Рассказы про нечистую силу в русских деревнях

У ижемских коми распространены рассказы о лешаках, которых информанты обычно характеризовали как демонических персонажей, враждебных человеку. многочисленные легенды и былички

У ижемских коми распространены рассказы о лешаках, которых информанты обычно характеризовали как демонических персонажей, враждебных человеку. Многочисленные легенды и былички о лешаках, записанные у ижемских коми, повествуют о том, как эти злобные существа пугали (иногда убивали и ели) людей, заходили в поселки, проникали в дома, похищали детей, губили охотников, заманивая их в таежные дебри. Подобные сюжеты несказочной устной прозы о лешаках широко известны се-верным коми, проживающим на Ижме и Печоре, а также в бассейне нижнего течения Оби (ареальная группа обских коми-ижемцев).

Истории о зловредных лешаках принципиально отличаются от рассказов о духах — хозяевах леса (вöрса). Представления о вöрса(вöрись, вöрморт, вöрдядь, ягморт) распространены у различных групп коми-зырян и пермяков. Вöрса хотя и считался опасным для человека, но лишь в определенных случаях — когда люди нарушали неписанные правила природопользования: запреты при-ходить в лес в «неурочное» время, посещать «заповедные» места, шуметь в лесу, ограничения на охоту, сбор грибов и ягод, вырубку деревьев.

Обычно лесные хозяева наказывали слишком жадных охотников и лесорубов, забирающих дары природы «сверх всякой меры» (их могли покарать увечьем или гибелью). Для обычных охотников и собирателей даров леса, случайно попавших на «тропу духов», наказание чаще носило поучительный характер и ограничивалось тем, что лесной хозяин пугал людей звуками, «водил» по лесу, сбивая с дороги, но в итоге отпускал; иногда подобные блуждания считались забавами вöрса. Он мог лишить удачи в охоте и, напротив, за оказанную помощь наградить богатым промыслом. Коми приносили лесному хозяину дары (угощение), чтобы его задобрить; верили, что некоторые люди, в частности пастухи и охотники, могли водить дружбу с вöрса [Налимов 1903: 77–79; Белицер 1958: 320; Голева 2011: 150–161]. Таким образом, в пред-ставлениях коми о лесном духе-хозяине доминировал образ строгого, но справедливого и отнюдь не кровожадного лесного владыки [Мифология 1999: 118]. Подобные представления о лесных хозяевах (леших, лесовиках, лембоях) распространены у русских, а также у карел и других финно-угорских народов [Барсов 1874: 87–90; Криничная 1993: 6–19; Власова 1998: 283–306]. Соответственно, злобных и кровожадных лешаков, которые относились к людям сугубо негативно и не вступали ни в какие договорные отношения, которым коми не приносили жертв и подношений, можно считать другим видом нежити. У них не было единого наименования, а в имеющихся достаточно многочисленных фольклорных текстах о встрече с лесными злыми духами они обычно назывались одним из обозначений нечистой силы вообще. Из общепринятых описательных названий лесного духа-хозяина в отношении их использовались преимущественно только заимствованные из русского языка термины лешак и леший, которые в обыденной речи и фольклоре у коми часто имели значение «нечистая сила», «черт», «дьявол». Как и нечистая сила, злые лесные духи часто появлялись в большом количестве, целой ватагой, что опять же отличало их от вöрса. Последствия встречи с лесной нечистью могли быть самыми разными: охотник спасался благодаря собственной хитрости или находчивости; ему чудом удавалось убежать; он получал тяжелые травмы или даже погибал. Появление злых духов могло быть немотивированным, или же за незначительный проступок они пытались наказать провинившихся неадекватно сурово [Мифология 1999: 120–122].

Наряду с представлениями о лешаках на Сибирском Севере в течение нескольких последних лет (в 2000-е годы) большую популярность приобрели рассказы о снежном человеке. Представленная работа написана на основе полевых материалов автора, полученных во время экспедиций 2004, 2006 и 2011 гг. в поселках Ханты-Мансийского АО (Березово, Саранпауль, Сосьва) и Ямало-Ненецкого АО (Мужи, Шурышкары, Восяхово, Овгорт, Ямгорт) Тюменской области; а также в селах Ижемского района Республики Коми (Ижма, Бакур, Сизябск) в 2003 г. Былички о лешаках и снежных людях были записаны со слов 73 информантов — ижемских коми: 22 человека на Ижме и 51 человек — обские коми, жители автономных округов Тюменской области. Опрашивались мужчины и женщины в возрастной категории от 50 до 90 лет (на момент исследования). Сообщения о снежном человеке были за-писаны от 19 респондентов на Сибирском Севере.

Истории о встречах со снежными людьми по ряду признаков сопоставимы с рассказами о лешаках, а их внешность, нравы, привычки и специфические особенности, суммируя рассказы информантов, можно охарактеризовать как идентичные. Прежде всего обнаружено сходство по внешним признакам, отличающее лешака или снежного человека от иных представителей нежити или от людей. Главным образом выделяются высокий рост, отсутствие одежды и «волосатость», по которым люди могли узнать упомянутых персонажей, причем эти признаки позволяли заметить их из-далека и при мимолетной встрече. «Снежные люди — они такие же, как мы, только здоровые, на полметра выше любого мужчины. И лохматые. Одежду не носят, у них шкура как у зверей, без нее бы зимой замерзли» [ПМА: ХМАО, пос. Саранпауль, 2011]. «Снежный человек высокий, два с лишним метра, темно-красные глаза, покрыт рыжей шерстью» [ПМА: ЯНАО, с. Шурышкары, 2011]. «В прошлом году видели в Азовах. Вышел из леса человек двухметрового роста, весь лохматый. Увидел людей и опять в лес убежал. Потом еще следы большие видели. Говорили, из Монголии приходил, наверное, назад ушел» [ПМА: ЯНАО, пос. Овгорт, 2004]. В рассказах обских коми о снежном человеке выделялись также специфические свойства его внешности, которые можно за-метить лишь с достаточно близкого расстояния: грубые черты лица, отсутствие ресниц, красный цвет глаз (или их красноватое свечение). «Снежного человека видели. Здоровый, тело все в шерсти, похож на обезьяну. Лицо страшное, глаза маленькие и красные, как угольки горят» [ПМА: ХМАО, пос. Саранпауль, 2011]. «Если встретить в лесу снежного человека, то можно узнать по глазам. Глаза у него без ресниц, круглые, как будто навыкате, горят красноватым светом. Смотрит, не моргает. От его взгляда можно сойти с ума» [ПМА: ХМАО, пос. Сосьва, 2011]. «Красные глаза у нежити, по ним можно отличить человека от нечистой силы» [ПМА: ЯНАО, пос. Овгорт, 2004]. Следует заметить, что в некоторых регионах России лешего «узнавали» по целому ряду «нечеловеческих» черт внешности, среди которых перечислены горящие глаза (обычно зеленые, а не красные) без ресниц и бровей [Криничная 1993: 14; Власова 1998: 287; Голева 2011: 154]. В целом же, лесной хозяин был многоликим; временами его облик мог быть неопределенным, аморфным. Синкретичность внешних типов этого духа создавала неясное впечатление о его истинной наружности: он часто перекидывался, принимая образы людей, животных, птиц, растений или природных явлений (ветер, вихрь).

В качестве особого «физиологического» признака снежного человека некоторые информанты называли прозрачность костей. «Нашли кости снежного человека. Огромные и светятся в темно-те. Наверное, в них содержится много фосфора» [ПМА: ХМАО, пос. Саранпауль, 2011]. «У нас на Белой горе раньше жили снежные люди. Целую семью видели. Потом их спугнули, они ушли в лес, подальше от людей. После них могилы остались. Находили кости. Они прозрачные, как стекло. Брали в руки, а они (кости) тут же рассыпались в пыль» [ПМА: ЯНАО, с. Шурышкары, 2011]. Вероятно, прозрачные (стеклянные) кости — именно то качество, которое относительно рационально может объяснить такое волшебное качество мифологического персонажа, как способность становиться невидимым. Следует заметить, что снежный человек всеми информантами позиционировался как реальное существо — представитель малоизвестного биологического вида людей, в отличие от леших/лешаков, которых информанты (верившие в существование снежных людей) считали «сказочными» персонажами (при этом целый ряд инфернальных качеств снежного человека не смущал рассказчиков).

Согласно представлениям обских коми, еще одной особенностью внешности снежного человека являются вывернутые пятки, либо он косолап. «Снежного человека никто не видел, его узнают по следам. Правый след оставляет слева, а левый — справа. У него ноги не такие, как у человека, а вывернутые» [ПМА: ХМАО, пос. Саранпауль, 2011]. «В прошлом году мужики в тайге видели лешего. Пошли охотники в лес. Кто-то стоит вдалеке. Лохматый, здоровенный. На двух ногах стоит — человек, не зверь. Потом побежал, заковылял — косолапый. А кто-то говорит, что не леший это был, а снежный человек» [ПМА: ХМАО, пос. Сосьва, 2011]. Следует заметить, что «вывернутые пятки» — это черта, которая объединяет снежного человека не только с вöрса [Налимов 1903: 77], но также с целым рядом инфернальных персонажей славянского и финно-угорского пандемониума: хромота или уродство ног — основной признак «низовой» («змеиной») природы существа, обладающего данным качеством [Пропп 1996: 69–73; Лаушкин 1970: 181–185]. Анализ материалов несказочной прозы обских коми вы-явил ряд признаков, по которым снежные люди и лешаки соотносимы с нечистой силой. В рассказах присутствовали неоднократные упоминания о том, что лешаки и снежные люди наделены магическими способностями: те и другие могли становиться не-видимыми, не отбрасывали тени. «У лешака не бывает тени, ему Бог не дал. К нечистой силе относится» [ПМА: ЯНАО, с. Мужи, 2006]. «Снежный человек — это дух, у него нет тени. По тени всегда можно узнать живого человека» [ПМА: ХМАО, пос. Саран-пауль, 2011]. «Бывает на охоте, что собаки лают, а зверя не видно. Тогда нужно встать задом в ту сторону, куда собаки лают, нагнуться и посмотреть между ног. Тогда увидишь снежного человека. А так он невидимый, людей морочит» [ПМА: ЯНАО, с. Шурыш-кары, 2011]. Неоднократно упоминалось о способности снежного человека читать чужие мысли, предугадывая действия людей. «Снежные люди угадывают мысли, поэтому их никто поймать не может» [ПМА: ХМАО, пос. Саранпауль, 2011]. «Снежные люди могут загипнотизировать. Стоят рядом с человеком, а их не видно, только воняет тухлятиной» [ПМА: ЯНАО, с. Шурышкары, 2011]. «Снежный человек отводит глаза охотнику. Вот чувствую, что рядом стоит, а никого не видно. И собаки лают, как на дичь» [ПМА: ХМАО, пос. Саранпауль, 2011].

Таким образом, представления обских коми о снежном человеке подразумевают прежде всего его причастность к миру духов, причем духов злобных, опасных и враждебных человеку. Для за-щиты от снежных людей использовались крест, святая вода, молитва, острые металлические предметы (нож, топор, ножницы), мат, то есть те же обереги, которые применялись для защиты от нечистой силы. «Снежный человек — это тот же, что леший. Есть лесной остров, Пугор называется. Там снежные люди водятся. Они людей крутят. Надо материться, когда по лесу идешь, тогда лесной черт отстанет» [ПМА: ЯНАО, с. Мужи, 2004]. «Всегда надо с собой иметь крестик и молитву читать. Это от любой не-чисти защищает, и чтоб в лесу снежный человек не встретился» [ПМА: ЯНАО, с. Шурышкары, 2011].

Еще один мотив, объединяющий снежных людей с инфернальными персонажами, — их стремление проникать в дома в темное время суток, чтобы погубить живущих там людей. Именно для защиты от лешаков или снежных людей обские коми вечером клали под порог дома топор или нож, рисовали мелом крестики на дверях и окнах, закрещивали все углы и щели. «Под порог надо положить топор, хотя бы нож или ножницы, чтобы лесные люди не пришли, потому что духи боятся металла» [ПМА: ХМАО, с. Восяхово, 2006]. «Чтобы в дом лешаки и всякая нечисть не по-пали, каждый вечер кладу у порога нож или топор, а под подушку ножницы. Снежные люди — тоже нечистая сила, в дом лезут, от них надо спасаться» [ПМА: ЯНАО, пос. Овгорт, 2004]. Считалось также опасным ходить за водой или выносить мусор после заката солнца: этим можно привлечь к дому нечистую силу (в том числе снежного человека), которая способна ориентироваться по запаху, находясь на далеком расстоянии. «Когда стемнеет, ничего нельзя делать. Ни воду носить, ни сор вытаскивать. Мама говорила, что можно с водой принести нечистую силу в дом, если воду после солнечного заката принести. Он из воды в ведро как прыг-нет! Ты их и не заметишь, принесешь. Оттого нечисть в доме заводится» [ПМА: ЯНАО, пос. Овгорт, 2004]. «Если сор после заката солнца вынесешь, лешаки по запаху могут след найти и в дом залезть. Особенно если двери и окна не закрещены. Будет вокруг дома ходить, рыскать, искать, где какая щель есть. Если хоть маленькую щелочку найдет, на которую крест не наложили, в дом проникнет» [ПМА: ЯНАО, пос. Овгорт, 2004]. «Как стемнеет, то из леса выходят лесные духи. Сейчас у нас в лесу снежный человек появился, это та же нечисть. Одна женщина вечером мусор понесла. Вернулась домой, а потом смотрит: кто-то в окно заглядывает. Лицо страшное, белое, глаза горят. Всю ночь ходил вокруг дома, в окна лез. Она еле открестилась, молитвы читала» [ПМА: ХМАО, пос. Саранпауль, 2011].

Рассказывая об образе жизни, привычках и нравах снежных людей, обские коми полагали, что они живут семьями, в глухих лесных чащах, строят дома, ведут хозяйство. «Видели целую семью снежных людей. Мужчина, женщина и ребятишки — пять или шесть штук» [ПМА: ЯНАО, с. Шурышкары, 2011]. Лешаки и снежные люди прокладывают лесные заповедные («заколдованные») тропы, по которым не следует ходить людям. Наиболее опасным обские коми считали построить дом на такой дороге или останавливаться на ночлег. «С людьми они (лесные духи) не общаются. Приходят в дом, брякают посудой, а кто их знает, куда они идут? Может, к семье. Семья, дети ведь у них тоже есть. Людей они видят, а их не видать» [ПМА: ЯНАО, пос. Овгорт, 2004]. «За поселком чертова дорога. По ней они (лесные духи) из леса к реке идут, и потом дорога обратно в лес поворачивает» [ПМА: ЯНАО, пос. Овгорт, 2004]. «У снежного человека свои тропы проложены, по человеческим дорогам они не ходят. Они не любят, когда на их дорогу кто-нибудь зайдет. Они тогда пугают, чтобы прогнать» [ПМА: ЯНАО, с. Шурышкары, 2011]. «В лесу живет куль, его ханты почитают. Люди не должны по их владениям ходить, а то беда будет. Дорога — это судьба ихняя. У кулей тоже своя судьба, своя дорога» [ПМА: ЯНАО, пос. Овгорт, 2004]. «Снежный человек пугает, чтобы его не тревожили, у них дорога своя, отдельная от людей» [ПМА: ХМАО, пос. Саранпауль, 2011]. «У лешаков дороги проложены, люди их не видят. По ним нельзя ходить. Чертова дорога называется. Если на чертовой дороге построить дом, они не дадут спокойно жить. У нас раньше в ста-ром доме все посуда по ночам гремела, чашки, ложки стучали, житья не было. Мама учила: нужно вечером перекрестить все двери и обойти дом с молитвой “Отче наш”, читать “Богородицу”. У порога положить топор острием к улице, под перину — ножницы. И ничего, перестали беспокоить» [ПМА: ЯНАО, пос. Овгорт, 2004].

С лешаками и снежными людьми обские коми связывали сюжет о подмене детей, весьма распространенный на Сибирском Севере. «Нужно в люльке оставлять ножницы, чтобы ребенка не утащили лесные духи» [ПМА: ЯНАО, с. Мужи, 2004]. «Маленьких детей нельзя оставлять без присмотра — снежный человек к себе в лес утащит, а вместо него подсунет полено или чурку» [ПМА: ХМАО, пос. Саранпауль, 2011]. «Детей одних в лес не пускаем. Могут снежные люди схватить, в тайгу уволокут» [ПМА: ХМАО, пос. Сосьва, 2011]. «В Восяхово был случай. Женщина (зырянка) косила и оставила ребеночка под стогом. Снежный человек его подменил. Сначала все думали, что ребенка сглазили. А через несколько лет ей сказали, что это не человеческий ребенок. Его сдали в психушку. Он, как зверь, на всех бросался, ел только сырое мясо. Был как обезьянка: тело покрыто волосами, длинные руки, личико сморщенное» [ПМА: ЯНАО, с. Шурышкары, 2011].

По рассказам ижемских и обских коми, помощниками лешаков могли быть животные и птицы. В первую очередь эта роль отводилась воронам и сорокам, которые считались наиболее зловредными и связанными с нечистой силой (а в ряде случаев — с оборотнями, эманациями лесных духов и лешаков). Известны сюжеты несказочной устной прозы о том, как сороки и вороны помогали лешакам воровать детей [Голубкова 2009: 237–239]. Подобных сюжетов о снежных людях не зафиксировано: последние, согласно быличкам, занимались подменой детей самостоятельно. Наибольшее число рассказов на эту тему связано с лешаками; лишь несколько историй, записанных в Нижнем Приобье, повествовали о подмене детей снежными людьми. Данное обстоятельство можно объяснить тем, что образ снежного человека еще достаточно новый в мифологии коми-ижемцев, этот персонаж пока не обрел в полной мере сакральных качеств, присущих иным представителям мифологизированного мира. Вероятно, снежный человек, несмотря на многочисленные характеристики, относящие его к нечистой силе, в некоторой степени еще сохраняет черты человеческой природы. Эта природа чужая, непонятная, враждебная; тем не менее в наименовании данного персонажа присутствует слово «человек», которое не может не сближать снежных людей с обычными.

Итак, сопоставляя представления обских коми о злобных лесных духах (лешаках) и снежном человеке, становится очевидным, что это идентичные персонажи. Они обладают одинаковым на-бором характерных качеств, имеют схожие черты «внешности», для защиты от них применяются одни и те же обереги. Примечательно, что большинство информантов выказывало отношение к снежному человеку как к представителю нечистой силы. Таким образом, можно сделать вывод, что в последние несколько лет демонологический персонаж лешака начал вытесняться тождественным ему образом снежного человека. С учетом пола и возраста информантов складывается следующая картина. Упомянутых персонажей лешаками чаще всего называли люди старшего поколения — преимущественно 70–80-летние старушки. Мужчины, а также женщины моложе 65 лет, рассказывая истории с аналогичными сюжетами, говорили о снежных людях. Скорее всего, поводом для подобного замещения мифологического образа яви-лось желание придать определенный авторитет своим словам: ведь леший/лешак — представитель мифического, практически сказочного мира; а о снежном человеке можно услышать или про-читать в СМИ как о реальном существе, особом биологическом виде человека. Другое дело, что его образ в народном понимании наделялся такими же свойствами, что и его мифический «собрат» и предшественник — лешак. Включение новых источников (таких, как СМИ) в тексты несказочной прозы с традиционными по содержанию сюжетами само по себе характеризует изменение мировоззренческих традиций под воздействием трансформации социокультурных условий современной жизни.

Источники:

ПМА 2004, 2006, 2011 (ХМАО, ЯНАО, Тюменская обл.).

Библиография:

Барсов Е.В. Северные сказания о лембоях и удельницах // Известия Императорского общества любителей естествознания, антропологии и этнографии. М., 1874. Т. XIII, вып. 1. Кн. 3: Труды этнографического отдела. С. 87–90.

Белицер В.Н. Очерки по этнографии народов коми. XIX — начало ХХ в. // ТИЭ. Новая серия. М., 1958. Т. XLV.

Власова М.Н. Русские суеверия: энцикл. словарь. СПб., 1998.

Голева Т.Г. Мифологические персонажи в системе мировоззрения коми-пермяков / отв. ред. А.В. Головнев, А.В. Черных. СПб., 2011.

Голубкова О.В. Душа и природа: Этнокультурные традиции славян и финно-угров / отв. ред. А.В. Бауло. Новосибирск, 2009.

Криничная Н.А. Лесные наваждения (мифологические рассказы и поверья о духе-«хозяине» леса). Петрозаводск, 1993.

Лаушкин К.Д. Баба-яга и одноногие боги // Фольклор и этнография. Л., 1970. С. 181–186.

Мифология коми: Энциклопедия уральских мифологий. М.; Сыктывкар, 1999. Т. I.

Налимов В.П. Некоторые черты из языческого миросозерцания зырян // ЭО. 1903. № 2. С. 76–86.

Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. СПб., 1996.

Abstract

Stories about Yeti are popular among the Komi people of the Siberian North. It is supposed a mythical personage, forest evil spirit. It is considered that Yetis can become invisible, have no shadows and can read the minds of other people. Ordinarily is used the talismans for struggle against Yetis as against forest evil spirits which such as cross, holy water, prayer, sharp metal objects and foul language. Mythological Leshak was replaced mythical image of a Yeti in the ideas of the Ob-Komi people under the infl uence of newspapers and television.

Источник публикации: Сибирский сборник – 4. Грани социального: Антропологические перспективы исследования социальных отношений и культуры (Памяти российского этнографа–тунгусоведа Н.В. Ермоловой) / Российская акад. наук, Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера). – Санкт-Петербург : Кунсткамера, 2014. – С. 316–325.

Свадьба – это и волнующее, и ответственное событие в жизни каждой девушки. На Руси юные красавицы особенно тревожились из-за первой брачной ночи, поскольку традиционно супруг являлся единственным сексуальным партнером в жизни женщины. И очень многое зависело от того, как сложатся с ним интимные отношения. Поэтому подготовка к первой брачной ночи обычно занимала не один день.

Сходить в баню

Автор книги «Традиции русской народной свадьбы» Алла Леонидовна Соколова уделила отдельную главу банным ритуалам, которые устраивались для невесты накануне венчания. Все они были призваны помочь красавице совершить символический переход из девичества в супружескую жизнь.
Традиционные свадебные ритуалы на Руси имели много сходства с похоронными обрядами, не случайно невеста должна была буквально оплакивать свою прошлую беззаботную жизнь в родительской семье. А в бане, которую готовили ближайшие подруги и родственницы новобрачной, она как бы очищалась от прошлого. Во многом это напоминало ритуал омовения покойника.
«Когда всё готово, девушки подходили к сидящей в избе невесте и приглашали её пройти в баню «по мостам да по калиновым со кумушками да со подруженьками». Напомню, Калинов мост – это раскалённый мост через реку Смородину в сказках и былинах, последний рубеж перед миром мёртвых», – написала А. Л. Соколова.
Обычно подружки парили невесту березовым веником. Иногда в него добавляли веточки фруктовых деревьев, ягодных кустарников. Считалось, что таким образом можно увеличить плодовитость будущей жены, усилить ее детородную способность.
Часто после бани невесту до дома сопровождали родственницы, в чьи обязанности входило производить громкий шум, чтобы отпугнуть нечистую силу от красной девицы. Иногда впереди процессии шла женщина, которая символически расчищала дорогу с помощью метелки.
Родители невесты обычно приглашали сельскую знахарку или ведунью. Эта женщина собирала пот красной девицы, образовавшийся в парилке. В день свадьбы знахарка могла незаметно подлить в питье жениху несколько капель пота его суженой, прочитав особый заговор. Жители Руси верили, что такая свадебная магия поможет вызвать в молодоженах взаимные романтические чувства, первую влюбленность.
В баню перед свадьбой в сопровождении дружки и старших родственников ходил и жених.

Поцеловаться с женихом

Следующим этапом традиционной русской свадьбы, призванным разжечь страсть в девушке, подготовив ее к постельным утехам с молодым супругом, было праздничное застолье. Гости активно способствовали сексуальному раскрепощению юной красавицы, часто крича: «Горько! Горько!»
Доктор филологических наук, Юрий Владимирович Откупщиков, в своей книге «К истокам слова. Рассказы о науке этимологии» написал о происхождении этого свадебного возгласа. Вопреки множеству народных преданий, слово «горько» этимологически связано с древнерусским глаголом «горити» (гореть). То есть, своими криками гости призывают молодоженов к жарким, горячим поцелуям, а вовсе не просят «подсластить» им еду.
Обычно один из гостей, залпом выпив рюмку водки и закусив соленым огурчиком, громко жалуется на то, что угощенье-то горькое на вкус. Другие участники свадебного застолья сразу понимают намек и начинают хором скандировать: «Горько! Горько!» Это практически заставляет молодоженов забыть о природной стеснительности и служит публичной прелюдией грядущих постельных утех.
Поскольку молодым предстояло ответственное и важное событие, им обычно спиртного на собственной свадьбе не наливали.

Послушать частушки

Известный публицист, Владислав Владимирович Артемов, описал подготовку к первой брачной ночи в книге «Славянская энциклопедия».
Практически все веселые песни, стихи, тосты, заговоры и шутки, звучащие на свадьбе, должны были помочь молодоженам раскрепоститься. Особую роль играли частушки фривольного содержания, которые настраивали невесту на нужный лад.
«Наступало время выполнения постельного обряда: под песни и пляски, с явно нескромными намеками и шутками, молодых провожали в отдельное помещение или клеть и оставляли одних. Считалось, что пение подобных песен необходимо для счастливого брака», – пишет В. В. Артемов.
У дверей обычно оставался дружка жениха или кто-то из его ближайших родственников, он должен был охранять покой новобрачных.
Интересно, что молодожены в некоторых селах брали с собой в постель вареную или жареную курицу. А иногда сам факт подачи к свадебному столу блюда из птицы означал, что жениху и невесте пора уже уединиться для первой брачной ночи. А недогадливым людям, как правило, еще и намекали: «Тетера на стол прилетела – молода спать захотела».
Как правило, утром у новобрачного деликатно интересовались о случившемся половом акте, используя различные иносказания. Могли, например, спросить: «Как твое здоровье?» И если новоиспеченный муж отвечал, что он в «добром здравии», то молодых супругов поздравляли. Только после подтвержденного факта интимной близости новая семья считалась состоявшейся.

Лечь на кунью шубу

Не случайно на Руси первую брачную ночь именовали подклетной. Дело в том, что половая жизнь супругов должна была, согласно обычаю, начаться в клети – неотапливаемом помещении хозяйственного назначения. Брачное ложе готовили, как правило, мать жениха и его родственницы.
Как написал в своей книге В.В. Артемов, в основе постели были снопы пшеницы. Их количество должно составлять 21, ведь семерка умноженная на три считалась не просто счастливым, а «огненным» числом, способным разжечь настоящую страсть в невесте. Возле ложа стояла кадка с медом, чтобы жизнь молодых была сладкой. Кроме того, девушка могла полакомиться, что также улучшало ее настроение.
Помимо перины и одеяла на брачное ложе устилали шубу из меха куницы или бросали шкурку ласки (мелкий пушной зверек). Согласно народным поверьям, такой мех тоже способствовал усилению женской сексуальности.
А для защиты супружеской постели от злых чар под перину закладывали веточку рябины, которая считалась способной не только отогнать нечистую силу, но и помочь успешному зачатию ребенка, увеличению плодовитости семейной пары.
Главной целью создания семьи на Руси издавна было рождение детей, особенно – сыновей, продолжателей рода.

03 января, понедельник 

05:55 Есения (12+)

Классика зарубежного кино — мелодрама о любви и сострадании. Героиня фильма — прекрасная Есения — воспитывалась бабушкой. Старая цыганка Махсита вырастила ее и научила всему, что знала сама, в частности, брать то, что плохо лежит. Однажды Есения попыталась украсть кошелек и симпатичного офицера Освальдо. Так и завязалось их знакомство. Дружба переросла в роман, и молодые решили пожениться. Освальдо согласился оформить отношения по всем цыганским обычаям: он был готов на все, чтобы быть с любимой. После свадьбы девушка поселилась в доме любимого, но счастье было недолгим: Освальдо арестовывают, и Евгения понимает, что ничего не знает о нем. Режиссёр: Альфредо Б. Кревенна 1971 г.

Кадр к фильму ЕсенияКадр к фильму ЕсенияКадр к фильму Есения

08:20 Старший сын (1-я серия) (6+)

Режиссер Виталий Мельников снял этот двухсерийный телефильм по одноимённой пьесе Александра Вампилова. Завязка вполне житейская, можно сказать, обыденная. Два развеселых студента Владимир (Николай Караченцов) и Семен по прозвищу Сильва (Михаил Боярский) знакомятся в кафе с двумя девушками. Они провожают их до дома, рассчитывая остаться на ночлег, но неожиданно получают резкий отказ. В итоге парни опаздывают на последнюю электричку и остаются совершенно одни на холодной улице. Постучавшись в первый попавшийся дом, герои к своему счастью натыкаются на доброго хозяина. Андрей Сарафанов, музыкант, воспитывает в одиночестве дочь и сына. Решив разыграть старика, Владимир с порога заявляет, что он — его старший сын. Доброй души человек, Андрей, конечно же счастлив и принимает проходимца как родного. Режиссёр: Виталий Мельников 1975 г.

Кадр к фильму Старший сын (1-я серия)Кадр к фильму Старший сын (1-я серия)Кадр к фильму Старший сын (1-я серия)

09:35 Старший сын (2-я серия) (6+)

Режиссер Виталий Мельников снял этот двухсерийный телефильм по одноимённой пьесе Александра Вампилова. Завязка вполне житейская, можно сказать, обыденная. Два развеселых студента Владимир (Николай Караченцов) и Семен по прозвищу Сильва (Михаил Боярский) знакомятся в кафе с двумя девушками. Они провожают их до дома, рассчитывая остаться на ночлег, но неожиданно получают резкий отказ. В итоге парни опаздывают на последнюю электричку и остаются совершенно одни на холодной улице. Постучавшись в первый попавшийся дом, герои к своему счастью натыкаются на доброго хозяина. Андрей Сарафанов, музыкант, воспитывает в одиночестве дочь и сына. Решив разыграть старика, Владимир с порога заявляет, что он — его старший сын. Доброй души человек, Андрей, конечно же счастлив и принимает проходимца как родного. Режиссёр: Виталий Мельников 1975 г.

Кадр к фильму Старший сын (2-я серия)Кадр к фильму Старший сын (2-я серия)Кадр к фильму Старший сын (2-я серия)

10:45 Россия молодая (Морского дела старатели) (12+)

А начиналось все так. Шел 1689 год, царю Петру Первому было 17 лет. Он увлекся корабельным делом: на озере под Переславлем-Залесским при помощи голландских инженеров-корабельщиков Петр строит верфи и корабли. Но все чаще и чаще слышит он рассказы о славных русских мастерах, живущих на берегу Белого моря в Архангельске… Режиссёр: Илья Гурин

12:00 Россия молодая (Мужание) (12+)

А начиналось все так. Шел 1689 год, царю Петру Первому было 17 лет. Он увлекся корабельным делом: на озере под Переславлем-Залесским при помощи голландских инженеров-корабельщиков Петр строит верфи и корабли. Но все чаще и чаще слышит он рассказы о славных русских мастерах, живущих на берегу Белого моря в Архангельске… Режиссёр: Илья Гурин

13:10 Россия молодая (Беда за бедой) (12+)

А начиналось все так. Шел 1689 год, царю Петру Первому было 17 лет. Он увлекся корабельным делом: на озере под Переславлем-Залесским при помощи голландских инженеров-корабельщиков Петр строит верфи и корабли. Но все чаще и чаще слышит он рассказы о славных русских мастерах, живущих на берегу Белого моря в Архангельске… Режиссёр: Илья Гурин

14:20 Россия молодая (Страшней, чем шторм) (12+)

А начиналось все так. Шел 1689 год, царю Петру Первому было 17 лет. Он увлекся корабельным делом: на озере под Переславлем-Залесским при помощи голландских инженеров-корабельщиков Петр строит верфи и корабли. Но все чаще и чаще слышит он рассказы о славных русских мастерах, живущих на берегу Белого моря в Архангельске… Режиссёр: Илья Гурин

15:30 Россия молодая (Крепости быть!) (12+)

А начиналось все так. Шел 1689 год, царю Петру Первому было 17 лет. Он увлекся корабельным делом: на озере под Переславлем-Залесским при помощи голландских инженеров-корабельщиков Петр строит верфи и корабли. Но все чаще и чаще слышит он рассказы о славных русских мастерах, живущих на берегу Белого моря в Архангельске… Режиссёр: Илья Гурин

16:45 В джазе только девушки (12+)

Действие фильма происходит в Америке в 1929 году. Двое джазовых музыкантов, саксофонист Джо и контрабасист Джерри, оказываются нежелательными свидетелями для банды чикагских мафиози во главе с Коломбо по прозвищу «Белые Гетры». Чтобы избежать гибели от рук гангстеров, они пытаются устроиться в гастролирующий джазовый оркестр, но вскоре выясняется, что оркестр женский и туда берут только девушек. Парни вынуждены переодеться в женскую одежду и выдать себя за женщин-музыкантов по имени Джозефина и Дафна. Режиссёр: Билли Уайлдер 1959 г.

19:00 Принцесса на бобах (12+)

Лирическая комедия «Принцесса на бобах» является современным симбиозом классических сказок «Золушка» и «Принцесса на бобах», действие которых перенесено в девяностые годы 20 века. Новый русский бизнесмен Дмитрий Пупков очень стесняется своей неблагозвучной фамилии. Он решает вступить в фиктивный брак, чтобы благодаря этому приобрести более солидное имя, желательно с благородной родословной. Его помощники находят продолжательницу знаменитого рода Шереметьевых — Нину, женщину среднего возраста, измученную несложившейся жизнью, и вынужденной перебиваться на трех работах. Пупков решает, что фамилия уже его, ведь такая нищенка согласится за деньги на все. Но Нина отказывается продавать свою фамилию. Режиссёр: Виллен Новак 1997 г.

21:00 Барышня-крестьянка (16+)

Экранизация классической повести Александра Сергеевича Пушкина «Барышня-крестьянка». Дочь помещика Муромского Лиза, наслушавшись рассказов своей горничной, часто бывающей в соседнем поместье, о недавно приехавшем барине Алексее Берестове, захотела сама с ним познакомится. Но препятствием для их встречи служит тот факт, что их отцы давно враждуют друг с другом, так что об официальном визите можно сразу забыть. Тогда Лиза придумывает хитрость — она переодевается простой крестьянкой, и отправляется в рощу, куда предмет ее мечтаний ходит на охоту. Так происходит встреча барина Алексея и крестьянки-самозванки по имени Акулина, под личиной которой скрывается барышня Лиза. Режиссёр: Алексей Сахаров 1995 г.

23:00 Бабник (16+)

Аркадий — мужчина среднего возраста, из тех, про кого говорят «седина в бороду, а бес — в ребро». Он с юности не равнодушен к женскому полу и не знает постоянства в своих любовных связях, в общем, настоящий бабник. Дожив до солидного возраста, он так и не обзавелся постоянной спутницей, но по-прежнему приверженец коротких, но бурных романов. Когда к нему переезжает жить сын-студент, Александр решает передать подростающему поколению свою науку по соблазнению женщин. Вряд ли мужчина ожидал, что сын Николай сможет превзойти своего учителя в данном искусстве. Режиссёр: Анатолий Эйрамджан 1990 г.

00:15 Новогодние приключения Маши и Вити (6+)

Школьник Витя — серьезный мальчик, верящий в силу техники. Его подруга Маша — мечтательница, верящая в чудеса. Однажды ребята украшают ёлку в честь Нового года, и Дед Мороз рассказывает им страшную тайну: Снегурочку похитил злой Кащей, планируя устроить праздник для своих приспешников. Маша и Витя отправляют в сказку, чтобы выручить Снегурочку. Дед Мороз дает им три совета: не теряться в трудную минуту, поддерживать друг друга и ни у кого не просить помощи, помогая, в свою очередь, всем в трудную минуту. На пути у отважных школьников возникает множество препятствий. Кащей посылает им навстречу нечистую силу — Лешего, Бабу-Ягу и Дикого Кота Матвея. Но Маше и Вите удается уйти от преследования. Режиссёр: Геннадий Казанский, Игорь Усов 1975 г.

Кадр к фильму Новогодние приключения Маши и ВитиКадр к фильму Новогодние приключения Маши и ВитиКадр к фильму Новогодние приключения Маши и Вити

01:35 Не валяй дурака… (12+)

В районе одной архангельской деревушки американские военные обнаруживают алмазные месторождения. Считая местное население недалекими провинциалами, американцы приплывают к деревне на подводной лодке, а в качестве отвлекающего маневра подкидывают в реку бочку со спиртом, помня о древней русской тяге к алкоголю. Жители деревни не разочаровали заморских гостей — местный кузнец по имени Филимон, выловивший бочку со спиртом, тут же опробовал ее содержимое. А дальше вся деревня пустилась в загул, избежать которого не смогли даже прятавшиеся в подлодке американцы. «Не валяй дурака…» является первым фильмом про российскую действительность начала девяностых, продолжением которого стала комедия «Не послать ли нам гонца?». Режиссёр: Валерий Чиков 1997 г.

03:35 Не послать ли нам… гонца? (12+)

Российская комедия в жанре роуд-муви. Действие фильма происходит в начале девяностых годов, в обстановке суровых реалий нового российского времени. Простодушный фермер Иван, не терпящий любой несправедливости, решает поехать в столицу искать правды у самого президента. В спутники он выбирает местного дурачка Якова. Вдвоем они отправляются в путь на старом «запорожце» Ивана. По пути им попадаются совершенно разные люди — хорошие и не очень, но к каждому Иван умеет найти подход. Главную роль в фильме «Не послать ли нам… гонца?» исполнил Михаил Евдокимов, который так же выступил продюсером картины. Режиссёр: Валерий Чиков 1998 г.

Инфоурок

Литература
ПрезентацииПрезентация по русской литературе, 6 класс «Мифологические персонажи в рассказе «Бежин луг»

Мифологические образы в рассказе «Бежин луг» Ивана Сергеевича Тургенева

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    Мифологические образы в рассказе «Бежин луг» Ивана Сергеевича Тургенева

    Описание слайда:

    Мифологические образы
    в рассказе «Бежин луг» Ивана Сергеевича Тургенева

  • 2 слайд

    Рассказы про нечистую силу в русских деревнях

  • 3 слайд

    Тот не писатель, кто не прибавил к зрению человека хотя бы немного зоркости.

    Описание слайда:

    Тот не писатель, кто не прибавил к зрению человека
    хотя бы немного зоркости.
    К. Г. Паустовский

  • 4 слайд

    Кто главные герои? Как их зовут? Что они делают? В какое время суток? Как ко

    Описание слайда:

    Кто главные герои?
    Как их зовут?
    Что они делают?
    В какое время суток?
    Как коротают время дети у костра?

  • 5 слайд

    Проверьте себя 1. Кто главные герои? (крестьянские дети). 2. Как их зовут? (

    Описание слайда:

    Проверьте себя

    1. Кто главные герои?
    (крестьянские дети).
    2. Как их зовут?
    (Федя, Павлуша, Илюша, Костя, Ваня).
    3. Что они делают?
    (стерегут табун).
    4. В какое время суток?
    (ночью)
    5. Как коротают время дети у костра?
    (они рассказывают страшные истории о нечистой силе).

  • 6 слайд

    В произведении писателя даются устные рассказы о мнимых столкновениях с предс

    Описание слайда:

    В произведении писателя даются устные рассказы о мнимых столкновениях с представителями тёмной, нечистой силы – всего – 13 историй.

    Представители низшей мифологии:
    домовой;
    водяной;
    леший;
    русалка.

  • 7 слайд

    Илюша: домовой на фабрике

    Описание слайда:

    Илюша: домовой на фабрике

  • 8 слайд

    Костя: Плотник Гаврила и русалка

    Описание слайда:

    Костя: Плотник Гаврила и русалка

  • 9 слайд

    Илюша: крестьянин и леший

    Описание слайда:

    Илюша: крестьянин и леший

  • 10 слайд

    Илюша : Водяной и Акулина

    Описание слайда:

    Илюша : Водяной и Акулина

  • 11 слайд

     И. Билибин «Домовой»И. Билибин «Русалка»И. Билибин «Леший»И. Билибин «Водяной»

    Описание слайда:

    И. Билибин «Домовой»
    И. Билибин «Русалка»
    И. Билибин «Леший»
    И. Билибин «Водяной»

  • 12 слайд

    Рассказы про нечистую силу в русских деревнях

  • 13 слайд

    Приходилось ли вам слышать подобные былички? Как вы считаете, верили ли мальч

    Описание слайда:

    Приходилось ли вам слышать подобные былички?
    Как вы считаете, верили ли мальчики в то, о чем рассказывали?
    ВЕРИЛИ. И не только они, но и их деды и прадеды. Внешний мир, подчас враждебный человеку, обступающий со всех сторон суеверную душу русского крестьянина, который зависел от сил природы, казался ему живым, населенным своими жителями, которых он должен был ублажить, умилостивить.

  • 14 слайд

    До сих пор сохранились предания о фантастических существах: домовые, русалки

    Описание слайда:

    До сих пор сохранились предания о фантастических существах: домовые, русалки, лешие, водяные.

    Верил ли в рассказы детей сам И.С.Тургенев?

  • 15 слайд

    Подтверждением неверия И. С. Тургенева в рассказы детей являются заключи

    Описание слайда:

    Подтверждением неверия И. С. Тургенева в рассказы детей являются заключительные строки рассказа «Бежин луг»

    «… Всё зашевелилось, проснулось, запело, зашумело, заговорило. Всюду лучистыми алмазами зарделись крупные капли росы; мне навстречу, чистые и ясные, словно тоже обмытые утренней прохладой, принеслись звуки колокола, и вдруг мимо меня, погоняемый знакомыми мальчиками, промчался отдохнувший табун».
    Чистые, ясные звуки колокола прогоняют нечистую силу, созданную воображением, богатой фантазией ребятишек и заканчивается рассказ «Бежин луг» радостным гимном солнцу, свету, жизни.

  • 16 слайд

    И.С. Тургенев назвал рассказы детей сначала « россказнями», затем «преданиями

    Описание слайда:

    И.С. Тургенев назвал рассказы детей сначала « россказнями», затем «преданиями», потом «поверьями».

  • 17 слайд

    Выберите из предложенных определений подходящие, на ваш взгляд, к опреде

    Описание слайда:

    Выберите из предложенных определений подходящие,
    на ваш взгляд, к определению духовного мира крестьянских детей.

    Доброта, озлобленность, богатство духовного мира, впечатлительность, пытливость, агрессивность, смелость, отзывчивость, необразованность, суеверность

  • 18 слайд

    Богатство духовного мира , впечатлительность, суеверность Вывод: Рассказы д

    Описание слайда:

    Богатство духовного мира , впечатлительность, суеверность

    Вывод: Рассказы детей очень красочны, ярки, свидетельствуют
    о богатстве их воображения, об умении передать свои впечатления, но вместе с тем они говорят и о другом: о темноте детей, о том, что дети находятся в плену самых диких суеверий.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Проверен экспертом

Общая информация

Похожие материалы

  • Контрольная работа по литературе в 9 классе по теме «Русская литература ХХ века»

  • Статья на тему «Возможности уроков литературы, русского языка, проектно-исследовательской деятельности в воспитании семьянина».

  • Контрольная работа по литературе в 9 классе по теме «М.Ю.Лермонтов, Н.В.Гоголь, Ф.М.Достоевский»

  • Методическая разработка к уроку литературы 5-6 класс. Пословицы и поговорки о труде и учебе

  • Сценарий онлайн-аудиоспектакля «Народная мудрость сквозь века: казахский эпос в аудиопостановке», приуроченного ко Дню мудрости в рамках празднования Наурыз»

  • ФОРМИРОВАНИЕ КРЕАТИВНОСТИ И ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ УЧАЩИХСЯ С ОСОБЕННОСТЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

  • Аннотация литература 10 класс

  • Презентация на тему «Роль детали в рассказе А. П. Чехова «Толстый и тонкий» (5 класс)

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5457335 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении литературы «серебряного века» в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «Правовое обеспечение деятельности коммерческой организации и индивидуальных предпринимателей»

  • Курс повышения квалификации «Педагогическая риторика в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Управление финансами: как уйти от банкротства»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация менеджмента в туризме»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация маркетинга в туризме»

  • Курс повышения квалификации «Основы менеджмента в туризме»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Методика организации, руководства и координации музейной деятельности»

  • Курс профессиональной переподготовки «Теория и методика музейного дела и охраны исторических памятников»

  • Курс профессиональной переподготовки «Стратегическое управление деятельностью по дистанционному информационно-справочному обслуживанию»

  • Рассказы про нло слушать аудио
  • Рассказы про многодетную семью
  • Рассказы про любовь для сочинения
  • Рассказы про мальку василий белов
  • Рассказы про машинки для мальчиков