После создания документа не забудьте открыть доступ к материалу.
1. Настройки доступа (правый верхний угол)
2. Расширенные. Изменить.
3. Пользователям, у которых есть ссылка. Доступ «Читатель».
4. Сохранить.
5. Готово.
28
октября (9 ноября) 1818, Орел — 22 августа (3 сентября) 1883, Буживаль,
близ Парижа; похоронен на Волковом кладбище в Санкт-Петербурге.
По отцу Тургенев принадлежал к старинному дворянскому роду,
мать, урожденная Лутовинова, богатая помещица; в ее имении
Спасское-Лутовиново (Мценский уезд Орловской губернии) прошли детские
годы будущего писателя, рано научившегося тонко чувствовать природу и
ненавидеть крепостное право. В 1827 семья переезжает в Москву; вначале
Тургенев обучается в частных пансионах и у хороших домашних учителей,
затем, в 1833, поступает на словесное отделение Московского
университета, в 1834 переходит на историко-филологический факультет
Санкт-Петербургского университета. Одно из сильнейших впечатлений ранней
юности (1833) влюбленность в княжну Е. Л. Шаховскую, переживавшую в эту
пору роман с отцом Тургенева, отразилось в повести «Первая любовь»
(1860).
В 1836 Тургенев показывает свои стихотворные опыты в
романтическом духе литератору пушкинского круга, университетскому
профессору П. А. Плетневу; тот приглашает студента на литературный
вечер, а в 1838 печатает в «Современнике» тургеневские стихотворения
«Вечер» и «К Венере Медицийской» (к этому моменту Тургеневым написано
около сотни стихотворений, в основном не сохранившихся, и драматическая
поэма «Стено»).
В мае 1838 Тургенев отправляется в Германию (желание
пополнить образование соединилось с неприятием российского уклада,
основанного на крепостном праве). Катастрофа парохода «Николай I», на
котором плыл Тургенев, будет описана им в очерке «Пожар на море» (1883;
на французском языке). До августа 1839 Тургенев живет в Берлине, слушает
лекции в университете, занимается классическими языками, пишет стихи,
общается с Т. Н. Грановским, Н. В. Станкевичем. После короткого
пребывания в России в январе 1840 отправляется в Италию, но с мая 1840
по май 1841 он вновь в Берлине, где знакомится с М. А. Бакуниным. В
январе 1843 Тургенев поступает на службу в Министерство внутренних дел.
В 1843 появляется поэма на современном материале «Параша», получившая высокую оценку В.
Г. Белинского. Знакомство с критиком, перешедшее в дружбу, сближение с
его окружением изменяют его литературную ориентацию: от романтизма он
обращается к иронико-нравоописательной поэме («Помещик», «Андрей», обе
1845) и прозе, близкой принципам «натуральной школы» и не чуждой влиянию М. Ю. Лермонтова («Андрей Колосов», 1844; «Три портрета», 1846; «Бретер», 1847).
1 ноября 1843 Тургенев знакомится с певицей Полиной Виардо ,
любовь к которой во многом определит внешнее течение его жизни. В мае
1845 Тургенев выходит в отставку. С начала 1847 по июнь 1850 он живет за
границей (в Германии, Франции; Тургенев свидетель французской революции
1848): опекает больного Белинского во время его путешествия; тесно
общается с П.
В. Анненковым, А. И. Герценом, знакомится с Ж.. Санд, П. Мериме, А.;
пишет повести «Петушков» (1848), «Дневник лишнего человека» (1850),
комедии «Холостяк» (1849), «Где тонко, там и рвется», «Провинциалка»
(обе 1851), психологическую драму «Месяц в деревне» (1855).
Главное дело этого периода «Записки охотника», цикл
лирических очерков и рассказов, начавшийся с рассказа «Хорь и Калиныч»
(1847; подзаголовок «Из записок охотника» был придуман И. И. Панаевым
для публикации в разделе «Смесь» журнала «Современник»); отдельное
двухтомное издание цикла вышло в 1852, позднее добавлены рассказы «Конец
Чертопханова» (1872), «Живые мощи», «Стучит» (1874). Принципиальное
многообразие человеческих типов, впервые выделенных из прежде не
замечаемой или идеализируемой народной массы, свидетельствовало о
бесконечной ценности всякой неповторимой и свободной человеческой
личности; крепостной порядок представал зловещей и мертвой силой, чуждой
природной гармонии, враждебной человеку, но неспособной уничтожить
душу, любовь, творческий дар. Открыв Россию и русского человека, положив
начало «крестьянской теме» в отечественной словесности, «Записки
охотника» стали смысловым фундаментом всего дальнейшего творчества
Тургенева: отсюда тянутся нити и к исследованию феномена «лишнего
человека» (проблема, намеченная в «Гамлете Щигровского уезда»), и к
осмыслению таинственного («Бежин луг»), и к проблеме конфликта художника
с душащей его обыденностью («Певцы»).
В апреле 1852 за отклик на смерть Н. В. Гоголя, запрещенный в
Петербурге и опубликованный в Москве, Тургенев по высочайшему повелению
посажен на съезжую (там был написан рассказ «Муму»). В мае выслан в
Спасское, где живет до декабря 1853 (работа над неоконченным романом,
повестью «Два приятеля», знакомство с А. А. Фетом, активная переписка с С. Т. Аксаковым и литераторами из круга «Современника»); в хлопотах об освобождении Тургенева важную роль сыграл А. К. Толстой.
До июля 1856 Тургенев живет в России: зимой по преимуществу в
Петербурге, летом в Спасском. Его ближайшая среда редакция
«Современника»; состоялись знакомства с И. А. Гончаровым, Л. Н. Толстым и А. Н. Островским.
«Рудиным» (1856) открывается серия тургеневских романов,
компактных по объему, разворачивающихся вокруг героя-идеолога,
журналистски точно фиксирующих актуальную социально-политическую
проблематику и, в конечном итоге, ставящих «современность» перед лицом
неизменных и загадочных сил любви, искусства, природы. Воспламеняющий
аудиторию, но неспособный на поступок «лишний человек» Рудин; напрасно
грезящий о счастье и приходящий к смиренному самоотвержению и надежде на
счастье для людей нового времени Лаврецкий («Дворянское гнездо», 1859;
события происходят в обстановке близящейся «великой реформы»);
«железный» болгарин-революционер Инсаров, становящийся избранником
героини (то есть России), но «чужой» и обреченный смерти («Накануне»,
1860); «новый человек» Базаров, скрывающий за нигилизмом романтический
бунт («Отцы и дети», 1862; пореформенная Россия не освобождается от
вечных проблем, а «новые» люди остаются людьми: «дюжинные» будут жить, а
захваченные страстью или идеей погибнут); зажатые меж «реакционной» и
«революционной» пошлостью персонажи «Дыма» (1867); революционер-народник
Нежданов, еще более «новый» человек, но по-прежнему неспособный
ответить на вызов изменившейся России («Новь», 1877); все они, вкупе с
второстепенными персонажами (при индивидуальном несходстве, различии
нравственно-политических ориентаций и духовного опыта, разной степени
близости к автору), состоят в тесном родстве, совмещая в разных
пропорциях черты двух вечных психологических типов героического
энтузиаста, Дон Кихота, и поглощенного собой рефлектера, Гамлета (ср.
программную статью «Гамлет и Дон Кихот», 1860).
Отбыв за границу в июле 1856, Тургенев попадает в мучительный
водоворот двусмысленных отношений с Виардо и воспитывавшейся в Париже
дочерью. После трудной парижской зимы он отправляется в Англию, затем в
Германию, где пишет «Асю», одну из наиболее поэтичных повестей, осень и
зиму проводит в Италии.
После «Накануне» и посвященной роману статьи Н. А. Добролюбова
«Когда же придет настоящий день?» (1860) происходит разрыв Тургенева с
«Современником». Конфликт с «молодым поколением» усугубился романом
«Отцы и дети» .
В 1863 происходит новое сближение Тургенева с Полиной Виардо; до 1871 они живут в Бадене, затем в Париже.
Наряду с рассказами о прошлом («Степной король Лир», 1870;
«Пунин и Бабурин», 1874) в последние годы жизни Тургенев обращается к
мемуаристике («Литературные и житейские воспоминания», 1869-80) и
«Стихотворениям в прозе» (1877-82), где представлены едва ли не все
основные темы его творчества, а подведение итогов происходит словно бы в
присутствии близящейся смерти. Смерти предшествовало более чем полтора
года мучительной болезни (рак спинного мозга).
Интересуетесь, какие юбилеи книг будем отмечать в 2022 году – мы собрали для вас полный список книг-юбиляров с указанием автора и даты издания. Для удобства все литературные произведения разделены на четыре категории:
- молодые юбиляры – книги, которым исполняется менее 100 лет;
- произведения, которым более 100, но менее 200 лет;
- литературные шедевры, которым исполняется более 200 лет;
- великие книги-юбиляры, которым уже более 300 лет.
Менее 100 лет
В данном блоке собраны самые молодые книги-юбиляры, которым в 2022 году исполнится менее 100 лет:
- 35 лет – Курт Воннегут «Синяя борода» (1987 год);
- 35 лет – «Норвежский лес» Харуки Мураками (1987 год);
- 35 лет – Лариса Миронова «Детский дом (Записки воспитателя)» (1987 год);
- 35 лет – Анатолий Рыбаков «Дети Арбата» (1987 год);
- 45 лет – Колин Маккалоу «Поющие в терновнике» (1977 год);
- 45 лет – Кира Булычёва «Сто лет тому вперёд» (1977 год);
- 50 лет – Р. Адамс «Корабельный холм» (1972 год);
- 50 лет – Братья Стругацкие «Пикник на обочине» (1972 год);
- 55 лет – Братья Стругацкие «Гадкие лебеди» и «Сказка о Тройке»;
- 55 лет – Габриэль Гарсиа Маркес «Сто лет одиночества»;
- 60 лет – Марк Твен «Письма с Земли» (1962 год);
- 60 лет – К. Кизи «Пролетая над гнездом кукушки» (1962 год);
- 65 лет – Айн Рэнд «Атлант расправил плечи» (1957 год);
- 65 лет – Джек Керуак «В дороге» (1957 год);
- 70 лет – Э. Хемингуэй «Старик и море» (1952 год);
- 70 лет – Е. Замятин «Мы» (1952 год);
- 70 лет – Эдвин Брукс Уайт «Паутина Шарлотты» (1952 год);
- 75 лет – Агата Кристи «Подвиги Геракла» (1947 год);
- 75 лет – Альбер Камю «Чума» (1947 год);
- 80 лет – в Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц» (1942 год);
- 80 лет – Роберт Музиль «Человек без свойств» (1942 год);
- 80 лет – А. Камю «Посторонний» (1942 год);
- 80 лет – Хорхе Луис Борхес «Фунес памятливый» (1942 год);
- 80 лет – Ивлин Во «Не жалейте флагов» (1942 год);
- 85 лет – Дж. Р. Р. Толкина «Хоббит, или Туда и обратно» (1937 год);
- 90 лет – М. Шолохов «Поднятая целина» (1932 год);
- 90 лет – Эрнест Хемингуэй «Смерть после полудня» (1932 год);
- 90 лет – Николай Островский «Как закалялась сталь» (1932 год);
- 90 лет – Максим Горький «Егор Булычов и другие» (1932 год);
- 95 лет – Франц Кафка «Америка (Пропавший без вести)» (1927 год);
- 95 лет – «Морфий» Михаила Булгакова (1927 год);
- 95 лет – «Сказки для вундеркиндов» Сигизмунда Кржижановского (1927 год).
От 100 до 200 лет
В данную категорию попали самые популярные книги юбиляры 2022 года, написанные в период с 1832 по 1922 годы:
- 100 лет – Александр Грин «Алые паруса» (1922 год);
- 100 лет – Франц Кафка «Замок» (1922 год);
- 100 лет – Корней Чуковский «Мойдодыр» и «Тараканище» (1922 год);
- 100 лет – Р. Сабатини «Одиссея капитана Блада» (1922 год);
- 105 лет – Корней Чуковский «Крокодил» (1917 год);
- 105 лет – Синклер Льюис «Простаки» (1917 год);
- 105 лет – Люси Мод Монтгомери «Анин Дом Мечты» (1917 год);
- 110 лет – Джек Лондон «Алая чума» (1912 год);
- 110 лет – Артур Конан Дойл «Затерянный мир» (1912 год);
- 115 лет – Сельма Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса» (1907 год);
- 115 лет – «Морщинка» Алексея Ремизова (1907 год);
- 120 лет – Артур Конан Дойл «Собака Баскервиллей» (1902 год);
- 120 лет – Антон Павлович Чехов «Архиерей» (1902 год);
- 120 лет – Максим Горький «На дне» (1902 год);
- 125 лет – А. П. Чехов «На подводе», «Мужики» и «Печенег» (1897 год);
- 125 лет – М. Горький «Коновалов», «Бывшие люди», «Супруги Орловы» и «Мальва» (1897 год);
- 125 лет – Этель Войнич «Овод» (1897 год);
- 125 лет – Герберта Уэллса «Человек-невидимка» (1897 год);
- 130 лет – А. П. Чехов «Палата № 6» (1892 год);
- 130 лет – Николай Шелонский «В мире будущего» (1892 год);
- 135 лет – А. П. Чехов «Каштанка» (1887 год);
- 140 лет – Поль Верлен «Поэтическое искусство» (1882 год);
- 140 лет – Николай Вагнер «Гризли» (1882 год);
- 140 лет – Л. Н. Толстой «Исповедь» (1882 год);
- 145 лет – Тергенев «Сон» (1877 год);
- 145 лет – Ф. Достоевский «Сон смешного человека» (1877 год);
- 150 лет – Жюль Верн «Вокруг света за 80 дней» (1872 год);
- 150 лет – Ф. М. Достоевский «Бесы» (1872 год);
- 150 лет – Л. Н. Толстой «Кавказский пленник» (1872 год);
- 150 лет – Николай Вагнер «Сказки Кота-Мурлыки» (1872 год);
- 155 лет – Жюль Верн «Дети капитана Гранта» (1867 год);
- 155 лет – Марк Твен «Знаменитая скачущая лягушка из Калавераса» (1867 год);
- 155 лет – И. Тургенев «Дым» (1867 год);
- 160 лет – И. Тургенев «Отцы и дети» (1862 год);
- 165 лет – Л. Толстой «Юность» (1857 год);
- 170 лет – Лев Толстой «Детство» (1852 год);
- 170 лет – Иван Тургенев «Муму» (1852 год);
- 170 лет – Натаниель Готорн «Книга чудес» (1852 год);
- 170 лет – Г. Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома» (1852 год);
- 175 лет – Шарлотта Бронте «Джейн Эйр» (1847 год);
- 175 лет – Иван Гончаров «Обыкновенная история» (1847 год);
- 180 лет – 1-й том поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души» (1842 год);
- 180 лет – «Биографические рассказы для детей» Натаниеля Готорна (1842 год);
- 185 лет – М. Лермонтов «Смерть Поэта» (1837 год);
- 185 лет – А. Пушкин «Арап Петра Великого» (1837 год);
- 190 лет – великая трагедия «Фауст» И. В. Гёте (1832 год);
- 190 лет – А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…» и другие произведения (1832 год);
- 190 лет – Николай Гоголь повесть «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1832 год).
От 200 до 300 лет
Будут в 2022 году среди книг и юбиляры, которым уже за 200 лет:
- 200 лет – Э. Т. Гофман «Житейские воззрения кота Мурра» (1822 год);
- 205 лет – Джейн Остин «Нортенгерское аббатство» (1817 год);
- 210 лет – Братья Гримм сказки «Рапунцель», «Белоснежка» и «Король-лягушонок» (1812 год);
- 225 лет – Джейн Остин «Гордость и предубеждение» (1797 год);
- 230 лет – Николая Карамзин «Бедная Лиза» (1792 год);
- 230 лет – Карло Гоцции «Король-олень» (1792 год).
Более 300 лет
Самыми почетными юбилярами 2022 года станут книги, написанные до 1712 года:
- 305 лет – «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению» (1717 год);
- 325 лет – Шарль Перо «Сказки моей матушки Гусыни…» (1697 год);
- 715 лет – Данте Алигьерти «Божественная комедия» (1307 год).
Также смотрите в видео материале, о каких книгах юбилярах стоит особенно вспомнить в 2022 году:
Читайте также:
- Писатели-юбиляры 2022 года
- Юбилеи композиторов в 2022 году
- Юбилейные даты и знаменательные события в 2022 году
Загрузка…
Заметили опечатку на сайте? Мы будем благодарны вам, если вы выделите ее и нажмете
Ctrl + Enter
Новости 2022 года
Задания к рассказу И. С. Тургенева «Бежин луг» (6 класс)
Задание № 1: узнайте героя рассказа по его
описанию:
1. Стройный мальчик с кудрявыми белокурыми
волосами; на нём была пёстрая ситцевая рубаха с жёлтой каёмкой, на голубом
поясе висел гребешок. 2. Чёрные всклоченные волосы, бледное, рябое лицо,
большой рот, огромная голова. Одет в простую рубаху и заплатанные порты. 3.
Жёлтые волосы торчали острыми косицами из-под войлочной шапочки. Лицо
горбоносое, вытянутое, подслеповатое. 4. Маленького роста, тщедушного
телосложения, бедно одетый. Лицо худое, в веснушках, глаза большие, чёрные,
блестевшие жидким блеском. 5. Мальчик семи лет с русой кудрявой головой.
Ключ:
1. Стройный мальчик с кудрявыми белокурыми
волосами; на нём была пёстрая ситцевая рубаха с жёлтой каёмкой, на голубом
поясе висел гребешок. (Федя).
2. Чёрные всклоченные волосы, бледное, рябое
лицо, большой рот, огромная голова. Одет в простую рубаху и заплатанные порты.
(Павлуша).
3. Жёлтые волосы торчали острыми косицами
из-под войлочной шапочки. Лицо горбоносое, вытянутое, подслеповатое. (Илюша).
4. Маленького роста, тщедушного
телосложения, бедно одетый. Лицо худое, в веснушках, глаза большие, чёрные,
блестевшие жидким блеском. (Костя).
5. Мальчик семи лет с русой кудрявой
головой. (Ваня).
Задание № 2: назовите имя рассказчика
каждой былички:
Былички: (1) встреча плотника
Гаврилы с русалкой, (2) покойный барин и разрыв-трава, (3) звуки
из бучѝла, (4) про лешего, (5) про водяного и Акулину, (6)
про домового, (7) псарь Ермил и барашек, (8) гадание бабы Ульяны,
(9) Феклиста и сын.
Ключ:
№ | Быличка | Рассказчик |
1 | встреча | Костя |
2 | покойный | Илюша |
3 | звуки | Костя |
4 | про | Илюша |
5 | про | Илюша |
6 | про | Илюша |
7 | псарь | Илюша |
8 | гадание | Илюша |
9 | Феклиста | Костя |
Задание № 3: по лексическому значению
назовите устаревшие и диалектные слова из рассказа И. С. Тургенева «Бежин луг»
(используйте «Слова для справок»):
(1) Небольшой овраг, а также провал между
сугробами. (2) Охотничья сумка для дичи. (3) Старинная мужская
долгополая верхняя одежда. (4) Пастухи, погонщики скота. (5) Глубокая
яма с водой, оставшейся после половодья. (6) Крутой поворот в овраге. (7)
Старинная крестьянская верхняя одежда из толстого сукна. (8) Портянки,
обмотки для ног под сапоги или лапти. (9) Грубый домотканый холст. (10)
В старое время: верхняя длинная распашная одежда из домотканого сукна.
Слова для справок: (А)
свѝтка, (Б) буерак, (В) гуртовщикѝ, (Г) сугѝбель, (Д)
онỳчи, (Е) кафтан, (Ж) замáшка, (З) ягдтáш, (И)
армяк, (К) бучѝло.
Ключ:
№ | Лексическое значение устаревших и диалектных слов | Буква-соответствие | Устаревшие и диалектные слова |
1 | Небольшой | Б | буерак |
2 | Охотничья | З | ягдтáш |
3 | Старинная | Е | кафтан |
4 | Пастухи, | В | гуртовщикѝ |
5 | Глубокая | К | бучѝло |
6 | Крутой | Г | сугѝбель |
7 | Старинная | И | армяк |
8 | Портянки, | Д | онỳчи |
9 | Грубый | Ж | замáшка |
10 | В | А | свѝтка |
Задание
№ 4:
расположите события №№ 1 — 14 рассказа И. С. Тургенева «Бежин луг» в нужной
последовательности.
(А) Описание Феди. (Б) Рассказчик
плутает по лесу и понимает, что заблудился. (В) Описание Кости. (Г)
История про русалку. (Д) История про Тришку. (Е) Описание
Павлуши. (Ж) История о барашке. (З) Описание Вани. (И) Описание
Ильюши. (К) История про Лешего. (Л) Рассказчик выходит к Бежину
лугу, где у костра греются деревенские мальчики – пастухи. (М) История
про домового. (Н) История про покойников и бабу Ульяну. (О)
Водяной и Акулина.
Ключ:
№ | Событие | Буква-соответствие |
1 | Рассказчик | Б |
2 | Рассказчик | Л |
3 | Описание | А |
4 | Описание | Е |
5 | Описание | И |
6 | Описание | В |
7 | Описание | З |
8 | История | М |
9 | История | Г |
10 | История | Ж |
11 | История | Н |
12 | История | Д |
13 | История | К |
14 | Водяной | О |
Задание № 5: распределите номера
характеристик героев рассказа И. С. Тургенева «Бежин луг» на 5 групп (названия
колонок определите самостоятельно):
(1) «Первому, старшему, … вы бы дали лет
четырнадцать»; (2) «волосы были всклоченные, черные»; (3) «Лицо
… было довольно незначительно: горбоносое, вытянутое, подслеповатое»; (4)
«мальчик лет десяти»; (5) «он лежал на земле, смирнехонько прикорнув под
угловатую рогожу»; (6) «лицо … выражало какую-то тупую, болезненную
заботливость»; (7) «только изредка выставлял … свою русую кудрявую
голову»; (8) «глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое»; (9)
обращал на себя внимание «своим задумчивым и печальным взором»; (10)
«Это был стройный мальчик, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами
лица»; (11) «рот большой, но правильный»; (12) «сжатые губы его
не шевелились, сдвинутые брови не расходились»; (13) «вся голова
огромная, как говорится, с пивной котел»; (14) «было всего лет семь»;
(15) «его желтые, почти белые волосы торчали острыми косицами»; (16)
«Все лицо его было невелико, худо, в веснушках, книзу заострено, как у белки»;
(17) «Он принадлежал, по всем приметам, к богатой семье»; (18) «губы
едва было можно различить»; (19) «не шевелился под своей рогожей»; (20)
«тело приземистое, неуклюжее»; (21) «большие, черные, жидким блеском
блестевшие глаза»; (22) «На нем была пестрая ситцевая рубаха с желтой
каемкой»; (23) «он не вылез из-под своей рогожи»; (24) «на
голубеньком поясе висел гребешок»; (25) «На нем были новые лапти и онучи».
Ключ:
№ | Федя (1, 10, 17, 22, 24) | Павел (2, 8, 11, 13, 20) | Илюша (3, 6, 12, 15, 25) | Костя (4, 9, 16, 18, 21) | Ваня (5, 7, 14, 19, 23) |
1 | (1) | (2) «волосы | (3) «Лицо | (4) | (5) «он |
2 | (10) «Это | (8) «глаза | (6) «лицо | (9) обращал | (7) «только |
3 | (17) «Он принадлежал, | (11) «рот | (12) «сжатые | (16) «Все | (14) «было |
4 | (22) «На нем | (13) «вся | (15) «его | (18) «губы | (19) «не шевелился |
5 | (24) «на голубеньком | (20) «тело | (25) «На нем | (21) | (23) «он не |
Задания к рассказу И. С. Тургенева «Бежин луг» (6 класс)
Задание № 1: узнайте героя рассказа по его
описанию:
1. Стройный мальчик с кудрявыми белокурыми
волосами; на нём была пёстрая ситцевая рубаха с жёлтой каёмкой, на голубом
поясе висел гребешок. 2. Чёрные всклоченные волосы, бледное, рябое лицо,
большой рот, огромная голова. Одет в простую рубаху и заплатанные порты. 3.
Жёлтые волосы торчали острыми косицами из-под войлочной шапочки. Лицо
горбоносое, вытянутое, подслеповатое. 4. Маленького роста, тщедушного
телосложения, бедно одетый. Лицо худое, в веснушках, глаза большие, чёрные,
блестевшие жидким блеском. 5. Мальчик семи лет с русой кудрявой головой.
Задание № 2: назовите имя рассказчика
каждой былички:
Былички: (1) встреча плотника Гаврилы
с русалкой, (2) покойный барин и разрыв-трава, (3) звуки из
бучѝла, (4) про лешего, (5) про водяного и Акулину, (6)
про домового, (7) псарь Ермил и барашек, (8) гадание бабы Ульяны,
(9) Феклиста и сын.
Задание № 3: по лексическому значению
назовите устаревшие и диалектные слова из рассказа И. С. Тургенева «Бежин луг»
(используйте «Слова для справок»):
(1) Небольшой овраг, а также провал между
сугробами. (2) Охотничья сумка для дичи. (3) Старинная мужская
долгополая верхняя одежда. (4) Пастухи, погонщики скота. (5) Глубокая
яма с водой, оставшейся после половодья. (6) Крутой поворот в овраге. (7)
Старинная крестьянская верхняя одежда из толстого сукна. (8) Портянки,
обмотки для ног под сапоги или лапти. (9) Грубый домотканый холст. (10)
В старое время: верхняя длинная распашная одежда из домотканого сукна.
Слова для справок: (А)
свѝтка, (Б) буерак, (В) гуртовщикѝ, (Г) сугѝбель, (Д)
онỳчи, (Е) кафтан, (Ж) замáшка, (З) ягдтáш, (И)
армяк, (К) бучѝло.
Задание
№ 4:
расположите события №№ 1 — 14 рассказа И. С. Тургенева «Бежин луг» в нужной
последовательности.
(А) Описание Феди. (Б) Рассказчик
плутает по лесу и понимает, что заблудился. (В) Описание Кости. (Г)
История про русалку. (Д) История про Тришку. (Е) Описание
Павлуши. (Ж) История о барашке. (З) Описание Вани. (И) Описание
Ильюши. (К) История про Лешего. (Л) Рассказчик выходит к Бежину
лугу, где у костра греются деревенские мальчики – пастухи. (М) История
про домового. (Н) История про покойников и бабу Ульяну. (О)
Водяной и Акулина.
Задание № 5: распределите номера
характеристик героев рассказа И. С. Тургенева «Бежин луг» на 5 групп (названия
колонок определите самостоятельно):
(1) «Первому, старшему, … вы бы дали лет
четырнадцать»; (2) «волосы были всклоченные, черные»; (3) «Лицо
… было довольно незначительно: горбоносое, вытянутое, подслеповатое»; (4)
«мальчик лет десяти»; (5) «он лежал на земле, смирнехонько прикорнув под
угловатую рогожу»; (6) «лицо … выражало какую-то тупую, болезненную
заботливость»; (7) «только изредка выставлял … свою русую кудрявую
голову»; (8) «глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое»; (9)
обращал на себя внимание «своим задумчивым и печальным взором»; (10)
«Это был стройный мальчик, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами
лица»; (11) «рот большой, но правильный»; (12) «сжатые губы его
не шевелились, сдвинутые брови не расходились»; (13) «вся голова
огромная, как говорится, с пивной котел»; (14) «было всего лет семь»;
(15) «его желтые, почти белые волосы торчали острыми косицами»; (16)
«Все лицо его было невелико, худо, в веснушках, книзу заострено, как у белки»;
(17) «Он принадлежал, по всем приметам, к богатой семье»; (18) «губы
едва было можно различить»; (19) «не шевелился под своей рогожей»; (20)
«тело приземистое, неуклюжее»; (21) «большие, черные, жидким блеском
блестевшие глаза»; (22) «На нем была пестрая ситцевая рубаха с желтой
каемкой»; (23) «он не вылез из-под своей рогожи»; (24) «на
голубеньком поясе висел гребешок»; (25) «На нем были новые лапти и онучи».