Рассказы про природу для детей дошкольного возраста

Конспект открытого занятия для детей старшего дошкольного возрастапо теме: о тургеневе детямоо: познавательное развитие, речевое развитие, художественно- эстетическое развитиепрограммное

Конспект открытого занятия для детей старшего дошкольного возраста

по теме: « О Тургеневе детям…»

ОО: Познавательное развитие, речевое развитие, художественно- эстетическое развитие

Программное содержание:

  • Продолжить знакомить детей старшего дошкольного возраста с творчеством И.С. Тургенева;
  •  Развивать мышление, воображение, тренировать память;
  • Способствовать развитию творческих способностей;
  • Воспитывать чувства патриотизма и любовь к Орловскому краю;
  • Способствовать пополнению и расширению словарного запаса;

Материалы и оборудование:

Портрет писателя, мультимедийное оборудование, фотографии мест имения писателя, ½ альбомного листа, цветные карандаши, произведение писателя и обложка к книге, звуки колоколов, природы и животных, классическая музыка

Ход занятия:

I часть  Воспитатель заходит вместе с детьми, предлагает посмотреть на портрет писателя:

— Дети как вы думаете, кто изображен на этом портрете? (варианты детей)

— А кем был И.С. Тургенев? (писателем)

— А что писал Иван Сергеевич? (рассказы, сказки). Правильно дети, а так-же он занимался переводами разных произведений зарубежных писателей. Иван Сергеевич Тургенев родился 9 ноября 1818 г. в дворянской семье в городе Орле.  А так как он родился на орловской земле, то для нас с вами он кто? (земляк) Так вот, когда маленькому Тургеневу исполнилось 3 года, его семья переехала жить в Спасское – Лутовиново. Здесь и прошло детство великого писателя. А сейчас я предлагаю вам пройтись по местам где вырос этот замечательный писатель.

Мольберт №1-изображение Спасской церкви. (звук — колокольный звон)

Посмотрите здесь на входе расположена церковь, как вы думаете для чего она тут нужна? Правильно, на праздники тут идет служба для жителей деревни.

Мольберт №2- изображение усадьбы.(звуки природы-пение птиц)

Пройдемся дальше, что мы видим? Правильно, тут мы с вами видим двухэтажный красивый дом, который  окружен тенистым парком, садами, лужайками, покрытыми цветами и сочной зеленой травой. Любимым местом маленького Тургенева была библиотека, где он проводил целые дни и много читал. Мальчик был очень любознательным. Игрушки его не интересовали, он любил гулять в парке, где у него были любимые места.

Мольберт №3 –изображение конюшни.(звук ржание лошадей)

Дальше мы что мы видим? (конюшни). Чем занимался писатель на конюшнях? Иван Сергеевич очень любил русскую природу и животных, у него была конюшня, где он ухаживал за лошадьми, она существует и по сей день. Вы можете проехаться по всему имению  

Мольберт №4 –изображение пруда (звуки природы и пение птиц и журчание воды)

Что мы видим на этой фотографии? (пруд) А чем занимался тут писатель?(ответы детей). Правильно, он любил порыбачить и насладиться пением птиц и красотой природы.

Презентация Бежин луг

А теперь давайте пройдемся  по окрестностям имения. Тут можно увидеть деревню Тургенево, где находится памятник писателю, деревню основал еще дедушка писателя, а вот и знаменитый Бежин луг, откуда берут свое начало рассказы писателя. С ружьем и собакой прошагал молодой Тургенев по окрестностям родной земли, нередко ночуя то в крестьянских избах, то в тесных сторожках лесников, то в укрытых травою и листопадом шалашах, на сеновалах, в сараях или просто на тёплой земле у потухающего костра. Что послужило началом для творческого пути писателя. Много человеческих судеб и трагедий увидел молодой Тургенев. И все это откладывалось в его памяти и сердце, а через многие годы вновь ожило в его произведениях. Недаром он и сам говорит: «Моя биография в моих произведениях»

Давайте ненадолго остановимся и полюбуемся здешней природой

II часть. Физ.минутка «На лугу»

 На лугу растут цветы
Небывалой красоты. (Потягивания — руки в стороны.)
К солнцу тянутся цветы.
С ними потянись и ты. (Потягивания — руки вверх.)
Ветер дует иногда,
Только это не беда. (Дети машут руками, изображая ветер.)
Наклоняются цветочки,
Опускают лепесточки. (Наклоны.)
А потом опять встают
И по-прежнему цветут.

III часть. Ну вот мы и прогулялись с вами по красивым тургеневским местам, а сейчас я предлагаю вам пройти в кабинет писателя, где он писал свои произведения. Что вы видите в кабинете? (ответы детей) А как вы думаете какие книги кажутся самыми интересными? (с картинками) Такие картинки называют иллюстрации, повторите дети… . Я предлагаю вам иллюстрировать одну его интересную сказку «Капля жизни». У меня есть обложка и сама сказка, нам необходимы иллюстрации. Но сначала мы вспомним, о чем эта сказка? (краткий пересказ детей). Что мы можем изобразить на наших иллюстрациях? (ответы детей). Воспитатель помогает детям придумать сюжеты, если они затрудняются. Правильно, а теперь приступим к выполнению работы. (звучит негромкая и приятная музыка)

IV часть. Воспитатель хвалит детей и предлагает собрать книгу. Затем воспитатель проводит Д/И «По Тургеневским местам…», дети поочереди кидают мяч и перечисляют места где они побывали на занятии.

Затем спрашивает у детей что нового и интересного они узнали на занятии?( ответы детей). Воспитатель предлагает детям вместе с родителями посетить природный музей-заповедник И. С. Тургенева «Спасское — Лутовиново».

Одна из главных проблем современного мира — экология, а именно защита окружающей среды. Деятельность человека оказывает серьезный и долговременный эффект на состояние природы: выбросы токсичных веществ, вырубка леса, браконьерство, и т.д. А все эти факторы влияют на качество жизни, здоровье, продолжительность жизни. Но если осознанно подходить к данной проблеме, то помочь природе способен каждый человек. Сделать шаг к спасению окружающей среды можно при помощи сортировки мусора. Чтобы больше людей прониклись идеей спасения природы — необходимо учить детей заботе об окружающей среде, например, в формате загадок о природе. На первый взгляд, это кажется незначительным действием, а что, если каждый человек на планете будет правильно сортировать мусор?

Зачем нужна сортировка мусора?

Мусор наносит вред окружающей среде: он загрязняет воду, почву, опасен для птиц и животных, и также разрушает местную экосистему. Сортировка мусора если и не спасет экологию, то способна значительно уменьшить вред. Также часть мусора — это сырье для различного производства.

Польза от сортировки мусора:

  • Сокращается число свалок. Территория освобождается для сельского хозяйства, строительства или жизни.
  • Улучшается экология. Сокращаются комплексы по утилизации, поэтому воздух, почва, вода становятся гораздо чище.
  • Упрощается повторная переработка. Большой объем сырья используется повторно.

Все это уменьшает расход на содержание свалок, таким образом себестоимость товаров снижается за счет повторного использования материалов.

Почему важно приучить детей к раздельному сбору?

Говорить об экологии надо не только со взрослыми, но и с детьми, ведь именно в дошкольном возрасте складываются модели поведения будущих взрослых.

Раздельный сбор поможет осознать ценность экологической чистоты в мире.

Также развитие личности ребенка невозможно без соответствующих представлений об отношениях с окружающей средой, ее зависимости от действий каждого человека.

Как научить ребёнка сортировать отходы?

Самое главное в процессе экологического воспитания — это развить познавательный интерес к миру природы, любознательность.

Самым важным будет пример родителей, ведь привычки, знания, навыки, полученные от семьи, определяют его поступки в будущем.

Несколько шагов, с которых можно начать привлекать детей к сортировке отходов:

  • Расскажите ребенку о том, почему важно научится сортировке мусора, так как дети очень любознательные и им будет интересно узнать что-то новое.
  • Начните сортировать мусор, детям обычно нравится этот процесс, потому что он напоминает игру.
  • Смотрите фильмы и видеоролики о природе.
  • Не выбрасывайте опасный мусор (батарейки, градусники и т.д.) в корзину. Объясните ребенку почему важно правильно утилизировать токсичные вещи.
  • Выбирайте стеклянную посуду вместо пластиковой.
  • Используйте пищевые отходы с пользой. Организуйте участок в саду для приготовления органических удобрений для растений. Расскажите ребенку о полезной переработке остатков пищи.

Картинки, презентации и игры на тему раздельного сбора

Дети лучше запоминают информацию при визуальном сопровождении, это могут быть картинки, презентации, игры.

Картинки:

Рассказы про природу для детей дошкольного возраста

Рассказы про природу для детей дошкольного возраста

Рассказы про природу для детей дошкольного возраста

Рассказы про природу для детей дошкольного возраста

Рассказы про природу для детей дошкольного возраста

Рассказы про природу для детей дошкольного возраста

Дидактическая игра «Сортируем мусор» познакомит детей в игровой форме с правилами сортировки мусора. Необходимо предоставить детям экологическую ситуацию: «Друзья приехали на пикник и оставили после себя мусор. Представьте что будет, если никто не будет убирать за собой. А как много станет мусора через несколько лет! Что вы можете предложить? Нам предстоит собрать и распределить мусор.»

Для игры понадобятся контейнеры с надписями «Бумага», «Пластик», «Стекло», «Металл», «Пищевые отходы», также карточки с изображением мусора. Дети будут определять вид материала, и выбрасывать в нужный контейнер.

В конце игры рекомендуется задать вопросы, с помощью которых ребята проанализируют свои действия. Например, «Какая проблема у нас возникла, и как мы ее решили?», «Зачем мы раскладывали мусор по разным контейнерам?» и т.д.

Разнообразить процесс обучения, и развлечь детей могут детские загадки по теме, например такая:

Когда наводят дружно
Порядок и уют,
Все, что совсем не нужно,
Мне люди отдают.
(Мусорное ведро)

Также это закрепит их знания о словах «пластик», «стекло» и т.д., и они всегда будут помнить о вреде, который причиняют природе эти материалы.

Экологическое образование — это образование человека, который способен безопасно и счастливо жить в будущем мире, не подрывая при этом основы развития и жизни следующих поколений. Информировать детей о сортировке отходов очень важно, потому что в будущем уже они будут заботиться об окружающей среде. Задача родителей и педагогов сделать все возможное, чтобы это происходило наиболее эффективно.

Материал предоставлен сайтом «Славяна» (slavclub.ru) — портал для молодых родителей и их детей

«Развитие
исследовательских способностей детей дошкольного возраста в игре на
природе»

В современной школе уделяется много внимания
формированию восприятия и развитию исследовательских умственных способностей.
Это предусмотрено содержанием учебных программ. На протяжении всех школьных лет
педагоги развивают мышление учащихся, поднимая его от наиболее доступных
наглядных форм к абстрактным словесно-логическим понятиям. Поэтому мы должны
существенно помочь детям в данном вопросе уже в период раннего и на протяжении
всего дошкольного детства.

Важнейшая   составная  
часть      общего   психического  
развития     ребенка дошкольного возраста — развитие
внимания, памяти, мыслительной исследовательской деятельности.

Вся жизнь ребенка сопряжена с бесконечным
восприятием окружающего мира с его красками, формами, звуками и т.п.
Необходимо, чтобы восприятие было целенаправленным. В играх, на прогулке
необходимо обращать внимание детей на те или иные предметы, явления, на их
свойства. Учить его вслушиваться, всматриваться, узнавать предметы с помощью
анализа. Играя с детьми, важно ставить перед ними задачи, для решения которых
требуются умственные усилия, создавать ситуации, побуждающие их к активизации
знаний, умений, прошлого опыта, развитию навыков исследовательской
деятельности.

Предложенные игры родились в общении с детьми и
при их непосредственном участии. Они вызывают интерес не только у детей, но и у
многих родителей. В них можно играть на улице и в детском саду, и в парке, и на
лужайке, и во дворе, т.е. везде, где есть красавица природа. Из многолетней
практики в детском саду мною было замечено, что дети довольно быстро начинают
проявлять смекалку, внимание, глазомер и множество других качеств человеческого
ума. И эти качества не просто проявляются, но при этом и успешно развиваются в
исследовательской деятельности детей.

Так двухлетнего дошкольника можно познакомить с
понятиями «один – много», «мало – много», «один — ни одного» на предметах
природного мира.

Гуляя на улице, можно предлагать ему незамысловатые
рассказы (каждый раз по одному), которые помогут малышу закреплять, осознавать
эти понятия.

Бабочки

Сидели на цветке бабочки, грелись на солнышке,
махали крылышками. Много бабочек сидело. Подлетел воробей к цветочку, увидел
бабочек, много бабочек, и порадовался: «Чик-чирик!» Испугались бабочки: «Ой,
страшно!» и улетели. Нет ни одной. Посмотрел воробей на цветок — нет бабочек.
Ни одной. И улетел. Но од­на самая смелая бабочка опять прилетела и села на
цветочек. Посидела, посмотрела — нигде воробышка не видать и позвала еще
бабочек. Они прилетели, и опять стало бабочек много. Сидят, греются на
солнышке, радуются, что им воробышек больше не мешает.

Героями таких рассказов могут стать все, кто
встречается по дороге: и со­бачка, и цветочек, и жучок и многое другое.
Главное, проявляя фантазию, уметь это использовать для обучения и развития
своего малыша.

Детям более старшего дошкольного возраста
предлагаются следующие игры.

«Подбери листику пару». Ребенку предлагается листик
с любого дерева и ему необходимо найти такой же.

«Это что такое?». Эта игра учит ребенка
классифицировать и обобщать предметы (трава, деревья, цветы, птицы, животные и
т.д.)

«На что похоже облако». Вместе с ребенком смотреть
на облако и представлять себе, на что оно может быт похоже.

«Выложи из палочек». Всеми любимая игра, которая
позволяет использовать любые веточки от деревьев и палочки от кустиков, которые
попадаются под ноги.

«Кто правильно пойдет, тот игрушку найдет». Ребенку младшего
дошкольного возраста дается команда идти по ориентирам. Например: «Иди к
пеньку, потом к дереву, потом к колесику и там ты найдешь сюрприз». Для детей
более старшего возраста задание усложняется тем, что им конкретно указывается
направление. Например: «Иди прямо, потом направо, потом налево и там найдешь сюрприз».

«Рисование палочками на песке, снегу, земле,
глине»
.
Еще одна игра, которая доставляет детям массу удовольствия, потому что
позволяет им развивать свои исследовательские способности, не прибегая к
специальным средствам, а используя только подручные природные материалы.
Ребенок сможет заметить, что на разной поверхности по-разному «пишет» палочка и
получаются разные рисунки.

Вариантов этой игры очень много. Младшим
дошколятам можно предложить нарисовать просто разные предметы: солнце, колобка,
елочку и многое другое. Пятилеткам и более старшим детям задание усложняется.
Например, взрослый рисует дерево с одной веткой, потом — с двумя. Ребенок
должен продолжить этот ряд и нарисовать дерево с тремя ветками. (Причем ребенку
не говориться, сколько веток будет на его дереве, он должен догадаться сам).
Другим вариантом игры служат задания «Продолжи ряд из …». Здесь включается
фантазия взрослых. Это может быть ряд из геометрических фигур, из листиков
разной формы, из камешков и т.д.

При развитии исследовательских навыков детей,
непременно расширяются и его речевые возможности. Чем бы вы ни занимались с
ребенком, непременно обращайте внимание на его речь. Побуждайте его
рассказывать вам, что он делал, что он видел, что слышал на прогулке. Как раз
игры в природе дают такую возможность для развития речи. Предлагаемые игры
предназначены для детей старшего дошкольного возраста,  так как позволяют
развивать монологическую речь и умение обосновывать свой выбор.

«Четвертый лишний в природе». Помогает детям
классифицировать предметы и выявлять особенности явлений природы. Например, что
лишнее: дерево, трава, цветок, дождь. Почему?

«Цепочка слов». Взрослый называет слово,
например, дерево. Ребенку нуж­но назвать слово, которое начинается на букву,
которым закончилось преды­дущее слово, например, облако. И так до конца, пока
не закончатся слова на нужную букву.

«Хорошо – плохо» в природных явлениях». Ребенку
предлагается один предмет или явление природы, и он должен сказать, что в нем
хорошего, а что плохого. Например, дождь. Это хорошо, потому что, когда он
идет, полива­ются все растения — деревья, цветы, кустарники. Птички могут пить
из луж. Плохо то, что после дождя очень грязно, сыро и нужно ждать пока
высохнет, чтобы погулять.

«Преврати себя в…» (Цветок, дерево, птичку,
ит.д.) О чем он мечтает? Что видит ночью? О чем шепчут листья?

«Куда плывут облака». Придумать краткую историю и
загадки про облака.

«Что бывает…» (Зеленым, желтым и
т.д.) Развивается внимание, умение сосредотачиваться на определенной задаче.

Некоторым детям свойственна леность мысли: им не
хочется думать. Именно по этой причине они нередко отказываются от выполнения
задания со словами: «Я не знаю, не умею». В то же время при участии взрослых
они вполне способны сделать то, что им предлагают. Не давайте им готовые
ответы, и помогайте в  поисках способов действия. Лучше побуждать детей к
исследовательской  деятельности. Для ее развития полезны занимательные
задачи, загадки, посильные головоломки, развивающие игры и упражнения, подсказать
которые поможет сама природа.

Такие игры на природе, могут служить хорошим
дополнением к современным детским игрушкам, так как дают, во-первых, богатую
пищу для развития творческих сторон интеллекта малыша, во-вторых, учат
родителей и воспитателей активно участвовать в этом процессе и, наконец,
в-третьих, позволяют это делать в самое лучшее время, когда малыш наиболее
восприимчив к развитию, — в дошкольном детстве.

  • Рассказы про природу для детей 5 6 лет
  • Рассказы про преступления литература
  • Рассказы про помощь людям
  • Рассказы про походы в тайгу
  • Рассказы про попугаев смешные