1. Ф.И.О. студента: Щигарева Алена Евгеньевна.
2. Класс: 4б Дата: 19.10.17 Предмет: литературное чтение.
3. Тема урока: Что такое быть человеком? Сухомлинский «Обыкновенный человек».
4. Цель урока: Создать условия для приобщения детей к ценностям человеческих отношений; разделить понятия «добро» и «зло»; убедить в необходимости добра и добрых поступков; познакомить с творчеством В.А.Сухомлинского, с притчей «Обыкновенный человек».
5. Задачи:
— формировать у детей: представление о добре, доброте, о хороших, добрых поступках;
умение правильно оценивать себя и других, учить видеть положительные качества у людей, героев, персонажей.
— воспитывать у детей такие качества личности, как доброта, щедрость, отзывчивость.
6. Планируемые результаты:
а) личностные: личностные: Исправлять допущенные ошибки при чтении; Контролировать своё чтение, самостоятельно оценивать свои достижения. (Л)
б) регулятивные: планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью; выполнять учебные действия в устной и письменной форме. (Р)
в)коммуникативные: владеть диалогической формой речи. (К)
г) познавательные: устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев произведений; строить логические рассуждения, включающие определение причинно-следственных связей в устной и письменной форме, в процессе анализа литературного произведения и на основании собственного жизненного опыта. (П)
Структура урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
ФОУД
Орг.момент
— Здравствуйте, ребята! Сегодня урок по литературному чтению проведу у вас я, меня зовут Алена Евгеньевна.
В жизни по-разному можно жить –
Можно в беде, а можно в радости.
Вовремя есть, вовремя пить,
Вовремя делать гадости.
А можно так:
На рассвете встать –
И, помышляя о чуде,
Рукой, обожженною солнце достать
И подарить его людям.
— Давайте подарим себе и друг другу наш сегодняшний урок.
Актуали-зация знаний
— Ребята многие произведения, которые вы читаете в нашем учебнике, написаны сто, а то и сто пятьдесят лет назад – в позапрошлом, XIX веке. Они сохранили для нас подробности жизни людей того времени: как тогда одевались, что и из чего ели и пили, какие книги читали, о чем мечтали, во что играли.
— Вы наверняка уже изучали некоторые произведения где описывается жизнь людей того времени, давайте вспомним какие?
— О чем эти произведения? В этих произведениях рассказывается о жизни людей?
— Ребята, а как вы считаете, прослеживается ли в этих произведениях тема одиночества?
— Где и как она прослеживается?
— А что значит быть человеком? Не героем, не великим, а обыкновенным человеком?
— А как выдумаете, что такое добро?
— Молодцы Ребята.
— А.П.Чехов «Ванька», Ю.М.Нагибин «Зимний дуб».
— Да прослеживается. Ванька хотел домой, ему было грустно и одиноко без дедушки. В рассказе «Зиминий дуб», Савушкину тоже было одиноко, его никто не понимал, все над ним смеялись. Нет ничего страшнее этого чувства, и мы должны помнить о людях, живущих рядом. Нужно быть внимательным к людям. Порой бывает достаточно простого разговора. Быть человеком.
— Быть трудолюбивым и отзывчивым; помогать малышам, уважать старших; не оскорблять людей; помогать, кому трудно. Делать добрые дела.
— Это забота, понимание, сочувствие, любовь, милосердие, отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.
Открытие новых знаний
Работа с эпиграфом.
— Человек должен жить в сфере добра. Эта сфера добра в значительной степени создается им самим. Она создается из его добрых дел, добрых чувств, воздействий на окружающую среду, памяти на добро. Добро – все положительное, хорошее, полезное. Мы будем говорить о таком человеческом качестве как доброта. Ведь они не разделимы.
А эпиграфом к нашему уроку станут слова А. Чепурова: (Слайд 1)
Давайте поклоняться доброте!
Давайте с думой жить о доброте:
Вся в голубой и звездной красоте,
Земля добра. Она дарит нас хлебом,
Живой водой и деревом в цвету.
Под этим вечно неспокойным небом
Давайте воевать за доброту!
— Ребята, как вы думаете, что такое доброта?
— Да! Многие из вас, верно, понимают и чувствуют, что такое доброта. А посмотрите, какое определение понятию «Доброта» дал нам Ожегов (Слайд 2)
«Доброта – отзывчивость, сочувствие, дружеское расположение к людям»
Платон утверждал: «Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное счастье». (Слайд 3)
Эту мысль продолжал уже в I веке н.э. римский философ Сенека: «Человек, который думает только о себе и ищет во всем своей выгоды, не может быть счастлив. Хочешь жить для себя, живи для других».
— Как хорошо, что есть писатели и поэты, которые думают над теми же проблемами, что и мы с вами!
— Мы начинаем читать произведения в новой главе «Мы в ответе…».
— Откройте стр. 62. Обратите внимание, что в конце названия главы стоит многоточие.
— Какой ответ и перед кем мы должны быть в ответе?
— Как вы думаете, о чем будут произведения в этой главе?
— И первым писателем с чьим творчеством мы познакомимся, это Василий Александрович Сухомлинский. (Рассказ учащегося) (Слайд 4)
— Исходя из всего того, о чем мы свами уже говорили, предположите тему урока?
— Тема нашего урока: В.А.Сухомлинский притча «Обыкновенный человек». (Слайд 5)
— Дети говорят то, что они думают о доброте.
— Мы в ответе за людей, за себя и собственные поступки.
— О добре и доброте, взаимопонимании, о бережном отношении человека к природе, людям, животным, об ответственности друг перед другом.
Заранее выбранный учащийся рассказывает о биографии Сухомлинского.
Формиро-вание умений по теме занятия
Словарная работа.
— Что такое притча? (Слайд 6)
Словарь русского языка С.В.Ожегова «При́тча — это малый поучительный рассказ в литературном жанре, заключающий в себе моральное или религиозное поучение (премудрость). Близка к басне.
— Чему учат притчи?
Физминутка.
Первичное знакомство с произведением (Чтение рассказа по цепочке). (Слайд 7)
— Давайте по цепочке прочитаем это произведение.
Обсуждение:
-
Можно ли сказать, что дед с внуком – добрые люди? Почему?
-
Как поступают первый, второй и третий проезжие?
-
Про кого из проезжающих дед сказал, что “это не человек”. Почему?
-
Как дед отозвался про второго путника? Почему он сказал «И это ЕЩЕ не человек?»
-
Почему третьего проезжего дед назвал обыкновенным человеком?
-
Каким еще человеком его можно назвать?
-
Какое качество автор считает главным для человека?
-
Согласны ли вы с автором?
-
Почему притча называется «Обыкновенный человек»?
(Слайд
— Какой вывод можно сделать по этому произведению?
— В чем заключается человеческая доброта?
— Важна ли доброта для человека?
— Люди говорят «Он добрый человек, потому что относится к людям хорошо»? А если он мучает животных, портит природу, разве он добрый? Разве можно быть к людям добрым, а к животным злым?
— А легко ли научиться быть добрым?
— Давайте с вами прослушаем одну из песни про доброту. («ДОБРОТА» в исполнении В. Мигули)
— О чем эта песня? Понравилась ли она вам? Чем?
— Д.С.Лихачев, считал, что самая большая цель жизни – увеличивать добро в окружающем нас. А добро – это, прежде всего, счастье всех людей. Оно слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую нужно уметь решать. Какие акции доброты, прошедшие в нашем районе, городе вы можете вспомнить?
Группировка понятий. Работа в парах.
— На парте лист, разделенный на две части: зло (слова уже записаны, прочитайте их, подумайте над их смыслом) – добро. Запишите подходящие слова в графе добра. (Слайд 9)
— Что вы можете сказать о словах добро и зло? (Антонимы)
— Как вы думаете, ребята, чего на земле больше: добра или зла?
— (Слайд 10) Перед нами дерево, которое выросло из корня зла. Чтобы победить зло, надо постараться, чтобы отрубить корень зла, а вырастить дерево добра. Давайте вспомним, какие добрые дела вы совершили, совершают люди вокруг вас, и будем рубить этот корень зла. Называйте слова добра.
Добро
Внимательность к людям
Помощь
Отзывчивость
Вежливость
Верность
Сердечность
Порядочность
Совестливость
Благодушный
Мягкосердечный
Добрососедство
Доброжелательность
Любовь к людям
Щедрость
Взаимовыручка
Уважение
Понимание
Улыбка
Радость за других
Вот видите, ребята, как можно победить зло. Так и в жизни: капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеёк, ручейки – в реку, реки – в море добра. Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след.
Помогает человеку совершать добрые дела дружба, любовь, уважение, вежливость, доброта, понимание, улыбка. Доброта — отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро.
— Они учат людей хорошим поступкам, намекают на то, как надо жить.
— Можно. Они делали доброе дело, спасали людей от жажды.
— Первый – равнодушный, второй — делал для своей выгоды, третий — милосердный, великодушный, благородный.
— Про 1 и 2, потому что первый проезжий не обратил внимания на то, что у деда с внуком случилась беда, второй сделал хорошо только себе и ни о ком больше не думал.
— Отзывчивым, добрым, великодушным, заботливым, милосердным.
— Доброта и человечность.
— Обыкновенный человек отличается щедростью души: ему не надо чужого, не жаль своего, он открыт для всех. Он не ждет ни благодарности, ни похвалы – это его образ жизни.
— Если в человеке есть чуткость, доброта, вежливость, понимание и милосердие, он как человек состоялся.
— Человеческая доброта, умение радоваться и переживать за других людей создают основу человеческого счастья.
— Да. Если человек добрый, то он счастливый.
— Нет. Добрый – это тот, кто одинаково хорошо относится ко всему и всем.
— Это трудно — всегда быть готовым утешить того, кому плохо, разделить чье–то горе, помочь. Этому надо учиться.
ОбобщениеРефлексия
— С творчеством, какого педагога-писателя мы сегодня познакомились?
— О чем же притча «Обыкновенный человек»? Чему же учит нас эта притча?
— Какое главное человеческое качество?
— Как вы оцениваете свою деятельность на уроке? Если вы считаете, что хорошо работали и вам все понравилось, то поднимите желтый кружочек, если вы не довольны своей работой на уроке, то поднимите синий кружочек.
— В.А.Сухомлинского.
— Нужно быть обыкновенным человеком, думать не только о себе, но и о других людях, делать добрые дела.
— Доброта, сочувствие и сострадание, забота и ответственность за другого. Именно такими качествами обладают главные герои притчи. Сознание сделанного добра — это уже награда для человека. Просто делая добро, никогда не надо ожидать благодарности. Добро ведь делают не из корысти, а из любви к ближнему. Быть добрым — значит совершать хорошие поступки, делать людям добро не за похвалу, спасибо, деньги, а бескорыстно.
Домашнее задание
Подобрать пословицы о добре и зле, подходящие к притче. Подготовить письменно ответ на вопрос: что я могу сделать, чтобы наш мир стал добрее? Выполняете на двойном листочке.
ФОУД (формы организации учебной деятельности: И — индивидуальная, Г — групповая, П — работа в паре, Ф — фронтальная).
Много званых, но мало избранных
Мир Вам, дорогие посетители православного сайта «Семья и Вера»!
За две недели до великого праздника Рождества Христова Святая Православная Церковь напоминает нам о его приближении. Начинается первая приготовительная неделя к празднику. Она называется Неделей святых Праотец, когда мы вспоминаем святых, живших до Рождества Христова. Ими были ветхозаветные пророки и все благочестивые люди, которые с верой ожидали пришествия Спасителя.
Подробнее »
Рассказы о святых и святынях — 20 декабря 2021
Людей спасет доброта и любовь
В мае мы вспоминали грузинского святого последнего времени – преподобного Гавриила (Ургебадзе). Помните, как первого мая он сжёг портрет Ленина? А потом отца Гавриила благословили быть духовником женского монастыря, и с годами к нему стали приходить люди со всей Грузии за духовной помощью. Хотя подчас вёл себя отец Гавриил очень странно, как самый настоящий юродивый: мог и грозно обличать кого-то, кто был неискренним и фальшивым, мог и по непонятной причине поднять крик даже во время службы.
Подробнее »
Притчи святителя Николая Сербского и другие
Здравствуйте, дорогие братия и сестры!
Причти, которые мы собрали для вас в этой статье о грехах и добродетелях. В них в иносказательной, но очень понятной форме рассказывается, почему нельзя обманывать, быть жадным; почему надо стремиться выметать из своего сердца всякое зло и грех; что только любовь принесет счастье и другие блага, а не наоборот.
Подробнее »
Рассказы о святых и святынях — 02 декабря 2021
Святые старцы
Преподобные святые старцы Оптины окормляли и продолжают окормлять верующих людей. Николай Васильевич Гоголь писал: «…Никогда я не встречал таких монахов. С каждым из них, мне казалось, беседует всё небесное». Мудрость старцев Оптиной пустыни, как благодатный источник, несёт нам духовное и душевное исцеление. Даже спустя время, их наставления не потеряли своей актуальности.
Подробнее »
Рассказы о святых и святынях — 01 декабря 2021
Оптина пустынь и Введение Пресвятой Богородицы
Оптина пустынь и Введение Пресвятой Богородицы неразрывно связаны. Православный ставропигиальный мужской монастырь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы расположен близ города Козельск, у реки Жиздра. Оптина пустынь – самая жаркая и яркая свеча, возжжённая русским народом перед Богом. И, конечно же, главной святыней монастыря являются его старцы, прославленные в лике святых.
Подробнее »
Непридуманные истории — 25 ноября 2021
Мое чудесное исцеление
Мир Вам, дорогие посетители православного сайта «Семья и Вера»!
Дорогие посетители и постоянные читатели нашего сайта, в мире постоянно происходят чудеса от Бога. Но, к сожалению, иногда мы их просто не замечаем. Только чистое сердце, далекое от грехов и страстей, стремится во всем увидеть удивительную небесную заботу. А чтобы очистить сердце, православному человеку необходимо постоянно следить за своей душой, иметь покаянный настрой и стремление жить по Божьей правде. Очень важна регулярная исповедь и причастие. Ведь грех не только приносит страдания и болезнь душе, но и тело человека начинает болеть. Подтверждение этим словам Вы сможете найти в рассказе о чудесном исцелении после искренней исповеди и причастия.
Подробнее »
Притча об осле
Здравствуйте, дорогие дети и родители!
Жизнь не проходит без проблем. На нашем пути ежедневно встречается множество задач, вопросов. Некоторые из них требуют особого напряжения сил, ума, времени, а иногда требуют и жертв.
Подробнее »
Притчи о доброте, благородстве и рассудительности
Мир Вам, дорогие посетители православного сайта «Семья и Вера»!
Иногда мир перед глазами тускнеет. Жизнь кажется бессмысленной, пустой и однообразной. Бывает даже, что к такому состоянию может примешаться тоска или страх за будущее. Конечно же, такое состояние не должно быть приемлемо для христианина. Нужно спешить от него избавиться. И в христианстве есть немало средств, помогающих побороть уныние, страх и страсти, темной тучей забирающиеся в человеческие души.
Подробнее »
Рассказы о святых и святынях — 15 ноября 2021
Небесный защитник
Мир Вам, дорогие посетители православного сайта «Семья и Вера»!
Совсем недавно вся наша страна праздновала день народного единства. Вспоминалось очень важное историческое событие, которое вошло и в церковный календарь. Мы прославляли Царицу Небесную, Покровительницу земли русской через явление Её чудотворной иконы – Казанской.
Подробнее »
Рассказы о святых и святынях — 01 ноября 2021
Из Дармштадта в Иерусалим
Мир Вам, дорогие посетители православного сайта «Семья и Вера»!
В 1864 году, 1 ноября по новому стилю, в семье герцога Гессен-Дармштадтского Людвига Четвёртого родилась девочка Елисавета. И мог ли себе представить герцог и его жена герцогиня Алиса, дочка английской королевы Виктории, что новорожденная станет когда-нибудь русской святой, преподобномученицей Елисаветой, о которой вспоминали мы в середине лета.
Подробнее »