Духовые музыкальные инструменты
Рожковый оркестр
Устроил князь веселый бал
И роговой оркестр позвал.
В саду его он разместил,
Чтоб звук гостей нс оглушил.
Один рог был размером с кресло.
Имел почетное он место.
Звучал рог низко и протяжно
И вид имел серьезный, важный.
Другой как карандаш, не больше,
Его звучанье было тоньше.
Размеров средних третий был
И баритоном он трубил.
Всего их было двадцать три,
Немало, что ни говори.
Рога все слаженно звучали,
И гости князя танцевали.
Затем оркестр марш играл,
И князь от гордости сиял: —
Рог нс орган, а как звучит.
Все инструменты он затмит.
Вопросы и задания
• Прародителем какого музыкального инструмента является рожок или рог?
• Представьте, что вы князь и вам предстоит провести бал. Каких музыкантов вы пригласите?
• Из каких музыкальных инструментов, кроме рогов, состояли старинные оркестры?
• В каких еще музыкальных инструментах сила звучания зависит от размера инструмента?
Король-олень и золотой рог
Много оленей водилось в большом лесу, но самым красивым был белый с золотыми рогами — король-олень. Люди говорили, что рога у оленя гудят так, что ураган поднимается и деревья до земли сгибаются.Однажды королевский глашатай объявил со стены королевского дворца:
— Тот, кто поймает короля-оленя, получит в награду мешок золота.
Сотни охотников устремились в королевский лес, но они даже следов короля-оленя не нашли. Некоторые видели чудесного белого зайца, но заяц не интересовал короля.Деревенский пастушок тоже решил найти короля-оленя.
— Как ты пешком оленя поймаешь, если мы на конях и с оружием его не нашли? — удивились охотники.
— Я не хочу ловить чудесного оленя, мне бы только услышать, как его рога гудят, — ответил пастух. — А я оленю на своей дудочке сыграю.
— Иди лучше своим коровам на дудочке играй, — засмеялись охотники.
Пастух ничего не сказал, повернулся и ушел. Долго ходил он по лесу, питался грибами да ягодами и однажды на рассвете увидел на поляне белого зайца.
«Вот чудо! Все зайцы белые только зимой, а этот — посреди лета», — подумал пастух. Достал он свою дудочку и заиграл на ней нежную мелодию. Привстал заяц на задние лапки и стал слушать. Тут заметил пастух, что кончики ушек у зайца золотятся. Долго играл пастух, а белый заяц сидел неподвижно, только золотые ушки сверкали.Остановился пастух, чтобы дух перевести, а заяц — прыг в кусты и исчез.Раздвинул пастух кусты и увидел за ними белого оленя с золотыми рогами.
— Зачем пришел сюда, охотник? — строго спросил олень и ногой топнул.
Загудели золотые рога, и над верхушками деревьев словно ураган пронесся.
— Не охотник я, а пастух. Коров пасу и на дудочке играю. Хотел и тебе свою песенку сыграть, — храбро ответил пастушок и заиграл нежную мелодию.
Долго играл пастушок. Неподвижно стоял олень, только рога его сверкали на солнце так, что глазам больно было смотреть. Кончил пастух играть, а олень говорит:
— Славно ты играешь, теперь мой черед. — Махнул он ветвистыми рогами, и загудели они, как тысячи басовитых труб. Вслед за ним загудел весь воздух, закачались, застонали деревья, и гулким эхом отозвались далекие горы. Таким сильным был гул, что пастух даже за дерево схватился, чтобы не упасть.
— Спасибо, король-олень, — поклонился пастушок. — Теперь я самый счастливый человек, потому что первый из людей такое чудо увидел и такую музыку услышал. Жаль, нет у нас подходящих инструментов, и я не смогу рассказать всем, какой могучей бывает музыка.
Встряхнул олень головой. Один золотой рог отломился и упал в траву.
— Это тебе награда за доброту твою. Если подуешь в этот рог, он загудит трубным голосом, — произнес олень, а потом повернулся и исчез.
Прижал пастух золотой рог к груди и побежал скорее домой. Прибежал он в родную деревню, а там беда. Дома разрушены, а многие жители в чужие края угнаны.
— Как же так получилось?! Почему королевское войско за нашу землю не сражалось? — спросил пастушок у знакомой старушки.
— Сражались они, да враг сильнее оказался. Кого побили, кого в плен взяли, а многие по лесам попрятались, — объяснила старушка. — Король в своем замке заперся. Враги королевский дворец широким кольцом окружили, хотят его измором взять.Ничего не ответил пастух. Поднял он золотой рог и дунул в него изо всех сил. Загудел воздух, как тысячи басовитых труб.
Шел пастух к королевскому дворцу и дул в золотой рог. И в сердцах тех, кто по лесам прятался, великая отвага поднималась.Три дня длилось сражение. Три дня, не умолкая, гудел рог. В страхе враги бежали прочь.После сражения золотой рог умолк, и его не нашли на поле битвы. Пастушок тоже исчез.
С тех пор прошло много лет, но до сих пор люди мечтают найти золотой рог, который гудит, как тысячи басовитых труб, и вселяет мужество в сердца людей.Люди запомнили громкий голос золотого рога и придумали такие музыкальные инструменты, которые трубили и заставляли гудеть воздух. Сначала люди делали их из длинных рогов разных животных, потом — из разного металла и назвали эти инструменты трубами.Вопросы и задания
• Почему король хотел поймать оленя с золотым рогом?
• Почему пастушку удалось разыскать оленя, а слугам короля — нет?
• Нарисуйте, как олень гудел своими золотыми рогами.
• Придумайте сказку о том, как король назначил пастушка главным музыкантом королевства.
• Почему с помощью рога пастушку удалось вдохновить королевское войско?
• Почему пастушок назвал себя самым счастливым человеком, когда услышал музыку из оленьих рогов?
Свистульки
У детей в ладошах птички,
С виду птички — невелички,
Только птички не порхают.
В небеса не улетают.
Дети бережно их носят,
Дети их ко рту подносят,
Дуют в птичек — те свистят,
Всех в округе веселят.
Милые свистульки это,
Выкрашены ярким цветом,
Деревянные, из глины,
Звук у них певучий, длинный.
Он похож на птичью трель,
На весеннюю капель,
На звенящий ручеек
И на солнечный денек.
Вопросы и задания
• Дети из глины или пластилина лепят свистульки и придумывают о них забавные истории.
• Почему детям из стихотворения так нравились свистульки?
• Нравятся ли вам игрушки-свистульки?
• Педагог раздает детям свистульки. Затем включается музыка, и дети стараются свистеть в такт этой музыке.
• Дети делятся на пары. У каждого — свистулька. Дети придумывают мелодию и исполняют ее дуэтом на своих свистульках.
Чудо-свистулька
— Мама, в деревню пришел бродячий торговец, — радостно рассказывал мальчик. — У него полный ящик свистулек. Есть овечки, есть коровки, а больше всего глиняных и деревянных птичек. Стоят всего копейку.
— Сынок, у нас нет денег даже на хлеб, осталась одна картошка, — ответила мама.
— Тогда я не пойду на праздник весны,—расстроился мальчик. — Все дети будут соревноваться в игре на свистульках, а я не смогу. Победитель получит большой пряник.
Мама улыбнулась и хитро спросила:
— А как же синичка, которую ты зимой спас от мороза? На празднике все дети будут отпускать птичек на волю, а кто отпустит нашу птичку?
— Цвинь-цвинь, — звонко пропела синичка на подоконнике.
— Хорошо, — согласился мальчик. — Все покупают птиц у торговца, чтобы на празднике их отпустить, а у меня своя синичка есть.
На следующий день был праздник весны. Мама разбудила сына пораньше и вручила ему испеченного из теста румяного жаворонка.
— Мама, откуда ты муку взяла? — удивился мальчик.
— У соседки заняла, обещала ей летом огород прополоть, — ответила мать.
На празднике было весело. Все дети надели своих жаворонков на длинные палочки и с пригорков подбрасывали их как можно выше к солнышку.
Потом жаворонков съедали, но не целиком. Головку жаворонка надо было оставить для домочадцев или для домашней скотины, чтобы к ним пришло здоровье и благополучие. Мальчик оставил для своей мамы половину жаворонка. Когда испеченные жаворонки были съедены, а живые птички выпущены на волю, наступила очередь музыкальных состязаний, песен и хороводов.
Первыми состязались в игре на свистульках дети. Ярко раскрашенные глиняные и деревянные свистульки нежно звенели и резко свистели. Дети старались подражать птичьим трелям. Мальчик побрел прочь.
— Цвинь, цвинь, — вилась над ним его синичка.
— Лети в лес, ты теперь свободна, — махнул мальчик рукой.
Но синичка не улетела, а села на плечо мальчика. Он хотел взять птичку и подбросить ее в воздух, но вдруг увидел, что в его руке не живая синичка, а глиняная свистулька. Синенькая, с желтым цветком на грудке и с черными глазками. Сбоку на ней, как и положено, было несколько дырочек, а в хвостике отверстие для вдувания воздуха.
Крепко зажав свистульку в руке, мальчик побежал обратно на праздник.
Вечером он рассказал маме:
— Моя свистулька пела, как настоящая синичка. Меня все время просили играть на ней. Дали большой пряник, а еще вот это.
Мальчик разжал ладошку и показал медную монетку.
— А где же твоя чудо-свистулька? — улыбнулась мама.
— Это была не чудо-свистулька, а чудо-синичка. Когда я подошел к нашему дому, глиняная птичка вдруг ожила в моей руке, вспорхнула и улетела.
— Синичка отплатила тебе добром за добро, — задумчиво проговорила мама.Вопросы и задания
• Почему синичка в руках у мальчика превратилась в свистульку?
• Нарисуйте свистульку-синичку и украсьте ее узорами.
• Как вы думаете, должны ли люди праздновать наступление разных времен года?
• Представьте, что вы мэр города и вам нужно организовать праздник весны. Расскажите, как пройдет этот праздник и какие подарки вы подарите жителям.
• Организуйте состязание по игре на свистульках. Победитель награждается каким-либо подарком.
Дудочка играет
С виду дудочка простая,
Но звучаньем поражает:
В нем небесная лазурь,
Солнца лучик после бурь.
В нем звучание лесов
Под порывами ветров,
В нем последний вальс листвы,
Плеск ручья и песнь травы,
Спящих рек, озер дыханье,
Встречи в нем и расставанья,
В нем томленья грустной ивы,
Птиц волшебные мотивы.
Вопросы и задания
• Дети делятся на пары и получают дудочки. Один ребенок играет на дудочке какую-нибудь мелодию, второй — описывает картину природы, к которой подходит данная мелодия.
• Какие еще музыкальные инструменты с виду хрупкие, но имеют поразительное, сильное звучание?
Свирель
Жил в селе пастух Андрейка,
На свирели и жалейке
Он коровушкам играл,
Хор коровий подпевал.
Были у него коровы
Невредимы и здоровы.
Звуки их оберегали,
Злых волков, болезни гнали.
Все Андрейку уважали,
Угощали, ублажали,
Прославляли всем селом.
Слыл он лучшим пастухом.
— Без умения играть
Счастья стаду не видать.
Вам поклон, свирель с жалейкой, —
Говорил пастух Андрейка.
Вопросы и задания
• Для чего пастуху свирель и жалейка?
• В каких еще профессиях людям помогала игра на разных музыкальных инструментах?
• Как вы думаете, современные пастухи играют коровам на свирели или жалейке?
• Как вы думаете, на каких музыкальных инструментах надо играть барашкам, козам, курицам, поросятам, чтобы они не болели и лучше служили людям?
• Почему пастуха в деревни все уважали?
• Прародителями каких музыкальных инструментов были свирель и жалейка?
Волынка
По селу певец идет,
Он в руках мешок несет,
На ходу на нем играет,
Трубкой звуки извлекает.
Монотоннее звучанье,
Много в нем тоски, страданья,
Что же это за чудинка?
Музыкант несет волынку.
Как упруга и прочна,
Воздухом полна она.
Воздух этот — музыкальный,
Только слишком он печальный.
Вопросы и задания
• Почему волынку наполняют воздухом, чтобы она звучала?
• Какие еще старинные или современные музыкальные инструменты звучат благодаря силе воздуха?
• Нарисуйте волынку. Что по форме напоминает вам этот музыкальный инструмент?
Чья песня лучше
Весело на городской площади в воскресный день. В одном конце звонко играют дудки, на другом — жалейка плачет жалобно, а ее плач заглушает сильный голос бродячего музыканта с мешком свирелей: «Налетайте, не зевайте. За копейку песенку спою и свирель подарю. Будете играть да деток потешать».
Вдруг на площади появилась конная дружина во главе с князем и принялась разгонять музыкантов плетями. Потом слуги князя отняли у музыкантов инструменты, сложили их в кучу и подожгли.
В этот миг громко затрубила труба, спустилась с неба крылатая голубоглазая девушка.
— Не смей, князь, моих слуг-музыкантов обижать! — молвила девушка певучим голосом.
— Я приказал запретить музыку и игры! А ты кто такая? — гневно закричал князь.
— Я фея Музыки. Пусть твое сердце каменным станет до тех пор, пока музыка не заставит его плакать, — ответила фея и растаяла.
Хотел князь что-то крикнуть и не смог. Окаменело его сердце. Княгиня тут же издала указ: «Тот из музыкантов, кто заставит сердце князя плакать, получит сто золотых».
Тысячи музыкантов отправились в княжеский замок, но никому из них не удалось разжалобить князя своей игрой. Три деревенских музыканта тоже решили попытать счастья. Пришли они к старому музыкальному мастеру за инструментами.
— Я хочу на жалейке сыграть, — сказал один музыкант. — Ее жалобная песня любого тронет.
— Хорошо, — ответил мастер, — вот тебе жалейка — деревянная дудочка с дырочками. На конец дудочки я бересту накрутил для усиления звука, а в верхний конец специальный язычок вставил — «пищик».
— А мне волынка больше нравится, — заявил второй музыкант. — Она поет так тоскливо, что невольно плакать хочется.
— Очень удобный инструмент — волынка, — согласился мастер. — Сделал я ее в виде мешка из телячьей шкуры. В мешок вставил несколько трубок. Через одну трубку воздух в мешок нагнетается, через другую — можно играть. Остальные трубочки сами загудят заунывно, если на мешок нажать.
— Дайте мне свирель, ее переливчатая музыка за душу берет, — попросил третий музыкант.
— Возьми вот эту свирель, — предложил мастер. — Она из ветки ивы сделана. Сердцевину я выжег раскаленной проволокой, а потом прожег в ней шесть круглых отверстии и седьмое прорезал наискось. Конец трубочки я закрыл деревянной) затычкой, только узенькую щелку оставил для воздуха.
— Дедушка, какой же из этих инструментов оживит сердце князя? — спросил внук мастера.
— Все эти инструменты — духовые. Люди говорят, что название это появилось от старинного слова «дух», что значит воздух. А я думаю, что оно от силы духа человека произошло. Только силой духа можно расколоть каменное сердце князя, — ответил старик.
Пошли музыканты к князю, а мальчишка, внук мастера, за ними увязался, посмотреть.Вот пришли музыканты в замок. Первый заиграл на жалейке. Запищала жалейка, словно девушка заплакала, которую с любимым разлучили. Вздохнула грустно княгиня, а князь даже не посмотрел на музыканта.
Второй музыкант взял в руки пузатую волынку и затянул грустную песню о человеке, который на чужбине по родине тоскует. Слезинка выкатилась из глаз княгини, но князь даже голову не повернул.Поднес третий музыкант свирель к губам, и поплыли в воздухе грустные переливчатые трели об ушедшей молодости. Вспомнила княгиня свою беззаботную молодость и заплакала, только лицо князя по-прежнему было каменным.
Тут заметила княгиня мальчика и попросила:
— А ты умеешь играть?
— Я знаю одну колыбельную песенку, которую мне моя матушка пела, — ответил мальчик.
Он достал из кармана простую тростниковую дудочку и заиграл.
Запела дудочка нежным голосом матери, и дрогнуло лицо князя. Выкатилась из его глаза слеза, и сердце его снова живым стало.Вопросы и задания
• Почему только тростниковая дудочка заставила князя плакать?
• На каком инструменте вы сыграли бы князю, чтобы оживить его сердце?
• Педагог показывает детям картинки с народными музыкальными инструментами, упомянутыми в сказке. Дети перечисляют внешние сходства и различия этих инструментов от современных духовых музыкальных инструментов.
Музыка флейты
Флейта — это звук волшебный,
Это голос сокровенный,
Это счастье и покой,
Это разговор с душой.
Это сердца излиянье,
Добрых сил в него вливанье,
Это крылья красоты,
Голос веры и мечты.
Флейта — сказочная фея,
Открывающая двери
В мир духовный и хрустальный
И таинственно печальный.
Вопросы и задания
• Почему голос флейты сравнивается с образом феи?
• Прослушайте музыку флейты и нарисуйте фею этой музыки.
Голос флейты
Флейты тонкий голосок
Словно звонкий ручеек,
Кормит влагой он поля,
И звенит в ответ земля.
Благодарно шепчут ивы,
Летний яркий луг красивый.
Птички радостно поют,
Звонкий щебет там и тут.
Громче флейты звук, сильней
Заливается ручей,
Вторят братцу родники,
Звон доносится с реки.
Тише флейточка звучит —
Ручеек устал и спит.
Тишина — он видит сон,
Замер флейты перезвон.
Вопросы и задания
• Нарисуйте ручеек, о котором спела флейта из этого стихотворения.
• Звучание каких музыкальных инструментов напоминают вам: порыв ветра, шум дождя, шелест крыльев, звон ручья?
• Дети слушают музыку флейты и рисуют образы из мира природы, о которых рассказала им эта музыка.
Волшебная флейта
Много разных инструментов продавалось в музыкальном магазине. В одном углу стоял важный черный рояль. В другом — жили гулкие барабаны, литавры и звонкие тарелки. На одних полках лежали скрипочки в своих бархатных футлярах и другие струнные инструменты. На других — расположились свирели, флейты и тромбоны. Одна флейточка — темно-вишневая красавица с серебристыми кнопочками, красовалась на самом видном месте. Никто не знал, что красавица флейта дружит с мальчиком слугой. Когда мальчик протирал пыль на полках, он украдкой гладил красавицу, а та в ответ тихонько звенела. Больше всего на свете мальчик мечтал купить эту чудесную флейту, но она стоила очень дорого.
— Дзинь! — звякнул колокольчик у входа, и в магазин вошел старик.
— Что желаете? — любезно произнес хозяин, увидев богатого покупателя.
— Мне нужна флейта, — ответил старик, — В детстве я мечтал стать флейтистом, а стал директором фабрики. Теперь у меня, наконец, появилось свободное время. Конечно, учиться музыке поздно, но я хочу купить у вас лучшую флейту в память о своей мечте.
— Мальчик, принеси нашу красавицу флейту, — приказал хозяин.
Мальчик расстроился, но послушно принес флейту. Старик спросил:
— Ты умеешь играть на флейте, мальчик?
— Что вы, господин, я умею играть только на своей деревянной дудочке.
Мальчик вынул из кармана дудочку и поднес ее к губам. Дудочка спела веселую журчащую мелодию, и чудесная флейта еле слышно подпевала ей.
— Отлично! Теперь сыграй на флейте, — попросил старик. Мальчик поднес флейту к губам, и полилась сверкающая, переливчатая музыка. Старик и хозяин магазина с удивлением смотрели мальчика, но сам он был удивлен не меньше.
— Это не я, — прошептал мальчик, — флейта сама поет, наверно, она волшебная.
Старик тут же купил красавицу флейту, заплатив за нее втридорога. Мелодия флейты звучала у него в голове целый день. Вечером старик не выдержал и отправился к учителю музыки. К своему удивлению, он встретил там мальчика из музыкального магазина.
— Господин учитель, пожалуйста, дайте мне урок, — умолял мальчик.
— Твоих денег мало, мальчик, даже для одного урока, — ответил учитель.
— Я заплачу десять золотых монет, если вы научите меня играть на этой флейте, — перебил мальчика богатый старик.
— Проходите, пожалуйста, — поклонился учитель. — А ты, дружок, — обратился он к мальчику, — приходи, когда накопишь денег.
Получив плату, учитель старался изо всех сил. Прошел первый урок, второй.., десятый, но ничего не получалось. Однажды ночью старик долго пытался сыграть хотя бы самую простую мелодию, но флейта лишь фальшиво свистела. Измучившись, старик задремал. Разбудила его волшебная переливчатая музыка флейты. Старик открыл глаза и увидел прекрасную женщину в синем платье со звездами. Она играла на его флейте.
— Кто вы? — прошептал старик.
Синие глаза строго посмотрели на богача, и переливчатый голос прозвенел:
— Я фея Музыки. Только человек с добрым сердцем может играть на волшебной флейте.
Старик вскочил с дивана, но видение исчезло. Всю ночь думал старик о словах феи. Утром он пошел в музыкальный магазин.
— Собирайся, — сказал старик мальчику, — тебе надо учиться, а не вытирать пыль. Я обо всем договорюсь и заплачу за твою учебу.
Старик устроил мальчика в музыкальное училище и отправился домой.
«Наконец-то, моя флейта заиграет», — думал он по дороге. Но увы! Раз за разом старик пытался извлечь из флейты мелодичные звуки, но она только фальшиво свистела. Вдруг слуга доложил, что к хозяину пришел мальчик с дудочкой.
— Пусть войдет, — пробормотал старик, — наверное, пришел попросить еще денег.
— Дорогой господин, — сказал мальчик, сияя, — мне хотелось поблагодарить вас, и я сочинил для вас песенку. Вот, послушайте.
Мальчик поднес к губам дудочку, но старик протянул ему свою флейту:
— Лучше сыграй свою песенку на флейте.
Мальчик поднес старую флейту к губам, и полилась сверкающая, переливчатая музыка, которая так понравилась старику в магазине.
Когда музыка смолкла, старик сказал:
— Возьми себе эту флейту, мальчик. Она тебе больше подходит.
— Что вы, господин. Я не могу принять такой дорогой подарок, — прошептал мальчик.
Тогда давай меняться. Ты мне дашь свою дудочку, а я тебе — флейту, — предложил старик и насильно вложил мальчику в руки флейту.
Мальчик ушел, не чувствуя под собой ног от счастья.
Вечером, собираясь спать, старик взял с дивана деревянную дудочку мальчика, поднес ее к губам, и полилась прелестная журчащая песенка.
Вопросы и задания
• Почему в руках богатого человека флейта потеряла свой голос?
• Зависит ли то, как человек играет на музыкальном инструменте, от его характера?
• Как вы думаете, станет ли мальчик из сказки настоящим музыкантом?
• Как вы думаете, что произойдет с богатым человеком после этого случая?
Духовой оркестр
Звучит оркестр духовой,
В нем слышится тарелок бой,
Фанфар и горнов медный звук
И барабанной дроби стук.
Порой солируют валторны,
Но глушат трубы их и горны.
Удар тарелок, тишина,
Вот флейточка звучит одна.
Одна — под натиском таким,
Но дух ее непобедим.
Ее напевы словно луч,
Пробивший сонмы черных туч.
Тромбон ей вторит и гобой,
И заново тарелок бой,
Но не такой, как прежде, он,
Гнет сброшен, свет освобожден.
Вопросы и задания
• Перечислите все духовые инструменты и расскажите, что их объединяет.
• Какой из них вам кажется самым сложным?
• Прослушайте музыку в исполнении духового оркестра, а затем перечислите все инструменты, звучание которых вы услышали.
• На каком духовом музыкальном инструменте вам бы хотелось научиться играть и почему?
• Как выдумаете, какой духовой музыкальный инструмент является самым важным для оркестра?
• Дети слушают одно и то же произведение сначала в исполнении духового оркестра, а затем другого, например народного.
Самый нужный инструмент
Тихо ночью в музыкальном магазине. Спят струнные инструменты, спит рояль, спят барабаны и литавры. Только в отделе духовых инструментов слышатся тихие гулы, гудение и даже трубные возгласы.
Духовые инструменты взволнованы новостью. Днем хозяин сказал им:
— Скоро, дорогие мои, мы расстанемся. Вас покупают для духового оркестра. Вы будете играть в новом музыкальном театре.
— Я умею петь переливчато и нежно, — взволнованно пропела флейта.
— Я умею петь не хуже тебя, — в тон флейте пропел гобой.
— Не спорьте. Мы, деревянные духовые инструменты, все пригодимся для оркестра. Я, например, умею придавать звуку сильное нарастание или,
наоборот, затухание, — пропел кларнет. — Это очень важно для красоты музыки.
— У каждого из нас свое уникальное звучание, — басом добавил фагот. — Иногда музыке нужны мои низкие басовые ноты.
— Дорогая труба, почему деревянные духовые инструменты хвастаются? Разве мы, медные духовые инструменты, не уникальны? — тихонько прогудел горн, стоявший в разделе духовых медных инструментов.
— Нам не годится хвастаться. Мы прежде служили охотникам и солдатам, играли воинские сигналы или походные марши, — объяснила труба.
— Значит, нас тоже возьмут в духовой оркестр, — обрадовался горн.
— Трубы, валторны, тромбоны и тубы — основа духового оркестра. Без них у музыки не будет яркости и мощи. Но ты, малыш, вряд ли туда попадешь
— прогудела труба. — Ты, горн, так и остался сигнальным инструментом, поэтому для музыки ты не нужен. Горн замолчал, и его ярко-рыжие медные бока покраснели от обиды.
На следующий день почти все духовые инструменты уехали в музыкальный театр. На витрине, где стояли медные духовые инструменты, остался только блестящий горн. Тут в магазин вошли отец с сыном. Мальчик с восхищением взглянул на горн и сказал:
— Папа, смотри, какой горн! Купи мне его, пожалуйста.
— Слишком дорого, сынок, ты же хотел дудочку, — забеспокоился отец.
— Вам повезло. Я сегодня выгодно продал много инструментов и могу снизить цену на горн, — предложил хозяин магазина.Так счастливый мальчик стал обладателем блестящего горна. Правда, горн совсем не обрадовался своему хозяину.«Я не попал в музыкальный театр и тем более не стану игрушкой. Этот мальчик не услышит от меня ни звука», — решил горн и, действительно, сначала только сипел, когда мальчик дул в него.
— Зря мы купили горн, сынок. У тебя не хватит сил, чтобы трубить на нем, — сказал отец.
— Сил у меня хватит, я буду горнистом в лагере летом, — упрямо ответил мальчик.
В конце концов горн уступил. Он научился вместе со своим хозяином звонко трубить подъем, отбой и даже сигнал тревоги.
Наступило лето. Дожди шли подряд две недели, но мальчик с нетерпением ждал поездки в лагерь. Наконец долгожданный день настал. Когда автобус с детьми тронулся с места, мальчик достал свой блестящий горн и звонко протрубил. Словно солнышко выглянуло из-за туч, и дети радостно заговорили:
— Ух ты, красивый горн! Дай подержать. А тревогу ты умеешь трубить?
Вдруг автобус так резко затормозил, так, что пассажиры чуть не попадали со своих мест. Все вышли и увидели, что дождевой поток промыл через дорогу огромную рытвину.
— Хорошо, что сейчас еще светло, — сказал водитель автобуса. — Ночью я бы подумал, что это лужа, и попал бы в аварию. Надо срочно в город возвращаться.
— А как же другие? — спросил мальчик с горном. — Уже темнеет, и они попадут в аварию.
— Надо быстро вернуться и сообщить милиции о рытвине, — ответил водитель.Все сели в автобус, и он помчался назад. В сумерках никто не заметил, что мальчика с горном в автобусе нет.
Дождь лил как из ведра. Мальчик прятал свой горн под курточкой, чтобы он не промок. Он стоял один посреди дороги, возле рытвины. Впереди в темноте заблестели фары. Мальчик вскинул горн и затрубил тревогу. Большой, ярко освещенный автобус резко затормозил. Сердитый водитель выскочил из автобуса.
— Там глубокая рытвина, не проехать, — сказал мальчик.
— А ты откуда здесь взялся? — удивился водитель.
— Я милицию жду, а она все не приезжает, — объяснил мальчик, стуча зубами от холода.
— Ну-ка, пошли в автобус, — приказал водитель. — Вместе подождем милицию. Я артистов музыкального театра на концерт везу. Они тебя чаем напоят .В автобусе было тепло и светло. Мальчик попросил полотенце и насухо протер свой горн.
— Правильно, настоящий музыкант прежде всего о своем инструменте заботится, — улыбнулся один из артистов. — Клади свой горн сюда, на сидение, рядом с моей трубой.
Мальчик напился горячего чая, согрелся и крепко уснул. Он не слышал, как приехала милиция вместе с его испуганными родителями и как его отвезли домой.
Проснулся мальчик рано утром на следующий день в своей постели. Ярко светило солнце, и в его лучах ослепительно сиял горн, стоящий на столике рядом с кроватью.
— Как я сюда попал? — удивился мальчик.
— Ты проспал самое интересное, — тихонько прогудел горн. — Все нас хвалили, говорили, что мы герои. Я был рад, что моя знакомая труба из музыкального магазина услышала это. Она ехала на концерт в автобусе с артистами. Теперь она думает, что я тоже нужный музыкальный инструмент.
— Хватит хвастаться, пора ехать в лагерь. Там ты будешь не только нужным, но самым главным музыкальным инструментом, — засмеялся мальчик.Вопросы и задания
• Чем горн отличается от других духовых инструментов?
• Какой характер был у горна из сказки?
• Почему мальчик не побоялся выйти из автобуса и остаться на дороге, чтобы предупреждать водителей об опасности?
Источник: http://www.muz-urok.ru/
С 3 по 7 ноября проходит Большой этнографический диктант. Задания Диктанта оформлены в виде теста. Тест состоит из 30 вопросов. Предлагаем вашему вниманию ответы на вопросы Большого этнографического диктанта для Омской области.
Смотрите Основную часть вопросов Большого этнографического диктанта 2021 для всех регионов.
Время прохождения диктанта — 45 минут. Максимальная сумма баллов за выполнение всех заданий – 100.
Ответы на Большой этнографический диктант 2021: Омская область
Вопрос №21
Украинская культура в региональном списке нематериального культурного наследия представлена традицией изготовления свадебного головного убора украинских переселенцев села Богодуховка Павлоградского района Омской области – венка. Это был одним из главных атрибутов украинской невесты. Его изготавливали совместно невеста и дру́жки во время предсвадебных вечёрок. Богодуховский свадебный венок представляет собой довольно сложное сооружение на проволочной и бумажной основе. В него не входил следующий элемент:
а. ленты
б. подвески из речного жемчуга
в. двухъярусный венок из бумажных цветов
г. фата из тюля
Ответ: подвески из речного жемчуга
Вопрос №22
В России составлен федеральный список нематериального культурного наследия. В него включены вечёрочные традиции чалдонов северных районов Омской области. Укажите, кто такие чалдоны:
а. местное аборигенное население
б. русские старожилы Сибири
в. переселенцы из Белоруссии
г. промысловики-охотники
Ответ: русские старожилы Сибири
Вопрос №23
В региональном списке нематериального культурного наследия представлены традиции украшения «красного угла» русского старожильческого населения Омской области. «Красным углом» называют:
а. часть жилого помещения, где установлена икона или домашний иконостас
б. самое теплое место в доме
в. место для хранения памятных вещей
г. самый светлый угол дома
Ответ: часть жилого помещения, где установлена икона или домашний иконостас
Вопрос №24
В нематериальное культурное наследие включают творческое наследие отдельных исполнителей. В Омской области к ним относился Иван Миронович Субботин (1912–2008) из д. Михайловка Колосовского района Омской области. Он исполнял разноплановые произведения, в том числе песни «мужского репертуара», к которым НЕ относятся:
а. строевые
б. солдатские
в. молодецкие
г. романсы
Ответ: романсы
Вопрос №25
Народные музыкально-хореографические традиции занимают особое место в культуре русских старожилов Сибири. В федеральный список нематериального культурного наследия включены музыкально-хореографические традиции русских старожилов обско-иртышского междуречья, куда входят и танцы, распространенные на территории Омской области. Танцевали в старожильческой среде под инструментальные наигрыши. Укажите музыкальный инструмент, который НЕ был характерен для русских Западной Сибири:
а. балалайка
б. гармони-«хромка»
в. гармонь-однорядка
г. мандолина
Ответ: мандолина
Вопрос №26
В нематериальное культурное наследие Омской области включены предания восточнославянского населения Омского Прииртышья. Предания – устные народные прозаические произведения, которые рассказывают об исторических событиях или исторических лицах, демонстрируя народный взгляд на историю. Укажите, какие тексты НЕ относятся к преданиям:
а. о загадочных подземных ходах или ямах, о кладах
б. тексты, объясняющие происхождение названий сел и деревень
в. бытовые рассказы о прошлом села, о быте традиционной и колхозной деревни
г. рассказы об аборигенах края
Ответ: бытовые рассказы о прошлом села, о быте традиционной и колхозной деревни
Вопрос №27
Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества составляется ЮНЕСКО, его целью является привлечение внимания к традиционным знаниям и обычаям различных общин. В 2016 году элементом этого списка стал праздник, который отмечают в Афганистане, Азербайджане, Иране, Ираке, Пакистане, Индии, Кыргызстане и Казахстане. В Омской области этот день– Наурыз – отмечают казахи и татары. Это праздник:
а. посевной
б. урожая
в. наступления лета
г. Нового года
Ответ: Нового года
Вопрос №28
К нематериальному культурному наследию Омской области относится сказочная традиция русских старожилов Большеуковского района. Здесь были записаны самые разные сказки: о животных, волшебные, бытовые и другие. Назовите, какая сказка является бытовой:
а. «Хитрая лиса»
б. «Про Ивана-царевича»
в. «Каша из топора»
г. «Водяной царь»
Ответ: «Каша из топора»
Вопрос №29
В региональный список нематериального культурного наследия вошли традиции женского костюма села Крестики Оконешниковского района Омской области. В этом селе долго сохранялась память о народном костюме, а в 2011 году ученые приобрели у жительницы села П.Н. Рощиной, 1926 года рождения, одежду ее матери, всего 43 предмета. Эта коллекция позволила точнее представить себе местный костюмный комплекс. Среди предметов одежды сибирских крестьян было много верхней одежды. Однако к ней НЕ относится:
а. парочка
б. доха
в. шабур
г. зипун
Ответ: парочка
Вопрос №30
В федеральный список нематериального культурного наследия включен родильно-крестильный обряд белорусов-переселенцев Омского Прииртышья. Во время коллективных собраний по случаю рождения ребенка поются обрядовые песни величального и корильного содержания. Корильные песни это:
а. песни-связки, комментирующие ход ритуала
б. исполнявшиеся во время танца
в. песни лирического содержания
г. песни-дразнилки, то есть шуточные песни, адресованные отдельным гостям
Ответ: песни-дразнилки, то есть шуточные песни, адресованные отдельным гостям
муниципальное
образовательное автономное учреждение
«СОШ
№ 63»
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ
ПРОЕКТ
«Фольклор
и народные инструменты Оренбуржья»
Акция интернациональной дружбы
народов,
населяющих Оренбургский край
Для
детей 9 – 10 лет
Образовательная
область:
Музыка.
срок
реализации:15.01. 2022 – 1.06.2022
Автор
составитель:
Жулидова Светлана Ивановна
Учитель
музыки
Первой
категории
г.
Оренбург — 2022г
1. ВЕДЕНИЕ | ||
1.1. | Пояснительная | 3 |
1.2. | Цели и задачи | 4 |
1.3. | Принципы и | 4 |
1.4. | Индивидуальные | 5 |
1.5. | Планируемые | 5 |
2. | ||
2.1. | Организационные | 6 |
2.2. | Этапы реализации | 7 |
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ. | ||
3.1. | Обеспечение | 8 |
1.
Введение.
1.1. Пояснительная записка.
В древности говорили: «Каждое дерево сильно своими
корнями – отруби их и дерево погибнет» Так и народ, и нация, не знающие своей
истории и культуры, обречены на умирание»
Это означает, что если человек не знает прошлого, то
ничему не сможет научить будущее поколение, произойдет разрыв традиций.
Родина, Отчий край – так называют люди ту землю, на
которой родились. Мы родились на Южном Урале в Оренбургской области.
Оренбургская область расположена
на стыке двух частей света – Европы и Азии. Культура
Оренбуржья не просто сосуществует с культурами других народов, она интенсивно
взаимодействует с ними. С раннего детства ребенок живет в родной национальной
среде, «впитывая с молоком матери» культурные ценности и нравственные
ориентиры, заложенные в культуре народа. Взрослея, он сам становится
представителем своего народа, хранителем и продолжателем традиций. И маленький
татарин, и маленький башкир, и маленький русский, и другие должны иметь
представление о культуре, быте, жизни другого народа, доступное их возрасту.
«Дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передаются по
наследству, в каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь, и чем раньше
начинается формирование этих качеств, тем большую устойчивость они приобретут».
( Э.К. Суслова.)
В настоящее время со стороны
Правительства РФ и Министерства образования и науки РФ особое внимание
уделяется решению задач патриотического воспитания. Решение этих задач
не возможна без знаний традиций и культуры своей Родины, своего края.
И
одна из задач программы это — формировать и
развивать интерес к песенному фольклору, традициям, обрядам и обычаям народов
Оренбуржья.
Песенный фольклор не
возможен без знаний о народных музыкальных инструментах. Поэтому следующий
проект называется «Фольклор и народные инструменты Оренбуржья».
Я считаю его актуальным,
потому что, он определяется образовательными потребностями
и интересами детей и членов их семей, когда значительно
возрастает роль народной культуры как источника развития творческого потенциала
детей. Чтобы научить ребенка понимать особенности народной музыки как вида
искусства (фольклора), необходимо акцентировать его внимание на жанре и
характере музыки, средствах музыкальной выразительности, разнообразии
музыкальных народных инструментов.
Для систематизации у детей знаний о фольклоре и народных
музыкальных инструментах, я применяю многообразие видов деятельности, которые
на ребенка воздействуют комплексно и вызывают не только интерес, но и
способствуют зрительной, слуховой активности, развивают музыкальную память и
мышление, расширяют восприятие в целом. Образная, игровая форма, применение
упражнений и игровых действий поддерживает интерес детей к знакомству с
фольклором и народными музыкальными инструментами.
Технология проектирования делает школьников активными участниками
познавательного процесса, становится инструментом саморазвития детей. Опыт,
полученный ребенком, развивает уверенность в своих силах, создает привычку
самостоятельно искать пути решения, учитывая имеющиеся условия.
Проблема:
Наблюдения за детьми показал, что дети имеют не достаточно
информации о фольклоре и народных инструментах других народов, проживающих в
Оренбургском крае, об их звучании. Поэтому я решила разработать и реализовать
этот проект.
О
выборе направления проекта
хочу отметить, что район, в котором проживают дети, является многонациональным,
имеет свои традиции и обычаи, которые способствуют формированию
духовных культурных ценностей. (Изучение народов
Оренбуржья, знакомство с фольклором, традициями и музыкальной культурой)
Также
проект направлен на расширение программного содержания предмета «Музыка»
Вид проекта: познавательно —
творческий, краткосрочный.
Участники проекта: музыкальный
руководитель, дети 9-10 лет, педагоги, родители, срок реализации:15.01. 2022
–1.06.2022
1.2. Цели и задачи
образовательного проекта.
1. Цель проекта:
·
Продолжаем знакомить с
культурой малой родины, через
ознакомление с фольклором и народными музыкальными инструментами народов
Оренбуржья (русских, украинцев, татар, казахов).
2. Задачи проекта.
Образовательные задачи:
·
Учить слушать
звучание народных музыкальных инструментов, повышая интерес детей к фольклору и музыкальной культуре.
·
обогащать словарный запас и
активизировать речь детей.
Развивающие задачи:
·
Развивать познавательную
активность детей в процессе формирования представлений о фольклоре, народных музыкальных
инструментах, способствовать формированию
музыкальности, через организацию различных форм работы.
·
Побуждать ребенка к
прослушиванию и исполнению на детских музыкальных инструментах знакомые
народные произведения.
·
развитие мыслительной
деятельности, памяти, слуха, речи. фантазии;
Воспитательные задачи:
·
раскрывать творческий
потенциал детей, содействовать проявлению инициативы и самостоятельности школьников;
·
способствовать совместной
работе — педагогов с детьми и их родителями. Тем самым повышая уровень
родительской компетенции.
1.3.
Принципы и подходы к формированию проекта.
Образовательный проект «Фольклор и народные инструменты народов Оренбуржья», прежде всего,
соответствует принципу развивающего образования, целью которого является — ознакомление
с музыкальной культурой (фольклор) и народными
музыкальными
инструментами в Оренбургском крае.
Также в основу программы заложены следующие принципы:
1. Принцип системности работа
проводиться системно, по всем направлениям, с включением всех участников
педагогического процесса в ДОУ, родителей, и установлением внешних связей.
2. Принцип творчества (креативности). Данный принцип предполагает
максимальную ориентацию на творческое начало, приобретение детьми собственного
опыта творческой деятельности.
3. Принцип последовательности и целесообразности накопление
художественных впечатлений;
4. Принцип опоры на игровую деятельность, что соответствует психическим
особенностям детей школьного возраста.
5. Принцип индивидуальности (принцип минимакса). Данный принцип
позволяет учесть индивидуальные особенности детей и обеспечить индивидуальный
подход к каждому ребёнку.
6. принцип интеграции образовательных областей в соответствии
с возрастными возможностями и особенностями детей;
Содержание программы построено в соответствии с подходами:
Дифференцированный
подход — решаются задачи эффективной педагогической помощи детям в
совершенствовании их личности, способствует созданию специальных педагогических
ситуаций, помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и
возможности воспитанников;
Деятельностный подход — предусматривает организацию
целенаправленной воспитательной деятельности воспитанника в общем контексте
образовательного процесса;
Личностно-ориентированный подход создание благоприятной среды
для восприятия предложенного и позитивная поддержка ребёнка во всех видах
деятельности.
1.4. Индивидуальные особенности «Художественно-эстетического развития» детей 9 – 10 лет.
В основе проекта
представлены 4 основных компонента: эмоциональный, познавательный,
деятельностный и социально-личностный. То есть:
— эмоциональная отзывчивость на музыку разного характера;
— совершенствование певческого голоса,
вокально-слуховой координации;
— познания мира человеческих отношений,
музыкальной культуры, творчества через знакомство с
музыкальными инструментами.
— развиты музыкально-сенсорные способности;
— развита
творческая активность детей в музыкально-исполнительской;
музыкально-театрализованного действия,
слушателя музыки.
деятельности.
1.5. Планируемые результаты освоения
проекта.
По результатам освоения проекта ребенок:
·
повысился информационный
уровень в ознакомлении с фольклором, народными музыкальными инструментами
Оренбуржья: русских, украинцев, татар, казахов.
·
обогатился словарный запас и
активизировалась речь детей;
·
повысился информационный
уровень детей в ознакомлении с основами народной музыкальной культуры
Оренбуржья.
·
повысился интерес детей к
музыкальной деятельности через организацию различных форм работы;
·
обогатились музыкальные
впечатления детей и способствовали формированию музыкального вкуса, музыкальной
памяти и музыкальности в целом;
·
участие в проекте способствовало
развитию мыслительной деятельности, памяти, слуха, речи. фантазии;
·
участие в проекте
способствовало раскрытию творческого потенциала детей, содействовало проявлению
инициативы и самостоятельности дошкольников;
·
способствовало совместной
работе педагогов с детьми и их родителями;
·
повысился уровень родительской
компетенции.
2.
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ.
2.1. Организационные формы работы.
Организационная форма реализации проекта —
это организация взаимодействия и взаимоотношений между всеми участниками
проекта.
·
Организация и проведение
совместного образовательного процесса через различные формы деятельности (слушание музыки, игра на музыкальных инструментах, актерским
мастерством.) педагога с
детьми различного типа;
·
Организация праздников,
концертов….
·
Организация самостоятельной
музыкальной деятельности детей.
·
Организация работы с
родителями.
Особенности организации образовательного
процесса.
Творчество
укореняется в традициях, поэтому важнейшим условием
реализации проекта является создание развивающей и эмоционально комфортной для
ребенка образовательной среды
Важнейшие
образовательные ориентиры:
·
всестороннее развитии воспитанников
(творческое самовыражение, инициативность, самостоятельность, способность
чувствовать красоту звучания музыкальных инструментов).
·
обеспечение эмоционального благополучия
детей;
·
создание условий для формирования доброжелательного
и внимательного отношения детей к другим людям;
·
развитие детской самостоятельности
(инициативности, автономии и ответственности);
·
развитие детских способностей,
формирующихся в разных видах деятельности.
2.2. Этапы реализации проекта.
Этапы проекта | Задачи проекта | Проектные мероприятия учителя музыки | Результаты |
1 этап. Подготовительный Выбор темы «Фольклор и | Образовательные: -ознакомление с основами народной музыкальной культурой: Развивающие: -развивать представления о многообразии форм фольклора, роли Воспитательные: — воспитывать | Выбрать тему, определить цель и задачи, актуальность Выявить проблему через наблюдение, беседу с детьми. Игра «Вопрос – ответ» Определить виды деятельности и формы мероприятий для Провести анкетирование | Дети участвуют в беседе, принимают участие в игре «Вопрос – делятся рассказами о том, какую музыку слушали, пели народную песню, водили хоровод на семейном празднике, какие музыкальные инструменты видели по телевизору, на каких инструментах дома играют их |
2 этап. Подготовка к проекту | Образовательные: повысить информационный уровень педагогов по -выявить интересы детей по ознакомлению с фольклором и народными Развивающие: -активизировать речь детей, — развивать умение различать музыкальные инструменты; Воспитательные: -воспитывать желание участвовать в проекте; -способствовать формированию доброжелательных отношений, развивать умение слушать | Изучает методическую литературу по теме проекта. Составляет план реализации проекта. Помогает детям в организации Обрабатывает результаты анкетирования родителей. Отвечает | Рассматривают альбомы с инструментами, играют в знакомые музыкально-дидактические игры: «Определи В свободное время слушают звучание народных музыкальных произведений в исполнении народного оркестров. |
3.Реализация Проекта. Формы реализации проекта. • Тематические уроки по ознакомлению с фольклором и • Показ презентаций по проекту; • Обучение игре на детских музыкальных инструментах. • Беседы с родителями. • Исполнение казачьих песен: «Казаки», «Бёрды» в | Образовательные: -систематизация и закрепление знаний о фольклоре через слушание -совершенствовать уровень накопленных навыков через продуктивную Развивающие: -развивать связную речь и речевое творчество; -способствовать развитию познавательной активности, воображения. Воспитательные: -воспитывать доброжелательные отношения детей друг к другу в | В рамках уроков педагог проводит следующие виды деятельности по | Школьники активно принимают участие во всех концертах. Рассматривают иллюстрации, презентации с изображением инструментов, Составляют свои рассказы о музыкальном инструменте, на котором хотели бы научиться играть. импровизируют на шумовых инструментах. под фонограмму, поют народные песни, водят хороводы |
Тематическое
планирование по проекту для детей
(9-10
лет).
Дата | Тема | Развернутое содержание | Взаимодействие с родителями |
Январь | |||
1 | Январь «Народные праздники» Устный фольклор. | Беседа о зимних | Знакомство с родителями. Консультация для «Жанры детского |
Февраль | |||
1 | «С песенкой по Песенное | Знакомство Воспитывать | Консультация: «Песенное |
Март | |||
1 | «Кладовая игр» Игровое | Обогащать | Совместное |
Апрель | |||
1 | «Звуки природы» (инструментальное | Продолжить | Организовать |
Май | |||
1 | Досуг: | Закрепить знания Исполнение песни | Консультация |
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ
РАЗДЕЛ.
Для реализации
Программы необходимо проявлять уважение к личности ребенка, общаться с детьми
доброжелательно, поддерживать инициативу, создавать условия для принятия
ребенком ответственности и проявления симпатии к другим людям; обращать
внимание детей на тот факт, что у каждого народа есть свои обычаи, традиции,
более углубленно изучать жизнь, культуру
казаков.
Основным условием для
реализации проекта является организация предметно-пространственной среды.
Название | Цель | Задачи |
Зона профессиональной деятельности | Повышение | Изучать Знакомиться Разрабатывать Повышать |
Зона учебно-познавательной деятельности | Развитие | Воспитывать Обогащать Знакомить Развивать Проявлять |
Зона музыкально- игровой и танцевальной деятельности | Развитие | Воспитывать Формировать Развивать пространственные Развивать Развивать |
Зона театрализованной деятельности | Формирование | Способствовать Формировать Знакомить Пополнять |
Зона релаксации | Формирование | Создавать условия для расслабления мышц и снятия |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Ясли–сад КОМБИНИРОВАННОГО ТИПА № 352 ГОРОДА ДОНЕЦКА» районное методическое объединение воспитателЕЙ ii младшИХ групп тема: «Использование художественной литературы и фольклора в организации работы по речевому развитию младших дошкольников»
СОЗДАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ СПОСОБСТВУЮЩЕЙ РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ РЕБЁНКА
Подготовил воспитатель
МДОУ «Ясли –сад № 352 г. Донецка»
Воротынцева Н.И.
Дата проведения: 03.11.2021г.
Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды деятельности ребенка. От качества речи, умения пользоваться ею в игре, во время совместной деятельности педагога и ребенка, при планировании и обсуждении рисунка, в наблюдении на прогулке, при обсуждении спектакля и т.д. зависит успешность деятельности ребенка, его принятие сверстниками, авторитет и статусное положение в детском сообществе.
Речевая развивающая среда , как часть общей развивающей предметно-пространственной среды, направлена на эффективное воспитательное воздействие, на формирование активного познавательного отношения к окружающему миру и к явлениям родного языка и речи.
Поэтому создание речевой развивающей среды – важнейшее направление повышения качества работы по развитию речи дошкольников.
Цель построения речевой развивающей среды – насыщение окружающей среды компонентами, обеспечивающими развитие речи ребенка дошкольного возраста.
Задачи построения речевой развивающей среды :
— обеспечение возможности восприятия и наблюдения за правильной речью;
— обеспечение богатства сенсорных впечатлений;
— обеспечение возможности самостоятельной индивидуальной речевой деятельности ребенка;
— обеспечение комфортного состояния ребенка в проявлении речевых реакций;
— обеспечение возможностей для исследования и экспериментирования в языковой системе.
Речевая развивающая среда – это не только предметное окружение, важна и роль взрослого в организации воздействия собственной речи на становление разных сторон речи дошкольника.
Речевая развивающая среда – это не только предметное окружение, а также и роль взрослого в организации воздействия собственной речи на становление разных сторон речи дошкольника. Речевая среда, созданная в определённой группе, это фактор либо сдерживающий, либо активизирующий процесс речевого развития ребёнка, поэтому создавая развивающую среду, важно учитывать уровень речевого развития, интересы, способности детей данной группы
Основные составляющие речевой развивающей среды МДОУ : — речь педагога; — методы и приёмы руководства речевым развитием разных сторон речи детей дошкольного возраста; — специальное оборудование каждой возрастной группы.
требования к организации речевой развивающей среды в МДОУ:
— в каждой возрастной группе нужно создать условия для самостоятельной активной целенаправленной деятельности (игровой, двигательной, изобразительной, театральной);
— организация и размещение предметов развивающей среды должны отвечать возрастным особенностям детей и их потребностям;
— динамичность среды;
— функциональность предметов развивающей среды;
— среда должна быть наполнена развивающим содержанием, соответствующим интересам мальчиков и девочек, «зоне ближайшего развития»;
— во всех возрастных группах должно быть уютное место для отдыха детей.
Рекомендуемое наполнение в уголках по развитию речи:
-На развитие речевого дыхания: султанчики, вертушки, игрушки на поддувание, снежинки, листики, легкие мячики из ваты и т.д.;
-На формирование фонетического восприятия и слуха: шумовые инструменты, детские музыкальные инструменты, картинки для определения звучащих инструментов и т.д.;
-Дидактические игры для активизации словаря;
-Пособия для развития связной речи: серии сюжетных картинок, разные виды театра, литературные уголки;
-На развитие мелкой моторики: массажные валики, мячики, прищепки, пуговки, бусы, разные виды застёжек, шнуровки, мозаики и т.д.
Основные центры речевой среды II младшей группы №8 МДОУ «Ясли-сад №352 г. Донецка»
Центр безопасности
Центр
Книжный уголок
сюжетно-ролевых игр
Патриотический уголок
Уголок природы
Сенсорный уголок
Музыкальный уголок
Книжный уголок
Уголок книги создан с целью развития речи детей. В режиме дня целесообразно выделить время для ежедневного чтения, читать следует не только художественную литературу, но и познавательные книги, рассказы, рассматривать детские иллюстрации. Чтение книг и обсуждение помогает на примере литературных героев воспитывать у детей социально-нравственные качества, доброту, вежливость, внимательность. Задача педагога сделать процесс чтения увлекательным и интересным для всех детей. В уголке книги регулярно организовываются выставки детской литературы, в соответствии теме недели; выставки детских творческих работ: «Любимая сказка», «Здравствуй книжка», «Веселый язычок», что способствует воспитанию у дошкольников интереса к книге.
центр безопасности
Центр безопасности создан для расширения представлений у детей об окружающем мире; знаний об общественном транспорте , ведёт к пониманию строения машин, правил дорожного движения, о работе шофёра, полицейского, о достопримечательностях города. Для упрощения освоения материала, его можно преподнести в виде игры, и оформить уголок по основам ОБЖ, который включает в себя:
- Наглядный подготовительный материал для обучения.
- Информацию о возможных чрезвычайных и травматических ситуациях.
- Макеты машин и техники служб по чрезвычайным ситуациям: машина скорой помощи, пожарная техника и пожарный щит.
- Обучающие и дидактические игры и конкурсы.
- Предметы для обучения в формате сюжетно-ролевой игры: экипировка работников служб спасения, куклы, напольное покрытия для изучения движения при ПДД.
- Макеты предметов личной безопасности: телефоны службы спасения, отражающие материалы, огнетушитель.
Играя дети обыгрывают полученные знания, развивают разговорную речь, с помощью подвижных игр «Автомобиль и воробьи», «Шофёры», «Самолёты» происходит развитие игровых навыков.
Центр Сюжетно-ролевых игр
С целью развития связной речи используют центры сюжетно-ролевой игры «Семья», «Магазин», «Больница», «Гараж», «Парикмахерская».
Игровая среда которых стимулирует детскую речь, обогащает словарный запас. Играя, ребёнок с удовольствием осваивает мир, нормы и правила общения и поведения, культуру речи. В ходе игры ребёнок вслух разговаривает с игрушкой, говорит и за себя, и за неё, подражает гудению автомобиля, голосам зверей и т.д.
Таким образом в сюжетно-ролевой игре развивается речевая активность детей.
Патриотический уголок
Формировать интерес к малой Родине и первичные представления о ней помогают пособия патриотического уголка. Беседы с детьми побуждают их рассказывать о том, где они гуляли в выходные дни, о городе в котором живут, о своей семье. Рассказы о трудной, но почётной обязанности защищать Родину, охранять её. Рассматривание и обсуждение картинок о военных профессиях обогащают речь детей, воспитывают любовь к Родине. Немаловажную роль здесь играет предметно-развивающая среда и правильно организованный нравственно-патриотический центр, который расположен в группе, где ребенок знакомится ежедневно с информацией и в зоне свободного доступа пополняет свои знания о семье, детском саде, родной улице, районе, селе, стране, ее столице, символике, праздниках государства.
Сенсорный уголок
Сенсорное развитие, развивает все виды восприятия: зрительное, слуховое, тактильно-двигательное, обонятельное, вкусовое, способствуют развитию мыслительных процессов. А так же стимулирует развитие всех сторон речи: разговорной, фразовой, диалогической, способствует обогащению и расширению словаря ребёнка.
Это находит отражение в подаче материала, показе, словесно-устном объяснении. Игры с Мозайкой, «Лото», «Пазлы», «Шнуровка», «Прищепки» формируют у дошкольников восприятие пространства, предмета, развивают мелкую моторику рук, зрительную память, воображение, способствуют расширению представлений детей об окружающем мире.
Музыкальный уголок
В дошкольном возрасте дети должны получить опыт самовыражения во время занятий творческими видами деятельности.
Музыка – обогащает духовный мир ребёнка, оказывает влияние на развитие его личностных качеств, творческих способностей.
В группе создан музыкальный уголок, где находятся детские музыкальные инструменты, фонотека детских песен, музыка для игр и хороводов, танцевальная музыка, сказки.
Музыкальный уголок помогает детям не только окунуться в мир музыки и расширить представления о ней, но и развивает у детей воображение, активизирует эмоциональную сферу, мышление, речь.
Прослушивание произведений «Грустный дождик», «Марш», «Ласковая песенка», «Плясовая» — обеспечивают понимание сюжета и характера, темпа и ритма произведения, развивает слух и голос младшего дошкольника. Так как пение требует четкой работы артикуляционного аппарата (губы, язык), это, конечно, помогает и развитию четкой дикции ребенка. А от дикции напрямую зависит то, насколько понятна и энергична наша речь. Как говорил Станиславский, хорошая дикция для устной речи – это как красивый почерк для письменной.
.
Уголок природы
Правильно организованный уголок природы в детском саду доставит детям массу приятных впечатлений. Ознакомление дошкольников с миром природы учит их отражать полученные впечатления и знания в речи. Наблюдение и беседы о природе обогащают и расширяют словарный запас ребёнка.
Дидактические игры экологического содержания способствуют
развитию речи детей. Играя дети общаются со взрослыми и сверстниками, у них формируется умение слушать и понимать обращенную речь, поддерживать диалог, отвечать на вопросы и самостоятельно задавать их.
Требования к содержанию речевых центров во II Младших группах
• Уголок книги: 5-6 наименований книг по 2-5 экземпляра, так как детям данного возраста свойственна подражательность, книжки-ширмы (книги подбираем с учётом возраста детей, а именно для данного возраста произведения русского фольклора: частушки, потешки, песенки, народные сказки о животных, произведения русской и зарубежной классики, рассказы, сказки, стихи современных авторов), альбомы загадок, скороговорок, песенок, потешек, стихов . • Альбомы или иллюстрации по темам «Игрушки»,«Семья, «Транспорт», «Домашние животные», «Одежда», «Посуда», «Мебель». • Картинки с простыми сюжетами и действиями, для составления рассказов • Дидактические игры на формирование словаря, ЗКР, грамматического строя речи, связной речи. • Дидактические игры на группировку, классификацию, сериацию по типу «Что лишнее?», «Назови одним словом». • Игры по типу «Найди пару», «Найди отличия». • Игровизоры, игрушки – телефоны. • Игры с предметными картинками по типу «Что изменилось?» • Картотека речевых игр.
заключение
Таким образом, правильно организованная образовательно – речевая среда способствует становлению коммуникативной компетентности ребенка в речевой деятельности, а так же обеспечивает становление значимых для младшего дошкольного возраста личностных качеств.
Слайд 1
МДОУ детский сад общеразвивающего вида № 28 «Ласточка» с. Акатьево Коломенского Муниципального района Презентация п роекта «Музыка вокруг нас» ГМО музыкальных руководителей ДОО Коломенского городского округа «Активизация профессиональной деятельности музыкального руководителя по формированию у детей дошкольного возраста творческого потенциала и эстетического отношения к окружающему миру» Автор проекта: Григорьева Татьяна Алексеевна (высшая квалификационная категория) 15.02. 2017 учебный год
Слайд 2
Актуальность «Жизнь детей без музыки невозможна, как невозможна без игры и без сказки….» В.А. Сухомлинский. Ребенок растет и развивается в окружающей его музыкальной среде, которая в настоящее время достаточно противоречива. С одной стороны, существует прекрасная, высокохудожественная музыка, с другой – антихудожественное, низкопробное псевдоискусство, которое обрушивается как на взрослых, так и на маленьких слушателей. Но если взрослый человек с хорошим вкусом и сформировавшейся системой эстетических ценностей способен ему противостоять, то ребенок оказывается совершенно беззащитным. Поэтому так важно уже в дошкольном детстве приобщать детей к подлинному искусству, способствовать становлению их музыкальной культуры. Музыка является одним из важнейших средств воспитания духовности человека. Главная задача педагога — увлечь ребенка музыкой, сделать так, чтобы слушание музыки стало его потребностью. Это возможно лишь при погружении детей в мир классической музыки, воспитании на ее классических образцах. Решению этой проблемы во многом будет способствовать реализация проекта «Музыка вокруг нас».
Слайд 3
Цель: художественно-эстетическое воспитание старших дошкольников через восприятие классической музыки. Задачи: обогащение представлений о классической музыке, знакомство с музыкальным творчеством С. А. Кусевицкого ; развитие музыкально-познавательной деятельности воспитанников: расширение их музыкального кругозора, любознательности; способствовать развитию мыслительной деятельности, эмоциональной сферы, памяти, слуха, фантазии, творческих способностей; воспитание музыкальной культуры, интереса к классической музыке; обогащение словаря.
Слайд 4
Тип проекта: творческий, групповой, краткосрочный (3 недели). Методы исследования: — изучение психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования; — наблюдение за деятельностью дошкольников, беседа; — практическая деятельность, направленная на ознакомление дошкольников с классической музыкой. Участники проекта: воспитатели, музыкальный руководитель, дети старше — подготовительной группы, родители. Возраст воспитанников: 5-7 лет. Место проведения: МДОУ детский сад общеразвивающего вида №28 «Ласточка».
Слайд 5
Механизмы реализации проекта: I этап. Подготовительный: педагогическая диагностика освоения ООП ДОУ; анализ предметно-развивающей среды; изучение литературы о биографии и музыкальном творчестве С.А . Кусевицкого ; подбор подвижных, речевых, настольно-печатных, дидактических и др. игр; составление конспектов ОД по разным разделам программы; подбор иллюстративного материала по теме, материалов, атрибутов для игр; подбор методической литературы, художественной литературы для чтения, аудиозаписей; составление плана деятельности; сотрудничество с родителями (анкетирование, консультации, изготовление папки — передвижки); подбор , слушание музыкальных произведений.
Слайд 6
II этап. Исследовательский: беседы ; рассматривание альбомов; слушание музыки; проведение музыкально-дидактических игр; организованная образовательная деятельность; музыкально-театрализованная деятельность; художественно-продуктивная деятельность; выставка рисунков; чтение художественной литературы; взаимодействие с родителями воспитанников (консультации, рекомендации, изготовление папки — передвижки, совместные мероприятия). III этап. Обобщающий: подведение итогов, оформление материалов проекта; презентация проекта «Музыка вокруг нас»; тематическая выставка «Рисуем музыку»; музыкальная гостиная «Наследие веков живое ».
Слайд 7
Ожидаемые результаты: обогащение представлений дошкольников о классической музыке, знакомство с творчеством С.А. Кусевицкого ; развитие познавательного интереса у детей; положительно-эмоциональное и осознанное отношение к музыкальным произведениям классической музыки; готовность воспринимать музыку, эмоционально откликаться на выраженные в ней чувства и настроения; вовлечение каждого ребёнка в творческую деятельность; сформировать у детей представление о разнообразии музыкальных инструментов и оркестров. Родители : активные и заинтересованные участники педагогического процесса; повышение общей и музыкальной культуры; имеют представления о композиторах разных эпох, музыкальных произведениях, различают жанры музыкального искусства; слушают произведения классической музыки дома, привлекают к слушанию детей.
Слайд 8
Формы работы по проекту Деятельность педагога: беседы; — познавательные рассказы; — образовательная деятельность; — чтение художественной литературы; — использование иллюстративного материала (плакаты, сюжетные картинки, карточки открытки и др.). Деятельность детей: — рассматривание альбомов; — слушание музыки; — просмотр видеозаписей концертов и музыкальных спектаклей; — проведение музыкально-дидактических игр; — организованная образовательная деятельность; — музыкально-театрализованная деятельность; — художественно-продуктивная деятельность; выставка рисунков. Взаимодействие с педагогами: — консультации; — рекомендации; — презентация проекта. Взаимодействие с семьями воспитанников : — консультации, рекомендации, памятки; практические задания; — совместные мероприятия.
Слайд 9
Тематическое планирование работы по образовательным областям Социально-коммуникативное развитие Знакомство с правилами обращения с музыкальными инструментами. Музыкально-дидактические игры :для развития звуковысотного слуха («Музыкальное лото», «Ступеньки»); для развития чувства ритма («Прогулка», «Определи по ритму»); для развития тембрового слуха («Определи инструмент», «На чем играю», «Музыкальные загадки», «Громко — тихо запоем», «Наши песни»); для развития памяти и слуха («Слушаем музыку»). Уборка игрушек после игры под классическую музыку. Сюжетно-ролевые игр: «Магазин музыкальных инструментов», «Семья»: сюжет «Идем в оперный театр». Приобщение к элементарным нормам поведения в театрах, музеях. Взаимодействие с педагогами Консультации: «Использование музыки в режимных моментах», «Влияние музыки на психическое развитие ребенка дошкольного возраста в рамках выполнения основной образовательной программы». Презентация проекта «Музыка вокруг нас». Художественно-эстетическое развитие Прослушивание дисков со звучанием инструментов « Мир музыкальных инструментов». Рассматривание репродукций картин о музыке. Тематическая выставка «Рисуем музыку»; Музыкальная гостиная «Наследие веков живое». ОД «Рисуем музыку». Взаимодействие с семьями воспитанников Консультации: «Надо ли слушать классическую музыку», «Как вызвать интерес к классической музыке у ребенка», «Классическая музыка в семье». Рекомендовать родителям прослушивать классическую музыку дома во время уборки, рукоделия, творчества. Перечень музыкальных произведений, воздействующих на человека. Анкета. Музыкальная гостиная «Наследие веков живое». Познавательное развитие ОД «В мире музыкальных инструментов», «Волшебные звуки зимы». Слушание музыки в режиме дня «Минутки музыки». Выставление в музыкальный уголок иллюстраций с изображением музыкальных инструментов, портретов композиторов — классиков. Презентации: «Наследие веков живое»; «Петр Ильич Чайковский: жизнь и творчество». Посещение занятия музыкальной студии «Березка» ДК Акатьево . Творческая встреча со студентами « Первого Московского областного музыкального училища» в г. Коломна. Концерт классической музыки. Физическое развитие Утренняя гимнастика. Дыхательная гимнастика «Дуем в духовые инструменты», «Трубач». Подвижные игры. Использование музыки в режимных моментах (встреча с детьми, умывание, прием пищи, сон, деятельность в игровых центрах). Речевое развитие Разучивание стихов про струнно-смычковые инструменты. Беседа о создании духовых инструментов. Беседа о творчестве музыканта и музыкального деятеля С.А.Кусевицкого . Чтение рассказов о композиторах. Беседы: «Оперный театр», «Консерватория».
Слайд 10
Фотоматериалы Музыкальный уголок
Слайд 11
ОД «Знакомство с творчеством С.А. Кусевицкого»
Слайд 12
ОД «В мире музыкальных инструментов»
Слайд 13
Слушание классической музыки в режиме дня «Минутки музыки»
Слайд 14
Игра на музыкальных инструментах
Слайд 16
«Музыкальное лото» (для развития звуковысотного слуха) Музыкально-дидактические игры
Слайд 17
Графическое пособие «Эмоции» (карточки с изображением лица с разными эмоциональными настроениями) для определения характера мелодии при слушании произведений
Слайд 18
«Какая музыка?» (для развития памяти и слуха)
Слайд 19
«Ступеньки» (для развития звуковысотного слуха)
Слайд 20
«Определи по ритму» (развитие чувства ритма)
Слайд 21
Рассматривание портретов музыкантов — классиков
Слайд 22
Знакомимся с нотной грамотой
Слайд 23
«Прогулка» ( для развития чувства ритма)
Слайд 24
Рассматривание ширмы
Слайд 25
ОД «Рисуем музыку»
Слайд 26
Пластические импровизации после слушания музыки А. Вивальди «Весна» (1ч.) из цикла «Времена года»
Слайд 27
Экскурсия к усадьбе С.А. Кусевицкого в селе Акатьево
Слайд 28
Взаимодействие с семьями воспитанников Знакомство с творчеством Сергея Александровича Кусевицкого Литературная гостиная «Наследие веков живое» Консультация «Классическая музыка в семье»
Слайд 29
Заключение В процессе реализации проекта: активизировался интерес детей к классической музыке; дети познакомились с музыкальными инструментами, научились узнавать (по внешнему виду) собственно музыкальный инструмент, его изображение на иллюстрациях; дети познакомились с творчеством С.А. Кусевицкого ; дети с удовольствием играют на инструментах музыкального уголка, у них появился интерес к музыкально-дидактическим играм; дети стали свободно общаться с взрослыми и сверстниками в ходе реализации проекта; проявление положительных эмоций во время слушания классической музыки; были созданы условия для восприятия музыки; активно использовалась классическая музыка в разных областях образовательной деятельности и режимных моментах; родители заинтересованы в развитии интереса у ребенка к музыке композиторов – классиков. Музыкальный язык — волшебный, завораживающий, но непростой. И задача педагогов – не только развлечь, но и увлечь, не только заинтриговать, но и заинтересовать, научить слушать, понимать и принимать лучшее, что создано в музыке, то, что называется классикой. Наиболее благоприятного периода для развития музыкальных способностей чем, детство, трудно представить. Для настоящей музыки не существует ничего невозможного! Необходимо лишь желать ее слушать и уметь слушать.
Слайд 30
Литература 1. ФГОС Дошкольное образование. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 (ред. от 21.01.2019); 2. ООП Муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада общеразвивающего вида № 28 «Ласточка»; 3 . Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребёнка. М.: Просвещение, 1968, с.99; 4 . Ендовицкая С.В., Зинченко В.П., Рузская А.Г. Развитие ощущений и восприятий // Психология детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов / Под ред. А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина. М., 1988 г., С.13-17; 5 . Кирнарская Д.К. Музыкальное восприятие. М., 1997 г., с.138; 6 . Леонтьев А.Н. Деятельность и личность // Деятельность. Сознание. Личность. М., 1991 г., с.187; 7 . Метлов Н.А. Музыка детям / Н.А. Метлов, М., 1985 г., с 112; 8 . Никашина Г.А. Малыш и музыка. Мн. 2004 г., с.23; 9 . Петрушин В.И. Развитие музыкального восприятия. // Музыкальная психология. М., 1993 г., с.175-182; 1 0 . «Пралеска»: Воспитание и обучение детей в дошкольном учреждении: базисная программа и методические рекомендации. Мн., 2000 г.; 1 1 . Радынова О.П. Слушаем музыку / О.П. Радынова. М., 1990 г., с. 153; 1 2 . Савельев Г.В. Волшебный мир музыки / Г.В. Савельев // «Пралеска» 2002. №10. с.9-15; 1 3 . Савельев Г.В. Дошкольники слушают музыку : ч.1-2/ Г.В.Савельев. Гомель, 2005 г., с.222; 1 4 . Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. 1 5 . Тарасова К.В. Онтогенез музыкальных способностей М., 1991г., с.123-124; 1 6 . Тютюнникова Т. Музыка и движение/ Т. Тютюнникова// Дошкольное воспитание. 1999 г., №4, с. 107-111; 17 . Ходонович С. Музыкальное творчество и игровая деятельность / С. Ходонович // Пралеска 2000 г., №3, с.15-21;
Слайд 31
Спасибо за внимание!