Рассказы шукшина спектакль театр наций

На смену шукшинским чудикам пришли кровавые нацболы. в берлине в рамках фестиваля f.i.n.d. и при поддержке министерства культуры россии прошла

На смену шукшинским чудикам пришли кровавые нацболы. В Берлине в рамках фестиваля «F.I.N.D.» и при поддержке министерства культуры России прошла программа фестиваля «Территория». Два ее «гвоздя» — «Рассказы Шукшина» Театра наций и «Отморозки», спектакль по прозе Захара Прилепина, поставленный Кириллом Серебренниковым с его студентами.

Немецкая «Территория»

Фестиваль современного искусства «Территория», затеянный в 2006 году Кириллом Серебренниковым, Евгением Мироновым, Теодором Курентзисом, Чулпан Хаматовой и другими в какой-то мере можно назвать русской версией фестиваля «F.I.N.D.». Худрук берлинского «Шаубюне» Томас Остермайер придумал свой «Festival of International New Drama» еще в 2000 году. Так что наша «Территория» на пять лет моложе. Принципы у фестивалей сходные – вести театральный диалог приглашают молодых режиссеров и артистов, а также будущих режиссеров и артистов. В данном случае – студентов театральных школ Бордо, Страсбурга, Берлина и студентов курса Кирилла Серебренникова при Школе-студии МХАТ.

«Территория в Берлине» длилась три дня. «Рассказы Шукшина» и «Отморозки» шли параллельно два дня подряд. Небольшие залы «Шаубюне» не могли за одни вечер вместить всех желающих. После спектакля и артисты, и публика отплясывали под песни российской группы «Серебряная свадьба». Третий день был посвящен читкам: молодая немецкая постановщица Андреа Мозес и актеры «Шаубюне» представили две новых российских пьесы: «Экспонаты» Вячеслава Дурненкова и «Убийцу» Александра Молчанова.

Что было и что стало

«Рассказы Шукшина», поставленные Алвисом Херманисом в 2008 году, не только не утратили премьерного блеска, но стали куда динамичнее и острее. Сегодня это почти балет, в котором Евгений Миронов пропевает и протанцовывает роли шукшинских чудиков с хореографической точностью. Русско-немецкая публика живо откликалась на каждую шутку, а к финалу (рассказ «Степка», в котором Чулпан Хаматова пронзительно играет немую деревенскую дурочку) стала тревожно шуршать, нащупывая в карманах бумажные платки. Настоящую волю чувствам зал дал на поклонах: поднялся такой вой и топот, будто публика и впрямь готова была разнести зал в щепки, если Миронов и компания не покажутся еще раз.

Если «Рассказы Шукшина» — это та Россия, в которой жилось не сладко, но случались, как говаривал шукшинский Серый, и праздники, то персонажи «Отморозков» живут в беспросветной и безнадежной мгле. Пэтэушного вида пацанва размахивает мятым пионерским знаменем, круша все вокруг и скандируя «Хочешь есть – убей буржуя!», «Президента – топить в Волге!» и т.п.

Детский бунт, бессмысленный и беспощадный

Лет пять назад член НБП Захар Прилепин запечатлел свои политические искания в повести «Санькя». Теперь по мотивам «Саньки» Прилепин и Серебренников создали «Отморозков» — горькое, страшное, энергичное и странно завораживающее зрелище. Собственно, завораживает не сюжет о неумелом бунте и бессмысленной гибели новых «молодогрвадейцев», а животная энергия будущих актеров.

Своих героев они в прямом смысле нашли на улице — полтора года ходили на митинги, брали интервью у фашистов и антифа, «нашистов», лимоновцев и т.п.

В итоге в первые минуты спектакля голова идет кругом — полное ощущение, что, направляясь в театр, ты случайно оказался на митинге: безбашенные юнцы задирают омоновцев и скандируют в мегафон. Прохожая бабка истошно вопит: «Отморозки!» Милиционеры густо матерятся, заламывая кому-то руки, падают заградительные решетки, а невозмутимый таксист перекрикивает вопли, предлагая «по городу — недорого». Трудно поверить, что все это происходит не на улице, а в сравнительно тесном пространстве, где большинство диалогов ведется в метре от первого ряда. Общий гвалт прерывают рассказы «очевидцев»: обращаясь к залу, как к телекамере, свое отношение к митингу выражают милиционер, певица, гомосексуалист и иностранный репортер.

Все это пугающее жизнеподобие создано абсолютно условными средствами. Ритм происходящему задают гитара и ударные, на которых студенты успевают сыграть в перерывах между драками. Из заградительных решеток, похоже, и впрямь позаимствованных у милиции, мгновенно мастерят любое место действия: от салона автобуса до больничной койки. Никаких других декораций, кроме пары столов и стульев, дискового телефона и старого, что-то невообразимо мутное транслирующее телевизора, на сцене нет. Гиперреализм пролога потихоньку переходит в слоящееся сценическое действие, в котором, как всегда у Серебренникова, сон перепутан с явью, а настоящее — с прошлым.

Надо было видеть ошарашенную немецкую публику, вжавшуюся в кресла, как на взлете самолета. «Этого не может быть!» – шептал кто-то позади меня по-английски. Относилось ли это к форме спектакля или к содержанию, сказать трудно. В мае «Отморозков» будут показывать на Винзаводе. И тогда реакции немецкой и российской публики можно будет сравнить.

Infox.ru еще вернется к этому спектаклю в ближайшее время.

«Золотая маска» объявила свою программу. За 15 лет своего существования самый крупный российский театральный смотр оброс столькими внеконкурсными программами, что в этом году растянется почти на два месяца. Да, собственно, он уже идет: Мариинский театр традиционно показывает свои спектакли еще до начала основной программы.

По сравнению с предыдущими годами конкурсная программа драматического театра не так уж велика: восемь постановок, соревнующихся за звание «Лучший спектакль большой формы». Среди них — «Рассказы Шукшина» Театра наций, «Улисс» Мастерской Фоменко, «Троил и Крессида» Театра имени Вахтангова, «Макбет» новосибирского «Красного факела», «Толстая тетрадь» кировского театра «На Спасской» и др. На звание «Лучший спектакль малой формы» претендентов шестеро, среди которых — «Река Потудань» Студии театрального искусства, «Старший сын» «Табакерки», «Трамвай «Желание» «Коляда-театра», «Калека с Инишмана» Пермского театра «У Моста». Есть еще конкурс «Эксперимент», в котором пять названий, одно любопытнее другого: «Opus № 7» Дмитрия Крымова, «СтарухЫ» объединения под названием «Феатр», «Жизнь удалась» Михаила Угарова в Театре.doc и т. д. Конкурсная программа кукольных спектаклей, оперы, балета, современного танца и мюзикла тоже не столь обширна.

С некоторых пор кроме конкурса «Маски» есть еще «Маска Плюс» — лучшие отечественные спектакли, по разным причинам не попавшие в конкурс, а также лучшие зарубежные (по уставу за «Маску» соревнуются только российские постановки). В этом году к ним прибавилась еще и программа «Новая пьеса»: «Золотая маска» взяла под свое крыло фестиваль «Новая драма», который прекратил было свое существование из-за размолвки его создателей. Так что теперь значительная часть афиши «Маски» — документальные проекты, представления новых пьес, проводимые идеологами Новой драмы Михаилом Угаровым и Виктором Рыжаковым. В общем, организаторы «Маски» сделали, безусловно, благородный шаг, но теперь внеконкурсная программа сильно превышает конкурсную. Пойдет ли это «Маске» на пользу, покажет будущее. Почему небольшим, малобюджетным фестивалям в Москве выжить значительно труднее, чем признанному мастодонту, — вопрос к продюсерам и экономистам. Зрителям же рекомендуется:

а) выбрать самое для себя интересное в каждом разделе программы;

б) не сосредотачиваться на московских спектаклях — их можно увидеть и после фестиваля.

Выбор Infox.ru

Легендарные спектакли и имена. В этом разделе «Маска» обычно привозит в Москву то, о чем говорит весь мир. В прошлом году — балет Сильви Гиллем и Рассела Малифанта «Push» и не менее знаменитый «Impressing The Tsar» Уильяма Форсайта. В этом году — «Дидону и Энея» Нью-йоркской танцевальной компании Марка Морриса. То, что в раздел «легенд» опять попал балет, — не случайность: драматический театр действительно переживает кризис. Впрочем, «Дидона и Эней» на музыку Генри Перселла — это не столько балет, сколько пример удачного синтеза искусств: вокал в спектакле соединяется с танцем, музыка 18-го века — с пластикой 20-го, а все вместе становится современной интерпретацией античного мифа. Столь гармоничной, что смотреть ее будет интересно даже тем, кто терпеть не может и балет и оперу. 24, 25 марта.

Конкурсная программа. Балет. «Конька-Горбунка» Мариинского театра в постановке Алексея Ратманского на музыку Родиона Щедрина тоже нельзя назвать развлечением для узкого круга балетоманов. Царь-девица не только крутит пируэты, но и танцует рок-н-ролл, царева челядь отчетливо напоминает аппарат президента. Танцуют отменно, с юмором и драйвом — полный порядок, декорации придумал известный «ахеец» (то есть участник театра «АХЕ») Максим Исаев. 23 марта.

Конкурсная программа. Опера. «Один день Ивана Денисовича» Пермского театра оперы и балета. Режиссер Георгий Исаакян стал первым, кто переложил прозу Солженицына на язык оперы. Музыку написал Александр Чайковский. Получился пронзительный, но не пафосный спектакль не о сталинских лагерях, а о стоицизме — умении остаться человеком в нечеловеческих условиях. 15 апреля.

Конкурсная программа. Оперетта / мюзикл. «Шербурские зонтики» питерского музыкального театра «Карамболь». Поставить театральную версию легендарного фильма — задача невыполнимая. С нею справился Василий Бархатов — оперный режиссер, за последний сезон успевший дебютировать в мюзикле, драме и цирке. Воссоздать на сцене провинциальный «Шербург» удалось художнику Зиновию Марголину. И поклонников, и даже противников фильма спектакль не разочарует. 6 апреля.

Конкурсная программа. Драма

1. «Ксения. История любви». Валерий Фокин продолжает переосмыслять знаменитые питерские легенды. В данном случае — легенду о блаженной Ксении, жившей в Петербурге в ХШ веке, неожиданно лишившейся мужа и принявшей его облик — чтобы отмолить его душу, ушедшую на небо без покаяния. Молодой драматург Вадим Леванов переложил историю современным языком, а Фокин поставил жесткий, провокационный, лишенный елея, но не лишенный фантасмагории спектакль, в котором по-мальчишески стриженая Ксения (Янина Лакоба) странствует по городу под песенку Димы Билана, встречаясь с вереницей самых невообразимых человеческих типов. Любителей благостных, ортодоксальных сюжетов просят не беспокоиться. 3 марта.

2. «Рассказы Шукшина». Спектакль латыша Алвиса Херманиса, поставленный с актерами Театра Наций, смело можно назвать самой громкой и успешной постановкой прошлого сезона: за год своего существования он успел объехать все престижные фестивали, его восторженно принимают и вип-зрители в Барвихе, и скромная публика в зале Театра на Малой Бронной. Такого единодушия в зрительских оценках не наблюдалось давно. Как и «Ксения», «Рассказы Шушкина» претендуют на звание «Лучший спектакль большой формы». В частных номинациях на «Маску» выдвинуты Евгений Миронов и Чулпан Хаматова. 29 марта.

3. «Трамвай «Желание». Николай Коляда продолжает серию спектаклей, в которых сюжеты мировой драматургии разыгрываются бандой советских «шариковых», а декорациями и реквизитом служит пестрое рыночное тряпье. Но не стоит думать, что театр Коляды — обычная самодеятельность, недаром ему рукоплещут в Европе. Ставя пьесу американца Теннесси Уильямса, Коляда перенес действие в подобие советской коммуналки 30-х, обитатели которой сходят с ума от тесноты и безысходности, а в воздухе уже висит ощущение нацизма. Грубого работягу с замашками гестаповца играет Олег Ягодин, а попавшую в его логово нищую принцессу Бланш — Ирина Ермолова. 9 апреля в 19.00, 10 апреля в 15.00.

4. «Макбет». 25-летний выпускник Олега Кудряшева вернулся в родной Новосибирск, где стал выпускать спектакли, о которых сначала заговорила вся театральная Сибирь, а теперь уже — и вся Россия. На «Маску» в номинации «Лучший спектакль большой формы» претендует его «Макбет» — современное переосмысление трагедии Шекспира, где будущие враги, армейские приятели Макбет и Банко, гоняют в футбол, ведьмы напоминают девчонок с дискотеки. И никто сперва не помышляет об убийствах, просто Макбету слишком приспичило стать самым крутым парнем. 6 апреля.

5. «Я думаю о вас». Француз Дидье Руис повторил в Москве свой проект, который до того делал по всему миру, от Франции до Бразилии, однако спектакль каждый раз выходил уникальным. Дидье Руис выбирает в каждой стране несколько пожилых людей, никогда не выступавших на сцене, сажает в ряд в двух метрах от зрителей и просит рассказывать о своей жизни. Сила русского проекта такова, что отъявленные циники утирают на спектакле глаза — что поделать, у России в ХХ веке была не самая веселая история. На «Маску» спектакль Руиса претендует в номинации «Новация». В Москве он идет крайне редко — не упускайте шанс. 1 апреля.

6. «Жизнь удалась». Еще один претендент на «Новацию» — спектакль Михаила Угарова по пьесе Павла Пряжко. Это новая драма в чистом виде: с потоком ненормативной лексики и четверкой дебиловатых молодых героев, желания которых сводятся к еде, сексу, деньгам. И это потрясающе смешной и талантливый спектакль, доводящий до абсурда все темы новой драмы: безысходнее уже некуда — дальше тупик.

Программа «Маска Плюс». Зарубежные спектакли

1. «Тонкие благородные газы». «Маска Плюс» дает Москве возможность увидеть постановку знаменитого Нового рижского театра, руководимого Алвисом Херманисом. Для своего дебюта в НРТ недавняя выпускница Камы Гинкаса Илзе Рудзите-Олингер выбрала пьесу американца Адама Раппа о кризисе нынешних 30-летних. Ее герои сравнивают себя с существующими в природе инертными газами, не вступающими в соединение ни с какими элементами таблицы Менделеева. Вот также и бывшие рок-музыканты из спектакля выбирают травку, алкоголь и безделье — лишь бы не служить идиотским стереотипам массового сознания. 11, 12 марта.

2. «У нас все хорошо». Ученик Кристиана Люпы, один из лучших польских режиссеров новой волны, поставил пьесу 26-летней Дороты Масловски о жизни современной польской семьи, оказавшейся за чертой бедности. 2 апреля в 16.00 и 20.00

3. Another Sleepy Dusty Delta Day. Нашумевший спектакль бельгийского хореографа, режиссера, автора знаменитых арт-проектов Яна Фабра. Впрочем, тихих и нескандальных он и не делает. История о любви и смерти, облеченная в острую, провокационную форму. 1, 2 апреля.

Программа «Маска Плюс». Проект «Новая пьеса»

«Зимняя война». Давний замысел энтузиастов «Новой драмы» — восстановить печальные и малоизвестные у нас события советско-финской войны. В спектакле приняли участие финны и русские. Под предводительством Михаила Дурненкова они насочиняли дико смешных и пронзительных этюдов о том, как один замерзший парень, встретив в лесу другого, обязательно должен его убить. Зачем, почему и кто в итоге победил — непонятно. 14 марта.

Полная программа фестиваля и информация о билетах — на сайте www.goldenmask.ru.

ИСТОРИЯ 

Историческое здание Театра Наций было построено в 1885 году в псевдорусском стиле по проекту архитектора Михаила Чичагова на средства купца и мецената Алексея Бахрушина. Театр сразу же произвел на публику неизгладимое впечатление – в залах и вестибюле было электричество – крайняя редкость для конца XIX века. 30 августа 1885 года русский антрепренер и драматург Федор Корш официально открыл здесь частный драматический театр, получивший название «Театр Корша». Предприимчивый владелец пытался выжить в условиях ограниченного финансирования, а потому сделал упор на легкие пьески с любовной интрижкой – для неискушенного зрителя. В начале дня проводил «утренники» –  спектакли, в которых играли те же артисты, что и вечером, только за меньшие деньги. Актер Иван Москвин вспоминал, что в молодости был «отравлен» театром благодаря Коршу, который за 20 копеек давал возможность посмотреть на блестящую игру. Каждую пятницу в театре показывали премьеры, среди которых встречались как провальные, так и успешные постановки, которые шли годами. На «коршевской» сцене впервые были поставлены знаменитые произведения русских и зарубежных авторов. Здесь познакомились Антон Чехов и Константин Станиславский, состоялась премьера чеховской пьесы «Иванов» и спектакль «Власть тьмы» по произведению Льва Толстого. 
У Корша играли легендарные русские актеры – Мария Блюменталь-Тамарина, Александра Яблочкина, Василий Топорков, Николай Рощин-Инсаров, Анатолий Кторов, Иван Москвин и многие другие. 
За 135 лет существования театр несколько раз менял название, команду и вектор творчества: принадлежал актеру Морицу Шлуглейту, был переименован в «Комедию», передан Московскому художественному театру, превращен в Государственный театр дружбы народов. Современный этап развития начался в 2006 году с приходом художественного руководителя – народного артиста России, лауреата Государственных премий Евгения Миронова.

ТЕАТР СЕГОДНЯ. ТРИ СЦЕНЫ

Сегодня наша команда работает по уникальной для России системе, в которой отсутствуют штатные актерская и творческая группы, а каждый спектакль создается как отдельный проект. Постановки Театра Наций идут на трех сценах, в зависимости от задачи, поставленной режиссерами.  

Основная сцена

Во время реконструкции здания в 2008-2011 годах главная  сцена театра была оснащена самым передовым оборудованием и в настоящее время представляет собой конструктор-трансформер, готовый подстроиться под любую фантазию режиссеров и художников. Здесь представляют свои работы мэтры мирового театра. А зрители могут наслаждаться их постановками из зала на 500 мест, воссозданного по старым рисункам и фотографиям коршевского театра. Лепнина в сером цвете, преломляя свет, создает объемные исторические образы и настраивает на глубокое восприятие действий, происходящих на сцене. 

Рассказы шукшина спектакль театр наций Рассказы шукшина спектакль театр нацийРассказы шукшина спектакль театр наций.Рассказы шукшина спектакль театр нацийРассказы шукшина спектакль театр наций.Рассказы шукшина спектакль театр наций

Малая сцена

В 2013 году в главном здании открылась Малая сцена  –  экспериментальная  площадка, на которой воплощают свои проекты молодые российские постановщики, хореографы, музыканты. Премьерным спектаклем здесь стала «Электра» Тимофея Кулябина, состоявшаяся 14 ноября 2013 года. Среди первых постановок были также работы Дмитрия Волкострелова, Марата Гацалова, Филиппа Григорьяна, Явора Гырдева. Уютный «зал-трансформер» на 130 мест и высокотехнологичная  сцена создают то камерное пространство, в котором разговор со зрителем идет глаза в глаза, а актерам предоставляется возможность проверить, насколько они владеют своей профессией в экспериментах с драматургическим материалом. 

Рассказы шукшина спектакль театр наций

Новое Пространство

В 2016 году по адресу Страстной бульвар, дом 12 строение 2 начало свою работу Новое пространство Театра Наций. Этот исторический особняк XIX века принадлежал ранее врачу, профессору Императорской военно-медицинской академии Адольфу Редлиху. В реконструированном здании сегодня реализуется наш междисциплинарный проект, который объединяет такие направления, как литература, музыка, танец, перформанс, архитектура и кинематограф. В 2017 году  Новое Пространство стало лауреатом Государственной премии в области современного искусства «Инновация» как лучший проект года. 

Рассказы шукшина спектакль театр нацийРассказы шукшина спектакль театр наций Рассказы шукшина спектакль театр наций Рассказы шукшина спектакль театр наций Рассказы шукшина спектакль театр наций

ЛИЧНОСТИ 

В Театре Наций в разное время ставили свои спектакли знаменитые мировые режиссеры: Томас Остермайер, Роберт Уилсон, Робер Лепаж, Алвис Херманис, Эймунтас Някрошюс, Явор Гырдев, Стефан Брауншвейг. Наша команда постоянно сотрудничает и с российскими постановщиками, среди которых Кирилл Серебренников, Константин Богомолов, Андрей Могучий, Дмитрий Крымов, Тимофей Кулябин, Филипп Григорьян, Максим Диденко, Марат Гацалов и другие. На нашу сцену выходят выдающиеся артисты: Евгений Миронов, Чулпан Хаматова, Юлия Пересильд,  Елизавета Боярская, Ингеборга Дапкунайте, Лия Ахеджакова, Авангард Леонтьев, Андрей Смоляков, Виктор Вержбицкий, Сергей Чонишвили, Анатолий Белый.  

НАГРАДЫ, ГАСТРОЛИ, ФЕСТИВАЛИ

Наши работы неоднократно завоевывали высокие награды. Лауреатами премии «Золотая маска» стали «Рассказы Шукшина» режиссера Алвиса Херманиса, спектакли «Утопия» и «Дыхание» Марата Гацалова, постановка «Иранская конференция» Виктора Рыжакова и мюзикл «Стиляги» Алексея Франдетти.  Кроме того, в копилке Театра Наций –  «Хрустальная Турандот», «Сделано в России», «Гвоздь сезона», призы многих ведущих газет и журналов. 

Театр Наций активно гастролирует в пределах России и по всему миру, а также является постоянным участником  и победителем многих российских и международных театральных конкурсов. В свою очередь, одно из приоритетных направлений нашей деятельности – Фестиваль  театров малых городов России. Это единственный  крупный форум, собирающий важные события регионального театра. Именно здесь зачастую появляются значимые режиссерские, актерские и драматургические работы. Кроме того, мы ежегодно проводим «Театр Наций FEST», задача которого – приобщить зрителей отдаленных  регионов к достижениям современного театра, а также Творческие лаборатории по современной драматургии в разных городах России. Отдельным проектом является  «Театр Наций – театрам атомных городов», проводимый совместно с программой «Территория культуры Росатома». Это творческие лаборатории расширяют культурное пространство России и знакомят зрительскую аудиторию городов Росатома с новыми именами, темами, течениями.

27, 28 и 29 мая в Алтайском театре драмы пройдет премьера спектакля «Интуиция» по пьесе Александра Цыпкина. Она составлена из монологов 13 людей, которые попали на тот свет. Билеты давно раскуплены — а все потому, что художественным руководителем проекта выступает Константин Хабенский. Ставит спектакль молодой режиссер, двукратный номинант премии «Золотая маска» Данил Чащин. Он рассказал altapress.ru подробности проекта.

Дрим-тим

— Расскажите, как вы попали в этот проект?

— Сам задаюсь тем же вопросом. Дело случая.

Директор алтайской драмы Любовь Березина обратилась к режиссеру по пластике Николаю Реутову, спросила, кто бы мог поставить спектакль к 100-летию театра, чтобы это было значимо, масштабно.

Они обратились к Константину Хабенскому. Он был готов взяться за этот проект, но сказал, что у него не будет возможности быть в Барнауле столько времени, сколько требует постановка спектакля.

Так возникла идея, что он будет выполнять роль художественного руководителя, оставалось найти режиссера.

Константин Хабенский и Виктор Томенко

Константин Хабенский и Виктор Томенко

altairegion22.ru

И Реутов позвонил мне. Конечно, я согласился. Работать с Константином Юрьевичем (Хабенским. — Прим. ред.) было очень интересно.

Мы созвонились с ним, чтобы обсудить, какой материал поставить. Он рассказал, что вместе с писателем Александром Цыпкиным они написали несколько монологов — можно сделать из них пьесу и поставить ее на барнаульской сцене. И перекинул монологи в WhatsApp — это было 23 февраля 2020 года, незадолго до пандемии. Так началась работа.

Помимо меня в проект он пригласил художников Николая Симонова и Анну Хрусталеву, с которыми у нас на прошлой неделе была премьера «Живой Т.» в Театре наций, а также одного из лучших художников по свету Александра Сиваева. В общем, собралась команда мечты, дрим-тим.

Во время самоизоляции мы созванивались по Zoom, обсуждали проект, дописывали пьесу.

— Объясните роль художественного руководителя в подобных проектах. Как, например, задействован Хабенский?

— Он курирует всю работу, постоянно держит руку на пульсе. Художественный руководитель — это как старший коллега, соавтор.

В первые дни Константин Юрьевич тоже репетировал с актерами. Мы постоянно на связи, обсуждаем сцены. Он может дать некий вектор, направление, а я могу согласиться или не согласиться — это постоянный диалог.

Константин Хабенский

Константин Хабенский

Театр драмы им. Шукшина

С Хабенским хорошо работать в этом плане — он не давит своей звездностью, авторитетом, признает, что может ошибаться. Как, впрочем, и я. Но у нас до сих пор не было такого, чтобы мы в чем-то кардинально не совпадали.

Его идея относительно «Интуиции» была в том, чтобы через пьесу максимально раскрыть актеров — от молодого до старшего поколения. У нас нет второстепенных персонажей — все главные. Можно сказать, что это будет небольшой бенефис для каждого артиста.

Постановка спектакля — это всегда командный вид спорта. Главное в нем — не включать свои амбиции. Не важно, кто предложил решение, главное, чтобы оно было правильным.

— Изначально шли разговоры, что Хабенский сыграет одну из ролей, — это так?

— Он появится в совсем маленьком эпизоде, мы запишем его на видео. Возможно, на премьере сыграет роль вживую. Что будет на премьере — сюрприз для всех нас. Мы еще в поиске.

Данил Чащин репетирует спектакль "Интуиция"

Данил Чащин репетирует спектакль «Интуиция»

Анна Зайкова

Я знаю, что билеты на постановку раскупили очень быстро. Но хотелось бы, чтобы зрители не настраивались на то, что идут на спектакль увидеть Хабенского. Даже если он и сыграет на премьере эпизод — то дальше будет принимать участие в постановке только на видео.

— А Цыпкин контролирует процесс?

— Мы с ним в диалоге. Пьеса — такая вещь, которая не читается глазами, а играется телами. Когда я читаю на листе — это одно дело. А когда выхожу на сцену — совсем другое.

И актеры некоторые вещи в пьесе тоже могут корректировать, уточнять. Был один момент, где описывалось, как герой закрыл печь и пошел угар, — артисты указали на неточность описания, и мы переписали эту ситуацию.

Данил Чащин репетирует спектакль "Интуиция"

Данил Чащин репетирует спектакль «Интуиция»

Анна Зайкова

— У нас недавно в театре обновили машинерию сцены, будете задействовать ее?

— Нет. Вообще, в других постановках я люблю задействовать сложные конструкции, механизмы. Но не в этот раз. «Интуиция» задумывалась как лаконичная постановка, в которой основной упор — на мастерство актера.

Остались без сладкого

— У артистов возникали вопросы по поводу их ролей?

Вопросы были, но я предложил актерам самим ответить на них, чтобы понять персонажа.

Дал им разные задания — продумать героев от и до. Понять, как и где они живут, какие у них привычки, как они одеваются, какие книги читают и какие фильмы смотрят. От лица своих героев актеры завели Instagram-странички — и активно ведут их.

Также я попросил подумать, что могут гуглить персонажи в интернете, потому что гугл-истории всегда отображают то, что нам интересно на данный момент. Еще я попросил сочинить ад и рай для каждого героя. В общем, заданий довольно много.

Данил Чащин репетирует спектакль "Интуиция"

Данил Чащин репетирует спектакль «Интуиция»

Анна Зайкова

В пьесе действие разворачивается на том свете. Каким он может быть — это мы сочиняли вместе с актерами Артемом Казаковым и Еленой Кегелевой, которые играют стажера и инструктора загробного мира.

— А для вас самого загробный мир — это что?

— Я верующий человек и верю, что душа бессмертна, а после смерти есть дальнейшая жизнь. Какая — неизвестно, но что-то все-таки есть.

— Как ваши задания с ответами на множество вопросов могут помочь в создании роли?

Так актер будет много понимать про своего героя и чувствовать себя уверенно на сцене.

Великий режиссер Питер Брук говорил, что театр — это встреча с невидимым. То есть визуально может быть не видно ту огромную подводную часть айсберга проделанной работы, но зритель ее почувствует — если там появляется правда жизни, объем истории.

Данил Чащин репетирует спектакль "Интуиция"

Данил Чащин репетирует спектакль «Интуиция»

Анна Зайкова

На эту тему есть притча, которая мне очень нравится. К Махатме Ганди пришла мать с болезненно полным ребенком и попросила помочь. Он сказал прийти через три недели. В назначенное время они пришли, и Ганди уделил им буквально минуту — сказал не есть сладкое и дал прочие правильные советы. И они возымели действие — мальчик стал все соблюдать и выздоровел.

Мать пришла поблагодарить Ганди и спросила, почему он мучил их трехнедельным ожиданием, а затем потратил на них всего минуту жизни. На что Ганди ответил, что сам очень любит есть сладкое. Если бы он сразу сказал не делать этого, ничего бы не случилось. За три недели он сам отказался от привычки — и его слова сразу обрели правильную энергию, уверенный посыл, который сработал.

Так вот, театр — это три недели не есть сладкое.

— Как проходят репетиции?

— Пока мы больше сидим, разговариваем. Обсуждаем задания, пытаемся разобраться в человеке.

Мне важно правильно подобраться к тексту, чтобы можно было с ним слиться. Не насиловать актера, запихивая в него персонажа ногой с криком: «Давай, Антон, я в тебя верю!»

Данил Чащин репетирует спектакль "Интуиция"

Данил Чащин репетирует спектакль «Интуиция»

Анна Зайкова

Вместе мы уже собирались, сейчас я больше работаю индивидуально. И когда актер с горящими глазами скажет мне: «Все, я понял!» — тогда мы приступим к репетиции на сцене.

Света Рябинкина — это я

— Люди в соцсетях, когда узнали сюжет пьесы, начали задаваться вопросом, зачем ставить такие мрачные сюжеты во время пандемии.

Отвечу так же, как и Константин Хабенский: это спектакль не про смерть и мертвых, а про жизнь и живых, про нас с вами. О людях, которые могут еще успеть что-то сделать.

— А вам в целом нравится ставить современную драматургию? Многие относятся к ней скептически.

Первое время я ставил много современных пьес, это было мне близко, нравилось. Сейчас больше ставлю классические произведения. Оправдано это еще и тем, что я перешел на большие сцены, а на них, как правило, не очень продается современная драматургия.

Данил Чащин репетирует спектакль "Интуиция"

Данил Чащин репетирует спектакль «Интуиция»

Анна Зайкова

Вообще, мне нравятся современные жесткие пьесы. Однажды я поставил спектакль «Убийца» про гопников из 90-х в Челябинском драматическом театре.

Когда принес в театр пьесу с таким названием, руководство мне сказало, что у них играют только классический репертуар. Я посмотрел несколько постановок — в зале, кроме меня, больше не было молодых людей.

Я обратил на это внимание руководства, отметив, что с этим нужно что-то делать. Тетеньки ведь не вечны. А между тем перед самим театром тусуется много молодежи — катаются на роликах, скейтах. И я предложил сделать спектакль для людей, которые не любят театр, которые туда не ходят.

В итоге пьесу руководители прочитали. Выявилась проблема: главная героиня говорит слово «че». «И че?» — спросил я в ответ. «Ну, у нас академический театр». Я говорю: давайте уже просто сделаем спектакль для людей, которые говорят «че», а не «что».

Данил Чащин репетирует спектакль "Интуиция"

Данил Чащин репетирует спектакль «Интуиция»

Анна Зайкова

В итоге они согласились. Прошло уже четыре года со дня премьеры, спектакль до сих пор в репертуаре и хорошо продается. Молодой зритель на него, как видите, нашелся.

Сегодня нельзя не ставить современную пьесу. Театр — такой коварный вид искусства, который возникает здесь и сейчас, реагирует на то, что происходит в мире. Хотя и в пьесах прошлых веков я пытаюсь найти параллели с сегодняшним днем. Главное, чтобы текст меня «торкал», цеплял, чтобы я был готов перечитывать его с артистами хоть каждый день.

— А чем вас «торкнули» монологи Цыпкина?

— Темой смерти и любви, танатоса и эроса. Мы все внезапно и влюбчивы, и смертны. Это происходит вне нашей воли. И в пьесе есть рассуждения о том, что будет, если я завтра умру.

Какие слова человеку сложнее всего сказать? «Я люблю тебя», «Прости меня», «Помоги мне». Задаешься вопросом: а часто ли я это говорю? У меня был дедушка, которому я ни разу в жизни не сказал, что его люблю. У нас были непростые отношения, я не звонил ему, когда он болел. Сейчас его нет, и я хочу сказать: «Прости меня» — а его уже нет.

Данил Чащин репетирует спектакль "Интуиция"

Данил Чащин репетирует спектакль «Интуиция»

Анна Зайкова

Так что это спектакль о неслучившемся. Наверное, это меня и зацепило.

К тому же пьеса смешная. Но смех там возникает как защитная реакция на травматические ситуации.

— Какой герой вам больше всего нравится из пьесы?

— Каждый есть во мне, в разных проявлениях. Даже Света Рябинкина, которая вставила себе грудь, это я. Потому что мне, как и героине, тоже хочется нравиться окружающим. Только выражаю я это другими способами.

В том и заключается прелесть театра, что актеры и режиссеры могут найти персонажей в себе, отыскать слабые стороны, комплексы и страхи — и порефлексировать на сцене.

— Кстати, театр искал для постановки необычного героя — собаку. Нашли?

— Да, мне сказали, что есть несколько вариантов. Собаку мы запишем на видео. Животное нельзя использовать на сцене — потому что все будут смотреть только на него, что сорвет весь спектакль. Не зря же есть выражение «органичен, как собака» — никакой актер не переиграет непосредственность и живые эмоции зверя.

О чем еще рассказал собеседник

О «Золотой маске»

— Не буду лукавить — ты расстраиваешься, когда не получаешь премию (в 2021 году Данил Чащин был номинирован за режиссерскую работу в спектакле «Загадочное ночное убийство собаки» в пермском «Театр-Театр». — Прим. ред.).

Но номинация, мне кажется, это уже и есть признание. А сама награда — чистая лотерея. Все спектакли очень разные, победа зависит лишь от вкуса жюри.

Один из театральных критиков рассказывал мне, что однажды двое экспертов премии, два суперпрофессионала, посмотрели один и тот же спектакль, один ничего не поставил, другой дал высший балл. Все субъективно.

К тому же у меня это всего лишь вторая номинация. Я знаю человека, которого номинировали 14 раз, но награду до сих пор не дали.

О Шукшине

— Мне очень нравятся его рассказы. По одному даже хотел сделать спектакль, но пандемия сместила планы.

Запомнилась одна из автобиографических историй Шукшина, которая носит название «Сыр». Она очень короткая и стала для меня неким девизом. Звучит она так: «История — как в детстве ловил сыр в реке с разбитого плота. Ловил, да не поймал — не донырнул. А другие донырнули и потом ели. Но попробовать кусочек не дали — такова жизнь, и обижаться на нее не надо. НЕ ДОНЫРНУЛ». Вот прямо такими большими буквами.

И мне кажется, что режиссер — это как раз такой человек, который должен донырнуть. Проблемы будут всегда, а твоя задача — их победить.

И только тогда, после премьеры, собираясь на общую фотографию, можно будет всем сказать: «Чиз!»

Что известно о режиссере

Данил Чащин родился 4 января 1989 года в Тюмени. Окончил кафедру режиссуры Тюменской академии культуры, искусств и социальных технологий в 2011 году (мастерская Марины Жабровец). В 2016 году — магистратуру Школы-студии МХАТ при Центре им. Вс. Мейерхольда (мастерская Виктора Рыжакова). В том же году был участником специальных программ Russian Case и «Детский weekend» Национальной театральной премии «Золотая Маска».

Ставил спектакли в Театре Наций, Московском театре имени Пушкина, театре Практика, Центре им. Вс. Мейерхольда, МХТ им. Чехова, театре на Таганке, в драматических театрах в Челябинске, Саратове, Перми, Тюмени, Канске, Прокопьевске и других городах.

Дважды номинировался на «Золотую маску» за лучшую режиссуру: в 2019 году за спектакль «Молодость» в Тюменском драматическом театре и в 2021 году за «Загадочное ночное убийство собаки» в Пермском «Театр-Театр».

Госуда́рственный теа́тр на́ций — драматический театр, расположенный в Петровском переулке в Москве. Основан в 1987 году по инициативе Союза театральных деятелей РСФСР и представителей театров союзных республик как Государственный театр дружбы народов. Своё современное название получил в 1992-м[2][3].

История[ | код]

Рассказы шукшина спектакль театр наций

Здание театра Корша, 1890-е годы

Рассказы шукшина спектакль театр наций

Труппа и план театра из адресной и справочной книги А. П. Крюкова на 1907 год

Предыстория участка[ | код]

Согласно переписи 1688 года, на месте будущего театра находился двор «головы стрелецкого» Фёдора Нарышкина. Петровский переулок появился в XVIII веке и изначально назывался Хлебным. Позже он был переименован в Хлебин, а затем в Богословский — по храму святого Григория Богослова. В 1822 году переулок получил название Петровским по рядом стоящему Высоко-Петровскому монастырю[4].

Театр Корша[ | код]

В 1882 году была ликвидирована монополия императорских театров, после чего театральный деятель и антрепренёр Фёдор Корш создал первый частный театр — Русский драматический с неофициальным названием «Театр Корша». Дебютный спектакль театра — комедия «Ревизор» — прошёл 30 августа 1882 года в Камергерском переулке. В 1885-м братья Бахрушины выделили Фёдору Коршу участок в Петровском переулке на 12 лет и пожертвовали на строительство театра 50 тысяч рублей. Здание было построено по проекту архитектора Дмитрия Чичагова в русском стиле[3][4][2].

Здание возвели быстро: 5 мая 1885 года заложили первый камень, а уже 30 августа состоялось открытие театра и на сцене показали отрывки из нескольких спектаклей. В 1897 году в здании театра показывали фильмы актёра-энтузиаста кино Владимира Сашина-Фёдорова. Однако спешка при строительстве привела к тому, что здание оказалось сырым — по некоторым стенам текла вода. При этом театр освещался при помощи электричества, что в конце XIX века являлось редкостью и производило на публику огромное впечатление[3][5][4].

В 1917 году по причине ухудшения здоровья Фёдор Корш отошёл от театральных дел, а его театр был преобразован в товарищество артистов и перешёл к новому владельцу — Морицу Шлуглейту. В 1925-м театр стал государственным и поменял название на «Комедия». Ещё через семь лет, 31 января 1932 года, прошёл последний спектакль, после чего распоряжением Наркомпроса театр был закрыт, персонал распределён между театрами, а здание передано Московскому Художественному театру, в марте того же года приступившему к показу новых спектаклей[5][4].

Театр наций[ | код]

10 марта 1987 года по инициативе Союза театральных деятелей РСФСР и представителей театров союзных республик на основании постановления Совета министров СССР был создан Государственный театр дружбы народов. Художественным руководителем стал Евгений Симонов, а директором — Михаил Чигирь. Открытие состоялось 15 ноября 1987 года на сцене МХАТ и было приурочено к 70-летию Октябрьской революции[2].

29 декабря 1992 года Министерство культуры России преобразовало театр в Государственный театр наций. Основной задачей нового театра считалось возрождение российской антрепризы, а также создание своеобразной театральной ярмарки и площадки для знакомства зрителей Москвы с лучшими отечественными и зарубежными спектаклями[3][6][7][2].

В 1993 году театру передали здание в Петровском переулке, но до завершения ремонта спектакли проходили на площадках других театров. Первым спектаклем в здании театра стала постановка трагедии Шекспира «Король Лир» Грузинского академического театра имени Шоты Руставели[2].

Бенефисные представления в разное время устраивали примадонна эстонского балета Кайе Кырб, танцовщик Вадим Писарев, хореографы Борис Эйфман, Борис Мягков, Евгений Панфилов, Светлана Воскресенская[8].

Современность[ | код]

Рассказы шукшина спектакль театр наций

Фестиваль DanceInversion 2017. Актёры ирландского театра Teaċ Daṁsa с постановкой Loch na hEala на сцене Театра наций, 2017 год

18 декабря 2006 года директора театра Михаила Чигиря сняли с должности. На его место назначили народного артиста России Евгения Миронова. 6 июня 2007 года должность директора упразднили, а Евгений Миронов стал художественным руководителем[2].

С 2008 по 2011 год здание было закрыто на реконструкцию, в это время артисты выступали на других театральных площадках[3]. Обновлённая центральная сцена открылась 15 сентября 2011 года, малая — в январе 2013-го[2][3].

В 2016 году в реконструированном особняке XIX века по адресу Страстной бульвар, д. 12/2 было открыто Новое пространство Театра наций, на площадке которого проводили выставки, мастер-классы и различные творческие проекты[2].

15 октября 2017 года театру исполнилось 30 лет[2].

Собственная труппа у театра отсутствует, артисты приглашаются для участия в отдельных проектах. Театр проводит российские и международные фестивали, разрабатывает проекты театральных программ, представляет спектакли разных стран, а также занимается продюсированием собственных постановок. Театр Наций активно гастролирует в пределах России и по всему миру, а также является постоянным участником  и победителем многих российских и международных театральных конкурсов. В свою очередь, одно из приоритетных направлений его деятельности – Фестиваль  театров малых городов России. Это единственный  крупный форум, собирающий важные события регионального театра. Именно здесь зачастую появляются значимые режиссерские, актерские и драматургические работы. Кроме того, театр ежегодно проводит «Театр Наций FEST», задача которого – приобщить зрителей отдаленных  регионов к достижениям современного театра, а также Творческие лаборатории по современной драматургии в разных городах России. Отдельным проектом является  «Театр Наций – театрам атомных городов», проводимый совместно с программой «Территория культуры Росатома».

Театральные фестивали
  • «Опера-парад» — сольные программы звёзд российской оперной сцены и участие в гала-концертах крупнейших музыкальных театров страны
  • «Оперная панорама»
  • «Фестиваль моноспектаклей» представлял творчество российских артистов Владимира Рецептера, Бориса Левинсона, Риммы Быковой, Александра Филиппенко, Евгения Симонова, Сергея Юрского и их зарубежных коллег
  • «Фестиваль театров малых городов России»
  • «Национальное достояние России» — лучшие работы российских режиссёров, актёров, художников сцены
  • «Фестиваль театров Украины»
  • «Фестиваль стран Балтии» — в 1995 году при участии Русского драматического театра Эстонии, Пярнуского драматического театра «Эндла», Русского драматического театра Литвы, Вильнюсского малого драматического театра, Рижского театра русской драмы, Нового Рижского театра, Санкт-Петербургского ТЮЗа им. Александра Брянцева
  • «Окно в Нидерланды» — представил всю панораму видов и жанров современного искусства Нидерландов: театр, кино, литература, музыка, танец, живопись, фотография
  • «Мини-Авиньон» — позволил привезти в Россию зарубежные спектакли, участвовавшие в Авиньонском фестивале
  • Фестиваль «Стриндберг в Москве» и другие[3][8]

Награды[ | код]

  • «ЖЖивой театр» — «Рассказы Шукшина»: «спектакль», «режиссура: новая волна», «актриса», «актёр»
  • «Золотая маска» — «Мухи» Анны Абалихиной и Дины Хусейн: «лучший спектакль», «лучшая женская роль»
  • «Золотая маска» — «Федра. Золотой колос»: «лучший спектакль», «лучший режиссёр», «лучший художник», «лучшая женская роль»
  • «Золотая маска» — «Рассказы Шукшина»: лучший драматический спектакль большой формы, лучшая мужская роль в драматическом спектакле (Евгений Миронов), лучшая работа художника в драматическом спектакле (Виктория Севрюкова)
  • «Золотая маска» — «Калигула»: лучшая мужская роль в драматическом спектакле (Евгений Миронов)
  • «Золотая маска» — «Дыхание»: лучший художник (Ксения Перетрухина)
  • «Хрустальная Турандот» — «Рассказы Шукшина»: лучший спектакль, лучшая женская роль (Чулпан Хаматова), лучшая мужская роль (Евгений Миронов)
  • «Хрустальная Турандот» — «Гамлет | Коллаж»: лучшая мужская роль (Евгений Миронов)[8]
  • «Золотая маска» (2021) — «Лучший спектакль в драме, большая форма»[9]
  • «Хрустальная Турандот» (2021) — «Горбачёв»: лучший спектакль (реж. Алвис Херманис)[10]

Постановки текущего репертуара[ | код]

  • «7 дней в совриске», реж. Егор Матвеев, в ролях Алиса Хазанова, Владимир Большов и др.;
  • «Fарс-мажорный концерт для драматических артистов и оркестра», участвуют Павел Акимкин, Юлия Пересильд, Елена Николаева, Олег Савцов, Наталья Ноздрина и др.;
  • «Горбачёв», реж. Алвис Херманис, в ролях Евгений Миронов, Чулпан Хаматова;
  • «ГрозаГроза», реж. Евгений Марчелли, в ролях Юлия Пересильд, Павел Чинарёв, Юлия Хлынина, Анастасия Светлова и др.;
  • «Дыхание», реж. Марат Гацалов, в ролях Людмила Трошина, Роман Шаляпин;
  • «Дядя Ваня», реж. Стефан Брауншвейг, в ролях Евгений Миронов, Юлия Пересильд/Елизавета Боярская, Анатолий Белый, Виктор Вержбицкий др.;
  • «Жанна», реж. Илья Ротенберг, в ролях Ингеборга Дапкунайте, Александр Новин, Надежда Лумпова, Андрей Фомин и др.;
  • «Живые картины», реж. Виктор Алферов, в ролях Евгения Дмитриева, Рустам Ахмадеев, Галина Морачева;
  • «Заводной апельсин», реж. Филипп Григорьян, в ролях Андрей Смоляков, Елена Морозова, Александр Новин, Антон Ескин, Вано Миранян;
  • «Зимние заметки о летних впечатлениях», реж. Елена Невежина, в ролях Лиза Арзамасова, Илья Исаев;
  • «Иванов», реж. Тимофей Кулябин, в ролях Евгений Миронов, Чулпан Хаматова, Елизавета Боярская/Юлия Хлынина, Игорь Гордин и др.;
  • «Игра», реж. Явор Гырдев, в ролях Виктор Вержбицкий, Александр Новин;
  • «Иранская конференция», реж. Виктор Рыжаков, в ролях Евгений Миронов, Чулпан Хаматова, Ингеборга Дапкунайте, Ксения Раппопорт, Игорь Гордин и др.;
  • «Левша», реж. Максим Диденко, в ролях Евгений Стычкин, Диана Вишнёва и др.;
  • «Лекарь поневоле», реж. Олег Долин, в ролях Глеб Пускепалис, Полина Виторган, Марк Бурлай, Илья Крикливец и др.;
  • «Любовницы», реж. Светлана Землякова, в ролях Елена Николаева, Наталья Ноздрина, Муся Тотибадзе, Олег Савцов, Артём Тульчинский и др.;
  • «Мастер и Маргарита», реж. Робер Лепаж, в ролях Чулпан Хаматова, Евгений Миронов, Виктор Вержбицкий, Андрей Смоляков, Дмитрий Сердюк и др.;
  • «Метод Грёнхольма», реж. Явор Гырдев, в ролях Сергей Чонишвили, Игорь Гордин, Анна Зайцева, Максим Линников;
  • «Мы эхо…», участвуют Павел Акимкин, Юлия Пересильд, Елена Николаева, Олег Савцов, Наталья Ноздрина и др.;
  • «Му-Му», реж. Дмитрий Крымов, в ролях Алексей Вертков, Мария Смольникова, Алина Ходжеванова, Инна Сухорецкая и др.;
  • «На острове Сальткрока», реж. Полина Стружкова, в ролях Елена Дементьева/Екатерина Кудринская, Вячеслав Жуков/Артём Тульчинский;
  • «»Наше всё…» Ахматова. Свидетель», автор и исполнитель Дмитрий Сердюк, композитор и музыкант Фёдор Журавлёв;
  • «»Наше всё…» Антон Чехов. Привилегии дамского пола», автор и исполнитель Авангард Леонтьев;
  • «»Наше всё…» Исаак Бабель», автор и исполнитель Авангард Леонтьев;
  • «»Наше всё…» Шедевры русской прозы», автор и исполнитель Авангард Леонтьев;
  • «»Наше всё…» Бродский. Лица необщим выраженьем», автор и исполнитель Дмитрий Сердюк, композитор Артём Тульчинский;
  • «»Наше всё…» Нодар Думбадзе», автор и исполнитель Георгий Иобадзе;
  • «»Наше всё…» Пушкин. Поэмы», автор и исполнитель Авангард Леонтьев;
  • «»Наше всё…» Русская ироническая поэма», автор и исполнитель Авангард Леонтьев;
  • «»Наше всё…» Тургенев. Метафизика любви», реж. Дмитрий Сердюк, в ролях Сати Спивакова, Владимир Кошевой;
  • «»Наше всё…» Циолковский», реж. Андраник Саатчян, исполнительница Анастасия Егорова;
  • «Осторожно, эльфы!», реж. Мария Литвинова, Вячеслав Игнатов, в ролях Сергей Мелконян/Александр Якин/Павел Рассомахин, Мария Литвинова/Елизавета Мартинес Карденас и др;
  • «Покорность», реж. Талгат Баталов, в ролях Владимир Мишуков, Стася Милославская, Андрей Фомин и др.;
  • «Пробуждение весны», реж. Маттео Спьяцци, в ролях Марк Вдовин/Игорь Бычков, Данила Гнидо/Василий Бриченко и др.;
  • «Разбитый кувшин», реж. Тимофей Кулябин, в ролях Ингеборга Дапкунайте, Виталий Коваленко, Олег Савцов, Серафима Красникова и др.;
  • «Рассказы Шукшина», реж. Алвис Херманис, в ролях Евгений Миронов, Чулпан Хаматова, Юлия Пересильд/Наталья Ноздрина, Павел Акимкин и др.;
  • «Синяя синяя птица», реж. Олег Глушков, в ролях Сэсэг Хапсасова/Дарья Макарова/Муся Тотибадзе, Павел Акимкин/Вадим Мичман, Гурген Цатурян/Станислав Беляев и др.;
  • «Сказка про последнего ангела», реж. Андрей Могучий, в ролях Лия Ахеджакова, Павел Рассомахин, Данила Рассомахин, Глеб Пускепалис, Муся Тотибадзе и др.;
  • «Сказки Пушкина», реж. Роберт Уилсон, в ролях Евгений Миронов/Дмитрий Сердюк, Владимир Ерёмин, Анна Галинова, Ольга Лапшина, Наталья Павленкова и др.;
  • «Снегурочка», реж. Олег Долин, в ролях Полина Виторган, Марк Бурлай, Данила Гнидо, Ян Гахарманов и др.;
  • «Стиляги», реж. Алексей Франдетти, в ролях Олег Отс/Эмиль Салес, Дарья Авратинская/Анастасия Тимушкова, Станислав Беляев/Александр Новин и др.;
  • «Страсти по Фоме», реж. Евгений Марчелли, в ролях Владимир Майзингер, Авангард Леонтьев, Ирина Пулина, Олег Отс и др.;
  • «Тоннель памяти голодного лиса», идея, хореография, исполнение Алексей Нарутто и Ольга Тимошенко;
  • «Утопия», реж. Марат Гацалов, в ролях Андрей Соколов, Ольга Белинская/Вера Воронкова, Михаил Орлов/Леонид Тимцуник, Владислав Долженков;
  • «Ходжа Насреддин», реж. Тимур Бекмамбетов, роли озвучивали Константин Хабенский, Евгений Миронов, Чулпан Хаматова, Игорь Золотовицкий, Инга Оболдина, Виктор Вержбицкий, Елизавета Боярская;
  • «Цирк», реж. Максим Диденко, в ролях Ингеборга Дапкунайте, Павел Акимкин/Станислав Беляев, Гурген Цатурян/Сергей Епишев и др.;
  • «Шведская спичка», реж. Никита Гриншпун, в ролях Евгений Ткачук, Роман Шаляпин, Павел Акимкин, Юлия Пересильд/Наталья Ноздрина, Елена Николаева и др.;
  • «Я убил царя», реж. Михаил Патласов, в ролях Евгений Миронов, Ольга Белинская, Иван Щенин, Анастасия Шукевич, Рита Толстоганова и др.

Примечания[ | код]

Литература[ | код]

  • Богатов Б. П., Горбатова И. И. Театры России: Драматические театры. — М.: Министерство культуры России, Главный информационно-вычислительный центр, 1996.
  • Музыкальная жизнь, выпуски 1-12. — М.: Союз композиторов СССР, Министерство культуры СССР, 1994.
  • Медведева С. Чегирь М. Театр наций – это театр! // Деловой мир : газета. — 1995. — 2 ноября. — С. 8.
  • Рассохин О. Москва в кино. 100 удивительных мест и фактов из любимых фильмов. — М.: Эксмо, 2009. — 544 с. — 4000 экз. — ISBN 978-5-699-33359-2.
  • Романюк С. Чистые пруды. От Столешников до Чистых прудов. — М.: Центрполиграф, 2015. — 384 с. — 2000 экз. — ISBN 978-5-227-05137-0.

Ссылки[ | код]

  • Официальный сайт Государственного театра наций

  • Рассматривание иллюстраций к сказкам цель
  • Рассказы ханса кристиана андерсена
  • Рассказы цыпкина читает хабенский слушать
  • Рассказы успенского для детей 2 класс короткие
  • Рассказы туалетный раб госпожи