Рассказы в астафьева и в распутина в детском чтении

Тема героического подвига нашего народа во время великой отечественной войны, как и тема детства, опаленного войной, важны для патриотического воспитания

Тема героического подвига нашего народа во время Великой Отечественной войны, как и тема детства, опаленного войной, важны для патриотического воспитания молодежи. Представляется необходимым в юбилейном 2020 году, который в нашей стране объявлен Годом памяти и славы в ознаменование 75-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов, разработка и проведение во всех классах общеобразовательных школ единой системы уроков и внеклассных мероприятий, посвященных драматическим историческим событиям. Наибольшим потенциалом в создании эмоциональной познавательной мотивации являются уроки литературы и внеклассного чтения, когда учитель может призвать на помощь посвященные осмыслению событий Великой Отечественной войны и созданные в разных жанрах произведения известных писателей.

План-конспект урока внеклассного чтения в V классе на тему «У нас была война» З.Н. Саляховой, учителя Новошашинской основной школы Атнинского района, разработан на актуальную тему и имеет высокий познавательный и воспитательный потенциал.

На уроке предполагается чтение и обсуждение книги Станислава Михайловича Олефира (1938–2015 гг.)
«Когда я был маленьким, у нас была война», которая в доступной для 10–13-летних детей форме рассказывает о войне. Повествование в книге ведется от первого лица и представляет собой воспоминания взрослого писателя о своем детстве, которое пришлось на военные и послевоенные годы. Такой прием позволяет, с одной стороны, объективно ретроспективно оценить события прошлого, показать дальнейшую судьбу отдельных героев, с другой – суровые, порою трагические события (смерть от голода маленьких детей, расстрел фашистами мирных жителей и т.д.). Обо всем этом рассказывается устами маленького ребенка, которому в начале войны было всего три года. Этот особый взгляд с позиции ребенка позволяет автору достоверно, предельно честно рассказать юному читателю о войне, избежав нарочитой драматичности. Интересно авторское обозначение адресата книги: «рассказы для малышей и тех, кто постарше». Именно эта особенность книги С. Олефира обусловливает создание полноценной картины опаленного войной детства, в котором, наряду с драматичными событиями, такими как смерть любимых родственников и домашних животных (сестренки Аллочки, козы Капки, собаки Рябчика, лошади Кати и т.д.), описание необычного для современного ребенка жилища – землянки («Когда я был маленьким, у нас была война, и всю войну мы жили в землянке. Землянка – это очень низкая хата, в которой все сделано из земли: пол, стены и даже крыша. Поэтому на крыше росли всякие незабудки, ромашки и одуванчики. Оно бы ничего, даже красиво, но коза Капка легко запрыгивала на землянку, чтобы пастись. Копыта у козы острые, она расковыривала ими крышу, и, когда дождь, вода лилась нам на головы…»), небольших новеллистических зарисовок о персонажах книги (например, мы узнаем, что лошадь Катя любила яйца и могла их съесть в большом количестве). Таким образом, в коротких рассказах драматические события перемежаются с лирическими, иногда и юмористическими, картины настоящего сменяются воспоминаниями о довоенной мирной и счастливой жизни. При знакомстве с книгой С. Олефира необходимо обратить внимание и на то, что персонажи, изображенные в ней, не выдающиеся герои, совершающие военные подвиги, а обыкновенные мирные жители украинского села, в дом которых пришла война. Тем ценнее становится то, какой каждый из них делает жизненный выбор: уйти к партизанам, оставаясь в селе, у себя дома, противостоять фашистам (потрясает эпизод выкупа женами своих мужей из фашистского плена) или же пойти в полицаи. Для проведения беседы на уроке важно, что в книге С. Олефира нет однозначного образа врага. Немцы показаны разные: и жестокие, беспощадные, и такие, как в рассказе «Мой немец», способные на сочувствие (немец отдал маленькому мальчику свои спички).

Каждая страница С. Олефира  пронизана присущим людям, вопреки всем обстоятельствам, непобедимым оптимизмом, верой в победу добра и справедливости. Умение сохранить доброту, стойкость, взаимопомощь людей позволяют им выдержать все военные испытания. Книга
С. Олефира несет в себе высокий познавательный и эмоционнальный потенциал, который поможет заинтересовать учеников, обусловит их читательскую и творческую активность на уроке.

В V классе обучение литературе строится в соответствии с ФГОС основного общего образования второго поколения, в котором определены требования к достижению учащимися на уроке литературы личностных, метапредметных и предметных результатов. Правильное опредление целей и задач урока очень важно для разработки и проведения урока литературы и внеклассного чтения в соответствии с высокими требованиями к содержанию и форме урока. Как правило, готовясь к уроку литературы в V классе, учитель составляет технологическую карту урока, где четко продумываются и фиксируются планируемые результаты: личностные, предметные, метапредметные: регулятивные УУД, познавательные УУД, коммуникативные УУД), не является исключением и урок внекласского чтения.

К сожалению, З.Н. Саляхова в конспекте урока внеклассного чтения не уделила должного внимания этому важному элементу, все формулировки общие, не дающие представления о том, над какими знаниями, умениями и навыками будет работать учитель на уроке, какова сверхзадача его урока, каково место этого урока в единой системе его работы на уроках литературы и во внеклассной деятельности над данной темой, какой литературой он пользовался при подготовке к уроку.

Цель урока – познакомить учащихся с книгой С. Олефира «Когда я был маленьким, у нас была война», расширить знания детей о Великой Отечественной войне, совершенствовать умение размышлять над содержанием произведения, определять отношение автора к описываемым событиям, выражать своё отношение к прочитанному, развивать критическое мышление и речь учащихся, воспитывать чувство патриотизма.

Планируемые результаты:

Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, научно-познавательную литературу, Интернет-ресурсы, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; работать
коллективно по составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

В рецензируемом конспекте урока верно и полно определены формы и методы организации познавательной деятельности: коллективная, фронтальная, индивидуальная; вербальные (беседа, объяснение нового материала, слово (рассказ) учителя с элементами беседы; выразительное чтение), практические (словарная работа, анализ произведения по плану), творческая работа (домашнее задание). Отметим, что в современной методике преподавания литературы, наряду с традиционными методами (метод творческого чтения, репродуктивный, проблемный, исследовательский), активно внедряются различные педагогические технологии (ИКТ-технологии, личностно-ориентированные технологии, игровые технологии, здоровьесберегающие технологии, технология проектной деятельности, технология исследовательской деятельности и др.).

В конспекте урока З.Н. Саляховой применяется технология критического мышления с использованием наиболее распространенных ее приемов: составление синквейна, написание «письма в прошлое», «Ромашка Блума», «Письмо по кругу». Это вполне оправдано для урока внеклассного чтения, когда ученики в большей степени работают над восприятием незнакомого художественного текста на актуальную тему. Такой урок, как правило, состоит из трех частей (методический конструктор урока): вызов (до чтения), осмысление (во время чтения) и рефлексия (после чтения). Рассматриваемый урок содержит все три части.

Отметим, что оборудование урока недостаточно продумано, потому что данный урок посвящен не только знакомству с личностью и творчеством С.М. Олефира, но подчинен метатеме – теме Победы в Великой Отечественной войне, поэтому оборудование должно содержать, по крайней мере, фото- и видеоматериалы о Великой Отечественной вой-
не, о детях во время этой войны, а также тетради, листы А4, на которых ученики будут выполнять творческие задания. В оборудование к рецензируемому уроку включен фильм «Сын полка» (цифровой образовательный ресурс).

Рассмотрим основную часть плана-конспекта урока З.Н. Саляховой на тему «У нас была война». На этапе вызова учитель предлагает учащимся вопрос «Что в этой жизни вы считаете самым важным и самым ценным?» и приводятся примерные односложные ответы учащихся: «Самое ценное в нашей жизни – это здоровье, семья, дружба…». Вполне оправданное начало, однако далее нет никаких комментариев учителя по поводу ответов, нет связки с последующим этапом урока. Учитель говорит учащимся, что в конце урока они вернутся к этому вопросу. Однако на этапе рефлексии в конце урока мы снова не нашли ответов на этот вопрос и выводов, которые учащиеся с помощью учителя формулируют. А ведь вопрос очень важный и формирующий личность, значит, примерные предполагаемые ответы на него и комментарий учителя необходимо продумать заранее, еще на стадии разработки плана-конспекта
урока.

Далее урок продолжается просмотром небольшого видеофрагмента из кинофильма «Сын полка», который поможет учащимся самостоятельно сформулировать тему уро-
ка – беседа о детях войны – «У нас была война». На наш взгляд, удач-
нее было бы сформулировать тему по названию книги С. Олефира «Когда я был маленьким, у нас была вой-
на» или более традиционно: «Детство, опаленное войной».

Далее целесообразнее было бы спросить у учеников о тех книгах, которые рассказывают о детях вой-
ны. Это может быть «Сын полка»
В.Катаева, «Два капитана», «Трое» В.Каверина, «Иван» В.Богомолова, «Мост», «Горячий камень», «Война и дети» А.П.Гайдара, «Родные дети», С.Маршака, «Четвертая высота»
Е.Ильиной, «Повесть о сыне» Е.Ко-
шевой, «Повесть о Зое и Шуре»
Л.Космодемьянской, «Девочка ищет отца» Е.Рысс, Л.Пантелеева «Гвардии рядовой», Р.Фраерман «Подвиг в майскую ночь», «Бедный Федя»
М.Зощенко, «Девочка из города»
Л.Воронковой, «Возвращение»
А.Платонова и многие другие. Конечно, круг чтения пятиклассников не так широк, но учитель, готовясь к уроку, может подготовить небольшую книжную выставку, взять эти или другие книги на тему о военном детстве в школьной библиотеке или заранее сделать мультимедийную презентацию с фотографиями книг и небольшими цитатами из них. Уместно на этом этапе урока предложить 2–3 детям индивидуальное задание по созданию и презентации буктрейлера.

В рецензируемом конспекте урока учитель на этапе актуализации темы задает вопросы: «Каких поэтов-фронтовиков, писавших о войне, вы знаете? Назовите стихотворения, которые мы уже читали. О чем говорится в этих стихотворениях?» Похвально, что, отвечая на эти воп-
росы, ученики называют стихотворения Мусы Джалиля. Однако заметим, что ученики не вспомнили, а учитель не актуализировал и не напомнил им программные произведения из учебника V класса. Обратимся к учебнику «Литература.
5 класс. Часть 2», изданному под редакцией В.Я. Коровиной, где в разделе «Поэты о Великой Отечественной войне 1941–1945 годов» помещены стихотворения поэтов-фронтовиков А.Т. Твардовского «Рассказ танкиста», К.М. Симонова «Майор привез мальчишку на лафете», которые предварены очень подробной статьей о произведениях, посвященных военной теме. Считаем необходимым рассматриваемый урок внеклассного чтения провести после изучения этого раздела, потому что в учебнике литературы в помощь учителю даны вопросы и творческие задания, которые помогут ему организовать успешную работу по усвоению этой темы. Можно и, наоборот, провести этот урок внеклассного чтения, впоследствии закрепив полученные на уроке внеклассного чтения знания и эмоциональные впечатления при изучении программных произведений. В любом случае домашнее задание должно быть привязано к этой теме, нацеливать учеников на самостоятельное осмысление произведений русской литературы о Великой Отечественной войне.

В VI классе на уроке литературы и на внеклассных занятиях можно будет снова вернуться к этой теме при изучении произведений «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины» К.М.Симонова, «Сороковые роковые» Д.С.Самойлова, «Конь с розовой гривой» В.П.Астафьева, «Уроки французского» В.Г.Распутина, тексты которых с вопросами и заданиями размещены в учебнике «Литература. 6 класс. Часть 2». Как видим, школьная программа литературы позволяет вести работу над темой «Литература о Великой Отечественной войне» систематически: от класса к классу, а между изучением программных произведений, возможно систематическое проведение уроков внеклассного чтения и различных мероприятий, посвященных различным произведениям русских и татарских писателей и поэтов, а используя межпредметные связи, провести литературно-музыкальные вечера.

В завершении рецензии на план-конспект урока З.Н.Саляховой, отметим, что, безусловно, предложенное учителем домашнее задание творческого характера («Напишите письмо неизвестному ребенку, вашему сверстнику. О чем бы вы хотели
поговорить с ним? Расскажите ему о нашей счастливой жизни») вполне допустимо и создает позитивный настрой у учащихся, хотя по логике урока и развития темы все же можно было бы дать хотя бы на выбор задания, нацеливающие учеников поразмышлять над прочитанным и осмысленным на уроке, и попросить написать письмо герою книги С. Олефира «Когда я был маленький, у нас была война»; подготовить проект на тему «Песни военных лет»; расспросить родственников (родителей, бабушек, дедушек, прабабушек и прадедушек) и создать проект или написать сочинение на тему «Память о Великой Отечественной войне в моей семье»; подготовить буктрейлер на самостоятельно прочитанную книгу о войне.

Надеемся, что этот урок запомнится ученикам и приоткроет для них новую страницу в мир художественной литературы, а знакомство с личностью и творчеством известного современного писателя Станислава Олефира станет стимулом для самостоятельного чтения его произведений о Крайнем Севере.

Альфия ГАЛИМУЛЛИНА,
профессор кафедры русской и зарубежной литературы Института филологии и межкультурной коммуникации Казанского (Приволжского) федерального университета, доктор педагогических наук

Рабочая программа кружка

«В мире художественных образов»

Преподаватель: Московцева Н.П.

Пояснительная записка

Цели :

  • Становление духовного мира человека

  • Создание условий для непрерывного совершенствования и развития своих творческих возможностей

  • Овладение мастерством читателя, свободной и яркой собственной речью

  • Использование межпредметных связей при создании учебных проектов

Задачи:

  • Воспитать читателя, умеющего размышлять над прочитанным, извлекая из него уроки

  • Развивать творческие способности учащихся через разные формы работы

  • Подготовить обучающихся к более качественному выполнению творческой части экзамена

  • Повысить качество публичных выступлений на разных студенческих конкурсах, конференциях

Обращение к данной теме кружка не случайно. В наше время технического прогресса, всеобщей компьютеризации, связи с Интернетом наблюдается значительный спад интереса к книге, к художественной литературе. Кроме того, с экранов телевизора почти ежедневно пропагандируется насилие и жестокость, что не может не сказаться на нравственном состоянии детей.

Программа модифицированная, частично изменена с учётом индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся как в содержательном плане, так и формах реализации.

Курс кружка предполагает систематическое чтение художественной литературы, знакомство с новинками современной литературы, публицистики. Разнообразие форм подачи материала повышает эффективность учебно-воспитательного процесса и его результативность, позволяет активизировать деятельность обучающихся и самого учителя. Данная программа помогает решать задачи литературного образования, связанные как с читательской деятельностью обучающихся, так и с эстетической функцией литературы, она направлена на совместную работу ученика и учителя, совместную работу ума, воли, чувств, на воспитание читающего, грамотного гражданина.

Особенностью текстов, включённых в программу, является то, что по жанровой природе это рассказы и небольшие повести. Такие произведения удобны для текстуального анализа. Программа допускает сокращение или увеличение материала.

В программе указано примерное распределение учебного времени по блокам, однако на занятиях возможно варьирование материала: углубление, сокращение и их замена, использование освободившегося времени на различного рода практические литературные работы, встречи, поездки и т.д.

Обучающимся рекомендовано вести тетрадь «Мудрые мысли писателя, высказывания и цитаты из произведений».

Проверка знаний, умений, навыков проводится в виде тестов, практических заданий и других форм.

Содержание программы

Блок №1

Нравственная сила древнерусской литературы. Обзор произведений. Великая сила притчи. Притча о блудном сыне. Содержание, сюжет, смысл. Аргументация к сочинению.

Блок №2

Эти непростые 30-е годы.

«Так это было на Земле». Тема «раскрестьянивания» в романах Б.Можаева «Мужики и бабы», С.Антонова «Овраги». Крушение мечты о «всеобщем счастье».

Блок №3

Годы репрессий.

«Сильней надежд мои воспоминания». Жизнь и творчество В.Шаламова. «Колымские рассказы». О.Волков «Погружение во тьму». Судьба русской интеллигенции.

Трагическая судьба человека в тоталитарном государстве. Судьба российской интеллигенции. Тема памяти живых и погибших.

Блок №4

Остаться человеком в пламени войны.

Тема памяти живых и погибших. Тема исторической правды в рассказе Е.Носова «Костёр на ветру». Образ молодого солдата. (В. Кондратьев «Сашка». «Написанная кровью сердца …» (Повесть К.Воробьёва «Это мы, Господи…» . Женщина и война .Стихи Ю.Друниной. «Афганская и Чеченская проза»

В.Закруткин «Матерь человеческая»

Углубление темы Вов в современной литературе. Духовные истоки массового героизма народа в защите Отечества. Образ молодого бойца. Суровая правда войны.

Блок №5

Береги в себе человека.

Слово, необходимое России. В Распутин «Прощание с Матёрой» и «В ту же землю». Связь с историей, с родовыми корнями.

Нравственная красота простого человека. Е Носов «Яблочный спас».

Б.Екимов «Ночь исцеления».

Проблема совестливости человека. Повести В. Распутина.

О нравственности языком поэзии.

Блок №6

Человек и природа.

Тема «Человек и природа в современной литературе».

Образы-символы и их роль в произведениях В. Распутина, В Астафьева.

Боль за родную землю. Экологические и нравственные проблемы.

Красота природы «врачует» душу человека.

Человек, природа и будущее цивилизации.

Публицистичность и лиризм произведений В. Распутина «Прощание с Матёрой», В.Астафьева « Царь-рыба».

Экологические и нравственные проблемы современности.

Блок №7

Современная авторская песня.

Б. Окуджава, А.Галич, В. Высоцкий, А. Розенбаум и др. Актуальность творчества. Юбилей В.Высоцкого (январь)-открытое мероприятие.

Блок №8

Написание учебно-исследовательских работ и участие в литературно-краеведческих конкурсах (по особому плану)

Блок №9

Человек на Земле.

Вопросы смысла жизни. Ф Абрамов «Деревянные кони», «Пелагея», «Алька».

Человек в кругу семьи. Г.Бакланов «Кондратий» и др.

Сердечное понимание мира. Б.Екимов «Пастушья звезда»

Проблема ответственности человека за своё жизненное поведение ( проблема жизненного выбора).

Блок №10

Творческие встречи. Поездки. Экскурсии. Оформление выставок. Юбилейные даты. Статьи в газету.

Блок №11

В.А.Сухомлинский «Письма о добром и вечном» . 45 писем, изучение важных по проблематике.

Блок №12

Сочинения разных жанров.

Блок №13

Отчётные мероприятия (по особому плану)

Ожидаемые результаты

В процессе обучения ребята получат теоретические знания, которые помогут им при выполнении творческих работ: написании учебно-исследовательских работ, по организации и проведению выставок, тематических вечеров;

Учащиеся, прошедшие курс кружка, более свободно и грамотно будут выстраивать свои устные выступления перед аудиторией, свободно комментировать прочитанные тексты, создавать отзывы и рецензии, а главное – понимать текст и создавать собственные тексты (поэтические) и тексты статей, сочинений и т.д.

Календарно-тематический план

Название темы

Всего часов

Форма

занятий

Монито-

ринг

Дата

1

Вводное занятие. Цели и задачи кружка.

2

Беседа.

Предложения обучающихся

2

Нравственная сила древнерусской литературы. Обзор произведений. Великая сила притчи.

2

Экспресс-повтор с обобщением

3

Эти непростые 30-е годы.

«Так это было на Земле». Тема «раскрестьянивания» в романах Б.Можаева «Мужики и бабы», С.Антонова «Овраги».

4

Лекция. Семинар.

Собеседование коллективное

4

Годы репрессий.

«Сильней надежд мои воспоминания». Жизнь и творчество В.Шаламова. «Колымские рассказы». О.Волков «Погружение во тьму». Судьба русской интеллигенции.

2

Лекция. Читательская конференция

5

Остаться человеком в пламени войны.

Тема памяти живых и погибших. Тема исторической правды в рассказе Е.Носова «Костёр на ветру». Образ молодого солдата. (В. Кондратьев «Сашка». «Написанная кровью сердца …» (Повесть К.Воробьёва «Это мы, Господи…» . Женщина и война .Стихи Ю.Друниной. «Афганская и Чеченская проза»

8

Устный журнал.

Лекция.

Исследование текста.

Презентация книг

Отзывы

Конкурс чтецов стихов Ю.Друниной

6

Береги в себе человека.

Слово, необходимое России.В Распутин «Прощание с Матёрой» и «В ту же землю». Связь с историей, с родовыми корнями.

Нравственная красота простого человека. Е Носов «Яблочный спас».

Б.Екимов «Ночь исцеления».

Проблема совестливости человека. Повести В. Распутина.

О нравственности языком поэзии.

6

Лекция. Круглый стол.

Практикум.

Литературная гостиная.

Сочинения (аргумен-ты к сочинениям по темам)

7

Человек и природа.

Тема «Человек и природа в современной литературе».

Образы-символы и их роль в произведениях В. Распутина

В Астафьева.

Боль за родную землю.

Экологические и нравственные проблемы.

Красота природы «врачует» душу человека.

Человек, природа и будущее цивилизации.

8

Обзор.

Статьи в газету.

Исследование.

Исследовательские работы

3 фотовыставки ( по временам года). Картины-пейзажи, стихи поэтов и сочинения ребят

8

Современная авторская песня.

Б. Окуджава, А.Галич, В Высоцкий, А. Розенбаум и др.

8

Вечер авторской песни В.Высоцкого (январь)

9

Написание учебно-исследовательских работ и участие в литературно-краеведческих конкурсах (по особому плану)

2

10-11

Человек на Земле.

Вопросы смысла жизни. Ф Абрамов «Деревянные кони», «Пелагея», «Алька».

Человек в кругу семьи. Г.Бакланов «Кондратий» и др.

Сердечное понимание мира. Б.Екимов «Пастушья звезда»

4

Беседа. Диспут.

Обзор литературы.

12

Встречи с поэтами

2

13-14

В.А.Сухомлинский «Письма о добром и вечном»

4

Текстуальное изучение писем (оформление выписок из текста)

Создать записную книжку Сухомлинского

15-16

Сочинения разных жанров

4

17

Отчётные мероприятия

2

Используемая литература.

  1. В мире литературы. Пособия с 7-11 класс. М., Дрофа, 2015 г.

  2. Литература. Нестандартные уроки 5-11 классы. Волгоград: Учитель, 2014.

  3. Дидактический материал к лекциям по современной литературе.

  4. Сборник элективных курсов . Литература 10-11 классы. Составитель Вялкова Г.М. Волгоград: Учитель -2012

Современные будущие мамы, конечно же, знают, что не стоит есть за двоих во время беременности. А сколько есть? И нужны ли ограничения в питании? Каких витаминов и микроэлементов может не хватать — и как их восполнить?

Калорийность питания беременных

Нормальное течение беременности и здоровье малыша напрямую зависит от того, как питается женщина до и во время беременности, а также после родов в период кормления. Негативное действие может иметь как недостаточное питание, так и избыточное потребление или потакание привычкам употреблять вкусные, но вредные продукты.

Увидев заветные две полоски, ни в коем случае не стоит начинать есть за двоих. При переедании появляется риск развития гестационного сахарного диабета (диабета беременных), преэклампсии (повышения артериального давления и появления белка в моче) и эклампсии (судорожного синдрома). К тому же избыточное питание и ожирение у беременных в будущем приводит к большому весу у детей и метаболическому синдрому.

Рекомендации по питанию во время беременности в целом не отличаются от принципов здорового питания. В первом триместре обычно не требуется увеличение калорий. Во втором и третьем потребность возрастает, соответственно, на 350 и 450 ккал/сутки. Примерно столько же дополнительно требуется при грудном вскармливании.

Важно употреблять разнообразные продукты: овощи и фрукты, мясо и птицу, рыбу, молочные, цельнозерновые, бобовые, орехи. Необходимо оставить в прошлом вредные привычки: алкоголь и курение. Употребление простых углеводов, жареной, жирной пищи, а также кофе нужно ограничить.

Какие витамины и микроэлементы нужны беременной

Но некоторые особенности питания во время беременности все-таки есть.

Самый критичный период для правильного развития малыша – формирования его органов – три месяца до зачатия и первый триместр. В это время особенно критичен дефицит фолиевой кислоты. Она вместе с другими витаминами группы В участвует в энергетическом обмене и кроветворении. Ее нехватка в ранний период беременности может привести к дефекту нервной трубки малыша.

Поэтому за 3 месяца до зачатия ВОЗ рекомендует начать дополнительный прием фолиевой кислоты — 400 мкг в сутки. Этот водорастворимый витамин содержится в темно-зеленых овощах и бобовых — фасоль, горох, чечевица.

Также во время беременности возрастает потребность в железе. Его дефицит встречается у каждой десятой женщины, а в третьем триместре — у каждой четвертой. Анемия во время зачатия и на ранних сроках вынашивания может привести к нарушениям развития плода, недостаточному весу малыша и преждевременным родам.

Чтобы железа было достаточно и хорошо усваивалось организмом, нужно включить в рацион продукты животного происхождения. Нежирное мясо, язык и некоторые морепродукты – отличные источники хорошо усваиваемого гемового железа. В растительных продуктах — бобах, горохе, чечевице — содержится полезное негемовое железо. Оно лучше усваивается при совместном употреблении с витамин-С-содержащими продуктами. Но если диагноз анемия уже поставлен, то дополнительный прием препаратов с железом, скорее всего, понадобится.

Самый популярный среди витаминов — D, рекомендуется принимать всем в профилактических дозах, а во время беременности — тем более. Его можно получать из жирной морской рыбы, она обогатит организм матери и малыша полиненасыщенными жирными кислотами. Но иногда у будущей мамы меняются вкусовые предпочтения, а некоторые просто не любят рыбу. Тогда нужно сходить к врачу и подобрать удобные формы витамина D.

Для формирования нейрокогнитивных функций ребенка необходим йод. Его должно быть достаточно как в течение всей беременности, так и во время кормления. Микроэлемент содержится в морепродуктах, яйцах, йодированной соли.

В последние месяцы беременности также возрастает необходимость в кальции. Он нужен для формирования костной системы. Его источником являются молочные продукты.

Сколько калорий нужно при беременности

А если беременная – вегетарианка?

Модные и популярные системы питания не всегда подходят будущим мамам. Часто они не сбалансированы по важным нутриентам. Если женщина вегетарианка, надо подумать о дополнительном приеме белка, витамина В12, так как они содержится только в продуктах животного происхождения. В противном случае у мамы и малыша возникает риск развития железо- , фолиево- и В12-дефицитных анемий.

Говорим о пользе витаминов, нельзя забывать, что высокие дозы некоторых из них могут быть опасны. Так, избыток витамина А обладает тератогенным действием и может привести к порокам в развитии плода.

Один из неприятных моментов беременности – склонность к запорам. Здесь могут помочь продукты, содержащие клетчатку (пищевые волокна). Они стимулируют моторику кишечника и поддерживают микробиоту. В их числе кисломолочные продукты, овощи, фрукты.

Как питаться кормящей маме, чтобы защитить ребенка от аллергии

После родов окружающие начинают активно давать советы по питанию. Часто они бесполезны, так как проблемы со здоровьем у новорожденных, например, акне, которое, кстати, многие принимают за аллергическую реакцию, часто не зависит от того, что ест мама.

Сегодня медицинские сообщества рекомендуют питаться разнообразно, так как ребенок получает почти все необходимые макро- и микронутриенты с молоком матери. Не думайте, что если питаться одной только гречкой и отварной куриной грудкой, это поможет уберечь новорожденного от аллергии. В действительности ее пищевая разновидность встречается не так часто. Но если аллергия на определенный продукт все же появилась, стоит исключить его из рациона.

Питайтесь правильно и разнообразно, пока ждете малыша. Полноценный рацион поможет беременности протекать спокойно, снизит риски осложнений. А для ребенка это залог нормального развития когнитивных функций (от общения со сверстниками до успеваемости в школе) и развития правильных пищевых привычек.

  • Рассказы бориса житкова читать 2 класс
  • Рассказы бориса житкова для детей 3 класса
  • Рассказы бунина список самых лучших
  • Рассказы бориса ганаго читать
  • Рассказы братьев гримм список