Рассказы про томку чарушин читать с картинками

Евгений иванович чарушин родился 11 ноября 1901 года по новому стилю в городе вятка, ныне киров. любовью к рисованию

Евгений Иванович Чарушин родился 11 ноября 1901 года (по новому стилю) в городе Вятка, ныне — Киров. Любовью к рисованию и книгам он обязан своему отцу Ивану Аполлоновичу Чарушину. Будучи главным губернским архитектором, по проектам которого было построено более трёхсот зданий, он обучил сына основам рисования. А рисовать мальчик всегда любил.

Впоследствии Евгений Чарушин писал: «Это было просто, по-видимому, свойственно мне, как говорить, петь, шалить или слушать сказки. Помню, как я слушал сказки с карандашом и рисовал во время рассказа». Отец привил Жене и любовь к чтению. Семитомную «Жизнь животных» А. Э. Брема, которую он подарил сыну на день рождения, Евгений Иванович бережно хранил всю жизнь и часто перечитывал. От матери будущий художник и писатель перенял любовь к садоводству. Помогая ей, мальчик открывал для себя мир живой природы.

Этот мир Евгений Чарушин исследовал и самостоятельно. В огромном саду, окружавшем дом, он знал все укромные уголки и их обитателей. В шесть лет мальчик решил целый день питаться тем, что едят птицы, а в одиннадцать вместе с коровами переплыл реку Вятку, держась за коровий хвост. А любимым другом детства был трёхлапый пёс Бобка.

Большое влияние на становление личности Е. И. Чарушина оказала и многолетняя дружба с Ю. А. Васнецовым, с которым будущие художники вместе учились в вятской средней школе. В 15 лет Чарушин с одноклассниками выпускал журнал «Сопохуд» («Союз поэтов и художников»). Для журнала он писал, по собственной оценке, «корявые и тяжкодумные» стихи, однако опыт работы со словом пригодился в дальнейшем.

В 1918 году Чарушин был призван в Красную Армию и назначен помощником декоратора в культпросвете Политотдела штаба Красной Армии Восточного фронта. Отслужив четыре года, в 1922 году Е. И. Чарушин вернулся в Вятку, но вскоре уехал в Петроград (ныне Санкт-Петербург), чтобы по-настоящему учиться рисовать. Он стал студентом Петроградских государственных свободных художественных мастерских, вскоре переименованных в Высший художественно-технический институт (ВХУТЕИН; так в 1922–1930 годах называлось бывшее Высшее художественное училище при Императорской Академии художеств). Учился на живописном факультете у таких академических художников, как А. И. Савинов, А. А. Рылов, А. Е. Карев. В 1922–1927 годах посещал Мастерскую пространственного реализма М. В. Матюшина, хотя формально не был его студентом.

Во время учёбы ярко проявилось неприятие Чарушиным догм и ограничений. Он не хотел писать «по правилам». Кроме того, выяснилось, что поиски новых путей в живописи его тоже не интересуют. Гораздо больше впечатлений дарили зоосад или птичий рынок.

В 1924 году Евгений Чарушин познакомился с Виталием Бианки и вместе с ним отправился в поездку по Алтаю. Вновь окунувшись в мир живой природы, Чарушин наблюдал за животными и делал многочисленные зарисовки. В том же 1924-м Чарушин начал сотрудничать с только что появившимся детским журналом «Мурзилка», затем — с «Ежом» (1928–1935 годы) и «Чижом» (1930–1941 годы). Иногда работал без гонораров.

Е. И. Чарушин окончил ВХУТЕИН в 1927 году и, снова отслужив в армии — на этот раз недолго, пришёл в Детский отдел Ленинградского отделения Госиздата (будущего Детгиза). Художественному редактору Детского отдела В. В. Лебедеву понравились рисунки Чарушина, и несостоявшийся живописец стал иллюстратором.

  • Евгений Чарушин
  • Стрикс (История одного филина) / Свен Флейрон; худ. Евгений Чарушин

  • Первая охота / Виталий Бианки; рисовал Евгений Чарушин

  • Кот Епифан / Евгений Чарушин; рисунки автора

  • Мышонок Пик / В. Бианки; рис. Евгений Чарушин

В это время круг личного и профессионального общения Чарушина включал таких замечательных художников, как Ю. А. Васнецов, В. М. Конашевич, А. Ф. Пахомов, Н. А. Тырса, В. И. Курдов. Но в качестве художника книги Егений Чарушин во многом сформировался благодаря деликатной поддержке Лебедева. Прежде всего (как позже написал Евгений Иванович в автобиографии), — «в искании живописного ощущения материала, предметности, от которого Академия художеств уводила в сторону».
Первая же проиллюстрированная Евгением Ивановичем книга — «Мурзук» В. Бианки (1928) — привлекла внимание и юных читателей, и знатоков книжной графики. Для этой книги Чарушин рисовал с особым чувством, о чём рассказал в небольшой статье «О себе» (Детская литература, 1937, № 23, с. 44): «Мне, художнику, изголодавшемуся по образу, по изображению живого существа, вдруг заказали работу — “дай полноценный, ощутимый образ зверя”. Представляете мою радость и тот прилив энергии, который охватил меня <…> Одно только сознание, что мои работы будут сделаны для тысяч и даже миллионов наших ребят, подбавило мне сил и желания работать».

Высокой оценкой таланта и мастерства Чарушина стало приобретение иллюстрации из «Мурзука» Государственной Третьяковской галереей.

В следующем году появились первые чарушинские книжки-картинки: «Вольные птицы», «Дикие звери», «Разные звери», Далее последовали иллюстрации к произведениям К. И. Чуковского, Максима Горького, М. М. Пришвина, Д. М. Мамина-Сибиряка, В. К. Арсеньева, И. С. Соколова-Микитова. Одной из самых совершенных книг ленинградского «Детгиза» стали «Детки в клетке» С. Я. Маршака с иллюстрациями Чарушина, увидевшие свет в 1935 году. А в 1939 году появился диафильм «Детки в клетке», чёрно-белые рисунки выполнил Евгений Чарушин.

Создаваемые Евгением Ивановичем образы животных были забавными, трогательными и узнаваемыми. Кроме того, чарушинские звери и птицы весьма живописны — благодаря множеству фактур, передающих перья, когти и клюв птицы, шерсть зверя, копыто и рог лося. Позже Чарушин сформулировал цель, к которой стремился с первых дней работы в детской книге: «…дать ребёнку предельно цельный художественный образ, обогатить художественное восприятие ребёнка, открыть ему новые живописные ощущения мира…». Чтобы выполнять сложные по фактуре рисунки, Чарушин освоил технику литографии. И снова работал по-своему, вопреки всем литографским правилам.

Е. И. Чарушин большое внимание уделял единству слова и текста в книге. Он тщательно выбирал шрифт, поскольку в детской книге нет ничего случайного. Предпочитал рубленые шрифты: напечатанный таким шрифтом текст ребёнку проще читать.
В 1930 году Е. И. Чарушин сам начал писать небольшие рассказы для детей о животных, большую поддержку начинающему автору оказал С. Я. Маршак. Первой собственной книгой Чарушина с картинками и текстом — авторской книгой — стал «Щур» (1930). Это рассказ о яркой малиновой птице, волчишке Прошке, доге Харлашке чёрном коте Васе. Новое дело давалось Чарушину трудно. Не только писать, но и иллюстрировать собственные тексты оказалось очень сложно, рисовать к чужим книгам было много проще. Но он добился успеха: о рассказах начинающего писателя очень тепло отозвался Максим Горький.

  • Евгений Чарушин
  • Щур / Евгений Чарушин; рисунки автора, 1930

  • Удивительные звери / Е. Чарушин; рисунки автора

  • Моя первая зоология. В лесу / Е. Чарушин, 1942

  • Кот, петух и лиса / Е. Чарушин, 1944

  • Никитка и его друзья / Евгений Чарушин; рис. Е. Чарушина и Р. Великановой

  • Кто как живет / Е. И. Чарушин, ил. Евгений Чарушин

В 1934 году у Евгения Ивановича родился сын Никита. Он — главный герой сборника рассказов «Никитка и его друзья», первое издание которого состоялось в 1938 году; книга вышла с иллюстрациями Е. Чарушина и Р. Великановой. Стиль повествования Чарушина-писателя (лаконичные, но красочными предложения и отсутствие сложных конструкций) позволяет читателю погрузиться в происходящие на страницах книги события, ощутить себя рядом с маленьким Никиткой, чтобы вместе с ним исследовать окружающий мир. (Никита Евгеньевич Чарушин (1934–2000) — тоже прекрасный художник, почти полностью посвятивший своё творчество анималистической детской книге. Его работы находятся в собраниях Государственной Третьяковской галереи, Русском музее, музеях Японии, Германии и других стран.)

Отличительной чертой прозы Евгения Чарушина является и обилие элементов устной речи (вульгаризмов и жаргонизмов), благодаря чему у читателя создается впечатление, что писатель не придумал эти истории, а сам пережил их, как, например, при выборе щенка в рассказе «Про Томку».

Результат творчества довоенного периода Е. И. Чарушина — около двух десятков книг, среди которых авторские «Птенцы» (1930), «Волчишко и другие» (1931), «Облава» (1931), «Цыплячий город» (1931), «Джунгли — птичий рай» (1931), «Животные жарких стран» (1935), «Семь рассказов» (1935), а также «Зверь бурундук» М. Пришвина (1935), «Королевская Аналостанка» Э. Сетона-Томпсона (1941) и др.

В начале Великой Отечественной войны Е. И Чарушин с семьёй был эвакуирован из Ленинграда в Киров. Там Евгений Иванович писал картины на партизанскую тему, оформлял спектакли в Кировском театре драмы («Жди меня», «Осада Лейдена», «Тристан и Изольда»), рисовал плакаты для «Окон ТАСС», учил детей рисовать в художественной студии.

Чарушины вернулись в Ленинград в 1945 году. Евгений Иванович продолжил работать как писатель и художник-иллюстратор.

На творчество Е. И. Чарушина 1940-х и 1950-х годов повлияли два новых для него занятия. В предвоенные годы он увлёкся цветным анималистическим эстампом, а в годы войны в Вятке выполнил стенные росписи по мотивам русских сказок о животных в детском саду и Доме пионеров. Опыт работы над эстампом реализовался в книге «Шутки» (1946), а затем — в альбомного формата «Зверятах» (1949).

В 1950-е годы изменился и подход Чарушина к изображению животных, к оформлению книг в целом. В его рисунках появилась перспектива, наметилась окружающая среда, тогда как раньше всё внимание художника было сосредоточено на изображении животного крупным планом. Кроме того, звери стали более «сказочными» и несколько напоминали персонажей Ю. Васнецова. Другой стала и техника рисунка: Чарушин начал работать гуашью и акварелью, но при этом тщательно прорабатывал даже самые мелкие детали. Он по-прежнему рисовал для книг других авторов (например: В. Бианки «Первая охота», 1950), писал и иллюстрировал собственные рассказы о звериных малышах: «Про Томку» (1957), «Большие и маленькие» (1951).

  • Евгений Чарушин
  • Медвежья горка / Н. И. Сладков; худож. Е. Чарушин

  • Воробьишкина весна / Н. И. Сладков; худож. Е. Чарушин

  • Детки в клетке / С. Маршак; рис. Е. Чарушин

  • Хвосты / Виталий Бианки; рис. Е. Чарушина

Чарушин также выступал как скульптор, продолжая начатую ещё в 1941 году серию фигурок животных. Во второй половине 1940-х годов он создал несколько барельефов по мотивам русских народных сказок: «Лиса и петух», «Лиса, заяц и петух», «Волк и семеро козлят». Работал с фарфором. Ленинградским фарфоровым заводом были выпущены фигурки и декоративные группы «Козлёнок», «Оленёнок», «Медведица с колыбелью», «Заяц с цветком», «У лукоморья» и др. Фарфор Чарушина является предметом серьёзного коллекционирования.

Последней книжной работой Евгения Ивановича Чарушина стали обновленные иллюстрации к книге С. Я. Маршака «Детки в клетке» (1965). За них в том же году художник был удостоен Золотой медали на Международной выставке детской книги в Лейпциге.
Творчество Чарушина — эстампы, фарфоровые скульптуры, иллюстрации — экспонировались на международных выставках в Париже, Софии, Лондоне, Праге, Хельсинки…

Евгений Иванович Чарушин скончался 18 февраля 1965 года в Ленинграде от онкологического заболевания. Похоронен на Богословском кладбище.

Книги заслуженного деятеля искусств РСФСР Евгения Ивановича Чарушина переведены на многие языки мира, но они были бы понятны и без перевода. Рисунки Чарушина чрезвычайно эмоциональны. Его звери — чувствуют, и это рождает отклик в душах людей. Произведения Чарушина исподволь, ненавязчиво учат детей понимать и любить животных. В этом — гуманистическая основа его искусства.

Общий тираж книг Е. И. Чарушина, изданных в нашей стране, Великобритании, Франции, Италии, Чехии, Словакии, Индии, США и в других странах, давно превысил 60 млн экземпляров. В России они регулярно издаются до сих пор. «Зверёнки» Чарушина, как он сам называл своих персонажей, остаются любимыми героями российских детей.

Литературное чтение2 «А» классМуниципальное бюджетное общеобразовательное уч...

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    Литературное чтение2 «А» классМуниципальное бюджетное общеобразовательное уч

    Описание слайда:

    Литературное чтение
    2 «А» класс
    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
    г. Астрахани «Средняя общеобразовательная школа №52»

  • 2 слайд

    Рассказы про томку чарушин читать с картинками

  • 3 слайд

    “Чтение без размышления – пустое занятие.”

    Описание слайда:

    “Чтение без размышления – пустое занятие.”

  • 4 слайд

    на – на – на – во дворе растет сосна; но – но – но – завтра мы пойдем в кино;

    Описание слайда:

    на – на – на – во дворе растет сосна;
    но – но – но – завтра мы пойдем в кино;
    ан – ан – ан – собери свой чемодан;
    ин – ин – ин – вы ходили в магазин?

    Речевая разминка

  • 5 слайд

    Михаил Михайлович Пришвин «Ребята и утята»

    Описание слайда:

    Михаил Михайлович Пришвин
    «Ребята и утята»

  • 6 слайд

    Как называют человека, который пишет рассказы? ПисательКак называют человека

    Описание слайда:

    Как называют человека, который пишет рассказы?

    Писатель
    Как называют человека, который пишет картины?
    Художник

  • 7 слайд

    Чарушин

  • 8 слайд

    Чарушин Евгений Иванович 11 ноября 1901 г. – 18 февраля 1965 г.

    Описание слайда:

    Чарушин Евгений Иванович

    11 ноября 1901 г. – 18 февраля 1965 г.

  • 9 слайд

    На стр. 136 прочитайте название произведения.«Страшный рассказ» Евгений Ивано

    Описание слайда:

    На стр. 136 прочитайте название произведения.
    «Страшный рассказ» Евгений Иванович Чарушин

  • 10 слайд

    Какие задачи мы для себя поставим на урок?Познакомиться с произведением Е.Чар

    Описание слайда:

    Какие задачи мы для себя поставим на урок?
    Познакомиться с произведением Е.Чарушина «Страшный рассказ»;
    Познакомиться со сведениями из биографии Е. И. Чарушина;

    Учиться правильно и выразительно читать его произведение «Страшный рассказ»;
    Проанализировать новое произведение.

  • 11 слайд

    Рассказы про томку чарушин читать с картинками

  • 12 слайд

    Много лет назад (в 1901г.) в старинном городе Вятке, а по-нынешнему Кирове, ж

    Описание слайда:

    Много лет назад (в 1901г.) в старинном городе Вятке, а по-нынешнему Кирове, жил маленький мальчик Женя. Он очень любил животных.В доме Чарушиных водились кошки, собаки, кролики, козлята, 20 певчих птиц. Мальчик любил выхаживать раненых уток, вёл дружбу с трёхногим псом Бобкой. На день рождения отец подарил ему книги о природе –“Атлас птиц в картинках”, “Приключения юного натуралиста в Южной Америке”.Эти книги Женя читал запоем. Он воображал себя великим путешественником, знаменитым учёным и бесстрашным предводителем индейцев. Ни одного дня мальчик не проводил без своих четвероногих и пернатых друзей. Он понимал их повадки, характер, настроение, различал их голоса.

  • 13 слайд

    Все детские впечатления помогли потом Евгению Ивановичу Чарушину в его творче

    Описание слайда:

    Все детские впечатления помогли потом Евгению Ивановичу Чарушину в его творчестве. Ему замечательно удавались портреты, и живописные, и словесные. В 1922 году Чарушин поступил в в Ленинградскую Академию художеств, которую он закончил в 1926 году по живописному факультету. Тогда же он познакомился с С.Маршаком, В. Бианки, Б.Житковым, сблизился с кружком писателей при библиотеке детской литературы и ему предложили иллюстрировать книги В.Бианки. Ему принадлежат отличные рисунки к книгам М. Пришвина, С.Маршака.

  • 14 слайд

    В 1930 году вышел первый его рассказ, который назывался “Щур”. Уже первые про

    Описание слайда:

    В 1930 году вышел первый его рассказ, который назывался “Щур”. Уже первые произведения определили место Евгения Ивановича в детской литературе: блестящий рассказчик-анималист, т.е. художник, изображающий животных.
    Произведения, созданные писателем, объединяются в циклы- “Про Томку”, “Никита и его друзья” и т.д. Юмор, доброта, нежность всегда присутствуют в его изображениях зверей. Евгений Иванович с равным искусством владел словом, карандашом и кистью.

  • 15 слайд

    1. Детские годы Евгения Ивановича Чарушина. 2. Евгений Иванович Чарушин-худож

    Описание слайда:

    1. Детские годы Евгения Ивановича Чарушина.
    2. Евгений Иванович Чарушин-художник.
    3. Произведения Евгения Ивановича Чарушина .

  • 16 слайд

    Шура и Петя остались одни; у самого леса; ни папы, ни мамы; темно; не страшно

    Описание слайда:

    Шура и Петя остались одни; у самого леса; ни папы, ни мамы; темно; не страшно; не боялся; кто-то топает; закрылись с головой; прижались друг к другу; пришли родители; зажгли; ёжик.

  • 17 слайд

    Словарная работаСени –помещение между жилой частью дома и крыльцом. Чулан –

    Описание слайда:

    Словарная работа
    Сени –помещение между жилой частью дома и крыльцом.
    Чулан – помещение в доме, служащее кладовой.
    Клеть – кладовая при избе.

  • 18 слайд

    Это кто в траве шуршит И забавно так фырчит, Весь в иголках, не возьмёшь? Кто

    Описание слайда:

    Это кто в траве шуршит
    И забавно так фырчит,
    Весь в иголках, не возьмёшь?
    Кто же это, дети?

  • 19 слайд

    Рассказы про томку чарушин читать с картинками

  • 20 слайд

    Понравился рассказ? Кто хочет поделиться своими мыслями об услышанном? Поче

    Описание слайда:

    Понравился рассказ?
    Кто хочет поделиться своими мыслями об услышанном?
    Почему автор назвал рассказ страшным?
    В какой момент вы волновались?
    Кто главные герои этого рассказа?
    Кого испугались мальчики?
    Как вы думаете, прочитанное произведение сказка или рассказ?

  • 21 слайд

    Словарная работаРассказ – повествование об отдельном событии из жизни человек

    Описание слайда:

    Словарная работа
    Рассказ – повествование об отдельном событии из жизни человека.
    Сказка – занимательный устный рассказ о невероятной, но поучительной истории.

  • 22 слайд

    1.Прочитайте, с чего начинается рассказ. Почему мальчики были одни дома? 2.Чт

    Описание слайда:

    1.Прочитайте, с чего начинается рассказ. Почему мальчики были одни дома?

    2.Что сказано про мальчиков в начале рассказа? Зачитайте.

    3.Подберите слова для описания их характера.
    4.Что напугало детей? Найдите эти строки.
    5.Как Шура и Петя уговаривали себя не бояться?
    6.Какие чувства испытывали мальчики, когда слышали звуки за дверью?
    7.Какое из этих чувств испытывали мальчики в самый напряженный момент?
    8.Мальчикам было страшно? Они показывали друг другу, что они боятся?
    9.Изменилось ли настроение мальчиков, когда пришли родители?
    10.Боялись ли мальчики топота и пыхтения по ночам потом? Почему?

  • 23 слайд

    Рассказы про томку чарушин читать с картинками

  • 24 слайд

    1.Остаться в четырёх стенах. (остались одни) 2.У ст

    Описание слайда:

    1.Остаться в четырёх стенах. (остались одни)
    2.У страха глаза велики. (преувеличивать)
    3.Сердце в пятки ушло. (испугались)
    4.В мгновение ока. (быстро)
    5.Не верить своим глазам. (удивление).

  • 25 слайд

    Как называется рассказ, который мы читали на уроке?Кто его автор?Почему автор

    Описание слайда:

    Как называется рассказ, который мы читали на уроке?
    Кто его автор?
    Почему автор назвал рассказ именно так?
    Можно ли на самом деле назвать рассказ страшным? Почему. Вот если бы вы были писателем, то как бы вы озаглавили рассказ?
    Почему ежик не ушел, а остался жить с ребятами все лето?
    Какими мальчики показаны в конце рассказа?
    Почему рассказ, где главные герои мальчики помещен в разделе
    “О братьях наших меньших”?
    Чему учит рассказ?
    Почему нужно беречь животных и природу?

  • 26 слайд

    Евгений Иванович Чарушин на этот вопрос ответил так: “Входи в мир природы! Бу

    Описание слайда:

    Евгений Иванович Чарушин на этот вопрос ответил так: “Входи в мир природы! Будь внимательным, добрым и смелым. Больше узнавай, больше умей, чтобы вся природа обернулась для тебя большой Родиной. Растения и животные — это наша родная природа. Оберегать и любить их — это значит любить и беречь свою Родину”.

  • 27 слайд

    Рассказы про томку чарушин читать с картинками

  • 28 слайд

    Домашнее задание к следующему урокуПодготовить рассказ о еже. Это может быть

    Описание слайда:

    Домашнее задание к следующему уроку
    Подготовить рассказ о еже. Это может быть история из вашей жизни, а может быть кем-то рассказанная. Если таких историй нет, то читаете рассказы о ежах.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Краткое описание документа:

Цель:Обучающая: создать условия для формирования у обучающихся представлений о биографии Е.И. Чарушина и его произведении «Страшный рассказ». Развивающая: помочь осознать ценность изучаемого материала; содействовать развитию умений анализировать познавательный объект (текст). Продолжить работу по развитию речи, мышления, общения обучающихся; Воспитывающая: создать условия для формирования у обучающихся бережного отношения к природе, животным. Задачи:развивать умение мыслить, предполагать, рассуждать, делать выводы в процессе работы над художественным текстом; развивать навыки осознанного, выразительного чтения;формировать умение активно воспринимать учебный материал: анализировать поступки героев, прогнозировать текст, сравнивать свои предположения с замыслом автора;

Проверен экспертом

Общая информация

Учебник:
«Литературное чтение (в 2 частях)», Климанова Л. Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др.

Тема:
Страшный рассказ. Е. Чарушин.

Похожие материалы

  • Технологическая карта по теме: Е.И. Чарушина «Страшный рассказ».

  • Презентация по литературному чтению на тему » Ф.И. Тютчев Весенняя гроза.» (3 класс)

  • Конспект по литературному чтению на тему «Ф. Тютчев «Весенняя гроза». Приём звукописи как средство создания образа. «(3 класс)

  • Конспект по литературному чтению на тему » Весенняя гроза» Ф. Тютчев.»(3 класс)

  • Презентация по литературному чтению на тему » С Есенин С добрым утром!» (3 класс)

  • Конспект по литературному чтению на тему «2 урок Особый взгляд поэта на мир. С.Есенин С добрым утром! «(3 класс)

  • Конспект по литературному чтению на тему «1 урок Сергей Есенин «С добрым утром!» «(3 класс)

  • Конспект по литературному чтению на тему » С. Есенин. Сыплет черёмуха….В. Борисов — Мусатов. Весна. Сравнение произведений живописи и литературы»(3 класс)

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5448483 материала.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении литературы «серебряного века» в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Управление персоналом и оформление трудовых отношений»

  • Курс повышения квалификации «Организация научно-исследовательской работы студентов в соответствии с требованиями ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Формирование компетенций межкультурной коммуникации в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Основы построения коммуникаций в организации»

  • Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС юридических направлений подготовки»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Управление сервисами информационных технологий»

  • Курс профессиональной переподготовки «Разработка эффективной стратегии развития современного вуза»

  • Курс профессиональной переподготовки «Политология: взаимодействие с органами государственной власти и управления, негосударственными и международными организациями»

Читаем с интересом — Рассказ Моя первая зоология читать онлайн полностью, Чарушин Е. И.

Рассказ Моя первая зоология читать онлайн полностью, Чарушин Е. И. для детей

В ЛЕСУ

БАРСУК

Пришла весна, стаял снег. Из своей сухой норы вылез барсук. Сонный еще. Сопатый, мохнатый, подслеповатый. Он всю зиму спал, как медведь. Шерсть у него на боках свалялась. Потягивается барсук, расправляется.

Пошел барсук на охоту — лягушек ловить. Под корнями во мху жуков искать. Поест, попьет, почавкает — да тем же ходом обратно к себе на квартиру, в сухую свою нору.

КАБАН-СЕКАЧ

Это дикая свинья — кабан.

Он бродит по лесам, похрюкивает. Дубовые желуди подбирает. Своим длинным рылом в земле роется. Своими кривыми клыками корни рвет, наверх выворачивает — ищет, чего бы съесть.

Недаром кабана секачом зовут. Он клыками и дерево подсечет, как топором, он клыками и волка убьет — будто саблей зарубит. Даже сам медведь и тот его побаивается.

БЕЛКА

Надоело белочке скакать по веткам да шишки грызть — шелушить. Захотелось ей грибков поесть. Скок — прыг, скок — прыг с ветки на ветку, с прутика на прутик — да с дерева на землю.

Белочка-белочка, ты рыжики ешь, подосиновики, сыроежку и груздь, и белый гриб, сморчок, боровик и масляник. Только смотри не ешь красивый красный гриб в белых пятнышках: это ядовитый гриб мухомор — отравишься.

ЖУРАВЛЬ

Проснулся журавль на болоте, на моховой кочке, клювом пригладил перья и закурлыкал во весь голос: курлы,курлы!
Полетел на горох — горошку поклевать. Поел, на речку слетал, напился, в чистую воду посмотрелся — до чего хорош! Ноги длинные, шея тонкая, сам весь серый. Расправил журка крылья и ногами стал притопывать, подплясывать, приседать, вертется, и в воду глядеться.

РЫСЬ

В тёмном лесу, у лесной тропинки, залёг зверь. Это рысь — кошка ростом с большую собаку. Хвост у неё короткий, уши с кисточками, шкура в пятнышках. Лежит рысь на толстом суку и ждёт. Не ходи под этим деревом — попадёшь в её когти. Она с дерева так и бросится на добычу!..

МЕДВЕДЬ

Сидит медведь-сладкоежка, ест малину.

Чавкает, урчит, причмокивает. Не по одной ягодке срывает, а весь куст целиком обсасывает — одни голые веточки остаются.

Ну и жадный же ты, мишка! Ну и прожорливый!

Смотри, объешься — живот заболит.

ЛИСА

Лисичка зимой мышкует — мышей ловит. Она встала на пенёк, чтобы подальше было видно, и слушает и смотрит: где под снегом мышь пискнет, где снег чуть-чуть шевельнётся.

Услышит, заметит — кинется.

Готово: попалась мышь в зубы рыжей пушистой охотнице!

ЗАЯЦ

Шуба у зайки тёплая-тёплая, белая-белая. Шуба зайку от мороза спасает и от охотника скрывает. Снег белый, да и зайка белый. Где такого заметишь! А пока разглядываешь да всматриваешься, зайка задаст стрекача, только его и видели.

Сидит зайка — ветки обдирает, горькую кору гложет. Тёплого лета ждёт. Ведь летом раздолье — всякой еды вдоволь… Ешь — не хочу! Хочешь — траву тимофеевку, любой цветочек с медом откуси.

Не лазай только, зайка, в наш огород, не грызи капусту, не порть нашу морковку.

СОВА

У совы перья мягкие, крылья неслышные, не свистят, не шумят; когти у совы кривые, острые, никто из таких когтей не вырвется — ни мышь, ни белка, ни сонная птица. По ночам сова охотится, а днём спит.

Две синички по лесу летали, по веткам шныряли и вдруг увидали сову. Запищали, закричали: «Эй, собирайтесь, птицы, сюда! Вот он, вот он, ночной разбойник, вот он сидит, пучеглазый!»

ТЕТЕРЕВ

Очень красивый этот лесной петух. Хвост косицами, сам весь чёрный, а брови красные-красные, ноги короткие, все в пёрышках, будто в валенках, чтоб зимой не мёрзли.

Сидит он зимой на берёзе, клюёт берёзовые серёжки, соберётся спать — и бултых вниз головой прямо в снег! В снегу повернется раз — другой, у него там получится комнатка снеговая, он в ней и спит всю ночь. А весной соберутся тетерева на лесных полянках и токуют. Подскакивают, дерутся и песни поют. Кто на весь лес чуффыкает: чуффык! чуффык! А кто голубем воркует: гур-гурру! гур-гурру!

ЕЖ

Ходили ребята по лесу, нашли под кустом ежа. Он там со страху шариком свернулся. Попробуй-ка возьми его руками — везде иголки торчат. Закатали ежа в шапку и домой принесли. Положили на пол, поставили молочка в поддонничке.

А еж лежит шариком и не шевелится.

Вот он час лежал и еще целый час.

Потом высунулся из колючек черный ежиный носик и задвигался.

Чем это вкусным пахнет?

Развернулся еж, увидел молоко и стал его есть. Поел и снова шариком свернулся.

А потом ребята другим чем-то занялись, зазевались — ежик и удрал к себе обратно в лес.

ВОЛК

Берегитесь, овцы в хлевах, берегитесь, свиньи в свинарниках, берегитесь, телята, жеребята, лошади, коровы!

Волк — разбойник на охоту вышел.

Вы, собаки, громче лайте — волка пугайте!

А ты, колхозный сторож, заряди-ка своё ружьё пулей!

ДЯТЕЛ

Кто это барабанит в лесу так громко? Что это за барабанщик такой? Да вот он — пестрый и шапка красная. Прилетел на сосну, когтями в кору вцепился, хвостом снизу подперся; прыг-скок по стволу вверх. Нашел местечко, где под корой червяк, снова застучал клювом — тр-ррр, тр-ррр, тр-ррр… Съел червяка, улетел подальше, опять кору подолбил — тр-ррр, улетел совсем далеко, еле его и слышно — тр-ррр… Будто в барабан барабанщик барабанит. Да только я теперь знаю, что это не барабанщик, а птица дятел.

ЖИВОТНЫЕ ЖАРКИХ И ХОЛОДНЫХ СТРАН

ЛЕВ

Берегитесь, зебры — полосатые лошади! Берегитесь, быстрые антилопы! Берегитесь, круторогие дикие буйволы!

Лев на охоту вышел!
Будто гром прогремел и прокатился по кустам и зарослям. Это львиный рев, львиное рыкание. И все звери притаились.

Лев всех сильней, всех страшней. Грива у него густая, когти у него острые, зубы у него крепкие.

Кого он этой ночью поймает?

ПИНГВИНЫ

Это совсем удивительные птицы — на других не похожи, они летают в воде, а не по воздуху. Нырнут и так сильно машут крыльями-коротышками, так быстро летят под водой, что рыбу догоняют. А ходят пингвины тоже особенно, по-своему: столбиками. Издали кажется, что это человек идёт в чёрном пиджаке и в белом жилете.

Однажды заплыл корабль в неведомые холодные края. Хотели моряки к берегу пристать — и вдруг видят: на льду выстроилось целое войско. Подплыли ближе. А войско вдруг разом, как по команде, бултых головой в воду! Тут только поняли моряки, что это не люди были, а птицы.

КИТ

Кит — самый большой зверь на свете. Он в море живёт, плавает в воде, как рыба.

Заплывет кит в холодные моря, где один лед да снег, плавает он и на юг, где круглый год жара, гоняется за рыбьими стаями. Куда рыба, туда и он.

Захватит кит в рот целую стаю рыб вместе с водой, воду выпустит, а рыба во рту останется — в китовом усе застрянет. Только не думай, что это и вправду усы. Это во рту у кита такие пластины, вроде решетки, а называются эти решетки китовым усом.

СЛОН

Ветка в лесу не хрустнула, лист не шевельнулся — из густых зарослей джунглей неслышно вышел огромный дикий слон.

Стоит слон, будто серая гора высится: ноги, как брёвна, уши, как два паруса, длинные клыки кривые и крепкие. Вытянул слон хобот, вырвал из земли куст, сунул его целиком в рот и стал жевать.

Никого не боится такой силач, никто ему не страшен.

ЗМЕЯ УДАВ

Стоит на поляне старое-престарое дерево. Корни у дерева из земли вылезли, толстые ветки изогнулись, переплелись.

Одна ветка даже вокруг ствола несколько раз обернулась, как змея. А это и вправду не ветка, а настоящая змея — сильный и страшный удав.

Не пройти под деревом осторожному оленю, не пробежать мелкому зверьку, не сесть на дерево птице — разом обовьется кольцами змея вокруг добычи и проглотит ее.

ПОПУГАЙ КАКАДУ

Сидит попка в лесу на дереве и своим хохлом играет: то его развернет, то сложит, то развернет, то сложит. И кричит разными голосами, всех передразнивает. То захрюкает, как дикая свинья в кустах, то зарычит, как зверь в логове, то свистнет, как дрозд. Уж такой он, попка, персмешник!

Попка и по-человечески может научиться говорить: и по-русски, и по-французски, и по разному другому. Только он не понимает, что болтает.

А я знал такого попугая, который даже песни петь умел.

БЕГЕМОТ

Бегемот еле ходит на своих ногах-обрубках. Жир на нем так и трясется. Притащится этот толстый обжора на поле — все поле сожрет, а что не сожрал — сомнет. И уйдет потом в реку спать; дремлет и нежится на воде, как на самой мягкой перине. Выспится, отдохнет — и давай веселиться. Тут, в воде, он совсем не неуклюжий, а очень проворный зверь. Плавает, ныряет, водоросли со дна достает, а то разинет свою пасть — а она у него огромная, как раскрытй чемодан, — и заорет, будто десять лошадей разом заржали.

ОРАНГУТАНГ

Это большая рыжая обезьяна орангутанг. По-малайски орангутанг — лесной человек. Малайцы про орангутанга рассказывают сказку. Будто был он раньше человеком и жил, как все люди, в деревне. Потом не захотел работать и ушел в лес на деревьях жить. Весь рыжей шерстью оброс и сделался обезьяной.

МАРТЫШКИ

Это весёлые, смешные зверьки, будто маленькие хвостатые человечки. Мордочки сморщенные, как у старушек. Чёрные ручки тоже совсем человеческие. А ноги — совсем, как руки, с длинными пальцами. Ими мартышки и чешутся, и хватают, что им надо, и дерутся. Целый деньмартышки путешествуют по деревьям. Кричат, дерутся, с ветки на ветку скачут. Беда, если такая веселая орава нагрянет на огород! Все вырвут, разбросают — не столько объедят, сколько попортят.

КРОКОДИЛ

Лежит крокодил в тёплой воде на самом солнцепёке, греется. Зубастую пасть закрыл, гребенчатым хвостом не шевельнёт. Будто просто гнилая коряга валяется в воде, а не живой зверь.

Лежит крокодил в воде у самого берега, ждёт добычу. Придёт зебра или антилопа к реке воды напиться — он ударит зверя своим сильным хвостом, сшибёт с ног, ухватит зубастой пастью и утащит в воду, на дно.

СЕВЕРНЫЙ ОЛЕНЬ

На Севере снег да лед, и лето бывает короткое-короткое. Сена там не накосишь, ни корову, ни лошадь зимой не прокормишь. Только северный олень умеет там жить. Он копытами снег разгребает, достает лишайник — ягель.

Чье молоко пьет на Севере человек? Оленье.

На чем ездит? На олене.

Чье мясо ест? Оленя.

Не прожить без оленя в тех местах человеку.

МОРЖ

Морж толстый, тяжелый. Будто громадный кожаный мешок с жиром.

Два здоровенных белых клыка торчат у него из щетинистых усов. Вместо ног у моржа ласты. Ими он, как веслами, воду загребает.

Нырнет глубоко под воду и пасется на дне морском, как корова на лугу. Водоросли жует, ракушки ищет, а когда наестся вдоволь, выплывает кверху, обопрется на край льдины или на берег своими клыками, подтянется и вылезет весь из воды. Ляжет на камни и отжыхает.

БЕЛЫЙ МЕДВЕДЬ

Белый медведь — это зверь-бродяга. Шуба у этого бродяги теплая, ее мороз не прохватывет. Густая шерсть в воде не мокнет. Нипочем ему ни мороз, ни вьюга, ни ветер, ни ледяная вода.

Ходит, бродит белый медведь по льдам, по снегам; поймает добычу — рыбу или моржонка, наестся и сразу заваливается спать, прямо тут же на льду.

А когда выспится, опять побредет. Высматривает, вынюхивает, кого бы поймать, чем бы снова брюхо себе набить. Ныряет он ловко, бегает быстро, плавает легко. Такой долго голодным не останется, добудет себе еду.

НОСОРОГ

Трещат сучья в лесу, качаются и трясутся деревья. Это напрямик сквозь тропическую чащу ломится громадный зверь — носорог. Нипочем ему колючки и шипы, твердые сучья и пни. Шкура у него толстая и крепкая, как броня: копье от нее отскочит, стрела сломается. Пробьет такую шкуру только пуля из винтовки.

У носорога большой рог на носу, а глаза маленькие, слепенькие. Он плохо ими видит. Ничего толком не разберет, а сразу бросается бодаться.

Вспыльчивый зверь и подозрительный.

ВЕРБЛЮД

Ходил верблюд по степи. Таскал на горбах тяжёлые вьюки. Очень устал, даже похудел; наконец привели его домой на отдых. Вот он лежит в хлеву, ноги под себя подогнул. Сено, солому жуёт. Ты только смотри его не дразни, а то он рассердится и в тебя плюнет.

Did you find apk for android? You can find new Free Android Games and apps.

  • Рассказы про тюрьму и зону бывших зэков
  • Рассказы про темных эльдар
  • Рассказы про тайгу коляныч
  • Рассказы про социальное неравенство
  • Рассказы про счастье аргументы из литературы для сочинения