Рассказы в двух словах

Доброе утро! в петербургском соборе-музее спас на крови после жалоб монархистов отменили концерт произведений шостаковича. и в этом даже можно

Доброе утро!

В петербургском соборе-музее Спас на Крови после жалоб монархистов отменили концерт произведений Шостаковича. И в этом даже можно увидеть логику: в программе были «Десять хоровых поэм на стихи революционных поэтов конца XIX и начала XX века», а Спас на Крови стоит на месте убийства народовольцами Александра II. В новостях логики меньше:

  • В Москве задержаны Мария Алехина, муниципальный депутат Люся Штейн и депутат Мосгордумы Сергей Митрохин.
  • Александр Сокуров извинился перед СПЧ за спор с Путиным и заявил об угрозе жизни.
  • В Беларуси фрилансера Радио Свобода Андрея Кузнечика опять не выпустили на свободу: он уже отсидел два раза по 10 суток.
  • YouTube заблокировал новый канал немецкой редакции RT в день запуска телевещания.

Российское правоохранительное

  • Депутата Мосгордумы Сергея Митрохина задержали на встрече с избирателями. Вменяют организацию несанкционированного митинга (до 10 суток).
  • Чуть раньше Митрохина в Москве задержали муниципального депутата Люсю Штейн и участницу Pussy Riot Марию Алехину. Обеим вменяют демонстрацию нацистской или экстремистской символики, причем у Алехиной эту якобы символику нашли в инстаграм-посте за 2015 год.
  • В Ингушетии арестованы двое 17-летних подростков, которые якобы готовили взрывы в зданиях МВД и Росгвардии. Связано ли это как-то с вынесенными накануне суровыми приговорами участникам протестов против изменения административной границы с Чечней, неизвестно, но вот здесь правозащитники объясняют, почему эти приговоры могут вызвать возмущение в ингушском обществе.
  • В Москве прошло первое заседание по делу редакторов студенческого журнала DOXA, обвиняемых в вовлечении несовершеннолетних в противоправную деятельность за видео, где подросткам объясняются их права. Четверо редакторов уже девятый месяц сидят дома под ограничениями определенных действий: им разрешена двухчасовая прогулка, но пользоваться интернетом запрещено. Здесь они рассказывают, каково так жить.
  • Первый апелляционный суд Москвы оставил в силе решение о продлении ареста Ивану Сафронову до 7 января 2022 года. К этому времени журналист, обвиняемый в госизмене, проведет в СИЗО полтора года. В зал суда впервые за долгое время впустили журналистов. Сафронов сказал, что ему начали передавать письма, которых он был лишен в течение нескольких месяцев. Адвокат Сафронова говорит, что следователь ФСБ пытается ограничить защиту во времени ознакомления с материалами дела.
  • Другой сиделец «Лефортова», основатель компании Group-IB Илья Сачков, тоже обвиняемый в госизмене, передает из СИЗО, что его дело не связано с самой компанией и его работой в ней. Намекает, что речь идет о его борьбе с киберпреступностью.
  • К экс‑главе уфимского штаба Навального Лилии Чанышевой, которая сидит в московском СИЗО-6, не допустили еще двух адвокатов. Ранее следователь отстранил от дела Владимира Воронина, который защищает многих соратников Навального. Лилия Чанышева говорила в интервью, данном уже из СИЗО, что отъезд из России был бы для нее большей бедой, чем арест. Вот разговор с бывшим главой калининградского штаба Навального, который решил иначе и бежал с семьей в США.
  • В московском суде прокурор запросил от 15 до 19 лет тюрьмы для фигурантов дела о 400 кг кокаина в российском посольстве в Аргентине. Ранее присяжные признали всех четверых виновными, но заслуживающими снисхождения.
  • В Петербурге адвоката Лидию Голодович оштрафовали на 200 тысяч рублей по обвинению в нападении на пристава и нацгвардейца в здании суда; ее задержали после того, как она потребовала пропустить в суд свидетеля в шортах.
  • В Ярославле главу военно-патриотического клуба «Десантник» оштрафовали на 5 тысяч рублей за гомофобное шоу.
  • Свердловский облсуд назначил 3 млн рублей компенсации бывшему заключенному, которому в колонии вставляли палку в задний проход.
  • Подсчет по открытым данным МВД показал, что за три года в Чечне пропало без вести без почти пять тысяч человек. Это ненамного меньше, чем в гораздо более крупных по размеру Москве и Московской области. Чечня также лидирует среди регионов, где пропавших находят реже всего.

Российская «политика»

  • Александр Сокуров извинился перед членами СПЧ за спор с Путиным и сообщил, что друзья предупреждают его об опасности, которая грозит его жизни. По мнению Сокурова, единственной гарантией, что его не убьют, может быть личное вмешательство Путина.
  • Пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков прокомментировал публикацию Радио Свобода о документах ростовского суда, в которых описывается схема снабжения российских военнослужащих на Донбассе. «Ну, наверное, речь идет об ошибке», – сказал он. Текст приговора исчез из сети, но сохранился в веб-архиве.
  • В Госдуму внесен законопроект о местном самоуправлении. Он упраздняет городские и сельские поселения, тем самым значительно «укрупняя» административные единицы.
  • По данным Reuters, Центробанк России собирается запретить инвестиции в криптовалюты.
  • В российских колониях и изоляторах распространяется «воровское письменное обращение» (или «прогон»), авторы которого призывают зэков не понижать в тюремной иерархии тех, кто подвергся изнасилованиям со стороны сотрудников ФСИН и заключенных, сотрудничающих с администрацией. Подлинность письма подтвердили несколько правозащитников. Они считают это эффективным методом борьбы с таким типом пыток. Основатель Gulagu.net Владимир Осечкин рассказал, что информатора, который передал проекту новый видеоархив с пытками, угрожают «разобрать на запчасти и на свалке закопать как грязное животное и предателя» (информатор находится за границей).

В Беларуси

  • Активисты из Березовки Андрей Ашурок и Сергей Пантус покинули Беларусь после того, как им стало известно, что их планируют посадить. Андрей –​ брат Витольда Ашурка, погибшего в колонии в мае этого года. Ранее стало известно о возбуждении уголовного дела за скандирование слова «Ганьба» (позор) на оглашении приговора Витольду Ашурку в январе 2021 года.
  • Суд в Молодечно приговорил к трем годам колонии Сергея Непогоду, ранее экстрадированного из России по запросу белорусских властей («сопротивление милиции с применением насилия»).
  • Фрилансер белорусской службы Радио Свобода Андрей Кузнечик так и не вышел из изолятора, отсидев два раза по 10 суток. Вероятнее всего, ему дали еще десять.
  • КГБ Беларуси признал «экстремистским формированием» платформу «Сход», позволяющую проводить виртуальные предвыборные кампании и выборы.
  • МИД РФ пообещал оказать «содействие» россиянину Дмитрию Попову, которого приговорили к 16 годам по «делу Тихановского». Ранее Попов писал сестре, что российский консул был у него всего один раз за год, и просил ее помочь ему выйти из российского гражданства. Попов – человек довольно загадочный: вот все, что о нем известно.

Вокруг света

  • Конгресс США одобрил военный бюджет: в нем заложено $300 миллионов на поддержку Вооруженных сил Украины.
  • На пресс-конференции после переговоров с президентом Украины генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг сказал, что вопрос о возможном приеме Украины в НАТО будут решать только сама Украина и 30 стран – членов НАТО. Тем самым он отверг многократно повторенное Путиным требование «юридических гарантий» нерасширения НАТО на восток.
  • Лидеры стран Евросоюза по итогам саммита в Брюсселе призвали Россию предпринять шаги по снижению напряженности вокруг Украины и умерить агрессивную риторику. В случае нападения России на Украину Евросоюз обещает серьезные последствия и скоординированные санкции.
  • Федеральное сетевое агентство Германии, которое рассматривает вопрос сертификации газопровода «Северный поток – 2», вряд ли примет решение по существу дела в первой половине будущего года, сообщил глава агентства Йохен Хоманн.
  • YouTube заблокировал новый канал немецкой редакции RT в день запуска телевещания. В пресс-службе Google объяснили, что канал был удален за обход ранее наложенных ограничений (в сентябре был заблокирован другой канал RT DE).
  • Казахстан 16 декабря отметил 30-ю годовщину независимости, однако в стране этот день ассоциируется с расстрелом бастующих нефтяников в 2011 году в городе Жанаозен на западе республики. Вот рассказы участников этой забастовки и родственников погибших.

Хроники пандемии

По данным оперативного штаба на утро четверга, суточный прирост новых случаев COVID-19 в России слегка подрос – до 28 486. Официальное число инфицированных в стране с начала пандемии – 10 миллионов 132 тысячи; официальное число жертв достигло к утру четверга 294 024 человек (+1133 за сутки). Это заведомо заниженные данные: по подсчетам журналистов «Холода» и «Медиазоны», опиравшихся на выступление вице-премьера Голиковой в Госдуме, избыточная смертность в стране с начала эпидемии превысила миллион человек. Специалисты считают, что почти всю избыточную смертность следует списывать на ковид.

Госдума одобрила в первом чтении законопроект о QR-кодах в общественных местах. Конкретный перечень мест, куда без кодов нельзя, в каждом регионе будут выбирать самостоятельно. Перед голосованием единороссы подрались с коммунистами, которые встали с плакатом «Мы против QR-фашизма».

По данным ВОЗ, число заражений штаммом омикрон в мире удваивается каждые два-три дня. Франция ужесточила пограничный контроль с Великобританией, где было выявлено почти 90 тысяч новых случаев COVID-19 за сутки. Здесь иммунолог Николай Крючков прогнозирует дальнейший ход эпидемии: новые данные подсказывают, что «омикронная волна» чревата перегрузкой систем здравоохранения во всех странах.

Шесть ссылок

  • Нетипичные эмигранты. История штаб-ротмистра Сергея Курнакова, который в 1920 году покинул Россию убежденным монархистом, а в США стал сталинистом и агентом советской разведки. Или беседа с жительницей Сахалина Валентиной Кузьминой: во время Второй мировой войны ее младенцем вывезли из СССР и подкинули в приют, а в конце 1940-х ее и ее приемных родителей-немцев, живших в Восточной Германии, увезли в вагонах для скота в Бурятию на принудительные работы.
  • Жанровое. Путеводитель по европейской басне эпохи Реформации. Или рассказ литературоведа Тимура Хайрулина о малоизвестных советских антиутопиях 1920-х.
  • Медицина. Профессор школы фармацевтики Университета Северной Каролины в Чапел-Хилл Дмитрий Киреев рассказывает, как создаются современные лекарства. Или истории пациентов с лишними органами (иногда это даже полезно).

Искренне Ваши,
Семь Сорок

    В «лихие 90-е» Владимир Путин успел побыть таксистом, а точнее, «бомбилой» без лицензии – об этом президент рассказал в фильме «Новейшая история», который показали в воскресенье, 12 декабря, на телеканале «Россия-1».

    Эта «новость» стала поводом для множества саркастических комментариев в блогах.

    Сергей Митрофанов

    В 90-е Путин занимался частным извозом на своей Волге, а ведь мог бы и тогда уже стать президентом.
    «Преступления 90-х»

    Олег Пшеничный

    В хмурые девяностые по улицам Питера ездило чёрное-пречёрное такси. И пассажиров этого такси больше никто никогда не видел!

    Большинство шуток так или иначе обыгрывают тему «таксист у руля государства».

    Александр Осовцов

    Мы тут, оказывается, годами всерьёз обсуждаем байки таксиста.

    Иван Курилла

    Шутки про то, что все люди, знающие как управлять государством, работают в такси, уже не так смешны.

    Аббас Галлямов

    Все мы время от времени обсуждали с таксистами политику и выходили из машины, поражаясь тому, какая каша может быть в голове у человека. Разве могли мы предположить, что один из них все-таки прорвётся к власти и реализует всё то, чему мы поражались.

    Олег Лекманов

    У нас любой таксист может управлять государством!

    Сергей Митрофанов

    В 90-ые, когда я работал в Коммерсанте, я однажды сел в частную машину-Волгу, а водитель был такой с носом уточкой. И он мне стал рассказывать, как хорошо работал в посольстве, следил за товарищами, чтобы те не покупали лишнего в гдеровских магазинах (там было всего немного больше, чем в позднем СССР) и не подрывали этим престиж страны. Писал докладные, больше ничего не делал.
    Выходя, я громко стукнул дверью.
    #Воспоминание

    Иван Давыдов

    Был как-то Ельцин в Питере по делам. Выпил, конечно. Вышел ночью из Эрмитажа (его обычно в Эрмитаже селили). Ну, бардак, девяностые – тоска, слякоть, гражданская война, суверенитет частично утрачен, под аркой Генштаба расчленяют кого-то, охрана разбежалась, водители тоже. А у него водка кончилась.

    «Я вообще для души таксую. Так-то я из КГБ»

    Поймал такси. Таксист, как таксисту и положено, пока до гастронома ехали, все ему рассказал – и как страной управлять, и как сборную тренировать, и как бабу свою в кулаке держать.

    Другой бы внимания не обратил – ну, таксист и таксист. А Ельцину-то все в новинку, он на такси редко ездил.

    А тут этот еще и говорит: «Я вообще для души таксую. Так-то я из КГБ».

    Расчувствовался Ельцин, даже всплакнул. И сказал: «Быть тебе президентом вместо меня».

    Иван Яковина

    У меня сегодня день рождения, и я себе (и всем) желаю исполнения нового популярного в России слогана, который звучит примерно так: «Вернём Путина в таксисты!»
    Да будет так!

    В провластных блогах ничего невероятного в Путине-таксисте не видят.

    НЕБОЖЕНА

    Вполне верю. В такси очень много приличных людей до сих пор работает. Недавно ко мне на работу просился извозчик из ультимы, бывший управляющий директор довольно крупного банка в 1990-х. Песков вот тоже таксистом работал.

    Сергей Марков

    Весь оппозиционный Рунет хохочет над словами Путина о том, что тот знает трагедию народа в 90е годы, потому что он даже вынужден был тогда подрабатывать извозом. Стебутся над Путиным, потому что в 90е тот был замом мэра Петербурга, а потом в управлении делами администрации президента.

    Антипутинской оппозиции никогда не понять ни Путина, ни наш народ

    Лидеры этого обстебывания Путина видные деятели антипутинской оппозиции. Большинство конечно, из номенклатурных семей, дети членов ЦК КПСС, редакторов советских номенклатурных изданий, внуки генералов НКВД. Тех, кто врал нам и нашим родителям десятилетиями. Им, жизнь которых всегда была гладкой и обеспеченной, им, которые привыкли презирать народ и обкрадывать его, никогда не понять ни Путина, ни наш народ. Они, ловко приспосабливающиеся к любому режиму, и не знают, что такое риск и как можно оказаться на обочине.

    Факты. Путин два раза думал о том, что может быть придется зарабатывать на жизнь извозом. В августе 1991 года, когда он мог быть отброшен на обочину, если бы победил ГКЧП и уволили бы Собчака. А в августе 1996, когда Собчак проиграл выборы и Путин оказался до 1998 года вне системы власти. Отказался идти в администрацию Яковлева со словами «лучше быть повешенным за верность, чем за предательство «.

    Эту уверенность в способности заработать на жизнь и извозом Путину давал опыт нескольких недель января и февраля 1990, когда он потерял работу в Дрездене, но еще не получил работу в Ленинграде. И когда было уже ясно, что офицер КГБ уже может иметь очень неопределенное будущее. А надо кормить семью. Не номенклатурную семью.

    Но ничего этого не хотят знать и хотят скрыть от нас те, кто привыкли лгать нам поколениями. А мы понимаем Путина. Потому что он один из нас. И поэтому мы не пустим к власти партию 90х.

    Оппозиционные комментаторы, впрочем, уверены, что солгал в данном случае Путин.

    Леонид Волков

    В работе таксиста нет ничего постыдного; постыдна – ложь.

    Путин работал в мэрии Санкт-Петербурга с июня 1991 года, сначала председателем комитета во внешним связям (где он разворовал весь стратегический запас), потом, с 1994 года, – вице-мэром (где он грабил морской порт).

    Официальная биография Путина (в которой, вроде, нет оснований сомневаться) просто не оставляет ни минуты времени на то, чтобы таксовать – все девяностые Путин провел на номенклатурных, административных должностях высокого уровня.

    Ну то есть он попросту придумал про такси.

    Если Путин это придумал, то довольно давно, отмечают другие.

    некий Андреев

    Только на моей памяти история о том, что Путин в 90-е таксовал (для души, конечно, а так-то на юрфаке) становится новостью уже в третий раз.

    Ну, логично, три поколения новостников сменилось – дело понятное, но черт побери, у редакторов-то что?
    Память, как у рыбки?

    Прикладная социопатия

    Меня тоже удивило – байка очень давняя, много раз из нафталина вытащенная. И я вполне представляю, как это выглядело в реальности: однажды за трояк подвёз какого-нибудь подгулявшего чувака на угол, как говорится, Невского и Васильевского и, может быть, даже не ограбил при этом. Отчего и переживает до сих пор.

    Президентские рассказы разных лет сверил ​Дмитрий Колезев:

    На самом деле Владимир Путин не первый раз упоминает частный извоз как средство своего заработка. Но его показания немного расходятся друг с другом.

    В марте 2018 года в фильме «Путин» «России-1» в интервью тому же журналисту Андрею Кондрашову (к слову, пресс-секретарю предвыборного штаба Путина) президент уже упоминал об этом. Однако тогда он заявлял, что лишь подумывал о том, чтобы заняться частным извозом. «Я даже думал, что делать, может, в такси подрабатывать? Я не шучу, куда деваться. Двое детей маленьких», – заявлял он тогда. Речь шла о периоде после 1996 года, когда Собчак проиграл выборы и Путин, работавший в его команде вице-мэром, якобы остался без денег и подумывал о том, чтобы «бомбить» на своей машине.

    В вышедшем же вчера фильме «Россия. Новейшая история» Путин рассказывает об этом уже как о чем-то реально происходившем: «Как все… Жил как все. Иногда приходилось подрабатывать и извозом. Неприятно об этом говорить… Имеется в виду, на машине подрабатывать частным извозом. Неприятно об этом говорить, откровенно скажу, к сожалению, и это тоже было».

    У него осталось об идее частного извоза какое-то смутное общее воспоминание

    К тому же в этот раз Путин говорит о другом периоде: о самом начале 1990-х, когда он только-только вернулся из ГДР. Кондрашов даже уточняет: бомбил ли он на той самой «Волге», которую привез из Германии. «Конечно, другой машины не было», – отвечает Путин.

    Так что либо Путин действительно подрабатывал извозом в начале 1990-х, а после увольнения из мэрии еще раз подумывал вернуться к этому способу заработка. Либо у него осталось об идее частного извоза какое-то смутное общее воспоминание, которое он применяет к разным периодам «лихих 90-х».

    Поводом для обсуждения стало и другое высказывание президента о 90-х.

    Сергей Абашин

    Говорят, Путин рассказал вчера, что в 90е годы в России шла гражданская война. А он рассказал, что был ближайшим соратником и доверенным лицом Собчака и Ельцина?

    Максим Сатановский

    А на чьей стороне парень воевал, кстати?

    В том же фильме «Новейшая история» Владимир Путин в очередной раз назвал распад Советского Союза трагедией. Эта оценка не изменилась с 2005 года, когда президент впервые назвал это событие «геополитической катастрофой». Не изменилась и реакция на нее.

    Игорь Иртеньев

    Не случись в свое время крупнейшей геополитической катастрофы, наш несменяемый, выйдя на полковничью пенсию, сажал бы наверно и поныне редиску на приусадебном участке, а не ручкался с лидерами крупнейших мировых держав.

    Николай Травкин

    Ну вот, снова Владимир Путин напомнил о «геополитической катастрофе». А он как только об этом скажет, то мне обязательно сон снится. Причём всегда один и тот же.

    ***
    Снится, что не было никакой геополитической катастрофы, и дожил я до старости лет при СССР. И вот, в Кремлёвском дворце съездов происходит какое-то торжественное собрание, вроде как посвящённое Дню Строителя.

    Я – известный на весь Союз человек. Персональный пенсионер Союзного значения, Герой Соцтруда, член и того, и сего, и депутат СССР. В общем, полный иконостас званий. В Президиум посадили. Рядом с президентом СССР, генсеком КПСС – с Михаил Сергеевичем Горбачёвым. Речи говорили, разные слова тёплые.

    Хлопали хорошо. Каждому при входе по пакету подарочному вручили. Продукты, как обычно, набор. Но мужикам добавили по блоку сигарет импортных, а женщинам – по две пары колготок итальянских. Ещё бы не хлопать.

    А потом Михал Сергеич и говорит:
    – Николай, завтра в Ленинграде торжественное, я тебя попрошу: слетай, поздравь от имени Верховного Совета и меня лично – строителей-ленинградцев.
    Ну чего ж не слетать, слетаю – говорю.

    Тоже хорошо всё прошло. После торжественного с работягами пообщался, пофотографировались на память, автографы подписал. А в конце уже подходит один, в сторонке всё стоял, ждал, когда народ меня из окружения выпустит, и просит уделить минутку. А чего ж не уделить? Человек с виду культурный, навскидку помоложе меня лет на шесть. Тем более знакомым лицо кажется. Подумал ещё, в шутку так: может, в другой жизни встречались?

    – Меня, – говорит, – зовут Владимир Владимирыч. Вот всю жизнь честно на государство наше работал, одно время даже за границей, в Германии, клубом заведовал. Органы представлял. Вернулся – квартиру дали трёхкомнатную. Последние двадцать лет, до пенсии, проректором в университете служил. Сейчас – дочки взрослые, у каждой своя семья, три внучки и, вот, девять человек в этой «трёшке» и толкаемся. Не посодействуете, Николай Ильич? С вами рядом в президиуме председатель нашего горисполкома сидел. Может, замолвите словечко?…

    ***
    И тут сон всегда кончается! Просыпаюсь в своей панельной «двушке» и понимаю, что не успел я с председателем Ленгориспокома переговорить.
    А вишь, как повернулось – кому геокатастрофа, а кому-то жизнь удалась!

    Проблема в том, что даже если президент искренне ошибается или заблуждается, указать ему на это больше некому, считает Леонид Гозман:

    Рассказы Владимира Владимировича об агентах ЦРУ под столом у членов правительства, о погибающих от ветряков червяках или о гражданской войне в девяностых, во время которой он подрабатывал таксистом, страшны не потому, что все это неправда. В конце концов, не соврешь – не расскажешь. Не в этом дело. Они страшны тем, что показывают, в каком одиночестве находится человек, принимающий важнейшие решения для нашей страны, а частично, и для мира. Нет никого – ни жены, ни дочери, ни друга – кто мог бы сказать ему: «Ну что ты такое несешь, смеются же все!». Нет никого, кто мог бы вернуть его к реальности – он сам так организовал свою жизнь. А значит, он неизбежно начинает верить в свои собственные фантазии – и про такси, и про ЦРУ, и про червяков. И на вызовы этого иллюзорного, придуманного им самим мира он начинает отвечать вполне реальными действиями. И перекраивается бюджет, и приводятся в боевую готовность войска. И льется кровь.

    20210413 vu tg sbscrb2

    6 класс

    Программа Г.С.Меркина

    Урок № 43.

    Тема. Сатирические и юмористические рассказы А.П.Чехова. «Налим».

    Цель:

    · выявить особенности раннего творчества А.П. Чехова, тематику, проблематику его сатирических и юмористических рассказов, некоторых приемов создания комического (на примере рассказа «Налим»);

    · формировать навыки выразительного чтения, исследовательской работы с текстом, умения выделять главное в прослушанном сообщении, коммуникативных навыков учащихся;

    · воспитывать интерес к творчеству А.П. Чехова.

    Оборудование: мультимедийная презентация.

    ХОД УРОКА.

    І. Изучение нового материала.

    1. Сообщение темы, цели, плана урока.

    2. Обращение к домашнему заданию.

    • На основе приведенных высказываний об А.П. Чехове В.П.Катаева, А.И.Куприна, К.И. Чуковского, И.А. Бунина создайте портрет писателя, в котором постарайтесь отобразить не только детали его внешности, но и его внутренний облик.

    1. Беседа.

    • Какие факты биографии А.П. Чехова вам известны? (Презентация)

    • Какие произведения А.П. Чехова вы читали?

    • Какие комические ситуации из рассказов А.П. Чехова вы запомни?

    1. Нахождение черт сходства и различия в определениях сатиры, юмора и иронии.

    Юмор (англ. humour – нрав, настроение) — изображение героев в смешном виде. Юмор – смех весёлый и доброжелательный.

    Сатира – (лат. satira – смесь, всякая всячина) – беспощадное, уничтожающее осмеяние, критика действительности, человека, явления.

    4. Слово учителя.

    Юмор — осмеяние «частного»; сатира, как правило, — осмеяние «общего», обличение социально-нравственных пороков и недостатков.

    Видение жизни А.П. Чеховым, его взгляд на мир неотделимы от иронии, трагической усмешки. Писатель не мог пройти мимо беспорядков и неправоты окружающей действительности, но все написанное получало в его произведениях трагикомическое звучание, таковы особенности чеховского таланта. Смешное у него грустно, а грустное — смешно, в его рассказах, повестях и пьесах огромное количество оттенков комедийного и драматического.

    Свои первые творческие шаги А.П. Чехов сделал в Москве.

    В 1879 г. он поступает в университет на медицинский факультет. Одновременно с занятиями в университете Чехов занимается непрерывной литературной работой.

    Как и старшие братья, А.П. Чехов решил попытать счастья в юмористических журналах. Журнал «Будильник» отказался напечатать его рассказ, а 24 декабря 1879 г. Антон Павлович послал в петербургский журнал «Стрекоза» рассказ «Письмо донского помещика Степана Владимировича N. к ученому соседу д-ру Фридриху». Чехов считал этот день началом своей литературной деятельности.

    Поиски своего пути в русскую литературу для начинающего писателя были трудными. Но неодолимое стремление к правде, отвращение к мещанству и пошлости, деспотизму и насилию определили его творческий стиль. Чехов смеялся и над писателями, которые не снисходят до описания обыкновенной жизни и обыкновенных людей.

    5.Обращение к фотографии «А. П. Чехов. Фотография Хр. Бабаева. 1888 г.»

    6.Выразительное чтение рассказов «Что чаще всего встречается в романах, повестях и т. п.?» и «Жалобная книга».

    ЖАЛОБНАЯ КНИГА

    Лежит она, эта книга, в специально построенной для нее конторке на станции железной дороги. Ключ от конторки «хранится у станционного жандарма», на деле же никакого ключа не нужно, так как конторка всегда отперта. Раскрывайте книгу и читайте:

    «Милостивый государь! Проба пера!?»

    Под этим нарисована рожица с длинным носом и рожками. Под рожицей написано:

    «Ты картина, я портрет, ты скотина, а я нет. Я — морда твоя».

    «Подъезжая к сией станцыи и глядя на природу в окно, у меня слетела шляпа. И.Ярмонкин».

    «Кто писал не знаю, а я дурак читаю».

    «Оставил память начальник стола претензий Коловроев».

    «Приношу начальству мою жалобу на Кондуктора Кучкина за его грубости в отношении моей жене. Жена моя вовсе не шумела, а напротив старалась чтоб всё было тихо. А также и насчет жандарма Клятвина который меня Грубо за плечо взял. Жительство имею в имении Андрея Ивановича Ищеева который знает мое поведение. Конторщик Самолучшев».

    «Никандров социалист!»

    «Находясь под свежим впечатлением возмутительного поступка. (зачеркнуто). Проезжая через эту станцию, я был возмущен до глубины души следующим. (зачеркнуто). На моих глазах произошло следующее возмутительное происшествие, рисующее яркими красками наши железнодорожные порядки. (далее всё зачеркнуто, кроме подписи). Ученик 7-го класса Курской гимназии Алексей Зудьев».

    «В ожидании отхода поезда обозревал физиогномию начальника станции и остался ею весьма недоволен. Объявляю о сем по линии. Неунывающий дачник».

    «Я знаю кто это писал. Это писал М. Д.».

    «Господа! Тельцовский шуллер!»

    «Жандармиха ездила вчера с буфетчиком Костькой за реку. Желаем всего лучшего. Не унывай жандарм!»

    «Проезжая через станцию и будучи голоден в рассуждении чего бы покушать я не мог найти постной пищи. Дьякон Духов».

    «Лопай, что дают».

    «Кто найдет кожаный портсигар тот пущай отдаст в кассу Андрею Егорычу».

    «Так как меня прогоняют со службы, будто я пьянствую, то объявляю, что все вы мошенники и воры. Телеграфист Козьмодемьянский».

    «Добродетелью украшайтесь».

    «Катинька, я вас люблю безумно!»

    «Прошу в жалобной книге не писать посторонних вещей. За начальника станции Иванов 7-й».

    «Хоть ты и седьмой, а дурак».

    7.Слово учителя.

    После занятий в университете Чехов отправлялся по редакциям, часами простаивал в прокуренных коридорах, прислушиваясь к разговорам бывалых газетчиков. Он решил попытать счастья в новом журнала «Зритель». Однако журнал закрылся. К этому времени Антона Павловича уже заметили в литературных кругах Москвы.

    «Человек без селезенки», «Улисс», «Дяденька», «Брат моего брата», так подписывал Чехов свои ранние рассказы, помещенные на страницах юмористических журналов (всего известно более 50 псевдонимов Чехова).

    Те из них, которые казались писателю лучше других, он подписывал старым гимназическим прозвищем: Антоша Чехонте.

    С каждым новым рассказом, — а написал их Антон Павлович за эти годы очень много, — все яснее проявлялись черты нового, чеховского стиля. Писатель безжалостно отвергал то, что еще вчера казалось ему удачным. Так исчезали из его рассказов длинноты, вульгаризмы, стремление рассмешить читателя иногда в ущерб замыслу произведения.

    О том, как совершенствовалась писательская манера Чехова, можно судить по тем поправкам, которые он внес в свои юношеские рассказы. В рассказе «Радость» от фразы «Гимназисты проснулись и уставили свои сонные глаза на старшего братца» осталось только два слова: «Гимназисты проснулись». Чехов выбросил из ранних рассказов такие подделки под народный говор, как «акромя», «пущай», «таперича», отказался от иностранных слов «фиксировать», «эксплуатировать». «Искусство писать, — говорил впоследствии Антон Павлович, — состоит не в искусстве писать, а в искусстве вычеркивать плохо написанное».

    Краткость формы он считал признаком таланта. Конечно, сама по себе она отнюдь не безусловное достоинство. Предполагается умение немногими словами сказать о многом, насытить скупую речь богатым внутренним содержанием. Вот этим умением как раз и обладал Чехов. Он мог извлечь главное из какой-то ситуации и представить это так, чтобы читателю была понятна суть дела. Количество персонажей у него обычно ограничивается двумя-тремя лицами. Когда тема и сюжет требуют нескольких персонажей, Чехов обычно выбирает центральное лицо, которое и рисует дробно, разбрасывая остальных по фону. Этот прием позволяет сфокусировать внимание читателя на основной мысли рассказа.

    Осенью 1882 г. в Москву приехал Лейкин — издатель Петербургского юмористического журнала «Осколки» и предложил Чехову работу. Антон Павлович считал для себя в ту пору приглашение Лейкина сотрудничать в «Осколках» удачей.

    Чехов писал до немоты в пальцах; были рассчитаны не только часы, но и минуты: ведь на его литературный заработок жила вся семья. В июне 1884 г. Чехов окончил университет. «Живу с апломбом, — сообщал он друзьям об этом событии, — так как ощущаю у себя в кармане лекарский паспорт». Осенью на дверях квартиры писателя появилась табличка: «Доктор А.П. Чехов». Пациентов у Антона Павловича было немало – вся литературная Москва шла к нему так же просто, как ходят в бесплатную лечебницу. Зная его бесконечную доброту, не стеснялись его беспокоить, частенько будили среди ночи и везли на другой конец города к больному.

    В том же 1884 г. на прилавках книжных магазинов появилась тоненькая книжка: А.Чехонте «Сказки Мельпомены».

    8. Обращение к титульному листку сборника А.П. Чехова «Сказки Мельпомены». 1884 г.

    В нее вошли рассказы Чехова из театральной жизни. Имя автора было незнакомо книгопродавцам. Руководствуясь названием «Сказки», они положили книгу в детский отдел. Скандал, учиненный покупателем из-за того, что его детям продали такую «безнравственную» книгу, да несколько поверхностных рецензий — вот и все отклики на это издание.

    9. Обращение к домашнему заданию. Беседа.

    Сюжет рассказа «Налим», как вспоминал М.П. Чехов, связан с действительным происшествием: «Я отлично помню, как плотники в Бабкине ставили купальню и как во время работы наткнулись в воде на налима».

    • Что вам показалось особенно смешным в рассказе «Налим»?

    • Как автору удалось добиться комического эффекта?

    • Самостоятельная исследовательская работа с текстом. Заполните примерами правую часть таблицы.

    Некоторые приемы

    создания комического

    Примеры

    Диалог героев как средство создания картины реальной действительности

    Диалог — средство создания характеров Любима и Герасима

    Скупые портретные характеристики

    Герасим, высокий, тощий мужик с рыжей курчавой головой и с лицом, поросшим волосами

    Максимально выразительный пейзаж

    Облака, похожие на рассыпанный снег… Мурлыкает орличка

    Использование простых предложений

    Начинается ругань… А солнце печёт и печёт

    Оригинальные сравнения и метафоры

    Тени становятся короче и уходят в самих себя, как рога улитки…

    — В чём особенность построения рассказа «Налим»?

    Рассказ построен как диалог героев, пытающихся вытащить налима из-под коряги.

    — Прочитайте выразительно по ролям диалог героев от слов «Да что ты всё рукой тычешь?» до слов «Ничего, что глыбоко. Ты вплавь.».

    — Назовите слова, которые помогают воссоздать особенности характеров персонажей.

    Любим: тычешь, голова ты садовая, анафема, за зебры хватай, низкой комплекцыи.

    Герасим: командер, горбатый черт, ну тя к лешему.

    Диалог в рассказе выступает как средство создания характеров героев и картины реальной действительности. Речь персонажей изобилует просторечиями. На этом фоне несколько неожиданно звучат такие слова, как комплекцыя и командер, что создает комический эффект.

    Герасим кажется более «грамотным», чем Любим. Отвечая товарищу, он настойчиво заменяет слово зебры на жабры. В то же время герои во многом похожи: оба суетливы, нерасторопны, неумелы. Однако они вызывают скорее сочувствие и добрую улыбку, чем осуждение.

    — Какие предложения чаще всего встречаются в тексте — простые или сложные? Чему это способствует?

    В рассказе А.П. Чехова преобладают простые предложения. Это способствует созданию точной и лаконичной картины.

    10. Обращение к иллюстрациям.

    11. Слово учителя.

    В 1938 г. выходят рассказы «Налим» и «Лошадиная фамилия» с рисунками С.С. Бойма.

    Т.В.Шишмарева выполнила иллюстрации к различным изданиям произведений А.П.Чехова в начале 50-х гг. XX в., например к рассказам «Налим», «Скучная история», «Унтер Пришибеев», «Ванька», «Спать хочется» и др.

    Интересны иллюстрации к прозе А.П.Чехова советских художников Кукрыниксов (Куприянов, Крылов, Соколов) (1941).

    ІI. Подведение итогов урока.

    — К каким произведениям – юмористическим или сатирическим – правомерно отнести рассказ А.П.Чехва?

    Рассказ юмористический, поскольку не обличает пороки, а скорее содержит указание или намёк на недостатки, которые не носят характера пороков.

    III. Домашнее задание.

    1.Прочитать рассказ «Толстый и тонкий».

    2.Групповое задание.

    Подготовить выразительное чтение рассказа по ролям.

    3.Прочитать рассказ А.П. Чехова «Шуточка».

    4.Выписать из текста слова, которыми герой характеризует состояние Наденьки в моменты их встреч. Как эти описания показывают его отношение к Наденьке?

    Рассказы в двух словах

    6 класс

    Программа Г.С.Меркина

    Урок № 43.

    Тема. Сатирические и юмористические рассказы А.П.Чехова. «Налим».

    Цель:

    • выявить особенности раннего творчества А.П. Чехова, тематику, проблематику его сатирических и юмористических рассказов, некоторых приемов создания комического (на примере рассказа «Налим»);

    • формировать навыки выразительного чтения, исследовательской работы с текстом, умения выделять главное в прослушанном сообщении, коммуникативных навыков учащихся;

    • воспитывать интерес к творчеству А.П. Чехова.

    Оборудование: мультимедийная презентация.

    ХОД УРОКА.

    І. Изучение нового материала.

    1. Сообщение темы, цели, плана урока.

    2. Обращение к домашнему заданию.

    • На основе приведенных высказываний об А.П. Чехове В.П.Катаева, А.И.Куприна, К.И. Чуковского, И.А. Бунина создайте портрет писателя, в котором постарайтесь отобразить не только детали его внешности, но и его внутренний облик.

    1. Беседа.

    • Какие факты биографии А.П. Чехова вам известны? (Презентация)

    • Какие произведения А.П. Чехова вы читали?

    • Какие комические ситуации из рассказов А.П. Чехова вы запомни?

    1. Нахождение черт сходства и различия в определениях сатиры, юмора и иронии.

    Юмор (англ. humour – нрав, настроение) — изображение героев в смешном виде. Юмор – смех весёлый и доброжелательный.

    Сатира – (лат. satira – смесь, всякая всячина) – беспощадное, уничтожающее осмеяние, критика действительности, человека, явления.

    4. Слово учителя.

    Юмор — осмеяние «частного»; сатира, как правило, — осмеяние «общего», обличение социально-нравственных пороков и недостатков.

    Видение жизни А.П. Чеховым, его взгляд на мир неотделимы от иронии, трагической усмешки. Писатель не мог пройти мимо беспорядков и неправоты окружающей действительности, но все написанное получало в его произведениях трагикомическое звучание, таковы особенности чеховского таланта. Смешное у него грустно, а грустное — смешно, в его рассказах, повестях и пьесах огромное количество оттенков комедийного и драматического.

    Свои первые творческие шаги А.П. Чехов сделал в Москве.

    В 1879 г. он поступает в университет на медицинский факультет. Одновременно с занятиями в университете Чехов занимается непрерывной литературной работой.

    Как и старшие братья, А.П. Чехов решил попытать счастья в юмористических журналах. Журнал «Будильник» отказался напечатать его рассказ, а 24 декабря 1879 г. Антон Павлович послал в петербургский журнал «Стрекоза» рассказ «Письмо донского помещика Степана Владимировича N. к ученому соседу д-ру Фридриху». Чехов считал этот день началом своей литературной деятельности.

    Поиски своего пути в русскую литературу для начинающего писателя были трудными. Но неодолимое стремление к правде, отвращение к мещанству и пошлости, деспотизму и насилию определили его творческий стиль. Чехов смеялся и над писателями, которые не снисходят до описания обыкновенной жизни и обыкновенных людей.

    5.Обращение к фотографии «А. П. Чехов. Фотография Хр. Бабаева. 1888 г.»

    6.Выразительное чтение рассказов «Что чаще всего встречается в романах, повестях и т. п.?» и «Жалобная книга».

    ЖАЛОБНАЯ КНИГА

    Лежит она, эта книга, в специально построенной для нее конторке на станции железной дороги. Ключ от конторки «хранится у станционного жандарма», на деле же никакого ключа не нужно, так как конторка всегда отперта. Раскрывайте книгу и читайте:

    «Милостивый государь! Проба пера!?»

    Под этим нарисована рожица с длинным носом и рожками. Под рожицей написано:

    «Ты картина, я портрет, ты скотина, а я нет. Я — морда твоя».

    «Подъезжая к сией станцыи и глядя на природу в окно, у меня слетела шляпа. И.Ярмонкин».

    «Кто писал не знаю, а я дурак читаю».

    «Оставил память начальник стола претензий Коловроев».

    «Приношу начальству мою жалобу на Кондуктора Кучкина за его грубости в отношении моей жене. Жена моя вовсе не шумела, а напротив старалась чтоб всё было тихо. А также и насчет жандарма Клятвина который меня Грубо за плечо взял. Жительство имею в имении Андрея Ивановича Ищеева который знает мое поведение. Конторщик Самолучшев».

    «Никандров социалист!»

    «Находясь под свежим впечатлением возмутительного поступка… (зачеркнуто). Проезжая через эту станцию, я был возмущен до глубины души следующим… (зачеркнуто). На моих глазах произошло следующее возмутительное происшествие, рисующее яркими красками наши железнодорожные порядки… (далее всё зачеркнуто, кроме подписи). Ученик 7-го класса Курской гимназии Алексей Зудьев».

    «В ожидании отхода поезда обозревал физиогномию начальника станции и остался ею весьма недоволен. Объявляю о сем по линии. Неунывающий дачник».

    «Я знаю кто это писал. Это писал М. Д.».

    «Господа! Тельцовский шуллер!»

    «Жандармиха ездила вчера с буфетчиком Костькой за реку. Желаем всего лучшего. Не унывай жандарм!»

    «Проезжая через станцию и будучи голоден в рассуждении чего бы покушать я не мог найти постной пищи. Дьякон Духов».

    «Лопай, что дают»…

    «Кто найдет кожаный портсигар тот пущай отдаст в кассу Андрею Егорычу».

    «Так как меня прогоняют со службы, будто я пьянствую, то объявляю, что все вы мошенники и воры. Телеграфист Козьмодемьянский».

    «Добродетелью украшайтесь».

    «Катинька, я вас люблю безумно!»

    «Прошу в жалобной книге не писать посторонних вещей. За начальника станции Иванов 7-й».

    «Хоть ты и седьмой, а дурак».

    7.Слово учителя.

    После занятий в университете Чехов отправлялся по редакциям, часами простаивал в прокуренных коридорах, прислушиваясь к разговорам бывалых газетчиков. Он решил попытать счастья в новом журнала «Зритель». Однако журнал закрылся. К этому времени Антона Павловича уже заметили в литературных кругах Москвы.

    «Человек без селезенки», «Улисс», «Дяденька», «Брат моего брата», так подписывал Чехов свои ранние рассказы, помещенные на страницах юмористических журналов (всего известно более 50 псевдонимов Чехова).

    Те из них, которые казались писателю лучше других, он подписывал старым гимназическим прозвищем: Антоша Чехонте.

    С каждым новым рассказом, — а написал их Антон Павлович за эти годы очень много, — все яснее проявлялись черты нового, чеховского стиля. Писатель безжалостно отвергал то, что еще вчера казалось ему удачным. Так исчезали из его рассказов длинноты, вульгаризмы, стремление рассмешить читателя иногда в ущерб замыслу произведения.

    О том, как совершенствовалась писательская манера Чехова, можно судить по тем поправкам, которые он внес в свои юношеские рассказы. В рассказе «Радость» от фразы «Гимназисты проснулись и уставили свои сонные глаза на старшего братца» осталось только два слова: «Гимназисты проснулись». Чехов выбросил из ранних рассказов такие подделки под народный говор, как «акромя», «пущай», «таперича», отказался от иностранных слов «фиксировать», «эксплуатировать». «Искусство писать, — говорил впоследствии Антон Павлович, — состоит не в искусстве писать, а в искусстве вычеркивать плохо написанное».

    Краткость формы он считал признаком таланта. Конечно, сама по себе она отнюдь не безусловное достоинство. Предполагается умение немногими словами сказать о многом, насытить скупую речь богатым внутренним содержанием. Вот этим умением как раз и обладал Чехов. Он мог извлечь главное из какой-то ситуации и представить это так, чтобы читателю была понятна суть дела. Количество персонажей у него обычно ограничивается двумя-тремя лицами. Когда тема и сюжет требуют нескольких персонажей, Чехов обычно выбирает центральное лицо, которое и рисует дробно, разбрасывая остальных по фону. Этот прием позволяет сфокусировать внимание читателя на основной мысли рассказа.

    Осенью 1882 г. в Москву приехал Лейкин — издатель Петербургского юмористического журнала «Осколки» и предложил Чехову работу. Антон Павлович считал для себя в ту пору приглашение Лейкина сотрудничать в «Осколках» удачей.

    Чехов писал до немоты в пальцах; были рассчитаны не только часы, но и минуты: ведь на его литературный заработок жила вся семья. В июне 1884 г. Чехов окончил университет. «Живу с апломбом, — сообщал он друзьям об этом событии, — так как ощущаю у себя в кармане лекарский паспорт». Осенью на дверях квартиры писателя появилась табличка: «Доктор А.П. Чехов». Пациентов у Антона Павловича было немало – вся литературная Москва шла к нему так же просто, как ходят в бесплатную лечебницу. Зная его бесконечную доброту, не стеснялись его беспокоить, частенько будили среди ночи и везли на другой конец города к больному.

    В том же 1884 г. на прилавках книжных магазинов появилась тоненькая книжка: А.Чехонте «Сказки Мельпомены».

    8. Обращение к титульному листку сборника А.П. Чехова «Сказки Мельпомены». 1884 г.

    В нее вошли рассказы Чехова из театральной жизни. Имя автора было незнакомо книгопродавцам. Руководствуясь названием «Сказки», они положили книгу в детский отдел. Скандал, учиненный покупателем из-за того, что его детям продали такую «безнравственную» книгу, да несколько поверхностных рецензий — вот и все отклики на это издание.

    9. Обращение к домашнему заданию. Беседа.

    Сюжет рассказа «Налим», как вспоминал М.П. Чехов, связан с действительным происшествием: «Я отлично помню, как плотники в Бабкине ставили купальню и как во время работы наткнулись в воде на налима».

    • Что вам показалось особенно смешным в рассказе «Налим»?

    • Как автору удалось добиться комического эффекта?

    • Самостоятельная исследовательская работа с текстом. Заполните примерами правую часть таблицы.

    Некоторые приемы

    создания комического

    Примеры

    Диалог героев как средство создания картины реальной действительности

    Диалог — средство создания характеров Любима и Герасима

    Скупые портретные характеристики

    Герасим, высокий, тощий мужик с рыжей курчавой головой и с лицом, поросшим волосами

    Максимально выразительный пейзаж

    Облака, похожие на рассыпанный снег… Мурлыкает орличка

    Использование простых предложений

    Начинается ругань… А солнце печёт и печёт

    Оригинальные сравнения и метафоры

    Тени становятся короче и уходят в самих себя, как рога улитки…

    — В чём особенность построения рассказа «Налим»?

    Рассказ построен как диалог героев, пытающихся вытащить налима из-под коряги.

    — Прочитайте выразительно по ролям диалог героев от слов «Да что ты всё рукой тычешь?» до слов «Ничего, что глыбоко… Ты вплавь…».

    — Назовите слова, которые помогают воссоздать особенности характеров персонажей.

    Любим: тычешь, голова ты садовая, анафема, за зебры хватай, низкой комплекцыи.

    Герасим: командер, горбатый черт, ну тя к лешему.

    Диалог в рассказе выступает как средство создания характеров героев и картины реальной действительности. Речь персонажей изобилует просторечиями. На этом фоне несколько неожиданно звучат такие слова, как комплекцыя и командер, что создает комический эффект.

    Герасим кажется более «грамотным», чем Любим. Отвечая товарищу, он настойчиво заменяет слово зебры на жабры. В то же время герои во многом похожи: оба суетливы, нерасторопны, неумелы. Однако они вызывают скорее сочувствие и добрую улыбку, чем осуждение.

    — Какие предложения чаще всего встречаются в тексте — простые или сложные? Чему это способствует?

    В рассказе А.П. Чехова преобладают простые предложения. Это способствует созданию точной и лаконичной картины.

    10. Обращение к иллюстрациям.

    11. Слово учителя.

    В 1938 г. выходят рассказы «Налим» и «Лошадиная фамилия» с рисунками С.С. Бойма.

    Т.В.Шишмарева выполнила иллюстрации к различным изданиям произведений А.П.Чехова в начале 50-х гг. XX в., например к рассказам «Налим», «Скучная история», «Унтер Пришибеев», «Ванька», «Спать хочется» и др.

    Интересны иллюстрации к прозе А.П.Чехова советских художников Кукрыниксов (Куприянов, Крылов, Соколов) (1941).

    ІI. Подведение итогов урока.

    — К каким произведениям – юмористическим или сатирическим – правомерно отнести рассказ А.П.Чехва?

    Рассказ юмористический, поскольку не обличает пороки, а скорее содержит указание или намёк на недостатки, которые не носят характера пороков.

    III. Домашнее задание.

    1.Прочитать рассказ «Толстый и тонкий».

    2.Групповое задание.

    Подготовить выразительное чтение рассказа по ролям.

    3.Прочитать рассказ А.П. Чехова «Шуточка».

    4.Выписать из текста слова, которыми герой характеризует состояние Наденьки в моменты их встреч. Как эти описания показывают его отношение к Наденьке?

    6

    145531 5e57ae332afa6

    -75%

    Сохранить у себя:

    Рассказы в двух словах Сатирические и юмористические рассказы А.П.Чехова. «Налим». (34.9 KB)

    Золотые слова

    рассказ Зощенко Золотые слова читать Рассказ Зощенко Золотые слова учит думать головой, не следовать правилам и установкам слепо, ведь обстоятельства бывают разными. Леля и Минька обожали ужинать со взрослыми, но вели себя неважно: вмешивались в разговоры, перебивали. Однажды папин начальник очень рассердился, но Лелька сказала, что на обиженных воду возят. Детей надолго наказали…

    Автор: Зощенко М. М.

    (Время чтения: 8 мин.)

    Калоши и мороженое

    Рассказ Калоши и мороженое Михаила Зощенко читать онлайн Рассказ Зощенко Калоши и мороженое учит нести ответственность за свои поступки. Леля и Минька обожали мороженое, но мама покупала его редко. Как-то раз они нашли старую калошу, продали ее старьевщику и полакомились мороженым. Тогда Лелька решила продать одну из стоявших в прихожей новых калош, ведь их там много. Старьевщик сказал, что за пару он…

    Автор: Зощенко М. М.

    (Время чтения: 6 мин.)

    Ёлка

    Рассказ Зощенко Ёлка читать онлайн Рассказ Зощенко Елка показывает, что жадность – очень плохое качество, а брать чужое отвратительно. Однажды накануне праздника Минька и Леля пробрались в гостиную, где стояла елка, увешанная конфетами, орехами и яблоками. Дети решили съесть что-нибудь. Леля была выше и дотягивалась до всего, а Минька притащил стул, который нечаянно упал прямо на…

    Автор: Зощенко М. М.

    (Время чтения: 5 мин.)

    Бабушкин подарок

    Рассказ Зощенко Бабушкин подарок читать Рассказ Зощенко Бабушкин подарок учит доброте, бескорыстию и справедливости. Бабушка Миньки и Лели больше любила внука, отдавала ему все лучшее, а девочку обделяла. Как-то раз бабушка дала Миньке десять десятикопеечных монеток, и он любовался ими, разложив на ладошке. Лельке было так обидно, что она ударила брата по руке, и все монетки…

    Автор: Зощенко М. М.

    (Время чтения: 4 мин.)

    Великие путешественники

    рассказ Зощенко Великие путешественники читать Рассказ Зощенко Великие путешественники повествует, что в детстве все кажется возможным, но не мешает быть хоть чуть-чуть реалистом. Кухаркин сын Степка был большим фантазером и любителем приключенческих книг. Он рассказал Леле и Миньке, что Землю можно обогнуть за один день. Нужно собрать в дорогу продукты и деньги. Нескольких рублей…

    Автор: Зощенко М. М.

    (Время чтения: 9 мин.)

    Не надо врать

    рассказ Зощенко Не надо врать читать Рассказ Зощенко Не надо врать повествует, что любой обман рано или поздно раскрывается. Первоклассник Минька не выучил стихи и получил двойку. Он еще не понимал, что означает эта отметка, но старшая сестра Леля объяснила, что двойка – это очень плохо. Теперь Минька вряд ли получит подарок в день рождения, а потому страницу с двойкой лучше…

    Автор: Зощенко М. М.

    (Время чтения: 6 мин.)

    Глупая история

    Глупая история рассказ Зощенко читать Рассказ Зощенко Глупая история учит, что несамостоятельные люди часто попадают в нелепые и глупые ситуации. Четырехлетнего Петю мать считала совсем крошкой, а потому чрезмерно опекала. Петя был абсолютно беспомощным. Однажды мать одела сына, поставила его на ножки, а он упал. Это повторилось дважды, и начался настоящий переполох. Примчался со…

    Автор: Зощенко М. М.

    (Время чтения: 3 мин.)

    Находка

    Рассказ Зощенко Находка читать Рассказ Зощенко Находка учит, что следует хорошо подумать, прежде чем затевать какую-то шутку. Минька и Леля решили пошутить: положили в коробку паука и жабу, привязали тоненькую веревочку и оставили «сюрприз» на дороге. А сами спрятались за забором. Когда прохожий потянулся за находкой, она «убежала» от него. Дяденька рассвирепел, догнал Миньку…

    Автор: Зощенко М. М.

    (Время чтения: 6 мин.)

    Интересный рассказ

    Интересный рассказ рассказ Зощенко читать Рассказ Зощенко интересный рассказ переносит нас в годы войны. В то тяжелое время люди не падали духом, а потому выжили и сохранили все дорогое сердцу. Пятилетний Коля перед отъездом в эвакуацию закопал все свои игрушки во дворе, чтобы они не достались фашистам. Он видел, как мама, отсчитав ровно тридцать шагов, закопала сундук с ценными вещами…

    Автор: Зощенко М. М.

    (Время чтения: 5 мин.)

    Самое главное

    Самое главное рассказ Зощенко читать Рассказ Зощенко Самое главное помогает читателям понять, что быть просто храбрым недостаточно. Если смелый человек ничего не знает и не умеет, то лишь навредит себе и другим. Мать учила своего маленького сына, что трусов никто не уважает, нужно быть смелее. Но все попытки мальчика проявить храбрость заканчивались печально. Например, хулиганы лишь…

    Автор: Зощенко М. М.

    (Время чтения: 5 мин.)

    Тридцать лет спустя

    рассказ Зощенко Тридцать лет спустя читать Рассказ Зощенко Тридцать лет спустя доносит до читателя мысль, что все люди нуждаются в любви, ласке и сочувствии. В детстве Минька часто болел, поэтому родители жалели его и дарили подарки. Леле тоже очень хотелось заболеть, но никак не получалось. Тогда Леля заявила родителям, что случайно проглотила металлический шарик от детского бильярда…

    Автор: Зощенко М. М.

    (Время чтения: 5 мин.)

    Показательный ребенок

    Показательный ребенок рассказ Зощенко читать Рассказ Зощенко Показательный ребенок несет идею: хорошо то, что хорошо кончается. Если с раннего детства воспитывать самостоятельность, можно избежать многих опасностей. Однажды пятилетний Петя остался в квартире с бабушкой и котом Бубенчиком. Мама и папа ушли. Старушка задремала, и в этот момент явился почтальон с письмом. А после его ухода…

    Автор: Зощенко М. М.

    (Время чтения: 4 мин.)

    Умная Тамара

    Умная Тамара рассказ Зощенко читать Рассказ Зощенко Умная Тамара в забавной форме доносит до читателя мысль: сообразительный человек выкрутится из любой сложной ситуации. Однажды инженер, живший в коммунальной квартире, уехал в отпуск. Вскоре из его запертой комнаты стало доноситься мяуканье. Жильцы ругали инженера, что он обрек животное на голодную смерть. Выход нашла…

    Автор: Зощенко М. М.

    (Время чтения: 3 мин.)

    Трусишка Вася

    Трусишка Вася рассказ Зощенко читатьВасин отец был кузнец. Рассказ Зощенко Трусишка Вася учит, что к животным нужно относиться с добром и лаской. Человеку есть чему у них поучиться Отец шестилетнего Васи ездил на работу на телеге, в которую была впряжена черная лошадь. Вася нашел себе забаву: взбирался на телегу и хлестал животное прутом, хотя отец не раз говорил ему, что так делать…

    Автор: Зощенко М. М.

    (Время чтения: 3 мин.)

    История болезни

    История болезни Рассказ Зощенко История болезни веселый и одновременно грустный. Автор с юмором показывает, что отсутствие терпения и вечное недовольство приносят человеку лишь вред. Петр заболел тифом и попал в больницу. С самого начала он выражал недовольство абсолютно всем: плакатами на стене, условиями, больничной пижамой, распорядком дня. Едва вылечившись…

    Автор: Зощенко М. М.

    (Время чтения: 8 мин.)

    Карусель

    Карусель Рассказ Зощенко Карусель очень короткий, но он наполнен глубоким смыслом. Автор развенчивает такие отвратительные качество характера как жадность, неумеренность, стремление получить что-то бесплатно. В праздничные дни на городской площади установили карусель. Все желающие могли прокатиться бесплатно. Один деревенский паренек, узнав, что платить…

    Автор: Зощенко М. М.

    (Время чтения: 1 мин.)

    Аристократка

    Аристократка Рассказ Зощенко Аристократка – очень смешное и в то же время поучительное произведение. Автор хочет показать, что лучше следовать поговорке: «Руби дерево по себе». Водопроводчику Григорию Ивановичу нравились дамы с аристократическими повадкамм. Наконец он познакомился с такой. Сначала парочка гуляла по улицам, но вскоре «фря» захотела в театр. В…

    Автор: Зощенко М. М.

    (Время чтения: 4 мин.)

    Умная собака

    Умная собака Рассказ Зощенко Умная собака повествует, что собаки – самые преданные и сообразительные друзья человека. Когда-то у автора был пес по кличке Джим. Однажды на даче воры приманили породистую собаку и украли ее. Автор долго разыскивал своего любимца, но в конце концов пришлось вернуться в Ленинград без верного друга. Писатель очень сильно тосковал…

    Автор: Зощенко М. М.

    (Время чтения: 1 мин.)

    Беда

    Беда Рассказ Зощенко Беда показывает, какие огромные проблемы доставляет человеку пьянство и неумение владеть собой. Деревенский мужик Егор Иванович мечтал купить лошадь. Чтобы накопить денег, он ограничил себя во всем: сидел голодным, забыл о табаке и самогоне. Наконец нужная сумма была скоплена и Егор торжественно отправился в город. Можно было…

    Автор: Зощенко М. М.

    (Время чтения: 4 мин.)

    Обезьяний язык

    Обезьяний язык Рассказ Зощенко Обезьяний язык показывает читателю, как нелепо засорять свою речь иностранными словами. Русский язык настолько богат и красив, что в этом просто нет нужды. Герой рассказа, услышав на собрании разговор двух граждан, сидевших рядом, почти ничего не понял. Поэтому он решил, что русский язык стал слишком сложным и нелепым. Герой…

    Автор: Зощенко М. М.

    (Время чтения: 3 мин.)

    Учёная обезьянка

    Учёная обезьянка Рассказ Зощенко ученая обезьянка показывает, что жадина готов изворачиваться как угодно, только бы не делиться ни с кем. Жадное животное выглядит забавно, чего не скажешь о скупом человеке. У одного клоуна была очень умная и сообразительная обезьянка по кличке Жако. Она не только умела считать, но и изображала цифры при помощи хвоста. А если…

    Автор: Зощенко М. М.

    (Время чтения: 1 мин.)

    Колдун

    Колдун Рассказ Зощенко Колдун учит смотреть на вещи трезво, критически оценивать любое непонятное явление. Слепая вера в мистику, колдовство и приметы до добра не доводит. Автор рассказа удивляется, что даже в век науки и техники народ боится колдунов. Однажды к деревенскому мужику Тимошке зашел колдун, чтобы предупредить о грядущем несчастье с коровой…

    Автор: Зощенко М. М.

    (Время чтения: 3 мин.)

    Галоша

    Галоша Рассказ Зощенко Галоша высмеивает бюрократизм, из-за которого люди вынуждены терять массу времени. Однажды герой рассказа потерял в трамвае галошу. Может, в толчее кто-то наступил ему на задник, или галоша сама как-нибудь слетела с сапога. Сотрудники посоветовали мужчине обратиться в бюро находок при трамвайном депо. Он так и поступил. Но…

    Автор: Зощенко М. М.

    (Время чтения: 3 мин.)

    Встреча

    Встреча Рассказ Зощенко Встреча показывает, что люди, к сожалению, перестали верить в доброту и бескорыстие. Однажды герой рассказа решил прогуляться пешком от Ялты до Алупки. Путь был не близкий, но путешественник не унывал и наслаждался замечательными пейзажами. Вдруг мужчина заметил, что его догоняет какой-то парень, и вначале даже испугался. Но…

    Автор: Зощенко М. М.

    (Время чтения: 3 мин.)

    Сравнительно умная кошка

    Сравнительно умная кошка Рассказ Зощенко Сравнительно умная кошка учит никогда не забывать о своих питомцах. Одна женщина ушла по делам и забыла оставить еду для своих питомцев – кошки и ее котят. Заботливой мамаше ничего не оставалось, как отправиться на поиски съестного. Но ни на кухне, ни в коридоре ничего не было. И вдруг из-под одной двери донесся аппетитный…

    Автор: Зощенко М. М.

    (Время чтения: 2 мин.)

    К категории классиков мировой и советской литературы заслуженно относят М. М. Зощенко, который был не только писателем, но также драматургом, лингвистом и талантливейшим сценаристом. Автор писал для взрослых и детей на самые разные темы, причем первые пробы творчества были в раннем детстве, хотя до определенного возраста мало кто оценивал его произведения по достоинству. Как настоящий офицер, он смог выдержать и жизненные невзгоды, и невероятный успех, до последнего оставаясь верным себе и собственному творчеству. Благодаря написанию текстов от первого лица у читателей всегда создается впечатление сопричастности к описываемым событиям, что особенно ценно для детей, которые при помощи сказок развивают фантазию и проживают жизни героев.

    Читайте юмористические рассказы онлайн

    Воспринимая мальчиков и девочек как умных и тонких читателей, Михаил Михайлович создавал произведения, которые бы увлекали с первых строчек и приносили пользу для формирования будущей полноценной личности. Изучить от начала до конца все творения известного писателя можно в Интернете, достаточно иметь телефон, ноутбук или планшет, а также выделить достаточно времени на увлекательный процесс чтения. Литература с картинками станет отличным выбором для дошкольников и младших школьников, а список названий позволит без задержек выбрать, что сегодня почитать.

    Лучшие рассказы бесплатны без подписок

    Нет ничего приятнее, чем провести время с ребенком за чтением, и смешные произведения Михаила Зощенко для этого подходят как нельзя лучше. Вот только познакомиться ближе с творчеством этого автора не так уж просто, во всяком случае, если пытаться найти книги в бумажном варианте. Новые экземпляры сейчас не издают, а записываться ради изучения текстов в библиотеку – это утомительно, долго и нецелесообразно, тем более, когда есть возможность читать тексты онлайн. Предоставляет её наш сайт, где истории русского писателя демонстрируются полностью и совершенно бесплатно. Вы можете прямо сейчас открыть интересующий рассказ и погрузиться в мир сказок, не опасаясь внезапного закрытия доступа или просьбы подписаться на электронную рассылку.

    Популярные рассказы Зощенко

    • Золотые слова
    • Не надо врать
    • Ёлка
    • Трусишка Вася
    • Великие путешественники

    18 декабря мы отмечаем 100-летие со дня рождения замечательного советского актера Юрия Никулина. Он — один из лучших представителей той эпохи, когда актерство было не легким путем к славе, а Миссией. Кроме того, он вернул высокий смысл казалось бы нивелированному донельзя понятию «Клоун»

    Вероятно, на стальной характер Юрия Никулина так повлияло участие в Великой Отечественной войне.

    В армию будущий актер был призван совсем юнцом. «Не могу сказать, что я отношусь к храбрым людям. Нет, мне бывало страшно, — признавался Юрий Никулин в своей книге «Почти серьезно». — Все дело в том, как этот страх проявляется. С одними случались истерики — они плакали, кричали, убегали. Другие переносили внешне все спокойно». За время службы Юрий Никулин был награжден медалями «За отвагу», «За оборону Ленинграда» и «За победу над Германией»».

    Начал свой армейский путь Юрий Никулин со службы под Ленинградом. Узнав о месте, где будет отдавать воинский долг, Никулин очень обрадовался. Однако даже и помыслить не мог, что вскоре начнется Советско-финская война и он окажется в жуткой мясорубке. Впрочем, командование берегло пацанов, и из этой бойни новобранец вышел почти без потерь, хотя и с обморожением.

    В день начала войны Никулин с другими бойцами отправился из части в город за пивом. Прохожий спросил у служивых, правда ли, что война, но они лишь посмеялись. Тогда он не мог подумать, что ему вновь придется повоевать под Ленинградом, стать командиром отделения разведки, побывать в блокадном городе, где даже страшнее, чем на фронте. Никулин будет контужен и несколько раз окажется на волосок от гибели.

    По его собственным словам, ему на войне везло: «Смерть на войне, казалось бы, не должна потрясать. Но каждый раз это потрясало. Я видел поля, на которых лежали рядами убитые люди: как шли они в атаку, так и скосил их всех пулемет. Я видел тела, разорванные снарядами и бомбами, но самое обидное — нелепая смерть, когда убивает шальная пуля, случайно попавший осколок…»

    Рассказы в двух словах

    Может, поэтому комедийный артист именно в фильмах о войне создал проникновенные драматические роли. Вместе с Шукшиным, Тихоновым, Мордюковой, Бондарчуком он снялся в эпопее «Они сражались за родину». Но одна из лучших работ – фронтовой журналист Лопахин в ленте Алексея Германа «Двадцать дней без войны». Имея за собой шлейф комедийных ролей («Кавказская пленница», «Бриллиантовая рука», «12 стульев», «Денискины рассказы»), скромный актер долго отказывался. Решающим стало слово Константина Симонова, который заставил его согласиться. Жизнь показала, что они не ошиблись. Картина, созданная на «Ленфильме» в 1976-м, стала одной из самых правдоподобных лент о той страшной войне.

    Даже если в некоторых фильмах Юрий Никулин не играл роли, связанные напрямую с войной, все равно его героями нередко были ветераны. К этой категории относится фильм «Чучело». Исполнительница заглавной роли Кристина Орбакайте об этом вспоминала: «После того, как меня утвердили на роль Лены Бессольцевой, перед режиссером встала новая задача — найти дедушку. Выбор был не простой. Я пробовалась и с Евгением Евстигнеевым, и с самим Быковым. И вот мне звонят: «Давай после школы сразу приезжай на Мосфильм» — очередные пробы дедушки. Было очень увлекательно, интересно, и я приехала прямо в школьной форме с галстуком. Мне говорят: «Знакомься, вот твой дедушка». И в нем я узнала всеми нами любимого Юрия Никулина. Для меня, ребенка 11 лет, это была приятная неожиданность. Юрий Владимирович был уникальный человек: бесконечно добрый, манящий к общению всех, независимо от возраста, и между нами сразу промелькнула та самая искра, из которой родилось пламя дружбы. На съемочной площадке он разряжал любую сложную обстановку историями из жизни или шуткой»

    Рассказы в двух словах

    Телевидение не останется в стороне от юбилея артиста. 100-летие Юрия Никулина отметит телеканал «Культура»: 18 декабря в 16.35 в эфир выйдет программа из архивного цикла «ХX век» — «Дуэт клоунов. Юрий Никулин и Михаил Шуйдин», снятая в 1986 году. В 17.50 будет показан документальный фильм 2020 года «Война Юрия Никулина». Как раз там и расскажут, как будущий актер и клоун прошел не одну войну, а две. В 1939 году он окончил московскую школу и осенью получил повестку. Его зачислили в 115 зенитно-артиллерийский полк и отправили под Ленинград. А через 12 дней началась советско-финская война… Об этом периоде из жизни Никулина рассказывает ведущий — актер Андрей Миронов-Удалов.

    В 18.10 «Культура» покажет художественный фильм «Ко мне, Мухтар!» с актером в главной роли, а в 19.30 состоится премьера документальной ленты «Легко ли быть клоуном?». Автор и режиссер Игорь Ушаков размышляет — в чем феномен всенародной любви к артисту? Фильм сделан на основе автобиографической книги Юрия Никулина «Почти серьезно…», и в нем принимают участие его сын Максим Никулин и внук Юрий Никулин.

    Рассказы в двух словах

    Марафон фильмов с участием Юрия Никулина пройдет и на канале «Мосфильм. Золотая коллекция». Начиная с 6.30, телеканал покажет картины «Друг мой, Колька!», «Неподдающиеся», «Дайте жалобную книгу», «Ко мне, Мухтар!», «Они сражались за Родину», «Старики-разбойники», «Двенадцать стульев» Леонида Гайдая, «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика», «Пес Барбос и необычный кросс», «Самогонщики», «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», «Семь стариков и одна девушка», «Деловые люди», «Чучело» и «Андрей Рублев».

    Кадры с сайта kino-teatr.ru
     

  • Рассказы в дзен с продолжением сегодня
  • Рассказы в жанре нуар
  • Рассказы в виде чата
  • Рассказы в бане дети и взрослые
  • Рассказы в астафьева и в распутина в детском чтении