Рассказы про собачку соню читать

Книги для детей 3-4 лет какими они должны быть, как правильно читать детям произведения, на что обращать внимание при
Рассказы про собачку соню читать

Книги для детей 3-4 лет — какими они должны быть, как правильно читать детям произведения, на что обращать внимание при выборе книг, чтобы чтение доставляло вашему ребёнку не только эстетическое наслаждение, но и развивало его речь и мышление? На эти и другие вопросы вы найдёте ответы в этой статье.

Список составлен педагогом-практиком с учётом мнения маленького трёхлетнего эксперта.

Содержание:

Какие книги любят дети в возрасте 3-4 лет?

книги для детей 4 лет

Мы все хотим видеть наших детей и внуков самыми-самыми: умными, смекалистыми, воспитанными, позитивно настроенными. И никакие гаджеты и нравоучения не принесут пользы столько, сколько подарят им умные книги.

Учёные утверждают, что во время слушания чтения мозг работает больше, чем при смотрении на экраны гаджетов, так как ребёнку приходится не только развивать слуховые рецепторы, но ещё и визуализировать услышанное.

Подключение к работе нескольких мыслительных операций — хорошая тренировка для развития мозга.

Зачем читать детям в этом возрасте?

книги для детей 3 лет

Возраст 3-4 лет — сензитивный (благоприятный) период для речевого развития, пополнения словарного запаса. Книги знакомят маленьких читателей с различными формами построения предложений, с умением вести диалог, учат задавать вопросы. Всё это сослужит хорошую службу при формировании грамотной речи, а в дальнейшем и письма.

Чтение — хороший стимулятор для формирования у ребёнка познавательного интереса, желания больше узнать об окружающем мире, постигнуть мир отношений в нём.

Развитие эмоциональной сферы, сформированной книгами, в этом возрасте является не последним фактором для личностного развития. Дети уже в дошкольном возрасте отдают предпочтение в общении позитивно настроенным, умеющим ярко выражать свои эмоции товарищам. Именно с такими все хотят дружить, играть, делиться игрушками. Ваш отпрыск никогда не будет одинок.

Умение получать эстетическое наслаждение от чтения — это дар, за который дети будут вам благодарны всю жизнь. Сделайте своему малышу бесценный подарок, который останется с ним на всю жизнь.

Как правильно организовать чтение?

книги для детей 3 4

Можно сказать, что чтение — это некое таинство, которые требует создания соответствующих условий. Здесь важно всё: место, время, настроение ребёнка и взрослого, выбор книги.

Место и время

Выбор места: всем должно быть комфортно и уютно. Находим тихий домашний уголок с теплым приглушенным освещением, устраиваемся рядышком с малышом на мягком удобном диване почти касаясь друг друга (так образуется атмосфера общности интересов и желаний).

Дети чаще всего любят устраивать такие книжкины посиделки по вечерам, когда мама или папа уже никуда не спешат, и есть еще время перед сном.

Если ребёнок капризничает

А если маленький капризка не настроен на знакомство с персонажами произведений и никак не может успокоиться перед сном, есть два пути. Можно отложить чтение, сказав, что его книжные друзья очень расстроены поведением малыша и не соглашаются рассказывать свои истории, или предупредить непоседу о том, что читать будете для куклы Насти. И для такого случая лучше выбрать любимые сказки или стихотворные произведения. Певучесть слога этих жанров сыграет роль «гасителя» негативных эмоций.

Как выбрать что читать?

Выбор книги — по желанию ребёнка. Обязательно нужно давать ребёнку самому выбирать книги, даже если его выбор кажется вам не очень интересным и полезным.

Декламирование текста взрослым должно быть эмоционально выразительным, чтобы юному читателю было легче понять поступки персонажа, его настроение. Только тогда рождается чувство сопереживания, сострадания, и малыш включается в «проживание событий».

На что обращать внимание родителям при выборе литературы под этот возраст?

развивающие книги для детей 3 лет

Явление дошкольного детского чтения феноменально. …От того, насколько правильным будет выбор книг, насколько он совпадает с возрастными возможностями понимания ребёнком смысла произведения, как оно будет преподнесено, зависит, станет ли история триггером для сопереживания сюжету, возникнет ли у ребёнка эффект личного присутствия и какие ассоциации с чтением останутся в его голове.

Татьяна Савельева,

специалист по дошкольному развитию и ведущий методист издательства «АСТ».

После трёх лет малыш уже не рассматривает книгу только в игровом контексте. Он настоящий слушатель, пытающийся активно обсуждать услышанное, уточнять непонятное, сопоставлять текст с иллюстрациями. Это диктует расширение жанров. Можно пробовать вводить знакомство с детскими притчами, баснями, рассказами о природе. Но делать это надо осторожно, изучая реакцию ребёнка, его возможность к восприятию, чтобы не спугнуть его первой любви к чтению.

Это не говорит о том, что надо навсегда распрощаться с игровыми вариантами книг. У маленького читателя еще наглядно-действенное восприятие, требующее ярких иллюстраций, действий с персонажами.

И в этом плане стоит обратить особое внимание на виммельбухи, которые детям очень нравятся из-за обилия картинок и минимального количества текста. Рассматривая изображения, малыши знакомятся с устройством окружающего мира. И даже если этот мир населён забавными зверушками, ребёнок легко «переводит» его в мир «человеческий».

Знакомство с виммельбухами — отличный вариант для пополнения словаря и первых попыток составления рассказов по картинкам.

Лучшие книги для детей 3-4 лет: рейтинг и подборка

лучшие книги для детей 3

Книги, рассказывающие о семейных ценностях

Проблема сегодняшнего дня — потеря тесных семейных связей. Дети очень чутко чувствуют это и переживают пока еще на бессознательном уровне. Книги о тепле семейного очага и родительской любви дадут малышу чувство уверенности и защищённости.

«14 лесных мышей», Кадзуо Ивамура

Рассказы про собачку соню читать

Книга, выпущенная в издательстве «Самокат» в 2017 году, знакомит нас с тремя поколениями дружного семейства мышей. Картинки рассказывают, где живут персонажи, как обустроен их быт, чем они занимаются, как помогают друг другу. Вырисовывается идеальный образ любви и взаимопонимания, счастья и гармонии счастливой семейной жизни.

«Почтальон Мышка», Марианна Дюбюк

что почитать ребенку 4 лет

Ещё один персонаж лесного царства-государства — почтальон Мышка из одноимённого виммельбуха уже другого автора, Марианны Дюбюк, разносит почту по домам разных птиц, зверей. Ребёнок, путешествуя с Мышкой, посещает дома лесных жителей и проникается спокойной атмосферой домашнего уюта и заботы о членах семейства.

«Что бы ни случилось», Деби Глиори

список литературы для детей 4 лет

По этой же теме можно познакомить ребёнка с произведением Деби Глиори «Что бы ни случилось». Издательство «Поляндрия», видя живой интерес к книге, переиздавало её несколько раз.

Непослушный Лисёнок капризничает, плачет. Но родители не раздражаются по этому поводу, а принимают своего детёныша с мудростью и пониманием таким, какой он есть. Их философия: что бы ни случилось с ребёнком, мы его любим.

Можно сказать, что эта книга учит не только ребёнка, но и взрослых. Совместное чтение книги сближает родных людей.

«С днем рождения, Бобо!», Маркус Остервальдер

Рассказы про собачку соню читать

Издательство «КомпасГид» подарило своим читателям уже пятый сборник Маркуса Остервальдер «С днем рождения, Бобо!»

Главный герой — ровесник читателя, ему исполняется три года. В незамысловатых историях рассказывается о жизни Бобо: его занятиях, играх, приключениях, общении с родными. Но за этой простотой описания скрыта жизнь, наполненная спокойствием, радостью, теплотой и любовью, семейной гармонией.

Сказки в жизни ребёнка

лучшие книги для детей 3 лет

Психоаналитик, детский психолог Бруно Бетельхейм считает, что сказки помогают ребёнку обрести уверенность в себе, справиться с проблемами в общении и поведении.

Многие педагоги-дошкольники успешно пользуются методикой «сказкотерапии» для коррекции поведения детей. Образность языка сказок, их точность и краткость неподражаема.

Как всегда, классика на первом месте. С неё и начнем рекомендации.

Рассказы и сказки, Л. Толстой

развивающие книги для детей 3 4

Книга была написана давно, но ценностные ориентиры, которые Лев Толстой хотел донести до маленьких крестьянских учеников яснополянской школы, актуальны и на сегодняшний день. Все произведения сборника пропитаны гуманистическими идеями.

Применение автором аллегорических приемов не усложняет восприятие детьми текста.

Привлекательной особенностью повествования является использование в качестве главных героев животных,что всегда вызывает у детей положительные эмоции.

Сказки, В. Сутеев

список литературы ребенку 3 лет

Книги Владимира Сутеева любимы многими поколениями маленьких читателей. Это несложные, добрые, поучительные сказки.

Образы героев написаны ярко и легко запоминаются.

Смысловое наполнение увлекательных историй, происходящих со Снеговиком-почтальоном, трусишкой Бегемотом и капризной Кошкой доступно для понимания ребёнком 3-4-летнего возраста.

Яркие иллюстрации автора помогают ребёнку визуализировать описанные события.

«Умная собачка Соня», А. Усачёв

детские книги для детей 3 года

Как детям не полюбить умную, забавную, любознательную собачку Соню из сказок Андрея Усачёва?

«Хочу всё знать» — это про неё. Соня, пройдя путь проб и ошибок,

обязательно сделает выводы и научит детей многим полезным вещам, ответит на массу вопросов, которые интересуют детей.

А вы, взрослые, знаете, как устроить настоящую рыбалку в ванной комнате? Ели ли вы когда-нибудь горчицу ложками? И почему так хочется это сделать? Можно ли поймать Эхо?

Не можете ответить? Тогда открывайте поскорее книгу «Умная собачка Соня», она вам всё расскажет!

Эта книга — настоящий подарок детям, осваивающим навыки поведения и знакомящимся с окружающим миром.

Всемирно известные сказки

что почитать ребенку 3 лет

Без сказок всемирно известных авторов Ганса Христина Андерсена и Шарля Перро не обходится ни одна, даже скромная, домашняя детская библиотека.

«Красная Шапочка», «Золушка», «Спящая красавица», «Мальчик-с-пальчик» знакомы каждому ребёнку. Как среди этих добрых и очаровательных произведений появилась жестокая сказка о Синей Бороде остается загадкой. Не стоит читать её детям.

Кроме богатого яркого языка сказки этих авторов блистают занимательными сюжетами, ненавязчиво прививающими ребёнку хорошее и доброе.

Книги дарят поистине эстетическое наслаждение.

Развиваемся и познаем

Рассказы про собачку соню читать

Если мы хотим видеть малыша всесторонне развитым, то одной художественной литературой не обойтись. Книги-обучалки обязательно должны поселиться в вашем книжном шкафу.

Лучше всего развивают ребёнка 3-4 лет интерактивные издания, с которыми можно действовать: раскрашивать, решать задачки, наклеивать стикеры. Выполнение определенного задания даёт малышу новые знания или закрепляет их.

«Сбежавший зоопарк. Где прячутся животные?», Ло Коул

Рассказы про собачку соню читать

Решение двух задач предлагает автор книги «Сбежавший зоопарк. Где прячутся животные?» Ло Коул. Во-первых, оказать помощь Ивану Петровичу, смотрителю зоопарка, в поиске сбежавших животных. Почувствовать себя детективным агентом, отыскать замаскировавшихся животных с помощью лупы — интересное и увлекательное занятие. А вот поговорить с детьми о том, что заставило животных убежать из зоопарка и хорошо ли им живется в неволе — занятие нелёгкое, но беседы на такие темы проводить в этом возрасте уже пора.

«Изучаем транспорт», Ник Окланд

Рассказы про собачку соню читать

Всё, что скрывается за дверью, интересно и таинственно. Зная этот секрет малышей, Ник Окланд придумал книгу «Изучаем транспорт» по принципу пряток-отгадок: ответил на вопрос правильно — дверца приоткроется. Вопросы простые: что плавает в океане? а что взлетает в аэропорту? Но тут взрослые могут проявить творческий подход: попросить ребёнка продемонстрировать, как именно взлетает самолёт, задать уточняющие вопросы, например: а кто сидит в самолёте? кто им управляет?

Книжка с дверцами-задвижками, несомненно, заинтересует ребёнка.

«Очень голодная гусеница», Эрик Карл

Рассказы про собачку соню читать

Героиня книги Эрика Карла «Очень голодная гусеница» — долгожительница. Уже около 50 лет она живёт на странице любимой многими поколениями книги, благодаря своей миссии — учить считать, разбираться в названиях дней недели, в циклах превращения гусеницы в бабочку и многому другому.

«Всё, что важно знать ребёнку. 3 года»,  Елена Ульева

Рассказы про собачку соню читать

Автора книги «Всё, что важно знать ребёнку. 3 года» Ульеву Елену представлять не надо. Её знают все. На сегодняшний день она одна из лучших и продуктивных детских писательниц.

Как педагог с 20-летним стажем Елена Ульева хорошо знает и понимает систему, которая поможет ребёнку развиваться с учетом своих возможностей и способностей от простого к сложному.

365 веселых игр и развивающих заданий на каждый день года встроены в форму увлекательных игр-бродилок. Ребёнку предлагаются задания на развитие всех мыслительных процессов и речи.

Малыш увлечённо включается в работу, легко справляется с заданиями, ведь его обучение наполнено любимыми сказками, знакомыми героями.

Книги-наклейки

Рассказы про собачку соню читать

Серий книжек с наклейками не пересчитать. Спрос рождает предложение, а он только возрастает, потому что работа с наклейками — очень удачный способ усадить за стол даже самого гиперактивного и непоседливого ребёнка для обучения счёту, названиям цветов и определению форм. С их помощью он легко запомнит названия предметов, их классификацию, научится устанавливать причинно-следственные связи.

Кроме того, работа со стикерами развивает учебно-волевые качества: усидчивость, аккуратность, внимательность, самостоятельность и обязательность.

И главное, выполняя игровые интерактивные задания, дети учатся мыслить и обосновывать своё мнение.

Задания чаще всего варьируются в следующих вариантах:

  • собери картинки;
  • дополни рисунок;
  • посчитай и угадай;
  • подбери правильно.

Особой популярностью у детей пользуются книги-наклейки по любимым мультфильмам «Щенячий патруль», «Ми-ми Мишки» и т. д.

Что новенького? Интересные современные произведения

Рассказы про собачку соню читать

Стоит обратить внимание на книги, вышедшие в детских издательствах в 2020-2021 году. Среди них:

  1. «Полезные сказки. Как мы победили коронавирус» Елены Ульевой — книга на злобу дня. Научная информация о вирусах, микробах, бактериях в сказочном сюжете, понятном и доступном детям. Издательство: CLEVER
  2. Книга «Почему» автора Кэтрин Рипли ответит на все самые интересные вопросы ваших почемучек. Издательство «МИФ».
  3. «Лесные истории. Новые приключения» Рене Клок — это добрые истории про забавных зверят и их приключениях в сказочном лесу. Издательство: «Стрекоза».
  4. Чтение книги «Все рассказы» (юбилейное издание) Николая Носова внесёт в ваш дом атмосферу доброго юмора, искромётного веселья фантазёров и проказников, с которыми с удовольствием подружится ваш ребёнок. Издательство: «Махаон».
  5. «Как всё работает» Джонса Роб Ллойда. Книга расширяет кругозор ребёнка, способствует развитию мелкой моторики. Издательство: «Робинс».

Советы и рекомендации родителям

Рассказы про собачку соню читать

  1. Читайте своим детям как можно больше!
  2. Не ведитесь на покупку большого количества книг, основывая свой выбор на рекламе. Пусть в вашем книжном шкафу будут только полезные и любимые ребёнком книги. А классика, проверенная временем, должна занимать самое почётное место.
  3. Запишите малыша в библиотеку, чтобы он самостоятельно мог делать выбор. Сделайте эти походы праздником встречи с книгой.
  4. Обязательно обсуждайте с ребёнком, что он хочет почитать и почему.
  5. Если вы хотите, чтобы ребёнок умел высказывать своё мнение, давайте ему свой образец суждения. И обязательно уточняйте, почему он так считает.
  6. Время от времени предлагайте ему догадаться, как дальше будут развиваться события, как поступит герой, или предложите ему придумать своё окончание истории.

Пусть на пути развития вашего ребёнка будет побольше полезных и добрых книг!

Получите чек-лист подготовки к школе на свою почту

Письмо отправлено!
Проверьте электронный ящик

Скачайте бесплатно приложение на iOS или Android

iphone-X

Мобильное приложение «Где мои дети»

Смотрите передвижения ребёнка на карте, слушайте что происходит вокруг, когда вас нет рядом.
Отправляйте громкий сигнал, если ребёнок не слышит звонка от вас.

Скачайте бесплатно приложение на iOS или Android

appStore

GooglePlay

AppGallery

Загрузить приложение

iphone-X

Инженерный
лицей НГТУ

Научно-практическое
исследование

Тема:

Развитие
воображения у дошкольника на примере книги А.А.Усачева «Умная собачка Соня»

Ученик: Усатов Егор

Класс: 3 «А»

Классный руководитель:

Степанова Ирина Ивановна

2020 год

Содержание

1.     Введение.………………………………………………………………….
3

2.     Цель
работы……………………………………………………………….4

3.     Задачи
исследования………………………………………………….…..4

4.     Методы
исследования………….…………………………………….……4

5.     Воображение
как свойство психики.……………………………….…….5

6.     А.А.
Усачев и его творчество……………………………………………10

7.     Ход
исследования…………………………………………………….….12

8.     Заключение……………………..………………………………………..27

9.     Список
используемой литературы……………………………………..29

10. Приложение………………………………………………………………30

Введение

Мама часто мне говорит: «Все
люди родом из детства. Из того времени, когда мир кажется большим и загадочным,
когда мы стремимся всеми возможными способами исследовать этот мир, сделать его
более простым и понятным.» На этой фотографии, чтобы превратиться в
льва-индейца – короля индейской деревни, моему младшему брату понадобился лишь
пояс от маминого халата и его пижама в виде льва. И ему не важно было, что
вокруг не джунгли и не вигвамы индейцев. Он все легко представил в своем
воображении и смог объяснить, что его – Льва (то ли мальчика, то ли настоящего
льва в тот момент – царя зверей) пригласили индейцы в свое племя и сделали
королем своей деревни. (рис.1.)

image001

Рис.1.

Что же нам помогает преобразовывать
окружающий мир, видеть то, чего на самом деле нет вокруг тебя. Как дети могут играть
в космонавтов, когда у них нет ни ракет, ни скафандров, ни прочей атрибутики
для этого?

Конечно, тут нам приходит
на помощь наше воображение, наша способность представлять то, чего нет в
действительности и с чем мы еще никогда не имели дело.

Еще не так давно я и
остальные мои одноклассники ходили в садик и только готовились стать
учениками.  Нам воспитатели и родители читали много разных интересных детских
книг. Одна из моих любимых книг того периода – это книга А.А.Усачева «Умная
собачка Соня». Недавно она снова попалась мне на глаза на нашей книжной полке,
и я решил перечитать ее и вспомнить те приключения, которые постоянно
происходили с Соней.

Я помню, как весело было
рассматривать смешные иллюстрации к рассказам, как легко было мне представить
все ситуации, в которых оказывалась Соня. Сколько разнообразных эмоций я
испытывал – радость, удивление, веселье, как часто я смеялся и с нетерпением
ждал следующего рассказа о необыкновенной собачке!

Цель
моего исследования – выяснить способствует ли чтение книги А.А.Усачева
«Умная собачка Соня» развитию воображения у дошкольника.

Гипотеза: Книга
А.А. Усачева «Умная собачка Соня» может развивать воображение у ребенка
дошкольного возраста.

Задачи:

1.   Выяснить,
собачка Соня – это обычная собака или ребенок.

2.  
Определить, какого возраста собачка Соня с
точки зрения возрастной психологии.

3.  
Выяснить, могут ли способствовать рассказы
о собачке Соне А.А. Усачева развитию воображения у ребенка в дошкольном
возрасте.

4. Выяснить, может ли книга
А.А. Усачева оказывать влияние на развитие воображения у взрослых.

5.  
Сочинение собственного рассказа по мотивам
книги А.А.Усачева «Умная собачка Соня», как образец развития воображения у
ребенка.

Методы
исследования
:

1.     Метод лексического анализа текста.

2.     Метод комплексного анализа текста.

3.     Сравнение.

4.     Сочинение.

5.     Анализ
полученных данных
.

Воображение
как свойство психики

Прежде
всего я хотел выяснить, что такое воображение и какими свойствами оно обладает,
то есть, говоря другими словами, узнать, может ли человек жить без него и для
чего оно нужно людям.

Большинство
ученых и исследователей этого вопроса сходятся во мнении, что воображение – это
свойство нашей психики создавать различные образы в нашем сознании.

image002image003Так,
например, сверхъестественные персонажи сказок, мифов мы именно воображаем,
представляем так, как нам кажется наиболее подходяще в каждый конкретный момент
времени. Кто когда-нибудь видел настоящую бабу Ягу или Водяного? Однако, наше
воображение тут же рисует образ старой, страшной и злой старухи в первом случае
(рис.2), и образ зеленого мужчины с хвостом вместо ног во втором случае (рис.3). 

Рис.2.                                                        Рис.3.

Или, как мы можем себе представить события в
нашем будущем? Какие машины будут у нас, какие здания, какие технологии? Мы не
знаем. Никто не знает. Но если спросить об этом любого человека, он, конечно,
же постарается представить себе этот момент, и предположить, что машины, к
примеру, будут иметь обтекаемую форму и передвигаться по воздуху (рис.4), а
здания будут иметь фантастические формы (рис.5).

image004image005

Рис.4.                                               Рис.5.

И мы
понимаем, что именно наше воображение помогает нам достигать этих результатов.

Таким образом, человек заранее конструирует образ будущего
предмета или конечный результат деятельности. Развитое творческое представление
играет великую роль в творческих профессиях. Творческое воображение делает из
людей индивидуальных, неповторяющихся личностей.

Но как же
работает воображение.

Ученые
выделяют несколько путей, благодаря которым мы можем получить некий
нереальный образ, требующийся для решения тот или иной задачи.

·      
Первый путь, это агглютинация – это
создание нереальных, совершенно новых, сказочных объектов или явлений, которые
появляются под воздействием свойств и внешнего вида какого-то существующего
предмета, оценивая и анализируя свойства которого человек создает предмет ему
подобный. То есть существует исходный предмет, на основе которого формируется
прототип. Такой прием очень популярен в создании сказок или мифов.

·      
Второй способ, это акцентирование – это
процесс фиксирования на одной доминирующей характеристике, выделенной в
каком-то объекте, и ее гиперболизация. Акцентирование часто применяют в своих
работах художники в создании шаржей и карикатур.

·      
Третий способ — типизация – процесс
выделения основных характеристик в нескольких объектах, и сотворении из них
образа, совершенно нового, но имеющего в себе частичку каждого из них. С
помощью такого приема создаются литературные герои, персонажи.

Итак, мы
выяснили, что без воображения, у нас не было бы технического прогресса. А также
показали, что воображение помогает людям в ряде творческих профессий успешно
добиваться результата в своем деле.

Несомненно,
все это важные аргументы, чтобы стремиться развивать наше воображение.

Когда же возникает воображение у ребенка?

image006Исследователи
данного вопроса говорят, что очень трудно
определить возрастные границы, которыми характеризуется динамика
развития воображения. В истории известны случаи раннего развития воображения.
Моцарт (рис.6.) сочинил свою первую музыку, когда ему было четыре года. И даже
если развитие воображения будет запоздалым, это не будет значить, что в зрелые
годы оно будет недостаточно развитым. Известный пример такого развития – это
пример Альберта Эйнштейна (немецкий физик, создатель теории относительности),
который в детстве не отличался сильно развитым воображением, но со временем он
его развил и стал признанным во всем мире гением. (рис.7)

image007

Рис.6.                                                                    Рис.7.

Ученые считают, что есть 2 периода, когда происходят наиболее
сильные сдвиги в развитии воображения у детей. Это период дошкольного детства
(3 – 7 лет) и затем период младшего школьного возраста.

Младшим школьникам воображение
помогает успевать усваивать новый материал
и подходить к решению проблем нетрадиционным, оригинальным
способом.

Развитие
творческого воображения у детей дошкольного возраста

С раннего детства мы любим слушать и читать
сказки. Но еще лучше, развивают воображение – сказки, которые сочиняет сам
ребенок. Взрослому только нужно помочь, дать старт фантазии. Пусть это будет
простая история, самое ее начало. А уже потом ребенок должен додумать, а что же
случится с персонажами дальше, какие приключения их ждут. А если ребенок
придумывает сказку и при этом рисует, наглядно показывая сюжет, еще лучше.

А.А. Усачев и его
творчество

Прежде
чем обратиться к самой книге «Умная собачка Соня» хочется сказать несколько
слов об авторе этой книги.

Андрей Алексеевич Усачёв родился 5 июля 1958 года в Москве.
(рис.8). Это российский 
детский писательпоэт, драматургсценарист.

image008

Рис.8.

Учился в Московском институте электронной техники, после четвёртого
курса перешел на филологический факультет Тверского государственного
университета. Публикуется с 1985г. Помимо стихов и прозы, Андрей Усачев также
пишет пьесы для кукольного театра и песни. В 2005 году как автор детских песен
он был удостоен премии «Золотой Остап». Персонажи его сказок, стихов, рассказов
и песен — это всегда дети, хоть и в обличие зверей или сказочных существ.

Довольно быстро Усачев стал одним из наиболее популярных авторов в отечественной
детской литературе.
в 1990
году сборник «Если бросить камень вверх» удостоен премии на всероссийском
конкурсе начинающих писателей. Через год вышла первая книга, а автор стал
членом Союза писателей России.
Всего же в России вышло более 100 книг писателя. (рис.9, рис.10).

Популярный цикл «Умная собачка Соня» начался с одноименного мультфильма.
Затем собачьи размышления и поиски ответов на вопросы обрели форму книг.

Рис.9.                                                        Рис.10.

image009image010

Ход исследования

Собачка
Соня – это собачка или ребенок?

Прежде всего давайте выясним, кто такая
собачка Соня? Животное? Или человек?

Книга называется «Умная собачка Соня».  Автор
сразу дает нам понять, что его героиня – это все-таки животное – собака. Но
собака небольшая – маленькая – мы это понимаем по наличию уменьшительно-ласкательного
суффикса «-ч-» в слове собаЧка.

Давайте найдем строчки, как автор сам
описывает свою героиню. В первой главе мы читаем, что «У Сони были черные
блестящие глаза и длинные, как у принцессы, ресницы и еще аккуратный
хвостик, которым она обмахивалась, как веером
», «А еще у нее был хозяин…»,
«… поэт Тим Собакин, прозвал ее королевской дворняжкой», «а остальные
подумали, что это такая порода». По внешнему описанию Сони – она,
конечно, же самая настоящая маленькая собачка (рис.11).

image011

Рис.11.

Но, читая рассказы, мы также видим,
что Соня:

·       
умеет думать:
«Собачка Соня сидела возле детской площадки и думала: что лучше – быть большой
или маленькой?» (рассказ «Что лучше?»),

·       
умеет рассуждать:
«С одной стороны… — большой быть значительно лучше: и кошки тебя боятся, и
собаки тебя боятся, и даже прохожие опасаются… Но с другой стороны… –
маленькой тоже быть лучше…» (рассказ «Что лучше?»),

·       
умеет разговаривать:
«Эй! – отозвалось из темноты Эхо. – Что ты там делаешь? – спросила Соня?
(рассказ «Как Соня поймала эхо»),

·       
учится читать: «В
квартире у Иван Иваныча было очень много книг. Двенадцать, или восемнадцать,
или целых сто… «И чего пылятся!» — подумала однажды Соня и попросила хозяина
научить ее читать.» (рассказ «Как Соня училась читать»). (рис.12).

image012

Рис.12.

Таким
образом, мы видим, что перед нами не обыкновенная дворняжка, а животное,
наделенное автором человеческими качествами,
свойствами и чертами характера.

Наблюдая за поведением и поступками собачки Сони, мы понимаем, что
ее образ максимально приближен к образу ребёнка:

·       
Так как ни один взрослый не
будет засовывать в розетку хвост, чтобы научиться разговаривать (рассказ «Как
Соня научилась разговаривать») (рис.13).

image013

Рис.13.

·       
Вряд ли мы найдем взрослого,
который, увидев свое отображение в самоваре, начнет думать о том, как он туда
попал, а скорее всего, он даже и не задумается об этом, в отличие от нашей
героини. «Потом поглядела на самовар – и вдруг увидела себя в самоваре!.. «Ой-ой!
– подумала собачка Соня. – Как же это я в самовар попала?» (рассказ «Соня и
самовар»). (рис.14.).

image014

Рис.14.

·       
И еще одно из множества
неоспоримых доказательств, что Соня — это не взрослый человек, мы находим в
рассказе «Как Соня училась читать», в котором Соня объясняет, что такое цифра
100: «Сто – это такая цифра, до которой даже Иван Иваныч редко досчитывал; а
Соня умела только до десяти.». 

Несомненно,
что перед нами ребенок, в образе собачки.

Особенности
дошкольного возраста (3-7 лет).

Если Соня – это ребенок, то сколько такому
ребенку лет? К какому возрастному периоду нашей жизни мы может ее отнести?

Взяв книгу в руки, мы обнаружим не только
сами рассказы, но и аннотацию к книге.

Когда я читал книгу в этот раз, я сперва
не стал акцентировать свое внимание на то, что в аннотации говорится, что книга
предназначена для дошкольного возраста. И, перечитывая ее, я снова смеялся над
Соней. Но смеялся теперь просто как над глупеньким ребенком, который очень
любопытный и не понимает, что не все нужно испытывать на себе и иногда нужно
знать меру. И на этот раз мне уже Соня не казалась такой уж умной, как тогда,
когда я ходил еще в садик. Что же случилось? Почему именно тогда, когда я ходил
в садик, она так запала мне в душу?

И я решил разобраться, что такого
особенного в дошкольном возрасте происходит с детьми, что его выделяют как
отдельный этап жизни человека.

Я
стал анализировать поведение Сони :

1)   
У детей в дошкольном возрасте развивается
речь, ее звуковой и грамматический строй.

Собачка Соня тоже учится разговорить в рассказе
«Как Соня научилась говорить»: «А ведь телевизор тоже разговаривает, когда его
включают в розетку… Значит, — подумала умная Соня, — если меня включить в
розетку, я тоже научусь разговаривать!»

2)   
Дети начинают задавать отвлеченные
вопросы, думать вслух.

Мы часто видим, что собачка Соня постоянно
о чем-то спрашивает своего хозяина и окружающих ее персонажей. Например, в
рассказе «Что лучше?» она пытается узнать у бульдога Макса о наморднике — «Скажите,
а это очень неприятно, когда на вас надевают намордник?». Хотя еще полсекунды
назад рассуждала о том, «что лучше – быть большой или маленькой?..». (рис.15).

image015

Рис.15.

3)   
У детей в дошкольном возрасте развивается
наблюдение, поиск, рассматривание.

В рассказе «Горчица» Соня заметила, что «Иван
Иваныч доставал горчицу совсем чуть-чуть – на самом кончике ножа, а затем
осторожно намазывал на хлеб и, зажмурившись, отправлял в рот».

Она заметила, сколько горчицы он доставал,
где она находилась – на кончике ножа, а не ложки. Увидела выражение лица, когда
он ее ел – зажмурившись.  

4)   
Главная деятельность ребенка в этом
возрасте – игра
.

В рассказе «Бинокль» Соня сидит и играет с
биноклем. «Как-то днем, когда хозяина не было дома, собачка Соня сидела на
подоконнике и рассматривала улицу в бинокль…. То, что ей нравилось, Соня
рассматривала с близкого конца, а то, что не нравилось, — с далекого». (рис.16).

image016

Рис.16.

5)   
Дошкольник может логически правильно
рассуждать, если ему понятна и интересна задача.

Мы часто видим, что героиня часто
рассуждает. Как, например, в рассказе «Королевская дворняжка»: «Ведь когда
становится очень скучно, всегда хочется сделать что-нибудь интересное. А когда
хочешь сделать что-то интересное, что-нибудь обязательно да получится. А когда
что-нибудь получается, всегда начинаешь думать: как же это получилось? А когда
начинаешь думать, почему-то становишься умнее.»

6)   
Дошкольники очень любят рисовать.
В рассказе «Обои» Соня разрисовала новые обои Иван Иваныча, так как сочла их
скучными.

7)   
Ребенок в этом возрасте очень любит
слушать сказки со счастливым концом.

В
рассказе «А что было потом?» находим следующие строчки: «Книги читать Соне
очень нравилось. Но очень не нравилось ей, что все книги кончаются одинаково:
Конец. – А что было потом? – спрашивала Соня».

Если
потом хозяин сочинял хорошее продолжение книги – то, Соня радовалась, а при
плохом она кричала, что такого не было!

8)    
К тому же в этом возрасте многие дети
начинают читать, как и наша Собачка Соня, которая в рассказе «Как Соня училась
читать» осваивает это нелегкое дело.

Сравнив особенности развития детей в
возрасте 3-7 лет и то, как описывает автор Соню, мы видим, что образ Сони очень
сильно приближен к интересам и особенностям развития ребенка этого периода.  Она
учится говорить, читать, логика рассуждений еще остается очень детской, и сама
собачка Соня очень непосредственная и любознательная.

Могут ли
способствовать рассказы о собачке Соне А.А. Усачева развитию воображения у
ребенка в дошкольном возрасте?

Выше я упоминал, что у ребенка в детском
возрасте воображение не развивается само по себе. В книге А.А.Усачева есть
много приемов, которые позволяют активизировать воображение у дошкольника.


В книге Усачева очень много ярких красочных иллюстраций. Для каждого рассказа в
книге художники-иллюстраторы создали несколько изображений. Даже если ребенок
сам не может прочитать книгу в этом возрасте, то увидев эти забавные картинки к
рассказам, он легко сможет оттолкнуться от них и сочинить свою историю или
вспомнить то, что случилось с собачкой Соней в каждом конкретном рассказе.

— Если обратимся к самому тексту, то увидим, что и сам автор
мыслит образно, опираясь на детский способ мышления, он старается мыслить
рисунками, и ему это прекрасно удаётся. Короткие рассказы написаны так, что
ребёнок может увидеть происходящее и к ним можно создать яркие иллюстрации и
рисунки, о которых мы упомянули выше.

«Когда
маленькая собачка Соня еще не была умной собачкой Соней, а была маленьким умным
щенком, она часто писала в коридоре.»

Соня
научилась терпеть, когда увидела на улице огромные лужи и с уважением подумала,
что это слон «терпел» так много. «Соня увидела перед подъездом ОГРОМНУЮ ЛУЖУ. –
Кто сделал такую огромную лужу? – удивилась Соня…. Это, наверное, СЛОН!…
Сколько же он терпел! – подумала она с уважением… И с тех пор перестала писать
в квартире» (рассказ «Кто сделал лужу?»). (рис.17).

image017

Рис.17.

— Толчком к активизации воображения у дошкольников также может
служить и тот факт, что собачка Соня – это не просто обычная собачка, а ребенок
со внешностью собачки. И мы определили его возраст – это дошкольник. Этот
момент я подробно описывал выше в своем исследовании.

— У Усачева в книге есть удивительный рассказ, называется «Обои».
Мне кажется, что только один этот рассказ может служить мощным толчком для
развития воображения дошкольника. И вот почему. Здесь невероятно точно передано
отношение Сони к новым обоям, которые наклеил ее хозяин. «Но Соне комната
решительно не понравилась, особенно – обои… Ничего такого – ни цветочков, ни
ушей, ни пятна – на новых обоях не было: сплошная салатовая стена, на которой и
разглядывать-то нечего!» (рис.18).

image018

Рис.18.

Изумительно
объяснено, почему старые обои ей нравились так сильно. И все это передано
доступным детским языком, с той волшебной детской наивностью, которую просто
невозможно не понять ребенку!

«Старые обои
были значительно лучше. Во-первых, на них были нарисованы желтенькие цветочки,
которые хотя и не пахли, но разглядывать их было очень интересно. Во-вторых, в
нескольких местах обои были порваны и из них торчали клочки, как будто из стены
росли чьи-то уши (Соня потихоньку тянула их, надеясь со временем вытащить
оттуда зайца или ослика). И наконец, в углу темнело большое загадочное пятно,
похожее на инопланетянина, с которым Соня иногда любила поговорить».

Любой ребенок
запросто представит и зайца, и ослика с длинными ушами, и нарисует в своем воображении
инопланетянина, а может и саму летающую тарелку, на которой он прилетел, чтобы
поговорить с Соней. Увидит луг с желтенькими цветочками. И, возможно, когда в
следующий раз посмотрит на обои в своей комнате, тоже найдет что-то волшебное и
в них.

И что же нам
далее рассказывает автор? Он показывает, как просто можно исправить то, что
тебе не по душе – взять и нарисовать то, что хочется! Обращается к самому
любимому занятию детей в этом возрасте.

«На одной
стене Соня нарисовала большое-пребольшое море с волнами и чайками… Из второй
стены получился луг, на котором росли цветы, летали бабочки, божьи коровки… С
третьей стороны Соне захотелось нарисовать дикий, загадочный лес… Но там уже
стоял шкаф… Вздохнув, соня убрала карандаши. Затем она взяла подушку, села
посреди комнаты и представила, что она одна-одна на берегу необитаемого
острова…» (рис.19).

image019

Рис.19.

Можем ли мы сказать, что у
собачки Сони развито воображение? Конечно! Ребенок обязательно запомнит этот
понятный способ преобразить мир.

— Развивать воображение можно и при помощи игр, в которых
требуется что-либо представить или придумать.  В рассказе «Как Соня
превратилась в дерево» мы видим, как автор предлагает ребенку пофантазировать и
представить, как собачка Соня превращается в дерево и задается вопросом
«Интересно, каким я деревом вырасту?»

Родителю,
читающему этот рассказ своему ребенку, надо лишь сделать паузу после этих слов
и дать возможность ребенку самому ответить на вопрос Сони. (рис.20)

image020

Рис.20.

— В рассказе «Как Соня училась читать» мы видим, что Соня считает
буквы в словах и отталкиваясь от этого представляет размер того, о чем
прочитала. «Если слон всего из четырех букв, а сосиски – из семи… Просто
гигантские!» Таким необычным подходом к определению размера, прочитанного
сложно не заинтересовать ребенка, а ребенок точно представит себе и слона, и
гигантские сосиски.

Таким образом, в книге А.А.Усачева «Умная собачка Соня» мы нашли
много приемов, которые использует автор, чтобы ребенку было легко начать
представлять все то, что происходит с главной героиней. А в рассказе «Обои»
автор в лице Сони даже подробно объясняет, как можно увидеть что-то необычное в
простых настенных обоях, то есть учить детей фантазировать.

Также следует отметить, что автор использует бытовую, повседневную
лексику, которая присутствует в детском словарном запасе, поэтому ребенку не
составит труда понять и вообразить все то, что переживала собачка Соня, когда
оставалась одна дома. Например, в рассказе «Как Соня превратилась в дерево» она
следующим образом объясняет, что такое шампунь: «Шампунь – это такая гадость,
после которой ужасно щиплет глаза, а изо рта лезет пена.»

Также отметим, что все рассказы очень короткие, образы яркие, события
быстро сменяют друг друга, и поэтому ребенку легко представлять в своем
воображении все приключения собачки Сони.

Может ли книга А.А. Усачева оказывать
влияние на развитие воображения у взрослых?

Собачку Соню очень любят иллюстраторы. Они
изображают ее довольно милой дворняжкой. (рис.21, рис.22, рис.23, рис.24,
рис.25).

image021

image022

                        Рис.21                                                                      Рис.22.

image023image024

                        Рис.23.                                                                    Рис.24.

image025

Рис.25.

А
вот какой видят художники-мультипликаторы собачку Соню. Лопоухий забавный щенок.
(рис.26).

image026

Рис.26.

Героиня у нас одна, но представляют ее
себе по-разному. Почему? Конечно, только воображение художников помогает им
создать эти неповторимые образы для одного и того же персонажа.

Поэтому, мы можем сказать, что несомненным
фактом является следующий момент: словесный портрет собачки Сони, который нам
дает А.Усачев, то, как она рассуждает, как поступает, как мыслит, несомненно способствует
активизации воображения у художников-иллюстраторов.

Заключение.

Итак, мы завершили исследование книги
Андрея Усачева «Умная собачка Соня». Мы выяснили и доказали, что в книге
собачка Соня олицетворяет собой образ ребенка дошкольного возраста. В книге
содержится достаточно материала и различных приемов, чтобы активировать и
помочь развить воображение у ребенка дошкольного возраста. А также показали на
примере множества различных изображений собачки Сони иллюстраторами, что даже и
для взрослых рассказы о Соне являются толчком для работы воображения и создания
уникальных образов из ее жизни.

Хочется добавить, что мне так полюбилась собачка
Соня тогда, что я сочинил свой рассказ о ней, который назвал «Соня и цирк»
(Приложение 1).  С этим рассказом я участвовал в 2018 году в Ежегодном открытом
региональном конкурсе детско-юношеских образовательных проектов литературного, художественного,
экранного творчества, публицистики и декламации «Сибирские искры» в номинации
«Литературно-художественные и публицистические проекты».

Этот рассказ победил на конкурсе, я занял
1 место и получил Диплом победителя в этой номинации. (рис.27, рис.28). Мне
было шесть с половиной лет.

Сейчас я понимаю, что, если бы не тот
образ Сони, который создал Андрей Усачев, если бы не его умение так ярко и
красочно описать свою героиню, так доступно для понимания и воображения
маленького ребенка, мне бы вряд ли захотелось сочинить продолжение его книге.
Поэтому я могу с уверенностью сказать, что да, чтение книги «Умная собачка
Соня» Андрея Усачева способствует развитию воображения ребенка в дошкольном
возрасте. И мой рассказ с такой высокой его оценкой жюри, является неоспоримым
доказательством этому.

image027

Рис.27.

image028

Рис.28.

Список используемой литературы:

1.    
Климов Е.А. Основы
психологии: Учебник для вузов.. — М.: Культура и спорт, ЮНИТИ,
1997. — 295 с.

2.    
Кулагина И.Ю. Возрастная
психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет / Ун-т Рос. акад. Образования.
— 5-е изд. — М. : Изд-во УРАО, 1999. – 175

3.    
Немов
Р. С.
 Психология:
Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн. — 3-е изд. —
М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. — Кн. 1. Общие
основы психологии. — 688 с.

4.     Обухова
Л.Ф. Детская (возрастная) психология Учебник. М., Российское педагогическое
агентство. 1996, 374 с

                Ресурсы
интернет:

1.                
https://24smi.org/celebrity/23996-andrei-usachev.html Андрей Усачев.

2.                
https://ru.wikipedia.org.
ВикипедиЯ. Свободная энциклопедия.

5.           
https://psypedprofi.ru/razvitie-voobrazheniya-u-detej-doshkolnogo-vozrasta.html
Развитие воображения у детей.

6.           
https://yourspeech.ru/child/kid/razvitie-voobrazheniya-u-detej-doshkolnogo-vozrasta.html Как развить воображение у
детей дошкольного возраста

image029Приложение 1.

  • Рассказы про синдбада морехода
  • Рассказы про рыбалку слушать
  • Рассказы про семью на беларускай мове
  • Рассказы про самолеты для детей
  • Рассказы про рыбалку на осетра