Рассказы салтыкова щедрина список

Салтыков михаил евграфович еще при жизни прославился как писатель-реалист и сатирик, редактор отечественных записок. под псевдонимом щедрин он писал о

Салтыков Михаил Евграфович еще при жизни прославился как писатель-реалист и сатирик, редактор «Отечественных записок». Под псевдонимом «Щедрин» он писал о темных, незаметных сторонах общества, о проблемах крестьян и злоупотреблениях чиновников, старался наладить с читателем диалог через литературу. В хронологической таблице по Салтыкову-Щедрину указаны основные даты его жизни и творчества для краткого ознакомления.

Детство и юность

Михаил родился 27 января 1826 года в родительском имении в Тверской губернии. Он стал шестым ребенком в семье потомственного дворянина Евграфа Васильевича и дочери московского дворянина Ольги Михайловны Забелиной.

Интересный факт: в романе «Пошехонская старина» повествование идет от лица Никанора Затрапезного. Несмотря на авторское примечание о том, что Никанор является выдуманным лицом, сходства биографий позволяет считать роман автобиографическим.

Образование Михаил получил в несколько этапов:

  1. Его первым учителем стал крепостной живописец Соколов. Потом его заменила старшая сестра мальчика, гувернантка и местный священник. Некоторое время с ним занимался студент духовной академии.
  2. В 1836—1838 годах он учился в закрытом Московском дворянском институте.
  3. В 1838 году его, как лучшего ученика, перевели в Царскосельский лицей, где он учился за казенный счет. Лицей Салтыков окончил в 1844 в чине коллежского секретаря. Примечательно, что в тот год из 22 учеников были отчислены 17 за неудовлетворительное поведение (курение, небрежность в одежде, грубость), из-за которого они не прошли аттестацию.

К лицейским годам относятся первые литературные труды Михаила. В то время пушкинские отголоски были еще сильны. На каждом курсе был свой поэт, на 13 курсе им стал Салтыков, сыскавший славу «мрачного лицеиста». Несколько его стихов были напечатаны в «Библиотеке для чтения» в 1841 и 1842 годах и в «Современнике» в 1844 и 1845 годах. Они пронизаны искренностью и меланхолией. Неудивительно, что в списке «грехов» лицеиста значилось и «написание стихов неодобрительного содержания».

Стоит отметить, что стихи Салтыкова (оригинальные и переводные) сложно назвать талантливыми. Его поздние работы даже слабее ранних. Сам юноша быстро понял это, перестал сочинять стихи и не любил вспоминать о юношеских попытках.

СПАДИЛО.РУ

Роль и место в литературе

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин занял важное место в русской литературе, будучи преемником таких великих метров, как Пушкин и Гоголь. Его творчество глубоко национально, но имеет мировое значение. Щедрина ценят не только на родине, но и далеко за ее пределами.

Салтыков-Щедрин прославился благодаря таланту сатирика. Его сатирические глубокие образы удивляет правдоподобностью, что говорит о том, что автор выбрал направление реализма.

Происхождение и детство

Дом, в котором родился писатель. Село Спас Угол Тверской губернии

Михаил Салтыков появился на свет 15 января 1826 года в селе Спас-Угол (Тверская губерния) в семье дворян с давней историей. Михаил был шестым ребенком у родителей.

Отец – Евграф Васильевич Салтыков, коллежский советник, дворянин.

Мать – Ольга Михайловна Забелина, дочь дворянина из Москвы.

Детство Михаила прошло в имении родителей.

Образование

Первое образование Михаил получил дома. Вначале с ним занимался крепостной художник, потом сестра и гувернантка.

Часть гостиной в Доме-музее Салтыкова-Щедрина в Вятке

В 1836 году его отдали на обучение в дворянский институт в Москве. Там он учился очень старательно, следствие чего его перевели в Царскосельский лицей, где он учился за казенный счет. В 1844 году Михаил окончил лицей, и ему присвоили чин X класса.

Творчество

Дом в Вятке, где в ссылке жил Салтыков-Щедрин

Салтыков начал писать стихи в лицее, следуя по стопам великого выпускника этого заведения – Александра Пушкина. Однако в поэзии он так и не преуспел. Она была только первой пробой пера. После окончания лицея Салтыков поступает на службу в канцелярию. В это время он пишет заметки и повести под влиянием социалистов и Жорж Санд. С 1848 по 1855 год Салтыков проводит в ссылке из-за вольнодумия. В 1856-57 годах он печатает свои «Губернские очерки». В 1862 году он становится сотрудником популярного журнала «Современник».

Основные произведения

Бюст Салтыкова-Щедрина на родине

К основным произведениям Салтыкова-Щедрина стоит отнести роман «Господа Головлевы». Вначале автор написал несколько отдельных рассказов, но позже объединил их в роман, который вышел в 1880 году.

Центральное место в произведении занимает образ Иудушки Головлева, в котором соединился смехотворный комизм с трагизмом. Эта семейная хроника приобрела успех благодаря правдоподобности характеров и идеи романа.

Последние годы

Позднее творчество писателя характеризируется широким использованием приема гротеска. Последние сборники: «Сказки», «Мелочи жизни» и «Пешехонская старина». Не стало Салтыкова-Щедрина в 1889 году.

Хронологическая таблица

Год (годы) Событие
1826 Год рождения Салтыкова-Щедрина
1836-1838 Время учебы в Московском дворянском институте
1838-1844 Время учебы в Царскосельском лицее
1847 Дебют в прозе
1848-1855 Ссылка
1862-1864 Работа в журнале «Современник»
1880 Роман «Господа Головлевы»
1889 Не стало Салтыкова-Щедрина

Интересные факты из жизни писателя

  1. Будучи еще лицеистом Салтыков-Щедрин писал свои первые стихи. Но поэзия не прославила его.
  2. Ссылка из-за вольнодумия имела и положительный момент – там он познакомился с хорошей девушкой, которая станет его женой.
  3. Писатель был одаренным и отлично учился, но из-за сатирических произведений ему не присвоили высокий чин.

Память о писателе

Мемориальные музеи на честь Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина есть в его родном селе Спас-Угол, Твери, Кирове. Во многих городах России есть улицы, названные в честь этого знаменитого писателя.

Взрослая жизнь

В августе 1845 г. Михаил поступил в канцелярию военного министра, но только через 2 года он получил штатное место помощника секретаря. В это время литература занимает все больше времени в его жизни: он увлекается французскими социалистами и пробует писать небольшие произведения. Последние публикуются в «Отечественных записках»:

  1. В 1847 г. библиографические заметки и повесть «Противоречия». В первых видны неприязнь автора к рутине и крепостному праву, во второй выражены требования на свободную жизнь, без влияния среды.
  2. В 1848 г. — повесть «Запутанное дело». Некоторые сцены в ней были довольно сомнительны, например, размышление о том, что Россия богатая, а люди глупые, вот и умирают с голоду. Если бы она вышла немного раньше, то, вероятно, осталась бы незамеченной, но время выпуска совпало с Революцией во Франции и усилением цензуры.

Уже 28 апреля 1848 г. в наказание за вольнодумство Салтыкова выслали в Вятку. Там он получил место чиновника в губернском правлении. Благодаря трудолюбию и полному погружению в проблемы, Михаил вскоре был повышен до старшего чиновника по особым поручениям, дважды занимал место начальника канцелярии, а в августе 1850 г. получил должность советника правления.

В эти годы он смог изучить все темные стороны жизни простого народа. В свободное время занимался переводами, а для дочерей вице-губернатора Вятки даже составил «Краткую историю России».

В конце 1855 года ссылка была закончена, и писателю разрешили покинуть город. Вскоре, в начале 1856 г., он устроился в Министерство внутренних дел, а через несколько месяцев был повышен до чиновника особых поручений. В августе его отправили в командировку в Тверскую и Владимирскую губернии.

Хронологическая таблица жизни и творчества Салтыкова-Щедрина

27.01.1826 — Михаил Евграфович Салтыков (печатался как Николай Щедрин). родился в Тверская губерния (село Спас-Угол) в семье дворян.
1836 — Начал обучение в дворянском институте в Москве.

1838 — Как успешный ученик, переведен в лицей в Царском селе. Начало литературного творчества – писал стихи.

1841 – 1842 — В журнале «Библиотека для чтения» вышло несколько стихотворений.

1844 — Окончание учебы.

1844 – 1845 — Стихотворения напечатаны в журнале «Современник». Из-за грустного и меланхоличного содержания стихов получил прозвище «мрачного лицеиста». Позже стихотворений не писал.

Август 1845 — Начало службы чиновником, работа в канцелярии военного министерства.

1847 — Получил место штатного секретаря.

1847 – 1848 — В «Отечественных записках» вышла первая проза. Ужесточение цензуры в России после революции во Франции.

28 апреля 1848 год — Ссылка за вольнодумие (повесть «Запутанное дело») в Вятку (современное название – Киров).

3 июля 1848 — Определен на службу чиновником канцелярии. Не брал взяток и имел безупречную репутацию.

Ноябрь 1855 — Получил разрешение уехать из Вятки.

Февраль 1856 — Продолжение службы в Петербурге. Зачисление в Министерство внутренних дел.

Июнь 1856 — Продвижение в карьере. Назначение на должность чиновника особых поручений.

1856 — Женитьба на 16-летней Е.А. Болтиной, с которой познакомился в Вятке. Она была дочерью вице-губернатора. Брак, заключенный по любви, не стал счастливым, в том числе из-за ревности писателя. В семье писателя было 2 детей, сын и дочь.

1856 – 1858 — Возобновление литературной деятельности. «Губернские очерки».

Март 1858 — Назначение вице-губернатором сначала в Рязань, позже переведен на эту же должность в Тверь

Женитьба и семья

В 1856 году он женился на одной из дочерей вице-губернатора, Елизавете Аполлоновне Болтиной, с которой познакомился во время ссылки. Она была младше Михаила Евграфовича на 14 лет, кроме того, ее семья вскоре после знакомства переехала во Владимир, и писатель дважды нарушал запрет на выезд, чтобы повидать девушку. Мать Салтыкова была против: невеста слишком молода и небогата. Отец девушки также считал, что дочь еще не готова к семейной жизни.

Свадьба состоялась через год, в июне 1856 — жениху было 30 лет, невесте — всего 16. Мать Салтыкова не приехала. Отношения супругов складывались сложно — сказывалась разница в характерах, возрасте и воспитании. Елизавета была мягкой, терпеливой и не очень умной, часто в разговоре говорила глупости и жеманничала. Однако девушка была прекрасной хозяйкой, сумела правильно распорядиться наследством (муж регулярно влезал в долги и не желал покупать недвижимость, считая это глупостью), благодаря чему семья ни в чем не нуждалась. Она же переписывала произведения супруга.

У Салтыковых родились двое детей — Елизавета и Константин. Дети не проявляли никаких талантов, что расстраивало их отца.

Возвращение в литературу

Писатель возобновил литературную деятельность сразу после возвращения из ссылки. В 1856 году в «Русском вестнике» начали печататься его «Губернские очерки», подписанные псевдонимом «Щедрин». Они сразу стали популярны у публики: в 1857 они вышли отдельной книгой, а после выдержали немало переизданий. Но главное — они стали первопроходцами в «обличительной» литературе, рассказывающей о взятках, злоупотреблениях и психологии чиновников.

В марте 1858 Михаил Евграфович был назначен вице-губернатором Рязани, через 2 года переведен в Тверь. В это время он много пишет и печатается — в «Атенее», «Библиотеке для чтения», «Московском вестнике», «Русском вестнике», начиная с 1860 года — только в «Современнике». Впрочем, было и несколько «исключений»:

  1. В 1861 Щедрин напечатал несколько статей в «Московских ведомостях».
  2. В 1862 — несколько рассказов в журнале «Время».
  3. В 1863 вышли сборники «Сатиры в прозе» и «Невинные рассказы», позднее они были переизданы в 1881 и 1885.

В его произведениях местом действия сперва выступает город Крутогорск (Вятка), но вскоре все переносится в Глупов. Это собирательный образ российских городов с общими проблемами, типичными чиновниками и жителями. В 1869—1870 годах была написана «История одного города» — летопись Глупова.

В 1862 Михаил Евграфович вышел в отставку. Он хотел переехать в Москву и начать выпуск собственного журнала. Затея провалилась, и Салтыков отправился в Петербург, где в 1862—1864 был редактором «Современника». Там же он печатал свои работы — беллетристику, письма, театральные хроники и статьи.

Из-за постоянных проблем с цензурой Салтыков-Щедрин вскоре решает вновь выйти на службу, но в казенную палату:

  1. В конце 1864 он получил должность управляющего в Пензе.
  2. В 1866 переведен в Тулу.
  3. В октябре 1867 — в Рязань.

В эти годы он почти ничего не пишет, но тяга к литературе не пропала.

Последние годы

В 1868 г., когда «Отечественные записки» перешли под редакцию Некрасова, Щедрин вновь устроился туда, а через полгода окончательно вышел в отставку, чтобы посвятить себя журналу. После смерти Некрасова он стал ответственным редактором, проработав там до самого закрытия в 1884 году.

За все это время Салтыков-Щедрин публиковался только в журнале. Позднее большая часть работ была включена в сборники «Господа Головлевы», «История одного города», «Пошехонские рассказы», «Помпадуры и помпадурши» и другие.

Михаил Евграфович очень ценил литературу, деятельность журнала и «беседу» с читателем. Закрытие «Отечественных записок» сильно ударило по его здоровью, которое уже было подорвано. Мысли об одиночестве и разрыв связи с подписчиками подпитывали болезни. Салтыков-Щедрин писал, пока мог держать перо. Он умер 10 мая 1889 года и был погребен возле Тургенева.

Интересные факты

К аристократическому боярскому роду Салтыковых, по одним данным, Михаил Евграфович не относится. По другим, его семья — потомки нетитулованной ветви рода.

Михаил Салтыков – Щедрин придумал слово «мягкотелость».

Дети в семье писателя появились спустя 17 лет брака.

Существует несколько версий происхождения псевдонима Щедрин. Первая: в поместье Салтыковых жило много крестьян с такой фамилией. Вторая: Щедрин – фамилия купца, участника раскольнического движения, дело которого писатель расследовал в силу служебных обязанностей. «Французская» версия: один из вариантов перевода слова «щедрый» на французский язык – libéral. Именно излишнюю либеральную болтовню изобличал писатель в своих произведениях.

Краткая биография

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин прожил всего 63 года. За свою жизнь он создал немало произведений, которые нашли почитателей еще при жизни писателя.

Кратко познакимоться с писателем поможет хронологическая таблица жизни и творчества Салтыкова-Щедрина:

Дата Событие
27 января 1826 Дата рождения
1836−1838 Учеба в Московском дворянском институте
1838−1844 Учеба в Царскосельском лицее. Первые стихи и печать в «Современнике» и «Библиотеке для чтения»
1845 Начало службы в канцелярии военного министра
1847−1848 Публикация «Противоречия» и «Запутанного дела». Арест за «вредные мысли»
1848−1855 Ссылка в Вятку
1856 Свадьба с дочерью вице-губернатора Вятки
1858−1861 Вице-губернатор Рязани и Твери
1862 Выход в отставку. Сотрудничество с «Современником»
1864−1868 Возвращение на службу управляющим казенной палаты в Пензе, Туле, Рязани
1868 Окончательное увольнение
1868−1884 Сотрудничество с «Отечественными записками», с 1878 — ответственный редактор
10 мая 1889 Смерть

Салтыков-Щедрин многим известен как выдающийся писатель, автор сатирических сказок и рассказов, но он также проявил себя в роли журналиста и редактора журнала «Отечественные записки». Кроме того, он почти всю жизнь посвятил государственной службе и даже получил место вице-губернатора Рязанской и Тверской областей.

Интересные ответы

  • Психология
  • Тихий океан — доклад сообщение (2, 5, 7 класс)
    Тихий океан является наиболее крупным океаном на планете, общая площадь которого приближается к 180 млн. кв. км. Тихий океан на планете занимает больше территории, чем вся суша.
  • Жизнь и творчество Аркадия Гайдара
    Аркадий Петрович Гайдар (1904-1941 гг.), настоящей фамилией которого является Голиков, относится к одному из известных советских писателей, посвятившего свое творчество детской аудитории.
  • Черепаха — доклад сообщение
    Черепахи одни из древних животных. Точной даты их появления не установлено, но большинство ученых определяют, что им уже более 220 миллионов лет.
  • Война Алой и Белой розы краткое содержание Войны роз
    Династией Ланкастеров в Англии правила француженка — Маргарита, это вызвало недовольство династии Йорков. Бароны северной Англии и Ирландии приняли сторону Ланкастеров. Тогда как Йоркам помогали феодалы, купцы и горожане.

( 1 оценка, среднее 5 из 5 )

В этом произведении, которое язык не поворачивается назвать сказкой, уж слишком печальное получилось повествование, Салтыков-Щедрин описывает жизнь крестьянского коня, Коняги. Символически под образом Коняги подразумеваются крестьяне, труд которых такой же изматывающий и беспросветный. Текст может быть использован для читательского дневника, сократите его еще немного, если необходимо.

Сказка начинается с того, что Коняга лежит у дороги после пашни трудной каменистой полосы и дремлет. Его хозяин дал ему передышку, чтобы животинка поела, но сил на еду у Коняги уже нет.

Далее следует описание Коняги: обычная рабочая лошадь, замученная, со сваленной гривой, больными глазами, разбитыми ногами и обожженными плечами, очень худая – ребра торчат. Работает конь с утра до вечера – летом пашет, а зимой на нем доставляют товар на продажу – «произведения возит».

Кормят и ухаживают за ним плохо, поэтому сил набраться ему неоткуда. Если летом еще можно травки пощипать, то зимой Коняга питается только прелой соломой. Поэтому к весне он совсем без сил, для работы в поле его приходится поднимать при помощи жердей.

Но все же, с хозяином Коняге повезло – мужик он добрый и зря «его не калечит». Трудятся они оба до изнеможения: «пройдут борозду из конца в конец — и оба дрожат: вот она, смерть, пришла!».

Далее Салтыков-Щедрин описывает крестьянское поселение – в центре узкая дорога (проселок), которая соединяет деревушки, а по краям — поля бескрайние. Автор сравнивает поля с неподвижной громадой, внутри которых должна быть сила сказочная, как будто заточенная в плену. И никто силу эту не может освободить, так как все-таки не сказочное это произведения, а реальная жизнь. Хоть и бьются мужик с Конягой над этой задачей всю жизнь, но не освобождается сила, и узы мужика не спадают, и плечи Коняги не исцеляются.

Сейчас Коняга лежит на солнце и страдает от жары. Мухи да оводы его кусают, внутри все болит, а пожаловаться он не может. «И в этой утехе бог бессловесной животине отказал». И отдых для него совсем не отдых, а агония; и сон — не сон, а бессвязная «хмара» (это слово символически обозначает забытье, а фактически в старорусском обозначало облако, тучу, туман).

У Коняги нет выбора, поле, в котором он работает, бесконечно, хоть и исходил он его во все стороны. Для людей поле – это простор и «поэзия», а для наших героев – кабала. Да и природа для Коняги не мать, а истязательница – горячие лучи солнца палят нещадно, мороз, ветер и другие проявления природной стихии тоже мучают его. Все, что он способен ощущать – это боль и усталость.

Он создан для тяжелого труда, это и есть смысл его существования. Конца и края нет его работе, поэтому и корма, и отдыха ему дается ровно на том уровне, чтобы он все еще продолжал хоть как-то жить и мог физически трудиться.

Мимо него, лежащего и обессиленного, проходят пустоплясы – так автор называет коней, у которых другая судьба. Хоть они и братья, но Коняга родился грубым и бесчувственным, а Пустопляс, наоборот, чувствительным и обходительным. И поэтому старый конь, их отец, повелевал, чтобы Коняга работал, ел только прелую солому и пил из грязной лужи, а другой сын всегда был в теплом стойле, на мягкой соломе и кушал овес. Как нетрудно догадаться, в образе пустоплясов Салтыков-Щедрин изображает другие слои общества – дворян и помещиков, которым не нужно так тяжело работать.

Далее в сказке пустоплясы обсуждают Конягу, рассуждают о причинах его бессмертия – хоть и бьют его нещадно, и работает он без отдыха, но все равно почему-то живет. Первый пустопляс считает, что от работы у Коняги выработался здравый смысл, от которого он просто смирился. Второй считает Конягу носителем жизни духа и духа жизни. Эти два духовных сокровища якобы и делают коня неуязвимым. Третий говорит о том, что Коняга нашел смысл в своем труде, а вот пустоплясы такой смысл давно утратили. Четвертый считает, что конь уже давно притерпелся тянуть свою лямку, хоть и еле жизнь в нем теплится, но кнутом его всегда можно взбодрить. И Коняг таких много, все они одинаковые, пользуйся их трудом сколько угодно, никуда они не денутся.

Но их спор прерывается на самом интересном месте — просыпается мужик, и его окрик будит Конягу. И тут пустоплясы заходятся от восторга, любуются тем, как животное пытается подняться, и даже советуют учиться у него. «Н-но, каторжный, н-но!» — этими словами заканчивается сказка.

Другие пересказы сказок Салтыкова-Щедрина:

skazka premudryj peskar saltykov schedrin

skazka saltykova schedrina samootverzhennyj zayac

Волк — самый страшный хищник в лесу. Он не щадит ни зайцев, ни овец. Он в состояние убить весь скот у обычного мужика и оставить его семью голодать. Но и мужик, разозлившийся волка без наказания, не оставит.

Богатырь

В некоторой стране родился Богатырь. Родила его и вырастила Баба-яга. Он вырос высокий и грозный. Родительница его отдыхать уехала, и получил он свободу невиданную.

Верный Трезор

Трезор находился на сторожевой службе у купца Воротилова Никанора Семеновича. Верно, службу нес Трезор, с поста охраны никуда не отлучался.

Ворон-челобитчик

Жил на свете один старый ворон, он с тоской вспоминал давние времена, когда все было по — другому, вороны не воровали, а честным путем добывали себе еду. У него болело сердце от таких дум.

Вяленая вобла

Вяленая вобла – это произведение Михаила Евграфовича Салтыкова – Щедрина, русского писателя с великим сатирическим талантом.

Гиена

Рассказ — поучение «Гиена» — это рассуждение о том, как некоторые люди схожи с гиенами.

Господа Головлевы

Автор в своем произведении показал, к какому исходу приводит «головлевщина». Несмотря на трагичность развязки романа, Салтыков-Щедрин дает понять, что в самом опустившемся, лживом и выжившем из ума человеке возможно пробуждение совести.

Деревенский пожар

Произведение «Деревенский пожар» повествует нам о трагических событиях, произошедших в деревне Софонихе. Жарким июньским днем, когда все бабы и мужики работали в поле, в селении произошел пожар.

Дикий помещик

В рассказе говорится о зажиточном помещике. Больше всего на свете его печалили простые мужики. Получилось так, что его желание исполнилось, и остался он один в своём поместье

Дурак

В стародавние времена произошла эта история. Жили на свете муж с женой, они были довольно умны, а родился у них сын – дурак. Родители спорили, в кого же он такой уродился, и назвали младенца Иванушкой.

История одного города

За столетнюю историю сменилось 22 градоначальника. И обо всех архивариусы, составлявшие летопись, писали правдиво. Город торговал квасом, печенкой и вареными яйцами.

Карась идеалист

Произошёл спор между карасём и ершом. Ёрш доказывал, что нельзя всю жизнь прожить и не обманывать. Карась – идеалист главный герой рассказа. Проживает в тихом месте и ведёт дискуссии по поводу того, что рыбы не могут, есть друг друга.

Кисель

Кухарка сварила кисель, и позвала всех к столу. Господа с удовольствием отведали кушанье, да и деток своих накормили. Всем понравился кисель, он был очень вкусным. Поварихе наказали каждый день готовить это блюдо

Коняга

Коняга – замученная кляча с выпяченными ребрами, свалявшейся гривой, отвислой верхней губой, разбитыми ногами. Каторжной работой замучен Коняга

Либерал

В одной стране жил либерал, который, в силу собственных прихотей, весьма скептически относился ко многим вещам. Личные взгляды и убеждения вынуждали его порой высказывать недоверчивые суждения о происходящем вокруг.

Медведь на воеводстве

Сказка состоит из маленьких рассказов о трёх героях – Топтыгиных. Все три были посланы Львом (по сути – монархом) в дальний лес на воеводство.

Орел-меценат

В этом произведении власть в лесах-полях захватывает Орёл. Понятно, что он не лев, даже не медведь, что орлы обычно живут разбоем… Но этот Орёл решил другим пример дать, пожить как помещик.

Повесть о том как один мужик двух генералов прокормил

В данном произведении рассказывается о том, как два генерала, привыкшие жить без забот и не умеющие ничего делать, попали на необитаемый остров. Одолел их голод, стали они искать пропитание, но так как не были приспособлены

Премудрый пескарь

Премудрый пескарь прожил всю жизнь в норе, что выстроил сам. Боялся за жизнь свою, и считал себя премудрым. Помнил о рассказах отца и матери об опасностях.

Пропала совесть

Рассказ о том, что у людей вдруг пропала совесть. Без неё, как оказалось, жить стало лучше. Люди начали грабить, и в конце концов остервенели. Совесть всеми забытая лежала на дороге

Рождественская сказка

На празднике рождества, священник в церкви произнёс прекрасные слова. Он рассказал сущность правды, то что она была дана нам вместе с приходом Иисуса и проявлялась в его любой жизненной ситуации.

Самоотверженный заяц

В образе зайца передан русский народ, который предан до последнего своим царским господам – волкам. Волки же, как истинные хищники, издеваются и едят зайцев. Заяц торопится на помолвку к зайчихе и не останавливается перед волком, когда тот просит.

Соседи

В некотором селенье жили два Ивана. Они были соседями, один был богатый, другой бедный. Оба Ивана были очень хорошими людьми.

Об авторе

Детство Салтыкова-Щедрина прошло не весело, так как мать, рано выйдя замуж, превратилась в жестокую воспитательницу шестерых детей, последним из которых был Михаил. Однако благодаря этой строгости ему удалось выучить несколько языков и, получив хорошее образование в доме поступить в институт. Именно благодаря этому учебному заведение он при окончании получил государственный чин, а также в последующем работал журналистом, далее редактором.

Не смотря на все старания родителей сделать из него элиту общества, Салтыков не поддавался этому и вырос сквернословящим и бесшабашным парнем. Однако в учебе он преуспевал, за что получил звание секретаря колледжа, затем повысился до советника, что не скажешь о стихах, которые писались вольнодумно.

Свои сочинения писатель продолжил в канцелярии военного ведомства, в повестях которых поднимал вопросы революции, после чего попадает в ссылку.

Михаил был писателем сатиры, умеющий умело выражаться эзоповым языком, произведения которого все еще актуальны своим содержанием.

После ссылки в Вятку с чудом возвращается в Петербург и становится чиновником внутренних дел, не останавливаясь в творчестве, пишет рассказы «Губернские очерки», которые стали основой в интенсивном развитии литературы в Руси.

Хорошо зная, чиновных особ и представителей он создавал образы, в которых описывал характеры и моральные качества дворян с сопоставлением с бродягами. К примеру «История одного города» был написан на высоком уровне, полный сатиры и гротеска, приводящие факты того времени.

В сказке «Премудрый пискарь» повествующий о рыбке характеризует взяточников, карьеристов и глупцов, за которыми тянутся толпы людей бессмысленно идущие за ними и их поступками.

«Дикий помещик» опять таки рассказывает о цинизме, где сравнение происходит уже с простым трудящимся народом.

В настоящей статье нет возможности рассмотреть все «сказочное» наследие М.Е. Салтыкова-Щедрина. Поэтому анализу и пересказу подвергнутся только наиболее известные «сказочные» сочинения автора произведения «Господа Головлёвы».

Список такой:

  • «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» (1869).
  • «Дикий помещик» (1869).
  • «Премудрый пискарь» (1883).

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» (1869)

Сюжет прост: два генерала волшебным образом попали на Сначала они ничего не делали, но потом проголодались, и нужда погнала их на разведку. Генералы обнаружили, что остров богат всякими дарами: овощами, фруктами, зверями. Но, так как они всю жизнь прослужили в конторах и ничего, кроме «прошу зарегистрировать», не знали, то им все равно, есть эти дары или нет. Как вдруг один из генералов предположил: наверное, обязательно где-то на острове валяется мужик под деревом без дела. Их генеральская задача — его найти и заставить работать. Сказано — сделано. Так оно и вышло. Генералы запрягли мужика, словно коня, в работу, и он им охотился, срывал для них фрукты с деревьев. Потом генералы притомились и заставили мужика построить им лодку и отволочь их обратно к Так мужик и сделал, и получил за это «щедрое» вознаграждение, которое с благодарностью принял и отбыл обратно к себе на остров. Таково краткое содержание. Салтыков-Щедрин сказки писал вдохновенные.

Здесь все просто. М.Е. Салтыковым-Щедриным высмеивается необразованность русской элиты того времени. Генералы в сказке непроходимо тупы и беспомощны, но при этом чванливы, высокомерны и совершенно не ценят людей. Образ же «русского мужика», напротив, выписывается Щедриным с особой любовью. Рядовой человек 19 века в изображении автора находчив, смекалист, все умеет и может, но при этом совершенно не гордится собой. Одним словом, идеал человека. Это краткое содержание. Салтыков-Щедрин сказки создавал идейные, даже можно сказать идеологические.

771685

«Дикий помещик» (1869)

У первой и второй сказки, рассматриваемой в настоящей статье, совпадают годы публикации. И это неспроста, потому что их роднит еще и тема. Сюжет этой истории совершенно обычен для Щедрина и оттого абсурден: помещику надоели его мужики, он посчитал, что они портят его воздух и его землю. Барин буквально обезумел на почве собственности и все молился Богу, чтобы тот его избавил от «вонючего» мужика. Крестьянам тоже было не слишком сладко служить у такого странного помещика, и они молили Бога, чтобы он их избавил от такой жизни. Бог пожалел мужиков и стер их с лица помещичьей земли.

Сначала у помещика все шло хорошо, но потом у него стали кончаться запасы еды и воды, и он с каждым днем становился все более диким. Любопытно и то, что первое время к нему приезжали гости и хвалили, когда узнавали, как он лихо избавился от этого ненавистного «запаха мужика» в воздухе. Одна беда: вместе с мужиком пропала из дома вся еда. Нет, мужик не ограбил барина. Просто сам русский аристократ по своей природе ни к чему не приспособлен и ничего не умеет.

Помещик все более дичал, а близлежащая местность все больше приходила в запустение без мужика. Но потом над ней пролетал косяк мужиков и высадил свой десант на эту землю. Снова появились продукты, снова жизнь пошла, как надо.

Помещик к тому времени ушел в леса. За изгнание мужика помещика осуждали даже лесные звери. Такие дела. Закончилось все хорошо. Помещика изловили в лесах, подстригли и даже научили снова пользовался носовым платком, но он все равно скучал по воле. Жизнь в поместье его угнетала теперь. Так можно закончить краткое содержание. Салтыков-Щедрин сказки создавал правдивые и наполненные моральным смыслом.

Оно практически совпадает с предыдущей сказкой о двух генералах. Единственное, что представляется любопытным, — это тоска помещика по воле, по лесам. Видимо, по мнению автора произведения, помещики сами бессознательно страдали от утраты смысла жизни.

«Премудрый пискарь» (1883)

771687

Пискарь рассказывает свою историю. Его родители прожили долгую жизнь и умерли своей смертью (большая редкость среди маленьких рыбок). А все потому, что были очень осторожны. Отец героя рассказывал много раз ему историю, как он чуть не попал в уху, и спасло его только чудо. Под влиянием этих рассказов наш пискарь вырывает себе где-то норку и все время там прячется из расчета «как бы чего ни вышло». Выбирается только по ночам, когда меньше всего вероятность быть съеденным. Так и живет. Пока не становится старым и не умирает, скорее всего, своей смертью. Это краткое содержание.

Салтыков-Щедрин: сказки. Идейное содержание

Последняя сказка в нашем списке значительно богаче по своему идейному содержанию, чем две предыдущие. Это уже даже и не сказка, а философская притча с экзистенциальным содержанием. Правда, ее можно прочесть не только экзистенциально, но и психоаналитически.

Психоаналитическая версия.
Пискаря до смерти напугало чудесное спасение отца от кипящего котла. И эта травмирующая ситуация бросила тень на всю его последующую жизнь. Можно сказать, что пискарь изживал не свой страх, и его была прочерчена чужой, родительской фобией.

Экзистенциальная версия.
Начнем с того, что слово «премудрый» употребляется Щедриным в прямо противоположном смысле. Вся стратегия жизни пискаря учит тому, как жить нельзя. Он спрятался от жизни, не следовал своему пути и предназначению, поэтому прожил хоть и долго, но бессодержательно.

Общий недостаток школьной программы

Когда писатель становится классиком, то его сразу начинают изучать в школах. Он вливается в школьную программу. А это значит, изучаются в школе и те, что написал Салтыков-Щедрин, сказки (содержание краткое чаще всего избирают для прочтения современные школьники). И это само по себе неплохо, но такой подход упрощает автора и делает его сочинителем двух-трех произведений. К тому же он создает стандартное и шаблонное человеческое мышление. А схемы обычно не располагают к развитию способности мыслить творчески. Чему в идеале должна учить школа.

Как этого избежать? Очень просто: после прочтения настоящей статьи и ознакомления с темой «Салтыков-Щедрин. Сказки. Краткое изложение сюжетного и идейного содержания» нужно в обязательном порядке прочесть как можно больше его произведений, которые находятся вне школьной программы.

Всем известно, что сказки с удовольствием читают дети, но жанр сказки существует не только для детей. Освещая разные социальные проблемы, к жанру сказки прибегал Салтыков-Щедрин. Давайте познакомимся со сказкой для взрослых Дикий помещик, которой пригодится для нашего читательского дневника.

Краткое содержание сказки Салтыкова-Щедрина знакомит читателя с князем, который был богатым, но слишком глупым. То и дело перелистывал ежедневно газету Весть и раскладывал свои пасьянсы, думая о том, насколько бесполезен мужик. Часто он просил бога избавить поместье от мужика, но всевышний не внимал его просьбе, понимая насколько глуп помещик. Чтобы добиться своего, он начинает давить мужиков штрафами и налогами. Те и попросили бога, чтобы в поместье не оказалось ни одного мужика. И в этот раз Господь удовлетворил просьбу.

Живет помещик, не нарадуется чистому воздуху. Правда, все его дураком из-за подобного желания называли. Теперь и готовить некому было, и убирать. Надумал пригласить к себе театр, но даже занавес поднять было некому. Актеры и уехали. Решил пригласить гостей, которые пришли голодными, да кроме пряников да леденцов у князя ничего не оказалось. Недовольные гости разбежались, называя помещика глупым дураком.

Князь же стоит на своем, постоянно размышляя об английских машинах. Мечтая о саде, что будет расти возле дома, да о коровах, которые разведет в своем поместье. Иногда забудется помещик, зовет слугу, а никто не идет. Приехал к помещику как-то исправник, жалуясь, что некому теперь налоги платить, мужика-то нет. Рынок опустел, имение приходит в упадок. И тоже называет помещика глупым. Тот уже и сам помещик стал думать, неужели он и правда глуп, но все равно своего придерживается.

Тем временем поместье заросло, запустело, даже медведь появился. Сам же помещик одичал, оброс волосами, что даже в холод ему не было холодно. Уже и человеческая речь стала забываться. Стал охотится на зайца, и как дикарь, поедать добычу прямо со шкурой. Стал сильным и даже завел дружеские отношения с медведем.

В это время исправник поднял вопрос пропажи мужиков и на совете принимают решение, изловить мужика и вернуть обратно. Князя же наставить на путь истинный, чтобы не чинил препятствий в дальнейшем и не чинил препятствий по поводу поступления налогов в казну. Так и было сделано. Мужик теперь в поместье, хозяина привели в порядок. Имение тут же стало прибыльным. На рынках появилась продукция. Хозяина поручили под присмотр слуге Сеньке, отобрав при этом у князя его любимую газету. Помещик живет и по сей день, изредка умываясь по принуждению и временами мыча и жалея о диком этапе своей жизни.

МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖИ

 РЕСПУБЛИКИ
КРЫМ

Государственное
бюджетное профессиональное образовательное учреждение  Республики Крым «Сакский технологический техникум»

МЕТОДИЧЕСКАЯ
РАЗРАБОТКА УРОКА

по дисциплине
«Литература»

Тема :« Жизненный и творческий путь М.Е.
Салтыкова-Щедрина. Жанровое своеобразие произведений. Гротеск, аллегория,
символика, язык, обобщающий смысл сказок
»

Разработала
преподаватель русского языка и литературы

                              
Покотило Любовь Юрьевна

Тема 1.2.6. Михаил
Евграфович Салтыков-Щедрин (1826—1889)                 

Урок № 43

Тема: Жизненный
и творческий путь М.Е. Салтыкова-Щедрина. Жанровое своеобразие произведений.
Гротеск, аллегория, символика, язык, обобщающий смысл сказок.   

Цель: познакомить
студентов с жизнью и творчеством писателя; определить жанровое своеобразие
произведений; дать определение понятиям «гротеск», «аллегория», «эзопов язык»;
развивать умения студентов пользоваться дополнительными источниками информации;
воспитывать любовь к литературе.

Оснащение:
презентация, тексты сказок, аудиозапись сказки «Коняга», текст сказки.

Тип урока:
комбинированный:

Вид урока:
изучение нового материала.

Технологии:

-Информационно-коммуникационные:

 поиск студентами
дополнительной информации;

ИКТ-технологии
(презентация, аудиозапись ( фрагмент);

творческое задание
к сказке «Коняга» (рисунки);

 составление
сенкана (на этапе подведения итогов);

-Проблемные вопросы
на обоснование, конкретизацию, логику рассуждения

Ход
урока

Я
писатель,

 в
этом мое призвание

1.Организационный
момент.

2.Объявление темы,
определение целей урока.

3.Мотивация
учебной деятельности студентов.

Сегодня на уроке
мы познакомимся с жизнью и творчеством М.Е.Салтыкова-Щедрина. Всю свою жизнь он
посвятил борьбе за освобождение русского народа, критикуя в своих произведениях
самодержавие и крепостничество, а после реформы 1861 года — пережитки крепостного
права, оставшиеся в быту и психологии людей. На примере этого писателя мы
увидим искреннюю любовь к своему народу, неравнодушие к тяжело работающим
людям, которые обмануты власть имущими. И этой любви мы попробуем научиться у
него.

4.Работа с новой
темой

Сообщение студента

Характеристика общественно-исторической
жизни России 70-х годов
 XIX века.

В конце 60-х, в 70-е годы в России поднимается очередная волна
крестьянских бунтов. Миллионы нищих, бесправных крестьян не желали терпеть
остатков крепостничества и покорно сносить новые формы буржуазного гнета. А тут
еще неурожаи, эпидемии, «хроническое голодание».

Бунтующее крестьянство не было способно на организованную
борьбу.  Его протест выразила революционная молодежь 70-х годов –
НАРОДНИКИ.

Тысячи юношей и девушек из интеллигентных, обеспеченных семей
«пошли в народ», рассчитывая поднять крестьянство на социалистическую
революцию. А царское правительство довершило разгром: сотни народников были
заключены в тюрьмы, сосланы на каторгу, отправлены в ссылку.

Тогда оставшиеся на свободе перешли к террору. Было совершено
покушение на Александра II. В результате – царь был смертельно ранен. Александр
III начал с казни организаторов покушений – Желябова и его товарищей. Маховик
реакции раскручивался все сильнее и сильнее, пока в конце концов не ударил по
«Отечественным запискам» Салтыкова-Щедрина (апрель 1884).

Н.А.Некрасов и М.Е. Салтыков-Щедрин в 70-е годы продолжили дело
Чернышевского и Добролюбова, а в «Отечественных записках» воспитали целую
группу писателей-разночинцев.

Именно в эти годы появилась поэма «Кому на Руси жить хорошо»,
основные произведения Салтыкова-Щедрина. В те же 70-е годы  Л.Н.Толстой
публикует роман «Анна Каренина», во второй половине 60-х гг. Ф.М.Достоевский
создает один из лучших своих романов – «Преступление и наказание», а в 70-е гг.
– романы «Идиот», «Бесы», «Подросток», «Братья Карамазовы».

Преподаватель

Именно на это неспокойное время пришелся пик славы
Салтыкова-Щедрина. Но кто же это? Откуда берёт начало столь известный писатель?

Работа с эпиграфом

Знакомство с жизнью и творчеством писателя (презентация)

Родился 15 января (27 н.с.) в селе
Спас-Угол Тверской губернии в старинной дворянской семье. Детские годы прошли в
родовом имении отца. Первое образование в биографии Салтыкова-Щедрина (Щедрин —
псевдоним) было получено в домашних условиях – с ним занимались: сестра,
священник, гувернантка. Затем он учился в Московском дворянском институте,
Царскосельском лицее. Во время обучения в лицее начали печататься его
стихотворения, однако позже разочаровавшись в своей поэзии, оставил это
занятие.

Чтение стихотворения студентом

  ВЕСНА

   Люблю весну я;
все благоухает

   И смотрит так
приветливо, светло

   Она наш дух
усталый пробуждает;

   Блистает солнце —
на сердце тепло!

   Толпятся мысли
быстрой чередою,

   Ни облачка на
небе — чудный день!

   Скажите же, ужель
печали тень

   Вас омрачит?
Чудесной тишиною

   Объят весь мир,
чуть слышно, как поет

   Над быстрой
речкой иволга уныло…

   Весною вновь все
дышит и живет

   И чувствует
неведомые силы.

   И часто мы вдвоем
с тобой встречали

   Весною солнце
раннею порой;

   Любили мы
смотреть, как убегали

   Ночные тени;
скоро за горой

   И солнце
удивлялось: вид прелестный!

   Чуть дышит тихий
ветер; все молчит,

   Вдали село объято
сном лежит

   И речка вьется;
свежестью чудесной

   Проникнут воздух
чистый, над рекой

   Станицы птиц,
кружась, летают; поле

   Стадами
покрывается; душой

   Все вновь живет,
и просит сердце воли…

   А вечера
весенние?

    В 1844 после окончания лицея служил
чиновником в канцелярии Военного министерства. «…Везде долг, везде
принуждение, везде скука и ложь…», такую характеристику дал он
бюрократическому Петербургу. Другая жизнь более привлекала Салтыкова: общение с
литераторами, посещение «пятниц» Петрашевского, где собирались
философы, ученые, литераторы, военные, объединенные антикрепостническими
настроениями, поисками идеалов справедливого общества.

    Первые повести Салтыкова
«Противоречия» (1847), «Запутанное дело» (1848) своей
острой социальной проблематикой обратили на себя внимание властей, напуганных
французской революцией 1848. Писатель был выслан в Вятку за «…вредный
образ мыслей и пагубное стремление к распространению идей, протрясших уже всю
Западную Европу…». В течение восьми лет живет в Вятке, где в 1850 был
назначен на должность советника в губернском правлении. Это дало возможность
часто бывать в командировках и наблюдать чиновный мир и крестьянскую жизнь.
Впечатления этих лет окажут влияние на сатирическое направление творчества
писателя. В конце 1855 после смерти Николая 1, получив право «проживать
где пожелает», возвращается в Петербург и возобновляет литературную
работу. В 1856 — 57 были написаны «Губернские очерки», изданные от
имени «надворного советника Н. Щедрина», ставшего известным всей
читающей России, назвавшей его наследником Гоголя.

    В это время женится на 17-летней
дочери вятского вице-губернатора, Е. Болтиной. Салтыков стремился сочетать труд
писателя с государственной службой. В 1856 — 58 был чиновником особых поручений
в Министерстве внутренних дел, где были сосредоточены работы по подготовке
крестьянской реформы.

    В 1858 — 62 служил вице-губернатором в
Рязани, затем в Твери. Всегда стремился окружать себя на месте своей службы
людьми честными, молодыми и образованными, увольняя взяточников и воров.

    В эти годы пишет рассказы и очерки
(«Невинные рассказы», 1857 — 63; «Сатиры в прозе», 1859 —
62), а также статьи по крестьянскому вопросу.

    В 1862 выходит в отставку, переезжает
в Петербург и по приглашению Некрасова входит в редакцию журнала
«Современник», который в это время испытывает огромные трудности
(Добролюбов скончался, Чернышевский заключен в Петропавловскую крепость).
Салтыков берет на себя огромную писательскую и редакторскую работу. Но главное
внимание отдает ежемесячному обозрению «Наша общественная жизнь»,
которое стало памятником русской публицистики эпохи 1860-х.

    В 1864 Салтыков выходит из редакции
«Современника», причиной послужили внутрижурнальные разногласия по
вопросам тактики общественной борьбы в новых условиях. Возвращается на
государственную службу.

    В 1865 — 68 возглавлял Казенные палаты
в Пензе, Туле, Рязани; наблюдения за жизнью этих городов легли в основу
«Писем о провинции» (1869). Частая смена мест службы объясняется
конфликтами с начальниками губерний, над которыми писатель «смеялся»
в памфлетах-гротесках. После жалобы рязанского губернатора Салтыков в 1868 был
отправлен в отставку в чине действительного статского советника. Переезжает в
Петербург, принимает приглашение Н. Некрасова стать соредактором журнала
«Отечественные записки», где работает в 1868 — 84. Салтыков теперь
целиком отдается литературной деятельности. В 1869 — 70 пишет «Историю
одного города», вершину своего сатирического искусства.

    В 1875 — 76 лечился за границей,
посещал страны Западной Европы в разные годы жизни. В Париже встречался с
Тургеневым, Флобером, Золя.

    В 1880-е сатира Салтыкова достигает
кульминации в своем гневе и гротеске: «Современные идиллии» (1877 —
83); «Господа Головлевы» (1880); «Пошехонские рассказы»
(1883 — 84).

    В 1884 журнал «Отечественные
записки» был закрыт, после чего Салтыков вынужден был печататься в журнале
«Вестник Европы».

    В последние годы жизни создал свои
шедевры: «Сказки» (1882 — 86); «Мелочи жизни» (1886 — 87);
«Пошехонская старина» (1887 — 89). За несколько дней до смерти он
написал первые страницы нового произведения «Забытые слова», где
хотел напомнить «пестрым людям» 1880-х об утраченных ими словах:
«совесть, отечество, человечество …другие там еще…».

Умер Михаил Евграфович 10 мая (28 апреля
по старому стилю) 1889 в Санкт-Петербурге, похоронен рядом с Иваном Тургеневым.

Сообщения студентов об интересных фактах из жизни писателя.

1.У будущего писателя была деспотичная мать. Забелина
Ольга Михайловна была напрочь лишена человечности, и ее образ позже воплотится
в «Господах Головлевых». В семье было шестеро детей, и, несмотря на то, что
Миша слыл любимчиком, семейных разборок он навидался сполна. Но мальчика это будто,
наоборот, закалило. Период до десяти лет автор впоследствии почти
автобиографично опишет в «Пошехонской старине». Салтыков всегда вспоминал свое
детство с горечью и, как правило, не любил о нем говорить. Детство его
проходило в основном в одиночестве, все старшие дети уже разъехались учиться. А
воспитанием его мало занимались по-настоящему.

2.Интересные факты из жизни Салтыкова-Щедрина
начинаются уже с его фамилии. Из двух ее частей настоящей является первая –
Салтыков, а вторая – Щедрин – появилась позже как псевдоним. Жизнь его будто
делится на две части: Салтыков – чиновник, и Щедрин – литератор, сатирик,
писатель. В 1847 году состоялся дебют Салтыкова-Щедрина как литератора. Сначала
рецензии, а потом две повести, опубликованные в журнале «Отечественные
записки». Выходили они под псевдонимами М. Непанов и М. С.

Настоящая слава к нему пришла в 1856 году,
когда он опубликовал свой цикл «Губернские очерки», с этого момента и вошел в
практику псевдоним Николай Щедрин, впоследствии ставший составляющей его
фамилии. А также появилась традиция публиковать свои произведения циклами.

3.Период обучения в Царскосельском, а затем в
Александровском лицее становится и периодом начала творчества
Салтыкова-Щедрина. Примечательно, что стихи, которые он писал в то время,
характеризовались учителями как «неодобрительные» . И касалось это не стиля, а
содержания, ведь уже тогда Михаил начинал проявлять свою склонность к
высмеиванию недостатков окружающего его мира. Эти стихи в сочетании с далеко не
идеальным поведением заставили Михаила окончить Александровский лицей по
второму разряду. Хотя с его знаниями он вполне мог получить и первый разряд.

Преподаватель.

Мы уже говорили о том, что писатель обратился к
жанру сказки. Как вы думаете, почему он выбрал именно эту форму
повествования?
(Сказки Салтыков — Щедрин писал,
чтобы притупить бдительность цензуры на столь сатирические произведения._

-Итак,
сатирик обратился к этому жанру  из-за цензурных преследований. Чтобы обойти
цензурные препятствия, Салтыков — Щедрин создал особый язык, особую манеру
письма. Язык он называет “эзоповским”, а манеру “ рабьей”, так как рождается
она в обществе, где нет свободы слова, где честные люди, по выражению Герцена,
жили “с кляпом во рту”.


Что такое эзопов  язык? Что вы знаете об этом художественном приеме?

Сообщение.

Эзопов
язык
— вынужденное иносказание, художественная
речь, насыщенная недомолвками и ироническими насмешками. Выражение восходит к
легендарному образу древнегреческого поэта VI века до н. э. Эзопа, создателя
жанра басни. Раб по происхождению, Эзоп, чтобы говорить правду о современниках,
вынужден был прибегать к аллегорическим образам животных, птиц. Эзопова речь —
своеобразная форма сатирической речи. Это целая система обманных сатирических
приемов, призванных выразить художественно-публицистическую мысль не прямо, а
иносказательно.

В
России эзопов язык широко использовался сатириками. Объяснение этому можно
найти в знаменитом словаре Владимира Даля. Он писал: «Цензурные строгости
вызвали небывалый расцвет эзоповского языка. Русские писатели, вследствие
притеснений цензуры, вынуждены были писать эзоповским языком» Наиболее видные
из них — И. А. Крылов, прославившийся своими баснями, и, конечно же, любимый
многими М. Е. Салтыков-Щедрин с его злой и беспощадной сатирой, призванной
«отправлять в царство теней все отживающее»

Этим
языком и в этой манере написано большинство произведений Щедрина. Среди них — и
цикл «Сказки для детей изрядного возраста»

-Ребята,
как вы понимаете смысл выражения  «для детей изрядного возраста»?

(Салтыков-Щедрин
пишет «сказки» «для детей изрядного возраста», то есть для
взрослого читателя, которому надо от¬крыть глаза на жизнь. Сказка по простоте
своей формы дос¬тупна любому, даже неискушенному читателю, и поэтому осо¬бенно
опасна для тех, кто в ней высмеивается. Опираясь на народную мудрость,
используя богатство народной речи и образы, созданные народом, проникнувшись
чисто народным юмором, Щедрин создаёт произведения, цель которых — пробудить
народ, воспитать его в свободолюбивом духе, всколыхнуть в нём чувство
собственного достоинства, чувство ответственности за свою жизнь. Великий
сатирик стремится к тому, чтобы “дети изрядного возраста” возмужали.)


Салтыкова – Щедрина называют великим сатириком.  Скажите, что такое сатира? Чем
она отличается от юмора? (слайд 16)

(Сатира
— вид комического, наиболее беспощадно осмеивающий человеческое несовершенство,
гневное, обличающее изображение пороков человека или общества)

Юмор
— это мягкая форма комического, смех добродушный, не ставящий целью обличение
человека, явления.)


Что такое ирония и сарказм? Чем они отличаются друг от друга?

B)
Если произведение осмеивает и содержит в себе оценку того, что осмеивается,
представляет собой тонкую, скрытую насмешку, – это ирония.

Г)
Если в произведении проявляется злая, язвительная, обличающая, а иногда и
горькая насмешка, – это сарказм.


Итак, виды комического: сатира, юмор, ирония, сарказм.

-О чем же писал Щедрин, какие темы поднимал? Что
общего в сказках?

Главные герои- животные (аллегория);

Осмеяние человеческих пороков (слайд 16)

В жанровом отношении
сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина сходны с русской народной сказкой. Они
аллегоричны, в них действуют герои-животные, использованы традиционные
сказочные приемы: зачины, пословицы и поговорки, постоянные эпитеты,
троекратные повторы. Вместе с тем Салтыков-Щедрин значительно расширяет круг
сказочных персонажей, а также «индивидуализирует их.

Кроме того, важную роль в сказке
М.Е.Салтыкова-Щедрина играет мораль – в этом она близка к жанру басни.

Запись определений

Прослушивание
сказки «Коняга»

(аудиозапись)


Кто герои этой сказки? (Животное.)


Ребята, является ли сказка «Коняга» аллегоричной? (Да, потому что в ней животное
уподобляется людям)


О чем рассуждает автор в сказке?(о судьбах народа, о его бесправии и бессилии,
о гнете со стороны тех «градоначальников»)


чём сатира произведения?

Был
у Коняги брат – Пустопляс. Пустопляс – тоже конь, но ему достались не труд и
голод, а овес, медовая сыта и теплое стойло. Пустоплясы не только жили за счет
Коняги, они еще вели о нем ученые разговоры.

Поле,
на котором работают мужик и коняга безгранично так же, как бескрайна их работа
и значение для государства. А, по-видимому, в образах Пустоплясов заключены все
высшие слои населения: барины, чиновники – которые только лишь наблюдают за
работой коняги, потому что их жизнь легка и безоблачна. Они красивы и сыты, им
дается та пища, которую предоставляет коняга своим нелегким трудом и сам живет
впроголодь.

 Салтыков-Щедрин
призывает задуматься над тем, что столь тяжелый труд русского народа на благо
государства не предоставляет ему свободы от крепостничества и не избавляет его
от унижений перед чиновниками и баринами, которые живут легко, которые могут
позволить себе многое.

 Проблема
народа и бюрократии и в наше время очень актуальна, потому что для современных
читателей она будет интересна и любопытна. Так же благодаря применению такого
художественного средства как эзопов язык проблема сказки «Коняга» остра и по
сей день.


Скажите, какова идея сказки?

Основная
мысль «Трудом праведным не наживёшь палат каменных». Все рассуждения
о том, что труд будет справедливо оценен — рассуждения, слова.

В
несправедливом обществе нет справедливой оценки труда.

-Какова
тема сказки? (народ и господствующие классы)

-Что
олицетворяет образ Коняги? Как называется этот язык?(эзопов) Символом
крестьянской России является образ Коняги. Коняга – крестьянин, труженик,
источник жизни для всех. Благодаря ему растет хлеб на необъятных полях России,
но сам он не имеет права есть этот хлеб. Его удел – вечный каторжный труд.
«Нет конца работе! Работой исчерпывается весь смысл его существования…
» — восклицает сатирик. До предела замучен и забит Коняга, но только он
один способен освободить родную страну. «Из века в век цепенеет грозная
неподвижная громада полей, словно силу сказочную в плену у себя сторожит. Кто
освободит эту силу из плена? Кто вызовет ее на свет? Двум существам выпала на
долю эта задача: мужику да Коняге»… Эта сказка – гимн трудовому народу
России, и не случайно она имела такое большое влияние на современную Щедрину
демократическую литературу.


чём гипербола? Найдите примеры в тексте (Нет конца работе)


В чём сатира? Из года в год, каждый день, длится работа крестьянина и коняги,
но ничего кроме усталости и боли она им не приносит. Зато брату коняги
Пустоплясу напротив все оборачивается овсом, теплым стойлом и медовой сытой.
«Работа» Пустопляса заключается лишь в ведении пустых «ученых» разговоров о
простом народе. В этом вся сатира Салтыкова-Щедрина об интеллигенции 19 века.

5.Заключительное
слово преподавателя.


Ребята, Салтыков-Щедрин создал новый, оригинальный жанр политической сказки. Идейно-тематическое
содержание сказок:
обличение самодержавия, обличение господствующего
класса, обличение бездеятельных либералов, показ положения угнетенного народа.

Писатель
искусно использует в своих сказках сатирические приемы –

гротеск,
гиперболу, сарказм, аллегорию. 

Сказки,
наполненные глубоким философским содержанием, объединены в особый цикл
аллегорических сказок. В них практически нет положительных героев; даже народ
изображен смирившимся со своей тяжкой долей. Писатель не развлекает читателя, а
преподносит ему нравственный урок. Я надеюсь, что сегодня такой урок получили и
вы.

6.Подведение
итогов, выставление оценок.

А)Беседа

-Что
нового вы узнали сегодня на уроке?

— Какие
особенности имеют произведения Салтыкова-Щедрина?

-Какие
сатирические приёмы использовал автор?

Б) Составление
сенкана к слову Салтыков-Щедрин

1
существительное, связанное с темой урока

2
прилагательных

3
глагола

4 фраза
(из 4 слов)

5
синоним к 1 слову

В)
выставление оценок

Домашнее задание. Прочитать
сказку «История одного города»

выполнить анализ
по плану

Автор:
Самый Зелёный
·

Итоговое сочинение является обязательным испытанием каждого выпускника школы, лицея и гимназии. Одиннадцатикласснику необходимо успешно сдать итоговое сочинение. Только в этом случае он будет допущен до государственной итоговой аттестации. Одно из направлений итогового сочинения носит название «Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина«. В рамках данной темы выпускник может поразмышлять о значении понятия «гражданин». Работая над итоговым сочинением, автор рассматривает такие понятия, как личная ответственность гражданина и общественная справедливость. Кроме того, школьник должен задуматься о таких понятиях, как счастье и долг. Он должен проанализировать необходимость помощи тем, кто столкнулся с жизненными проблемами. Также в своем сочинении выпускник может рассмотреть возможные способы совершенствования государственного и общественного устройства.
Рассмотрим поподробнее, какие именно короткие рассказы подходят для этого направления. 

  1. М.Е. Салтыков-Щедрин, «Пропала совесть». Автор показывает истинное значение понятия «совесть» и его воплощение в поведении разных граждан. Ее отсутствие и является корнем всех общественных проблем.
  2. М.Е. Салтыков-Щедрин, «Премудрый пискарь». Когда гражданин дистанцируется от всех общественных проблем, он проживает унылую жизнь пискаря, который отравил свое существование постоянным страхом.
  3. М.Е. Салтыков-Щедрин, «Сказка о том, как один мужик двух генералов прокормил». Это произведение посвящено раскрытию темы социальной несправедливости в России.
  4. М.Е. Салтыков-Щедрин, «Карась-идеалист». Нельзя романтизировать социальные проблемы и закрывать глаза на проблемы страны, ведь на любого такого идеалиста найдется своя щука.
  5. М.Е. Салтыков-Щедрин, «Медведь на воеводстве». Авторитарная власть и пассивное общество — вот условия, при которых общественные проблемы не решить никак.
  6. М.Е. Салтыков-Щедрин, «Богатырь». Одними лишь обещаниями и ожиданиями никак не решить те задачи, которые стоят перед нашей страной.
  7. И.С. Тургенев, «Хорь и Калиныч». Автор подробно описал менталитет русских людей и их уникальность.
  8. И.С. Тургенев, «Му-му». В данном рассказе рассматриваются извечные проблемы России, которые не дают нашим людям стать счастливыми: деспотизм власти, рабство народа, алкоголизм, равнодушие друг к другу.
  9. М. Горький, «Старуха Изергиль». Счастье достижимо, если человек находит призвание, которое по-настоящему полезно для общества. А вот если он пойдет против людей, то его судьба приведет к трагедии.
  10. М. Горький, «Челкаш». Социальные предрассудки несправедливы и далеки от реальности: вор Челкаш оказался благороднее и честнее, чем крестьянский паренек Гаврила.
  11. И.С. Тургенев, «Певцы». Феноменальные таланты русских людей губит их же пристрастие к алкоголю, буйству, пагубным страстям.
  12. Н.В. Гоголь, «Повесть о капитане Копейкине» (из «Мертвых душ»). Главный герой стал на войне инвалидом, но от государства не получил ничего. А ведь у гражданина страны есть не только права, но и обязанности.
  13. А.П. Чехов, «Переполох». Избежать несправедливости и попрания своих прав может только тот человек, который отказывается оставаться «маленьким». Так и Мария, столкнувшись с нарушением личных границ и чудовищным обвинением, покинула работодателя немедленно, не желая терпеть унижения. Для всех этот пример будет поучительным.
  14. А.П. Чехов, «Невеста». Добиться счастья на Руси может только тот, кто готов за него побороться с судьбой. Если бы Надя не совершила смелый шаг и не уехала из родного дома учиться, то ее жизнь осталась бы тусклой и скучной.
  15. В.Г. Распутин, «Уроки французского». Сложные реалии жизни мешают людям развиваться и учиться, но доброта и сочувствие со стороны способны решить эту проблему. Ведь смогла же учительница поддержать бедного мальчика и сделать так, чтобы он все-таки продолжил обучение.
  16. В.П. Астафьев, «Царь-рыба». Главный герой расточителен и не ценит даров природы. Жадность берет верх и тогда, когда он ловит огромного осетра и не справляется с этим делом. Игнатьич едва не погиб, и эта ситуация научила его умерять жажду наживы и беречь то, чем наградил его родной край.
  17. А.И. Солженицын, «Матренин двор». Главная героиня живет в нищете и в условиях социальной несправедливости. Крестьяне трудятся как рабы, а от государства получают минимум, который не дает даже выживать. Приходится нарушать закон и воровать торф. Но даже в этих обстоятельствах Матрена не теряет доброты и отзывчивости, помогает людям и делает мир лучше.
  18. А.П. Чехов, «Дом с мезонином». Лида и рассказчик спорят о том, как решить социальные проблемы в России. Девушка настаивает на борьбе за свои права и открытии школ, а у художника более пассивная и эгоистичная позиция.
  19. А.П. Чехов, «Злоумышленник». Главная проблема русского народа — это невежество, которое мешает людям адекватно оценить свои поступки. Денис ворует гайки с железной дороги и делает возможными катастрофы, носящие сотни человеческих жизней.
  20. А.И. Куприн, «Чудесный доктор». Настоящий гражданин — это ответственный человек, который небезразличен к своему народу. Так, например, доктор Пирогов сам помог несчастной семье, попавшей в беду, и сделал жизнь своей страны лучше одним лишь отзывчивым поступком.
  21. А.П. Чехов, «Анна на шее». Никакое общественное устройство не сделает людей более нравственными, если они равнодушны друг к другу. Анна, например, после удачного замужества стала стыдиться своей семьи и не стала для нее опорой. Она возгордилась и бросила братьев и отца на произвол судьбы.
  22. А.П. Чехов, «Крыжовник». Человек не может называться гражданином, если наплевательски относится к обществу и думает лишь о себе. Так и Николай Иванович, став помещиком, забыл о других и зажил только для себя одного. Он наслаждался покоем и довольством, не думая о сотнях обездоленных и голодных.
  23. А.П. Чехов, «Спать хочется». Жестокость по отношению к детям ведет страну в тупик, ведь это наше будущее.
  24. Л.Н. Толстой «Три вопроса». Сюжет данного произведения является очень простым. Царь пытается найти ответы на три очень важных вопроса:
    Какое время надо помнить и не пропускать, чтобы потом не
    раскаиваться? Какие люди самые нужные? Какие дела самые важные?
    В своем произведении Лев Николаевич исследует внутреннее состояние человека. Автор, главным образом, анализирует моральные основы личности.
  25. М.Е. Салтыков-Щедрин «Добродетели и пороки». Данное произведение заставляет читателя задуматься об истинных человеческих ценностях. В своем рассказе автор хотел донести до читателя простую истину. Добродетель может исправить любой порок. Данное произведение является очень жизненным и поучительным. Писатель сатирически показал примирение добродетели и порока. Автор утверждает, что лицемерие представляет собой большое зло. Ведь оно добро представляет в виде зла.
    Произведение учит человека, что необходимо жить по законам совести и чести. 
  26. А.П. Платонов «Юшка». В своем знаменитом произведении автор анализирует природу добра и зла, а также красоты человеческой души. Главный герой олицетворяет безграничную душу человека. Платонов размышляет о людях, которые совершают достойные поступки.
    Листая страницы известного рассказа, читатель осознает, что в мире существуют не только злые и эгоистичные люди. Можно встретить невероятно добрых и порядочных людей, преданных своим моральным принципам до конца своих дней. Именно таким гражданам действительно живётся хорошо. В данном рассказе писатель раскрыл тему истинных и ложных ценностей. 
  27. А. П. Чехов «В аптеке». Выдающийся русский писатель раскрыл тему равнодушия в своем рассказе. Главным персонажем данного произведения является учитель, фамилия которого Свойкин. Однажды герой простудился. Поэтому ему было необходимо сходить в аптеку за лекарством. Персонаж думал, что здесь работают отзывчивые и вежливые люди. Однако оказалось, что совсем наоборот. Героя обслуживал совершенно безразличный провизор, который только ухудшил душевное и физическое состояние персонажа. В произведении писатель показал полное безразличие людей друг к другу. К сожалению, такая тенденция свойственна и современному миру. Автор призывает всех быть внимательнее к окружающим. И тогда все станут счастливее. 
  28. А.П. Чехов «Размазня«.  В данном произведении писатель затронул свойственную отечественной литературе тему «маленького человека».
    В рассказе Чехов показывает участь тех людей, которым приходится терпеть беззаконие и несправедливость. «Я поглядел ей вслед и подумал: легко на этом свете быть сильным!», ‐ данное высказывание передаёт основную мысль рассказа. Антон Павлович рассматривает человеческую слабость и силу, а также доказывает, что русским людям мешает быть счастливыми их безграничная терпимость по отношению к несправедливости.
  29. А. П. Чехов «Темнота».  В данном рассказе Чехов поднял тему «маленького человека. Главным героем произведения является молодой человек, которого зовут Кирилл. В первую очередь, герой беспокоится не за себя, а за своих родных и близких. Кирилл из последних сил пытался помочь своему брату Василию, который попал под арест. В своём произведении Антон Павлович показал, как легко незаслуженно попасть в сети судебной машины, и как сложно из них выбраться. Рассказ Чехова «Темнота» является поучительным и жизненным. 
  30. В. Шукшин «Обида». Сашу Ермолаева обидели незаслуженно. В своем произведении Шукшин поднял проблему несправедливости, обиды, злости, равнодушия. Нравственные проблемы, затронутые в рассказе, могут коснуться каждого человека. Автор призывает читателя быть вежливее и внимательнее к окружающим. Это и поможет нам улучшить жизнь в России для каждого человека.

Метки: 11 классвопрос гражданинадекабрьское сочинениеитоговое сочинениеКому на Руси жить хорошосписок книгсписок литературы

Читайте также:

Автор:
Самый Зелёный
·
Опубликовано
· Обновлено

Итоговое сочинение является обязательным испытанием каждого выпускника школы, лицея и гимназии. Ведь оно представляет собой допуск к государственной итоговой аттестации. Известно, что итоговое сочинение в нынешнем учебном году пройдёт 1 декабря. Одно из направлений носит название «Человек путешествующий: дорога в жизни человека«. В рамках данной темы выпускник должен поразмышлять о дороге. Это может быть реальная дорога, воображаемая или книжная. Одиннадцатиклассник вправе изложить свой личный опыт путешествий, впечатления окружающих людей, а также опыт приключений литературных персонажей. Таким образом, выпускник должен широко раскрыть тему дороги, опираясь на произведения литературы. Кроме того, в данном случае под дорогой могут подразумеваться творческие поиски и научные исследования. Школьник может понимать дорогу не только в конкретном значении, но и в символическом. В рамках этой темы выпускник также может рассказать, каким образом человек познает духовный и практический опыт. Очень часто случается, что выпускнику не хватает времени, чтобы подробно изучить большие произведения: романы, повести и так далее. На помощь приходят короткие рассказы, которые могут быть использованы на итоговом сочинении в качестве аргументов. Рассмотрим поподробнее, какие именно короткие рассказы подходят для данного направления. А вот, кстати, полный список литературы по всем темам.

  1. А.П. Чехов, «Невеста». Надежда покидает родной дом, чтобы добиться успеха в большом городе, и это ей удается.
  2. М.Е. Салтыков-Щедрин, «Сказка о том, как один мужик двух генералов прокормил». В путешествии по далеким краям стало очевидно, что генералы не приспособлены к самостоятельной жизни. Вот чему нас учат дальние поездки.
  3. М.Е. Салтыков-Щедрин, «Премудрый пискарь». Главный герой всю жизнь просидел на одном месте, боясь опасностей, но в итоге понял, что зря потратил время и потерял все шансы на успех.
  4. Джек Лондон, «Любовь к жизни». Дорогу осилит идущий — это точно подходит для описания сюжета. Герой шел, превозмогая себя, и смог спастись из ледяной пустыни.
  5. А.П. Чехов, «Мальчики». В путешествии юные герои хотели найти приключения, чтобы разнообразить жизнь.
  6. И.А. Бунин, «Солнечный удар». Жизненные пути героев пересеклись в дороге, и каждый из них получил незабываемый опыт, который отразится на их судьбе.
  7. А.И. Куприн, «Куст сирени». Чтобы проложить свой жизненный путь правильно, важно проявить решительность и смелость, как Вера Алмазова, которая спасла мужа от отчисления из Академии.
  8. А.И. Куприн, «Чудесный доктор». На жизненном пути важно проявить милосердие и отзывчивость, как доктор Пирогов, который не прошел мимо чужой беды и спас целую семью от неминуемой катастрофы.
  9. И.А. Бунин, «Господин из Сан-Франциско». Если человек неправильно определяет свой жизненный путь, ставит во главу угла только деньги, то его ждет будущее господина, который умер в начале своего первого в жизни отпуска, так и не насладившись жизнью.
  10. М. Горький, «Челкаш». Гаврила узнал цену себе в отъезде, когда столкнулся с новыми вызовами и соблазнами большого портового города.
  11. М. Горький, «Старуха Изергиль». Дорогу осилит идущий — Данко. Исказить жизненный путь может преступление — Ларра. Путешествия дарят бесценный опыт — рассказчик.
  12. М. Горький, «Макар Чудра». Путешествия дарят ощущение свободы и мудрость жизни.
  13. А.П. Чехов, «Попрыгунья». Поездка на Волгу открыла Ольге глаза на ее любовника, который оказался эгоистичным и легкомысленным человеком, в отличие от ее мужа.
  14. В. П. Астафьев, «Бойе». Поездки на малую родину всегда оборачиваются для рассказчика трагическими воспоминаниями о жизни с пьющим отцом. Отъезд из дома помог ему встать на ноги и построить иной жизненный путь.
  15. В.П. Астафьев, «Сон о белых горах». Путешествие по тайге показало истинное лицо Герцева и Акима.
  16. В.Г. Распутин, «Уроки французского». Отъезд из дома позволил главному герою 
  17. И.А. Бунин, «Кавказ». Порой бегство от проблем в дороге приводит к чудовищным последствиям.
  18. А.П. Чехов, «Дама с собачкой». Главный герой нашел в путешествии любовь всей своей жизни.
  19. А.П. Чехов, «Ионыч». Переезд на новое место негативно сказался на развитии Дмитрия, а вот Катерине поездка в большой город позволила лучше разобраться в себе и понять, что музыка — не ее призвание.
  20. И.А. Бунин, «Чистый понедельник». Главная героиня нашла свой жизненный путь в духовном призвании, несмотря на давление со стороны.
  21. В.Г. Распутин, «Прощание с Матерой». Андрей желает поскорее уехать из Матеры, чтобы найти себя в более развитом регионе. Он хочет отыскать призвание, полезное для общества. Его путь тесно связан с прогрессом, который обходит деревню стороной.
  22. С. Моэм, «Дождь». Путешествие по островам подарило доктору новые встречи и знакомства, которые позволили ему лучше разобраться в окружающем мире.
  23. С. Моэм, «Джейн». Поездка в Париж помогла консервативной вдове открыть в себе источник молодости, красоты и успеха в обществе. Новые впечатления преобразили ее.
  24. А.П. Чехов, «Дом с мезонином». В путешествии герой знакомится с новыми людьми и получает новые впечатления. Он полюбил девушку, но не смог связать с ней свою жизнь, потому что ее сестра была против. Этот опыт помог ему лучше изучить людей и их природу.
  25. О. Генри «Дороги, которые мы выбираем». Генри был выдающимся писателем, который создавал свои прекрасные произведения для представителей всех поколений. Главными персонажами произведения являются бандиты, которые сумели провернуть ограбление поезда. В своем рассказе автор заложил глубокий смысл. Не стоит забывать, что внешние обстоятельства являются отражением внутреннего. Прежде всего, важно то, что человек несёт внутри себя, при этом, жизненные обстоятельства не имеют существенного значения. «Дело не в дороге, которую мы выбираем; то, что внутри нас, заставляет нас выбирать дорогу», – это высказывание отражает главную мысль произведения.
  26. В.П. Астафьев, «Васюткино озеро». В этом рассказе автор повествует о мальчике, который потерялся в тайге. На протяжении практически пяти суток главный персонаж жил в суровых условиях. Отправляясь в путь за кедровыми орехами, мальчик берет с собой все необходимое по привычке. Мальчик в глубине леса замечает глухаря. Он настолько увлёкся, что заблудился. Чувство воли одержало верх над чувством страха. Васька справляется с ситуацией благодаря своему сильному духу. Приключение в тайге является истинным испытанием на прочность для главного героя. В своем произведении автор утверждает, что на жизненном пути необходимо проявлять такие качества, как мужество, храбрость, отвагу и трудолюбие. 
  27. Э.М. Форстер, «По ту сторону изгороди». Главные персонажи данного произведения пытаются отыскать дорогу домой. Герои всячески пытаются выбраться из таинственного леса, который носит название «Неизведанное».
    В произведении автор поднял такие важные и актуальные проблемы, как проблема смысла жизни и предназначения, жизненного пути, взаимопомощи. В образе старшего брата писатель изобразил подростка, склонного к тревоге и беспокойству. Ему комфортнее держаться в стороне, нежели идти на риск. Младший брат по своей натуре является беззаботным и наивным.
  28. Андрей Платонов, «Неизвестный цветок». Однажды на своем пути Даша увидела маленький цветочек. В образе этого цветка перед читателем предстает настоящий борец с трудностями.  В своём произведении автор хотел донести до читателя простую истину. На дороге под названием «жизнь» человек может встретить немало трудностей и препятствий. Терпения и упорство всегда помогут ему преодолеть все невзгоды. Читатель видит, что несмотря на все сложности, маленький цветочек радуется жизни.
  29. К. Г. Паустовский «Телеграмма». В этом произведении автор отобразил то равнодушие, с которым порою человек относится к своим родственникам. Главная героиня рассказа долгое время живет в селе. Дочь героини определила свою жизненную дорогу. Девушка решила отправиться в Ленинград, чтобы построить себе счастливую жизнь. Девушка очень редко пишет своей матери, и в итоге не обращает внимания даже на срочную телеграмму о смерти матери. Настя неправильно расставила приоритеты в жизни, поэтому ее путь привел к такой трагедии.
  30. О. Генри «Мишурный блеск». В образе главного героя рассказа автор показал бедного молодого человека. Для себя он выбрал дорогу фальши. Персонаж испытывает большое удовольствие от недешевых прогулок по Бродвею. Однажды на своем пути молодой человек встречает девушку. Желая произвести на нее большое впечатление, герой рассказывает о том, насколько он богат. Девушка, в свою очередь, желает разделить свой судьбу с простым работящим человеком, у которого будет цель в жизни. В данном произведении подняты очень важные проблемы: смысл жизни и предназначения, поиск счастья, духовные и материальные ценности и так далее.

Таким образом, мы рассмотрели список коротких рассказов для итогового сочинения, которые помогут выпускнику в написании работы по выбранному направлению. Усердие и трудолюбие помогут школьнику написать экзамен на высший балл. Удачи!

Автор: Виктория Комарова

Метки: декабрьское сочинениеитоговое сочинениесписок книгсписок литературы

Читайте также:

  • Рассказы с юмором джером клапка джером о генри книга
  • Рассказы сахарок яндекс дзен
  • Рассказы с фразеологизмами короткие
  • Рассказы священников о бесах
  • Рассказы светланы копыловой на ютубе