Каждый человек хотя бы и несколько раз за свою жизнь, но пережил состояние вдохновения — душевного подъема, свежести, живого восприятия действительности, полноты мысли и сознания своей творческой силы.
Русских писателей |
Константин Паустовский |
Вся разница между здоровым человеком и помешанным заключается в том, что первый полагает известную границу между идеалами и действительностью, а второй никакого различия в этом смысле не признает.
Русских писателей |
Михаил Салтыков-Щедрин |
Повелитель многих языков, язык российский не только обширностью мест, где он господствует, но купно собственным своим пространством и довольствием велик перед всеми в Европе.
Русских писателей |
Михаил Ломоносов |
Не здраво рассудителен математик, ежели он хочет божескую волю вымерять циркулем. Таков же и богословия учитель, если он думает, что по псалтире научиться можно астрономии или химии.
Русских писателей |
Михаил Ломоносов |
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…
Русских писателей |
Фёдор Тютчев |
Бог и природа предоставили человеку одну-единственную возможность явиться к жизни, и со дня сотворения мира способ его рождения не изменялся. А вот сам человек устремленным своим разумом придумал тысячи способов уничтожить жизнь и достиг в этом такого разнообразия и совершенства!
Русских писателей |
Виктор Астафьев |
Нечего сказать, мудро устроена жизнь на нашей прекрасной планете, и, кажется, мудрость эта необратима, неотмолима и неизменна: кто-то кого-то все время убивает, ест, топчет, и самое главное — вырастил и утвердил человек убеждение: только так, убивая, поедая, топча друг друга, могут сосуществовать индивидуумы земли на земле.
Русских писателей |
Виктор Астафьев |
Двуногая тварь, под названием человек, называющая себя – Homo sapiens, а по делу-то – хам, дикарь, разбойник грабящий природу-мать, и, стало быть, убивающий себя заодно, только природа-то выживет, поднимется с колен, а исчадие это сойдёт на нет, исчезнет, растворится, развеется пылью в бесконечности мироздания, как выродок вселенной, самое худшее её творение.
Русских писателей |
Виктор Астафьев |
Думаю, что свобода современного человека, которой он так кичится, вполне может быть смоделирована со свободой зоопарка и зверинца — там ведь, с точки зрения того же крикливого существа, именующего себя свободным человеком, зверям и птицам даже лучше, чем в лесу, в горах и в воде. Там их охраняют, кормят и даже способствуют размножению, только все это делается по указке сторожей и дрессировщиков, все достигается подачкой и кнутом.
Русских писателей |
Виктор Астафьев |
А вот сам человек устремленным своим разумом придумал тысячи способов уничтожить жизнь и достиг в этом такого разнообразия и совершенства!
Русских писателей |
Виктор Астафьев |
В городской суматохе
Встретились двое.
Надоели обои,
Неуклюжие споры с собою,
И бесплодные вздохи
О том, что случилось когда-то…
В час заката,
Весной в зеленеющем сквере,
Как безгрешные звери,
Забыв осторожность, тоску и потери,
Потянулись друг к другу легко,
безотчетно и чисто.
Русских писателей |
Саша Черный |
Нужны ли тут слова? Был человек и нет человека. Жил себе невинный холостяк, как птица на ветке, — и вот он погиб через глупость. Пришел еврей, похожий на матроса, и выстрелил не в какую нибудь бутылку с сюрпризом, а в живого человека. Нужны ли тут слова?
Русских писателей |
Исаак Бабель |
А вот умные люди замечают, что у нас и время-то короче становится. Бывало, лето и зима-то тянутся-тянутся, не дождешься, когда кончатся; а нынче и не увидишь, как пролетят. Дни-то и часы все те же как будто остались, а время-то, за наши грехи, все короче и короче делается. Вот что умные-то люди говорят.
Русских писателей |
Александр Островский |
Ну и пусть ближние любят друг друга, учите их этому, внушайте, приказывайте, но зачем это вам? Когда слишком любят, то не замечают недостатков любимого предмета, и еще хуже: их охотно возводят в достоинства. Как же вы будете исправлять людей, делать их счастливыми, не зная их недостатков, пороки принимая за добродетели? Когда любят, то и жалеют, а жалость убивает силу. Видите, я вполне откровенен с вами, м-р Вандергуд, и еще раз скажу: любовь – это бессилие. Любовь вытащит у вас деньги из кармана и потратит их… на румяна! Предоставьте тем, кто на низу, любить друг друга, требуйте от них этого, но вы, вознесенный так высоко, одаренный таким могуществом!..
Русских писателей |
Леонид Андреев |
Мудрость слов нужна только нищим духом, богатые же – безмолвны, заметь это, поэтик, мудрец и вечный болтун на всех перекрестках! Довольно с тебя, что Я унизился до слова.
Русских писателей |
Леонид Андреев |
– Вы алхимик от Евангелия, Вандергуд: берете свинец и хотите превращать в золото!
– Да, Я хочу делать золото и искать философский камень. Но разве он уже не найден? Он найден, только вы не умеете им пользоваться: это – любовь. Ах, Магнус, Я еще сам не знаю, что буду делать, но Мои замыслы широки и… величественны, сказал бы Я, если бы не эта ваша мизантропическая улыбка. Поверьте в человека, Магнус, и помогите Мне! Вы знаете, что нужно человеку.
Русских писателей |
Леонид Андреев |
Мое одиночество очень велико. Я не нуждаюсь в друзьях, но Мне надо говорить о себе, и Мне не с кем говорить. Одних мыслей недостаточно, и они не вполне ясны, отчетливы и точны, пока Я не выражу их словом.
Русских писателей |
Леонид Андреев |
Просто у нее нет того, что зовется душою, совсем нет. Я много раз пытался заглянуть в глубину ее сердца, ее мыслей, и каждый раз кончалось у меня головокружением, как на краю пропасти: там нет ничего. Пустота.
Русских писателей |
Леонид Андреев |
Уважающий свое призвание литератор должен писать так, чтобы он мог уважать каждую строчку, выходящую из-под его пера, подпишет ли он ее или нет, получит ли он за нее большой гонорар или маленький.
Русских писателей |
Леонид Андреев |
Когда бьют по одному честному лицу — все честные лица должны испытывать и боль, и негодование, и муку попранного человеческого достоинства.
Русских писателей |
Леонид Андреев |
Из всего удивительного, непостижимого, чем богата жизнь, самое увлекательное и непостижимое — это человеческая мысль… Простая мысль чернорабочего о том, как целесообразнее положить один кирпич на другой, — вот величайшее чудо и глубочайшая тайна.
Русских писателей |
Леонид Андреев |
Гарин-Михайловский Николай Георгиевич | |
Гарин-Михайловский | |
Псевдоним(ы) | Н. Гарин |
Дата рождения | 20.02.1852 (08.02 по старому стилю) |
Место рождения | г. Санкт-Петербург, Российская империя |
Дата смерти | 10.12.1906 (27.11 по старому стилю) |
Место смерти | г. Санкт-Петербург, Российская империя |
Гражданство | Российская империя |
Род деятельности | писатель |
Язык произведений | русский |
Николай Георгиевич Гарин-Михайловский — русский инженер, писатель и путешественник.
Гарин-Михайловский / Биография
Гарин-Михайловский родился 20 февраля [8 февраля] 1852 году в семье дворянина Георгия Антоновича Михайловского. Предки писателя по материнской линии происходили из Сербии. Отец писателя, офицер, героически отличился в Венгерской компании, поэтому крестным его сына Николая был император Николай I.
Детство будущего писателя проходило на юге России — в Одессе. По завершении Ришельевской гимназии он уехал в столицу, где поступил на юридический факультет Петербургского университета. После года обучения он не сдал экзамен по энциклопедии права и решил выбрать более практическую профессию. Следующий учебный год Михайловский начал в Институте путей сообщения. В качестве студенческой практики он выбрал тяжелую работу кочегара на железной дороге. Когда в 1878 году Михайловский успешно завершил курс обучения, война с Турцией еще не закончилась, поэтому молодого специалиста направили в Болгарию, где он участвовал в строительстве порта и дороги. За отличную службу он был удостоен награды — ордена Св. Станислава III степени.
Энергичный и изобретательный инженер, Михайловский вскоре получил должность на строительстве железной дороги между Молдавией и Болгарией. В 1880 году он вновь оказался в центре послевоенного строительства — на этот раз в Грузии. Ввиду частого нападения турецких разбойников, работа эта была опасной. По окончании строительства Михайловского назначили начальником бакинского отрезка железной дороги, но уже в 1882 году он подал в отставку. Причиной стала бескомпромиссная честность Михайловского — он не мог безучастно смотреть на взяточничество сослуживцев.
В 1883 году Михайловский приобрел имение в Самарской губернии, где поселился с семьей. Под влиянием народничества он мечтал восстановить местную крестьянскую общину и организовать образцовое хозяйство. Однако нововведения не прижились, и Михайловские вскоре оставили поместье управляющему, а позже его заложили.
В 1886 году Михайловский вернулся к инженерной деятельности и принял участие в изысканиях на Самаро-Златоустовской железной дороге, один из участков которой позднее стал начальным в Транссибирской магистрали. Результатом его проекта была многомиллионная экономия. В этот же период Михайловский, впервые после неуспешного студенческого опыта, вернулся к литературной деятельности. Первым его произведением стала повесть «Несколько лет в деревне», в основу которой лег неудачный опыт социально-экономических преобразований самого автора. В 1890 году рукопись была передана в Москву. Тогда же Михайловский приступил к созданию повести «Детство Тёмы». Уже в 1891 году к нему обратились с предложением напечатать «Несколько лет в деревне» в журнале «Русская мысль». Михайловский согласился, а также вместе с другими писателями-народниками внес часть денег для покупки журнала «Русское богатство», в котором в 1892 году начали печатать повесть «Детство Тёмы» (ее продолжение, «Гимназисты», вышло уже в 1893 году). Это был не первый опыт финансирования периодического издания для Михайловского — с 1888 года он участвовал в организации марксистской газеты «Самарский вестник». С начала 1900-х годов Михайловский печатался в издательстве «Знание» под руководством М. Горького.
Помимо литературной деятельности, Михайловский принимал участие в дальнейшем строительстве Транссибирской магистрали (результатом его проекта среди прочего стало возникновение Ново-Николаевска, ныне Новосибирска), Казано-Малмыжской железной дороги, выступал в печати с призывами строить дешевые железные дороги. Позже он вел инженерные изыскания для земств, был организатором строительства Кротовско-Сергиевской железной дороги.
В 1898 году по приглашению Петербургского географического общества Михайловский отправился с экспедицией в Северную Корею. Наряду с географическими, он совершил открытия в области фольклористики — записал около 100 корейских сказок (сохранилось только 64).
С 1903 года он руководил проектными работами по строительству железной дороги в Крыму. В период русско-японской войны находился в зоне боевых действий.
10 декабря [27 ноября] 1906 года Михайловский скоропостижно скончался. Похоронен на Литераторских мостках в Санкт-Петербурге.
- Детство Темы / Н.Г. Гарин
-
Детство Темы / Н.Г. Гарин, 1936
-
Детство Темы / Н.Г. Гарин, 1937
-
Детство Темы / Н.Г. Гарин, 1947
-
Детство Темы / Н.Г. Гарин, 1949
-
Детство Темы / Н.Г. Гарин, 1961
-
Детство Тёмы / Н.Г. Гарин-Михайловский, 2014
-
Детство Тёмы / Н.Г. Гарин-Михайловский, 2014
В детскую литературу Гарин-Михайловский вошел в первую очередь как автор автобиографической повести «Детство Тёмы» и ее продолжения «Гимназисты». Их главный герой Тёма — порывистый, храбрый мальчик. В центре внимания писателя оказывается не только психология, развитие характера Тёмы, но и методы его воспитания. В основе прозы Гарина-Михайловского лежит биографический факт, художественно преображенный в эмоциональное повествование. Особую роль в нем играют диалоги, жесты, восклицания. Сам автор, как писал К. Чуковский, сохранил живое, детское восприятие действительности, что также помогло ему в создании оригинальных сказок и рассказов. Его книги многократно переиздавали как до революции, так и после нее — в среде русских эмигрантов и в СССР.
Гарин-Михайловский / Книги
- Гарин-Михайловский, Н. Г. Очерки и рассказы : Т. [1]-2 / Н. Гарин. — 1893. — 332 с. — Содерж.: Детство Темы ; Несколько лет в деревне ; Ицка и Давыдка ; На станции. — [Хранится в РНБ].
- Гарин-Михайловский, Н. Г. Детство Темы / [соч.] Н. Гарина. — Москва : «Посредник» для интеллигентных читателей, 1894. — 160 с. — [Хранится в РНБ].
- Гарин-Михайловский, Н. Г. Гимназисты : (из семейн. хроники) / Н. Гарин. — Санкт-Петербург : Ред. журн. «Рус. богатство», 1895. — 324 с. — [Хранится в РНБ].
- Гарин-Михайловский, Н. Г. Детство Темы : (из семейн. хроники) ; Несколько лет в деревне / Н. Гарин. — 3-е изд. — Санкт-Петербург : Ред. журн. «Рус. богатство», 1899. — 432 с. — [Хранится в РНБ].
- Гарин-Михайловский, Н. Г. Корейские сказки. — Санкт-Петербург : Знание, 1900. — 197 с. — [Хранится в РНБ].
- Гарин-Михайловский, Н. Г. Детство Темы : из семейн. хроники. Т. 1 / Н. Гарин. — 4-е изд. — Санкт-Петербург : Знание, 1903. – 227 с. — (Полное собрание сочинений). — [Хранится в РГБ].
- Гарин-Михайловский, Н. Г. Студенты ; Тема и его друзья : из семейн. хроники. Т. 3 / Н. Гарин. — 2-е изд. — Санкт-Петербург : Знание, 1903. — 268 с. — (Полное собрание сочинений). — [Хранится в РГБ].
- Гарин-Михайловский, Н. Г. Корейские сказки, записанные осенью 1898 года / Н. Гарин. — Санкт-Петербург : Знание, 1904. — II, IV, 193 с. — [Хранится в РГБ].
- Гарин-Михайловский, Н. Г. Гимназисты : из семейн. хроники. Т. 2 / Н. Гарин. — 5-е изд. — Санкт-Петербург : Знание, 1906. — 352 с. — (Полное собрание сочинений). — [Хранится в РГБ].
- Гарин-Михайловский, Н. Г. Рассказы. Т. 5 / Н. Гарин. — Санкт-Петербург : Знание, 1908. — 317 с. — (Полное собрание сочинений). – [Хранится в РГБ].
- Гарин-Михайловский, Н. Г. Рассказы. Т. 6 / Н. Гарин. — Санкт-Петербург : Знание, 1908. — 283 с. — (Полное собрание сочинений). — [Хранится в РГБ].
- Гарин-Михайловский, Н. Г. Деревенские панорамы ; На ходу ; Сочельник в русской деревне. Т. 7 / Н. Гарин — Санкт-Петербург : Знание, 1908. — 257 с. — (Полное собрание сочинений). — [Хранится в РГБ].
- Гарин-Михайловский, Н. Г. Сказки для детей / Н. Гарин (Н. Г. Михайловский). — Санкт-Петербург : издание товарищества «Общественная польза», 1909. — 127 с. ; ил. — [Хранится в РНБ].
- Гарин-Михайловский, Н. Г. В сутолоке провинциальной жизни. 1886-1896 г. Т. 8 / Н. Гарин. — Санкт-Петербург : Знание, 1910. — 268 с. — (Полное собрание сочинений). — [Хранится в РГБ].
- Гарин-Михайловский, Н. Г. Инженеры. Т. 4 / Н. Гарин. — 2-е изд. — Санкт-Петербург : Знание, 1911. — 305 с. — (Полное собрание сочинений). — [Хранится в РГБ].
- Гарин-Михайловский, Н. Г. Тема и Жучка : рассказ / Н. Гарин ; рис. М. Михаэлис. — Москва ; Ленинград : Гос. изд-во, 1927. — 28 c. : ил. – [Хранится в РГБ].
- Гарин-Михайловский, Н. Г. День в гимназии : рассказ для детей / Н. Гарин ; рис. А. Ермолаева. – Москва ; Ленинград : Гос. изд-во, 1930. — 14 с. : ил. — [Хранится в РГБ].
- Гарин-Михайловский, Н. Г. Детство Темы. Гимназисты. Студенты : в 3 книгах / Н. Гарин ; предисл. М. Бочарер. — [Москва] : Мол. гвардия, 1936. – 3 т. — [Хранится в РГБ].
- Гарин-Михайловский, Н. Г. Избранные сочинения / Н. Г. Гарин-Михайловский ; текст подгот. И. Воробьевой ; вступ. ст. А. Волкова. — Москва : Гослитиздат, 1950. — VII, 300 с. — [Хранится в РГБ].
- Гарин-Михайловский, Н. Г. Собрание сочинений : в 5 томах. Т. 1 : Детство Тёмы. Гимназисты. — Москва : Государственное издательство художественной литературы, 1957. — 522 с.
- Гарин-Михайловский, Н. Г. Собрание сочинений : в 5 томах. Т. 2 : Студенты. Инженеры. — Москва : Государственное издательство художественной литературы, 1957. — 563 с.
- Гарин-Михайловский, Н. Г. Собрание сочинений : в 5 томах. Т. 3 : Очерки и рассказы. 1888–1895. — Москва : Государственное издательство художественной литературы, 1957. — 653 с.
- Гарин-Михайловский, Н. Г. Собрание сочинений : в 5 томах. Т. 4 : Очерки и рассказы. 1895–1906. — Москва : Государственное издательство художественной литературы, 1958. — 723 с. — [Хранится в РГБ].
- Гарин-Михайловский, Н. Г. Собрание сочинений : в 5 томах. Т. 5 : По Корее, Маньчжурии и Ляодунскому полуострову ; Вокруг света ; Корейские сказки ; Сказки для детей ; Пьесы ; Воспоминания, статьи. 1894–1906. — Москва : Государственное издательство художественной литературы, 1958. — 719 с. — [Хранится в РГБ].
- Гарин-Михайловский, Н. Г. Корейские сказки. — Москва : Гослитиздат, 1956. — 71 с. — [Хранится в РГБ].
- Гарин-Михайловский, Н. Г. Детство Темы ; Гимназисты / Н. Г. Гарин-Михайловский. — Москва : Эксмо, 2010. — 605 с. : ил. — [Хранится в РГБ].
- Гарин-Михайловский, Н. Г. Детство Тёмы / Н. Г. Гарин-Михайловский. — Москва : АСТ ; Владимир : Астрель ; 2010. — 281 с. — [Хранится в РГБ].
- Гарин-Михайловский, Н. Г. Награда царя птиц : корейские сказки / рассказали для детей Нисон Ходза и Николай Гарин-Михайловский ; ил. Николая Кочергина. — Москва : НИГМА, 2012. — 171 с. : ил. — [Хранится в РГБ].
- Гарин-Михайловский, Н. Г. Детство Тёмы : автобиографическая повесть / Н. Г. Гарин-Михайловский ; худож. Д. Штеренберг. — Москва : Детская лит., 2013. — 216 с. : ил. — [Хранится в РГБ].
- Гарин-Михайловский, Н. Г. История одной школы : рассказы, сказки / Н. Гарин-Михайловский. — Москва : Искателькнига, 2016. — 62 с. – [Хранится в РГБ].
- Гарин-Михайловский, Н. Г. Тёма и Жучка : рассказ / Н. Гарин-Михайловский ; худож. Д. Штеренберг. – Москва : ЭНАС-КНИГА, 2016. – 15 с. : ил. — (Новые старые книжки).
- Гарин-Михайловский, Н. Г. Детство Тёмы : повесть / Н. Г. Гарин-Михайловский. – Москва : Стрекоза, 2017. — 221 с. — (Школьная программа).
- Гарин-Михайловский, Н. Г. Детство Тёмы : из семейной хроники / Николай Гарин-Михайловский. — Санкт-Петербург : Азбука, 2019. — 251 с. — [Хранится в РГБ].
- Гарин-Михайловский, Н. Г. Детство Тёмы / Н. Г. Гарин-Михайловский. — Москва : АСТ, 2019. — 288 с. — (Классика для школьников. КШ).
Гарин-Михайловский / Сборники
- «Бежим в страну краснокожих!» : замеч. приключения храбрых юных путешественников. — Москва ; Петроград : Книга, 1923. — 60 с. : ил. — [Хранится в РНБ].
- Рассказы и сказки русских писателей. — Москва : Детгиз, 1954. — 159 с. — [Хранится в РГБ].
- Универсальная хрестоматия. 3 класс / отв. ред. А. Жилинская. — Москва : Эксмо, 2014. — 383 с. — [Хранится в РГБ].
- Береги честь смолоду : лучшие произведения русских писателей о дружбе, верности и чести / сост. А. Н. Маневич. — Москва : Белый город, 2014. — 286 с. : ил. — [Хранится в РГБ].
- Сказки русских писателей / сост. Владимир Кузьмин ; рис. Бориса Зворыкина. — Москва : ОЛМА Медиа Групп, 2014. — 447 с. : ил. — [Хранится в РГБ].
- Рассказы о собаках : сборник / худож. П. Гавин. — Москва : Искательпресс, 2016. — 61 с. — [Хранится в РГБ].
- Литературное чтение. 4 класс : учебное пособие : в двух частях / авторы-составители Л. А. Ефросинина, М. И. Оморокова. — 7-е изд., перераб. — Москва : Вентана-Граф, 2020. — [Хранится в РГБ].
Гарин-Михайловский / Книги в Национальной электронной детской библиотеке
- Гарин-Михайловский, Н. Г. Сказки для детей / Н. Гарин (Н. Г. Михайловский). — Текст : электронный. — Санкт-Петербург : Издание «Общественная польза», 1909. — Режим доступа: Открытый доступ
- Гарин-Михайловский, Н. Г. Детство Темы / Н. Гарин ; автолитографии Вс. Воинова. — Текст : электронный. — Москва : Детиздат, 1936. — 176 с. — Режим доступа: Открытый доступ
- Гарин-Михайловский, Н. Г. Детство Темы / Гарин Н. ; рисунки Вс. Воинова. — Текст : электронный. — Москва : Детиздат, 1937. — 224 с.
- Гарин-Михайловский, Н. Г. Тема и Жучка / Н. Г. Гарин ; худож. С. Закржевская. — Текст : электронный — М. : Детгиз, 1947. — 31 с. : ил.
- Гарин-Михайловский, Н. Г. Детство Темы / Н. Г. Гарин. — Текст : электронный. — Рига : Латгосиздат, 1949. — 143 с. — Режим доступа: Открытый доступ
- Гарин-Михайловский, Н. Г. Детство Темы / Н. Г. Гарин-Михайловский; рис. А. Давыдовой. — Текст : электронный. — Москва : Детгиз, 1961. — 159 с. — Режим доступа: Открытый доступ
Гарин-Михайловский / Диафильмы
- Гарин-Михайловский, Н. Г. Тема и Жучка : диафильм / Н. Г. Гарин-Михайловский ; ил. И. Д. Архипов. — Москва : Диафильм, 1964. (Москва : РГДБ). — 1 дф. (37 кд.) : цв. – Режим доступа: Оригинал хранится в РГДБ.
Мультфильмы и экранизации
- Детство Темы (ТВ). Реж. Е. Стрижевская. СССР, 1990.
- Как Ниночка царицей стала. Мультипликационный фильм. Реж. С. Олифиренко. СССР, 1990.
- Чепоги. Мультипликационный фильм. Реж. Л. Эстрин. Россия, 2007.
О жизни и творчестве
- Гордович К. Д. Гарин Н. // Русские писатели. 1800–1917 : биографический словарь / редкол.: П. А. Николаев (гл. ред.) и др. — Москва : Советская энциклопедия, 1989. — Т. 1 : А — Г. — С. 524–526. — [Хранится в РГБ].
- Гордович К. Д. Н. Г. Гарин-Михайловский : личность и творчество : монография / К. Д. Гордович. — Санкт-Петербург : Petronivs, 2014. — 311 с. — [Хранится в РГБ].
- Гордович К. Д. Н. Г. Гарин-Михайловский и писатели-современники : учеб. пособие по спецкурсу / Хабаров. гос. пед. ин-т. — Хабаровск : Хабаров. ГПИ, 1984. —136 с. — [Хранится в РНБ].
- Елпатьевский, С. Я. «Близкие тени» С. Елпатьевского : [Ч. 1] : Воспоминания о Г. И. Успенском, Н. К. Михайловском, А. П. Чехове, Н. Г. Гарине-Михайловском. — 1909. — 109 с. — [Хранится в РНБ].
- Крылова М. А. Решение вопроса о жизни и смерти в повести Н. Гарина-Михайловского «Детство Темы» : (к пробл. традиций) // Проблема традиций в русской литературе. — Нижний Новгород, 1998. — С.88–95. — [Хранится в РНБ].
- Куприн А. Памяти Н. Г. Михайловского (Гарина) : читано на вечере, посвящ. Н. Г. Михайловскому // Куприн Александр Иванович Куприн А. Собр. соч. — Москва, 1973. — Т. 9. — С.43–47. — [Хранится в РГБ].
- Литвиненко А. А. Анализ художественного времени в автобиографической повести Н. Г. Гарина-Михайловского «Детство Темы» // Анализ художественного текста. — Йошкар-Ола, 1991. — С.78–88. — [Хранится в РНБ].
- Миронов Г. М. Гарин Н. // Краткая литературная энциклопедия. Т. 2 : Гаврилюк — Зюльфигар Ширвани / гл. ред. А. А. Сурков. — Москва : Советская энциклопедия, 1964. — С. 66–68.
- Миронов Г. М. Поэт нетерпеливого созидания. Н. Г. Гарин-Михайловский. Жизнь. Творчество. Общественная деятельность. — Москва : Наука, 1965. — 159 с. : ил. — [Хранится в РГБ].
- Н. Г. Гарин-Михайловский в воспоминаниях современников / сост., авт. предисл. и примеч. Юдина И. М. — Новосибирск : Зап.-Сиб. кн. изд-во, 1967. — 175 с. : ил.
- Николина Н. А. «Простота формы и полная искренность тона»: (композиционно-стилистическое своеобразие повести Н. Г. Гарина-Михайловского «Детство Темы») // Рус. яз. в шк. — 1997. — № 1. — С. 70–76.
- Сафонов В. Воспоминания о [Н. Г.] Гарине-Михайловском // Звезда. — 1979. — № 6. — С. 179–187.
- Толстой А. Н. «Автобиография» [авг. 1932] / вступ. заметка, публ. и коммент. Е. Ю. Литвин // Волга. — 1985. — № 4. — С. 148–150.
- Чуковский К. Гарин // Чуковский К. Современники : портреты и этюды. — Москва : Мол. гв., 1962. — С. 207–229. — [Хранится в РГБ].
- Чуковский К. Путеводитель к счастью (Н. Гарин) : критический этюд // Нива. — 1915. — № 47 (21 нояб.). — С. 870–873 : ил.; № 48 (28 нояб.). — С. 884–888 : ил. — [Хранится в РНБ].
- Шаламов В. Т. Гарин-Михайловский // Шаламов В. Т. Собрание сочинений : в 6 т. Т. 5 : Эссе и заметки ; Записные книжки 1954–1979. — Москва, 2005. – С. 223–224. — [Хранится в РГБ].
- Юдина И. М. Н. Г. Гарин-Михайловский : жизнь и лит.-обществ. деятельность / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушк. дом) ; отв. ред. В. П. Вильчинский. — Ленинград : Наука, 1969. —238 с. : ил. — [Хранится в РНБ].
Памятники
- Бюст Н. Г. Гарина-Михайловского перед школой № 151 г. Новосибирска (1986). Авт. А. К. Крутиков.
Введение
Дружба – это отношения между людьми, построенные на бескорыстной основе. Каждый человек стремится иметь в своем окружении хотя бы одного верного друга. Только он сможет поддержать в трудную минуту и подать руку помощи, когда это будет необходимо. Роль дружбы в жизни человека велика, хотя многие этого не понимают. Дружба построена на принципах сопереживания, сочувствия, поддержки и доброты. Люди, у которых есть истинные друзья, как правило, очень счастливы. Быть хорошим другом – это всегда искусство, этому нужно учиться.
Многие русские и зарубежные писатели поднимали тему дружбы в своих произведениях. Они отмечали и роль настоящих дружеских отношений в жизни человека, и место мнимой и ненастоящей дружбы.
Примеры дружбы в литературных произведениях
Аргументы взяты из произведений, которые проходят в курсе русской литературы в школе.
И. А. Гончаров «Обломов»
В тексте выделяется проблема товарищества противоположных людей. Когда Обломов и Штольц были детьми, у них было много общего.
Нет ничего бескорыстнее детской дружбы, когда герои были любопытны, жизнерадостны и стремились к познанию нового.
Однако с возрастом Обломов всё больше уходил в мир своих мечтаний и грез, терял интерес к жизни и переставал интересоваться происходящим вокруг.
Штольц же в свою очередь оставался активным человеком, ему многое было интересно, хотелось попробовать себя в разных сферах.
Несмотря на это, герои сохранили свои теплые взаимоотношения на протяжении всей жизни и после взросления оставались близкими людьми, были всегда рады увидеться, обсудить проблемы или трудности.
М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
Автор выделяет проблемы отсутствия настоящей дружбы в жизни человека, неспособность к искренним отношениям и взаимовыручке.
Главный герой, Печорин, никогда не признавал товарищества, считая, что один из друзей всегда раб другого.
Максим Максимыч искренне считал Печорина своим другом, в то время как сам главный герой называл его лишь приятелем. Грушницкий, которого Печорин, напротив, выделял из своего круга общения, не стремился иметь с ним близких отношений.
И лишь Вернер, казалось бы, смог бы по-настоящему дружить с Печориным, но и этого не случилось. Оба героя слишком эгоистичны и бесчувственны, чтобы бескорыстно помогать другому, не требуя ничего взамен.
Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание»
В произведении поднимается проблема ценности настоящей дружбы и преданности.
Разумихин и Раскольников неидеальны, их можно даже назвать героями-антагонистами.
Читайте также: Сочинение ЕГЭ. Что движет людьми, готовыми пожертвовать собственной жизнью? По тексту Каверина.
Однако оба они умеют дружить и дорожат своими дружескими отношениями.
Раскольников, хоть и раздражается, чувствуя излишнюю заботу друга, ценит её. А Разумихин в свою очередь с радостью помогает Раскольникову, опекает его и заботится, не требуя ничего взамен.
Для него важнее отдавать, чем получать, и в этих отношениях он чувствует себя счастливым.
И. С. Тургенев «Отцы и дети»
Автор затрагивает проблему мнимой, ненастоящей дружбы, которая быстро распадается из-за разных интересов.
Базаров, воспитанный в обычной семье среднего класса и привыкший к труду, отрицает любовь, честь, веру и называет себя нигилистом.
Поначалу ему интересен Кирсанов, который, напротив, проявляет склонность к естественным наукам, музыке, поэзии. Евгений с радостью соглашается ехать в роскошное имение Кирсановых, но быстро понимает, что он здесь лишний.
Друг не поддерживает его интересов, не помогает ему в проведении опытов, за что Базаров упрекает Аркадия в излишней мягкости и инфантильности, и их дружба быстро сходит на нет.
Л. Н. Толстой «Война и мир»
В тексте ставится проблема истинной дружбы, которую, в отличие от мнимой, не разрушить ничем и никогда.
Товарищество Андрея и Пьера выдержало все испытания, герои не позволяли ему распасться из-за недоверия или предательства, не подвергали порочным искушениям.
Благодаря теплым отношениям Андрей и Пьер прошли много трудностей и сумели сделать правильный выбор, сохранив общение до конца жизни.
Короткие произведения о дружбе
Не всегда есть возможность осилить длинный роман, можно перед ОГЭ или ЕГЭ освежить в памяти небольшие рассказы и повести русских писателей, и взять аргументы для сочинений оттуда.
А. С. Пушкин «Евгений Онегин»
В произведении автор ставит проблему мнимой дружбы, предательства друга из-за мнения общества.
Онегин вызывает на дуэль Ленского, своего лучшего друга, понимая, что кому-то придется погибнуть.
Главный герой не хочет стреляться с товарищем, однако он боится общественного осуждения из-за отмененной дуэли. В результате Онегин ранил Ленского выстрелом, и тот скончался от пули лучшего друга.
А. С. Пушкин «Дубровский»
Автор книги ставит проблему разрушенной дружбы, которая из-за внезапно вспыхнувшего конфликта превратилась в настоящую вражду.
Причиной этому является гордость Троекурова и Дубровского, проявление их необдуманных действий и пылких характеров.
Когда всё можно было изменить, Троекуров не захотел этого, он желал проучить друга, показав свое превосходство.
В результате после ссоры Кирилл Петрович забрал у Дубровского родную деревню, и герой не смог пережить предательства.
А. М. Горький «Детство»
Писатель формулирует проблему настоящей дружбы, искренности и взаимопонимания.
Главный герой – мальчик Алеша – не находил родственной души среди соседских мальчишек.
Однажды он встретил «нахлебника» человека, который снимал у Кашириных комнату на заднем дворе, по прозвищу Хорошее Дело.
Алешу сразу потянуло к этому мужчине, мальчик понимал, что квартирант так же одинок, как и он сам. Главный герой часто приходит в комнату к Хорошему делу, они молчат, понимая друг друга без слов.
Иногда друг говорит Алеше слова, которые мальчик потом вспоминает всю оставшуюся жизнь. После того, как дед Алеши выгнал квартиранта, мальчик не забыл его. Он считал Хорошее Дело первым из хороших людей, встретившихся на его жизненном пути.
А. И. Солженицын «Матрёнин двор»
В рассказе выделяется проблема отсутствия друзей, человеческого одиночества в толпе.
Крестьянка по имени Матрена, которая всю жизнь жила для других: приемной дочери, колхоза, соседей, в итоге оказалась никому не нужной.
При жизни она была одинока, а после смерти родственники женщины думали только о разделе имущества, всплакнув на поминках скорее по традиции, чем из жалости.
«Бедные люди» Ф. М. Достоевский
В своём произведении автор ставит проблему взаимовыручки, неравнодушия, которые в итоге приводят к плачевным результатам.
Макар, желая помочь возлюбленной по имени Варенька, продает новый вицмундир и берет жалование вперед. В результате его увольняют.
Девушка, несмотря на тяжелое финансовое положение, так же подает Макару копейки, которые он тут же пропивает. Герои слепо пытались помочь друг другу, не думая о целесообразности и последствиях такой помощи.
Лучшие книги о дружбе
Всё о Манюне
Наринэ Абгарян
Как обрести друга на всю жизнь? Для этого надо свалиться с неустойчивой конструкции, прямо во время торжественного исполнения песни в школьном оркестре. Именно так друг с другом познакомились главные героини книги Наринэ Абгарян «Манюня» — Наринэ и Маня. С того самого дня девочки не только сами становятся «не разлей вода», но и умудряются подружить между собой свои семьи. Какие проверки только не проходит эта подростковая дружба и с годами становится только прочнее.
Подруги вместе исследуют мир, проживают любовь и ищут ответы на важные вопросы. В предлагаемом сборнике от издательства АСТ вы найдёте три произведения под одной обложкой. Помимо одноимённой первой части, это «Манюня пишет фантастичЫскЫй роман» и «Манюня, юбилей Ба и прочие треволнения». При этом все книги написаны очень простым и лёгким языком, что подкупает читателя уже с первой страницы. Женская дружба существует. И Наринэ Абгарян берётся это доказать.
Всё о Манюне
Абгарян Наринэ
Кот по имени Боб, Кот по имени Боб — настоящий друг
Джеймс Боуэн
Кто сказал, что понятие «дружба» — это только человеческое изобретение? Часто самыми близкими друзьями оказываются наши домашние питомцы. Пусть они не знают человеческих слов, но чувствовать, сопереживать, помогать в трудную минуту и делить радость вместе с хозяином — они точно способны. Рыжий кот и музыкант, оказывается, имеют весьма много общего. Хотя бы одиночество, которое привело их навстречу друг к другу. И серый день жизни в Лондоне стал отправной точкой на пути кота и человека в поисках своего счастья. Музыкант-наркоман, отринутый обществом и жизнью, спасает от смерти уличного кота. И этот искренний жест добраты возвращается к нему сторицей. Кот по клике Боб без всяких слов помогает талантливому парню Джеймсу не только избавиться от зависимости, но и поверить в себя.
Это книга о дружбе, проверенной временем, обстоятельствами, победами и поражениями, печалями и радостями, пройденными котом и его хозяином, обладателями родственных душ в таких разных телах. Эта книга о дружбе основана на реальных событиях. И уже переведена на 30 языков мира. Кстати, есть специальная адаптированная версия для детей — «Кот по имени Боб — настоящий друг» — с великолепными иллюстрациями Джеральда Келли.
Фукусима, или История собачьей дружбы
Михаил Самарский
Какая она — дружба глазами собаки? Да-да. И такое возможно! Лабрадор Трисон удивительно умный пёс-поводырь — обретает подопечных — человека и собаку, чьи судьбы навсегда изменил страшный пожар. Ветеран МЧС Владимир Петрович едва не сгорел заживо, из-под обломков его успела вытащить немецкая овчарка Фукусима. Врачи спасли жизни обоих, но оба в результате трагедии лишились зрения. И как «отмечает» ответственный пёс-поводырь Трисон — его задача — хоть немного заменить своим подопечным глаза и сделать их жизнь в темноте чуточку ярче и светлее. Все трое в итоге обретают не только верных и настоящих друзей, но и новое понимание жизни.
Фукусима, или История собачьей дружбы
Самарский Михаил Александрович
Мой лучший враг
Эли Фрей
С такими «друзьями» и врагов не надо! Дружба детей, а затем подростков, могла перерасти в большое светлое чувство Любви. Но. Обстоятельства повернулись так, что вместо любви появилось много боли. Он дарил ей конфеты и защищал от обид и зла. Маленький добрый мальчик, который превратился в чудовище. Без жалости и прощения. Это книга о дружбе, о её ценности и значении в жизни человека. О выборе, способном навсегда отрезать путь к свету. О том, как нельзя поступать с теми, кто тебе дорог.
Мой лучший враг
Фрей Эли
Чучело
Владимир Железников
Самая крепкая дружба вырастает из детства. Беззаботная пора невольно оказывается тем самым временем, когда нельзя ошибиться в выборе. А как выбирать, если опыта и знаний ещё недостаточно? Только сердцем. Только тем настоящим, что есть внутри. Преданность и верность может обернутся нелёгким испытанием. Особенно в среде подростков.
Девочка Лена Бессольцева жестоко поплатилась за свою ценность дружбы. Она не предала и не отвернулась, спасая друга и стала изгоем в среде сверстников. Но ни подножки, ни обиды, не заставили её предать. Всю боль она сносила с улыбкой на лице и не сдалась. За неказистую внешность «друзья»-одноклассники прозвали её Чучелом. Но именно эта девочка в результате проявляет характер, волю, благородство, способность сострадать и быть настоящим Другом.
Чучело
Железников Владимир Карпович
Два капитана
Вениамин Каверин
Более сотни переизданий. Миллионы читателей по всему миру. Что может лучше охарактеризовать качество содержания книги? Сюжет романа — история Александра (Сани) Григорьева, который пройдя немало испытаний, для большинства и вовсе непосильных, сохраняет честь, достоинство и разгадывает главную загадку своей жизни. На маленького Саню огромное впечатление производят письма участников полярной экспедиции.
Случайно оказавшись у его соседки, эти письма становятся определяющими его судьбу словами и строками. Потеряв родителей, Александр чуть не попадает в сиротский приют. И тогда он с другом Петькой решается на побег. Их дружба и верность ценностям помогает преодолеть недюжие трудности в пути. А клятва «бороться и искать, найти и не сдаваться» становится лейтмотивом романа.
Два капитана
Каверин Вениамин Александрович
Три товарища
Эрих Мария Ремарк
Самая потрясающая история трёх школьных товарищей, чья дружба закалилась во время войны и прошла испытания любовью. Герои романа — Роберт Локамп, Готтфрид Ленц и Отто Кестер — ради дружбы готовы на многое. В их отношения гармонично входит Патриция Хольман, в которую влюбляется главный герой. Позади Первая мировая война. Послевоенная Германия.
Люди, которым посчастливилось вернуться с фронта живыми, не могут ни избавиться от страшных воспоминаний, ни найти себе место в мире. Процветает проституция, воровство, нищета… В этой мрачной атмосфере трое друзей стараются не падать духом. Это произведение Ремарка, как и другие его шедевры мировой классики, разобрано на цитаты, в которых обнаруживается глубокая жизненная философия не только самого автора, но и многих людей. Это один из красивейших романов о дружбе и любви.
Три товарища
Ремарк Эрих Мария
Три мушкетера
Александр Дюма
Эта книга о дружбе в презентации и многословности описания не нуждается. Приключения и яркая жизнь главного героя Д’Артаньяна и трёх его друзей, чьи имена на слуху не одного поколения. Атос, Портос и Арамис — знакомы не только любителям книг. Это одно из немногих произведений, которое не только издано на многих языках мира, но и не единожды экранизировано. Что делает эту книгу такой популярной и притягательной?
А то, что здесь есть важное: это вечные и нерушимые ценности — дружба, верность, преданность и мужество. Это по праву лучшая книга о дружбе, нестареющая и неподдающаяся времени.
Три мушкетёра
Вальдман Вера Семеновна
Произведения о дружбе для детей
Для сочинений, рассказов или выступлений на данную тему, можно взять аргументы из литературы для детского возраста.
Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц»
Автор рассказывает о проблеме настоящей дружбы, верности и эмоциональной близости между героями.
Когда Принц встречает Лиса, он хочет просто поиграть с ним. Но Лис ответил, что сначала нужно «приручить» его, то есть каждый день приходить на одно и то же место и понемногу говорить с ним.
После этого Принц и Лис стали друзьями, и лисенок часто говорил другу, что Принц за него в ответе, потому что его уже приручил.
Дж. К. Роулинг «Гарри Поттер»
Писательница формулирует проблему истинной дружбы, преданности и взаимопомощи, которую герои проносят сквозь всю свою жизнь.
Гарри, Рон и Гермиона знакомятся в поезде во время поездки в Хогвартс. Несмотря на разные характеры, ребята быстро находят общий язык и становятся лучшими друзьями.
Вместе они проходят множество испытаний, показывая себя как честные, отзывчивые люди, неравнодушные к бедам окружающих.
Гарри, Рон и Гермиона неоднократно рисковали своими жизнями чтобы помочь друг другу, спасали друг друга из самых сложных ситуаций и не позволили никому разрушить их теплые взаимоотношения.
Именно благодаря сплоченности ребят всё зло было наказано, Гарри больше ничего не угрожало, а Хогвартс вновь стал безопасным местом для многочисленных учеников.
«Снежная Королева», Ганс Христиан Андерсен
Немногие знают, что из-под пера талантливейшего автора вышло множество серьезных книг. Андерсен писал красивые стихи, глубокомысленные драмы, разнообразные очерки и философские романы. Однако прославился датчанин именно сказками.
В короткие, всеми нами любимые притчи, писатель попытался вложить целую Вселенную. И мне кажется, ему это удалось в полной мере. Сюжет «Снежной Королевы» знаком нам с пеленок. С момента публикации в 1844 году сказка завоевала необычайную популярность. Из 7-ми глав мы узнаем о приключениях девочки Герды, вознамерившейся во что бы то ни стало вызволить друга из плена. По утверждениям биографов, прототипом главной героини стала дама сердца Андерсена, оперная певица, не разделившая его чувства.
В. Г. Короленко «В дурном обществе»
Ещё одно детское произведение, в котором затрагивается проблема одиночества, а затем и честной и открытой детской дружбы.
Главный герой Вася был одинок, у него не было приятелей, а отец не понимал чувств родного сына, уделяя все внимание маленькой дочери.
После встречи с Валиком и Марусей жизнь героя преобразилась: в его жизни появился какой-то смысл, он приносил Марусе яблоки и разговаривал с Валиком о разных вещах. Васе нравилось заботиться о друзьях, а для них он стал источником опеки и любви, которого им так не хватало.
Благодаря друзьям Вася по-другому взглянул на отца и нашел общий язык с сестрой. После смерти Маруси и ухода Валика из города жизнь Васи была уже совсем не такой, как прежде.
Он всю жизнь вспоминал друзей, которые своим коротким появлением внесли в его судьбу много новых и радостных мгновений.
Рассказы о друзьях, про дружбу для младших школьников
«Приключения Гекльберри Финна», Марк Твен
Колоритное население местечек, расположенных вдоль русла реки Миссисипи, знакомо нам со школьной скамьи. В детстве мы с удовольствием переносились в городки Юга США, бегали по тропинкам вместе с Томом и Геком и ухахатывались, живо представляя прохождения хулиганистых мальчишек, читаю эту книгу о дружбе.
Что касается повзрослевшей аудитории, то я настоятельно рекомендую еще разок прочитать романы Марка Твена. Если в более юном возрасте мы следили исключительно за приключениями главных героев, то с опытом начинаем обращать внимание на социальный и политический подтекст описанных событий и выносить для себя много нового.
Валентина Осеева «Мечтатель»
Юра и Толя шли неподалёку от берега реки.
— Интересно, — сказал Толя, — как это совершаются подвиги? Я всё время мечтаю о подвиге!
— А я об этом даже не думаю, — ответил Юра и вдруг остановился…
С реки донеслись отчаянные крики о помощи. Оба мальчика помчались на зов… Юра на ходу сбросил туфли, отшвырнул в сторону книги и, достигнув берега, бросился в воду.
А Толя бегал по берегу и кричал:
— Кто звал? Кто кричал? Кто тонет?
Между тем Юра с трудом втащил на- берег плачущего малыша.
— Ах, вот он! Вот кто кричал! — обрадовался Толя. — Живой? Ну и хорошо! А ведь не подоспей мы вовремя, кто знает, что было бы!
Виктор Драгунский «Друг детства»
Когда мне было лет шесть или шесть с половиной, я совершенно не знал, кем же я в конце концов буду на этом свете. Мне все люди вокруг очень нравились и все работы тоже. У меня тогда в голове была ужасная путаница, я был какой-то растерянный и никак не мог толком ре шить, за что же мне приниматься.
То я хотел быть астрономом, чтоб не спать по ночам и наблюдать в телескоп далёкие звёзды, а то я мечтал стать капитаном дальнего плавания, чтобы стоять, расставив ноги, на капитанском мостике, и посетить далёкий Сингапур, и купить там забавную обезьянку. А то мне до смерти хотелось превратиться в машиниста метро или начальника станции и ходить в красной фуражке и кричать толстым голосом:
— Го-о-тов!
Или у меня разгорался аппетит выучиться на такого художника, который рисует на уличном асфальте белые полоски для мчащихся машин. А то мне казалось, что неплохо бы стать отважным путешественником вроде Алена Бомбара и пере плыть все океаны на утлом челноке, пи таясь одной только сырой рыбой. Правда, этот Бомбар после своего путешествия похудел на двадцать пять килограммов, а я всего-то весил двадцать шесть, так что выходило, что если я тоже поплыву, как он, то мне худеть будет совершенно не куда, я буду весить в конце путешествия только одно кило. А вдруг я где-нибудь не поймаю одну-другую рыбину и похудею чуть побольше? Тогда я, наверно, про сто растаю в воздухе как дым, вот и все дела.
Когда я всё это подсчитал, то решил отказаться от этой затеи, а на другой день мне уже приспичило стать боксёром, потому что я увидел в телевизоре розыгрыш первенства Европы по боксу. Как они молотили друг друга — просто ужас какой-то! А потом показали их тренировку, и тут они колотили уже тяжёлую кожаную «грушу» — такой продолговатый тяжёлый мяч, по нему надо бить изо всех сил, лупить что есть мочи, чтобы развивать в себе силу удара. И я так нагляделся на всё на это, что тоже решил стать самым сильным человеком во дворе, чтобы всех побивать, в случае чего.
Я сказал папе:
— Папа, купи мне грушу!
— Сейчас январь, груш нет. Съешь пока морковку.
Я рассмеялся:
— Нет, папа, не такую! Не съедобную грушу! Ты, пожалуйста, купи мне обыкновенную кожаную боксёрскую грушу!
— А тебе зачем? — сказал папа.
— Тренироваться, — сказал я. — Потому что я буду боксёром и буду всех по бивать. Купи, а?
— Сколько же стоит такая груша? — поинтересовался папа.
— Пустяки какие-нибудь, — сказал я. — Рублей десять или пятьдесят.
— Ты спятил, братец, — сказал папа. — Перебейся как-нибудь без груши. Ничего с тобой не случится.
И он оделся и пошёл на работу.
А я на него обиделся за то, что он мне так со смехом отказал. И мама сразу же заметила, что я обиделся, и тотчас сказала:
— Стой-ка, я, кажется, что-то придумала. Ну-ка, ну-ка, погоди-ка одну минуточку.
И она наклонилась и вытащила из-под дивана большую плетёную корзинку; в ней были сложены старые игрушки, в которые я уже не играл. Потому что я уже вы рос и осенью мне должны были купить школьную форму и картуз с блестящим козырьком.
Мама стала копаться в этой корзинке, и, пока она копалась, я видел мой старый трамвайчик без колёс и на верёвочке, пластмассовую дудку, помятый волчок, одну стрелу с резиновой нашлёпкой, об рывок паруса от лодки, и несколько по гремушек, и много ещё разного игрушечного утиля.
И вдруг мама достала со дна корзинки здоровущего плюшевого Мишку.
Она бросила его мне на диван и сказала:
— Вот. Это тот самый, что тебе тётя Мила подарила. Тебе тогда два года исполнилось. Хороший Мишка, отличный. Погляди, какой тугой! Живот какой толстый! Ишь как выкатил! Чем не груша? Ещё лучше! И покупать не надо! Давай тренируйся сколько душе угодно! Начинай!
И тут её позвали к телефону, и она вышла в коридор.
А я очень обрадовался, что мама так здорово придумала. И я устроил Мишку поудобнее на диване, чтобы мне сподручней было об него тренироваться и развивать силу удара.
Он сидел передо мной такой шоколадный, но здорово облезлый, и у него были разные глаза: один его собственный — жёлтый стеклянный, а другой большой белый — из пуговицы от наволочки; я даже не помнил, когда он появился. Но это было не важно, потому что Мишка до вольно весело смотрел на меня своими разными глазами, и он расставил ноги и выпятил мне навстречу живот, а обе руки поднял кверху, как будто шутил, что вот он уже заранее сдаётся…
И я вот так посмотрел на него и вдруг вспомнил, как давным-давно я с этим Мишкой ни на минуту не расставался, повсюду таскал его за собой, и нянькал его, и сажал его за стол рядом с собой обедать, и кормил его с ложки манной кашей, и у него такая забавная мордочка становилась, когда я его чем-нибудь перемазывал, хоть той же ка шей или вареньем, такая забавная милая мордочка становилась у него тогда, прямо как живая, и я его спать с собой уклады вал, и укачивал его, как маленького братишку, и шептал ему разные сказки прямо в его бархатные твёрденькие ушки, и я его любил тогда, любил всей душой, я за него тогда жизнь бы отдал. И вот он сидит сейчас на диване, мой бывший самый лучший друг, настоящий друг детства. Вот он сидит, смеётся разными глазами, а я хочу тренировать об него силу удара…
— Ты что, — сказала мама, она уже вернулась из коридора. — Что с тобой?
А я не знал, что со мной, я долго молчал и отвернулся от мамы, чтобы она по голосу или по губам не догадалась, что со мной, и я задрал голову к по толку, чтобы слёзы вкатились обратно, и потом, когда я скрепился немного, я сказал:
— Ты о чём, мама? Со мной ничего… Просто я раздумал. Просто я никогда не буду боксёром.
Виктор Драгунский «Девочка на шаре»
Один раз мы всем классом пошли в цирк. Я очень радовался, когда шёл туда, потому что мне уже скоро восемь лет, а я был в цирке только один раз, и то очень давно. Главное, Алёнке всего только шесть лет, а вот она уже успела побывать в цирке целых три раза. Это очень обидно. И вот теперь мы всем классом пошли в цирк, и я думал, как хорошо, что уже большой и что сейчас, в этот раз, всё увижу, как следует. А в тот раз я был маленький, я не понимал, что такое цирк. В тот раз, когда на арену вышли акробаты и один полез на голову другому, я ужасно расхохотался, потому что думал, что это они так нарочно делают, для смеху, ведь дома я никогда не видел, что бы взрослые дядьки карабкались друг на друга. И на улице тоже этого не случалось. Вот я и рассмеялся во весь голос. Я не понимал, что это артисты показывают свою ловкость. И ещё в тот раз я всё больше смотрел на оркестр, как они играют — кто на барабане, кто на трубе, — и дирижёр машет палочкой, и никто на него не смотрит, а все играют как хотят. Это мне очень понравилось, но пока я смотрел на этих музыкантов, в середине арены выступали артисты. И я их не видел и пропускал самое интересное. Конечно, я в тот раз ещё совсем глупый был.
И вот мы пришли всем классом в цирк. Мне сразу понравилось, что он пах нет чем-то особенным, и что на стенах висят яркие картины, и кругом светло, и в середине лежит красивый ковёр, а по толок высокий, и там привязаны разные блестящие качели.
И в это время заиграла музыка, и все кинулись рассаживаться, а потом накупили эскимо и стали есть. И вдруг из-за красной занавески вышел целый отряд каких- то людей, одетых очень красиво — в красные костюмы с жёлтыми полосками. Они встали по бокам занавески, и между ними прошёл их начальник в чёрном костюме. Он громко и немножко непонятно что-то прокричал, и музыка заиграла быстро-быстро и громко, и на арену выскочил артист-жонглёр, и началась потеха. Он кидал шарики, по десять или по сто штук вверх, и ловил их обратно. А потом схватил полосатый мяч и стал им играть… Он и головой его подшибал, и затылком, и лбом, и по спине катал, и каблуком наподдавал, и мяч катался по всему его телу как примагниченный. Это было очень красиво. И вдруг жонглёр кинул этот мячик к нам в публику, и тут уж началась настоящая суматоха, потому что я пой мал этот мяч и бросил его в Валерку, а Валерка — в Мишку, а Мишка вдруг на целился и ни с того ни с сего засветил прямо в дирижёра, но в него не попал, а попал в барабан! Бамм! Барабанщик рас сердился и кинул мяч обратно жонглёру, но мяч не долетел, он просто угодил одной красивой тётеньке в причёску, и у неё получилась не причёска, а нахлобучка. И мы все так хохотали, что чуть не по мерли.
И когда жонглёр убежал за занавеску, мы долго не могли успокоиться. Но тут на арену выкатили огромный голубой шар, и дядька, который объявляет, вышел на середину и что-то прокричал неразборчивым голосом. Понять нельзя было ничего, и оркестр опять заиграл что-то очень весёлое, только не так быстро, как раньше.
И вдруг на арену выбежала маленькая девочка. Я таких маленьких и красивых никогда не видел. У неё были синие- синие глаза, и вокруг них были длинные ресницы. Она была в серебряном платье с воздушным плащом, и у неё были длинные руки; она ими взмахнула, как птица, и вскочила на этот огромный голу бой шар, который для неё выкатили. Она стояла на шаре. И потом вдруг побежала, как будто захотела спрыгнуть с него, но шар завертелся под её ногами, и она на нём вот так, как будто бежала, а на самом деле ехала вокруг арены. Я таких девочек никогда не видел. Все они были обыкновенные, а эта какая-то особенная. Она бегала по шару своими маленькими ножками, как по ровному полу, и голубой шар вёз её на себе: она могла ехать на нём и прямо, и назад, и налево, и куда хочешь! Она весело смеялась, когда так бегала, как будто плыла, и я подумал, что она, наверно, и есть Дюймовочка, такая она была маленькая, милая и необыкновенная. В это время она остановилась, и кто-то ей подал разные колокольчатые браслеты, и она надела их себе на туфельки и на руки и снова стала медленно кружиться на шаре, как будто танцевать. И оркестр заиграл тихую музыку, и было слышно, как тонко звенят золотые колокольчики на девочкиных длинных руках. И это всё было как в сказке. И тут ещё потушили свет, и оказалось, что девочка вдобавок умеет светиться в тем ноте, и она медленно плыла по кругу, и светилась, и звенела, и это было удивительно, — я за всю свою жизнь не видел ничего такого подобного.
И когда зажгли свет, все захлопали и завопили «браво», и я тоже кричал «бра во». А девочка соскочила со своего шара и побежала вперёд, к нам поближе, и вдруг на бегу перевернулась через голову, как молния, и ещё, и ещё раз, и всё вперёд и вперёд. И мне показалось, что вот она сейчас разобьётся о барьер, и я вдруг очень испугался, и вскочил на ноги, и хотел бежать к ней, чтобы подхватить её и спасти, но девочка вдруг остановилась как вкопанная, раскинула свои длинные руки, оркестр замолк, и она стояла и улыбалась.
И все захлопали изо всех сил и даже застучали ногами. И в эту минуту эта девочка посмотрела на меня, и я увидел, что она увидела, что я её вижу и что я тоже вижу, что она видит меня, и она по махала мне рукой и улыбнулась. Она мне одному помахала и улыбнулась. И я опять захотел подбежать к ней, и я протянул к ней руки. А она вдруг послала всем воз душный поцелуй и убежала за красную занавеску, куда убегали все артисты. И на арену вышел клоун со своим петухом и начал чихать и падать, но мне было не до него.
Я всё время думал про девочку на шаре, какая она удивительная и как она помахала мне рукой и улыбнулась, и больше уже ни на что не хотел смотреть. Наоборот, я крепко зажмурил глаза, чтобы не видеть этого глупого клоуна с его красным носом, потому что он мне портил мою девочку: она всё ещё мне представлялась на своём голубом шаре.
А потом объявили антракт, и все по бежали в буфет пить ситро, а я тихонько спустился вниз и подошёл к занавеске, откуда выходили артисты.
Мне хотелось ещё раз посмотреть на эту девочку, и я стоял у занавески и глядел — вдруг она выйдет? Но она не вы ходила.
А после антракта выступали львы, и мне не понравилось, что укротитель всё время таскал их за хвосты, как будто это были не львы, а дохлые кошки. Он заставлял их пересаживаться с места на место или укладывал их на пол рядком и ходил по львам ногами, как по ковру, а у них был такой вид, что вот им не дают полежать спокойно. Это было неинтересно, потому что лев должен охотиться и гнаться за бизоном в бескрайних пампасах и оглашать окрестности грозным рычанием, приводящим в трепет туземное население. А так получается не лев, а просто я сам не знаю что.
И когда кончилось и мы пошли домой, я всё время думал про девочку на шаре.
А вечером папа спросил:
— Ну как? Понравилось в цирке?
Я сказал:
— Папа! Там в цирке есть девочка. Она танцует на голубом шаре. Такая славная, лучше всех! Она мне улыбнулась и махнула рукой! Мне одному, честное слово! Понимаешь, папа? Пойдём в следующее воскресенье в цирк! Я тебе её покажу!
Папа сказал:
— Обязательно пойдём. Обожаю цирк!
А мама посмотрела на нас обоих так, как будто увидела в первый раз.
…И началась длиннющая неделя, и я ел, учился, вставал и ложился спать, играл и даже дрался, и всё равно каждый день думал, когда же придёт воскресенье, и мы с папой пойдём в цирк, и я снова увижу девочку на шаре, и по кажу её папе, и, может быть, папа при гласит её к нам в гости, и я подарю ей пистолет-браунинг и нарисую корабль на всех парусах.
Но в воскресенье папа не смог идти.
К нему пришли товарищи, они копались в каких-то чертежах, и кричали, и курили, и пили чай, и сидели допоздна, и после них у мамы разболелась голова, а папа сказал мне:
— В следующее воскресенье… Даю клятву Верности и Чести.
И я так ждал следующего воскресенья, что даже не помню, как прожил ещё одну неделю. И папа сдержал своё слово: он пошёл со мной в цирк и купил билеты во второй ряд, и я радовался, что мы так близко сидим, и представление началось, и я начал ждать, когда появится девочка на шаре. Но человек, который объявляет, всё время объявлял разных других артистов, и они выходили и выступали по- всякому, но девочка всё не появлялась. А я прямо дрожал от нетерпения, мне очень хотелось, чтобы папа увидел, какая она необыкновенная в своём серебряном костюме с воздушным плащом и как она ловко бегает по голубому шару. И каждый раз, когда выходил объявляющий, я шептал папе:
— Сейчас он объявит её!
Но он, как назло, объявлял кого-нибудь другого, и у меня даже ненависть к нему появилась, и я всё время говорил папе:
— Да ну его! Это ерунда на постном масле! Это не то!
А папа говорил, не глядя на меня:
— Не мешай, пожалуйста. Это очень интересно! Самое то!
Я подумал, что папа, видно, плохо разбирается в цирке, раз это ему интересно. Посмотрим, что он запоёт, когда увидит девочку на шаре. Небось, подскочит на своём стуле на два метра в высоту…
Но тут вышел объявляющий и своим глухонемым голосом крикнул:
— Ант-рра-кт!
Я просто ушам своим не поверил! Ан тракт? А почему? Ведь во втором отделении будут только львы! А где же моя девочка на шаре? Где она? Почему она не выступает? Может быть, она заболела? Может быть, она упала и у неё сотрясение мозга?
Я сказал:
— Папа, пойдём скорей, узнаем, где же девочка на шаре!
Папа ответил:
— Да, да! А где же твоя эквилибрист ка? Что-то не видать! Пойдём-ка купим программку!..
Он был весёлый и довольный. Он огляделся вокруг, засмеялся и сказал:
— Ах, люблю… Люблю я цирк! Самый запах этот… Голову кружит…
И мы пошли в коридор. Там толклось много народу, и продавались конфеты и вафли, и на стенках висели фотографии разных тигриных морд, и мы побродили немного и нашли наконец контролёршу с программками. Папа купил у неё одну и стал просматривать. А я не выдержал и спросил у контролёрши:
— Скажите, пожалуйста, а когда будет выступать девочка на шаре?
— Какая девочка?
Папа сказал:
— В программе указана эквилибристка на шаре Т. Воронцова. Где она?
Я стоял и молчал.
Контролёрша сказала:
— Ах, вы про Танечку Воронцову? Уехала она. Уехала. Что ж вы поздно хватились?
Я стоял и молчал.
Папа сказал:
— Мы уже две недели не знаем покоя. Хотим посмотреть эквилибристку Т. Воронцову, а её нет.
Контролёрша сказала:
— Да она уехала… Вместе с родителя ми… Родители у неё «Бронзовые люди — Два-Яворс». Может, слыхали? Очень жаль. Вчера только уехали.
Я сказал:
—- Вот видишь, папа…
— Я не знал, что она уедет. Как жал ко… Ох ты боже мой!.. Ну что ж… Ничего не поделаешь…
Я спросил у контролёрши:
— Это, значит, точно?
Она сказала:
— Точно.
Я сказал:
— А куда, неизвестно?
Она сказала:
— Во Владивосток.
Вон куда. Далеко. Владивосток. Я знаю, он помещается в самом конце карты, от Москвы направо.
Я сказал:
— Какая даль.
Контролёрша вдруг заторопилась:
— Ну идите, идите на места, уже гасят свет!
Папа подхватил:
— Пошли, Дениска! Сейчас будут львы! Косматые, рычат — ужас! Бежим смотреть!
Я сказал:
— Пойдём домой, папа.
Он сказал:
— Вот так раз…
Контролёрша засмеялась. Но мы по дошли к гардеробу, и я протянул номер, и мы оделись и вышли из цирка. Мы пошли по бульвару и шли так довольно долго, потом я сказал:
— Владивосток — это на самом конце карты. Туда, если поездом, целый месяц проедешь…
Папа молчал. Ему, видно, было не до меня. Мы прошли ещё немного, и я вдруг вспомнил про самолёты и сказал:
— А на «Ту-104» за три часа — и там!
Но папа всё равно не ответил. Он крепко держал меня за руку. Когда мы вышли на улицу Горького, он сказал:
— Зайдём в кафе-мороженое. Смутузим по две порции, а?
Я сказал:
— Не хочется что-то, папа.
— Там подают воду, называется «Кахетинская». Нигде в мире не пил лучшей воды.
Я сказал:
—- Не хочется, папа.
Он не стал меня уговаривать. Он прибавил шагу и крепко сжал мою руку. Мне стало даже больно. Он шёл очень быстро, и я еле-еле поспевал за ним. Отчего он шёл так быстро? Почему он не разговаривал со мной? Мне захотелось на него взглянуть. Я поднял голову. У него было очень серьёзное и грустное лицо.
«Паутина Шарлотты», Элвин Брукс Уайт
К своему стыду эту книгу я прочитала совсем недавно. На улице стояла прескверная погода, настроение было под стать метеопрогнозу. Захотелось чего-то теплого и душевного. В таких ситуациях на помощь приходят детские книжки.
Коротенькая повесть Элвина Брукса Уайта познакомит вас с милейшим поросеночком Уилбуром. Он был последним в помете, самым маленьким и хилым. От смерти главного героя спасло вмешательство девочки Ферн. Поросенка продали по дешевке на Скотный двор, где он нашел настоящего друга в лице паучихи Шарлотты. Именно ее сети помогут малышу стать самым популярным кабанчиком округа.
«Бегущий за ветром», Халед Хоссейни
Во всем мире не сыскать настолько непохожих людей. Парадоксально, но две противоположности притянулись друг к другу и стали очень близки. Амир и Хасан будто выходцы с разных планет.
Один – потомок важного аристократа, паренек с отличным образованием, претендующим на звание интеллектуала. Другой – сын хромого и жалкого человека, безграмотный мальчик с физическими недостатками. Его уродливую «заячью» губу невозможно скрыть от окружающих. Естественно, Хасан столкнулся с жестокой травлей.
До поры до времени кабульские ребята дружили. Сравнительно мирную идиллию нарушили страшные события. Сексуальное насилие стало точкой не возврата. Беспрецедентное происшествие и предательство Амира разбросало друзей по разным сторонам. Каждому был уготован собственный путь. Но разве можно разорвать тончайшие связи, закрепленные с детства между двумя душами?
«Жареные зеленые помидоры в кафе «Полустанок», Фэнни Флэгг
История о дружбе двух женщин с огромной разницей в возрасте. Случайное знакомство благотворно повлияло на обеих героинь романа. Однако я забегаю несколько вперед, попытаюсь начать сначала.
В небольшом городке штата Алабама проживает 48-летняя Эвелин. Она сбагрила ненавистную свекровь в дом престарелых, но все равно вынуждена навещать мерзкую старуху. Именно в последнем приюте для пожилых главная героиня встретится с 86-летней Нинни.
Эвелин разочаровалась в жизни, ее покинули дети, муж давно охладел и с трудом терпит ее общество. Женщина пребывает в постоянной депрессии и килограммами поедает сладкое. Новая знакомая, невзирая на беды и преклонный возраст, сохранила оптимизм. Нинни перевернет сознание Эвелин и наставит ее на путь, ведущий к счастью.
«Богач, бедняк», Ирвин Шоу
Драма 1969 года повествует об отношениях внутри одной семьи. Особое внимание уделяется рассказу о судьбе двух братьев. Одному удалось выбиться в люди, что не удивительно, ведь Руди любили в семье и школе. Он производил впечатление «хорошего мальчика», учился на отлично и вел себя примерно.
Тома, второго брата, родители не больно жаловали. Мальчик отличался несносным характером, хулиганил и вечно влипал в плохие истории. Том выбрал боксерское поприще, которое не принесло ему ни богатства, ни славы. Рекомендую посмотреть вам гениальную советскую экранизацию уникального произведения Ирвина Шоу. Талант автора в купе с дополнениями режиссера Арунаса Жебрюнаса оставит неизгладимый след в ваших сердцах.
«Книжный вор», Маркус Зузак
Декорациями событий завязки выступает предвоенная Германия. На дворе стоит 1939 год. У Черного Жнеца день ото дня прибавляется работы. Смерть засучила рукава и занесла свою косу над головой миллионов.
Не так давно овдовевшая женщина везет своих детей, малышку Лизель и ее братика, к приемным родителям. Опальная мать надеется спасти отпрысков от железного кулака нацистов. В дороге случается трагедия. «Старуха с косой» навещает тяжелобольного мальчика и уносит его на темных крыльях на тот свет.
Смерть обращает внимание на девятилетнюю Лизель. Данное событие оставляет шрам в памяти девочки. Затем главная героиня попадает на Небесную улицу, находит новых друзей в лице приемных родителей, соседских ребят и беглых евреев. Однако центральным объектом романа являются книги. Короткая история говорит о том, какое воздействие может оказать печатное слово на душу и как оно влияет на жизнь человека.
«Кондуит и Швамбрания», Лев Кассиль
Вы можете вменить Льву Кассилю чрезмерное увлечение советчиной, но подумайте сами, о чем мог писать автор, заставший становление и расцвет СССР. Он ловко сумел рассказать личные воспоминания об Октябрьской революции, поместив их в рамки детской повести.
Двое братьев Леля и Ося основали воображаемое государство Швамбранию. Ребята населили ее необъятные просторы любителями приключений, мореплавателями и исследователями. Сами мальчишки – почетные жители Швамбрании и признанные герои. Швамбраны столкнулись с горькой реальностью, поступив в местную гимназию. В стенах учебного заведения царят строгие порядки, за любую провинность можно угодить в страшный Кондуит.
На фоне социалистической революции происходит взросление Лели и Оси, они находят друзей и постепенно реформируют свою воображаемую страну. Чем больше обязанностей возникает у мальчиков, тем меньше времени остается на игры. Постепенно ребята приходят к мысли, что Швамбранию следует оставить в прошлом.
«Смилла и ее чувство снега», Питер Хег
Вторая книга датского автора вышла в 1992 году. Повествование, ведущееся от женского лица, принесло своему создателю всемирную славу и весомые литературные награды.
Основные события разворачиваются в Копенгагене. Смилла возвращается с работы и видит маленького мальчика на крыше. Он хочет прыгнуть вниз, колеблется и срывается со скользкого ската. Девушка знакома с ребенком. Его имя — Исайя и он сын ее соседки. Дело в том, что малыш боялся высоты и не мог по собственному желанию взобраться на крышу.
Смилла решает осмотреть место происшествия и по следам на снегу понимает, что ребенка преследовали. Свои подозрения она излагает в полиции, однако ее никто не слушает. Дело закрывают по факту самоубийства. Но Смилле был дорог этот мальчик, девушка хочет найти ответы на свои вопросы. Как раскрытую книгу она читает белоснежное полотно снега, и этот покров становится ей дороже любви.
«Мост в Терабитию», Кэтрин Патерсон
В самой среднестатистической семье штата Виргиния живет талантливый мальчик. К сожалению, маленького Джесса никто не воспринимает всерьез. Мама и папа постоянно заняты, пытаясь прокормить многочисленное семейство, старшие сестры игнорируют странноватого братца, одноклассники издеваются над пареньком, подтрунивая над его бедностью. В начале повести Джесс дружит лишь с шестилетней сестренкой.
Все меняется с приездом в городок семьи Берков. Рядом с главным героем селится удивительная девочка Лесли. С ее помощью Джесс создает страну Терабитию, единственный путь в которую открывается посредством прыжка на веревке через реку. Постепенно ребята расширяют свое выдуманное государство, но несчастный случай прервет безмятежное существование друзей.
13. «Пер Гюнт», Генрик Ибсен
Драматическая пьеса норвежского поэта содержит в себе и реалистичные сцены, и фантастические приключения, и романтические нотки. Сам автор полагал, что за пределами Скандинавии результат его работы вряд ли будет воспринят читателями.
Однако перевод поэмы на множество европейских языков опроверг опасения создателя. В дополнение потрясающая музыка Эдварда Грига укрепила позиции пьесы «Пер Гюнт» и подарила ей всемирное признание и ошеломительную популярность. Произведение неоднократно было перенесено на телевизионные экраны и театральные подмостки.
Вывод о роли дружбы в жизни человека
Таким образом, дружба – одно из самых прекраснейших человеческих чувств, основанное на доверии, поддержке, взаимовыручке и близком личном контакте. Часто она не ценится, принимается как должное, в то время как много в мире людей одиноких, не познавших этого чувства.
Каждый должен понимать, что настоящая дружба дается далеко не каждому. Тот, кто хотя бы раз в жизни дружил по-настоящему, действительно счастливый человек.
- https://jiyuu.su/sochineniya/primery-druzhby.html
- https://AST.ru/news/sss-m10-y18-luchshie-knigi-o-druzhbe/
- https://Tarologiay.ru/literatura/druzhba-argumenty-iz-literaturnyh-proizvedeniy.html
- https://miridei.com/idei-dosuga/kakuyu-knigu-pochitat/top20-knig-o-nastoyaschej-druzhbe/
- https://ped-kopilka.ru/semeinaja-biblioteka/vneklasnoe-chtenie-2-klas/raskazy-o-druzhbe-dlja-detei-2-klasa.html