Рассказы ушакова 4 класс

Выдающийся российский флотоводец, основатель маневренной тактики парусного флота.родился 1324 февраля 1745 года в небольшом селе бурнаково, романовского уезда ярославской губернии

Выдающийся российский флотоводец, основатель маневренной тактики парусного флота.Родился 13(24) февраля 1745 года в небольшом селе Бурнаково, Романовского уезда Ярославской губернии (ныне Тутаевский район Ярославской области) в небогатой дворянской семье. С 26(15) февраля 1761 г. по 12(1) мая 1766 г. обучался в Морском Шляхетском кадетском корпусе г. Санкт-Петербурга. После окончания учебы служба Ф. Ф. Ушакова проходила практически на всех морях и реках, где Россия имела военный флот или свои государственные интересы. Поначалу это был Балтийский флот.

С 1769 г. он в Донской (Азовской) флотилии лейтенантом (произведен 30 июля (10 августа)), участвовал в первой русско-турецкой войне 1768-74 гг. В 1775 г. Ф. Ушаков переведен в Санкт-Петербургскую корабельную команду, где 31(20) августа этого же года произведен в капитан-лейтенанты. С 1776 г. по май 1779 г. находился в Средиземном море, командуя фрегатом «Св. Павел» а затем возвратился в Кронштадт и был назначен командиром 66-пушечного линейного корабля «Георгий Победоносец».

В августе 1780 г. Федор Федорович назначается командиром императорских яхт, но вскоре отказывается от придворной карьеры. В 1780-82 гг. он командир 66-пушечного линейного корабля «Виктор», который совместно с другими кораблями охранял в Средиземном море русские торговые суда от пиратских действий английского флота.
 
С 1783 г. капитан 2 ранга Ф. Ушаков (произведен 1(12) января 1782 г.) на Черноморском флоте в должности командира 66-пушечного новостроящегося линейного корабля «Св. Павел», наблюдал за постройкой кораблей в Херсоне, участвовал в строительстве главной базы в Севастополе.

В конце 17 – начале 18 века императрица Екатерина II приняла решение возвратить России побережье Черного моря и создать на нем линейный флот. С этой целью в 1778 г. в низовьях Днепра, недалеко от лимана Глубокая Пристань был основан город и порт Херсон, где началось строительство кораблей для создаваемого Черноморского флота. После присоединения 28 декабря 1783 г. (8 января 1784 г.) Крыма к России Екатериной ΙΙ был издан указ об укреплении южных рубежей и постройке там новых укреплений, среди которых необходимо было построить и «крепость большую Севастополь, где ныне Ахтияр и где должны быть Адмиралтейство, верфь для первого ранга кораблей, порт и военное селение». В Ахтиярской бухте под руководством контр-адмирала Ф. Ф. Мекензи (того самого, который, будучи капитан-лейтенантом, командовал одним из брандеров в Чесменском сражении 26 июня 1770 г. и в честь которого названы Микензиевые горы под Севастополем) началось строительство новой базы для Черноморского флота, где с нетерпением ждали прихода новых кораблей из Херсона. В августе 1785 г. в Севастополь из Херсона на 66-пушечном линейном корабле «Св. Павел» прибыл капитан 1 ранга Ф. Ф. Ушаков (произведен 12(1) января 1784 г.).

Присоединение к России Крыма, переход под её покровительство Восточной Грузии (24 июля 1783 г. Екатериной ΙΙ был подписан Георгиевский трактат с грузинским царем Ираклием ΙΙ о принятии в состав России Картли-Кахетского царства) и появление на Черном море русского военного флота обострили русско-турецкие отношения. Турция, стремясь вернуть Крым и расширить свои владения за счет Украины, готовилась к войне с Россией. Россия в свою очередь стремилась прочно утвердиться в Северном Причерноморье, обеспечить свободное плавание русского флота на Черном море и укрепить свои позиции на Кавказе.

В этот период военно-политическая обстановка для России складывалась неблагоприятно. Англия и Пруссия оказывали неприятелям России дипломатическую и материальную поддержку, подстрекали Турцию и Швецию к войне с Россией. Шведский король Густав ΙΙΙ, стремившийся возвратить утраченные по Ништадтскому (1721 г.) и Абоскому (1743 г.) мирным договорам территории, готовился начать военные действия против России (что он и сделал в июне 1788 г.). Англия рассчитывала, что война с Турцией ослабит Россию на Черном и Балтийском морях. Пруссия надеялась отвлечь Россию от польских дел, и захватить новые земли в Польше. Польша придерживалась в отношении к России враждебного нейтралитета. Франция, не желавшая усиления России на Черном море, тайно помогала Турции готовиться к войне. В союзе с Россией была одна лишь Австрия, которая рассчитывала с помощью России расширить свои владения на Балканах.

Турецкий план предусматривал наступательные действия вооруженных сил Турции с целью возвращения Крыма. В начале августа 1787 г. Турция предъявила России ультиматум с требованием возвратить Крым, признать Грузию вассальным владением султана и согласиться на установление турецкого контроля над русскими судами при проходе их через проливы. Екатерина ΙΙ отвергла ультиматум и 24(13) августа 1787 г. Турция объявила России войну. Так началась вторая русско-турецкая война. Оборона Крыма возлагалась на Крымский корпус и Черноморский флот. Чтобы отвлечь силы противника с главного театра войны, предусматривалось направить в Средиземное море балтийскую эскадру под командованием адмирала С. К. Грейга (героя Чесменского сражения). Эскадра должна была форсировать Дарданелльский пролив и нанести удар по Константинополю (к сожалению, из-за военных действий шведского короля Густава ΙΙΙ протии России на Балтийском море этот план осуществить не удалось).

Черноморский флот состоял из 5 линейных кораблей, 19 фрегатов, бомбардирского корабля и 12 вспомогательных судов. На верфях Херсона и Таганрога строилось 8 линейных кораблей. Главные силы флота под командованием контр-адмирала М. И. Войновича с 1784 г. базировались на Севастополь (основанный 2(13) мая 1783 г.), остальные корабли — на Херсон и Таганрог.

Турецкий флот насчитывал 29 линейных кораблей, 32 фрегата, 32 корвета, 6 бомбардирских кораблей и значительное число вспомогательных судов. Для действий на Черном море были выделены 19 линейных кораблей, 16 фрегатов и 5 бомбардирских кораблей. Турецкий флот превосходил русский не только количеством кораблей, но и их качеством. Турецкие корабли строились на французских верфях, их подводные части были обшиты медью, на вооружении имелись медные пушки.

В начале 2-ой русско-турецкой войны Ф. Ушаков был командиром линейного корабля «Св. Павел». Ф. Ушаков принадлежал к той когорте «Екатерининских орлов», на долю которых выпала задача завоевать для России берега и воды древнего Черного (Русского) моря. В завоевании вод этого моря адмиралу Ф. Ушакову принадлежит первое место. Избранный проницательным взором князя Г. Потемкина-Таврического командующим Черноморским флотом (25(14) марта 1790 г.), Ф. Ушаков трижды в течение 1790 и 1791 гг. одержал блестящие победы: в Керченском морском сражении, у острова Тендра и у мыса Калиакрия (1791 г.) над вдвое превосходящим турецким флотом, имея в сто раз меньшие потери в личном составе и полностью изгнал его из пределов Черного моря.

В этих сражениях он прибегнул к созданной им новой манёвренной тактике, принципиально отличавшейся от принятой в то время линейной тактики. Основными чертами тактики Ушакова были: применение единых походно-боевых порядков, выделение резерва («эскадры кайзер-флага»), решительное сближение с противником на короткую дистанцию без перестроения боевого порядка, сосредоточение основных усилий против флагманских кораблей противника, сочетание прицельного артиллерийского огня и маневра, преследование противника до полного его уничтожения или взятия в плен.

Придавая большое значение морской и огневой выучке личного состава, Ф. Ушаков был сторонником суворовских принципов воспитания подчиненных. Не потеряв в морских сражениях ни одного судна, Ушаков нанес турецкому флоту невосполнимый урон более чем в 50 судов, отвоевав для России целый Черноморский регион.

Турки были напуганы победами Ф. Ушакова до такой степени, что их флот, господствовавший на Черном море многие века, не решался выходить из Босфорского пролива, боясь встретиться с грозным для них адмиралом. После победы у Калиакрии турецкому султану доложили: «Великий! Твоего флота больше нет». Султан был настолько ошеломлен известием о сокрушительном поражении своего флота, что немедленно поспешил заключить мир с Россией. Мирный договор между Россией и Турцией был заключен 9 января 1792 г. (29 декабря 1791 г.) в Яссах.

Ясский мирный договор подтвердил условия Кючюк-Кайнарджийского мирного договора 1774 г. и все последовавшие затем русско-турецкие соглашения, в том числе и акт 1783 г. о присоединении Крыма и Кубани к России. К России отошли земли между Бугом и Днестром с крепостью Очаков. Русско-турецкая граница устанавливалась по Днестру на юго-западе и по реке Кубани на Кавказе. Турция отказалась от притязаний на Грузию и обязалась оградить кубанскую границу России от набегов северокавказских горцев. Она подтвердила условия Кючюк-Кайнарджийского мирного договора о предоставлении автономии Молдавии и Валахии под покровительством России. Ясский мирный договор укрепил положение России на Черном море, обеспечил безопасность её южных границ и свободу русской черноморской торговли.

Таким образом, победы Ф. Ушакова в морских сражениях окончательно закрепили за Россией Крым и владение берегами Черного моря. За эти победы Ф. Ф. Ушаков был награжден орденами: Святого Владимира 3 степени, Святого Георгия 4-го класса, Святого Владимира 2-ой степени, Святого Георгия 2-го класса, Святого Александра Невского.

Наряду с боевыми подвигами, Ф. Ушаков показал высокие административные способности. В 1783 г. он успешно борется с чумою в Херсоне. В принятых Ф. Ушаковым мероприятиях против распространения заразы, были предусмотрены средства борьбы с чумою, разработанные наукой много десятков лет позднее. Успешная борьба с чумою восстановила, чуть было не прекратившееся из-за эпидемии создание Черноморского флота, причем в такой момент, когда угрожаемое положение требовало незамедлительной постройки кораблей для борьбы с Турцией.

С именем Ф. Ушакова связано благоустройство военного порта и города Севастополя. После войны с Турцией Ф. Ушаков немедленно приступил к приведению в порядок кораблей Черноморского флота: их ремонту, постройке новых кораблей, пристаней, казарм для экипажей кораблей, госпиталя. По отзыву историка этого города, административные способности Ф. Ушакова и умение взяться за всякое дело, способствовали тому, что за 15 лет его пребывания в Севастополе не только новый черноморский порт сделался надежным убежищем для флота, но и сам город достиг внушительных размеров.

13(2) сентября 1793 г. Ф. Ушаков был произведён в вице-адмиралы (в контр-адмиралы он был произведен 25(14) апреля 1789 года).

17(6) ноября 1796 г. скончалась Екатерина II. В период своего царствования она добилась того, что Россия возвратила себе статус одной из ведущих морских держав. С помощью флота Екатерина II чуть не уничтожила Турцию, овладела Крымом. К концу её царствования Россия готовилась к войне с Францией. Эти приготовления были прямым следствием победы буржуазной революции во Франции в 1789-1794 гг. Французская крупная буржуазия, которая с июля 1794 г. оказалась у власти, использовала достижения революции в своих интересах, которые выразились в стремлении к захвату и подчинению чужих земель, то есть «обратилась к завоеванию и порабощению соседних держав». Французская республика присоединила к своим владениям территории по левому берегу Рейна и важнейшие стратегические пункты на Средиземном море — Ионические острова и укрепленные города на побережье Эпира (историческая область на северо-западе Греции у Ионического моря) и ряд других территорий.

В России началась формироваться 50-тысячная армия под руководством фельдмаршала А. В. Суворова, которую планировалось направить в Европу. На Балтике готовилась эскадра кораблей под командованием вице-адмирала П. И. Ханыкова с целью отправки её в Северное море. На случай нападения французов Ф. Ушаков получил приказ привести в боевую готовность Черноморский флот. Но после смерти Екатерины II на Российский престол вступил император Павел I и приготовления к войне были приостановлены.

Летом 1798 г. французские войска под руководством Наполеона Бонапарта заняли остров Мальту, который являлся владением Мальтийского рыцарского ордена, находившегося с начала 1797 г. под покровительством императора Павла I. В ноябре 1798 г. Павел I по просьбе мальтийских рыцарей возложил на себя звание магистра Ордена, поэтому известие о занятии Мальты привело Павла I в ярость.

После занятия Мальты французы высадили экспедиционную армию под командованием того же Бонапарта в Египте, принадлежавшем Турции.

В 1798 г. Англия и Австрия пытались склонить Россию к активным действиям против Франции, поскольку Россия была связана с ними союзными договорами. Россия была обеспокоена утверждением французов на Ионических островах, так как это грозило усилением французского влияния в Турции. Египетская экспедиция Бонапарта укрепила опасения России и побудила Павла I предложить военный союз Турции. Сложность обстановки для России заключалась еще в том, что не было никакой ясности от какого противника — Турции или Франции — защищать свои южные рубежи. Франция подстрекала Турцию к войне с Россией, и туркам, конечно же, хотелось возвратить отторгнутые Россией земли; но, с другой стороны, соседство на Балканах с французами становилось для Оттоманской Порты куда более опасным, чем потеря Крыма. Поэтому турецкий султан Селим III охотно «с радостью, восхищением и благодарностью» принял предложение Павла I о союзе, так как боялся дальнейшего расширения французской агрессии.

8.09-10.09 (28.08-30.08) 1798 г. в Константинополе было заключено предварительное соглашение, а 3 января 1799 г. (23 декабря 1798 г.) подписан союзный договор между Россией и Турцией. Договор предусматривал свободу плавания русских военных кораблей через проливы и обязывал Турцию снабжать русские корабли в Средиземном море продовольствием и материалами для их ремонта. Об этом неординарном в мировой истории договоре один из историков А. В. Висковатов писал: «В один миг взаимные опасения исчезли, вековая вражда была забыта, и Европа увидела с изумлением, что в то время, когда не заживлена была рана, нанесенная Турции отторжением от неё Крыма, когда свежи были развалины некогда грозного Очакова и не замолкли рассказы о кровопролитных штурмах Измаила и Анапы, два народа, бывшие почти в беспрерывной между собою вражде, и разнствующие один от другого и правилами Веры, и языком, и обычаями, вступили между собою в тесный союз против нарушителей общего спокойствия».

Вскоре Турция обратилась к Российскому императору с просьбой о присылке русской вспомогательной эскадры для ведения совместных боевых действий в Средиземном море против французов. Ф. Ушаков в связи с этим получил рескрипт: «Коль скоро получите известие, что французская эскадра покусится войти в Черное море, то немедленно, сыскав оную, дать решительное сражение, и МЫ надеемся на ваше мужество, храбрость и искусство, что честь НАШЕГО флага соблюдена будет, разве бы оная гораздо превосходнее Нашей, в таком случае делать вам все то, что требует долг и обязанность, дабы всеми случаями вы могли воспользоваться к нанесению вреда неприятелям Нашим».

5 августа (25 июля) Павел I подписал рескрипт на имя Ф. Ушакова, который он получил 15(4) августа, находясь с эскадрой в море недалеко от Севастопольского рейда. В рескрипте говорилось: «По получении сего имеете вы с вверенною в команду вашу эскадрою немедленно отправиться в крейсерство около Дарданеллей…буде Порта потребует помощи, где бы то ни было, всею вашею эскадрою содействовать с ними, и буде от министра НАШЕГО получите уведомление о требовании Блистательной Порты вашей помощи, то имеете тотчас следовать и содействовать с турецким флотом противу зловредных намерений Франции, яко буйнаго народа, истребившего не токмо в пределах своих веру и Богом установленное правительство и законы…, но и у соседственных народов, которые по несчастию были им побеждены или обмануты вероломническими их внушениями…хотя бы то и далее Константинополя случилось».

В 1798—1800 годах — императором Павлом I назначен командующим российскими военно-морскими силами в Средиземном море. Задачей Ф. Ф. Ушакова была поддержка на море действий войск антифранцузской коалиции.

Во время Средиземноморского похода 1798—1800 годов, Ушаков проявил себя как крупный флотоводец, искусный политик и дипломат при создании греческой Республики Семи Островов под протекторатом России и Турции. Показал образцы организации взаимодействия армии и флота при овладении Ионическими островами и особенно островом Корфу (Керкира), при освобождении от французов Италии, во время блокады Анконы и Генуи, при овладении Неаполем и Римом. В ходе похода имел разногласия с британским адмиралом Нельсоном относительно блокады (предложение Нельсона) или штурма (предложение Ушакова) о. Мальты.

В 1799 году произведён в адмиралы. В 1800 году эскадра Ушакова вернулась в Севастополь.

18 мая 1805 года прибыл по приглашению М. И. Платова на закладку и освящение новой столицы Донского войска — Новочеркасска. Имел общение также со своими родственниками, проживавшими в бывшем Донецком округе и станице Каменской.

Заслуги Ушакова не были оценены императором Александром I, который назначил его на второстепенную должность главного командира Балтийского гребного флота и начальником флотских команд в Санкт-Петербурге, а в 1807 году уволил в отставку. Во время Отечественной войны 1812 года Ушаков был избран начальником ополчения Тамбовской губернии, но из-за болезни отказался от должности.

В последние годы жизни в имении Ф. Ф. Ушаков посвятил себя молитве и широкой благотворительной деятельности. Согласно сообщению иеромонаха Нафанаила архиепископу Тамбовскому Афанасию:

«Оный адмирал Ушаков… и знаменитый благотворитель Санаксарской обители по прибытии своём из Санкт-Петербурга около восьми лет вёл жизнь уединённую в собственном своём доме, в своей деревне Алексеевке, расстояние от монастыря через лес версты три, который по воскресным и праздничным дням приезжал для богомоления в монастырь к служителям божьим во всякое время, а в великий пост живал в монастыре в келье для своего посещения… по целой седьмице и всякую продолжительную службу с братией в церкви выстаивал неукоснительно, слушая благоговейно. В послушаниях же в монастырских ни в каких не обращался, но по временам жертвовал от усердия своего значительным благотворением, тем же бедным и нищим творил всегдашние милостивые подаяния в всепомощи. В честь и память благодетельного имени своего сделал в обитель в Соборную церковь дорогие сосуды, важное Евангелие и дорогой парчи одежды на престол и на жертвенник. Препровождал остатки дней своих крайне воздержанно и окончил жизнь свою, как следует истинному христианину и верному сыну святой церкви».

Флотоводец умер 2 (14) октября 1817 в своём имении в деревне Алексеевка (ныне Республика Мордовия). Похоронен в Санаксарском монастыре близ города Темникова.

В 2001 году Русской православной церковью причислен к лику святых как праведный воин Феодор Ушаков

В Севастополе в честь Ушакова названа одна из площадей (площадь Коммуны переименована в октябре 1954 года).
 

Рассказы ушакова 4 класс

Задание по окружающему миру 4 класс 3. С помощью дополнительной литературы, Интернета подготовь рассказ-биографию А. В. Суворова или Ф. Ф. Ушакова.

2 ответа:

Рассказы ушакова 4 класс



1



0

Подготовим биографию адмирала Федора Федора Ушакова для 4 класса.

Федор Федорович Ушаков родился 24 февраля 1745 года в небогатой дворянской семье. С детства мальчик мечтал о море и в 16 лет поступил в Морской корпус в Петербурге. Через два ода в звании гардемарина Ушаков совершает свое первое плавание.

В 1783 году Ушаков становится капитаном 1 ранга и участвует в строительстве морской базы Севастополя.

Во время Русско-турецкой войны, Ушаков быстро одерживает свою первую победу при мысе Фидониси и его производят в контр-адмиралы. Во время этой войны Ушаков командует русским флотом и наносит туркам одно поражение за другим — при Синопе, Анапе, в Керченском проливе и возле устья Дуная.

Самой знаменитой его победой той войны становится сражение у мыса Калиакрия, когда Ушаков смелым маневром обошел турков с подветренной стороны.

Во время войны с французами Ушаков одерживает блистательную победу у острова Корфу, которая входит во все учебники по морским сражениям, и становится адмиралом.

В 1807 году Ушаков уходит в отставку и умирает в своем имении в 1817 году.

Православной церковью Ушаков канонизирован как святой, заступник военных моряков.

Рассказы ушакова 4 класс

Рассказы ушакова 4 класс



0



0

Краткая биография Александра Васильевича Суворова для 4 класса:

Родился Суворов 24 ноября 1730 года в Москве в семье военного. В детстве Суворов был больным и хилым, но старательно укреплял тело и дух, мечтая стать военным. В возрасте 12 лет он поступает в Семеновский полк, дружит с Ганнибалом, прадедом Пушкина.

Первый боевой опыт пришел к Суворову во время Семилетней войны, когда он был майором. Он атаковал немецких драгун.

В 1770 году Суворов уже генерал, командует несколькими полками и успешно сражается с поляками. Настоящая слава пришла к Суворову во время русско-турецкой войны, когда он выиграл сражения при Кинбурне, взял Измаил и победил у Рымника. Войска Суворова брали Прагу.

Самым знаменитым иностранным походом Суворова был переход через Альпы, когда Суворов из Италии перешел в Швейцарию.

За свои многочисленные победы Суворов был удостоен всем мыслимых военных наград того времени, получил титулы графа Рымникского и князя Италийского.

Суворов прославился и как новатор в области военной теории.

Умер Суворов в возрасте 69 лет.

Рассказы ушакова 4 класс

Читайте также

Рассказы ушакова 4 класс

Беседа между москвичом и иноземным купцом.

-Здравствуй батенька, с чем к нам пожаловали?

-Да вот, товару кое-кого привез, не интересуетесь?

-А что у вас за товар?

-Есть ткани разноцветные нарядные, берите для дочерей и супруги своей, от они рады-радехоньки будут. Есть масло оливковое, ароматное,только из Византии, самое свежее. Есть и украшения заморские, из злата и серебра, с каменьями драгоценными. Отличный подарок для любимой.

-Что же, украшения я пожалуй посмотрю, а то вот праздник у нас весенний близится. Надо бы какой-то подарок зазнобушке подобрать.

-Берите-берите, не пожалеете, наш товар эксклюзивный, от лучших мастеров Сирии и Греции, такого вы в Москве больше ни у кого не найдете.

Рассказы ушакова 4 класс

Екатерина Вторая вполне заслужено получила прозвище Великая, потому что в годы ее царствования в стране проводились разные преобразования, реформы, развивались наука и образование. Не зря Екатерина 2 брала пример в своей деятельности с Петра 1. Она сделал для России ничуть не меньше, а может и больше.

Екатерина 2 правила в России 34 года и все это время проявляла такие качества своего характера как трудолюбие, целеустремленность, настойчивость, даже педантизм.

Императрица обладала очень сильным характером, силой воли, могла принимать важные и необходимые решения. Она была умной и образованной, а потому понимала значение развития образования для империи и многое делала в этом направлении.

Рассказы ушакова 4 класс

В конце 17 века в России появился первый букварь, в котором для облегчения запоминания букв стали использоваться рисунки предметов, названия которых с этой буквы начиналось. Вот например на этом рисунке мы видим букву Щ и рисунок, на котором показан Щит. Далее нарисована буква Ч и мы видим изображения Чаши и Чернил.

Точно также и мы можем познакомить первоклассников с буквами русского алфавита, называя слова, которые с этих букв начинаются. Например на букву А можно нарисовать Арбуз или Апельсин

На букву Б — Базар или Бинокль.

На букву В — велосипед или Валенки.

А вот какие слова можно использовать для представления первоклассникам буквы Г:

Рассказы ушакова 4 класс

Рассказы ушакова 4 класс

Ломоносов стал одним из самых великих русских ученых во многом благодаря свей силе воли и упорству.

С детства он отличался огромной тягой к знаниям. Он самостоятельно выучился писать и читать, причем писал красиво и без ошибок, что в то время умели не многие. Он пешком отправился на учебу в Москву в возрасте 19 лет, поступил в академию и всего за 5 лет прошел полный курс обучения, который другие проходили за 12 лет.

Выделим те качества характера Ломоносова, которые помогли ему стать светилом науки.

Прежде всего это огромное трудолюбие и упрямство, упорство в достижении поставленной цели, это принципиальность и стремление познать истину, это стойкость и даже храбрость, ведь многие представления Ломоносова шли в разрез с мнением других ученых.

Рассказы ушакова 4 класс

Древние славяне были связаны с природой очень тесно, прежде всего потому, что вся их жизнь зависела от природы, от окружающего их мира.

Славяне жили на огромной территории, поросшей лесами, в которых водилось огромное количестве зверя. Славяне охотились и добывали себе пищу. Потом славяне стали осваивать земледелие и вновь это занятие оказывалось связано с природой.

Велика была зависимость славян от погодных условий. Жара и или мороз обещали урожайный или голодный год. Наводнения, засуха, ливни, ветер — все это оказывало влияние на жизнь славян.

Неудивительно поэтому, что славяне верили в то, что у всего в природе есть душа. Они создавали пантеон богов, в котором боги оказывались воплощением сил природы. Они верили в леших и водяных. Природа для славян была живым существом, их кормилицей.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

 Сегодняшний наш урок я хочу начать стихотворением.

Я поклонюсь родной земли героям.

Я этой славой с детства дорожу.

Пусть Мать-Земля моя не знает горя!

Отечеству и Родине служу!

Дай Бог родным просторам этим

Не видеть больше стана ворога,

А купола своим священным светом

Пусть озаряют Русь, что сердцу дорога!

Святых в Земле из века просиявших

Мы память чтим!-

Не просто — то слова!

Цветет и крепнет пусть во имя павших

                  Святая вечно Русская Земля!

Подготовка к изучению нового материала

Святые люди России…Кто они? Некоторых людей после их смерти церковь канонизирует, то есть официально объявляет святыми, угодившими Богу своей праведной жизнью. Святых изображают на иконах и обращаются к ним в молитвах, прося о заступничестве перед Богом. Знакомство с их жизнью помогает развивать в подрастающем поколении любовь к своему народу, к своей Родине. Дети должны учиться терпению, милосердию, внимательному и терпеливому отношению к окружающим, пример Святых должен вдохновлять продолжать их дело — служить Отечеству. Сегодня мы поговорим об одном таком человеке – адмирале, подвижнике благочестия Ф.Ф. Ушакове.

Проблемный вопрос  

Слайд 1.Почему адмирал Ф. Ушаков был причислен к лику святых?

Знакомство с детскими и юношескими годами Ф.Ушакова

Слайд 2. Посмотрите на экран – вы видите  изображение адмирала.  Что это за изображение?

Почему вы считаете, что это икона?

Слайд 3. Как вы думаете, кто же становиться святым? Какими качествами должен обладать такой человек?

Слайд 4. Но разве могут стать такими военные люди, да еще и командиры? Это очень трудно, почти невозможно, ведь надо сражаться с врагами Отечества. Не только в бою, а даже после боя, после победы не так-то легко проявить к ним милосердие. Но таким был адмирал Федор Ушаков.

Это икона.

(Если кто-то из учеников укажет на нимб, то   раскроет значение этого понятия.)

Такой человек искренне любит ближних, милосердный и праведный, скромный и смиренный.

Слайд 5. (Рассказ о детских годах и годах обучения в кадетском корпусе Ф.Ушакова готовят ученики). Родился Федор Ушаков на берегу Волги, в центре России — на Ярославской земле. Родители Феди в детстве учили его всему доброму и полезному. Он умел читать, быстро считал, знал географию. В роду Ушаковых все были люди военные, службу несли и в пехоте, и в кавалерии, но все в сухопутных войсках. А вот Федя хотел служить на флоте, на море, которого он, правда, никогда не видел…

Слайд 6. И вот, когда ему исполняется 16 лет, отец определяет его в Морской кадетский корпус в Петербурге, то есть училище, где готовили морских офицеров. Учился он хорошо, не требовал поблажек от учителей и от себя.

Слайд 7. Предельно насыщенная учебная программа Морского корпуса сочеталась с полнейшей свободой действий кадетов во внеурочное время. Не многие молодые дворяне находили в себе силы устоять пред соблазнами столичной жизни. Ушаков находил.

Не имеющий знатных покровителей и богатых родственников, он отчетливо понимал: пробиваться в жизни придется самостоятельно и с Божией помощью. Поэтому, не растрачивая физического и духовного здоровья, он целиком отдался учебе, прерываясь лишь на посещение праздничных и воскресных богослужений.  

Слайд 8. После окончания училища, молодого мичмана направляют на верфь, которая находится   под городом Воронеж.

Слайд 9. Тут он получает свое первое судно, на нем он бороздит Средиземное море и Атлантический океан, участвует в войне против турков за освобождение Крыма.

Знакомство с боевыми заслугами Ф. Ушакова

Слайды 10, 11, 12.

Летом 1788 г. эскадра вышла в море и 3 июля встретилась с турецким флотом у острова Фидониси. Турки вдвое превосходили русских по числу кораблей, имели тройной перевес в орудиях и первыми открыли огонь по русскому авангарду («Святой Павел» и три фрегата). Расстояние не позволяло русским фрегатам вести эффективную стрельбу из двенадцати фунтовых пушек, и Ушаков, возглавлявший авангард, предпринял смелый маневр.

Но как буря обрушился Ушаков со своими кораблями на турецкую эскадру. Да еще и применил новую на море военную хитрость. Раньше на море использовалась тактика линейного боя, посмотрите, все корабли и турецкие, и русские выстроены в линию, и только три русских корабля, как бы спрятаны. Стоит подбить главный, флагманский корабль, строй рассыплется, и, оставшись без командира, остальные корабли начнут сдаваться.

И вот три русских корабля, оставленные Ушаковым в резерве, неожиданно появились на пути турецкого флагмана, сменяя друг друга, начали обстреливать главный корабль турков.

В то время стреляли тяжелыми чугунными ядрами, которые разогревали, раскаливали в жаровнях, чтобы на вражеском корабле они не только ломали мачты, рвали паруса, но и прожигали палубы, а при удаче проникали и в пороховые погреба, и тогда — взрыв и полная гибель корабля. Так было и с «Капуданией», турки долго и упорно сопротивлялись, но русские артиллеристы били точнее и прицельнее. Ядра с русского флагмана «Рождество Христово» неслись как молнии, и наконец, подожгли турецкий флагман, на нем начинается пожар.

И в этой ситуации русские матросы повели себя как настоящие герои. Как вы думаете, что они сделали? Да правильно, они спустили шлюпки и отправились спасать турецких матросов, рискуя при этом своей жизнью, так как корабль вот-вот мог взорваться. С большим трудом русским удалось спасти капитана и семнадцать матросов турецкого судна. Шлюпки уже отваливали от корабля, когда какие-то измождённые люди в оборванной одежде подтащили к борту престарелого турка в дорогом мундире. Это были русские матросы, захваченные в начале войны и ставшие невольниками. Тащили же они турецкого вице-адмирала Саид-бея. Их взяли на борт, и как только шлюпки отплыли от корабля, он взлетел на воздух.

В результате турки потерпели сокрушительное поражение: было потоплено около 7 турецких кораблей, взорван лучший на турецком флоте флагман «Капудания», один из турецких фрегатов взят в плен, и после ремонта, он вошел в состав российского флота. Крым и Дунай были освобождены от турецкого влияния, а контр-адмирала Ушакова наградили орденом Святого Георгия.

Слайд 13. 

С этого времени турки стали откровенно бояться Ушакова.

Слайды14, 15. Екатерина II в рескрипте на имя флотоводца писала:

«Знаменитая победа… служит новым доказательством усердия к службе нашей, особливого мужества и искусства вашего. Всемилостивейше пожаловали вас кавалером нашего ордена святого Александра Невского».

Слайд 18, 19. Адмирал Ушаков был абсолютным победителем всех морских баталий. Из 43 сражений, которыми он командовал, Ушаков не проиграл ни одного! Ни один российский корабль не был потерян, ни один матрос не попал в плен к врагу. Его именем названы корабли, музеи, училища. Существуют даже военные ордена Ушакова двух степеней — это высшие награды для воинов – моряков. Ныне ими награждают моряков, проявивших умение и отвагу при защите Родины.

 Из обращения главнокомандующего Военно-морским флотом России адмирала флота Владимира Куроедова к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II:

«Своей праведной земной жизнью Федор Ушаков явил миру ярчайший образец беззаветного служения Отечеству и своему народу, как на поле брани, так и на ниве благотворительности и милосердия, пример православного воина, которому была ниспослана помощь Божия… Адмирал, воспитанный в благочестии, сам воспитал целую плеяду талантливых флотоводцев, офицеров и просто верных сынов своей Родины — воинов Христовых, всегда, не щадя живота своего, до конца стоявших за Веру и Отечество. По нравственным заповедям адмирала Ушакова Российский Военно-морской флот живет и ныне…»

 Слайд 20. 30 ноября 2000 г. стало поистине историческим для Военно-морского флота России. Решением Комиссии по канонизации Русской Православной Церкви выдающийся флотоводец Федор Федорович Ушаков причислен к лику местночтимых святых Саранской епархии. Так русские военные моряки после совершения чина церковного прославления адмирала российского флота благоверного боярина Федора Ушакова обрели своего небесного покровителя.

Дети отвечают на вопросы учителя.

Слайды 16, 17. (Рассказ, подготовленный учениками).

 Не потеряв в морских сражениях ни одного судна, Ушаков нанес турецкому флоту невосполнимый урон более чем в 50 судов, отвоевав для России целый Черноморский регион. Турки были напуганы победами Ф. Ушакова до такой степени, что их флот не решался выходить из Босфорского пролива, боясь встретиться с грозным для них адмиралом, получившим прозвище «Ушак-паша».

Цитата: Узнав о победе Ушакова, Суворов воскликнул:

Зачем я не был при Корфу хотя бы мичманом!

Атаковать Корфу с моря и взять крепость штурмом было чрезвычайно трудно, так как противник располагал большими силами и мощными укреплениями, а у Ушакова недоставало сухопутных войск. Но четыре месяца блокадных действий у Корфу убедили русского флотоводца в необходимости штурма, и он организовал его блестяще. Овладение сильной крепостью и островом в короткие сроки стало образцом смелых, хорошо спланированных и согласованных действий кораблей и десантов союзников при решающей роли русской эскадры.

Своей праведной земной жизнью Федор Ушаков явил миру ярчайший образец беззаветного служения Отечеству и своему народу, как на поле брани, так и на ниве благотворительности и милосердия, пример православного воина, которому была ниспослана помощь Божия… Адмирал, воспитанный в благочестии, сам воспитал целую плеяду талантливых флотоводцев, офицеров и просто верных сынов своей Родины — воинов Христовых, всегда, не щадя живота своего, до конца стоявших за Веру и Отечество. По нравственным заповедям адмирала Ушакова Российский Военно-морской флот живет и ныне…

Работа в группах (создание ордена Ушакова)

С Божией помощью, благодаря покровительству Небесных Сил, адмирал не потерпел ни одного поражения и не потерял ни одного корабля, построил множество новых кораблей, став реформатором русского флота и прочно укрепив его позиции на Средиземноморье, утвердив славу России как великой морской державы. Ни один из его матросов не попал в плен к неприятелю.

Объединитесь в группы, по 4 человека. Сегодня вам предстоит сделать Орден Ушакова.

Кому бы вы сегодня вручили этот орден?

Ученики читают стихотворение.

В восемнадцатом столетье

Умирали от чумы

Старики, солдаты, дети.

Где вы, светлые умы?

Эпидемия в Херсоне.

Федор Ушаков один.

Вмиг в российском гарнизоне

Установлен карантин.

Сами выходим болящих.

Пусть палатки не дома.

Капитан из настоящих…

И сдалась, ушла чума.

Здесь опасней, чем в сраженье.

Это – ближнему служенье.

Благотворительность – благодарю,

Раненым в госпиталь дверь отворю.

Там санитары, лекарства, врачи.

Воин – страдалец, раненья лечи.

Ближнему помощь – благая стезя

Не забывайте об этом, друзья.

Дети работают в группах.

Ответы детей.

Домашнее задание

Вместе с родителями подготовьте творческие работы, посвященные великому полководцу.

Итог урока

Возвращаемся к поставленному проблемному вопросу — почему адмирал Ф. Ушаков был причислен к лику святых?  

Праведный воин Феодор Ушаков в своей земной жизни был доблестным флотоводцем, покрывшим себя неувядаемой славой, и в то же время человеком высокой духовной жизни, исполненным необыкновенной чистоты, подлинным подвижником благочестия.

В народе всегда глубоко почитался подвиг воина, исполненного непоколебимой веры мужества и христианского сострадания к ближним. Он был суровым и требовательным по отношению к себе, но снисходительным и щедрым в обращении к подчиненным.  Своей праведной земной жизнью он явил миру ярчайший образец верного служения православной Церкви, Отечеству и своему народу.

В наше непростое время житие Феодора Ушакова является вдохновляющим примером воинской доблести и христианского милосердия, строгой приверженности Церкви, праведной, непорочной жизни и ревностного служения Отечеству.

Ответы учеников.

Рефлексия

Какой след оставило это мероприятие в ваших мыслях и чувствах?

А еще, я надеюсь, этот проект научил вас еще сильнее любить Родину так, как любили ее деды и прадеды наши – защитники земли русской.

Это мероприятие заставило меня задуматься…

Помогло мне осознать…

Федя Ушаков торопился домой – надо было готовиться к выпускным экзаменам. Он шел вдоль Невы. Река только неделю тому назад вскрылась, но на ней уже было оживленно: вверх и вниз сновали челноки и шлюпки, бегали, пеня воду, узконосые рябики.

Против коллежских апартаментов бабы весело колотили вальками. Босоногие ребятишки полоскались в холодной воде.

Вечер был теплый.

Голубоватое небо с каждым часом становилось все светлее и светлее. Там, у горизонта, оно казалось уже совершенно прозрачным, изумрудно-желтым. Чувствовалось, что едва закатится солнце, как тотчас же на город прольются светлые сумерки белой северной ночи.

Ушаков миновал сухопутный кадетский корпус. Окна в меншиковском доме были раскрыты настежь. В них мелькали голубые, кофейные, серые кафтаны, доносились голоса: сухопутные тоже готовились к экзаменам.

За корпусом по берегу тянулись поленницы дров, раскинулся склад разных материалов: лежали груды камня, брёвна, доски, дранка. К берегу пришвартовалась высокая баржа, груженная древесным углем.

Подходя к морскому корпусу, Ушаков издалека увидал на своей пристани (которая была сделана в виде гавани, скобою) и возле нее знакомые зеленые сюртуки. Весною, в ясную погоду, набережная и пристань были излюбленным местом кадетских сборищ.

Из тесных, сырых, опостылевших за зиму классов и каморок высыпало на бережок все свободное от нарядов народонаселение корпуса. Сюда собирались поговорить, посмеяться, узнать последние корпусные новости. Здесь, не таясь, курили, играли в зернь[1]Игра в зернь – игра в кости (или зерна)., устраивали борьбу. Иные даже приходили сюда с учебниками, надеясь позаниматься на свежем воздухе, но это редко удавалось: обстановка мало располагала к наукам.

Высоко поднятая бревенчатая пристань называлась в корпусе «опердеком»[2]Опердек – открытая верхняя палуба.. На этом опердеке, по неписаным гардемаринским законам, разрешалось сидеть только гардемаринам. Кадеты всех классов безжалостно изгонялись вниз, на прибрежный песок и камни, на «гондек»[3]Гондек – нижняя палуба.. Исключение делалось лишь для тех, кого приводил с собою на пристань гардемарин.

Проходя мимо, Ушаков решил завернуть на минуту сюда, посмотреть, чем занимаются его товарищи.

Возле пристани, на берегу, на гондеке толпились кадеты. Стоял дым коромыслом: тут курили, о чем-то горячо спорили, играли в свайку. Чуть в стороне несколько завзятых рыболовов, примостившись на камнях, удили рыбу. Группа кадет младшего, 3-го класса обступила вихрастого гардемарина Алешку Тверитинова, любившего возиться с малышами. Алешка заказывал, а третьеклассники вязали морские узлы. Они наперебой друг перед дружкой старались поскорее завязать узел и заслужить одобрение гардемарина. А тот важно курил, сплевывая по-боцмански, снисходительно осматривал их работу и с улыбочкой щелкал по затылкам отстающих, неопытных такелажников.

Весь опердек, всю бревенчатую пристань, безраздельно занимали господа гардемарины. Кто, свесив ноги вниз с пристани, сидел и курил, кто, подостлав сюртук и оставшись в одном каламянковом камзоле, лежал, глядя на Неву. Строили планы на будущее, рассказывали разные истории. В дальнем углу пристани группа гардемарин сообща повторяла фортификацию, которую учили не по учебнику, а по запискам. Один читал вслух по толстой тетради, а остальные слушали.

В центре расположилась самая шумная компания. Среди других товарищей Федя Ушаков увидел и своего сожителя по комнате, черноглазого, курчавого Гаврюшу Голенкина.

Голенкин всегда учился прилежно, но в прошлую осень вдруг втюрился в какую-то девчонку и теперь знал одно: чистить сюртук да, как трунил над ним степенный Федя Ушаков, тировать[4]Тировать – покрывать смолою, смолить. свои волосы.

Всех на пристани, видимо, потешал пучеглазый Нерон Веленбаков.

Нерон был не лишенный способностей, смышленый парень, но его губило пристрастие к полпиву. Он предпочитал посидеть в кабачке с корпусным боцманом Лукичом, обучавшим кадет такелажному делу, чем корпеть над какой-либо сферикой.

На этот раз, к удивлению Ушакова, в руках у Нерона Веленбакова была книга. Наморщив лоб, Нерон перелистывал ее. Перед ним, в позе ученика, вызванного учителем к ответу, стоял гардемарин Антоша Селёвин.

Это был маленький угреватый паренек. За его невзрачность товарищи называли Селёвина «Се-не-лёвин», потому что в его внешности действительно было мало львиного.

– Вот те на – Нерон взялся за учебу! – сказал Ушаков, подходя к товарищам.

– Он экзаменует Селёвина, – объяснил быстрый Голенкин.

– Что у тебя – Курганов? – наклонился к Веленбакову Ушаков.

– Нет, Ла-Кроц.

– «Универсальная история», – ответило за Нерона несколько голосов.

– А какой же вопрос он задает?

– Разве не знаешь Нерона? – улыбнулся Селёвин. – Он выискивает, где про беспутства говорится…

Веленбаков сосредоточенно листал книгу.

– А ну-ка триста восьмой вопрос, – вскинул он глазами на Селёвина и прочел: – «Каких качеств была Иулиа, дочь Августова?»

Все засмеялись.

– Вот видишь, что интересно Нерону, – сказал Антоша и без запинки ответил: – «Она была такого развращенного нрава, что отец ее, Август, принужден был сослать ее на остров Пандатарию».

Веленбаков, проверявший ответ по книге, восхищенно сказал:

– Верно! Слово в слово! А ну еще один!

Он провел пальцем по строчкам:

– Какой смертию умер Клавдий?

– Ну, это знают все, – вмешался Голенкин. – Жена отравила его грибами!

– Гляди, Нерон, как пойдешь с Лукичом на Десятую линию в кабак, не закусывай мочеными груздочками! – смеялись товарищи.

– Нерон, а ты помнишь, что о твоем тезке у Ла-Кроца сказано? – спросил Селевин.

– Нет. А что?

– Нерон был самый негодный из римских цезарей.

– И зачем тебе отец такое имя нарек? – потешались гардемарины.

– Так то ж цезарь, а я ведь всего лишь капрал, – отшучивался Веленбаков. – Федя, а ты знаешь, – обернулся он к Ушакову, – как твой Гаврюша сегодня ловко письмецо своей милой переслал? Сказывал он тебе?

– Нет, ничего…

– Неужто не говорил? – с деланным удивлением переспросил Веленбаков. – Ему за гардемаринство дают в месяц полтину, как сказано: «для лучшего в трудной морской службе куража и дабы в обучении ревностнее простирался», а Гаврюша потратил ее на шелковую ленту. Обмотал лентой письмецо и передал милой: мол, сделайте мне бант на шляпу! Вот каков!

Все гардемарины и сам черноглазый Голенкин смеялись.

– Молодец, хитер! Своего добьется! – чуть улыбнулся Ушаков.

– Федюше так не придется делать, – постарался перевести разговор зардевшийся Голенкин.

– Верно, он у нас красивый, черт! – поддержал Веленбаков, глядя снизу вверх на Ушакова.

– А когда еще мичманский мундир наденет, тогда всем девкам пропасть! – шутили гардемарины, зная, что Федя Ушаков скромен и застенчив.

– Да ну вас! – сконфузился Ушаков и круто повернулся.

– Постой, схимник, куда же ты? Посиди с нами! – задержал его Гагарин.

– Некогда: надо идти повторять навигацию.

– Зачем тебе повторять? Ты же смеешься над линейной тактикой!

– Смеюсь и буду смеяться, а знать надо! – освободился от Гагарина Ушаков.

– Федя, уже поздно: вечер на дворе! – кричали ему.

– Ушакова не переделаешь: как сказал, так и будет! – услышал он последние слова Голенкина.

Ушаков направлялся к корпусу.

Он прошел мимо главного здания. Из окон второго этажа, где помещались классы, выглядывали гардемарины, готовившиеся к экзаменам. Вон на подоконнике сидит с тетрадью и карандашом в руке первый ученик, Федюша Калугин. У другого окна, заткнув пальцами уши, склонился над книгой рыжеволосый Федя Путятин. Так смешно получилось – в первой четверке выпускников три Федора: Калугин, Путятин, Ушаков.

Возле входной двери корпуса на притине[5]Притин – место, где ставится часовой. скучает часовой, солдат морского полка.

Триста шестьдесят воспитанников морского кадетского корпуса помещались в каменном двухэтажном доме Миниха и в семи деревянных «связях» – флигелях, пристроенных во дворе. В них жили по преимуществу гардемарины.

В «связях» жить было вольготнее, чем в Миниховом доме, – меньше надзора. После молитвы и вечерней поверки можно незаметно улизнуть куда-нибудь погулять: забор, выходящий на Двенадцатую линию, обветшал и был весь в щелях. А ротный капитан-лейтенант лишь изредка проверял, все ли гардемарины дома.

Положим, Федя Ушаков ложился спать вовремя, ночью никуда не хаживал, но и ему маленький деревянный домик был больше по душе.

Три шаткие ступеньки крылечка, глиняный рукомойник, болтающийся на веревке, темные, крохотные сенцы, пахнущие кислятиной, да и сама каморка в одно окошко, с бревенчатыми, выскобленными стенами – все это живо напоминало Ушакову родную тамбовскую Алексеевку.

Отец Ушакова был небогат: за ним числилось всего девятнадцать душ, из которых пять – немощные старики.

В далекий Петербург пять лет назад Федя Ушаков приехал в липовых лаптях. Кадеты смеялись над этим невысоким, коренастым, синеглазым пареньком, который глядел на всех исподлобья, сдвинув густые брови.

Но когда желтозубый князь Гагарин попробовал было тронуть Федю Ушакова, этот тамбовский паренек так стукнул его по загривку, что у Гагарина навсегда отпала охота задевать «лапотника».

…Ушаков прошел через «сахарные» ворота во двор. («Сахарными» они назывались потому, что в соседнем доме был сахарный завод.)

Закатное солнце заливало весь корпусной двор – флигельки, хлебную и поварню, возле которой солдат рубил дрова.

На крылечке дома № 3, где жил Ушаков, сидел с книгой в руке его второй сожитель – румянощекий, плотный Паша Пустошкин. Паша хорошо успевал в науках, но зимою три месяца проболел, отстал и теперь целые дни занимался.

Ушаков не стал ему мешать разговорами (Федя вообще был не из болтливых), а сразу прошел в свою комнату.

Комната была тесная – в ней едва помещались три кровати, стол, скамья и табуреты. На стене висела полочка с книгами, а над ней, на желтых бревнах, была приклеена гравюра – идущий под марселями в полветра корабль, перед которым лежит Слава с трубою в руке. Она трубит:

Дети, сему учитесь,

Волн морских не страшитесь!

Ушаков аккуратно повесил шляпу на гвоздь, поднял окно и взял с полки «Навигацию» Семена Мордвинова. Он присел к окошку и раскрыл книгу на том месте, где давеча остановился:

«Навигаторам нужно знать напервее мореплавания до выходу из порту о исправлении склонения компаса, чтоб знать, сколько в которую сторону компас склонение имеет для знания прямого пути».

 
Русский флотоводец, командующий Средиземноморской экспедицией 1798—1800 годов. Адмирал. 

Федор Федорович Ушаков родился в фамильном имении в сельце Бурнаково Романовского уезда Ярославской провинции Московской губернии в семье небогатого помещика. 

Имя адмирала Ушакова носили корабли русского флота, один из крейсеров советского ВМФ. В Советском Союзе с 1944 года существовал орден Ушакова двух степеней и медаль Ушакова. Его именем названы бухта в Анадырском заливе Берингова моря и мыс на Северном побережье Охотского моря.

Рассказы ушакова 4 класс 

В 1766 году окончил Морской шляхетский кадетский корпус. Флотскую офицерскую службу начал на Балтике. Во время первой Русско-турецкой войны 1768—1774 годов командовал разными судами в Азовском море и участвовал в обороне берегов Крыма. 

После службы в Донской (Азовской) флотилии Федор Ушаков командовал фрегатом «Святой Павел» Балтийского флота, совершил на нем поход в Средиземное море. Руководил доставкой каравана с дубовым лесом из города Рыбинска на столичные верфи. В 1780 году он был назначен командиром императорской яхты, но вскоре отказался от придворной карьеры и вернулся на боевой корабль. В 1780—1782 годах капитан-лейтенант (затем капитан 2-го ранга) Ушаков командовал линейным кораблем «Виктор». Совершил несколько походов из Балтики в Средиземноморье, охраняя русские торговые суда от нападения английских кораблей. 

Федор Федорович Ушаков является одним из создателей Черноморского флота. С 1783 года участвовал в строительстве базы флота в Севастополе, наблюдал за постройкой кораблей на херсонских верфях, обучал корабельные экипажи. В 1784 году капитан 1-го ранга Ушаков получил свою первую орденскую награду — орден Святого Владимира 4-й степени за успешную деятельность в борьбе с эпидемией чумы в портовом городе Херсоне. После этого командовал линейным кораблем «Святой Павел», получил звание капитана бригадирского ранга. 

С именем Ф.Ф. Ушакова связаны победы русского Черноморского флота над превосходящими силами турецкого флота во время войны 1787—1791 годов. В морском сражении у острова Фидониси (ныне Змеиный) 3 июля 1788 года Ушаков начальствовал над авангардом, состоявшим из 4 фрегатов, в эскадре вице-адмирала графа Марко Войновича. 

Рассказы ушакова 4 класс

Турецким флотом — 17 линейных кораблей, 8 фрегатов, 3 бомбардирских корабля и 21 шебека — командовал капудан-паша Эски-Гассан. Русская эскадра состояла всего из 2 линейных кораблей, 10 фрегатов и 24 более малых судов. Когда противники стали сходиться для морского сражения, Ушаков неожиданными маневрами своего авангарда отрезал от вражеского строя два передовых линейных корабля и обратил их в бегство. Сражение у острова Фидониси продолжалось с 2 до 5 часов вечера, после чего турецкий флот, корабли которого получили большие разрушения от артиллерийского огня русской эскадры, вышел из боя и поспешил к своим берегам. Командир авангарда капитан бригадирского ранга Федор Ушаков стал главным героем первой морской баталии в начавшейся русско-турецкой войне и был пожалован в Георгиевские кавалеры. 

Фидонисийское морское сражение примечательно тем, что Ушаков первым на Российском флоте пренебрег канонами господствовавшей тогда линейной тактики в войнах на море. Именно во многом благодаря новаторскому маневру русского авангарда начался разгром турецкого флота. 

В последующие два года войны больших боевых столкновений на море не было. В 1790 году светлейший князь Г.А. Потемкин-Таврический вверил Ушакову весь Черноморский флот. Федор Федорович начал с обучения корабельных экипажей. Вскоре он совершил рейд к берегам Анатолии, бомбардировал Синоп и истребил почти три десятка неприятельских судов. 

Действия русской эскадры у анатолийских берегов заставили турецкий флот выйти в море. Контр-адмирал Ушаков, предвидя это, заблаговременно вывел эскадру из Севастополя (10 линейных кораблей, 6 фрегатов, 17 вспомогательных судов, 860 орудий) в море и стал на якорь у мыса Такиль близ Керченского пролива, чтобы не допустить прорыва турецкого флота в Азовское море и высадки неприятельского десанта на крымском побережье. 
Обнаружив турецкий флот в составе 10 линейных кораблей, 8 фрегатов, 36 вспомогательных судов, имевших на борту 1100 орудий и десантные войска, русская эскадра снялась с якоря и направилась навстречу противнику. Тот следовал от турецкой крепости Анапы к южному берегу Крыма. Султанский флотоводец — капудан-паша Хуссейн (Гуссейн) решил, воспользовавшись выгодным наветренным положением, обойти корабли русского авангарда и уничтожить их. 

Ушаков разгадал замысел турецкого адмирала и, выделив из общего линейного строя эскадры в резерв 6 фрегатов, направил их на поддержку авангарда. Одновременно русские корабли сократили интервалы между собой и своевременно пришли на помощь атакованному турками авангарду. В 3 часа дня ветер изменился, и русская эскадра получила возможность сблизиться с неприятельскими кораблями на дальность картечного выстрела. Русские пушкари оказались на голову выше орудийных расчетов османов. Турецкие корабли один за другим выходили из боя с большими разрушениями в корпусе и парусной оснастке. 

Керченское морское сражение 8 июля 1790 года закончилось полной победой русской эскадры. Только благодаря наступившей темноте и большей скорости турецким кораблям (их корпуса были обшиты медными листами) удалось уйти от преследования. В морском сражении у Керченского пролива Ушаков вновь применил новый тактический прием, создав из 6 фрегатов самостоятельную резервную группу. Преследование противника велось без соблюдения установленных мест в строю эскадры и с выходом флагманского корабля «Рождество Христово» в ее голову. 

Хотя турецкий флот и не потерял ни одного корабля, но он получил большие разрушения от артиллерийского огня русских. Значительными оказались потери среди турецких экипажей и десантников, которые так и не высадились на берега Крымского полуострова. На русских кораблях убито и ранено было всего 29 человек. В ознаменование этой победы одному из эсминцев Черноморского флота в 1915 году было присвоено имя «Керчь». 

Рассказы ушакова 4 класс

28 августа 1790 года произошло морское сражение у острова Тендра, где русская эскадра, вышедшая из Севастополя, обнаружила турецкий флот, стоявший на якоре. Русские корабли двигались в походном порядке в три колонны. Контр-адмирал Ушаков приказал начать атаку противника без промедления, выстраиваясь в линию баталии на полном ходу. Он вновь создал резерв из фрегатов. Сражение русские начали с дистанции картечного выстрела. 

Через несколько часов морского сражения турецкая эскадра капудан-паши Хуссейна под мощным огнем русской артиллерии начала уклоняться под ветер и приходить в расстройство. Флагманский корабль Ушакова «Рождество Христово» вел бой одновременно с тремя линейными турецкими кораблями. Когда вражеский флот обратился в бегство, русские преследовали его до наступления темноты и после этого встали на якорь. 

Утром 29 августа выяснилось, что турецкая эскадра стоит на якорях поблизости. Морское сражение возобновилось. В итоге турецкие корабли вновь обратились в спасительное бегство, используя свое преимущество в скорости. 66-пушечный линейный корабль «Мелеки Бахри» спустил свой флаг и сдался, а 74-пушечный «Капудание» — флагманский корабль Сеид-бея загорелся и взорвался. За победу при Тендре императрица Екатерина II пожаловала Ушакову орден Святого Георгия сразу 2-й степени и 500 душ крепостных крестьян в Могилевской губернии. 

После сражения у Тендры севастопольская эскадра прикрывала устье Дуная от возможных действий турецкого флота — русские войска под командованием генерал-аншефа А.В. Суворова готовились к штурму Измаила. В эти дни пришло известие, что по повелению султана был казнен бывший капудан-паша Эски-Гассан, который проиграл Ушак-паше (так турки окрестили Ушакова) морское сражение у Керченского пролива. 

История жизни Федора Федоровича Ушакова

Проигрывая России войну на суше, Турция решила взять реванш на море. Со всех концов Оттоманской империи к Стамбулу были стянуты военные корабли. Для командования флотом был приглашен алжирский паша Саид-Али. Вскоре мощный турецкий флот — 18 линейных кораблей, 17 фрегатов и 43 более малых судов — появился у Румелийских (болгарских) берегов и бросил якорь у мыса Калиакрия. В связи с празднованием мусульманского праздника рамазан-байран часть турецких экипажей была отпущена на берег. 

Рассказы ушакова 4 класс

31 июля 1791 года (в это время между воюющими сторонами начались переговоры о перемирии, но Ушаков об этом не знал) русская эскадра в составе 16 линейных кораблей, 2 фрегатов, 2 бомбардирских кораблей и 19 вспомогательных судов обнаружила неприятельский флот у мыса Калиакрия. Стремясь выиграть время, занять выгодное наветренное положение и захватить турок врасплох, Ушаков не стал перестраивать эскадру в принятый тогда боевой порядок — кильватерную колонну. Русские корабли под огнем неприятельских береговых батарей в походном строю из трех колонн прошли между берегом и стоявшим на якоре турецким флотом. 

Турецкие корабли, обрубая якоря, стали в беспорядке выстраиваться под огнем русской эскадры в боевую линию. Так началось морское сражение у мыса Калиакрия. Русский флагманский корабль «Рождество Христово» атаковал флагманский корабль паши Саид-Али и заставил его выйти из боя. Вскоре после этого турецкий флот обратился в бегство. Победа у Румелийских берегов ускорила заключение Ясского мирного договора 1791 года. 

После победного завершения русско-турецкой войны Ушаков продолжает командовать Черноморским флотом, много времени и сил отдавая его боевой подготовке. В 1793 году ему присвоили звание вице-адмирала. 

Когда Россия вступила в антифранцузскую коалицию совместно с Оттоманской Портой, которая теперь стала ее союзницей, вице-адмиралу Ушакову было поручено возглавить Средиземноморскую экспедицию 1798—1800 годов. В середине августа Ушаков, имея под своим флагом 6 линейных кораблей, 7 фрегатов и 3 авизо — судов для разведки и посылок, взял курс из Севастополя в Стамбул. На кораблях в качестве морского десанта находилось 1700 солдат черноморских гарнизонов и 35 гардемарин Николаевского флотского училища. 

В Стамбуле султан передал под командование русского флотоводца турецкую эскадру адмирала Кадыр-бея: 4 линейных корабля, 6 фрегатов, 4 корвета и 14 канонерских лодок. С этими силами Ушаков начал боевые действия против французских морских и сухопутных сил у греческих берегов, имея целью освобождение семи Ионических островов — Цериго, Занте, Кефалонию, Итаку, Святого Мавры, Паксо и Корфу. Русскому адмиралу, кроме того, было поручено установить контакты с командующим английской эскадрой в Средиземном море вице-адмиралом Горацио Нельсоном для совместных действий против французского флота. 

Русский морской десант за шесть недель занял острова Цериго, Занте, Кефалонию и Святого Мавры. Греческое население островов приветствовало своих освободителей. После этого Ушаков приступил к самой крупной операции Средиземноморской экспедиции — овладению островом Корфу и одноименной крепости. 

Остров Корфу считался ключом к Адриатике. Венецианцы возвели здесь мощную крепость. Укрепления острова состояли из Новой крепости с тремя передовыми фортами и Старой крепости (цитадели). Французы, захватившие Корфу, укрепили его артиллерией из 650 орудий и 3-тысячным гарнизоном. На Корфу располагалось и главное командование французских войск: генеральный комиссар республики Дюбуа и губернатор Ионических островов дивизионный генерал Шабо. С моря главную крепость прикрывали два острова — Лазаретто и Видо. На последнем в укреплениях находилось пять больших батарей и 500 солдат. Под стенами крепости стояла французская эскадра: 1 линейный корабль, 1 фрегат, 1 бомбардирский корабль и несколько других судов. 

Первоначально Ушаков блокировал крепость Корфу с моря. Для штурма мощной крепости русских морских пехотинцев явно не хватало. Командующий эскадрой приказал провести учения с корабельными экипажами, чтобы они могли воевать на суше. В сражении согласилось участвовать 2 тысячи вооруженных повстанцев — жителей острова. После настойчивых переговоров с союзниками-турками удалось добиться, чтобы они прислали 4250 воинов-албанцев (треть обещанных в Стамбуле десантных войск). В большом количестве изготовлялись штурмовые лестницы. Лично Ушаков разработал 130 условных сигналов флагами для управления флотом во время штурма крепости Корфу с моря. 

Рассказы ушакова 4 класс

Русские десантники, высадившись на острове, возвели две артиллерийские батареи против фортов Новой крепости. За день до штурма вице-адмирал Ушаков издал приказ, согласно которому с началом штурма сухопутным войскам надлежало брать приступом передовые французские укрепления, а флоту предписывалось атаковать крепость Видо. Ушаков считал ее ключом к главной крепости — Корфу. 

Штурм Корфу начался 18 февраля 1799 года в 7 часов утра. К этому времени корабельная артиллерия подавила огонь двух французских батарей, и на острове Видо высадился 2-тысячный десант. На Видо в плен сдались его комендант бригадный генерал Пиврон и 422 солдата и офицера островного гарнизона. 

Одновременно со штурмом острова Видо начался приступ крепости Корфу. Десантные войска при огневой поддержке корабельной артиллерии успешно овладели передовыми фортами Новой крепости, а в нескольких местах — самой крепостной стеной. К вечеру французы поняли, что их дальнейшее сопротивление бессмысленно, и гарнизонное командование через парламентеров запросило перемирия. На российском адмиральском корабле «Святой Павел» начались переговоры о капитуляции. 

20 августа французская крепость Корфу капитулировала. В плен сдался 2931 человек. В качестве трофеев было взято 16 различных кораблей и судов, около 630 орудий, различное военное имущество. Потери союзников составили около 300 убитых и раненых. 

Штурм Корфу вошел в историю как образец взаимодействия флота и морского десанта. 

В 1805—1807 годы остров Корфу служил базой русской экспедиционной эскадры в Средиземноморье. По Тильзитскому миру он был передан Франции и принадлежал ей до 1814 года. 

За штурм Корфу Федор Федорович Ушаков был произведен в адмиралы. Турецкий султан наградил его бриллиантовым челенгом (пером) и собольей шубой. 

После освобождения Ионических островов эскадра Ушакова помогала русским войскам генерал-фельдмаршала А.В. Суворова, сражавшимся с французскими войсками в Северной Италии. На Средиземном море были нарушены коммуникации противника, блокированы порты Генуя и Анкона. Русские десантные войска участвовали в освобождении от французов Неаполя и Рима. 

Во время Средиземноморской экспедиции адмирал Ф.Ф. Ушаков проявил себя как искусный политик и дипломат. При его участии была образована греческая Республика Семи Островов, избран «Большой Совет», или «Греческий Сенат». На каждом из Ионических островов были учреждены свои Советы, магистраты, полиция, казначейство и суд. Введение нового правления было одобрено большинством островитян. «Республиканские» нововведения русского флотоводца прославили его в Европе и вызвали неудовольствие российского императора Александра I. 

Полгода, проведенные адмиралом Ушаковым на Ионических островах, были сплошным триумфом. Местное население относилось к нему как к своему освободителю. Жители острова Корфу преподнесли русскому адмиралу золотой меч, осыпанный бриллиантами; жители Занте — золотой меч и серебряный щит; Кефалонии и Итаки — золотые медали. 

Рассказы ушакова 4 класс

26 сентября 1800 года русская эскадра вернулась в родной Севастополь. Император Александр I, недовольный «республиканскими» взглядами Ушакова, в 1802 году назначил его на второстепенную адмиральскую должность главного командира балтийского гребного флота и начальника флотских (учебных) команд в Санкт-Петербурге. 

В 1807 году адмирал Ф.Ф. Ушаков увольняется в отставку по болезни. Во время Отечественной войны 1812 года он был избран начальником ополчения Тамбовской губернии, но по состоянию здоровья принять участие в боевых действиях не смог. Федор Федорович Ушаков скончался в 1817 году и был похоронен в Санаскарском монастыре. 

Адмирал Ушаков вошел в военную историю не только своими победами в морских сражениях, но и как автор новой тактики парусного флота. Большое внимание он уделял морской и артиллерийской выучке корабельных экипажей.

Был справедливым, заботливым и внимательным к подчиненным, за что заслужил их любовь и уважение. 

  • Рассказы участников вов о войне читать
  • Рассказы фельдшера скорой помощи
  • Рассказы феклуши из грозы
  • Рассказы ушинского для 3 класса читать
  • Рассказы ушинского для детей 1 класса распечатать