Рассказы сладкова о природе читать

Дата: 21.04.21 фио учителя: егорова т.а.школа: 104 ф фи студента: ерушина а.ф. класс: 2 фио методиста: солопова т.в.цели деятельности учителя

Дата:  21.04.21                                                                                                                              ФИО учителя: Егорова Т.А.

Школа: 104 (ф)                                                                                                                             ФИ студента: Ерушина А.Ф.

Класс: 2                                                                                                                                         ФИО методиста: Солопова Т.В.

Цели деятельности учителя : знакомство учащихся с рассказами Н. Сладкова; формирование умений удерживать внимание при прослушивании и прочитывании произведений.

уметь:  работать с книгой, классифицировать книги по подгруппам; составлять рассказ по серии картинок.

 различать художественный и научный тексты .

-Личностные: формировать положительное отношение к учению; учиться самоанализу; воспитывать трудолюбие.

Тип урока: «открытие» нового знания.

Оборудование: Литературное чтение 2 класс. Ч 2 / Л.Ф.Климанова., Л.А. Виноградская.-3-е изд.-М.: Просвещение, 2014.,  презентация, карточки.

№ п/п

ЭТАПЫ УРОКА

Методы и приемы

Хронометраж

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

ФОРМИРУЕМЫЕ

УУД


ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

1.

Этап самоопределения к деятельности

Словесный

1 мин

Проверьте свою готовность к уроку, уберите все лишнее с парт, встаньте, подравняйтесь.

— Садитесь, ребята.

Настраиваться на работу.

 К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2.

Актуализация знаний и мотивация

Словесный: беседа

Наглядный: демонстрация слайдов

 7 мин

— Послушайте стихотворение.

Здравствуй, весенняя первая травка!

Как распустилась? Ты рада теплу?

Знаю, у вас там веселье и давка,

Дружно работают в каждом углу.

Высунуть листик иль синий цветочек

Каждый спешит молодой корешок

Раньше, чем ива из ласковых почек

Первый покажет зеленый листок.

— Какое впечатление произвело на вас это стихотворение?

— О чем поведал нам автор стихотворения?

— Прочитайте строчки, которые больше всего понравились.

— Прочитайте медленно.

— Прочитайте жужжащим образом.

— Теперь прочитайте выразительно.

Внимательно слушать учителя.

— Мы задумались о природе, насколько она прекрасна.

— Насколько разнообразен мир растений.

Прочитывать понравившиеся строчки.

Действовать по указанию учителя.

П: смысловое чтение как осмысление цели чтения.

Р: саморегуляция.

П: выбор наиболее эффективных способов решения задач.

3.

Постановка учебной задачи

Словесный:

фронтальный опрос, беседа

Наглядный: демонстрация слайдов

Практический: упражнение

5 мин

— Какой раздел мы изучаем?

— Произведения каких писателей мы читали?

— Сегодня мы будем читать рассказы еще одного замечательного писателя, посвятившего свои произведения природе.

Можете ли вы назвать его имя? Кто-то догадался уже?

— Совершенно верно. Знаете ли вы что-нибудь об этом писателе? Какие произведения его вы читали?

— Тогда давайте сформулируем тему сегодняшнего урока.

— Вы почти угадали, наша тема звучит «Маленькие рассказы Николая Сладкова».

— Какие цели поставим?

— Молодцы.

— «Люблю всё живое».

— С. Михалкова, Г. Снегирева, В. Бианки, М. Пришвин, Е. Чарушин и др.

— Николай Сладков.

— Мало что знаем об этом писателе.

— «Рассказы Николая Сладкова».

— Познакомиться с биографией автора, и его произведениями.

П: выбор оснований для классификаций объектов.

Р: коррекция.

Р: целеполагание.

П: осознание и произвольное построение речевого высказывания.

П: синтез.

4.

Открытие детьми нового знания

Словесный: индивидуальный опрос

Практический: упражнение

Практический: упражнение

Словесный: беседа

Практический: упражнение

12 мин

Знакомство с биографией автора.

— Николай Сладков родился 5 января 1920 г. в Москве. Во время войны добровольцем ушёл на фронт, стал военным топографом. В мирное время сохранил ту же специальность.

В молодости увлекался охотой, однако впоследствии отказался от этого занятия, считая спортивную охоту варварством. Вместо неё стал заниматься фотоохотой, выдвинул призыв «Не бери в лес ружье, возьми в лес фоторужье». Первую книгу «Серебряный хвост» написал в 1953 г. Всего написал более 60 книг. Вместе с Виталием Бианки выпускал радиопередачу «Вести из Леса». Много путешествовал, как правило в одиночку, эти путешествия отражены в книгах.

Всего за свою насыщенную приключениями жизнь Николай Иванович написал более 60 книг. В числе самых известных можно назвать такие издания, как «Краешком глаза», «За пером синей птицы», «Осиновый невидимка», «Подводная газета», «Земля над облаками», «Свист диких крыльев» и многие другие прекрасные книги… За книгу «Подводная газета» Николай Иванович был удостоен Государственной премии имени Н. К. Крупской.

Умер Николай Иванович Сладков 28 июня 1996 года в возрасте 76 лет.

Подобный дар — рассказывать о лесных жителях с искренней любовью и теплой улыбкой, а также с дотошностью профессионального зоолога — дан очень немногим. И совсем немногие из них могут стать настоящими писателями — такими, как Николай Иванович Сладков, необыкновенно органично совместив в своем творчестве талант прекрасного рассказчика и поистине безграничную эрудицию ученого, сумев открыть в природе что-то свое, неведомое другим, и поведать об этом своим благодарным читателям…

— Ребята, теперь открываем учебник на странице 108, прочитайте название первого рассказа.

— Как вы думаете, о чем будет этот рассказ?

— Давайте узнаем, правы ли вы были. Начнем читать текст.

(Выбрать одного человека для прочтения рассказа)

«Сосулькина вода»

На крышах сосульки. Днём с сосулек капает вода. Это особая вода — сосулькина. Чив очень любит сосулькину воду. Перегнётся с карниза и ловко подхватит клювом сосулькину капельку, похожую на капельку солнца. Напившись воды, Чив начинает так отчаянно прыгать и чирикать, что прохожие останавливаются, улыбаются и говорят: «Жив курилка!»

— Скажите, кто герой этого рассказа?

— А как вы поняли фразу «сосулькина вода»?

— Как вы объясните выражение «Жив курилка»?

— Кто хочет прочитать выразительно этот текст?

(Попросить прочитать одного человека)

Внимательно слушать биографию автора.

— «Сосулькина вода».

— Возможно о растаявшей сосульке.

— Птенец Чив.

— Сосулька, что тает днём на солнце.

— Все еще существует,

цел — о том, кто не пропал, несмотря на неудачи, гонения.

П: смысловое чтение.

П: извлечение необходимой информации.

П: анализ.

Р: контроль в форме сличения действий и его результата.

Р: саморегуляция.

П: смысловое чтение.

5.

Первичное закрепление

Словесный: фронтальный опрос

Наглядный: демонстрация слайдов

6 мин

— Теперь давайте встанем. Разомнёмся.

Динамическая пауза.

Весна пришла! Встаём, друзья!

Нас ждёт-торопит улица.

Шагаем дружно: ты и я

И не будем хмуриться.

Вот птицы с юга к нам летят.

Букашки пробудились.

Деревья листьями шумят.

Все звери оживились.

Танцует лес, танцует луг

И мы с тобою кружимся.

Как хорошо весной вокруг!

С природой мы подружимся.

— Прочитайте название второго рассказа.

— Можно ли догадаться, о чем этот текст?

— Давайте прочитаем рассказ.

(Попросить прочитать одного человека)

«Весенний звон»

Схватил мороз. Каждая мокрая ветка оделась в ледяной чехольчик. Сел воробей на наклонный сучок — да и покатился вниз, как с горки. Синица тоже поскользнулась — повисла вниз головой. Ворона с лёту ухнула в самую гущину сучьев — вот наделала звону!

— О каком весеннем звоне говорит нам автор? Кто его наделал?

— Прочитайте о том, как автор говорит о ветках.

— Что он написал о воробье?

— О синице?

— Хорошо, вы молодцы.

Повторять упражнения за учителем.

— «Весенний звон».

— О времени года – весна.

— О замерзших ветках. Ворона наделала звону.

— «Каждая мокрая ветка оделась в ледяной чехольчик».

— «Сел воробей на наклонный сучок – да и покатился вниз, как с горки».

— «Синица тоже поскользнулась – повисла вниз головой».

Р: коррекция.

П: синтез.

П: осознание и произвольное построение речевого высказывания.

6.

Самостоятельная работа с самопроверкой

Практический: упражнение

6 мин

— Теперь рассмотрите иллюстрации к следующему произведению Николая Сладкова на странице 109. Попробуйте догадаться о его содержании.

— Хорошо, давайте прочитаем и узнаем.

«Лисица и Ёж»

— Всем ты, Ёж, хорош и пригож, да вот колючки тебе не к лицу!

— А что, Лиса, я с колючками некрасивый, что ли?

— Да не то чтоб некрасивый…

— Может, я с колючками неуклюжий?

— Да не то чтоб неуклюжий!

— Ну так какой же я такой с колючками-то?!

— Да какой-то ты с ними, брат, несъедобный…

— Оправдались ли ваши предположения?

— Сравните произведения. Чем они похожи, чем различаются?

— Какой рассказ Н. Сладкова вам больше всего понравился? Почему?

— Это будет рассказ о лисе и ежике. Возможно, о том, как лиса случайно до него дотронулась.

— Нет, мы предполагали другое.

— Все про животных, птиц. Но первый текст – там говорится о птенце, во втором – о ветках деревьев, и в третьем – о зверях.

— Мне больше всего понравился рассказ «Лисица и Ёж» / «Сосулькина вода» / «Весенний звон».

Высказывать своё мнение.

П: смысловое чтение.

П: построение логической цепочки рассуждений.

П: установление причинно-следственных связей.

Р: коррекция.

7.

Включение в систему знаний, повторение

Практический:

упражнение

5 мин

— Ребята, теперь закройте все учебники, я раздам вам карточки, и ваша задача соотнести фрагменты из рассказов с их названиями. Никто не подглядывает, и не подсказывает, мы с вами только что всё изучили, тем более рассказы были совсем небольшие. Поэтому, выполняют все самостоятельно.

Самостоятельно соединять фрагменты из рассказов с их названиями.

П: установление причинно-следственных связей.

П: смысловое чтение.

8.

Рефлексия деятельности  

Словесный: беседа

Наглядный: демонстрация слайдов

2 мин

— Ребята, рассказы какого автора мы сегодня изучили?

— Вспомните все названия этих рассказов.

— Посмотрите на слайд и закончите предложение.

Сегодня на уроке я познакомился …

Мне показалось интересным………

Меня удивило………

Откройте дневники, запишите домашнее задание: найти рассказы В.А. Сухомлинского, прочитать их.

— Николая Сладкова.

— «Весенний звон», «Сосулькина вода», «Лисица и Ёж».

Оценивать свою деятельность на уроке.

Р: оценка.

П: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Дата:  24.04.21                                                                                                                              ФИО учителя: Егорова Т.А.

Школа: 104 (ф)                                                                                                                             ФИ студента: Ерушина А.Ф.

Класс: 2                                                                                                                                         ФИО методиста: Солопова Т.В.

Тема: «Вводный урок раздела «Жизнь дана на добрые дела». С. Баруздин «Стихи о человеке и его делах»

Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с новым разделом; введение нравственных понятий раздела, а также ознакомление с биографией С. Баруздина, развивать воображение, связную речь, навыки выразительного чтения.

знать: нравственные понятия раздела, биографию С. Баруздина;

уметь: прогнозировать содержание раздела.

-Личностные: формировать положительное отношение к учению; учиться самоанализу; воспитывать трудолюбие.

Тип урока: «открытие» нового знания.

Оборудование: Литературное чтение 2 класс. Ч 2 / Л.Ф.Климанова., Л.А. Виноградская.-3-е изд.-М.: Просвещение, 2014.,  презентация, карточки.

№ п/п

ЭТАПЫ УРОКА

Методы и приемы

Хронометраж

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

ФОРМИРУЕМЫЕ

УУД


ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

1.

Этап самоопределения к деятельности

Словесный

1 мин

Ребята, давайте наш урок проведем с улыбкой. Улыбнитесь друг другу. Желаю вам быть внимательными, активными, находчивыми.

Настраиваться на работу.

 К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2.

Актуализация знаний и мотивация

Словесный: беседа

Наглядный: демонстрация слайдов

 7 мин

Разминка речевого аппарата.

— Прочитайте стихотворение, которое вы видите на слайде очень медленно.

Как тебя не похвалить!

Вдела ты в иголку нить,

Аккуратно и красиво

К платью пуговку пришила!

— Начните читать медленно и постепенно ускоряйте темп.

— Начните читать быстро и постепенно замедляйте темп.

— Прочитайте с раздражением.

— Прочитайте выразительно.

Читать медленно, ускоряя темп.

Читать быстро, замедляя темп.

Читать с раздражением.

Читать выразительно.

Р: саморегуляция.

П: выбор наиболее эффективных способов решения задач.

3.

Постановка учебной задачи

Словесный:

фронтальный опрос, беседа

Наглядный: демонстрация слайдов

5 мин

— О чем это стихотворение?

— Как вы думаете, от чьего имени написано это стихотворение?

— Прочитайте, что здесь написано:

АЛЕД ЕЫРБОД АН АНАД ЬНЗИЖ

— Да, правильно: жизнь дана на добрые дела.

— Как вы думаете, что это за предложение?

— Совершенно верно. Исходя из этого сформулируйте тему урока.

— Какие цели поставим?

— Совершенно верно, давайте приступим.

— О трудолюбии.

— От имен автора.

— Жизнь дана на добрые дела.

— Это название раздела, который мы начинаем изучать.

— «Изучение нового раздела»

— Познакомиться с новым разделом, узнать, какие произведения в дальнейшем мы будем читать.

П: выбор оснований для классификаций объектов.

Р: коррекция.

Р: целеполагание.

П: осознание и произвольное построение речевого высказывания.

П: синтез.

4.

Открытие детьми нового знания

Словесный: индивидуальный опрос

Практический: упражнение

Практический: упражнение

Словесный: беседа

Практический: упражнение

12 мин

Введение в раздел.

— Как вы понимаете название раздела?

— Какие произведения могут быть помещены в этот раздел?

— Откройте учебник на с. 122. Прочитайте, с какими понятиями мы встретимся в этом разделе.

— Как вы их понимаете?

Работа над пониманием содержания раздела

— Давайте вместе подумаем над тем, что такое добрые дела.

— Прочитайте диалог Вани и Ани. О чем они говорят?

— Согласны ли вы с ребятами? Почему?

— Прочитайте, о чем нам сообщает профессор Самоваров.

— Как он объясняет, что такое добрые дела?

— Что мы приносим людям, помогая близким и заботясь о них?

— А теперь давайте посмотрим на стр. 123, и прочитаем название произведения, с которым мы сегодня познакомимся.

— Но перед тем, как мы начнем его читать, мы познакомимся с биографией автора этого стихотворения – Сергеем Баруздиным.

Сергей Алексеевич Баруздин (1926—1991) — писатель.

Родился в Москве. Когда началась Великая Отечественная война, Баруздину было пятнадцать лет. Сергей оставил школу и устроился подсобным рабочим в одну из московских типографий, а в семнадцать лет ушел добровольцем на фронт.

В 1958 г. Баруздин окончил Литературный институт им. М. Горького.

В 1966 г. он возглавил журнал «Дружба народов».

Начиная с 1950 г. выходят книги Баруздина для детей. Это стихи о шагающем малыше, о дружбе солнца с небом и дерева с землей, о чистоте детской души, о хорошем и плохом (рассказ «Ничего особенного»), Баруздин писал и сказки: «Сказки о трамвае», «Сказка о Лесном царе и пионерском лагере». Во второй сказке все события показаны такими, какими их увидели ясные глаза детей — двух мальчиков. Фантастическое оказывается своеобразным продолжением обыденного.

Большое место в творчестве Баруздина занимают рассказы о животных. Читая их, ребенок познает красоту и многообразие мира природы.

Баруздин не видел различия между детской и «взрослой» литературой. Часто детям — героям его рассказов приходится учиться понимать, у каких родителей им довелось родиться («Первое апреля — один день весны», «Лесной рассказ»).

Сергей Алексеевич интересовался проблемами литературы и журналистики, издал книгу о ведущих детских писателях. В своих книгах он отстаивал принципы гуманизма, идеалы добра и нравственности.

— Теперь давайте прочитаем его стихотворение.

— Этот раздел будет побуждать нас на добрые дела.

— О добрых поступках.

— Взаимопомощь, трудолюбие, честность.

— Взаимопомощь – всегда приходить на помощь другу, если поможешь, то и тебе помогут в следующий раз.

— Трудолюбие – не лениться, а делать что-то полезное.

— Честность – быть правдивым, честным по отношению к другим.

— Помощь тем, кто в ней нуждается, взаимовыручка, если это требуется.

Ваня:

— Я вчера книгу прочитал. Пуговицы пришил на форме.

Аня:

— Учительница сказала, что я сделала доброе дело — первая помирилась с подружкой.

— Да, мы согласны, ребята действительно сделали добрые дела, Ваня сам пришил пуговицы пришил без чьей-либо помощи. Аня первая сделала шаг к примирению с подружкой.

Добрые дела — это не только трудолюбие, но и помощь близким, забота о них. Мы можем принести другим

людям радость, добро и счастье.

— Это трудолюбие, забота о близких, приносить людям радость, добро и счастье – это всё добрые дела.

— Счастье, радость, уверенность в нас.

— С. Баруздин «Стихи о человеке и его делах».

Внимательно слушать биографию автора.

СТИХИ О ЧЕЛОВЕКЕ И ЕГО ДЕЛАХ

— Скажи, человек,

Как твои дела?

— Дела ничего у меня.

Я спал неплохо,

Да ночь мала,

И я прихватил полдня.

— Скажи, человек,

А что же успел

Сегодня ты совершить?

— Да много успел:

Хорошо поел

И чаю успел попить.

— Скажи, человек,

Ну, а как потом,

Было ли что-нибудь?

— А что потом?

Поиграл с котом

И вновь прилёг отдохнуть.

П: смысловое чтение.

П: извлечение необходимой информации.

П: анализ.

Р: контроль в форме сличения действий и его результата.

Р: саморегуляция.

П: смысловое чтение.

5.

Первичное закрепление

Словесный: фронтальный опрос

Наглядный: демонстрация слайдов

6 мин

— Как написано стихотворение, в какой форме?

— Кто ведет диалог? О чем он?

— Прочитайте еще раз заглавие. Какие дела можно назвать очень важными?

— Соответствует ли название содержанию?

— Прочитайте стихотворение выразительно.

— В форме диалога.

— Автор с мальчиком.

— Когда ты помог кому-то, что сделал хорошее, не ожидая ничего взамен.

— Не соответствует.

Р: коррекция.

П: синтез.

П: осознание и произвольное построение речевого высказывания.

6.

Самостоятельная работа с самопроверкой

Практический: упражнение

6 мин

— А перед тем, как мы продолжим работать, давайте встанем, разомнемся.

Динамическая пауза

— У вас на карточках еще одно стихотворение Сергея Баруздина, которое мне очень нравится. Прочитаем его.

— Ваши впечатления от прочитанного?

— Что вас особенно тронуло? Какую мысль хотел донести до нас автор?

— Прочитайте стихотворение выразительно.

«Бревно»

Лежало на пути бревно.

Мешало путникам оно.

Один сказал:

— Нехорошо! —

Сказал

И знай себе пошёл.

Второй взглянул,

Потом вздохнул

И то бревно

Перешагнул.

А третий путник промолчал.

Он с виду был

И хил и мал.

Он молча

Скинул полушубок

И в сторону

Бревно убрал.

— Это стихотворение заставляет задуматься.

— Что не нужно искать легких путей, и нужно всегда приходить на помощь, а не проходить просто так стороной.

П: смысловое чтение.

П: построение логической цепочки рассуждений.

П: установление причинно-следственных связей.

Р: коррекция.

7.

Включение в систему знаний, повторение

Практический:

упражнение

5 мин

— Какой раздел начали изучать на уроке?

— О чем он заставил нас задуматься?

— О каком писателе мы говорили на уроке?

— Что нового вы узнали?

— Какие стихи мы читали?

— Откройте дневники, запишите домашнее задание: подготовить выразительное чтение стихотворения.

— «Жизнь дана на добрые дела»

— О том, что не нужно лениться, нужно делать что-то важное, дарить людям добро и счастье.

— О Сергее Баруздине.

— «Стихи о человеке и его делах».

— Стихотворение «Бревно».

П: установление причинно-следственных связей.

П: смысловое чтение.

8.

Рефлексия деятельности  

Словесный: беседа

Наглядный: демонстрация слайдов

2 мин

— Что вы узнали на уроке?

— За что вы похвалили бы себя?

— Что у вас особенно хорошо получилось?

— Спасибо за урок, вы большие молодцы.

Оценивать свою деятельность на уроке.

Р: оценка.

П: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Конспект занятия по внеурочной деятельности для младших
школьников 4 класса. Рассказы о животных

Описание:
Чтобы привлечь учащихся к чтению литературы о
природе, расширить общий кругозор, занятия курса внеурочной деятельности можно
провести с занимательными заданиями, которые позволят не только активизировать
мыслительную деятельность учащихся, но и создадут интерес к читаемой
литературе. Данное занятие обобщает и закрепляет знания по теме, вопросы
определяют глубину усвоения материала, развивают мышление, память, вызывают
интерес к предмету.

Тема: Рассказы о
животных.

Цель: формировать
у учащихся интерес к детским книгам как источнику знаний о природе, желание и
привычку читать книги.
 
Задачи: 
— знакомить учащихся с книгами о природе, жанром
«Сказки-несказки»;

— формировать у учащихся умение ориентироваться
в мире книг;

— формировать умение различать книги по
существенным признакам (тематике, автору, назначению и т.д.);

— воспитывать стремление читать книги,
задумываясь и размышляя над прочитанным;

— способствовать воспитанию бескорыстного
отношения к природе, уважения и сочувствия к животным.
 
— развивать наблюдательность, внимание,
мышление.

Оборудование: выставка книг Е.Чарушина, В.Бианки, Н.Сладкова, портреты писателей,
проектор, экран, презентация, дерево, шапочка белочки, названия групп
«Анималисты», «Журналисты», «Биографы», «Юннаты», «Читатели».

Ход занятия

Организационный момент.
Учитель: Отгадайте загадки: 
Не портной, а всю жизнь с иголками ходит. (Ёж)

Среди двора стоит копна: спереди вилы, сзади
метла.

 (Корова)

Маленький, беленький, по лесочку прыг-прыг,
По снежочку тык-тык.

 (Заяц)

Серый ворище по лесам, полям рыщет,
Телят, ягнят ищет.

 (Волк) Учитель: Как вы
поняли, о ком пишут писатели, произведения которых будем сегодня читать?

(о животных)

Тема
занятия: Рассказы о животных.

Работа по теме
Учитель: Человек –
творение природы. Любовь к природе – естественное чувство нормального человека.
Но бывают люди с какой-то особенной любовью: в их присутствии лучше растут
самые капризные растения, их не боятся самые пугливые животные. Кажется, сама
природа только и ждёт момента, чтобы раскрыть им свои тайны.

Такими людьми были детские писатели, как Евгений
Чарушин, Виталий Бианки, Николай Сладков. Рассказы этих писателей любимы
маленькими читателями именно потому, что в них ярко чувствуется любовь к
природе, восхищение перед её мудростью, красотой.

На прошлом занятии мы познакомились с
творчеством необыкновенного человека, который писал рассказы о животных. Кто же
это?

 (Евгений
Чарушин)

Почему я назвала Евгения Чарушина необыкновенным
человеком?

 (писатель,
анималист, иллюстратор, скульптор, изобретатель)
.Представление работ группой
художников-анималистов.

Ученики представляют свои рисунки по рассказам
Чарушина.

Что вы можете сказать об авторе?
 (Он любит животных, наблюдательный.)Учитель: Сегодня мы
познакомимся с произведениями еще двух писателей. Начнем наше знакомство с
 Виталия Валентиновича Бианки. Даем слово для представления нашему биографу,
Станиславе.
Ученица: Виталий
Валентинович Бианки родился в семье учёного-орнитолога
 (знатока птиц). Любовь к природе Бианки принёс из своего
детства от своих родителей, родственников, среди которых были учёные,
путешественники. Мама будущего писателя так умела обращаться с растениями, что
под её руками расцветал любой зачахший кустик. Родители передали сыну свою любовь
к природе, указали ему жизненную дорогу: Виталий Бианки поступил на
естественнонаучное отделение Санкт-Петербургского университета. Окончив
 университет,
Виталий Валентинович побывал с экспедициями в самых разных уголках страны и
везде изучал природ.

Природа и стала
главным героем его произведений, которые сам писатель называл
«сказки-несказки». Бианки можно считать создателем нового жанра –
«сказки-несказки». Они рождаются как ответ на детские «Почему?». Отсюда и
названия многих произведений: «Отчего у сороки такой хвост?», «Чьи это ноги?».
Со сказкой эти произведения связывают сказочные приёмы: зачин, рассказы,
повторы. Герои Бианки живут своей обычной, «природной» жизнью, но при этом
говорят «человечьим языком». Такое сочетание сказки с реальностью помогает
читателям лучше понять жизнь природы. Попутно, незаметно для себя, читатели
узнают о явлениях природы, о повадках животных. 

Писатель написал более трехсот книг о природе.

Учитель: Что мы узнали о Бианки из сообщения? (создатель жанра «Сказки-несказки») Почему произведения Бианки можно так
назвать? С какими рассказами писателя вы знакомы?

Учитель: Егор побывал в роли журналиста и познакомился
подробнее с книгой Виталия Бианки «Лесная газета». 

Ученик. Главной книгой в жизни Виталия Бианки
можно назвать «Лесную газету». Впервые она была напечатана в 1927 году, и до
конца жизни автор дополнял и переписывал эту книгу, которая превратилась в
своеобразную энциклопедию жизни леса и его обитателей. 

Материал в книге подобран и расположен как в
настоящей газете, со статьями и очерками, короткими заметками, телеграммами с
мест, письмами читателей, занятными рисунками, загадками в конце номера. В
основе газеты лежит повторяющийся цикл сезонных изменений в природе. Поэтому и
названия месяцев в ее двенадцати номерах необычны: «Месяц Птенцов», «Месяц
Стай», «Месяц Полных Кладовых».

В отделе «Лесных происшествий» мы узнаем,
например, что весной из-под снега показалась перезимовавшая клюква, а гадюка
приняла свою первую солнечную ванну. Такого же характера и «городские новости»:
«над Невой показались чайки, на окраину города забрел лось, появилась гостья из
моря — рыбка корюшка». Корреспонденты газеты (среди них много и не
придуманных писателем, а вполне реальных людей)
 сообщают разные новости из леса, с
поля, с рек и озер. «Лесная газета» — это книга-игра. Интересные факты и
практические задания все время переплетаются с хитроумной выдумкой,
головоломкой, забавным рассказом, занятным состязанием на сообразительность (разделы «Тир», «Остроглаз»). 

Все самое любопытное, самое необычное и самое
обычное, что происходит в природе каждый месяц и день, попало на страницы
«Лесной газеты».

Беседа по произведению В. Бианки «Лесная газета»
— Как устроена «Лесная газета? (12 номеров – по номеру в месяц)
— Кто пишет материал для газеты? (Учёные, лесники, юннаты)
— Чем оканчивается каждый номер газеты? (Викториной «Тир»)
— Что нового, интересного ты узнал о жизни
животных, растений, явлениях природы?

— Как можно проверить себя? (В конце газеты есть ответы)
— Какие ещё рассказы Бианки вы читали? Чем
интересно творчество Бианки, чем его рассказы и сказки отличаются от других
произведений?


них узнаёшь много сведений о природе, о повадках животных)

Музыкальная
физминутка.

Учитель: Следующий писатель сегодня Николай Иванович Сладков.
Приглашаем биографа Андрея.

Ученик: Замечательный русский писатель Николай Иванович
Сладков всё своё творчество посвятил природе. Родился Николай Иванович в 1920
году в Москве, но всю жизнь прожил в Ленинграде. С детства он интересовался природой.
Со второго класса начал вести дневники, куда записывал свои первые впечатления
и наблюдения. Николай Иванович много путешествовал, побывал в пустыне Каракумы,
на Белом море, в Индии и Африке. С фоторужьём он бродил по лесам, поднимался
высоко в горы, плавал с маской в озёрах, восхищаясь подводным миром. Отовсюду
он привозил записные книжки, которые стали источником сюжетов его рассказов. 

В 1953 году вышла его первая книга. Она
называлась «Серебряный хвост». Потом были другие: «Безымянной тропой», «Десять
стреляных гильз», «Трясогузкины письма», «В лесах счастливой охоты», «Иду я по
лесу», «Планета чудес», «Под шапкой-невидимкой» …

Всего Николай Сладков написал более шестидесяти
книг. В них он говорил, как прекрасна и неповторима жизнь природы, о загадках,
которые она загадывает нам, о бесконечном разнообразии окружающего нас мира.
Николай Сладков писал о том, что знал лучше всего, что любил больше всего и
чему больше всего удивлялся. 

Творчество Сладкова интересно тем, что законы
природы он показывает в сказочной форме. Его сказки-несказки полны загадок,
лёгкого юмора, там много «звериных» диалогов. Он учит любить природу, не ища
выгоды, пользы, а просто наблюдая её и восхищаясь её мудростью.

Учитель: Вместе с Виталием Бианки Николай Сладков много лет
готовил радиопередачи «Вести из леса» и отвечал на многочисленные
письма своих слушателей.

— Какие произведения писателя вы читали?
— Чем они похожи на сказки? (Есть зачин, звери разговаривают, с ними происходят какие-нибудь
приключения)

— Почему жанр называют «сказка-несказка»? (Читая эти сказки, можно узнать новое о природе, о животных и их
повадках, но в них и много сказочных примет)

— Чему учат эти сказки? (Помогать животным, беречь природу)

Сейчас наши артисты представят нам небольшую постановку
по рассказу Николая Сладкова «Загадочный зверь».

Николай Сладков. 

Постановка «Загадочный зверь»
Ученица: Кошка ловит мышей, чайка ест рыбу, мухоловка — мух.
Скажи, что ты ешь, и я скажу, кто ты. Вдруг слышится голосок из темной ели:

Ученик: — Угадай, кто я? Я ем жуков и муравьёв!
Ученица: — Дятел!
Ученик: — Вот и не угадала! Ещё я ем ос и шмелей!
Ученица: — Ага! Ты птица осоед!
Ученик: — Не осоед! Ещё я ем гусениц и личинок.
Ученица: — Гусениц и личинок любят дрозды.
Ученик: — А я не дрозд! Ещё я грызу сброшенные лосями рога.
Ученица: — Тогда ты, наверное, лесная мышь.
Ученик: — И вовсе не мышь. Бывает, я сама ем даже мышей!
Ученица: — Мышей? Тогда ты, конечно, кошка.
Ученик: — То мышка, то кошка! И совсем вы не угадали. Иногда я
ем ящериц. А изредка рыбу.

Ученица: — Может, ты цапля?
Ученик: — Не цапля. Я ловлю птенцов и таскаю из птичьих гнёзд
яйца.

Ученица: — Похоже, что ты куница.
Ученик: — Не говори мне про куницу. Куница мой старый враг. А
ем я ещё почки, орехи, семена ёлок и сосен, ягоды и грибы.

Ученица: — Скорей всего, ты — свинья! Ты лопаешь всё подряд. Ты
одичавшая свинья, которая сглупу забралась на ёлку!

Ученик: — Сдаётесь?
Ученица: Ветки качнулись, раздвинулись, и мы увидели ……. белку!
Ученик: — Запомните! Кошки едят не только мышей, чайки ловят
не только рыбу, мухоловки глотают не одних мух. А белки грызут не только
орешки.

Учитель: Аплодисменты артистам!! Что интересного о белке мы
узнали из этого рассказа?

Учитель: Чтобы узнать повадки животных, их особенности, надо быть
очень внимательным. У Сладкова были свои правила. Он говорил: «Хочешь увидеть –
стань невидимым, хочешь услышать – стань неслышимым, хочешь узнать – затаись».

Учитель: А сейчас мы с вами отправимся в путешествие во
времени. Мы попадем в кинозал прошлого века, 1936 год. Мы увидим квартиру
писательницы Веры Чаплиной и ее необычных жильцов…

Фильм
«Кинули»

Какие необычные жильцы поселились в квартире
Веры Чаплиной? Интересно узнать о писательнице и ее рассказах подробнее? Как вы
думаете, о ком могла бы писать Вера Чаплина? На следующем занятии мы
познакомимся с произведениями Веры Чаплиной, ее биографией. 

Итог занятия
— О каких писателях вы узнали сегодня на уроке? 
— Чем интересны их произведения?
— Какие сказки-несказки о животных вам
понравились? 

Литература:
1. И.Ф. Яценко. Поурочные разработки по
внеклассному чтению. 2 класс. Москва «ВАКО», 2007г

2. Н.И. Сладков. Сказки леса. Москва, 2000г.

  • ВСЕ НОВИНКИ

Электронная библиотека » Михаил Пришвин

Книги автора Михаил Пришвин

  • Новая книга автора! 22 декабря 2021, 12:40

Скачать книгу Лесные домишки. Сказки и рассказы автора Михаил Пришвин

Жанр: Сказки, Детские книги

+6

В книгу «Лесные домишки. Сказки и рассказы» вошли самые интересные произведения известных детских писателей: В. Бианки, М. Пришвина, Н. Сладкова и Э. Шима. Мир природы полон тайн и загадок. Прочитав сказки и рассказы, вошедшие в книгу, дети прикоснутся…

  • Просмотров: 66
  • 25 августа 2021, 07:40

Скачать книгу Рассказы о природе и животных автора Михаил Пришвин

Жанр: Русская классика, Классика

В сборник вошли лучшие произведения о природе и животных русских и советских классиков, а также заметки современного писателя-натуралиста Владимира Архипова, которые дополнены QR-кодами птичьих песен, они, как комментарии и рисунки, помогают глубже понять…

  • Просмотров: 331
  • 27 мая 2021, 09:41

Скачать книгу Лесные рассказы автора Михаил Пришвин

Жанр: Книги для детей: прочее, Детские книги

+6

В сборник вошли лучшие рассказы о природе для детей В. Бианки, М. Пришвина, Г. Снегирёва и других писателей. «Лесные рассказы» откроют ребёнку удивительный мир природы, научат видеть красоту родного края, любить и оберегать всё живое вокруг. Кроме того,…

  • Просмотров: 721
  • 23 октября 2019, 18:00

Скачать книгу Рассказы о животных автора Михаил Пришвин

Жанр: Детская проза, Детские книги

+6

Повести и рассказы русского писателя Михаила Пришвина – это настоящая стопроцентная классика. Такие произведения нужно читать именно в школьном возрасте, когда ты открыт миру, чтобы вовремя собрать и впитать знания, накопленные человечеством. Любимое…

  • Просмотров: 2398
    • 100
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5

    5
    Оценок: 1

  • 23 мая 2019, 10:40

Скачать книгу В краю непуганых птиц (сборник) автора Михаил Пришвин

Жанр: Русская классика, Классика

+12

Михаил Михайлович Пришвин (1873–1954) – русский писатель и публицист, по словам современников, соединивший человека и природу простой сердечной мыслью. В своих путешествиях по Русскому Северу Пришвин знакомился с бытом и речью северян, записывал сказы,…

  • Просмотров: 820
  • 11 июля 2018, 16:40

Скачать книгу Сказки и рассказы о природе автора Михаил Пришвин

Жанр: Сказки, Детские книги

В сборник «Сказки и рассказы о природе» вошли небольшие произведения известных русских писателей-натуралистов М. Пришвина, Н. Сладкова, К. Паустовского и Э. Шима. Они проникнуты большой любовью к родным просторам, показывают, как разнообразен окружающий…

  • Просмотров: 5222
  • 16 апреля 2018, 12:40

Скачать книгу Рассказы о природе. С вопросами и ответами для почемучек автора Михаил Пришвин

Жанр: Детская проза, Детские книги

Мы уверены, что с произведениями русского писателя Михаила Михайловича Пришвина дети обязательно должны познакомиться в младшем школьном возрасте.

В книгу «Рассказы о природе» вошли замечательные рассказы о домашних животных, и особо – о собаках. Она…

  • Просмотров: 1482
  • 18 сентября 2017, 13:00

Скачать книгу Ребята и утята (сборник) автора Михаил Пришвин

Жанр: Детская проза, Детские книги

+6

В сборник «Ребята и утята» вошли рассказы М. Пришвина «Предательская колбаса», «Синий лапоть», «Ребята и утята». Рассказы М. Пришвина позволяют полнее и ярче ощутить многообразие жизни, увидеть красоту природы, разгадать её тайны. Иллюстрации художника…

  • Просмотров: 2040
  • 22 августа 2016, 20:30
  • Просмотров: 2880
  • 21 июля 2014, 15:02
  • Просмотров: 5952
    • 100
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5

    5
    Оценок: 1

2022-01-04 23:51:44

dve storony monety 180115dve storony monety 180115

default profile pic

Veledar: Рассказ, подходящий для детей и для взрослых. С хорошим сюжетом, который держит интригу до самого конца. С героями, для убедительной прорисовки характеров вполне хватило место в небольшом по объему рассказе….

2022-01-04 23:47:15

davshiy klyatvu 169756davshiy klyatvu 169756

default profile pic

Veledar: Хоть и пишет Сандерсон хорошо и миры конструирует замечательно, но есть у него один маленький недостаток — это любовь к деталям, когда описывается каждая мелочь из жизни главных героев. С одной стороны это хорошо, поскольку создается полная картинка происходящего….

2022-01-04 23:44:32

herr intendanturrat 33477herr intendanturrat 33477

default profile pic

Veledar: Очень хорошо и читабельно, несмотря на то, что разномастные попаданцы в последнее время буквально заполонили умы авторов и книжные страницы.Но этот роман выгодно отличается из этого ряда. Прежде всего, книгу просто интересно читать….

Популярные книги за неделю
  • Обложка: Записки с Изнанки. «Очень странные…

    Просмотров: 45664

    Записки с Изнанки. «Очень странные…

    Гай Адамс

    Если ты посмотрел сериал «Очень странные дела» и хочешь узнать о нем гораздо больше,…

  • Обложка: Моя неидеальная кожа

    Просмотров: 17861

    Моя неидеальная кожа

    Уитни Боу

    В течение жизни самый большой орган нашего тела служит связующим звеном между нами и…

  • Обложка: В метре друг от друга

    Просмотров: 16951

    В метре друг от друга

    Микки Дотри

    Нашумевший роман, экранизация которого недавно вышла на экраны страны! В главной роли…

  • Обложка: Спасать или спасаться? Как избавитьcя…

    Просмотров: 14223

    Спасать или спасаться? Как избавитьcя…

    Мелоди Битти

    Если вы живете проблемами близкого человека, если постоянно стремитесь контролировать его…

  • Обложка: BTS. Биография группы, покорившей мир

    Просмотров: 14075

    BTS. Биография группы, покорившей мир

    Эдриан Бесли

    Они – главная K-Pop группа, символ Южной Кореи, семеро парней, которые вывели корейскую…

  • Обложка: Краткие ответы на большие вопросы

    Просмотров: 13689

    Краткие ответы на большие вопросы

    Стивен Хокинг

    Стивен Хокинг, величайший ученый современности, изменил наш мир. Его уход – огромная…

  • Обложка: Тайна

    Просмотров: 11055

    Тайна

    Ронда Берн

    Со времен «Кода да Винчи» и «Алхимика» читающий мир не знал такой сенсации. «Тайна»…

  • Обложка: Берсерк забытого клана. Книга 1. Руссия…

    Просмотров: 10864

    Берсерк забытого клана. Книга 1. Руссия…

    Алекс Нагорный

    Бояръ-аниме. Вехи параллельной России. Ну, держитесь фраера… Начало саги о приключениях…

  • Обложка: Влюбить за 90 секунд

    Просмотров: 10467

    Влюбить за 90 секунд

    Ася Лавринович

    Говорят, для того чтобы влюбиться, требуется всего девяносто секунд. Но это правило…

  • Обложка: Сталинский сокол. Комэск

    Просмотров: 10216

    Сталинский сокол. Комэск

    Михаил Нестеров

    Военный летчик ВКС Российской Федерации Олег Северов после гибели попадает в прошлое. Он…

  • Обложка: Откровенные беседы с Садхгуру: о любви,…

    Просмотров: 9631

    Откровенные беседы с Садхгуру: о любви,…

    Садхгуру

    В этой книге Садхгуру раскрывается не только как учитель, но и как человек. Он…

  • Обложка: Сталинский сокол. Комдив

    Просмотров: 8088

    Сталинский сокол. Комдив

    Михаил Нестеров

    Попавший на Великую Отечественную войну подполковник ВКС Российской Федерации Олег…

  • Обложка: 280 дней до вашего рождения. Репортаж о…

    Просмотров: 7997

    280 дней до вашего рождения. Репортаж о…

    Катарина Вестре

    «280 дней до вашего рождения. Репортаж о том, что вы забыли, находясь в эпицентре…

  • Обложка: Пять ночей у Фредди. Четвёртый шкаф

    Просмотров: 7678

    Пять ночей у Фредди. Четвёртый шкаф

    Скотт Коутон

    Что случилось с Чарли? Этот вопрос продолжает мучить Джона. Его преследуют ночные…

  • Обложка: Счастливые цвета и числа

    Просмотров: 7452

    Счастливые цвета и числа

    Луиза Хей

    Вы можете изменить жизнь к лучшему лишь силой своих мыслей! Это проверила на себе сама…

  • Обложка: Прочь из замкнутого круга! Как оставить…

    Просмотров: 7123

    Прочь из замкнутого круга! Как оставить…

    Джеффри Янг

    Если вас годами преследуют одни и те же проблемы – в семье, на работе и в отношениях с…

  • Обложка: Я подарю тебе крылья. Книга 1

    Просмотров: 7017

    Я подарю тебе крылья. Книга 1

    Ана Шерри

    Оливия Паркер была рождена летать. Ее не остановят ни личная трагедия, ни смена родного…

  • Обложка: Сталинский сокол. Комбриг

    Просмотров: 6744

    Сталинский сокол. Комбриг

    Михаил Нестеров

    Угодивший в 1941 год военный летчик ВКС Российской Федерации Олег Северов продолжает…

  • Обложка: Малыш Гури. Книга шестая. Часть третья.…

    Просмотров: 6613

    Малыш Гури. Книга шестая. Часть третья.…

    Юрий Москаленко

    Летние каникулы… кто о них не мечтает и не ждёт великим нетерпением среди студиозов и…

  • Обложка: Настройся на здоровую жизнь

    Просмотров: 6465

    Настройся на здоровую жизнь

    Луиза Хей

    Эта книга – результат многолетней работы Луизы Хей с людьми, больными СПИДом. Сегодня…

  • Обложка: 180 секунд

    Просмотров: 6373

    180 секунд

    Джессика Парк

    Сколько нужно секунд, чтобы перевернуть твою вселенную? Невозможно трогательный роман для…

  • Обложка: Законы счастливой жизни. Том 1

    Просмотров: 6171

    Законы счастливой жизни. Том 1

    Олег Торсунов

    Часто ли мы задумываемся о том, что от образа жизни и мышления человека зависит его…

  • Обложка: Как умеет женщина. Viksi666

    Просмотров: 5881

    Как умеет женщина. Viksi666

    Виктория Рахматулина

    Многим девушкам и женщинам хочется иметь руководство по эксплуатации жизни вообще и…

  • Обложка: Это все гормоны! Зачем нашему телу…

    Просмотров: 5713

    Это все гормоны! Зачем нашему телу…

    Елена Березовская

    В нашем теле происходит множество процессов одновременно, и далеко не все они…







  • Рассказы скребицкого 3 класс
  • Рассказы сладкова для 3 класса читать
  • Рассказы скребицкий рассказы охотника
  • Рассказы сильные женщины femtime
  • Рассказы сергея довлатова читать