Рассказывает сказку про колобка

Прослушать новость остановить прослушивание анимационная студия александра татарского владимир путин в ходе прямой линии заявил, что сказка колобок входит в

Прослушать новость

Остановить прослушивание

«Первый эпос о бунте»: колобок, каким вы его не знали

Анимационная Студия Александра Татарского

Владимир Путин в ходе «Прямой линии» заявил, что сказка «Колобок» входит в число его любимых художественных произведений. «Газета.Ru» рассказывает историю создания персонажа — и о его месте в русской культуре.

Rambler-почта
Mail.ru
Yandex
Gmail
Отправить письмо

Скопировать ссылку

«Первый эпос о бунте»: колобок, каким вы его не знали

      Из последней муки старуха испекла колобок. Мучное изделие ожило и отправляется в путешествие. По пути колобок встречает зайца, волка и медведя — и уходит от них невредимым. Но в конце сказки главного героя обмануть и съесть сумела хитрая лиса.

      Первое упоминание о сказочном герое появилось в первом томе русских сказок исследователя духовной культуры славянских народов Александра Афанасьева в 1873 году. Литературовед описывает колобка в виде «сдобной, пресной лепешки». В привычный современному читателю шарообразный образ колобок превратился только в 1914 году — в собрании сказок фольклориста Дмитрия Зеленина; и этот образ дошел до наших дней.

      Как рассказал «Газете.Ru» культуролог Андрей Карпов, изначально сказки не были ориентированы на ребенка, детской культуры не существовало.

      «Подобные сказания хранят в себе древние архетипы, которые были значимы для взрослого человека той культуры. И за каждой детской сказкой, пришедшей к нам, стоит миф, миропредставление человека прошлого.
      Откуда изначально появился колобок и что он значит — мы точно сказать не можем. Нам приходится пробиваться через ту эпоху и пытаться понять того человека, но мы не можем влезть в его кожу. Прошел уже огромный промежуток времени», — объяснил он.

      По словам культуролога, этимология слова «колобок» остается до конца неизвестной.

      «Корень «коло» обозначает то, что крутится или скатывается. Это славянское и даже русское слово. А «бок», может быть, потому что круглые бока? — предположил эксперт. — Колобок олицетворяет солярный миф. Можно предположить, что колобок — аналог блина, который появился в более раннюю эпоху. Предшественник блинов на масленицу, именно они связаны с некой ритуальностью, язычеством. Колобок — жертва солнца, который в честь солнца и создан».

      Различные сказания действительно повествуют о том, что колобок происходит от язычества, поскольку его образ олицетворяет солнце. Несмотря на это, многие культурологи и филологи утверждают, что сказочный персонаж впитал в себя каноны Нового и Ветхого завета одновременно. После крещения Руси сознание человека изменилось, вместе с этим изменились и многие тексты. После крещения вся литература того времени легла на христианскую этику, подчеркивает Карпов, — история Колобка начала пропагандировать служение и послушание.

      «Многие культурологи действительно связывают появление колобка с язычеством и одновременно с христианской религией. Вместо того, чтобы послужить своему предназначению, колобок отправляется в путешествие и погибает совершенно глупым образом, не выполняя свои главные функции — его съедает лиса. Сказка осуждает хитрость, и это все пересекается новозаветной моралью.

      А языческие мотивы — скорее всего, это были мифы. И они, уже рассказанные на другую аудиторию, превращались в сказку. Главное — люди не меняются: добро и зло, счастье или несчастье остаются неизменными вне зависимости от эпохи. Колобок оторвался от корней, оторвался от своего предназначения. Это первый эпос о бунте», — отметил культуролог.

      Исходя из слова Карпова, колобка можно считать первым панком нашей культуры, ведь именно он первым нарушил все границы установленные обществом:

      «В детском фольклоре колобок — глупый персонаж, он сам себя обманул. Рассматривать его как бунтаря можно только в той культуре, в которой уже появился самый главный бунтарь — Прометей. В современном обществе такой человек, как колобок, всегда ориентирован на себя. Но во времена наших предков он игнорировал общину и думал, что проживет сам. Таких никогда не любили и называли изгоями.

      В русской культуре существует слово «бобыль» — им обозначали человека, который не завел семью и живет один ради себя. Нормальный человек, по мнению предков, должен заводить семью, быть членом общины, но бобыль сконцентрирован только на себе, он замкнут.

      «Бобылем колобок не является, он еще не дорос, но потенциал у него такой же. Вообще эта сказка про добро, и она показывает, что подобное отречение — губительно для человека, — пояснил Карпов. — Психотип колобка «выкатывается» не из общества, а через общество, тем самым его разрушая. Но мы можем дожить до того, когда колобок будет героем, который бросил вызов всему миру и ушел покорять ничто, а там загадочно погиб».

      Помимо бунта, колобок олицетворяет оторванность от корней, семейных ценностей, традиций.

      «Традицию убили. Нет авторитетов, каждый считает, что он умнее всех. Человек стал центром вселенной, а на другого человека теперь можно смотреть свысока. Это было и раньше, но сейчас обострилось. Нет задачи сохранять культуру, религию, ценности. Люди хотят самореализации, но отрываться от канонов неправильно, основа должна на чем-то стоять. Мы уже практически потеряли культуру. будет ли возрождение — неизвестно. Проблема современной культуры в том, что мы оторваны от корней», — заключил эксперт.

      Восточнославянская народная сказка «Колобок» известна каждому, но что же на самом деле она означает? У Михаила Задорнова, который старался понять сакральный смысл сказок, есть объяснение этой на вид очень простой, но удивительной истории, которую дети слушают с замиранием сердца, сразу бессознательно проникаясь сюжетом.

      Задорнов начинает с того, что древнеславянское слово КОЛО на многих древних языках индоевропейской группы означает солнце. А на боку от солнца, вращаясь вокруг него, появилась новая планета, то есть наша Земля. Испекли же её дедка с бабкой, что означает две мощнейшие божественные энергии, дающие начало всему живому в мире: инь и ян.

      Дальше колобок сбежал от дедки с бабкой — можно сказать, что он ушёл от Бога, а если ещё точнее — люди перестали верить в Создателя. Далее следует путешествие Колобка по лесной тропинке, где каждый из встретившихся на пути зверей пытается съесть его.

      Исследователь русской культуры и истории славянства, Михаил Задорнов перечисляет такие качества, как ненависть, агрессия, эгоизм и т. д. Можно рассматривать каждый персонаж отдельно, но это не самое главное, ведь никому не удалось съесть Колобка, кроме лисы. Что же в иносказательном смысле означает лиса? Задорнов считает, что это «торгаши», именно те люди, которые за деньги готовы продать всё и всех.


      Колобок — это всего лишь метафора для образного мышления древних русских людей. Восприятие их было столь богато, что нам и не снилось, мыслили они более образно и сакрально, чем нам пытаются сегодня представить.

      Вариантов сказки «Колобок» у древних славян было несколько.

      Одна из них — это движение месяца по небосклону, начиная от полнолуния в чертоге Раса (священный белый леопард) до новолуния в чертоге Лисы. Замес Колобка происходит в чертоге Девы и Раса, что примерно соответствует созвездиям Девы и Льва.

      Начиная с чертога Вепря, месяц идёт на убыль, и далее каждое созвездие, которое древние называли чертогом — Лебедя, Ворона, Медведицы — уменьшает Колобка, и в чертоге Лисы уже почти ничего не остаётся, Земля полностью закрывает Месяц от Солнца.

      Такая версия сохранилась в собрании русских народных сказов Владимира Даля. КОЛО — это круг, а БОК — это бок всего лишь одной небесной сферы, которых на Небесах видимо-невидимо. Просто мы видим бок одного какого-то круга, который сам тоже ходит по кругу.

      Три ведические сказки про то, что запечатано в Колобке

      Кто рассказывал сказки? Наши деды же и рассказывали. Фото: Скриншот/youtube.com

      Итак, сказка «Колобок»

      Попросил Тарх Перунович Дживу: «Создай Колобок!» и Она по Сварожьим Сусекам поскребла, по чертожьим амбарам помела, слепила колобок и положила на окно Чертога Рады.

      И засиял Колобок и покатился по Перунову пути (галактика Млечный путь). Катился-катился Колобок и докатился до чертога Вепря, и откусил Вепрь от него кусочек. Колобок покатился дальше и докатился до чертога Лебедя, который тоже отклевал от него кусочек. Потом в чертоге Ворона лишился ещё одного кусочка.

      Дальше в чертоге Медведя (созвездие Большой Медведицы) очень сильно досталось Колобку, в следующем чертоге Волка осталось от Колобка уже только половина, а когда он докатился до чертога Лисы, она его доела.

      А вот ещё одна удивительная сказка про Колобка, которая рассказывает о формировании человека, его образа и Души. Развитию самого человека способствуют дед с бабкой, и к 14-18 годам полностью формируются два образа Души, поэтому дед с бабкой уже дают волю Колобку, положив его студиться на окошко.

      А дальше он вступает в новую жизнь, и ему предстоит много узнать, преодолеть много страхов — это и есть первое испытание на пути. При этом тот, кто поборол их, тот и сбежал от зайца, но многие люди застревают в своих страхах, не позволяя сформироваться полноценной личности.

      Заяц олицетворяет слабость и трусость. Только пройдя испытание страхом и научившись контролировать свои эмоции, формируется третий образ Души, и человек вступает в следующую стадию развития. Волк олицетворяет силу и мужество, встречу с сильным соперником, то есть человеку понадобится сила и разум для преодоления такого большого препятствия. В народе говорят про волка в овечьей шкуре, про волчью хватку и т. д.

      После прохождения четвёртого испытания формируется ещё одно духовное тело Силы. Что же представляет собой медведь? Он словно входил в состояние смерти, а потом оживал.

      У древних славян был обряд захоронения заживо, а потом человека откапывали, и он оживал. У йогов это состояние достигается естественным путём, йога можно закопать на несколько дней, он достигает глубокого состояния созерцания. Это трудный процесс, но необходимый, при котором формируется ещё одно пятое духовное тело человека.

      После прохождения чертога Медведя появляется мудрость, ловкость и хитрость Лисы, так думали древние славяне, считая, что при этом формируется шестое Духовное тело. Когда удастся овладеть всеми этими качествами и легко контролировать их, это означает, что все семь Душ прошли полную закалку и готовы к следующему этапу — восхождению Человека. О самосовершенствовании человеческого тела и духа говорилось во многих древних культурах, не только в древнеславянской.

      Каждый народ имеет подобные сказки, которые скорее являются уроками жизни. Кстати, слово «урок» произошло от слова рок (судьба, предназначение). Каждый получает уроки жизни, чтобы исполнить своё предназначение.

      Даже те дети, которых обычно не оторвать от гаджетов, сделают выбор в пользу книги, если найти правильный подход. Столичные библиотекари придумали, как заинтересовать ребят. Они предлагают прогулки по суриковской Москве, изучение психологии Колобка и написание «Калевалы» гусиным пером.

      Детские библиотеки по-прежнему остаются популярными и востребованными, даже несмотря на то что современные школьники увлечены гаджетами. Чтобы ребята полюбили чтение, библиотекари оживляют для них книжные страницы, придумывают квесты, мастер-классы и игры. К Международному дню детской книги, который отмечается 2 апреля, на mos.ru подготовили подборку самых необычных детских библиотек Москвы.

      Бабушкины сказки

      В 1919 году на одном из заседаний члены Московского совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов решили закупить книги для Сущевско-Марьинского клуба — просвещать пролетариев. Это заседание стало первой главой в истории библиотеки № 46 имени И.З. Сурикова, центральное детское отделение которой находится в районе Коптево по адресу: улица Михалковская, дом 15. В фонде — 77,5 тысячи книг. Среди них есть и стихи поэта-самоучки Ивана Сурикова. Его «Детство» многие бабушки до сих пор читают своим внукам.

      Вот моя деревня;

      Вот мой дом родной;

      Вот качусь я в санках

      По горе крутой…

      «Отец поэта был торговцем, продавал овощи, затем железо, а Иван ему помогал всю жизнь. И вот мы составили экскурсионный маршрут “Суриковская Москва” по тем районам столицы, где бывали и работали Суриковы. Один из таких районов — Замоскворечье. Многие здания XIX века, времен Суриковых, не сохранились, но мы все равно рассказываем о них детям и показываем, какие дома пришли на смену старым, что в них находится», — говорит директор центральной детской библиотеки № 46 имени И.З. Сурикова Зоя Исаева.

      Дети слушают экскурсию, как бабушкину сказку. После такой прогулки хочется продолжения — почитать что-нибудь о Москве и Сурикове, познакомиться с творчеством поэта. По словам Зои Исаевой, все мероприятия библиотеки направлены на то, чтобы школьники полюбили книги. Например, ежегодно проходит День Наума Грамотника. Косвенно этот день тоже связан с Суриковым, который описывал в своих стихах крестьянскую жизнь.

      «В старину 14 декабря, в праздник пророка Наума, заканчивались сельскохозяйственные работы и крестьяне отправляли детей учиться. А мы в этот день проводим встречи с детскими издательствами», — объясняет директор библиотеки.

      Недавно стартовал новый проект. Дети изучают станции МЦК и заодно историю места, через которое проходит железная дорога. Начали с Коптева: рядом, на берегу Головинских прудов, находится усадьба Михалково XVIII века.

      Центральная детская библиотека имени И.З. Сурикова —  это своего рода народный дом чтения. Всюду стоят ящики с книжками в ярких обложках: дети самостоятельно выбирают то, что понравилось, не обращаясь за помощью к библиотекарям. Тут же раскраски и пазлы. Скоро откроется отдел комиксов, где будут проходить мастер-классы: ребята научатся рисовать приключения любимых книжных героев.

      «Хотя и говорят, что в библиотеке должна быть тишина, у нас не тихо. Мы позволяем детям пошуметь, побегать, похулиганить. Чувствуя себя свободно, они скорее захотят взять в руки книгу. И наш метод работает. Уже не первое поколение выросло и привело к нам своих детей и внуков», — отмечает Зоя Исаева.

      Еще одна библиотека с историей — Гайдаровка. В начале ХХ века историк Василий Ключевский завещал свою личную книжную коллекцию городу. Это собрание в 1915-м легло в основу детской библиотеки. В 1964-м библиотека переехала с Большой Коммунистической улицы на Ростовскую набережную, в дом 5, а через год ей присвоили имя писателя Аркадия Гайдара.

      Фото Ю. Иванко. Mos.ru

      Библиотека — одна из крупнейших в столице, в ее фонде более 217 тысяч книг, журналов, аудиокниг. Здесь тоже учат детей читать с удовольствием. Так, для первоклассников каждый год проводят акцию «Первоклассный читатель». Сначала ребятам показывают мультик «Зачем ходить в библиотеки», затем рекомендуют книжки, например «Первоклассников» Агнии Барто и «Большую маленькую девочку» Марии Бершадской. Родителям предлагают отдельный список для мотивации юных читателей, в частности книги Оскара Бренифье «Зачем я хожу в школу?», Михаэлина Мэнди «Школа — это здорово!», Юлии Кузнецовой «Расчитайка. Как помочь ребенку полюбить чтение».

      Создавать новые произведения для детей стараются и современные писатели. Свои работы они демонстрируют на фестивале короткого рассказа «Кора», который организует Центральная городская детская библиотека имени А.П. Гайдара.

      Кино, концерты и больше двух миллионов книг. Как живут детские библиотеки

      Психология Колобка и удивительная азбука

      В детской библиотеке № 211 «Пионер», расположенной на Большой Дорогомиловской улице в доме 7, разработали авторскую методику приобщения детей к книгам. Их здесь более 32 тысяч штук.

      «Мы организовали кружок “Арт-студия Дарьи Панченко”. Дарья — наша сотрудница, психолог и художник. Перед каждым занятием она дает детям задание прочитать какую-нибудь сказку или рассказ. Когда ребята приходят на занятие, Дарья просит их нарисовать картинку по мотивам прочитанного и объясняет, что это такое с точки зрения психологии. К следующему разу велено прочитать сказку про Колобка. Самой интересно, что получится в итоге! В “Арт-студию” у нас всегда очереди выстраиваются», — рассказывает директор библиотеки «Пионер» Араксия Жолобова.

      Сотрудники помогают школьникам полюбить и учебники: проводят лекции об актуальных профессиях вместе с выдающимися представителями разных сфер.

      В детском отделении Центральной городской молодежной библиотеки имени М.А Светлова, которая находится в доме 24 в Большом Тишинском переулке, ребят привлекают прежде всего ярким интерьером и разноцветной мебелью. К тому же там регулярно проходят встречи с современными детскими писателями, например поэтом Евгением Сосновским, автором стихов-мотиваторов. Так, в его книжке «ДружиМишки. Удивительная азбука» есть такие строчки: «Ну а как же все узнать? Как нам разобраться? Книжки надо нам читать! Всем понятно, братцы?».

      Рассказывает сказку про колобка

      Какие книги чаще всего читают школьники в библиотеке «МЭШ»Асино лето и теория невероятности. Шесть книг для детей разного возраста

      Библиогрядка и разноцветный жираф

      В детской библиотеке № 207 имени В.В. Бианки, разместившейся на Большой Филевской в доме 43, юных читателей учат любить не только книги (их здесь 24,5 тысячи штук), но и материал, из которого они сделаны: воспитывают бережное отношение к природе.

      «Поскольку Виталий Бианки писал о природе, а у нас почти полное собрание его сочинений, мы выбрали экопрофиль», — объясняет директор библиотеки имени В.В. Бианки Владимир Головачев.

      Весной посетители читальни участвуют в акции «Библиогрядка»: выращивают на подоконниках из семян цветы. Каждый горшочек подписан именем юного садовода, а если навести смартфон на QR-код на табличке, можно узнать, как называется цветок и в чем его особенность.

      Рассказывает сказку про колобка

      «Также мы регулярно проводим конкурс “Самая экологичная семья Западного округа”. Участники демонстрируют, как они экономят природные ресурсы в квартире, например сокращают потребление электричества», — рассказывает директор.

      Кроме того, в библиотеке проходит ежегодное мероприятие «Кристальное дерево знаний». Под руководством химиков из МГУ ребята растят из соли кристаллы, а в процессе проводят опыты. Такое занятие мотивирует почитать что-нибудь про занимательную химию. Другое мероприятие — «Земля “Калевалы”»: юные книголюбы берут в руки перья, обмакивают в чернила и пишут строчки из карело-финского эпоса.

      В ближайших планах — проект «Экопутешествия». В гостях на Большой Филевской улице уже побывала жена путешественника Федора Конюхова Ирина и рассказала о Калмыкии. Сейчас ребята ждут Виолетту Шанину, автора путеводителя по Камчатке.

      «Непросто угнаться за стремительно меняющимся миром. Но нам удается донести до детей, как прекрасно сидеть на подоконнике, закутавшись в плед, с книжкой и чашкой чая. Пока у нас шел ремонт, многие заглядывали в окна и сокрушались: неужели закроют библиотеку?» — говорит директор.

      Экологическая тема близка и детской библиотеке № 178 — культурному центру имени А.Л. Барто. Читальня расположена на улице Дмитрия Ульянова в доме 24. На ее полках насчитывается 64 тысячи книг, среди них есть и произведения о Земле. Им посвящен литературно-экологический клуб «Разноцветный жираф».

      «На каждой встрече “Разноцветного жирафа” мы рассказываем о каком-нибудь животном, растении или природном явлении. Дети от трех до семи лет изучают литературу по теме, читают вслух и выполняют творческую работу из экологических материалов», — объясняет заведующая библиотекой Ирина Колоскова.

      Гарри Поттеру и не снилось

      В центральной библиотеке № 197 имени А.А. Ахматовой, которая находится по адресу: улица Крылатские Холмы, дом 34, понимают, что сегодня для ребенка магия современных технологий сильнее волшебства сказок. Поэтому сотрудники библиотеки решили соединить чтение с цифровыми разработками. В детском фонде — около 60 тысяч изданий. Чтобы ребятам захотелось взять эти книги в руки, им предлагают сначала поиграть в электронные игры или послушать лекцию о технологиях. Лектор изображает профессора, какой мог бы преподавать в Хогвартсе.

      «Библиотека работает по концепции Smart: открытые пространства, минимум стеллажей и максимум технологий. Например, есть интерактивный стол и интерактивный пол. Когда наши самые маленькие посетители нажимают на стол-экран, там появляется мультяшный герой, который просит угадать, какое сейчас время суток или кого из членов семьи он покажет. Так ребенок получает элементарные представления о мире. А на пол мы транслируем проекцию, благодаря чему дети могут, к примеру, почистить океан от мусора: им предстоит прыгать на анимационные банки или шкурки от бананов, после чего этот мусор исчезает. Всего в интерактивном полу есть 84 игры», — рассказывает директор библиотеки Владимир Косаревский.

      В смарт-читальне большинство процессов автоматизировано. Детям интереснее брать книги, если при этом они используют современные технологии. В издания вмонтированы RFID-чипы, а чтобы найти нужную книжку, надо поводить по комнате радиоустройством (RFID-сканером). А сдать книгу после прочтения можно на электронной станции: достаточно приложить к экрану штрихкод читательского билета и опустить том в отверстие аппарата.

      Самые популярные книги в библиотеке, по словам Владимира Косаревского, — о Гарри Поттере. Но дети охотно читают и произведения Валентина Берестова. Наверняка многие знакомы со следующими строками:

      Как хорошо уметь читать!
      Не надо к маме приставать,
      Не надо бабушку трясти:
      «Прочти, пожалуйста, прочти!»

      Сюда иногда наведывается дочка писателя Марина, привозит ребятам книги, рассказывает о знаменитом отце.

      «Наша библиотека названа в честь Анны Ахматовой. Тем не менее связь с Берестовым неслучайна, и детское отделение носит его имя. Во время Второй мировой войны Ахматова и семья Берестовых были в эвакуации в Ташкенте. Там поэтесса устроила прием и пригласила начинающих писателей. В их числе оказался и молодой Валентин. Он решился прочитать свои стихи, и Анна его похвалила. Высокая оценка самой Ахматовой так вдохновила Берестова, что он пошел в гору как по волшебству», — вспоминает директор библиотеки.

      Владимир Косаревский уверен: волшебство ждет и библиотеку. Впереди много интересных проектов. Один из них — аудиогид по коллекции библиотечных книг.

    • Рассказывала или расказывала как пишется
    • Рассказывает сказку какой падеж
    • Рассказы юрия яковлева слушать
    • Рассказы юрия дмитриева 3 класс
    • Рассказы юрия коваля читать