Сервис аудиокниг Storytel подводит итоги и представляет самые интересные литературные тенденции уходящего 2021 года, а также популярные жанры, авторы и аудиокниги, которые слушали в России и во всем мире.
Топ-20 самых прослушиваемых аудиокниг в 2021 году в России
- «Дюна», Фрэнк Герберт
- «Sapiens. Краткая история человечества», Юваль Ной Харари
- «Тревожные люди», Фредрик Бакман
- «Вторая жизнь Уве», Фредрик Бакман
- «Полночная библиотека», Мэтт Хейг
- «Метро 2033», Дмитрий Глуховский
- «Город женщин», Элизабет Гилберт
- «Дурная кровь», Роберт Гэлбрейт
- «Подсознание может всё!», Джон Кехо
- «Шантарам», Грегори Дэвид Робертс
- «Самый богатый человек в Вавилоне», Джордж Клейсон
- «Алмазная колесница», Борис Акунин
- «Мессия Дюны», Фрэнк Герберт
- «Богатый папа, бедный папа», Роберт Кийосаки
- «Сёгун», Джеймс Клавелл
- «Дети Дюны», Фрэнк Герберт
- «Атлант расправил плечи (краткая версия)», Айн Рэнд
- «Думай и богатей», Наполеон Хилл
- «Все свободны: История о том, как в 1996 году в России закончились выборы», Михаил Зыгарь
- «Благоволительницы», Джонатан Литтелл
Впервые за последние 4 года 17-часовой нон-фикшен «Sapiens. Краткая история человечества» Юваля Ноя Харари ушел на второе место по популярности. В 2021 году первое место по прослушиваниям получила «Дюна» Фрэнка Герберта. После выхода одноименного фильма Дени Вильнева, российская аудитория обратилась к литературному оригиналу, благодаря чему аудиокнига оказалась также на 38 месте общего рейтинга самых популярных в мире.
Общий обзор по жанрам в России
Традиционно самыми популярными жанрами остаются «фантастика и фэнтези» и «художественная литература». Надо отметить, что прослушивание аудиокниг жанра «фантастика и фэнтези» за 2021 год еще увеличилось на 25%. На третьем месте второй год подряд оказываются детективы. В уходящем году классическая литература обогнала по прослушиваниям жанр «психология и персональное развитие» и оказалась на четвертом месте. Аудиокниги по психологии занимают пятое место по популярности в 2021 году.
Шестое место, как и в прошлом году, у триллеров. На седьмом месте детская литература, которая обогнала жанр «исторические книги».
Впервые любовные романы вошли в топ-10 самых популярных жанров среди российской аудитории. Они занимают девятое место. На почетном десятом — нон-фикшен.
Самые популярные авторы в России в 2021 году
- Борис Акунин
- Фрэнк Герберт
- Дмитрий Глуховский
- Стивен Кинг
- Фредрик Бакман
- Агата Кристи
- Роберт Гэлбрейт
- Макс Фрай
- Алексей Иванов
- Ю Несбё
Из прошлогоднего рейтинга в топ-10 этого года остались мастер ужасов Стивен Кинг, вечно любимая Агата Кристи, классик современного русскоязычного фэнтези Макс Фрай и норвежский детективный писатель Ю Несбё.
Остальные писатели появляются в рейтинге благодаря вышедшим экранизациям и опубликованным новым книгам. И, соответственно, вытесняют тех, чьи произведения «отгремели» в прошлом году.
Свое место в десятке самых популярных в этом году потеряли Юваль Ной Харари, Элизабет Гилберт, Анджей Сапковский, Грегори Дэвид Робертс и Сергей Лукьяненко.
Самые популярные жанры и книги во всем мире
Интересно, что любимые и самые прослушиваемые жанры различаются у российской и зарубежной аудитории. В 25 странах присутствия аудиосервиса Storytel традиционно самыми популярными остаются детективы. На втором месте по прослушиваниям раздел «художественная литература». На третьем месте в мире любовные романы — они после «карантинного» 2020 года опередили детскую литературу, которая оказалась на четвертом месте.
Пятое место в мире у триллеров. На шестом — жанр «фантастика и фэнтези», который постоянно лидирует у россиян. За ним следуют «биографии» (которые в России не входят в десятку лидеров), «нон-фикшен» и «психология и персональное развитие» (среди россиян всегда входит в пятерку самых популярных жанров). Нон-фикшен больше всего слушают в Швеции, Дании и Финляндии.
Интересно, что жанр «экономика и бизнес» наибольшую популярность показывает в России. На втором месте Дания, на третьем — Швеция. Самой популярной в мире в этом жанре стала аудиокнига «Богатый папа, бедный папа» Роберта Кийосаки.
Также Россия в лидерах по прослушиванию исторических аудиокниг. Ее опережает только Швеция. Третье место по количеству прослушиваний исторической литературы у Голландии. Самой популярной исторической книгой в мире стала «Sapiens. Краткая история человечества» Юваля Ноя Харари. А самым популярным автором исторических книг стал Борис Акунин.
Подробнее по жанрам в России
Фантастика и фэнтези
Как и последние 5 лет, больше всего за год слушали книги из раздела «фантастика и фэнтези». В топ-5 самых популярных произведений в России сразу три аудиокниги Фрэнка Герберта: «Дюна», «Мессия Дюны» и «Дети Дюны». Также в пятерку лидеров по прослушиваниям вошли произведения отечественных авторов: «Метро 2033» Дмитрия Глуховского и «Пищеблок» Алексея Иванова. Самыми прослушиваемыми авторами стали Фрэнк Герберт, Дмитрий Глуховский, Макс Фрай, Сергей Лукьяненко и Анджей Сапковский.
Художественная литература
Этот раздел традиционно занимает второе место по популярности. Топ-5 самых прослушиваемых книг у российской аудитории в 2021 году таков: «Дюна» Фрэнка Герберта, «Тревожные люди» и «Вторая жизнь Уве» Фредрика Бакмана, «Полночная библиотека» Мэтта Хейга и «Метро 2033» Дмитрия Глуховского.
Психология и саморазвитие
Жанр «психология и саморазвитие» по итогам года стал пятым по популярности у российской аудитории. Самыми читаемыми остаются те же авторы, что и в прошлом году, только немного меняются местами по сравнению с 2020 годом: Джон Кехо, Джен Синсеро и Марк Мэнсон. Самыми прослушиваемыми произведениями в течение всего года были «Подсознание может все!» Джона Кехо, «Думай и богатей» Наполеона Хилла и «НИ СЫ. Восточная мудрость, которая гласит: будь уверен в своих силах и не позволяй сомнениям мешать тебе двигаться вперед» Джен Синсеро.
Детская литература
Самой популярной детской аудиокнигой в 2021 году стала «Манюня» Наринэ Абгарян. На втором месте фэнтезийная история о дружбе и предательстве «Восьмирье. 32 августа» Марины Ясинской. Третье место по прослушиваниям среди юной аудитории у «Шоколадного дедушки» Валентина Постникова и Наринэ Абгарян. Четвертое место у детской аудиокниги «Светлик Тучкин и Пузырь желаний» Виктории Ледерман. Пятерку лидеров замыкает «Веселый двоечник» Валентина Постникова.
В топ-5 самых популярных авторов вошли вечный классик детской литературы Астрид Линдгрен, Виктория Ледерман, любимый многими поколениями детей и подростков Кир Булычев и современные детские писатели Наринэ Абгарян и Валентин Постников.
Биографии и истории успеха
Самой популярной биографией стала аудиокнига «Вызовите акушерку» Дженнифер Уорф — воспоминания о ее жизни и работе в Лондоне 1950-х годов. На втором месте «Лето на Парк-авеню» Рене Розен — документальный роман о легендарном главном редакторе Cosmopolitan Хелен Гёрли Браун, возглавлявшей издание 32 года и сделавшей его иконой стиля. Третье место среди биографий занимает произведение Эдварда Радзинского «Сталин. Жизнь и смерть». Четвертое — история успеха Фила Найта «Продавец обуви. История компании NIKE, рассказанная ее основателем». Замыкает пятерку лидеров «Сердце хирурга» Федора Углова — лучший медицинский роман ХХ века, который начинается с блокадного Ленинграда, где автор работает в больнице.
Самыми популярными авторами в этом жанре стали Борис Акунин-Чхартишвили, Дженнифер Уорф, Эдвард Радзинский, Рене Розен и Фил Найт.
Первая книга
В специальном разделе-рекомендации «С чего начать» в приложении Storytel подобраны самые популярные книги, с которых слушатели начинают знакомство с аудиокнигами. Любопытно, что в пятерке лидеров большинство аудиокниг, за которыми приходят российские слушатели, относится к жанрам «экономика и бизнес» и «психология и саморазвитие». Самыми популярными аудиокнигами стали «Подсознание может все!» Джона Кехо и «Дюна» Фрэнка Герберта. Также в топ-5 вошли «Богатый папа, бедный папа» Роберта Кийосаки, «Тонкое искусство пофигизма: Парадоксальный способ жить счастливо» Марка Мэнсона и «Самый богатый человек в Вавилоне» Джорджа Клейсона.
Да, живописец Константин Коровин много чего еще успевал в жизни помимо станковой живописи. И работал для театра, и писал рассказы, сложившиеся в несколько книг. И еще преподавал – в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, которое сам ранее закончил, и в Строгановке, и даже во ВХУТЕМАСе.
Вот ученики Коровина разного времени – работы из коллекции галереи «Веллум» и частных собраний – и собраны на нынешней выставке в Новом Манеже. Но давайте сначала взглянем на работы самого учителя (а Коровин, напомню, учился в том же МУЖВЗ у Поленова и Саврасова). В экспозиции есть и его станковая живопись, и эскизы для театральных постановок.
У хорошего преподавателя ученики не становятся его маленькими копиями, а развиваются пусть под руководством учителя, но по-своему. Вот и посмотрим, какие результаты дало преподавание Коровина.
Георгий Лапшин. Во многом похож на Коровина по внешней линии жизни: тоже еще до революции ездил вдохновляться Парижем, тоже в 1920-х годах эмигрировал. И даже тоже работал для театра. Специализировался в основном на пейзажах.
Алексей Исупов. Вроде бы тоже эмигрант? Нет, тут интереснее. После революции вступил в АХРР (за этой рычащей аббревиатурой – Ассоциация художников революционной России), создавал полотна на революционные темы. И уже в середине 1920-х был командирован в Рим для подготовки монументального полотна «Парад Первого профсоюзного праздника физкультуры» (зачем тут, спрашивается, Рим?). В Риме обосновался прочно, успешно выставлялся и продавал работы, стал подписываться на итальянский манер «Алессио Исупов» и даже завел виллу. Но при этом эмигрантом себя не считал, а задержку с возвращением в СССР (на три десятка лет примерно) объяснял слабым здоровьем и необходимостью лечения. В общем, как хотите, а какой-то информации об этой персоне нам явно недостает.
А вот и исуповские работы.
Сергей Герасимов. Этого художника главное не путать с однофамильцем Александром («Два вождя после дождя» – это тот, а не этот). Впрочем, хоть вождей и не писал, но различными «Колхозными праздниками» в советское время Серей Герасимов все же отметился. Сохраняя при этом яркость колорита и даже долю умеренного сезаннизма. За что в собственной преподавательской карьере в конце концов поплатился – был в 1948 году уволен с поста директора Суриковского за излишний либерализм.
Федор Федоровский начал оформлять театральные постановки еще у Дягилева, а после революции возглавил постановочную часть Большого театра. Где проводил в целом традиционную линию, не углубляясь слишком в авангард, но и уклоняясь от тяжеловесности «сталинского ампира». Впрочем, эскиз красных звезд на кремлевских башнях – это тоже он. Здесь же – эскизы к «Садко» и «Псковитянке».
Петр Вильямс. Это уже другое поколение, вхутемасовское. Возглавлял Музей живописной культуры, входил в Общество станковистов. А в 30-х годах начинает специализироваться на театре. И не только – на выставке представлены его эскизы к представлению ансамбля песни и пляски НКВД.
Наконец, Александр Шевченко. В юности – лекции Врубеля в Строгановке и учеба у Коровина, изучение импрессионистов в Париже. Участие в выставках объединений «Мир искусства» и «Ослиный хвост». После революции – преподавание во ВХУТЕМАСе (где он даже стал деканом живописного факультета) и участие в создании Музея живописной культуры (и то, и другое было в 30-м годам расформировано). В экспозиции – ранний натюрморт и более поздние портрет и пейзаж.
Есть в экспозиции и еще один раздел – современники Константина Коровина, одно с ним поколение (есть там и прямые сокурсники). Так сказать, для демонстрации контекста.
Вот Валентин Серов. С которым Коровин дружил и нередко сотрудничал, а преподавая в МУЖВЗ они вообще вели одну мастерскую.
Петр Петровичев, пейзажист-передвижник.
Сергей Виноградов, ученик Академии, а позже и сам академик. В жанровую живопись привносил колористические элементы импрессионизма.
Михаил Нестеров. Больше известен нам религиозной живописью, но тут есть и несколько этюдов для жанровых работ.
Александр Киселев. Не закончил кадетский корпус, не закончил историко-филологический факультет. Академию художеств все же закончил и устроился на службу в банк. Живописью занимался в свободное от службы время, но все же стал академиком.
Станислав Жуковский, еще один ученик Поленова. Пейзажист, участвовал в выставках как Товарищества передвижников, так и «Мира искусства». После революции уехал в Польшу (где, несмотря на уже преклонные годы, участвовал в 1944 году в Варшавском восстании, был арестован и погиб в концлагере).
Вот такие разные судьбы, а о художественной манере судите сами. Выставка в Новом Манеже продлится до середины февраля.