Рассказы с разговорным стилем речи

Эдвард уинслоу брайант-младший 27 августа 1945 - 10 февраля 2017 был американским писателем-фантастом и писателем ужасов, иногда связанным с серией

Эдвард Уинслоу Брайант-младший (27 августа 1945 — 10 февраля 2017) был американским писателем-фантастом и писателем ужасов, иногда связанным с серией антологий « Опасные видения », поддерживавшей «Новую волну» . На момент смерти он проживал в Северном Денвере .

Жизнь и работа

Рассказы с разговорным стилем речи

Брайант родился в Уайт-Плейнс, Нью-Йорк . Однако он вырос на ранчо крупного рогатого скота в Вайоминге . Он имел сильные корни в этом штате, о чем свидетельствует его коллекция Wyoming Sun. Он учился в школе в Уитленде, штат Вайоминг , и получил степень магистра английского языка в Университете Вайоминга в 1968 году.

В 1950-е годы его дядя, звезда родео, поощрял его любовь к кино. Это, возможно, в конечном итоге привело к тому, что он время от времени работал в сценариях и в качестве актера. Он снимался в фильмах «Смеющиеся мертвецы» (1988) и « Заболевание при лунном свете» (1994). Он также писал сценарии для телешоу на каналах CBS , Lifetime и Disney .

В начале своей карьеры он установил отношения с Харланом Эллисоном , которые оказались давними. Это привело к совместным усилиям, таким как роман Феникс без праха , основанный на пилотном сценарии Эллисона для The Starlost .

Его писательская карьера началась в 1968 году с посещения мастерской Clarion . К 1973 году он получил признание за рассказы с разговорным стилем, скрывающие довольно мрачные реалии.

Его короткий рассказ ужасов «Темный ангел», который появился в антологии Кирби МакКоули « Темные силы» , рассказывал о современной ведьме Анджеле Блэк. Она снова появляется как рассказчик короткометражного романа Брайанта « Фетиш» .

Он получил две премии Nebula Awards за свои рассказы «Камень» (1978) и « ГИАНТЫ » (1979). В основном он был известен как автор короткометражных художественных произведений ; однако он также писал стихи, научную литературу, обзоры, критику и редактировал электронный журнал.

Когда Брайант переехал в Денвер в 1972 году, он основал Семинар писателей Северного Колорадо , который продолжается и сегодня, и выпустил ряд известных писателей, в том числе Стива Расника Тем , Мелани Тем , Джона Даннинга , Уила Маккарти , Брюса Холланда Роджерса , Дэна Симмонса , и Конни Уиллис . Брайант был старшим редактором Wormhole Books. Кроме того, на протяжении многих лет он организовал ряд других семинаров по писательскому мастерству для писателей различного уровня подготовки и опыта, от любителей до профессионалов.

Эдвард Брайант служил тамадой для Denvention II , 1981 Worldcon, а также Всемирной конвенции Фантазии , ArmadilloCon , Тусон , и смерть равноденствия . Он также несколько лет председательствовал (и был специальным гостем) на Всемирной конвенции ужасов .

Хотя «Заигрывание со смертью» иногда упоминается, как здесь, в вики, как один из сборников рассказов Эда Брайанта, на самом деле такой сборник никогда не публиковался. Отсюда избыток несобранных рассказов Эдварда Брайанта.

Болезнь и смерть

Рассказы с разговорным стилем речи

Брайант ( справа ) с Джорджем Мартином ( слева ) в ноябре 2016 года на TusCon в Тусоне, штат Аризона.

В 2010 году различные писатели и редакторы, в том числе Мелани Тем и Эллен Датлоу, создали страницу краудфандинга, чтобы помочь Брайанту справиться с финансовыми кризисами, вызванными его продолжающейся борьбой с последствиями диабета 1 типа .

Брайант умер в своем доме в Колорадо 10 февраля 2017 года после продолжительной болезни. Ему был 71 год.

Работает

Романы

  • Феникс без праха (1975, с Харланом Эллисоном ). Адаптация пилотного сценария Харлана Эллисона для The Starlost

Мозаичные романы

Серия Wild Cards
  • Bantam Books # 1. Дикие карты (1987). Рассказ «Глубоко вниз» (с Линн С. Харпер )
  • Bantam Books # 3. Джокеры Дикие (1987). Сегменты с персонажем «Канализационный домкрат»
  • Bantam Books # 4. Тузы за рубежом (1988). Рассказ «Во сне»
  • Bantam Books # 5. Вниз и грязно (1988). Рассказ «Второе пришествие Бадди Холли»
  • Bantam Books # 11. Выбор дилера (1992). Сегменты с персонажем «Wyungare»

Сборники рассказов

  • Среди мертвых и других событий, ведущих к апокалипсису (1973). Содержит 17 рассказов:

    • «Повешенный» (1972)
    • «Акула»
    • «Ограничение конструкции дополнительного наполнения простого бака № 2 17 605 фунтов. Fuel-PWA Spec. 522 Revised» (1972)
    • «Дрейф по шоссе» (1970)
    • «Джоди после войны» (1972)
    • «Телеидоскоп»
    • «Поэт в голограмме посреди прайм-тайма» (1972)
    • «Человеческая сторона деревенского монстра» (1971)
    • «Среди мертвых» (1971)
    • «Дело о чуме» (1971)
    • «Мягкая история о голубом кролике» (1971)
    • «Тактика»
    • «Отправка самого лучшего» (1970)
    • «Их тысячный сезон» (1972)
    • «Любовная песня о себе» (1971)
    • «Подкалывать»
    • «Край дюны» (1972)
  • Киноварь (1976). Содержит 8 рассказов:

    • «Дорога к Киновари» (1971)
    • «Нефритовый синий» (1971)
    • «Серые дела», также известные как «Их тысячный сезон» (1972)
    • «Легенда о кугуаре Лу Лэндис» (1973)
    • «Хейс и гетерогина» (1974). Новелетта
    • «Годы спустя»
    • «Sharking Down» (1975). Новелетта
    • «Мозговой терминал» (1975). Новелетта
  • Вайоминг Сан (1980). Содержит 5 рассказов:

    • «Prairie Sun»
    • «ГИАНТЫ» (1979)
    • «Следы от зубов» (1979)
    • «За хребтом песчаной реки» (1972)
    • «Страта». Новелетта
  • Теория частиц (1981). Содержит 12 рассказов:

    • «Теория частиц» (1977)
    • «Термики августа». Новелетта
    • «Хейс и гетерогина» (1974). Новелетта
    • «Следы от зубов» (1979)
    • «Кратер Уинслоу» (1978). Стих
    • «Акула» (1973)
    • «Прецессия» (1980)
    • «Камень» (1978)
    • «Страта» (1980). Новелетта
    • «Галерея Хибакуша» (1977)
    • «ГИАНТЫ» (1979)
    • «Чтобы увидеть» (1980)
  • Неоновые сумерки (1990). Содержит 3 рассказа:

    • «Ожидание в притаившихся залах» (1970)
    • «Летчики сумерек» (1984). Новелетта
    • «Неон»
  • Темные страсти (1992). Содержит 3 рассказа:

    • «Делая колфакс» (1987)
    • «Самый одинокий номер» (1990)
    • «Человеческие останки»
  • Флирт со смертью: короткометражка Эдварда Брайанта (1997)
  • Баку: Рассказы о ядерном веке (2001). Содержит 3 рассказа:

    • «Баку» (1987). Новелетта
    • «Галерея Хибакуша» (1977)
    • «Джоди после войны» (1972)
  • Трилобайт (2014). Содержит 3 рассказа:

    • «Пасхальное сокровище» (1987)
    • «Coon Dawgs» (1987)
    • «Звезда барабанщика» (1987)
  • Хищники и другие истории (2014). Содержит 6 рассказов:

    • «Хищники» (1987)
    • «Баку» (1987). Новелетта
    • «Frat Rat Bash» (1987)
    • «С привидениями» (1987)
    • «Багаж» (1987)
    • «Делая колфакс» (1987)

Короткие истории

Несобранные рассказы.

  • «В безмолвном мире» (1970)
  • «Они приходят только во сне» (1970)
  • «Глаза оникса» (1971)
  • «Ее любовника звали смерть» (1971)
  • «Скрытень в запертой спальне» (1971)
  • «Прослушивание: скоро станет основным постановлением» (1972)
  • «У тихих вод» (1972, с Джеймсом Сазерлендом)
  • «Дорогая, когда ты мне больно» (1972)
  • «Новое утро» (1972, с Джоди Харпер)
  • «Отчет за 10:00 доставлен вам …» (1972)
  • «2.46593» (1973)
  • «Синдром кошмара» (1973)
  • «Пути» (1973)
  • «А потом он умер» (1974)
  • «Ковбои, индейцы» (1974)
  • «На запад» (1974)
  • «Ксенофрик / Ксенофоб» (1975)
  • «Пинки для детей» (1978)
  • «Темный ангел» (1980)
  • «Мы так хорошо проведем время, любовник» (1980)
  • «Таков конец света, Soggily» (1981)
  • «Замерзая насмерть» (1982)
  • Серия Энджи Блэк:
    1. В тени (1982)
    2. Армагедон между наборами (1984)
    3. Фетиш (1991). Новелетта
  • «Bean Bag Cats®» (1983)
  • «Танцующие цыплята» (1984)
  • «Время вечеринки» (1984)
  • «Человек будущего» (1984)
  • «Зазубренный край» (1984)
  • «Человек, который всегда хотел путешествовать» (1985)
  • «Чрезмерно знакомые» (1985)
  • «Подарки разума» (1986, с Конни Уиллис , Стивом Расником Темом , Дэном Симмонсом )
  • «Передача» (1986)
  • «Заметки автора» (1987)
  • «Функциональное доказательство бессмертия» (1988)
  • «Хризалис» (1988)
  • «Кожа и кровь» (1988)
  • «Резак» (1988)
  • «Пока ее не было» (1988)
  • «Последняя печальная любовь в закусочной проклятых» (1989). Новелетта
  • «Хорошие дети» (1989)
  • «Mod Dogs» (1989)
  • «Обломки Сауруса» (1989)
  • «Умирать легко, комедия — это сложно» (1990, с Дэном Симмонсом ). Новелетта
  • «Проскальзывание» (1990)
  • «Холоднее ада» (1991)
  • «Деревенская мышь» (1991)
  • «Дом внизу» (1991)
  • «Большой паровой бизон Cycad Center» (1991). Новелетта
  • «Аква Санкта» (1993)
  • «Огонь, который прочесывает» (1994)
  • «Большие собаки, странные дни» (1995)
  • «Вызов молнии по имени» (1995)
  • «Флирт со смертью» (1995)
  • «Восхищенный синим» (1995)
  • «Разочарование» (1996)
  • «Talkin ‘Trailer Trash» (1996)
  • «Пепел на ее губах» (1998)
  • «Стук» (1998, он же Эд Брайант)
  • «Стикс и кости» (1999)
  • «Часы, считающие мертвых» (1999)
  • «Человек мерцания» (1999, с Треем Баркером). Новелетта
  • «Волан» (1999). Новелетта
  • «Мистер Твистед» (2000, он же Эд Брайант)
  • «Все сломано» (2003)
  • «Плохой немец» (2010)
  • «Маргинал Хантс» (2015)
  • «Укушенный» (2017)
  • «Военные рассказы» (не опубликовано). Новелетта

Книги

  • Человек будущего (1990)
  • Фетиш (1991)
  • Резак (1991)
  • Термики августа (1992)
  • Аква Санкта (1993)
  • Пока ее не было (2001)

Антологии

  • 2076: Американское трехсотлетие (1977, с Джо Энн Харпер)
  • Тень на пороге / Трилобайт (1987, с Джеймсом П. Блейлоком )

Смотрите также

  • Список авторов фантастики
  • splatterpunk

Рекомендации

внешние ссылки

  • Эдвард Брайант в базе данных Интернет-спекулятивной фантастики
  • Эдвард Брайант на FantasticFiction.com
  • Эдвард Брайант в Locus Online

Овладение связной диалогической речью – одна из главных задач речевого развития дошкольников. Ее успешное решение зависит от многих условий (речевой среды, социаль­ного окружения, семейного благополучия, индивидуальных особенностей личности, познавательной активности ребенка и т.п.), которые необходимо учитывать в процессе целенап­равленного речевого воспитания.

В дошкольном детстве ребенок овладевает прежде всего диалогической речью, которая имеет свои особенности, про­являющиеся в использовании языковых средств, допустимых в разговорной речи.

Диалогическая речь представляет собой особенно яркое проявление коммуникативной функции языка. Уче­ные называют диалог первичной естественной формой язы­кового общения, классической формой речевого общения. Главной особенностью диалога является чередование го­ворения одного собеседника с прослушиванием и после­дующим говорением другого. Важно, что в диалоге собе­седники всегда знают, о чем идет речь, и не нуждаются в развертывании мысли и высказывания. Устная диалогичес­кая речь протекает в конкретной ситуации и сопровожда­ется жестами, мимикой, интонацией. Отсюда и языковое оформление диалога. Речь в нем может быть неполной, со­кращенной, иногда фрагментарной. Для диалога характер­ны: разговорная лексика и фразеология; краткость, недо­говоренность, обрывистость; простые и сложные бессоюз­ные предложения; кратковременное предварительное об­думывание. Связность диалога обеспечивается двумя собеседниками. Диалогическая речь отличается непроизвольно­стью, реактивностью. Очень важно отметить, что для диа­лога типично использование шаблонов и клише, речевых стереотипов, устойчивых формул общения, привычных, часто употребляемых и как бы прикрепленных к определен­ным бытовым положениям и темам разговора (Л. П. Якубинский). Речевые клише облегчают ведение диалога. Диалогическая речь симулируется не только внутренними, но и внешними мотивами (ситуация, в которой происходит диалог, реплики собеседника). Развитие диалогической речи особенно важно учитывать в методике обучения детей родному языку. В ходе обучения диалогической речи создаются предпосылки для овладения повествование, описанием. Связная речь может быть ситуативной и контекстной. Ситуативная речь связана с конкретной наглядной си­туацией и не отражает полностью содержания мысли в ре­чевых формах. Она понятна только при учете той ситуа­ции, о которой рассказывается. Говорящий широко исполь­зует жесты, мимику, указательные местоимения. В кон­текстной речи в отличие от ситуативной ее содержа­ние понятно из самого контекста. Сложность контекстной речи состоит в том, что здесь требуется построение выска­зывания без учета конкретной ситуации, с опорой только на языковые средства.

В большинстве случаев ситуативная речь имеет характер разговора, а контекстная речь — характер монолога. Но, как подчеркивает Д. Б. Эльконин, неправильно отождеств­лять диалогическую речь с ситуативной, а контекстную — с монологической.

Поставив перед собой задачу изучения особенностей развития форм связной речи, А. М. Леушина собрала значительный материал относительно детских выска­зываний при различных задачах и в различных усло­виях общения. На основании своих материалов А. М. Леушина приходит к заключению, что диалогическая речь является первичной формой речи ребенка.

Важным в связи с обсуждением сущности связной речи является уяснение понятия «разговорная речь». Дети до­школьного возраста овладевают прежде всего разговорным стилем речи, который характерен, главным образом, для диалогической речи важно овладение диалогической формой общения, поскольку в широком понимании «диалогические отношения… это по­чти универсальное явление, пронизывающее всю челове­ческую речь и все отношения и проявления человеческой жизни» (М. М. Бахтин).

Развитие диалогической речи играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка и занимает цент­ральное место в общей системе работы по развитию речи в детском саду. Обучение диалогу можно рассматривать и как цель, и как средство практического овладения язы­ком. Освоение разных сторон речи является необходимым условием развития диалогической речи, и в то же время развитие диалогической речи способствует самостоятельному использова­нию ребенком отдельных слов и синтаксических конструк­ций. Связная речь вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, его звуковым строем, словар­ным составом, грамматическим строем.

Воспитатель должен добиться того, чтобы каждый малыш легко и свободно вступал в диалог со взрослыми и детьми. Нуж­но приучать детей выражать словами свои просьбы, отвечать словами на вопросы взрослых. Смелее и охотнее вступают в об­щение с окружающими те дети, которые с раннего возраста вос­питывались в детском учреждении (ясли, сад). Этому способст­вуют встречи и разговоры воспитателя с детьми до перевода их во вторую младшую группу. Однако и в этом случае воспита­телю следует продолжать развивать и упорядочивать речевую активность детей.

В работе с детьми среднего дошкольного возраста воспитатель уже больше внимания уделяет качеству ответов детей; он приучает их отвечать как в краткой, так и в распространенной форме, не отклоняясь от содержания вопроса. Необходимо при­учить детей организованно участвовать в беседе на занятии: отвечать только тогда, когда спрашивает воспитатель, слушать вы­сказывания своих товарищей.

Детей шести-семи лет следует учить более точно отвечать на поставленные вопросы; они должны научиться объединять в распространенном ответе краткие ответы своих товари­щей.

Обучение детей умению вести диалог, участвовать в беседе всегда сочетается с воспитанием навыков культурного поведе­ния: внимательно слушать того, кто говорит, не отвлекаться, не перебивать собеседника.

Однако взрослым (воспитателям и родителям) следует помнить, что для ребенка дошкольного возраста первостепенное значение имеет овладение диалогической речью — необходимым услови­ем полноценного социального развития ребенка. Развитый диа­лог позволяет ребенку легко входить в контакт как со взрослыми, так и со сверстниками. Дети достигают больших успехов в разви­тии диалогической речи в условиях социального благополучия, ко­торое подразумевает, что окружающие их взрослые (в первую оче­редь семья) относятся к ним с чувством любви и уважения, а также когда взрослые считаются с ребенком, чутко прислушиваясь к его мнению, интересам, потребностям и т.д., когда взрослые не толь­ко говорят сами, но и умеют слушать своего ребенка, занимая позицию тактичного собеседника.

Своеобразие детского диалога.

Если малыш пяти-шести месяцев жизни видит занимающегося своими делами взрослого, он доступными ему средствами (гудением, лепетом) старает­ся привлечь его внимание. В два года речь ребенка становится основным средством общения с близкими взрослыми, он для них «приятный собеседник».

В три года речь становится средством общения между сверстниками. Однако изучение того, как реагирует младший дошкольник (2—4 года) на незнакомого человека: стремится установить контакт? выжидает? не отвечает на общение? — выявили следующее. Если незнакомый взрослый не обращается к ребенку или выражает свое расположение лишь мими­кой и улыбкой, то лишь 2% детей пытаются войти с ним в контакт. Правда, на активное обращение откликается уже каждый восьмой ребенок этого возраста.

Конечно, дети робеют, но главное они не имеют опыта взаимодействия с разными людьми; у них недостаточно развиты мотивы общения и средства для осуществления этой деятельности.

То же можно сказать и о взаимообщении детей. Период его «взлета» (в смысла разнообразия мотивов общения и языковых средств) — пятый год жизни. В старшем до­школьном возрасте наблюдается известный спад: однооб­разие мотивов общения и простота их языкового выраже­ния.

Психологи считают, что сензитивным (благоприятным в смысле восприимчивости) периодом развития речи яв­ляется возраст 2—5 лет. А как непосредственно перед шко­лой мы помогаем ребенку освоить родной язык и функ­ции речи (навыки общения, умение понятно изложить, что чувствует, над чем размышляет, о чем узнал)? На­сколько прочным является то, чему учили детей на заняти­ях, т.е. каково «качество» их самостоятельных высказыва­ний и уровень речевой активности? Ответить на эти вопросы можно сопоставив речь детей среднего и старшего дошколь­ного возраста.

Для устной речи как монологической, так и диалогической, характерны краткость и простота построения предложений, бессоюзные соединения, эмоциональная непосредственность, интонационная и образная выразительность изложения: насыщен­ность поговорками, пословицами и так называемой «поговорочной мелочью».

Воспитатели детского сада направляют свои усилия на то, чтобы речь детей была содержательной и понятной для окружающих и само речевое общение проходило в формах, отвечающих требованиям, предъявляемым к поведению человека в обществе.

Содержательность речи зависит от содержательности жизни детей. Запас интересных наблюдений, впечатлений, пере­живаний, мыслей при воспитанной потребности в речевом выра­жении обогащает детскую речь.

Добиваясь содержательности речи детей, не следует забы­вать о том, что они очень любят играть словами и звуками, но это хорошо на своем месте и в свое время. Понятность речи, как результат ясной мысли, достигает­ся умением говорить с достаточной полнотой и последователь­ностью. Работа над содержательностью и понятностью детской речи—это в то же время работа над формированием мышления ребенка и расширением его кругозора.

Требования программы в части обучения диалогической речи в основном сводятся к тому, чтобы научить детей пользоваться такими необходимыми формами устной речи, как вопрос, ответ, краткое сообщение, развернутый рассказ.

Эти требования осуществляются главным образом на заня­тиях. В то же время для развития диалогической речи наряду с занятиями большое значение имеет речевое обще­ние детей друг с другом и с воспитателем в повседневной жизни.

Начиная с пятого года жизни, можно наблюдать дифференцированное, в зависимости от ситуации и темы выс­казывания, использование языковых средств. Так, высказываясь о явлениях природы, дети в 3—7 раз чаще, чем при описании явлений общественной жизни, пользуются прилагательными и наречиями. В высказываниях по поводу знакомых, понятных явлений общественной жизни активизируется в 2—2,5 раза употребление глаголов. В высказываниях о природе их мало (11-16%).

Также дифференцированно дети используют грамма­тический строй речи. Наиболее благоприятна для включе­ния в высказывания сложных предложений ситуация, где надо партнеру по игре или взрослому что-то разъяснить, убедить его, доказать. Большое число сложных предложений встречается в рассказах детей по сюжетной картине (17—20%).

Возросшая на пятом году активность и самостоятельность в деятельности облегчает детям освоение функций речи: общение со взрослыми и друг с другом, умения понятно выразить суждение, сопровождать речью свои действия. Благодаря этому на пятом году, как никогда в последующем, высока речевая активность. Ребенок про­износит в среднем 180—210 слов в течение 30 минут игры. У детей большая потребность объяснить друг другу то, что они видят и знают — 40% от общего числа поводов возникновения высказываний. В этих ситуациях дети про­износят так много сложных предложений, сколько не услышишь от них даже на очень насыщенных в познава­тельном отношении занятиях по родному языку. Морфо­логический строй высказывания (в смысле частоты ис­пользования глаголов, прилагательных, наречий) при этом не хуже, чем на занятиях.

До четырех лет у детей наблюдаются случаи индукционных отношений между речью и игровыми действиями. Ребенок легко комментирует то, что видит, говорит о том, что собирается сделать или уже сделал, но молчит во время выполнения собственных действий. На пятом году желание и умение подтвердить речью свою деятельность усиливается. Так, ребенок старше 4,5 лет сопровождает речью в среднем каждое второе (бытовое, игровое) действие. Но в отличие от ситуации объяснения высказывания детей в этих случаях на 90% состоят из простых предложений. Однако отражение действий в громкий речи важно тем, что это один из этапов формирования умственных действий.

Таким образом, речевую практику детей не только во время занятий, но и разных видов деятельности можно с успехом использовать для закрепления речевых навыков и совершенствования мышления.

Глаголы в процессе речевого общения дети употребляют преимущественно в форме повелительного наклонения и инфинитива. Но уже к середине года во 2-й младшей группе, а особенно в средней в их речи почти исчезают предложения типа: «Спать!», «Играть!». Обращаясь друг к другу, дети все чаще используют форму императива: «Давай играть! Давай вместе построим гараж!». Описанные формы заключают в себе призыв к совместной деятельности, элементы ее мотивации и планирования. Они наблюдаются, когда ребенок обращается к другу по поводу игры, характеризует чувства, состояния. О движениях дети говорят в форме короткого приказа: «Беги!», «Сядь!».

Ближе к пяти годам в высказываниях увеличивается число глаголов, обозначающих состояния и переживания, а среди существительных те, которые характеризуют нравственный облик («чистюля», «смельчак»).

Нравственный словарь разнообразится именно за счет глаголов и существительных. Употребляемые наречия и прилагательные довольно однообразны. Они характеризуют выполнение правил и оценивают поведение (правильно—неправильно, плохо—хорошо). Это подтверждает, что правила деятельности, общения усваиваются в младшем дошкольном возрасте, а в 4—5 лет становятся регулятором поведения детей.

Наречия и прилагательные, которые служат для характеристики действий, поступков (дружно, заботливо, без спросу, веселый, верный и др.) редко встречаются и в рассказах, и в повседневном общении детей. Поэтому уже в средней группе наряду с навыками общественного поведения у детей следует формировать и соответствующий словарь.

У части воспитанников старших и подготовительных групп в самостоятельных высказываниях заметно возрастает по сравнении с пятым годом жизни число глаголов. При определенных условиях, например, если дети любят совместно со взрослыми или сверстниками рассматривать иллюстрации, картинки, это может совершенствовать пользование речью. И дело не только в том, что вокруг глагола, как активной части речи, легко группируются другие части речи, что естественно усложняет грамматический строй. С помощью глаголов дети нередко характеризуют поступки, выражают свое отношение к людям. (Например, из рассказа о почтальоне: «Он не забывает, кому какие журналы и газеты принести. Доставляет их в любую погоду. Почтальонов надо беречь, помогать им».) Дети5—7 лет, которые в самостоятельных высказываниях употребляют достаточное количество глаголов, легче домысливают сюжет, т.е. выделяют скрытые связи, высказывают оценочные суждения.

Можно сказать, что в самостоятельных высказываниях детей 6—7 лет, по сравнению с воспитанниками средних групп, существенно не меняется ни морфологический состав, ни уровень сформированности признаков связной речи. Если же дети 5—7 лет пытаются о чем-то рассказать самостоятельно, соподчиненность частей может отсутствовать, мысль прерывается вставкой-перечислением. Так, можно услышать: «Это пограничники стоят в дозоре с собакой». Далее ребенок перечисляет, что нарисованы сосны, ели, пограничные столбы. Рассказ неожиданно заканчивается словами: «Пограничники довольны, что братик подарил им собаку».

В старшей и подготовительной группах речевая активность детей во время игр и других видов самостоятельной деятельности значительно (в 2—3 раза) снижается. Причину этого некоторые воспитатели склон­ны искать в совершающемся в этот период переходе внешней речи во внутреннюю. Само по себе снижение речевой активности можно и не считать отрицательным явлением. Но в старшей и подготовительной группах в сравнении со средней в 1,9 раза (с 40 процентов) уменьшаются случаи объяснения чего-либо товарищу, когда речь наиболее сложна в грамматическом отношении и совершенна в лексическом. Среди поводов самостоятельных высказываний в играх преобладают распоряжения, просьбы. Они, как и сами игровые действия, сопровождаются высказываниями, простыми по грамматическому выражению. Названия предметов излишне часто заменяются местоимениями, много частиц и модальных слов. Все это придает речи ситуативный характер. Оценка поступков, событий осуществляется с помощью постоянно используемых наречий («хорошо-плохо») и прилагательных «хороший —плохой».

Таким образом, речевые навыки, казалось бы, освоенные в средней группе, оказываются недостаточно прочными. В связи с этим возникает вопрос о необходимости некоторого изменения направления работы по развитию речи.

Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи (древняя индейская пословица)

Библиографическая запись:
Разговорный стиль речи. — Текст : электронный // Myfilology.ru – информационный филологический ресурс : [сайт]. – URL: https://myfilology.ru//145/osobennosti-funktsionalnykh-stilei-russkogo-iazyka/razgovornyi-stil-rechi-sdelat-uzhe/ (дата обращения: 6.01.2022)

Общая характеристика

Под разговорно-обиходным, или просто разговорным, стилем понимают обычно особенности и колорит устно-разговорной речи носителей литературного языка; вместе с тем разговорный стиль проявляется и в письменной форме (записки, частные письма).

Хотя типичной сферой проявления разговорного стиля является сфера бытовых отношений, однако, повидимому, и общению в профессиональной сфере (но только неподготовленному, неофициальному и, как правило, устному) также свойственны особенности, присущие разговорному стилю.

Общими экстралингвистическими признаками, обусловливающими формирование этого стиля, являются: неофициальность и непринужденность общения; непосредственное участие говорящих в разговоре; неподготовленность речи, ее автоматизм; преобладающая устная форма общения, и при этом обычно диалогическая (хотя возможен и устный монолог).

Наиболее обычная область такого общения — бытовая, обиходная. С ней связаны содержательные особенности и конкретный характер мышления, отражающиеся в строе разговорной речи, прежде всего в ее синтаксической структуре. Для этой сферы общения типична эмоциональная, в том числе оценочная, реакция (в диалоге), что также воплощается в речевых особенностях разговорного стиля. Условием, сопровождающим проявления разговорной речи, оказываются жесты, мимика, ситуация, характер взаимоотношений собеседников и ряд других экстра лингвистических факторов, влияющих на особенности речи.

Такая своеобразная экстралингвистическая основа разговорной речи обусловливает ее особое положение среди других стилистикоречевых разновидностей литературного языка

Разговорный стиль противопоставлен книжным стилям; ему одному присуща функция общения, он образует систему, имею­щую особенности на всех «ярусах» языковой структуры: в фонети­ке (точнее, в произношении и интонации), лексике, фразеологии, словообразовании, морфологии, синтаксисе.

Термин «разговорный стиль» понимается двояко. С одной стороны, он употребляется для обозначения степени литератур­ности речи и включается в ряд: высокий (книжный) стиль — средний (нейтральный) стиль — сниженный (разговорный) стиль. Такое подразделение удобно для описания лексики и при­меняется в виде соответствующих помет в словарях (слова ней­трального стиля даются без пометы). С другой стороны, этим же термином обозначается одна из функциональных разновидностей литературного языка.

Разговорный стиль представляет собой функциональную систе­му, настолько обособленную от книжного стиля (его иногда называ­ют литературным языком), что это позволило Л.В. Щербе сделать такое замечание: «Литературный язык может настолько отличаться от разговорного, что приходится иногда говорить о двух разных язы­ках». Не следует буквально противопоставлять литературный язык разговорному языку, т.е. выводить последний за пределы лите­ратурного языка. Имеются в виду две разновидности литератур­ного языка, обладающие каждая своей системой, своими нормами. Но в одном случае это кодифицированный (строго сис­тематизированный, упорядоченный) литературный язык, а в дру­гом — некодифицированный (с более свободной системой, меньшей степенью регламентации), но тоже литературный язык (за пределами которого находится частично включаемое в лите­ратурную речь, частично выходящее за ее рамки так называемое просторечие). 

Разговорная речь характеризуется особыми условиями функционирования, к которым относятся:

1) отсутствие предварительного обдумывания высказывания И связанное с этим отсутствие предварительного отбора языко­вого материала;

2) непосредственность речевого общения между его участниками;

3) непринужденность речевого акта, связанная с отсутствием официальности в отношениях между говорящими и в самом ха­рактере высказывания.

Большую роль играет контекст ситуации (обстановка рече­вого общения) и использование внеязыковых средств (мимика, жесты, реакция собеседника).

К чисто языковым особенностям разговорной речи относятся:

1) использование внелексических средств: интонация — фра­зовое и эмфатическое (эмоционально-выразительное) ударение, паузы, темп речи, ритм и т.д.;

2) широкое употребление обиходно-бытовой лексики и фра­зеологии, эмоционально-экспрессивной лексики (включая час­тицы, междометия), разных разрядов вводных слов;

3) своеобразие синтаксиса: эллиптические и неполные пред­ложения различного типа, слова-обращения, слова-предложения, повторы слов, разрыв предложений вставными конструкциями, ослабление и нарушение форм синтаксической связи между час­тями высказывания, присоединительные конструкции и т.д.

  • Активное слияние экстралингвистических факторов.
  • Экспрессивность, эмоциональность, наглядность, образность.
  • Активность синонимии и неоформленность структур.
  • Тенденция к сокращению и избыточность речи.
  • Высокая степень стандартизации.
  • Яркая индивидуализация.

Лингвистические особенности разговорного стиля

Среди наиболее общих лингвистических признаков разговорного стиля оказываются следующие:

  • бо´льшая, сравнительно с другими стилями, активность некнижных средств языка (со стилевой окраской разговорности и фамильярности), в том числе употребление внелитературных (просторечных) элементов на всех языковых уровнях;
  • неполноструктурная оформленность языковых единиц (на фонетическом, синтаксическом, отчасти морфологическом уровнях);
  • употребительность языковых единиц конкретного значения на всех уровнях и вместе с тем нехарактерность средств с отвлеченно-обобщенным значением; 
  • ослабленность синтаксических связей между частями предложения или их невыраженность, неоформленность; активность языковых средств субъективной оценки (в частности, суффиксов), оценочных и эмоционально-экспрессивных единиц всех уровней от фонетического до синтаксического;
  • активность речевых стандартов и фразеологизмов разговорного характера;
  • наличие окказионализмов;
  • активизация личных форм, слов (личных местоимений), конструкций.

При характеристике разговорной речи по языковым уровням особенно выделяются такие функциональные явления, которые не свойственны другим стилям или мало употребительны в них. Лишь диалогическая речь в художественной прозе и драматургии близка разговорной речи, однако здесь проявляется стилизация и к тому же изменяется функция. В постперестроечное время средства разговорной речи стали использоваться шире и в публицистике.

На фонетическом уровне: ненапряженная артикуляция; сильная редукция звуков; выпадение слов и частей слов; богатство и разнообразие видов интонации.

Произношение. В различных классификациях стилей произ­ношения фигурирует и разговорный стиль. Особенностью его является, во-первых, то, что он, подобно «высокому» (книжному) стилю произношения, экспрессивно окрашен, в отличие от нейтрального стиля. Это объясняется тем, что разговорный стиль связан с соответствующим лексическим пластом (разговорной лексикой). Во-вторых, разговорный стиль произношения характери­зуется как неполный: менее отчетливое произношение звуков, сильное редуцирование, что связано с убыстренным темпом речи (в противовес полному — при медленном темпе речи с отчетливым произношением звуков, тщательностью артикуляции).

Нередко слова и их формы в разговорном стиле имеют уда­рение, не совпадающее с ударением в более строгих стилях речи:

приговор (ср. нормативное приговор), звонишь (ср. звонишь), впи­лась (ср. впилась), прикрепит (ср. прикрепит), некролог (ср. не­кролог), развилась (ср. развилась) и т.д.

В разговорном стиле произношения преобладают определен­ные типы интонации.

На лексико-фразеологическом уровне: использование стилистически сниженной лексики; активность вариантных и синтаксических средств; использование семантически опустошённой лексики; метафоризация; активизация фразеологизированных оборотов.

Разговорная лексика, входя в состав лексики устной речи, употребляется в непринужденной беседе и характеризуется различными оттенками экспрессивной окраски. Разговорные сло­ва принадлежат к разным частям речи.

Отдельные слова приобретают разговорный характер только в одном из значений. Таков глагол развалиться («небрежно сесть или лечь»), звукоподражательные слова бац, трах в функции сказуемого и др.

В лексике и фразеологии широко используются единицы разговорной окраски, в том числе бытового содержания, и конкретная лексика. С другой стороны, ограничен состав абстрактной лексики и книжных слов, а также терминологии и необщеизвестных слов иноязычного происхождения. Разговорную речь характеризует активность экспрессивно-эмоциональной лексики и фразеологии, особенно таких окрасок, как фамильярная, ласкательная, неодобрительная, ироническая и других оценочных с понижением стиля. Высокочастотны авторские неологизмы (окказионализмы). Развита полисемия, причем не только общеязыковая, но и индивидуальноокказиональная (ср. семейные «языки» и дружеские «жаргоны» узкого круга лиц). Происходит активизация фразеологически связанных значений. Синонимика богата, причем границы синонимического поля довольно нечетки; активна ситуативная синонимия, отличная от общеязыковой. Возможности сочетания слов шире нормативных общеязыковых.

Активно употребляются фразеологические единицы, особенно разговорносниженной стилевой окраски. Широко распространено обновление устойчивых словосочетаний, их переосмысление и контаминация.

Фразеология. Значительную часть фразеологического фонда русского языка составляет разговорная фразеология. Стилисти­чески она весьма выразительна, содержит разнообразные экспрес­сивно-оценочные оттенки (иронический, пренебрежительный, шутливый и т.д.). Ее характеризует также структурное разнооб­разие (различное сочетание именных и глагольных компонен­тов): ад кромешный, без году неделя, ветер в голове, глядеть в оба, дело в шляпе, едва ноги носят, ждать не дождаться, заварить кашу, играть комедию, как в воду кануть, лезть из кожи вон, мед­вежий угол, набить руку, обвести вокруг пальца, палец о палец не ударить, рукой подать, с грехом пополам, танцевать от печки, уши вянут, хлопать глазами, чужими руками жар загребать, ши­ворот-навыворот, яблоку негде упасть и др.

На морфологическом уровне: высокая частотность и своеобразие употребления местоимений; активность всех форм глагола; уход в пассив действительного и страдательного залога; относительно низкая частотность существительных, прилагательных, числительных; специфическое употребление существительных: наличие звательной формы, употребление существительных на -а во множественном числе, несклоняемость первой части составных наименований, склонение аббревиатур, активность существительных с суффиксами -ша, -их, -к ; употребительность слов категории состояния; высокая активность частиц, союзов, междометий, междометных глаголов.

В области морфологии своеобразна частотность частей речи. В разговорной сфере нет обычного для языка преобладания существительного над глаголом. Даже в «наиболее глагольной» художественной речи существительные встречаются в 1,5 раза чаще глаголов, в разговорной же глаголы — чаще существи тельных. (См., например, данные частотного словаря: 2380 слов, наиболее употребительных в русской разговорной речи, а также: Сиротинина О.Б. Современная разговорная речь и ее особенности. М., 1974.) Значительно повышенную частоту употребления (в несколько раз выше против показателей по художественной речи) дают личные местоимения и частицы. При этом характерна активизация разговорных частиц ну, вот, ведь. Весьма употребительны здесь притяжательные прилагательные (бригадирова жена, Пушкинская улица); зато причастия и деепричастия почти совершенно не встречаются. Редко используются краткие прилагательные, и образованы они от весьма ограниченного круга слов, в результате чего в разговорной речи почти отсутствует противопоставление кратких и полных форм прилагательных.

Среди падежных образований употребительны варианты форм родительного и предложного падежей на %у (из дому, в отпуску, нет сахару, сахарку).

Характерно для разговорной речи ослабление грамматического значения у местоимений (Так оно и есть) и использование их для усиления экспрессии (Приходил этот твой очкарик). Активна тенденция к несклонению первой части составных имен (к Иван Иванычу) и составных числительных (из двести пятьдесят трех) и, напротив, склонение некоторых аббревиатур (Книгу из БАНа получила).

Отметим разнообразие видовых оттенков глагола со значением многократности действия в прошлом (говаривал, похаживал, гащивал, заготавливал) и однократности (толканул, долбанул), а также активность экспрессивных форм наклонений с разнообразными усилительными контекстуальными средствами, широкое использование форм одного наклонения в значении другого.

Удивительно многообразны временны´е значения глагола при использовании одного времени в значении другого. Особенно богата палитра значений настоящего времени (настоящее момента речи, настоящее расширенное, настоящее историческое), а также прошедшего и будущего в значении настоящего.

Широкое использование глагольных междометий оказывается специфической приметой разговорной речи (прыг, скок, шасть, бух); в художественной литературе эти междометия являются ее отражением.

Форма сравнительной степени прилагательных в разговор­ной речи легко сочетается с приставкой по-: получше, покрасивее и имеет суффикс -ей: быстрей, теплей (ср. в книжных стилях:

быстрее, теплее).

Разговорными вариантами являются формы инфинитива видать, слыхать (ср.: нейтр. видеть, слышать); также форма мерять (меряю, меряешь) имеет разговорный характер по сравнению с мерить {мерю, меришь).

На синтаксическом уровне: неполноконструктность предложений; сокращение словосочетаний; при актуальном членении предложения на первом месте — главное по смыслу слово; активность парцеллированных конструкций; наличие особых типов сложных предложений.

Характерен синтаксис разговорной речи. Именно здесь нагляднее всего проявляется ее эллиптичность, а также эмоциональность и экспрессивность. Это выражается и в высокой частотности разных семантических оттенков инфинитивных и неполных предложений (Ну, полно!; Прекрасно!; Молчать!), и в характере неполноты последних («пропуск» не только и не столько второстепенных, сколько главных членов: Чаю? — Мне полчашечки), и в большом числе вопросительных и побудительных предложений. Специфическая черта — собственно интонационная, эмоционально-экспрессивная передача значений (утвердительных, отрицательных и иных).

Именно разговорной сфере свойственно употребление специальных слов и соответствующих предложений, выражающих согласие или несогласие (Да; Нет; Конечно).

В связи с неподготовленностью и ассоциативностью разговорной речи для нее характерна перестройка фразы на ходу (Телефон — это вас), парцелляция (Уезжать страшно. Но надо; Хорошо отдыхали. Только мало) и вообще разорванная структура с перебоями интонации. Активность присоединительных конструкций разных видов (в частности, с вводными словами и частицами: да и, а тут, разве что, мало того, кстати).

Разговорной речи свойственна ослабленность значения вводных слов, их избыточность и в целом (при большом числе вводных слов со значением указания на отношение между частями высказывания) использование их в измененной функции.

Порядок слов более свободный, чем в книжно0письменной речи (постпозиция союзов, перенос их из придаточного предложения в главное и др.).

Наблюдается активность междометных фраз (Ой ли?; Вот как?; Батюшки!; Вот тебе на!), фраз-предикативов, усиленных эмоционально-экспрессивными частицами (Ну и сила!; Вот так сказал!), и фраз с постоянными конструктивными элементами (Надо же…; Есть же…; То же мне…; Тото и оно, что…).

В сложных предложениях явно преобладает сочинение над подчинением (подчинительные предложения составляют в разговорной речи лишь 10%, тогда как в других стилях их около 30%), а в сложноподчиненных предложениях весьма однообразен состав придаточных, причем такой распространенный их вид, как определительные, в разговорной речи не находит широкого использования. Характерна и ограниченность словарного наполнения придаточных предложений (как проявление стандартизированности речи). Изъяснительные придаточные присоединяются к очень немногим глаголам: говорить, сказать, думать, слышать и др., например: Я не знаю, кто у вас был; Я не говорю, что плохо. Характерны для разговорной речи и бессоюзные связи в сложном предложении.

Быстротой речевых реакций объясняются обычно короткие здесь предложения. Глубина фраз, как правило, не превышает 7 ± 2 словоупотреблений.

В целом представляется возможным говорить о некоторых преобладающих моделях и характерных чертах литературно-разговорного синтаксиса. К ним относятся:

1. Преимущественное использование формы диалога.

2. Преобладание простых предложений; из сложных чаще используются сложносочиненные и бессоюзные сложные.

3. Широкое использование вопросительных и восклицательных предложений.

4. Употребление слов-предложений (утвердительных, отрицательных, побудительных и др.); «Он молод?» — «Да» (Ч.); «Вам известны трофеи?» — «Как же» (Тр.).

5. Широкое использование неполных предложений (в диалоге): «А что, Денисов хороший?» — спросила она. «Хороший» (Л.Т.).

6. Перерывы в речи, вызванные разными причинами (подыскиванием нужного слова, волнением говорящего, неожиданным переходом от одной мысли к другой и т.д.): Друг Моцарт, эти слезы… не замечай их (П.).

7. Использование различных по значению вводных слов и словосочетаний: «Гроза-то не унимается, — бормотала она. — Как бы, неровён час, чего не спалило» (Ч.).

8. Использование вставных конструкций, разрывающих основ¬ное предложение и вносящих в него дополнительные сведения, замечания, уточнения, пояснения, поправки и т.д.: «Я выстрелил, — продолжал граф, — и, слава Богу, дал промах; тогда Сильвио… (в эту минуту он был, право, ужасен) Сильвио… стал в меня прицеливаться» (П.).

9. Использование присоединительных конструкций, представляющих собой дополнительное высказывание: Я же за всё платила, решительно за всё! И так дорого! (Ч.).

10. Широкое использование эмоциональных и императивных (повелительных) междометий: «Ох, ох, умираю!» — проговорила она, тоскливо разводя руками.

11. Лексические повторы: Надо, чтоб парень был видный, из себя красивый. Да, да, да. Так, так (Остр.).

12. Различного рода инверсии с целью подчеркнуть смысловую роль выделяемого в сообщении слова: А я сегодня книжицу какую приобрёл интересную!

13. Особые формы сказуемого (так называемое осложненное глагольное сказуемое).

Словообразование

Словообразовательные особенности разговорной речи связаны прежде всего с ее экспрессивностью и оценочностью. Активны здесь суффиксы субъективной оценки со значениями ласкательности, неодобрения, увеличительности и др. (мамочка, лапушка, солнышко, дитятко; кривляка; пошлятина; домище; холодина и т.д.), а также суффиксы с функциональной окраской разговорности, например у существительных: суффиксы -к- (раздевалка, ночевка, свечка, печка); -ик (ножик, дождик); -ун (говорун); -яга (работяга); -ятина (дохлятина, тухлятина); -ша (в названиях профессий: докторша, кондукторша, билетерша и т.д.). Кроме того, употребительны здесь бессуффиксальные образования (хворь, пляс) и словосложения (лежебока, пустозвон). Можно указать и наиболее активные случаи словообразования прилагательных оценочного значения: глазастый, очкастый, зубастый; кусачий, драчливый; худющий, здоровенный и др., а также глаголов — префиксально-суффиксальные: пошаливать, приговаривать, натравливать; суффиксальные: дерануть, спекульнуть; здороветь; префиксальные: исхудать, прикупить и др. В целях усиления экспрессии используется удвоение слов — прилагательных, иногда с дополнительной префиксацией (Он такой огромный-огромный; Вода черная-черная; Она глазастая-преглазастая; умная преумная), выступающих в функции превосходной степени.

Многие слова разговорного стиля образуются с помощью определенных аффиксов (в большинстве случаев — суф­фиксов, реже — приставок). Так, в разряде существительных исполь­зуются следующие суффиксы с большей или меньшей степенью продуктивности, придающие словам разговорный характер:

-ак/-як: простак, дурак, добряк, здоровяк;

-ак(а)/-як(а) —для слов общего рода: зевака, писака, гуляка, забияка, кривляка;

-ан/-ян: старикан, грубиян;

—ач: бородач, циркач;

-аш: торгаш;

-ёжк(а): делёжка, зубрёжка, кормёжка («кормление»);

-ень: баловень, увалень;

-л(а): воротила, громила, зубрила;

-лк(а): раздевалка (другие слова — просторечные: курилка, читалка);

-н(я): возня, грызня;

-отн(я): беготня, пачкотня;

-тяй: лентяй, слюнтяй;

-ун: болтун, говорун, крикун, пачкун;

-ух(а): грязнуха, толстуха;

-ыш: глупыш, голыш, крепыш, малыш;

-яг(а): бедняга, деляга, работяга.

Целая серия слов с суффиксом -ш(а), обозначающих лиц женского пола по их профессии, занимаемой должности, вы­полняемой работе, занятию и т.д., относится к разговорной лек­сике: библиотекарша, директорша, кассирша, секретарша и др.

Отдельные разговорные слова имеют однокоренные ней­тральные варианты: бессмыслица (ср. бессмысленность), дву­смыслица (ср. двусмысленность) нелепица (ср. нелепость),

браслетка (ср. браслет), жилетка (ср. жилет), табуретка (ср. табурет) и др.

В большинстве случаев суффиксы субъективной оценки при­дают словам разных частей речи разговорную окраску: воришка, лгунишка, плутишка, человечишка, шалунишка’, землишка, погодиш-ка, службишка’, городишко, домишко, заборишко, житьишко, мо­лочишко, письмишко; бородища, грязища; большущий, злющий; вечерком, вечерочком, шепотком и др.

Для прилагательных, имеющих разговорный характер, мож­но отметить использование суффикса -аст-‘. глазастый, губас­тый, зубастый, языкастый и др., а также приставки пре-: предобрый, презабавный, премилый, пренеприятный, препротивный, пресмешной и др.

К разговорной лексике относятся глаголы на -ничать: безоб­разничать, бродяжничать, жеманничать, жульничать, малярни­чать, обезьянничать, портняжничать, слесарничать и др.

calendar27.03.2016, 61820 просмотров.

Одним из важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте является овладение связной речью, показывающей уровень культуры человека, его мышления и интеллекта. Возникнув впервые в раннем детстве в виде отдельных слов, речь постепенно усложняется и обогащается. Речь – это многообразная деятельность. Овладение связной речью является высшим достижение речевого воспитания дошкольников. Оно вбирает в себя освоение звуковой стороны языка, словарного состава, грамматического строя речи и происходит в тесной связи с развитием всех сторон речи: лексической, грамматической и фонетической. Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи. Поэтому, очень важно создавать условия для хорошо связной речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей.

Проблема развития связной речи нашла отражение в исследованиях К.Д.Ушинского, Л.Н. Толстого. Л.С. Выготского, А.А. Леонтьева. Они указывают на сложную организацию связной речи и необходимость специального речевого воспитания.

Основы методики развития связной речи дошкольников определены в работах М.М. Кониной, А.М. Леушиной, Л.А. Пеньевской, Е.И. Тихеевой, А. П. Усовой, Е.А. Флериной, О. И. Соловьевой и др. Исследователи отмечают, что умение связно говорить развивается лишь при целенаправленном руководстве педагога и путем систематического обучения.

Сущность понятия «связная речь» может иметь несколько значений:

1. Связная речь – смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание. Основной характеристикой связной речи является ее понятность для собеседника.

2. Связная речь – деятельность говорящего; продукт, результат этой деятельности (текст, высказывание).

Основная функция связной речи – коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах – диалоге и монологе. Каждая из этих форм имеет свои особенности, которые определяют характер методики их формирования[2].

Диалогическая речь представляет собой яркое проявление коммуникативной функции языка. Диалог – первичная естественная форма языкового общения. Диалогическая речь протекает в конкретной ситуации и сопровождается жестами, мимикой, интонацией. Для диалога характерны: разговорная лексика и фразеология; краткость, недоговоренность, обрывистость; простые и сложные бессоюзные предложения; кратковременное предварительное обдумывание. В диалоге типично использование шаблонов и клише, речевых стереотипов, устойчивых формул общения, часто употребляемых и как бы прикрепленных к определенным бытовым положениям и темам разговора.

Монологическая речь – связное, логически последовательное высказывание, протекающее относительно долго во времени, не рассчитанное на немедленную реакцию слушателей. Имеет более сложное строение, выражает мысль одного человека, которая неизвестна слушателям. Поэтому высказывание более развернуто, т.е. содержит полную формулировку сообщаемой информации. В монологе необходимы внутренняя подготовка, предварительное обдумывание высказывания, сосредоточение мысли на главном. Здесь тоже важны неречевые средства (жесты, мимика, интонация), умение говорить эмоционально, живо, выразительно, но они занимают подчиненное место. Для монолога характерны: литературная лексика; развернутость высказывания, законченность, логическая завершенность; синтаксическая оформленность (развернутая система связующих элементов). Связность монолога обеспечивается одним говорящим.

Данные формы речи отличаются мотивамиМонологическая речь стимулируется внутренними мотивами. Ее содержание и языковые средства выбирает сам говорящий. Диалогическая речь стимулируется не только внутренними, но и внешними мотивами (ситуация, в которой происходит диалог, реплики собеседника).

Следовательно, монологическая речь является более сложным, произвольным, более организованным видом речи и поэтому требует специального речевого воспитания (Л.В. Щерба, А.А. Леонтьев).

Несмотря на существенные различия, диалог и монолог взаимосвязаны друг с другом. В процессе общения монологическая речь органически вплетается в диалогическую, а монолог в свою очередь может приобретать диалогические свойства. Часто общение протекает в форме диалога с монологическими вставками, когда наряду с короткими репликами употребляются развернутые высказывания, состоящие из нескольких предложений и содержащие различную информацию (сообщение, дополнение или уточнение).

Взаимосвязь диалогической и монологической речи особенно важно учитывать в методике обучения детей родному языку. Навыки и умения диалогической речи являются основой овладения монологом. В ходе обучения диалогической речи создаются предпосылки для овладения повествованием, описанием. Этому помогает и связность диалога: последовательность реплик, обусловленная темой разговора, логико-смысловая связь отдельных высказываний между собой. В дошкольном возрасте формирование диалогической речи предшествует становлению монологической, а в дальнейшем работа по развитию этих двух форм речи протекает параллельно.

Связная речь может быть, ситуативной и контекстной. Ситуативная речь связана с конкретной наглядной ситуацией и не отражает полностью содержания мысли в речевых формах. Она понятна только при учете той ситуации, о которой рассказывается. В данной речевой форме могут быть использованы: жесты, мимика, указательные местоимения. В контекстной речи-и – содержание понятно из самого контекста. Сложность контекстной речи состоит в том, что здесь требуется построение высказывания без учета конкретной ситуации, с опорой только на языковые средства.

В большинстве случаев ситуативная речь имеет характер разговора, а контекстная речь – характер монолога. Но, как подчеркивает Д.Б. Эльконин, неправильно отождествлять диалогическую речь с ситуативной, а контекстную только с монологической. Монологическая речь может иметь ситуативный характер.

Важным в связи с обсуждением сущности понятия «связная речь» является уяснение понятия «разговорная речь». Следует отметить, что дети дошкольного возраста овладевают прежде всего разговорным стилем речи, который характерен, в основном, для диалогической речи. Монологическая речь с использованием разговорного стиля встречается редко.

Развитие обеих форм связной речи играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи в дошкольной образовательной организации. Обучение связной речи можно рассматривать и как цель, и как средство практического овладения языком. Освоение разных сторон речи является необходимым условием развития связной речи. В то же время развитие связной речи способствует самостоятельному использованию ребенком отдельных слов и синтаксических конструкций. Связная речь вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, его звуковым строем, словарным составом, грамматическим строем[2].

Психологи подчеркивают, что в связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного воспитания ребенка. Он учится мыслить общаясь с ровесниками и взрослыми и совершенствует свою речь в процессе мыслительной деятельности.

Связная речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает ребенку устанавливать связи с окружающим миром, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности.

Обучение связной речи оказывает влияние на эстетическое воспитание. Пересказы литературных произведений, самостоятельные детские сочинения развивают образность и выразительность речи, обогащают художественно-речевой опыт детей.

Развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления и связано с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающим миром.

Для детей старшего дошкольного возраста характерны следующие особенности развития связной речи: активно вступают в разговор, могут участвовать в коллективной беседе, пересказывают сказки и короткие рассказы. Вместе с тем их связная речь еще несовершенна. Они не умеют правильно формулировать вопросы, дополнять и поправлять ответы товарищей. Их рассказы в большинстве случаев копируют образец взрослого, содержат нарушения логики; предложения внутри рассказа часто связаны лишь формально (словами еще, потом).

Дети способны активно участвовать в беседе, достаточно полно и точно отвечать на вопросы, подавать уместные реплики. Характер диалога детей зависит от сложности задач, решаемых в совместной деятельности.

В этом возрасте совершенствуется и монологическая речь. Дети осваивают разные типы связных высказываний (описание, повествование, отчасти рассуждение) с опорой на наглядный материал и без опоры. Усложняется синтаксическая структура детских рассказов, увеличивается количество сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. Вместе с тем у значительной части детей эти умения неустойчивы. Дети затрудняются в отборе фактов для своих рассказов, в логически последовательном их расположении, в структурировании высказываний, в их языковом оформлении.

Огромная роль в развитии связной речи ребенка принадлежит игре – ведущему виду деятельности детей дошкольного возраста. Игра является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально – волевых качеств, в ней реализуются потребность общения и познания ребенком окружающего мира. В игре развивается его воображение, фантазия, создаётся основа для формирования инициативной, пытливой личности. Игровая деятельность протекает в процессе обмена информацией между ее участниками, что обусловливает ее значение для речевого развития детей. «Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора, элементами соревновательности, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации» [1. С.24-25]. Игра доставляет ребенку удовольствие, радость, а эти чувства являются сильным средством, стимулирующим активное восприятие речи и порождающим самостоятельную речевую активность.

Игры различаются по содержанию, характерным особенностям, значению в воспитании и обучении. Рассмотрим подробнее игры, направленные на развитие связной речи ребенка-дошкольника. Например:

Сюжетно-ролевая игра.

Цель: расширить словарный запас, правильное звукопроизношение, умение правильно выражать свои мысли, закрепить навык построения предложений.

Центральным моментом ролевой игры является роль, которую берёт на себя ребёнок. При этом он не просто называет себя именем соответствующего взрослого человека («Я – космонавт», «Я – мама», «Я – доктор»), но, что самое главное, действует как взрослый человек, роль которого он взял на себя и этим как бы отождествляет себя с ним. Именно игровая роль в концентрированной форме воплощает в себе связь ребёнка с миром взрослых. Наиболее характерным моментом роли является то, что она невозможна без практического игрового действия. Роль доктора или шофёра невозможно выполнять только в уме, без реальных, практических игровых действий.

Принято различать сюжет и содержание игры.

Сюжет игры – область действительности, которая воспроизводится детьми в игре (больница, семья, магазин и пр.). Сюжеты игр отражают конкретные условия жизни ребёнка. Они изменяются в зависимости от этих конкретных условий, вместе с расширением кругозора ребёнка и его знакомством с окружающим. Основным источником ролевых игр является знакомство ребёнка с жизнью и деятельностью взрослых.

Содержание игры – воспроизведение ребёнком важных моментов в человеческих отношениях. Конкретный характер отношений между людьми, которые дети воссоздают в игре, может быть различным и зависит от реальных отношений взрослых, окружающих ребёнка. Одна и та же по своему сюжету игра (например, «семья») может иметь совершенно разное содержание: одна «мама» будет ругать своих «детей», другая – краситься перед зеркалом и торопиться в гости, третья – постоянно стирать и готовить, четвёртая – читать детям книжки и заниматься с ними и пр. Все эти варианты отражают то, что «вливается» в ребёнка из окружающей жизни. То, что делает мама со своей дочкой, дочка будет проделывать со своей куклой (или подружкой по игре). Человеческие отношения и условия, в которых живёт ребёнок, определяют не только сюжеты, но прежде всего содержание детских игр. Итак, игра возникает из условий жизни ребёнка и отражает, воспроизводит эти условия.

Игры на развитие мелкой моторики.

Исследования отечественных физиологов подтверждают связь развития рук с развитием мозга. В научных трудах: Т.Н. Андриевской, Л. Вантаковой-Фоминой, Г.В. Беззубцевой, М.М. Кольцовой, Т.А. Ткаченко доказано, что целенаправленная работа по развитию мелкой моторики помогает преодолеть различные нарушения в психофизической сфере ребёнка. Развитие движений пальцев рук тесно связаны с речевой функцией. Если развитие мелкой моторики отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть в норме. Поэтому развитие мелкой моторики рук является стимулирующей в развитии речевой функции, психических процессов, познавательной деятельности[4].

Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит, развивать речь ребенка. В коре головного мозга двигательные и речевые области находятся рядом. Причем речевые области активно формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Чем больше малыш работает своими  пальчиками, тем лучше происходит  развитие мелкой моторики  рук, раньше и лучше развивается его речь. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Существует много игр и упражнений по развитию мелкой моторики пальцев рук. Например:

Пальчиковый театр – увлекательная дидактическая игра, которая:

– стимулирует развитие мелкой моторики;

– знакомит ребенка со следующими понятиями: форма, цвет, размер;

– помогает развивать пространственное восприятие и знакомит с содержанием следующих понятий: справа, слева, рядом, друг за другом и др.;

– развивает воображение, память, мышление, внимание;

– помогает совершенствовать словарный запас и активизирует речевые функции;

– формирует творческие способности и артистические умения;

– знакомит с элементарными математическими понятиями.

Например: Игры – шнуровки, содействуют развитию:

– сенсомоторной координации, мелкой моторики рук;

– пространственного ориентирования, способствуют усвоению понятий «вверху», «внизу», «справа», «слева»;

– навыков шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант);

– творческих способностей.

Можно сказать, что шнурок – это змейка, она любит ползать по домику (проползать через дырочки). Когда ребенок протаскивает шнурок в дырки, обращайте внимание малыша на расположение шнурка на «домике» – наверху или внизу, справа или слева, в центре. Скажите, куда змейка хочет поползти, пусть малыш ей поможет.

Воздушно-пузырчатая плёнка имеет большой спектр применения. Но иногда применение пузырьков поражает воображение. Оказывается, медики применяют её для развития мелкой моторики у детей. Перед тем, как научить деток вышивать, вязать и даже завязывать шнурки – похлопайте с ребёнком воздушные пузырьки, подготовьте маленькие  пальчики  к большей чувствительности.

Игры с крупой и семенами.

Крупа – универсальный материал. С ней можно просто повозиться или создать настоящий шедевр.

Берем поднос и рассыпаем по нему мелкую крупу (например, манку). Лучшей доски для рисования не придумаешь. Сначала взрослый рисует на «доске» линии, а малыш повторяет. Пусть это будут очень простые фигуры: квадраты, круги, зигзаги, снеговик, домик, солнышко.

В ходе занятий по развитию связной речи можно использовать следующие задания, упражнения:

Мешочки с крупой – упражнения для развития тактильной чувствительности и сложно-координированных движений пальцев и кистей рук. Упражнения направлены на развитие: мелкой моторики, внимания, памяти (надо запомнить, какой мешочек уже обследован, чтобы не трогать его дважды.). Чем младше ребенок, тем меньше мешочков ему предстоит обследовать. Можно совместить игру с петельками и крючками с игрой «Волшебный мешочек». Для этого вам понадобятся несколько одинаковых по размеру небольших тряпочных мешочков (их можно сшить или купить в магазине). Положите в каждый мешочек какую-нибудь мелкую игрушку или предмет. Развесьте все это на крючки. Назовите ребенку предмет, который ему предстоит найти. Предложите снимать мешочки с крючков по очереди один за другим и ощупывать предмет, не вынимая наружу и не открывая мешочек. Если в мешочке нет того, что нужно, надо повесить его на место и заняться следующим мешочком.

Упражнения с прищепками, способствуют развитию сенсомоторной координации,  мелкой моторики рук. Цель упражнений – научить ребенка самостоятельно закреплять прищепки. Чтобы игра была интересной для ребенка, можно прикреплять прищепки по тематике (то есть лучики к солнцу, дождик к тучке, травку к земле и т.п.). Необходимо понимать, что это достаточно сложное для ребенка задание. Не пытайтесь добиться результата сразу. Возьмите вначале ладошки ребенка в свои руки и выполните упражнение вместе с ним.

Упражнения с бусинами. Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Можно составлять бусы из картонных кружочков, квадратиков, листьев деревьев, в том числе сухих, ягод рябины. Научиться прокалывать аккуратные дырочки тоже полезно. Величина бусин зависит от возраста ребенка. Сначала вместо бусин можно использовать шарики от пирамидок с круглыми деталями и нанизывать их на толстый шнурок, затем детали нужно постепенно «измельчать».


linked С этим файлом связано 1 файл(ов). Среди них: 9 класс СОР 4.docx.
linkedПоказать все связанные файлы


Подборка по базе: Казаков комплекс упражнений с элементами волейбола.docx, Вопросы обсуждения и рассуждения Соколова С.А ПР3..docx, ЛР №3. Логические операции с базовыми логическими элементами.doc, Инциденты связанные с элементами буровой колонны Вопрос 25.pdf, Технологическая карта внеурочного занятия общеинтеллектуального , Пиши, сокращай. Как создавать сильный текст ( PDFDrive.com ).pdf, Конспект урока литературы с элементами краеведения.docx, Многие поэты посвящали свои произведения рассуждениям над вечным


9 А РУССКИЙ ЯЗЫК СОР 4 «Ресурсы планеты Земля»

Виды речевой деятельности Письмо

Соблюдение речевых норм

Цель обучения 9.3.4.1 создавать тексты-повествование с элементами рассуждения соответствующих стилей (отчет о поездке) с учетом целевой аудитории

9.4.4.1 использовать знаки препинания в простых, простых осложненных и сложных предложениях

Критерии

оценивания

  • Создаёт текст-повествование с элементами рассуждения соответствующего стиля (отчёт о поездке);
  • Использует знаки препинания в простых, простых осложненных и сложных предложениях
Уровень

Мыслительных

навыков

понимание, применение

Навыки высокого порядка.

Время

выполнения

30 минут

ЗАДАНИЕ

1.Напишите текст-повествование с элементами рассуждения (150–170 слов) об экологических проблемах вашего региона. Текст должен представлять собой отчет о вашей поездке (реальной или виртуальной) по родному региону. При работе над эссе используйте предложенный алгоритм.

1Алгоритм написания отчета о поездке

  1. Понятие «экологическая проблема»

II. Поговорим о моем регионе.

III.Поездка на…

IV. Причина возникновения экологических проблем относительно данного региона.

V.Пути решения проблем

III. Ответственность каждого перед природой.

2.При написании эссе используйте сложноподчинённые (минимально 2 предложения) и сложносочинённые (минимально 2 предложения), в данных предложениях выделите союзы и союзные слова как средства связи. Постройте схемы данных предложений и укажите их тип.

Критерий оценивания задания Дескриптор Балл
Обучающийся
Создаёт текст-повествование с элементами рассуждения соответствующего стиля (отчёт о поездке) 1 Пишет текст (отчёт о поездке), сохраняя жанр отчёта 1
Выдерживает объём 150-170 слов 1
Соблюдает структуру эссе, логику изложения. 1
Формулирует свою точку зрения,

убедительно обосновывает тезисы

2
Использует знаки препинания в простых, простых осложненных и сложных предложениях 2 Допускает 0-2 орфографические ошибки 3
Допускает 3-4 орфографические ошибки 2
Допускает 5-6 орфографических ошибок 1
Допускает 0-2 пунктуационные ошибки 3
Допускает 3-4 пунктуационные ошибки 2
Допускает 5-6 пунктуационных ошибок 1
Грамматических и речевых ошибок нет, или допущена одна ошибка 1
Использует ССП (не менее двух) и СПП (не менее двух) 2
Строит схемы сложных предложений 2
Указывает типы сложных предложений 2
Всего баллов: 18

ЧТО ТАКОЕ ТЕКСТ –ПОВЕСТВОВАНИЕ С ЭЛЕМЕНТАМИ РАССУЖДЕНИЯ?

Типы речи: повествование, описание, рассуждение

Часто типы речи ошибочно путают со стилями речи.

Однако функциональный стиль речи (научный, официально-деловой, разговорный, публицистический стиль и художественный) – это набор речевых элементов (особенных для каждого стиля речи слов и способов построения предложений).

302634 html 85289b784a862e23

Рассмотрим особенности каждого типа речи.

Повествование – это рассказ о событии, которое происходит в определенный промежуток времени. Отраженные в событии действия последовательны, логически связаны друг с другом. Повествование может идти как от третьего лица, так и от первого, и для него характерны такие элементы как завязка (начало события), развитие действия и развязка (итог описываемого события).

Так как повествование – текст событийный, то его речевая особенность — большое количество глаголов и цепочечное развитие действия. Текст отвечает на вопросы «что? где? когда?» — что случилось? где и с кем произошло? когда случилось?

Повествование бывает изобразительным (акцент – на сменяющиеся образы, которые «показывают» событие) и информативным (текст не только рассказывает о событии, но и объяснят его, включает интересные факты).

Пример текста-повествования:

«Ночью поднялся сильный ветер и пошел дождь. Он тихо барабанил по крыше и стекал по стеклу, превращая мир за окном в размытое пятно. Потоки воды смывали пыль с деревьев и тротуаров, журчали в водостоках, остужали раскаленный от летней жары город. И те, кто не спал, открывали окна, вдыхали влажную прохладу и подставляли лица ледяным каплям. Дождя в городе ждали два месяца, и теперь, когда он пришел, люди молча улыбались, благословляя плачущее небо…»

Примерный текст – изобразительное повествование- отвечает на следующие вопросы:

  1. что случилось? – в городе пошел дождь;
  2. где и с кем произошло? – городские жители дождались дождя;
  3. когда случилось? —  летом пошел дождь.

 

Описание – это словесное изображение предмета, явления, события. В описании перечисляются и раскрываются основные признаки выбранного предмета. Цель – представить читателю текста образ, который легко вообразить в красках. Важны единство времени и места проявления признаков.

Текст описания состоит из следующих частей:

  1. общая характеристика предмета, общее впечатление;
  2. признаки, детали;
  3. общая оценка предмета.

Например, описание может быть портретным, пейзажным; объектом писания может быть все что угодно – и человек, и его эмоциональное состояние, и животное, и растение, и место (город, отельный дом, парк, деревня), и погода. Речевая особенность — преобладание существительных, прилагательных, наречий, минимум действия и статичность текста.

Описательный текст отвечает на вопросы «какой? какие?» (какой предмет описывается? как выглядит? каковы его качества и свойства?).

Пример текста-описания:

«Дождь шел третий день. Серый, мелкий и вредный. Непредсказуемый, как низкое седое небо. Нескончаемый. Бесконечный. Он неприкаянно стучался в окна и тихо шуршал по крыше. Угрюмый и беспечный. Раздражающий. Надоевший.»

Примерный текст отвечает на описательные вопросы:

  1. какой предмет описывается? – дождь;
  2. каков предмет? – серый, мелкий, вредный, непредсказуемый, бесконечный и др.

 

Рассуждение – это развитие и подтверждение мысли, объяснение явления (свойств предмета) и выражение собственного мнения. Рассуждение отвечает на вопросы  «почему? зачем?».

Рассуждение состоит из следующих частей:

  1. тезис – мысль, которую нужно доказать;
  2. обоснование тезиса, подтверждающая аргументация с примерами, доказательства;
  3. резюме – итоги, выводы.

Текст рассуждения нацелен на то, чтобы убедить, объяснить, доказать. Для рассуждения характерно активное использование риторических вопросов и вводных слов – связок: во-первых… во-вторых… в-третьих… следовательно (таким образом соответственно); между тем, потому что, итак.

Рассуждения бывают следующими:

  1. рассуждение-доказательство (почему так, а не иначе? Что из этого следует?);
  2. рассуждение-объяснение (что это такое? откуда оно взялось? Почему предмет именно такой?);
  3.  рассуждение-размышление (как быть? Быть или не быть? Что делать?).

Пример текста-рассуждения:

«Итак, пройдет ночь, и отшумит дождь, отгремит гром. И что дальше? Опять – изнуряющий зной душного лета? Опять – раскаленный асфальт? Опять – задыхающийся в пыли город? Или погода смилуется над уставшими городскими жителями и подарит хотя бы неделю прохлады? Поскольку предсказания синоптиков размыты и туманны, нам остается только ждать и наблюдать.»

Примерный текст – рассуждение-размышление – отвечает на следующие вопросы:

  1. почему? – потому что закончится дождь и вернется надоевшая всем жара;
  2. зачем? – чтобы представить, чего ждать от капризной природы.

302634 html c46214d818ddc98c

Типы речи – это способы изложения, которые решают следующие авторские задачи:

  • повествование – динамично отражает действительность, рассказывает о ее событиях; повествование – это клип, кино, смена кадров;
  • описание – изображает статичную действительность, изучает со всех сторон интересующий объект; описание – это фотография, застывший кадр;
  • рассуждение – ищет причинно-следственные связи между событиями и явлениями, выражает мнение автора, «потому что…»; это схема с блоками тезисов и доказательств и стрелочками – логичными вопросами.

И напоследок – напоминание: не путайте функциональные стили речи и типы речи. Ведь, например, газетная статья публицистического стиля речи может быть и повествовательной (репортаж с места событий), и описательной (заметка о пропавшем человеке; реклама новостройки), и рассуждением (аналитическая статья).

Разговорным стилем текста называют такой стиль, который включает языковые единицы (слова, клише, устойчивые выражения, фразеологизмы), характерные для устной речи. Подобный стиль – это стиль непринужденного общения, обмена информацией в неформальной обстановке. В целом он считается устным, однако его нередко используют и в письменных формах.

К примеру, в художественной речи разговорным стилем часто оформляются диалоги героев, что помогает придать художественной реальности произведения больше достоверности.

Черты разговорного стиля:

  1. Распространенная форма – диалог, реже – монолог.
  2. Нестрогий отбор языковых средств и простота (и жаргонные слова, и профессиональные термины, и диалектизмы, и ругательства), образность и эмоциональность.
  3. Разговорное упрощение слов (сейчас – щас, что — чё), предложений (одну чашку кофе – один кофе). Фразы часто усекаются и «подгоняются» под конкретную ситуацию, при которой не нужны уточнения и детали (дверь закрыл, встал и вышел); распространено удвоение слов (да-да, верно-верно).
  4. Нечеткое соблюдение логичности и конкретности речи (если собеседники теряют нить разговора и отходят от начальной темы).
  5. Важна обстановка речевого общения – мимика и жесты собеседников, эмоциональные реакции.
  6. Частое употребление восклицательных и вопросительных предложений.

———————————————————————————————————————————————————Художественный стиль речи – это язык литературы и искусства. Он используется для передачи эмоций и чувств, художественных образов и явлений.

Примеры художественного стиля: 

Художественный стиль – это способ самовыражения писателей, поэтому, как правило, он используется в письменной речи. Устно же (например – в пьесах) зачитываются написанные заранее тексты. Исторически художественный стиль функционирует в трех родах литературы – лирике (стихотворениях, поэмах), драме (пьесах) и эпосе (рассказы, повести, романы).

Публицистический стиль называют официальным стилем СМИ (средств массовой информации), в том числе – статей, репортажей, заметок, интервью и т. п. Данный стиль чаще используется в письменной речи, реже – в устных формах тех же репортажей или публичных выступлений политических и общественных деятелей.

Научный стиль текста – это язык науки, научной сферы деятельности. Жанры, в которых он функционирует, в основном письменные:

  • научные статьи и заметки,
  • методические пособия и монографии,
  • рецензии и аннотации,
  • курсовые, дипломные и кандидатские работы для получения или защиты ученой степени.

В устной форме научный стиль представлен жанрами выступлений – научными докладами, лекциями.

Официально-деловой стиль в жизни встречается гораздо чаще, чем можно подумать. Вы видите его в инструкциях, в любых документах организаций (неважно, государственных или коммерческих), в законодательных актах, в методических разработках и так далее.

Главной функцией этого стиля является информирование – сообщение предельно точно и сжатой информации. Поэтому информационная насыщенность текстов, написанных официально-деловым стилем, очень велика, хотя и сложна для восприятия.

302634 html 40851bb28cae280e

  • Рассказы с улыбкой дзен
  • Рассказы с леонидом каневским
  • Рассказы русалочки смотреть нетфликс
  • Рассказы русских писателей читать 3 класс
  • Рассказы русских писателей для детей 4 класс