Виктор Драгунский. Денискины рассказы. Список произведений и биография
Денискины рассказы В. Драгунского. Цикл рассказов о приключениях мальчика Дениски и его друга Мишки, рассказаных от первого лица. Рассказы Виктора Драгунского для детей.Список произведений.Краткая биография, жизнь и творчество Драгунского.
Англичанин Павля
Арбузный переулок
Белые амадины
…Бы
Где это видано, где это слыхано…
Гусиное горло
Главные реки
Двадцать лет под кроватью
Девочка на шаре
Друг детства
Дымка и Антон
Дядя Павел истопник
Живой уголок
Заколдованная буква
Запах неба и мохорочки
Здоровая мысль
Зеленчатые леопарды
И мы!
Как я гостил у дяди Миши
Кот в сапогах
Красный шарик в синем небе
Куриный бульон
Мой знакомый медведь
Мотогонки по отвесной стене
На Садовой большое движение
Надо иметь чувство юмора
Не пиф, не паф!
Не хуже вас, цирковых
Независимый горбушка
Ничего изменить нельзя
Одна капля убивает лошадь
Он живой и светится…
Подзорная труба
Пожар во флигеле, или подвиг во льдах…
Похититель собак
Поют колёса — тра-та-та
Приключение
Профессор кислых щей
Рабочие дробят камень
Расскажите мне про Сингапур
Ровно 25 кило
Рыцари
Сверху вниз, наискосок!
Сестра моя Ксения
Синий кинжал
Слава Ивана Козловского
Слон и радио
Смерть шпиона Гадюкина
Сражение у Чистой речки
Старый мореход
Тайное становится явным
Тиха украинская ночь…
Третье место в стиле баттерфляй
Удивительный день
Фантомас
Хитрый способ
Человек с голубым лицом
Чики-брык
Что любит Мишка
Что я люблю и чего не люблю!
Шляпа гроссмейстера
Читать все рассказы Драгунского.Содержание
Краткая биография Виктора Драгунского.Жизнь и творчество.
Популярный и любимый многими советский и российский писатель Виктор Драгунский родился в Соединенных Штатах — в Нью-Йорке — тридцатого ноября тысяча девятьсот тринадцатого года в семье еврейских эмигрантов из города Гомеля.
Юность и семья В.Драгунского
Мама будущего писателя – Рита Драгунская — и отец – Юда Перцовский — познакомились в Гомеле, там же вступили в брак. Опасаясь еврейских погромов, незадолго до появления на свет сына эмигрировали в США. Однако им не удалось прижиться на чужбине, и в 1914 году они вернулись на родину. В 1918 году Виктор Драгунский, биография которого насыщена трагическими событиями, испытал первый удар – от тифа скончался его отец.
Через некоторое время у Виктора Драгунского появился отчим – Ипполит Войцехович – красный комиссар. Еще совсем молодым он погиб в 1920-м. Спустя два года у мальчика появился другой отчим – актер театра Менахем-Мендл Рубин. С ним семья объехала полстраны, сопровождая его в гастрольных турах. В 1925 году они перебралась на постоянное место жительство в Москву, но счастья этот переезд никому не принес. Спустя некоторое время отчим оставил семью и перебрался в США, где стал театральным постановщиком.
Начинающий актер
Виктор Драгунский, биография которого неразрывно связана с творчеством,семнадцатилетним юношей стал частым гостем в Литературно-театральных мастерских Алексея Дикого. Не прошло и пяти лет, как состоялся его актерский дебют на сцене Театра транспорта. Сегодня это Театр имени Н. В. Гоголя. Именно в это время в окружении талантливых людей Драгунский, биография которого полна необыкновенных перевоплощений, заинтересовался литературной деятельностью.
Некоторое время параллельно он работал в цирке. Необходимо заметить, что в театре царила здоровая и творческая обстановка. Виктора окружали такие же, как он, молодые, талантливые, полные сил и желания работать актеры. Именно здесь появляется писатель Драгунский.
В большом актерском коллективе, где работало немало прославленных звезд, начинающий артист вряд ли мог рассчитывать на частую и постоянную занятость в спектаклях. Поэтому довольно скоро талантливый молодой человек стал задумываться над созданием небольшого коллектива актеров внутри театра.
«Синяя птичка»
Работа над созданием небольшой студии не затянулась, и очень скоро Виктор Драгунский, биография которого вновь делала крутой вираж, стал руководителем группы актеров, которые демонстрировали литературно-театральные пародии. Коллектив был назван «Синяя птичка». Ему было суждено прожить с 1948 по 1958 год.
Труппа «Птички» не ограничивалась работой с актерами родного театра, постепенно в нее стали приходить и артисты других заведений Москвы. Шло время, и к группе пришла популярность. Их часто приглашали выступать в Доме актера. Веселые пародии и талантливые артисты имели успех у публики, поэтому спустя некоторое время Драгунскому предложили создать подобный коллектив в Мосэстраде, но непременно с тем же названием.
Виктор Драгунский, биография которого подарила ему встречу с Людмилой Давыдович, придумывал для спектаклей вновь созданной труппы тексты к музыкальным композициям. Через непродолжительное время они стали очень популярны и свою вторую жизнь нашли на эстраде.
С 1940 года Драгунский публиковал свои фельетоны и юмористические рассказы, а в 1960-м вышла его книга «Железный характер», в которой впервые была опубликована краткая биография Драгунского. Так читатели познакомились с жизнью и творчеством автора.
Виктор Драгунский – детский писатель
Начиная с 1959 года Виктор Юзефович пишет цикл веселых и забавных рассказов о Денисе Кораблеве, симпатичном мальчишке, и его друге Мишке Слонове. Весь цикл называется «Денискины рассказы». Не случайно выбрано имя главного героя – так зовут сына писателя. В центре этих рассказов находится пытливый и доверчивый Дениска и его антипод – товарищ Мишка, немного заторможенный и мечтательный. Все истории друзей веселые и динамичные.
Виктор Драгунский – писатель и сценарист
Виктор Юзефович успешно работал не только для детской аудитории. В отличие от произведений для детей, в рассказах и повестях для взрослых уделяется особое внимание деталям и определенности ситуации. Они придают произведениям жесткость. Их драматизм почти всегда переходит в тяжелую трагедию.
Несмотря на то что во время войны Драгунский находился в ополчении, его всегда волновала военная тема. В 1951 году на суд читателей была представлена повесть «Он упал в траву», посвященная первым дням войны и героям, принявшим удар на себя. Главный персонаж повести, несмотря на то, что по состоянию здоровья не был призван в армию, пошел в ополчение.
В своих произведениях Драгунский не дает каких-либо оценок и не подвергает критике социальную действительность, он просто описывает человеческие характеры, по которым можно восстановить историю целого поколения.
В 1964 году Драгунский, биография которого включает в себя и небольшой опыт работы в цирке, выпускает повесть «Сегодня и ежедневно», главный герой которой трудится в цирке. Великолепный коверный Николай Ветров может спасти самую слабую программу, сделать хорошие сборы даже в самом маленьком провинциальном цирке, но в реальной жизни ему неловко и неуютно. Повесть дважды экранизировалась.
Личная жизнь, семья Виктора Драгунского
Елена Корнилова – актриса, которая стала первой женой писателя. Она родила сына Леонида, который впоследствии закончил экономический факультет МГУ. Долгое время работал журналистом в «Известиях», «Неделе». Стал автором таких произведений, как «Образ жизни – советский!», «Сказочная сила», «Останутся в памяти» и др. Исаак Львович Драгунский – дядя писателя, был прокурором Азово-Черноморского края. Позднее он был расстрелян.
Второй супругой писателя стала Алла Васильевна Драгунская (Семичастнова). В браке родились двое детей: дочь Ксения и сын Денис.
Ксения Викторовна Драгунская
В 1966 году у Виктора Юзефовича и Аллы Васильевны родилась дочь Ксюша. Сегодня она является известным российским драматургом, сценаристом, детским писателем, искусствоведом. Ксения Викторовна – автор пьес, которые ставят самые именитые режиссеры во всем мире. Их можно посмотреть в академических театрах и подвальчиках андеграунда, на студенческих показах и в любительских студиях.
Сюжеты ее произведений наполнены искренностью, непошлой любовью и замечательным и тонким юмором. Произведения Ксении Викторовны используют для обучения студентов и подготовки актеров в школе-студии МХАТ, РАТИ, ВГИК, ГИТИС, University of Iowa (США), в училище им. Щукина.
Денис Викторович Драгунский
Пятнадцатого декабря тысяча девятьсот пятидесятого года родился Денис Драгунский, ставший в детстве прототипом «Денискиных рассказов». В тысяча девятьсот семьдесят третьем году закончил МГУ, филологический факультет. До 1979-го преподавал греческий язык в Академии Дипломатии. Затем он стал свободным литератором, создавал сценарий кино- и телефильмов.
Одна из пьес писателя шла на сцене Моссовета 18 лет. Денис Викторович Драгунский написал около 80 научных статей и обзоров, более 400 статей на политические темы. Они переведены на немецкий, английский, японский и итальянский языки. Написал несколько сценариев к фильмам по произведениям отца.
Сегодня вы немного узнали, каким человеком и писателем был Виктор Драгунский. Биография (краткая ее версия) представлена в этой статье.
————————————————————
Виктор Драгунский.Денискины рассказы
Читаем бесплатно онлайн.
Читать все рассказы Драгунского.Список произведений
Рассказы Виктора Драгунского — произведения, которые любят дети и взрослые по сему миру. Умные и забавные истории из жизни детей автор передает с позиции равного, они запоминаются читателю. Он думает о них, ищет в них поддержки и отдыха. Герои рассказов похожи на простых мальчишек и девчонок: они играют, ссорятся, мирятся, делают уроки, ошибаются и попадают в нелепые ситуации. Чтобы показать ребенку, как важно быть собой, учиться дружить и не унывать в сложных ситуациях, обязательно прочтите вместе с ним рассказы Виктора Драгунского.
-
Что любит Мишка
Что любит Мишка — рассказ Виктора Драгунского из жизни мальчика Дениса, который нравится не одному поколению детей. В нем Дениска вместе с другом Мишкой оказывается свидетелями того, как на перемене учитель музыки что-то…
-
Заколдованная буква
Заколдованная буква — рассказ Виктора Драгунского, который стоит прочесть всем детям. В одном дворе гуляли трое ребят: девочка и два мальчика. От имени одного из них ведётся рассказ про то, как привезли ёлку. Девочка увидела…
-
Тайное становится явным
«Тайное становится явным» — еще одна история из цикла Виктора Драгунского про Дениску. Мальчик слышит интересную фразу и спрашивает у матери об ее значении. Когда он получает объяснение, Денис еще и не подозревает, что завтра…
-
Арбузный переулок
Арбузный переулок — рассказ Виктора Драгунского, с которым знакомы многие взрослые и дети. В нём говорится о том, как мальчик Денис вернулся с улицы после игр голодным. Он попросил маму его накормить, она поставила перед…
-
Англичанин Павля
Англичанин Павля — рассказ Виктора Драгунского из цикла «Денискины рассказы», которые увлекают детей уже полвека. В этой повести, как и в остальных произведениях цикла, рассказ ведётся от имени мальчика Дениса. Накануне…
-
Двадцать лет под кроватью
«Двадцать лет под кроватью» — рассказ Виктора Драгунского, с которым стоит познакомить детей старшего возраста. Главный персонаж сказки Дениска отправился в гости к друзьям, где они играли в разные игры. Когда пришло время…
-
Девочка на шаре
Девочка на шаре — рассказ В. Драгунского о младшем школьнике и синеглазой девочке — юной цирковой артистке. Случайным жестом и красивым сценическим образом она покорила воображение мальчика Дениса. Посмотрев с классом представление…
-
Хитрый способ
Хитрый способ — рассказ Виктора Драгунского, который тронет сердце не только детей, но и взрослых. В нем Дениске захотелось облегчить маме хлопоты по дому. Он решил изобрести метод быстрого мытья посуды. Удастся ли ему помочь…
-
Друг детства
Друг детства — рассказ Виктора Драгунского из цикла рассказов о Дениске Кораблеве, которое заинтересует не только мальчишек. На этот раз мальчик делится с читателем историей о том, как он выбирал для себя профессии. Однажды…
-
Он живой и светится
Он живой и светится — рассказ Виктора Драгунского, который стоит читать всей семьей. В нем Дениска Кораблев ждет мать во дворе с игрушечным самосвалом. Начинает смеркаться, и тоска одолевает мальчуганом. В этот момент к…
-
Профессор кислых щей
Профессор кислых щей — произведение Виктора Драгунского, в котором многие родители узнают себя в детстве. Рассказ ведёт Дениска, маленький мальчик. Ему не терпится поделиться с отцом полученными знаниями, и своими разговорами…
-
Надо иметь чувство юмора
«Надо иметь чувство юмора» — рассказ Виктора Драгунского, с которым стоит познакомить юных школьников. В нём рассказывается, как двое друзей, Миша и Денис, делали вместе уроки. Во время списывания в тетради они разговаривали…
-
Сестра моя Ксения
«Сестра моя Ксения» — рассказ Виктора Драгунского, с которым стоит познакомить детей, когда в семье ожидается пополнение. В произведении рассказывается от имени мальчика Дениса, как он впервые встретился со своей сестрой…
-
Похититель собак
Похититель собак — рассказ Виктора Драгунского, любимый многими поколениями ребят. В нем сосед по даче просит Дениску присмотреть за его собачкой, пока самого соседа не будет дома. Поначалу мальчик добросовестно исполнял…
-
Сверху вниз, наискосок
«Сверху вниз, наискосок» — рассказ Виктора Драгунского, который будет интересен не только детям, но и взрослым. В нём рассказывается о том, как ребята-дошкольники, Денис, Миша и Алёнка, наблюдали за строительством дома…
-
Главные реки Америки
Главные реки Америки — рассказ Виктора Драгунского, любимый многими детьми. В нём поведано про Дениску, с которым происходят всякие интересные и забавные истории. Однажды он играл весь день, занимался своими делами, но только…
-
Что я люблю и чего не люблю
«Что я люблю и чего не люблю» — рассказ Виктора Драгунского, который будет понятен любому ребенку. В нем мальчик Денис рассказывает о том, что особенно ему по душе, что доставляет несказанное удовольствие. Перечисление занимает…
-
Ровно 25 кило
Ровно 25 кило — рассказ Виктора Драгунского, с котором стоит познакомить заранее тех ребят, что отправляются в людное место. В нём рассказывается, как мальчик Дениска и его друг Мишка получили пригласительный билет на праздник…
-
Где это видано, где это слыхано
«Где это видано, где это слыхано» — рассказ Виктора Драгунского, с которым стоит познакомить ребёнка старшего возраста. В нём ребята Люся, Дениска и рассказчик решили устроить сатирический концерт. Дети постарались на славу:…
-
Красный шарик в синем небе
Красный шарик в синем небе — рассказ Виктора Драгунского, который стоит прочесть юным мечтателям. В нём от имени мальчика Дениса рассказывается, как он с Алёнкой отправился на одно из весенних гуляний. В магазине, куда они…
«Мастер улыбки –
Виктор Юзефович Драгунский»
Ход мероприятия:
Сегодня мы с вами поговорим о
замечательном детском писателе Викторе Драгунском. Виктор Драгунский
родился 30 ноября 1913 года. Драгунский был сыном русских эмигрантов. Родился
он в Нью-Йорке, но в 1925 году семья переехала в Россию.
С детства Виктор увлекался литературной
деятельностью, посещал литературно-театральную мастерскую. Но писателем он стал
не сразу. После окончания школы он работал токарем на заводе, шорником, которые
делают конскую упряжь, лодочником и бакенщиком, сторожем при бакенах; бакен –
плавучий знак, устанавливаемый для обозначения опасных мест на реках, озёрах и
т.д. Потом учился на актёра, и с 1935 года началась его актёрская биография: он
был артистом эстрады, несколько лет руководил театром, который назывался «Синяя
птица». А ещё Виктор Драгунский работал Дедом Морозом на ёлках, и все дети,
мамы, папы, бабушки и дедушки просто животики надрывали от смеха, такой весёлый
был Дед Мороз. Виктор Драгунский даже был клоуном в цирке на Цветном бульваре,
рыжим клоуном в лохматом рыжем парике. А клоуном быть очень трудно, ведь он
должен уметь и фокусы показывать, и сальто-мортале делать, и по канату ходить,
и петь, и танцевать, и с животными уметь обращаться. Виктор Драгунский всё это
умел.
Когда началась Великая Отечественная
Война, Драгунский пошёл в народное ополчение и защищал Москву от фашистов. И
ещё во время войны Виктор Юзефович с другими артистами ездил на фронт выступать
перед бойцами, что бы у них было хорошее настроение. Вот сколько интересного
случилось с Виктором Драгунским до того, как он стал писателем.
Когда У Виктора Драгунского родился сын –
Денис, с ним начали случаться всякие смешные истории. Драгунский стал эти
истории записывать, и получились «Денискины рассказы». Первая книжка из 16
рассказов вышла в 1961 году. Под названием «Он живой и светится». Денискиных
приключений становилось всё больше и больше. В 1964 году появилась книга
«Расскажи мне про Сингапур» и «Человек с голубым лицом». Всего было написано
около 90 очень весёлых рассказов. Эти рассказы принесли писателю заслуженную
славу. Его книги читают не только в России, но и в Украине, и в Молдавии, и в
Грузии, и в Норвегии, и даже в Японии. По сценарию В. Драгунского поставлен
фильм «Весёлые истории».
Конкурс на лучшего знатока произведений
Виктора Драгунского.
А сейчас мы проведём конкурсов на лучшего
знатока произведений Виктора Драгунского.
Этот конкурс будут проходить по 6 разделам.
1.
Чей это портрет?
2.
Читаем внимательно
3.
Расшифруй криптограммы
4.
Из какого рассказа
5.
Грамматика и правописание
6.
Денискина Москва
За каждый правильный ответ вы будете
получать жетоны. У меня есть 3 помощника, которые будут помогать раздавать жетоны.
По одному помощнику на каждый ряд. Условия конкурса:
1.
Не вставать и не кричать с места.
2.
Поднимать руку.
3.
В случае выкрикивания с места, удаляется один жетон.
1 раздел конкурса
Чей это портрет?
1.
Сто граммов веснушек – вот это и есть… (Денис. Расскажите мне про
Сингапур)
2.
…она. Наверное и есть Дюймовочка, такая она была маленькая, милая и
необыкновенная. (Танечка Воронцова. Девочка на шаре)
3.
Он хотя немного рыжеватый, но довольно сообразительный. (Андрюшка
Удивительный день)
4.
«Маленькие, маленькие белые снежинки с блестящими клювиками и
величиной с полпальца. (Птички на выставке. Белые амадины)
2 раздел конкурса
Читаем внимательно
1.
На что Дениска выменял самосвал, подаренный папой? (на светлячка.
Он живой и светится)
2.
Самое короткое название рассказа В. Драгунского. (Бы)
3.
Сколько лет провел Дениска под кроватью? (20 лет под кроватью)
4.
Фамилия Дениски (Кораблёв)
5.
Фамилия Мишки (Слонов)
6.
Сколько весит Мишка? (24,5)
7.
Сколько весит Дениска? (25,5)
8.
Как назвать одним словом всё, что любит Мишка? (съедобное Что
любит Мишка)
9.
Что решили приготовить на обет Дениска с папой? (Куриный бульон)
10.
Какого цвета глаза у Денискиной мамы, когда она сердится?
(Зелёные, как крыжовник Тайно становится явным, Гусиное горло)
11.
Какая буква была заколдована и почему? (буква ш Заколдованная буква)
12.
Стихотворение какого поэта не выучил Дениска? (Некрасова Главные
реки)
13.
Название реки, которое не выучил Дениска? (Миссисипи)
14.
Что построили ребята из пузатой бочки, старого самовара, ящика с
крышкой, кусочков жести, гвоздей, верёвочек? (ракету Удивительный день)
15.
Назовите «цирковые» рассказы В.Драгунского (мотогонки по отвесной
стене, Девочка на шаре, Не хуже вас, цирковых, Слониха Лялька, Ровно 25 кило)
16.
Однажды папа рассказал Дениске историю из военного детства. Какая
сладость там упоминается? (арбуз)
17.
В костюме какого сказочного героя Дениска пришёл на школьный
карнавал? (кот в сапогах)
3 раздел конкурса
Расшифруй криптограммы
Криптограмма – тайное, зашифрованное
написание слов. Вам надо догадаться, какой шифр использован в данном примере и
уже потом расшифровать слово.
1.
Главные реки –читаем только прописные буквы
2.
Слон и радио – читаем только заглавные буквы
3.
Друг детства – прочитать справа налево
4.
Что я люблю – Каждая цифра соответствует порядковому номеру буквы
в алфавите
4 раздел конкурса
Из какого рассказа?
В каких произведениях В. Драгунского
упоминаются представленные предметы?
1. пистолеты и рогатка – Сражение у чистой
реки
2. бутылка с газированной водой – ровно 25
кило
3.Ёлка – Заколдованная буква
4.Шляпа — Тайное становится явным
5. Радио ( транзисторный приемник) – Слон
и радио
Пуговицы, картон, клей – Подзорная труба
6.Завернутая в одеяльце кукла – Сестра моя
Ксения
7. Плюшевый медведь – Друг детства
8. Книга А.С. Пушкина Полтава – Тиха
украинская ночь
9. Велосипед- Мотогонки по отвесной стене
10. Собачка – Похититель собак
11. Шахматы — Шляпа гроссмейстера
12. Лист бумаги с надписью Спасибо тебе,
Кол! У меня по русскому тройка. Раз в жизни. Ура! – Фантомас
5 раздел конкурса
Грамматика и правописание
Исправьте ошибки, которые сделал Дениска и
его друзья.
1.Наступили мозы – Наступили морозы
2. Натала зима – Настала зима
3. Мы построили салаш – Мы построили шалаш
4. С Первым маем – С Первым мая
5.Мужичонка с ноготком – Мужичок с ноготок
6. Это вторая ступеня — Это вторая
ступенька
7. Бириги сваю плету! Она ща как
подзарвётся – Береги свою плиту! Она сейчас как взарвется.
8. Ни выходи ночю на двор. Все про тебя
знаим! – Не выходи ночью во двор. Все про тебя знаем!
9. Пливал я на громатику. – Плевал я на грамматику.
6 раздел
Денискина Москва
Ребята! Дениска часто бывал в интересных
местах города Москвы. Он побывал в Кремле, в цирке, в зоопарке, на ВДНХ, на
Арбате, в Чистых прудах. И обо всем этом он рассказывал в своих рассказах.
Вспомните по отрывку, о каком рассказе
идёт речь.
1.
«Я не знаю ничего красивее Кремля. Я там был в Гранатовой палате и
в Оружейной, стоял возле Царь-пушки и знаю, где сидел Иван Грозный» —
Тайное становится явным
2.
«… Прибежал Мишка Слонов и как закричит:
-На Арбате в зоомагазине дают белых
мышей!!!
Я ужасно обрадовался и побежал к маме». –
Живой уголок
3.
«Один раз мы всем классом пошли в цирк. Я очень радовался, когда
шёл туда, потому что мне уже скоро восемь лет, а я был в цирке только один
раз». – Девочка на шаре
4.
«Когда мы пришли, то папа сказал: «К слону», — потому что слон был
у папы самый любимый во всём зоопарке. Папа всегда ходил к нему первому, как к
царю». – Слон и радио
5.
«Все чистые пруды замёрзли. А мы с Дениской идём, слышим – кто-то
из проруби кричит. Бултыхается и хватается руками. Ну мы с Дениской подползли,
этого мальчишку за руки, за ноги и на берег» — Пожар во флигеле или
подвиг во льдах
6.
«Возле нашего дома появилась афиша… На ней были нарисованы
разнообразные птицы и написано: «Показ певчих птиц» Певчих птиц показывали на
Выставке достижений, и я туда легко добрался на метро».- Белые амадины
Дополнительные вопросы:
1.Имя слона, который чуть не проглотил
радио. (Шанго)
2.Он летом учил английский язык.(Павля)
3.Что подарил Дениска на день рождения
другу? (гусиное горло)
Подведение итогов:
выбор лучшего знатока произведений Драгунского
Как известно, литература всегда была отражением настроений в обществе.
Заметок на эту тему встречается сейчас немного, поэтому с любопытством прочитал встреченную в интернете публикацию.
Вот ее краткое изложение. Думаю, оно даст «пищу» для размышлений многим, кого волнует этот вопрос.
Как известно, в советские годы был период, когда «Анну Каренину» заменили в школьной программе на «Войну и мир», а Достоевского совсем убрали из школьной программы. Видимо, Достоевский не укладывался со своим отношением к революции в нужные властям СССР идеологические рамки.
Автор публикации постарался выяснить, как изменился список литературы в наше время, например, в 5-7 классах.
В программе обязательного чтения больше нет «Денискиных рассказов» Виктора Драгунского и «Тимура и его команды» Аркадия Гайдара.
Зато появились «Никита» Платонова и «Васюткино озеро» Астафьева.
«Если сравнивать книгу Гайдара и Астафьева, то коллективный подвиг и труд заменили на личный. Тимур был с командой, Васютка помог всем один. Еще одну книгу Астафьева нашла в списке литературы 6 класса «Конь с розовой гривой». Мне даже интересно стало, почему Астафьева стало так много в школьной программе. А вот «Сын полка» Катаева убрали», — рассуждает автор заметок.
Вместо книг Максима Горького о трудном детстве, теперь читают книги Распутина. Например, «Уроки французского».
Читают ли сейчас школьники «Песню о Буревестнике» Горького? Читают ли «Трех Толстяков» Юрия Олеши? Эти произведения знал каждый советский ребенок школьных лет.
Но ведь там речь шла о борьбе, борьбе народа с действующими правителями, может, в этом суть, а не в том, что это произведения менее талантливых писателей.
«В целом могу сказать, что книги, воспевающие революционный подвиг, борьбу, а также коллектив и сплоченность, из школьной программы убрали. Вместо них пришли книги о личном успехе или трагедии», — делает вывод автор заметок.
А что встретилось в программе 8-11 классов?
Снова автор заметок встречает произведения Платонова и Астафьева. «Такое чувство, что это главные авторы современности», — замечает автор заметок.
Не встретила, пишет автор, «Поднятой целины» Шолохова. Это роман о первых годах Советской власти, о создании колхозов в стране. Есть в программе рассказ этого писателя «Судьба человека» о Великой Отечественной войне.
Ощущение, что всех кто был в фаворе в советское время поменяли на тех, кто был в опале, замечает автор.
Какой вывод делает автор заметок из сделанного анализа?
«Выкинули из школьной программы все советское. Некоторые книги идеологические совсем не жалко, но вот без Катаева, Гайдара, Драгунского, Олеши программа стала скуднее».
И еще один вывод: «Личный подвиг выдвинули на первый план, задвинув общественный. Очень много книг, ругающих Советскую власть. История снова стала однобокой, но уже со знаком минус. Как бы там не было, но у медали две стороны».
Вспомнилось недавнее замечание президента России Владимира Путина, заметившего странность в учебнике истории, где мало говорилось о Сталинградской битве, важнейшем сражении в ходе Великой Отечественной войны, битве, которая сыграла ключевую роль в конечном разгроме фашистской Германии.
Что касаемо того, что любили читать в нашем детстве.
Для меня, мальчишки конца 60-х годов, рассказы Виктора Драгунского — своеобразная биография рябят из нашего двора. Мы не просто выросли на этих рассказах, но и некоторые сюжеты почти дословно повторялись, по крайней мере, нам так казалось тогда или же хотелось в это верить.
Когда появилась возможность задать несколько вопросов тому самому Дениске — сыну классика детской советской литературы Виктора Драгунского, сделал это.
В частности, спросил Дениса Драгунского о том, чем актуальны и близки «Денискины рассказы» для сегодняшних Мишек и Денисок? Или сюжеты, в которых нет Интернета, Барби и роботов, уже не трогают современные юные души?
Денис Драгунский выразил уверенность, что рассказы эти продолжают читать и сегодня.
«Я это вижу по постоянным переизданиям. Читателям, особенно детям, интереснее всего переживания героев, их радости и обиды. Привлекают юмор, веселые приключения, неожиданные повороты сюжета, сжатые и остроумные диалоги. Хорошая книга и без Интернета хороша, а плохую, скучную никакие технические новинки не спасут», — сказал Денис Драгунский.
Как-то зашел у меня разговор «про книжки» с детьми лет десяти. Вспомнил про «Денискины рассказы», кратко рассказал, о чем они.
— Дениске и Мишке было лет восемь, и они одни, без родителей гуляли во дворе и сами ходили в школу? – услышал вопрос от юных собеседников.
Да, для нынешних ребят такое кажется невозможным чаще всего. И, наверное, про нынешних ребят «Денискины рассказы» просто написать было бы нельзя.
Но ведь в них остался дух и детали детства родителей нынешних ребят. И этим они уже интересны и поучительны.
А еще после прочтения заметок «про книги» вспомнились слова кинорежиссера Карена Шахназарова в одной из телепрограмм.
Речь шла о воспитании, о роли искусства в этом процессе. Режиссер заметил, что давно предлагал ввести в школьную программу курс «Сто лучших советских фильмов», которые стоит увидеть каждому ребенку за годы учебы в школе.
Но пока дальше предложения дело не пошло. Ответ, наверное, можно найти в истории «про книги».
Открытый урок литературного чтения
Тема: В.Ю. Драгунский « Главные реки»
Цель: познакомить учащихся с творчеством В.Ю.Драгунского и его произведением «Главные реки».
Тип урока: Урок изучение нового материала
Задачи:
• раскрыть нравственный смысл произведения;
• совершенствовать навык выразительного чтения, пересказа текста, выборочного чтения;
• учить сравнивать, сопоставлять, выражать свои мысли, чувства, настроение;
• учить чётко формулировать ответ на поставленные вопросы;
• совершенствовать библиографические навыки;
• закреплять умение самостоятельно работать с книгой;
• развивать читательский интерес.
УУД:
Познавательные: поиск и выделение нужной информации о героях и их поступках, о произведении или книге; ориентироваться в тексте; анализировать произведение с целью соотнесения иллюстрации с эпизодом; формулировать несложные выводы.
Регулятивные: осознавать и принимать учебную задачу; контролировать себя при чтении; способствовать развитию у детей чувства юмора, речи, мышления; учить оценивать поступки, отличать хорошее от плохого; ставить цель собственной познавательной деятельности и удерживать её.
Коммуникативные: участвовать в выразительном чтении по ролям, в инсценировках; следить за действиями других участников в процессе коллективной творческой деятельности и по необходимости вносить в нее коррективы; вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать других, соблюдать правила общения; аргументировать высказывания, задавать вопросы; воспитывать культуру поведения при фронтальной, индивидуальной и групповой работе.
Личностные: самоопределение и самопознание себя через сравнение с героями литературных произведений; формирование выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; интерес к содержанию доступных художественных произведений, к миру чувств человека, отраженных в художественном тексте; воспитывать интерес к чтению литературы, творчеству В.Ю. Драгунского.
Ожидаемые результаты урока: заинтересовать учащихся творчеством В.Ю.Драгунского; совершенствование умений работать в паре, группах и самостоятельно, а также анализировать произведение.
Формы организации работы учащихся: парная, фронтальная, индивидуальная.
Формы организации работы учителя: организаторская, обучающая, контролирующая, оценивающая.
Ход урока.
- Организационный момент. Слайд 2
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Учись, смекай, активным будь .
И к знаниям откроешь путь!
Здравствуйте, ребята! Начинаем урок литературного чтения.
- Актуализация опорных знаний.
На этапе актуализации знаний в качестве рефлексии провожу идеальный опрос . Учащиеся сами оценивают степень своей подготовки и сообщают об этом учителю.
-Кто сегодня чувствует себя готовым на «5»? (Учащиеся поднимают руки)на «4», на «3»
-Проверим домашнее задание.
Проводит тест по теме урока. Каждому обучающемуся раздается карточка с тестом.
– Выберите правильный ответ. Слайд 3.
1. Среди героев сказки не было:
а) Пети; б) Тани; в) Маруси.
2. Детей, которые напрасно теряли время в сказке:
а) трое; б) пятеро; в) четверо.
3. Среди злых волшебников не было:
а) Сергея Захаровича; б) Ольги Капитоновны; в) Марфы Васильевны.
4. Дом волшебников находился:
а) на лесной поляне; б) в лесной чаще;в) посреди топкого болота.
5. Фамилия Пети:
а) Власов; б) Зубов; в) Зайцев.
6. Фамилия Наденьки:
а) Соколова; б) Смирнова; в) Степанова.
7. До леса дети-старички доехали:
а) на такси; б) троллейбусе; в) трамвае.
8. Часы в доме волшебников называли:
а) будильником; б) ходиками; в) песочными часами.
9. Для совершения волшебства стрелку надо было повернуть в обратную сторону:
а) семьдесят семь раз; б) двадцать раз; в) пятьдесят раз.
10. Какое выражение использовал Е. Шварц, говоря о поведении Васи Зайцева?
а) «И в ус не дует»; б) «ног не чует»; в) «уши развесил».
11. Автор сказки о потерянном времени:
а) А. С. Пушкин; б) Г.-Х. Андерсен; в) Е. Л. Шварц.
V. Работа по теме урока.
А) Постановка темы, выявление проблемы.
-Перед вами выставка книг. Они все вам знакомы. Среди них можно найти несколько, где автор повторяется. Произведение этого автора мы и будем сегодня изучать. Определите автора.Слайд 4.
-Мы с вами продолжаем изучать раздел, который называется «Делу время – потехе час». В этом разделе мы с вами познакомимся с произведениями великих русских писателей: Евгения Львовича Шварца; Виктора Юзефовича Драгунского; Виктора Голявкина.В этом разделе есть юмористический рассказ « Главные реки»Слайд 5.
-Ребята, а что вы знаете о жанре «юмористический рассказ»?
-Рассказы этого жанра экранизируются. В основе юмористического рассказа, несмотря на всю его шуточность, лежит что-то серьёзное, скрывающееся под забавной маской, это и есть мораль рассказа, если вчитаться и призадуматься, то вы её обязательно найдёте.
-Сегодня мы с вами будем читать юмористический рассказ «Главные реки».
Б) Знакомство с биографией и творчеством В. Драгунского. Группа подготовленных обучающихся рассказывают биографию
В .Драгунского, знакомят с списком литературы.Слайды 6-11
1. Работа над рассказом «Главные реки»
— Сейчас мы прочитаем рассказ Виктора Драгунского «Главные реки» на с. 17—23 учебника.
(Первичное чтение рассказа. Читают учитель и хорошо читающие учащиеся.
Слайд 12.
— Ваши впечатления от прочитанного?
— Понравился ли вам рассказ?
— С каким настроением вы его слушали?
— Можно ли этот рассказ назвать юмористическим?
— Какой момент рассказа показался вам самым смешным?
— Интересно ли вам было вновь встретиться с героями Дениской и Мишкой?
2. Словарная работа в рабочей тетрадиСлайд 13
— Подберите синонимы к словам.
ПОЗОР — (бесславие, бесчестье; стыд (и срам), скандал, позорище (разг.); срамота, стыдоба (народно-поэт.)).
ЛОВКО — (1) проворно, юрко; вертко (разг.); сноровисто (прост.); 2) удобно).
ПРИМЧАТЬСЯ— (прибежать, приехать).
ВЕЖЛИВЫЙ — (учтивый, корректный, предупредительный, любезный, деликатный, галантный).
БОДРО — (лихо (разг.), жизнерадостно).
ПРОДЕКЛАМИРОВАТЬ — (прочитать, прочесть).
ВЛЕПИТЬ — (поставить, ударить).
— От чьего имени ведется рассказ? Почему?
— К каким уловкам прибегает Дениска для того, чтобы исправить положение? Помогают ли герою подсказки друзей?
3. Чтение по ролям (стр.19-21)
— Распределение ролей, чтение.
4. Работа с иллюстрациями. Выборочное чтение (стр. 19. 21)
Слайды 14-15
-Что изображено? К какому отрывку относится иллюстрация? Найдите отрывок.
-Помогли ли Дениске подсказки друзей?
-Что осознал Дениска в результате этой истории?
— Что Драгунский хотел сказать юным читателям своим произведением?
5. Нахождение отрывка по данному началу.
— Сейчас проверим как вы ориентируетесь в тексте.
6. «Будь внимателен» — учитель читает с ошибками, дети должны найти отрывок и исправить ошибки.
7. Выборочное чтение
— Какой отрывок из рассказа показался самым интересным? А самым смешным? (Чтение отрывков учениками)
8.Работа в группах. Слайды 16-18
1 группа — отвечает на вопросы:
Сколько лет было Дениске?
Чем занимался Дениска весь день? отрывок из стихотворения какого поэта не выучил Дениска?
Работа с фразеологизмами. — 2 группа
— Прочитайте, объясните смысл фразеологизмов
ВЫЛЕТЕЛО ИЗ ГОЛОВЫ
ОДЕВАТЬСЯ КАК НА ПОЖАР
СМЕЯТЬСЯ ДО СЛЁЗ
Работа с пословицами – 3 группа
Составьте пословицы, прочитайте, соотнесите их с картинками, проверьте.
ДЕЛУ – ВРЕМЯ, ПОТЕХЕ — ЧАС.
СДЕЛАЛ ДЕЛО, ГУЛЯЙ СМЕЛО!
ОТКЛАДЫВАЙ БЕЗДЕЛЬЕ, ДА НЕ ОТКЛАДЫВАЙ ДЕЛА.
Объясните смысл пословиц
— Можно этими пословицами определить главную мысль произведения?
— Почему?
9.Анализ произведения.
— Каким вы представляете себе Дениску? Назовите человеческие качества, которыми по-вашему мнению он обладает (выбор из списка подходящих качеств характера)
Добрый (не держит зла на учителя, а даже жалеет её) , злой, злопамятный, отзывчивый, исполнительный, храбрый, весёлый, находчивый, сообразительный, глупый, справедливый, дружелюбный, ленивый, трудолюбивый.
— Что вы можете рассказать о друзьях Дениски? (настоящий друг Мишка Слонов, пытается выручить друга)
— Какими способами он пытался помочь другу? Есть ли комизм в его действиях?
— Что вы можете сказать об учителе? Как менялось её настроение? Справедливо ли была поставлена двойка?
— Чему научила героя эта история? Какую клятву он дал? Что смешного есть в его клятве? (до глубокой старости будет учить уроки)
Выбери пословицу, которая по твоему мнению подходит к этому произведению и отражает его смысл.Слайд 19.
- Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
- Делано наспех – сделано на смех.
- Чем дальше в лес, тем больше дров.
- Враньё не ведёт в добро.
- Делу – время, потехе – час.
10.Домашнее задание. Слайд 20
Придумай и запиши рассказ о Дениске.
11. Рефлексия.Слайд 21.
Прием «Острова», в котором учащиеся оценивают свой вклад в урок, или дают оценку состоявшегося взаимодействия.
-Ребята выберите, на каком из предложенных островов вы находитесь в конце урока:
остров Удовлетворения, остров Грусти, остров Знаний, остров Радости.