Рассказы толстого читательский дневник 4 класс

Акула повествование рассказа льва николаевича толстого начинается с того, что автор описывает, где стоял корабль на якоре. было это возле

Акула

Повествование рассказа Льва Николаевича Толстого начинается с того, что автор описывает, где стоял корабль на якоре. Было это возле берегов Африки. Сначала на корабле было прохладно. Читать далее

Альберт

Рассказ начинается с прибытия на праздник в Петербург отнюдь не бедной компании друзей из 5 человек. В обществе прекрасных дам было выпито много шампанского. Но обстановка выглядела скучной, навевая тоску. Читать далее

Анна Каренина

Роман описывает действия, которые берут своё начало в 1873 году. Первый герой, с которым знакомит Толстой, Стива Облонский, изменивший своей жене Долли. Для примирения с супругой он вызывает на помощь Читать далее

Бедные люди

Рассказ писателя начинается с мрачной картины жизни бедных рыбаков. В темной хижине мы видим, как перед огнем сидит жена одного из рыбаков и подшивает старенький парус. Читать далее

Бородинское сражение (Война и мир)

Лев Толстой описал в своём романе «Война и мир» подробный ход событий Бородинского сражения. Автор знакомит читающих в разных точках боевых действий: например, в гарнизоне российских войск, потом переносит в Наполеоновское окружение Читать далее

Булька

Булька – кличка собаки, которую так обожает рассказчик. Собака сильная, но добрая и людей никогда не кусает. При этом Булька обожает охоту и многих зверей может одолеть. Читать далее

Власть тьмы

Дело было осенью. Жена Анисья и дочка Акулина от первой жены богатого хозяина Петра поют песни в огромной и свободной избе. В это время хозяин пытается найти своего безумного и ленивого работника Никиту Читать далее

Власть тьмы, или Коготок увяз, всей птичке пропасть

Богатый мужик Пётр живет с женой Анисьей, у них имеются две дочки. Акулине, старшей дочери, шестнадцать лет, она немного глуховата и не слишком умна, Анютке десять лет. Петр держит работника Никиту, это ленивый парень, любящий женское внимание. Читать далее

Война и мир

Роман Толстого «Войн и мир» рассказывает о военных и довоенных, а также, послевоенных событиях девятнадцатого века. Главные исторические события – война Наполеона Бонапарта с Россией. Читать далее

Война и мир 1 том

В первом томе читателя знакомят с главными действующими лицами: Пьером Безуховым, Андреем Болконским, семейством Ростовых, княжной Марьей. Так же читателю даётся описание первых военных действий с Францией и даётся описание исторических личностей Читать далее

Война и мир 2 том

В этом томе показана жизнь общественности, как раз накануне Отечественной войны, а именно 1806-1811 года. В этом томе показываются и раскрываются отношения между героями, всех чувства и переживания. Читать далее

Война и мир 3 том

Третий том романа-эпопеи «Война и мир» рассказывает о начале войны 1812 года, получившей название Отечественная. В центре внимания такие исторические события как нападение французской армии во главе с Напалеоном Боанапартом на Россию Читать далее

Война и мир 4 том

Заключительный том романа включает в себя все значащие события для страны, произошедшие в 1812 году. Описывается Толстым и Бородинское сражение, и сдача врагу Москвы и бегство французов Читать далее

Война и мир Эпилог

В эпилоге две части. В первой части автор размышляет о том, какую роль в войне 1812 года и вообще в истории сыграли император Александр Первый и Наполеон. Затрагивается область философских вопросов Читать далее

Воскресение

Свое произведение автор создал в оригинальном стиле. В изложении необычной истории практически не прослеживается спокойствие. Звучит голос писателя, который выступает в роли судьи, обвиняющего не только конкретное общество, но и весь мир Читать далее

Глава Наталья Савишна (Детство)

Давно, когда ещё дедушка был молодой, в семье появилась юная краснощёкая Наташка. Из-за просьб её отца – кларнетиста Саввы, она стала прислужниц бабушки Читать далее

Два брата

Два брата отправились в путешествие. В полдень они остановились отдохнуть в лесу, а когда проснулись, увидели камень. На камне была надпись Читать далее

Два гусара

Номера в гостиницах губернского городка К. все заняты. В город съезжаются помещики и дворяне на выборы. Молодой граф Турбин посещает город. В гостинице нет свободных номеров. «Кавалерист» в отставке Завальшевский, который никогда не был кавалеристом Читать далее

Два товарища

По лесу шли два товарища. Вдруг, откуда не возьмись, выбежал медведь. Один мальчик стал убегать, а потом залез на дерево и там притаился. Второй же не успел спрятаться. Мальчику пришлось лечь на землю Читать далее

Детство

«Детство» — первая повесть трилогии Льва Николаевича. Она написана в 1852 году. Жанр произведения можно трактовать как автобиографическую повесть. Повествует сам автор Читать далее

Исповедь

Лев Толстой пишет о том, что потерял свою детскую веру после того, как его старший брат пришел и сказал, что Бога нет. А чуть позднее он перестала становиться на молитву после рассказа некого С. Читать далее

Кавказский пленник

В 1872 году Львом Толстым был написан рассказ. Граф Лев Николаевич Толстой продолжает традиции А.С.Пушкина. Но не в романтизме, а в русском реализме. Он рассказывает о русском офицере Жилине Читать далее

Казаки

Произведение начинается с момента, когда главный герой Дмитрий Оленин рано утром направляется по месту службы в звании юнкера. Дмитрий Андреевич, беспечный молодой человек, сирота, в настоящее время нигде не обучался и не проходил службу Читать далее

Как гуси Рим спасли

История эта произошла в те далекие времена, когда древние римляне вели борьбу с дикими галлами. Римлянам приходилось трудно, очень много людей было убито, кто-то из жителей Рима сумел сбежать. Читать далее

Котенок

Рассказ Котенок повествует читателям о том, что человек всегда несет ответственность за тех, кого приручил. Ведь халатность хозяина может иногда привести к печальным последствиям. Когда-то у Васи и Кати дома жила кошка. Читать далее

Крейцерова соната

Эта повесть, насыщенная красками быта и суровой реальности, начинается в одном из вагонов поезда, где ведётся весьма жаркая и волнующая беседа о сущности любви и её атрибутов. Беседа начинается с пожилого человека и дамы с папиросой Читать далее

Лев и собачка

В рассказе Льва Николаевича Толстого повествуется об обыкновенной маленькой собачке. Она совершенно случайно оказалась в клетке у льва. Произошло это следующим образом. Читать далее

Липунюшка

Сказка Толстого «Липунюшка» рассказывает о том, как у бездетных стариков появился Липунюшка. Читать далее

Орел

Орел свил гнездо и в нем породил орлят. Столкнувшись с неблагородными людьми — орла с рыбой в когтях закидали камнями Читать далее

Ореховая ветка

Сюжетная линия произведения повествует об одной купеческой семье, в которой имеются трое дочерей. Однажды купец уезжает в поездку и дочери заказывают ему подарки в виде бус для старшей Читать далее

Отец Сергий

Повесть начинается с момента, когда в Петербурге аристократическое общество было удивлено известием о том, что всеми известный обаятельный князь, любимец всех женщин решил стать монахом Читать далее

Отрочество

Семейство Иртеньевых, в том числе и главный герой – Николенька, после смерти матери, переезжают в Москву к бабушке графине. Всё путешествие занимает 4 дня. Читать далее

Отрывок Петя Ростов из романа Война и мир

С начальных страниц романа-эпопеи Льва Николаевича Толстого читатели замечают такого персонажа, как Петя Ростов. Хороший и спокойный юноша, воспитание которого происходило в прекрасной, по мнению автора, семье Читать далее

Пожар

Рассказ Льва Николаевича Толстого имеет подзаголовок «быль». Это означает, что его основой являются события, которые произошли в реальной жизни. Главными героями выступают дети — два брата, 8-летний Ваня и 1,5-годовалый Кирилл Читать далее

После бала

Л.Н. Толстой написал рассказ «После бала» в 1903 году. Сюжет произведения основан на реальных событиях, которые произошли с его братом. Читать далее

Прыжок

Описывается ситуация на круизном корабле, который возвращался в родную страну после длительного плавания. На палубе много людей и также там есть неугомонная обезьяна, которая как подобает представителям этой народности Читать далее

Птичка

Главным героем произведения является мальчик Сережа, которому на день рождения среди многочисленных подарков преподносят ловушку для птиц. Читать далее

Севастопольские рассказы

С зарей первые лучи солнца появились над Сапун-Горою и всё ещё чёрным морем. Бухта покрылась густым туманом. Снега нет, но очень морозно. Вокруг тишина и безмолвие, прерываемые шумом морских волн Читать далее

Сказка Три медведя

Сказка Льва Толстого Три медведя повествует нам о маленькой девочке, которая убежала из дома. Она пошла в лес и заблудилась. Читать далее

Смерть Ивана Ильича

Иван Ильич, как гласят газеты, умер ровно 4 февраля 1882 год своей жизни. Он тогда боле длительно время болезнью, которую невозможно излечить. Читать далее

Старый дед и внучек

Жила была семья: дедушка, муж, жена и их сын. Дедушка был старый, беспомощный. Не мог он нормально есть и пить, все вытекало со рта. Брезгали муж с женой его и решили отправить его сидеть за печкой Читать далее

Три смерти

Толстой начинает свое повествование с рассказа о двух женщинах, которые едут в экипаже. О барыне и ее прислуге. Болезненная худощавая госпожа резко выделяется на фоне горничной, красивой, немного полноватой, дышащей здоровьем женщины. Читать далее

Филиппок

Основным персонажем произведения, названного писателем былью, является маленький мальчик, называемый всеми ласковым именем Филипок. Читать далее

Хаджи Мурат

Хаджи-Мурата – один из сильнейших чеченских воинов имама Шамиля. Он ведет борьбу с ним за освобождение своей семьи из плена. Читать далее

Холстомер

День начинается с утреннего оживления на барском конном дворе. Слышится характерное лошадиное фырканье, ржание и ворчания старого табунщика Нестера. Проголодавшиеся за ночь лошади столпились у ворот Читать далее

Чем люди живы

История произведения рассказывает об одном интересном случае, когда ангел снизошел с небес дабы помочь обычному человеку. Читать далее

Юность

В повести Толстого описывается жизнь шестнадцатилетнего юноши Николая Иртеньевича. Впереди его ждут экзамены и поступление в университет. На его жизненном пути будут встречаться разные люди Читать далее

Толстой Лев Николаевич является классиком российской литературы. Его творчество стало началом движения под названием «толстовство».

Писатель творил в 19 и 20 веках. Свою деятельность начал в 18 лет с ведения дневника. В 22 года писатель начал свое произведение «Детство» и закончил его в 24 года (1852 год). После этого автор отправился на службу, годы которой отразил в таких произведениях, как «Набег», «Казаки», «Рубка леса» «Хаджи-Мурат», «Разжалованный». По окончанию службы, писатель возвращается в Петербург и пишет рассказы «Поликушка» и «Утро помещика»,  в которых выступает против крепостного права.

В 1962 году автор связал свою судьбу с дочерью врача Софьей Андреевной и начал работу над эпопеей «Война и мир», которая описывает события отечественной войны 1812 года. В это же время он написал роман «Анна Каренина», в котором показал образ жизни России после окончания реформы.

Автор много пишет в 1880-1890-е годы. Именно тогда появляются «Смерть Ивана Ильича» и «После бала». В этих произведениях присутствовали настроения, направленные против религии и самодержавия, за что писателя отлучили от церкви. Последним романом Толстого является «Воскресенье».    

Проанализировав творчество Толстого, можно сказать, что его «толстовство» заключается в непротивлении злу, всеобщей любви и нравственном самосовершенствовании личности, а также в опрощении. Термин «опрощение» Толстой изобрел сам и подразумевал под ним отказ от большинства благ современной цивилизации. Автор был сторонником пацифизма, христианского анархизма. В своих произведениях Толстой пользовался основной (по его мнению) заповедью «не противься злу». Он осудил государство, которое поддерживает элементы насилия и принуждения. Основные понятия «толстовства» описаны в таких творениях, как «Христианское учение», «Исповедь», «В чем моя вера?», «О жизни».

Лев Николаевич Толстой создал трилогию:»Детство. Отрочество. Юность». Главным персонажем первого произведения является Николенька Иртеньев. Писатель детально рассказал про его качества и черты. В характеристиках главных героев «Детства» Толстой раскрывает их личности, поступки, которые не всегда правильны. В произведении читатель наблюдает становление характеров этих персонажей.

Краткое содержание «Детство» для читательского дневника

ФИО автора: Толстой Лев Николаевич

Название: Детство

Число страниц: 176. Толстой Лев Николаевич. «Детство». Издательство «Дрофа». 2013 год

Жанр: Повесть

Год написания: 1852 год

Отзывы о книге

Главная мысль рассказа «Детство» Толстого заключается в том, что на формирование мировоззрения ребенка влияет семья. Какой пример детям показывается, так они и будут себя вести в обществе. Думаю, что книгу нужно прочитать хотя бы в сокращении. Краткое написание не изменит суть, но даст примерное представление важных вопросов, которые затрагивает автор. Лучше, конечно, читать всю повесть. Краткий пересказ мне помог написать план текста, который задавали в школе. Рекомендую прочитать, и надеюсь, что отзыв кому-то пригодится.

Евгений

Жанр «Детства» Толстого — повесть. В ней подняты важные темы, есть чему поучиться. События разворачиваются последовательно, читать интересно. Перед прочтением можно ознакомиться с рецензией, но я считаю, что все книги этого автора стоит читать. Он затрагивает многие психологические и социальные темы. Также на основании работ писателя можно писать сочинения, которые задают в классе. Я писала на тему подвига, приводила пример из книг Толстого. Советую прочитать, будет полезно и детям, и взрослым.

Марина

Совсем недавно я прочитал краткое содержание «Детство» для читательского дневника. Пересказ мне так понравился, что решил прочесть книгу полностью. В ней затронуты важные вопросы, например, тема воспитания и семьи. Есть чему поучиться. У Толстого все стоящие произведения, он описывает хорошие идеи. Рекомендую.
Сергей

Главные герои

Николенька Иртеньев – десятилетний мальчик, добрый, ласковый, эмоциональный, с богатым воображением.

Наталья Николаевна – мать Николеньки, добрая, любящая, очень болезненная женщина.

Петр Александрович – отец Николеньки, заядлый игрок и большой любитель женщин.

Бабушка Николеньки – графиня, которая очень любит дочь и внуков.

Володя и Люба – родные брат и сестра Николеньки.

Карл Иванович – любимый домашний учитель детей.

Сережа Ивин – красивый, эгоистичный мальчик, который поначалу очень понравился Николеньке.

Соня Валахина – красивая девочка, первая настоящая любовь Николеньки.

Обратите внимание, ещё у нас есть:

  • для самых рациональных — Краткое содержание «Детство»
  • для самых нетерпеливых — Очень краткое содержание «Детство»
  • для самых компанейских — Главные герои Толстой «Детство»
  • для самых крутых — Читать «Детство» полностью

В чем особенность повести?

С большой теплотой рассказывается в повести о няне. В своих отзывах о «Детстве» Толстого, как читатели, так и литературные критики, считают, что самые проникновенные строки посвящены Наталье Савишне. Ее бескорыстная любовь к людям делает их добрее и человечнее. Эта редкостная женщина согревала своей любовью весь дом.

Ребенок чувствует фальшь и обман в чувствах, съехавшихся на похороны матери, соседей. В этих обстоятельствах, когда обнаруживаются горькие истины, мальчик видит искренность крепостных. Просто, безмолвно и полно они разделяют горе детей, потерявших свою мать.

Трагедия, произошедшая в жизни Николеньки, как бы подводит черту под беззаботным детством. Отношение и чувства ребенка, меняющиеся по мере того, как он познает большой мир взрослых людей, настолько точно и подробно описаны автором, что многие были уверены, — это детство Л. Н. Толстого.

Опубликованная в «Современнике» повесть носила название «История моего детства». Автор был очень этим опечален, так как он стремился к обобщенности в раскрытии самой «благоуханной поры жизни» – поры детства. Об этом он и написал Некрасову, как редактору «Современника», отстаивая типичность созданного им образа.

Сюжет

Дворянское семейство Иртеньевых проживало в своем родовом имении где-то в провинции России. Володя, Николенька и Любочка обучались на дому, но когда старшие сыновья подросли, Петр Александрович решил отправить их в Москву для получения более приличного образования. Николеньке было очень грустно расставаться с отчим домом, особенно с матерью, которую он очень любил.

Вместе с мальчиками в столицу отправился и Карл Иванович, старый домашний учитель. Спустя месяц братья Иртеньевы вполне освоились с жизнью в Москве. Этому способствовало и то, что они остановились у своей бабушки-графини – доброй, любящей женщины.

В этот период Николенька впервые попробовал себя в стихосложении, и его первые стихи были посвящены бабушке на ее именины. Она была очень растрогана этим подарком, и нежно поцеловала внука. Николенька свел дружбу с Сережей Ивиным, которым восхищался и старался всячески ему подражать.

На торжественном приеме мальчик познакомился с красивой девочкой Соней. Он замечательно провел с ней время: дети веселились, шутили, танцевали. Перед сном Николенька признался брату, что по-настоящему влюблен.

Спустя полгода, в самый разгар занятий, отец получил письмо от супруги. Она писала, что жестоко простудилась во время прогулки и дни ее сочтены. Наталья Николаевна просила как можно скорее привезти к ней мальчиков, чтобы успеть с ними проститься. Не медля ни минуты, Петр Александрович с сыновьями отправился в путь. К несчастью, они не застали мать в сознании, и в тот же вечер она скончалась.

Смерть любимого человека глубоко потрясла Николеньку. Он много плакал и никак не могу поверить, что матушка умерла. Спустя три дня Иртеньевы покинули осиротевший дом, и обосновались в Москве. Так закончилось детство Николеньки.

В чем «сила писателя» Толстого?

Находясь на Кавказе, Толстой намеревался написать произведение «Четыре эпохи развития» о становлении личности человека. Задуманное произведение должно было рассказать о четырех важных вехах жизни – детстве, отрочестве, юности, молодости. Но впоследствии интересный замысел сложился в трилогию.

Первая часть ее, «Детство», стала первым произведением Льва Николаевича. Рукопись он отправил в известный тогда журнал «Современник», не надеясь, что повесть напечатают. Даже выслал в редакцию денег на ее обратную пересылку. Чернышевский, давая отзыв о «Детстве» Толстого, уже тогда определил две важные особенности его творчества, ставшими впоследствии «визитными карточками» великого русского мыслителя.

Одна из особенностей — Толстой не ограничился «изображением результатов психического процесса», его волнует и сам процесс, — «едва уловимые явления внутренней жизни». Есть и другая «сила в его таланте — чистота нравственного чувства». Именно это придает творчеству Толстого «особенную – трогательную и грациозную – очаровательность», — подчеркнул Чернышевский в своем отзыве.

В «Детстве» Толстой описывает во всех подробностях, как расцветает жизнь в маленьком человечке, как откликаются в его сердце каждодневные события. Человек, только вошедший в этот мир, с любопытством и восхищением вглядывается во все, что его окружает, и его пытливый ум развивается под действием звуков внешнего мира.

Авторские афоризмы

«…в одной улыбке состоит то, что называют красотою лица: если улыбка прибавляет прелести лицу, то лицо прекрасно; если она не изменяет его, то оно обыкновенно; если она портит его, то оно дурно…»

«…Страдание людей застенчивых происходит от неизвестности о мнении, которое о них составили…»

«…в одно и то же время разлюбить и полюбить – значит полюбить вдвое сильнее, чем прежде…»

«…Только люди, способные сильно любить, могут испытывать и сильные огорчения…»

«…Из всех пороков самый ужасный <�…> это неблагодарность…»

Второстепенные персонажи

Юродивый Гриша

Пожилой человек со “странностями”, его приглашают в дом, чтобы накормить. Дети с удивлением наблюдают за этим человеком. Позже они прячутся, и подслушивают молитвы Гриши, они искренни и просты. Это событие осталось ярким пятном в памяти мальчика Коли.

Предыдущая

СочиненияГлавные герои «Сказка о потерянном времени» характеристика персонажей произведения Шварца

Следующая

СочиненияГлавные герои «Телеграмма» характеристика персонажей рассказа Паустовского списком

Новые слова

Беляк – вид зайца – зимой совершенно белой, а летом серо-бурой шерсти.

Гончая – особая порода головастых и вислоухих собак, приученных гнать зверя стаей, с громким лаем.

Свора – соединение 1-4 борзых, рыскающих за одним охотником.

Денонфитура – поражение, банкротство.

Контрпункт – искусство подбора созвучий к данному напеву.

Пороша – такое время первозимья, когда снег, падая на землю, укроет ее ровным слоем, толщиною от 1-го до 4-х вершков, и затем перестает идти.

Наталья Савишна

Это женщина преклонного возраста, находящаяся на службе в семье Николая (была няней его матери). Она — крепостная крестьянка, как и другие слуги. Наталья Савишна добра и скромна, ее взгляд выражал «спокойную печаль». В молодые годы она была полной и здоровой девушкой, а в старости сгорбилась и осунулась. Отличительная ее черта — самоотверженность. Она все силы посвящала заботам о господской семье. Николай часто говорит о ее трудолюбии, усердии, добронравии.

Главный герой доверял старушке свои переживания, ведь ее искренность и честность были несомненны. Она гордится лишь тем, что никогда не воровала у господ, поэтому они поручают ей самые ответственные дела. Любовь героини ко всей семье была тем более удивительной, ведь дед Николеньки запретил ей выходить замуж за любимого человека. Однако обиды она не затаила.

Проблемы

Проблематика в повести «Детство» отражает все то, что надолго оседает в детском сердце и не проходит даже с возрастом.

  • Потери.
    Одной из основных проблем, затронутых в повести, являются потери в семье, смерть близкого человека. Главный герой часто испытывает страх потерять мать, и когда это случается, он не в силах справиться с отчаянием. Решение этой проблемы для него приходит в близости и общении со старой няней.
  • Плохое влияние.
    Другой проблемой является плохое влияние, которое герой испытывает при переезде в город. Подражая во всём Серёже Ивину, Николенька автоматически разделяет его дурной поступок и даже не решается проявить сочувствие к обиженному мальчику Иленьке.
  • Неправильное поведение взрослых
    . Это явление также вырисовывается проблемой на жизненном пути главного героя. Отец при гостях выражает предпочтение старшему сыну, младшему же выражает некоторое пренебрежение и досаду, заставив мальчика переживать о том, что он некрасив и не ловок. Бабушка в течение праздничного вечера допускала насмешливые замечания в адрес Николеньки, смущая его. Такое отношение взрослых болезненно отзывалось на впечатлительном и нервном мальчике.
  • Проблема выбора правильного пути
    . Эта проблема имела своё начало в детском возрасте Николеньки. Он был вынужден принимать решения, склоняться на сторону добра или зла, определять своё отношение к тем или иным людям, к самому себе, задумываться о своих желаниях и побуждениях. Весь он пока состоит из вопросов – что он такое, и к чему он идёт?

Чему учит?

Повесть «Детство» учит любви и трепетному отношению к ребёнку и детству, когда маленький человек не защищён от дурного влияния, примера, недоброго взгляда или колкого слова. Когда он неопытен, имеет массу неразрешённых вопросов и не защищён от самого себя. Толстой призывает осознать неоценимую важность семьи, любви и уважения внутри неё. Напоминает о хрупкости земных уз, которые нужно успеть ценить вовремя и ни в коем случае ими не пренебрегать.

Также повесть «Детство» заставляет задуматься о том, что для юного человека важно правильно выбирать для себя друзей, сохранять уважение к себе, не позволять пренебрегать собой и увлекать на недобрые пути. Вывод Толстого прост: нужно поощрять в себе лучшие чувства, вдохновение, восхищение прекрасным. Его мораль сводится к тому, что нужно глубоко осознавать свои поступки, взвешивать мысли и никогда не бояться следовать лучшим побуждениям.

Темы

Тематика повести «Детство» позволяет не только поразмышлять об интересных жизненных вопросах, но и аргументировать свое мнение в любом сочинении, ведь Толстой в своих произведениях не оставляет поводов для непонимания.

  1. Формирование личности
    . Это главная тема повести. В детстве человек приобретает характер, привычки, вкусы и предпочтения, учится уважать те принципы и качества, которые ценились в его семье. Толстой уделяет основное внимание диалектике души героя – процессу её становления.
  2. Воспитание
    . Герой воспитывается в тихой, доброжелательной обстановке деревенского дома, впитывает в себя тепло и любовь близких. Это формирует в нём доброту и чувствительность, чуткость, религиозность, что впоследствии подвергается испытанию при жительстве в городе.
  3. Любовь матери
    . Этой теме Толстой также отводит немаловажное место в повести. У матери главный герой учится любить и сострадать, благоговеть перед святым и возвышенным, раскаиваться в дурных поступках и мыслях, дарить тепло и внимание близким.
  4. Тема семьи
    освещена также – жизнь главного героя тесно связана с семьёй и ограничена ею. Мальчик чувствует и понимает происходящее в семье, переживает за отношения близких и их благополучие. Семья является для него всем и во многом определяет его личность и будущий путь.
  5. Роль учителя
    . Тема о роли учителя присутствует в повести «Детство» – Карл Иваныч показан достойным примером педагогам. Своей добротой и разумной твёрдостью он привязывает к себе сердца детей и побуждает их перенять всё лучшее.

Увлекательный детский рассказ Льва Николаевича повествует об опасном приключении мальчишек у далеких берегов Африки. Краткое описание произведения поможет правильно оформить читательский дневник по «Акуле» Л. Н. Толстого. Это поучительная история о глупом безрассудстве, которое могло закончиться печальными последствиями, если бы взрослые не приняли быстрое решение.

Сюжет — краткое содержание:

Была прекрасная погода. Экипаж корабля решил искупаться. Для этого они соорудили специальный бассейн из паруса. Двум мальчикам было тесно, и они решили плавать в открытом море. Отец одного из них, старый артиллерист, отец одного из ребят, наблюдал за ними и любовался сыном. Неожиданно на горизонте появилась акула, которая начала быстро плыть к детям, которые не замечали её до определённого момента. Члены экипажа начали кричать и плыть к ним на лодке, но мальчики были слишком далеко. Тогда артиллерист зарядил пушку, выстрелил и попал в акулу. Дети были спасены.

Сюжет

У берегов Африки стоял военный корабль, на борту которого, помимо взрослых членов экипажа, находились два подростка. В один из жарких дней капитан приказал матросам устроить небольшой импровизированный бассейн – спустить в воду парус, натянуть его и привязать к кораблю. В этом парусе все желающие могли искупаться, однако мальчикам там было слишком тесно, и они решили поплавать в открытом море.

Мальчики решили устроить гонку до бочонка, привязанного верёвкой к якорю. Они с азартом принялись соревноваться, но вскоре команда на корабле с ужасом увидела большую акулу, стремительно приближающуюся к пловцам. Капитал приказал немедленно спустить на воду шлюпку, но акула плыла гораздо быстрее.

Старый артиллерист, отец одного из мальчиков, побледнел, как полотно, и не отрывал глаз от сына. Мальчики наконец заметили акулу и с криком бросились в разные стороны. Этот крик привёл в чувство артиллериста, который кинулся к пушке, развернул её в сторону моря и прицелился в акулу. Раздался выстрел, и сизый дым окутал всё густой пеленой. Все застыли в напряжении, но когда дым развеялся, команда радостно закричала – на волнах покачивалась мертвая акула, а дети остались целы и невредимы.

Пословицы к произведению:

На задорном буяне всегда шкура в изъяне.

Смелый там найдёт, где робкий потеряет.

Для отважного и палка оружие.

Другие читательские дневники здесь

Здравствуйте! Меня зовут Мария, я автор сайта Пушкин сделал. Надеюсь, что мой сайт вам помогает, в свою очередь прошу помощи у вас. Моему сыну поставили диагноз аутизм. Ему необходимы ежедневные коррекционные занятия, если вы можете помочь, буду вам благодарна. Каждые ваши 10 рублей — еще один шанс для моего ребенка жить полноценной жизнью. Страница для сбора здесь

Основные персонажи

Произведение Толстого учит, что серьезная опасность может подстерегать человека на каждом шагу. В любой ситуации необходимо постоянно следить за собой и соблюдать осторожность. Только такое поведение может уберечь от жизненных неприятностей. Главными героями рассказа «Акула» Толстого являются:

  • безрассудные и легкомысленные мальчишки;
  • пожилой артиллерист — папа одного из героев, смелый и решительный человек.

После анализа произведения становится понятно, что в нем очень мало основных персонажей. Главными героями являются двое мальчишек, поплывших без страховки в открытый океан.

Товарищам помог пожилой артиллерист, который удачным выстрелом убил злую акулу. Второстепенными персонажами можно назвать капитана и матросов корабля, отправившихся на лодке спасать приятелей.

Отзывы читателей

Произведения Льва Толстого имеют глубокий смысл и мораль. Акула в книге намекает, что всегда необходимо быть готовым к неприятностям. Этот рассказ не просто так включили в школьную программу. Писатель в доступной форме учит детей важным истинам, а иллюстрации в книге помогают лучше понять сюжет.

Николай, Москва

В рассказе «Акула» Толстого мне очень понравился образ старого артиллериста. Он заметил опасность, грозившую собственному сыну, и не растерялся. Мужчина действовал мужественно и решительно. Безусловно, он рисковал жизнями мальчишек, но у него не было иного выхода.

Максим, Воронеж

Это увлекательный и поучительный рассказ. Он учит читателя быстро принимать важные решения. Его можно читать перед сном не только школьникам, но и маленьким детям. Рекомендую ознакомиться с его содержанием и сделать для себя выводы. После прочтения мы с сыном смогли составить план к «Акуле» Льва Толстого для 3 класса.
Светлана, Псков

Анализ и план для пересказа

Жанр книги — остросюжетный рассказ. Главной её темой является решительность и собранность в тяжелых ситуациях. Основная мысль произведения заключается в том, что жалость к людям и стремление помочь позволяют не растеряться и моментально принять правильное решение, которое способно спасти жизнь человека. Если внимательно прочитать произведение, то можно составить такой план рассказа «Акула» Толстого для 3 класса:

  1. Жаркая погода.
  2. Приказ капитана.
  3. Плавание товарищей.
  4. Появление акулы.
  5. Матросы в лодке.
  6. Выстрел артиллериста.
  7. Убийство хищницы и спасение мальчишек.

Произведение доказывает, что опасность может поджидать человека там, откуда он ее совершенно не ожидает. Детские игры и шалости обязательно должны иметь рамки, в противном случае они приведут к серьезным последствиям. Необходимо всегда быть осторожным.

После ознакомления с кратким содержанием стоит прочитать книгу полностью. Знакомство с ней поможет не только написать школьное сочинение, но и нарисовать рисунки к рассказу «Акула».

Доклад-сообщение «Акулы»

Акулы живут в море и океане. Они могут находиться на поверхности и глубоко под водой. Они могут опускаться на глубину до двух тысяч метров. Они, разумеется, являются хищниками. За исключением отдельных видов, поедающих планктон и мелких рыб, а также мелких кальмаров. Существует только 3 вида таких акул, которые не опасны для людей. Это большеротые, китовые и гигантские акулы.

Скелет

В скелете акулы отсутствуют кости, что отличает их от остальных рыб. Их скелет состоит из хрящей. Чешуя акул свидетельствует об очень древнем происхождении этих рыб. Она образована ромбиками с зубчиками. Строение и прочность чешуи подобны строению зубов. Зубчики обладают такой формой, что когда проводишь рукой от головы до хвоста, кожа кажется гладкой. При проведении рукой в противоположном направлении появится ощущение прикосновения к наждачной бумаге.

Такая броня защищает акул от врагов. Одновременно эти зубчики позволяют акулам отлично плавать. Они сокращают сопротивление воды. К тому же они гарантируют бесшумность и незаметность акулы при движении. Если акула выслеживает добычу, то ее практически не слышно до нападения. Мускулы акулы могут сокращаться без управления ЦНС.

Акула плывет, изгибая все тело из стороны в сторону. Практически любая акула вовремя охоты использует электрическое поле. На морде рыбы расположены электрические сенсоры, улавливающие это поле.

Зубы

Зубочелюстная система различных видов имеет отличия. Например, у тигровой акулы зубы обладают формой конусов. Они весьма острые. Рыбы, поедающие планктон. Обладают довольно мелкими зубами. Их размер составляет от трех до пяти миллиметров. У некоторых видов зубы имеют зазубрины и весьма большие размеры. Такими зубами легче разорвать крупную жертву.

Акулы имеют отличия хвостового плавника. У ряда видов этот плавник обладает одинаковыми лопастями, а у других видов одна лопасть больше другой. Акулы отлично улавливают запахи. У них имеются ноздри, имеющие вид маленьких мешочков. Лучше всего эти рыбы улавливают запах крови. Они могут ощутить запах небольшой ложки крови в огромном бассейне.

Дыхание акул осуществляется при помощи жабр. Они поглощают кислород, который содержится в воде.

Глаза

Глаза акул тоже обладают своими особенностями. Они имеют отражающий слой. Данный слой осуществляет отражение света, прошедшего сквозь сетчатку глаза, назад в глаз. Такая особенность позволяет повторно оказывать действие на глазные рецепторы. Благодаря этому свойству острота зрения увеличивается при неважной освещенности. Зрение оказывается в десять раз лучше зрения человека. Слух акул также обладает уникальностью. Рыбы слышат низкий звук, инфразвук и другие звуки, которые не может уловить человеческое ухо и являются недоступными для большинства животных.

Размножение акул возможно двумя способами. Некоторые виды откладывают яйца, прячут их в камни и водоросли. Однако существуют и живородящие виды. Акулы не проявляют заботу о потомстве. Появившиеся на свет рыбы живут сами по себе. Хищниками они становятся уже с рождения.

Неожиданная опасность

Неожиданно с судна раздался тревожный крик. Матросы повернулись в сторону, куда указывал кричащий. В море около детей плавала огромная акула. Окружающие стали кричать мальчишкам об опасности, однако их не было слышно из-за сильного шума воды. Несколько человек спустились в лодку, чтобы быстро доплыть до товарищей, но те находились от них на большом расстоянии.

Пожилой артиллерист находился на палубе и не шевелился. Он замер от сильного шока и не слышал окружающих. Когда люди на лодке почти приблизились к детям, они опять начали им кричать. Мальчишки услышали их и поплыли в разные стороны, издавая истошные вопли.

Услышав громкий крик, старый артиллерист немедленно очнулся и бросился к пушке. Он быстро зарядил ее и выстрелил. Некоторые матросы упали на палубу и прикрылись руками.

Когда разошелся дым, то они увидели, что пожилой мужчина попал в хищницу и убил ее. Дети остались целыми и невредимыми. Окружающие радостно рукоплескали и искренне улыбались папе мальчишки, а тот был просто счастлив, потому что смог спасти собственного сына.

Структура и пересказ истории

План поможет не только структурировать произведение и запомнить материал, но и понять главную мысль, проанализировать действия героев, использовать полученные знания в реальной жизни.

План произведения

Он может быть кратким и развёрнутым. Сжатый план даст общее представление о сути произведения. Более подробный — почти пересказ.

Развёрнутый план:

  1. Судно на якоре у Африки. Прекрасную погоду сменяет изнуряющий ветер с пустыни Сахары.
  2. Капитан разрешает искупаться, и вместе с матросами в воду прыгают два мальчика, бывшие на корабле.
  3. Ребята плывут в открытое море, соревнуются в скорости и оказываются далеко от судна.
  4. Внезапно появившаяся акула направляется к детям.
  5. Ребята не чувствуют опасности. Члены команды плывут к ним, но расстояние слишком велико.
  6. Отец одного из мальчиков стреляет в акулу из пушки.
  7. Хищница погибла, дети спасены.

Подробный план раскрывает содержание рассказа для читательского дневника за 3 класс. Пересказ лишь добавит деталей и выразит основную мысль произведения.

Краткий сюжет

У берегов Африки на якоре стоит судно. Лёгкий ветерок и тёплое солнышко сменяет изнуряющая жара.

Капитан разрешает искупаться, и матросы прыгают в воду. Они сооружают из паруса купальню возле корабля. Два мальчика, бывшие на судне, оказываются в воде. Дети начинают соревнования в скорости между собой и плывут в открытое море. Команда весело поддерживает их. А отец одного из ребят, старый артиллерист, с гордостью смотрит на сына. «Не выдавай! Поднатужься!» — радостно кричит бывалый моряк.

Появляется акула и направляется к мальчикам. Её видят все, кроме юных хулиганов. Они ещё веселее плещутся в море. Матросы в ужасе. Быстро на воде оказывается лодка, и моряки, со всей силой налегая на вёсла, плывут к детям, но расстояние слишком далеко. Акула в нескольких шагах от ребят, и трагедия кажется неизбежной.

Один из мальчиков замечает чудовище и резко кричит. В этот момент старый артиллерист подбегает к пушке, целится и стреляет в акулу. Дым застилает глаза людям, собравшимся на палубе. Когда он рассеивается, раздаётся счастливый крик. Вся команда и взволнованный отец радостно видят тело мёртвой рыбины. Дети спасены, и через несколько минут их доставляют обратно на корабль.

( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )


Толстой Л., «Детство»

Жанр: повесть

Главные герои повести «Детство» и их характеристика

  1. Николенька Иртеньев. 10 лет. Романтичный, чувственный мальчик с богатым воображением. Добрый и ласковый. Сильно любит родителей. Часто меняет свое настроение.
  2. Карл Иванович. Пожилой учитель немец. Трогательно привязан к детям.
  3. Матушка Наталья Николаевна. Добрая, ласковая, больная.
  4. Папа Петр Александрович. Человек прошлого века. Игрок и любитель женщин. Обладает большими связями и лысиной.
  5. Бабушка Николеньки. Графиня. Добродушная, очень любит дочь и внуков.
  6. Наталья Савишна, старушка няня. Добрая, хозяйственная, преданная барышне и детям.
  7. Марья Ивановна, Мими. Гувернантка. Педантичная, несносная, все считающая неприличным.
  8. Володя. Старший брат Николеньки. Практичный и более рассудительный.
  9. Катенька, дочь Мими. Первая любовь Николеньки.
  10. Сережа Ивин. Мальчик 13 лет. Красивый, бездушный, эгоистичный.
  11. Сонечка Валахина, 12 лет. Очень красивая девочка. Первая настоящая любовь Николеньки.

Кратчайшее содержание повести «Детство» для читательского дневника в 6 предложений

  1. Николенька узнает о предстоящем отъезде в Москву и переживает за учителя, которого не хотят брать.
  2. Николенька отправляется на охоту, где опускает зайца, но понимает, что влюблен в Катеньку.
  3. Николенька прощается с матушкой и вместе с отцом и братом уезжает в Москву к бабушке.
  4. Николенька знакомится с Ивиными, и ему очень нравится Сережа, мальчик злой, хотя и очень красивый.
  5. Николенька встречает Сонечку Валахину, танцует с ней мазурку и кадриль, смешит девочку перчаткой, и влюбляется в юную красавицу.
  6. Узнав о болезни матери, Иртеньевы возвращаются в деревню, но мать мальчика умирает той же ночью.

Главная мысль повести «Детство»
Детство — самая счастливое время в жизни человека, но оно так быстро заканчивается.

Чему учит повесть «Детство»
Повесть учит любить родителей, не забывать о них, учит доброте, милосердию и состраданию. Учит честности, учит не скрывать своих чувств.

Отзыв на повесть «Детство»
Мне очень понравилась эта добрая повесть, и конечно понравился мальчик Николенька. Он был очень добрым и чувствительным. Он все принимал слишком близко к сердцу, относился к жизни с детской непосредственностью, не подозревая, что уже очень скоро это счастливое время для него закончится и настанет пора становиться взрослым.

Пословицы к повести «Детство»
Детство время золотое, ест и пьет, и спит в покое.
Всякая молодость резвости полна.
Молод да умен, два угодья в нем.
Кто мать, да отца почитает, тот век счастливый проживает.
Молодость не вечна, а быстротечна.


Читать краткое содержание, краткий пересказ повести «Детство» по главам:

Глава I Учитель Карл Иванович

На третий день после дня рождения Николеньку разбудил учитель Карл Иванович, убивший муху прямо над его головой. Николенька с обидой смотрел на учителя, думая о том, что тот противный человек. Но Карл Иванович начал щекотать мальчику пятки, и Николенька подумал, что учитель добрый.
Потом Николенька и Володя встали, умылись и прошли в классную, где их ждал Карл Иванович. В классной он был совсем другим человеком — наставником.
После уроков Карл Иванович уводил детей вниз, здороваться с матушкой.

Глава II Maman

Матушка уже разливала чай. Возле дивана за роялем сидела одиннадцатилетняя Любочка и Марья Ивановна, она же Мими. Матушка спрашивала учителя, как спали дети, но тот был глуховат и редко отвечал сразу. Тогда матушка спрашивала Николеньку, не плакал ли он ночью, тот отвечал, что плакал во сне, а матушка отправляла детей к отцу.

Глава III Папа

Папа разговаривал с приказчиком Яковом и объяснял тому, куда и как тратить деньги в его отсутствие. Яков спорил, но потом они пришли к общему решению.
Тога папа объявил детям, что в ночь они уезжают в Москву, к бабушке, а матушка остается в деревне. Перед отъездом папа хотел поохотиться.

Глава IV Классы

Учитель был в тот день не в духе, он поставил Николеньку на колени и вышел из классов. Николенька слышал, как учитель жаловался дядьке Николаю, что дети уезжают в Москву, а его хотят прогнать. Он сетовал на людскую неблагодарность, говоря, что двадцать лет отдал детям.
Николенька жалел учителя, но ничем не мог ему помочь.
Вдруг дверь отворилась и вошел незнакомый человек.

Глава V Юродивый

Это был оборванный и грязный человек лет пятидесяти, с посохом, который стал всех крестить и говорить что-то бессмысленное. Это был юродивый Гриша.
Потом явился дворецкий Фока и повел детей вниз. Там были папа, матушка, девочки и Мими.
Николенька считал Мими несносным существом, потому что она все считала неприличным.
Катенька попросила Николеньку, чтобы тот уговорил маму взять девочке на охоту.
За обедом папа и мама поругались из-за юродивого, которого папа считал плохим человеком.

Глава VI Приготовления к охоте

После обеда все готовились к охоте. Привели собак, заложили тележку. Папа сел на лошадь и охотники двинулись.

Глава VII Охота

Охотники подъехали к лесу и папа дал Николеньке собаку, велев бежать на поляну и без зайца не возвращаться. Мальчик весело побежал в указанное место.
Мальчик долго ждал в засаде и любовался природой. Поэтому когда собака залаяла и дернулась не удержался, закричал и бросился бежать. Заяц скакнул и был таков. Николенька сильно стыдился своего промаха.

Глава VIII Игры

После охоты все плотно поели возле березовой рощи, а потом девочки стали звать мальчиков играть в Робинзона. Володя для вида поупирался, но потом снизошел до просьб и дети стали играть.

Глава IX Что-то вроде первой любви

Любочка сорвала с дерева червяка и с криком бросила его на землю. Катенька попыталась поднять его и подернула плечиком.Это движение вызвало умиление у Николеньки и он поцеловал девочку в плечо.
Николенька решил, что влюблен в Катеньку.
Потом все поехали домой.

Глава X Что за человек был мой отец

Отец Николеньки был человек прошлого века. В его жизни было две страсти — карты и женщины. Отец был высок ростом, обладал орлиным носом и лысиной. У него были большие связи в свете, он любил музыку и был сентиментален.

Глава XI Занятия в кабинете и гостиной

Вернувшись с охоты Николенька стал рисовать в гостиной. У него была только синяя краска и он нарисовал синего зайца, которого потом переделывал в дерево, куст, скирду. Но только весь измазался.
Николенька видел, как к отцу в кабинет пришли люди, а потом туда же вошел Карл Иванович с бумагами.
Потом папа вышел и с улыбкой объявил, что решил взять в Москву и Карла Ивановича. Он говорил, какой это трогательный человек, который расплакался в кабинете, и при этом подал счет за свои услуги.
Перед ужином пришел Гриша, и дети решили спрятаться в чулане, чтобы посмотреть Гришины вериги.

Глава XII Гриша

Вскоре Гриша вошел в свою комнату и помолился. Потом он начал раздеваться и его лицо странным образом не выражало обычного слабоумия, а движения были скупы и расчетливы.
Потом Гриша упал на колени и стал молиться, долго и истово.
Дети зашумели, и Гриша оглянувшись, перекрестил углы.

Глава XIII Наталья Савишна

В середине прошлого столетия в доме появилась Наташка. Сперва она была горничной, потом стала няней. Она хотела выйти за Фоку, но дедушка тогда разгневался и сослал Наташку в деревню. Потом ее вернули, но Наташка урок учла, и превратилась в Наталью Савишну, а весь свой запас любви перенесла на барыню.
Она стала заведовать хозяйством, а когда ей предложили волную расплакалась и обиделась.
В кладовых Натальи Савишны можно было отыскать все, она была незаменима.
В тот день Николенька разлил квас и Наталья Савишна отшлепала его мокрым полотенцем.
Николенька обиделся, что его побили и говорили «ты», но потом Наталья Савишна пришла мириться и Николенька плакал уже не от злости, а от любви и стыда.

Глава XIV Разлука

На следующий день подали бричку, все погрузились, а папа обнялся и поцеловался с матушкой. Матушка плакала и дрожащей рукой крестила детей. Николенька подбежал и прижался к ней.
Отъезжая Николенька обернулся и увидел, как медленно поднималась матушка в дом. Слезы вновь навернулись на его глазах.

Глава XV Детство

Детство очень счастливая пора, когда тебя любят, называют ангелом и нежно целуют. А ты не боишься в ответ признаться в своей любви к маме.
Но время идет и от детства остаются одни воспоминания.

Глава XVI Стихи

Через месяц после переезда в Москву мальчики готовились к именинам бабушки. Володя нарисовал в подарок голову какого-то турка, а Николенька долго мучился со стихами. Он никак не мог придумать завершающей рифмы, но потом решился и быстро дописал. Николенька с чувством прочитал свои стихи и только потом стал корить себя, что сказал в них, будто они будут любить бабушку, как родную мать.
Потом мальчики переоделись, а Карл Иванович принарядился, и они вышли в залу.
Карл Иванович подарил бабушке золотую коробочку, а Николенька свои стихи. Он ожидал, что бабушка заругается, но та была растрогана и поцеловала мальчика.

Глава XVII Княгиня Корнакова

Приехала княгиня Варвара Ильинишна Корнакова, женщина лет сорока пяти, желчная и худая. Она много говорила и Николенька заметил, что бабушка недовольна княгиней. Они поговорили о детях, и княгиня призналась, что бьет своих детей.
Николенька подумал, что хорошо, что он не ее сын.
Потом княгине представили мальчиков и Николенька снова вспомнил о том, что он некрасивый. Так ему говорила даже матушка, которая считала, что Николенька должен стараться быть умным и добрым.

Глава XVIII Князь Иван Иваныч

Затем пришел князь Иван Иванович, старичок 70 лет. В молодости он сделал хорошую карьеру, был добр, но холоден в обращении, потому что слишком многие зависели от него.
Князю показали стихи Николеньки и князь заметил, что может быть это будет второй Державин.
Потом князь и бабушка заговорили о папе Николеньки, и князь высказал мнение, что тот плохой хозяин, а бабушка сказала, что вряд ли мать Николеньки счастлива с этим человеком.

Глава XIX Ивины

Вскоре приехали Ивины и мальчики сильно обрадовались своим друзьям.
Сережа Ивин был одного с ними возраста, очень красивый, смуглый и серьезный мальчик, на которого Николенька смотрел с обожанием и восторгом.
Сережа имел огромное влияние на Николеньку и часто пользовался этим влиянием в своих корыстных интересах.
Мальчики отправились в сад играть в разбойников и к ним присоединился Иленька Грап, сын бедного иностранца, который жил у дедушки Николеньки. Иленьке было тринадцать лет, он был худеньким и добродушно-покорным.
После игры в разбойников, мальчик пошли наверх и стали щеголять друг перед другом гимнастическими способностями. Сережа бойко прыгал через три стула и становился вверх ногами. Потом он стал подбивать повторить это Иленьку, но тот отказывался.
Однако Сережа, а с ним и другие дети, схватили Иленьку и перевернули его вверх ногами. Иленька жалобно болтал ногами и попал под глаз Сереже. Сережа толкнул Иленьку, тот упал и стал со слезами спрашивать, за что его тиранят.
Сережа назвал Иленьку нюней и мальчики ушли, а Николенька все еще восхищался силой и храбростью Сергея, хотя ему было жаль и Иленьку, одиноко плачущего на словарях.

Глава XX Собираются гости

На другой вечер в доме ожидалось много гостей. Неожиданно Николенька увидел двенадцатилетнюю очень красивую девочку в кисейном платье и с серьезными, очень крупными глазами.
Это была Сонечка Валахина, которая приехала в гости со своей мамой. Бабушка ласково приветствовала Сонечку и указала на двух новых кавалеров, своих внуков.
Николенька решил удалиться и увидел, как приехала княгиня Корнакова с сыном Этьеном и множеством дочерей. Этьену было лет пятнадцать и он был нервным, как и полагалось, по мнению Николеньки, быть мальчику, которого секут розгами.
Молодой князь пришел в ярость, когда лакей стал спрашивать куда Этьен девал кнут, и обещал заплатить за пропажу.
Между тем, все внимание Николеньки в тот вечере занимала Сонечка. И когда приехали Ивины, он почувствовал досаду, что Сонечку увидит Сережа.

Глава XXI До мазурки

Увидев у Сергея лайковые перчатки, Николенька страшно разволновался, нашел старую перчатку с отрезанным пальцем и бросился к бабушке. Бабушка посмеялась над его волнением и показала всем его рваную перчатку. Смех оглушил Николеньку, но странное дело, он сразу перестал волноваться, и танцуя с Сонечкой смешил девочку, показывая ей свою перчатку.
Николенька станцевал с Сонечкой кадриль.

Глава XXII Мазурка

Потом началась мазурка и Николенька с удивлением понял, что все танцуют не так, как его учила Мими. Поэтому, когда Сонечка повела его танцевать, мальчик растерялся и стал выделывать ногами самые забавные па.
Все с улыбками смотрели на его танец и говорили, что если не умеешь танцевать, то не нужно и браться.
Николенька сильно расстроился.

Глава XXIII После мазурки

После мазурки был ужин и Николенька расслабился, выпив немного вина. Сонечка упросила мать задержаться, и снова танцевала с Николенькой. После Сонечка и Николенька договорились обращаться друг к другу на ты, и Сонечка уехала.
Гости расходились и Николенька весьма прохладно простился с Сережей, который с тех пор утратил его любовь.

Глава XXIV В постели

Лежа в постели, Николенька представлял себе Сонечку и понял, что влюблен в нее безумно. Он поделился своими чувствами с Володей, но брат отнесся к этому спокойно. Это вывело Николеньку из себя и он расплакался.

Глава XXV Письмо

Через шесть месяцев папа сказал Николеньке, что им нужно срочно ехать в деревню Он получил письмо, в котором матушка сообщала о своей серьезной болезни, и слезно просила скорее привезти детей, чтобы успеть с ними попрощаться перед смертью.

Глава XXVI Что ожидало нас в деревне

Когда папа и мальчики приехали в деревенский дом, они сразу прошли к матушке, но та была в сильном забытьи. А ночью матушка умерла, в последний миг придя в себя, и заочно благословив детей.

Глава XXVII Горе

Николенька был безутешен, он много плакал и не мог поверить, что матушка умерла. Все родные и прислуга тоже были безутешными.
К гробу с телом покойной пришли попрощаться все, даже жители деревни.

Глава XXVIII Последние грустные воспоминания

Перед погребением Николенька зашел к Наталье Савишне и та сказала, что Бог взял матушку потому, что добрые ему и там нужны. Наталья Савишна рассказала мальчику про мытарства, которые проходит душа праведника.
Через три дня после похорон Николенька уехал в Москву. Только тогда бабушка узнала о смерти дочери. Горе ее было необычайно сильным, она плакала, кричала, разговаривала с матушкой, как-будто видела ее перед собой.
Через год умерла Наталья Савишна, разобрав перед смертью сундуки и сдав все имущество по описи. Она оставила подарки Володе и Николеньке, а самого наследства после себя оставила всего 25 рублей. Наталья Савишна умерла в спокойствии, восприняв смерть как благо.

Рисунки и иллюстрации к повести «Детство»

Рассказы толстого читательский дневник 4 класс

Рассказы толстого читательский дневник 4 класс

Глава 1. Солнечное утро

Девятилетний Никита с родителями живет в дворянской усадьбе Сосновка. В то прекрасное зимнее утро он хотел улизнуть из дома, чтобы покататься на скамейке (санках) с горы, но его поймал учитель.

Глава 2. Аркадий Иванович

Пришлось Никите умываться, пить чай с мамой Александрой Леонтьевной, писать диктант и решать задачки вместе с рыжим веселым учителем Аркадием Ивановичем. И только потом – на горку!

Глава 3. Сугробы

Никита вдоволь накатался на скамейке, сделанной плотником Пахомом, потом вырыл себе пещерку. Тут его нашел учитель с письмом.

Глава 4. Таинственное письмо

Папа написал из Самары, что везет Никите подарок. Огромный, на отдельной повозке. Никита ломает голову, что это, болтая с другом Мишкой Коряшонком. Есть и еще одно письмо: учителю от невесты.

Глава 5. Сон

Никита видит страшный сон: кот хочет остановить маятник в часах. Мальчик слышит слова, будто он должен что-то взять из вазочки в футляре часов. Проснувшись, он узнает, что начались 2 недели Рождественских каникул.

Глава 6. Старый дом

Никита бродит по комнатам, глазеет на портрет красавицы-прабабушки: из-за нее прадедушка ушел из дома, потом бежит гулять.

Глава 7. У колодца

Мишка зовет Никиту драться с «кончанскими»: ребятами с другого конца деревни, пугает «кончанским» Степкой Карнаушкиным, у которого кулак «заговоренный».

Глава 8. Битва

«Кончанские» погнали Никиту с друзьями. Никите стыдно трусить, он бьет Степку. «Кончанские» бегут. Степка уважает Никиту за смелый удар, они теперь друзья. Никита дарит ему классный ножик, а тот ему свинчатку.

Глава 9. Чем окончился скучный вечер

Когда Никита, скучая, слушает ветер вместе с ласковой мамой, ежом Ахилкой и котом Васькой, к ним являются гости из Самары: мамина подруга Анна Бабкина с детьми Виктором и Лилей.

Глава 10. Виктор и Лиля

Виктор узнает про бой со Степкой и признает силу Никиты. Потом Никита на глазах у Лили геройски отгоняет от Виктора напавшего быка Буяна. Мальчику нравится эта синеглазая девчушка с бантом.

Глава 11. Елочная коробочка

Дети с мамой Никиты клеят украшения для елки. Никита любуется коробочкой Лили.

Глава 12. То, что было привезено на отдельной подводе

Отец прислал сыну в подарок настоящую двухвесельную лодку с мачтой. Вот радость-то!

Глава 13. Елка

На праздник Рождества в доме множество детей, всем весело у елки, у всех подарки. Никита танцует с Лилей, и вдруг целует ее. Потом провожает детей на улицу, и чувствует себя в «заколдованном, зимнем царстве».

Глава 14. Неудача Виктора

Виктор тоже хотел побить «кончанских», но те побили его.

Глава 15. Что было в вазочке на стенных часах

Влюбленный Никита сочиняет стихи про «волшебный лес». Вместе с Лилей он достает из вазочки из сна колечко, и дарит его Лиле, как и стихи.

Глава 16. Последний вечер

Бабкина увозит детей. Никите грустно.

Глава 17. Разлука

Увы, дело с наследством задерживает отца в городе. Никита с любовью и нежностью думает о нем, весельчаке и выдумщике, а еще о Лиле. Аркадий Иванович грустит по своей невесте-учительнице.

Глава 18. Будни

За окнами мороз, на улицу не пускают. Никите скучно без Лили. Он днями читает приключенческие книжки.

Глава 19. Грачи

Никита от скуки играет в карты с рабочими. А потом видит грачей: значит, весна!

Глава 20. Домик на колесах

Пахнет «талым снегом, навозом и скотиной». Никите тревожно, он молится в пустой будке: ему сразу легче. Мама чувствует его настроение.

Глава 21. Необыкновенное появление Василия Никитьевича

«Усадьба как остров»: бегут ручьи. Никита любуется улыбкой мамы. Вдруг они узнают, что отец близко, но «тонет» в этом половодье. К счастью, все обошлось.

Глава 22. Как я тонул

Отец весело рассказал, как вместе с конем чуть не утонул в затопленном овраге.

Глава 23. Страстная неделя

Отец и крестьяне готовятся к севу, пахоте, мать убирает дом перед Пасхой. В церковь поедет только Никита.

Глава 24. Дети Петра Петровича

На праздничную службу Никита собрался вместе с семьей знакомого лавочника Петра Петровича. У него сыновья и дочка Анна. Мальчики считают сестренку ябедой.

Глава 25. Твердость духа

Все грехи, «все простилось в эту ночь» на Пасху. Никита понимает, что нравится Анне. Но он не может предать память о Лиле.

Глава 26. Весна

Ярко светит солнце, кругом все зеленеет, и птицы поют. Никита наблюдает, как гуляет на воле добрый конь Клопик.

Глава 27. Поднятие флага

11 мая Никите исполнилось десять лет. Родители и учитель торжественно спускают лодку маленького «адмирала» на воду.

Глава 28. Желтухин

Никита подобрал скворчонка. Вначале птенец боялся Никиту, потом стал есть из его рук и выучился говорить.

Глава 29. Клопик

Отец хочет, чтоб Никита рос самостоятельным, активным, смелым мальчишкой. Он дарит ему коня Клопика. Для мамы Никита еще малыш, но и она сдается. Никита не только скачет, но и ухаживает за лошадкой.

Глава 30. В купальне

Скакать на лошади Никиту учил друг Мишка, с другими ребятами он выучился плавать. Он ходит купаться с отцом и учителем.

Глава 31. Стрелка барометра

Засуха угрожает урожаю. Взрослые переживают. В голодный год погибнут люди. К счастью, пошел дождь. А предсказал бурю Желтухин, глядя на барометр.

Глава 32. Письмецо

Никита на Клопике съездил за почтой. И о чудо: ему письмо от милой Лили! Она все помнит. Никита счастлив.

Глава 33. Ярмарка в Пестравке

Мать боится, что на ярмарке отец истратит кучу денег на что-то ненужное. Никите нравится шум и многолюдье. Отец, к ужасу матери, вернулся домой с верблюдами.

Глава 34. На возу

День Никита провел на молотьбе. Тут со взрослыми трудится и его лучший друг, крестьянский мальчонка Мишка Коряшонок.

Глава 35. Отъезд

Отец продал урожай хлеба и зазвал семью жить в Самаре. Там Аркадий Иванович увиделся с невестой, а Никита с Лилей. Она обижалась, что на письмо он не ответил. Началась новая жизнь: Никиту взяли во 2 класс гимназии.

Читательский дневник по повести «Детство Никиты» Толстого

Сюжет

Никите 9 лет, он с родителями Василием и Александрой и учителем Аркадием Ивановичем живет в Сосновке. Его лучший друг – крестьянский мальчик Мишка Коряшонок. Никита любит отца и мать, умный, но ленится учиться, ему нравится природа и животные (у них в доме кот, еж и скворец Желтухин). В день рожденья, когда ему стало 10 лет, радуется подаренной отцом лодке, а потом и коню Клопику, дружит, а если надо – и дерется с деревенскими мальчишками.

Вместе с отцом он ходит на пашню, а в засуху переживает за урожай хлеба. В Рождество Никита влюбляется в гостью их дома девочку Лилю Бабкину, пишет ей стихи о лесе. Потом жизнь его меняется: семья переезжает в город Самару, где Никита видится с Лилей, и поступает сразу во 2 класс гимназии.

Отзыв

Книгу о своем детстве автор посвятил сыну Никите. У героя повести счастливое детство, с родителями и близкими людьми он живет в любви, согласии, мире, взаимопонимании. Мальчик любит природу, а среди его друзей – крестьянские ребятишки. В детстве за год меняется так много: Никита впервые влюбляется, пишет стихи, учится плавать, ездить верхом, поступает в гимназию.

Повесть учит радоваться жизни, добром вспоминать детство, любить и слушаться родителей, с удовольствием учиться и трудиться, быть отзывчивым, добрым, любознательным, искренним, смелым, благодарным, не обижать животных, быть хорошим другом.

  • Рассказы толстого про детей список
  • Рассказы тургенева записки охотника список
  • Рассказы толстого про детей 4 класс
  • Рассказы тургенева для детей 3 класса
  • Рассказы толстого мильтон и булька