Дата: 21.04.21 ФИО учителя: Егорова Т.А.
Школа: 104 (ф) ФИ студента: Ерушина А.Ф.
Класс: 2 ФИО методиста: Солопова Т.В.
Цели деятельности учителя : знакомство учащихся с рассказами Н. Сладкова; формирование умений удерживать внимание при прослушивании и прочитывании произведений.
уметь: работать с книгой, классифицировать книги по подгруппам; составлять рассказ по серии картинок.
различать художественный и научный тексты .
-Личностные: формировать положительное отношение к учению; учиться самоанализу; воспитывать трудолюбие.
Тип урока: «открытие» нового знания.
Оборудование: Литературное чтение 2 класс. Ч 2 / Л.Ф.Климанова., Л.А. Виноградская.-3-е изд.-М.: Просвещение, 2014., презентация, карточки.
№ п/п
ЭТАПЫ УРОКА
Методы и приемы
Хронометраж
СОДЕРЖАНИЕ УРОКА
ФОРМИРУЕМЫЕ
УУД
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ
1.
Этап самоопределения к деятельности
Словесный
1 мин
— Проверьте свою готовность к уроку, уберите все лишнее с парт, встаньте, подравняйтесь.
— Садитесь, ребята.
Настраиваться на работу.
К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
2.
Актуализация знаний и мотивация
Словесный: беседа
Наглядный: демонстрация слайдов
7 мин
— Послушайте стихотворение.
Здравствуй, весенняя первая травка!
Как распустилась? Ты рада теплу?
Знаю, у вас там веселье и давка,
Дружно работают в каждом углу.
Высунуть листик иль синий цветочек
Каждый спешит молодой корешок
Раньше, чем ива из ласковых почек
Первый покажет зеленый листок.
— Какое впечатление произвело на вас это стихотворение?
— О чем поведал нам автор стихотворения?
— Прочитайте строчки, которые больше всего понравились.
— Прочитайте медленно.
— Прочитайте жужжащим образом.
— Теперь прочитайте выразительно.
Внимательно слушать учителя.
— Мы задумались о природе, насколько она прекрасна.
— Насколько разнообразен мир растений.
Прочитывать понравившиеся строчки.
Действовать по указанию учителя.
П: смысловое чтение как осмысление цели чтения.
Р: саморегуляция.
П: выбор наиболее эффективных способов решения задач.
3.
Постановка учебной задачи
Словесный:
фронтальный опрос, беседа
Наглядный: демонстрация слайдов
Практический: упражнение
5 мин
— Какой раздел мы изучаем?
— Произведения каких писателей мы читали?
— Сегодня мы будем читать рассказы еще одного замечательного писателя, посвятившего свои произведения природе.
Можете ли вы назвать его имя? Кто-то догадался уже?
— Совершенно верно. Знаете ли вы что-нибудь об этом писателе? Какие произведения его вы читали?
— Тогда давайте сформулируем тему сегодняшнего урока.
— Вы почти угадали, наша тема звучит «Маленькие рассказы Николая Сладкова».
— Какие цели поставим?
— Молодцы.
— «Люблю всё живое».
— С. Михалкова, Г. Снегирева, В. Бианки, М. Пришвин, Е. Чарушин и др.
— Николай Сладков.
— Мало что знаем об этом писателе.
— «Рассказы Николая Сладкова».
— Познакомиться с биографией автора, и его произведениями.
П: выбор оснований для классификаций объектов.
Р: коррекция.
Р: целеполагание.
П: осознание и произвольное построение речевого высказывания.
П: синтез.
4.
Открытие детьми нового знания
Словесный: индивидуальный опрос
Практический: упражнение
Практический: упражнение
Словесный: беседа
Практический: упражнение
12 мин
Знакомство с биографией автора.
— Николай Сладков родился 5 января 1920 г. в Москве. Во время войны добровольцем ушёл на фронт, стал военным топографом. В мирное время сохранил ту же специальность.
В молодости увлекался охотой, однако впоследствии отказался от этого занятия, считая спортивную охоту варварством. Вместо неё стал заниматься фотоохотой, выдвинул призыв «Не бери в лес ружье, возьми в лес фоторужье». Первую книгу «Серебряный хвост» написал в 1953 г. Всего написал более 60 книг. Вместе с Виталием Бианки выпускал радиопередачу «Вести из Леса». Много путешествовал, как правило в одиночку, эти путешествия отражены в книгах.
Всего за свою насыщенную приключениями жизнь Николай Иванович написал более 60 книг. В числе самых известных можно назвать такие издания, как «Краешком глаза», «За пером синей птицы», «Осиновый невидимка», «Подводная газета», «Земля над облаками», «Свист диких крыльев» и многие другие прекрасные книги… За книгу «Подводная газета» Николай Иванович был удостоен Государственной премии имени Н. К. Крупской.
Умер Николай Иванович Сладков 28 июня 1996 года в возрасте 76 лет.
Подобный дар — рассказывать о лесных жителях с искренней любовью и теплой улыбкой, а также с дотошностью профессионального зоолога — дан очень немногим. И совсем немногие из них могут стать настоящими писателями — такими, как Николай Иванович Сладков, необыкновенно органично совместив в своем творчестве талант прекрасного рассказчика и поистине безграничную эрудицию ученого, сумев открыть в природе что-то свое, неведомое другим, и поведать об этом своим благодарным читателям…
— Ребята, теперь открываем учебник на странице 108, прочитайте название первого рассказа.
— Как вы думаете, о чем будет этот рассказ?
— Давайте узнаем, правы ли вы были. Начнем читать текст.
(Выбрать одного человека для прочтения рассказа)
«Сосулькина вода»
На крышах сосульки. Днём с сосулек капает вода. Это особая вода — сосулькина. Чив очень любит сосулькину воду. Перегнётся с карниза и ловко подхватит клювом сосулькину капельку, похожую на капельку солнца. Напившись воды, Чив начинает так отчаянно прыгать и чирикать, что прохожие останавливаются, улыбаются и говорят: «Жив курилка!»
— Скажите, кто герой этого рассказа?
— А как вы поняли фразу «сосулькина вода»?
— Как вы объясните выражение «Жив курилка»?
— Кто хочет прочитать выразительно этот текст?
(Попросить прочитать одного человека)
Внимательно слушать биографию автора.
— «Сосулькина вода».
— Возможно о растаявшей сосульке.
— Птенец Чив.
— Сосулька, что тает днём на солнце.
— Все еще существует,
цел — о том, кто не пропал, несмотря на неудачи, гонения.
П: смысловое чтение.
П: извлечение необходимой информации.
П: анализ.
Р: контроль в форме сличения действий и его результата.
Р: саморегуляция.
П: смысловое чтение.
5.
Первичное закрепление
Словесный: фронтальный опрос
Наглядный: демонстрация слайдов
6 мин
— Теперь давайте встанем. Разомнёмся.
Динамическая пауза.
Весна пришла! Встаём, друзья!
Нас ждёт-торопит улица.
Шагаем дружно: ты и я
И не будем хмуриться.
Вот птицы с юга к нам летят.
Букашки пробудились.
Деревья листьями шумят.
Все звери оживились.
Танцует лес, танцует луг
И мы с тобою кружимся.
Как хорошо весной вокруг!
С природой мы подружимся.
— Прочитайте название второго рассказа.
— Можно ли догадаться, о чем этот текст?
— Давайте прочитаем рассказ.
(Попросить прочитать одного человека)
«Весенний звон»
Схватил мороз. Каждая мокрая ветка оделась в ледяной чехольчик. Сел воробей на наклонный сучок — да и покатился вниз, как с горки. Синица тоже поскользнулась — повисла вниз головой. Ворона с лёту ухнула в самую гущину сучьев — вот наделала звону!
— О каком весеннем звоне говорит нам автор? Кто его наделал?
— Прочитайте о том, как автор говорит о ветках.
— Что он написал о воробье?
— О синице?
— Хорошо, вы молодцы.
Повторять упражнения за учителем.
— «Весенний звон».
— О времени года – весна.
— О замерзших ветках. Ворона наделала звону.
— «Каждая мокрая ветка оделась в ледяной чехольчик».
— «Сел воробей на наклонный сучок – да и покатился вниз, как с горки».
— «Синица тоже поскользнулась – повисла вниз головой».
Р: коррекция.
П: синтез.
П: осознание и произвольное построение речевого высказывания.
6.
Самостоятельная работа с самопроверкой
Практический: упражнение
6 мин
— Теперь рассмотрите иллюстрации к следующему произведению Николая Сладкова на странице 109. Попробуйте догадаться о его содержании.
— Хорошо, давайте прочитаем и узнаем.
«Лисица и Ёж»
— Всем ты, Ёж, хорош и пригож, да вот колючки тебе не к лицу!
— А что, Лиса, я с колючками некрасивый, что ли?
— Да не то чтоб некрасивый…
— Может, я с колючками неуклюжий?
— Да не то чтоб неуклюжий!
— Ну так какой же я такой с колючками-то?!
— Да какой-то ты с ними, брат, несъедобный…
— Оправдались ли ваши предположения?
— Сравните произведения. Чем они похожи, чем различаются?
— Какой рассказ Н. Сладкова вам больше всего понравился? Почему?
— Это будет рассказ о лисе и ежике. Возможно, о том, как лиса случайно до него дотронулась.
— Нет, мы предполагали другое.
— Все про животных, птиц. Но первый текст – там говорится о птенце, во втором – о ветках деревьев, и в третьем – о зверях.
— Мне больше всего понравился рассказ «Лисица и Ёж» / «Сосулькина вода» / «Весенний звон».
Высказывать своё мнение.
П: смысловое чтение.
П: построение логической цепочки рассуждений.
П: установление причинно-следственных связей.
Р: коррекция.
7.
Включение в систему знаний, повторение
Практический:
упражнение
5 мин
— Ребята, теперь закройте все учебники, я раздам вам карточки, и ваша задача соотнести фрагменты из рассказов с их названиями. Никто не подглядывает, и не подсказывает, мы с вами только что всё изучили, тем более рассказы были совсем небольшие. Поэтому, выполняют все самостоятельно.
Самостоятельно соединять фрагменты из рассказов с их названиями.
П: установление причинно-следственных связей.
П: смысловое чтение.
8.
Рефлексия деятельности
Словесный: беседа
Наглядный: демонстрация слайдов
2 мин
— Ребята, рассказы какого автора мы сегодня изучили?
— Вспомните все названия этих рассказов.
— Посмотрите на слайд и закончите предложение.
Сегодня на уроке я познакомился …
Мне показалось интересным………
Меня удивило………
— Откройте дневники, запишите домашнее задание: найти рассказы В.А. Сухомлинского, прочитать их.
— Николая Сладкова.
— «Весенний звон», «Сосулькина вода», «Лисица и Ёж».
Оценивать свою деятельность на уроке.
Р: оценка.
П: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Дата: 24.04.21 ФИО учителя: Егорова Т.А.
Школа: 104 (ф) ФИ студента: Ерушина А.Ф.
Класс: 2 ФИО методиста: Солопова Т.В.
Тема: «Вводный урок раздела «Жизнь дана на добрые дела». С. Баруздин «Стихи о человеке и его делах»
Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с новым разделом; введение нравственных понятий раздела, а также ознакомление с биографией С. Баруздина, развивать воображение, связную речь, навыки выразительного чтения.
знать: нравственные понятия раздела, биографию С. Баруздина;
уметь: прогнозировать содержание раздела.
-Личностные: формировать положительное отношение к учению; учиться самоанализу; воспитывать трудолюбие.
Тип урока: «открытие» нового знания.
Оборудование: Литературное чтение 2 класс. Ч 2 / Л.Ф.Климанова., Л.А. Виноградская.-3-е изд.-М.: Просвещение, 2014., презентация, карточки.
№ п/п
ЭТАПЫ УРОКА
Методы и приемы
Хронометраж
СОДЕРЖАНИЕ УРОКА
ФОРМИРУЕМЫЕ
УУД
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ
1.
Этап самоопределения к деятельности
Словесный
1 мин
— Ребята, давайте наш урок проведем с улыбкой. Улыбнитесь друг другу. Желаю вам быть внимательными, активными, находчивыми.
Настраиваться на работу.
К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
2.
Актуализация знаний и мотивация
Словесный: беседа
Наглядный: демонстрация слайдов
7 мин
Разминка речевого аппарата.
— Прочитайте стихотворение, которое вы видите на слайде очень медленно.
Как тебя не похвалить!
Вдела ты в иголку нить,
Аккуратно и красиво
К платью пуговку пришила!
— Начните читать медленно и постепенно ускоряйте темп.
— Начните читать быстро и постепенно замедляйте темп.
— Прочитайте с раздражением.
— Прочитайте выразительно.
Читать медленно, ускоряя темп.
Читать быстро, замедляя темп.
Читать с раздражением.
Читать выразительно.
Р: саморегуляция.
П: выбор наиболее эффективных способов решения задач.
3.
Постановка учебной задачи
Словесный:
фронтальный опрос, беседа
Наглядный: демонстрация слайдов
5 мин
— О чем это стихотворение?
— Как вы думаете, от чьего имени написано это стихотворение?
— Прочитайте, что здесь написано:
АЛЕД ЕЫРБОД АН АНАД ЬНЗИЖ
— Да, правильно: жизнь дана на добрые дела.
— Как вы думаете, что это за предложение?
— Совершенно верно. Исходя из этого сформулируйте тему урока.
— Какие цели поставим?
— Совершенно верно, давайте приступим.
— О трудолюбии.
— От имен автора.
— Жизнь дана на добрые дела.
— Это название раздела, который мы начинаем изучать.
— «Изучение нового раздела»
— Познакомиться с новым разделом, узнать, какие произведения в дальнейшем мы будем читать.
П: выбор оснований для классификаций объектов.
Р: коррекция.
Р: целеполагание.
П: осознание и произвольное построение речевого высказывания.
П: синтез.
4.
Открытие детьми нового знания
Словесный: индивидуальный опрос
Практический: упражнение
Практический: упражнение
Словесный: беседа
Практический: упражнение
12 мин
Введение в раздел.
— Как вы понимаете название раздела?
— Какие произведения могут быть помещены в этот раздел?
— Откройте учебник на с. 122. Прочитайте, с какими понятиями мы встретимся в этом разделе.
— Как вы их понимаете?
Работа над пониманием содержания раздела
— Давайте вместе подумаем над тем, что такое добрые дела.
— Прочитайте диалог Вани и Ани. О чем они говорят?
— Согласны ли вы с ребятами? Почему?
— Прочитайте, о чем нам сообщает профессор Самоваров.
— Как он объясняет, что такое добрые дела?
— Что мы приносим людям, помогая близким и заботясь о них?
— А теперь давайте посмотрим на стр. 123, и прочитаем название произведения, с которым мы сегодня познакомимся.
— Но перед тем, как мы начнем его читать, мы познакомимся с биографией автора этого стихотворения – Сергеем Баруздиным.
Сергей Алексеевич Баруздин (1926—1991) — писатель.
Родился в Москве. Когда началась Великая Отечественная война, Баруздину было пятнадцать лет. Сергей оставил школу и устроился подсобным рабочим в одну из московских типографий, а в семнадцать лет ушел добровольцем на фронт.
В 1958 г. Баруздин окончил Литературный институт им. М. Горького.
В 1966 г. он возглавил журнал «Дружба народов».
Начиная с 1950 г. выходят книги Баруздина для детей. Это стихи о шагающем малыше, о дружбе солнца с небом и дерева с землей, о чистоте детской души, о хорошем и плохом (рассказ «Ничего особенного»), Баруздин писал и сказки: «Сказки о трамвае», «Сказка о Лесном царе и пионерском лагере». Во второй сказке все события показаны такими, какими их увидели ясные глаза детей — двух мальчиков. Фантастическое оказывается своеобразным продолжением обыденного.
Большое место в творчестве Баруздина занимают рассказы о животных. Читая их, ребенок познает красоту и многообразие мира природы.
Баруздин не видел различия между детской и «взрослой» литературой. Часто детям — героям его рассказов приходится учиться понимать, у каких родителей им довелось родиться («Первое апреля — один день весны», «Лесной рассказ»).
Сергей Алексеевич интересовался проблемами литературы и журналистики, издал книгу о ведущих детских писателях. В своих книгах он отстаивал принципы гуманизма, идеалы добра и нравственности.
— Теперь давайте прочитаем его стихотворение.
— Этот раздел будет побуждать нас на добрые дела.
— О добрых поступках.
— Взаимопомощь, трудолюбие, честность.
— Взаимопомощь – всегда приходить на помощь другу, если поможешь, то и тебе помогут в следующий раз.
— Трудолюбие – не лениться, а делать что-то полезное.
— Честность – быть правдивым, честным по отношению к другим.
— Помощь тем, кто в ней нуждается, взаимовыручка, если это требуется.
Ваня:
— Я вчера книгу прочитал. Пуговицы пришил на форме.
Аня:
— Учительница сказала, что я сделала доброе дело — первая помирилась с подружкой.
— Да, мы согласны, ребята действительно сделали добрые дела, Ваня сам пришил пуговицы пришил без чьей-либо помощи. Аня первая сделала шаг к примирению с подружкой.
Добрые дела — это не только трудолюбие, но и помощь близким, забота о них. Мы можем принести другим
людям радость, добро и счастье.
— Это трудолюбие, забота о близких, приносить людям радость, добро и счастье – это всё добрые дела.
— Счастье, радость, уверенность в нас.
— С. Баруздин «Стихи о человеке и его делах».
Внимательно слушать биографию автора.
СТИХИ О ЧЕЛОВЕКЕ И ЕГО ДЕЛАХ
— Скажи, человек,
Как твои дела?
— Дела ничего у меня.
Я спал неплохо,
Да ночь мала,
И я прихватил полдня.
— Скажи, человек,
А что же успел
Сегодня ты совершить?
— Да много успел:
Хорошо поел
И чаю успел попить.
— Скажи, человек,
Ну, а как потом,
Было ли что-нибудь?
— А что потом?
Поиграл с котом
И вновь прилёг отдохнуть.
П: смысловое чтение.
П: извлечение необходимой информации.
П: анализ.
Р: контроль в форме сличения действий и его результата.
Р: саморегуляция.
П: смысловое чтение.
5.
Первичное закрепление
Словесный: фронтальный опрос
Наглядный: демонстрация слайдов
6 мин
— Как написано стихотворение, в какой форме?
— Кто ведет диалог? О чем он?
— Прочитайте еще раз заглавие. Какие дела можно назвать очень важными?
— Соответствует ли название содержанию?
— Прочитайте стихотворение выразительно.
— В форме диалога.
— Автор с мальчиком.
— Когда ты помог кому-то, что сделал хорошее, не ожидая ничего взамен.
— Не соответствует.
Р: коррекция.
П: синтез.
П: осознание и произвольное построение речевого высказывания.
6.
Самостоятельная работа с самопроверкой
Практический: упражнение
6 мин
— А перед тем, как мы продолжим работать, давайте встанем, разомнемся.
Динамическая пауза
— У вас на карточках еще одно стихотворение Сергея Баруздина, которое мне очень нравится. Прочитаем его.
— Ваши впечатления от прочитанного?
— Что вас особенно тронуло? Какую мысль хотел донести до нас автор?
— Прочитайте стихотворение выразительно.
«Бревно»
Лежало на пути бревно.
Мешало путникам оно.
Один сказал:
— Нехорошо! —
Сказал
И знай себе пошёл.
Второй взглянул,
Потом вздохнул
И то бревно
Перешагнул.
А третий путник промолчал.
Он с виду был
И хил и мал.
Он молча
Скинул полушубок
И в сторону
Бревно убрал.
— Это стихотворение заставляет задуматься.
— Что не нужно искать легких путей, и нужно всегда приходить на помощь, а не проходить просто так стороной.
П: смысловое чтение.
П: построение логической цепочки рассуждений.
П: установление причинно-следственных связей.
Р: коррекция.
7.
Включение в систему знаний, повторение
Практический:
упражнение
5 мин
— Какой раздел начали изучать на уроке?
— О чем он заставил нас задуматься?
— О каком писателе мы говорили на уроке?
— Что нового вы узнали?
— Какие стихи мы читали?
— Откройте дневники, запишите домашнее задание: подготовить выразительное чтение стихотворения.
— «Жизнь дана на добрые дела»
— О том, что не нужно лениться, нужно делать что-то важное, дарить людям добро и счастье.
— О Сергее Баруздине.
— «Стихи о человеке и его делах».
— Стихотворение «Бревно».
П: установление причинно-следственных связей.
П: смысловое чтение.
8.
Рефлексия деятельности
Словесный: беседа
Наглядный: демонстрация слайдов
2 мин
— Что вы узнали на уроке?
— За что вы похвалили бы себя?
— Что у вас особенно хорошо получилось?
— Спасибо за урок, вы большие молодцы.
Оценивать свою деятельность на уроке.
Р: оценка.
П: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Конспект занятия по внеурочной деятельности для младших
школьников 4 класса. Рассказы о животных
Описание:
Чтобы привлечь учащихся к чтению литературы о
природе, расширить общий кругозор, занятия курса внеурочной деятельности можно
провести с занимательными заданиями, которые позволят не только активизировать
мыслительную деятельность учащихся, но и создадут интерес к читаемой
литературе. Данное занятие обобщает и закрепляет знания по теме, вопросы
определяют глубину усвоения материала, развивают мышление, память, вызывают
интерес к предмету.
Тема: Рассказы о
животных.
Цель: формировать
у учащихся интерес к детским книгам как источнику знаний о природе, желание и
привычку читать книги.
Задачи:
— знакомить учащихся с книгами о природе, жанром
«Сказки-несказки»;
— формировать у учащихся умение ориентироваться
в мире книг;
— формировать умение различать книги по
существенным признакам (тематике, автору, назначению и т.д.);
— воспитывать стремление читать книги,
задумываясь и размышляя над прочитанным;
— способствовать воспитанию бескорыстного
отношения к природе, уважения и сочувствия к животным.
— развивать наблюдательность, внимание,
мышление.
Оборудование: выставка книг Е.Чарушина, В.Бианки, Н.Сладкова, портреты писателей,
проектор, экран, презентация, дерево, шапочка белочки, названия групп
«Анималисты», «Журналисты», «Биографы», «Юннаты», «Читатели».
Ход занятия
Организационный момент.
Учитель: Отгадайте загадки:
Не портной, а всю жизнь с иголками ходит. (Ёж)
Среди двора стоит копна: спереди вилы, сзади
метла.
(Корова)
Маленький, беленький, по лесочку прыг-прыг,
По снежочку тык-тык.
(Заяц)
Серый ворище по лесам, полям рыщет,
Телят, ягнят ищет.
(Волк) Учитель: Как вы
поняли, о ком пишут писатели, произведения которых будем сегодня читать?
(о животных)
Тема
занятия: Рассказы о животных.
Работа по теме
Учитель: Человек –
творение природы. Любовь к природе – естественное чувство нормального человека.
Но бывают люди с какой-то особенной любовью: в их присутствии лучше растут
самые капризные растения, их не боятся самые пугливые животные. Кажется, сама
природа только и ждёт момента, чтобы раскрыть им свои тайны.
Такими людьми были детские писатели, как Евгений
Чарушин, Виталий Бианки, Николай Сладков. Рассказы этих писателей любимы
маленькими читателями именно потому, что в них ярко чувствуется любовь к
природе, восхищение перед её мудростью, красотой.
На прошлом занятии мы познакомились с
творчеством необыкновенного человека, который писал рассказы о животных. Кто же
это?
(Евгений
Чарушин)
Почему я назвала Евгения Чарушина необыкновенным
человеком?
(писатель,
анималист, иллюстратор, скульптор, изобретатель).Представление работ группой
художников-анималистов.
Ученики представляют свои рисунки по рассказам
Чарушина.
Что вы можете сказать об авторе? (Он любит животных, наблюдательный.)Учитель: Сегодня мы
познакомимся с произведениями еще двух писателей. Начнем наше знакомство с Виталия Валентиновича Бианки. Даем слово для представления нашему биографу,
Станиславе.Ученица: Виталий
Валентинович Бианки родился в семье учёного-орнитолога (знатока птиц). Любовь к природе Бианки принёс из своего
детства от своих родителей, родственников, среди которых были учёные,
путешественники. Мама будущего писателя так умела обращаться с растениями, что
под её руками расцветал любой зачахший кустик. Родители передали сыну свою любовь
к природе, указали ему жизненную дорогу: Виталий Бианки поступил на
естественнонаучное отделение Санкт-Петербургского университета. Окончив университет,
Виталий Валентинович побывал с экспедициями в самых разных уголках страны и
везде изучал природ.
Природа и стала
главным героем его произведений, которые сам писатель называл
«сказки-несказки». Бианки можно считать создателем нового жанра –
«сказки-несказки». Они рождаются как ответ на детские «Почему?». Отсюда и
названия многих произведений: «Отчего у сороки такой хвост?», «Чьи это ноги?».
Со сказкой эти произведения связывают сказочные приёмы: зачин, рассказы,
повторы. Герои Бианки живут своей обычной, «природной» жизнью, но при этом
говорят «человечьим языком». Такое сочетание сказки с реальностью помогает
читателям лучше понять жизнь природы. Попутно, незаметно для себя, читатели
узнают о явлениях природы, о повадках животных.
Писатель написал более трехсот книг о природе.
Учитель: Что мы узнали о Бианки из сообщения? (создатель жанра «Сказки-несказки») Почему произведения Бианки можно так
назвать? С какими рассказами писателя вы знакомы?
Учитель: Егор побывал в роли журналиста и познакомился
подробнее с книгой Виталия Бианки «Лесная газета».
Ученик. Главной книгой в жизни Виталия Бианки
можно назвать «Лесную газету». Впервые она была напечатана в 1927 году, и до
конца жизни автор дополнял и переписывал эту книгу, которая превратилась в
своеобразную энциклопедию жизни леса и его обитателей.
Материал в книге подобран и расположен как в
настоящей газете, со статьями и очерками, короткими заметками, телеграммами с
мест, письмами читателей, занятными рисунками, загадками в конце номера. В
основе газеты лежит повторяющийся цикл сезонных изменений в природе. Поэтому и
названия месяцев в ее двенадцати номерах необычны: «Месяц Птенцов», «Месяц
Стай», «Месяц Полных Кладовых».
В отделе «Лесных происшествий» мы узнаем,
например, что весной из-под снега показалась перезимовавшая клюква, а гадюка
приняла свою первую солнечную ванну. Такого же характера и «городские новости»:
«над Невой показались чайки, на окраину города забрел лось, появилась гостья из
моря — рыбка корюшка». Корреспонденты газеты (среди них много и не
придуманных писателем, а вполне реальных людей) сообщают разные новости из леса, с
поля, с рек и озер. «Лесная газета» — это книга-игра. Интересные факты и
практические задания все время переплетаются с хитроумной выдумкой,
головоломкой, забавным рассказом, занятным состязанием на сообразительность (разделы «Тир», «Остроглаз»).
Все самое любопытное, самое необычное и самое
обычное, что происходит в природе каждый месяц и день, попало на страницы
«Лесной газеты».
Беседа по произведению В. Бианки «Лесная газета»
— Как устроена «Лесная газета? (12 номеров – по номеру в месяц)
— Кто пишет материал для газеты? (Учёные, лесники, юннаты)
— Чем оканчивается каждый номер газеты? (Викториной «Тир»)
— Что нового, интересного ты узнал о жизни
животных, растений, явлениях природы?
— Как можно проверить себя? (В конце газеты есть ответы)
— Какие ещё рассказы Бианки вы читали? Чем
интересно творчество Бианки, чем его рассказы и сказки отличаются от других
произведений?
(В
них узнаёшь много сведений о природе, о повадках животных)
Музыкальная
физминутка.
Учитель: Следующий писатель сегодня Николай Иванович Сладков.
Приглашаем биографа Андрея.
Ученик: Замечательный русский писатель Николай Иванович
Сладков всё своё творчество посвятил природе. Родился Николай Иванович в 1920
году в Москве, но всю жизнь прожил в Ленинграде. С детства он интересовался природой.
Со второго класса начал вести дневники, куда записывал свои первые впечатления
и наблюдения. Николай Иванович много путешествовал, побывал в пустыне Каракумы,
на Белом море, в Индии и Африке. С фоторужьём он бродил по лесам, поднимался
высоко в горы, плавал с маской в озёрах, восхищаясь подводным миром. Отовсюду
он привозил записные книжки, которые стали источником сюжетов его рассказов.
В 1953 году вышла его первая книга. Она
называлась «Серебряный хвост». Потом были другие: «Безымянной тропой», «Десять
стреляных гильз», «Трясогузкины письма», «В лесах счастливой охоты», «Иду я по
лесу», «Планета чудес», «Под шапкой-невидимкой» …
Всего Николай Сладков написал более шестидесяти
книг. В них он говорил, как прекрасна и неповторима жизнь природы, о загадках,
которые она загадывает нам, о бесконечном разнообразии окружающего нас мира.
Николай Сладков писал о том, что знал лучше всего, что любил больше всего и
чему больше всего удивлялся.
Творчество Сладкова интересно тем, что законы
природы он показывает в сказочной форме. Его сказки-несказки полны загадок,
лёгкого юмора, там много «звериных» диалогов. Он учит любить природу, не ища
выгоды, пользы, а просто наблюдая её и восхищаясь её мудростью.
Учитель: Вместе с Виталием Бианки Николай Сладков много лет
готовил радиопередачи «Вести из леса» и отвечал на многочисленные
письма своих слушателей.
— Какие произведения писателя вы читали?
— Чем они похожи на сказки? (Есть зачин, звери разговаривают, с ними происходят какие-нибудь
приключения)
— Почему жанр называют «сказка-несказка»? (Читая эти сказки, можно узнать новое о природе, о животных и их
повадках, но в них и много сказочных примет)
— Чему учат эти сказки? (Помогать животным, беречь природу)
Сейчас наши артисты представят нам небольшую постановку
по рассказу Николая Сладкова «Загадочный зверь».
Николай Сладков.
Постановка «Загадочный зверь»
Ученица: Кошка ловит мышей, чайка ест рыбу, мухоловка — мух.
Скажи, что ты ешь, и я скажу, кто ты. Вдруг слышится голосок из темной ели:
Ученик: — Угадай, кто я? Я ем жуков и муравьёв!
Ученица: — Дятел!
Ученик: — Вот и не угадала! Ещё я ем ос и шмелей!
Ученица: — Ага! Ты птица осоед!
Ученик: — Не осоед! Ещё я ем гусениц и личинок.
Ученица: — Гусениц и личинок любят дрозды.
Ученик: — А я не дрозд! Ещё я грызу сброшенные лосями рога.
Ученица: — Тогда ты, наверное, лесная мышь.
Ученик: — И вовсе не мышь. Бывает, я сама ем даже мышей!
Ученица: — Мышей? Тогда ты, конечно, кошка.
Ученик: — То мышка, то кошка! И совсем вы не угадали. Иногда я
ем ящериц. А изредка рыбу.
Ученица: — Может, ты цапля?
Ученик: — Не цапля. Я ловлю птенцов и таскаю из птичьих гнёзд
яйца.
Ученица: — Похоже, что ты куница.
Ученик: — Не говори мне про куницу. Куница мой старый враг. А
ем я ещё почки, орехи, семена ёлок и сосен, ягоды и грибы.
Ученица: — Скорей всего, ты — свинья! Ты лопаешь всё подряд. Ты
одичавшая свинья, которая сглупу забралась на ёлку!
Ученик: — Сдаётесь?
Ученица: Ветки качнулись, раздвинулись, и мы увидели ……. белку!
Ученик: — Запомните! Кошки едят не только мышей, чайки ловят
не только рыбу, мухоловки глотают не одних мух. А белки грызут не только
орешки.
Учитель: Аплодисменты артистам!! Что интересного о белке мы
узнали из этого рассказа?
Учитель: Чтобы узнать повадки животных, их особенности, надо быть
очень внимательным. У Сладкова были свои правила. Он говорил: «Хочешь увидеть –
стань невидимым, хочешь услышать – стань неслышимым, хочешь узнать – затаись».
Учитель: А сейчас мы с вами отправимся в путешествие во
времени. Мы попадем в кинозал прошлого века, 1936 год. Мы увидим квартиру
писательницы Веры Чаплиной и ее необычных жильцов…
Фильм
«Кинули»
Какие необычные жильцы поселились в квартире
Веры Чаплиной? Интересно узнать о писательнице и ее рассказах подробнее? Как вы
думаете, о ком могла бы писать Вера Чаплина? На следующем занятии мы
познакомимся с произведениями Веры Чаплиной, ее биографией.
Итог занятия
— О каких писателях вы узнали сегодня на уроке?
— Чем интересны их произведения?
— Какие сказки-несказки о животных вам
понравились?
Литература:
1. И.Ф. Яценко. Поурочные разработки по
внеклассному чтению. 2 класс. Москва «ВАКО», 2007г
2. Н.И. Сладков. Сказки леса. Москва, 2000г.
- ВСЕ НОВИНКИ
Электронная библиотека » Михаил Пришвин
Книги автора Михаил Пришвин
- Новая книга автора! 22 декабря 2021, 12:40
Жанр: Сказки, Детские книги
+6
В книгу «Лесные домишки. Сказки и рассказы» вошли самые интересные произведения известных детских писателей: В. Бианки, М. Пришвина, Н. Сладкова и Э. Шима. Мир природы полон тайн и загадок. Прочитав сказки и рассказы, вошедшие в книгу, дети прикоснутся…
- Просмотров: 66
- 25 августа 2021, 07:40
Жанр: Русская классика, Классика
В сборник вошли лучшие произведения о природе и животных русских и советских классиков, а также заметки современного писателя-натуралиста Владимира Архипова, которые дополнены QR-кодами птичьих песен, они, как комментарии и рисунки, помогают глубже понять…
- Просмотров: 331
- 27 мая 2021, 09:41
Жанр: Книги для детей: прочее, Детские книги
+6
В сборник вошли лучшие рассказы о природе для детей В. Бианки, М. Пришвина, Г. Снегирёва и других писателей. «Лесные рассказы» откроют ребёнку удивительный мир природы, научат видеть красоту родного края, любить и оберегать всё живое вокруг. Кроме того,…
- Просмотров: 721
- 23 октября 2019, 18:00
Жанр: Детская проза, Детские книги
+6
Повести и рассказы русского писателя Михаила Пришвина – это настоящая стопроцентная классика. Такие произведения нужно читать именно в школьном возрасте, когда ты открыт миру, чтобы вовремя собрать и впитать знания, накопленные человечеством. Любимое…
- Просмотров: 2398
-
- 100
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
5
Оценок: 1
- 23 мая 2019, 10:40
Жанр: Русская классика, Классика
+12
Михаил Михайлович Пришвин (1873–1954) – русский писатель и публицист, по словам современников, соединивший человека и природу простой сердечной мыслью. В своих путешествиях по Русскому Северу Пришвин знакомился с бытом и речью северян, записывал сказы,…
- Просмотров: 820
- 11 июля 2018, 16:40
Жанр: Сказки, Детские книги
В сборник «Сказки и рассказы о природе» вошли небольшие произведения известных русских писателей-натуралистов М. Пришвина, Н. Сладкова, К. Паустовского и Э. Шима. Они проникнуты большой любовью к родным просторам, показывают, как разнообразен окружающий…
- Просмотров: 5222
- 16 апреля 2018, 12:40
Жанр: Детская проза, Детские книги
Мы уверены, что с произведениями русского писателя Михаила Михайловича Пришвина дети обязательно должны познакомиться в младшем школьном возрасте.
В книгу «Рассказы о природе» вошли замечательные рассказы о домашних животных, и особо – о собаках. Она…
- Просмотров: 1482
- 18 сентября 2017, 13:00
Жанр: Детская проза, Детские книги
+6
В сборник «Ребята и утята» вошли рассказы М. Пришвина «Предательская колбаса», «Синий лапоть», «Ребята и утята». Рассказы М. Пришвина позволяют полнее и ярче ощутить многообразие жизни, увидеть красоту природы, разгадать её тайны. Иллюстрации художника…
- Просмотров: 2040
- 22 августа 2016, 20:30
- Просмотров: 2880
- 21 июля 2014, 15:02
- Просмотров: 5952
-
- 100
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
5
Оценок: 1
2022-01-04 23:51:44
Veledar: Рассказ, подходящий для детей и для взрослых. С хорошим сюжетом, который держит интригу до самого конца. С героями, для убедительной прорисовки характеров вполне хватило место в небольшом по объему рассказе….
2022-01-04 23:47:15
Veledar: Хоть и пишет Сандерсон хорошо и миры конструирует замечательно, но есть у него один маленький недостаток — это любовь к деталям, когда описывается каждая мелочь из жизни главных героев. С одной стороны это хорошо, поскольку создается полная картинка происходящего….
2022-01-04 23:44:32
Veledar: Очень хорошо и читабельно, несмотря на то, что разномастные попаданцы в последнее время буквально заполонили умы авторов и книжные страницы.Но этот роман выгодно отличается из этого ряда. Прежде всего, книгу просто интересно читать….
Популярные книги за неделю
-
Просмотров: 45664
Записки с Изнанки. «Очень странные…
Гай Адамс
Если ты посмотрел сериал «Очень странные дела» и хочешь узнать о нем гораздо больше,…
-
Просмотров: 17861
Моя неидеальная кожа
Уитни Боу
В течение жизни самый большой орган нашего тела служит связующим звеном между нами и…
-
Просмотров: 16951
В метре друг от друга
Микки Дотри
Нашумевший роман, экранизация которого недавно вышла на экраны страны! В главной роли…
-
Просмотров: 14223
Спасать или спасаться? Как избавитьcя…
Мелоди Битти
Если вы живете проблемами близкого человека, если постоянно стремитесь контролировать его…
-
Просмотров: 14075
BTS. Биография группы, покорившей мир
Эдриан Бесли
Они – главная K-Pop группа, символ Южной Кореи, семеро парней, которые вывели корейскую…
-
Просмотров: 13689
Краткие ответы на большие вопросы
Стивен Хокинг
Стивен Хокинг, величайший ученый современности, изменил наш мир. Его уход – огромная…
-
Просмотров: 11055
Тайна
Ронда Берн
Со времен «Кода да Винчи» и «Алхимика» читающий мир не знал такой сенсации. «Тайна»…
-
Просмотров: 10864
Берсерк забытого клана. Книга 1. Руссия…
Алекс Нагорный
Бояръ-аниме. Вехи параллельной России. Ну, держитесь фраера… Начало саги о приключениях…
-
Просмотров: 10467
Влюбить за 90 секунд
Ася Лавринович
Говорят, для того чтобы влюбиться, требуется всего девяносто секунд. Но это правило…
-
Просмотров: 10216
Сталинский сокол. Комэск
Михаил Нестеров
Военный летчик ВКС Российской Федерации Олег Северов после гибели попадает в прошлое. Он…
-
Просмотров: 9631
Откровенные беседы с Садхгуру: о любви,…
Садхгуру
В этой книге Садхгуру раскрывается не только как учитель, но и как человек. Он…
-
Просмотров: 8088
Сталинский сокол. Комдив
Михаил Нестеров
Попавший на Великую Отечественную войну подполковник ВКС Российской Федерации Олег…
-
Просмотров: 7997
280 дней до вашего рождения. Репортаж о…
Катарина Вестре
«280 дней до вашего рождения. Репортаж о том, что вы забыли, находясь в эпицентре…
-
Просмотров: 7678
Пять ночей у Фредди. Четвёртый шкаф
Скотт Коутон
Что случилось с Чарли? Этот вопрос продолжает мучить Джона. Его преследуют ночные…
-
Просмотров: 7452
Счастливые цвета и числа
Луиза Хей
Вы можете изменить жизнь к лучшему лишь силой своих мыслей! Это проверила на себе сама…
-
Просмотров: 7123
Прочь из замкнутого круга! Как оставить…
Джеффри Янг
Если вас годами преследуют одни и те же проблемы – в семье, на работе и в отношениях с…
-
Просмотров: 7017
Я подарю тебе крылья. Книга 1
Ана Шерри
Оливия Паркер была рождена летать. Ее не остановят ни личная трагедия, ни смена родного…
-
Просмотров: 6744
Сталинский сокол. Комбриг
Михаил Нестеров
Угодивший в 1941 год военный летчик ВКС Российской Федерации Олег Северов продолжает…
-
Просмотров: 6613
Малыш Гури. Книга шестая. Часть третья.…
Юрий Москаленко
Летние каникулы… кто о них не мечтает и не ждёт великим нетерпением среди студиозов и…
-
Просмотров: 6465
Настройся на здоровую жизнь
Луиза Хей
Эта книга – результат многолетней работы Луизы Хей с людьми, больными СПИДом. Сегодня…
-
Просмотров: 6373
180 секунд
Джессика Парк
Сколько нужно секунд, чтобы перевернуть твою вселенную? Невозможно трогательный роман для…
-
Просмотров: 6171
Законы счастливой жизни. Том 1
Олег Торсунов
Часто ли мы задумываемся о том, что от образа жизни и мышления человека зависит его…
-
Просмотров: 5881
Как умеет женщина. Viksi666
Виктория Рахматулина
Многим девушкам и женщинам хочется иметь руководство по эксплуатации жизни вообще и…
-
Просмотров: 5713
Это все гормоны! Зачем нашему телу…
Елена Березовская
В нашем теле происходит множество процессов одновременно, и далеко не все они…