Рассказы юрия дмитриева 3 класс

Задачи: развивать навыки осознанного, выразительного чтения, устную речь; воспитывать у учащихся уверенность в себе. проект урока. этап урока время

Задачи:
развивать навыки осознанного, выразительного чтения, устную речь;
воспитывать у учащихся уверенность в себе.

Проект урока.

Этап урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1

Организационный момент. Целеполагание.

2 мин.

Сообщение темы и цели урока.

Ставят себе цель ответить на все вопросы и достичь желаемой оценки

2

Самостоятельное чтение текста. Работа с заданиями.

18 мин.

Раздаёт текст, вопросы к тексту, проверяет правильность выполнения, оказывает индивидуальную помощь.

Самостоятельная работа. Знакомятся с произведением, отвечают на вопросы.

3

Беседа.

16 мин.

Организует беседу по вопросам.

Участие в беседе. Отвечают устно на вопросы.

4

Рефлексия.

3 мин.

Подводит итог, анализирует карту достижений

Сравнивают результат по карте достижений  с предполагаемым результатом.

5

Итог урока.

1 мин.

Работа  по вопросам учителя.

Отвечают на поставленные вопросы

СНЕГИРЬ.
Ю. Дмитриев

Ты знаешь, что многие птицы с наступлением холодов улетают на юг. А есть и такие, что прилетают к нам только зимой. Называются они «снегири», потому что появляются у нас вместе со снегом. Что за странное желание — жить у нас зимой, когда здесь холодно и все птицы уже давно на юге? Но дело в том, что наши леса для снегирей уже «тёплые края»: летом они живут гораздо севернее, там, где очень сильные морозы.

Узнать снегирей легко. Их красные грудки, голубовато-серые спинки, чёрные бархатные шапочки и крылья хорошо заметны на фоне белого снега.

Снегири — птицы солидные. Не торопясь перелетают они небольшими стайками с дерева на дерево, вежливо уступая самкам (которые окрашены так же, лишь грудь буровато-серого цвета) лучшие грозди рябины.
Когда зазвенит песня зяблика, снегири уже будут далеко на севере — на родине. Совьют там гнёзда, выведут и вскормят птенцов. А поздней осенью или в начале зимы снова раздастся их низкий звонкий посвист: « Жю…жю…жю… — мы прибыли!»

Добро пожаловать! У нас в лесу всегда рады гостям.

Посвист — особый свист.

1. Определи тип речи.

а) описание
б) рассуждение
в) повествование

2. В какое время года прилетают к нам снегири?

а) весной
б) летом
в) зимой

3. Где вьют гнёзда и выводят птенцов снегири?

а) на юге
б) на севере
в) и на юге и на севере

4. Почему снегирей называют солидными птицами?

а) за их размер
б) за их окраску
в) за их повадки

5. Чем являются наши зимние леса для снегирей?

а) «холодными краями»
б) «тёплыми краями»
в) родиной

6. В какой сборник можно поместить это произведение?

а) «Рассказы о животных»
б) «Легенды и сказания о животных»
в) «Сборник стихов»

Стенограмма урока.

1. Орг. Момент. Целеполагание.
— Сегодня у нас гости.
— Поделитесь с ними своим хорошим настроением. (Повернулись к гостям, улыбнулись им)
—  А теперь сядьте поудобнее, закройте глаза(под музыку произносят слова, повторяя за учителем — психологический настрой на работу)
Я в школе на уроке,
Сейчас я начну учиться.
Я радуюсь этому
Внимание моё растёт.
Я , как разведчик, всё замечу
Память моя крепка.
Голова моя мыслит ясно.
Я хочу учиться.
Я очень хочу учиться.
Я готов к работе.
Работаю.
Ребята, какое сейчас время года? Правильно, зима. Тогда назовите мне птицу, без которой —  и зима не зима!
А чтобы вам было легче догадаться,  прослушайте четверостишие и назовите  мне недостающее слово:
Побелело за окошком:
Всё в снегу. Какая ширь!
Как румяная матрёшка —
На крыльце живой … (снегирь)!
Совершенно верно, ведь даже название этой птицы происходит от слова «снег».
И сегодня на уроке мы познакомимся с рассказом Дмитриева «Снегирь».
— Кто какую оценку хочет заработать сегодня на уроке?
Поставьте её в уголке тетради.
У каждого из вас текст, сейчас вы познакомитесь с ним и выполните к нему задания. Задания на 3 — это тест, вы выбираете правильный ответ и записываете его в тетрадь. Задания на 4 и 5 вы видите на доске. Их вы тоже записываете в тетрадь.
Каждое правильно выполненное задание даёт вам право поставить плюсик напротив своей фамилии в карте достижений.
Приступаем к работе. Успехов вам!

2. Самостоятельная работа по карточкам.

ЗАДАНИЕ А

1. Определи тип речи.

а) описание
б) рассуждение
в) повествование

2. В какое время года прилетают к нам снегири?

а) весной
б) летом
в) зимой

3. Где вьют гнёзда и выводят птенцов снегири?

а) на юге
б) на севере
в) и на юге и на севере

4. Почему снегирей называют солидными птицами?

а) за их размер
б) за их окраску
в) за их повадки

5. Чем являются наши зимние леса для снегирей?

а) «холодными краями»
б) «тёплыми краями»
в) родиной

6. В какой сборник можно поместить это произведение?

а) «Рассказы о животных»
б) «Легенды и сказания о животных»
в) «Сборник стихов»

ЗАДАНИЕ В

1. Восстанови последовательность пунктов плана.
а) «Тёплые края» для снегирей.
б) Родина снегирей.
в) Добро пожаловать в наши леса.
г) Снегири — солидные птицы.

2. Почему, по мнению автора, снегиря так назвали?

3. Чем отличается самка снегиря от самца?

4. Почему у снегирей такое странное желание — жить у нас зимой?

5. Придумай и запиши вопросы (2-3), ответы на которые есть в тексте.

6. Какую новую информацию ты узнал из этого текста?

ЗАДАНИЕ С
Напиши текст описание  о снегире.

  1. Беседа по вопросам.
  2. Презентация.

И заканчивая наш сегодняшний разговор, я хотела бы еще раз напомнить вам, что за окном зима. Скажите, легко ли зимующим птицам сейчас? Почему? А что страшнее для птиц зимой — голод или холод? А чем мы с вами можем помочь им?

 Рефлексия.

А сейчас — заключительный разговор. Давайте поговорим о ваших чувствах и впечатлениях. Легко ли вы справились со всеми заданиями? И если были трудности, то в чём? Закончите предложения:
Я работал с ___________ настроением.
Я ____________________ доволен собой..
Я испытал затруднения, когда __________.

Я бы хотел стать более_______________.

Итог урока.

Давайте проанализируем карту достижений. Сравним полученный результат с предполагаемым.
Кто достиг желаемой оценки? Поздравляю вас.
Спасибо всем за хорошую работу. На этом наш урок завершен.

Савиных Елена Владимировна
Школа 58 Уфа
ufasch58@mail.ru

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Эдельман.

Юрий Дмитриевич Дмитриев (настоящая фамилия Эдельман; 1926—1989) — советский писатель-натуралист, педагог.

Биография[править | править код]

Юрий Дмитриев родился в Москве, в семье врача. Участник Великой Отечественной войны. После войны сотрудничал с газетой «Московский комсомолец» и учился на филологическом факультете Московского государственного университета (окончил в 1950 году), затем преподавал русский язык и литературу в школе. Прослушал теоретический курс аспирантуры при Академии педагогических наук (1955).

В середине 1950-х годов Дмитриев подготовил кандидатскую диссертацию на тему: «Научно-художественная литература для детей (творчество писателей-анималистов)», в которой он анализировал преемственные связи в творчестве Виталия Бианки, Максима Зверева, Николая Плавильщикова, Веры Чаплиной, Евгения Чарушина[1]. В процессе работы над диссертацией Дмитриев публикует в журнале «Начальная школа» статьи, посвященные творчеству Бианки, Чарушина и Чаплиной[2].

Однако в творческой биографии Юрия Дмитриева педагогика и литературоведение вскоре уступают место собственному писательскому труду. В 1957 году выходит в свет его первая книга «Зеленый патруль», посвященная теме защите природы. Этой теме Дмитриев остался верен на протяжении всей своей жизни, хотя параллельно работал и над созданием целого ряда историко-революционных книг — от биографий Григория Котовского, матроса Железняка, Михаила Фрунзе, Феликса Дзержинского, до документальных очерков о В. И. Ленине.

Книги Юрия Дмитриева о природе знакомят маленьких читателей с жизнью, чудесами и загадками животного и растительного мира. Чтение любой его книжки — это беседа с умным педагогом, умеющим показать читателю любого возраста, как важно беречь мир, где всё взаимосвязано. «Мне хочется, — говорит писатель, — помочь людям понять, какой удивительный и прекрасный мир перед нами, где каждое дерево, каждая бабочка, каждая птица — чудо»[3]. К.Г.Паустовский сказал о молодом еще тогда писателе Дмитриеве, что у него «левитановское зрение, точность учёного и образность поэта»[4].

Умер в 1989 году. Похоронен на Введенском кладбище (21 уч.).

Произведения[править | править код]

  • «Зеленый патруль» (Детгиз, М., 1957)
  • «Золотой поезд» (Трудрезервиздат, М., 1959)
  • «Добрый дятел» (Всероссийское общество охраны природы, М., 1960)
  • «Рассказы о Григории Ивановиче Котовском» («Детский мир», М., 1961)
  • «Матрос Железняк» («Детский мир», М., 1962)
  • «Почему утонул плавунец» (Детгиз, М., 1962)
  • «Рассказы о Фрунзе» («Детский мир», М., 1963)
  • «Егорка и красная звезда» (Калининградское книжное издательство, Калининград, 1964)
  • «Кто в лесу живёт и что в лесу растёт» («Детская литература», М., 1965)
  • «Первый чекист. Дзержинский: Эпизоды героической жизни» («Молодая гвардия», М., 1967)
  • «Рассказы о революционерах» (Карельское книжное издательство, Петрозаводск, 1968)
  • «Город желтых труб» («Малыш», М., 1968)
  • «Города-герои» («Малыш», М., 1969)
  • «Здравствуй, белка! Как живёшь, крокодил?» («Детская литература», М, 1970)
  • «Человек и животные. Книга 1» («Детская литература», М., 1973)
  • «Человек и животные. Книга 2» («Детская литература», М., 1975)
  • «Необыкновенный охотник: Альфред Брем» («Молодая гвардия», М., 1974)
  • «За одно его дыхание. Документальные очерки о В. И. Ленине» (в соавторстве с Я. Мушиным. «Молодая гвардия», М., 1977)
  • «Соседи по планете. Насекомые» (Детская литература, М., 1977)
  • «Соседи по планете. Земноводные и пресмыкающиеся» (Детская литература, М., 1978)
  • «Соседи по планете. Млекопитающие» (Детская литература, М., 1981)
  • «Тропинка в лесу» (Детская литература, М., 1982)
  • «Соседи по планете. Птицы» (Детская литература, М., 1984)
  • «Соседи по планете. Домашние животные» (Детская литература, М., 1985)
  • «Тринадцать чёрных кошек» (Детская литература, М., 1988)

Творческие награды[править | править код]

  • Многотомной энциклопедии Ю. Дмитриева «Соседи по планете» в 1982 году была присуждена Международная Европейская премия.
  • Книга Юрия Дмитриева «Тринадцать чёрных кошек» в 1989 году получила Почётный диплом имени Х.-К. Андерсена.

Примечания[править | править код]

Литература[править | править код]

  • Бегак Б. Энтузиаст живой природы: Заметки о творчестве Юрия Дмитриева. // Дошкольное воспитание. 1981. № 6. — С. 55—58.
  • Водопьянов М. Об этой книге и её авторе // Дмитриев Ю. Зелёный патруль. — М.: Детский мир, 1962.
  • Гольдфарб Б. С точностью учёного, с непосредственностью поэта…// Дошкольное воспитание. 1975. № 10. — С. 56—59.
  • Гусаров В. Человек и животные: О книгах Юрия Дмитриева // Биология в школе. 1981. № 3. — С. 56—58.
  • Мальков В. Юрий Дмитриев. Земля у нас только одна // Детская литература. 1980. № 11. — С. 47—48.
  • Сенькина А. В. Дмитриев Юрий Дмитриевич // Русские детские писатели XX века: Биобиблиографический словарь. — М.: Флинта; Наука, 1997. — С. 156—160. — ISBN 5-02-011304-2.
  • Хаскина М. Юрий Дмитриев // Детская литература. 1984. № 10. — С. 66.

Цели урока:

  • познакомить детей с творчеством писателя Ю.
    Дмитриева;
  • учить вдумчивому чтению;
  • развитие речи, мышления, любознательности;
  • развитие познавательной активности, расширение
    кругозора;
  • воспитание потребности, любви к чтению;
  • воспитание любви к родной природе.

Оборудование:

  • портрет писателя;
  • выставка книг;
  • карточки для определения настроения;
  • раздаточный материал;
  • аудиокассета с записью лесных звуков.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Вводная беседа.
  3. Знакомство с биографией писателя.
  4. Работа с текстами в группах.
  5. Закрепление. Выводы по творчеству писателя.
  6. Подведение итогов урока.
  7. Домашнее задание.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Приветствие. Определение настроения.

Учитель: Ребята покажите с помощью
карточек, лежащих у вас на столах ваше
настроение. Выберите карточку с соответствующим
личиком. Определите настроение всей группы.

Итак, настроение у всех хорошее. Можем начинать
нашу работу.

Звучит запись голосов леса.

2. Вводная беседа.

Учитель: Мы с вами отправляемся за новыми
открытиями. А где мы будем делать открытия? Где
будем их искать?

Ученики: Эти открытия мы будем делать в
природе.

Учитель: Кто нам будет помогать в нашей
работе?

Ученики: В нашей работе нам будут помогать
книги.

Учитель: Читая книги, мы можем совершать
путешествия, участвовать в походах,
приключениях, а еще делать открытия. Итак, в путь
за новыми открытиями.

На доске я написала эпиграф к нашему уроку:

“Остановись! Присядь! Нагнись! И под ноги
взгляни! Живой живому удивись: они ж тебе
сродни”.

Учитель: Ребята о ком эти строки?

Ученики: Эти слова о живой природе: о
животных, растениях.

Учитель: Помощниками в нашей работе сегодня
будут книги Ю. Дмитриева.

3. Знакомство с биографией писателя.

Учитель: На уроках чтения мы говорили, что
книга нам будет более интересна, если мы будем
знать, кто её написал. Значит, нам надо узнать об
авторе всех этих книг. (Обратить внимание на
выставку книг)

А познакомить вас с творчеством писателя мне
помогут ребята.

Несколько учеников рассказывают биографию
писателя.

  1. Было время, когда люди с гордостью называли себя
    завоевателями природы: жгли, рубили, уничтожали,
    не задумываясь над тем, что останется после них.
  2. Сейчас люди поняли: мы часть природы и без неё мы
    не можем существовать. Природа не только
    источник благ, это еще и источник познания и
    красоты. В том, что это люди стали понимать
    заслуга писателей, пишущих о природе.
  3. Юрий Дмитриев родился в 1925 году в городе Москве,
    в семье врача. Его отрочество прервано войной. Он
    пытался попасть на фронт, прибавив себе возраст.
    После войны работает в газете и одновременно
    оканчивает Московский университет.
  4. Вот Дмитриев становится учителем. Его любят
    ученики, ценят товарищи. Но все же что- то его
    манило. Самым любимым занятием с детства было
    хождение в лес, в рощу. Его привлекали рыбы, птицы,
    собаки, различные зверюшки. Он всегда подбирал
    раненых, беспомощных, больных, голодных и
    выхаживал их.
  5. Любовь к природе не всегда определяет профессию
    человека. Любой человек не должен оставаться
    равнодушным к природе. Любовь к природе делает
    жизнь человека ярче.

Учитель: Однажды Ю. Дмитриев был свидетелем
такой истории: три мальчика хотели дать трепку
четвертому. Дмитриев выручил мальчика, но узнал,
что тот разоряет птичьи гнезда. Конечно, он
заслужил трепку, но это не выход. Дмитриев
захотел найти какой – нибудь способ защиты
природы от браконьеров. Так родился замысел
книги “Зеленый патруль”. Книга дала толчок к
возникновению такого движения среди пионеров.

Ребята, а какая еще книга и кто её автор из
выдумки превратилась в жизнь?

Ученики: Это книга “Тимур и его команда”. Её
автор А.П.Гайдар. Прочитав эту книгу, ребята
организовали тимуровское движение: помощь
одиноким и слабым старикам и уход за маленькими
детьми.

4. Знакомство с текстами рассказов. Работа в
группах.

Учитель: Так давайте же узнаем о чем книги Ю.
Дмитриева. Какие открытия ждут нас в этих книгах.

Ребята читают тексты, набранные на отдельных
листах (приложение 1). Класс разделен
на три группы. У каждой группы свои тексты. После
прочтения текстов обсуждение в группе главной
мысли рассказов.

Учитель: О чем вы прочитали? (каждая группа
дает свой ответ)

1 группа читает о способах размножения берез.

2 группа – о способах заботы о потомстве.

3 группа – о способах сосуществования
животных.

Ребята высказывают своё мнение.

Учитель: Что лично для вас стало открытием?

Несколько ребят отвечают, зачитывая текст.

Учитель: А зачем людям важно знать об этом?

Учитель: Людям надо об этом знать, чтобы
научиться быть внимательными к природе, ее жизни.
Мы всегда должны помнить о том, что се хотят жить.

Учитель: Какие чувства, переживания вызывают
у вас прочитанные произведения?

Ученики: Эти тексты вызывают чувство жалости
к незаслуженно обиженным животным и чувство
гордости за красоту природы. Они учат нас быть
внимательными, наблюдательными и
ответственными.

Коллективное чтение текста о самом прожорливом
насекомом (чтение цепочкой).

Учитель: Так кто же является самым
прожорливым насекомым?

Ученики: Самое прожорливое насекомое – это
стрекоза.

Учитель: А я хочу вам рассказать вот что.
Однажды Ю. Дмитриев наблюдал и окна самолета, как
стрекоза- коромысло, летевшая рядом, то обгоняла
самолет, то снова летела рядом. Она в секунду
пролетает 40 метров.

Когда люди конструировали самолет, то
столкнулись с таким опасным явлением ФЛАТТЕР-
колебание крыльев. Чем быстрее летел самолет, тем
больше дрожали крылья. Гибли самолеты, гибли
летчики. Конструкторы не могли найти способ
избавиться от флаттера. Но вот они нашли выход –
это крылья стрекозы. На конце крыла черное
пятнышко – утолщение – крыловой глазок, который
помогает избежать вредных колебаний. Такой
глазок конструкторы установили и на крыльях
самолета. Поэтому говорят, что стрекоза летит как
самолет.

Вот мы с вами поделились своими открытиями.

5. Выводы по творчеству писателя.

Учитель: Мы с вами изучаем творчество
писателя, знакомимся с его произведениями. Так о
чем же писал Ю.Дмитриев? Чему нас учат его книги?

Ученики:

  1. Главное свойство каждого настоящего писателя в
    том, что он похож лишь на самого себя. Книги
    Ю.Дмитриева неповторимы и оригинальны. У него
    зоркие писательские глаза, свой стиль, огромная
    эрудиция. Он способен удивляться и радоваться,
    глядя на обычные вещи.
  2. В своих книгах автор учит узнавать обитателей
    лесов, рек, полей. Он учит нас, как надо наблюдать
    за природой, чтобы сделать открытие самому. Но
    кроме этого главные уроки книги – уроки добра и
    красоты.
  3. Но в то же время в своих книгах Дмитриев ярко
    показывает, как люди уничтожали природу, а потом
    спасали её. Своим творчеством Дмитриев призывал
    сберечь природу не только для себя, но и для
    будущего.

Учитель: Одну из своих книг Ю.Дмитриев
заканчивает словами:

“Сильные всегда добрые.

Люди вы сильнее! Будьте благородными! Будьте
добрыми к тем, кто слабее вас”.

Когда я читала книги Дмитриева, то мне
вспомнились такие слова:

“Мы все уносимся вдаль на одной и той же
планете – мы экипажи одного корабля”. (А.де Сент
– Экзюпери).

Как вы думаете почему?

Ученики: Мы – это все живущие на Земле. Земля
– это наш общий корабль. И жизнь у нас как – бы
одна на всех. Если один что – то испортит, то
страдать будут все.

Учитель: Да, мы все живем на одной планете, мы
все её дети. Пусть мы разные, но мы одно целое. И
если мы будем разрушать то, что создала природа,
мы все погибнем.

6. Итоги урока.

Учитель: Ребята поделитесь своими
впечатлениями, мнениями об авторе и его
творчестве. Дома вы читали произведения
Дмитриева, сравните впечатления от чтения дома с
впечатлениями с урока.

Кто является главным героем рассказов
Ю.Дмитриева?

О чем заставляют задуматься его рассказы?

А сейчас мы проведем викторину и узнаем, кто был
самым внимательным на уроке.

Игра “Лучший знаток творчества Ю.Дмитриева”.

  1. Кто самый прожорливый хищник (насекомое)
    планеты? (Стрекоза)
  2. Почему водомерка не протыкает воду? (У нее на
    ножках “ботиночки”)
  3. Как называется жук, живущий в воде, но потомство
    выводящий вне воды? (Жук – водолюб)
  4. Как страус добывает себе насекомых и грызунов? (
    Он следует за копытными животными и ловит из — под
    копыт насекомых и грызунов)
  5. Как индейцы назвали подорожник? (След белого
    человека)
  6. Почему березки часто растут рядами? (Семена
    распыляются ветром и остаются в следах людей. Так
    они прорастают рядами).
  7. Почему нельзя губить мухоморы? (Они являются
    полезными и лечебными растениями для животных).

Лучший игрок награждается самодельной книжкой
Ю. Дмитриева.

7. Домашнее задание.

Приложение 2

Зеленое и желтое — рассказ Юрия Дмитриева для детей

Юрий Дмитриев   — Ты мне расскажешь про зеленое и желтое? — спросила Аленка, когда мы присели отдохнуть возле большого клена. — Расскажу, Аленка. Только сначала подставь ладошки солнцу. Уже осень. Но солнце еще яркое. Аленка подставила ладошки под лучи, пробивающиеся сквозь крону. — Ярко? — Ярко. — Жарко? — Нет. — А теперь пойди сюда, садись рядом и слушай. В некотором царстве, в некотором государстве… — В лесу, — строго направляет меня Аленка.   — Ну, хорошо, в лесу росло дерево. Было оно самым обыкновенным деревом и поэтому, проснувшись однажды ранним весенним утром, почувствовало голод. Ты же знаешь, Аленка, что деревья не могут жить без пищи? Зимой они спят, и пищи им не требуется. Но едва проснувшись, сразу хотят есть. Так и это дерево. У деревьев есть корни. Они очень заботливы — дереву голодно, и они сейчас же подают ему еду. И это дерево получило пищу: из корней по стволу к ветвям побежали соки.…

Елкины иголки — рассказ Юрия Дмитриева для детей

Юрий Дмитриев   — Елки и сосны сбрасывают иголки? — Конечно, сбрасывают. Ты же сама видела, сколько в хвойном лесу опавших иголок. — Видела… Я вот голых елок не видела, — задумчиво сказала Аленка. — А ты? Я ответил, что тоже не видел голых сосен и елей. Однако я знаю, что у сосен хвоя сохраняется в течение двух-трех лет, а у елей — в течение шести-десяти. — А когда они опадают? Я пожал плечами. — Загадка? — деловито спросила Аленка. — Загадка, — согласился я. — Надо разгадать! — И Аленка затянула потуже на голове свой бантик. Мы стали осматривать ветки елок и сосен, до которых могли дотянуться. — У тебя ничего нет? — слышу я голос Аленки. — Нет. А у тебя? — Тоже нет, — наконец слышу я, — только вот… Аленка подходит ко мне. В руке она держит маленькую веточку ели. — Росла на самой макушке елочки, — оправдывается Аленка. — Я…

Бархатная дорожка — читаем рассказ Юрия Дмитриева для детей

Юрий Дмитриев.Сказки о деревьях. Бархатная дорожка.   Сосновый лес кажется неприветливым, хмурым. Стволы деревьев — темные, хвоя — темно-зеленая, а на земле — ни кустика, ни травинки. Да и как же им вырасти, если всю землю в лесу покрывает ковер из опавших сухих иголок-хвоинок. Но мы с Аленкой любим хвойный лес. Здесь пахнет как-то особенно хорошо и дышится особенно легко. В сосновом лесу и видно далеко вокруг, не то что в лиственном: сучья у сосен высоко, а подлеска-кустарника нет и в помине. Однажды мы с Аленкой шли по такому лесу, смотрим вокруг — и вдруг… Мы даже остановились от неожиданности. Вот это да! Кругом все хмуро — серые лишайники, коричнево-красные стволы сосен да рыжие сухие иголки под ногами. И вдруг — яркая, изумрудная зеленая полоска перечеркнула наискось лес. — Пойдем скорее к ней! — говорит Аленка. И вот мы у этой зеленой полоски. Неширокая, не больше полуметра, она бежит мимо нас и снова скрывается за…

Про кота — сказка Юрия Дмитриева для детей

Юрий Дмитриев.Рассказы старичка-лесовичка.Про кота   Лесовичок поднял голову и стал всматриваться в крону дерева. Смотрел он долго и очень внимательно. Художник тоже стал вглядываться в листву, но ничего не увидел. — Конечно,— сказал лесовичок, который всё угадывал,— конечно, ты ничего не видишь. Потому что большинство птиц очень хорошо прячут свои гнёзда. Но есть и такие… Лесовичок встал, обошёл дерево и позвал художника: — Вон, посмотри, какие бывают гнёзда!.. На самом конце сучка, на тоненькой веточке-рогульке, висел лёгкий гамачок. Гамачок хорошо был виден, и художник удивился:   — Какие же легкомысленные птицы свили это гнездо — ведь оно у всех на виду. Птенцы всё время в опасности! Как же так? — Ну, об этом мы спросим его,— усмехнулся лесовичок и заглянул в свою корзинку. И вдруг, как фокусник в цирке, достал из пустой корзины большого рыжего кота. — Ну, разбойник, будешь ещё лазать к гнезду иволги? — Мяу, мяу, мяу,— ответил кот, и художник, хоть и…

Про птенцов — сказка Юрия Дмитриева для детей

Юрий Дмитриев. Рассказы старичка-лесовичка.Про птенцов.   Лесовичок опустил руку в корзину, а когда вытащил её — на руке сидели два зяблика и неуклюжий, почти голенький птенец.   — Вот их голоса я однажды и услышал, когда шёл по тропинке,— начал лесовичок.— Ну, зябликов, конечно, я слышал не раз и понимаю, о чём они разговаривают. Но даже ты, не знающий птичьего языка, услышав тогда этих зябликов, понял бы: что-то случилось. Спешу на крик и вижу: зяблик-самец, вот этот, слева который, сидит на земле. А самочка — на кустике рядом. И чем ближе подхожу я, тем громче и жалобнее кричат эти пичуги. Но не улетают. Наверное, понимают, что я им на помощь спешу. И будто желая подсказать мне, какая им нужна помощь, стали они летать над одним и тем же местом. Тут я всё окончательно понял, раздвинул кусты и увидал его. Лесовичок подставил вторую руку, и на неё неуклюже перебрался птенец. Теперь художник хорошо мог разглядеть его…

Волшебная корзина — читаем сказку Юрия Дмитриева для детей

Юрий Дмитриев.Рассказы старичка-лесовичка.Волшебная корзина.   Как-то пришёл художник в лес, огляделся и удивился: очень уж этот лес показался ему знакомым, хотя здесь он был первый раз — это художник помнил точно. И вдруг догадался: этот лес похож на тот, который он однажды нарисовал. Но вот лесовичка нет. И только подумал так художник, как на полянку вышел маленький человечек с большой бородой.   — Ну,— сказал он, весело улыбаясь,— наконец-то мы встретились. Добро пожаловать!   Художник стоял немного растерянный и не знал, что сказать. Ведь старички-лесовички бывают только в сказках да на таких картинах, как его картина о лесе. Но вот — стоит перед ним настоящий лесовичок!   — А ты не удивляйся,— сказал лесовичок, угадав, о чём думает художник,— мы, старички-лесовички, существуем только для тех, кто любит сказки. Ты сказки любишь? — Люблю. — Я потому и вышел к тебе. Я ведь не всем показываюсь, а только тем, кто верит, что я — старичок-лесовичок. А…

Рассказы и сказки Юрия Дмитриева. Произведения и биография

Юрий Дмитриев.Рассказы и сказки о природе и животных для детей.Список произведений.Краткая биография Ю.Дмитриева   Бархатная дорожка Волшебная корзина Где ночевал Мушонок Елкины иголки Зелёное и жёлтое Про кота Про птенцов Как обманули птиц Лягушонок, головастик или Кто на кого похож Синий шалашик Кто без крыльев летает Как Мушонок ноги выбирал Спор на старом дубе Тайна березок Что такое лес   Читать рассказы и сказки Дмитриева.Список произведений. Читать онлайн сказки друитх авторов   Биография Юрия Дмитриева   Родился: 30 апреля 1926 г., г.Москва Умер: 1989 г., Москва, СССР   Юрий Дмитриевич Дмитриев (настоящая фамилия Эдельман) родился в Москве, в семье врача. После войны сотрудничал с газетой «Московский комсомолец» и учился на филологическом факультете Московского государственного университета (закончил в 1950 г.), затем преподавал русский язык и литературу в школе. Прослушал теоретический курс аспирантуры при Академии педагогических наук (1955).   В середине 1950-х годов Дмитриев подготовил кандидатскую диссертацию на тему: «Научно-художественная литература для детей (творчество писателей-анималистов)», в которой…



1
1
1
1
1

Рейтинг 3.85 [52 Голоса (ов)]

Подробности
Категория: Отечественные писатели

Страница 1 из 2

Маленькие сказки про Мушонка и других лесных малышей (сказки)


Маленькие сказки про Мушонка и других лесных малышейГДЕ НОЧЕВАЛ МУШОНОК

Маленькие сказки про Мушонка и других лесных малышей

Мушонок родился рано утром и сразу стал летать над полянкой. Маму свою он не знал, никогда не видел её. Она совсем не беспокоилась о сыне, но так уж у мух ведётся. Ведь мушата сразу становятся почти взрослыми. Едва появятся мушата на свет — и могут летать.
Мушонок летал над полянкой и всему радовался. И тому, что он умеет летать. И тому, что ярко светит солнышко. И тому, что на полянке много цветов. А в каждом цветке—сладкий сок, ешь сколько хочешь!
Летал Мушонок, летал и не заметил, как набежали тучи. Холодно ему стало и очень страшно. Что делать Мушонку?
Но тут появилась одна добрая бабочка.
— Эй, Мушонок! Ты чего сидишь? — крикнула бабочка.—Сейчас пойдёт дождь, у тебя намокнут крылышки, и ты обязательно пропадёшь!
— Да, обязательно пропаду, — сказал Мушонок, и слёзы сами собой полились у него из глаз.
— А ты не хочешь пропадать?
— Не хочу пропадать,—сказал Мушонок и заплакал уже по-настоящему.
— Тогда лети за мной!—крикнула бабочка.
Мушонок сразу перестал плакать и полетел за бабочкой. А бабочка уже сидела на синем, похожем на шалашик, цветочке.
  — Лезь за мной!—крикнула бабочка и забралась в цветок.
Мушонок полез за ней. И сразу ему стало тепло.
Повеселел Мушонок и стал оглядываться вокруг. Но никого не увидал—очень уж темно было в шалашике. Маленькие сказки про Мушонка и других лесных малышей
И только он слышал—кто-то рядом шевелится. Значит, не только он и бабочка были в этом шалашике. Хотел Мушонок спросить, кто же тут ещё, да не успел: что-то сильно ударило снаружи по шалашику. Один раз, потом другой. Потом ещё и ещё. Сначала медленно, вот так:тук…тук…тук… А потом всё быстрее, вот так: тук-тук-тук-тук-тук… Не знал Мушонок, что это дождик стучит по крыше синего шалашика: кап-кап-кап. А в шалашике слышно: тук-тук-тук…
Мушонок и не заметил, как заснул. А утром проснулся и очень удивился: всё вокруг стало голубым-преголубым—это солнышко просвечивало сквозь тонкие стенки шалашика. Вылез Мушонок из шалашика и полетел над полянкой.
И опять он летал весь день весело и беззаботно. А когда начало темнеть, решил разыскать свой шалашик.
Но на полянке было много растений с одинаковыми, синими, похожими на шалашики цветами. Все они были похожи друг на друга, и Мушонок никак не мог найти свой шалашик. И тогда он залез в первый попавшийся.
А там оказалось так же хорошо, как во вчерашнем. И стал Мушонок ночевать в синих шалашиках. Теперь уж он не разыскивал «свой» — залезал в первый попавшийся. И почти всегда в этих шалашиках он заставал других мушек, маленьких бабочек, комариков, жучков. Всех пускал к себе синий шалашик. Такой уж это добрый цветок—колокольчик. Маленькие сказки про Мушонка и других лесных малышей

КТО ЛЕТАЕТ БЕЗ КРЫЛЬЕВ

Маленькие сказки про Мушонка и других лесных малышей

Мушонок вылез из синего шалашика-колокольчика, расправил крылышки и только собрался пуститься в полёт, как вдруг почувствовал сильный удар в спину.
Он оглянулся и увидел маленького паучка.
— Ты зачем толкаешься?—грозно спросил Мушонок.
— Я не нарочно,—сказал паучишка. — Я летел и упал.
— Летел? — удивился Мушонок. — Этого не может быть! У тебя же нет крыльев!
— А я без крыльев летел,—сказал паучишка.
— Ай-ай-ай! — сказала вылезшая из шалашика бабочка. — Ай-ай-ай! Такой маленький, а уже научился обманывать! Разве можно без крыльев летать?
— А я летел,—упрямо повторил паучишка.
Бабочка ничего не  ответила,  только пошевелила усиками и повернулась к сидящей на листочке гусенице.
— Скажи, — спросила она гусеницу, — ты можешь летать?
— Нет,—сказала гусеница,—у меня же нет крыльев.
— А ты? — спросила бабочка пробегавшего мимо с какой-то ношей муравьишку.
— Нет у меня крыльев. Мне некогда. Мне некогда!—прокричал на ходу муравей и убежал.
— Видишь,—повернулась бабочка к паучишке.
— Но я же летел! — закричал паучишка чуть не плача.
  — Хорошо,—решительно сказал Мушонок. —Ты летел?! Покажи как…
— А я хотел здесь пожить…
— Ну, прилетишь обратно.
— Нет, не прилечу. Взлететь-то я могу, а где сяду—не знаю.
— Так не бывает!—в один голос сказали бабочка и Мушонок, и в доказательство одновременно снялись с колокольчика, покружились над цветком и опять уселись на прежнее место.
— Видишь?—сказал Мушонок.
— Тот, кто умеет взлетать, тот и умеет садиться,— добавила бабочка.
— А я так не умею,—сказал паучишка.
— Значит, ты вообще летать не умеешь.
— Ах так! — разозлился паучишка, перебрался на соседнюю травинку и стал по ней быстро подниматься вверх. Маленькие сказки про Мушонка и других лесных малышейМаленькие сказки про Мушонка и других лесных малышейДобежал он до верхушки, остановился, и тут все увидели тоненькую ниточку, которая появилась вдруг рядом с паучишкой. Это он начал выпускать паутину.
Ветер тут же подхватил её, будто хотел вырвать, но паучишка, видимо, крепко держал свою ниточку. А она становилась всё длиннее и длиннее. Теперь уже паучишка с трудом удерживал её. Ещё немножко, и вот… и вот все сидевшие на колокольчике, увидели, как ветер вырвал паутинку. Но где же паучишка? На травинке его нет…
Не выдержал Мушонок и помчался вслед за паутинкой. И увидел: сидит на паутинке паучишка, крепко держится за неё ножками.
Хотел Мушонок догнать паучишку, сказать ему, что они теперь верят ему. Но не мог — всё выше и выше, всё дальше и дальше уносил ветер паутинку. А вместе с ней, как воздушный шарик, летел паучишка.
Мушонок вернулся на полянку, а паучишка — нет.
Ветер унёс его на другую полянку, там он, наверное, и остался жить. Если, Конечно, никто не потребовал, чтоб он ещё раз показал, как умеет летать.
А на эту полянку прилетели другие паучки. Но их уже никто не спрашивал, как это летают без крыльев.

  • В начало
  • Назад
  • 1
  • 2
  • Вперед
  • В конец

  • Рассказы юрия яковлева для детей
  • Рассказы шукшина читает куравлев
  • Рассказы шукшина театр наций актеры
  • Рассказы щенячий патруль читать с картинками
  • Рассказы эдварда радзинского исторические