Рассказы в бурлакова о природе 2 класс конспект урока

Белым-бело проза. драматический акт владимир бурлаков владимир бурлаков, 2017 редактор татьяна всеволодовна сурганова isbn 978-5-4483-4985-0 создано в интеллектуальной издательской

Белым-бело

Проза. Драматический акт

Владимир Бурлаков

© Владимир Бурлаков, 2017

Редактор Татьяна Всеволодовна Сурганова

ISBN 978-5-4483-4985-0

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Белым-бело

Тётушке моей Марии Васильевне Смирновой (в девичестве Одинцовой) посвящается этот рассказ с благодарностью за помощь в его создании.

Белым-бело по всей земле. По всей России легли снега. А вчера ещё я хлюпал сапогами по жидкой московской кашице, но – поезд на восток, и целые сутки за окнами белым-бело. Сто километров автобусом в сторону от железной дороги, и вот – вьюга за окном раскачивает голую лампочку уличного фонаря, живой огонь в печи, над столом хлопочет мама.

– Вчера соседи откапывали, – говорит она.

– Отгребали, – поправляет бабушка, перелистывая хрестоматию древнерусской литературы: «Вот ведь что теперь!» – в её удивлении таится радость: «Неужто по церковным книгам учат?»

– Учат, – признаюсь я.

Мир доживает от рождества Христова 1986 год.

– Ты с ней не шути, – улыбается мама. – Она мне тут со своим Богом плешь проела.

– Так ведь учат? – насторожилась бабушка.

– Учат, бабушка, учат.

– А у нас вон беда какая: Галька-то от обезьяны произошла.

– А то не от обезьяны? – торжествует мама. – Все от обезьяны. Это наукой доказано.

– От кого же, по вашей науке, бес произошёл? Тоже от обезьяны?

– Уж он-то точно от неё.

– Ты глянь, до чего умом доплутала, – обращается ко мне за сочувствием бабушка. – Уже и с бесом породнилась.

Улица дышит вьюгой, будто кто-то до жути огромный силится объять собой этот хрупкий мир. Стропила скрипят на чердаке. Дым от моей «Примы» синей струйкой утекает в печной затвор.

Бабушка выставляет на стол банку сгущёнки.

– За дедушку к Девятому мая выдали.

– Ну так ели бы сами.

– Открывай, – празднично подбадривает мама, – бабка тебе с весны берегла.

А под синий столбик сгущёнки чугунная сковорода с яичницей на сливочном масле и здешний хлеб. Пахнет хлебом. За окном метёт. Лоскут света норовит оторваться от лампы под колпаком. Бросаю окурок в печь, поднимаюсь к выходу.

– Ведро в сенях, – говорит мама.

Сенцы маленькие, здесь ведро, если не помнить где, задену, опрокину, но пахнет деревом от шершавых стен, толкаю дверь на улицу, она срезает снег на крыльце. Светло от снега. Метла в углу, её не замело. Выметаю порог, выхожу. Стужа вьётся со всех сторон, проникает струями под одежду, гладит кожу на спине. Дальше – ступени. Над ними нет козырька, там небо. Оно навалилось на землю и треплет всё живое. Сколько смог, смёл, а тут слегка належалось, нарубаю снег на куски с четырёх сторон, поддеваю снизу и бросаю подальше, очистил ступени, увлёкся, пошёл в снега до сараев. Один, с лопатой, ушёл по пояс! Не разгрести, не размахать. Безнадёга. От взмахов лопаты летит пурга под вьюгу. Опомнился. По ложбинке щупаю ступнёю твердь, гребу назад. К теплу, к дому.

– С ума сошёл? – кричит с крыльца мама. – Давай сюда!

И тянет руку в моё снежное безумие. Затворяем все двери. Кухня окутала теплом. Стулья, стол, шкаф остались от прадеда Петра. Он выводил их красоту на токарном станке долгими зимними вечерами. Были у них ещё мельница и кузница, жили они одним домом, работников не нанимали, сами справлялись, хватало сил.

– Ешь, – говорит бабушка. – Стынет.

Остывает яичница. Не открыт синий столбик сгущёнки – памятник деду Григорию.

– Что вы ели в прежние времена, пока ещё у вас всё своё было, готовили что?

– Постились подолгу, – вспоминает бабушка, – тогда, бывало, и свеколку, и капустку, и горох. Тюрю с лучком запаривали.

– Богато жили. Могли и пощадить себя в посты.

– Когда мельницей да кузней владели, да вот ещё прадед твой Пётр успевал мебель мастерить, достаток хороший был.

– А в посты свеколку и тюрю?

– Так вот и щадили себя, – поясняет бабушка, – жили-то в радость.

– Как советская власть пришла в деревню, помнишь?

Бабушка задумалась и тихо ответила:

– Незаметно.

Долго вилась, извивалась эта власть вокруг крестьянства, расставляла западни: от лукавых ленинских декретов до коварного сталинского «Земельного кодекса», бичевала продразвёрстками, жалила продналогами, пока не догадалась нахлобучить на деревню крепостное право в образе коллективизации.

– В двадцать восьмом, всё-таки, они заметно пришли?

– В двадцать восьмом у нас с Григорием первенец родился, дядя твой Михаил. – Бабушка вдруг слегка взволновалась. – Задумали мы тогда к отцу Петру обратиться. Чтобы просьбу нашу принял и благословил, а он как раз в райцентр собрался, погодить просил до его возвращения.

Ехал прадед в райцентр умом своим проверить слухи, зашелестевшие среди людей. Вернулся и выслушал сына.

– Благослови, отец, жить хочу своим домом. Отдели мне кузню.

Горько ответил прадед деду моему: – А жизнь-то, Гриша, кончилась.

Ухожу к печи, закуриваю свою «Приму». Течёт синий дымок в затвор.

– А ты говоришь, незаметно, – укоряю бабушку.

– Подкрались незаметно. Жили-то мы хорошо: землица под нами, трудом и достаток прирастал. Зла от нас никому не было, ни от кого его и не ждали.

А в тридцать третьем родилась моя мама, она деда своего Петра на этой земле не застала. Запил непьющий Пётр, и какая-то неизлечимая хворь быстро иссушила его. Сын его Григорий так и остался при кузнице железо ковать за колхозные трудодни.

Ветер за окном стихает, снег валит крупными хлопьями. Лампа висит на столбе под своим колпаком, гладит светом снежинки.

– Ты каким отца своего запомнила? – спрашиваю маму.

– Сильный он был, большой. Помню, цирк в деревню приезжал. Там силач, который гирями играл, попросил выйти к нему кузнеца. Папа вышел. Силач ему на самую большую гирю указал. «Поднимешь?» – спрашивает. – «Подниму», – отвечает папа. – «А размахнёшься?». – «Размахнусь». – «А в грудь меня ударишь?» – «Коли попросишь, так и вдарить могу». – «А вот я тебя и прошу». Папа гирю ту поднял – да как ему по груди ухнет. Тут и ахнули все. А силач устоял. Засмеялся даже. – «Настоящий, – говорит, – у вас в деревне кузнец». Папа нам потом объяснил, что у силача на груди горошина была нарисована – метка, в которую с любой силой можно бить. Если бы он в ту горошину не попал, зашиб бы мужика насмерть.

– В сорок первом тебе восемь лет было, – сочувствую я маме.

– В сорок первом папа недолго дома побыл, только с финской вернулся, тут и Отечественная началась.

– В первом призыве ушёл, – почти прошептала бабушка.

Читать дальше

Населенный пункт: г. Вязьма

достигнуты предметные результаты: познакомить детей со страницами биографии и творчества И.А. Бунина; совершенствовать навык работы учащихся с поэтическими произведениями; учить выразительному чтению; развивать речь, логическое мышление; воспитывать бережное отношение к слову; формировать нравственные ценности.

познавательные: строить логическое рассуждение, проводить сравнение, классификацию по заданным критериям.

Регулятивные: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Развиваться личностные качества: способности к самооценке на основе критериев успешности ученической деятельности.

Оборудование: учебник , презентация.

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Организационный момент

Цель: мотивация к учебным действиям чтения и слушания

Прозвенел звонок веселый —

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать.

А теперь тихо садимся.

Внимательно слушают

Регулятивные:

волевая саморегуляция,

самопроверка порядка на рабочем месте.

Актуализация полученных знаний

Цель: совершенствовать навык пересказа

— Скажите, пожалуйста, что вам было задано на дом?

— К доске пойдёт….

Краткий пересказ

И. Куприн «скворцы»

Коммуникативные:

умение выражать свои чувства

Регулятивные:

контроль и коррекция ответов

Личностные:

формирование своего отношения к учебной задаче и осознание значимости ее

Подготовка к первичному восприятию

Цель: помочь понять содержание произведения.

1. Формулировка темы и задач урока

Учитель читает стихотворение.

Помню — долгий зимний вечер,

Полумрак и тишина;

Тускло льется свет лампады,

Буря плачет у окна.

«Дорогой мой, — шепчет мама,-

Если хочешь задремать,

Чтоб бодрым и веселым

Завтра утром быть опять,-

Позабудь, что воет вьюга,

Позабудь, что ты со мной,

Вспомни тихий шепот леса

И полдневный летний зной;

Вспомни, как шумят березы,

А за лесом, у межи,

Ходят медленно и плавно

Золотые волны ржи!»

— Это красивое стихотворение написал замечательный поэт, с творчеством которого я хочу вас сегодня познакомить.

С произведениями какого автора мы будем знакомиться, вы узнаете, если правильно соберёте его фамилию из букв, которые ветер разбросал, когда я шла к вам на урок.

— С произведениями какого автора мы познакомимся?

— Сегодня мы познакомимся со стихотворениями Ивана Алексеевича Бунина «Гаснет вечер, даль синеет» и «Детство».

— Подумайте, чему мы можем научиться сегодня на уроке?

2. Рассказ о И. Бунине и его творчестве учениками.

А сейчас нам ученики расскажут о Иване Алексеевиче Бунине.

Иван Алексеевич Бунин родился 1870 г. Писать Иван Алексеевич начал рано, семи – восьми лет.

Когда Ивану Алексеевичу исполнилось 17 лет, он напечатал свое первое стихотворение. А уже через четыре года вышел его сборник стихов. Писал Бунин не только стихи, но и прозу: рассказы, повести. Он хорошо знал иностранные языки. Бунин не только писал, он еще и активно занимался переводами английских и французских поэтов.

В 50 лет писатель, вместе с женой, покинул Россию и стал жить во Франции. Поэт очень тосковал по родине, но так и не вернулся. Свои стихи и рассказы писатель посвятил России, её природе и людям.

Иван Алексеевич Бунин – русский писатель и поэт, который первым в русской литературе стал обладателем Нобелевской премии, а она присуждается за самые выдающиеся достижения в области науки и литературы. Так высоко было оценено творчество нашего соотечественника, его художественное мастерство, передать красоту окружающего мира.

— Что вы запомнили из рассказа ребят?

Внимательно слушают. Определяют тему урока.

Составляют фамилию автора. Слушают своих одноклассников. Рассказывают, что запомнили.

Познавательные:

умение структурировать знания,

контролировать и оценивать знания,

формирование умения в постановке и формулировке проблемы.

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества

Личностные:

осознание значимости отобранного материала

Первичный синтез

Цель: тренировать навык слушания, понимания

— А сейчас, давайте познакомимся со стихотворением «Гаснет вечер, даль синеет». Откройте стр. 57

— Послушайте стихотворение и подумайте, о чём это стихотворение.

Открывают учебники. Следят. Слушают.

Познавательные:

умение структурировать знания;

контроль и оценка знаний,

контроль и оценка процессов результатов деятельности,

работа с информацией.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Проверка первичного восприятия

Цель: выяснить, как дети восприняли содержание текста на эмоциональном уровне; расширять словарный запас детей.

1. Беседа

— Чем понравилось вам это стихотворение?

— Что запомнилось?

Какие чувства пробуждает у вас это произведение?

2. Словарная работа

— Когда я дома читала стихотворение, мне показалось, что Вам могут быть непонятны такие слова, давайте прочитаем их и уточним значение:

— Как вы думаете, что обозначает это слово?

Нива – поле, засеянное хлебными злаками

Гречиха – вид травянистых растений.

Вечерне – общественное богослужение, совершаемое в вечерние часы.

Отвечают на вопросы учителя. Выясняют значение слов.

Познавательные:

умение структурировать знания,

работать с информацией

Личностные:

перевод внешней речи на внутренний план.

Повторное чтение детьми.

Цель: совершенствовать навык правильного, беглого, сознательного чтения.

— А теперь вы попробуйте прочитать это стихотворение.

Читают стихотворение

Познавательные:

умение структурировать знания,

работать с информацией

Коммуникативные:

умение выражать свои чувства

Регулятивные: контроль и коррекция

Анализ произведения

Цель: формировать умение анализировать и понимать содержание произведения

— Какую картину рисует поэт? Прочитайте.

— Какие чувства вызывают эти строки?

— Какие краски, звуки и запахи почувствовали?

— Кого поэт называет счастливым? Почему?

— Какие эпитеты использует поэт?

— Поэт делит стихотворение на две строфы. Объясните почему.

Счастье

Запах мёда, гречихи.

Кому зарёю тёплый ветер веет.

1 – наступление вечера; 2 – наступление ночи)

Теплый ветер, мерцают кротко, в темном небе темной ночью, тихим светом, уснет глубоко, Мирным сном под звездным небом На степи широкой!

Личностные: формирование алгоритма своего способа действия

Регулятивные: контроль и коррекция

Подготовка к выразительному чтению

Цель: учить читать выразительно

Ребята, вы хотите это стихотворение прочитать вслух выразительно?

— Тогда давайте поставим перед собой такую задачу: научиться читать стихотворение вслух выразительно.

— Давайте найдем в каждой строчке главные слова и подчеркнём их, расставим паузы.

— Я буду читать, а вы постарайтесь выделить слова.

— Какое слово вы выделили?

— Теперь давайте прочитаем, что у нас получилось.

— Хорошо, ребята. У вас отлично получилось прочитать это стихотворение.

ФИЗМИНУТКА

Учатся читать стихотворение выразительно, расставляя паузы и логическое ударение.

Познавательные:

работа с информацией, оценка процесса и результата деятельности

Коммуникативные:

умение выражать свои мысли

Регулятивные: контроль и коррекция в форме сравнения способа действия и его результата

Первичный синтез

Цель: тренировать навык слушания, понимания

— А теперь давайте познакомимся со вторым стихотворением Ивана Алексеевича Бунина «Детство». Стр. 60

— Можно ли по названию определить, о чем оно?

— Послушайте стихотворение и скажите, о ком это стихотворение. Почему?

Это стихотворение о нем самом.

  • что он говорит о себе, о том, как он гулял в лесу. Он говорит, что ему было 10 лет.

Познавательные:

умение структурировать знания;

контроль и оценка знаний,

контроль и оценка процессов результатов деятельности,

работа с информацией.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Проверка первичного восприятия

Цель: выяснить, как дети восприняли содержание текста на эмоциональном уровне; расширять словарный запас детей

1. Беседа

— Чем понравилось вам это стихотворение?

— Что запомнилось?

Какие чувства пробуждает у вас это произведение?

2. Словарная работа

— Когда я дома читала стихотворение, мне показалось, что Вам могут быть непонятны такие слова, давайте прочитаем их и уточним значение:

— Как вы думаете, что обозначает это слово?

Бор – сосновый лес на песчаной и каменистой почве.

Смолистый –

Прильну —

Познавательные:

умение структурировать знания,

работать с информацией

Личностные:

перевод внешней речи на внутренний план.

Повторное чтение детьми.

Цель: совершенствовать навык правильного, беглого, сознательного чтения.

— А теперь вы прочитайте это стихотворение.

Читают стихотворение вслух.

Познавательные:

умение структурировать знания,

работать с информацией

Коммуникативные:

умение выражать свои чувства

Регулятивные: контроль и коррекция

Анализ произведения

Цель: формировать умение анализировать и понимать содержание произведения

— Какие чувства вызывает у поэта родная природа?

— Почему поэт называет лес «солнечными палатами»? Как можно сказать по – другому?

В какое время дня бродил поэт по лесу?

Как описал поэт сосну? Прочитайте.

— Какие чувства вызывает встреча с сосной? Объясните.

— Какие слова помогают поэту передать красоту бора, прогретого солнцем? Найдите эпитеты и метафоры.

— В стихотворении есть сравнения. Зачем поэт использует их? Объясните.

— Сколько строф в этом стихотворении? Какие строки созвучны в строфе?

— Давайте прочитаем, как называют такие рифмы на стр.61.

Анализируют стихотворение, отвечая на вопросы.

Личностные: формирование алгоритма своего способа действия

Регулятивные: контроль и коррекция

Подготовка к выразительному чтению

Цель: учить читать выразительно

— А теперь давайте поупражняемся в выразительном чтении.

Давайте найдем в каждой строчке главные слова, подчеркнём их, расставим паузы.

— Я буду читать, а вы постарайтесь выделить слова.

— Какие слова выделили? Где поставили паузу?

— Остальное стихотворение попробуйте сами разобрать.

— Давайте послушаем, что у вас получилось.

Упражняются в выразительном чтении стихотворения, расставляя паузы и логическое ударение.

Познавательные:

работа с информацией, оценка процесса и результата деятельности

Коммуникативные:

умение выражать свои мысли

Регулятивные: контроль и коррекция в форме сравнения способа действия и его результата

Итог урока

Цель: закрепить алгоритм языкового разбора

— С каким автором мы сегодня познакомились?

— Какие стихотворения мы сегодня научились выразительно читать?

И. А. Бунин

«Гаснет вечер, даль синеет» и «Детство»

Рефлексия

Цель: учить проводить самоанализ собственной деятельности на уроке

Чему учились?

Что запомнили?

Если бы вы были художниками, то……

Продолжите фразу:

Если бы я был музыкантом……..

Если бы я был художником…….

Продолжают фразы

Домашнее задание

Цель: совершенствовать навык заучивания наизусть

Дома вам нужно будет выучить наизусть стихотворение по выбору.

Записывают в дневник

Предмет:
Литературное чтение Урок: 3

Школа:

Дата:

ФИО
учителя:

Класс:

Количество

присутствующих:

 Количество   

отсутствующих:            

Раздел
(сквозная тема):

«Живая природа»

Тема
урока:

М. Пришвин «Рассказы о
природе»

Секрет живой природы

Цели
обучения, которым посвящен урок:

3.1.4 2 сопровождать речь
иллюстрациями/наглядностью/демонстрацией фотографий/ картин/ приборов

3.2.3.1определять тему и находить предложение, в
котором заключена основная мысль произведения

3.3.3.1.писать
творческие работы в форме постера /проекта/ рекламы/ заметки презентации

Развитие навыков:

1.4 Привлечение внимания слушателей

2.3.Определение темы и основной мысли

3.3Написание
текстов с использованием различных форм представления

Предполагаемый
результат:

Все учащиеся
смогут:

  сопровождать речь, опираясь на предложенные
иллюстрации, наглядность, картину;

  определять тему и находить предложение, в котором
заключена основная мысль произведения с помощью учителя;

-писать творческие
работы в форме рекламы с помощью учителя.

Большинство
учащихся смогут:

  сопровождать речь иллюстрациями, наглядностью,
демонстрацией картин;

  определять тему и находить предложение, в котором
заключена основная мысль произведения;

-писать творческую
работу в форме рекламы.

Некоторые
учащиеся смогут:

  подбирать и выстраивать последовательно иллюстрации
и наглядность для сопровождения своей речи;

  объяснить, как определять тему и находить
предложение, в котором заключена основная мысль произведения, приводить
примеры;

— составлять и писать
творческую работу в форме рекламы, используя фотографию.

Языковая цель

Основные
термины и словосочетания:

Живая
природа

Используемый язык для
диалога/письма на уроке:

Вопросы для обсуждения:

-Назовите секрет живой природы?

Материал прошедших уроков:

Ответы на открытые вопросы.

Просмотровое/изучающее/чтение с пометками.

Ход
урока:

Этапы
урока

Запланированная
деятельность на уроке

Ресурсы

0-1
мин

Создание положительного
эмоционального настроя:

Учитель предлагает встать в круг всем ребятам, кто умеет хранить
секреты.

Середина
урока

2-5
мин

Актуализация жизненного
опыта.

Прослушивание
«Большой Секрет для маленькой компании»

Слова: Ю. Мориц
Музыка: С. Никитин

(К) Учитель
предлагает подумать, почему появляются секреты?

(Г) Объяснить смысл
слов «разгадать секрет».

(П) О чём мы будем говорить на уроке литературного
чтения?

Целеполаганне

Цель нашего урока — научиться:

   сопровождать речь
иллюстрациями/наглядностью, демонстрацией картин;

   определять тему и находить
предложение, в котором заключена основная мысль произведения;
писать творческие работы в форме
рекламы.

Работа над сквозной темой раздела
урока «Секреты живой природы»

(К) Знакомство с новой лексической темой «Секреты живой
природы».

(Г) Ученики рассказывают, что интересного необъяснимого
они наблюдали в живой природе.

Развитие связной речи

Работа но учебнику

(Г) Ученики рассматривают обложки книг
на книжной полке. Составляют рекламу книг. Описывают сходство и отличия
элементов книг. (Название, иллюстрации, содержание,
авторы).

Вывод:

1. По ОБЛОЖКАМ книг можно определить тему
произведений.

2.    
Рассказы о родной природе писали: М.
Пришвин, В. Бианки, Н. Сладков, Г. Скребицкий.

Они раскрывали для читателей «Секреты живой
природы».

Динамическая пауза

Работа по учебнику

(Г)
Учитель предлагает рассмотреть схему. Объяснить виды чтения. Познакомиться с
«просмотровым чтением», его задачей и определением.

Работа над литературным произведением М. Пришвина
«Рассказы о природе»

(К)
Знакомство с творчеством М. Пришвина.

(Д)
Учитель читает вслух правильно и выразительно произведение.

(И)
Ученики выбирают незнакомые для понимания слова. (К) Словарная работа с
использованием словаря.

(Г)
Ученики читают вслух правильно, сознательно и выразительно.

(К)
Ученики отвечают на простые вопросы по содержанию произведения и выполняют
задания после текста.

(Выбери предложение, в котором заключена основная
мысль произведения.

Ответ:

(Б) С тех
пор одуванчик стал для нас одним из самых интересных цветов…)

(П)
Ученики придумывают продолжение рассказа по иллюстрации. Делятся секретом
живой природы.

(Д. К) Динамическая пауза. Игра

Работа в тетради «Что я знаю и
умею»

(И) Ученики выполняют задание №1.

(П) Ученики выполняют задание №2.

Проверь себя. Закрась О верный
ответ.

1. Произведение «Золотой луг» — это
(рассказ).

2. Кто автор данного текста (М.
Пришвин).

3. Текст «Золотой луг» — он
(научно-популярный).

4. Определи тему произведения
(природа).

5. Выбери предложение, в котором
заключена основная
мысль произведения. (С тех пор одуванчик стал для нас одним из самых интересных цветов…).

(П) Ученики выполняют задание №3.

(К) Ученики выполняют задание №4.

(Г) Ученики выполняют задание №5.

(И) Ученики выполняют задание №6.

(И) Оценить свою работу на уроке.

(Ф.О)

Разминка для глаз.

Творческая работа Работа по
учебнику

(К) Знакомимся с картиной Исаака
Ильича Левитана «Золотая осень».

(И) Ученики читают про себя рассказ М.
Пришвина «Начало осени».

(Г) Ученики определяют, подходит ли
картина

И.И. Левитана «Золотая осень» к
теме рассказа. Находят секреты осеннего леса.

hllps://deti-

online.com/pe

sni/iz-

multfilmov/bo

Ishoy-sekret/

Учебник

Музыка

Учебник

Учебник,

рабочая

тетрадь,

иллюстрации

Учебник

https://artchive

.ru/artists/116

8~Isaak_Ilich_

Levitan/works

/31952-Osenn

ij_pejzazh

21-22
мин

23-28
мин

29-30
мин

31-37
мин

38-40
мин

Конец урока

Итог урока. Рефлексия.

«Просмотровое чтение» — это ….

Художественная литература — это ….

Рефлексивное оценивание. «Пик
взаимопонимания» Настроение изображено в виде ступеньки. Первая — настроение
крайне скверное. Вторая — плохое. Третья — хорошее. Четвертая — уверен в
силах. Пятая — отличное. В конце урока, дня ученик ставит себя на ту
ступеньку, какое у него настроение.

Домашнее задание. Выразительное
чтение рассказа М. Пришвина «Золотой луг».

На усмотрение учителя задание №8.

Рисунок

пяти

ступенек

Дифференциация

Оценивание

Межпредметные

связи

Учащиеся с высоким уровнем

мотивации–

интервьюирование.

Учащиеся с низким уровнем

мотивации- ответы на вопросы.

Групповая работа.

Парная работа.

Работа по вариантам.

Формативное оценивание.

— Самооценивание по дорожке успеха в тетради
«Что я знаю и умею».

— Взаимооценивание при работе в паре, группе,
классом.

— Результаты наблюдения учителем качества
ответов учащихся на уроке.

— Определение уровня усвоения навыка по теме
(тетрадь «Что я знаю и умею»)

— казахский язык

 — физическая

   культура

 -самопознание

Рефлексия для учителя:

Важные вопросы

по уроку:

Итоговая оценка (с точки
зрения преподавания и обучения)

Какие два момента были
наиболее успешны?

Какие два момента улучшили
урок?

Что я узнал из урока о
классе и отдель­ных людях, что я расскажу на следу­ющем уроке?

Рассказ Владимира Бурлакова «Белым-бело» относится к тому редкому типу литературы, после которой остаются даже не столько мысли – ощущения. Подобные тексты не хочется препарировать, критиковать или ставить в ряд с другими – он всегда о чем-то сокровенном, даже если читателю кажется, что нет. Исповедальный тон, разработанный вековой русской литературой, рефлексирующий герой словно в кадре из хроники семейной жизни, теплые ассоциации – все это кажется одновременно таким архаичным и таким живым, что хочется верить, будто у современной литературы есть не только прекрасное вчера, но и уверенное, обнадеживающее завтра. 

БЕЛЫМ-БЕЛО

Тётушке моей Марии Васильевне Смирновой (в девичестве Одинцовой)
посвящается этот рассказ с благодарностью за помощь в его создании.

Белым-бело по всей земле. По всей России легли снега. А вчера ещё я хлюпал сапогами по жидкой московской кашице, но – поезд на восток, и целые сутки за окнами белым-бело. Сто километров автобусом в сторону от железной дороги, и вот – вьюга за окном раскачивает голую лампочку уличного фонаря, живой огонь в печи, над столом хлопочет мама.
– Вчера соседи откапывали, – говорит она.
– Отгребали, – поправляет бабушка, перелистывая хрестоматию древнерусской литературы: «Вот ведь что теперь!» – в её удивлении таится радость: «Неужто по церковным книгам учат?»
– Учат,– признаюсь я.
Мир доживает от рождества Христова 1986 год.
– Ты с ней не шути, – улыбается мама. – Она мне тут со своим Богом плешь проела.
– Так ведь учат? – насторожилась бабушка.
– Учат, бабушка, учат.
– А у нас вон беда какая: Галька-то от обезьяны произошла.
– А то не от обезьяны? – торжествует мама. – Все от обезьяны. Это наукой доказано.
– От кого же, по вашей науке, бес произошёл? Тоже от обезьяны?
– Уж он-то точно от неё.
– Ты глянь, до чего умом доплутала, – обращается ко мне за сочувствием бабушка. – Уже и с бесом породнилась.
Улица дышит вьюгой, будто кто-то до жути огромный силится объять собой этот хрупкий мир. Стропила скрипят на чердаке. Дым от моей «Примы» синей струйкой утекает в печной затвор.
Бабушка выставляет на стол банку сгущёнки.
– За дедушку к Девятому мая выдали.
– Ну так ели бы сами.
– Открывай, – празднично подбадривает мама, – бабка тебе с весны берегла.
А под синий столбик сгущёнки чугунная сковорода с яичницей на сливочном масле и здешний хлеб. Пахнет хлебом. За окном метёт. Лоскут света норовит оторваться от лампы под колпаком. Бросаю окурок в печь, поднимаюсь к выходу.
– Ведро в сенях, – говорит мама.
Сенцы маленькие, здесь ведро, если не помнить где, задену, опрокину, но пахнет деревом от шершавых стен, толкаю дверь на улицу, она срезает снег на крыльце. Светло от снега. Метла в углу, её не замело. Выметаю порог, выхожу. Стужа вьётся со всех сторон, проникает струями под одежду, гладит кожу на спине. Дальше – ступени. Над ними нет козырька, там небо. Оно навалилось на землю и треплет всё живое. Сколько смог, смёл, а тут слегка належалось, нарубаю снег на куски с четырёх сторон, поддеваю снизу и бросаю подальше, очистил ступени, увлёкся, пошёл в снега до сараев. Один, с лопатой, ушёл по пояс! Не разгрести, не размахать. Безнадёга. От взмахов лопаты летит пурга под вьюгу. Опомнился. По ложбинке щупаю ступнёю твердь, гребу назад. К теплу, к дому.
– С ума сошёл? – кричит с крыльца мама. – Давай сюда!
И тянет руку в моё снежное безумие. Затворяем все двери. Кухня окутала теплом. Стулья, стол, шкаф остались от прадеда Петра. Он выводил их красоту на токарном станке долгими зимними вечерами. Были у них ещё мельница и кузница, жили они одним домом, работников не нанимали, сами справлялись, хватало сил.
– Ешь,– говорит бабушка. – Стынет.
Остывает яичница. Не открыт синий столбик сгущёнки – памятник деду Григорию.
– Что вы ели в прежние времена, пока ещё у вас всё своё было, готовили что?
– Постились подолгу, – вспоминает бабушка, – тогда, бывало, и свеколку, и капустку, и горох. Тюрю с лучком запаривали.
– Богато жили. Могли и пощадить себя в посты.
– Когда мельницей да кузней владели, да вот ещё прадед твой Пётр успевал мебель мастерить, достаток хороший был.
– А в посты свеколку и тюрю?
– Так вот и щадили себя, – поясняет бабушка, – жили-то в радость.
– Как советская власть пришла в деревню, помнишь?
Бабушка задумалась и тихо ответила:
– Незаметно.
Долго вилась, извивалась эта власть вокруг крестьянства, расставляла западни: от лукавых ленинских декретов до коварного сталинского «Земельного кодекса», бичевала продразвёрстками, жалила продналогами, пока не догадалась нахлобучить на деревню крепостное право в образе коллективизации.
– В двадцать восьмом, всё-таки, они заметно пришли?
– В двадцать восьмом у нас с Григорием первенец родился, дядя твой Михаил. – Бабушка вдруг слегка взволновалась. – Задумали мы тогда к отцу Петру обратиться. Чтобы просьбу нашу принял и благословил, а он как раз в райцентр собрался, погодить просил до его возвращения.
Ехал прадед в райцентр умом своим проверить слухи, зашелестевшие среди людей. Вернулся и выслушал сына.
– Благослови, отец, жить хочу своим домом. Отдели мне кузню.
Горько ответил прадед деду моему: – А жизнь-то, Гриша, кончилась.
Ухожу к печи, закуриваю свою «Приму». Течёт синий дымок в затвор.
– А ты говоришь, незаметно, – укоряю бабушку.
– Подкрались незаметно. Жили-то мы хорошо: землица под нами, трудом и достаток прирастал. Зла от нас никому не было, ни от кого его и не ждали.
А в тридцать третьем родилась моя мама, она деда своего Петра на этой земле не застала. Запил непьющий Пётр, и какая-то неизлечимая хворь быстро иссушила его. Сын его Григорий так и остался при кузнице железо ковать за колхозные трудодни.
Ветер за окном стихает, снег валит крупными хлопьями. Лампа висит на столбе под своим колпаком, гладит светом снежинки.
– Ты каким отца своего запомнила? – спрашиваю маму.
– Сильный он был, большой. Помню, цирк в деревню приезжал. Там силач, который гирями играл, попросил выйти к нему кузнеца. Папа вышел. Силач ему на самую большую гирю указал. «Поднимешь?» – спрашивает. – «Подниму», – отвечает папа. – «А размахнёшься?». – «Размахнусь». – «А в грудь меня ударишь?» – «Коли попросишь, так и вдарить могу». – «А вот я тебя и прошу». Папа гирю ту поднял – да как ему по груди ухнет. Тут и ахнули все. А силач устоял. Засмеялся даже. – «Настоящий, – говорит, – у вас в деревне кузнец». Папа нам потом объяснил, что у силача на груди горошина была нарисована – метка, в которую с любой силой можно бить. Если бы он в ту горошину не попал, зашиб бы мужика насмерть.
– В сорок первом тебе восемь лет было, – сочувствую я маме.
– В сорок первом папа недолго дома побыл, только с финской вернулся, тут и Отечественная началась.
– В первом призыве ушёл, – почти прошептала бабушка.
Сохранились пять пожелтевших писем с крепкими печатями: «проверено военной цензурой». В них нет пафосных пассажей: «За партию! За Сталина! За нашу Социалистическую Родину!». С крестьянской вежливостью здоровается дед, перечисляя всех родных поимённо, обращается к каждому на «вы». Интересуется урожаем, ценами на зерно, подсчитывает трудодни, советует: «Гармонь Михаил пусть купит, надо и погулять, и повеселиться, если дольше война продлится, то и его возьмут, и неизвестно, что с ним будет». А вот супруге совет: «Вы, Вера, писали, что проводили праздник Михайловску хорошо, но и вам только надо, пока что можно, дак и праздновать, и пировать. При такой работе, да и не повеселиться?»
Писал он в январе сорок четвёртого. Будто и не было между ними трёх с половиной лет разлуки и расстояния длиною в войну. Так мирно входит он душой в семью свою и ладит жизнь.
А вот письмо сорок второго года, здесь дед ещё не оторван от семейного быта: «Теперь сообщаю вам в первую очередь о своём здоровье то, что всё ничего. Скоро всё заживёт. Одна рана зажила, куда вышел осколок. Вход тоже скоро заживёт. Идёт дело к лучшему». Жёлтый лист разломан по изгибу, буквы рассыпались в прах. Полагаю, что далёким химическим карандашом здесь было вписано имя кого-то из близкой родни: «… возможно, у них носить нечего, нет обуви, и если ничего не купили, то пусть носит мои хромовые сапоги в сухую погоду, но без галош, а если сыро, то с галошами. А Галя, я думаю, что если ничего не купили из обуви, то всё же как-нибудь старого починить, какие-нибудь старые ботинки. А сама, Вера, могут, в какую холодную погоду мои ботинки носить. И только у Миши никак нет обуви, и то можно мои сапоги крытые носить. Я так предполагаю: буде что будет. Работайте в колхозе, и какая одежда есть, носите».
Тепло от писем. Мой тёплый дед. Моя далёкая правда. Ветхая бумага в пальцах моих. За окном ночь. В печи огонь.
«Ваш муж, младший сержант Смирнов Григорий Петрович, уроженец Арбажского района Кировской области, деревни Ромашичи, в бою за Социалистическую Родину, верный воинской присяге, проявив геройство и мужество, был убит при выполнении боевого задания 11 февраля 1944 года. Похоронен в деревне Синвернян Ленинградской области».
На карте Ленинградской области, изданной в 1939 году, нет деревни Синвернян, нет её и на карте 1943 года – это выяснил мой однокашник Саша Сеплярский, коренной ленинградец.
Но был 44 год, было 11 февраля. Когда не стало деда моего. Вот говорит он с жёлтого листочка старательным почерком в декабре 43-го, беспокоится о сыне: «…пока он растёт, и видишь, как цветёт, а потом будем жалеть и каяться. Мне сейчас интересно хоть одним глазом посмотреть на своих детей. Но могот, и совсем не придётся повидать. Вы, Вера, писали: где мы находимся? Дак я и сам не знаю, в каком месте. До этого не … (жирная печать цензуры) … хвам (рассыпается бумага на изгибе). Здесь ро… (буквы печати)… места неизвестные».
Сука Гитлер. Очевидный урод. Не могу понять, как ему удалось одурманить такую массу народа, таких неглупых людей, как немцы? Что заставило их отозваться на амплитуду его голоса? От какой открывшейся им тайны они так неистово плавили сталь, чертили чертежи, делали танки, строились в колонны и шли убивать? 11 февраля 44 года убили моего деда.
– Бабушка, а дед курил?
– Нет, табаком они не баловались.
Прикуриваю свою «Приму».
– Ну, ведь грешили как-то?
– В карты играли. Раз Григорий жеребёнка проиграл.
– А ты ему?
– А что я? Он голова.
– Бабушка, я заберу эти письма себе?
– Куда же их ещё? Забирай.
За окном в нежном свете тихой лампы падают снежинки.
– Спать пора, – говорит мама.
– Вы стелитесь. Я ещё посижу.
И утекает синий дымок моей «Примы» в печной затвор, убирает мама со стола синий столбик сгущёнки. Бабушка уходит за дощатую перегородку, так здесь обозначены комнаты. Скрипнула раскладушка. Докурил сигарету, зашёл к бабушке. Она седая, в белой рубашке с рукавами, под белым одеялом на раскладушке у печи.
– Бабушка, тебе хорошо?
– А как же? Тепло и чисто.
И никаких претензий. Тепло и чисто. Здесь все в ладу с миром. А мир наполнен тихим светом, в котором хочется жить, пребывать, не суетно, не шумно.
– Спокойной ночи, бабушка.
– Покойной ночи, ты не майся, приляг, поспи с дороги.
Выхожу в проходную комнатку. Мама расстелила мне постель на железной кровати, сама погасила свет, присела на кухне у окна, смотрит на меня сквозь дверной проём. Окно за её спиной роняет снежный свет на прибранный стол.
– Так неужели не от обезьяны? – вдруг серьёзно спрашивает мама.
– Ты оглянись, разве всё это может быть от неё?
Мама смотрит на улицу, будто вдыхает душой густой снегопад, и вдруг тихо произносит:
– Неужто бабка права, и он есть?
– Кто?
– Бог.
– Мам?
– А?
– А его может не быть?
– Нас учили, что от обезьяны. Мы верили. И жили вот так.
– Как?
– Страшно.
– Что страшно?
– Оглянуться страшно, как жили.
– Нормально вы жили.
– Ты спи, я ещё посижу, – говорит мама.
Она смотрит в окно, я валюсь на кровать и слышу, как мама тихонько плачет. Я знаю о чём. Она призналась недавно, что слёзы стали накатывать от боли о своих не рождённых детях, о моих братьях и сёстрах, которых лишали жизни до их появления на свет. У меня теперь тоже есть не рождённые дети. И я не могу себе этого простить. Но ведь я позволял своим женщинам делать это, не испытывая угрызений совести. Мы всерьёз верили, что так можно и даже нужно для личной свободы, для «беспрепятственной реализации собственных личностей во благо возвышенных целей». Такой бред мы принимали в себе за здравомыслие. И вот забрезжила возможность вырваться из этой безумной системы координат. Там, в Москве, закипает гласностью 1986 год. Выносит на пенистую поверхность щепки, брёвна, плоты утопленной большевиками правды. Мы цепляемся за них, плывём из тьмы. Правды много, она такая пёстрая: от «Собачьего сердца» Михаила Булгакова до «Обратной перспективы» Павла Флоренского. О чём вчера запрещено было думать, о том сегодня можно говорить и даже спорить. Раздухарились мои однокашники по институту. Утром в умывальнике голый по пояс Бражис латыш в полный голос развивает теорию о том, что они-де в ближайшие годы оторвутся от России и станут нам во благо проводниками европейской культуры.
– Ну ты, Сусанин! – возражаю ему. – Не хиловатый проводник из вас получится? Сечение размером в один Райнис под какую культуру приспособлено? У нас, ыть, потребности толстовско-достоевские. Да и от нас есть что в Европу нести. Боюсь, размер у вас для проводников мелковат. Не годитесь вы нам. Придётся другую работёнку подыскивать.
Бражис не обижается. Он уверен в том, что он европеец и с нами ему не по пути. А мне он почему-то кажется самим себя сочинившим. Сам себя придумал, сам себя изображает. И ничего в нём ничего не весит, ни мысли, ни тело. И слова звенят пустотой. И мечты он излагает какие-то забавные. Ну, допустим, отделятся они от нас, что в результате? Виноватого потеряют! Придётся в зеркало глядеть. Вот тут-то им не позавидуешь, когда на них из зеркала глянет реальный виноватый в их исторических бедах.
Мы-то, при всех наших сложностях, опираемся на русское дворянство, одарившее мир литературой, философией, музыкой, наукой. Кто на вас из вашего зеркала выглянет? Существо с лакейскими бакенбардами и в ливрее? Нож научился в правой руке держать, вилку – в левой? Кофе заваривать? Кильку в раскалённом масле жарить? Да и флаг вам в руки! Воняйте вы своими шпротами по всем берегам Балтики.
В этот снежный вечер мне их становится почему-то жалко. Жалко за то, что в азарте тридцать девятого года большевики наступили на них кирзовым сапогом. Да и за что жалеть? Наступили, и поделом. Ведь это вы, милые, помогли большевичкам утвердиться на нашей земле. Одни латышские стрелки чего стоят! Вот и получили их «взад», как говорят в народе.
Это не вам – нам теперь почти вековую большевистскую коросту с тела сдирать. Вон, мама моя жизнь прожила и не знала, что Бог есть. С кого теперь за такую искажённую жизнь спрашивать? Не с того ли беса, что лежит в образе человеческом в подвале под Кремлёвской стеной? В самом сердце страны затаился. Какие сказки он в детстве слушал, какие колыбельные пели ему? Кто пел? С мамашей его всё понятно. Там Бланки. У них всегда порядок с породой. А вот с папой Ильёй Николаевичем – туман. Кто четвертинку русской крови внёс в будущего вождя: бабушка или дедушка? Кто был не калмык, до сих пор не ясно. Ясно, что ни русские, ни калмыцкие песни над его колыбелью не звучали. Не слышал младенец ничего такого, что способно было укротить его природную ненависть ко всему духовному. Подвернись ему другая страна: Франция, Германия, – он и там бы затрепал всё шиворот навыворот. И не мы бы разгребали сейчас беды свои. А так нам выпало. Разгребём ли? И дадут ли разгрести? Пока только чирикать разрешили. Книжки умные читаем теперь не «под одеялом» и не под уголовную ответственность. Издают пока плохо, но, слава Богу, не карают. Скоро на полках открыто появятся Солженицын, Набоков, Бердяев, кто только не появится. Но читать их сильно не станут. Кто хотел, тот давно прочёл «под одеялом» в самиздатовских экземплярах, со слепым машинописным текстом. Скоро, скоро побегут по московским улицам «мерседесы», перестанут выдавать зарплату, и не затаённую от народа классику ринутся читать люди, нет! Люди захотят делать деньги…
А пока за окнами 1986 год. Приятно засыпать под вьюгу. И сходит в мою дремоту чудесная девушка Карина. Присаживается на краешек кровати.
– Привет.
– Привет, ты откуда здесь?
– Ты позвал, я пришла.
– Ну да, позвал, кажется. Просто подумал о тебе.
– А что подумал?
– О тебе подумал просто. Зачем ты тогда осталась у меня?
– Осталась, а что?
– У тебя жених…
– Интересно было.
– Ты красивая. Скажи, ты смогла бы любить такой дом?
– Честно? Нет.
– Тебе не нравится, как пахнут стены? Деревом. А какой снег за окном!
Карина гладит меня по щеке тёплой ладонью: «Ты хороший, и у тебя всё будет хорошо. Мне здесь холодно и скучно. Человеку не может быть хорошо там, где ему скучно».
– Почему тебе скучно?
– Мне кажется, что здесь всё далеко, до всего далеко, и от этого страшно. У нас море, и всё близко.
– Ну ладно, лети к своему морю. Я приеду к тебе в гости. Хочешь?
– Хочу.
– А через много лет ты меня узнаешь?
– Узнаю. Потому что буду тебе рада. Всегда.
Карина тихо уходит в метель, остаётся на моей щеке тепло от её ладони. Ты всё видишь, дед. Ты всё знаешь. Да, я дошёл до Германии. По-своему, как смог. И мне там будут рады. Я хотел позвать её сюда, познакомить с мамой. Я представлял, как она будет щупать своими длинными дикими ногами наши ненадёжные ступени, и виновато улыбаться, и пугливо подёргивать плечами, потому что здесь ей всегда будет холодно, даже летом. Лёгкий озноб страха оттого, что здесь всё далеко, не покинет её никогда, и потому она не сможет здесь жить. Действительно, как можно жить в самом центре материка, от всего далеко и не бояться собственной отдалённости? У неё море, по морю бегут корабли, и всё в мире становится близко. А по нашей снежной пустыне не ходят даже верблюды. Но в этой безнадёжной обречённости я испытываю удовольствие быть собой. Мазохизм какой-то!
Утром будит меня солнечный свет. Он наполняет комнату, исходя отовсюду: с неба, с соседней крыши, с заснеженных веток рябины под окном. Голая лампа уличного фонаря погасла и стала беспомощной. Выхожу на крыльцо, умываюсь снежным пухом, вдыхаю чистоту морозного воздуха. В невероятной тишине расстилается снег до горизонта во все стороны света. Спасибо, дед, за то, что отстоял мне эту землю. Каждый год приходит время, когда небо щедро роняет на неё невероятные запасы чистейшей воды нежными кристаллами снежинок. Мы ступаем по поверхности этого океана. Мы привыкли, мы даже не думаем о том, что подобное доступно только богам. Мы настолько очевидно богаты, что не способны замечать этого. Беспечные, беззаботные, пьяные, топчем бесценную пресную воду и тупо гордимся тем, что выворачиваем на продажу запасы из недр земных.
А на кухне пахнет блинами, мама разливает в чашки молоко. Приятно макнуть свежий блин в розетку со сметаной, с тёплым топлёным маслом, с вареньем. Бабушка вновь достаёт из буфета сгущёнку, протягивает мне и тихо просит:
– Открой. Помянем дедушку.
Я вскрываю синюю банку ножом, выливаю в блюдце её густое нежное содержимое. Каждый из нас обмакнул в него свой блин. Жуём. Ну, помянули!
Завтра поезд на запад. И круглые сутки за окнами белым-бело, пока не заскользит наш скоростной экспресс вдоль зимней слякоти перронов Ярославского вокзала.
Москва как символ государства, конечно, хрень. В какую эпоху ни глянь: крадут Россию. Который век крадут! А всё никак не выкрадут. Духовность здесь давно уже – антураж, питающий «ботву». За такими разговорами прямо с вокзала поеду я к другу моему, коренному москвичу Саше Трынкову. Мы вместе служили срочную на Балтийском флоте. Теперь он профессиональный музыкант, играет на классической гитаре. Черноволосый, черноглазый, черноусый, он мог стать приманкой для нынешних скинхедов. Он, человек, у которого от одного слова «Россия» накатывают слёзы на глаза. А между разговорами мы будем пить водку и слушать Сашину гитару, такую же честную и чистую, как он.

Переходите в редактор и начните писать книгу прямо сейчас или загружайте готовую рукопись, чтобы опубликовать ее в нашем каталоге! 

I. Организация начала урока

Прозвенел звонок, начался урок.

На уроке тишина

Нам особенно нужна.

Уходите, разговоры

В вестибюли, в коридоры.

Нам урок пора начать

И заданье проверять

— Сегодня на уроке мы будем использовать «Лист успеха». На определенных этапах урока вы будете оценивать свою работу. Пока отложите их.

Проговаривают стихотворение, правила поведения на уроке. Настраиваются на работу

Совместно договариваются и следуют правилам поведения и общения в школе

II. Проверка домашнего

задания

Прежде чем начать урок, давайте выполним речевую разминку.

Ок-ок-ок- выпал снежок

Ул-ул-ул- ветер подул

Оз-оз-оз — пришел мороз

Ма-ма-ма- наступила зима

А теперь прочитайте слова справа налево.

Мишка – АКШИМ

Сосна — АНСОС

Лес — СЕЛ

Зима – АМИЗ

— В первом окошечке нашего «листа успеха», оцените, как вы выполнили речевую разминку, поставьте крестик сверху на линеечке, если вы выполнили все мои указания, по середине — если выполнили не всю речевую разминку.

Осуществляет проверку домашнего задания

— Что было задано?

— Сейчас в парах прочитайте друг другу свои мини-сочинения.

Работа в парах.

— Теперь возьмите лист успеха и оцените, как вы выполнили домашнее задание.

Выполняют речевую разминку.

Зачитывают мини-сочинения
о зиме

Осуществляют контроль и оценку учебной деятельности

III. Актуализация знаний

Прозвенел давно звонок.

Продолжаем мы урок.

Можно за партой тихонько сидеть,

А можно в лес – 

Чудеса посмотреть.

– Закройте глаза и представьте себе такую картину: Серебрятся на солнце сугробы. Всеми цветами радуги сверкает снег. Хорош лес в зимнем убранстве. Спит он под белыми снежными шапками.
Но жизнь в лесу не остановилась. На белом снегу видны узоры звериных и птичьих следов.

– Откройте глаза. Куда мы с вами сейчас перенеслись?

– Не эту ли картину вы увидели с закрытыми глазами?

Я приглашаю вас, ребята, в зимний лес,

Где много разных сказочных чудес,

Где замела метелица дороги,

Где косолапый мишка спит в берлоге,

Где в ледяном дворце живёт сама

Красавица, Волшебница-Зима.

Ребята, я предлагаю вам сыграть в игру «Волшебный сундучок».

Условия игры.

На доске размещен набор слов, относящихся к разным временам года. Нужно выбрать те слова, которые относятся к зимнему времени года, и положить в волшебный сундучок.

— Молодцы, ребята, вы хорошо справились с заданием.

— Теперь возьмите лист успеха и оцените, как вы поработали в паре.

Отвечают на вопрос.

Работают в парах с набором карточек.

Формируют и аргументируют свое мнение по обсуждаемой проблеме.

Адекватно воспринимают информацию, полученную из рассказа
учителя.

Умеют оформлять свою мысль в устной речи

IV. Постановка учебной задачи

– Сегодня мы познакомимся с произведением Ивана Сергеевича Соколова-Микитова «Зима в лесу».

— Давайте поставим цели на урок с помощью фраз-помощников:

1) Познакомиться с произведением

2)Узнать новое о лесе, лесных жителях

3) Развивать умение составлять…(план) для пересказа.

К целям мы вернемся в конце урока, и проверим, достигли мы их или нет.

Предлагаю вам на уроке действовать по предложенному плану:

  1. Послушать рассказ об авторе

  2. Познакомиться с произведением

  3. Составить план для пересказа

  4. Выполнить задание к тексту

Подвести итог урока.

— Писатель очень любил природу, изучал ее и свои наблюдения отразил в рассказах

Внимательно слушают, рассматривают выставку книг

V. Работа по теме урока.

1. Рассказ учителя о И. Соколове-Микитове

Настоящая фамилия Соколов. Иван Сергеевич родился в 1892 году в Калужской губернии. Русский писатель-путешественник, он родился в семье приказчика по лесному делу. Учился в Смоленском реальном училище, не закончив обучения, служил моряком, что описал в автобиографической повести «Детство».

Огромное место в творчестве писателя занимали очерки и рассказы, созданные на материале личных жизненных наблюдений и посвященные природе, животным, людским характерам. Соколов-Микитов широко известен как детский писатель. Его книги «Лисьи увертки», «Листопадничек», «Дружба зверей», «Карачаровский домик» и многие другие знакомят маленького читателя с красочным миром природы; сборники русских детских игр – «На камушке», «Заря-заряница» – с народными традициями и фольклором.

Внимательно слушают учителя

Формулируют ответы
на вопросы.

Владеют навыками осознанного чтения

2. Первичное чтение

– Послушайте, как И. Соколов-Микитов описывает зимний лес и его обитателей в своем произведении «Зима
в лесу». Чтобы лучше понять писателя, его замысел произведения, предлагаю послушать аудиозапись в исполнении народного артиста Олега Табакова. (аудиозапись)

Слушают аудиозапись.

3. Беседа по содержанию прочитанного

– О каком времени года рассказал автор?

– Где мы сейчас с вами побывали?

– Следы каких зверей встречаются в зимнем лесу?

– А почему не видно следов медведя?

– В зимнем лесу.

Отвечают, опираясь на картинки на доске

4. Словарная работа

Пороша – свежий слой выпавшего вечером или ночью снега.

Хорёк– небольшое хищное животное.

Объясняют значение слов и выражений. При необходимости обращаются к словарю

Владеют навыками работы со справочной литературой

Физкультминутка

Снег идет, снег идет.

Дворник улицу метет.

Стороной народ идет.

Заниматься нам не лень.

Мы немного разомнемся,

За дела опять возьмемся.

Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя

Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя

5. Работа по составлению плана рассказа

– Понравился ли вам произведение?

– Что вас удивило?

– К какому жанру относится данное произведение?

– О чем этот рассказ?

— Нарисуйте обложку к данному произведению.

Проверка, лист самооценки

– Какие животные встретились в лесу?

– Какую картину зимы нарисовал писатель?

– Сколько здесь смысловых частей?

1-я часть.

– Как автор описывает лес? Обратитесь к тексту.

– Кто испытывает в осеннем лесу трудности и почему? Прочитайте.

– Чему обрадовались зайцы-беляки? Прочитайте.

– Озаглавьте 1-ю часть рассказа.

2-я часть.

– Какие непонятные слова вам встретились?

– Зачем охотник отправился в лес?

– Кого увидел охотник в лесу?

– Как озаглавим 2-ю часть рассказа?

3-я часть.

– Кому комфортно зимой в лесу?

– Как медведь готовился к зиме?

– Как чувствует себя медведь в берлоге?

– Озаглавьте 3-ю часть рассказа

Отвечают на вопросы.

Рисуют обложку.

Читают по цепочке.

Составляют план по ходу чтения.

– «Первый снег».

Применяют «жужжащее чтение».

– «Следы на снегу».

Читает хорошо читающий ученик.

– «Медвежья квартира»

Осуществляют логическую операцию – анализ объектов с целью выделения признаков.

Умеют с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.

6. Обобщающая беседа

-У вас на партах лежат карточки. Прочитайте задание.

-Что нужно сделать?

Начинаем выполнять задание.

Давайте проверим наше задание. Возьмите ручку с зеленой пастой. И выполните самопроверку по образцу на слайде.

«Лист успеха». Если вы не допустили ни одной ошибки поставьте крестик на высоком уровне, если 1-2 на среднем, если более 2 на низком.

Отвечают на вопрос.

Выполняют задание.

Умеют оформлять свою мысль в устной речи.

Ориентируются в своей системе знаний.

Делают выводы в результате работы

VI. Итог урока. Рефлексия

— Ребята, давайте вернемся к цели нашего урока.

Достигли мы наших целей?

Что нового узнали сегодня на уроке?

Какое произведение читали?

Кто автор рассказа?

Что интересного запомнили об Иване Сергеевиче Соколове-Микитове?

Как вы думаете, смог бы он написать этот рассказ не посещая лес?

Зачем человек ходит в лес?

-Только любовь к природе, животным, их глубокое знание, доброта помогли Ивану Сергеевичу написать такое замечательное произведение.

Сейчас посмотрите в свои «Листы успеха» и встаньте те, у кого на всех шкалах пометки на середине и выше середины. Молодцы ребята, я рада, что вы сегодня так хорошо справились со всеми заданиями.

Спасибо за урок.

Отвечают на вопросы учителя.

Выделяют и осознают то, что уже усвоено
и что еще нужно усвоить, качество и уровень усвоения учебного материала

Домашнее

задание

Пересказать текст с. 133–134

или

Выучить наизусть первую часть рассказа.

Т. с.59-60 №1-2

Записывают задание на дом, задают вопросы

Устанавливают связь между целью деятельности и ее результатом

  • Рассказы в двух словах
  • Рассказы в детстве с сестрой играли во взрослых
  • Рассказы в дзен с продолжением сегодня
  • Рассказы в жанре нуар
  • Рассказы в виде чата