Рассказы про еду русских писателей

Образы обжор в классической мировой литературе всегда изображались в сатирическом ключе, так как чревоугодие в большинстве культур относится к смертным

картина Обжора

Образы обжор в классической мировой литературе всегда изображались в сатирическом ключе, так как чревоугодие в большинстве культур относится к смертным грехам. Но в зависимости от литературного жанра, тональность сатиры варьировалась от строгого осуждения «угодников Мамоны» до гротеска и дружеского подтрунивания над гастрономическими слабостями. Последнее непосредственно относится к классику русской литературы, баснописцу Крылову — его жизнеописание переполнено анекдотическими историями о непомерной страсти поэта к еде.

Это вовсе не означает, что обжорство поэта интересовало современников Крылова больше, чем его творчество. Но чересчур уж привлекательным оказался «фальстафовский дух» упоения жизнью, который был присущ автору классических русских басен. (Рыцарь-толстяк Фальстаф был комичным персонажем нескольких шекспировских пьес, который по словам его «создателя», воплощал «ликование плоти». Плут, гуляка и любитель «наесться от пуза», этот толстяк готов был посмеяться над всем, и над собой в том числе. «Хорошие повара порождают обжорство» — веселил он подвыпившую публику в таверне). Когда у Ивана Андреевича поинтересовались «не вредно ли ужинать?», он, накладывая себе полную тарелку, изрёк: «Ужинать я, наверно, перестану в тот день, с которого перестану обедать». Поэт был «полной» противоположностью худощавых классиков русской прозы, как Пушкин, Гоголь или Чехов. Они тоже любили обстоятельно покушать, но в своих кулинарных пристрастиях они были скорее гурманами и «словесными кулинарами». В то время, как Крылов был настоящим обжорой.

Обеденное меню Ивана Андреевича Крылова

Георг Эмануэль Опиц, "Обжора" (1804)

Из сохранившихся описаний типичного обеда Крылова известно, что он мог за раз съесть подряд несколько тарелок ухи и громадную тарелку с пирожками-расстегаями вприкуску, огромные телячьи отбивные он заедал жареной индейкой, которую любовно называл «жар-птица». В качестве закуски у писателя шли блины с икрой и страсбургский паштет, приготовленный из свежайшего сливочного масла, трюфелей и гусиной печенки. Все это сопровождалось поглощением несчетного количества соленых нежинских огурчиков, моченой брусники, морошки, слив и яблок. Крылов любовно называл их «Нептуново царство».

В перерыве между блюдами Крылов налегал на квас, а после еды имел привычку запивать все двумя стаканами кофе со сливками, в которые воткни ложку – стоит. Обычно, обед классика состоял из блюд традиционной русской кухни, куда входили щи, кулебяка, жирные пирожки, жареный гусь с груздями или поросёнок под хреном. Но иногда Крылов соблазнялся заморскими устрицами, и тогда уничтожал их десятками, запивая английским портером.

За столом он так увлекался едой, что пачкал соусом обшлага, манишку и традиционный белый жилет. (Баснописец вообще был большой неряха). Еды на тарелку он накладывал столько, что та вываливалась через край. Плотно отобедав, Иван Андреевич вставал, крестился на образа, и хитро прищурившись, произносил: «Много ли надо человеку?» — что вызывало всеобщий хохот.

Наряду с другими классиками русской литературы, Крылов любил выпить. И хотя он не был пьяницей, некоторые считали его таковым из-за вечно сонной и опухшей физиономии. Тем не менее, не смотря на свою флегматичную внешность, Иван Андреевич умел живо реагировать на нападки в его адрес. Мало кто из его современников мог состязаться с баснописцем в остроумии. Например, когда один из писателей-завистников уколол его, намекая на близкое знакомство поэта с министром народного просвещения, президентом Академии художеств Оленина: «И почему это Вас все время печатают?» — Крылов иронично «отбрил» задиру: «Так ведь басни дети читают. Дети книжки рвут, вот их и переиздают«.

Зная, что баснописец за словом в карман не полезет, даже насмешник Пушкин опасался вступать с ним в «пикировки». Он любовно называл Крылова «преоригинальной тушей«, подразумевая незаурядные способности, которыми тот обладал от природы. Например, поэт самостоятельно изучил пять иностранных языков (в 50 лет даже начал переводить оригинал «Одиссеи», но по лености натуры бросил); научился неплохо играть на скрипке; одно время был заядлым картежником, с которым опасались играть на деньги. О здоровье Крылова в Санкт-Петербурге ходили легенды: при открытых окнах, зимой он разгуливал по дому в неглиже, и до самых холодов купался в канале, омывающем Летний сад (порой лез в воду, пробивая первый ледок своим тучным телом). Слыша жалобы молодежи на здоровье, он говорил: «А я вот не давал желудку потачки. Чуть задурит — так наемся вдвое…». Очевидно, Крылов, как гоголевский обжора — помещик Собакевич, был уверен, что «диету придумали французы или немцы, которые совсем ничего не знали об особенностях русского желудка».

Отзывы Крылова о царских обедах

обжора Крылов при царском дворе

Будучи всю жизнь холостым, автор классических русских басен до 76 лет столовался в гостях и по клубам. Не редко заезжал он обедать в царскую резиденцию, куда Крылова приглашала императрица Мария Федоровна. Правда, баснописец вечно жаловался приятелям на скудность царского стола.

К огда ехал, думал — ну, уж царские повара накормят! А что вышло? Убранство — одна краса, а еды не видно». Суп, поданный на первое, писатель обозвал мелкой лужицей, где на донышке лежала веточка зелени да вырезанные фестонами морковки. Пирожки, которыми обносили гостей за царским столом, показались обжоре не больше грецкого ореха. Да и то: «прихватил я с подноса камер-лакея две штуки, а он тут же удрать норовит… Это что ж, только пробовать дают?!» — возмущался Крылов.

Наконец добрались до индейки. Ну, думаю, отыграюсь! Принесли серебряный поднос — а там лишь ножки и крылушки лежат, на маленькие кусочки обкромленные… Взял я ножку, обглодал, положил косточку на тарелку. Смотрю — у всех гостей так. Пустыня пустыней! Хорошо хоть царица заметила, что я грущу, велела еще мне еще подать. Хотя, индейка-то была совсем захудалая, благородной дородности никакой, явно жарили спозаранку и к обеду, изверги, подогрели… А сладкое? Стыдно сказать — пол-апельсина! Нутро природное поваром вынуто, да взамен набито желе с вареньем. Со злости с кожей я его и съел».

Не мудрено, что по окончанию званого обеда, обжора-писатель отправлялся ужинать в Английский клуб на Тверской — старейший среди «английских клубов» России, который был основан в 1770-ом году. Крылов посещал его более 35 лет. Там он «отводил душу» — заказывал поросенка под хреном, разные кулебяки и жареные пирожки. По окончании трапезы Крылов любил вздремнуть, откинувшись на спинку стула. На стене долго не закрашивали пятно от его головы. (На этом месте собирались установить бюст классика). Членами клуба числились также такие классики русской литературы, как А. С. Пушкин, Н. А. Некрасов, Н. М. Карамзин, В. А. Жуковский и многие другие.

Крылов и стерляжья уха

русская классика_писатели-обжоры_И.А.Крылов

Теперь уже не разобрать, что в забавных историях про обжорство Крылова правда, а что ложь. Но попади они в Голливуд, их подписали бы — «основано на реальных событиях». Ведь материал для забавных зарисовок черпался из жизни. Взять к примеру, басню «Демьянова уха», написанную Крыловым в 1813 году. Думаем, все помнят суть этой русской классической басни про навязчивого Демьяна, который сварил уху и пригласил в гости своего соседа Фо́ку. Когда тот сверх меры объелся ухой, хозяин назойливо продолжал предлагать соседу еще отведать ушицы:

Т ут бедный Фо́ка мой,
Как ни любил уху, но от беды такой,
Схватя в охапку
Кушак и шапку,
Скорей без памяти домой —
И с той поры к Демьяну ни ногой».

Сравните это с описанием случая, произошедшего с Крыловым за ужином у сенатора Андрея Ивановича Абакумова. Как-то раз Крылов заглянул к нему и застал там несколько человек, приглашённых на ужин. Хозяин и его гости тут же пристали к Крылову, чтобы он непременно с ними отужинал. К их удивлению, Иван Андреевич вдруг стал отказываться. Он долго не поддавался, и объяснял окружающим, что дома его ожидает свежайшая стерляжья уха. Наконец Крылова удалось сообща уговорить, но под условием, что ужин будет подан немедленно. Сели за стол. Баснописец начал жадно, как пеликан, заглатывать кушанья. За короткое время о съел столько, сколько всё остальное общество вместе взятое. Но как только поэт проглотил последний кусок, тут же бросился к выходу.
П– омилуйте, Иван Андреевич, да теперь-то куда вам торопиться? – закричали хозяин и гости в один голос. Ведь вы же поужинали!
– Да сколько же раз мне вам говорить, что меня дома стерляжья уха ожидает, и я боюсь, чтобы она не простыла, – сердито ответил Крылов и удалился со всею поспешностью, на какую только был способен при его комплекции.

Рассказы про еду русских писателейС ухой связаны и некоторые другие истории про Крылова. В последние годы жизни классик русской литературы каждую неделю обедал у своего давнего приятеля А. М. Тургенева, директора медицинского департамента. Тот был хлебосольным хозяином и держал отличную кухарку. Чтобы угодить Крылову, ко дню его прихода составляли меню из сытных кушаний, а количество порций увеличивали вдвое-втрое. На одном из таких обедов была подана уха с расстегаями. Рядом с поэтом сразу поставили большую миску с рыбными расстегаями. Но после третьей тарелки ухи их уже не было. Крылов восторженно и поэтично нахваливал пирожки: «Ах, какова у тебя кухарка! Недаром в Москве жила! У нас здесь такого расстегая никто не смастерит: и ни одной косточки! Так на всех парусах через проливы в Средиземное море и проскакивают! — при этом Крылов похлопывал себя по животу. «А про уху и говорить нечего. Янтарный навар!».

Рассказы про еду русских писателейОднажды на обеде в Английском Клубе, один из гостей стал бахвалиться уникальной стерлядью, которую слуги выудили из Волги. «Вы не поверите, вытащили стерлядь размером вот отсюда и до… — тут он так широко расставил руки, что задел Крылова, сидящего неподалеку. Тот встал со стула и сказал: «Позвольте, я отодвинусь, чтобы пропустить вашу стерлядь».

Рассказы про еду русских писателей2 февраля 1838 года классик русской басни отмечал свое 70-летие в зале Дворянского собрания на Невском. Собралось человек триста. С поздравительными речами выступили несколько министров, граф Одоевский, Жуковский  и другие. Как было указано в литографированном меню обеда, угощение началось с «Демьяновой ухи». После к столу подали балык и семгу, которые таяли во рту, как весенний снег. Не обошлось и без «Крыловской кулебяки». Да чего там только не было! Беда в том, что Крылову приходилось все время кланяться и благодарить. «Какая уж тут еда, когда сердце желудок покорило. Хочешь к блюду приступить, а слезы мешают. Так и пропал обед, и какой обед! — с горечью вспоминал он через три года. — Хоть бы на дом прислать догадались!»

Рассказы про еду русских писателейПосле смерти Крылова ходили слухи, что баснописец умер от заворота кишок вследствие переедания. Это мнение сохранилось до наших дней: нет-нет, да и услышишь, или прочтёшь, что большой поэт испустил дух от большого обжорства. (На самом деле легендарный классик скончался от двухстороннего воспаления лёгких). Последняя легенда о нем связана с его похоронами.  Когда какой-то прохожий полюбопытствовал у одного из людей, шедших за гробом поэта: – А кого это хоронят? Из процессии ему ответили: – Ивана Андреевича Крылова, министра народного просвещения. – Вы очевидно ошибаетесь, – удивился тот. – Ведь граф Уваров – министр просвещения, а Крылов – баснописец. Но тот же голос из толпы сказал: – Никакой ошибки нет. Крылов просвещал народ, а Уваров в своих докладах сочиняет басни.

Еще вам могут понравиться статьи

Россия создала многих из величайших людей в области литературы. Золотой век русской поэзии начался с Александра Пушкина, который является основоположником русского литературного языка и более широко известен как «русский Шекспир». После Золотого века в России стали популярны различные жанры — от поэзии, романов и коротких художественных рассказов до литературного реализма и символизма. Работы русских авторов менялись от романтики до сатиры, религии и политики. Многие написали автобиографии об их интересной жизни, которые стали широко известны, в то время как другие писали о политических условиях Советского Союза и его роли в мировой войне. Их работы были опубликованы и переведены по всему миру и привлекли много читателей.

Мы предлагаем список лучших русских авторов всех времён. Именно с ними во всем мире ассоциируется понятие русская литература. Эти писатели стали частью русской культуры, обогатив ее. Вот десятка самых известных из них:

1. Александр Пушкин

Александр Пушкин
Пушкин был основателем литературного творчества в эпоху золотой поэзии в России. Он ввёл жанр романтической поэзии и романов. Его первое стихотворение было опубликовано, когда ему было всего три года, и вскоре он стал известен по всей России. Его главной работой был роман «Евгений Онегин». Будучи героем-романтиком, он умер героически, скончавшись от ран в схватке с Жоржем-Шарлем, который пытался соблазнить его жену.

2. Александр Солженицын

Александр Солженицын
Он был русским прозаиком, писателем и драматургом. Он использовал свою работу для распространения информации о ГУЛАГе, правительственном агентстве Советского Союза, которое управляло трудовыми лагерями. Его наиболее известные работы включают «Архипелаг ГУЛАГ» и «Один день Ивана Денисовича».

3. Иван Тургенев

Иван Тургенев
Он был прозаиком и автором коротких рассказов, первоначально был отвергнут многими издателями из-за его работы «Отцы и дети», которая теперь считается классикой. Его главной публикацией была «Записки охотника», сборник рассказов, нацеленный на жестокость сфер-общества.

4. Владимир Набоков

Владимир Набоков
Он был русско-американским прозаиком и энтомологом (изучение насекомых). Его первые девять романов были на русском языке, после чего он стал более известный и начал писать английские романы, которые очень популярны во всем мире. Его сенсационный бестселлер, роман «Лолита» был написан на русском и английском языках и получил статус классика. Он так же был финалистом национальной книжной премии за художественную литературу семь раз.

5. Михаил Булгаков

Михаил Булгаков
Булгаков в начале двадцатого века, был писателем, врачом и драматургом. Он заявлен как самый противоречивый писатель своего времени и был известен своими сатирами над обществом в Советском Союзе. Хоть он и получил медицинское образование, но склонность к литературе завлекла его на путь прозаика. Его самая значимая работа-это роман «Мастер и Маргарита».

6. Антон Чехов

Антон Чехов
Он признан величайшим писателем кратко вымышленных рассказов в истории. Изначально он был врачом, но, после большого интереса к литературе, начал писать всерьёз. Потому он продолжив свою карьеру в медицине, параллельно стал писать книги. Однажды он сказал: «медицина-моя законная жена, а литература-любовница. Когда надоедает одна, ночую у другой». Его наиболее влиятельными работами были «Чайка» и «Дядя Ваня».

7. Иван Бунин

Иван Бунин
Иван Бунин-первый из русских писателей-стал лауреатом Нобелевской премии по литературе. Он известен артистизмом, реализмом, поэзией и классическими традициями. Молодой писатель провел детство в финансовом кризисе из-за того, что глава семьи пристрастился к карточной игре и алкоголю, поэтому не мог получить лучшее образование. Тем не менее, это его не потянуло вниз, и он смог пробиться к вершине. Его самая известная работа включает в себя; «Деревня» и «Суходол», его автобиография «Жизнь Арсеньева» и рассказы «Темные аллеи».

8. Николай Гоголь

Николай Гоголь
Гоголь был русским драматургом, прозаиком и автором коротких рассказов украинского происхождения, на него оказала большое влияние украинская культура. Его шедевр содержал в себе романтическую чувственность, с элементами сюрреализма и гротеска. Он так же широко известен тем, что изображает реальных персонажей. Повесть «Тарас Бульба» (1835) и спектакль «Женитьба» (1842), а так же рассказы «Записки сумасшедшего», «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем», «Портрет» и «Коляска», являются его наиболее значимыми и популярными работами.

9. Фёдор Достоевский

Фёдор Достоевский
Достоевский был русским прозаиком, автором коротких рассказов, публицистом, журналистом и философом. Его контекст исследует человеческую психологию которая является изучением поведения и разума, охватывая все стороны сознательного и бессознательного опыта, а также мышления. Несмотря на то, что он получил высшее образование военного инженера, он подал в отставку и вступил в социалистическую группу, позднее был схвачен полицией и отправлен в Сибирь. Из-за этих жизненно важных событий, он стал писателем и рассказывал снова и снова о своём опыте в тюрьме в «Записки из Мертвого дома», «Униженные и оскорбленные» и «Зимние заметки о летних впечатлениях». В конце концов он стал одним из самых читаемых и уважаемых русских писателей. Его книги переведены более чем на 170 языков.

10. Лев Толстой

Лев Толстой
Граф Лев Николаевич Толстой более известный как Лев Толстой в переводе на английский, был одним из самых феноменальных писателей в истории всех времён. Он был русским прозаиком и автором коротких рассказов, но позже он также написал несколько пьес и очерков.

Его самые популярные работы: «Война и Мир» (1869) и «Анна Каренина» (1877). Впервые стал широко известен благодаря своей автобиографической трилогии «Детство», «Отрочество» и «Юность» (1852- 1856) и «Севастопольские рассказы» (1855), основанной на его опыте в Крымской войне. Позже в жизни испытал влияние этических учений Иисуса, познав глубокий моральный перелом, который побудил его опубликовать некоторые религиозные сценарии. В последние дни особенно много рассуждал о смерти и через пару дней скончался из-за пневмонии.

Если в жару нет аппетита, замените обычную пищу пищей духовной. Редакция «Афиши Daily» собрала гастрономическую подборку литературы: это книги о еде, ее психологии и истории. А написаны они так, что, может быть, в процессе чтения и есть захочется.

«Молочные реки, кисельные берега: Книга об успокаивающем воздействии рисовой каши, искусстве готовить чечевичную похлебку и превратностях любви»

Штефан Пауль, 2019

ed7831b32ffe3da68aa7e4f4183d8d37

Повар Штефан Пауль рассказывает хорошие истории о еде и людях, давая к каждой из них рецепт. Нет вопросов ни к языку, ни к переводу, ни к композиции зарисовок. Открываешь книгу и выпадаешь на несколько минут из повседневности, чтобы очутиться на кухне ресторана или на берегу моря. А потом так вдохновляешься, что бежишь готовить борщ-солянку по рецепту одного из персонажей — Герты Клепке. К классическому рецепту она всегда добавляет шампиньоны, маринованные огурцы, маринад от них и белое вино.

Книга Пауля в минуты особенной печали может дать утешительное тепло. Пока есть только что выловленная рыба, которую жарят при тебе, запах мяса с кухни, вино, выпитое с друзьями, — ничто нам не страшно, ничто нас не победит.

ae6ea52021388f2bf022b622306ed724

Самая старая книга в нашей подборке. Но не включить ее было невозможно. Это сборник эссе о русской, советской, унесенной в эмиграцию кухне. Все эти тексты писали в Нью-Йорке середины 1980-х журналисты Петр Вайль и Александр Генис. Читаются их заметки удивительно легко и с любого места. Все потому, что они написаны с интеллигентным юмором и нежностью к нашим странным ритуалам, утраченным безвозвратно деликатесам и всему тому, что называется русской душой.

Вы узнаете, как готовили рубленые котлеты, что такое заливной язык и чем восточные пельмени отличаются от северных. А еще — что настоящая шарлотка с кухонь наших родителей — это не бисквитный пирог. Белый хлеб без корки вымачивали в смеси сливок и яиц, перекладывали яблоками и запекали в духовке. Дешево, сердито, очень вкусно.

«Голодный город. Как еда определяет нашу жизнь»

Кэролин Стил, 2016

030dc22c716bb062588bba0723ff75d2

Британский архитектор и писатель Кэролин Стил написала важную книгу о том, что еда — это не просто еда. Часто мы не думаем о том, как говядина или помидоры попадают к нам на тарелку и сколько людей помогают кормить миллионный город.

На примере Великобритании автор дает нам яркую и, стоит признаться, печальную картину того, как еду производят, возят, готовят, продают и утилизируют. И насколько пища определяет взаимоотношения города и деревни, наши повседневные маршруты, привычки и развитие инфраструктуры. Множество сортов яблок не нужны: побеждают два. Корпорации поглощают маленькие хозяйства, а мы привыкаем есть овощи со вкусом картона.

Стил отмечает, что контроль за тем, как питается город, — это и есть власть. Стоит хотя бы одному элементу в пищевой цепочке перестать работать и дело быстро дойдет до голодных бунтов. Вспомним хотя бы, что происходило в разгар пандемии в супермаркетах.

«Искусство еды. Гастрономические традиции античной эпохи»

Анна Павловская, 2018

b810b463882a960622919edb593ce2f9

Это третья книга об истории еды, которую написала Анна Павловская, профессор МГУ и доктор исторических наук. Первые две посвящены еде первобытных людей и тому, как она определила развитие цивилизации.

В «Искусстве еды» Павловская пишет о том, как важны были для людей античности вино, масло и хлеб, и, главное, какой был повседневная еда. Так, простые люди могли перекусить на завтрак лепешкой, солеными маслинами или сладким инжиром. Обычный рацион семьи — это лук, вино, масло, сыр и хлеб. Люди побогаче могли позволить себе тунца, свиное вымя, цыпленка, яйца, улиток и ветчину. На десерт — яблоки. В общем, жить было можно.

«Что нам есть с точки зрения химии. Книга о невкусной и нездоровой пище»

Бахыт Кенжеев, Петр Образцов, 2018

360bac5be682137bc35c51dc9ef8322c

Бахыт Кенжеев в первую очередь поэт. Петр Образцов — переводчик, писатель и журналист. Вместе они учились на химическом факультете МГУ. И пишут о еде с точки зрения ее устройства, объясняя, что происходит с тортом и овощным салатом, когда они попадают к нам в рот, и почему многие мифы — это только мифы.

При этом «Книга о невкусной и нездоровой пище» — книга писателей, поэтому в ней много историй, шуток и литературных отсылок. Вам расскажут про Джеймса Кука, который кормил команду корабля квашеной капустой, чтобы спасти от цинги, и про влюбленного мужчину, собиравшегося из железа собственной крови сделать колечко для возлюбленной. Без вреда добыть нужное количество крови можно за два года. Говорят, вышла за другого.

«Битвы за еду и войны культур. Тайные двигатели истории»

Том Нилон, 2017

f6cafd4114e377b5b74a22b988a3524f

Пища не только определяет нашу жизнь, но и двигает вперед прогресс, заставляет крутиться то самое колесо истории. Как появился вустерский соус? Почему какао — отличный повод для войны? Был ли каннибалом Диккенс? Ответов на эти и другие вопросы в «Битвах за еду» Тома Нилона — антиквара, историка, специалиста по кулинарным книгам — множество. Вы, скорее всего, не знали, что лимонад спас Париж от чумы. Лимонная кислота убивала бактерии, и те, кто его пил, имели больше шансов выжить. А цедра, которую выбрасывали на помойку в огромных количествах, убивала блох — переносчиков болезни.

Книга Нилона не только увлекательная, но и красивая. Автор сопровождает свои рассказы о еде афишами, плакатами, фотографиями, гравюрами, иллюстрациями и многим другим. Эстетика и энциклопедичность — идеальное сочетание.

Подробности по теме

История алкоголя в 10 книгах: как спирт влиял на цивилизации

История алкоголя в 10 книгах: как спирт влиял на цивилизации

  • Рассказы про дятла для детей
  • Рассказы про животных для детей борис житков книга
  • Рассказы про древнюю русь
  • Рассказы про дорожные знаки
  • Рассказы про друзей 7 предложений на французском