», «Цветок», «Очень задумчивый день», «Ручеек», «Ежик резиновый»; Н. Павлова «Щепочка и камешек», «Чьи башмачки»; В. Сутеев «Цып­ленок и утенок», «Три котенка», «Кто сказал „мяу»?»; Я. Тайц «Кубик на кубик», «Ага»; И. Токмакова «Как на горке снег, снег…», «Глубоко ли, мелко», «На машине ехали», «Где спит рыбка?», «Как на горке…», «Голуби»; С. Федорченко «Мышка девочки боится, как увидит — убе­жит…»; Д.Хармс «Веселые чижи», «Веселый старичок», «Удивительная кошка», «Кораблик», «Таксик и бульдог», «Кошки»; В.Хорол «Зайчик»; Е. Чарушин «Кошка», «Курочка», «Как Томка научился плавать», «Что за зверь», «Томкины сны», «Волчишко», «Никита-охотник»; К. Чуков­ский «Цыпленок», «Свинки», «Поросенок», «Айболит», «Ежики сме­ются», «Елка», «Краденое солнце», «Мойдодыр»; А. Шабад «Лесенка»; Л. Берг «Рыбка» (англ.); Д. Биссет «Га-га-га» (англ.); А. Босев «Трое» (болг.); Ф. Грубин «Очки» (чеш.); У.Дисней «Приключения маленького щенка» (амер.); Н. Забила «Ясочкин садик» (укр.); С. Капутикян «Маша обедает», «Кто скорее допьет» (арм.); М. Карем «Мой кот», «Цыпленок», «Серое и белое», «Зайчонок отправился в город» (фр.); JI. Квитко «Бабушкины руки», «Кисонька» (евр.); Ф.Мугур «Рило-Иепурило и Жучок с золотыми крылышками» (рум.); Ногути Удзе «Ку­кушка» (яп.); Ю. Тувим «Где очки?» (пол.).

Рекомендуемые сказки для детей 4-5 лет

Русские народные сказки: «Гуси-лебеди», «Жихарка», «Заюшкина избушка», «Зимо­вье зверей», «Петушок и бобовое зернышко», «Лиса и волк», «Лиса привередница», «Лисичка со скалочкой», «Пых», «Смоляной бочок», «Снегурушка и лиса», «У страха глаза велики».

Сказки народов мира: «Два жадных медвежонка» (венг.), «Заяц и еж» (нем.), «Как собака друга искала» (мордов.), «Колосок», «Рукавичка» (укр.), «Горшок каши» (фр.), «Почему кот моется после еды» (лит.), «Три поросенка» (англ.), «У солнышка в гостях» (словац.), «Хвастливый заяц» (узб.).

Произведения русской классической литературы

К.Аксаков «Мой Марихен так уж мал…»; О. Белявская «Вербочки», «На лугу»; Г. Галина «Песня мышек», «Спи, сын!»; В. Жуковский «Мальчик с пальчик», «Птичка»; А.Кольцов «Дуют ветры буйные»; И. Никитин «На дворах и домах снег лежит полотном…»; В. Одоевский «Мороз Иванович»; А. Плещеев «Старик», «Травка зеленеет…», «Уж тает снег…»; А. Пушкин «Румяной зарею покрылся восток…», «Ель рас­тет перед дворцом…»; И. Суриков «Первый снег пушистый…»; Л. Тол­стой «Спала кошка на крыше…», «У Вари был чиж…», «Саша был трус…», «Нашли дети ежа…», «Как мальчик рассказывал про то, как его не взяли в город», «Была зима…», «У бабки была внучка…»; Ф. Тютчев «В небе тают облака…»; К. Ушинский «Лекарство», «Васька», «Спор зверей», «Бишка», «Четыре желания», «Чужое яичко»; А. Фет «Кот поет, глаза прищуря…», «Чудная картина…», «Ласточки пропа­ли…»; С. Черный «Про девочку, которая нашла своего мишку», «Имя», «Волк».

Произведения современной русской и зарубежной литературы

Я.Аким «Елка наряжается»; 3. Александрова «Ветер на речке», «Мой мишка», «Одуванчик»; А. Барто «Девочка-ревушка», «Девочка чумазая», «Снегирь», «Машенька», «Уехали»; Е. Благинина «Аленуш­ка», «С добрым утром», «Сорока-белобока», «Дождик», «Вот какая мама»; В. Берестов «Кошкин щенок», «Мишка, мишка, лежебока», «Снегопад», «Больная кукла»; Б.Житков «Кружечка под елочкой»; М. Зощенко «Глупая история»; В. Инбер «Сороконожки»; Л. Квитко «В гости», «Лошадка»; М. Клокова «Воробей с березы…»; А. Кушнер «Почему я от всего отказался», «Что в углу?»; С. Маршак «Вот какой рассеянный», «Пудель», «Детки в клетке», «Как себя вести», «Сказка о глупом мышонке», «Усатый-полосатый», «Сказка об умном мы­шонке», «Ванька-встанька»; И. Мезнин «Черное и серое», «Простое слово»; Н. Носов «Метро», «Ступеньки»; К). Мориц «Страшилище», «Цветок», «Очень задумчивый день», «Ручеек», «Ежик резиновый»; Л. Пантелеев «Рассказы о Белочке и Тамарочке»; В. Сутеев «Цып­ленок и утенок», «Кто сказал „мяу»?»; Я. Тайц «По грибы»; Д.Хармс «Очень-очень вкусный пирог», «Веселый старичок», «Очень странная история», «Удивительная кошка», «Кораблик», «Таксик и бульдог»; Г. Цыферов «Самолетик»; Е. Чарушин «Рассказы из сборников „Поче­му Тюпа птиц не ловит», „Как Томка научился плавать», „Что за зверь», „Волчишко»», «Никита-охотник», «Про Томку»; К. Чуковский «Айболит», «Бармалей», «Закаляка», «Ежики смеются», «Елка», «Кра­деное солнце», «Мойдодыр», «Муха-Цокотуха», «Свинки», «Тарака- нище», «Федорино горе», «Цыпленок», «Чудо-дерево»; П. Воронько «Я носила воду», «Обновки» (пер. с укр.); Ф. Грубин «Горка», «Ро­машки» (пер. с чеш.); С. Капутикян «Маша обедает»; Я. Колас «Цве­ток» (пер. с белор.); Э. Маркуш «Купание вороненка» (пер. с венг.); Уолтер де ля Мер «Кря!», «Перышки в подушке» (пер. с англ.); Я. Райнис «Наперегонки» (пер. с латыш.); Ю. Тувим «Где очки?» (пол.); В.Хорол «

Сказкотерапия – это метод психологической работы с детьми, который помогает скорректировать поведение, избавляет от страхов и способствует здоровому психо-эмоциональному развитию. Уникальность этого метода в том, что его могут использовать как сертифицированные детские психологи, так и обычные родители, хотя и в более простой форме.

Среди методов сказкотерапии для детей дошкольного возраста чаще всего используют рассказывание сказок, их совместное придумывание и разыгрывание. Можно использовать как известные народные или авторские истории, так и специально придуманные под ту или иную проблему сказки.

Почему сказкотерапия для детей полезна?

мягкая коррекция поведения;

устранение страхов, фобий, неврозов;

проживание отрицательных эмоций;

воспитание обще человеческих качеств и моральных норм;

ненавязчивое обучение и развитие;

накопление ситуационного опыта.

Сказкотерапия для детей 2-3

Особенность психологических сказок для детей до 3 лет заключается в их общей познавательности. Создавая придуманную историю о ситуации или проблеме, связанную с ребёнком, взрослый может мягко подсказать ему решение этой проблемы. Поскольку сказки не указывают или поучают, а действуют ненавязчиво, терапевтический эффект от их использования огромен. Так, например, колыбельные сказки помогают преодолеть проблемы со сном у гиперактивных детей.

Кроме коррекционных вариантов существует также развивающая сказкотерапия для детей, описывающая ситуации и действия, не имеющие по реального воплощения в жизни, но которые могут расширить опыт ребёнка и, возможно, пригодиться в будущем.

Мы подобрали для вас примеры психологических историй для детей 2-3 лет. Для закрепления результата лучше использовать сразу несколько методов: чтение вслух, разыгрывание в лицах или игрушках, рисование по мотивам сказки.

1.    Сказка про Звонкую речку радость – для часто болеющих детей. Помогает создать нужный психологический настрой для скорейшего выздоровления.

Жила-была речка. Звали ее Радость. Она была очень доброй, жизнерадостной речкой. На ее берегах всегда росло много разных трав и цветов, к ней каждый день прибегали поиграть белочки и прилетали красивые бабочки и стрекозы. В ее чистой журчащей воде плескались золотые рыбки и маленькие розовые крабики.

И так они все и жили весело и игриво, пока однажды к ним случайно неизвестно откуда появилась ряска и грязь. Она заполонила постепенно всю речку. И от этой ряски и грязи ручейку стало труднее бежать. Все меньше свежей чистой водички попадало в нашу речку, и все сложнее ручейку было дышать. Речка перестала бежать так звонко и весело. Вода в ней заполнялась илом и водорослями, а рыбки вообще уплыли, т.к. им стало нечего есть. Речка загрустила… И хоть ручеек не сдавался, и работал день и ночь, он не мог сам победить это болото.

Белочки и бабочки побежали просить о помощи всех лесных жителей, может, кто-то знает, как помочь нашей Речке и вернуть ей былую свежесть и радость, помочь ручейку дышать легко и полно снова.

И вот, наконец, Мудрая сова сказала им, что надо делать.

Только Ветер может победить эту ряску. Надо раздуть весь ил, грязь и щепки, и тогда ручеек смоет это и Речка снова сможет наполняться свежей водой.

Услыхал это ветер и сразу примчался на помощь, ведь они с Радостью были хорошими друзьями. Не раз он прилетал поиграть сюда в прятки или пошелестеть листвой. И вот он сразу принялся за работу. Он дул, и дул, и дул.. все сильнее и сильнее, потом набирался сил и снова дул, что есть мочи. Так провел он целый день, дуя как можно сильнее, как можно дольше — и ряска уходила, ил рассеивался, щепки уплывали далеко-далеко. И в конце концов, вода так расчистилась, что ручеек смог сдвинуть эту грязь со своего горла, и потекла снова чистая свежая водичка!

Речка очистилась и снова зажурчала всеми звуками музыки, вода стала прозрачной, прохладной, звонкой. И сразу же вернулись домой золотые рыбки и розовые крабики, засверкали своими крылышками стрекозы и бабочки, и все стало как прежде. Речка Радость снова могла веселиться с друзьями, течь куда ей захочется. Ей стало легко и свободно.

Только речка помнила, как тяжело ей было болеть и быть болотом, стоять без движения, полной ила. Поэтому она попросила своего друга Ветра навещать ее каждый день утром и вечером, дуть хотя бы 15 минуточек, так, на всякий случай, чтоб больше никакая грязь и ряска не смогли помешать ручейку свободно дышать и делиться водичкой с нашей речкой Радостью. И так ветер дул, а речка радушно благодарила его своим звонким журчанием, и ил больше никогда не появлялся рядом с ней.


2.    Сказка о медвежонке, который не хотел ходить в садик – история от детского психолога Александры Бондаренко для детей, которым предстоит начать ходить в детский сад.

Жил-был медвежонок по имени Алирик. Были у него папа-медведь и мама-медведиха. Жили они дружно, весело. Мама-медведиха много играла с Алириком, кормила его, гуляла с ним. Папа-медведь строил с ним дома из кубиков и рассказывал разные интересные истории. Медвежонок Алирик всегда был с родителями, а они были с ним. Они чувствовали себя единым целым, как цветочек с его лепестками, стебельком и листиками.

Алирик рос, становился больше. Теперь он многое умел делать сам: кушать, возить машинку, одевать обувь. Тогда родители приняли решение, что Алирик уже достаточно взрослый, чтобы ходить на занятия к мудрой Сове.

И вот, в один прекрасный день, мама-медведиха повела Алирика к Сове на занятия. Идти туда было не долго, но весело, потому что мама рассказывала много интересного по дороге: где птички вьют гнезда, почему трава растет вверх, куда бегут муравьи.

Когда они пришли к Сове, Алирик понял, что теперь нужно будет расстаться с мамой. Пусть и не надолго, но ее рядом не будет. Алирику стало очень грустно. Но в это время он услышал смех в группе. Ему стало интересно: кто и почему так смеется? Смело Алирик взял за руку Сову и пошел к другим детям.

Вечером мама-медведиха вернулась, чтобы забрать Алирика. Он с радостью подбежал к маме и обнял ее. Ему так много хотелось рассказать ей: и как они играли, и как пели песни, и как Сова рассказывала про лесных жителей, и еще много чего интересного.

Теперь Алирику было весело расставаться с мамой и папой. Он знал, что они всегда вернутся и можно будет им рассказать о новых впечатлениях. Они же не ходят к мудрой Сове!

Сказкотерапия для детей дошкольного возраста служит верным подспорьем для тех, кто столкнулся с проблемами поведения или стрессом у ребёнка. Будучи мягким методом, она воздействует исподволь, без нотаций и нравоучений, а потому благоприятно воспринимается детьми. Кроме лечебного эффекта сказки оказывают общее развивающее действие, улучшают микроклимат и повышают психологическое здоровье всей семьи.


 Моделирование в развитии речи детей дошкольного возраста

Моделирование в развитии речи детей дошкольного возраста


 «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему словам- он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету» К. Д. Ушинский Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно было передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям (Т.В. Егорова 1973г; А.Н. Леонтьев 1981 г.)

«Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему словам- он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету» К. Д. Ушинский

Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.

Содержание мнемотаблицы — это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа.

Главное – нужно было передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям

(Т.В. Егорова 1973г; А.Н. Леонтьев 1981 г.)


СУТЬ МЕТОДА МОДЕЛИРОВАНИЯ Как установлено исследованиями психологов Л.Венгера, А.Запорожца, Ж.Пиаже и других, главное направление развития образного мышления, воображения, памяти состоит в овладении ребенком способности к замещению и пространственному моделированию

СУТЬ МЕТОДА МОДЕЛИРОВАНИЯ

Как установлено исследованиями психологов Л.Венгера, А.Запорожца, Ж.Пиаже и других, главное направление развития образного мышления, воображения, памяти состоит в овладении ребенком способности к замещению и пространственному моделированию


развитие основных психических процессов - памяти, внимания, воображения, образного мышления, речи развитие основных психических процессов - памяти, внимания, воображения, образного мышления, речи перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы формирование навыка самостоятельного моделирования формирование навыка самостоятельного моделирования развитие мелкой моторики при частичном или полном графическом воспроизведении развитие мелкой моторики при частичном или полном графическом воспроизведении развитие у детей познавательного интереса развитие у детей познавательного интереса ЗНАЧЕНИЕ МОДЕЛИРОВАНИЯ В РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

  • развитие основных психических процессов — памяти, внимания, воображения, образного мышления, речи
  • развитие основных психических процессов — памяти, внимания, воображения, образного мышления, речи
  • перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы
  • перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы
  • формирование навыка самостоятельного моделирования
  • формирование навыка самостоятельного моделирования
  • развитие мелкой моторики при частичном или полном графическом воспроизведении
  • развитие мелкой моторики при частичном или полном графическом воспроизведении
  • развитие у детей познавательного интереса
  • развитие у детей познавательного интереса

ЗНАЧЕНИЕ МОДЕЛИРОВАНИЯ В РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ


В РЕЧИ ДЕТЕЙ СУЩЕСТВУЮТ МНОЖЕСТВО ПРОБЛЕМ: односложная, состоящая лишь из простых предложений речь (неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение) отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами бедность речи (недостаточный словарный запас ) плохая дикция отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов употребление нелитературных слов и выражений

В РЕЧИ ДЕТЕЙ СУЩЕСТВУЮТ МНОЖЕСТВО ПРОБЛЕМ:

односложная, состоящая лишь из простых предложений речь (неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение)

отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи

бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ

неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами

бедность речи (недостаточный словарный запас )

плохая дикция

отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов

употребление нелитературных слов и выражений


НАГЛЯДНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ЭТО: опорные картинки схемы мнемотаблицы карточки-символы

НАГЛЯДНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ЭТО:

  • опорные картинки
  • схемы
  • мнемотаблицы
  • карточки-символы


ЭТАПЫ НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ: 3 этап 1 этап 2 этап составление модели педагога совместно с детьми составление модели педагога совместно с детьми самостоятельное составление моделей детьми самостоятельное составление моделей детьми использование готового символа или модели использование готового символа или модели

ЭТАПЫ НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ:

3 этап

1 этап

2 этап

  • составление модели педагога совместно с детьми
  • составление модели педагога совместно с детьми
  • самостоятельное составление моделей детьми
  • самостоятельное составление моделей детьми
  • использование готового символа или модели
  • использование готового символа или модели


ВИДЫ МОДЕЛЕЙ предметные пропорции модели взаимосвязь частей каких-либо объектов: технические игрушки, в которых отражен принцип устройства механизма плоскостная модель фигуры модели построек конструктивные особенности передают - структуру и особенности, внешние и внутренние взаимосвязи реально существующих объектов и явлений

ВИДЫ МОДЕЛЕЙ

предметные

пропорции

модели

взаимосвязь частей каких-либо объектов: технические игрушки, в которых отражен принцип устройства механизма

плоскостная модель фигуры

модели построек

конструктивные особенности

передают — структуру и особенности, внешние и внутренние взаимосвязи реально существующих объектов и явлений


ВИДЫ МОДЕЛЕЙ предметно-схематические модели модель величины (большой, маленький) модель формы модель численности групп (много, мало)

ВИДЫ МОДЕЛЕЙ

предметно-схематические модели

модель величины (большой, маленький)

модель формы

модель численности групп

(много, мало)


ВИДЫ МОДЕЛЕЙ графические модели графики схемы формулы

ВИДЫ МОДЕЛЕЙ

графические

модели

графики

схемы

формулы


составление описательного рассказа составление и отгадывание загадок беседа, диалог составление рассказа по серии картинок технология моделирования составление рассказа по сюжетной картинке заучивание составление творческого рассказа стихов пересказ текста

составление

описательного

рассказа

составление и отгадывание загадок

беседа, диалог

составление рассказа по серии картинок

технология моделирования

составление рассказа по сюжетной картинке

заучивание

составление творческого рассказа

стихов

пересказ текста


ТРЕБОВАНИЯ К МОДЕЛИ: чётко отображать основные свойства и отношения, которые являются объектом познания быть простой для восприятия и доступной для создания действий с ней ярко и отчётливо передавать с её помощью те свойства и отношения, которые должны быть освоены Модель как вид наглядности может быть использована во всех возрастных группах

ТРЕБОВАНИЯ К МОДЕЛИ:

чётко отображать основные свойства и отношения, которые являются объектом познания

быть простой для восприятия и доступной для создания действий с ней

ярко и отчётливо передавать с её помощью те свойства и отношения, которые должны быть освоены

Модель как вид наглядности может быть использована во всех возрастных группах


ЭЛЕМЕНТЫ МОДЕЛЕЙ: геометрические фигуры опорные картинки (предметные картинки, сюжетные картинки, серии сюжетных картинок) символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы) мнемотаблицы, мнемодорожки сенсорно-графические схемы опорные схемы - карточки карточки — символы

ЭЛЕМЕНТЫ МОДЕЛЕЙ:

  • геометрические фигуры
  • опорные картинки (предметные картинки,
  • сюжетные картинки, серии сюжетных картинок)
  • символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы)
  • мнемотаблицы, мнемодорожки
  • сенсорно-графические схемы
  • опорные схемы — карточки
  • карточки — символы


ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ

ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ


Рассказывание сказки петушок и бобовое зернышко


ПИКТОГРАММА ( рисунчатое письмо) Пиктограмма сказки «Колобок» Пиктограмма сказки «Маша и медведь»

ПИКТОГРАММА ( рисунчатое письмо)

Пиктограмма сказки «Колобок»

Пиктограмма сказки «Маша и медведь»


МНЕМОТАБЛИЦЫ (схематичное изображение основных этапов сказки) к русской народной сказке «Курочка Ряба» сказка «Маша и медведь»

МНЕМОТАБЛИЦЫ

(схематичное изображение основных этапов сказки) к русской народной сказке «Курочка Ряба»

сказка «Маша и медведь»


2 МЛАДШАЯ ГРУППА Следует использовать картинно - схематические планы, которые содержат последовательность высказывания. В схеме отображается детальное содержание текста, с помощью которого ребенок учиться составлять описательные рассказы и пересказывать хорошо знакомые сказки. Дети младшего возраста с помощью схем могут рассказать следующие сказки: «Репка» «Колобок» «Курочка Ряба» Каждый ребенок участвует на занятии, если не рассказывает, то просматривает схему, проговаривает строки, соотнося их с картинками

2 МЛАДШАЯ ГРУППА

Следует использовать картинно — схематические планы, которые содержат последовательность высказывания.

В схеме отображается детальное содержание текста, с помощью которого ребенок учиться составлять описательные рассказы и пересказывать хорошо знакомые сказки.

Дети младшего возраста с помощью схем могут рассказать следующие сказки:

  • «Репка»
  • «Колобок»
  • «Курочка Ряба»

Каждый ребенок участвует на занятии, если не рассказывает, то просматривает схему, проговаривает строки, соотнося их с картинками


«Колобок» «Курочка Ряба»

«Колобок»

«Курочка Ряба»


Чтение стихотворения «Жили у бабуси…»

Чтение стихотворения «Жили у бабуси…»


В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ для дальнейшей работы необходимо: использовать на занятиях упрощенные схемы для описания предметов, описательных рассказов, пересказов сказок: «Заюшкина избушка» «Теремок» «Петушок и бобовое зернышко» Наличие зрительного плана делает рассказы детей четкими, связными и последовательными

В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ

для дальнейшей работы необходимо: использовать на занятиях упрощенные схемы для описания предметов, описательных рассказов, пересказов сказок:

  • «Заюшкина избушка»
  • «Теремок»
  • «Петушок и бобовое зернышко»

Наличие зрительного плана делает рассказы детей четкими, связными и последовательными


Рассказывание сказки петушок и бобовое зернышко


ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА : «ОВОЩИ»

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА : «ОВОЩИ»


ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА : «ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ»

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА : «ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ»


СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ С использованием схем можно провести следующие занятия: пересказ сказок «Маша и медведь», «Три медведя», «У страха глаза велики», «Лисичка-сестричка и серый волк» рассказывание сказки «Как утенок заблудился» придумывание сказки «День рождения зайца» составление рассказа из личного опыта «Как Дед Мороз мне подарок принес» составление и разгадывание загадок

СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

С использованием схем можно провести следующие занятия:

  • пересказ сказок «Маша и медведь», «Три медведя», «У страха глаза велики», «Лисичка-сестричка и серый волк»
  • рассказывание сказки «Как утенок заблудился»
  • придумывание сказки «День рождения зайца»
  • составление рассказа из личного опыта «Как Дед Мороз мне подарок принес»
  • составление и разгадывание загадок


Рассказывание сказки петушок и бобовое зернышко


СОСТАВЛЕНИЕ ГРАФИЧЕСКОГО ПЛАНА РАССКАЗА НА ТЕМУ «НАСЕКОМЫЕ» Солнце( времена года: весна и лето) Луг (насекомые на лугу) Улей (пчелы) Муравейник (муравьи) Бабочка (стадии развития бабочки) Человек (какую пользу приносят насекомые?)

СОСТАВЛЕНИЕ ГРАФИЧЕСКОГО ПЛАНА РАССКАЗА

НА ТЕМУ «НАСЕКОМЫЕ»

  • Солнце( времена года: весна и лето)
  • Луг (насекомые на лугу)
  • Улей (пчелы)
  • Муравейник (муравьи)
  • Бабочка (стадии развития бабочки)
  • Человек (какую пользу приносят насекомые?)


ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА «ЖИВОТНЫЕ, ПТИЦЫ»

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА «ЖИВОТНЫЕ, ПТИЦЫ»


ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА «ОВОЩИ, ФРУКТЫ, ЯГОДЫ, ГРИБЫ»

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА «ОВОЩИ, ФРУКТЫ, ЯГОДЫ, ГРИБЫ»


Рассказывание сказки петушок и бобовое зернышко


Рассказывание сказки петушок и бобовое зернышко


ОПОРНЫЕ КАРТИНКИ

ОПОРНЫЕ КАРТИНКИ


СЮЖЕТНЫЕ КАРТИНКИ

СЮЖЕТНЫЕ КАРТИНКИ


СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА ПО СЮЖЕТНОЙ КАРТИНКЕ

СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА ПО СЮЖЕТНОЙ КАРТИНКЕ


СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИНОК

СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИНОК


ВИДЫ СХЕМ

ВИДЫ СХЕМ


Рассказывание сказки петушок и бобовое зернышко


СРАВНИТЕЛЬНЫЕ СХЕМЫ

СРАВНИТЕЛЬНЫЕ СХЕМЫ


СЕНСОРНО-ГРАФИЧЕСКИЕ СХЕМЫ

СЕНСОРНО-ГРАФИЧЕСКИЕ СХЕМЫ


ПЕРЕСКАЗ ТЕКСТА ЦЕПНОЙ СТРУКТУРЫ С ОПОРОЙ НА ВЕРТИКАЛЬНУЮ ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННУЮ МОДЕЛЬ (по В.К.Воробьёвой)

ПЕРЕСКАЗ ТЕКСТА ЦЕПНОЙ СТРУКТУРЫ С ОПОРОЙ НА ВЕРТИКАЛЬНУЮ ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННУЮ МОДЕЛЬ

(по В.К.Воробьёвой)


ЛУЧЕВАЯ СТРУКТУРА РАССКАЗА

ЛУЧЕВАЯ СТРУКТУРА РАССКАЗА


СИМВОЛИЧЕСКИЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ Силуэты и контуры

СИМВОЛИЧЕСКИЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ

Силуэты и контуры


ВЫВОД: Применение метода наглядного моделирования существенно облегчает процесс овладения детьми навыками связной речи, позволяет успешно преодолевать недостатки в ее развитии. Модель дает возможность успешно развивать у детей все познавательные процессы, оптимизировать процесс перехода от наглядно-действенного мышления к образному, формировать словесно-логическое мышление

ВЫВОД:

Применение метода наглядного моделирования существенно облегчает процесс овладения детьми навыками связной речи, позволяет успешно преодолевать недостатки в ее развитии.

Модель дает возможность успешно развивать у детей все познавательные процессы, оптимизировать процесс перехода от наглядно-действенного мышления к образному, формировать словесно-логическое мышление


Постепенно овладевая всеми видами связного высказывания с помощью моделирования, дети учатся планировать свою речь. Применение метода наглядного моделирования связного высказывания повышает интерес детей к данному виду деятельности и позволяет добиться значительных результатов

Постепенно овладевая всеми видами связного высказывания с помощью моделирования, дети учатся планировать свою речь.

Применение метода наглядного моделирования связного высказывания повышает интерес детей к данному виду деятельности и позволяет добиться значительных результатов


Рассказывание сказки петушок и бобовое зернышко

  • Рассказывание русской народной сказки царевна лягушка старшая группа
  • Рассказывание русской народной сказки никита кожемяка старшая
  • Рассказы чехова маленькие юмористические
  • Рассказы чехова про детей
  • Рассказываешь как пишется правильно