© Ил., Бастрыкин В. В., 2017
© Ил., Бордюг С. И. и Трепенок Н. А., 2017
© Ил., Булай Е. В., 2017
© Ил., Николаев Ю. Ф., 2017
© Ил., Павлова К. А., 2017
© Ил., Слепков А. Г., 2017
© Ил., Соколов Г. В., 2017
© Ил., Устинова Е. В., 2017
© ООО Издательство «Родничок», 2017
© ООО «Издательство АСТ», 2017
* * *
Рассказы
Филипок
Был мальчик, звали его Филипп.
Пошли раз все ребята в школу. Филипп взял шапку и хотел тоже идти. Но мать сказала ему:
– Куда ты, Филипок, собрался?
– В школу.
– Ты ещё мал, не ходи, – и мать оставила его дома.
Ребята ушли в школу. Отец ещё с утра уехал в лес, мать ушла на подённую работу. Остались в избе Филипок да бабушка на печке. Стало Филипку скучно одному, бабушка заснула, а он стал искать шапку. Своей не нашёл, взял старую, отцовскую и пошёл в школу.
Школа была за селом у церкви. Когда Филипп шёл по своей слободе, собаки не трогали его, они его знали. Но когда он вышел к чужим дворам, выскочила Жучка, залаяла, а за Жучкой – большая собака Волчок. Филипок бросился бежать, собаки за ним. Филипок стал кричать, споткнулся и упал.
Вышел мужик, отогнал собак и сказал:
– Куда ты, пострелёнок, один бежишь?
Филипок ничего не сказал, подобрал полы и пустился бежать во весь дух.
Прибежал он к школе. На крыльце никого нет, а в школе, слышно, гудят голоса ребят. На Филипка нашёл страх: «Что как учитель меня прогонит?» И стал он думать, что ему делать. Назад идти – опять собака заест, в школу идти – учителя боится.
Шла мимо школы баба с ведром и говорит:
– Все учатся, а ты что тут стоишь?
Филипок и пошёл в школу. В сенцах снял шапку и отворил дверь. Школа вся была полна ребят. Все кричали своё, и учитель в красном шарфе ходил посередине.
– Ты что? – закричал он на Филипка.
Филипок ухватился за шапку и ничего не говорил.
– Да ты кто?
Филипок молчал.
– Или ты немой?
Филипок так напугался, что говорить не мог.
– Ну так иди домой, коли говорить не хочешь.
А Филипок и рад бы что сказать, да в горле у него от страха пересохло. Он посмотрел на учителя и заплакал. Тогда учителю жалко его стало. Он погладил его по голове и спросил у ребят, кто этот мальчик.
– Это Филипок, Костюшкин брат, он давно просится в школу, да мать не пускает его, и он украдкой пришёл в школу.
– Ну, садись на лавку возле брата, а я твою мать попрошу, чтоб пускала тебя в школу.
Учитель стал показывать Филипку буквы, а Филипок их уж знал и немножко читать умел.
– Ну-ка сложи свое имя.
Филипок сказал:
– Хве-и-хви, ле-и-ли, пе-ок-пок.
Все засмеялись.
– Молодец, – сказал учитель. – Кто же тебя учил читать?
Филипок осмелился и сказал:
– Костюшка. Я бедовый, я сразу всё понял. Я страсть какой ловкий!
Учитель засмеялся и сказал:
– А ты молитвы знаешь?
Филипок сказал:
– Знаю, – и начал говорить Богородицу; но всякое слово говорил не так.
Учитель остановил его и сказал:
– Ты погоди хвалиться, а поучись.
С тех пор Филипок стал ходить с ребятами в школу.
Спорщики
Два человека на улице нашли вместе книгу и стали спорить, кому её взять.
Третий шёл мимо и спросил:
– Кто из вас умеет читать?
– Никто.
– Так зачем вам книга? Вы спорите всё равно, как два плешивых дрались за гребень, а самим чесать нечего было.
Ленивая дочь
Мать с дочерью достали бадью воды и хотели несть в избу.
Дочь сказала:
– Тяжело нести, дай я воды солью немного.
Мать сказала:
– Сама дома пить будешь, а если сольёшь, надо будет идти в другой раз.
Дочь сказала:
– Я дома не буду пить, а тут на весь день напьюсь.
Старый дед и внучек
Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой.
Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел её подвинуть, да уронил и разбил. Невестка стала бранить старика за то, что он им всё в доме портит и чашки бьёт, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке. Старик только вздохнул и ничего не сказал.
Сидят раз муж с женой дома и смотрят – сынишка их на полу дощечками играет – что-то слаживает. Отец и спросил:
– Что ты это делаешь, Миша?
А Миша и говорит:
– Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить.
Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно за то, что они так обижали старика; и стали с тех пор сажать его за стол и ухаживать за ним.
Косточка
Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда.
Они лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и всё нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. Он всё ходил мимо слив. Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел.
Перед обедом мать сочла сливы и видит, одной нет. Она сказала отцу.
За обедом отец и говорит:
– А что, дети, не съел ли кто-нибудь одну сливу?
Все сказали:
– Нет.
Ваня покраснел, как рак, и сказал тоже:
– Нет, я не ел.
Тогда отец сказал:
– Что съел кто-нибудь из вас, это нехорошо; но не в том беда. Беда в том, что в сливах есть косточки, и если кто не умеет их есть и проглотит косточку, то через день умрёт. Я этого боюсь.
Ваня побледнел и сказал:
– Нет, я косточку бросил за окошко.
И все засмеялись, а Ваня заплакал.
Собака Якова
У одного караульщика была жена и двое детей – мальчик и девочка. Мальчику было семь лет, а девочке было пять лет. У них была лохматая собака с белой мордой и большими глазами.
Один раз караульщик пошёл в лес и велел жене не пускать детей из дома, потому что волки всю ночь ходили около дома и бросались на собаку.
Жена сказала:
– Дети, не ходите в лес, – а сама села работать.
Когда мать села работать, мальчик сказал своей сестре:
– Пойдём в лес, я вчера видел яблоню, и на ней поспели яблоки.
Девочка сказала:
– Пойдём.
И они побежали в лес.
Когда мать кончила работать, она позвала детей, но их не было. Она вышла на крыльцо и стала кликать их. Детей не было.
Муж пришёл домой и спросил:
– Где дети?
Жена сказала, что она не знает.
Тогда караульщик побежал искать детей.
Вдруг он услыхал, что визжит собака. Он побежал туда и увидал, что дети сидят под кустом и плачут, а волк сцепился с собакой и грызёт её. Караульщик схватил топор и убил волка. Потом взял детей на руки и побежал с ними домой.
Когда они пришли домой, мать заперла дверь, и они сели обедать.
Вдруг они услыхали, что собака визжит у двери. Они вышли на двор и хотели впустить собаку в дом, но собака была вся в крови и не могла ходить.
Дети принесли ей воды и хлеба. Но она не хотела ни пить, ни есть и только лизала им руки. Потом она легла на бок и перестала визжать. Дети думали, что собака заснула; а она умерла.
Котёнок
Были брат и сестра – Вася и Катя; и у них была кошка. Весной кошка пропала. Дети искали её везде, но не могли найти. Один раз они играли подле амбара и услыхали – над головой что-то мяучит тонкими голосами. Вася влез по лестнице под крышу амбара. А Катя стояла внизу и всё спрашивала:
– Нашёл? Нашёл?
Но Вася не отвечал ей. Наконец Вася закричал ей:
– Нашёл! Наша кошка… И у неё котята; такие чудесные; иди сюда скорее.
Катя побежала домой, достала молока и принесла кошке.
Котят было пять. Когда они выросли немножко и стали вылезать из-под угла, где вывелись, дети выбрали себе одного котёнка, серого с белыми лапками, и принесли в дом. Мать раздала всех остальных котят, а этого оставила детям. Дети кормили его, играли с ним и клали с собой спать.
Один раз дети пошли играть на дорогу и взяли с собой котёнка.
Ветер шевелил солому по дороге, а котёнок играл с соломой, и дети радовались на него. Потом они нашли подле дороги щавель, пошли собирать его и забыли про котёнка. Вдруг они услыхали, что кто-то громко кричит: «Назад, назад!» – и увидали, что скачет охотник, а впереди его две собаки увидали котёнка и хотят схватить его. А котёнок, глупый, вместо того, чтобы бежать, присел к земле, сгорбил спину и смотрит на собак.
Катя испугалась собак, закричала и побежала прочь от них. А Вася что было духу пустился к котёнку и в одно время с собаками подбежал к нему. Собаки хотели схватить котёнка, но Вася упал животом на котёнка и закрыл его от собак.
Охотник подскакал и отогнал собак; а Вася принёс домой котёнка и уж больше не брал его с собой в поле.
Как тётушка рассказывала о том, как она выучилась шить
Когда мне было шесть лет, я просила мать дать мне шить.
Она сказала:
– Ты ещё мала, ты только пальцы наколешь.
А я всё приставала. Мать достала из сундука красный лоскут и дала мне; потом вдела в иголку красную нитку и показала мне, как держать. Я стала шить, но не могла делать ровных стежков: один стежок выходил большой, а другой попадал на самый край и прорывался насквозь. Потом я уколола палец и хотела не заплакать, да мать спросила меня:
– Что ты?
Я не удержалась и заплакала. Тогда мать велела мне идти играть.
Когда я легла спать, мне всё мерещились стежки; я всё думала о том, как бы мне скорее выучиться шить, и мне казалось так трудно, что я никогда не выучусь.
А теперь я выросла большая и не помню, как выучилась шить; и когда я учу шить свою девочку, удивляюсь, как она не может держать иголку.
Девочка и грибы
Две девочки шли домой с грибами.
Им надо было переходить через железную дорогу.
Они думали, что машина далеко, слезли на насыпь и пошли через рельсы.
Вдруг зашумела машина. Старшая девочка побежала назад, а меньшая – перебежала через дорогу.
Старшая девочка закричала сестре:
– Не ходи назад!
Но машина была так близко и так громко шумела, что меньшая девочка не расслышала; она подумала, что ей велят бежать назад. Она побежала назад через рельсы, споткнулась, выронила грибы и стала подбирать их.
Машина уже была близко, и машинист свистел что было силы.
Старшая девочка кричала:
– Брось грибы!
А маленькая девочка думала, что ей велят собрать грибы, и ползала по дороге.
Машинист не мог удержать машины. Она свистала изо всех сил и наехала на девочку.
Старшая девочка кричала и плакала. Все проезжающие смотрели из окон вагонов, а кондуктор побежал на конец поезда, чтобы видеть, что сделалось с девочкой.
Когда поезд прошёл, все увидали, что девочка лежит между рельсами головой вниз и не шевелится.
Потом, когда поезд уже отъехал далеко, девочка подняла голову, вскочила на колени, собрала грибы и побежала к сестре.
Как мальчик рассказывал про то, как его не взяли в город
Собрался батюшка в город, а я ему говорю:
– Батя, возьми меня с собой.
А он говорит:
– Ты там замёрзнешь; куда тебя…
Я повернулся, заплакал и пошёл в чулан. Плакал-плакал и заснул.
И вижу я во сне, будто от нашей деревни небольшая дорожка к часовне, и вижу я – по этой дорожке идёт батя. Я догнал его, и мы пошли с ним вместе в город. Иду я и вижу – впереди топится печка. Я говорю: «Батя, это город?» А он говорит: «Он самый». Потом мы дошли до печки, и вижу я – там пекут калачи. Я говорю: «Купи мне калачика». Он купил и дал мне.
Тут я проснулся, встал, обулся, взял рукавицы и пошёл на улицу. На улице ребята катаются на ледянках и на салазках. Я стал с ними кататься и катался до тех пор, пока не иззяб.
Только я вернулся и влез на печку, слышу – батя вернулся из города. Я обрадовался, вскочил и говорю:
– Батя, что – купил мне калачика?
Он говорит:
– Купил, – и дал мне калач.
Я с печи скочил на лавку и стал плясать от радости.
Птичка
Был Серёжа именинник, и много ему разных подарили подарков: и волчки, и кони, и картинки. Но дороже всех подарков подарил дядя Серёже сетку, чтобы птиц ловить. Сетка сделана так, что на рамке приделана дощечка, и сетка откинута. Насыпать семя на дощечку и выставить на двор. Прилетит птичка, сядет на дощечку, дощечка подвернётся, и сетка сама захлопнется. Обрадовался Серёжа, прибежал к матери показать сетку.
Мать говорит:
– Не хороша игрушка. На что тебе птички? Зачем ты их мучить будешь!
– Я их в клетки посажу. Они будут петь, и я их буду кормить.
Достал Серёжа семя, насыпал на дощечку и выставил сетку в сад. И всё стоял, ждал, что птички прилетят. Но птицы его боялись и не летели на сетку. Пошёл Серёжа обедать и сетку оставил. Поглядел после обеда, сетка захлопнулась и под сеткой бьётся птичка. Серёжа обрадовался, поймал птичку и понёс домой.
– Мама! Посмотрите, я птичку поймал, это, верно, соловей!..И как у него сердце бьётся!
Мать сказала:
– Это чиж. Смотри же, не мучай его, а лучше пусти.
– Нет, я его кормить и поить буду.
Посадил Серёжа чижа в клетку и два дня сыпал ему семя, и ставил воду, и чистил клетку. На третий день он забыл про чижа и не переменил ему воду. Мать ему и говорит:
– Вот видишь, ты забыл про свою птичку, лучше пусти её.
– Нет, я не забуду, я сейчас поставлю воды и вычищу клетку.
Засунул Серёжа руку в клетку, стал чистить, а чижик испугался, бьётся об клетку. Серёжа вычистил клетку и пошёл за водой. Мать увидала, что он забыл закрыть клетку, и кричит ему:
– Серёжа, закрой клетку, а то вылетит и убьётся твоя птичка!
Не успела она сказать, чижик нашёл дверку, обрадовался, распустил крылышки и полетел через горницу к окошку. Да не видал стекла, ударился о стекло и упал на подоконник.
Прибежал Серёжа, взял птичку, понёс её в клетку. Чижик был ещё жив; но лежал на груди, распустивши крылышки, и тяжело дышал. Серёжа смотрел, смотрел и начал плакать.
– Мама! Что мне теперь делать?
– Теперь ничего не сделаешь.
Серёжа целый день не отходил от клетки и всё смотрел на чижика, а чижик всё так же лежал на грудке и тяжело и скоро дышал. Когда Серёжа пошёл спать, чижик ещё был жив. Серёжа долго не мог заснуть. Всякий раз, как закрывал глаза, ему представлялся чижик, как он лежит и дышит. Утром, когда Серёжа подошёл к клетке, он увидел, что чиж уже лежит на спинке, поджал лапки и закостенел.
С тех пор Серёжа никогда не ловил птиц.
Как мальчик рассказывал про то, как его в лесу застала гроза
Когда я был маленький, меня послали в лес за грибами. Я дошёл до лесу, набрал грибов и хотел идти домой. Вдруг стало темно, пошёл дождь и загремело. Я испугался и сел под большой дуб. Блеснула молния, такая светлая, что мне глазам больно стало, и я зажмурился. Над моей головой что-то затрещало и загремело; потом что-то ударило меня в голову. Я упал и лежал до тех пор, пока перестал дождь. Когда я очнулся, по всему лесу капало с деревьев, пели птицы и играло солнышко. Большой дуб сломался, и из пня шёл дым. Вокруг меня лежали оскрётки от дуба. Платье на мне было всё мокрое и липло к телу; на голове была шишка и было немножко больно. Я нашёл свою шапку, взял грибы и побежал домой.
Дома никого не было, я достал в столе хлеба и влез на печку. Когда я проснулся, я увидел с печки, что грибы мои изжарили, поставили на стол и уже хотят есть. Я закричал:
– Что вы без меня едите?
Они говорят:
– Что ж ты спишь? Иди скорей, ешь.
Пожар
В жнитво мужики и бабы ушли на работу. В деревне остались только старые да малые. В одной избе оставались бабушка и трое внучат. Бабушка истопила печку и легла отдохнуть. На неё садились мухи и кусали её. Она закрыла голову полотенцем и заснула.
Одна из внучек, Маша (ей было три года), открыла печку, нагребла угольев в черепок и пошла в сени. А в сенях лежали снопы. Бабы приготовили эти снопы на свясла.
Маша принесла уголья, положила под снопы и стала дуть. Когда солома стала загораться, она обрадовалась, пошла в избу и привела за руку брата Кирюшку (ему было полтора года, и он только что выучился ходить), и сказала:
– Глянь, Килюска, какую я печку вздула.
Снопы уже горели и трещали. Когда застлало сени дымом, Маша испугалась и побежала назад в избу. Кирюшка упал на пороге, расшиб нос и заплакал; Маша втащила его в избу, и они оба спрятались под лавку. Бабушка ничего не слыхала и спала.
Старший мальчик Ваня (ему было восемь лет) был на улице. Когда он увидал, что из сеней валит дым, он вбежал в дверь, сквозь дым проскочил в избу и стал будить бабушку; но бабушка спросонок ошалела и забыла про детей, выскочила и побежала по дворам за народом.
Маша тем временем сидела под лавкой и молчала; только маленький мальчик кричал, потому что больно разбил себе нос. Ваня услыхал его крик, поглядел под лавку и закричал Маше:
– Беги, сгоришь!
Маша побежала в сени, но от дыма и от огня нельзя было пройти. Она вернулась назад. Тогда Ваня поднял окно и велел ей лезть. Когда она пролезла, Ваня схватил брата и потащил его. Но мальчик был тяжёл и не давался брату. Он плакал и толкал Ваню. Ваня два раза упал, пока дотащил его к окну, дверь в избе уже загорелась. Ваня просунул мальчикову голову в окно и хотел протолкнуть его; но мальчик (он очень испугался) ухватился ручонками и не пускал их. Тогда Ваня закричал Маше:
– Тащи его за голову! – а сам толкал сзади. И так они вытащили его в окно на улицу и сами выскочили.
Корова
Жила вдова Марья со своей матерью и с шестью детьми. Жили они бедно. Но купили на последние деньги бурую корову, чтоб было молоко для детей. Старшие дети кормили Бурёнушку в поле и давали ей помои дома. Один раз мать вышла со двора, а старший мальчик Миша полез за хлебом на полку, уронил стакан и разбил его. Миша испугался, что мать его будет бранить, подобрал большие стёкла от стакана, вынес на двор и зарыл в навозе, а маленькие стёклышки все подобрал и бросил в лоханку. Мать хватилась стакана, стала спрашивать, но Миша не сказал; и так дело осталось.
На другой день после обеда пошла мать давать Бурёнушке помои из лоханки, видит – Бурёнушка скучна и не ест корма. Стали лечить корову, позвали бабку. Бабка сказала:
– Корова жива не будет, надо её убить на мясо.
Позвали мужика, стали бить корову. Дети услыхали, как на дворе заревела Бурёнушка. Собрались все на печку и стали плакать.
Когда убили Бурёнушку, сняли шкуру и разрезали на части, у ней в горле нашли стекло. И узнали, что она издохла от того, что ей попало стекло в помоях.
Когда Миша узнал это, он стал горько плакать и признался матери о стакане. Мать ничего не сказала и сама заплакала. Она сказала:
– Убили мы свою Бурёнушку, купить теперь не на что. Как проживут малые дети без молока?
Миша ещё пуще стал плакать и не слезал с печи, когда ели студень из коровьей головы. Он каждый день во сне видел, как дядя Василий нёс за рога мёртвую, бурую голову Бурёнушки с открытыми глазами и красной шеей.
С тех пор у детей молока не было. Только по праздникам бывало молоко, когда Марья попросит у соседей горшочек.
Случилось, барыне той деревни понадобилась к дитяти няня. Старушка и говорит дочери:
– Отпусти меня, я пойду в няни, и тебе, может, Бог поможет одной с детьми управляться. А я, бог даст, заслужу в год на корову.
Так и сделали. Старушка ушла к барыне. А Марье ещё тяжелее с детьми стало. И дети без молока целый год жили: один кисель и тюрю ели и стали худые и бледные.
Прошёл год, пришла старушка домой и принесла двадцать рублей.
– Ну, дочка! – говорит. – Теперь купим корову.
Обрадовалась Марья, обрадовались все дети. Собрались Марья со старухой на базар покупать корову. Соседку попросили с детьми побыть, а соседа дядю Захара попросили с ними поехать, выбирать корову. Помолились Богу, поехали в город.
Дети пообедали и вышли на улицу смотреть: не ведут ли корову. Стали дети судить, какая будет корова – бурая или чёрная. Стали они говорить, как её кормить будут. Ждали они, ждали целый день. За версту ушли встречать корову, уж смеркаться стало, вернулись назад. Вдруг видят: по улице едет на телеге бабушка, а у заднего колеса идёт пёстрая корова, за рога привязана, и идёт сзади мать, хворостиной подгоняет. Подбежали дети, стали смотреть корову. Набрали хлеба, травы, стали кормить.
Мать пошла в избу, разделась и вышла на двор с полотенцем и подойником. Она села под корову, обтёрла вымя. Господи, благослови! – стала доить корову; а дети сели кругом и смотрели, как молоко брызнуло из вымя в край подойника и засвистело у матери из-под пальцев. Надоила мать половину подойника, снесла на погреб и отлила детям горшочек к ужину.
Литературное чтение. Тема. Л.Толстой «Филиппок»
Внеклассное чтение «Рассказы, сказки, басни Л.Н. Толстого и Л. К. Ушинского»
Цели урока: ознакомить с учебными книгами для детей, с К.Д. Ушинским и Л.Н. Толстым
Задачи. Учить находить главную мысль в произведении; развивать навыки выразительного чтения, речь; воспитывать честность, трудолюбие, вежливое отношение к взрослым, старикам.
УУД.
Р: готовность к преодолению трудностей
П: определение основной и второстепенной информации
К: эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества
Ход урока
I. Мотивирование к учебной деятельности
II. Определение целей
— Отгадайте загадку: Говорит она беззвучно, Но приятно и нескучно, Чтобы с нею подружиться, Надо грамоте учиться. (Книга)
— По какой первой книге учатся читать первоклассники? (По азбуке.)
— Как называлась ваша первая азбука? Сегодня на уроке мы узнаем, по каким книгам учились читать и узнавали мир ваши прабабушки и прадедушки.
III. Изучение нового материала
1. Рассказ учителя.
— Когда были маленькими ваши прапрабабушки и прапрадедушки, они не ходили в школы. С 10—12 лет дети начинали работать наравне со взрослыми. Им приходилось стоять у станка, пахать землю, заготавливать сено для домашних животных, дрова на зиму. Детство их кончалось рано.
Да и школ тогда было очень мало. А в деревнях их и вовсе не было. Чтобы написать письмо или прошение, безграмотные крестьяне обращались к местному дьяку или попу (это служители церкви).
И вот однажды в одной усадьбе богатый граф объявил, что хочет устроить школу для крестьянских ребят и сам учить их будет. В назначенный день ребятишки вошли в графскую усадьбу. Волновались они, робели, когда он окинул их острым взглядом. Но вот граф улыбнулся, заговорил — и вся робость прошла.
Графом этим был Лев Николаевич Толстой, великий русский писатель. А школа была устроена на его усадьбе в Ясной Поляне. Ребятишки с удовольствием стали ходить в эту школу. Здесь каждый занимался тем, что получалось: кто цифры писал, кто учился читать, кто рисовал. Дети так увлекались, что иногда тут же, за столом, и засыпали. Льву Николаевичу приходилось провожать припозднившихся самому.
Лев Николаевич очень переживал за детей, не мог со спокойным сердцем смотреть на безрадостную жизнь бедноты. Он считал, что может изменить их судьбу, если будет учить грамоте, разбудит в их душах любовь к знаниям, книгам. Но книг для детей, простых и понятных, было очень мало.
И хотя у писателя было всегда много работы: он писал романы, рассказы, пересказывал и обрабатывал русские народные сказки — Лев Николаевич нашел время и для детских учебных книг.
Для детей были созданы «Новая азбука», «Русские книги для чтения».
Многие годы по всей России дети учились читать по его книгам. И до сих пор во многих учебных книгах есть его сказки, рассказы, были и басни.
2. Коллективное чтение рассказа Л.Н. Толстого «Косточка».
Косточка (Быль)
Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда. Они лежали на подносе. Ваня никогда не ел слив и все нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. Он все ходил мимо слив. Когда никого не было, он не удержался, схватил одну сливу и съел. Перед обедом мать мыла сливы и видит, одной нет. Она сказала отцу. За обедом отец и говорит:
А что, дети, не съел ли кто-нибудь одну сливу? Они сказали:
— Нет.
Вяня покраснел, как рак, и сказал тоже:
— Нет, я не ел. Тогда отец сказал:
-Что съел кто-нибудь из вас, это нехорошо; но не в том беда. Беда в Том, что в сливах есть косточки, и если кто не умеет их есть и проглотит косточку, то через день умрет. Я этого боюсь. Ваня побледнел и сказал:
— Нет, я косточку бросил за окошко. Все засмеялись, а Ваня заплакал.
-Какова главная мысль сказки? (Нельзя обманывать взрослых. Тайное всегда становится явным. Надо быть терпеливым, не идти на поводу своих желаний.)
— Что вы можете сказать о семье мальчика? (Семья дружная. Родители любят детей. Они не наказали мальчика за проступок. Но Ване самому было стыдно.)
3. Закрепление.
— Как вы поняли, почему некоторые рассказы называются быль? (Быль — это то, что было.)
— Чему учат детей эти были? (Быть добрым, честным, трудолюбивым, не бросать в беде друзей.)
— Что такое басня? Чем она отличается от рассказа, были? (В басне есть какое-то поучение, вывод.)
— Прочитайте, какое поучение, мораль есть в баснях «Два товарища», «Отец и сыновья». («… Плохие те люди, которые в опасности от товарищей убегают».«… Если в согласии жить будете, никто вас не одолеет; а если будете ссориться, да все врозь — всякий вас легко погубит».)
— Какие сказки Л.Н. Толстого вы читали? ( «Три медведя», «Тетерев и лиса», «Как мужик гусей делил».)
— В каких рассказах Толстого вы узнали о чем-нибудь новом, о чем раньше не знали? («Как волки учат своих детей», «Как ходят деревья», «Черепаха», «Акула», «Прыжок».)
— Как вы думаете, интересно детям было учиться по таким учебникам? Легко ли они читаются? (Да, легко. Там простые слова и предложения. Узнаешь, как жил и раньше дети. Эти рассказы умные, они учат детей быть добрыми, честными и дружить.)
4. Рассказ учителя.
— Своеобразную энциклопедию знаний об окружающем мире, об истории страны, о планете, материках и морях создал для детей замечательный русский педагог и писатель К.Д. Ушинский (1824-1870 гг.). Он, как и многие педагоги того времени, чувствовал нехватку материалов для чтения маленькими детьми.
Назвал педагог свой учебник «Детский мир». В него были включены статьи о животных и растениях, о веществах, минералах, об истории нашего отечества и великих людях, о горах, морях, материках.
Для воспитания любви к чтению и литературе были собраны произведения русских писателей в стихах и прозе, которые были посильны маленьким школьникам.
5. Рассматривание книги «Детский мир».
— Посмотрите на обложку. Как называется книга? Кто ее написал? (К.Д. Ушинский. «Детский мир» и «Хрестоматия».)
— Откройте содержание. Крупным шрифтом выделены названия разделов. Прочитайте их. («Из природы», «Наше отечество», «Басни и рассказы в прозе», «Стихи», «Из русской истории», «Из географии» и т.д.)
— Прочитайте название статей в разделе «Из природы». («Бабочка», «Дождевой червь», «Вишня», «Ржаной колосок», «Хвойные деревья» и т.д.)
— О чем же узнают дети, читая этот раздел? (О растениях и животных.)
— Прочитайте название статей в разделе «Из истории». («Нашествие богатыря», «Александр Невский», «Куликовская битва», «Петр 1» и т. д.)
— О чем читали школьники в этом разделе? (О полководцах, царях, о битвах и событиях в истории страны.}
Аналогично раскрывается содержание других разделов.
6. Чтение детьми басен, рассказов К.Д. Ушинского. Коллективное чтение басни «Ветер и Солнце».
— Найдите по содержанию книги басню «Ветер и солнце». Что вы видите на иллюстрации? (По степи едет всадник. Ему холодно — он съежился. Дует сильный ветер — трава и деревья согнулись от ветра.)
-О чем вам говорит название басни? (Ветер и солнце — это явления природы. Здесь будет идти речь о погоде.)
— Прочитаем басню вместе.
— Прочитайте строки, в которых содержится поучение, то есть мораль этой басни. («… Лаской и добротой можно сделать гораздо более, чем гневом».}
— Какие произведения для чтения в классе выбрали и приготовили вы? Давайте послушаем своих одноклассников, попробуем определить главную мысль произведений,
(Чтение произведений. Подбор пословиц. Определение главной мысли.)
IV. Подведение итогов урока
— О каких великих русских педагогах и писателях прошлого вы узнали?
— В чем состояла трудность обучения школьников в то время? (Не хватало книг, по которым могли бы обучаться дети.)
— Как называются учебные книги для детей, которые написал Л.Н. Толстой? («Новая азбуки», «Русские книги для чтения»).
— Какие учебные книги составил К.Д. Ушинский? («Детский мир» и «Хрестоматия».)
— Что могли узнать дети, читая эти книги? (Они могли получить знания о природе, о нашей планете, о географии, об истории Руси.)
— Какое влияние оказывали рассказы, басни, были из этих книг на душу маленького человека? (Они учили их быть добрыми, милосердными, трудолюбивыми, уважать стариков, помогать бедным, защищать слабых, заботиться о животных, не бросать друзей в беде.)
V. Домашнее задание
85 рассказов
Храбрая собака
— Собака, что лаешь? — Волков пугаю. Храбрая собака — Собака, что хвост поджала? — Волков боюсь.
Автор: Ушинский К. Д
(Время чтения: 1 мин.)
Уточки
Сидит Вася на бережку, смотрит он, как уточки в пруде кувыркаются: широкие носики в воду прячут, жёлтые лапки на солнышке сушат. Приказали Васе уточек стеречь, а они на воду ушли – и старые и малые. Как их теперь домой загнать? Вот и стал Вася уточек кликать: — Ути-ути-уточки! Прожоры-тараторочки, носики широкие, лапочки…
Автор: Ушинский К. Д
(Время чтения: 1 мин.)
Слепая лошадь
Давно, очень уже давно, когда не только нас, но и наших дедов и прадедов не было еще на свете, стоял на морском берегу богатый и торговый славянский город Винета; а в этом городе жил богатый купец Уседом, корабли которого, нагруженные дорогими товарами, плавали по далеким морям. Уседом был очень богат и жил роскошно: может быть, и самое…
Автор: Ушинский К. Д
(Время чтения: 5 мин.)
Не ладно скроен, да крепко сшит (Заяц и ёж)
Беленький, гладенький зайчик сказал ежу: — Какое у тебя, братец, некрасивое, колючее платье!ёж — Правда, — отвечал ёж, — но мои колючки спасают меня от зубов собаки и волка; служит ли тебе так же твоя хорошенькая шкурка? Зайчик вместо ответа только вздохнул.
Автор: Ушинский К. Д
(Время чтения: 1 мин.)
Медведь и бревно
Идёт медведь по лесу и разнюхивает: нельзя ли чем съестным поживиться? Чует — мёд! Поднял Мишка морду кверху и видит на сосне улей, под ульем гладкое бревно на верёвке висит, но Мише до бревна дела нет. Полез медведь на сосну, долез до бревна, нельзя лезть выше — бревно мешает. Миша оттолкнул бревно лапой; бревно легонько откачнулось…
Автор: Ушинский К. Д
(Время чтения: 1 мин.)
Лиса и журавль
Подружилась лиса с журавлём и зовёт его к себе в гости: «Приходи, куманёк, приходи, дорогой! Уж вот как тебя угощу!» Пришёл журавль на званый обед, а лиса наварила каши, размазала по тарелке и потчует журавля: «Кушай, куманёк, кушай, голубчик! Сама стряпала». Журавль хлоп-хлоп носом по тарелке! Стучал-стучал — ничего не ухватил. А лиса…
Автор: Ушинский К. Д
(Время чтения: 1 мин.)
Лиса и гуси
Пришла однажды лиса на лужок. А на лугу были гуси. Хорошие гуси, жирные. Обрадовалась лиса и говорит: — Вот я сейчас всех вас съем! А гуси говорят: — Ты, лиса, добрая! Ты, лиса, хорошая, не ешь, пожалей нас! Лиса — Нет! — говорит лиса, — не буду жалеть, всех съем! Что тут делать? Тогда один гусь говорит: — Позволь, лиса, нам…
Автор: Ушинский К. Д
(Время чтения: 1 мин.)
Лес и ручей
Пробегая по влажной лесной темноте, посреди болот и мхов, ручей жалобно роптал, что лес закрывает от него и ясное небо, и далёкую окрестность, не пропускает к нему ни ясных лучей солнца, ни шаловливого ветерка. — Хотя бы пришли люди и вырубили этот несносный лес! — журчал ручей. — Дитя моё! — кротко отвечал ему…
Автор: Ушинский К. Д
(Время чтения: 1 мин.)
Два козлика
Два упрямые козлика встретились однажды на узком бревне, переброшенном через ручей. Обоим разом перейти ручей было невозможно; приходилось которому-нибудь воротиться назад, дать другому дорогу и обождать. – Уступи мне дорогу, – сказал один. – Вот ещё! Поди-ка ты, какой важный барин, – отвечал другой, – пяться назад, я первый…
Автор: Ушинский К. Д
(Время чтения: 1 мин.)
Ворона и рак
Летела ворона над озером; смотрит — рак ползет: цап его! Села на вербу и думает закусить. Видит рак, что приходится пропадать, и говорит: — Ай, ворона! ворона! знал я твоего отца и мать, что за славные были птицы! — Угу! — говорит ворона, не раскрывая рта. — И сестер и братьев твоих знал — отличные были птицы!Ворона и…
Автор: Ушинский К. Д
(Время чтения: 1 мин.)
Ворон и сорока
Пёстрая сорока прыгала по веткам дерева и без умолку болтала, а ворон сидел молча. — Что же ты молчишь, куманёк, или ты не веришь тому, что я тебе рассказываю? — спросила, наконец, сорока. — Плохо верю, кумушка, — отвечал ворон, -кто так много болтает, как ты, тот, наверно, много врёт!
Автор: Ушинский К. Д
(Время чтения: 1 мин.)
В лесу летом
Нет в лесу того раздолья, как на поле; но хорошо в нём в жаркий полдень. И чего только не насмотришься в лесу! Высокие, красноватые сосны развесили свои иглистые вершины, а зелёные ёлочки выгибают свои колючие ветви. Красуется белая, кудреватая берёзка с душистыми листочками; дрожит серая осина; а коренастый дуб раскинул шатром свои вырезные…
Автор: Ушинский К. Д
(Время чтения: 1 мин.)
Гусь и журавль
Плавает гусь по пруду и громко разговаривает сам с собою: — Какая я, право, удивительная птица! И хожу-то я по земле, и плаваю-то по воде, и летаю по воздуху: нет другой такой птицы на свете! Я всем птицам царь! Подслушал гуся журавль и говорит ему: — Глупая ты птица, гусь! Ну, можешь ли ты плавать, как щука, бегать, как олень, или…
Автор: Ушинский К. Д
(Время чтения: 1 мин.)
Никита Кожемяка
В старые годы появился невдалеке от Киева страшный змей. Много народу из Киева потаскал он в свою берлогу; потаскал и поел. Утащил змей и царскую дочь, но не съел ее, а крепко-накрепко запер в своей берлоге. Увязалась за царевной из дому маленькая собачонка. Как улетит змей на промысел, царевна напишет записку к отцу, к матери, привяжет…
Автор: Ушинский К. Д
(Время чтения: 3 мин.)
Сивка-бурка
1 Было у старика трое сыновей: двое умных, а третий – Иванушка-дурачок: день и ночь дурачок на печи валяется. Посеял старик пшеницу, и выросла пшеница богатая, да повадился ту пшеницу кто-то по ночам толочь и травить. Вот старик и говорит детям: – Милые мои дети, стерегите пшеницу каждую ночь, поочередно: поймайте мне…
Автор: Ушинский К. Д
(Время чтения: 6 мин.)
Братец Иванушка и сестрица Аленушка
I Идут двое сирот, братец Иванушка с сестрицей Аленушкой, в дальний путь по открытому полю; а жар-то, жар их донимает. Захотелось Иванушке пить. – Сестрица Аленушка, я пить хочу. – Подожди, братец, до колодца дойдем. Идут — А солнце высóко, Колодец далёко; Жар донимает, Пот выступает. Стоит лошадиное…
Автор: Ушинский К. Д
(Время чтения: 3 мин.)
Не плюй в колодец – пригодится воды напиться
I Жили себе дед да баба. У деда была дочь, и у бабы дочь. Баба была злая-презлая, и дочь у нее такая же. Дед был человек смирный, и дочь его Машенька тоже девочка смирная, работящая, красавица. Невзлюбила мачеха Машеньку и пристала к деду: – Не хочу с Машкой жить! Вези ее в лес, в землянку; пусть там прядет – больше…
Автор: Ушинский К. Д
(Время чтения: 3 мин.)
Гуси
Жил старичок со старушкой. Были у них дочка да сынок маленький. Собрались старики в город и приказывают дочке: – Мы пойдем, дочка, в город, принесем тебе булочку, купим платочек; а ты будь умна, братца береги, со двора не ходи. Ушли старики; девочка посадила братца на травку под окном, а сама побежала на улицу и заигралась. Налетели…
Автор: Ушинский К. Д
(Время чтения: 3 мин.)
Вареный топор
Пришел солдат в село на квартиру и говорит хозяйке: – Здравствуй, божья старушка! Дай-ка мне чего-нибудь поесть. А старуха в ответ: – Вон там, родимый, на гвоздике повесь. – Аль ты совсем глуха, что не чуешь? – Где хочешь, там и заночуешь. – Ах ты, старая дура! Погоди, я те глухоту-то вылечу! – И полез было солдат к ней с…
про солдат
Автор: Ушинский К. Д
(Время чтения: 1 мин.)
Мена
Купался богатый купец в реке, попал на глубокое место и стал тонуть. Шел мимо старик, мужичок-серячок, услыхал крик, кинулся – и купца из воды вытащил. Купец не знает, как старика благодарить. Позвал к себе в город, угостил хорошенько и подарил ему кусок золота величиною в конскую голову. Взял золото мужичок и идет домой, а навстречу ему…
Автор: Ушинский К. Д
(Время чтения: 2 мин.)
Охотник до сказок
Жил себе старик со старухою, и был старик большой охотник до сказок и всяких россказней. Приходит зимою к старику солдат и просится ночевать. – Пожалуй, служба, ночуй, – говорит старик, – только с уговором: всю ночь мне рассказывай. Ты человек бывалый, много видел, много знаешь. Солдат согласился. Поужинали старик с солдатом, и легли…
короткие сказки про солдат
Автор: Ушинский К. Д
(Время чтения: 2 мин.)
Волк и собака
Толстый и сытый дворовый пес, разорвав веревку, побежал за город прогуляться. В соседнем перелеске он встретился с волком, да таким худым, поджарым – кости да кожа. Сытый пес взглянул на него более с сожалением, чем со злостью. Ободренный таким приемом, волк пустился в разговор с собакой и стал ей жаловаться на свое худое житье. Сжалилась собака…
Автор: Ушинский К. Д
(Время чтения: 1 мин.)
Мужик и медведь
Подружился медведь с мужиком, и вздумали они вместе репу сеять. Мужик сказал: – Мне корешок, а тебе, Миша, вершок. Выросла славная репа; мужик взял себе корешки, а Мише отдал вершки. Поворчал Миша, да делать нечего. На другой год говорит мужик медведю: – Давай опять вместе сеять. – Давай! Только теперь ты себе бери вершки, а…
Автор: Ушинский К. Д
(Время чтения: 1 мин.)
Лиса и волк
I Сильно проголодалась лиса, бежит по дороге и смотрит по сторонам: нельзя ли где чем-нибудь съестным разжиться. Видит она – везет мужичок на санях мерзлую рыбу. «Недурно бы рыбки отведать», – подумала лиса. Забежала вперед, легла на дорогу, хвост откинула, ноги выпрямила… Ну дохлая, да и полно! Подъехал мужик, посмотрел на лису и…
Автор: Ушинский К. Д
(Время чтения: 2 мин.)
Петух и кот
Жили-были кот да петух, жили они дружно. Кот ходил в лес на промысел, а петуху наказывал дома сидеть, дверей не отпирать и в окошко не выглядывать: не унесла бы воровка-лиса. Ушел кот в лес, а лиса тут как тут: подбежала к окну да и поет: Кукуреку, петушок, Золотой гребешок, Масляна головушка, Шелкова бородушка!…
Автор: Ушинский К. Д
(Время чтения: 3 мин.)
Константин Дмитриевич Ушинский наиболее известен как педагог, который создал фундамент дошкольного образования в России. Он считал, что детям нужно с младых лет повествовать о русской народной культуре, учить с ними произведения устного фольклора. Писатель думал, что законы природы являются самым простым способом обучить ребёнка основам человеческой жизни. Поэтому сказки и рассказы Ушинского — сочетают в себе повествование о жизни животных, растений и деревьях, о человеке и смене времён года.
Подобный подход позволяет создать прочный образ мира для развивающегося интеллекта малыша. Прочитать рассказы Ушинского проще всего для маленьких детей. К их преимуществам можно отнести их небольшие размеры, благодаря которым ребёнок не будет быстро утомляться. Ко всему прочему характер изложения текста построен таким образом, что смысл может быть проще усвоен из-за напевности и плавности повествования. Когда вы начнёте читать сказки К. Д. Ушинского, то быстро поймёте как легко он и помогают воспитанию дошкольников и учащихся 1 и 2 классов.
Урок 5. Рассказы, сказки, басни Л.Н. Толстого и Л. К. Ушинского
Цели урока: ознакомить с учебными книгами для детей, созданными К.Д. Ушинским и Л.Н. Толстым. Учить находить главную мысль в произведении; развивать навыки выразительного чтения, речь; воспитывать честность, трудолюбие, вежливое отношение к взрослым, старикам.
Оборудование: портреты Л.Н. Толстого и К.Д. Ушинского; выставка учебных книг: «Детский мир» К.Д. Ушинского; «Новая азбука», «Русские книги для чтения» Л.Н. Толстого; фоторепродукция усадьбы Л.Н. Толстого в Ясной Поляне.
Ход урока
I. Организационный момент
П. Постановка целей
— Отгадайте загадку:
Говорит она беззвучно, Но приятно и нескучно, Чтобы с нею подружиться, Надо грамоте учиться. (Книга)
— По какой первой книге учатся читать первоклассники? (По азбуке.)
— Как называлась ваша первая азбука?
Сегодня на уроке мы узнаем, по каким книгам учились читать и Узнавали мир ваши прабабушки и прадедушки.
III. Изучение нового материала
1. Рассказ учителя.
Когда были маленькими ваши прапрабабушки и прапрадедушки, они не ходили в школы. С10— 12 лет дети начинали работать наравне со взросИ лыми. Им приходилось стоять у станка, пахать землю, заготавливать сенЯ для домашних животных, дрова на зиму. Детство их кончалось рано.
Да и школ тогда было очень мало. А в деревнях их и вовсе не былоЯ Чтобы написать письмо или прошение, безграмотные крестьяне обраща-Я лись к местному дьяку или попу (это служители церкви).
И вот однажды в одной усадьбе богатый граф объявил, что хочет устро-|| ить школу для крестьянских ребят и сам учить их будет. В назначенным день ребятишки вошли в графскую усадьбу. Волновались они, робели, ког: да он окинул их острым взглядом. Но вот граф улыбнулся, заговорил — и вся робость прошла.
Графом этим был Лев Николаевич Толстой, великий русский писатель. А школа была устроена на его усадьбе в Ясной Поляне.
(Учитель показывает портрет писателя и его усадьбу).
Ребятишки с удовольствием стали ходить в эту школу. Здесь каждый занимался тем, что получалось: кто цифры писал, кто учился читать, кто рисовал.
Дети так увлекались, что иногда тут же, за столом, и засыпали. Льву Николаевичу приходилось провожать припозднившихся самому.
Лев Николаевич очень переживал за детей, не мог со спокойным серд-1 цем смотреть на безрадостную жизнь бедноты.
Он считал, что может изменить их судьбу, если будет учить грамоте, 1 разбудит в их душах любовь к знаниям, книгам.
Но книг для детей, простых и понятных, было очень мало.
И хотя у писателя было всегда много работы: он писал романы, расска-1 зы, пересказывал и обрабатывал русские народные сказки — Лев Никола-1 евич нашел время и для детских учебных книг.
Для детей были созданы «Новая азбука», «Русские книги для чтения». I
Многие годы по всей России дети учились читать по его книгам. И до I сих пор во многих учебных книгах есть его сказки, рассказы, были и басни. I
Коллективное чтение рассказа Л.Н. Толстого «Косточка».
— Посмотрите на обложку книги. Кто там изображен? (Дети. I У них сумки. Они что-то обсуждают.)
— Прочитайте название книги. («Ясная поляна.»)
— Это название рассказа или всей книги? (Это название всей книги.)
— О чем говорит это название? (Здесь жил Л. Н. Толстой. Здесь I он открыл школу для деревенских детей.)
— Для кого же предназначена книга? (Для детей, которые учат- ся читать.)
— Найдите по содержанию книги рассказ «Косточка». Про-
чИтаем его вместе.
Косточка
(Быль)
Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда. Они лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и все нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. Он все ходил мимо слив. Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел. Перед обедом мать сочла сливы и видит, одной нет. Она сказала отцу.
За обедом отец и говорит:
— А что, дети, не съел ли кто-нибудь одну сливу? Все сказали:
— Нет.
Ваня покраснел, как рак, и сказал тоже:
— Нет, я не ел. Тогда отец сказал:
— Что съел кто-нибудь из вас, это не хорошо; но не в том беда. Беда в том, что в сливах есть косточки, и если кто не умеет их есть и проглотит косточку, то через день умрет. Я этого боюсь.
Ваня побледнел и сказал:
— Нет, я косточку бросил за окошко. И все засмеялись, а Ваня заплакал.
— Какова главная мысль сказки? (Нельзя обманывать взрослых. Тайное всегда становится явным. Надо быть терпеливым, не идти на поводу своих желаний.)
— Что вы можете сказать о семье мальчика? (Семья дружная. Родители любят детей. Они не наказали мальчика за проступок. Но Ване самому было стыдно.)
— Какие рассказы понравились вам? Что вы выбрали для чтения в классе?
3. Работа над текстом. Чтение произведения.
Определение жанра (быль, сказка, рассказ). Вопросы по содержанию. Подбор пословиц. Определение главной мысли.
4. Закрепление.
— Как вы поняли, почему некоторые рассказы называются
быль? (Быль — это то, что было.)
— Чему учат детей эти были? (Быть добрым, честным, трудолюбивым, не бросать в беде друзей.)
— Что такое басня? Чем она отличается от рассказа, были? (В басне есть какое-то поучение, вывод.)
— Прочитайте, какое поучение, мораль есть в баснях «Два тс варища», «Отец и сынлвья». («… Плохие те люди, которые опасности от товарищей убегают».«… Если в согласии жищ будете, никто вас не одолеет; а если будете ссориться, да ее врозь — всякий вас легко погубит».)
— Какие сказки Л. Н. Толстого вы читали? {«Липунюшка»,« Тр медведя», «Тетерев и лиса», «Как мужик гусей делил».)
— В каких рассказах Толстого вы узнали о чем-нибудь новом о чем раньше не знали? («Как волки учат своих детей», «Km ходят деревья», «Черепаха», «Акула», «Прыжок».)
— Как вы думаете, интересно детям было учиться по таким учебникам? Легко ли они читаются? (Да, легко. Там про стые слова и предложения. Узнаешь, как жили раньше детщ Эти рассказы умные, они учат детей быть добрыми, честны ми, дружить.)
(Чтение детьми произведений из книги «Детский мири К.Д. Ушинского.)
5. Рассказ учителя.
Своеобразную энциклопедию знаний об окружающем мире, об исто-] рии страны, о планете, материках и морях создал для детей замечательным русский педагог и писатель К.Д. Ушинский (1824—1870 гг.). Он, как и многие педагоги того времени, чувствовал нехватку материалов для чте-1 ния маленькими детьми.
Назвал педагог свой учебник «Детский мир». В него были] включены статьи о животных и растениях, о веществах, минералах, I об истории нашего отечества и великих людях, о горах, морях, ма-1 териках.
Для воспитания любви к чтению и литературе были собраны] произведения русских писателей в стихах и прозе, которые были посильны маленьким школьникам.
6. Рассматривание книги «Детский мир».
— Посмотрите на обложку. Как называется книга? Кто ее написал? (К.Д. Ушинский. «Детский мир» и «Хрестоматия».)
— Откройте содержание. Крупным шрифтом выделены назва-1 ния разделов. Прочитайте их. («Из природы», «Наше отечество», «Басни и рассказы в прозе», «Стихи», «Из русской истории», «Из географии» и т.д.)
— Прочитайте название статей в разделе «Из природы». («Бабочка», «Дождевой червь», «Вишня», «Ржаной колосок», «Хвойные деревья» и т.д.)
— О чем же узнают дети, читая этот раздел? (О растениях и животных.)
— Прочитайте название статей в разделе «Из истории». («Нашествие богатыря», «Александр Невский», «Куликовская битва», «Петр 1»ит.д.)
— О чем читали школьники в этом разделе? (О полководцах, царях, о битвах и событиях в истории страны.)
Аналогично раскрывается содержание других разделов.
7. Чтение детьми басен, рассказов К.Д. Ушинского. Коллективное чтение басни «Ветер и Солнце».
— Найдите по содержанию книги басню «Ветер и солнце».
— Что вы видите на иллюстрации? (По степи едет всадник. Ему холодно — он съежился. Дует сильный ветер — трава и деревья согнулись от ветра.)
— О чем вам говорит название басни? (Ветер и солнце — это явления природы. Здесь будет идти речь о погоде.)
— Прочитаем басню вместе.
Ветер и солнце
Однажды Сол нце и сердитый северный Ветер затеяли спор о том, кто из них сильнее. Долго спорили они и, наконец, решились померяться силами над путешественником, который в это самое время ехал верхом по бол ыпой дороге.
— Посмотри, — сказал Ветер, — как я налечу на него: мигом сорву с него плащ.
Сказал и начал дуть что было мочи. Но чем более старался Ветер, тем крепче закутывался путешественник в свой плащ: он ворчал на непогоду, но ехал все дальше и дальше. Ветер сердился, свирепел, осыпал бедного путника дождем и снегом; проклиная Ветер, путешественник надел свой плащ в рукава и подвязался поясом. Туг уже Ветер и сам убедился, что ему плаща не сдернуть. Солнце, видя бессилие своего соперника, улыбнулось, выглянуло из-за облаков, обогрело, обсушило землю, а вместе с тем и бедного полузамерзшего путешественника. Почувствовав теплоту солнечных лучей, он приободрился, благословил Солнце, сам снял свой плащ, свернул его и привязал к седлу.
— Видишь ли, — сказало тогда кроткое Солнце сердитому Ветру, — лаской и добротой можно сделать гораздо более, чем гневом.
— Прочитайте строки, в которых содержится поучение, то есть мораль этой басни. («… Лаской и добротой можно сделать гораздо более, чем гневом».)
— Какие произведения для чтения в классе выбрали и приготовили вы? Давайте послушаем своих одноклассников, попробуем определить главную мысль произведений.
(Чтение произведений. Подбор пословиц. Определение главной мысли.)
8. Закрепление.
Карточки для индивидуальной работы (см. приложение ).
IV. Подведение итогов урока
— О каких великих русских педагогах и писателях прошлой вы узнали?
— В чем состояла трудность обучения школьников в то время (Не хватало книг, по которым могли бы обучаться дети.)
— Как называются учебные книги для детей, которые написа Л .Н. Толстой? («Новая азбука», «Русские книги для чтения»),
— Какие учебные книги составил К.Д. Ушинский? («ДетскйЛ мир» и «Хрестоматия».)
— Что могли узнать дети, читая эти книги? (Они могли полш чить знания о природе, о нашей планете, о географии, об исток рии Руси.)
— Какое влияние оказывали рассказы, басни, были из эти! книг надушу маленького человека? (Они учил и их быть добрыми, милосердными, трудолюбивыми, уважать стариков, помогать бедным, защищать слабых, заботиться о животных, не бросать друзей в беде.)
V. Домашнее задание
В раздел книги К.Д. Ушинского «Детский мир» включены сти-1 хи русских поэтов А.С. Пушкина, Ф. Тютчева, А. Майкова, И. Ни! китина о природе. Этот великий педагог понимал, что любовь к] родной природе нельзя привить детям, не читая прекрасные сти! хотворения этих поэтов. Давайте поймем, почему это так важно.
К следующему уроку прочитайте стихи русских поэтов об осени.! Выучите наизусть наиболее понравившееся вам стихотворение.
Урок 6. Стихи русских поэтов об осени
Цели урока: ознакомить со стихами об осени А.С. Пушкина! Ф. Тютчева, А. Майкова, А. Толстого, К. Бальмонта, С. Есенина и| других русских поэтов; раскрыть прелесть и образность художе-1 ственных описаний природы, давать словесные иллюстрации; раз-1 виватьречь, воображение, образное мышление; воспитывать лю-| бовь к природе, учить видеть ее красоту.
Оборудование: детские рисунки об осени, портреты русских! поэтов, аудиозапись «Времена года. Осень» Вивальди.
Ход урока
I. Организационный момент
П. Постановка целей
— Прочитайте слоги. Составьте из них слова, соединяя «паз-1 лы», подходящие друг другу.
Листо ди
О пад
Дож сень
Лу им
Замо розки
уро жай
(Листопад, дожди, лужи, заморозки, урожай, осень.)
— Какое слово здесь ключевое? (Осень.)
— О чем мы сегодня будем читать стихи? (Об осени, осенних изменениях в природе.)
Ш. Изучение нового материала
1. Беседа.
Об осени говорят: дождливая, сырая, слякотная. Осень не любят потому, что кончилось теплое время, закончились каникулы. Но об осени говорят и по-другому: золотая, багряная, корми-
I лица.
— А вы любите осень? (Ответы детей.)
— Великие русские поэты часто обращались в своих стихах I к этой теме. Читая эти стихи, можно почувствовать разное на-I строение: восхищение, грусть, печаль об ушедшем лете, ожи-
I даниечуда…
Давайте послушаем стихи, которые вы читали дома, попытаем-
I ся уловить настроение, которое хотел передать поэт. 2.Чтение стихов детьми, анализ. (Сначала два разных по настроению стихотворения читают два
подготовленных ученика).
Осень ,
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
(А.С. Пушкин)
— Какие краски осени вы увидели, слушая это стихотворение? (Красная, желтая, темно-синяя.)
— Какие выражения, сравнения помогли в этом? (Багрец, золото, мглой волнистою.)
— Какое настроение вызвало у вас это стихотворение? (Грусть,
восхищение, радость, тоска.)
— Почему такие разные чувства вызвало стихотворение? КакЛ’ слова, образы передают грусть, тоску? (Унылая пора, увяда нье, седой зимы угрозы.)
— А восхищение, радость? («Очей очарованье», «прощальна краса».)
— В стихотворении А.С. Пушкин использует олицетворен» Какому неживому явлению придаются, приписываются че ловеческие черты? (Седая зима, в золото одетые леса.)
— Как вы понимаете последнюю строч ку? (Скоро станет хо лодно, выпадет снег, будут дуть холодные ветры.)
— Какое короткое, образное выражение «седой зимы угрозы» а сколько картин оно рисует!
— Какую иллюстрацию из представленных рисунков вы выбб рете? «Подпишите» рисунок словами, прочитайте строчки из стихотворения.
(Дети выбирают рисунки и обосновывают свой ответ, подбира строчки из стихотворения).
Нивы сжаты
Нивы сжаты, рощи голы,
От воды туман и сырость,
Колесом за сини горы
Солнце тихое скатилось
Дремлет взрытая дорога.
Ей сегодня примечталось,
Что совсем-совсем немного
Ждать зимы седой осталось.
Ах, и сам я в чаще звонкой
Увидал вчера в тумане:
Рыжий месяц жеребенком
Запрягался в наши сани.
(С. Есенин)
— Какую картину представили вы, слушая это стихотворение’ (Грустное, тоскливое.)
— Нарисуйте словами, что вы представили. (Словесное рисование картин из стихотворения).
— Какие краски вы использовали бы на уроке рисования иллюстрируя стихи? (Серая, черная, коричневая, темно-синяя.)
— Назовите строчки, подтверждающие ваши слова. («От воды туман и сырость», «дремлет взрытая дорога», «нивы сжаты».,
„_ Какое интересное сравнение передает поэт, чтобы показать время суток? («Колесом за сини горы солнце тихое скатилось».) _ Найдите строчки, в которых используется прием олицетворения. («Дремлет… дорога», «ей… примечталось», «зимы седой».) ~ Какую иллюстрацию вы выбрали бы к этому стихотворению?
Как бы вы подписали ее? (Выбор детских рисунков к стихотворению.)
3. Чтение стихов детьми класса.
— Работа идет по плану:
— Чтение стихов наизусть.
— Рассматривание портрета писателя.
— Словесное рисование картин.
— Нахождение ярких эпитетов, олицетворений, сравнений, объяснение их смысла, подбор синонимов.
— Выбор иллюстрации к стихотворению из детских рисунков, их «подписывание» строчками из стихов.
— Определение настроения стихотворения, отношения поэта к осени.
4. Прослушивание аудиозаписи «Времена года. Осень» Ви-|вальди.
— Какие картины навеяла вам эта музыка?
— Что вы услышали, увидели?
— Какие строчки прочитанных сегодня стихов изображает музыка?
— Как меняется настроение в этом музыкальном произведении? Почему? (Осень бывает разная: золотая, поздняя, дождливая^)
— Есть такая пословица: «Осень — перемен восемь». Как вы понимаете ее смысл? (Погода осенью постоянно меняется: то тепло, то морозно, то ясно, то пасмурно, то летняя погода, то осенняя, выпадает первый снег, а днем оттепель.)
IV. Физкультминутка
Мы листики осенние,
На ветках мы сидим
Дунет ветер — полетим.
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
Закружились, полетели
И на землю снова сели.
V.3aicpeiLJieHHe. Игра «Брейн-ринг» Давайте проверим, внимательны вы были на уроке, стихи к| ких авторов запомнили, каких поэтов, написавших об осени знаете.
Задание будете выполнять в группах. Каждому ряду-групш присваивается свой цвет — желтый, зеленый, красный. Команд! выполнившая задание, поднимает флажок. Если ответ правильны! команда получает очко, если нет — слово передается другой кш манде.
1 вопрос
—Соедините линией название стихотворения и поэта, которые его написал.
«Ласточки пропали…» К.Д. Бальмони
«Осенняя радость» Ф.И.Тютчев
«Листья» С.А. Есенин
«Нивы сжаты, рощи голы…» Н.А. Некрасов
«Перед дождем» А.Н. Плещеев!
«Уж небо осенью дышало…» АА Фет
«Отдохну-ка, сяду у лесной опушки…» А.С. Пушкин I
2 вопрос
— Листопад засыпал листьями слова в некоторых строчках и| стихотворений. Откройте их, вспомните пропущенные стро! ки, назовите автора.
Есть в осени первоначальной
Короткая, но пора… (Дивная. Ф.И. Тютчев) I
Уже осень клены,
А ельник зелен и тернист;
Осинник желтый бьет тревогу;
Осыпался с березы лист. (Румянит. А.Н. Майков)
Осень. Обсыпается высь наш сад.
Листья пожелтелые по ветру летят… (Бедный. А.К. Толстой)
И солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы. (Редкий. А. С. Пушкин)
Стаи птиц улетают Прочь за синее море. Все деревья блистают
В уборе. (Разноцветном. К.Д. Бальмонт)
С вечера все спится, На дворе темно,
Лист валится,
Ночью ветер злится
Да стучит в окно. (Сухой. А.А. Фет)
Нивы сжаты, рощи голы. От воды туман и сырость. Колесом за сини горы
Солнце скатилось. (Тихое. С.А. Есенин).
3 вопрос
— На листках, которые вам раздадут, выписаны яркие эпитеты, сравнения, олицетворения из стихов. Назовите имя автора, которому принадлежат эти строки.
«Весь день стоит как бы хрустальный» (Ф.И. Тютчев)
«Кисти ярко-красные вянущих рябин» (А.К. Толстой)
«И отдаленные седой зимы угрозы» (А. С. Пушкин)
«Скоро осень проснется
И заплачет спросонья» (КД. Бальмонт)
«Ночью ветер злится
Да стучит в окно» (А.А. Фет)
«Ель надломленная стонет,
Глухо шепчет темный лес» (Н.А. Некрасов)
4 вопрос
— О какой осенней поре вы услышали стихи? (О начале осени, о поздней осени, о золотой осени — поре листопада.)
— Перед вами названия стихов об осени. Распределите их в 2 группы — стихи о золотой осени и о поздней осени.
Ф.И. Тютчев «Есть в осени первоначальной…»
Н.А. Некрасов «Перед дождем»
К.Д. Бальмонт «Осенняя радость»
А.С. Пушкин «Уж небо осенью дышало…»
А.Н. Майков «Пейзаж»
С.А. Есенин «Нивы сжаты, рощи голы…»
А.К. Толстой «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад…»
К.Д. Бальмонт «К зиме»
*!• Подведение итогов
1. Награждение команды-победителя.
2. Награждение лучших чтецов.
3. Беседа.
— Стихи каких поэтов вы сегодня слушали?
— Какое стихотворение понравилось больше всего, почему?1
— Какие приемы используют поэты для передачи настроения! осенних картин? (Сравнение, эпитеты, олицетворения.)
VII. Домашнее задание
На уроках чтения вы закончили читать стихи и рассказы oq осени.
В следующем разделе вы будете читать рассказы о природе я животных, вы ознакомитесь с творчеством таких детских писате! лей, как Бианки, Чарушин, Сладков.
К следующему уроку внеклассного чтения прочитайте расска! зы о животных этих и других писателей.