В России, по данным демографов, недавно была зафиксирована самая высокая смертность с 1945 года: число умерших в России за последние 12 месяцев превысило 2,4 млн человек. Естественная убыль населения, без учета миграции, за последний год почти достигла 1 млн человек (более 990 тысяч).
С самого начала пандемии коронавируса родные погибших в России сталкивались со сложностями при организации похорон: очередями в моргах, длинными сроками ожидания выдачи тел, ростом цен на похоронные услуги и нехваткой мест на кладбищах. Как изменилась работа похоронного бизнеса в России за пандемию? Журналисты Север.Реалий расспросили об этом родных умерших и самих похоронных агентов.
«В похоронном агентстве я взяла последний гроб и два венка»
Виктория Соколова из Петрозаводска похоронила свою маму в начале 2021 года. В посмертном эпикризе женщины указано три диагноза: инфаркт мозга, инсульт мозга, ковид. Маме Виктории было 85, но она, по словам Виктории, была «полна энергии».
Соколова вспоминает, что в тот момент местные власти «деликатно молчали» про масштабы смертности в регионе. Поэтому для Виктории было полной неожиданностью, что ждать похорон пришлось больше недели.
«В больницу я звонила сама, узнавала про документы. Мне никто не звонил, видимо, врачи сильно загружены были. Похоронили маму только на восьмой день. Везде были очереди, – рассказывает Соколова. – В морг я пришла к 15:00, но заключение получила только в 19:00. На кладбище тоже была небольшая очередь. И это Сулажгора, где только возможно подзахоронение. Думаю, что в Вилге очередь больше. И это все зимой, в морозы».
«В мэрии, на почте все то же самое. Много умерших. В похоронном агентстве я взяла последний гроб и два венка», – рассказывает Виктория.
Только в Карелии, где живет Соколова, смертность за два неполных коронавирусных года выросла почти на 40%. Такие выводы можно сделать из статистики, опубликованной региональным управлением ЗАГС. В 2019 году в республике было зарегистрировано 8814 смертей – в среднем 735 в месяц. А за десять месяцев 2021 года в Карелии зарегистрировали уже 10138 смертей, что означает, что умирают более тысячи человек в месяц. Таким образом, средняя месячная смертность в регионе выросла на 37%. В столице республики, Петрозаводске, дела обстоят еще хуже: там средняя месячная смертность выросла на 48%, или в полтора раза за два года.
Аналогичная ситуация и в других регионах России. В Калининградской области за 2020 год зарегистрировали 13 289 смертей, при том, что в 2019 году, до эпидемии, этот показатель составлял лишь 12 011. В Москве количество захоронений во время эпидемии коронавируса выросло на 25-30%, как и смертность, рассказывал в интервью РБК глава похоронной службы «Ритуал» Артем Екимов: за 9 месяцев 2020 года в городе произошло 87,2 тысячи погребений. В 2021 году смертность немного снизилась – до 85,5 тысячи погребений. Но до эпидемии коронавируса, с января по сентябрь 2019 года, в Москве похоронили лишь 77,7 тысячи человек, а в 2018 году еще меньше – 76,1 тысячи.
«Хороним по три-четыре человека в день, в некоторые дни покойные – только жертвы COVID-19»
Высокий скачок смертности подтверждают все руководители муниципальных похоронных контор Петрозаводска. Как рассказал местному изданию «Петрозаводск говорит» директор предприятия «Ритуал» Сергей Гриненко, из-за роста смертности им пришлось изменить график работы агентства: похороны агенты вынуждены начинать раньше, а заканчивать позже.
«У заведующих кладбищами раньше было время заняться бумагами, а сейчас они работают, как на конвейере. Недавно одна заведующая жаловалась, что у нее перегорела лампочка, а времени оформить заявку на ее замену нет», – говорит Гриненко.
По словам руководителя муниципального предприятия «Мемориал» Дмитрия Данильева, из-за коронавируса между ними и частными конторами почти исчезла конкуренция, которая раньше была весьма жесткой.
«И у них переполнен траурный зал, и у нас. Расписание очень плотное. Настолько, что погребения не успевают проводить на третий день, как положено по традиции. Некоторые похороны переносятся на выходные дни – так тоже раньше не делали, – говорит Данильев. – Коронавирус стал одной из главной причин смертности. МУП «Мемориал» хоронит по три-четыре человека в день, и в некоторые дни покойные – это только жертвы COVID-19″.
О таком же напряженном графике сообщают похоронные службы и в других регионах.
«Количество ритуальных агентств за год увеличилось на 20%. И ритуальные агенты покупают себе хорошие машины, так как никто без работы не сидит, – рассказывает представитель похоронного агентства из Калининградской области Алексей Татаренков. – Как умирало какое-то количество людей до пандемии: домашние трупы, суицид, ДТП, онкология, сердечники, так они и умирают. Но к ним прибавилось такое же количество людей, умерших от пандемии».
По его словам, в этом году к высокой смертности минздрав Калининградской области подготовился лучше, чем в прошлом.
«Если в том году мы даже не знали, куда складывать трупы, не было даже подготовлено помещение под такое количество умерших, то в этом году привезли и установили большой холодильник, – рассказывает Татаренков. – Бригады, которые перевозят тела, снабжены индивидуальными пакетами для трупов, чего в прошлом году не было. По вскрытиям нет таких больших задержек. Судмедэксперты работают в три смены, а еще год назад работали в одну».
Очередь в морг, польские гробы и нехватка мест на кладбищах
В прошлом году Калининградская область также столкнулась с нехваткой гробов. Раньше их завозили в регион из Москвы, Новосибирска и соседней Польши. Но в Польше, как и в России, смертность тоже резко выросла, в результате чего польские производители перестали продавать гробы в соседние страны. Из-за нехватки гробов родственникам умерших еще недавно приходилось ожидать поставок по несколько дней, замечает Татаренков. Все эти факторы увеличивали сроки захоронения вплоть до двух недель.
В этом году польские компании увеличили мощности производства, поэтому перебоев с поставками гробов нет. Единственная проблема, которая ожидает Калининград, по словам Татаренкова, – нехватка мест на кладбищах. Об этой проблеме ранее говорили агенты и в других регионах:
«У нас есть устное распоряжение власти не продавать дополнительный участок земли под захоронение. По федеральному законодательству о похоронном деле, муниципальное кладбище (а они все в Калининграде муниципальные) обязано предоставить дополнительный метр земли под родственные захоронения. А в Калининграде кулуарно решили не продавать второй участок земли, что есть прямое нарушение закона о похоронном деле, идет ущемление прав населения, – объясняет Татаренков. – Но народ у нас не возмущается, никуда не пишет, ни в прокуратуру, ни в органы власти, поэтому как-то так. Это все произошло именно во время пандемии: у нас просто не хватает земли под захоронения».
Исполнительный директор Союза похоронных организаций и крематориев (СПОК) России Елена Андреева подтверждает, что все объекты инфраструктуры, связанные с ритуальными услугами и хранением тел, в том числе и медицинские объекты, например морги, уже почти два года работают в напряженном режиме из-за увеличенной смертности.
«Эта проблема по всей России существует, особенно когда идут волны. В период лета мы все наблюдали эту ситуацию, – говорит Андреева. – У нас есть необходимость расширять материально-техническую базу: строить хранилища и увеличивать количество моргов. В настоящий момент это проблема, потому что тел очень много. Мы говорили и до пандемии о том, что нам надо развивать инфраструктуру, но сейчас это очевидно: у нас не хватает объектов, чтобы справляться с периодами нагрузки».
Андреева подчеркивает, что в России необходимо улучшать количество и качество работы моргов.
«В Петербурге в бюро судебно-медицинской экспертизы (морг №1) начала действовать электронная очередь. Теперь нет такого, чтобы ждали на улице, – рассказывает она о нововведениях. – Конечно, время ожидания увеличилось, но город справляется. В некоторых регионах ситуация гораздо хуже, возникают вопросы с очередями, качеством и количеством хранения тел».
Полностью текст опубликован на сайте Север.Реалии
Современная детская литература поражает разнообразием героев — от медведей и китов до вампиров и волшебников. Но попробуйте найти книжку, в которой есть просто рассказы про детей для детей — веселые и жизненные! Оказывается, многие молодые авторы сейчас не гнушаются реализма — с настоящими мальчишками и девчонками, которые могут жить в соседнем доме. И хоть такие детские рассказы — про детей, но интересны они будут и взрослым. Выбрали десятку книг для младших школьников, которые любят читать про себе подобных.
Мария Бершадская, серия книг «Большая маленькая девочка»
«Компас Гид», 7+.
Женя — самая обычная девочка, просто очень высокая. Даже выше мамы. На этом вся фантастика, пожалуй, и заканчивается, потому что проблемы у нее как у всех: с кем дружить, где гулять, что надеть, дарить валентинки или нет, что приготовить из яблок, как помочь бездомной собаке. Словом, Женя и ее друзья постоянно попадают во всякие истории, которые весело рассказывает Мария Бершадская — рыжеволосая волшебница из Республики Беларусь. Уверена, что ее книги вот-вот войдут в школьную программу. А пока не вошли — не гуглите «рассказы о детях читать для 3 класса», а смело предлагайте для внеклассного чтения своему сыну или дочке «Большую маленькую девочку». Кстати, первоклассникам и второклассникам тоже можно!
Як Ривэ, «Сплошное школдовство»
«Белая Ворона», 7+.
Короткие рассказы про детей есть и в этом сборнике, но здесь больше абсурда в стиле Хармса. Герои вроде бы обычные мальчишки и девчонки, но вдруг кто-то снеговика оживляет, кто-то — разговаривает с зеркалом, а кто-то — разбирает себя по частям и моет в ванной. Хотя, пожалуй, фантастического в этом не очень много — дети способны напридумывать какие угодно чудеса, лишь бы компания была подходящая.
Эмманюэль Гибер, Марк Бутаван, серия комиксов «Ариоль»
«Бумкнига», 7+.
Если обычные рассказы для детей 7 лет почему-то не впечатляют вашего младшеклассника, можно попробовать комиксы — их многие эксперты считают эффективным инструментом для старта. Несмотря на то, что герои этих историй — ослики, поросята, коты, лошади и даже одна муха, — в них легко угадываются ученики любой младшей и средней школы. Проблемы те же: кто-то фанатеет по супергероям, кто-то теряет ключи, кто-то влюбился впервые и безответно, а кто-то узнает романтичную историю знакомства своих родителей. Рассказы очень смешные и динамичные.
Люк Пирсон, серия комиксов про Хильду
«Манн, Иванов и Фербер», 7+.
Продолжая тему комиксов: вы устали вслух читать рассказы для детей? Хильда вам в помощь! Эта синеволосая девчонка уже покорила тысячи сердец по всему миру. Фантастического в ее жизни не так уж много — тролли, великаны и домовые здесь, скорее, забавные спутники. А в центре все то же: приключения с друзьями, походы с палатками, любимые книги и рисование, северная природа. И мама, которую очень любит Хильда, но с которой иногда ссорится. В прошлом году вышел мультсериал по комиксам. Однако, он отличается по сюжету от книг, — в них читателей ждет гораздо больше подробностей.
Энн Дидье, Оливье Мэллер, Оливье Делуайе, серия комиксов про Эмиля и Марго
«Манн, Иванов и Фербер», 6+.
Закрывая тему комиксов, у «МИФа» же есть короткие рассказы для детей про брата и сестру — принца Эмиля и принцессу Марго. Они живут в замке, который окружает волшебный лес, населенный забавными шаловливыми монстрами. Разумеется, детям короля строго запрещено играть с этими безобразниками, но они частенько нарушают правила. Ничего не напоминает? Осторожным родителям может показаться, что после этих комиксов их ребенок срочно побежит шкодить, однако не стоит этого бояться. На самом деле в этих рассказах больше размышлений о допустимых границах веселья, ответственности и, конечно, фантазии — придумайте своего монстра и научитесь с ним ладить, это отличная игра.
Тимо Парвела, серия книг про Эллу и ее друзей
«Розовый жираф», 6+.
Парвела можно считать современным классиком финской литературы — его книги издавались у нас еще в конце прошлого века. Героиня его рассказов — Элла — обычная школьница. Она учится с мальчиками и девочками, которые постоянно задают своему учителю множество вопросов и заставляют его все время волноваться. Хохот во время самостоятельного прочтения рассказов обеспечен. Еще лучше читать вслух всей семьей — взрослым тоже есть чему поучиться у героев этой серии.
Жан-Франсуа Шаба, «Дух из черной комнаты»
«Белая Ворона», 8+.
Несмотря на название и обложку, которые намекают нам на детскую страшилку, эта книжка — комедийный боевик. Замечено, что тридцатилетние девушки, читая ее, смеются, не переставая — равно как и девятилетки. Среди главных героев затесались инопланетный монстр, русский хомяк-шпион и симпатичная девчонка из школы. Среди прочих истин в книге открывается, что родители тоже люди, просто они устали, а сестра может сгодиться как друг и помощник — это только кажется, что она вредная.
Мария Парр, «Вафельное сердце» и «Тоня Глиммердал»
«Самокат», 7+.
Парр пишет удивительные книги: тонкие, умные, простые и честные. Они о по-настоящему важных вещах, которые окружают нас повсеместно: море и деревьях, кофе и вафлях, любимом свитере и санках, футбольном мяче и лодке, собаках и овцах. Тоня и Трилле — персонажи книг Парр — обычные мальчик и девочка. Объединяет их, пожалуй, только географическое положение — норвежские фьорды. В остальном они разные: Тоня — боевая и активная, Трилле — мечтательный и застенчивый. Читать каждый небольшой рассказ о детях у Парр — это как подружиться с кем-то новым, очень красивым снаружи и внутри.
Жан-Филипп Арру-Виньо, серия книг про семейку из Шербура
«Компас Гид», 7+.
Это рассказы про семью, в которой шесть мальчишек и каждого зовут Жан. Автор серии — Жан-Филипп Арру-Виньо — сам был одним из этих Жанов, второй по старшинству — Жан Б. Если думаете, с какой истории начать, — выбирайте «Омлет с сахаром». Но будьте готовы, что в рецепте окажутся еще белые мыши, черепаха, озорные школьные друзья наших Жанов и родители, которым как-то приходится с этим всем справляться. Отдельно радуют, конечно, нежные иллюстрации Доминика Корбасона.
Кристине Нестлингер, серия рассказов про Франца
«Компас Гид», 6+.
Если шесть детей разом для вас многовато, то начните с Франца — этот парень вдохновил автора на создание почти двух десятков рассказов. Каждая книга посвящена какой-то конкретной ситуации или кризису, который ребенок переживает в 6, 7 или 8 лет. Вот он захотел домашнее животное, боится идти в школу, желает больше смотреть телевизор — а ему не разрешают. Рекомендуем читать эти рассказы по очереди или вслух — и обсуждать поступки героев, их реакцию на события и поведение в кризисных ситуациях. Возможно, вам с ребенком будет легче понять друг друга через литературу. А не для того ли она нужна?
Если в жару нет аппетита, замените обычную пищу пищей духовной. Редакция «Афиши Daily» собрала гастрономическую подборку литературы: это книги о еде, ее психологии и истории. А написаны они так, что, может быть, в процессе чтения и есть захочется.
«Молочные реки, кисельные берега: Книга об успокаивающем воздействии рисовой каши, искусстве готовить чечевичную похлебку и превратностях любви»
Штефан Пауль, 2019
Повар Штефан Пауль рассказывает хорошие истории о еде и людях, давая к каждой из них рецепт. Нет вопросов ни к языку, ни к переводу, ни к композиции зарисовок. Открываешь книгу и выпадаешь на несколько минут из повседневности, чтобы очутиться на кухне ресторана или на берегу моря. А потом так вдохновляешься, что бежишь готовить борщ-солянку по рецепту одного из персонажей — Герты Клепке. К классическому рецепту она всегда добавляет шампиньоны, маринованные огурцы, маринад от них и белое вино.
Книга Пауля в минуты особенной печали может дать утешительное тепло. Пока есть только что выловленная рыба, которую жарят при тебе, запах мяса с кухни, вино, выпитое с друзьями, — ничто нам не страшно, ничто нас не победит.
Самая старая книга в нашей подборке. Но не включить ее было невозможно. Это сборник эссе о русской, советской, унесенной в эмиграцию кухне. Все эти тексты писали в Нью-Йорке середины 1980-х журналисты Петр Вайль и Александр Генис. Читаются их заметки удивительно легко и с любого места. Все потому, что они написаны с интеллигентным юмором и нежностью к нашим странным ритуалам, утраченным безвозвратно деликатесам и всему тому, что называется русской душой.
Вы узнаете, как готовили рубленые котлеты, что такое заливной язык и чем восточные пельмени отличаются от северных. А еще — что настоящая шарлотка с кухонь наших родителей — это не бисквитный пирог. Белый хлеб без корки вымачивали в смеси сливок и яиц, перекладывали яблоками и запекали в духовке. Дешево, сердито, очень вкусно.
Британский архитектор и писатель Кэролин Стил написала важную книгу о том, что еда — это не просто еда. Часто мы не думаем о том, как говядина или помидоры попадают к нам на тарелку и сколько людей помогают кормить миллионный город.
На примере Великобритании автор дает нам яркую и, стоит признаться, печальную картину того, как еду производят, возят, готовят, продают и утилизируют. И насколько пища определяет взаимоотношения города и деревни, наши повседневные маршруты, привычки и развитие инфраструктуры. Множество сортов яблок не нужны: побеждают два. Корпорации поглощают маленькие хозяйства, а мы привыкаем есть овощи со вкусом картона.
Стил отмечает, что контроль за тем, как питается город, — это и есть власть. Стоит хотя бы одному элементу в пищевой цепочке перестать работать и дело быстро дойдет до голодных бунтов. Вспомним хотя бы, что происходило в разгар пандемии в супермаркетах.
Это третья книга об истории еды, которую написала Анна Павловская, профессор МГУ и доктор исторических наук. Первые две посвящены еде первобытных людей и тому, как она определила развитие цивилизации.
В «Искусстве еды» Павловская пишет о том, как важны были для людей античности вино, масло и хлеб, и, главное, какой был повседневная еда. Так, простые люди могли перекусить на завтрак лепешкой, солеными маслинами или сладким инжиром. Обычный рацион семьи — это лук, вино, масло, сыр и хлеб. Люди побогаче могли позволить себе тунца, свиное вымя, цыпленка, яйца, улиток и ветчину. На десерт — яблоки. В общем, жить было можно.
«Что нам есть с точки зрения химии. Книга о невкусной и нездоровой пище»
Бахыт Кенжеев, Петр Образцов, 2018
Бахыт Кенжеев в первую очередь поэт. Петр Образцов — переводчик, писатель и журналист. Вместе они учились на химическом факультете МГУ. И пишут о еде с точки зрения ее устройства, объясняя, что происходит с тортом и овощным салатом, когда они попадают к нам в рот, и почему многие мифы — это только мифы.
При этом «Книга о невкусной и нездоровой пище» — книга писателей, поэтому в ней много историй, шуток и литературных отсылок. Вам расскажут про Джеймса Кука, который кормил команду корабля квашеной капустой, чтобы спасти от цинги, и про влюбленного мужчину, собиравшегося из железа собственной крови сделать колечко для возлюбленной. Без вреда добыть нужное количество крови можно за два года. Говорят, вышла за другого.
Пища не только определяет нашу жизнь, но и двигает вперед прогресс, заставляет крутиться то самое колесо истории. Как появился вустерский соус? Почему какао — отличный повод для войны? Был ли каннибалом Диккенс? Ответов на эти и другие вопросы в «Битвах за еду» Тома Нилона — антиквара, историка, специалиста по кулинарным книгам — множество. Вы, скорее всего, не знали, что лимонад спас Париж от чумы. Лимонная кислота убивала бактерии, и те, кто его пил, имели больше шансов выжить. А цедра, которую выбрасывали на помойку в огромных количествах, убивала блох — переносчиков болезни.
Книга Нилона не только увлекательная, но и красивая. Автор сопровождает свои рассказы о еде афишами, плакатами, фотографиями, гравюрами, иллюстрациями и многим другим. Эстетика и энциклопедичность — идеальное сочетание.
Подробности по теме
История алкоголя в 10 книгах: как спирт влиял на цивилизации
История алкоголя в 10 книгах: как спирт влиял на цивилизации