Рассказы виктории ледерман слушать

Виктория ледерман виктория ледерман дата рождения 26.02.1970 место рождения г. куйбышев наст. самара гражданство ссср, россия род деятельности педагог,
Виктория Ледерман

Виктория Ледерман

Виктория Ледерман

Дата рождения 26.02.1970
Место рождения г. Куйбышев ( наст. Самара)
Гражданство СССР, Россия
Род деятельности педагог, писатель
Язык произведений русский
Премии лауреат Международной детской литературной премии им. В. П. Крапивина

Виктория Валерьевна Ледерман — российский педагог, автор книг для детей и подростков.

Виктория Ледерман / Биография

Виктория Ледерман родилась 26 февраля 1970 года в городе Куйбышеве (ныне Самара). Окончила среднюю школу № 156, затем факультет иностранных языков Самарского педагогического института.

По словам самой Виктории Ледерман, в детстве больше всего она увлекалась чтением. Носила из местной библиотеки огромные стопки книг и мечтала поселиться либо там же, в библиотеке, либо в книжном магазине, чтобы быть поближе к книгам. В девять лет написала свой первый рассказ. Весь двор читал тетрадочки с волшебными сказками, навеянными любимыми книгами Юрия Томина, Владислава Крапивина, Софьи Прокофьевой, Астрид Линдгрен. Позже Виктория перешла на школьные истории, писала заметки в школьную стенгазету, сценарии для школьных праздников. В старших классах её рассказы и стихи несколько раз публиковались в местной газете.

После окончания института Виктория Ледерман преподавала английский и французский язык в школе. Ушла из школы, когда поняла, что комфортнее чувствует себя с одним-двумя учениками, лицом к лицу. Начала заниматься репетиторством. Всё это время писала для взрослых, но книжных публикаций не было.

Однажды ей попалось на глаза объявление о конкурсе прозы для подростков, и она захотела попробовать написать что-то для детей. А так как сама Виктория очень любит жанр «городское фэнтези», когда в нашей обыденной жизни происходит что-то волшебное и невероятное, то пришла идея придумать такой сюжет и поместить современных подростков в такие необычные условия. Так родилась книга «Календарь ма(й)я».

Рукопись получила специальный приз детского жюри премии им. В. Крапивина (2014), её заметило московское издательство «КомпасГид» и заключило договор на издание книги. В дальнейшем книгу о путешествии во времени рекомендовал журнал «Forbes» в разделе «10 главных детских книг лета 2016», книжный магазин «Москва», как книгу июля 2016 года, и издательство «КомпасГид», как самую продаваемую книгу в 2016 году.

Следом за «Календарём ма(й)я» вышла вторая книга автора — «Первокурсница», адресованная подросткам старшего возраста. Эта история о жизни, переживаниях и разочарованиях девушки Саши была написана задолго до появления «Календаря».

Затем появились книги для подростков «Уроков не будет!» и «Всего одиннадцать! Или шуры-муры в пятом «Д». И снова успех — книги стали лауреатами престижных премий.

  • Виктория Ледерман
  • Рассказы виктории ледерман слушать

    Виктория Ледерман «Календарь ма(й)я». Иллюстрации Ольги Громовой.

  • Рассказы виктории ледерман слушать

    Виктория Ледерман «Светлик Тучкин и пузырь желаний». Иллюстрации Ольги Громовой.

  • Рассказы виктории ледерман слушать

    Виктория Ледерман «Теория невероятностей». Иллюстрации Ольги Громовой.

  • Рассказы виктории ледерман слушать

    Уроков не будет! / Виктория Ледерман

  • Рассказы виктории ледерман слушать

    Всего одиннадцать! или Шуры-муры в пятом «Д» / Виктория Ледерман

В интервью Виктория Ледерман неоднократно говорила о том, что ей хочется попробовать написать для любого возраста и посмотреть, что получится лучше. Так появилась повесть-сказка «Питомец Гешка» для детей младшего возраста, рассказ из которой вошёл в шорт-лист Международного конкурса на лучшее произведение для детей «Корнейчуковская премия» (2016 год). Рассказ «Василькин, к доске!» о жизни третьеклассника вошёл в шорт-лист конкурса «Новая детская книга» (2016 год) в номинации «Внеклассные истории». Её сборник стихов для детского сада «Детский сад, восьмая группа» вошёл в лонг-лист конкурса «Новая детская книга» (2017). Младшим школьникам посвящена и последняя повесть «Светлик Тучкин и пузырь желаний» (2019 год).

В 2018 году издательство «КомпасГид» выпустило повесть «Теория невероятностей». Фабула «Теории невероятностей» напоминает «Календарь ма(й)я», с тем отличием, что в новой книге главный герой перемещается не во времени, а в параллельных мирах. Смешение реализма и фантастики помогает Ледерман показать проблемы современных подростков, этические проблемы взаимоотношений людей. По мнению критиков, «Теория невероятностей» — одно из лучших произведений Виктории Ледерман.

Почти все книги Ледерман проиллюстрированы Ольгой Громовой. Художница создала узнаваемый образ главного героя, выдержанный в лучших традициях отечественной книжной иллюстрации.

Кроме писательской деятельности Виктория Ледерман изучает итальянский язык, любит путешествовать, разводит кошек шотландской породы и осваивает сценарное мастерство, мечтая написать оригинальный сценарий к детскому фильму. Живёт и работает в Самаре.

« Мне нужны герои с проблемами. Потому что они должны с этими проблемами справляться.

Виктория Ледерман

»

Виктория Ледерман / Книги

  • Ледерман, В. Календарь ма(й)я : повесть / Виктория Ледерман. — Москва : КомпасГид, 2016. — 224 с.
  • Ледерман, В. Первокурсница / Виктория Ледерман. — Москва : КомпасГид, 2016. — 255 с.
  • Ледерман, В. Всего одиннадцать! или Шуры-муры в пятом «Д» : повесть / Виктория Ледерман. — Москва : КомпасГид, 2017. — 128 с.
  • Ледерман, В. Уроков не будет! :(рассказы) / Виктория Ледерман ; иллюстрации О. Громовой. — Москва : КомпасГид, 2017. — 104 с. : ил.
  • Ледерман, В. Питомец Гешка / Виктория Ледерман ; худож. И. Кондрашова. —Москва : Аквилегия-М, 2017 (макет 2018). — 223 с. ; 21 см. — (Смешные истории).
  • Ледерман, В. Питомец Гешка : (приключенческие повести) / Виктория Ледерман ; художник И. Кондрашова. — Москва : Аквилегия-М, 2018 (макет 2019). — 224 с. : ил. — (Смешные истории).
  • Ледерман, В. Всего одиннадцать! или Шуры-муры в пятом «Д» : (повесть) / Виктория Ледерман. — Москва : КомпасГид, 2019. — 123 с.
  • Ледерман, В. Календарь ма(й)я : повесть / Виктория Ледерман. — 6-е изд., стереотип. — Москва : КомпасГид, 2019. — 227 с.
  • Ледерман, В. К доске пойдет… Василькин! : школьные истории Димы Василькина, ученика 3 «А» класса / Виктория Ледерман ; иллюстрации Ольги Громовой. — 5-е изд., стереотип. — Москва : КомпасГид, 2019. — 112 с. : цв. ил.
  • Ледерман, В. Светлик Тучкин и Пузырь желаний / Виктория Ледерман ; художник Ольга Громова. — Москва : КомпасГид, 2019. — 264 с. : цв. ил.
  • Ледерман, В. Уроков не будет! : (рассказы) / Виктория Ледерман ; (иллюстрации Ольги Громовой). — Москва : КомпасГид, 2019. — 104 с. : ил.
  • Ледерман, В. Теория невероятностей. Кн. 1 : (повесть). / Виктория Ледерман. — 3-изд., стереотип. — Москва : КомпасГид, 2019. — 176 с.
  • Ледерман, В. Кошкология и котоведение Тима Усатого : (рассказ) / В. Ледерман ; рис. О. Граблевской // Костер. — 2017 .— № 11/12 . — С. 23-28 .

Виктория Ледерман / Книги в Национальной электронной детской библиотеке

  • Ледерман, В. Календарь ма(й)я (Текст : электронный ресурс) / Виктория Ледерман . — Электрон. дан. (59,5 МБ). — 4-е. изд., стереотип. — Москва : Издательский дом «КомпасГид», 2017 (Москва : НБР, 2017). — 217 с. — Режим доступа: В здании РГДБ
  • Ледерман, В. Уроков не будет! : (рассказы) (Текст : электронный ресурс) / Виктория Ледерман ; иллюстрации О. Громовой. — Электрон. дан.(32,1 МБ). — Москва : Издательский дом «КомпасГид», 2017 (Москва : НБР, 2017). —104 с. : ил. — Режим доступа: В здании РГДБ
  • Ледерман, В. Всего одиннадцать! или Шуры-муры в пятом «Д» : (повесть) (Текст : электронный ресурс) / Виктория Ледерман. — Электрон. дан.(39,4 МБ). — Москва : Издательский дом «КомпасГид», 2017 (Москва : НБР, 2017). — 128 с. — Режим доступа: В здании РГДБ

Литература о жизни и творчестве

  • Богатырёва, Н. Невероятные приключения контраморов : (рецензия на книгу В. Ледерман «Календарь ма(й)я», 2016) / Н. Богатырёва // Читаем вместе. — 2016. — № 7. — С. 37.
  • Богатырёва, Н. Школьные рассказы : жанр жив : (рецензия на книгу В. Ледерман «Уроков не будет!», 2017) / Н. Богатырёва // Читаем вместе. — 2017. — № 10. — С. 35. — (Читаем с родителями).
  • Живые лица : навигатор по современной отечественной детской литературе : выпуск второй : (биобиблиографический справочник) / (сост. Т. Говенько ; верстка и обраб. фотопортретов Alice Traum (М. Гаранина)). — 2015. — 224 с. : ил., портр.
  • Ледерман, В. « Мне не нужно придумывать. Достаточно вспомнить либо просто оглянуться» : интервью / беседу вёл Виктор Фёдоров. — Текст : электронный // Лабиринт : сайт. — (дата обращения 20.09.19).
  • Ледерман, В. «Тот ребёнок, который во всех взрослых со временем засыпает, во мне не заснул» / беседу вела Е. Бирюкова. — Текст : электронный // Папмамбук : сайт. — (дата обращения 20.09.19).
  • Ледерман, В. «Я пытаюсь писать то, что мне самой было бы интересно читать, будь я ребёнком» / беседу вела П. Ломакина. — Текст : электронный // Букландия : сайт.
  • Виктория Ледерман: «Мне нужны герои с проблемами» — Текст : электронный // Библиогид. — (дата обращения 20.09.19).
  • Эйхвальд, Н. Настоящие страсти пятого «Д» : (рецензия на книгу В. Ледерман «Всего одиннадцать! или Шуры-муры в пятом «Д» : (повесть) / Н. Эйхвальд // Библиотека в школе : журн. изд. дома «Первое сентября». — 2017. — № 5-6. — С. 38.

Премии, награды

  • 2014 год — финалист Международной детской литературной премии имени Владислава Петровича Крапивина; специальный приз детского жюри ( за повесть «Календарь ма(й)я»).
  • 2016 год — финалист Международной детской литературной премии имени Владислава Петровича Крапивина; специальный приз от организации «Детские молодёжные социальные инициативы» (за повесть «Всего одиннадцать! или Шуры-муры в пятом «Д»).
  • 2017 год — лауреат Международного литературного конкурса произведений для детей и юношества «Корнейчуковская премия в номинации «Проза для детей младшего возраста зарубежных авторов» ( за рукопись книги «Уроков не будет»).
  • 2018 год — лауреат Международной детской литературной премии им. В. П. Крапивина в специальной номинации «Выбор Командора» (за повесть «Теория невероятностей»).
  • 2018 год — третье место на Всероссийском конкурсе на лучшее литературное произведение для детей и юношества «Книгуру» (за повесть «Теория невероятностей).
  • 2019 год — литературная премия «Алиса» за лучшую фантастическую книгу для детей и юношества (вручена на 19 международной литературной конференции по вопросам фантастики «РосКон» за повесть «Теория невероятностей»).

См. также

  • Ая эН
  • Востоков Станислав Владимирович
  • Дашевская Нина Сергеевна
  • Ляхович Артем Владимирович
  • Романовская Лариса Андреевна
  • Книгуру

31.08.2021 1436

Предлагаем ученикам книги, с помощью которых они смогут легко «пережить» окончание каникул, вспомнить об учебе и настроиться на нужный лад.

Яков Аким «Учитель Так-Так и его разноцветная школа» (ЭНАС-КНИГА, 2017)
Однажды один учитель решил построить на лесной поляне школу. Не обычную, а разноцветную. Впрочем, в книге Якова Акима все необычное: и учитель, которого зовут Так-Так (догадайтесь, почему?), и его собака Щетка, и сами ученики. И уроки, конечно же, тоже очень необычные.

Так-Так учит своих учеников слышать и слушать, понимать и сочувствовать, любить и заботиться. Каждый день ученики решают сложные задачи: что значит быть настоящим другом? Зачем нужно делиться? Кому принадлежит найденная вещь? Почему важно говорить правду?

Леонид Каминский «Урок смеха» (АСТ, 2020)
Все началось в далеком 1979 году: во всесоюзном журнале для школьников «Костер» появился отдел юмора под названием «Веселый звонок». Для читателей ведущий Леонид Каминский придумал конкурс «И все засмеялись!», и школьники со всей страны заваливали редакцию тысячами писем со смешными случаями, которые происходили с ними в школе, дома, во время учебы и на каникулах.

В каждом выпуске «Веселого звонка» ведущий публиковал проиллюстрированные своими рисунками невыдуманные истории, нелепые ответы у доски и отрывки из школьных сочинений, после которых учитель достает валерьянку, а ученики начинают икать от смеха. А лучшими историями из этой уникальной коллекции Леонид Каминский поделился в своей легендарной книге «Урок смеха».

Всероссийский Учитель смеха Каминский был убежден, что юмор должен быть отдельным школьным предметом наравне с математикой или ОБЖ. «Разве юмор менее важное дело?»

Лев Давыдычев «Жизнь Ивана Семёнова, второклассника и второгодника» (АСТ, 2016)
В книгу вошли две самые известные повести детского писателя Льва Давыдычева. Веселая история о неутомимом выдумщике, отчаянном фантазере и мечтателе, который не любит учиться, но с которым постоянно случаются всевозможные происшествия и приключения, «Многотрудная, полная невзгод и опасностей жизнь Ивана Семёнова, второклассника и второгодника», написанная на основе личных наблюдений автора и рассказов, которые он слышал от участников излагаемых событий, а также некоторой доли фантазии. И рассказ о школьниках и невероятных событиях, которые происходят в городе после приезда цирка, «Лёлишна из третьего подъезда».

Эти повести написаны давно, в них есть реалии, не знакомые современному ребенку, — кляксы, например, и письмо пером. Но в Иване Семёнове легко можно узнать кого-нибудь из своих одноклассников — не очень жаждущего учиться и придумывающего всякие хитрости.

Юрий Дружков «Волшебная школа Карандаша и Самоделкина» (Планета, 2017)
Карандаш и Самоделкин открывают школу, в которой учат маленьких детей волшебству. Но неожиданно в школу пробираются разбойники — пират Буль-Буль и шпион Дырка, чтобы выгнать оттуда Карандаша и Самоделкина и превратить школу волшебников в школу разбойников. Школу волшебников, Карандаша и Самоделкина спасает маленькая девочка Настенька, одна из учениц этой школы.

Эта повесть — продолжение «Приключений Карандаша и Самоделкина». Добро пожаловать в необыкновенную и знаменитую школу! Главный учитель Карандаш и мастер на все руки Самоделкин приглашают на уроки Фантазии, Смеха и Необыкновенных путешествий. В этой школе учиться одно удовольствие: из отметок ставят только пятерки, на завтраки дают конфеты, а учителя — самые настоящие волшебники…

Виктория Ледерман «Уроков не будет!» (КомпасГид, 2020)
Рассказы из сборника Виктории Ледерман «Уроков не будет!» посвящены ученикам младшей школы, с первого по четвертый класс. Этим детям еще многому предстоит научиться: терпению и дисциплине, умению постоять за себя и принимать правильные решения. А неприятные сюрпризы сыплются на них уже сейчас!

Например, на смену любимой учительнице французского — той, которая ничего не задает и не проверяет, — приходит строгая и требовательная. Или отвратительный Мирон Соломатин придумывает тебе обидную кличку Плюшка — всего лишь потому, что ты не дала ему списать. Хочется ли ходить в школу, когда там происходит такое? Хочется только кричать во все горло: «Уроков не бу-у-удет!» Ведь даже те, кто любит учиться, бывают в восторге от этой фразы.

Виктория Ледерман блестяще описывает переживания героев — и подсказывает им лучший выход из ситуации. Ни капли назидательности: следить за приключениями придуманных ею мальчишек и девчонок — сплошное удовольствие!

В 2017 году рукопись книги «Уроков не будет!» стала победителем «Корнейчуковской премии» в номинации «Проза для детей младшего возраста».

Источник: ( Ссылка )

Рассказы виктории ледерман слушать

Коронавирус: вакцинация и беременность. Как вирус влияет на женщину и на плод? В какой триместр наиболее опасен? Как защититься?
Гость «Медицинского лектория» — доктор медицинских наук, профессор, академик Национальной Академии Наук Республики Казахстан, руководитель Международного центра клинической репродуктологии «PERSONA» Вячеслав Нотанович Локшин.

Подробнее

Текущая страница: 1 (всего у книги 9 страниц) [доступный отрывок для чтения: 4 страниц]

Виктория Ледерман
Светлик Тучкин и украденные каникулы

© Ледерман В. В., текст, 2020

© Громова О. Н., иллюстрации, 2020

© ООО «Издательский дом «КомпасГид», 2020

Глава первая
о том, как раскрывается обман

Рассказы виктории ледерман слушать

Обман бывает разный. Обмануть можно кого угодно и как угодно. Можно обмануть так, что никто не обидится. Например, сказать однокласснику Борьке Чеснокову, что завтра вместо рисования будет физкультура. А когда он поверит, посмеяться вместе с ним. Главное, вовремя сообщить, что ты пошутил. Пока он не принёс вместо альбома с красками коньки и не треснул ими тебя по голове. Потом уже поздно будет уверять, что это была просто шутка.

Очень здорово обманывать наоборот. К примеру, у тебя в прописи наконец-то появляется долгожданное «Молодец! Отлично!», а ты приходишь домой с виноватым видом, смотришь в пол и не поднимаешь на родителей глаз. Они, конечно, думают, что у тебя снова всё плохо, и начинают вздыхать, расстраиваться и упрекать тебя. А ты – раз! Пропись им в руки: вот, смотрите! Я вас обманул! И тогда все вздыхают с облегчением, улыбаются и прощают тебя за такой обман.

Можно обмануть, чтобы не обижать. Вот идёшь ты на день рождения к соседке Марусе Зориной, а она вся такая нарядная, в фиолетовом платье с какими-то непонятными кружевными волнами. Она вертится перед тобой и так и эдак: «Тебе нравится моё новое платье?» А ты в девчачьих платьях ничего не понимаешь и фиолетовый цвет вообще ненавидишь. Но разве можно сказать ей правду? Лучше солгать, что платье очень красивое, чтобы у именинницы было хорошее настроение.

Бывает обман случайный. Это когда мама приходит с работы и спрашивает, почему во всей квартире пахнет её любимыми духами. Ты пугаешься, потому что не готов к такому вопросу. Ты и не думал, что мама учует запах, ведь прошло целых полдня. И ты в панике отвечаешь: «Я ничего не знаю! Я их не трогал!» Потом, конечно, всё равно придётся признаться, что тебя оцарапал уличный кот, которого ты ловил вместе с двоюродным братом Родькой. Кот в руки так и не дался, а царапины надо было срочно обработать. Родька сказал, что духи – это всё равно что йод, даже лучше. А тут ещё и пузырёк выскользнул из рук… Тебе обязательно попадёт и за уличного кота, и за духи, и за обман, несмотря на то что как раз обманывать ты и не хотел. Просто так получилось, случайно.

Рассказы виктории ледерман слушать

А вот когда ты обманываешь намеренно и готовишься к этому заранее, тогда жди больших неприятностей. Ничего хорошего из этого не выйдет. Правда обязательно выплывет наружу, и ты получишь хорошую взбучку.

– Святослав, как тебе в голову такое пришло? – спросил папа и сел на стул напротив Светлика. А мама, наоборот, вскочила с дивана и принялась в волнении ходить по комнате. Светлик вздохнул. Ну вот, началось. Святослав! Значит, родители очень рассердились, раз называют его полным именем. Когда всё хорошо, его зовут Светликом.

– Это не ему в голову пришло, а наверняка Родиону! – воскликнула мама. – Это же Родион постоянно подбивает его на всякие глупости!

– И ничего не Родиону, – пробурчал Светлик понурившись.

– Скажешь, это ты сам придумал?

– Мы вместе придумали.

– Что, сразу оба? Одновременно?

– Да… Одновременно.

На самом деле родители угадали. Всё придумал Родька. Он вообще был очень изобретательным. В его голову постоянно приходили интересные идеи, до которых Светлик и додуматься бы не смог. Зато маме, в отличие от Светлика, Родькины затеи никогда не нравились. Она называла их «всякими глупостями» и даже «хулиганскими выходками». Но разве можно человека считать хулиганом, если он активно тянется к знаниям? Если он просто любопытный… то есть любознательный? И его неудержимо влечёт ко всяческим экспериментам?

Вот сказала как-то бабушка, что её любимая кружка сделана из небьющегося стекла, а Родька не поверил. Почему он должен верить на слово? Разве бывает небьющееся стекло? Ведь известно – всё, что сделано из стекла, можно разбить. Вдруг бабушка ошибается? Нужно обязательно проверить. И они вместе со Светликом начали проверять. Целых два дня экспериментировали, пока бабушка не видела. Бросали кружку на пол, стучали ею об стены и уже были готовы согласиться, что всё-таки бывает небьющееся стекло… Но увы! Кружка не выдержала столкновения с чугунной ванной и разлетелась на осколки. Все, конечно, подумали, что братья просто так расколотили небьющуюся кружку, из баловства. Никто даже не захотел слушать, что это был научный эксперимент.

Рассказы виктории ледерман слушать

Или взять ту осеннюю историю с домашним муравейником. Как он там по-научному называется? А, формикарий! Родькина старшая сестра Ариша рассказывала, что есть такие муравьиные фермы, которые можно держать дома, в стеклянном аквариуме. Только, конечно, без воды, иначе все муравьи утонут. Ариша уже взрослая, она учится аж в третьем классе. И про муравьёв знает много, потому что писала про них целую научную работу. Вот Родька и захотел иметь такой формикарий в своей комнате, чтобы наблюдать за муравьями. И Светлик тоже захотел. Разве не интересно своими глазами увидеть, как муравьи строят жилища, как добывают пищу, и выяснить, впадают ли они в спячку зимой? Но взрослые снова не поняли всей важности Родькиной затеи и отказались покупать муравьиную ферму. Сказали, что не собираются тратить деньги на такую пакость.

Тогда братья нашли во дворе небольшой муравейник, лопатой переложили его в ведро и спрятали дома у Светлика. А потом побежали обедать к бабушке. Семья Светлика и бабушка с дедом жили рядом, а до Родькиного дома надо было ехать на автобусе. Когда и те и другие родители были на работе, за братьями присматривала бабушка. После школы они собирались у неё, а вечером расходились по домам. Вот Родька и решил, что ведро с муравьями постоит до вечера в комнате Светлика, а потом он увезёт его к себе. Но не получилось. А что получилось, даже и вспоминать не хочется! Муравьям вовсе не приглянулась идея стать Родькиной фермой для изучения, и они просто расползлись из ведра по всей квартире. Был грандиозный скандал, братьям здорово влетело от родителей. А мама Светлика так рассердилась, что ещё долго не хотела пускать Родьку на порог своего дома.

Светлик очень переживал, он вообще не мог надолго расставаться с двоюродным братом. А Родька его успокаивал, говорил, что за науку многие страдали. И великих учёных в детстве никогда не понимали родители. Это ему Ариша сказала. А уж она-то точно знает, о чём говорит. Третий класс, как-никак.

Глава вторая,
в которой неразумные поступки приводят к крупным неприятностям

Рассказы виктории ледерман слушать

– Ну ладно Родион без головы, это всем давно известно, – возмущённо сказала мама и остановилась перед Светликом. – Но ты! Святослав, как ты мог? Даже представить страшно, чем всё могло закончиться! Вы могли покалечиться!

– Ну мам! Там вовсе не опасно.

– Поехать так далеко! Забраться на самую высокую гору в районе!

– Ну мы же осторожно! Мы на самый верх не лазили, с середины катались, – пытался оправдаться Светлик, но мама его не слушала.

– Вам по семь лет! Вы ещё слишком маленькие, чтобы ходить туда без родителей!

– Не семь, а уже почти восемь. И там много взрослых было, и детей тоже много. Мама! Ну что тут такого? Мы просто с горки покатались.

– Откуда у вас деньги на проезд?

– Мы не на автобусе… Мы пешком шли.

– Пешком?! – мама схватилась за голову. – Три остановки? В такой мороз? О чём вы только думали?

– Мы тепло оделись… Мы же долго кататься собирались…

Мама издала протяжный стон и без сил опустилась на диван. Светлик вздохнул. О чём они думали? О горке и думали. Очень хотелось прокатиться с той самой высоченной горы, которая появлялась каждую зиму в соседнем микрорайоне. Её никто специально не строил, она образовывалась сама, когда снегом заметало крутой склон огромного холма на пустыре. Счастливчики, жившие в соседних многоэтажках, могли хоть каждый день кататься с этой горы. А Родьку со Светликом привезли туда всего однажды, в прошлом году. И скатиться разрешили только три раза, да ещё вместе с папой на одной «ватрушке». Только раздразнили. Этой зимой так и не выбрались на гору: родители постоянно были заняты. А кататься хотелось! И «ватрушка» простаивала без дела у бабушки на балконе. «Ватрушка» – она же специально для снега, она ехать должна, детей на себе возить, а не на балконе пылиться. Зачем тогда вообще зима и зачем снег, если на горку нельзя? Вот Родька и предложил самим туда съездить.

Готовились долго, целую неделю. Всё никак не могли придумать, что сказать родителям. Как отпроситься из дома на весь день? Или хотя бы на полдня? Несколько раз братья вытаскивали «ватрушку» с бабушкиного балкона, возили на ней друг друга по расчищенному тротуару. Чтобы бабушка привыкла, что они всегда так гуляют, и ничего не заподозрила в нужный момент.

А тут вдруг Ольга Витальевна, учительница Светлика, объявила, что в субботу на школьном дворе состоится праздник «Зимние забавы». Первоклассники тоже могут прийти и поучаствовать в весёлых играх. Светлик сразу записался и дома предупредил, что в субботу идёт в школу. Он и в самом деле собирался пойти. Даже не подумал, что это и есть тот самый «нужный момент». А Родька подумал. Правда, в его школе никаких зимних забав не намечалось. Братья учились в первом классе, но в разных школах, каждый – недалеко от своего дома. Родька сказал домашним, что в субботу идёт вместе со Светликом. И даже остался ночевать у бабушки, чтобы утром не ехать к ней на автобусе. Всё равно никто из взрослых не смог бы его привезти: папа работал, мама болела, Ариша училась.

В субботу братья оделись потеплее, взяли «ватрушку» и отправились как будто бы в школу на праздник. Бабушка не пошла их провожать: она уже привыкла, что Светлик ходит в школу самостоятельно. Тем более до школы было рукой подать – пять минут медленным шагом.

Конечно, в школьном дворе Светлик с Родькой так и не появились. Они сразу свернули за дом и пошли к остановке. Уже хотели залезть в автобус, как сообразили, что им нечем оплатить проезд. Родька сказал, что три остановки – это не так уж далеко и вполне можно дойти пешком. К тому же идти надо всё время прямо, не заблудишься. И они решительно пустились в путь.

Братья бодро шагали по тротуару вдоль шоссе, а «ватрушка» скользила за ними на верёвке. Когда надо было согреться, Светлик с Родькой бежали наперегонки или везли друг друга. Зря мама беспокоилась, они нисколько не замёрзли. Когда тянешь за собой тяжеленного Родьку на «ватрушке», никакой мороз не ощущается. Ещё и жарко становится.

Так потихоньку и добрались до места. И резвились там до самого обеда. Карабкались по выдолбленным снежным ступеням и, вереща от восторга, мчались вниз с такой скоростью, что дух захватывало. С самого верха тоже скатились, правда, всего два раза. Уж слишком долго и тяжело оказалось туда забираться. Им было достаточно площадки на середине горы, откуда катались все дети.

Домой братья вернулись красные, взмыленные, с головы до ног облепленные снегом. Бабушка долго ворчала – что же это за странные забавы в школе? Дети превратились в настоящих снеговиков, а их шапки, варежки и даже штаны покрылись ледяной коркой! Поворчала, поворчала, накормила внуков, высушила одежду и вечером отправила их по домам. И всё. Никто ничего не узнал бы, если бы Светлик не потерял шарф. Он даже и не видел, когда тот развязался и сполз с шеи. А мама на следующий день заметила: шарфа нет. К сожалению, мамы всегда всё замечают. Она подумала, что шарф остался где-то на школьном дворе, и в понедельник зашла в школу. Вот тут-то всё и выяснилось. Светлик с Родькой не стали больше изворачиваться и во всём сознались. Разве можно не сознаться, когда мама смотрит на тебя своим особенным взглядом и требует сказать правду?

– Мам, ну правда, ты зря так волнуешься, – заверил Светлик. – С нами же ничего не случилось.

Мама расстроенно покачала головой, поднялась с тяжёлым вздохом и вышла из комнаты. Папа проводил её взглядом, потом пересел со стула на диван.

– Сынок, – сказал он. – Ты вообще понимаешь, что вы сделали?

– Понимаю. Сходили на горку без вас.

– А мне кажется, не понимаешь. Ушли без разрешения – раз, напрасно рисковали – два, всех напугали – три. Но не это самое страшное.

– А что?

– А то, что вы нас обманули. Ты считаешь, это нормально – обманывать своих близких? Да ещё так бессовестно!

– Ну пап! – воскликнул Светлик. – Что же нам было делать? Если бы мы сказали правду, вы бы нас не отпустили!

– Конечно, не отпустили бы, – подтвердил папа.

– Ну вот!

– Ты думаешь, это вас оправдывает? Это веская причина, чтобы обманывать?

– Ну а как мы ещё могли туда попасть?

– Светлик! Вы смотрели нам в глаза и говорили неправду. И знали, что это неправда. Мы вам поверили, а вы нас просто-напросто одурачили, посмеялись над нами.

– Папа, мы вовсе не смеялись!

– Но вы же обрадовались, когда ваш обман удался?

Светлик опустил голову. Конечно, обрадовались, чего уж скрывать? А Родька и в самом деле смеялся. Да ещё хвастался, какой он ловкий и как здорово обвёл всех вокруг пальца.

– Вы нас обидели, – сказал папа. – И нам с мамой теперь очень досадно и неприятно. И горько.

– Как это – горько? – не понял Светлик.

– Невыносимо горько! – папа сделал ударение на слове «невыносимо». – Тебе было когда-нибудь по-настоящему горько?

Светлик задумался и вспомнил, как он однажды откусил сразу половину луковицы на спор. (Конечно, и тут без Родьки не обошлось.) Вот тогда ему было действительно невыносимо горько, даже дыхание остановилось и слёзы выступили.

– Это как будто ешь лук без хлеба? – уточнил он.

– Именно, – кивнул папа. – Считай, что из-за вашего обмана мы все наелись горького лука, да не по одной луковице, а… по десять.

По десять! Вот это да! Светлик представил себе, как все Тучкины сидят за столом и с хрустом поедают сочные белые луковицы. Морщатся, кривятся, плачут от горечи, но всё равно жуют. Светлика даже передёрнуло от такой картины.

– А ты знаешь, что у каждого нехорошего поступка есть неприятные последствия? – спросил папа.

– Знаю, – вздохнул Светлик. – Что, опять Родьку ко мне не пустите?

Папа молча вышел из комнаты и тут же вернулся, держа в руках какие-то красочные открытки.

– Мы с мамой хотели сделать тебе сюрприз, – начал он. – Мы собирались на зимних каникулах всей семьёй съездить в Великий Устюг, в гости к настоящему Деду Морозу. Вот путёвки. Три для нас, а четвёртая для Родика.

– К Деду Морозу? – встрепенулся Светлик. – С Родькой? Это правда?

– Правда в том, что мы теперь никуда не поедем.

Светлик задохнулся и просипел пересохшим от ужаса горлом:

– Как не поедем?! А путёвки?

– Сдадим обратно, – сказал папа. – Пусть их получат дети, которые не обманывают родителей.

Глава третья
о том, где находится дача Деда Мороза и как правильно есть снег

Рассказы виктории ледерман слушать

Увидеться с Родькой удалось только в следующее воскресенье, когда обе семьи Тучкиных пришли в гости к бабушке. Родькина мама, тётя Наташа, из-за болезни не ходила на работу, поэтому всю неделю держала Родьку возле себя, чтобы он ещё чего-нибудь не натворил. Светлик же после школы, как всегда, шёл к бабушке и скучал в одиночестве. Без Родьки делать домашние задания было совсем тоскливо.

– Нет, как-то это всё неправильно, – сказал Родька, когда они всё же встретились и отпросились погулять. Правда, для этого пришлось клятвенно пообещать, что они не отойдут от бабушкиного дома ни на шаг.

– Что неправильно? – не понял Светлик.

– Что наши путёвки сдали, – пояснил Родька, прыгая по ступенькам и утаптывая снег на крыльце. – Разве справедливо? Разве мы так сильно виноваты, чтобы к Деду Морозу не ехать?

– Ну мы же всех обманули…

– И что? Подумаешь! Как будто никто никогда не обманывает! Меня вон папа летом так обманул!

– Как?

– Обещал, что мы пойдём на картинг. И велел в пять часов ждать у подъезда. А сам не вернулся, ни в пять, ни в шесть. Пришёл поздно, когда я уже спал!

– А‐а, помню. Это когда у него на работе авария была и он остался там до ночи?

– Ну и что, что авария? Я‐то его ждал! А он обманул.

– Это не считается, – возразил Светлик. – Он же не хотел тебя обманывать. Он и сам не знал, что не придёт. А мы всё придумали заранее. Папа сказал, что им было очень обидно.

– А нам разве не обидно, что мы никуда не едем?

Родька спустился с крыльца и бороздил сапогами заснеженный газон. Потом схватил горсть снега и попытался слепить комок.

– Не, слишком пушистый, в снежки не поиграешь. Жаль! А пойдём за дом в сугробах валяться? Там снега намело полным-полно, я в окно видел.

– Нам нельзя, – напомнил Светлик. – Мы обещали не уходить от дома.

– Мы и не уйдём от дома. Мы просто его обойдём. Дом ведь тот же, только сторона другая.

– Ну, не знаю… Нас потеряют.

– Да как потеряют? У бабушки окна как раз на ту сторону. Пока мы здесь, у подъезда, они нас не видят. А там мы будем прямо перед глазами. Пойдём!

Светлик не мог долго сопротивляться уговорам брата. Они обогнули дом, и перед ними раскинулось настоящее снежное поле, огромное и широкое, без единой тропинки и без единого следа. Казалось, что всё пространство от дома до далёкого шоссе с гудящими машинами укрыли гигантским пушистым одеялом ослепительно белого цвета.

– Ура! Мы на Северном полюсе! – закричал Родька и с разбегу сиганул в сугроб. – Мы идём к избушке Деда Мороза! Двигай за мной!

– Почему на Северном полюсе? – пропыхтел Светлик, утопая по пояс в снегу. Он старался идти по следам брата, но постоянно заваливался в сторону. – Разве Дед Мороз живёт там?

– Конечно, там же вечная зима, – уверенно сказал Родька, останавливаясь, чтобы передохнуть. – Где ему ещё жить? В Африке, что ли?

– А Великий Устюг как же?

– Великий Устюг – это его… дача!

– Дача?

– Ну да. А что тут удивительного? У всех может быть дача, а у Деда Мороза – нет?

– Ну, не знаю… А зачем ему дача?

– Как зачем? Он туда приезжает на Новый год, чтобы встречаться с детьми. Не все же могут добраться до Северного полюса. Там жутко холодно, вечная мерзлота. Разве родители захотят детей морозить? Туда ни один поезд не доедет и самолёт не долетит! Там только на собаках можно проехать. Ну, или на оленях, как Дед Мороз.

– А папа говорил, что Дед Мороз ездит в санях, запряжённых тройкой лошадей, – возразил Светлик.

– Это на даче, в Великом Устюге, он на лошадях ездит, – важно ответил Родька. – А на Северном полюсе – только на оленях. В таких сугробах любая лошадь застрянет.

Подумав немного, Светлик согласился. Почему бы Деду Морозу и в самом деле не жить на Северном полюсе, где можно ездить только на оленях? И почему ему нельзя иметь дачу в Великом Устюге?

Рассказы виктории ледерман слушать

Устав бороздить снежную целину, Родька повалился спиной в снег и раскинул руки в стороны.

– Фу-ух! Жарко!

Светлик добрёл до него и упал рядом.

– Ага, и пить хочется!

– Вон снег, пей, – предложил Родька. Он зачерпнул полную пригоршню снега и отправил в рот.

– Снег нельзя есть, – неуверенно проговорил Светлик. – Простудишься.

– А ты сразу не глотай. Подержи во рту, он и согреется.

– Мама говорила, что он грязный.

– Во дворе, может, и грязный. Там все по нему ходят. А здесь он чистый, только что выпал. Свеженький! До него ещё даже никто не дотрагивался. Так что ешь спокойно, – сказал Родька и снова заглотил горсть снега.

Светлик перевернулся на живот и осторожно лизнул рыхлую снежную поверхность. Тысячи ледяных снежинок мгновенно растаяли на языке, превратившись в несколько капель воды.

– Ну как, вкусно? – спросил Родька.

– Ничего так, – ответил Светлик и снова лизнул снег. – Мокро.

– Родик! Светлик! – донёсся до них Аришин крик. – Быстро домой!

Она стояла на углу дома, перед снежной равниной, и сердито махала руками.

– Вас для чего отпустили? Чтобы вы в снегу валялись?

– А для чего же ещё? – пробормотал Родька, поднимаясь на ноги. – Зима всё-таки.

– Вас домой зовут! Сейчас же! – кричала Ариша. – А вы снег едите! Я всё расскажу!

– Вредина, – буркнул Родька.

– И ябеда, – добавил Светлик и тоже встал.

Проваливаясь в глубокий снег и падая, они с трудом побрели обратно, к дому.

– Вы что, правда ели снег? – спросил дядя Женя, Родькин папа, когда Ариша прямо с порога наябедничала на братьев.

– Ну и что? – проворчал Родька. – Он вовсе и не холодный.

– Мы только чистый брали, – пояснил Светлик. – Где ещё никто не ходил. Свеженький.

– Чистый? Свеженький? – переспросил дядя Женя. – А ну-ка не раздевайтесь. Пойдёмте со мной.

– Куда? – в один голос спросили Светлик и Родька.

– Один фокус покажу.

Дядя Женя оделся, взял стеклянную банку, вывел братьев на улицу и уверенным шагом направился за дом. Заинтересованные, Светлик и Родька бросились за ним.

– Где самый чистый снег? Там? – спросил дядя Женя, показывая на снежную поляну. Только теперь она уже смотрелась не такой ровной и гладкой. Середина была обезображена кривыми следами и ямами, оставшимися от исследователей «Северного полюса».

Дядя Женя пробороздил свою дорожку через равнину и набрал в банку самого чистого и нетронутого снега.

– А где фокус? – спросил Светлик.

– Фокус будет дома, – пообещал дядя Женя. – Примерно через полчаса.

Дома банку поставили на подоконник и тут же забыли о ней. Как раз подоспел бабушкин пирог с яблоками, и все принялись пить чай. Потом Родька со Светликом затеяли весёлую игру с беготнёй по всей квартире. А потом братьев усадили смотреть телевизор, чтобы от них отдохнуть.

Про банку со снегом Родька вспомнил только в прихожей, когда все стали собираться домой.

– Пап, ты обещал фокус! – воскликнул он.

– Точно, фокус! – Дядя Женя хлопнул себя по лбу, сходил в комнату и принёс банку. – Ну вот, смотрите, что получилось.

Вместо снега в ней плескалась мутная вода с какими-то хлопьями.

– Тоже мне фокус! – закричал Родька. – Как будто мы не знаем, что снег тает!

– Знаете? Ну тогда нате, пейте, – дядя Женя протянул ему банку.

– Зачем? – сморщился Родька. – Я не буду. Тут грязи полно.

– Но это же ваш чистый снег. Вы его ели, а теперь можете попить.

Братья переглянулись и замотали головами.

– Что, не нравится? Когда снова захотите снега, вспомните вот этот, свеженький, – посоветовал дядя Женя. А вредная Ариша противно захихикала.

– Ужас, да? – прошептал Светлик Родьке, когда они спускались по лестнице. – Какую мы гадость проглотили!

– Кто же знал, что снег такой грязный! – негромко отозвался Родька. – Надо на сосульки переходить, они хотя бы прозрачные. Сразу будет видно, чисто внутри или нет.

Текущая страница: 1 (всего у книги 7 страниц) [доступный отрывок для чтения: 2 страниц]

Виктория Ледерман
Светлик Тучкин и Пузырь желаний

© Ледерман В. В., текст, 2019

© Громова О. Н., иллюстрации, 2019

© ООО «Издательский дом «КомпасГид», 2019

Глава первая
Хитрый план

Рассказы виктории ледерман слушать

Если прийти в детский сад и спросить любого дошкольника, хочет ли он в школу, он обязательно ответит «да». А совсем взрослый дошкольник, например, из подготовительной группы, которому уже исполнилось шесть или семь лет, даже подпрыгнет и радостно закричит: «Да, да, конечно! Очень-очень хочу!» И вместе с ним запрыгает и закричит вся подготовительная группа. Конечно, на следующий вопрос – «Почему ты хочешь пойти в школу?» – каждый ответит по-своему. Один скажет: «Я хочу услышать, как звенит школьный звонок!», а другой – «Мне хочется посидеть за школьной партой». Может быть, кто-то даже похвастается: «Мне мама уже купила красивый школьный рюкзак!» Но половина группы (и даже больше половины), совершенно не сговариваясь, ответит: «Да потому что в школе спать не надо!» Да, да, это очень важная причина. Возможно, даже самая важная. Когда ты лежишь в кровати на тихом часе или долго ждёшь маму после ужина, ты только и мечтаешь о том, чтобы побыстрее вырасти и пойти учиться. Тебе кажется, школа – вот спасение от надоевшего детского сада. Сходил быстренько на три-четыре урока, посидел за партой, ну, чуть-чуть послушал учителя – и домой, к друзьям и игрушкам! И весь день впереди, гуляй не хочу. Да ещё и каникулы есть в течение года, и не один раз, а целых три! А на лето школу вообще закрывают. Красота! Не жизнь, а сказка.

Но когда детский сад наконец заканчивается и ты идёшь в первый класс… Вот тут-то ты и понимаешь, где на самом деле была «сказка». Через месяц учёбы новый рюкзак тебя не радует, четыре урока в школе тебе кажутся вечностью и ты уже согласен даже на тихий час.

– Да-а-а… – горько вздохнул Светлик, не отрывая взгляда от окна, залитого осенним дождём. – Ужас просто!

– Да-а, жуть, – эхом отозвался его двоюродный брат Родька, стоя рядом с ним у подоконника. – А я и вовсе не хотел в школу ходить. Я видел, как Аринка каждый день домашку делала в первом классе, аж до ночи. Мне с самого начала было ясно, что там будет, в этой школе!

Может, конечно, Родьке и было всё ясно. Живой пример перед глазами – его старшая сестра Ариша, которая перешла в третий класс. А вот Светлик оказался единственным ребёнком у папы с мамой. Поэтому никто не мог предупредить его по-свойски, что в школу торопиться не стоит.

– А я хотел в школу, – тоскливо сказал Светлик. – Всё лето ждал осени, думал – ну скорей бы! Но я же не знал, что там вот так!

– А мы и по субботам начнём учиться, представляешь! – пожаловался Родька. – Наверно, после Нового года. У меня тогда вообще выходных не будет. Одно только малюсенькое воскресенье.

– По субботам?!

– Ага!

– Мама сказала, что первые классы по субботам не учатся.

– У нас учатся. У нас школа такая… продвинутая. С двумя языками.

– Ужас… Лучше бы мы не пошли в школу в этом году.

– Точно! Ещё бы чуть-чуть в детский сад походить!

Но как можно не пойти в школу, если обоим уже исполнилось по семь лет? Давно исполнилось, ещё весной. Братья хотели попасть в один класс, за одну парту, но родители не послушались и всё решили по-своему. Родьку отвели в языковую гимназию, где училась Ариша, а Светлика – в обычную школу рядом с домом.

Из соседней комнаты раздался голос бабушки:

– Святослав и Родион! Вы уже закончили? Я иду проверять.

Братья метнулись от окна к большому круглому столу, где были в полном беспорядке разбросаны раскрытые школьные пеналы, карандаши, ручки, учебники и прописи. Если честно, бабушка Родьки и Светлика была совсем не строгая (бабушки, наверное, и не бывают строгими по-настоящему). Но когда дело касалось учёбы, она становилась очень серьёзной. И даже называла внуков полными именами, чтобы они тоже чувствовали себя взрослыми и ответственными.

– Святослав! – вздохнула бабушка, взяв в руки прописи Светлика. – Ну что это такое? Ни одной ровной строчки, ни одной красивой буковки. А напачкал-то как! Придётся переписывать.

Рассказы виктории ледерман слушать

Светлик за семь лет своей жизни привык, что у него много имён, не то что у Родьки и Ариши. Ну как их ещё можно называть? Только полностью – Родион и Арина. А его, Светлика, все зовут по-разному. Для учителей он Святослав, для друзей и одноклассников Славик, а для родных – Светлик. Это ему мама такое прозвище придумала. Когда он был совсем маленьким, она его вообще Светлячком называла. Сейчас тоже называет, но редко, он ведь уже не малыш.

– Не буду я переписывать, – надулся Светлик. – У меня пальцы не двигаются. Я эти дурацкие крючки и буквы целый час пишу.

– Хорошо, отдыхай пока, – согласилась бабушка. – Сейчас пообедаем – и снова за уроки. Сколько можно с письмом возиться? Математику и чтение вообще не трогали.

Она проверила прописи у Родьки, сказала, что он тоже будет переписывать после обеда, и пошла на кухню.

– Когда уже каникулы наступят? – пробурчал Родька. – Чтобы проснуться утром и никуда не идти.

– И ничего не писать, – поддержал Светлик. – И вообще задание не делать. Только каникулы ещё не скоро, до них целых девятнадцать дней. Я считал.

– Как долго!

– Ага! Ужасно долго!

Они помолчали. Родька катал по столу ручку, а Светлик задумчиво заштриховывал карандашом красную учительскую надпись в своих прописях: «Плохо! Старайся!»

– Я знаю! – вдруг воскликнул Родька, и глаза его загорелись.

– Что знаешь? – не понял Светлик, не прекращая своего занятия. Ему осталось закрасить только «…айся!».

Родька понизил голос:

– Знаю, как сделать, чтобы побыстрее начались каникулы!

Светлик посмотрел на него недоверчиво. Конечно, Родька – мастер на всякие затеи и всегда придумывает что-то необычное и увлекательное, но приблизить осенние каникулы ему точно не по силам. Не может же он убрать из календаря целых девятнадцать дней!

– Ну и как?

– Да очень просто! Нужно заболеть.

– Заболеть?

– Ну да. Тогда можно будет не ходить в школу и не делать задание. А если сильно заболеть, можно до самых каникул дома просидеть. Здорово я придумал? – Родька радостно потёр руки.

– Но ты же не можешь просто взять и заболеть, – сказал Светлик.

– Почему не могу? Простужусь, да и всё.

– Как?

– Очень просто. Промокну под дождём. Вот прямо завтра!

– Если завтра опять будет дождь, бабушка нас гулять не выпустит. Сегодня же не выпустила.

– А я… ещё до неё промокну, сразу после школы. А к ней уже приду мокрый и больной, – Родька от своей выдумки восторженно завертелся на стуле. – Ты к ней не заходи без меня, жди завтра возле дома. И пойдём простужаться. Ладно?

– Ну… если дождь будет, – неуверенно проговорил Светлик. Как-то ему не очень хотелось идти простужаться. Но бросить брата наедине с его очередной затеей он тоже не мог.

– Будет, будет, – заверил его Родька. – Папа сказал – дожди зарядили на всю неделю. Он всегда точно предсказывает погоду.

Светлик не успел возразить, потому что из кухни их позвала бабушка, и братья наперегонки помчались обедать.

Глава вторая
Дождик, дождик, лей, лей!

Рассказы виктории ледерман слушать

Дядя Женя, Родькин папа, видимо, ошибся с предсказанием. Дожди вовсе не собирались лить целую неделю. Стояли сухие солнечные дни, и Родьке никак не удавалось привести в исполнение свой хитрый план.

– Как тут простудишься, с такой погодой? – ворчал он, каждые пять минут подбегая к окну. – Ну хоть бы одно облачко!

– Зато гулять можно идти, когда уроки сделаем, – возражал Светлик. – Бабушка отпустит во двор.

– Ага! Эти уроки до ночи не переделаешь! Вон какая куча! А самое ужасное – прописи! Кто их только придумал? Вон Аринка уже упражнения пишет, рассказы всякие, про ёжика или про путешествия, а мы всё – палки да палки, буквы да буквы… Нет, в первом классе неинтересно учиться. Вот бы сразу в третий!

– А в третьем интересно?

– А как же! В третьем классе за тобой больше никто не следит, не сидит рядом, когда ты уроки делаешь. Ты уже всё умеешь, и читать, и писать, и даже по-иностранному говорить. Вот Аринка берёт учебник, смотрит на иностранный рассказ, который английскими буквами написан, и сразу читает его по-русски, представляешь! И предметы в третьем классе другие, им каждый урок что-то интересное рассказывают, то про животных, то про древние города… Не то что у нас, – Родька вернулся за стол и горестно подпёр голову руками. – Вот бы заморозиться на весь первый класс!

– Как заморозиться? – не понял Светлик.

– Ну, это когда ты засыпаешь в специальной морозилке и спишь там, пока тебя не разбудят. Я в кино видел, как один дядька заснул, а проснулся через много лет, когда у него уже дети выросли и даже постарели. А он такой же остался, как и был, молодой. Здорово ведь?

– Нет, не здорово. Я не хочу замораживаться на много лет.

– А на много и не надо. Только до третьего класса.

– Всё равно не хочу, – поёжился Светлик. Он вспомнил замороженную рыбу из морозилки, покрытую белым инеем. Она была твёрдая и холодная, как ледышка, и совершенно неживая.

– Да такое ещё не изобрели, – успокоил его Родька. – Это всё выдумки, только для кино. Если бы изобрели, все первоклассники тут же побежали бы замораживаться.

– Родион! Святослав! – крикнула из кухни бабушка. – Вы пишете или болтаете?

– Пишем! – в один голос отозвались братья и склонились над прописями.

И вот наконец в четверг пошёл долгожданный дождь. Да не просто дождь, а настоящий ливень с ледяным пронизывающим ветром. Светлик вышел из школы, натянул на голову капюшон, застегнул куртку до самого подбородка и помчался к бабушкиному дому. Он почти не промок, потому что бежал быстро, да и бабушка жила совсем близко. Светлик мог бы пойти к себе домой, потому что и сам жил неподалёку, через три дома от бабушки. Но мама с папой работали до самого вечера, а сидеть одному в пустой квартире ему не очень хотелось. Родькины родители тоже работали, Ариша ходила на продлёнку, поэтому братья после школы обычно шли к бабушке. Вернее, это только Светлик шёл пешком. А Родькина гимназия находилась возле его собственного дома, и ехать до бабушки ему нужно было на школьном автобусе.

Светлик трясся от сырости и холода на крыльце под козырьком, но не заходил к бабушке, ждал Родьку. А как же иначе? Уговор есть уговор. Он обещал помочь брату простудиться, значит, надо выполнять. Родька появился из-за угла довольно скоро, но Светлик всё равно успел продрогнуть до костей.

– Дождь! Я же говорил! – радостно завопил Родька и сунул свой рюкзак ему в руки. – На, держи. Не ставь на землю, промокнет.

Он принялся стягивать с себя куртку.

– Зачем? – слабо запротестовал Светлик и умолк. Он хотел сказать: «Ты же простудишься!» – но понял, что сейчас это прозвучало бы странно.

– Надо, – твёрдо сказал Родька. – В куртке я не весь промокну. А нужно, чтоб весь.

Он вручил скомканную куртку Светлику и выскочил под дождь прямо в рубашке. Она тут же промокла насквозь и прилипла к телу. Дождевые капли лупили Родьку по голове, по плечам, по спине, а он звонко хлопал себя по мокрой одежде и приговаривал:

Рассказы виктории ледерман слушать

– Дождик, дождик, лей, лей! Родик, Родик, заболей!

– Родька, хватит! – крикнул Светлик, дрожа от холода. – А то вдруг слишком сильно простудишься, так и до каникул не выздоровеешь!

Мокрый Родька подскочил к нему.

– Может, ещё голову под трубу сунуть? – выговорил он непослушными губами.

– Под какую трубу? – не понял Светлик.

– А вон под ту, – Родька трясущейся рукой показал на водосточную трубу, из которой лился поток воды.

– Не надо, ты и так уже весь мокрый.

– Не-а, ещё не весь. Ноги сухие.

Родька вбежал в глубокую лужу на неровном асфальте, и его ботинки полностью скрылись под водой.

– А‐а-а! Супер! Хорошая водичка! – взвыл он.

Светлик хотел ещё раз позвать его, как вдруг из подъезда выбежала запыхавшаяся бабушка в домашнем халате и тапочках. Длинная серая шаль сползла с плеч и волочилась за ней, как хвост.

– Что же вы делаете, обормоты такие! – закричала она. – Это что ещё за игры? Родька! А ну вылезай из лужи сейчас же! Ещё и куртку снял! Славка, а ты чего стоишь и смотришь? Вот я вашим родителям всё расскажу! Ох, дурные! Надо же такое придумать!

И она погнала обоих братьев в квартиру, приговаривая, что сейчас задаст им трёпку, да такую, что у них пар из ушей пойдёт и они сразу согреются.

– Как она увидела-то? – проклацал зубами Родька, шлёпая мокрыми ботинками по ступенькам. – У неё же окна на другую сторону.

– Не знаю… Но теперь нам обоим влетит от родителей, – Светлик украдкой оглянулся на бабушку, которая отстала от них на целый этаж.

– Ну и ладно. Зато я точно простудился! Привет, каникулы! – Родька провёл ладонью по мокрым волосам и чихнул.

– Будь здоров! – сказал Светлик.

Глава третья
Гипнотизёры, кактусы и коты

Рассказы виктории ледерман слушать

Несмотря на все свои старания, Родька так и не заболел. Заболел Светлик. Хотя он и не мок под дождём и не бороздил лужи, а просто стоял на крылечке под козырьком – морально поддерживая брата. Бабушка отогревала в ванной и поила чаем с малиновым вареньем их обоих, но Светлику это нисколько не помогло. В пятницу он свалился с высокой температурой и всю неделю пролежал в постели под маминым наблюдением.

– Ну вот, устроил ты себе каникулы раньше времени, – ворчала мама, натирая его мазью от кашля и меняя прохладные компрессы на лбу, – и мне заодно! На работе сейчас самое горячее время, без меня никак нельзя!

– А ты езжай на свою работу, – хрипел простуженным горлом Светлик, – ко мне бабушка может прийти. И Родька.

– Ну нет! Я уж лучше сама прослежу за тем, чтобы ты лечился как следует. А Родьку я и на порог больше не пущу, он на тебя плохо влияет. Дружил бы лучше с Марусей Зориной. Такая хорошая девочка! Серьёзная и правильная.

Маруся Зорина была их соседкой по подъезду и раньше ходила в детский сад вместе со Светликом. Мама с папой дружили с Марусиными родителями и часто приглашали их в гости. Вместе с Марусей, конечно. Она очень нравилась маме, потому что не хулиганила и не придумывала ничего такого, что не устраивало бы взрослых. Родители даже отдали Светлика с Марусей в одну школу, правда, в разные классы: Марусю в первый «А», а Светлика в первый «Б». В «А» класс набирали подготовленных детей, которые уже хорошо читали и писали. И Светлик был очень рад, что не попал туда. Он не любил «правильную» Марусю. Дружить с двоюродным братом было куда увлекательнее.

– Видишь, как он тебя простудил, твой Родька! – сердилась мама. – Ты теперь школу пропускаешь, а он учиться продолжает как ни в чём не бывало.

– Он меня не простужал, я сам.

– Вот и пей теперь тёплое молоко с маслом и мёдом, раз сам.

– Фу-у! Терпеть его не могу!

– Тебе и не надо его любить. Это лекарство. Пей без разговоров!

Светлик послушно давился молоком, глотал горько-сладкие сиропы и полоскал горло пахучими отварами. До конца первой четверти оставалось совсем немного времени, и обязательно надо было выздороветь как можно скорее. Перед самыми каникулами в школе намечался праздник «Посвящение в первоклассники», и Светлику очень не хотелось его пропустить. Ведь там всем приколют к школьной жилетке значок с надписью «Первоклассник». А Светлик из-за болезни рискует остаться просто учеником, без значка и нового звания!

Хоть мама и была сердита на Родьку, всё же пустила его к больному. Правда, не сразу, а через несколько дней, когда температура снизилась и Светлику стало немного лучше.

– Надеюсь, вы хорошо будете себя вести? – подозрительно поинтересовалась мама, проводив Родьку в комнату.

– Конечно, тётя Оля! – заверил её тот. – Как всегда. Ни о чём не беспокойтесь.

Мама тяжело вздохнула и сказала, что если как всегда, то беспокоиться как раз есть о чём. Потом взяла с них обоих обещание, что они больше ничего не будут придумывать, и вышла.

– Ну вот, – сказал Родька, оглядев ряды коробочек и пузырьков с лекарствами, – всё организовал я, а повезло тебе. Ты теперь валяешься, от школы отдыхаешь, а я за тебя за партой мучаюсь.

Светлик попытался возразить, что вовсе не хотел простужаться и что болеть не так уж и весело. Кому интересно всё время лежать в постели и смотреть в потолок? А куда ещё смотреть, если с высокой температурой больше ничего нельзя делать? И не слишком приятно, когда у тебя болят и горло, и нос, и глаза, и вся голова сразу. Но Родька не стал ничего слушать, он лишь махнул рукой и великодушно заявил:

– Ладно, не благодари. В следующий раз заболею. Просто организм у меня такой, слишком закалённый. Ну ничего, я тут ещё кое-что придумал.

Светлик напомнил, что они обещали маме больше ничего не придумывать. Родька почесал затылок и сказал, что он так не может.

– У меня голова всегда что-то придумывает. Даже когда я сам не хочу, – объяснил он. – Не было ничего, а вдруг – бац! Идея уже в голове. И, между прочим, замечательная! Что мне её, выкидывать, что ли?

– И что ты придумал? – заинтересовался Светлик.

– Буду тренироваться, чтобы стать гипнотизёром.

– Кем стать?

– Гипнотизёром. Это когда у человека есть такая суперсила, и он может заставлять других людей ему подчиняться. Вот ты, например, не хочешь что-то делать, а он тебя заставит, и ты сделаешь. Ему вообще невозможно сопротивляться, такая у него сильная воля.

– Значит, моя мама – гипнотизёр, – сказал Светлик. – Она всегда может заставить делать то, что не хочешь.

– Да нет! – замотал головой Родька. – Гипнотизёр вслух ничего не говорит. Он заставляет мысленно. Смотрит на тебя особенным взглядом, и ты сразу понимаешь, что ему от тебя нужно. Хочешь не хочешь, а идёшь и делаешь.

– Это про мою маму, – кивнул Светлик. – Она может даже ничего не говорить, просто посмотрит, а я уже знаю, что надо делать. И взгляд у неё как раз такой, особенный…

– Да при чём тут твоя мама! – воскликнул Родька. – Гипнотизёр – это как фокусник вперемешку с волшебником. Он умеет внушать. Ты будешь думать про одно, а оно совсем другое. Понял?

– Нет. Какое одно и другое?

Родька подскочил к окну и взял в руки горшок с высоким продолговатым кактусом.

– Вот подойди сюда!

– Зачем?

– Ну подойди!

Светлик вылез из постели и подошёл к нему.

– Дотронься до кактуса! – скомандовал брат.

– Не хочу, он колючий.

Рассказы виктории ледерман слушать

– Это ты сейчас знаешь, что колючий. А гипнотизёр может тебе внушить, что он вовсе не колючий, а мягкий и пушистый. И вообще, что это не кактус, а… кот, например. И ты будешь гладить колючки, но думать, что это шерсть, и тебе не будет больно. Понятно?

– А зачем мне думать про кота и гладить колючки? Я могу просто гладить кота и думать, что это кот.

– Какой же ты бестолковый! – рассердился Родька и гневно тряхнул горшком. Высокий ствол кактуса не выдержал такой встряски и угрожающе накренился. Братья вскрикнули одновременно. Светлик выпалил:

– Осторожно!

А Родька завопил:

– Держи его! Лови!

И сам попытался наклонить горшок в противоположную сторону, чтобы растение встало на место. Но то ли он тряхнул слишком сильно, то ли сторона оказалась не совсем противоположной, только кактус не захотел оставаться в горшке и вместе с кучей земли вывалился на пол. Светлик слышал, как Родька кричит «Держи!» и «Лови!», но даже не подумал подставить руки под летящий кактус. Конечно, если бы он в этот момент был загипнотизирован и думал бы, что это пушистый кот, он бы с удовольствием его поймал. Но беда в том, что Светлик точно знал: это именно кактус, и его цепкие колючки очень плохо выковыриваются из ладоней. Поэтому бедное растение уже ничто не могло спасти.

– Ну вот! – сказал Родька, держа в руках пустой горшок. – Смотри, что ты наделал!

– Я наделал? – возмутился Светлик. – Зачем ты его схватил?

– А если ты простых вещей не понимаешь? Я тебе на примере хотел объяснить.

Тут на шум прибежала мама и, стараясь говорить спокойно, спросила:

– Что тут происходит?

– Игра, – сказал Родька. – Мы просто играли.

– Во что?

– В гипнотизёров, – вздохнул Светлик.

– А при чём тут мой кактус?

– Он просто должен был стать котом, – пояснил Родька.

– Понятно, – сказала мама, хотя ей ничего не было понятно. Она покачала головой и тут же всех загипнотизировала. Родька отправился к бабушке делать домашнее задание, а Светлик получил порцию горького сиропа и улёгся в постель.

А через некоторое время и кактус вернулся на своё законное место.

Глава четвёртая
Фея желаний, приди!

Рассказы виктории ледерман слушать

На последней неделе перед каникулами дожди закончились, выглянуло солнце и на улице немного потеплело. Родька выскочил из автобуса без шапки и в расстёгнутой куртке. Светлику тоже было жарко, но он не стал так рисковать. Мама строгонастрого запретила ему переохлаждаться. Она сказала, что после болезни организм ещё не окреп и можно снова заболеть. А болеть Светлику больше не хотелось, особенно перед самыми каникулами. Нужно было найти другой способ избежать школы.

– А у меня уже стало получаться! Я сегодня на уроке нашу учительницу музыки загипнотизировал, – похвастал Родька, когда они со Светликом встретились после школы.

– Ух ты! Правда? – удивился Светлик.

– Ага. Я ей внушил, что пою, а сам только рот раскрывал. Она ничего и не заметила. Сказала, что сегодня все молодцы, хорошо пели.

– А другие тоже пели в это время?

– Ну да, весь хор пел.

– Если все пели, тогда не считается, – сказал Светлик.

– Почему это не считается? – обиделся Родька.

– Да она просто не слышала. Как в хоре услышишь, что кто-то не поёт? Надо, чтоб ты один пел. Вот если она и тогда не поймёт, что ты только рот раскрываешь, тогда будет считаться.

– Ну я же ещё тренируюсь. Пока только с хором получается.

– Ты лучше своей учительнице внуши, чтобы она не писала тебе в тетради «Плохо!» и «Грязно!». Или бабушку загипнотизируй, чтобы она у нас уроки не проверяла, – предложил Светлик.

– Ну ты сказал! Да такое даже настоящий гипнотизёр не сможет сделать! – воскликнул Родька. – Я вот недавно Аринке пытался внушить, чтобы она за меня в прописях четыре строчки заглавной буквы «Е» написала. Терпеть не могу эту букву писать, она у меня никак не выходит.

– А мы ещё не дошли до «Е». Ну и что? Внушил?

– Нет. Она не поддалась, наверно, на неё тоже гипноз не действует. Сам сел писать. И знаешь, вдруг у меня так красиво вышло, просто загляденье. Обычно я мучаюсь с этой противной «Е», а тут мне стало так легко её писать. И так быстро! Я уже подумал, что сам себя загипнотизировал.

– И что?

– Что? Оказалось, что я четыре строчки буквы «З» написал вместо «Е» и даже не понял! Представляешь? Пришлось всё переписывать, целый час лишний просидел, – пожаловался Родька. – Вот тебе и гипноз.

– Да, гипнотизёром быть нелегко, – согласился Светлик.

Братья подошли к бабушкиному дому и возле соседнего подъезда увидели целую стайку девчонок. Девчонки сидели на корточках на пожелтевшем газоне, сбившись в неровный кружок, и что-то негромко бубнили.

– Что там у них? – заинтересовался Родька.

– Наверно, нашли что-то, – предположил Светлик.

– Пойдём посмотрим?

Они подошли к газону. Девчонки сидели плотно друг к другу, голова к голове, и за их спинами ничего не удавалось разглядеть. Зато стали слышны слова, которые они бормотали хором:

Рассказы виктории ледерман слушать

– Фея желаний, приди! Фея желаний, приди!

Девчонки повторили это несколько раз, похлопали в ладоши и принялись копаться в земле.

– Чего это они делают? – тихонько спросил Светлик у Родьки. Тот так же тихо ответил:

– Записочки какие-то закапывают.

– Зачем?

– Ну, не знаю. Может, колдуют?

– Колдуют?

– Ну да. Вон заклинания говорят. Фею какую-то зовут.

– А разве можно колдовать на самом деле?

Родька пожал плечами. Девчонки одна за другой вскочили на ноги и стали топтаться по газону, тщательно утрамбовывая землю сапогами и кроссовками.

– Фея желаний, исполни! Фея желаний, исполни! – как заведённые, повторяли они.

Вдруг одна из них, самая высокая, резко обернулась к Светлику с Родькой:

– Чего вам здесь надо?

Она была старше братьев и даже старше Ариши и училась, наверное, в четвёртом классе. А может, и в пятом.

– А что вы закапывали? – спросил Светлик.

– Не ваше дело, – сказала вторая девчонка, поменьше первой. Остальные перестали топтаться по газону и уставились на непрошеных зрителей.

– Что у вас там? – поинтересовался Родька и сделал шаг вперёд. Все девчонки, как по команде, загородили ему путь.

– Идите отсюда, мелюзга! – угрожающе произнесла первая.

– Кто такая Фея желаний? – не отступал Родька, хотя Светлик уже дёргал его за рукав.

– Кто надо!

– Ну расскажите, вам что, жалко? Может, мы тоже хотим желание загадать.

Девчонки засмеялись.

– Фея ваше желание не исполнит, – ответила вторая. – Даже не надейтесь.

– Почему это?

– Потому что она к мальчишкам не приходит. Это фея только для девочек. Ясно?

– Ну и подумаешь! Очень нам нужна ваша фея!

– Вот и идите отсюда.

Братья развернулись и пошли к своему подъезду.

– Разве это честно? – возмущался Родька по дороге. – Только одежда бывает отдельно для мальчиков и отдельно для девочек. А феи должны быть общие. Желание – оно и есть желание, какая разница, кто его загадал, мальчик или девочка? Правда ведь?

– Ага, – согласился Светлик. – А ты думаешь, они есть на самом деле?

– Кто? Феи?

– Ну вообще, волшебники. Настоящие.

– Ну Дед Мороз же есть. Значит, и феи могут быть. Но только для всех, а не отдельно для девчонок. И вообще, какие у них желания? Глупости всякие. Кукол небось просят или другую девчачью ерунду. Они уйдут, раскопаем, посмотрим.

– Да не надо… А ты бы что попросил?

– Я бы? Да уж что-нибудь посерьёзней кукол! Например, чтобы уроки не делать и в школу не ходить. Или чтобы задания сами собой делались, без меня. Я прописи открываю, а там уже всё написано. Здорово ведь?

Светлик кивнул. Конечно, здорово. Он тоже загадал бы такое желание. Как жаль, что эта Фея желаний дружит только с девочками.

– А ещё можно было бы попросить, чтобы моя мама стала учительницей в моём классе, – продолжил мечтать Родька уже в бабушкином подъезде.

– Зачем?

– Как зачем? Она бы меня вообще не вызывала и все задания за меня делала бы.

– Откуда ты знаешь?

– Ну сам подумай, если мама – учительница, зачем она своего сына мучить будет? Она же в классе самая главная, разве она захочет ему плохие оценки ставить? Вон у Аринки в третьем «А» учится сын её учительницы, и он отличник, между прочим! Пятёрки получает на каждом уроке! Она никогда его не ругает, а только хвалит. Конечно, зачем ей его ругать? Для этого другие ученики есть… Эх, жаль, что моя мама не учительница!

– И моя, – вздохнул Светлик.

  • Рассказы виноградова видео про чечню
  • Рассказы ветеранов о великой отечественной войне 1941 1945 видео
  • Рассказы василия белова аудио
  • Рассказы валентины осеевой для 2 класса распечатать бесплатно
  • Рассказы веллера про охоту брежнева