Рассказы про суворова для детей

Давно хотел написать этот пост, да вс руки не доходили анализируя причины того, почему те или иные люди так любят

Давно хотел написать этот пост, да всё руки не доходили) Анализируя причины того, почему те или иные люди так любят СССР и продолжают его любить, даже несмотря на то, что факты убеждают в обратном, я пришел к выводу, что причины этого кроются в раннем детстве.

Современные исследователи закрытых обществ часто пишут об импринтинге — таким словом называют впитанную в раннем детстве догматику, расстаться с которой очень сложно даже под влиянием рациональных аргументов. Подобное встречается и в радикально-религиозных обществах, и просто в закрытых диктатурах вроде советской или северокорейской — несмотря на декларируемый «светский» характер, изнутри там всё очень похоже на религию.

Видео дня

У меня дома большая библиотека, немало томов в которой занимают издания времён СССР. Для сегодняшнего поста я проанализировал две книги, школьный учебник и собрание стихотворений известного детского поэта, чтобы показать вам, как уже с самого раннего детства в СССР детям «промывали мозги» коммунистической пропагандой, пишет Максим Мирович в Facebook.

В общем, в сегодняшнем посте — рассказ о том, как промывали мозги советским детям.

01. Начнём, пожалуй, с учебника. Советские учебники русского языка для школьников в позднем СССР (где-то начиная с 1960-х годов) были похожи как две капли воды и имели абсолютно одинаковые разделы, реплицируемые из более ранних изданий в более поздние. Разделы были следующими — нейтральные рассказы про природу «(ой ты наша зимушка-зима!»), рассказы про жизнь октябрят и пионеров, рассказы про советскую армию, рассказы о разделе Второй мировой войны под названием «Великая Отечественная» и рассказы про Октябрьский переворот, именуемый Революцией. Ещё (опционально) мог быть отдельный раздел про жизнь Ильича, его жизнь в шалаше и хитромудрые уходы от царской охранки.

Отдельное обязательное место занимал раздел, рассказывающий про «бедную и несчастную» жизнь крестьян до революции. Там всегда присутствовали образы маленьких мальчиков, которые вместо школы пашут на конях, и рабочих с красным флагом, на которых нападают жандармы и казаки. Абсолютно везде лепили стихи Сергея Михалкова (о нём еще поговорим ниже) с такими строками:

«А если станет невтерпежь,

В сердцах сожмешь кулак

Прибаки требовать пойдешь,

Поднимешь красный флаг —

Жандармы схватят, изобьют,

Узнаешь, где острог

И как колодники поют

Когда их путь далёк.»

О том, что коммунистчиеские власти за подобные демонстрации вас не бросят в острог, а просто расстреляют, как в Новочеркасске в 1962 году или в Гданьске в 1970-м, в учебниках предпочитали как-то не упоминать.

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

02. Вообще, теме протестов против «угнетения прав рабочих» во времена дореволюционной России форсилась в этих книженциях достаточно активно, помню десятки рассказов вроде «Фонарик» или «Флаг забастовки», которые рассказывали о протестах бедных рабочих. Вот только о том, что на самом деле «бедные рабочие» в дореволюционные времена жили значительно богаче и свободнее советских, могли себе позволить квартиры и неплохую мебель, тоже как-то предпочитали молчать.

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

03. Примерно в брежневские годы зацементировалась «официальная картинка» Октябрьского переворота, одинаковые визуальные образы тех событий кочевали из книги в книгу — одетый в черную тройку Ленин на броневике, крейсер «Аврора», одетые в гражданское «красногвардейцы», матросы и солдаты, вооруженные винтовками-трехлинейками, пулемётами Максима и маузерами. Отступать от канона считалось чем-то сродни святотатству, как если бы в средние века на иконе вдруг нарисовали «неканоничный» посторонний предмет.

В общем, картинка «Октября» должна была выглядеть примерно вот так:

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

04. Картинка «царской России» тоже была весьма каноничной — никто не рисовал в книгах шикарные доходные дома начала XX века, красивые парки, вежливых и учтивых горожан. Нет, если речь шла о временах до октября 1917 года — то показать должны были обязательно какое-то низкое, маленькое и темное помещение, освещенное лучиной либо керосиновой лампой, в котором люди тяжело и много работают, а за окном обязательно должна была быть зимняя или осенняя дождливая ночь.

Ещё обязательно нужно было нарисовать «угнетателей трудового народа» — как правило, рисовали какого-нибудь помещика или домовладельца, или пожилую «хозяйку», на которых художники отрывались по полной — все были сплошь носатыми, пузатыми, страшными и толстыми. Ну, чтобы советскому школьнику было понятно, кого в 1917-м свергли. Упыри какие-то короче!

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

05. А ещё очень смешно показывали образы «буржуинов, западных рабовладельцев и всяких интервентов». На иллюстрации к гайдаровскому «Мальчишу-Кибальчишу» (рассказу из повести «Военная тайна») солдат «империалистических армий» рисовали во фраках, цилиндрах и лаковых туфлях — словом, во всём том, что было так ненавистно «трудовому народу») Вот вам смешно, а школьник в каком-нибудь Сургуте или Иркутске действительно верил, что всё так и было.

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

06. Помимо чисто школьной «обработки», на советского ребёнка наваливалась ещё и пропаганда из «обычных» книжек. Особенно в этом усердствовал Сергей Михалков, детский поэт и по совместительству ярый сталинист. Драматург Анатолий Мареингоф рассказывал, что на одном из обедов в Кремле Сергей Михалков, заикаясь (зная, что это нравится Сталину) выклянчил у последнего недоеденный чебурек — «Иосиф Виссарионович, это мне на память!»

О чём писал любитель сталинских объедков? У меня в библиотеке есть собрание его стихов, изданное в 1953 году. Там очень много всего интересного, что повыбрасывали из более поздних изданий, особенно после 1956 года.

Вот, например, стихотворение про использование детского труда на заводах во времена СССР. Следите за руками — то, что дети работали в царской России — это очень плохо и вообще против этого боролись большевики. А то, что те же дети вместо учебы работают и во времена СССР — это очень хорошо и вообще прогресс.

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

07. Вот тоже замечательное стихотворение, отражающее шпиономанию 1930-х годов — школьники отловили неизвестного прохожего и тут же сдали его «в органы». Разумеется, всем известно, что если ты гуляешь и не имеешь документов — то ты агент империалистической разведки. Стучи на всех, сдавай прохожих.

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

08. Ещё по таким книгам очень интересно наблюдать, как формировался и к 1940-50-м годам уже сформировался полностью культ личностей Ленина и Сталина. Бертран Рассел, Карл Поппер, а также более поздние исследователи тоталитарных идеологий XX века, воде Сэма Харриса, отмечали, что коммунистическая идеология была построена по образцу классичиеской авраамической религии — с догматикой, чудесами, пророками и даже «тем светом» — коммунизмом, в который мы все обязательно попадём.

Даже сам поход в музей Ленина напоминает поход в храм — музей представляет собой большой красивый красный дом, похожий на дворец, в который мальчика ведет в воскресенье старшая сестра.

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

09. В музее рассказывается про житие гражданина Ульянова, выслушивать про которое нужно с благоговейным трепетом, причём сакрально-духовное значение приобретает даже чайник Вождя, на который хочется смотреть и смотреть, не отрываясь.

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

10. В конце стихотворения про музей описана присяга «юных ленинцев», что очень напоминает религиозное причастие, тоже практикующееся во многих религиях. А на страничке справа размещен тоже очень интересный стишок под названием «Счастье», в котором автор признаётся в своей любви к Сталину, который «обнимал всех детей на свете», вы только вчитайтесь в эти строки:

«В день парада,

В утро Первомая,

В майский день весенней чистоты,

Девочку высоко поднимая,

Принял вождь

Из детских рук цветы.

Тот, кто был тогда у стен кремлёвских, —

Тот душой и сердцем понимал:

В этот миг

Наш Сталин по-отцовски

Всех детей на свете обнимал!

Всех детей на свете:

Честных, дружных,

Тех, кто счастлив,

Тех, кто угнетён

Белых,

Чёрных,

Северных и южных,

Всех народов

Наций

И племён…»

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

11. Или вот, например, стихотворение «Смена». Речь в нём идет про то, что в районе Красной площади остановились автомобили и пропускают через переход группу детей из детского сада.

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

12. Мысленно рассуждая о том, кем станут эти дети, пассажиры приходят к мнению, что дети обязательно станут «ленинцами, сталинцами и коммунистами». Это как если бы сейчас кто-то, глядя на пятилетних детей, всерьез рассуждал о том, что мол «вон идут будущие члены партии «Единая Россия»))

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

13. Не обошлось в пропагандистских стишках Михалкова и без «очернения запада», вот например стихотворение о советских детях, оставшихся после Второй мировой войны вне территории СССР. Флаг, который «полощется над ними», конечно же «чужой и надменный» (а каким еще может быть флаг Британии, в самом деле), а английским военным дети говорят «гутен таг». Зачем с англичанами здороваться по-немецки — автор не уточняет, и так сойдёт, иностранное слово же.

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

14. А наиболее смешно выглядят рассуждения Михалкова о том, кем вне СССР станет условный «малыш из-под Пскова», здесь автор перечисляет ровно то, что как раз ждало бы малыша в СССР — солдат, шпион, раб, безмолвный рабочий скот в колхозе за трудодни.

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

15. Помимо этого, в стихах Михалкова постоянно присутствует военная тематика, одного мальчика он обзывает «мимозой» за то, что тот не готов к тому, «чтоб стать пилотом, быть отважным моряком, чтоб лежать за пулемётом, управлять броневиком». Короче, не готов сгореть в танке за советскую бюрократию — ты не человек, а растение.

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

16. Или вот. Даже простой урок подаётся как какая-то «военная игра». И после этого вы ещё удивляетесь, почему все поклонники СССР такие воинственные. Да у них что ни день — то баталия:)

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

Такие дела. Как видите, промывать мозги и готовить к лояльности к советской власти в СССР начинали уже с самого детства. Расскажите об этом посте друзьям, пусть тоже почитают.

А вы помните какие-нибудь образцы советской пропаганды из детства?

Расскажите, интересно)

disclaimer_icon

Важно: мнение редакции может отличаться от авторского. Редакция сайта не несет ответственности за содержание блогов, но стремится публиковать различные точки зрения. Детальнее о редакционной политике OBOZREVATEL поссылке…

https://ria.ru/20151124/1327496760.html

Александр Суворов: полководец, которого любили друзья и уважали враги

Александр Суворов: полководец, которого любили друзья и уважали враги — РИА Новости, 26.05.2021

Александр Суворов: полководец, которого любили друзья и уважали враги

О судьбе Александра Суворова, военачальника, не раз громившего сильнейшие армии в Европе, в день его рождения рассказывает Сергей Варшавчик.

2015-11-24T14:44

2015-11-24T14:44

2021-05-26T16:20

/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content

/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content

https://cdnn21.img.ria.ru/images/132749/96/1327499622_0:135:1730:1108_1920x0_80_0_0_ceaeebda4f18f632e56fb79b55340e2d.jpg

европа

весь мир

россия

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

2015

Сергей Варшавчик

https://cdnn21.img.ria.ru/images/19131/94/191319498_0:0:0:0_100x100_80_0_0_b8ada3ed95cfaa75622768e917b43687.jpg

Сергей Варшавчик

https://cdnn21.img.ria.ru/images/19131/94/191319498_0:0:0:0_100x100_80_0_0_b8ada3ed95cfaa75622768e917b43687.jpg

Новости

ru-RU

https://ria.ru/docs/about/copyright.html

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

https://cdnn21.img.ria.ru/images/132749/96/1327499622_0:0:1730:1299_1920x0_80_0_0_7ae755d87c9f8b055cd5a744924ad048.jpg

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

авторы, александр суворов, россия

14:44 24.11.2015 (обновлено: 16:20 26.05.2021)

Сергей Варшавчик

Сергей Варшавчик

О судьбе Александра Суворова, военачальника, не раз громившего сильнейшие армии в Европе, в день его рождения рассказывает Сергей Варшавчик.

Сергей Варшавчик, для МИА «Россия сегодня»

24 ноября исполняется 285 лет со дня рождения Александра Суворова – самого блистательного из отечественных полководцев, за свою жизнь не проигравшего ни одного сражения.

Выбор пути

Александр Суворов родился в семье генерала-аншефа Василия Суворова, человека занимавшегося политическим сыском и государственным администрированием. Сын рос тщедушным, болезненным ребенком, и отец готовил его к гражданской службе. Однако Суворов-младший, названный в честь Александра Невского, тяготел к военному делу, запоем читая книги по артиллерии, фортификации и тактике.

Друг семьи, крестник Петра I и прадед Пушкина, генерал Абрам Ганнибал посоветовал главе семьи попробовать Александра на армейском поприще. И в возрасте 12 лет тот был зачислен в Семеновский лейб-гвардии полк (для выслуги лет на офицерский чин). К книгам прибавились интенсивные упражнения для закалки тела, и в 18 лет будущий полководец начал свою службу в строю семеновцев.

Военная карьера Александра Васильевича была небыстрой – он не перепрыгивал через несколько служебных ступенек. Прослужив более 6 лет в нижних чинах, на себе познав нелегкую солдатскую службу, Суворов, став офицером, далеко не сразу принял участие в сражениях, о которых грезил с детских лет.

Начало славных дел

Будучи именитым полководцем, он как-то пошутил, что любого тыловика, долго прослужившего на одном месте, можно вешать без суда и следствия. Суворов знал, о чем говорил, ибо молодым офицером он служил в качестве интенданта, детально ознакомившись с принципами снабжения армии, в том числе и действующей.

Первой боевой компанией для него стала Семилетняя война 1756 – 1763 гг., в которой Россия скрестила оружие с прусской армией, разгромив ее и заняв ряд вражеских территорий и городов, в частности, Берлин и Кенигсберг (губернатором Восточной Пруссии несколько лет был отец Суворова).

Александр Васильевич тяготился своим положением интендантского офицера, и при помощи влиятельного отца добился перевода в войска, где проявил себя при стычках с пруссаками как талантливый кавалерийский командир. Он участвовал в ряде сражений, умело командуя подчиненными ему драгунами и казаками.

Воевать по-суворовски

Уже в первых стычках с врагом стали вырабатываться основы суворовской тактики, которые (впоследствии) в своем знаменитом труде «Наука побеждать» он кратко сформулировал так: глазомер, быстрота, натиск. Иными словами, тщательная разведка противника, стремительность переброски войск на нужное направление и сокрушающий, страшный удар по врагу до полного его разгрома.

По окончании войны Суворов был произведен в полковники и был назначен командиром Астраханского пехотного полка. Его удачный дебют на боевом поприще благоприятно совпал с воцарением Екатерины II, дамы очень неглупой, которая тотчас подмечала талантливых офицеров и благоволила им. При новой императрице путь к славе Суворову был открыт.

Следующая война не замедлила случиться. Во время компании против польской Барской конференции 1769-1772 гг. Суворов командовал бригадой, одержав ряд блестящих побед над конфедератами и заслужив чин генерал-майора. В частности, его войска разгромили корпус гетмана Михаила Огинского и осадой взяли Краковский замок. В ходе этой войны бригада воевала по-суворовски: не числом, а умением.

Тяжело в учении – легко в бою

Александр Васильевич ненавидел шагистику, в мирное время обучая солдат и офицеров только тому, что необходимо на войне. Учения он проводил всегда в полевых условиях, часто в непогоду и ночью. Суворов воспитывал в своих людях способность решать боевые задачи в любой, даже самой сложной обстановке. При этом он не скрывал от подчиненных поставленных целей, считая, что «каждый солдат должен знать свой маневр», излагая их простым и ясным языком.

Едва закончив одну войну, Суворов добился направления на другую – с турками (1768-1774 гг.), в армию фельдмаршала Петра Румянцева, действовавшую на балканском театре военных действий. И снова русские войска под его командованием одерживают одну победу за другой.
Была взята крепость Туртукай (причем с гораздо меньшими потерями, чем у оборонявшихся), отбиты все атаки на город Гирсово, в сражении у Козлуджи разгромлено войско Абдул-Резака. Турция была повержена, а Суворов произведен в чин генерал-поручика (соответствует современному званию генерал-лейтенанта).

Пуля не дура, но штык надежнее

Воины Суворова не знали слова «ретирада» (отступление), о которой генерал запрещал им и думать. Наступление и только наступление, в котором для русского бойца нет преград. Что же касается обороны, то суворовские «чудо-богатыри» встречали врага плотным огнем, после чего следовала их контратака в штыки, которой не выдерживал никто из неприятельских солдат.

Суворовское правило «Пуля – дура, штык – молодец!» вовсе не было упрощенчеством. Во второй половине ХVIII века тактико-техническое состояние ружей не давало возможность стрелять часто. И преимущество в ближнем бою получала та сторона, которая лучше владела штыком в рукопашной схватке. Принцип этого вида боя был образно изложен Александром Васильевичем так: «»Береги пулю в дуле! Трое наскочат – первого заколи, второго застрели, третьему штыком карачун!»

После победы над турками осенью 1774 года Суворова послали усмирять восстание Емельяна Пугачева, что свидетельствовало о том, что Екатерина II отнеслась к событиям на Волге со всей серьезностью. Соединившись с отрядом подполковника Ивана Михельсона, разгромившего основные силы мятежников, Суворов начал преследование убегающего Пугачева. Однако, к его сожалению, тот был уже схвачен, и генералу оставалось только доставить главного бунтовщика в Симбирск.

Усмиритель бунтовщиков

В 1782-1783 гг. Суворов участвовал в подавлении другого мощного восстания – ногайского. В ходе него артиллеристы, кавалеристы и пехотинцы Александра Васильевича разгромили войска этого воинственного народа и заставили ногайцев выразить покорность Суворову, а также признать присоединение Крыма, Тамани и Кубани к России.

В чине генерал-аншефа (полный генерал) Суворов принял участие в русско-турецкой войне 1787-1791 гг., в которой его полководческий талант поднялся на еще большую высоту. В жестоком 12-часовом сражении при Рымнике в сентябре 1789-го, несмотря на четырехкратный перевес противника, Суворов разгромил турецкие войска, а в декабре 1790-го взял считавшуюся неприступной крепость Измаил. За свои победы он был произведен в графское достоинство с приставкой Рымникский.

Осенью 1794 года Суворову-Рымникскому довелось скрестить шпагу с другим старым неприятелем – польскими солдатами во время восстания Тадеуша Костюшко. За неделю русские войска одержали ряд блестящих побед, а через месяц был пленен и сам Костюшко.

Финальным аккордом этой кровавой компании стал ожесточенный штурм Праги – предместья Варшавы, после чего магистрат города преподнес генералу золотую табакерку с надписью «Варшава – своему избавителю», а Екатерина II пожаловала чином фельдмаршала.

Учитель французских генералов

С воцарением на троне Павла I и насаждаемой им в армии немецкой муштрой в стиле Фридриха II, Суворов с его мнением о том, что «русские прусских всегда бивали», впал в опалу у нового монарха и был отправлен в отставку без права ношения мундира.

Однако в 1798 году, когда Россия вступила во вторую антифранцузскую коалицию, встал вопрос: кто же возглавит русско-австрийские войска для похода в северную Италию? И Англия и Австрия видели в этой роли только одного человека – Суворова.

Павлу I ничего не оставалось, как назначить его командующим союзной армией, и он не прогадал. В 1799 году Александр Васильевич преподал французам ряд кровавых и запоминающихся уроков, разгромив войска генерала Жана Виктора Моро и спешившего ему на помощь генерала Жака Макдональда. Впоследствии оба с восхищением отзывались об «учителе».

Очистив Северную Италию, Суворов хотел перенести боевые действия непосредственно во Францию. Соверши он задуманный поход на Париж в 1799 году, история могла бы пойти по другому сценарию – ведь полководческая звезда Наполеона еще только начинала восходить.

Однако Англия и Австрия решительно этому воспротивились. В их планы не входило усиление России в этой части Европы. В итоге, фельдмаршалу было предписано соединиться в Швейцарии с корпусом генерала Александра Римского-Корсакова, очистив эту страну от французов.

Предательство союзников

Австрия, узнав о русско-британском десанте в Голландию, и опасаясь перехода этой страны в руки англичан, не стала дожидаться подхода войск Суворова. Австрийскому полководцу эрцгерцогу Карлу был отдан приказ перебрасывать основные войска в район Нижнего Рейна. В итоге ослабления антифранцузских сил в Швейцарии, в сентябре 1799 года генерал Андре Массена нанес поражение русско-австрийским войскам Римского-Корсакова и захватил Цюрих.

Александр Суворов счел это самым жестоким поражением отечественной армии за весь ХVIII век, возложив вину на австрийское командование. Положение русских казалось безнадежным. Запертые в горах, без необходимого снаряжения, о котором не позаботились австрийские «союзники» (которые вдобавок преуменьшили численность французских войск и дали неверные топографические сведения), судьба «чудо-богатырей» виделась многим безнадежной.

Невероятно трудный поход

Но с ними был гениальный полководец. Русская армия двинулась по швейцарским горам, сбивая с перевалов французские части и штурмуя их в условиях, которые для солдат иностранных армий представлялись бы немыслимыми. Например, в районе Чертова моста солдаты Суворова, проявив высокий героизм и тактическое мастерство, обошли по горам узкий 60-метровый тоннель, обороняемый французами и внезапно появившись с другой стороны, разгромили гарнизон.

Когда неприятель разрушил мост, они быстро преодолели с помощью подручных средств (связав доски офицерскими шарфами) зловещую пропасть, и выбили врага с противоположного берега. После чего мост был отремонтирован, и по нему переправились основные силы фельдмаршала.

Победитель Римского-Корсакова генерал Массена был разгромлен, и едва избежал русского плена. Впоследствии прославленный наполеоновский маршал говорил, что ставит один швейцарский поход Суворова выше всех своих побед.

Русская армия, действовавшая на топографически сложной, незнакомой местности против сильного врага практически без продовольствия и боеприпасов, не только смогла выйти из окружения, но и нанесла серьезный урон французам, взяв в плен более 2 тысяч солдат и офицеров.

Александр Васильевич был удостоен высшего воинского звания – генералиссимуса. По окончании войны с Францией, по пути в Россию, прославленный полководец тяжело заболел, и 18 мая 1800 года скончался.

Советы библиотекаря: малышам — книги о милых зверятах, подросткам — фэнтези о спасении человечества.

По выходным сотрудники библиотек рассказывают читателям mos.ru о книгах, которые запросто смогут увлечь всю семью. Ирина Корсакова, главный библиотекарь в библиотеке № 63 имени И.С. Соколова-Микитова, выбрала шесть книг — среди них есть и добрые сказки, и нон-фикшен, и психологическая повесть.

Малышам

«Мышкин дом. Самми и Юлия» Карины Схапман

Современная голландская писательница и художница Карина Схапман создала целый мир из картонных коробок и папье-маше — огромный домик с множеством комнаток, чуланов и балконов. Она поселила там двух очаровательных вязаных мышат — Юлию и Самми, их семью и друзей, смастерила из цветных лоскутков им одежду, а также шторы и предметы интерьера.

Иллюстрации в «Мышкином доме» представляют собой фотографии, сделанные самой писательницей, — они, пожалуй, самое интересное в книге, хотя простые короткие истории об обитателях домика вам тоже понравятся. Мебель, посуда, вещи и множество других предметов, которыми пользуются мышата, — все это приводит малышей в восторг, они могут рассматривать картинки бесконечно.

Книга идеально подойдет для игры «Найди и покажи». Кроме того, вместе с малышом можно придумывать собственные рассказы по картинкам — для этого там достаточно деталей.

Фото Ю. Иванко. Mos.ru

Серия книг «Жили-были кролики» Женевьевы Юрье

Эта серия уже долгое время остается одной из самых популярных и любимых у наших читателей. Веселые проделки шустрых шаловливых крольчат (четырех братьев и сестренки), их игры и переживания близки и понятны малышам. Им никогда не бывает скучно: они то летают на воздушном шаре, то мчатся на санках по заснеженным горкам, то придумывают еще что-то интересное.

Добрые истории сочинила французская писательница Женевьева Юрье. Сначала она придумывала их для своих внуков, а потом, через какое-то время, решила поделиться ими с другими детьми. Ее книжки быстро стали очень популярными, они переведены на 28 языков. Чудесные иллюстрации, сделанные художником Лоиком Жуанниго, тоже не могут оставить читателей равнодушными.

Как увлечь ребенка чтением: лайфхаки библиотекарей

Ребятам постарше

Серия книг «Добрые истории о зверятах» Холли Вебб

Скажу по опыту: эта серия, созданная британской писательницей Холли Вебб, пробуждает у многих ребят любовь к чтению. Даже те дети, которые предпочитают книгам гаджеты, полностью погружаются в мир лисят, оленят, пони и других очаровательных животных. Начинать можно с любой книги, их сюжеты не связаны между собой. Но в каждой вы найдете трогательную историю дружбы.

Книги небольшие, прочитаете их быстро. А еще в них крупный шрифт, очень удобный для детей. Если понравится, возьмите и другие книги Холли Вебб, например произведения «Мейзи Хитчинс. Приключения девочки-детектива», «Котенок Милли, или С возвращением, леопард!», «Котенок Дымка, или Тайна домика на дереве». Каждая написана с огромной добротой и любовью.

Фото Ю. Иванко. Mos.ru

«Животные-космонавты. Первые покорители космоса» Дарьи Чудной

Все ребята слышали про собак Белку и Стрелку, но многие ли знают подробности их биографии? Автор и популяризатор космонавтики Дарья Чудная рассказывает, как выбирали животных, как проходили тренировки, как они жили после полета. Фактический материал о животных в космосе подается здесь в очень интересной и живой форме. Оторваться невозможно! Даже взрослый человек будет читать с огромным удовольствием и найдет для себя что-то такое, о чем он не знал раньше.

В книге много фотографий с тренировок героев, красочных рисунков, а еще — воспоминания ученых, дневниковые записи тех, кто работал с собаками, и многое другое.

Тренировки, щенки и ласка. Как жили Белка и Стрелка до и после полета

Подросткам

«Дарители» Екатерины Соболь

«Дарители» — это серия из пяти книг, которая обязательно придется по вкусу любителям фэнтези. Главному герою Генри 16 лет. Детство он провел в лесу с отцом, почти не общаясь с другими людьми. Однажды Генри узнает, что именно от его действий зависит судьба всей страны и, возможно, человечества. Задача перед ним стоит непростая: вернуть в мир давно утерянное волшебство. Сможет ли Генри принять правильные решения, найти друзей, понять и принять себя самого?

Взрослым эти книги могут показаться немного наивными, но зато многие подростки узнают в героях себя. Вместе с Генри они пройдут трудный, но захватывающий путь. Я считаю, что «Дарители» — отличные повести о ценности семьи, дружбы, самопожертвования. В библиотеке мы советуем этот цикл очень часто, а взамен получаем много положительных отзывов.

Фото Е. Самарина. Mos.ru

«Просто жить!» Николая и Светланы Пономаревых

У 15-летнего Матвея рушится вся жизнь: неприятности в личной жизни, отсутствие взаимопонимания в семье и острая нехватка настоящих друзей. В голову мальчика закрадываются мысли одна отчаяннее другой. Но внезапно приходит помощь с совершенно неожиданной стороны — в лице учителя. Именно он показывает Матвею, что на все можно посмотреть под другим углом.

Эта книга о жизни и любви, о том, что каждый день — это чудо, а все потери обязательно восполняются новыми радостями, превращаясь в полезный опыт. Глубокая и добрая история заставляет задуматься над многими вещами. Ее авторы, супруги Николай и Светлана Пономаревы, — лауреаты Международного конкурса имени Сергея Михалкова, участники Международного фестиваля детской и юношеской литературы в Мюнхене.

Больше отличных книг, проверенных читателями детских библиотек и их сотрудниками, — в рубрике «Советы библиотекаря».

  • Рассказы про третьи роды
  • Рассказы про святых для детей читать
  • Рассказы про роды в 36 недель
  • Рассказы про природу на белорусском языке для 2 класса
  • Рассказы про свекра и сноху