Рассказы современных писателей для подростков небольшие

Дата публикации: 10.08.2021 20:04 в школе дети изучают литературу прошлых веков, о современной же русской равно как и зарубежной прозе

Дата публикации:

deti knigi miniВ школе дети изучают литературу прошлых веков, о современной же русской (равно как и зарубежной) прозе у них представления самые туманные. Между тем, есть немало современных рассказов, не просто доступных, а вполне интересных подростку. Но мало того: если дети читают их и обсуждают вместе с родителями, такое чтение может сильно сблизить разные поколения. Рекомендации по такому семейному чтению даёт Римма Исаковна Зандман, заслуженный учитель России, преподаватель русского языка и литературы в московской гимназии № 1512.

deti knigi4 miniУ себя в гимназии я, помимо уроков русского языка и литературы, веду литературную студию, куда приходят подростки, начиная с 13-14 лет. На этих занятиях мы с детьми читаем и обсуждаем новейшую русскую прозу.

Это заблуждение, что подросткам она недоступна, что их привлекают только фэнтези и ужастики. Нет, они с живым интересом читают те рассказы современных русскоязычных писателей, которые я им рекомендую, бурно обсуждают их.

А студия у нас открытая, на занятия нередко приходят и родители, и наравне с детьми участвуют в обсуждении.

Так вот, я давно уже заметила, что такое совместное чтение и обсуждение не просто развивает детей, но и улучшает их отношения с родителями (равно как и с бабушками-дедушками), помогает разным поколениям в семье лучше понимать друг друга. И, конечно, такое совместное чтение и обсуждение может происходить не только в формате школьной литстудии, но и просто у себя дома. Инициатива, конечно, тут должна исходить от родителей.

deti knigi3 miniОднако сразу встает вопрос: а что именно читать с детьми? На мой взгляд, для этого лучше всего подходят именно короткие рассказы, а не повести и романы. Это такое чтение, которое не напрягает, но очень содержательно, глубоко, и в семье может быть обсуждено детально. Важно, что это рассказы из сегодняшнего дня, из жизни, которая детям понятна.

Но где же именно их брать, такие рассказы? Я своих ребят давно уже научила пользоваться крупнейшим сетевым ресурсом, публикующим качественную современную прозу и поэзию «Журнальным залом» (magazines.russ.ru). Кроме того, очень много хороших рассказов можно найти в лонг-листе литературной премии имени Юрия Казакова (он тоже публикуется в «Журнальном зале»).

deti knigi2 miniПонятно, что подбор таких рассказов для чтения и обсуждения с подростками требует большой работы. Я постоянно мониторю периодику, езжу по книжным магазинам и изучаю содержимое полок с современной прозой. Но я – учитель, это моя работа, а вот родителям, тем более, далеким от филологии, будет сложнее. Поэтому я взяла на себя смелость рекомендовать читателям несколько рассказов из тех, что мы вместе с детьми и родителями обсуждали на занятиях литстудии. Все эти рассказы есть в интернете в свободном доступе.

Ирина Полянская. «Утюжок и мороженое»

Это грустный рассказ, который совершенно чётко ставит проблему взаимоотношения ребёнка и семьи. Рассказ о том, как трагически родители могут не понимать детей и как дети теряют доверие к родным. Безусловно, сейчас эта тема в литературе для средних и старших подростков разрабатывается очень активно.

Подходит для подростков от 14 лет.

Вячеслав Комков. «Я – немец»

Рассказ на ту же тему – взаимоотношения родителей и детей, но тут ситуация противоположная. Очень трудный ребёнок – и терпение и любовь родителей… Такие рассказы обязательно нужно после совместного чтения обсуждать, разбирать описанные там ситуации. А вот показать художественные особенности текста – это уже дело учителя.

Подходит для подростков от 12 лет.

Елена Долгопят. «Часы»

Этот рассказ фантастический, вернее, даже сказочный: там у героя-подростка появляется возможность что-то менять в своём прошлом, но любое такое изменение меняет его настоящее. Стоит ли оно того? Вопрос, который очень полезно обсуждать с детьми. Ведь за фантастическим антуражем здесь стоит совершенно реальная проблема – ответственность за любой свой выбор, осознание его последствий.

Подходит для подростков от 12 лет.

Нина Литвинец. «Антиквар»

Грустный рассказ о стариках, об их восприятии жизни. Там есть и острая социальная линия – сюжет построен на том, как некий жулик-антиквар обманывает пожилую женщину. Вроде бы, с рациональной точки зрения, ничего такого не стряслось, но героиня рассказа не смогла пережить случившееся. «Её мучила совесть, она чувствовала себя предательницей – по отношению к Алёше, к совместно прожитым счастливым годам, к совместно нажитым вещам, не представлявшим антикварной ценности, но таким дорогим им обоим». Благодаря таким рассказам подростки гораздо лучше смогут понять внутренний мир своих бабушек и дедушек.

Подходит для подростков от 14 лет.

Олег Рябов. «Смерть старика»

В этом очень лирическом, пронзительном, берущем за душу рассказе есть очень важная тема – приход к вере. Если читать его вместе с детьми, это будет способствовать духовному сближению старших и младших.

Подходит для подростков от 16 лет.

Андрей Волос. «Калитка»

Рассказ о том, как у старика умерла жена, и он утратил смысл жизни – это повод для разговора о том, что любовь придаёт жизни смысл. Тут можно поговорить о том, как хрупка человеческая жизнь. Рассказ завершается тем, что старик, поплакав на могиле жены, переступает через низенькую оградку, не открывая калитки, и вдруг задумывается: «Господи, что же такое человеческая жизнь? Вот так перешагнул – и ты в мире живых, перешагнул обратно – и ты уже в каком-то другом мире».

Подходит для подростков от 16 лет.

Леонид Юзефович. «Поздний звонок»

Это рассказ, который с удовольствием прочитают и ребята из 10-го и 11-го классов, и родители. Рассказ о том, как появилось произведение, в котором по каким-то косвенным признакам человек опознаёт судьбу своего деда. И поскольку в произведении дед выглядит весьма непрезентабельно, то его внук звонит автору, начинается выяснение отношений… И вот тут очень интересно соотнесение творчества и жизни, тут важно стремление сохранить репутацию рода. Для обсуждения дома это очень важно. Причём в некоторых случаях можно читать его и с 13-14-летними подростками.

Подходит для подростков от 16 лет.

Елена Долгопят. «Скупой рыцарь»

Как замечательно здесь прослеживается литературная традиция! Как здесь интересно показано, что такое вообще жизнь! И как неожиданно здесь показано, что любой дом, в котором есть любовь и добро, может стать своего рода ноевым ковчегом. Причём все это не оторвано от земли, очень интересно там изображены пересекающиеся пространства человеческой жизни – от рынка до монастыря. И мы – только гости. Вообще, в этом рассказе очень много смысловых слоёв.

Подходит для подростков от 16 лет.

Александр Снегирев. «Фото в чёрном бушлате»

Это о превратностях человеческой судьбы, об ответственности за каждый шаг своей жизни, о последствиях лжи, о мужестве, о противостоянии агрессивному фанатизму.

Подходит для подростков от 15 лет.

Михаил Шишкин. «Пальто с хлястиком»

По большому счёту это произведение о том, как рождается произведение, о том, что же лежит в основе творчества. И выясняется, что для писателя – героя рассказа, это отношения с мамой.

Подходит для подростков от 14 лет.

Игорь Лёвшин. «Полёт»

Очень тонкий, интеллектуальный фантастический рассказ – о столкновении человека с новой виртуальной цивилизацией. Человеческое сознание и искусственный интеллект: как они взаимодействуют. И выясняется, что этот компьютерный мир порождает своих Мефистофилей и Фаустов.

Подходит для подростков от 16 лет.

Источник: Фома
Фото: Johnny McClung

Рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС НОО (приказ
Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие
федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования»); с учетом примерной основной образовательной программой
начального общего образования, одобренной решением федерального
учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля
2015 г. № 1/15); на основе учебного пособия «Лукошко»  для 2 класса под
редакцией М.Н. Ходаковской (региональный компонент).

На
изучение учебного предмета «Литературное чтение на родном языке» выделяется 17
ч (0,5 ч в неделю).

Цели обучения:

·                    
развитие
художественно-творческих
и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении
художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству
слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умение вести диалог,
выразительно читать и рассказывать, импровизировать;

·                    
овладение
осознанным, правильным,
беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования
младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта
самостоятельной читательской деятельности;

·                    
воспитание
эстетического
отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с
миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших
школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и
честности; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов Дальнего Востока;

·                    
расширение
знаний о
литературных произведениях дальневосточных писателей.

Задачи обучения:

·                    
познакомить
детей с лучшими образцами дальневосточной художественной литературы;

·                    
воспитывать
чувство гордости за свою страну, ответственности за родной язык, интерес к
культуре народов Дальнего Востока

·                    
развивать
у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение,
сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;

·                    
учить
детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения,
выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное
мышление учащихся;

·                    
развивать
поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений
изящной словесности, воспитывать художественный вкус;

·                    
формировать
потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному
творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;

·                    
обогащать
чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;

·                    
расширять
кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию
и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;

·                    
обеспечивать
развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения.

У учащихся будут сформированы:

·                   
Оценивать
поступки, в том числе неоднозначные, как «хорошие» или «плохие», разрешая моральные
противоречия на основе:

·                   
общечеловеческих
ценностей и российских ценностей, в том числе человеколюбия, уважения к труду,
культуре;

·   
важности
исполнения роли «хорошего ученика», важности учёбы и познания нового;

·   
важности
бережного отношения к здоровью человека
и к природе;

·   
важности различения «красивого» и «некрасивого»,
потребности в «прекрасном» и
отрицания «безобразного»;

·   
важности
образования, здорового образа жизни, красоты природы и творчества.

·                   
прогнозировать
оценки одних и тех же ситуаций с позиций разных людей, отличающихся
национальностью, мировоззрением, положением в обществе и т.п.

·                   
Учащиеся
приобретут опыт:

·                           
внимательного
отношения к нравственному содержанию поступков;

·                           
внимательного
отношения к собственным переживаниям и переживаниям других людей.

  Регулятивные:

·                   
определять

·                   
формулировать
цель деятельности на уроке с помощью учителя;

·                   
проговаривать
последовательность действий на уроке;

·                   
учиться
высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией
учебника.

·                   
Учащиеся
получат возможность научиться:

·                           
знакомиться
с новой книгой, ее автором, названием, иллюстрациями;

·                           
внимательно
слушать собеседника и оценивать его высказывание;

·                           
сравнивать
свой ответ с ответами одноклассников. выбирать задание, тему проекта из предложенных, основываясь на своих
интересах.

Познавательные:

·                           
ориентироваться
в учебнике (на развороте, оглавлении, в условных обозначениях); в словаре;

·                           
находить
ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

·                           
делать
выводы в результате совместной работы класса и учителя;

·                   
преобразовывать
информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

    Учащиеся получат
возможность научиться:

·                           
высказывать
свое отношение к героям произведения с помощью учителя, опираясь на личный опыт.

В
круг чтения детей входят произведения дальневосточных писателей, произведения
устного народного творчества, стихи, рассказы сказки современных писателей.

В содержании
программы выделяются 4 раздела:

1. Раздел «Живи, сказка»

2. Раздел  «Улыбка ясная
природы»

3.   
Раздел  «Живое
вокруг нас»

4. Раздел  «О детях и для детей»

·                   
В
процессе освоения предметного содержания, обучающиеся должны приобрести общие
умения, навыки и способы деятельности:

·                   
правильно,
осознанно, достаточно бегло читать целыми словами, соотносить интонации с
содержанием читаемого текста;

·                   
строить
диалогическое и монологическое высказывание на основе литературных произведений
и личного опыта;

·                   
развивать
умение от чтения вслух к чтению про себя;

·                   
совершенствовать
звуковую культуру речи;

·                   
уметь
пересказывать подробно, выборочно с использование приемов устного рисования и иллюстрации;

·                   
развивать
умение воспринимать на слух произведения различных жанров, эмоционально
откликаться на них и передавать свое настроение в рисунках, совместном
обсуждении услышанного;

·              
уметь
узнавать и различать жанры литературных произведений: сказка и рассказ,
стихотворение и басня, загадка, пословица, небылица, считалка, песня, прибаутка;

·                   
развивать
умение воссоздавать художественные образы во время чтения дальневосточной
литературы на основе постоянного сопоставления, реалистического и образного
описания предметов или явлений;

·              
развивать
умение чувствовать настроение героя произведения, улавливать отношение автора к
нему и к описываемым событиям;

·                   
размышлять
над содержание произведения, уметь выразить свое отношение к прослушиваемому,
сравнивать стихотворные произведения, написанные на одну тему разными поэтами,
и ряда стихотворений одного и того же автора.

№ темы

Содержание

Кол-во
часов

1.

Живи, сказка

6 ч

2.

Улыбка ясная природы

4 ч

3.

Живое вокруг нас

5 ч

4.

О детях и для детей

2 ч

Всего:

17
ч

Тематическое планирование по
предмету литературное чтение

на Родном (русском) языке

Автор

содержание

часы

Характеристика деятельности учащихся

Этап обучения

Раздел: Живи, Сказка!

6

Воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся.

Характеризовать особенности прослушанного художественного произведения
(определять жанр – рассказ, стихотворение, сказка народная, авторская;
загадка, пословица, скороговорка);

передавать

последовательность
сюжета; описывать героев.

Воспринимать учебное задание,

выбирать

последовательность
действий, оценивать ход и результат выполнения.

Пересказывать текст подробно и

выборочно.

Участвовать
в диалоге
в соответствии с

правилами
речевого общения.

1

В. Шульжик

«Над Амуром чайка – птица»,

«Два охотника (удэгейская сказка)»,

«Почему у бурундука на спине полоски (нивхская
сказка)».

1

Литературное чтение

2

Ч. Таксами

«Озорной зайчишка»,

«О том, как медведь с бурундуком беседовали»,

«Ленивая навага».

1

Литературное чтение

3

Э. Кириченко

«Тигр и тигренок Полосатик»,

«Ласка – непоседа»,

«Как бурундук хотел увидеть солнце».

1

Литературное чтение

4

Е. Наумов

«Дружили два медведя».

1

Литературное чтение

5

Д. Нагишкин

«Самый быстрый», «Пустая голова».

1

Литературное чтение

6

В.Сукачев

П. Комаров

«Карысь (главы из из книги)».

«Старые сказки».

1

Литературное чтение

Раздел: Улыбка ясная природы

4

1

А. Рябов

В. Захаров

«Домик детства», «Лесная тропинка».

«Волшебный лес», «Рябчик».

1

Читать в слух целыми словами
используя интонацию, соответствующий темп и тон речи. Декламировать стихотворения,

небольшие
отрывки прозы.

Читать про себя, осознавать текст, отвечать на
вопросы.

Литературное чтение

2

П. Комаров

В. Сидорюк

«Теремок», «Зима».

«Уходит лето».

1

Литературное чтение

3

А. Самоплясова

«Первый снег», «В зимнем лесу»

1

Литературное чтение

4

Ю. Башките

« Сосулька», «Наша черепашка», «Охраняйте лесных
зверей».

1

Литературное чтение

Раздел: Живое вокруг нас

5

1

Б. Аленкин

«Полкан и Барбос», «Лева», «Гордый».

1

Формулировать
вопросительные
предложения.

Конструировать
монологическое
высказывание: составлять рассказ о герое прочитанного произведения по плану.

Творческая
деятельность
Инсценировать художественного произведение (его

фрагменты):
читать по ролям, участвовать в драматизации.

Иллюстрировать художественное произведение.

Сочинять сказку, загадку, считалку

Воспринимать
на слух
тексты в исполнении учителя, учащихся.

Характеризовать особенности прослушанного художественного произведения
(определять жанр – рассказ, стихотворение, сказка народная, авторская;
загадка, пословица, скороговорка);

Передавать последовательность сюжета;
описывать героев.

Литературное чтение

2

Н. Наволочкин

«Знакомые кота Егора» (главы из книг).

2

Литературное чтение

3

А. Максимов

«Как я жил в тайге» (главы из книги).

2

Литературное чтение

Раздел: Детям о детях

2

1

Б. Копалыгин

«Письмо сыну».

1

Читать
в слух
целыми словами осознанно, правильно, выразительно, используя интонацию,
соответствующий темп и тон речи.

Декламировать

стихотворения,

небольшие
отрывки прозы.

Читать про
себя, осознавать текст, отвечать на вопросы.

 Узнавать «сказочные

 приметы»: зачин,

 концовка. троекратный повтор, эпитеты.

 Характеризовать

 героев народных и

 литературных

 сказок, поступки и

 их
причины.

 Понимать скрытный смысл заголовка,
 придумывать

 варианты
заглавий.

Иллюстрировать художественное
произведение

Литературное чтение

2

Ю. Рытхеу

«Повелитель ветров».

1

Литературное чтение

Итого

17

всего

По двум предметам

34

за год

Книги по психологии и самооценке, увлекательные рассказы об окружающем мире, произведения о магии и сборник экспериментов, которые можно провести без страха в домашних условиях. Вместе с книжным сервисом ЛитРес мы подготовили подборку крутых познавательных новинок, которые точно понравятся детям и наверняка заинтересуют взрослых.

  • 4672895d7d6e43b88a6584583dab

    Я не ОК… и это ОК. Гид по хорошему настроению, ментальному здоровью и заботе о себе

    Как разобраться в себе

    Психолог с 30-летним стажем Тина Рэй знает, что многие подростки хотя бы раз сталкивались с буллингом, тревожными мыслями или стрессом, но стесняются или боятся говорить об этом. В книге она рассказывает, что быть «не в порядке» нормально, а сложности и плохое настроение бывают у всех, и описывает, как распознать наиболее распространенные современные психологические проблемы и как помочь в этом случае себе или своим близким. В книге представлены советы как для подростков, так и для их родителей. Ободряющее произведение, которое поможет лучше понять себя в любом возрасте.

  • a389ba752ccf4ebfb6ea23146689

    Оглянись вокруг. 50 маленьких событий в живой природе, ради которых стоит замедлиться

    Как научиться видеть чудо

    В природе постоянно происходят чудесные вещи, но мы не всегда их замечаем. Рэйчел Уильямс предлагает найти в ежедневной суете немного времени и посмотреть вокруг. И тогда вы обязательно увидите, как стрекоза показывает настоящее воздушное шоу или волны разбиваются о берег, а может, удивитесь, какими разными бывают снежинки. 50 маленьких историй, рассказанных автором, помогут рассмотреть красоту природы и ощутить, как много событий случается вокруг каждое мгновение. Книга стала мировым бестселлером и была переведена на 22 языка.

  • 2a58cb6b07d0402092e62d7f36d6

    Просто о важном. Новые истории про Миру и Гошу. Вместе находим выход из сложных ситуаций

    Как разговаривать на сложные темы, чтобы избежать скуки и морализаторства

    Герои Натальи Ремиш помогут вам в решении этого вопроса. Мира, Гоша, Бейби, их родители и бабушка с дедушкой — обычная семья, в которой регулярно возникают ситуации, с которыми сталкиваемся все мы, и герои всегда находят выход из положения, оставаясь любящими и заботливыми. В книге содержатся не только небольшие рассказы, описывающие разные жизненные ситуации, но и списки вопросов, которые стоит обсудить с ребенком, чтобы лучше понять друг друга. Рекомендуем читать ее всей семьей.

  • c1cfd1d60a324dc3958822362bd0

    Твоя волшебная сила. 40 ритуалов, чтобы наполнить жизнь чудесам

    Как сделать жизнь проще

    Ариель Косби собрала 40 ритуалов, которые наполнят жизнь чудесами и при этом научат юных читателей верить в себя, общаться с окружающими, планировать свой день и многим другим полезным вещам. Автор в легкой манере рассказывает о простых и проверенных дыхательных, психологических и телесных практиках, которые сделают жизнь интереснее, гармоничнее и организованнее. Никакой магии, ну, может быть, чуть-чуть.

  • c2c00085411e4b54b3f05d8f304e

    Работа над ошибками, или Давайте ошибаться правильно!

    Как правильно делать ошибки

    Ошибки очень пугали учеников класса 303 Z. Кто-то боялся выступать на сцене, кого-то пугали возможные насмешки окружающих, а у кого-то просто земля уходила из-под ног при мыслях о провале. Поэтому Роман Романович решил помочь ребятам и предложил всем вместе делать работу над ошибками, только вот поработать предстояло над своими чувствами и мыслями. И что тут началось. Веселая и полезная сказка в простой и понятной форме расскажет ребенку про эмоциональный интеллект и про то, как его развить. Кстати, родителям тоже может пригодиться.

  • c080ff5c40dc41f2b07c2504af51

    История магии с древнейших времен до наших дней

    Как разобраться в магии

    Когда появилась магия, как она развивалась и как менялось отношение к ней? Мэтт Ральфс рассказывает удивительную историю, начавшуюся больше пяти тысяч лет назад. Читатели познакомятся с колдунами-жрецами Среднего Востока, скандинавскими предсказательницами и средневековыми ведьмами, узнают, как делали амулеты, зелья и различные обряды. А еще прочтут некоторые древние мифы, связанные с магией, и встретятся с самыми известными ведьмами и колдунами. 

  • 6028dae35c6b4c7990a32ac5e116

    Анатомия природы. Занимательные детали мира природы

    Как найти природу в бетонных джунглях

    В детстве Джулия Ротман много времени проводила на природе, и теперь, живя в мегаполисе, скучает по тому времени. Поэтому старается находить природу даже там, где это совсем не просто, – в большом городе. А заодно учит читателей быть внимательнее к окружающему пространству и находить интересное и удивительное в привычном.

  • 8fac05c01c6146ab9e8909e5d0e7

    33 важных «почему». Как организовать свою жизнь, разобраться с эмоциями и выстроить отношения с друзьями и родителями

    Как разобраться с собой и окружающими

    Психолог Виктория Шиманская и детский социолог Александра Чканикова — мамы подростков и прекрасно знают, как непросто порой найти общий язык со взрослеющим ребенком, понимают, сколько вопросов и страхов мучают детей. Поэтому написали книгу, которая поможет ребятам разобраться в собственных чувствах, подскажет, как организовать свою жизнь и ответит на 33 самых распространенных подростковых вопроса. Авторы чутко, просто и с юмором делятся советами, как начать договариваться с окружающими и быть в гармонии с собой. 

  • 84d82f7b6df443e38b432dcd690f

    Расту счастливым. Первая книга об осознанности и внимании к себе

    Как научиться понимать свои чувства и справляться с ними

    Психолог Кьяра Пиродди написала настоящий учебник по развитию эмоционального интеллекта. Она собрала и адаптировала для малышей простые, но действенные упражнения и практики, которые позволят сохранить равновесие в любой ситуации и помогут найти решение любого вопроса. Все советы, описанные в книге, были многократно проверены автором и доказали свою эффективность. А чудесные иллюстрации и близкие ребенку персонажи сделают чтение приятным и увлекательным.

  • ce41a3d4a2b147e5b6f1d760c170

    Безумные эксперименты в комиксах. Ставь опыты вместе с известными учеными

    Как повторить знаменитые эксперименты дома

    Без Галилео Галилея, Яна Пуркине, братьев Райт, Бенджамина Франклина и других исследователей и первооткрывателей наш мир был бы совершенно другим. Но как рассказать о них детям так, чтобы было понятно и интересно? Возможно, именно комикс Майка Барфилда станет тем самым рассказчиком, который поможет увлечь ребенка наукой и весело и просто объяснит важнейшие открытия в истории человечества, а еще научит проводить некоторые знаменитые эксперименты самостоятельно. 
     
    А по специальному промокоду AFISHA на сайте сервиса все читатели получат книгу в подарок из специальной подборки, а также скидку 25% практически на весь ассортимент.

Валентина Дёгтева

Валентина Дёгтева

Валентина Дёгтева

Дата рождения 24.12.1980
Место рождения Москва
Гражданство Российская Федерация
Род деятельности писатель, художник
Язык произведений русский

Валентина Александровна Дёгтева — российский писатель, поэт, художник, драматург, педагог.

Валентина Дёгтева / Биография

Валентина Дёгтева родилась 24 декабря 1980 года в семье художников. Ещё во время учёбы в школе она начала писать смешные истории, рисовала к ним картинки. Первой публикацией будущего писателя стало письмо в газету о том, что хороших детских передач не снимают и по телевизору не показывают. Письмо напечатали на первой странице под звучным заголовком «Валя считает, что ТВ плюёт в колодец!».

Валентина Дёгтева закончила филологический факультет МГУ имени Ломоносова по специальности «Литературоведение». Ей довелось работать литературным редактором в книжных издательствах и на литературных сайтах, быть переводчиком с английского, болгарского и чешского языков.

В 2002 году журнал «Колобок и Два Жирафа» объявил общенациональный конкурс «Новые имена в детской литературе». Дёгтева послала на конкурс небольшой сборник детских рассказов и неожиданно для себя выиграла. Остроумные, оригинальные рассказы о приключениях девчонки-фантазёрки под названием «Муза села на варенье» вышла в серии «Библиотека журнала «Колобок и Два Жирафа». В 2003 году книга получила премию «Алиса».

В 2009 году сборник забавных фантастических приключений «Бублик для гуманоида» с разноцветными, непредсказуемыми иллюстрациями Надежды Суровой стал лауреатом премии «Книга года» в составе серии «Пёстрый квадрат» издательства «Эгмонт». Премией «Золотое перо Руси» отмечены стихи и рассказы писателя. В 2020 году в новой серии издательства «Росмэн» «Полосатый слон» вышла книга-картинка «Улиткины, вперёд!», которая принесла автору победу в конкурсе «Новая книга».

Валентина Александровна не только писатель, но и иллюстратор. Она вспоминает, что для занятий в студии «Сказка выходного дня» ей понадобились уникальные наглядные пособия по теории литературы. Где найти изображение зверя Хорея или рыбы Амфибрахии? Пришлось рисовать эти и многие другие картинки, нужные для занятий. Вскоре Валентина Александровна начала иллюстрировать свои книги, в частности, в серии «Смешные истории» московского издательства «Аквилегия-М» вышли: «Рыцарь Рыжик», «Кошмар в сарае бабы Вали», «Кнопка и капитан Ку-Ку», «Тайна шоколадных зайцев» с авторскими иллюстрациями. Валентина Дёгтева иллюстрирует и чужие тексты, если ей близка и понятна позиция автора.

  • Валентина Дёгтева
  • Рассказы современных писателей для подростков небольшие

    Кнопка и капитан Ку-Ку / Валентина Дегтева; [художник В. Дегтева]

  • Рассказы современных писателей для подростков небольшие

    Бесконечно ваши, Волк и Красная Шапочка / Валентина Дёгтева, Артур Гиваргизов ; рисовал Капыч

  • Рассказы современных писателей для подростков небольшие

    Улиткины, вперёд! / Валентина Дёгтева

  • Рассказы современных писателей для подростков небольшие

    Нинкины рассказы / Валентина Дёгтева ; худож. Н. Корсунская

  • Рассказы современных писателей для подростков небольшие

    Творческий дневник начинающего писателя, фантазера и сочинителя / Валентина Дёгтева

С 2000 по 2019 годы Валентина Дёгтева сотрудничала с «Радио России» — писала сценарии и тексты песен для детской весёлой и познавательной литературной программы «Как курица лапой». В радиоспектакле принимали участие не очень образованная, но хитрая и находчивая Курица Пеструха и профессор околосказочных наук, библиофилус Букашкин — маленький человечек, прочитавший много книг и знающий всё на свете. В главных ролях были заняты народный артист России Борис Плотников и заслуженная артистка России Елена Харитонова. Путешествуя по книжным полкам волшебной библиотеки, герои спектаклей помогали ребятам понять суть сюжета, характеры главных героев, узнать историю создания произведения, научиться отличать литературные жанры. Были поставлены мюзиклы по мотивам народных сказок: «По щучьему велению», «По следам Колобка», «Об Иване-царевиче и Сером волке» и многие другие. Также Валентина Александровна автор сценариев для музыкальных спектаклей по классическим произведениям, среди которых «Остров сокровищ — лауреат премии «Радиомания», многосерийные «Путешествия Гулливера», «Голова профессора Доуэля» при участии Василия Ливанова.

Дёгтева вспоминает, что при написании сценариев читала много исторических и литературных материалов, старалась сделать так, чтобы речь героев соответствовала эпохе, народному или авторскому стилю. Передача заслужила любовь маленьких слушателей, её выпуски были изданы на аудиодисках.

Валентина Александровна ведёт активную педагогическую деятельность. На протяжении многих лет она сотрудничает с Центром творческого развития детей и подростков Государственного музея истории российской литературы имени В. И. Даля «Арка Марка». Центр видит свою задачу в том, чтобы через чтение, изучение литературы, творческие эксперименты и поиски развивать литературные, интеллектуальные, эмоциональные способности и таланты детей и подростков.
В центре Валентина Дёгтева много лет ведёт литературную мастерскую для детей 10–13 лет в студии «Сказка выходного дня». Валентина Александровна разработала свою уникальную авторскую программу и наглядные пособия для работы. На её занятиях всегда царит творческая атмосфера, в которой знакомство с литературой становится лёгким и приятным. Дети пишут сочинения на интересные темы, которые не предлагают в школе, узнают о жанрах литературы, стихотворных размерах и премудростях построения сюжета, выбора метафор и эпитетов. Также она ведёт курс «Чтение с приключением» для подростков 10–14 лет. Слушатели курса изучают литературу в игровой форме, выполняют разнообразные творческие задания, анализируют персонажей известных произведений, тренируют фантазию и навыки рассказчика.

  • Валентина Дёгтева
  • Рассказы современных писателей для подростков небольшие

    Валентина Дёгтева / Презентация проекта «Урок чтения». Чемпионат по чтению вслух среди учащихся средних классов (Межрегиональная Федерация чтения)

  • Рассказы современных писателей для подростков небольшие

    Валентина Дёгтева

  • Рассказы современных писателей для подростков небольшие

    Церемония награждения лауреатов премии «Большая Сказка» в РГДБ / Дмитрий Гасин, Ая эН, Игорь Жуков, Юлия Кузнецова, Андрей Усачев, Константин Арбенин, Михаил Першин, Павел Крючков, Анна Пукиш, Елена Широнина, Михаил Нисенбаум, Валентина Дёгтева

Кроме того, Валентина Дёгтева является автором и ведущей книжных лабораторий и клубов образовательного интернет-портала «Покажи и расскажи». Валентина Александровна ведёт читательские клубы для детей и подростков: «Среди гномов и великанов», «Крокодилы и бегемоты, обезьяны и кашалоты!», «Просто фантастика». В работе клубов принимают участие ребята из России, Испании, Англии, Франции, США. В рамках занятий дети играют в ролевые игры по мотивам сказок, выполняют небольшие творческие задания, делают простые поделки, фантазируют, спорят, учатся слушать друг друга. Также она читает курс интерактивных лекций «Литература с плюсом», ведёт «Книжную лабораторию», в которой ребята учатся писать заметки, диалоги, небольшие рассказы». В ближайших планах — создание «Стихотворной лаборатории» для младших школьников.

Валентина Дёгтева интересуется кукольным театром. Она сама шьёт кукол и со своими учениками на базе студии «Сказка выходного дня» проводит встречи с современными детскими писателями и поэтами, делает постановки по их произведениям. Совместно с детским писателем и актёром Дмитрием Сиротиным Валентина Александровна создала кукольный интернет-театр «КУ-КУ». Теперь это целая кукольная семья, видеоролики театра пользуются большой популярностью у детей, родителей, библиотекарей.

Помимо писательской и педагогической деятельности, Валентина Дёгтева сотрудничает с библиотеками, она частый гость на книжных фестивалях и выставках, где проводит литературные викторины, квесты, мастер-классы.

Валентина Дёгтева / Книги

  • Дёгтева, В. А. Муза села на варенье / Валентина Дёгтева ; худож. Ю. Колинько. — Москва : Колобок и Два Жирафа, 2002. — 76 с. : ил. — (Библиотека журнала «Колобок и два жирафа». Новые имена в детской литературе).
  • Дёгтева, В. А. Бублик для гуманоида / Валентина Дёгтева ; худож. Н. Суворова. — Москва : Эгмонт Россия, 2009. — 63 с. : цв. ил.
  • Дёгтева, В. А. Рыцарь Рыжик : сказочная повесть / Валентина Дёгтева ; ил. В. Дёгтевой. — Москва : Аквилегия-М, 2015. — 256 с. : ил. — (Смешные истории).
  • Дёгтева, В. А. Тайна шоколадных зайцев / Валентина Дёгтева ; ил. В. Дёгтевой. — Москва : Аквилегия-М, 2016. — 239 с. : ил. — (Смешные истории).
  • Дёгтева, В. А. Бесконечно ваши, Волк и Красная Шапочка / Валентина Дёгтева, Артур Гиваргизов ; рисовал А. Капыч. — Москва : Эгмонт, 2017. — 64 с. : ил. — (Пёстрый квадрат).
  • Дёгтева, В. А. Бублик для гуманоида / Валентина Дёгтева ; худож. Н. Суворова. — Москва : Эгмонт Россия, 2017. — 63 с. : ил. — (Пёстрый квадрат).
  • Дёгтева, В. А. Кнопка и капитан Ку-Ку / Валентина Дёгтева ; ил. В. Дёгтевой. — Москва : Аквилегия-М, 2017. — 239 с. : ил. — (Смешные истории).
  • Дёгтева, В. А. Нинкины рассказы / Валентина Дёгтева ; худож. Н. Корсунская. — Москва : Эгмонт, 2018. — 72 с. : ил. — (Город мастеров).
  • Дёгтева, В. А. Рассказы про Лёху Горохова / Валентина Дёгтева ; худож. Л. Казинская. — Москва : Эгмонт, 2018. — 63 с. : ил. — (Пёстрый квадрат).
  • Дёгтева, В. А. Кошмар в сарае бабы Вали / Валентина Дёгтева ; ил. В. Дёгтевой. — Москва : Аквилегия-М, 2019. — 240 с. : ил. — (Смешные истории).
  • Дёгтева, В. А. Йо-хо-хо и тарелка супа / Валентина Дёгтева ; худож А. Кузина. — Москва : Антология, 1920. — 14 с. — (МыЖеДети).
  • Дёгтева, В. А. Лунный лимонад / Валентина Дёгтева ; худож. Е. Клевер. — Москва : Антология, 1920. — 24 с. — (Антология — детям).
  • Дёгтева, В. А. Улиткины, вперёд! : сказка / Валентина Дёгтева ; худож. М. Коротаева. — Москва : Росмэн, 2020. — 32 с. : ил. — (Полосатый слон).
  • Дёгтева, В. А. Йо-хо-хо и бабушкин сундук / Валентина Дёгтева ; худож А. Кузина. — Москва : Антология, 1921. — 14 с. — (МыЖеДети).

Сборники, включающие произведения автора

  • Весёлые рассказы и смешные истории : сборник / рисунки Н. Беланова ; сост. И. Антонова. — Москва : АСТ, 2017. — 255 с. : ил. — (Весёлые истории) (Малыш).
  • Одним вечерним утром : лучшие стихи и рассказы современных писателей для детей / составил и представил Михаил Яснов ; рисовала Светлана Шендрик. —Москва : Клевер, 2018. — 112 с. : ил. — (Библиотека Михаила Яснова).

Валентина Дёгтева / Книги с иллюстрациями

  • Дёгтева, В. А. Рыцарь Рыжик : сказочная повесть / Валентина Дёгтева ; ил. В. Дёгтевой. — Москва : Аквилегия-М, 2015. — 256 с. : ил. — (Смешные истории).
  • Дёгтева, В. А. Тайна шоколадных зайцев / Валентина Дёгтева ; ил. В. Дёгтевой. — Москва : Аквилегия-М, 2016. — 239 с. : ил. — (Смешные истории).
  • Дёгтева, В. А. Кнопка и капитан Ку-Ку / Валентина Дёгтева ; ил. В. Дёгтевой. — Москва : Аквилегия-М, 2017. — 239 с. : ил. — (Смешные истории).
  • Дёгтева, В. А. Кошмар в сарае бабы Вали / Валентина Дёгтева ; ил. В. Дёгтевой. — Москва : Аквилегия-М, 2019. — 240 с. : ил. — (Смешные истории).
  • Сиротин, Д. А. СтиКОТворения / Дмитрий Сиротин ; художник Валентина Дёгтева. — Санкт-Петербург : Антология, 2020. — 31 с. : ил. — (Антология — детям).

Публикации в периодической печати

  • Дёгтева, В. А. Новогодняя такса / В. Дёгтева ; ил. А. Артюха // Простоквашино. — 2011. — № 1. — С. 6.
  • Дёгтева, В. А. Богатое воображение / В. Дёгтева ; ил. А. Артюха // Простоквашино. — 2011 . — № 2 . — С. 4–6.
  • Дёгтева, В. А. Червяк / В. Дёгтева ; ил. А. Артюха // Простоквашино. — 2011. — № 3. — С. 4.
  • Дёгтева, В. А. Как поёт картошка / В. Дёгтева ; ил. А. Артюха // Простоквашино. — 2011. — № 4. — С. 4–5.
  • Дёгтева, В. А. Привычка / В. Дёгтева ; ил. В. Уборевич-Боровского // Простоквашино. — 2011. — № 11. — С. 15.
  • Дёгтева, В. А. Сначала компот! / В. Дёгтева ; ил. В. Уборевич-Боровского // Простоквашино. — 2011. — № 12. — С. 15.
  • Дёгтева, В. А. Дед Мороз : рассказ / В. Дёгтева ; рис. А. Лукьянова // Мурзилка. — 2012. — № 12. — С. 8–10 .
  • Дегтева, Валентина. Сила удара / В. Дегтева ; ил. А. Артюха // Простоквашино. — 2015. — № 3. — С. 4–6.
  • Дёгтева, В. А. Крокодил / В. Дёгтева ; ил. А. Артюха // Простоквашино. — 2012. — № 6. — С. 4–5.
  • Дёгтева, В. А. Легенда о гантелях / В. Дёгтева ; ил. В. Уборевич-Боровского // Простоквашино. — 2012. — № 7. — С. 3.
  • Дёгтева, В. А. Угол / В. Дёгтева ; ил. А. Артюха // Простоквашино. — 2012. — № 9. — С. 4–5.
  • Дёгтева, В. А. Микродрака / В. Дёгтева ; ил. В. Уборевич-Боровского // Простоквашино. — 2012. — № 9. — С. 17.
  • Дёгтева, В. А. Пещерный человек / В. Дёгтева ; ил. А. Артюха // Простоквашино. — 2013. — № 1. — С. 4–5.
  • Дёгтева, В. А. Моль / В. Дёгтева ; ил. А. Артюха // Простоквашино. — 2013. — № 3. — С. 4–5.
  • Дёгтева, В. А. Мумия / В. Дёгтева ; ил. А. Артюха // Простоквашино. — 2013. — № 5. — С. 4–5.
  • Дёгтева, В. А. Прелести живой природы / В. Дёгтева ; ил. А. Артюха // Простоквашино. — 2013. — № 8. — С. 4–6.
  • Дёгтева, В. А. Тень / В. Дёгтева ; ил. А. Артюха // Простоквашино. — 2013. — № 9. — С. 10–11.
  • Дёгтева, В. А. Капитан / В. Дёгтева ; ил. А. Артюха // Простоквашино. — 2014. — № 6. — С. 4–6.
  • Дёгтева, В. А. Дед Мороз / В. Дёгтева ; ил. А. Артюха // Простоквашино. — 2015. — № 1. — С. 4–6.
  • Дёгтева, В. А. Новогоднее / В. Дёгтева ; ил. В. Уборевич-Боровского // Простоквашино. — 2015. — № 1. — С. 9.
  • Дёгтева, В. А. Сила удара / В. Дёгтева ; ил. А. Артюха // Простоквашино. — 2015. — № 3. — С. 4–6.
  • Дёгтева, В. А. Таксебятина / В. Дёгтева ; ил. В. Уборевич-Боровского // Простоквашино. — 2015. — № 12. — С. 3.
  • Дёгтева, В. А. Новогодним утром / В. Дёгтева ; ил. А. Артюха // Простоквашино. — 2016. — № 1. — С. 3.
  • Дёгтева, В. А. Богатое воображение / В. Дёгтева ; ил. А. Артюха // Простоквашино. — 2016. — № 2. — С. 6–8.
  • Дёгтева, В. А. Крокодил / В. Дёгтева ; ил. А. Артюха // Простоквашино. — 2018. — № 2. — С. 4–5.

Валентина Дёгтева / Книги в Национальной электронной детской библиотеке

  • Дёгтева, В. А. Рыцарь Рыжик : сказочная повесть / Валентина Дёгтева ; худож. В. Дёгтева. — Текст : электронный. — Москва : Аквилегия-М, 2015 (Москва : ЛитРес). — 256 c. — Режим доступа: в залах РГДБ.
  • Дёгтева, В. А. Кнопка и капитан Ку-Ку : сказочная повесть / Валентина Дегтева ; художник В. Дегтева. — Текст : электронный. — Москва : Аквилегия-М, 2017 (Москва : НБР, 2017). — 256 с. : ил. — (Смешные истории). — Режим доступа: в залах РГДБ.
  • Дёгтева, В. А. Тайна шоколадных зайцев : весёлая сказочная повесть / Валентина Дёгтева ; худож. В. Дёгтева. — Текст : электронный. — Москва : Аквилегия-М, 2016 (Москва : НБР, 2017). — 272 с. : ил. — (Смешные истории). — Режим доступа: в залах РГДБ.

О жизни и творчестве

  • Бобина, Т. Фантазия — отличный способ избежать скуки. Сказки нового века : [в том числе о сказках из сборника В. Дёгтевой «Муза села на варенье» / Татьяна Бобина // Библиотечное дело. — 2005. — № 6. — С. 36–38.
  • Молдавская, К. Принц-сантехник и половинный человек : [рецензия на книгу В. Дёгтевой «Муза села на варенье», 2002] // Книжное обозрение. — 2002. — 2 сент. — С. 33.
  • Переслегина, М. В. «Bibliogid» советует прочитать : [в том числе о сборнике В. Дёгтевой «Муза села на варенье»] / М. Переслегина // Домашняя школьная библиотека. — 2004. — № 1. — Вкл. «Книжный компас». — С. 6.
  • Порядина, М. В. Второе пришествие половинного человека : [о книгах О. Арматынской «Половинный человек» и В. Дёгтевой «Муза села на варенье»] / М. Порядина // Знамя. — 2003. — № 4. — С. 218–221.
  • Порядина, М. Пятиугольный квадрат : [о книгах серии «Пёстрый квадрат» издательства «Эгмонт»] / М. Порядина // Библиотека в школе : газ. изд. дома «Первое сентября». — 2009. — 16–30 нояб. — С. 31–33.
  • Порядина, М. Умно и развлекательно : [в том числе о книге В. Дёгтевой «Бублик для гуманоида»] / М. Порядина // Читаем вместе. — 2010. — № 6. — С. 38.
  • Скляр, Ю. «Пёстрый квадрат» вне рамок : [рецензия на книгу В. Дёгтевой и А. Гиваргизова «Бесконечно ваши, Волк и Красная Шапочка» // Читаем вместе. — 2018. — № 3. — С. 35. — (Читаем с родителями).
  • Щербак-Жуков, А. Награда за дебют : [В. Дёгтева за свою первую книгу «Муза села на варенье» получила приз «Алиса» за лучшее произведение детской фантастики] / А. Щербак-Жуков, Н. Кудрявцева // Книжное обозрение. — 2003. — 3 марта. — С. 21.
  • Валентина Дёгтева: «По долгу службы я корнями в классике, всё ещё Шекспира с Гомером перечитываю…» : интервью / беседу вела Наталья Тюменцева. — Текст : электронный // Мира клуб : сайт.
  • Привет! Я твоя вредная книжка : [беседа с Валентиной Дёгтевой, Львом Елиным, Н. Джумакулиевым] / беседу вёл Лев Гулько. — Текст : электронный // Эхо Москвы. Детская площадка : сайт.
  • Дёгтева Валентина Александровна : [писатели о себе]. — Текст : электронный // Библиогид : сайт.
  • Валентина Дёгтева : [биография, творчество]. — Текст : электронный // LiveLib : сайт.

Награды, премии

  • 2003 — премия «Алиса» за лучшую фантастическую книгу для детей и юношества (за сборник рассказов «Муза села на варенье», аудиоверсия «Вверх тормашками»), вручена на III международной литературной конференции по вопросам фантастики «РосКон».
  • 2009 — победитель XI Национального конкурса «Книга года» в номинации «Вместе с книгой мы растём» (книга «Бублик для гуманоида» в составе серии «Пёстрый квадрат»).
  • 2011 — лауреат Национальной премии «Радиомания» в номинации «Программа для детей» (за сценарий радиоспектакля «Остров сокровищ», поставленного на Радио России).
  • 2013 — лауреат Национальной литературной премии «Золотое перо Руси» в номинации «Поэзия» (за произведения «Моль» и «Стихи к обеду и не только»).
  • 2019 — победитель (первое место) X сезона конкурса «Новая книга» в номинации «Истории для самых маленьких» (за книгу «Улиткины, вперёд»); специальный приз — «Выбор библиотек» (за книгу «Улиткины, вперёд»).
  • 2019 — знак «Нравится детям Белгородской области» (за сборник «Рассказы про Лёху Горохова».
  • 2020 — знак «Нравится детям Белгородской области» (за повесть «Кошмар в сарае у бабы Вали»).
  • 2021 — Премия «Большая сказка» имени Э. Н. Успенского (в номинации «Весёлый учебник» за книгу «Творческий дневник начинающего писателя, фантазера и сочинителя»).

См. также

  • Евдокимова Наталья Николаевна
  • Горбунова Ксения Ивановна
  • Кутузова Лада Валентиновна
  • Иванова Оксана Михайловна
  • Цхай Ирина

Лет 30 назад мы еще жили в литературоцентричной стране. Все везде читали: в метро, в автобусе. Сейчас тоже читают. Только телефоны. Может ли школьная литература исправить эту ситуацию? Нужно ли пятиклассникам читать «Муму», а шестиклассникам – «Тараса Бульбу»? Каким должно быть итоговое сочинение и какими – эссе в ЕГЭ? Об этом «Профилю» рассказала учитель московской школы «Интеллектуал» Ирина Лукьянова.

Травмированные классикой

– Можно ли сохранять в школьной программе старый добрый массив классических текстов? Или надо быть реалистами и просто стремиться к тому, чтобы дети хотя бы что-то читали и понимали текст?

– Это один из самых больных вопросов. У нас есть партия травмированных классикой и партия ею размахивающих. Травмированные говорят: скинем «Муму» и «Тараса Бульбу» с парохода современности, все это уныло, отстало от жизни и ранит чувства детей. А вторая партия твердит про духовно-нравственные ценности, патриотизм, которые непременно надо воспитывать при помощи классики. Конечно, классика отвечает человеку на важные вопросы о его жизни, но молодой человек не всегда понимает, почему он должен искать ответы на свои вопросы в жизни поручиков, титулярных советников, коллежских асессоров. Почему считается, что у них те же проблемы, что и у него? Хотя некоторые читатели обнаруживают, что у них, в общем-то, проблемы те же, что у одного датского принца.

А еще поборники классики предлагают пользоваться литературой как учебником по прикладной этике. Чтобы, когда замужняя женщина влюбляется в неженатого мужчину, она могла бы ему вовремя сказать: «Я вас люблю (к чему лукавить?), но я другому отдана; я буду век ему верна». При этом у современных детей очень высокая потребность смотреть на героев с точки зрения популярной психологии. И если раньше подростки могли ассоциировать себя с Печориным и находить его очень близким себе, то сейчас они все чаще говорят: Печорин – это токсичный нарцисс, мизогин и такая себе «редиска». Им интересно выяснять, должна или не должна была Наташа бежать с Курагиным. Но литература – это не набор психологических кейсов.

Обе стороны этого спора вместе с водой выплескивают ребенка. Ведь литература – это еще и искусство. Но тут возникает вопрос: не пора ли указать литературе ее скромное местечко рядом с рисованием, МХК и прочим пением?

— Получается, что школьный предмет «Литература» до сих пор жив только потому, что его считают хранилищем духовно-нравственных ценностей. А если признать, что это «просто» искусство, то ее место в конце строя?

– Не совсем. В принципе, сама литература – очень сложный предмет. С одной стороны, она появляется в начальной школе как просто чтение. Вроде как ребенок должен научиться читать для души. Но воспитывают его на бесконечно унылых дидактичных текстах, где практически всё про родную природу. И ребенок не очень понимает, какое это имеет к нему отношение.

– Вспоминается Плещеев: «Осень наступила, высохли цветы, и глядят уныло голые кусты»…

– Я люблю Плещеева. Но ребенку, особенно городскому, нельзя все время рассказывать исключительно о природе. У него могут быть и другие интересы.

Кроме того, этот школьный предмет пытается выполнять задачи филологические. То есть воспитывать литературоведа и историка литературы. И здесь тоже огромное поле для размышлений: надо ли давать все эти синекдохи и гиперболы, нужны ли ребенку сведения о журнальной полемике в XIX веке, о славянофилах и западниках, надо ли ему читать Белинского, Добролюбова и их противников?

Дети любят «Черного человека» и Асадова

– А как современные школьники воспринимают поэзию?

– Многие из них к окончанию школы так и не научаются понимать стихи, не чувствуют, как они сделаны, зачем написаны. А если мы посмотрим, какие стихи школьники (да и взрослые) постят в соцсетях, то увидим, что, чем проще автор, чем более простые мысли он высказывает максимально простым слогом, тем он популярнее.

– Кого дети предпочитают из поэтов?

– По моим наблюдениям, из классиков – Есенина: он наш, русский, простой, понятный. Скажем, на олимпиадах, если дети на вечере поэзии читают стихи, то непременно кто-то декламирует Асадова, кто-то – местного поэта про родимый край, обязательно Бродского, и всегда три-четыре человека хотят исполнить наизусть «Черного человека» Есенина. От начала до конца. Он созвучен подростковому возрасту.

– Странный набор авторов. Особенно Асадов, стихи которого считались пошлыми.

– А теперь – совсем нет.

После ХIХ века ничего не было

– Нужно ли следовать хронологической канве при изучении литературы? Начинать с древности, потом – сентиментализм, романтизм, реализм.

– У хронологического подхода есть свои перекосы. Античность изучают в пятом классе, и от «Илиады» с «Одиссеей» в голове у детей остаются две-три картинки, два сюжета. Античность остается просто непонятой, а с другой стороны, происходит огромный перекос в сторону ХIХ века, который мы читаем в 8–9–10-м классах. Зарубежная литература обрывается на романтизме, и дальше на нее времени не остается. А огромный русский ХХ век и ХХI, почти четверть которого уже прошла, остаются на 11-й класс. Но выпускникам не до литературы. И мы еле успеваем добраться до «оттепели». Трех часов в неделю нам не хватает, да и дети ходят на уроки нерегулярно: они разъехались по олимпиадам, готовятся к ЕГЭ, уходят на семейное обучение, чтобы сосредоточиться на нужных предметах. В итоге в голове у выпускника остается та самая русская классика, с тем представлением, что после Толстого и Достоевского уже больше ничего не было. И русский «критический реализм» – венец развития литературы. А всё, что на него не похоже, – это какое-то вредное «дегенеративное искусство».

– И все-таки вы придерживаетесь хронологического подхода.

– Да. Это мне помогает лучше структурировать материал. Что касается сентиментализма или романтизма, то, думаю, ничего плохого в знакомстве с ними нет. Тогда дети поймут, почему «Бедная Лиза» кажется им такой смешной и нелепой. Интересно понять и почему «Станционный смотритель», написанный Пушкиным всего через несколько десятилетий после «Бедной Лизы», – это почти современная проза, а «Бедная Лиза» – устаревшая. И увидеть, что за это время произошло с русским языком и что сделал Пушкин. Это вроде бы исторические вопросы, но они помогают нам понять место Пушкина в русской литературе. Если же мы будем «Бедную Лизу» преподносить как учебник морали (девушки, не целуйтесь с Эрастами, у которых розовые губы, не давайте погибнуть своей невинности), то ничего, кроме хохота, это у детей не вызовет. А если им рассказать о сентиментализме, они узнают, что это было за направление в культуре Европы, как выражалось в музыке, в живописи, даже в садово-парковой культуре. Нелишнее понимание для культурного человека. Интересно, кстати, и обсудить, что в сегодняшней популярной культуре восходит к сентиментализму.

– Далеко не каждый школьник понимает, зачем ему становиться «культурным человеком».

– Увы, это так. Произошло огромное расслоение школ. Для многих классов вопрос сентиментализма совершенно лишний. Там задача учителя – вообще научить школьника получать от чтения хоть какую-то радость и пользу.

– При этом у нас говорят, что должны быть единая образовательная программа и единое образовательное пространство.

– Этого категорически нельзя делать. Наоборот, надо, чтобы у учителя оставалась возможность соизмерять требования программы с потребностями своего класса. Чтобы над нами не стоял этот ужас: вы обязаны пройти всю программу, освоить все методические единицы и т. д. В этом смысле достаточно прогрессивным был прошлый ФГОС (Федеральный образовательный стандарт), в котором были прописаны требования к школьнику на выходе и давалась примерная программа. Это были три списка – A, B и C. Обязательные произведения, обязательные авторы и группы произведений, из которых можно выбирать. А теперь ты на свой страх и риск работаешь, до первого бдительного родителя, который заподозрит какой-то компромат в том, что ты даешь на уроке.

«Зачем Герасим утопил Муму»

– Что бы вы исключили из программы, а что, наоборот, включили?

– Ну, пока нам даже новый ФГОС оставил немножко простора для маневров и капельку вариативности. Все-таки учителю важно иметь немного свободы. Я, например, не очень люблю с детьми читать прозу о войне в 11-м классе. Меня ею в школе перекормили. По долгу службы я это делаю, конечно, но предпочла бы читать с ними стихи о войне.

Или – я терпеть не могу «Тихий Дон». Хотя у меня был ученик, который его очень любил и даже сделал проект «Мысль народная в «Войне и мире» и в «Тихом Доне»». В программе про «Тихий Дон», так же как про «Архипелаг ГУЛАГ», стыдливо пишут, фрагментами. Все-таки нобелевские лауреаты.

– Я у вас в Facebook читала дискуссию о том, нужно ли проходить «Муму» и «Тараса Бульбу». Ведь это травмирует детскую психику.

– Я не уверена, что детям стоит читать «Муму». Это вовсе не детский рассказ. Он не только о несвободе, но и о конфликте лояльностей. Но сейчас ребенку уже не понять, что это такое, когда Герасим так осознает себя слугой своей госпожи, что для него служение ей – его задача в жизни.

Грустные уроки: почему у географии запредельно низкий статус в школе

У нас сейчас нет такого типа взаимоотношений. И когда барыня, которой он всецело предан, заставляет его убить единственное любимое и родное существо, человеческую душу здесь раздирает совершенно страшный конфликт лояльности. Герасим выбирает, как герой классицизма, примат долга над страстью и идет топить несчастную Муму. А сделав это, понимает, что утратил все самое любимое, самое дорогое. И наступает полное опустошение, потому что теперь ему вообще терять нечего. У него ничего не осталось, и он от всего свободен, в том числе и от барыни, которая вынудила его совершить такое чудовищное насилие над собой. Как ребенок в пятом классе может понять вот это, я не знаю. В 11 лет он понимает одно: какая-то дура барыня дураку Герасиму приказала утопить собачку, и он утопил. Нет бы сразу ушел с ней в деревню. Естественно, любому нормальному ребенку жалко только Муму. А того, что делает крепостное право с человеческой душой, в этом возрасте и не разглядеть, и не понять. Рассказ проходит мимо них и только зря мучает своей жестокостью по отношению к Муму.

– А «Тарас Бульба»? Его сейчас, как и раньше, проходят?

– Проходят, конечно: «Нет уз святее товарищества». Но у меня вот сидит на уроке мальчик из еврейской семьи и читает, как они там собираются «перерезать всех жидов» или как младенцев в огонь кидают. И он спрашивает: а мы должны это в школе проходить? Не все же читают в приглаженном виде из хрестоматии. Да и сама идея «я тебя породил, я же и убью» тоже не очень симпатична школьникам. Далеко не все воспринимают Тараса Бульбу как образец для подражания. Просто современные дети не видят большой доблести в том, чтобы устроить набег на мирные села и разорить их, устроить осаду города и уморить там всех голодом. Чтобы они вообще способны были выносить все описанные зверства, надо очень много говорить об историзме мышления, о том, что мы не можем применять сегодняшние этические мерки и сегодняшнее международное право ко вчерашнему и позавчерашнему дню.

Можно, с другой стороны, упростить все и пытаться на примере этого текста говорить о патриотизме и товариществе, как это делалось в нашем детстве. Некоторым детям вполне достаточно увидеть в Тарасе былинного богатыря. А другие задают неожиданные вопросы. Одна шестиклассница спросила, помнится: а вот смотрите – в «Ромео и Джульетте» тот же самый конфликт. Они принадлежат к враждующим кланам, полюбили друг друга. Осознали, что они отдельные люди, а не только часть рода. За что же мы осуждаем Андрия? И другие дети сказали: за то, что он, полюбив женщину из другой семьи, поднял меч против своей.

«Гарри Поттер» помогает анализировать прозу

– Нужна ли в школе современная литература? На нее же времени не остается.

– Современная литература – и русская, и зарубежная – нужна всегда. Кстати, если мы хотим обсуждать какие-то этические или психологические проблемы, то современная детская литература гораздо удобнее, чем классика. Там и конфликты ближе к пониманию нынешних детей, и обстановка ближе к современной. И проще показывать, как текст сделан – с точки зрения литературоведческой.

– Пользуетесь ли вы «Гарри Поттером»?

– Очень много. Когда объясняю законы эпоса, например. Потому что Роулинг прекрасно работает с архетипами, мастерски строит сюжет, свою вселенную. Так же, как и Толкиен во «Властелине колец». Современные дети это читали и знают. Но не обязательно хвататься за эпопею. Можно брать маленькие рассказы современных писателей, можно – небольшие стихотворения. По субботам я веду кружок для шестиклассников. На творчестве современных писателей мы изучаем, как устроено литературное произведение, учимся анализировать тексты.

Сочинения полезные и вредные

Как вы относитесь к нынешним сочинениям. Будь то итоговое в 11-м классе или эссе в ЕГЭ по русскому и литературе. Я знаю, что, для того чтобы получить хорошие баллы за эссе по русскому, нужно понимать, по каким критериям оно будет оцениваться, и соответствовать им. Ни о каком творчестве тут и говорить нельзя. В ЕГЭ по литературе по-другому?

– Примерно так же. Там только нужно написать пять сочинений: четыре маленьких и одно большое. Если ты не знаешь критериев оценивания, твой предел – балла 72. Это пятерка, но в топовый вуз ты с таким баллом не попадешь.

Леонид Кацва: «Без знания истории всегда рискуешь стать жертвой манипуляции»

Когда вводилось нынешнее итоговое сочинение, которое пишут в декабре 11-классники, оно предполагалось как метапредметное. И вначале все было почти хорошо: дети в самом деле старались написать что-то свое, небанальное. Но и дети, и учителя страшно боятся сделать не так, поэтому тут же расплодились шаблоны, подпорки для тех, кому трудно строить высказывание: начать надо так-то, затем мне хотелось бы перейти к такому-то вопросу, там привести пример из литературы (примеры взять из того, что все читали: «Войны и мира» или «Судьбы человека»). Эти шаблоны стали восприниматься как закон. И дети стали шпарить по ним. В итоге сочинения стали так похожи одно на другое, что их бессмысленно проверять. А задумывалось это, чтобы показать независимость суждений.

Сочинение мне кажется мертвым жанром: у текста должна быть коммуникативная задача. А многие дети не умеют эти задачи решать. Например, не умеют написать простое письмо преподавателю, поздороваться, обратиться по имени-отчеству. Не понимают, что резюме, рекламная статья, текст для своего блога, комментарий к видео, мотивационное письмо (почему я хочу работать в вашей компании) – это пишется по-разному, разным языком…

У экзаменационного же текста другая задача. Выпускник должен показать, что хорошо ориентируется в изученном материале и владеет навыками, которые должен был усвоить. Но в нынешнем виде итоговое сочинение вообще ничего не проверяет, кроме умения создавать текст по шаблону. И сочинение в ЕГЭ по русскому языку проверяет умение в рамках шаблона продемонстрировать владение общепринятыми морально-этическими нормами и согласиться с утверждением автора, что раньше было лучше, чем сейчас (русский язык засоряется, природа загрязняется, люди стали грубее и уткнулись в гаджеты). Но мне кажется, если даже придумать экзамен, не требующий шаблона, общество тут же выдвинет против него свой шаблон.

  • Рассказы соколова микитова читать для 3 класса
  • Рассказы старого оружейника владимир толкач читать
  • Рассказы старого моряка необычайное путешествие
  • Рассказы старик и молодая
  • Рассказы советских писателей для детей слушать