Злая Галя
Злая Галя — рассказ Евгения Чарушина, который стоит включить в собственный список чтения каждому человеку. В рассказе показана девочка Галя, гуляющая по зоологическому саду. Как и все дети, Галя веселится, наблюдая и играя с животными. Как именно развлекается юная посетительница зоосада, прочтите вместе с ребятами в небольшом рассказе Евгения Чарушина. Произведение поможет взрослым воспитать в детях рассудительность, сочувствие и доброту к братьям нашим меньшим.
Зоосад
Зоосад — рассказ Евгения Чарушина, который вошел в сборник с историями о «Никитке и его друзьях». В небольшом произведении демонстрируется желание ребят завести настоящих диких зверей для своего зоологического сада. В этом им решила помочь тётя Маня. Вместе с мальчиками и девочками она запаслась различными емкостями и отправилась на луга. Кого юные охотники встретили по дороге, а кого принесли с полей, узнайте вместе с детьми из короткого рассказа. Он учит следовать за своей мечтой и бережно относиться к природе.
Храбрость
Храбрость — произведение Бориса Житкова, которое можно прочесть всей семьей. В нем молодой человек рассуждает о том, как в детстве думал о храбрости. Когда он стал юношей, рассказчику пришлось испытать сомнения в своей смелости. Сумел ли он победить свой страх, и как это делали знакомые и друзья рассказчика, узнайте вместе с детьми из произведения. Оно наполнено примерами подлинного бесстрашия, оправданного риска, ответственности и справедливости. Кроме того, рассказ учит любви к своей родине и делу.
Охотник и собаки
Охотник и собаки – рассказ Бориса Житкова для ребят школьного возраста. Автор рассказывает об охотнике, который рано утром отправился в лес пострелять зайцев. Мужчина взял с собой верных помощников – двух собак. Охота удалась на славу, только дорогу домой было невозможно найти, да ещё началась метель. Как охотнику помогли собака и смекалка не замёрзнуть в лесу – ребята узнают из рассказа. Произведение учит не теряться в сложных ситуациях и ценить помощь.
Заячья шапка
Заячья шапка — небольшой рассказ Валентины Осеевой, который любим многими детьми уже более полувека. В нем передана слушателю короткая жизнь зайчика. Он был хвастуном, но однажды зайчишка стал добычей охотника. Из его шкурки сшили шапку для охотничьего сына. Неожиданно для всех мальчик заявил, что знает все лучше учительницы. Когда он снял шапку, мальчик удивился своему хвастовству. Как сложилась дальнейшая судьба удивительной шапки, и кому она досталась, узнайте вместе с детьми из произведения. Оно учит скромности, осуждает высокомерие и дерзость.
Вырванный лист
Вырванный лист — рассказ Валентины Осеевой, который наглядно показывает сюжет из школьной жизни. В нем рассказывается, как у мальчика Димы кто-то вырвал лист из тетради. Никто из одноклассников не заметил, кто так поступил. И все ребята молчали. Сможет ли Дима найти похитителя тетрадного листа, и чем себя выдаст этот «преступник», прочтите с детьми в коротком рассказе Осеевой. Он учит быть честным, не брать чужого и прислушиваться к голосу своей совести.
Запах неба и махорочки
Запах неба и махорочки — небольшое произведение Виктора Драгунского из цикла «Денискины рассказы», который любим во многих семьях. В этом рассказе мальчик Денис сетует на то, что он никогда еще не летал на самолетах, как его друг Мишка. Хотя однажды он почти отправился в долгожданный полет. Что помешало мальчику совершить путешествие на самолете, прочтите вместе с ребятами из произведения. Оно учит умению быстро находить друзей, реально оценивать риски и заботиться о близких людях.
Все вместе
Все вместе — произведение Валентины Осеевой, которое стоит прочесть всем ребятам. В ней приведен разговор двух первоклассниц, Наташи и Оли. Девочки рассуждают о достоинствах дружбы и о том, что делают вместе друзья. К каким выводам придут девочки, станут ли они подругами? Узнайте об этом вместе с юными читателями из короткого рассказа Валентины Осеевой. Он поведает детям о том, что в дружбе не ищут выгоды, и напомнит, что не каждого человека стоит называть своим другом.
Время — Валентина Осеева
Время — рассказ Валентины Осеевой, который иногда стоит перечитывать всей семьей. В нем описано, как двое одноклассников встретились под часами. Юра и Олег должны отправляться в школу. До начала занятий остается 30 минут. Мальчики сознаются друг другу, что каждый из них не сумел найти ответ к одному примеру по математике. Ребята думают, что вместе справятся и найдут решение. Решат ли они пример, и как распорядятся оставшимися минутами, прочтите вместе с детьми в коротком рассказе Валентины Осеевой. Он напомнит, что время нужно ценить и использовать его с умом.
Вот что интересно
Вот что интересно — рассказ Виктора Голявкина, с которым стоит познакомить каждого дошкольника. В нем говорится о мальчике Гоше. Он никак не хотел учиться читать. Вместо этого он предлагал помочь бабушке помыть посуду или сходить за хлебом. И, когда родители мальчика вернулись из длительной командировки, они поняли, что дальше так продолжаться не может. Что предприняли взрослые члены семьи, чтобы привить Гоше интерес к чтению, узнайте вместе с ребятами из небольшого рассказа. Он говорит о самостоятельности и важности обучения в жизни каждого человека.
Вот какие бывают мышки
Вот какие бывают мышки — рассказ Михаила Зощенко, который заинтересует не только ребят, но и их родителей. В нем описана погоня кошки за мышкой, их беседа и уловки кошки. Чем закончилась атака хищника на маленькую мышку, узнайте из небольшого рассказа Зощенко вместе с детьми. Произведение посвящено смелости, хитрости, смекалке, умению не сдаваться в сложных обстоятельствах. Рассказ с долей юмора также показывает, как можно поднять свою самооценку.
Воробей и ласточка
Воробей и ласточка — небольшой рассказ Льва Толстого, который познакомит ребят с миром животных в непривычном ракурсе. Однажды рассказчик наблюдал, как пара ласточек выпорхнула из гнезда. Когда одна из них вернулась, она обнаружила в гнезде воробья. Стала ли ласточка выгонять незваного гостя, узнайте вместе из небольшого произведения Льва Толстого вместе с детьми. Оно научит их вежливости, уважению к чужой собственности, умению постоять за себя и своих товарищей.
Ворон и сорока
Ворона и сорока — небольшой рассказ Константина Ушинского, которое стоит читать и перечитывать всем ребятам. В нем показано, как сорока прыгает с ветку на ветку и рассказывает новости. Все это молчаливо слушает ворона. О чем спросит сорока соседку по дереву, когда заметит молчание вороны? Узнайте вместе с детьми о состоявшейся беседе двух птиц из короткого произведения. Оно научит юных читателей тщательно выбирать свое окружение, следить за своими словами, избегать лжи и сплетен.
Воробей
Воробей — рассказ Евгения Чарушина, который увлекает читателей всех возрастов с первых строк. В нем показывается, как на прогулке с отцом Никита замечает удивительного воробья. Никита даже утверждает, что он не настоящий. Папа отвечает сыну, что он кажется не таким, как взрослые птицы, потому что это птенец воробья. Как поступят с находкой папа с Никитой, прочтите вместе с ребятами в небольшом рассказе. Он учит чуткости, ответственности и заботе о более слабых существах.
Волшебное слово
Волшебное слово — рассказ Валентины Осеевой, в котором ребята могут узнать себя или своих знакомых. В нем представлена встреча расстроенного мальчика Павлика со стариком в парке. Дедушка участливо спрашивает, чем огорчен мальчик, когда Павлик сел рядом с ним на скамейку. Оказывается, дома мальчика не ценят, не любят и не жалеют. Сумеет ли седовласый собеседник помочь мальчику, и какое слово окажет волшебное действие на всех членов семьи Павлика? Узнайте об этом в коротком рассказе. Он учит деликатности, вежливости и отзывчивости к близким людям.
Волшебная иголочка
Волшебная иголочка — рассказ Валентины Осеевой, который напоминает собой русскую народную сказку. В ней показана девочка Машенька. Она умеет шить и вышивать оживающие узоры при помощи волшебной иголки. Были девочка со своей помощницей неразлучны, но однажды Машенька потеряла иголку. Узнала мастерица, что иголочка ее у Бабы-Яги и отправилась за нею в путь. Какие опасности поджидают девочку, и сможет ли она выручить свою волшебную иголочку, узнайте вместе с ребятами из сказки. Она учит трудолюбию, настойчивости, смелости и взаимовыручке.
Сова — Виталий Бианки
Сова – сказка Виталия Бианки о неблагодарном старике и мудрой сове. Однажды старик незаслуженно обидел сову, которая ловила мышей у него на лугу. Попивая чай с молоком, он прогнал птицу, да ещё и пригрозил вслед. Сова от обиды выполнила своё обещание – тут то и начались у старика проблемы. Узнайте из рассказа Сова, как старик поплатился за свой скверный характер и неблагодарность. Произведение учит ребят ценить добрые поступки, быть благодарными и не обижать близких.
Рассказ Макс
Макс — рассказ Виталия Бианки о цирке Дурова, который позволит окунуться всей семье в воспоминания об общих развлечениях. Главным героем этой истории стала слониха Макси. Коротко ее называли просто «Максом». Как вела себя слониха на арене, в путешествиях по городам, с кем дружила и как озорничала, прочтите вместе с детьми в рассказе Виталия Бианки. Он учит подлинной любви к животным. Кроме того, произведение учит наблюдательности, мудрости и терпению.
Музыкант — Виталий Бианки
Музыкант – поучительный рассказ Виталия Бианки для детей. Автор рассказывает о старом медвежатнике, которому очень хотелось стать музыкантом, для этого он даже играл на скрипке. Но мелодия получалась корявой и неказистой. Случайный колхозник дал совет медвежатнику бросить игру на скрипке, лучше поохотиться на медведя. Нерадивый музыкант последовал совету прохожего, однако от увиденного в лесу его мнение изменилось. Рассказ Музыкант с необычной концовкой поднимет настроение всем членам семьи.
Весна света
Весна света — рассказ Михаила Пришвина, который познакомит ребят с бытом советских людей конца 30-х годов. В нем показано то, как рассказчик прогуливается в конце зимы по улицам Москвы. На улицах он встречает детей. Повествователь говорит о том, что они своими поступками приближают весну. Как это происходит, и в чем секрет весны в разных уголках света, прочтите вместе с ребятами в небольшом рассказе Пришвина. Произведение научит их быть чуткими, любознательными и доброжелательными людьми.
Рыцари — рассказ
Рыцари — рассказ Виктора Драгунского, который рассказывает о новом событии в жизни Дениса Кораблева. В нем говорится о том, как школьный учитель пения расспрашивает Дениса и его одноклассников после репетиции хора об их поступках. На этот раз Борис Сергеевич интересуется, что мальчики подарили мамам на 8 марта. Что ответит Денис и его друзья учителю, и как изменится течение их беседы после этого, прочтите вместе с детьми в рассказе. Он научит ребят заботиться о близких людях и проявлять благородство.
Ваня — охотник
Ваня-охотник — рассказ Евгения Чарушина, который вошел в цикл произведений «Никитка и его друзья». В нем показана ежевечерняя встреча зайца и пастушка Вани. Однажды в мальчишке проснулся охотничий азарт. Решил он застрелить косого, хотя никогда до этого не приходилось Ване ни в кого стрелять. Сможет ли мальчик с ружьем дождаться в засаде свою добычу, узнайте вместе с детьми из небольшого рассказа. Произведение покажет им, что иногда даже хорошо продуманный план порой может провалиться из-за самой маленькой случайности.
В шкафу
В шкафу — рассказ Виктора Голявкина, который полезно прочесть с младшим школьником в начале его учебного пути. В нем показано, как мальчик забрался на перемене в школьный шкаф, чтобы оттуда мяукнуть на уроке. Удалось ли ему эта шалость, и чем закончилась для проказника эта история, узнайте вместе с ребятами из небольшого рассказа. Он показывает яркий пример того, как не надо вести себя в школе. Произведение также напоминает детям, что поведение школьника отражается на репутации всей его семьи.
В лесу
В лесу — произведение Леонида Пантелеева, которое входит в цикл «Рассказов о Белочке и Тамарочке». На этот раз девочки отправились в лес за грибами вместе с мамой. Мама показала им разные грибы, съедобные и не съедобные. Потом сестры заметили, что их корзинки все еще пустые. Они отправились в сторону от матери, чтобы самостоятельно набрать грибов. Получилось ли у них это, прочтите вместе с ребятами в небольшом рассказе. Он напоминает, как важно детям знать границу между забавной шуткой и реальной опасностью.
В классе
В классе — рассказ Валентины Осеевой, который стоит прочесть с ребятами среднего школьного возраста. В нем демонстрируется ситуация, когда в очень дружный класс приходит новый ученик. Его зовут Петя Набатов. Все ребята рады ему, потому что он отличник, и с ним не скучно на переменах. Как постепенно меняется отношение одноклассников к новичку, и сможет ли Петя вернуть дружеское расположение ребят к себе, узнайте вместе с юными читателями из самого произведения. Оно поднимает вопросы эгоизма, жизни в коллективе и взаимной помощи.
В лагере
В лагере — рассказ Валентины Осеевой, который отлично познакомит современных ребят с атмосферой детского лагеря прошлых лет. В нем описано, как две девочки, Наташа и Муся, договариваются искупаться на сразу после завтрака на речке. Удастся ли девочкам исполнить свое желание, и как это произойдет, прочтите вместе с детьми в рассказе Валентины Осеевой. Он говорит о подлинной дружбе, детских желаниях, совместной работе, ответственности и бескорыстной помощи людям.
Умей обождать
Умей обождать — небольшое произведение Константина Ушинского, которое полезно прочесть всей семьей. В нем говорится о том, как жили брат и сестра. Петушок с курочкой жили дружно. Только Петя стремился скорее познать мир вокруг и не любил слушать советов сестрицы. К чему привела петушка такая жажда испытать все на себе, узнайте вместе с ребятами из короткой сказки. Она учит терпению, умению извлекать уроки из чужих советов и собственных ошибок. Также произведение напоминает всем, как важно ценить отношения между близкими людьми.
Государственное
казенное общеобразовательное учреждение «Большемурашкинская областная
специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для
слабослышащих и позднооглохших детей»
Творчество
Валентины Александровны Осеевой
ЦЕЛЬ:
познакомить с жизнью и творчеством В.А. Осеевой, создать условия для осмысления
содержания книги Осеевой и понимания основной мысли произведений.
Задачи:
образовательные:
расширять
и накапливать читательский опыт;
создать
условия для формирования активной читательской позиции, почувствовать точность
и яркость языка писательницы, актуализировать опорные знания о вечных
ценностях – дружбе, порядочности, взаимовыручке.
развивающие:
создать
условия для развития памяти, речи, мышления, наблюдательности, умений
сравнивать, анализировать, обобщать, коммуникативных умений;
воспитывающие:
воспитывать
нравственные качества личности ребенка: честность, чувство ответственности за
свои поступки, доброжелательность, отзывчивость, чувство взаимопомощи, уважение
к мнению других;
Тип
урока: комбинированный
Формы
работы обучающихся: иллюстративно-словесный
техническое
оборудование: проектор, компьютер, интерактивная доска
Ход
урока
1.
Организационный момент
Добрый
день, дорогие ребята!
В
добрый день и в добрый час,
Очень
рада видеть вас!
Все
мы знаем, был звонок,
Начинаем
наш урок!
2.
Актуализация, сообщение темы и цели урока
Слайд
1
—
Сегодня на уроке мы поговорим о творчестве замечательной писательницы Валентины
Александровны Осеевой и узнаем узнаем, о ком и о чём произведения,
писательницы.
Слайд
2
Портреты
В. Осеевой
3.
Беседа по теме
Слайд
3
В.А.Осеева
родилась в 1902 году в Киеве в семье инженера – строителя. Валя росла в
революционной семье. Отец её, Александр Дмитриевич Осёев, — видный
революционер, активный участник событий 1905 года, вынужден был скрываться от
царской полиции, жить и работать под чужой фамилией. Он был арестован, прошёл
по этапу тридцать пересыльных тюрем и несколько лет сидел в Самарской крепости.
Мать
и тётка Осеевой были связаны по революционной работе с Анной Ильиничной
Ульяновой-Елизаровой — сестрой Владимира Ильича Ленина — и получали от неё
задания.
Первые
впечатления детства — разлука с отцом, тайные короткие встречи с ним в других
городах, куда приходилось для этого выезжать, ночные обыски. Семья вынуждена
была часто менять место жительства.
Слайд
4
Окончив
гимназию, она поступила в театральный институт на актерский факультет, однако
окончить его не удалось.
Слайд
5
Её
семья переехала в Подмосковье. Здесь мама Осеевой стала работать в детском
доме, а позже и сама Валентина Александровна стала работать в детском доме.
Слайд
6
В
21 год юная Валя Осеева, придя однажды в трудовую коммуну для беспризорных
детей, поняла, что её настоящее призвание — воспитывать детей. 16 лет
отдала работе в детских домах.
Слайд
7
Воспитывая
детей, она поняла, что не надо читать нотаций, а надо воспитывать силой примера
и она стала сочинять маленькие рассказы и пересказывать их своим воспитанникам.
Слайд
8
Ребятам
очень нравились рассказы Валентины Александровны, и именно они уговорили Валентину
Александровну написать то, что она рассказывала и отнести в редакцию. В. А.
Осеева публиковала свои произведения для детей в журналах : Мурзилка, Затейник,
Дружные ребята.
Слайд
9
Так
в 1937 году был напечатан первый рассказ Осеевой “Гришка” — о
мальчике-беспризорнике. А в 1940 году вышел первый сборник рассказов “Рыжий
кот”.
Слайд
10
В
1946 г. Осеева начала работать над книгой «Васек Трубачев и его товарищи».
Писательница показала, как в безмятежную жизнь мальчишек врывается война, как
закаляет их характер, как они учатся дружить, как становятся участниками борьбы
с захватчиками.
Слайд11
В
1952 году получила Государственную премию за произведение “Васёк Трубачёв и его
товарищи”.
Слайд
12
В
1959 году вышла в свет повесть «Динка», героиня которой – талантливая, озорная,
справедливая девочка
Слайд
13
По
просьбам читателей Валентина Александровна написала продолжение – «Динка
прощается с детством» Так, благодаря ребятам, мы с вами можем
читать эти замечательные рассказы.
Слайд
14
Книги
В.А. Осеевой рассказывают о вечных ценностях – дружбе, порядочности,
взаимовыручке. Поэтому герои её книг интересны и по сей день.
Слайд
15 — 17
Книга В.А. Осеевой «Волшебное слово»
Маленькие
читатели особенно полюбили цикл рассказов «Волшебное слово», в котором в
увлекательных историях, в живых характерах даются образцы человеческих
отношений. Эти рассказы-притчи учат вежливости, честности, уважению к людям.
— Какие “волшебные” слова вы знаете?
(“Спасибо”, “пожалуйста”, “извините”, “до свидания”, “доброй ночи”, “доброе
утро”)
— Как они действуют на людей? (Люди
становятся добрее, улыбаются в ответ)
— С какой целью надо употреблять
“волшебные” слова? (Чтобы доставить людям приятное, чтобы не огорчать людей, а
радовать)
Слайд
18
Валентина
Осеева « Три сына»
Рассказы
о хороших и плохих поступках девочек и мальчиков.
Слайд
19 — 20
Валентина
Осеева « Синие листья»
В настоящее издание вошли добрые детские
рассказы и стихи писательницы, посвященные школьникам. Они расскажут о жизни,
об учёбе, о дружбе и школе.
Слайд
21
Валентина
Осеева « Динка »
Многие
эпизоды нелегкого детства писательницы нашли отражение в ее произведениях.
Повесть «Динка» во многом автобиографична. Детство отчаянной девчонки совпало
со сложными годами первой русской революции 1905 г. Динка растет в семье,
связанной с революционным подпольем, ее находчивость, смелость выручают
взрослых в трудную минуту.
Слайд
22
Валентина
Осеева « Динка прощается с детством »
Слайд
23 — 25
Книги
Валентины Александровны постоянно переиздаются.
Все вместе.
Это рассказы о простых ребятах, которые порой и совершают непродуманные
поступки, но все же умеют найти в себе силы и мужество осознать ошибки.
Почему?
Отцовская куртка. В
книгу вошли рассказы Валентины Осеевой, написанные для детей в разное время. В
каждом из них есть живые герои, взятые автором прямо из жизни.
Слайд
26
Романы
и повести
·
Васёк
Трубачев и его товарищи (Кн.1,2,3)
·
Динка
·
Динка
прощается с детством
Слайд
27
— Многие рассказы Осеевой о дружбе, о том,
как важно быть верным, добрым, отзывчивым человеком. Как должен поступать
настоящий друг и о том, как иногда друзья бывают жадными, невнимательными,
трусливыми.
Сборники
рассказов
·
Рыжий
кот
·
Отцовская
куртка
·
Мой
товарищ
·
Волшебное
слово
Слайд
28
Рассказы,
стихи, сказки
·
Гришка
·
Отомстила
·
Что
легче?
·
Плохо
·
В
одном доме
·
Кто
хозяин?
·
Хорошее
·
На
катке
·
Три
товарища
·
Сыновья
·
Синие
листья
Слайд
29
Экранизация
1955
— «Васёк Трубачёв и его товарищи»
1957
— «Отряд Трубачёва сражается»
1971
— «Найди меня, Лёня!»
1983
— «Раннее, раннее утро»
Слайд
30
«Доброй
и честной, смелой и рыцарски благородной» — такой запомнил писатель Алексей
Алексин Валентину Осееву. Умерла писательница 5 июля 1969 г. в Москве.
Слайд
31
Ребята!
Обязательно прочитайте эти книги. Уверена, они вам очень понравятся!
Спасибо
за внимание!
Использованные ресурсы
Рассказы В.Осеевой
http://yandex.ru/yandsearch?text
http://images.yandex.ru/
http://chastysc.ucoz.ru/publ/konspekt_uroka_literaturnogo_chtenija_dlja
2_klassa_tema_v_oseeva_quot_prosto_starushka_quot/4-1-0-242
http://festival.1september.ru/articles/415616/
Урок литературного чтения
УМК: «Школа
России», 2 кл.
Тип урока:
Открытие нового знания
Тема урока:
В.Осеева «Синие листья»
Цели урока:
— продолжить знакомство учащихся с
произведениями В.Осеевой «Синие листья»,
— формировать умения работать с текстом текст,
— создать условия для полноценного анализа
ситуации, изображенной автором,
— развивать речь уч-ся, память, внимание,
— воспитывать у учащихся честность,
ответственность за свои поступки.
Оборудование:
презентация, конверты с заданиями и материалом для работы в парах.
Универсальные
учебные действия:
1. Личностные
— Воспитывать вдумчивого читателя, способного эмоционально откликаться
на художественное произведение.
— Освоение личностного смысла учения, желания учиться.
— Уважать мнение
одноклассников.
— Оценка
жизненных ситуаций и поступков героев с точки зрения общечеловеческих норм.
2.Регулятивные:
— Способность фиксировать учебную проблему,
определять область знания и незнания, способа действий.
— Самостоятельно
организовывать свое рабочее место.
— Определять цель
учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.
— Корректировать
выполнение задания в дальнейшем.
— Оценка своего
задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при
выполнении.
3.Познавательные:
—Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы,
находить нужную информацию в учебнике.
-Сравнивать и
группировать объекты по нескольким признакам.
—Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы.
-Совершенствовать
умение работать с текстом, формировать умение сравнивать, анализировать,
обобщать информацию, проводить аналогии и делать
выводы.
4.Коммуникативные:
-Участвовать в
диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события,
поступки.
-.Оформлять свои
мысли в устной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
-Читать вслух и
про себя текст учебника, понимать прочитанное.
— Сотрудничать в
совместном решении проблемы (задачи).
Ход урока.
I. Орг. момент.
— Сейчас я прочту вам стихотворение.
Слушайте внимательно.
Если дело не идет
И не спорится работа,
Друг к тебе всегда придет,
С другом справишься в два счета!
Ну а если вдруг у друга
Что-нибудь случится,
Поспеши к нему на помощь-
Может пригодиться!
— Ребята, о чем говорится в этом стихотворении? (Дети: о дружбе, о друге)
— Случалось ли вам приходить на помощь
другу? ( Дети:
Да.)
— Как вы думаете, можно ли прожить без
друзей? (Дети: Без друзей скучно, не интересно.
Не с кем поговорить и поиграть.)
— Что друзья могут делать вместе? (Дети:
Играть, работать, учиться, отдыхать, смеяться, шутить, разговаривать, помолчать
и т.д.)
— У слова «дружба» есть слова — родственники. Давайте
назовём слова похожие на него. (Дети: Друг,
дружочек, дружить, дружные, друзья, подружиться, дружелюбный.)
II. Определение темы и задач урока.
— Как вы
думаете, о чем мы сегодня будем читать произведения? (Ответы детей)
— Послушайте загадку. Что это?
Из почек появляются,
Весною распускаются,
Летом шелестят,
Осенью – летят. (Листья.)
— Какого цвета могут быть листья?
— Могут ли листья быть синего цвета?
— Рассказ, который мы сегодня будем читать, называется
«Синие листья». Его написала В. Осеева.
— Как вы думаете, почему она его так назвала?
(Предположения детей.)
— Итак, наши задачи:
1) познакомиться с В. Осеевой.
2) познакомиться с рассказом В. Осеевой «Синие
листья»;
3) выяснить, почему рассказ так называется;
III. Работа по теме урока.
1. Знакомство с В. Осеевой.
Валентина
Александровна Осеева (Хмелева) родилась 28 апреля 1902 года в Киеве. Пока
взрослые
были заняты своими таинственными делами, маленькая Валентина на весь день
убегала к
Волге. Её манили гудки пароходов, баржи, суета пристани. В то время по берегам
Волги
слонялось много бездомных детей и Валентина близко познакомилась с их жизнью,
любила
петь с ними разудалые песни или разыгрывать сценки, изображая рыбаков и
мастеровых,
пароходную публику, шарманщиков и лодочников.
Валентина
Александровна Осеева (Хмелева) родилась в Киеве. Пока взрослые были заняты
своими таинственными делами, маленькая Валентина на весь день убегала к Волге.
Её манили гудки пароходов, баржи, суета пристани. В то время по берегам Волги
слонялось много бездомных детей и Валентина близко познакомилась с их жизнью, любила
петь с ними разудалые песни или разыгрывать сценки, изображая рыбаков и
мастеровых, пароходную публику, шарманщиков и лодочников.
В юные годы
Валентина Осеева мечтала стать актрисой, однако её планы изменились в связи с
переездом семьи в Москву.
В 21 год
Валя Осеева, придя однажды в трудовую коммуну для беспризорных детей, поняла,
что её истинное призвание — воспитывать детей. Шестнадцать лет она отдала
воспитанию детей — беспризорников и малолетних правонарушителей.
В свободное
время она сочиняла сказки для ребят. Осеева писала пьесы, ставила и разыгрывала
их вместе с ребятами.
По
требованию своих воспитанников Валентина Осеева отнесла в редакцию один из
своих первых рассказов «Гришка». Он был напечатан в газете. Большую
роль в её писательской биографии сыграл душевный и глубокий рассказ
«Бабка». Потом был написан весёлый и очень грустный рассказ
«Рыжий кот» и много других. Таким образом, ребята как бы определили
дальнейшую судьбу В.Осеевой.
Сказки и
короткие рассказы, написанные Осеевой для детей построены на близких детскому
миру сюжетах: «Рыжий кот», «Волшебное слово», «Мой
товарищ», «Простое дело», «Синие листья» и др.
Маленькие
читатели особенно полюбили цикл рассказов «Волшебное слово», где в
увлекательных историях и живых характерах даются образцы человеческих
отношений.
В 1946 году
В. Осеева начала работать над книгой «Васёк Трубачёв и его товарищи».
Эта книга была отмечена Государственной премией СССР.
Большой
успех выпал на долю повести «Динка», имеющей автобиографический
характер.
— Сегодня мы
познакомимся с произведением В. Осеевой «Синие листья».
Послушайте текст и
определите, к какому жанру он относится: рассказ, сказка или стихотворение.
3. Слушание рассказа В. Осеевой «Синие
листья»
4. Беседа.
— К
какому жанру вы его отнесете: это рассказ, сказка или стихотворение? (Ответы
детей)
—
Почему вы так решили?
—
Определите тему рассказа. О ком идет речь? (О детях: девочки Лена и Катя)
— Почему рассказ называется
«Синие листья»?
— Как звали подруг?
— Сколько зеленых карандашей было
у Кати?
— Могла ли Катя дать Лене зеленый
карандаш?
— У кого Катя решила спросить
разрешение?
— Как выдумаете, действительно ли Катя спрашивала
разрешение у мамы, брата?
— Была ли Катя настоящей подругой Лене?
— Что значит выражение
«Покраснела как рак»?
5. «Жужжащее чтение» детей.
— Прочитайте рассказ вполголоса.
— Каковы главные слова всего
произведения? Как вы их понимаете?
6. Работа у доски.
— Давайте, подумаем,
какими чертами характера обладали девочки.
Катя
Лена
лживая аккуратная
равнодушная терпеливая
жадная воспитанная
хитрая гордая
7. Чтение
рассказа по ролям
— Мы выяснили
особенности характеров девочек. Это поможет нам лучше прочитать этот рассказ по
ролям.
8. Игра «Кто самый внимательный».
Я буду называть
слова. Если вы услышите слово, относящееся к рассказу, делаете наклон вправо.
Если услышите слово не из рассказа, делаете наклон влево: Катя, Оля, Дима,
карандаш, ручка, учитель, Лена, листья, берёза, мама, портфель, подружка,
сорока, школа, перемена, урок. (Проходит физминутка)
9. Работа в
парах.
— Из группы пословиц
выбирайте только ту, которая подходит к нашему рассказу.
Для первого ряда:
• Вежливость
открывает все двери.
• Лучше хорошо
поступить, чем хорошо говорить.
• Нет — друга
ищи, а нашёл — береги.
• Делу время,
а потехе — час.
Для второго ряда:
• Где труд, там
и радость.
• Крепкую дружбу
и водой не разольёшь.
• Добрый человек
добру учит.
• Кто скоро помог,
тот дважды помог.
Для третьего
ряда:
• Лето прохлопал, осень
протопал, а тут снег на голову.
• Птица сильна
крыльями, а человек — дружбой.
• Красив тот, кто
красиво поступает.
• Сердце матери
лучше солнца греет.
(Ответы детей с
аргументацией, обсуждение спорных вопросов.)
10. Работа в
группах.
— Придумать другую концовку рассказа.
IV. Итог урока.
— Какие задачи мы ставили? Решили или нет?
— Сегодня мы узнали об одном из правил
дружбы: всегда делитесь с другом. Старайтесь помочь другу сделать то, что
у него не получается. Не ссориться с друзьями, стараться играть дружно.
Уметь уступать. Вот такие простые правила. И если вы не будете их
нарушать, то у вас будет много добрых и верных друзей.
— Заканчивая урок, я прочту вам еще одно стихотворение.
Случается, бываем одиноки,
И не хватает нам душевной теплоты,
Бываем мы задумчивы и строги
И ни кому как будто не нужны
И светит солнышко неярко
И нет желанья рисовать,
Читать, играть не интересно
Но, как скажите не скучать?
Мир сразу красками наполнится
Измениться вдруг все вокруг
Когда с тобою рядом будет
Твой настоящий верный друг.
Цель.
Формирование интереса к художественной литературе, знакомство с рассказом В. Осеевой «Волшебное слово».
Задачи
. Учить детей эмоционально воспринимать содержание литературного произведения, углублять знания о доброте, вежливости.
Закреплять знания о детских произведениях.
Развивать умение выразительно передавать образы литературных героев.
Продолжать воспитывать нравственные качества на примере поступков героев литературных произведений.
Методы и приемы:игровой прием, чтение художественного произведения, вопросы, ответы детей, напоминания.
Предшествующая работа: чтение сказок, рассказов о доброте, вежливости
«Плохо», «Просто старушка».
Материал и оборудование: книги разных авторов.
Ход образовательной деятельности:
Дети заходят группу, в которой на полках стоят книги.
Воспитатель: Ребята, куда мы с вами попали, наша группа и вдруг везде на полках стоят книги?
Дети: В библиотеку.
В.: Да мы попали в страну, где живут книги. Сегодня я буду в роли библиотекаря и познакомлю вас с новыми книгами. На этих полках стоят книги с русскими народными сказками, а на этих полках расположены книги о животных, а здесь находятся энциклопедии, в которых очень много разной познавательной информации. Для чего нужно читать книги?
Д.: Книги нужно читать для того, чтобы быть умными, много знать интересного.
В.: Да, из книг мы узнаем много нового и интересного. Книги очень важны и нужны.
На полках нашей библиотеки есть много книг с рассказами, в которых главным героям помогают «волшебные предметы». Вот например в этой книге, кто скажет как она называется, волшебный предмет помог девочке Жене найти хорошего друга. Что это за предмет? (Да, правильно это цветок — цветик семицветик).
А вот в этом рассказе, героине помогала дудочка, что это за рассказ?
(Да, это «Дудочка и кувшинчик»).
Но кроме волшебных предметов героям произведений помогают ещё и волшебные слова, они
помогают героям изменить свое поведение в лучшую сторону.
Такое произведение есть в книге Валентины Осеевой. Эта книга тоже стоит на полке нашей библиотеки, вот она, посомотрите какая яркая, красочная, в ней очень много красивых иллюстраций и интересных рассказов, с некоторыми из них мы уже знакомы. Это рассказы «Просто старушка», «Девочка с куклой», в них мы обсуждали как можно и нужно поступать в некоторых случаях.
А сейчас я вам хочу предложить послушать ещё один рассказа В. Осеевой, садитесь на свои стульчики.
Рассказ называется «Волшебное слово».
Чтение произведения.
Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, кого встретил Павлик сидящим на скамейке.
Дети: Маленького старичка с длинной седой бородой.
В.: Как выглядел мальчик, когда встретил старичка?
Д.: Он был очень сердитым и с красным лицом.
В.: Как вы считаете, почемы мальчик был сердитым?
Д.:Он был сердитым, потому что сестра не дала краски, бабушка не дала морковку, а брат не покатал на лодке.
В.: Какой совет дал старичок мальчику?
Д.:Говорить волшебное слово.
В.:Павлик воспользовалься советом старичка?
Д.:Да, он сказал волшебное слово и сестре, и бабушке, и брату.
В.:И какие же изменения произошли в жизни мальчика?
Д.:Сестренка дала краски, бабушка пирожок, брат покатал не лодке.
В.:Чем же закончился рассказ?
Д.:Мальчик решил отблагодарить старичка за добрый совет, но старичка на скамейке не было.
Физминутка.
Ребята, давайте немного отдохнем и поиграем. А игра называется «Не ошибись, пожалйста!» .Я буду просить вас выполнить задания, но выполнять их надо только тогда, когда я назову «волшебное слово».
Встаньте, пожалуйста!
Поднимите руки!
Будьте добры, похлопайте в ладоши!
Потопайте.
Попрыгайте, пожалуйста.
Руки вперед.
Присядьте, пожалуйста, три раза.
Молодцы, какие вы внимательные, ни разу не ошиблись.
Садитесь, пожалуйста.
А сейчас я хочу вам предложить игру «Скажи по разному».
В.:Я прошу сюда выйти Кирилла и Дениса, Кирилл будет старичком а Денис — Павликом. Вы, ребята, должны будете поизнести фразы старичка и Павлика с разной интонацией.
В.:Кирилл будет произносить фразу «С тобой что-то случилось?», а Денис — Павлик будет отвечать такой фразой «Ну и ладно! А вам-то что?»
(Эти фразы нужно произнести: 1 Старичок — спокойно с добротой, Павлик — сердито, грубо; 2 Старичок — грубо произносит, Павлик — грустно, расстроенно; 3 Старичок — с тревогой, Павлик — весело и беззаботно)
В.:Молодцы ребята, хорошо у нас получилось, остальные дети поиграют в эту игру на следующем занятии. Потому что сейчас я хочу вам предложить другую игру, называется она «Закончи предложение».
1. У Павлика было красное сердитое лицо потому что.
2. Сестра Лена не дала Павлику краски потому что.
3. Сестра Лена дала краски Павлику потому что.
4. Павлик назвал старичка волшебником потому что.
В.: Вот ребята, видите, что быть вежливым не только приятно но и полезно.
Я думою что теперь, вы не будете забывать обращаться друг к другу и к окружающим вежливо.
И нам пора возвращаться из библиотеки в детский сад. Скажем всем посетителям библиотеки до свидания.
Сын — мой начитанный и всегда несколько расстроенный тем, что может не успеть прочитать всего, — мой сын никогда не был и не выглядел настолько растерянным.
— В школе сказали, что нужно принести из дому в школу книги: в школе хотят создать библиотеку! — знаково кашлянул он с порога.
— Так это же прекрасно, — не столько восхитился, сколько спросил я. — У вас будет прекрасная библиотека…
— Библиотека не будет прекрасной… Они сказали принести ненужные книги. Это будет библиотека ненужных книг!
…Я точно помню, что найти в нашей квартире что бы то ни было для участия в создании Библиотеки ненужных книг, нам так и не удалось. От «Занимательной математики» Перельмана до сборника судебных речей адвокатов класса Плевако и Кони — всё оказалось как никогда ранее нужным, жизненно важным, необходимым, как воздух. Сын смотрел счастливыми глазами, потому что я не подтолкнул его к предательству ни какой бы то ни было, даже самой тоненькой, брошюрки «Блокнот агитатора», ни потрепанного, с пробоинами, но остающегося на вечном плаву, непотопляемого — «Капитана Блада».
Насколько я понимаю, об отсутствии в нашем доме ненужных книг сын заявил в школе с нотками неловкости, мягко извиняясь. Но с блеском верности истинного читателя старым книгам-друзьям во взгляде. Я уверен, что он нашёл тогда самые нужные и точные слова.
Он и сейчас находит самые точные и подходящие, соответствущие времени и месту, слова. Просто потому, что много и очень много читал и читает по сей день. Отсюда простота и ясность формулировок…
Иногда случается не успеть выключить или переключить вовремя всеядный (и от слова «яд» — тоже) телеприёмник, и тогда на глаза попадаются современные формулировщики политических и прочих, с позволения, мыслей.
И тогда я их узнаю. Буквально с первого слова. С первых гласных «а», «э», «у», «и» — многократно повторённых политическими телецицеронами, прежде чем будет таки озвучена какая-то избитая, вся в синяках банальности и популизма, фраза.
Это и есть они — читатели той самой Библиотеки ненужных книг.
Это они — недочитавшие нужную книгу.
Перепутавшие подмостки варьете и закулисный кэш с ареной большой политики и экономики.
Всё так же пошло путающие, как водится, Гегеля с Гоголем, а Бебеля — с Бабелем…
Ах, Исаак наш Эммануилович, знали Вы, как много и как часто будут встречаться нам сегодня — сотню годков спустя — столь точно описанные Вами персонажи истинно будённовской — нахрапистой, бессмысленно кровавой и простоватой, да и просто ватной, — «Конармии»?
Они, Ваши красногвардейцы «в пыльных шлемах», и сегодня всё скачут и скачут в неведомое — только и понятное их неначитанным умишкам — коммуно-социалистическое прошлое. И несть числа их «подавляющему большинству» современного популистского «большевизма». Скачут на кубиках мерседесов с охраной и на вертолётах с бутербродами. Скачут в минувшее, в соцпрошлое, и нас за собой увлекают из XXI-го в XX-й, и далее — в — до 1861-го…
Вот дать бы кому-то из тех, что в зелёноватенькой будённовке с мерседесовской звездой во лбу, перечесть Ваши, Исаак Эммануилович, строки, так ведь не поймут.
Вот Ваше, из «Одесских рассказов»: «Я был лживый мальчик. Это происходило от чтения. Воображение мое всегда было воспламенено. Я читал во время уроков, на переменах, по дороге домой, ночью — под столом, закрывшись свисавшей до пола скатертью. За книгой я проморгал все дела мира сего — бегство с уроков в порт, начало биллиардной игры в кофейнях на Греческой улице, плаванье на Ланжероне. У меня не было товарищей. Кому была охота водиться с таким человеком?..».
Чтобы понять глубину иронии и масштаб таланта Бабеля нельзя быть читателем Библиотеки ненужных книг. К сожалению, у нас слишком много их, сбежавших с уроков в порты и клубы игровых аппаратов, начавших и не прекративших играть на биллиардах в кофейнях греческих улиц, плавающих на многомиллионных яхтах на ланжеронах мирового океана…
Это Сабатини утопил свою и нашу «Арабеллу» — на своих яхтах наши пираты-будённовцы не тонут, не из того они литературного и исторического материала.
Не дождаться, увы нам, всплесков изящной словесности и высшего пилотажа утончённого иронического слога. Скорее, наоборот. От иных интервью иных времён остаётся впечатление, когда веселятся не над шуткой, а над шутившим, над комиком-неудачником: хуже любого молчания… Абонемент Библиотеки ненужных книг. Плюя на Бабеля…
С опаской опытной осторожности довелось прочесть, что высоко в Тибете, это на глобусе Украины — резко вправо от Одессы и Ланжерона — найдена огромная библиотека. Неслыханная. Небывалая. Великая и величественная библиотека — Сакья. 84000 свитков, которые остаются нетронутыми уже сотни лет. Это — Библиотека непрочитанных книг.
Её обязательно прочтут, главное — не пускать туда современных планетарных будённовцев. Памятуя, как ничтожные талибановцы уничтожили буддистское скульптурное величественное мировое наследие. Ничтожество всегда стремится к разрушению величественного. Разрушать великое — самоцель ничтожных.
Вы заметили — ни слова о смартфонах и смартфонных библиотеках.
«Одесские рассказы» — могут быть в смартфоне. Смартфон в «Одесских рассказах» — никогда. Бабель просто, при современном раскладе, дописал бы упоминание о смартфоне в ряд соблазнов после бильярда.
И он потянул бы за упрямый и надёжный корешок что-то еще непрочитанное с полки Библиотеки нужных книг…
А о том, что сказал бы Исаак Эммануилович на предложение принести ненужные книги, я не задумываюсь, но он, я ни минуты не сомневаюсь, был бы истинно по-одесски красноречив…
Василь Точило, Newssky