Рассказы юрия яковлева слушать

Данное сообщение материал было создано и или распространено иностранным сми, выполняющим функции иностранного агента, и или российским юридическим лицом, выполняющим

Данное сообщение (материал) было создано и (или) распространено иностранным СМИ, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, выполняющим функции иностранного агента.

Бизнесмен Евгений Пригожин требует наказать лингвиста Ирину Левонтину за ее экспертизу по искам о защите чести и достоинства к журналисту Максиму Шевченко и главному редактору “Эха Москвы” Алексею Венедиктову. Пригожин обвиняет Левонтину в неправомерном использовании печати института, где она работает. Левонтина считает, что Пригожин просто хочет избавиться от ее экспертизы по своим судебным искам. В чем суть этого дела и что не так с экспертизой в российских судах, Ирина Левонтина рассказала корреспонденту Север.Реалии.

Евгений Пригожин подал иск к журналисту Максиму Шевченко за то, что тот во время YoTube-стрима в августе 2020 года сказал, что пригожинские структуры следили за российскими журналистами, убитыми в Центральноафриканской Республике, «до момента их расстрела». Другой иск бизнесмен подал к главному редактору «Эха Москвы» Алексею Венедиктову, к самой радиостанции и главному редактору ее сайта Виталию Рувинскому – из-за того, что в июле 2020 года Венедиктов назвал Пригожина хозяином «ЧВК Вагнера».

Экспертизу по обоим искам готовила известный ученый-лингвист, ведущий научный сотрудник Института русского языка им. В.В. Виноградова РАН, кандидат филологических наук, автор книг «Русский со словарем» и «О чем речь» Ирина Левонтина.

– Никаких претензий по существу у Пригожина ко мне нет, главное для него – чтобы мои заключения, которые уже есть в деле, отвели как недопустимое доказательство, ради этого все и делается, – говорит Ирина Левонтина. – Интересно при этом, что у них ведь есть и свое заключение, где говорится противоположное тому, что написала я, но, видимо, они так в нем не уверены, что хотят выбросить мое заключение на ближних подступах, чтобы оно даже не звучало в суде, чтобы его и близко не было.

В своей экспертизе на иск к Шевченко Левонтина написала, что считает его высказывания оценочными, выражающими его личное мнение, и не нашла в них ничего, что могло бы унизить честь и достоинство истца. Вывод по второму иску заключался в том, что Венедиктов выражал «свое личное видение» предмета, о котором шла речь в эфире, что выражал он свое мнение в исключительно пристойной форме и что однозначно негативной информации о Пригожине в его словах не прозвучало.

В своей жалобе, поданной в прокуратуру на Левонтину, «повар Путина» Пригожин, как его часто называют в СМИ, не оспаривает экспертного заключения по существу, а обвиняет его автора в том, что она якобы неправомерно использовала гербовую печать института им. В.В. Виноградова в своих документах.

То, что я неправомерно использовала печать института, – это полная ерунда

– На прошлом судебном заседании они сказали, что якобы против меня возбуждено административное производство. Мне об этом ничего не известно, никаких документов они не представили, судья направил запрос в МВД, чтобы узнать, действительно ли это так. Мне никто не звонил, никаких повесток я не получала – я думаю, что вообще-то сначала у меня должны были взять объяснение. Но пока ничего такого нет. То, что я неправомерно использовала печать института, – это полная ерунда. Позовут – пойду, принесу все соответствующие нормативные акты, документы, пусть разбираются. Пойду, конечно, с адвокатом, если проиграю, буду обжаловать – что поделаешь.

Вы уже обсуждали с юристами плохой вариант развития событий, чем это может вам грозить?

– Ну, это административное дело, до расстрела вряд ли дойдет, хотя сторона Пригожина заявила, что будет добиваться моего наказания по всей строгости, а как будут развиваться события, я не знаю.

Когда Ирина Левонтина подготовила заключения по искам Пригожина, его представители стали звонить в институт им. В.В. Виноградова и выяснять, действительно ли она там работает и от чьего имени проводилась экспертиза. И узнали, что Левонтина провела ее не от имени института, а лично от себя. Потом прокуратура потребовала ответить на вопрос, как именно использовалась в этой экспертизе печать института, и исполняющему обязанности директора Федору Успенскому пришлось отвечать, что печать удостоверяла не качество экспертизы, а подлинность подписи ее автора. 8 ноября прокуратура вынесла институту представление, потребовала устранить нарушения и наказать всех причастных. Институту пришлось проводить служебную проверку.

Поддерживают ли вас ваши коллеги по институту, или там недовольны, что вы влезли в это дело, и теперь у них неприятности?

– Поддерживают, но, конечно, нервничают. Ведь каждому учреждению можно испортить жизнь, если начать все перетряхивать и каждые три секунды требовать новых ответов и объяснений.

Юристы Пригожина считают , что вы злоупотребили своим положением и что заключения необъективны. Они ссылаются на некие интервью, в которых вы указываете на «солидарность с оппозиционными СМИ и готовность помогать им уходить от ответственности».

Стороны процесса совершенно неравноправны: следователь может назначить официальную экспертизу, а адвокат – нет

– Это чушь какая-то – что я готова помогать кому-то уходить от ответственности, такого я точно не говорила. Насколько я понимаю, они процитировали какое-то мое интервью, где я говорю – дорогие граждане, вы, пожалуйста, осторожнее со словом – когда кого-то ругаете, не забывайте говорить – «по-моему мнению», «вероятно», – чтобы четко отделить мнение от утверждений о фактах. Но тут речь не об уходе об ответственности, а просто об аккуратном использовании языка… Гораздо важнее не мои личные неприятности – будем надеяться, что когда-то они закончатся и все обойдется более или менее малой кровью. Тут важнее другое – что институт независимой экспертизы находится в России в плохом положении. Стороны процесса совершенно неравноправны: следователь может назначить официальную экспертизу, а адвокат – нет. Он может только привести специалиста, а следователь скажет: специалист не предупреждался об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, поэтому ваши бумажки для нас ничего не значат. Адвокат говорит: «Так вот, специалист в коридоре сидит, давайте его пригласим». – «А нам не надо», – говорит следователь. Все и так неравноправно, и пространство для маневра все время уменьшается, и новые решения только ухудшают положение независимой экспертизы. А уж когда на экспертов начинается давление, то адвокату вообще не найти специалиста, особенно если дело громкое, неприятное. Люди не хотят связываться, а теперь еще прочитают про меня и подумают: да ну, вот еще. И многие институты не разрешают своим сотрудникам принимать участие в таких экспертизах, тоже опасаются неприятностей. Вдруг люди, недовольные экспертами и адвокатами, нашлют какую-то прокурорскую проверку в качестве «ассиметричного ответа». А если уж просто заверив подпись на документе и поставив «копия верна» на копии кандидатского диплома, институт оказывается под ударом, то ситуация совсем плохая.

Около года назад вы дали очень интересное интервью «Новой газете» о неправомерных методах экспертизы. И сказали, что ваши коллеги, лингвисты, годами не замечавшие, что творится в этой области от имени их уважаемой науки, наконец посмотрели в эту сторону и ужаснулись. Этот процесс продолжается, они больше не безучастны?

– Этот процесс начался в 2019 году, с дела Егора Жукова. Ведь экспертная деятельность в большинстве случаев осуществляется какими-то специальными людьми, часто не имеющими профильного образования, как одиозный эксперт Наталья Крюкова, которая по огромному количеству «экстремистских» дел давала заключения, на основании которых людей сажали. Но у нее нет лингвистического образования, она учитель математики – и таких довольно много, иногда они оканчивают какие-нибудь двухмесячные курсы, и все. Они не лингвисты – и дают лингвистические заключения. Никакой репутации в лингвистическом мире у них нет, их никто не знает, им это безразлично. Но есть некоторое количество настоящих профессиональных лингвистов с учеными степенями, часть из них пишет заказные ужасные экспертизы. Но они всегда были уверены, что этого никто не увидит, не прочитает. Сделает он такую экспертизу, посадит человека за какой-нибудь репост, сломает ему жизнь, а потом приходит на лингвистическую конференцию и делает трогательный доклад про русские слова, грамматические формы. А тут эти дела стали вытаскиваться на свет, и я надеюсь, что хотя бы профессиональные лингвисты теперь будут оглядываться на то, что они пишут в своих заключениях. Ну, а «лингвисты» типа Крюковой – им, конечно, наше мнение безразлично: суд принимает экспертизу, выполненную человеком без профильного образования, – ну, что тут поделаешь. Надеюсь, что когда-то это изменится и требования к квалификации возрастут.

Крюкова же не единственная?

Срок Жукову дали условный, хотя и это совершенно несправедливо

– Есть еще Александр Коршиков, он делал экспертизу в деле Егора Жукова, и это еще не худший вариант, он во многих местах сказал, что там того нет, сего нет, но несколько мест все же притянул за уши, на основании чего Жукова осудили, хоть и условно. По образованию Коршиков не лингвист, в своем заключении он трогательно ссылался на методичку, один из авторов которой, Сафонова, явилась в суд и хотела выступить в качестве специалиста, но судья ее отвел за недостаток квалификации. Так же как и многих других специалистов с учеными степенями судья слушать не стал – впрочем, все это было опубликовано, и это имело значение, срок Жукову дали условный, хотя и это совершенно несправедливо.

И все же – есть у нас институт репутации или нет?

– До некоторой степени есть. Действующему лингвисту дать вот такое чудовищное заключение страшновато – все коллеги прочитают и узнают. По какому-нибудь делу вроде «Мемориала» всякий нормальный лингвист побоится позориться перед коллегами. Но это лингвисты! А судебная экспертиза – это отдельный мир каких-то людей, которые не написали ни одной научной работы, не сделали доклада ни на одной лингвистической конференции, не опубликовались ни в одном лингвистическом журнале, чего им бояться – это параллельная вселенная. Может, у той же Крюковой в своем кругу и высокая репутация, потому что она очень востребована – но она же не претендует на то, что она академический лингвист.

Кто же будет экспертом, если многие институты запрещают своим сотрудникам выступать в этом качестве?

– И не только в этом, многие организации берут подписку, что люди не будут высказываться по политическим вопросам. Все боятся неприятностей, стараются себя обезопасить.

А разве это сообразуется со свободой слова – запрещать сотрудникам говорить что-то не от имени организации, а в частном порядке?

– Корпоративные нормы – это сложно, это во всем мире проблема. К сожалению, гражданские свободы сейчас много где поджимаются – иногда по политическим причинам, иногда из-за политкорректности, увы.

Что же получается: с одной стороны, люди сами боятся выступать экспертами в суде, с другой – их работодатели им это запрещают, чуть только вы сделали свое заключение, а Пригожин тут как тут, и у вас административное дело маячит. Не получится ли так, что через некоторое время экспертизу вообще будет некому делать?

Сейчас масса дел, где речь идет о защите чувств, о порнографии – и специалиста очень трудно найти

– Это «некоторое время» уже наступило. Поговорите с любым адвокатом, участвующим в громких делах, он скажет, что невозможно найти специалиста. Еще лингвиста туда-сюда, а психолога, искусствоведа – уже нет. Сейчас масса дел, где речь идет о защите чувств, о порнографии – и специалиста очень трудно найти. Но с другой стороны, надо сказать, что не все дела – заказные, так что экспертная деятельность все-таки продолжается. Другое дело, что вот по таким громким делам трудно найти человека, который захочет с этим связываться.

А вы после всех этих передряг будете продолжать свою экспертную деятельность?

– Конечно, буду продолжать. Посмотрим, как будут развиваться события, но бросать я не собираюсь. Тем более что ведь полно не таких громких дел – а дел о защите товарного знака, защите чести и достоинства, если речь идет не о таком одиозном персонаже, а о каком-нибудь среднем чиновнике, обидевшемся на средней руки газету или на другого чиновника – таких дел огромное количество, работы очень много. А по поводу громких дел посмотрим – может, кто-то сочтет, что и вовсе не надо меня приглашать, ухудшать свое положение.

И вы, и другие эксперты говорили неоднократно о порочных методах проведения экспертизы, когда в текст или в речь человека вчитывается, внедряется смысл, которого там нет, но который нужен обвинению, – вот с этим может что-то сделать ваше профессиональное сообщество? Нужны же какие-то жесткие правила проведения таких экспертиз.

– Это не задача профессионального сообществ. Если есть состязательный процесс, равенство сторон и нормальный суд, то это решается само собой. Придумал эксперт что-то неправдоподобное, приходит другой специалист и представляет альтернативную точку зрения, и всем видно, что из этого более обоснованно. То есть решилась бы проблема не только методов, но и качества экспертизы. Потому что многие экспертизы делаются так: в огромной вводной части долго разъясняются всякие понятия, которые вообще отношения к делу не имеют, после чего идет анализ текста – даются какие-то цитаты и делаются выводы: в тексте содержатся такие-то призывы.

Он всего лишь академик, нам на это наплевать

На самом деле это типичная ситуация отсутствия анализа. И некому возразить, спросить – откуда эти выводы, покажите, как вы к ним пришли. Но сказать этого некому – специалист топчется в коридоре, а судья говорит: «Нет оснований не доверять мнению эксперта, а у того специалиста недостаточно квалификации, он всего лишь академик, нам на это наплевать». И если никакой критики такой экспертизы в суде нет, то что мешает эксперту копировать эту вводную часть бесконечное количество раз? Да что там, иногда и куски как бы анализа копируются и кочуют из одного заключения в другое. И к ним непонятно как пришиваются выводы. И что может сделать сообщество – ну, сказать, что нехорошо так писать. Но эксперты-то не принадлежат к нашему сообществу, им все равно, что мы там кричим. Отдельно эту проблему не решишь, нужно, чтобы иначе проходил сам судебный процесс.

То есть без судебной реформы ничего не получится?

– Мы делаем, что можем, пишем свои заключения, их иногда приобщают, иногда нет, а потом следует замечательная фраза, к которой мы все привыкли, – «суд относится к этому заключению критически». Но мы все равно стараемся, выступаем, лингвистическое сообщество очень заинтересовалось этой проблемой. И что-то все-таки меняется, сообщество нормальных экспертов объединяется, создаются базы данных, одиозные экспертизы и эксперты уже попали в поле зрения, фамилию той же Крюковой, по-моему, знают все. Пока это не помогает, но создание настоящего экспертного сообщества – это все равно хорошо. Адвокатам еще хуже, ведь во многих делах по экстремистским статьям основное доказательство – это заключение эксперта. И мало того что адвокат по закону не может назначить самостоятельно экспертизу, так еще и приведенного им эксперта не факт, что в суде заслушают, а теперь еще и эксперта не найти, потому что вместо научных аргументов может последовать вызов в полицию.

И все же – может экспертное сообщество составить правила, есть ли какая-то методичка – чего в экспертизе делать нельзя, что надо делать обязательно?

Можно написать в газету, можно в «Спортлото», как поется у Высоцкого, все скажут: ничего себе

– Этого полно, есть специальная область науки, судебная лингвистика, проводятся конференции, пишутся книги, есть методички – даже в правоохранительных органах, в МВД, в ФСБ, и если бы действовали хотя бы по методичкам, все было бы не так плохо. И они ссылаются на методичку, которой якобы следовали, но мы-то знаем, что там написано совершенно другое. Мы каждый раз говорим: вот, у эксперта нет образования, он действует не по методичке, иногда рецензию на экспертизу удается приобщить к делу и в газете ее опубликовать, как было в случае с Егором Жуковым, где подробно показали все ошибки эксперта. Можно написать в газету, можно в «Спортлото», как поется у Высоцкого, все скажут: ничего себе, на основании чего человека посадили, – и что? Что мешает судье отнестись критически или просто не приобщать к делу мнения лингвистов? Все венчает замечательная формула – «все законно и обоснованно».

Эксперт Наталия Крюкова, о которой говорит Ирина Левонтина, – автор двух экспертиз на двух процессах историка Юрия Дмитриева. Оба первых процесса закончились оправданием Дмитриева, и обе экспертизы Крюковой были признаны судом недопустимыми доказательствами. Кроме того, Крюкова написала экспертизы для полусотни дел против Свидетелей Иеговы, причем нередко они копировали друг друга. В данный момент экспертиза Наталии Крюковой и переводчика Александра Тарасова лежит и в основании иска о ликвидации Правозащитного центра «Мемориал».

Новогоднее настроение от телеканала «Россия»: любимые фильмы и громкие телепремьеры

В праздничные дни телеканал «Россия 1» подготовил для зрителей яркую и увлекательную программу: нестареющая классика и долгожданные премьеры, искрометный юмор и популярные артисты – в новогодние каникулы скучать не придется! В нашем эфире каждый найдет для себя что-то особенное.

31 декабря

 9:20 – «Девчата»

В отдалённый северный городок приезжает выпускница кулинарного училища Тося Кислицына, которую принимают на работу поварихой. В этот же день Тося встречает красавца Илью – местного сердцееда, по которому вздыхают почти все девчата в округе.

Режиссёр: Юрий Чулюкин.

В ролях: Надежда Румянцева, Николай Рыбников, Люсьена Овчинникова, Инна Макарова, Светлана Дружинина, Нина Меньшикова, Михаил Пуговкин и другие.

13:50 – комедия Владимира Меньшова «Любовь и голуби»

Василий Кузякин всю свою сознательную жизнь прожил в сибирской деревне и кроме ближайшего райцентра ничего не видел. И всё у него было: добротный дом, жена Надя, трое детей, любимая голубятня. Но, как известно, «что имеем не храним». Василий впервые в жизни получил путёвку в южный санаторий. На море! Курортное знакомство Василия с Раисой Захаровной привело к роману, и после бурного отдыха домой он не вернулся.

Режиссёр: Владимир Меньшов.

В ролях: Александр Михайлов, Нина Дорошина, Людмила Гурченко, Сергей Юрский, Наталья Тенякова, Янина Лисовская, Игорь Лях, Лада Сизоненко.

15:35 – всенародно любимая «Ирония судьбы, или С легким паром!»

Даже зная наизусть, чем закончится эта «совершенно нетипичная история», невозможно оторваться от экрана. Случайное пересечение двух судеб рушит верный план и стремительно меняет жизнь героев. Всем правит любовь!

Режиссёр: Эльдар Рязанов.

В ролях: Лия Ахеджакова, Юрий Яковлев, Александр Ширвиндт, Любовь Соколова, Георгий Бурков, Андрей Мягков, Александр Белявский, Валентина Талызина и др.

18:50 – комедия Леонида Гайдая «Бриллиантовая рука»

Опытный перевозчик контрабанды Геша, он же Геннадий Козодоев, отправляется в заграничный круиз по заданию Шефа, чтобы доставить золото и бриллианты. На лайнере Геша попадает в компанию скромного экономиста Семёна Семёновича Горбункова – советского человека, впервые попавшего заграницу. Далее события развиваются так, что расстаться Геше с новым знакомым – значит провалить всю операцию и потерять то, за чем ехал…

Режиссёр: Леонид Гайдай.

В ролях: Андрей Миронов, Анатолий Папанов, Юрий Никулин, Светлана Светличная, Нина Гребешкова, Нонна Мордюкова, Станислав Чекан, Леонид Каневский и другие.

20:35 – комедия «Джентльмены удачи»

Заведующий детским садом Трошкин как две капли воды похож на бандита по кличке Доцент, похитившего в археологической экспедиции уникальный шлем Александра Македонского. Милиция внедряет добряка Трошкина в воровскую среду, и ему ничего не остаётся, кроме как старательно играть роль своего двойника-злодея.

Режиссёр: Александр Серый.

В ролях: Евгений Леонов, Георгий Вицин, Савелий Крамаров, Раднэр Муратов, Эраст Гарин, Наталья Фатеева, Олег Видов, Анатолий Папанов, Николай Олялин, Любовь Соколова.

1 января

ПРЕМЬЕРА НА ТВ: в 21:30 продолжение одного из самых кассовых фильмов 2021 года – «Последний богатырь. Корень зла»

В Белогорье мир и спокойствие, зло побеждено, а Иван наслаждается заслуженной славой. Рядом – его отец Илья Муромец, возлюбленная Василиса в предсвадебных заботах, друзья Баба Яга и Водяной. Есть ещё маленькие радости из современного мира – генератор, микроволновка, вентилятор, пылесос и многое другое, что обеспечивает комфортную жизнь, благо Меч-Кладенец даёт возможность регулярно прорубать дыру между мирами и бегать за припасами. Но тоска по родному миру тяготит Ивана. А ещё больше его заботит неминуемое начало Богатырских игр – съезда всех витязей Белогорья, где добры молодцы будут показывать удаль и силу. Однако, когда в самый разгар состязаний пробуждается древнее зло и само существование волшебного мира оказывается под угрозой, Ивану приходится объединиться и со старыми друзьями, и с новыми недругами. Им предстоит отправиться в дальнее путешествие, чтобы обнаружить истоки зла, найти способ одолеть врагов и узнать, как вернуть мир в Белогорье.

Рассказы юрия яковлева слушать

Режиссёр: Дмитрий Дьяченко.

В ролях: Виктор Хориняк, Мила Сивацкая, Елена Валюшкина, Елена Яковлева, Константин Лавроненко, Кирилл Зайцев, Гарик Харламов, Екатерина Вилкова, Сергей Бурунов, Юрий Цурило, Владислав Ветров, Тимофей Трибунцев, Александр Семчев, Георгий Мартиросян и другие.

ПРЕМЬЕРА НА ТВ: в 23:35 —  приключенческо-фантастический фильм «Вратарь Галактики»

2071 год. Галактические войны разрушили Луну и изменили климат на Земле: Москва – в тропических лесах, а Нью-Йорк покрылся льдом. Над Москвой возвышается огромный инопланетный корабль – это стадион, на котором проходят зрелищные межгалактические соревнования по космоболу – игре, объединившей спорт и гладиаторские бои. За матчами следит вся галактика! Но участвовать могут только атлеты. Так называют тех, кто наделён необыкновенными способностями и может ими управлять. Космобол обожают все, кроме Антона, который всего лишь мечтает найти работу, чтобы помочь семье. Но однажды у него обнаруживают сверхспособности, его принимают в сборную. Теперь он игрок в космобол! Но Антон не подозревает, какая роль уготована ему судьбой в предстоящем матче, и что финальная игра станет сражением за Землю…

Рассказы юрия яковлева слушать

Режиссёр: Джаник Файзиев.

В ролях: Евгений Романцов, Евгений Миронов, Елена Яковлева, Виктория Агалакова, Мария Лисовая, Елизавета Тайченачева, Михаил Ефремов, Ян Цапник, Гоша Куценко, Дмитрий Назаров, Светлана Пермякова, Светлана Иванова и другие.

18:35 – фильм Сергея Урсуляка по мотивам произведений Михаила Жванецкого «Одесский пароход»

Первая экранизация юмористических зарисовок и рассказов знаменитого писателя-сатирика о жизни простых одесситов в конце беспечных 70-х годов – времени, когда «мы жили плохо… но хорошо». Пока героиня одной миниатюры весело пританцовывает, развешивая свежевыстиранное бельё, по соседству упёртый папаша готов пожертвовать урожаем яблок, стараясь втолковать сыну-недотёпе азы арифметики. Истории выходят и за пределы двора – одна происходит в транспортном цехе, начальнику которого не дали высказаться, или в салоне летящего самолёта, где среди пассажиров экипаж разыскивает пилота-самоучку, способного в экстренном порядке посадить судно, а на «подгулявшем» теплоходе штурвал перехватывает буфетчица.

Рассказы юрия яковлева слушать

Режиссёр: Сергей Урсуляк.

В роли Михаила Жванецкого – Михаил Жванецкий.

В ролях: Фёдор Добронравов, Светлана Крючкова, Ирина Муравьева, Чулпан Хаматова, Нина Усатова, Сергей Гармаш, Сергей Маковецкий, Сергей Пускепалис, Владимир Машков, Чулпан Хаматова, Марина Александрова, Ирина Пегова, Роман Мадянов, Михаил Пореченков, Тимофей Трибунцев, Александр Яценко, Александр Робак, Павел Деревянко, Авангард Леонтьев, Евгений Ткачук, Иван Агапов, Александр Чернявский, Игорь Золотовицкий, Юлия Сулес, Сергей Угрюмов, Анна Котова-Дерябина, Дмитрий Куличков, Лика Нифонтова, Наталья Павленкова, Евгений Сытый, Тарас Епифанцев, Виктор Супрун, Бронислава Захарова, Александр Ермаков, Александр Горбатов, Галина Кашковская, Павел Ворожцов, Антон Кузнецов и другие.

novogodnee nastroenie ot telekanala rossiya lyubimyie filmyi i gromkie telepremeryi

Начало конструкторской деятельности Александра Яковлева пришлось на первые годы существования Советского Союза. В марте 1923 года было организовано Общество друзей воздушного флота (ОДВФ), численность которого постоянно росла и за два первых года превысила 2 млн человек, преимущественно молодежи. «Как активист ОДВФ, — писал в автобиографии потом сам Александр Сергеевич, — в 1923 году я был командирован на Всесоюзные планерные состязания в Коктебель. Здесь окончательно увлекся планеризмом и решил сам сконструировать планер». Можно сказать, что с этого начался его путь в авиаконструировании.

Александр Яковлев Валентин Черединцев/ТАСС

Планерный старт

Безмоторный летательный аппарат АВФ-10, построенный московским школьным планерным кружком энтузиастов во главе с Яковлевым и при помощи слушателя Академии воздушного флота Сергея Ильюшина (он был на 12 лет старше), оказался не просто удачным. Его отметили денежной премией как один из лучших советских планеров на II Всесоюзных планерных испытаниях в Крыму. Но также его полет стал рекордным по продолжительности с 60-метровой горы Кара-Оба в долину (1 мин 46 с). Подобный результат в 1924 году не мог не обнадеживать.

По окончании школы Яковлев добровольцем вступил в Красную армию, сначала работал в мастерских, затем стал мотористом летного отряда Академии воздушного флота на Центральном аэродроме им. М.В. Фрунзе. Успех с планерами пробудил у будущего знаменитого авиаконструктора желание построить легкомоторный самолет-авиетку. Двухместный цельнодеревянный биплан появился еще до конца 1926 года — мечта сбылась. Конечно, большую помощь ему оказали старшие товарищи, прежде всего выпускник академии, член Технического комитета ВВС, ученый-аэродинамик Bладимир Пышнов.

Эта авиетка (самолет небольших размеров с двигателем малой мощности, обычно одно- или двухместный) и следующие машины получили обозначение АИР. Как считается, они были названы в честь первого председателя Центрального совета Осоавиахима, председателя Совнаркома СССР Алексея Рыкова. Именно Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству (Осоавиахим), существовавшее в 1927–1948 годах и являвшееся предшественником ДОСААФа, стало заказчиком этих легких машин.

12 мая 1927 года летчик Юлиан Пионтковский поднял АИР-1 в воздух — этот день и считается датой рождения ОКБ А.С. Яковлева. За 1927–1940 годы было создано 20 типов аналогичных по конструкции самолетов.

На эту тему

Советский авиаконструктор Александр Яковлев. Досье

Трехместный АИР-6, созданный Яковлевым вскоре после окончания академии, стал первым, который строили серийно. АИР-21 под обозначением УТ-1 (учебно-тренировочный) также пошел в серию, но уже порядком выше. АИР-10 (УТ-2) Юрий Гагарин назвал «летающими партами», они сыграли значительную роль в подготовке молодых летчиков для пополнения военных авиачастей и «Аэрофлота». В большую серию готовился и АИР-17 (УТ-3), но разразившаяся война помешала планам. «Весной 1937 года началась разработка первой двухмоторной машины ОКБ Яковлева — «семнадцатой», честь постройки которой как ведущему конструктору была оказана мне, — вспоминал Евгений Адлер, который прошел путь в ОКБ Яковлева от техника до заместителя главного конструктора. — Под этим номером заложили свободнонесущий моноплан с низкорасположенным крылом, смешанной конструкции, с двумя 6-цилиндровыми моторами воздушного охлаждения…

Понятно, что одно дело строить легкие и быстроходные спортивные самолеты, а совсем другое — замахнуться на постройку военного двухмоторного, пусть и не очень большого, но все же трехместного, учебно-тренировочного бомбардировщика. Перед нашими глазами маячил образ туполевского скоростного бомбардировщика СБ с гладкой дюралевой обшивкой. Для обучения и тренировки экипажей самолетов-бомбардировщиков подобного типа ВВС требовался более дешевый, менее мощный и неприхотливый самолет».

Группа Яковлева росла, увеличивалось число достижений, рекордных полетов, появились свои традиции. Весной 1934 года коллективу выделили собственное производственное помещение — бывшую кроватную мастерскую на Ленинградском шоссе, на территории которой со временем образовалось первоклассное опытно-конструкторское бюро (ОКБ). В следующем году при демонстрации спортивных и учебных самолетов в Тушине Яковлева представили Иосифу Сталину как молодого и перспективного авиаконструктора.

ОКБ имени А.С. Яковлева, 1971 год Сергей Преображенский/ТАСС

ОКБ имени А.С. Яковлева, 1971 год

© Сергей Преображенский/ТАСС

Однако, как известно, долго находиться в фаворе у вождя было чрезвычайно трудно. Он часто приближал к себе людей, увлекался их идеями, но потом, разочаровавшись, безжалостно с ними расставался. Сталин требовал от «советников» непременно высоких организаторских способностей, скрупулезной исполнительности, личной преданности ему и порученному делу, почти не прощал ошибок. Поэтому требовалось быть гибким и осторожным человеком, хорошо разбираться в сложившейся политической обстановке. И тот факт, что Александр Яковлев с 1938 года и до смерти советского вождя в 1953 году часто общался с ним и другими руководителями государства, говорит о такой важной черте его характера, как дипломатичность.

На эту тему

Владимир Мясищев

Нельзя и сказать, что путь главного конструктора был усеян розами. Его 22-я двухместная машина (аббревиатура АИР уже не применялась в документах, писали просто самолет №22) отличалась от предшественников мощными моторами М-103, прекрасной аэродинамикой, могла летать со скоростью 567 км/ч, что не считалось заурядным достижением для 1939 года. Но на него еще не имелось ни стрелкового, ни бомбардировочного вооружения, ни даже фотооборудования. Попытки превратить самолет в ближний бомбардировщик, разведчик или дальний истребитель сопровождения оказались неудачными — летные характеристики с существующей техникой резко ухудшились, а конструктивные недостатки (узкая кабина, незначительные размеры бомболюка, небольшой запас устойчивости) также не способствовали развитию. Хотя ББ-22 (названные впоследствии Як-2 и Як-4) строили малыми сериями на двух заводах, они оказались неудачными и быстро исчезли из фронтовых частей до конца 1941 года.

Появление «Яков»

В конце 1930-х годов, когда гражданская война в Испании выявила отставание СССР от Германии в области авиации, стали приниматься экстренные меры. Фактически Сталин выступил инициатором проведения конкурса на создание нового поколения советских самолетов, призванных сменить устаревшие И-16, И-15, СБ. В итоге в истребительной авиации лучшими признали И-26 (в будущем Як-1 конструкции Александра Яковлева), И-200 (МиГ-3 Артема Микояна и Михаила Гуревича), И-301 (Семена Лавочкина, Владимира Горбунова и Михаила Гудкова), их и запустили в большую серию. Причем делалось это в спешке, поскольку в воздухе уже «пахло большой войной».

Серийный самолет Як-1 с мотором М-105П, конструктивно очень простой, по многим параметрам все же уступал немецким «Мессершмиттам», особенно в 1941–1942 годах. Оставляли желать лучшего живучесть и мощность вооружения. Однако производство этих машин не требовало дефицитных материалов, квалифицированной рабочей силы и оказалось в 2–2,5 раза дешевле, чем стоили «Мессершмитты». Достоинством Як-1 также стала легкость в пилотировании, доступная летчикам квалификации ниже средней, которые проходили ускоренные курсы обучения. Фронт требовал машины сотнями и тысячами, и страна смогла даже в условиях войны и всеобщего дефицита поставлять «Яки» в больших количествах, быстро готовить молодой летный и технический составы.

Як-1 Юрий Набатов/ТАСС

Но Яковлев не останавливался, с невероятной настойчивостью он всю войну боролся с техническими и производственными дефектами и одновременно стремился повысить летно-тактические характеристики — улучшал аэродинамику, облегчал конструкцию, совершенствовал культуру производства, опробовал новое авиационное вооружение, исследовал возможности форсирования моторов. Военный инженер НИИ ВВС А.Т. Степанец насчитал десять серийных и опытных модификаций только у истребителя Як-1.

За ним последовали Як-3, Як-7 и Як-9. Третья модификация, построенная с учетом опыта двух лет войны, обладавшая прекрасной аэродинамикой, стала предметом гордости Яковлева и всего ОКБ. Появившиеся на фронте в конце лета — осенью 1944 года «тройки» демонстрировали преимущество над противостоящими немецкими Bf 109G-6 и FW 190A-8 в скорости, скороподъемности и маневренности на малых и средних высотах. Они оставались самыми легкими для своего времени, были любимы фронтовыми летчиками, а опытный Як-3 с перефорсированным мотором ВК-108 достиг рекордной для поршневых самолетов скорости — 745 км/ч.

Советский ас и военачальник, командир 303-й истребительной авиадивизии генерал-майор Георгий Захаров вспоминал: «С поступлением Як-3 вылетел на нем и выполнил до 40 полетов. Сделал следующий вывод: подобному истребителю нет конкурентов. В эксплуатации Як-3 прост и доступен техсоставу; устойчив на взлете и при посадке; в пилотаже доступен любому летчику, что совершенно исключено для самолета Ла-5ФН. Все фигуры высшего пилотажа, как по горизонтали, так и по вертикали, выполняются отлично. Самолет имеет прекрасный обзор и удобную, хорошо оборудованную кабину».

На эту тему

"Летчиком был настоящим..."

Как мы знаем, с 1932 года самолеты и вертолеты с эмблемой «Як» непрерывно находились в серийном производстве, было построено более 70 тыс. самых разных летательных машин, их пилоты установили 74 мировых рекорда. Именно в 1941–1945 годах изготовили более половины всех серийных «Яков», они вели бои с врагом без преувеличения на всех фронтах. Период Великой Отечественной войны стал для главного конструктора временем наибольших успехов и всеобщего признания его талантов. Из шести Сталинских премий первой степени, которые были присуждены Александру Яковлеву, четыре он получил за создание поршневых истребителей.

В годы войны главные конструкторы имели огромную власть, им подчинялись тысячи людей, но на них лежала и существенная ответственность. Истребители Яковлева серийно выпускались шестью крупными предприятиями, разбросанными по всей стране. Яковлев поддерживал постоянную связь с их директорами, главными инженерами, военпредами, ведущими специалистами — передавал пожелания фронтовых летчиков, уточнял технологию, помогал решать вопросы со смежниками, организациями других наркоматов. Частыми гостями в его кабинете были оружейник Борис Шпитальный, моторист Владимир Климов и многие другие. Обмены мнениями происходили с командующим ВВС главным маршалом авиации Александром Новиковым и его заместителями. Яковлеву часто приходилось докладывать наркому Алексею Шахурину, Георгию Маленкову, курировавшему авиапромышленность, да и самому Сталину о процессах его направления.

Человек жесткий, временами колючий, требовательный к окружающим, но прежде всего к самому себе, принципиальный, Яковлев почти не имел друзей. Его упрекали в высокомерии. Однако изучение документов архива ОКБ говорит о личной скромности этого человека. Например, в списках на получение продуктовых карточек с началом войны или в списках на эвакуацию сотрудников ОКБ из Москвы в Новосибирск главный конструктор указан не первым, как можно было бы предположить, а одним из последних, по алфавиту. Да и требовать какие-либо дополнительные привилегии, скажем, для жены Александр Сергеевич считал невозможным. 

Послевоенные задачи

Занимаясь совершенствованием и доводкой своих послевоенных истребителей, Александр Яковлев не упускал из вида главное направление развития мировой авиации — реактивные самолеты. 24 апреля 1946 года одновременно поднялись в воздух первенцы: Як-15 конструкции Яковлева и МиГ-9 конструкции Микояна и Гуревича с трофейными немецкими реактивными двигателями. Можно считать, что 75 лет назад произошло рождение реактивной авиации СССР. Эти машины были еще несовершенны, имели много недоработок, но они открыли путь в небо следующему поколению реактивных самолетов.

Як-15 Алан Уилсон/CC BY-SA 2.0/Wikimedia Commons

Поскольку конструкторский коллектив Яковлева обладал значительным опытом в создании легких спортивных, учебных и многоцелевых самолетов, что было специализацией ОКБ в предвоенные годы, то продолжение работ в данном направлении было вполне естественным. Во время войны не прекращалась работа по совершенствованию созданного в 1930-е годы самолета УТ-2, и в конце 1945-го стали вырисовываться контуры металлического варианта учебной машины с убираемым шасси, закрытой кабиной, которая получила обозначение Як-18 (их построили почти 5000 штук).

В принципе, в активе ОКБ им. А.С. Яковлева в послевоенные годы было создание летательных аппаратов самых разных типов и назначений. Здесь разработали первые советские реактивные истребители и перехватчики, десантные планеры и вертолеты, в том числе самый большой в мире для 1950-х годов вертолет Як-24, семейство сверхзвуковых самолетов, включающее бомбардировщики. Также сконструированы первые в стране разведчики и всепогодные перехватчики Як-25, самолеты короткого и вертикального взлета и посадки Як-36, в том числе сверхзвуковой, не имеющий до сих  пор аналогов, реактивный пассажирский самолет Як-40, и, конечно, беспилотные летательные аппараты.

На эту тему

Олег Антонов

Александр Сергеевич умел рассказывать о сложных вещах, своих встречах с незаурядными людьми увлекательно, написанные им книги не залеживались на полках магазинов. В 1957 году увидела свет книга «Рассказы авиаконструктора», затем последовали еще три. Достаточно сказать, что «Цель жизни. Записки авиаконструктора» выдержала девять изданий только в нашей стране, также была переведена на 13 языков. Всего же было напечатано свыше 3 млн книг авиаконструктора.

Академик, генерал-полковник авиации, лауреат Ленинской, Государственной и шести Сталинских премий, депутат Верховного Совета СССР Александр Яковлев был десятикратным кавалером ордена Ленина. Еще при жизни в сквере Авиаторов (Чапаевский парк) в Москве, напротив здания ОКБ, был установлен его бюст как признание огромных заслуг в деле развития советской авиации. Однако в середине 1980-х на Яковлева, отошедшего от дел по возрасту и состоянию здоровья, обрушился шквал критики. Ему припомнили и шестилетнее пребывание в должности заместителя наркома авиапромышленности, когда он якобы «проталкивал» в серию свои машины, и более чем благожелательное отношение Иосифа Сталина вместе с соратниками Климентом Ворошиловым и Вячеславом Молотовым. А многочисленные награды и блага Яковлева некоторыми воспринимались как не всегда справедливо заслуженные.

Александр Яковлев, 1967 год Валентин Черединцев/ТАСС

Александр Яковлев, 1967 год

© Валентин Черединцев/ТАСС

Но вот что написал инженер и журналист Юрий Остапенко: «Чем дальше удаляется от нас время, в котором жил Яковлев, тем рельефнее проявляются его дела, яснее становится значение этого человека, своим умом, талантом, неукротимым характером сумевшего добиться цели жизни. Целью жизни Александра Сергеевича было строить самолеты — лучшие, непревзойденные, на шаг идущие впереди своего времени. И жизнь его, эта самая жизнь — от рассвета и до заката и далеко за полночь — была наполнена в основном работой, ожиданием срочного вызова «наверх», обязательного присутствия на каких-то совещаниях, награждениях и пр. В этом смысле его жизнь была в чем-то богаче жизни «простого» человека, но и в чем-то, наверное, беднее, поскольку он не принадлежал себе, у него не было свободного времени для приятного ничегонеделанья и занятия какой-то милой чепухой типа собирания спичечных коробков или подледного лова рыбы».

65

Рассказы юрия яковлева слушать

Уважаемые читатели!

Абонемент старших школьников городской детской библиотеки им. Якуба Коласа

приглашает посетить

выставку-размышление «Книги с глубоким смыслом»

Ждем вас по адресу: ул. Брестская, 56 (2-й этаж)

Выставка будет действовать по 30 декабря.

Список литературы:

  1. Самарский, М. На качелях между холмами  / Михаил Самарский. – Москва : Эксмо, 2012. – 221с.. – (Лучшие книги для подростков).
  2. Самарский, М. Формула добра  / Михаил Самарский. –Москва : Эксмо, 2013. – 219с.. – (Приключения необычной собаки).
  3. Грин, Д. Виноваты звезды / Джон Грин ; перевод с английского О. Мышаковой ; под редакцией Е. Давыдовой, Д. Румянцевой. – Москва : АСТ, 2017. – 286 с.
  4. Кнорре, Ф. Ф. Бумажные книги Лали: повесть – сказка / Ф. Кнорре. – Москва : АСТ: Астрель, 2008. – 254 с.. – (Любимое чтение).
  5. Иванов, А. А. Деревянный хлеб : Повести и рассказы / Альберт Иванов. – Москва : Астрель : АСТ, 2011. – 286 с.
  6. Яковлев, Ю. Я. Игра в красавицу : рассказы / Юрий Яковлев. – Москва : ЭНАС-Книга, 2017. – 155 с.. – (Куда уходит детство).
  7. Тор, Анника. Остров в море / Анника Тор. – Москва : Самокат, 2006. – 288 с.
  8. Тор, Анника. Глубина моря / Анника Тор. – Москва : Самокат, 2009.. – (Встречное движение).
  9. Верн, Ж. Малыш / Жюль Верн. – Москва : ЭНАС – Книга, 2017. – 375 с.. – (Книга на все времена).
  10. Роу, Р. Птица в клетке / Робин Роу ; перевод с английского Е. Музыкантовой. – Москва : Эксмо, 2019. – 316 с.
  11. Эвери, Л. Дневник моей памяти  / Лара Эвери ; перевод с английского М. Извековой. – Москва : АСТ, 2017. – 284 с.. – (Виноваты звезды).
  12. Финн. Здравствуйте, мистер Бог, это Анна / Финн ; перевод с английского А. Г. Осипова. – Москва : РИПОЛ классик, 2019. – 251 с.. – (Бумажные города).
  13. Спири, Йохана. Хайди, или волшебная долина / Й. Спири. – Москва : Астрель, 2003. – 314 с.. – (Любимые книги девочек).
  14. Гунель, Л. День, когда я научился жить / Лоран Гунель ; перевод с французского О. Егоровой. – Москва : Иностранка : Азбука – Аттикус, 2020. – 347 с.

[свернуть]

  • Рассказы юрия дмитриева 3 класс
  • Рассказы юрия коваля читать
  • Рассказываем сказку по картинкам
  • Рассказы юрия яковлева для детей
  • Рассказы шукшина читает куравлев