Знамя Победы над Рейхстагом. Фото Е. Халдея. 1 мая 1945 года. Германия, Берлин. Главархив Москвы
Виртуальную экспозицию пополнили не только проекты на военную тематику, но и большой блок с документами 1960–1980-х годов.
Виртуальный музей «Москва — с заботой об истории» — первый в России виртуальный музей, в основу которого легли документы и предметы, переданные москвичами. В этом году в музее открылся большой послевоенный блок, где большинство материалов относятся к 1960–1980 годам.
«Подобный музей — это не только чрезвычайно интересный проект для воплощения, но и большая ответственность, так как в нем мы отражаем события Великой Отечественной войны, знакомим с личными и рассекреченными документами. Сейчас, когда роль нашей страны в Победе преуменьшают, очень важно не просто сохранять свидетельства истории, но и делиться ими. Именно это мы и стараемся делать в виртуальном музее, расширяя его экспозицию и постоянно знакомя горожан с новыми материалами. В настоящее время мы уже готовимся к следующему году и планируем не менее интересные проекты», — рассказал начальник Главного архивного управления города Москвы Ярослав Онопенко.
Он также отметил, что с 2021 года музей расширил экспозицию документов послевоенного времени, в которых говорится о таких важных событиях, как Всемирный фестиваль молодежи и студентов, полет Юрия Гагарина в космос, Олимпиада-80, и других.
Виртуальный музей «Москва — с заботой об истории» был создан к 9 мая 2020 года, и его экспозиция постоянно расширяется. В прошлом году музей впервые показал документы, рассказывающие о помощи московских водителей автобусов и грузовиков жителям оккупированного Ленинграда. Материалы показывают, как в январе 1942 года в Ленинград выдвинулись автобусные экспедиции, которые доставляли самое необходимое по Дороге жизни и эвакуировали жителей. Также музей пополнился фильмом-лекцией о блокадном Ленинграде и снимками фотокорреспондента газеты «Правда» Сергея Струнникова.
20 апреля, в день окончания битвы за Москву, Главархив и столичный Департамент образования и науки запустили проект «Дневники детей войны». В его основу легли письма детей разного возраста, в которых они делились воспоминаниями о тяжелых событиях ноября — декабря 1941 года, когда им пришлось жить в немецкой оккупации. Эти детские воспоминания на камеру прочитали почти 60 московских школьников. Проект будет продолжаться до апреля, а воспоминания можно также прочитать в опубликованном недавно онлайн-сборнике.
Главархив рассказал, как москвичи поддерживали ленинградцев в блокадуВ проекте Главархива «Дневники детей войны» появились новые видеоролики и книга с воспоминаниями
В год открытия музея, 6 мая, в нем опубликовали редкие документы времен Великой Отечественной войны о работе эвакуационных госпиталей. Среди них фотографии, отчеты, стенограммы, доклады для научных конференций и другие свидетельства работы медиков в годы войны. Документы случайно обнаружили в одном из хранилищ медицинской документации во время капитального ремонта. Отдел эвакогоспиталей был ликвидирован вскоре после окончания Великой Отечественной войны, и его архив не сохранился. Благодаря найденным документам горожане могут узнать о подвиге столичных военных медиков.
С 22 июня в виртуальном музее «Москва — с заботой об истории» доступна книга о зверствах немецко-фашистских захватчиков на территории Подмосковья. Это вторая книга Главархива Москвы в рамках проекта «Без срока давности». Первый том под таким же названием был подготовлен в 2020 году. Обе книги основаны на документах Главархива Москвы и управления ФСБ России по Москве и Московской области. Помимо материалов, рассказывающих о злодеяниях захватчиков в отношении мирных граждан, в книге описана работа партизанского движения.
Ко Дню начала контрнаступления советских войск против немецко-фашистских войск в битве под Москвой в виртуальном музее появился проект «Незабываемое». Здесь можно послушать около 200 воспоминаний участников и очевидцев Великой Отечественной войны, выдержек из радиорепортажей, выступлений известных поэтов и актеров. Все звукозаписи сгруппированы по годам войны. Помимо фонодокументов, которые относятся к Москве, здесь представлены записи из блокадного Ленинграда, Севастополя, Сталинграда, Курска и других регионов СССР, где шли военные действия.
В проекте Главархива «Дневники детей войны» появились новые видеоролики и книга с воспоминаниямиПочти 200 аудиозаписей о Великой Отечественной войне появилось в музее «Москва — с заботой об истории»
После войны
С весны этого года в виртуальном музее появился большой блок с материалами о послевоенном времени. Здесь можно найти фотографии, видеоролики, предметы, документы, выдержки из газет и журналов 1960–1980-х годов. Среди фотографий интерес представляют подборки снимков метрополитена, спортивных мероприятий, видов Москвы 1970-х годов, фестивалей и праздников.
Ко Дню города в виртуальном музее появилась интерактивная карта. По снимкам можно проследить, как менялась столица с середины ХХ века до наших дней, как раньше жили москвичи и как выглядели места, без которых невозможно представить город сегодня. Для создания карты специалисты Главархива в первую очередь отобрали фотографии Москвы с начала 1950-х до начала 1970-х, а затем сделали с тех же самых точек снимки современной столицы. На карте доступно более 400 фото.
Кроме того, все материалы трех выставок Главархива, которые проходили в его выставочном зале в этом году, стали доступны онлайн. Это выставки ко Дню космонавтики, Дню медицинского работника и Дню начала контрнаступления советских войск в битве под Москвой.

Даже самое трагическое событие можно забыть. Так происходит и с Великой Отечественной войной — людей, которые прошли через военное время, в живых остается всё меньше. Ветераны уходят. Из памяти молодых стираются факты и даты, а подростки зачастую даже не знают элементарного: кто, с кем и почему воевал. Но один мудрый учитель-фронтовик однажды сказал: «Дети! Запомните! Как только вы забудете эту войну, так сразу ждите новую!». Поэтому рассказы о войне для детей так важны, и посвящать ребёнка в историю катастрофы мирового масштаба можно с самого раннего возраста.
Убедитесь, что с ребенком всё в порядке, когда вы далеко. Установите приложение «Где мои дети», чтобы всегда знать, где ваш ребёнок, что происходит вокруг него, и как он себя чувствует.
Содержание:
Как рассказать детям о Великой Отечественной войне
Главный совет: обсуждая войну, не говорите словами из учебника. Дети лучше запоминают мелкие детали, необычные факты и особенности. Ведите повествование о ВОВ, как о событии, в котором участвовали настоящие люди с разными, хоть и похожими, судьбами.
Зачем рассказывать детям о войне
Иногда родители и другие взрослые не спешат рассказывать детям о войне, опасаясь, что ребёнка травмирует трагичность истории. Но дети воспринимают рассказы о ВОВ довольно спокойно, главное — выбрать правильную подачу. Знать о Великой Отечественной войне нужно каждому ребёнку: пока мы передаём память о советских воинах из поколения в поколение, дети продолжают чтить подвиг своих дедов и прадедов. А значит, герои проливали кровь не напрасно.
С чего начать беседу
Начиная беседу о войне, конечно, необходимо учитывать возраст ребёнка. Малыш младше пяти лет вряд ли будет готов к очень серьёзной теме. Зато у детей старше пяти лет уже хорошо развито понятие справедливости: в этом возрасте ребёнок чётко осознает «что такое хорошо, а что такое плохо», и поэтому сможет правильно оценить пересказанные взрослым события. Единственное, чего стоит избегать в беседах о ВОВ с дошкольниками и младшими школьниками — излишне драматических описаний о погибших и раненых.
Начать разговор о войне можно на примере воевавшего родственника. Если такого родственника нет — кратко опишите простыми словами, из-за чего началась война.
Почему началась война
Сказать ребёнку о том, почему началась война — нужно. Но для разных возрастов история может отличаться. Детям помладше достаточно объяснить причины войны в общих чертах: как одна страна захотела захватить территории других стран и как руководители разных государств поссорились между собой.
Школьникам можно изложить более развернутый и честный вариант событий: о том, что немецкие фашисты под руководством Гитлера — одного из самых жестоких людей за всё время существования человечества — решили убивать других людей из-за того, что эти люди были другой национальности. В разговоре будет полезно упомянуть о том, что и в самой Германии жили люди разных национальностей, которых фашистские преследования коснулись в первую очередь.
Как правильно рассказывать о войне и о чём рассказать
Беседуя о войне с детьми любого возраста — отвечайте на все появившиеся у юных слушателей вопросы. Даже если не знаете ответа — это не страшно, можно найти всю нужную информацию в дополнительных источниках. Для лучшего понимания темы упомяните в беседе о детях, живших во время Великой Отечественной войны и участвовавших в защите своей Родины.
О чем именно рассказывать детям в беседе о ВОВ — примерный краткий план:
- вероломное нападение фашистской Германии на Советский Союз (здесь можно пояснить, что раньше Россия не была отдельной страной, а входила вместе с другими республиками в Союз) 22 июня 1941 года в 4 часа утра;
- героическая оборона Брестской Крепости — 22 июня-20-е числа июля 1941 года: защищали крепость 4 000 человек;
- битва под Москвой — октябрь 1941-апрель 1942: одно из поворотных событий ВОВ;
- Блокада Ленинграда (современного Санкт-Петербурга) — 8 сентября 1941-27 января 1944: прорвать блокадное кольцо удалось лишь спустя 872 дня;
- Курская битва — 5 июля-23 августа: самое ожесточённое сражение за всё время войны, итогом битвы стало уничтожение двух главных фашистских группировок;
- Сталинградская битва — 17 июля 1942-2 февраля 1943: после битвы, продлившейся 200 дней, стало ясно, что разгром Германии советскими солдатами — вопрос времени;
- взятие Берлина — апрель 1945: советские воины дошли до германской столицы, попутно освобождая другие европейские страны, захваченные фашистами;
- День Победы — 9 мая 1945 года: накануне, поздно вечером, был подписан окончательный Акт о безоговорочной капитуляции фашистской Германии и её вооруженных сил.
Рассказать об основных вехах войны можно кратко или более подробно — зависит от возраста детей. Если дети увлеклись беседой — завершите разговор вопросами по теме. Например, такими:
- Когда началась Великая Отечественная война?
- Какая страна напала на Советский Союз?
- Кто такие фашисты?
- Кто победил в войне?
- Сколько времени продлилась ВОВ?
- Какой праздник мы отмечаем девятого мая?
Закрепите итоги обсуждения войны визуально: покажите детям фотографии времён Великой Отечественной войны.
О чём ещё стоит рассказать детям в беседе о ВОВ — рекомендации педагогов:
Военные профессии
Объясните детям, что, помимо известных и хорошо знакомых им профессий (учитель, врач, строитель), существуют и особые профессии — военные. Человек, который выбрал военную профессию, может уметь разрабатывать тактику ведения боя, конструировать боевую технику, мастерски владеть оружием, уметь оказывать первую помощь. Примеры военных профессий: моряки, летчики, связисты, медицинские работники.
В беседе о военных профессиях поговорите о том, как сложно было и тем, кто остался в тылу. Женщины, дети, пожилые люди работали практически без отдыха, чтобы облегчить жизнь тех, кто воевал: создавали военную технику на заводах, выращивали продукты для советских воинов, шили форму.
Города-герои
Расскажите ребёнку о том, что город-герой — очень почётное звание, и удостаивались этого звания те города, жители которых проявили особый героизм и мужество. В наши дни, когда СССР больше не существует, города-герои расположены на территории России, Украины, Беларуси:
- Брест — участие в защите города приняли почти все его жители;
- Одесса — защитники Одессы первыми начали подрывную войну против фашистов: ночами пробирались в город, чтобы вывести из строя технику и взорвать дома, занятые захватчиками;
- Ленинград — жителям современного Санкт-Петербурга пришлось особенно тяжело: фашисты не пускали в город обозы с продуктами питания и лекарствами, намеренно сломали систему теплоснабжения, и более двух лет жители блокадного Ленинграда недоедали и мерзли, но не уступили город врагу;
- Киев — 778 дней город находился в оккупации, за это время немцы разрушили город почти полностью;
- Севастополь — город у Черного моря Гитлер планировал захватить в первые же дни войны, но жителям города удалось держать оборону целых 8 месяцев;
- Мурманск — пережил огромное количество нападений, более 180 тысяч бомб сбросили на город, частично его разрушив. Но Мурманск не сдавался, его жители продолжали работать и защищаться;
- Тула — с октября по декабрь население героически защищало родной город;
- Минск — за три года оккупации от города почти ничего не осталось, и после войны Минск отстраивали заново;
- Новороссийск — город оборонялся 225 дней, бои закончились полным освобождением Новороссийска;
- Керчь — в оккупации город провел 700 дней, его жители пострадали больше остальных от фашистских захватчиков;
- Волгоград (Сталинград) — был одной из главных целей Гитлера, но фашистам не удалось прорвать оборону, и спустя 200 дней уже сами немцы оказались в плену у советских воинов;
- Москва — на подступах к столице СССР немецкие войска потерпели первое крупное поражение.
Награды
Для участников ВОВ были созданы особые награды, и вручали их героям в любых званиях: командирам отрядов и дивизий, рядовым солдатам, медикам, детям-героям. Примеры наград времен ВОВ:
- ордена Суворова, Кутузова, «Красного знамени»;
- медали «За боевые заслуги», «За отвагу»;
- награды за оборону городов-героев.
Как рассказать ребёнку о Дне Победы
Разбудить интерес к празднику у ребёнка можно простым вопросом: «А ты знаешь, какой завтра праздник?». Дети любят праздники, и ребёнок наверняка сам начнёт задавать наводящие вопросы.
Обычно о Дне Победы дети впервые слышат рано — в 3-4 года. Учитывая возраст малыша, не затягивайте повествование и не перегружайте беседу подробностями. Например, беседу можно составить так: «Когда твой прадедушка был таким же маленьким, как ты сейчас, на нашу страну напали очень злые люди — фашисты. Но нашим солдатам удалось защитить родную землю и победить захватчиков, а День Победы пришёлся на 9 мая 1945 года. С тех пор мы каждый год отмечаем этот праздник, вспоминая всех, кто сражался за победу».
Рассказ можно дополнить просмотром детских тематических книг с крупными фото и изображениями, посвящёнными ВОВ и Дню Победы.
Читайте также Сколько продлятся майские праздники в 2021 году и как их интересно провести?
Жизнь и подвиги детей во время ВОВ
«У войны не женское лицо», — так назвала свою книгу писательница Светлана Алексиевич. Можно смело добавить, что и детским быть лицо войны не должно: а в 1941 году ребята, которым едва исполнилось 10 лет, наравне со взрослыми защищали Родину.
Расскажите ребёнку о его ровесниках, лишившихся детства: в жизни этих мальчишек и девчонок не было сказок, мультфильмов и даже заботы родителей. Часто ребёнок искренне проникается историей, когда её участниками оказываются такие же дети, как и он сам.
На фронт мальчишки и девчонки попадали разными путями. Иногда их брали с собой родители, предполагая, что оставаться дома ещё опаснее, иногда солдаты подбирали потерявшихся во время боёв детей. Но чаще всего ребята сами стремились попасть на фронт, и попросту сбегали из дома на передовую, а командирам ничего не оставалось, кроме как принять юного бойца в свои ряды.
Три истории о детях Великой Отечественной войны, чьи мужественные поступки навсегда остались в истории России:
Марат Казей, 14 лет
Памятник Марату Казею, Минск, 1984. Фото: Antonio3.14. Источник
К началу войны Марат успел окончить только начальную школу. Ещё до войны родителей мальчика объявили «врагами народа» (тогда, до войны, от ложных обвинений страдали многие ни в чём не повинные люди), в живых оставили только мать. Мама Марата простила советской власти несправедливые обвинения, и во время войны прятала у себя дома партизан, за что и была повешена фашистами.
Тогда сам Марат пошёл в партизаны и вёл деятельность наравне со взрослыми товарищами: взрывал вражеские эшелоны, ходил в разведку и участвовал в опасных рейдах. За год до Победы Марат Казей погиб, подорвав гранатой и себя, и нападающих на него фашистов.
Сережа Алешков, 6 лет
Один из самых юных участников боёв. Маленький мальчик потерялся в лесу, убегая с партизанами из захваченной немцами деревни, и его подобрали разведчики 142-го гвардейского полка.
В силу возраста в сражениях Сережа не участвовал, зато помогал всем, чем мог: разносил почту и продукты, приносил снаряды. А однажды мальчик спас командира полка, разбирая завалы блиндажа, где оказался командир. После войны Сережу усыновил майор Михаил Воробьёв, тоже воевавший в 142-м гвардейском полку.
Зина Портнова, 17 лет
Молодая партизанка вступила в подпольную организацию «Юные мстители». Зине удалось устроиться посудомойкой в немецкую столовую, где она отравила пищу, убив более сотни фашистов.
В 1943 году девочку взяли в плен и зверски пытали, но она не сдавала своих. Во время одного их допросов Зина застрелила из украденного пистолета троих немцев. В 1944 году Зину Портнову расстреляли, так и не добившись от неё нужной информации.
Дети, оставшиеся в тылу тоже совершали подвиги — только трудовые: работали днём и ночью на заводах, чтобы обеспечить армию всем необходимым, шили и вязали одежду, изготавливали посуду.
Лучшие книги и рассказы о войне для детей
Ниже приведены произведения о войне для детей, подходящие для разных возрастов:
Для дошкольников
- Е. Благинина «Почему ты шинель бережёшь?».
- А. Гребенина «Вера Иванова».
- А. Митяев «Письмо с фронта».
Для младших школьников
- Л. Воронкова «Девочка из города».
- В. Осеева «Васёк Трубачев и его товарищи».
- В. Драгунский «Арбузный переулок».
Для среднего звена
- В. Богомолов «Иван».
- В. Рудный «Дети капитана Гранина».
- С. Алексеев «Рассказы о войне».
Для подростков
- А. Лиханов «Последние холода».
- Н. Надеждина «Партизанка Лара».
- Б. Васильев «В списках не значился».
Немного о книгах о войне, которые читают и перечитывают дети всех поколений:
- А. Митяев «Письмо с фронта». Книга легко прочитывается самостоятельно — автор писал для детской аудитории простым и понятным языком. Сюжет книги основан на реальных событиях.
- В. Осеева «Васёк Трубачев и его товарищи». Книга про обычного мальчишку Васю Трубачева и его друзей, детство которых закончилось вместе с пришедшей войной.
- В. Рудный «Дети капитана Гранина». История о том, как юные воины не только защитили Финский залив, но и в решающий момент приняли огонь на себя.
- Б. Васильев «В списках не значился». Десять месяцев русский солдат воевал против фашистов, а потом попал в плен. И тогда выяснилось, что никто не знал даже его имени, и он навсегда остался неизвестным героем.
Празднуем День Победы: поделки к 9 мая с детьми
Варианты красивых и простых поделок к 9 мая:
Композиции из пластилина
С помощью пластилина на листе цветного картона можно изобразить любую тематическую символику: звезду, флаг, гвоздики, Георгиевскую ленточку, и многое другое.
- Открытка из пластилина ко Дню Победы: https://www.youtube.com/watch?v=F7cWgdlspbs
- Салют Победы из бумаги и пластилина: https://www.youtube.com/watch?v=fb0mnLWBRCw
Голубь мира
Простая поделка, сможет сделать самостоятельно даже дошкольник. Для поделки понадобятся: белые салфетки, лист белого или цветного картона.
Как делать: на листе картона нарисовать композицию, например, голубя и земной шар. Далее: вырезать из белой салфетки квадратики, накрутить квадратики на карандаш и приклеить внутри изображения голубя.
- Голубь мира в технике оригами: https://www.youtube.com/watch?v=Jtg-Qzys6Uk
Другие варианты
- Хорошо смотрятся поделки к 9 мая из CD-дисков. На блестящую поверхность можно поместить любую тематическую композицию. Видео инструкция по изготовлению поделки из дисков: https://www.youtube.com/watch?v=9TYHxGrGV68
- Объёмный танк из коробок и бумаги: https://www.youtube.com/watch?v=HMhamUAlylM
- Очень красивая 3D-открытка «Коробка с орденами»: https://www.youtube.com/watch?v=uMxGudBkpMQ
Больше идей поделок на 9 мая с подробными инструкциям и видео мастер-классами ищите здесь.
Рассказывать о войне детям нужно обязательно. На волне патриотизма тема ВОВ поднимается часто, и со школьниками войну обсуждают довольно активно. Но, как правило, факты излагаются сухим языком и не несут никакой эмоциональной окраски. Поэтому только родители могут рассказать ребёнку о настоящей войне, на которой погибли тысячи людей, защищая будущие поколения. Пусть ваш ребёнок знает, что они защищали и его будущую жизнь тоже.
Получите чек-лист подготовки к школе на свою почту
Письмо отправлено!
Проверьте электронный ящик
Скачайте бесплатно приложение на iOS или Android
Мобильное приложение «Где мои дети»
Смотрите передвижения ребёнка на карте, слушайте что происходит вокруг, когда вас нет рядом.
Отправляйте громкий сигнал, если ребёнок не слышит звонка от вас.
Скачайте бесплатно приложение на iOS или Android
Загрузить приложение
Сейчас лучшее время, чтобы вспомнить художественные произведения, посвященные Великой Отечественной войне. Возможно, некоторые из них уже стерлись из вашей памяти,
1. Константин Симонов. «Живые и мёртвые»
Одно из ярчайших произведений о Великой Отечественной. По нему, как по учебнику, можно изучать историю начала войны. Но главное — просто и честно, без новомодного смакования ужасов и смертей, Симонов сумел показать всю тяжесть боёв и отступления, трагизм судеб простых людей, на чьи плечи легли эти страшные испытания. В книге, издававшейся в СССР миллионными тиражами, нет «ура-патриотизма». В ней откровенно рассказано о неудачах нашей армии, о самых тяжёлых первых месяцах сражений. Но несмотря на все потери и поражения, главный герой военкор Иван Синцов, как и миллионы советских людей, верит в неизбежность Победы. И она, конечно же, пришла.
2. Виктор Некрасов. «В окопах Сталинграда»
С одной стороны — история о героической обороне Сталинграда глазами главного героя лейтенанта Юрия Керженцева. Максимально достоверная. С другой — что, наверное, особенно стоит ценить читателю XXI века — в книге описываются отношения людей на войне. Некрасов передал их так, что невольно ставишь себя на место участников событий и задаёшься вопросом: «А как бы я повёл себя в этой ситуации?» И получаешь шанс переосмыслить, что на самом деле важно в жизни.
3. Михаил Шолохов. «Судьба человека»
Война лишила главного героя шофёра Андрея Соколова всего: семьи, дома, веры в будущее. Мужчина прошёл через страшные испытания, включая концлагерь. Но не сломался, остался человеком. Новый смысл привнесла в его жизнь встреча с осиротевшим мальчиком Ванюшкой. И вот это уже не две отдельные искалеченные людские судьбы, а отец и сын. Кстати, один из эпизодов книги получил широчайшую известность. Его вспоминают и цитируют даже в других произведениях. Речь о моменте, когда вражеский офицер предложил Соколову выпить за победу фашистского оружия, и тот, фактически умирая от истощения, отказался, но выпил за свою гибель.
4. Виктор Курочкин. «На войне как на войне»
Младший лейтенант Саня Малешкин только окончил военное училище и тут же стал командиром танкового экипажа. А у него всё идёт не так: то из гранаты чека выскакивает, то от машины детали отваливаются, он не может нормально командовать подчинёнными и сам недисциплинирован. Наивно боится, что бои закончатся, а он не получит ни одной награды и нечем будет похвастаться дома. Однако в настоящей критической ситуации Малешкин показывает себя героем. Автор описал в этом произведении, по сути, обычных людей. Со своими слабостями, иллюзиями, чаяниями. Вот только время, в котором они живут, — разгар Великой Отечественной.
5. Юлиан Семёнов. «Семнадцать мгновений весны»
Фильм про Штирлица, пожалуй, смотрели все. А книгу о советском разведчике Максиме Исаеве, по которой снята эта картина, многие ли читали? Вот вам отличная возможность! Самые внимательные заметят в романе незначительные расхождения с экранизацией. Ценящие историческую достоверность — чёткий документализм. Даже любители интеллектуальных головоломок найдут немало интересных для себя моментов, ведь главный герой постоянно просчитывает комбинации, что придаёт произведению некий детективный оттенок. А главное в нём — история человека, любящего и тоскующего по близким, но вынужденного ставить интересы Родины выше личных и быть верным долгу на протяжении всей жизни.
Читать в МТС Библиотеке
- 1967, 1969, 1982
- 2404 стр.
- 16+
6. Борис Полевой. «Повесть о настоящем человеке»
На втором году войны немцы подбили самолёт главного героя Алексея Маресьева, он оказался раненным посреди зимнего леса и 18 суток пробирался к людям. В госпитале врачи вынуждены были ампутировать ему обе ноги, однако мужчина не сдался. В
7. Валентин Катаев. «Сын полка»
Бойцы Красной Армии нашли в окопе больного, но готового до последнего сражаться с фашистами мальчика Ваню Солнцева, решили отправить его в тыл, а пока временно взяли на воспитание. Эта история тронет и детей, и взрослых. Для ребят же повесть «Сын полка» можно считать одной из лучших для начала знакомства с темой Великой Отечественной. Несмотря на то что описания страшных событий писатель не мог избежать (Ваня потерял родных и близких, скитался, терпел лишения, а в конце его опекун тоже погиб в бою), произведение очень доброе, воодушевляющее. И захватывающее. Чего только стоит история побега мальчика, когда того не могли найти даже бывалые бойцы.
8. Владимир Войнович. «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина»
Перед самой Великой Отечественной командование направляет непутёвого и далёкого от образа героя солдата Ивана Чонкина охранять военный самолет, совершивший вынужденную посадку на краю деревни Красное. Когда война начинается, о Чонкине забывают, а он попадает в удивительные истории. Можно ли написать о войне с юмором? Для
9. Станислав Олефир. «Когда я был маленьким, у нас была война…»
Когда началась Великая Отечественная, автору сборника было всего три года, он рос во время войны. А став взрослым, записал реальные эпизоды жизни в оккупации. Каждая глава — отдельный рассказ. Один смешной, другой поучительный, третий печальный… Взгляд на происходящее вокруг глазами ребёнка трогает необычайно. Произведение не очень известное, если не читали его ранее, обязательно сделайте это!
10. Светлана Алексиевич. «У войны не женское лицо»
Почти документальное произведение. Записанные автором рассказы женщин, судьбу которых поломала война. Истории от первого лица. Это очень сильный приём. Читатель окунается в ужасную действительность той эпохи, с первых же строчек сопереживает героиням. Многие отмечают, то же самое им
Сотни историй о войне и подвигах, а также тысячи других произведений можно найти в приложении МТС Библиотека — вашей личной книжной полке в смартфоне.
Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа № 18 п.
Солони
Сулукского сельского поселения
Верхнебуреинского муниципального района
Хабаровского края
Литературный квест
«Я читаю книги о войне!»
Автор:
Балданова Светлана Баировна,
учитель
русского языка и литературы
МБОУ
ООШ № 18 пос. Солони
Солони,
2020
Цель: формирование
чувства патриотизма в школьной среде в условиях геймизации подрастающего
поколения.
Задачи:
·
расширение
представлений школьников о Великой Отечественной войне;
·
проведение
военно-исторической игры таким образом, чтобы учащиеся прочувствовали важность памяти этих событий;
·
воспитание
у молодежи уважения к старшему поколению – нашим ветеранам, памяти о простом
солдатском подвиге.
Участники: учащиеся
5-8-х классов.
·
метапредметные:
способность решать творческие и проблемные задачи, используя контекстные знания
и эвристические приемы;
·
личностные: опыт
эмоционально-ценностного и творческого отношения к фактам прошлого и
историческим источникам;
·
предметные:
усовершенствование навыков устанавливать причинно-следственные связи,
приобретение навыков коммуникативной деятельности в группе.
1.
Игра состоит из двух
этапов. На первом этапе команда (4-6 человек) проходит задания от станции к
станции, заполняя маршрутный лист. Чтобы команды не пересекались, у каждой
команды свой маршрутный лист. На каждой станции играют только часть игроков от
команды от одного до трех (как в игре «Форт Боярд»). За правильное выполнение
заданий команда получает конверт с подсказками (Приложение 4а), которые могут
пригодиться для второго этапа – интерактивной викторины «Я читаю книги дальневосточников
о войне!».
2.
На выполнение каждого
задания отводится от 1 до 7 минут.
3.
Если вы растерялись и не
знаете, как правильно выполнить задание, спросите у ведущего.
4.
Если вы не используете
подсказку (во втором этапе — викторине), баллы за ответ удваиваются.
5.
Конверты с подсказками нельзя
вскрывать до финала.
6.
В конце игры
подсчитывается количество баллов. Игру проходят разные команды отдельно друг от
друга. Когда все команды пройдут игру, выявляется команда победитель.
Огласить вышеуказанные правила игры.
Первый этап:
Станция «Библиотека». Участники
должны найти нужную книгу на выставке, открыть на нужной странице и определить
пропущенное слово. При правильных ответах команда получает конверты с
подсказками для викторины «Я читаю книги дальневосточников
о войне!».
Задания участникам квеста:
Анатолий Митяев «Подвиг
солдата»
«Так вот, думая о горе людей и птиц,
капитан (….?….) пересёк линию фронта. Он углубился в немецкий
тыл, на малой высоте подлетел, как подкрался, к шоссейной дороге, по которой
шло подкрепление фашистам, и ударил бомбами в танки и автомобили. Потом он
развернулся и напал на врага снова – выпустил по нему все снаряды, которые были
в пушках, и все пули, которые были в пулемётах» стр. 62
Герман Смирнов «Рассказы об
оружии»
«Один из участников этих боев майор (….?….),
командовавший танковым полком, наставлял командиров подразделений:
-Двигайтесь, не останавливаясь; а все, что
встает на пути, сметайте. Считайте, что справа и слева от нас заминировано и,
отклоняться в сторону нельзя» стр.64
Николай Богданов «О смелых и умелых»
«Оказывается, в рукавах (….?….) прятал
две гранаты. Поднятыми руками нарочно принимал врагов поближе. А когда они
побежали, окружили, с силой опустил руки и, ударив гранаты о камни, подорвал и
себя и своих преследователей. Всё это бойцы поняли в ту же минуту» стр.33
Слава герою-бойцу
«Танк приближался, гремя гусеницами,
покачиваясь, будто кланяясь. Позабыв об автоматчиках, бронебойщик (….?….) втиснул
приклад ружья в плечо, прицелился в смотровую щель водителя. И тут сзади
длинной очередью вдруг ударил пулемёт» стр. 64
Владимир Разумневич «Письма
без марок»
«Семнадцать месяцев фашисты были в городе,
пока в марте сорок третьего наши не пробились. Первой прорвалась вон туда,
на Советскую площадь, Уральская дивизия. А командовал дивизией генерал-майор (….?….). Он
погиб за наш город. Его могила вон там, где прежде был древний кремль, —
мальчик глянул в сторону высокого холма, на вершине которого величественно
застыл, касаясь неба, гранитный обелиск».стр.43
Анатолий Митяев «Подвиг
солдата»
«Шофёр выжимал из мотора все силы.
Грузовик словно летел в гору. Никита (….?….) высунулся из
кабины и увидел фашистов. С автоматами, с ручными пулеметами, они шеренгами
выходили из кустов и бегом пересекали шоссе. Какая-то вражеская часть то ли
уходила от преследования, то ли рассчитывала в этом направлении найти выход из
окружения» Стр. 69
Анатолий Митяев «Шестой
неполный»
«За тучей черного дыма, стелившегося по
лугу, ничего не было видно. Только слышалась стрельба: солдаты взвода довершали
схватку с вражеским танком. Вскоре из дыма выскочил лейтенант (….?….).
Он бежал с автоматом к ложбине, где укрылись после гибели танка вражеские
автоматчики. За командиром бежали солдаты» стр.47
Юрий Стрехнин «Город отважных»
«Вылетел однажды бомбить фашистов наш
бомбардировщик. Командовал им лейтенант (….?….), вторым
пилотом был лейтенант Колесник, стрелками радистами – Титов и Кусенков, все
комсомольцы. Подошли к цели – и тут противник встретил их огнём зенитных пушек.
Загорелся самолёт. Но все бомбы сбросил точно. Теперь – скорее до родного
аэродрома долететь» стр. 15
Лев Кассиль «Главное войско»
«Пошёл в бой солдат Иван (….?….).
Ударила Ивана фашистская пуля. Руку пробила и в грудь попала. Упал Иван. А
товарищи вперёд ушли, врага гнать. Лежит Иван один в снегу. Рука болит, дышать
трудно – пуля в груди мешает. Лежит и думает: «Конец мой приходит. Умру
сейчас». И глаза закрыл. И думать перестал» стр.15
Лев Кассиль «Твои защитники»
«Наш сержант (….?….) –
меткий стрелок. Ни одной пули даром не пропустит. Снайперами зовут таких
стрелков. Стали фашисты стрелять по лесу, а куда метят, сами не знают. Разве
поймаешь невидимку!» стр. 15
Борис Никольский «Солдатский
секрет»
«Теперь оставалось (….?….) только
записать в журнал боевого дежурства: в шесть ноль-ноль пролетел рейсовый
пассажирский самолет. И всё.
Уже не впервые дежурил (….?….) и
не впервые видел на экране этот самолёт. Только на этот раз ощутил (….?….) какое-то
беспокойство. Вроде бы всё, как положено. И летит самолёт, как обычно, точно в
назначенное время. И на запрос отвечает» стр. 8
Борис Никольский «Солдатская
школа»
«Так (….?….) летел
довольно долго. А когда приземлился, то сразу пробрался к своим. И доложил о
танках. И лейтенант Петухов после учений объявил ему благодарность за
самообладание и находчивость» стр. 39
Борис Никольский «Армейская
азбука»
«Случилось это в 1941 году, когда фашисты
наступали на Москву. Во что бы то ни стало стремились гитлеровцы прорваться к
советской столице. Много дней подряд вели наши войска тяжёлые бои с врагом.
Часть, в которой служил сержант (….?….), одну за другой отражала
непрерывные атаки фашистов» стр. 44
Борис Никольский «Как солдат
стал солдатом»
«Стрелки часов показывали без четверти
девять, когда (….?….) включил радиостанцию. Надел наушники.
Стараясь не спешить, взял микрофон. Нет для связиста минуты торжественнее и
важнее, чем эта – когда входит он в связь! Когда посылает в эфир свои позывные
и ждёт ответа» стр. 38
Игорь Мельников «Секретный
отряд»
Все знают, что танк на войне – сила! А
если танком командует смелый командир, то эта сила двойная. Уж я-то знаю, что
это так. Недаром всю войну провоевал на танке механиком-водителем. Да и жив,
наверное, остался потому, что везло мне на хороших командиров. Но лучшего
командира, чем майор (….?….), у меня не было. Помню, как он
однажды устроил фашистам побудку» стр. 10
Станция «Фойе
школы».
Здесь на равном уровне натянуты пересекающиеся веревки, где висят бумажки с
названиями произведений о войне и их авторами. Необходимо собрать бумажки и
соотнести книги и их авторы. При правильных ответах команда получает конверты с
подсказками для викторины «Я читаю книги о
войне!».
Произведения
и их авторы:
Вячеслав
Кондратьев. «Сашка. Отпуск по ранению».
Константин
Воробьев. «Убиты под Москвой».
Татьяна
Кудрявцева. «Маленьких у войны не бывает».
Николай
Богданов. «Бессмертный горнист».
Станислав
Олефир. «Когда я был маленьким, у нас была война».
Вера
Карасева, «Кирюшка».
Юрий
Герман. «Вот как это было».
Людмила
Никольская. «Должна остаться живой».
Борис
Васильев. «А зори здесь тихие…»
Петр
Любаев и Анастасия Безгубова. «Великая Отечественная война. 1941-1945».
Станция «Детский сад». Участникам необходимо прочитать текст,
использую бинокль, и назвать, из какой он книги.
При правильных
ответах команда получает конверты с подсказками для викторины «Я читаю книги дальневосточников о войне!».
Тексты для
участников:
Геннадий Черкашин «Кукла»
«Когда дедушка дарил куклу девочке, все гости рассмеялись,
потому что и кукла, и девочка были одного роста. Они даже спали в одной
кроватке, и девочку всегда удивляло, почему Маша такая послушная: сразу же, как
только мама укладывала её в кровать, она закрывала глаза, и мама говорила: «Вот
видишь, какая Машенька умница, видишь, она уже и глазки закрыла, и в кроватке
не вертится, как ты, а лежит тихо-тихо, спит».
Борис Лавренев «Разведчик Вихров»
«Он, казалось, не
замечал и не обращал внимания на краснофлотцев, которые, любопытствуя,
обступили его, необычного тринадцатилетнего гостя батареи — этого сурового мира
взрослых, опалённых порохом людей. Обут он был не по погоде: в серые
парусиновые туфли, протёртые на носках, — и всё время переминался с ноги на
ногу, пока капитан читал препроводительную записку, принесённую из штаба
участка связным краснофлотцем, приведшим мальчика.
«…был задержан на рассвете у переднего края постом наблюдения…
по его показаниям — в течение двух недель собирал сведения о немецких частях в
районе совхоза «Новый путь»… направляется к вам, как могущий дать ценные
данные батарее…»
Сергей Алексеев. Рассказы о Маршале Жукове
«Объяснил маршал, почему он считает нецелесообразным, чтобы
наступали первыми советские войска. Фашисты, хотя они уже и не те, что были в
начале войны, но всё ещё очень сильны. У них всё ещё много танков, орудий,
самолётов. Идти в наступление против такой техники, такого врага — значит,
нести большие потери. Он считал, а к нему присоединились и многие другие
советские генералы, считал, что надо дать возможность наступать первыми
фашистам. В оборонительных боях, с хорошо укреплённых и защищённых позиций,
советские воины уничтожат значительную часть фашистской военной техники. А
уничтожив много фашистских танков, пушек и самолётов, нам уже будет легче идти
в наступление. Так будет проще разбить сильного врага».
Анатолий Митяев «Землянка»
«Ночь выдалась тихая: не стреляли пушки,
не взрывались снаряды, не горели ракеты в небе.
Поэтому Митя не думал о сражениях. А думал
он о том, как могут люди всю зиму пробыть в полях и лесах, где нет даже
плохонькой избушки, чтобы отогреться и переночевать! Это тревожило его. Ему
казалось, он непременно замёрзнет.
К солдатам пришёл старшина. Он сказал, что дивизион
будет стоять тут не меньше недели, поэтому надо строить землянки».
Станция «Спортзал». Участники
должны разгадать кроссворд «Война в художественной литературе для детей».
ПО ГОРИЗОНТАЛИ
1.Автобиографическая
повесть «Мальчики с бантиками» рассказывает о создании в годы войны на
Соловецких островах школы юнг – специалистов для военно-морского флота. Главный
герой Савка Огурцов списан автором с самого себя. Кто автор повести. 3.Имя
пионера-героя Портновой, о подвиге которой во время ВОВ в своей книге написал
Григорий Набатов. 5.Поэма «Василий Тёркин» получила всенародное
признание ещё в 1942 году, когда её первые главы были напечатаны в газете
Западного фронта «Красноармейская правда». Автор поэмы. 6.Автор
повести «Мальчишки в сорок первом». 7.Название повести Владимира
Богомолова про мальчика, который принял решение – мстить врагу, стать полезным
для Красной армии. 11.Автор слов песни «Священная война». 12.Из
скольких книг состоит произведение Константина Симонова «Живые и
мёртвые». 14.Имя главной героини произведения Любови Воронковой
«Девочка из города». 15.В каких войсках служили девушки из повести
Бориса Васильева «А зори здесь тихие…». 16.Название сказки
Константина Паустовского, в которой насекомое не только было участником ВОВ, но
даже спасло жизнь человеку. 17.Имя главной героини повести Елены
Ильиной «Четвёртая высота». 18.Фамилия ленинградской школьницы из
документальной повести Ильи Миксона «Жила была…», которая вела дневник во время
блокады города. 19.Книга «Вот как это было» написана от лица
первоклассника Миши, который рассказывает о блокаде, голоде, бомбёжке, героизме
его родителей. Автор книги. 20.Сколько было девушек в повести
Бориса Васильева «А зори здесь тихие». 21.«Повесть о настоящем
человеке» создал писатель, прошедший всю ВОВ в качестве корреспондента газеты
«Правда». Кто автор повести.
ПО ВЕРТИКАЛИ
2.Автор
повести «Сын полка». 4.Фамилия отважной партизанки, о которой в
своём рассказе «Зоя» написал Сергей Алексеев. 8.«Облачный полк» –
современная книга, о ВОВ, её героях, трагических судьбах и долге. Автор
книги. 9.Имя главной героини повести Эммы Фоняковой «Хлеб той
зимы». 10.Что берёг папа в стихотворении Елены Благининой. 13.Какая
поэтесса стала символом блокадного Ленинграда. 18.Автор самого
популярного стихотворения в годы ВОВ «Жди меня».
Команды переходят ко второму
этапу игры к викторине «Я читаю книги дальневосточников о войне!».
Второй
этап
Станция
«Кабинет русского языка и литературы». Командам
зачитываются вопросы по викторине «Я читаю книги дальневосточников о войне!».
Команды могут использовать свои заработанные подсказки.
Вопросы
к викторине:
1. В основу этого произведения была положена
быль, услышанная автором от жителя города Советская Гавань Германа Леонтьевича
Яскевича. Однажды он поведал автору о своей фронтовой судьбе, о боевом коне по
кличке Лютик, не раз спасавшем хозяина от гибели. Как называется произведение?
(«Мой друг Омоголон»).
Подсказки: 1. Автор
этого произведения Виктор Александровский. 2. В этой повести есть сцена, где
рассказывается, как конь спасает своего хозяина от немецкого «мессера».
2. В каком произведении говорится о деятельности
13-го Сибирского линейного батальона – офицеров и солдат, казаков
Усть-Стрелочной станицы, назначенных к переселению на Амур? («Амурские
версты»).
Подсказки: 1. Это
произведение написал Николай Наволочкин. 2. В этом романе есть сцена, где рассказывается,
как обмороженный голодный казак Кузьма Пешков тащится из последних сил по
Амуру.
3. В каком рассказе подробно и достоверно
описывается недельное блуждание по лесу русского солдата, отбившегося от своих
и пытающегося их догнать? («Такая доля…»). Подсказки: 1. Автор этого рассказа
Андрей Тереньев. 2. Рассказ заканчивается так: «…Немцы обступили поверженного
красногвардейца. Сняли каски…Молча курили».
4. В основу какого произведения положена реальная
история о смелом, самоотверженном подростке, который в одиночку поджег казино,
где командование гарнизона отмечало день рождения фюрера, а затем из автомата
«уложил» около десяти офицеров, выбежавших на улицу? («Сон майора Крюгера»).
Подсказки: 1. Автор
этого рассказа Станислав Повный. 2. В этом рассказе есть сцена, где героя
пытают раскаленными щипцами, хотят узнать, кто уничтожил 89 фашистов, 17
грузовиков и 2 склада.
5. Эта книга оказалась одной из первых советских
книг о войне 1945 года на Дальнем Востоке, о войне с Японией. Что это за книга?
(«Тыл-фронт»).
Подсказки: 1. Автор
этого романа Андрей Головин. 2. В романе есть сцена, где генерал Исии
демонстрирует фильм о своей работе принцу Такеда. В фильме показывают, как
японские самолеты распыляют чумную заразу на территории китайской деревни.
6. В каком рассказе говорится, как голодные дети
делили между собой кетовую голову? («Рыбный суп»).
Подсказки: 1. Автор
этого рассказа Борис Машук. 2. В этом рассказе говорится о тяжелой работе матери
героя в путейской бригаде.

© Предоставлено: Parents.Ru
Как рассказать детям о Великой Отечественной войне? Почитать с ними вместе книги о ней. Чтобы облегчить эту задачу, мы подобрали для вас и ваших детей книги о войне с выдуманными героями, книги с героями реальными, а также энциклопедии на военную тему.
© архивы пресс-служб
Приходиться признать, что за последние годы новых детских художественных книг о войне почти не появлялось… Поэтому почти все представленные здесь художественные произведения — переизданные, написанные много лет назад.
Многие книги о войне грустные. Ведь какие бы оптимисты ни воевали на ней, все равно война дело невеселое, потому что смертельно опасное. На войне не до мелкотемья, остается только самое важное, то, ради чего стоит жить. И стоит умирать.
Среди юных персонажей книг о Великой Отечественной войне есть и обыкновенные ребята, оставшиеся в тылу, и те, кто уже живет мирной жизнью, но еще хорошо помнит залпы орудий. А есть и истинные герои — и выдуманные, и настоящие, которые воевали на фронтах или в партизанских отрядах наравне со взрослыми. Поймут ли нынешние дети, что двигало их сверстниками, готовыми отдать жизнь за свою Родину? И смогли бы они сегодня поступить так же, как те, военные ребята? Некоторые из книг, представленных здесь, прочли дети, друзья нашего журнала, и любезно поделились с нами своими впечатлениями.
100 стихов и рассказов о войне. Хрестоматия
Издетельство: АСТ, Малыш
© архивы пресс-служб
В этой объемной хрестоматии собраны лучшие и, в то же время, доступные детскому пониманию, стихи и отрывки из произведений о войне. Важно и то, что большинство произведений написаны в годы войны писателями-фронтовиками.
Аглая, 9 лет, рассказывает о книге
Эту книгу я советую прочитать не только друзьям-ровесникам, но и тем, кто старше меня и даже взрослым. Читать о войне должны все. Это наша память о погибших и гордость за нашу победу. В этой хрестоматии собраны прекрасные стихи и рассказы о войне, герои многих из них дети. Многим кажется, что воевали только взрослые, а это совсем не так. Дети тоже участвовали в войне. Благодаря этой книге можно узнать много нового о разных военных профессиях: связистах, артиллеристах, бронебойщиках.
В этой книжке мне понравились все рассказы и стихи. Но больше всего я хочу выделить «Длинное ружье» Александра Миняева, «Похождения жука-носорога» Константина Паустовского, «Девушку в военном» Владимира Железнякова.
В хрестоматии собраны очень хорошие стихи о войне. Некоторые были мне знакомы, а вот стихотворение Валентина Берестова «Великан» я прочитала тут впервые. Оно необычное — сначала не понимаешь, при чем тут война. И становится понятно только в самом конце — и понимаешь, что тебе очень-очень грустно. Не все знают, что Агния Барто написала много стихов о войне — в этом сборнике можно прочитать некоторые из них.
Очень удобно, что так много интересного о Великой Отечественной войне собрано в одной книге — легко можно найти стихотворение, которое захочется выучить наизусть к школьному концерту и рассказ, который можно пересказать на уроке одноклассникам.
Отрывки стихов из книги
Сергей Михалков «Детский ботинок»
«Час расплаты пришел!
Палачей и убийц — на колени!
Суд народов идет
По кровавым следам преступлений.
Среди многих улик –
Этот детский ботинок с заплатой,
Снятый Гитлером с жертвы
«Три тысячи двести девятой».
Евгений Винокуров
«В полях за Вислой сонной
Лежат в земле сырой
Сережка с Малой Бронной
И Витька с Моховой.
А где-то в людном мире,
Который год подряд,
Одни в пустой квартире,
Их матери не спят».
Евгений Евтушенко. М. Бернесу
«Пусть вам ответят ваши сны,
Хотят ли русские войны.
Да, мы умеем воевать,
Но не хотим, чтобы опять
Солдаты падали в бою
На землю грустную свою.
Спросите вы у матерей.
Спросите у жены моей.
И вы тогда понять должны,
Хотят ли русские войны».
Рассказы о юных героях
Издательство: Machaon
© архивы пресс-служб
О самых настоящих, непридуманных, а, когда-то живших и воевавших, самых юных героях войны, рассказывает эта книга. Зина Портнова, Леня Голиков, Володя Дубинин, Валя Котик и другие… На долю этих рано повзрослевших девчонок и мальчишек выпало немало испытаний. Они ходили в разведку, помогали партизанам, голодали, терпели лишения. А еще они, конечно же, очень боялись. Но те чувства, что двигали ими, заставляя вновь и вновь пробираться в тыл врага, рискуя жизнью, были сильнее страха. Правда, они, эти девочки и мальчики, которым едва исполнилось 13-14 лет, мало говорили о своей любви к Родине и вообще не произносили высоких слов, они просто защищали ее, и отдавая за это свои жизни. Эти, почти документальные рассказы, помогут читателям поставить себя на место героев и подумать над вопросом: а смог бы так и я?
Фёдор, 8 лет, рассказывает о книге.
Леня Голиков был отличным мальчишкой, терпеливым. Когда он раздобыл сухари, то не сразу съел свой сухарь, а ел по крошечке. Еще он классно сражался. Как он смог подорвать 9 машин с боеприпасами и 2 железнодорожных моста? Я не знаю, смог бы я. Он умелый и хитрый. Умелый, потому что он научился быть хорошим разведчиком. Не каждый ведь мальчик может заминировать мины. А вот фашисты очень жестоко поступили, они двух учителей повесили. Почему? Да потому что потом не будут учиться дети. Учителей ни за какой поступок нельзя убивать.
Виктор Голявкин «Мой добрый папа»
Издательство: Риппол классик
© архивы пресс-служб
В сборнике две повести. «Мой добрый папа» — одно из самых известных произведений Виктора Голявкина для детей, автобиографическое. Впервые вышедшее в 1964 году, оно неоднократно издавалась, а в 1970 году на киностудии «Ленфильм» был снят фильм с одноименным названием. Добрая и светлая книга о том, как дети жили в тылу, пока их отцы воевали на фронте. Составлена из коротких рассказов, очень удобных для чтения маленькими читателями. Повествование ведется от лица мальчика, для которого привычная – «детская» — жизнь меняется, с наступлением войны. В книге нет описаний военных действий и других трагических сцен, однако неспокойное ощущение войны пронизывает все повествование. Вторая повесть «Полосы на окнах», это продолжение первой книги.
Матвей, 10 лет, рассказывает о книге
Я выбрал эту книгу потому, что раньше читал рассказы Голявкина и они мне очень нравились. Вроде бы обычные случаи в них описываются, а выходит так смешно! И будто видишь этих мальчишек, будто они не словами, а таким детским карандашиком нарисованы. Книга «Мой добрый папа» мне тоже поначалу показалась такой. Куча персонажей, каждая глава — как забавный рассказик: мама, братики, соседи и, конечно, папа — самый любимый, самый добрый, иногда — ужасно смешной (взять хотя бы историю с тазиком мороженого). И только вдруг, ровно посередине книги, — две крошечные главки, из которых узнаешь: война, папа уезжает на фронт. И стало так тревожно, что уже и читать не очень хотелось. Ведь когда через пять лет во двор возвращается дядя Али и другие соседи, папы среди них нет. Он не вернется. Никогда…
Русские солдатские сказки
Издательство: АСТ, Малыш
© архивы пресс-служб
Эта книга не про Великую отечественную войну, но персонажей, действующих здесь, вполне можно представить и на ней тоже. Герои этих сказок – солдаты, самые главные и непосредственные участники всех войн всех времен во всем мире. Находчивый, неунывающий и смекалистый русский солдат никому не отказывает в помощи: ни царям, ни беднякам. И кашу из топора сварит, и от разбойников убережет. И даже никакого оружия и силы ему для этого не понадобится. Народ своих солдат любит, поэтому и сказки про них пересказывает и передает из поколения в поколение.
Станислав, 6 лет, рассказывает о книге
В этой книжке я прочитал 7 сказок про солдат и царя Петра 1. Мне больше всего понравились «Каша из топора», «Чья одежда лучше» и «Про солдата и Петра Первого». Солдаты — это герои, которые защищают свою страну. Но в сказках говорится еще о том, что они не просто воюют, а еще проявляют смекалку. Они могут хитростью выбраться из плена или сварить кашу без продуктов. И они всегда придумывают, что делать в трудных ситуациях: потому что солдаты храбрые и хитрые. Мне понравилось, что солдаты, о которых говорится в этих сказках, всегда побеждают любого врага. Еще я узнал, что царь Петр Первый очень любил солдат и многому у них учился, хотя и был царем — самым главным в России.
Александр Шаров. Батальон Бориса Ивановича
Издательство: Махаон
© архивы пресс-служб
В книгу вошли три повести о Великой Отечественной войне. И написаны они так, как может написать только человек, сам прошедший всю войну. А. Шаров честно и на равных говорит с юными читателями об очень важных вещах: что такое война, как выжить в войну не воинам, а обыкновенным людям, почему война, на самом деле, противоестественна человеческой природе.
Детям, живущим в семьях, трудно представить и понять детей войны, оказавшихся в детском доме. Повесть «Батальон Бориса Ивановича», в которой рассказывается о жизни таких ребят на Ставрополье, написана автором еще когда он был в действующей армии, в 1944 году. «Развалины» — грустный и достаточно тяжелый рассказ о еврейской «семье подземелья» — папе, маме и двух детях, под угрозой уничтожения, вынужденных целый год выживать под землей.
«Лучшие стихи о войне»
Издательство: Клевер
© архивы пресс-служб
В подарочной папке собраны 5 стихотворных произведений известных советских поэтов-фронтовиков: «Зинка» Ю. Друниной, «Февральский дневник» О. Берггольц, «Сын артиллериста» К. Симонова, «Маленький солдат» А. Кардашовой, «Я убит подо Ржевом» А. Твардовского. Стихи пронзительные, заставляющие сдерживать слезы и вызывающие и боль, и гордость за своих соотечественников. Все стихи о мужестве и стойкости воинов Великой Отечественной войны: защитников Брестской крепости, жителей осажденного Ленинграда, бойцов, павших на полях. Еще больше погрузиться в тревожное военное прошлое читателям помогает оформление книг документальными фотографиями и свидетельствами войны.
Отрывки из стихов
Юлия Друнина
«Я родом не из детства — из войны.
Прости меня — в том нет моей вины…»
Константин Симонов «Сын артиллериста»
» — Так вот, как отец, раз вышло
На жизнь и смерть воевать,
Отцовский долг мой и право
Сыном своим рисковать,
Раньше других я должен
Сына вперед посылать.
Держись, мой мальчик: на свете
Два раза не умирать». К. Симонов.
Валентин Катаев «Сын полка»
Издательство: Machaon
© архивы пресс-служб
Наверное, одно из самых известных произведений для детей о войне, входящее в школьную программу внеклассного чтения.
Валентин Петрович Катаев, советский писатель и драматург, прошедший Великую Отечественную войну и не понаслышке знавший о горе, которое она принесла нашей стране, лишив тысячи ребят детства, написал эту повесть в 1944 г. Это рассказ о непростой судьбе двенадцатилетнего мальчика Вани Солнцева, потерявшего во время войны родных, дом, детство. Оказавшись в артиллерийском полку, он находит здесь свою новую семью и, наравне со взрослыми воинами, защищает Родину. Еще интересней повесть для юных читателей делают сюжетные иллюстрации Владимира Плевина.
Петер ван Гестел «Зима, когда я вырос»
Издательство: Самокат
© Предоставлено: Parents.Ru
История, развернувшаяся на трагическом, послевоенном фоне, рассказана устами десятилетнего мальчика. В Амстердаме 1947 г. живет с папой мальчишка Томас, у которого умерла мама. Друзья Томаса — его ровесник Пит Зван, чьи родители стали жертвами Холокоста, и девочка Бет Зван, в которую Томас влюблен.
Хорошая книга о взрослении и об одиночестве, всегда его сопровождающем. А еще, о том, как война изменила тогдашних мальчишек, украв у них, вместе с родителями безмятежность детства. И о том, что о войне, даже удаляющейся от нас на многие-многие десятилетия, ни за что и никогда нельзя забывать.
Роман переведен на все европейские языки и удостоен трех национальных наград.
Игорь Ефимов, «Таврический сад»
Издательство: Самокат
© Предоставлено: Parents.Ru
Действие повести происходит в 1946 году в Ленинграде. Город только оживает после блокады и бомбёжек; взрослые восстанавливают нормальную жизнь, а дети играют, учатся, растут и взрослеют. Пленные немцы, возвращение эвакуированных в свои квартиры — самые обычные явления в жизни. Покупка спортивного костюма — событие, а вступление в шайку местного хулигана Смарыги — удача…
Несмотря на то, что книга написана в 60-е годы, она легко читается и в наше время. Будет интересна всем, кому любопытно знать, чем жили мальчишки послевоенного Ленинграда. Написана увлекательным языком понятным детям.
Виталий Семин. «Ласточка-звездочка»
Издательство: Самокат
© архивы пресс-служб
Когда главному герою книги Сергею было 14 лет, в его город Ростов-на-Дону вошли фашисты и начались первые расстрелы мирных жителей. А чуть позже случилось самое страшное — мальчишку, с тысячами других ростовчан, угнали в Германию. Он стал остарбайтером, бесправной и почти бесплатной рабочей силой для немецких хозяев, фактически возродивших рабство…
Ласточка-звездочка — это мамино прозвище для маленького Сергея, которого он страшно стесняется. В книге не только война, но и то, что волнует детей во все времена: как стать своим в компании, как дать отпор сильному, и многое другое.
Ури Шулевиц. Как я учил географию
Издательство: Карьера Пресс
© архивы пресс-служб
Все, что рассказано в этой книге, случилось на самом деле. Книга, в которой больше иллюстраций (они авторские и великолепны), чем текста, основана на воспоминаниях автора о годах, проведенных в эвакуации в Казахстане, где его семья спасалась после бегства из Польши в годы Второй мировой войны. Маленькому Ури было всего 4 года, у него не было ни игрушек, ни уютного дома, а, иногда и еды тоже, но у него была географическая карта, купленная отцом. Часами изучая ее, мальчишка переносился из голодной и бедной жизни в чудесную страну воображения. Книга о том, что ребенку, даже в самых ужасных условиях, труднее быть несчастливым, чем счастливым. Уж так они устроены эти дети.
Серия «Отличная энциклопедия» Великая Отечественная война
Издательство: АСТ
© архивы пресс-служб
Великая отечественная война — это часть нашей и мировой истории, это масса событий, это множество имен. И множество вопросов, с нею связанных и возникающих у любого заинтересовавшегося мальчишки и девчонки. Почему нападение Германии на СССР стало для нас неожиданностью? Кто задолго до гитлеровцев изображал на своих самолетах свастику? Кто из наших летчиков сбил в одном бою 9 вражеских самолетов, установив при этом абсолютный мировой рекорд? Кто первым поднял Знамя Победы над Рейхстагом? Специально для самых юных любителей истории издательство АСТ выпустило эту энциклопедию. А описание кровопролитных сражений, яркие иллюстрации и множество интересных фактов делают книгу не только познавательной, но и весьма увлекательной.
Серия «70 лет Великой Победы!» Вячеслав Ликсо. Корабли и подводные лодки Великой Отечественной войны
Издательство: АСТ
© архивы пресс-служб
Книга понравится всем любителем кораблей и моря. Известное высказывание русского императора Александра III: «У России есть только два союзника: армия и флот», находило подтверждение в русской истории не раз. Так и во время Великой Отечественной войны флот нашей державы сыграл важнейшую роль — советские моряки продемонстрировали высочайшую выучку и боевые качества, а советские кораблестроители доказали, что могут создавать шедевры военной инженерии в самых сложных условиях. В этой интересной для любого мальчика книге приведены не только описания (с фотографиями, рисунками и даже техническими характеристиками) линкоров, крейсеров, эсминцев, торпедных катеров и подводных лодок. Дополняют описания документальные рассказы о том, в каких сражениях войны эти суда принимали участие.
Серия «Детская энциклопедия РОСМЭН» Виктор Бакурский. Танки
Издетельство: РОСМЭН
© архивы пресс-служб
Кто придумал первый танк? Есть ли среди танков свои красавцы и уродцы? Какие танки принимали участие в Великой Отечественной войне? Чем отличаются танки разных стран? На эти и другие вопросы даст исчерпывающие ответы эта книга и познакомит юных читателей с удивительным миром танков. Автор рассказывает не только об их почти столетней истории и самых интересных образцах, об участии в двух мировых войне и ряде локальных конфликтов, но и о легендарных бронированных машинах, оказавших наибольшее влияние на ударную мощь бронетанковых соединений и на развитие бронетанковой техники. Книга иллюстрирована замечательными рисунками.
Материалы по теме:
- Как рассказать ребенку о Великой отечественной войне
- Недетские вопросы и ответы в детских книгах
- Три стиля развития ребенка: бегун, пешеход или прыгун
- Что почитать вместе с ребенком: 13 книжных новинок для всей семьи
- 12 лет в сундуке и жизнь с собаками: как сложилась судьба самых известных детей-маугли
Корпорация Майкрософт и ее партнеры могут получить комиссионные, если вы приобретете что-либо по рекомендованным ссылкам в этой статье.