Рассказы валентины осеевой для 2 класса читательский дневник

Автор: валентина осеевагод издания рассказа: 1943рассказ валентины осеевой волшебное слово является одним из наиболее знаменитых произведений популярного детского писателя. этот

Автор: Валентина Осеева

Год издания рассказа: 1943

Рассказ Валентины Осеевой «Волшебное слово» является одним из наиболее знаменитых произведений популярного детского писателя. Этот небольшой рассказ дал название полноценному сборнику рассказов, который по сей день считается классикой детской литературы. Рассказ «Волшебное слово» Осеевой включен в школьную программу и отчасти благодаря этому писательница по сей день занимает высокое место среди лучших детских писателей.

Сюжет

В парке на скамейке сидел маленький старичок и зонтиком чертил узоры на песке. К нему подсел Павлик и грубо потребовал, чтобы старичок подвинулся. У Павлика было красное, злое лицо, и старичок поинтересовался, что с ним случилось.

Павлик не выдержал и поделился с незнакомцем своими бедами: сестра Ленка не поделилась с ним красками, бабушка тряпкой прогнала его из кухни, а старший брат наотрез отказался взять его с собой кататься на лодке. Павлик замолчал и подозрительно посмотрел на старичка, который его внимательно слушал. Тот, в свою очередь, сказал, что знает волшебное слово, которое обязательно поможет мальчику улучшить его жизнь. Говорить его нужно тихим голосом, глядя человеку прямо в глаза. Он наклонился к уху Павлика и что-то тихонько прошептал.

Павлик бросился бежать домой. Первой он увидел Лену, которая тут же сгребла к себе краски. Но Павлик повернулся к ней и тихим голосом попросил краски, добавив слово «пожалуйста». Лена не ожидала услышать такое от брата – она улыбнулась и протянула ему краски.

Павлику очень понравилось, как волшебное слово влияет на людей. Он пошел в кухню, посмотрел в доброе бабушкино лицо и тихим голосом попросил пирожок, добавив «пожалуйста».

И снова произошло чудо – бабушка ласково улыбнулась и протянула внуку самые лучшие пирожки. Перед ужином Павлик вежливо попросил старшего брата покататься с ним на лодке, и тот не смог отказать.

Мальчик вспомнил старичка, раскрывшего ему тайну волшебного слова . Он бросился в парк, чтобы поблагодарить его, но старичка уже нигде не было видно.

Главная тема произведения

Главная мысль сказки — почитание окружающих, воспитанность и внимательность к ближним. Следует заботиться о других людях, быть чуткими к их желаниям и настроениям. Требуется выказывать уважение, быть добрыми. Эти простые истины — неотъемлемая часть человеческого общения, они представляют собой основу культуры и взаимопонимания.

Нравственное зерно

Надо указать в читательском дневнике, почему Осеева в своих работах такое внимание уделяет вопросам нравственности. Моральное зерно — это главное, что есть в человеке. Волшебные слова проделывают невообразимые чудеса. Они чем-то напоминают магическое заклинание, которое способно на невозможное.

Разумеется, мысли должны быть преисполнены добра. Для этого надо соблюдать нравственные законы. В любом возрасте, особенно в детском, когда личность ребёнка только формируется, необходимо задаваться вопросами о добре и зле, о том, что такое плохо и что такое хорошо. Следует уметь различать правду и обман.

Всегда нужно стремиться к любви по отношению к другому человеку, к порядочности. Образ главного героя Павлика весьма неприятный и отталкивающий. Его физиономия постоянно красная из-за нескончаемых недовольств. Он смотрит на мир искоса. Невнятным бормотанием мальчишка заявляет о своих желаниях родственникам, каждый день удивляясь отказу.

Его пальцы сжаты в кулак. Павлик вечно обижен на всех вокруг, все ему обязаны и должны. Мальчишка то и дело вопит, бьёт кулаком по поверхностям. Он хочет всякого лишний раз толкнуть или ударить. Хамоватое и невоспитанное поведение — это уже черта характера юного Павлика. Мальчишка с раздражением обращается с другими людьми, он обижен на весь мир. Мальчик злится и грубит изо дня в день.

Какие же разительные перемены у маленького Павлика, когда он получил урок вежливости. Все домашние буквально опешили от этих нововведений.

Если попробовать предугадать дальнейшие отношения Павла с другими и его личное настроение, то, пожалуй, действительно жизнь мальчишки качественно преобразится.

Магия вежливости

Теперь у Павла есть место доброте. Как важно оставаться приличным и правильно вести себя. Хорошее воспитание неукоснительно располагает к себе и открывает любое сердце. Вежливое обращение к другому бесценно, оно украшает, делает человека человеком. Если постоянно произносить волшебные вежливые слова, то со временем просыпается чуткость и заботливость. Такое нельзя не любить, эту личность каждый уважает и старается быть полезным.

Конечно же, волшебные слова делают мир лучше. Они помогают выстраивать вежливые и уважительные отношения между людьми. Встреча с таинственным старичком на скамейке повлияла на всю жизнь маленького Павлика. Может быть, незнакомый дедушка и вправду был волшебником.

Главный персонаж совершенно меняется к концу произведения. После беседы в парке он понимает необходимость чуткого отношения к окружающим. Вежливое слово помогает, оно украшает и располагает. Добродетельное отношение к другому человеку всегда дарит лёгкость сердца и радостное настроение. Оно вызывает то же самое и в собеседнике.

Как замечательно, когда есть такие хорошие и добрые люди, как этот дедушка из парка. Терпеливо выслушал всхлипывания чужого грубияна-мальчишки. Старичок не рассердился, не стал юного героя Павлика учить жизни и читать нотации.

Дедушка потратил своё время и душевные силы, чтобы воспринять горечь и боль другого. Он нашёл правильные и добрые слова. Старик совершенно изменил злого незнакомого мальчика, превратив его в доброго и довольного.

Уважительное обращение в повседневной жизни

История мальчишки Павлика актуальна и в сегодняшние дни как для ребят, так и для взрослых. Многие школьники никогда не слышали о культуре обращения с окружающими людьми, а иные повзрослевшие закрывают глаза на вежливость или вовсе забывают о ней. Безусловно, если не обращаться уважительно с другими, то они ответят взаимностью.

Волшебные фразы:

  • «спасибо»;
  • «прошу прощения»;
  • «будьте любезны» и так далее.

Всё это не обычные словообороты, а проявление уважительности. Слова самые скромные, но какой в них магический посыл, сколько они содержат положительной энергии.

Когда произносится волшебная фраза, то становится теплее на душе, краски вокруг ярче. Вежливость — это победа доброты и жизнелюбия. Такие слова соединяют друг с другом радостных людей. Очевидно, что если желаешь изменить мир, то надо в первую очередь измениться самому.

Вспоминается народная пословица: «Вежливость ничего не стоит, но даёт многое». Добрая новелла об особых словах научает детей и их родителей быть уважительными и внимательными друг к другу. Злобность и грубости перечеркнут любые человеческие отношения и принесут вред тому, от кого они исходят. А при вежливом обращении никому в голову не придёт отказать в чём-либо.

Уроки морали Валентины Осеевой

Пожалуй, с таких важных старичков следует брать пример, они учат добру и правде. Уважительным обращением можно получить больше, чем грубыми криками. При располагающем приветствии всегда положительный отзыв.

Вежливость — это великая вещь. Бывает, что волшебную фразу, произнесённую полушёпотом, воспримут лучше, чем шумный крик и ругань. Каждый должен принять для себя в обязанность быть вежливым по отношению к окружающим, а особенно с родственниками и друзьями. Можно отметить по краткому содержанию в читательском дневнике, что в «Сыновьях» В. Осеевой главная мысль такая же — это важность заботы о родителях.

Этот рассказ о матерях и их детях. Три женщины беседовали у колодца, набирая воду, о своих сыновьях. Две хвалились, только третья скромно промолчала. Затем их встретили эти мальчишки. Только сын скромницы помог матери с ведром воды. Им все залюбовались.

Произведения Осеевой «Кочерыжка» и «Волшебная иголочка» — это также истории о преодолении детьми преград, о победе над порой кажущимися неразрешимыми трудностями.

Рассказы писательницы любят и читают:

  • «Бабка»;
  • «Долг»;
  • «Синие листья»;
  • «Хорошее»;
  • «Время» и многие другие.

Советская писательница Валентина Осеева родом из Киева. В детстве мечтала стать актрисой, но, повзрослев, однажды случайно оказалась в рабочей коммуне для бездомных и осиротевших детей. Там стало ясно, что её предназначение и план на будущее — растить и обучать подрастающее поколение. Она более шестнадцати лет проработала с сиротами и малолетними преступниками.

Главные темы в работах писательницы:

  • честность;
  • патриотизм;
  • добро;
  • порядочность;
  • любовь к человеку.

В свободное время женщина писала детские сказки, сценарии для пьес, также по ним ставила театральные постановки вместе со своими воспитанниками. Литературные труды Валентины Овсеевой о ребятах и для ребят, которые поднимают вопросы о хорошем и о плохом, учат терпимости к человеку и справедливости.

Отзывы читателей

Разбирали с сыном главные мысли рассказов Осеевой «Сыновья» и «Волшебное слово» для читательского дневника. Хоть они и были написаны несколько десятилетий назад, но по-прежнему актуальны. Учат взаимоотношениям в семье. Заметила, что после прочтения отношение сына ко мне, отцу и брату стало лучше. Еще познакомились с короткими рассказами этого автора: «Иголочка», «Отомстила», «Кочерыжка». Такие книги необходимо читать!

Лидия, 43 года, г. Каменск-Уральский

Год, как воспитание младшего брата легло на мои плечи, поскольку родители много работают. Заметил, что он стал вести себя все хуже, грубил и не слушался. Помогли книги Осеевой, а особенно понравился рассказ «Волшебное слово», поскольку примерно такая ситуация и была в нашей семье.

Олег, 15 лет, г. Ярославль

Недавно помогала готовиться к уроку младшей сестре. Делали анализ, рисунок и готовились к пересказу этого произведения. Оно учит тому, что слова подобны ключикам и способны открывать любые двери. Злое и грубое слово вызовет обиду у собеседника, вежливое же позволит добиться своей цели и поднимет настроение. Павлик злился на всех, кроме себя. Его просто не научили в детстве внимательно относиться к близким. К счастью, ему встретился мудрый наставник, который помог изменить ситуацию к лучшему. Жаль, что бабушка и родители мальчика гораздо раньше не объяснили ему суть слова «пожалуйста».
Алина, 13 лет, г. Благовещенск

Интересные темы

  • Бунин
    Иван Бунин родился в последней четверти 19 века в центральном черноземье, в городе Воронеж. Там он работал, занимаясь письменными делами, писал стихи, полагая что станет знаменитым поэтом.
  • Толстой — Булька
    В произведении рассказывается об одном офицере и его бульдоге по кличке Булька. Булька был сильным, смелым и умнейшим псом. Он выделялся среди других псов
  • Чехов — Ванька Жуков
    Ваньке едва исполнилось девять лет, когда он попал в ученики к Аляхину. В прошлом паренек проживал в селе вместе с добродушным дедушкой, но теперь маленький Жуков уже в течение трех месяцев
  • Твен — Приключения Гекльберри Финна
    Вдова Дуглас, усыновив мальчишку Гека, надеялась, что ей удастся воспитать из него хорошего парня: научить хорошим манерам, отправить на учебу и, конечно, отучить от различных неприятных руга

Главные герои

Записывая в читательский дневник краткое содержание «Волшебного слова» Осеевой, следует ознакомиться с персонажами рассказа. В действующих лицах ребята без труда могут узнать себя или своих знакомых. В произведении фигурируют:

  1. Павлик (главный герой). Мальчик переживает из-за того, что не может наладить взаимоотношения в семье. Автор представляет его невоспитанным и грубым.
  2. Дедушка. Мудрый и сдержанный мужчина, случайно встреченный Павликом. Раскрыл ребенку тайну слов-помощников.
  3. Лена. Сестра мальчика, отзывчивая и добрая девочка.
  4. Старший брат Павла. Вежливый и рассудительный подросток.
  5. Бабушка главного героя. Добрая старушка, обладательница большого любящего сердца. Часто балует внуков румяными пирожками.

( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )

Рассказы валентины осеевой для 2 класса читательский дневник


2

10 ответов:

Рассказы валентины осеевой для 2 класса читательский дневник



8



0

В читательский дневник напишем краткое содержание, примерно 5-6 предложений:

  • Главным героем рассказа Валентины Осеевой «Хорошее» является мальчик Юра, который мечтал совершать добрые дела. И так замечтался, что игнорировал любые обращения к нему за помощью: и сестре отказал, и няне нагрубил, и собаку прогнал. Он и не догадывался, что элементарная помощь нуждающимся — это и есть добрые поступки, не нужно желать сделать что-то сверхъестественное. Рассказ учит проявлять заботу и внимание к близким.

Рассказы валентины осеевой для 2 класса читательский дневник

Дополнительную информацию о произведении можно посмотреть, пройдя по ссылке (нажмите на фразу, обозначенную синим цветом):

  • подходящие к рас.-зу пословицы
  • отзыв о прочитанном

Рассказы валентины осеевой для 2 класса читательский дневник



2



0

Небольшой совсем рассказ Осеевой, но поучительный и, самое главное, лёгкий, что немаловажно для юных читателей, которым в начальных классах трудно справляться с большими текстами. Поэтому, прочитав его, ребенку просто будет разобраться с тем, кто главный герой, а кто не совсем главный, герой второго плана.

Для этой истории про «Хорошее» можно объединить в отзыве для читательского дневника и персонажей/участнико­<wbr />в событий, и краткое содержание, например так:

<hr />

Отзыв по рассказу «Хорошее»

В рассказе В.Осеевой главным героем является Юрка. Он мечтает совершить подвиг. К мальчику сначала пристает сестра. Ей хочется поиграть с братом, но брат ее отталкивает. Юрку просит няня убрать тарелки, но Юрке неохота. Даже Трезору он не наливает водички и продолжает мечтать.

Когда Юрка спрашивает у мама, что хорошего он может сделать. Мама отвечает, что поиграть с сестрёнкой, помочь няне и позаботиться о собаке.

Оказалось, что хорошее — это не только мечтать спасти кого-то из речки, хорошее — это помогать близким.

<hr />

Самый главный герой рассказа — Юра.

Другие участники рассказа «Хорошее»: младшая сестра, няня, мама и папа Трезор.

Рассказы валентины осеевой для 2 класса читательский дневник



2



0

Автором рассказа «Хорошее» является замечательная детская писательница Валентина Осеева.

Главный герой этого рассказа — мальчик Юрик, который хотел сделать что-то хорошее, но не мог сам придумать ни одного хорошего поступка.

Второстепенными персонажами рассказа оказываются сестра мальчика, его няня, собака Трезор и мама героя.

Главная мысль этого рассказа в том, что хорошие дела не надо искать, их надо просто делать, потому что любое дело от которого будет польза не только тебе, является хорошим.

Этот рассказ учит нас прежде всего помогать своим родным, ведь все хорошее начинается с семьи, со своих близких.

Рассказы валентины осеевой для 2 класса читательский дневник



2



0

В коротком рассказе «Хорошее» Валентина Осеева учит, что не надо мечтать о каких-то великих делах, а надо просто помогать своим близким.

Мальчик Юра, проснувшись утром в хорошем настроении, погода тоже была отличная, решить сделать что-нибудь хорошее.

Он стал мечтать о том как бы он спасал сестру, если бы она тонула, спасал няню от волков, доставал собаку Трезора из колодца.

Так и не придумав важных и хороших дел, Юра пришёл к маме, посоветоваться с ней. Мудрая мама подсказала ему хорошие дела: погулять с сестрой, помочь няне убрать посуду и напоить Трезора.

Надо просто помогать своим близким, откликаться на их просьбы, это и будут хорошие и полезные дела.

Главные герои рассказа: Юра, его сестра, няня, собака Трезор и мудрая мама мальчика.

Рассказы валентины осеевой для 2 класса читательский дневник



2



0

В этом рассказе мы знакомимся с мальчиком Юрой, который проснувшись, хочет сделать добрые дела, но на что хватает его воображения, так это то что спасать он должен бы сестренку или свою собаку, которые должны тонуть.

На просьбу сестры погулять с ней, няни убрать посуду и на просьбу собаки Трезорки налить воды, Юра отвечает отказом – ведь он хочет вершить «великие» дела.

Главными героями этого короткого рассказа являются:

  • мальчик Юра, ленивый, живущий своими фантазиями;
  • Сестренка, которая младше Юры;
  • Няня, ухаживающая за детьми;
  • Мама, умная и справедливая, которая дает Юре правильные советы.
  • Трезор, домашняя собака.

Рассказы валентины осеевой для 2 класса читательский дневник

Рассказы валентины осеевой для 2 класса читательский дневник



2



0

Рассказ «Хорошее» совсем коротенький, в нем описывается, как мальчик Юра мечтал сделать что-то хорошее.

Но когда его попросила сестренка с ним погулять, он лишь отмахнулся, когда няня сказала убрать посуду, он ответил пускай сама убирает, а когда Трезор просит попить, Юра прогоняет его.

Так и не придумал Юра чего бы сделать хорошего, поэтому отправился за советом к маме, а та ему и посоветовала: погулять с сестрой, помочь няне и напоить Трезора.

Главные герои:

Юра — мальчик мечтает чем-то помочь, но когда его просят, тут же отмахивается от своих родных.

Мама — очень мудрая женщина, дала Юре хороший совет.

Рассказы валентины осеевой для 2 класса читательский дневник

Рассказы валентины осеевой для 2 класса читательский дневник



2



0

В рассказе Осеевой «Хорошее» мы видим главного героя — маленького мальчика Юру, в котором многие читатели, причем как дети, так и взрослые, могут узнать себя. Мальчик мечтает сделать что-то хорошее, он хочет спасти сестру, если она будет тонуть, спасти собаку Трезорку, вытащив ее из колодца, в который она должна для этого (для совершения Юрой подвига) упасть, спасти няню от волков, но не откликается при этом на просьбы окружающих его людей, он оставляет без ответа просьбы сестры, няни и даже безмолвную просьбу собачки. Главная мысль — не надо мечтать о подвиге, надо делать то, что можешь — помогать людям.

Рассказы валентины осеевой для 2 класса читательский дневник



2



0

В читательский дневник по произведению В.А. Осеевой можно написать следующее по главным героям:

1) Мальчик по имени Юра — он все мечтал кому-нибудь помочь, но в мечтах у него были великие подвиги, спасти утопающую сестру, спасти няню от волков, спасти собаку Трезора из колодца. Но он никак не хотел замечать ту помощь, которая была ему посильна и действительно бы помогла: погулять с сестрой, помочь няне и дать попить собаке.

Остальных героев я отнесла к второстепенным, не смотря на то, что их роль в произведении тоже значительная: сестра Юры, няня Юры, мама мальчика Юры.

Произведение очень поучительное, стоит прочитать его вместе с ребенком и разобрать.

Рассказы валентины осеевой для 2 класса читательский дневник

Рассказы валентины осеевой для 2 класса читательский дневник



1



0

В этом рассказе небольшом от Валентины Осеевой можно выделить одного главного героя — это мальчик по имени Юра. Именно он мечтал прославиться хорошими поступками. Остальные герои не главные. Это сестра и мама мальчика, няня и собака Трезор.

Рассказы валентины осеевой для 2 класса читательский дневник

Рассказ хоть и небольшой, но познавательный и учит тому, что надо не мечтать о добрых делах, а просто их делать. Добро всегда возвращается. Юра думал чтобы ему хорошее сделать, но от реально добрых дел лишь отмахивался. С сестрой не погулял, няне в помощи убрать посуду отказал, Трезора не напоил. Хорошо у Юры оказалась мудря мама, которая дала ему отличный совет.

Рассказы валентины осеевой для 2 класса читательский дневник



1



0

Замечательный короткий рассказ. Мальчик Юра (главный герой рассказа) мечтает сделать что-то хорошее, мечтает совершить большее дело, в то время как есть реальные вполне выполнимые хорошие дела. Жизнь ведь и состоит из таких дел, которые необходимы каждый день.

Сестренка просит Юру погулять, Няня-помыть посуду, но эти дела не для него.

ImXgKWuFdoCe9ZbbRPYIUCBMnvBhdLI.png

Юра спрашивает у мамы о том, чтобы ему сделать хорошего. Мама Юре и объясняем, что надо погулять с сестренкой, помыть посуду, выгулять Трезорку.

Рассказы валентины осеевой для 2 класса читательский дневник

Читайте также

Рассказы валентины осеевой для 2 класса читательский дневник

Что пишем в читательский дневник после прочтения рассказа «Саша -дразнилка»:

  1. Название рассказа.
  2. Автор — Нина Михайловна Артюхова
  3. Тема: рассказы о детях.
  4. Главные герои: Саша и Ляля.
  5. Краткое содержание: Саша дразнил Лялю и она часто плакала. Папа сказал Ляле не дразнится. Она перестала обижаться. Саша выходил из себя пытаясь задеть и обидеть Лялю, но та не поддавалась и это заставило плакать Сашу.
  6. Главная мысль: пустые обиды не дорого стоят.
  7. Отзыв: Этот рассказ учит нас не обижаться попусту, на тех, кто не заслуживает наших слез. Учит не обращать внимание на глупые шутки, учит быть спокойной и счастливой.

Рассказы валентины осеевой для 2 класса читательский дневник

Рассказ Николая Николаевича Носова «Дружок» написано в жанре рассказов.

Герои рассказа:

  • Мальчики.
  • Мама.
  • Дружок.

План пересказа:

  • Ребята едут на дачу.
  • Мальчики просят маму оставить их с ночевой у тёти.
  • У тёткиной собаки родились щенки.
  • Мальчики хотят забрать одного щенка.
  • Ребята везут щенка в чемодане.
  • Попутчик перепутал чемоданы и забрал чемодан с щенком.
  • Мальчишки нашли адрес попутчика и вернули ему чемодан, а щенка забрали.

Краткое содержание для читательского дневника:

Мальчишки очень любят проводить время на даче у тётки и едут туда вместе с мамой. Ребята весело проводят время, ходят за грибами. Маме нужно возвращаться домой и выходить на работу, но мальчишкам не хочется возвращаться и они просят маму остаться ещё на несколько дней.

Тёткина собака ощенилась и принесла шестерых щенят. Ребята приглядели одного щенка и решили забрать его с собой. Мальчики посадили щенка в чемодан и сели в поезд. В вагон зашёл мужчина и вскоре вышел, перепутав чемоданы забрал чемодан с щенком.

Дома мальчики обнаружили что у них совсем другой чемодан. Мальчики стали искать своего щенка и мужчину, который перепутал чемоданы. Время шло, а мужчина так и не объявился и ребята уже отчаялись отыскать его, но однажды учительница заговорила на эту тему, оказалось это был её муж. Мальчики в этот же день отправились за своим щенком. Щенок радостно вилял хвостом, увидев мальчиков, а девочка учительницы расстроилась, что его забирают. Мальчики пообещали на следующий год привезти ей другого щенка.

Главная мысль рассказа:

Автор пытается донести до нас историю дружбы двух мальчиков и их желание во что бы то ни стало найти своего маленького друга — щенка, которого по ошибке забрал попутчик поезда.

Чему учит:

Рассказ учит нас дружбе, верности, а так же ответственности за того, кого мы приручили.

Пословицы к рассказу подходят такие:

  • Дерево держится корнями, а человек друзьями.
  • Где дружба, там и согласие.
  • Товарища в беде не оставляй.
  • Один за всех, и все за одного.
  • Нет друга зови, потерял – ищи.

Отзыв о рассказе:

Мне очень понравился рассказ Носова «Дружок». Автор рассказал интересную историю о дружбе двух мальчиков, которые потеряли щенка и не опустили руки, а попытались отыскать его и им это удалось. История поучительная, думаю нам всем есть чему поучиться у двух ребят из рассказа.

Рассказы валентины осеевой для 2 класса читательский дневник

Рассказы валентины осеевой для 2 класса читательский дневник

Совсем небольшое, но очень поучительное произведение Пермяка «Как Маша стала большой».

Главной героиней рассказа является девочка Маша, которая на самом деле была маленькая, но очень хотела быть взрослой и поэтому начала примерять вещи взрослых, но от этого она не становилась старше. Позже она подмела пол и помыла посуду, вот тогда родители похвалили её и сказали, что она выросла.

Рассказы валентины осеевой для 2 класса читательский дневник

Основная мысль рассказа: не внешний вид делает нас взрослее, мудрее, а дела.

К произведению подходит пословица:

  • Величие человека делами определяется.

SNEGINKA для Большого вопроса.ru

Рассказы валентины осеевой для 2 класса читательский дневник

Главные герои рассказ Носова «Карасик»:

  1. Мальчик Виталик, которому мама купила в подарок карасика.
  2. Мальчик Сережа, которому понравился карасик и который выменял его на свисток.
  3. Мама Виталика, которая хотела наказать Мурзика за то, что он не совершал
  4. Мурзик, кот, которого мама заподозрила в съедении карасика, а Виталик пытался выгнать из дома.
  5. Карасик, виновник торжества, которому пришлось сменить просторный аквариум на тесную банку.

Главная мысль рассказ Носова «Карасик»:

Никогда не следует сваливать свою вину на другого, это некрасиво и неправильно. и тем более нельзя сваливать вину на того, кто не может даже слова сказать в свое оправдание.

Рассказы валентины осеевой для 2 класса читательский дневник

Автор рассказа: Валентина Осеева.

Главные герои рассказа: три женщины у колодца, старичок.

Второстепенные герои: сыновья женщин.

Краткое содержание: Три женщины разговаривали о своих сыновьях и две первых их хвалили, а третья сказала, что ее сын самый обычный. В это время прибежали три сына и только сын третьей женщины кинулся помогать маме нести тяжелые ведра.

Главная мысль рассказа в том, что настоящий сын тот, кто заботится о своих родителях, а не думает только о своих забавах.

Этот рассказ учит нас проявлять заботу о близких, о тех кто нам дорог, и просто о чужих людях, которые нуждаются в нашей помощи. Потому что никакие личные умения человека не могут превысить его отношения к людям.

Часть 1

Александр Арсеньев – железнодорожник, революционер, бежавший от ареста в другую страну. Его жена Марина – сотрудник редакции газеты. У них 3 дочери: 12-летняя серьезная отличница Алина, 10-летняя отзывчивая послушная Анжела (Мышка), и 8-летняя крепкая, неугомонная синеглазая Динка (Надя), которая отца совсем не помнит. На даче у Волги с ними живут Катя, младшая сестра Марины, старичок Никич (он учит детей трудиться), кухарка Лина. Сестер поддерживает брат Олег, лесничий графа, навещает их и Костя, влюбленный в революцию и Катю.

Худшее наказание для Динки – сидеть дома, слушаться Катю. Она то и дело сбегает на берег реки. Она любит животных, отнимает ужа у мальчишек, и сама спасается от них в реке. Тонущую, ее спасает 12-летний сирота Ленька Славянов с баржи. За отлучку Леньку бьет отчим Гордей. Динка жалеет и его, и пьяненького столяра Никича, и поет в толпе, чтобы шарманщику дали милостыню. Еще она с сестрами дружит с бедными Анютой, Марьяшкой (у нее умер папа). Марина объясняет дочкам, что «в жизни бывает много горя и несправедливостей», и с этим нужно бороться. Марина не только душа дома, но и соратница мужа.

Гордей Ревякин женился на матери Леньки, жадностью довел женщину до чахотки и смерти, а мальчишку заставил работать на себя. Одно утешение: доброта рабочего Николая. Он выучил мальчика читать: «Книга – это большой друг», хотел увезти от мучителя. Но предатель Меркурий выдал его, подпольщика, полиции. Больше у одинокого неулыбчивого мальчика друзей не было. Однажды он помог Динке победить мальчишек, и стал ее другом. Леня показал ей знаменитый утес Стеньки Разина из песни. Там, в пещере, над человеком «нет кулака». Здесь Ленька хочет жить. Динка жалеет его, помогает продать на базаре рыбу, зазывая покупателей, и дарит ему одеялко.

Часть 2

Динка ждет друга на пристани и наблюдает, как тяжко трудятся за копейки грузчики баржи Ревякина. Выбора у них нет: если бастовать, он найдет посговорчивей. Когда хозяин хочет избить Леньку, Динка принимает удар на себя. Грузчики не дают ребят в обиду и берут с притихшего Гордея расчет по полной. Независимый и самолюбивый мальчик уходит от Гордея. Он уверен, что на жизнь себе заработает. Спустя время ребята слышат, что злодей убит. Дома Динка узнает, что Катя дала согласие выйти замуж за нелюбимого Виктора. Марина хочет отказать ему, но ее опережают Динка с Мышкой. Виктор верит им и с печалью уезжает. Алине, как взрослой, Костя дает поручение следить, не крутится ли возле дачи белоглазый сыщик. Ведь они с Мариной и группой товарищей готовят побег революционера Николая. Но сыщика видит не Алина, а Ленька, который тайком уже знает всю семью. Он предупреждает об опасности.

Ленька делится с подругой тайной: добрый знакомый студент Степан распространяет запрещенные прокламации против царя и за народ. Степана арестовали, но Ленька успел спрятать прокламации, а потом разнести. Ради друга Динка опять идет петь с шарманщиком. Некоторые богатеи им подают, другие унижают и гонят. В конце тяжелого дня еще удар: старичок протягивает ей только пятачок. А за пятак лодку для Леньки не купишь. Это политические, идейные люди по-братски делятся друг с другом, и делают все сообща, а бедолага-нищий думает только о своем желудке. А тут новое несчастье: маленькая Марьяшка обожглась и чуть не умерла, чуть не ослепла. Дети по-взрослому переживают это горе. Девочка выздоровела, но больше они ее не видели: мать увезла дочку.

Марина просит Динку привести друга Леньку в дом. И радуется, что у дочки такое отзывчивое сердечко. Она не знает, как много известно Динке о подпольщиках, сыщике и реальной, тяжелой для бедных, жизни. В одну из ночей уже Алина видит у дома предателя Меркурия. На утесе Костя гонится за ним с револьвером, а Ленька тайком шатает доску под ногами сыщика: и тот падает в пропасть. Когда бежавшего из тюрьмы Николая (а этот тот самый первый друг Леньки) Костя с Никичем переправляют через реку, Ленька увязывается за ними. Он прощается с Николаем. А вскоре Костю арестовывают. У Леньки перемена судьбы: он больше не бродяжка, а матрос с парохода «Надежда». Устроиться ему помогли революционеры. Его первое плавание – для Динки разлука с лучшим другом.

В эти дни Динка впервые рассказывает матери обо всем, что произошло с ней за это время. Потрясенная мать слушает ее со слезами. Она тут же решает взять мальчика в семью. Ведь Арсеньевы не боятся трудностей и выручают друзей. «С горем надо бороться не слезами, а мужеством!» Семья провожает Катю в Сибирь, вслед за Костей. «Надо уметь во всем видеть хорошее»: пусть Сибирь, зато вместе, с любимым человеком. Динка обещает ей, что станет очень хорошей девочкой.

Семья уезжает в город, а дальше путь ее лежит в Киев. К счастью, Ленька успел вернуться к их отъезду. Счастливые друзья едут вместе. Марине этот мальчик как сын, Динке – братишка. В поезде их ждет новая радость: отец в России, они видятся в вагоне.

Часть 3

Девочки тоскуют по Волге, но и Днепр стал им родным. Все идут в гимназию охотно, поступает туда и Ленька, для него «учение – счастье», но Динке на занятиях скучно. Потом она берется за ум, чтобы не огорчать любимую учительницу. А однажды она взяла на себя чужую вину в одной проделке. Ведь у проказницы Нюры очень строгий отец. Динка заводит дружбу с Андрейкой, сыном рабочего, а после переезда на лесной хутор – с Дмитро и Федоркой. Арсеньевы сажают на память под окнами три березки и дубок, по числу детей в семье. В эти дни к ним присоединяется отец. Он рад сыну Леньке, и обещает Динке, что после революции все дети будут сыты и иметь возможность учиться.

Читательский дневник по повести «Динка» Осеевой

Сюжет

Семья Арсеньевых все отдала делу революции, борьбе за народное счастье и свободу. Железнодорожник Александр Арсеньев вынужден скрываться от ареста в чужой стране, его жена Марина помогает подпольщикам и воспитывает трех дочек: 12-летнюю Алину, 10-летнюю Анжелу (Мышку) и своенравную, но добрую и смелую 8-летнюю Динку. Брат Марины лесничий Олег и сестра Катя также помогают рабочим. Лучшим другом Динки становится 12-летний сирота Ленька, которого бьет отчим, владелец баржи Ревякин. Он убегает от злодея, живет на утесе Стеньки Разина в пещере, работает. Динка узнает, как тяжела жизнь бедных.

У Леньки, кроме нее, было два хороших человека в жизни: подпольщик Николай и студент-революционер Степан. После их ареста мальчик сам разносит прокламации (воззвания) рабочим. За Арсеньевыми следят сыщики. Отправляют в Сибирь Костю, жениха Кати. Она едет с ним. Марина с товарищами устраивает побег рабочему Николаю, а Ленька сбрасывает с утеса сыщика-предателя. Марина берет его к себе сыном. Уже в Киеве к ним тайно возвращается отец. Все счастливы вместе, мечтают о светлом будущем народа, дети хорошо учатся.

Отзыв

Повесть о любящей, дружной и самоотверженной семье Арсеньевых, которая борется за счастье народа. Не только взрослые, но и дети в ней участвуют в деле революции, дружат с простыми людьми, помогают им. Повесть учит мужеству, стойкости, честности, преданности делу, самопожертвованию, взаимовыручке, взаимопониманию. Учит оценивать людей по поступкам, а не по статусу и богатству, ставить себя на место другого, жить по совести, держать слово, хранить чужие тайны, действовать сообща, приходить на помощь, не сдаваться, верить в лучшее, учиться, чтобы стать человеком, быть благодарным, целеустремленным, любящим.

Одно из замечательных детских произведений писательницы Валентины Осеевой — «Волшебное слово». В читательский дневник можно написать, что оно учит быть вежливым человеком и на примере мальчика Павлика показывает, что уважение к людям открывает многие двери в различных ситуациях. Слова, сказанные с вежливостью, могут стать по-настоящему волшебными. Это очень поучительный рассказ, который был написан в 1943 году, но его тема актуальна и по сей день.

Сюжет

В парке на скамейке сидел маленький старичок и зонтиком чертил узоры на песке. К нему подсел Павлик и грубо потребовал, чтобы старичок подвинулся. У Павлика было красное, злое лицо, и старичок поинтересовался, что с ним случилось.

Павлик не выдержал и поделился с незнакомцем своими бедами: сестра Ленка не поделилась с ним красками, бабушка тряпкой прогнала его из кухни, а старший брат наотрез отказался взять его с собой кататься на лодке. Павлик замолчал и подозрительно посмотрел на старичка, который его внимательно слушал. Тот, в свою очередь, сказал, что знает волшебное слово, которое обязательно поможет мальчику улучшить его жизнь. Говорить его нужно тихим голосом, глядя человеку прямо в глаза. Он наклонился к уху Павлика и что-то тихонько прошептал.

Павлик бросился бежать домой. Первой он увидел Лену, которая тут же сгребла к себе краски. Но Павлик повернулся к ней и тихим голосом попросил краски, добавив слово «пожалуйста». Лена не ожидала услышать такое от брата – она улыбнулась и протянула ему краски.

Павлику очень понравилось, как волшебное слово влияет на людей. Он пошел в кухню, посмотрел в доброе бабушкино лицо и тихим голосом попросил пирожок, добавив «пожалуйста».

И снова произошло чудо – бабушка ласково улыбнулась и протянула внуку самые лучшие пирожки. Перед ужином Павлик вежливо попросил старшего брата покататься с ним на лодке, и тот не смог отказать.

Мальчик вспомнил старичка, раскрывшего ему тайну волшебного слова . Он бросился в парк, чтобы поблагодарить его, но старичка уже нигде не было видно.

Главная тема произведения

Главная мысль сказки — почитание окружающих, воспитанность и внимательность к ближним. Следует заботиться о других людях, быть чуткими к их желаниям и настроениям. Требуется выказывать уважение, быть добрыми. Эти простые истины — неотъемлемая часть человеческого общения, они представляют собой основу культуры и взаимопонимания.

Нравственное зерно

Надо указать в читательском дневнике, почему Осеева в своих работах такое внимание уделяет вопросам нравственности. Моральное зерно — это главное, что есть в человеке. Волшебные слова проделывают невообразимые чудеса. Они чем-то напоминают магическое заклинание, которое способно на невозможное.

Разумеется, мысли должны быть преисполнены добра. Для этого надо соблюдать нравственные законы. В любом возрасте, особенно в детском, когда личность ребёнка только формируется, необходимо задаваться вопросами о добре и зле, о том, что такое плохо и что такое хорошо. Следует уметь различать правду и обман.

Всегда нужно стремиться к любви по отношению к другому человеку, к порядочности. Образ главного героя Павлика весьма неприятный и отталкивающий. Его физиономия постоянно красная из-за нескончаемых недовольств. Он смотрит на мир искоса. Невнятным бормотанием мальчишка заявляет о своих желаниях родственникам, каждый день удивляясь отказу.

Его пальцы сжаты в кулак. Павлик вечно обижен на всех вокруг, все ему обязаны и должны. Мальчишка то и дело вопит, бьёт кулаком по поверхностям. Он хочет всякого лишний раз толкнуть или ударить. Хамоватое и невоспитанное поведение — это уже черта характера юного Павлика. Мальчишка с раздражением обращается с другими людьми, он обижен на весь мир. Мальчик злится и грубит изо дня в день.

Какие же разительные перемены у маленького Павлика, когда он получил урок вежливости. Все домашние буквально опешили от этих нововведений.

Если попробовать предугадать дальнейшие отношения Павла с другими и его личное настроение, то, пожалуй, действительно жизнь мальчишки качественно преобразится.

Магия вежливости

Теперь у Павла есть место доброте. Как важно оставаться приличным и правильно вести себя. Хорошее воспитание неукоснительно располагает к себе и открывает любое сердце. Вежливое обращение к другому бесценно, оно украшает, делает человека человеком. Если постоянно произносить волшебные вежливые слова, то со временем просыпается чуткость и заботливость. Такое нельзя не любить, эту личность каждый уважает и старается быть полезным.

Конечно же, волшебные слова делают мир лучше. Они помогают выстраивать вежливые и уважительные отношения между людьми. Встреча с таинственным старичком на скамейке повлияла на всю жизнь маленького Павлика. Может быть, незнакомый дедушка и вправду был волшебником.

Главный персонаж совершенно меняется к концу произведения. После беседы в парке он понимает необходимость чуткого отношения к окружающим. Вежливое слово помогает, оно украшает и располагает. Добродетельное отношение к другому человеку всегда дарит лёгкость сердца и радостное настроение. Оно вызывает то же самое и в собеседнике.

Как замечательно, когда есть такие хорошие и добрые люди, как этот дедушка из парка. Терпеливо выслушал всхлипывания чужого грубияна-мальчишки. Старичок не рассердился, не стал юного героя Павлика учить жизни и читать нотации.

Дедушка потратил своё время и душевные силы, чтобы воспринять горечь и боль другого. Он нашёл правильные и добрые слова. Старик совершенно изменил злого незнакомого мальчика, превратив его в доброго и довольного.

Уроки морали Валентины Осеевой

Пожалуй, с таких важных старичков следует брать пример, они учат добру и правде. Уважительным обращением можно получить больше, чем грубыми криками. При располагающем приветствии всегда положительный отзыв.

Вежливость — это великая вещь. Бывает, что волшебную фразу, произнесённую полушёпотом, воспримут лучше, чем шумный крик и ругань. Каждый должен принять для себя в обязанность быть вежливым по отношению к окружающим, а особенно с родственниками и друзьями. Можно отметить по краткому содержанию в читательском дневнике, что в «Сыновьях» В. Осеевой главная мысль такая же — это важность заботы о родителях.

Этот рассказ о матерях и их детях. Три женщины беседовали у колодца, набирая воду, о своих сыновьях. Две хвалились, только третья скромно промолчала. Затем их встретили эти мальчишки. Только сын скромницы помог матери с ведром воды. Им все залюбовались.

Произведения Осеевой «Кочерыжка» и «Волшебная иголочка» — это также истории о преодолении детьми преград, о победе над порой кажущимися неразрешимыми трудностями.

Рассказы писательницы любят и читают:

  • «Бабка»;
  • «Долг»;
  • «Синие листья»;
  • «Хорошее»;
  • «Время» и многие другие.

Советская писательница Валентина Осеева родом из Киева. В детстве мечтала стать актрисой, но, повзрослев, однажды случайно оказалась в рабочей коммуне для бездомных и осиротевших детей. Там стало ясно, что её предназначение и план на будущее — растить и обучать подрастающее поколение. Она более шестнадцати лет проработала с сиротами и малолетними преступниками.

Главные темы в работах писательницы:

  • честность;
  • патриотизм;
  • добро;
  • порядочность;
  • любовь к человеку.

В свободное время женщина писала детские сказки, сценарии для пьес, также по ним ставила театральные постановки вместе со своими воспитанниками. Литературные труды Валентины Овсеевой о ребятах и для ребят, которые поднимают вопросы о хорошем и о плохом, учат терпимости к человеку и справедливости.

Интересные темы

  • Лагерлёф — Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями
    Как-то в одной маленькой деревушке в Швеции жил мальчик по имени Нильс. Он был ленивым, учиться ему не нравилось, а помогать родителям по дому не любил. В один день Нильс ловит крошечного гно
  • Беляев — Голова профессора Доуэля
    История «Голова профессора Доуэля» была создана Александром Романовичем Беляевым в 1925 году. Произведение представляет собой научно-фантастический роман, главными персонажами которого являют
  • Вольга и Микула Селянинович
    В начале Былины «Вольга и Микула Селянинович» описывается князь Вольга. Он мудрый, красивый, достойный киевский князь, наделённый сверхъестественными способностями. Мать героя родила его
  • Зощенко — Галоша
    Рассказчик пишет, что однажды по дороге на работу он потерял галошу. Он рассказывает, что это случилось в трамвае. Он пишет, что в трамвае легко потерять галошу, и объясняет почему он так счи

Уважительное обращение в повседневной жизни

История мальчишки Павлика актуальна и в сегодняшние дни как для ребят, так и для взрослых. Многие школьники никогда не слышали о культуре обращения с окружающими людьми, а иные повзрослевшие закрывают глаза на вежливость или вовсе забывают о ней. Безусловно, если не обращаться уважительно с другими, то они ответят взаимностью.

Волшебные фразы:

  • «спасибо»;
  • «прошу прощения»;
  • «будьте любезны» и так далее.

Всё это не обычные словообороты, а проявление уважительности. Слова самые скромные, но какой в них магический посыл, сколько они содержат положительной энергии.

Когда произносится волшебная фраза, то становится теплее на душе, краски вокруг ярче. Вежливость — это победа доброты и жизнелюбия. Такие слова соединяют друг с другом радостных людей. Очевидно, что если желаешь изменить мир, то надо в первую очередь измениться самому.

Вспоминается народная пословица: «Вежливость ничего не стоит, но даёт многое». Добрая новелла об особых словах научает детей и их родителей быть уважительными и внимательными друг к другу. Злобность и грубости перечеркнут любые человеческие отношения и принесут вред тому, от кого они исходят. А при вежливом обращении никому в голову не придёт отказать в чём-либо.

План для пересказа

Это небольшое детское произведение, но в нём заложен глубокий смысл. Однако рассказ можно разделить на пункты, составив план для пересказа:

  1. Беды Павлика.
  2. Удивительная встреча в сквере.
  3. Тайна волшебного слова.
  4. Лена и краски.
  5. Пирожки бабушки.
  6. Брат и путешествие на лодке.
  7. Загадочные рисунки на песке.

Пересказ в устной форме позволяет лучше понять смысл истории.

Отзывы читателей

Разбирали с сыном главные мысли рассказов Осеевой «Сыновья» и «Волшебное слово» для читательского дневника. Хоть они и были написаны несколько десятилетий назад, но по-прежнему актуальны. Учат взаимоотношениям в семье. Заметила, что после прочтения отношение сына ко мне, отцу и брату стало лучше. Еще познакомились с короткими рассказами этого автора: «Иголочка», «Отомстила», «Кочерыжка». Такие книги необходимо читать!

Лидия, 43 года, г. Каменск-Уральский

Год, как воспитание младшего брата легло на мои плечи, поскольку родители много работают. Заметил, что он стал вести себя все хуже, грубил и не слушался. Помогли книги Осеевой, а особенно понравился рассказ «Волшебное слово», поскольку примерно такая ситуация и была в нашей семье.

Олег, 15 лет, г. Ярославль

Недавно помогала готовиться к уроку младшей сестре. Делали анализ, рисунок и готовились к пересказу этого произведения. Оно учит тому, что слова подобны ключикам и способны открывать любые двери. Злое и грубое слово вызовет обиду у собеседника, вежливое же позволит добиться своей цели и поднимет настроение. Павлик злился на всех, кроме себя. Его просто не научили в детстве внимательно относиться к близким. К счастью, ему встретился мудрый наставник, который помог изменить ситуацию к лучшему. Жаль, что бабушка и родители мальчика гораздо раньше не объяснили ему суть слова «пожалуйста».
Алина, 13 лет, г. Благовещенск

( 1 оценка, среднее 4 из 5 )

  • Рассказы василия белова читать
  • Рассказы в п астафьева относятся к произведениям
  • Рассказы в стиле стендап
  • Рассказы в которых есть дружба
  • Рассказы в семейной бане